Данный анализ произведения Сент-Экзюпери "Маленький принц" поможет понять глубину всего произведения и философский смысл, заложенный автором.
Темы в этой статье
- "Маленький принц" Главная Мысль - Экзюпери
- Темы в этой статье
- Главное произведение Экзюпери, без которого писателя не понять | Правмир
- Главное произведение Экзюпери, без которого писателя не понять
Ключевые постулаты произведения
- А какой видит маленький принц Землю?
- Проблемы в сказке маленький принц
- «Маленький принц»: как детская сказка стала главным трудом экзистенциализма | Онлайн-журнал Эксмо
- Читайте также
- 1 комментарий
- 5. Философские аспекты проблематики сказки а. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
«Маленький принц» характеристика главного героя
Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает родную планету в поиске, не зная, что то, что ему нужно находилось совсем рядом, на его планете. Написанные в традиции романтической философской сказки образы глубоко символичны, читатель расшифровывает каждый образ так, как воспринимает лично, поэтому для одного образа значений может быть великое множество. Как упоминает А.
Зверев, основными образами в сказке являются Маленький принц, Роза, Лис и пустыня. Далее, уточним, что значит каждый образ: 1. Маленький принц - это символ человека-путешественника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.
Роза - это символ любви, красоты, женского начала 3. Пустыня - это символ духовной жажды. Она замечательна, потому что в ней таятся источники жизни, найти которые человеку помогает только сердце.
Одна из главных сюжетных линий в сказке - авария, в которую попадает рассказчик, по сути, сказка и родилась в пустыне. Такой элемент довольно-таки непривычен для читателя - мы привыкли к историям, происходящим в лесу, в горах, на берегу моря; в произведении Экзюпери лишь пустыня и звезды, потому что это нестандартная ситуация, а лишь в такое время человек переживает всю свою жизнь, переосмысливает, переоценивает ценности [Зверев А. Увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц, поэтому значение этого образа очень важно, оно помогает увидеть то, что скрыто от поверхностного взора.
Зверев утверждает, что сущность вышеизложенного сводится к тому, что тема детства с его свежестью взгляда, кристально чистым и ясным сознанием и свежестью чувств занимает центральное место в повести. Поистине - "устами младенца глаголет истина". В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и линия Маленького принца, история его жизни.
Первая глава повести является вводной, ключевой к одной из важных проблем произведения - проблеме "отцов" и "детей", к вечной проблеме поколений. Эта фраза служит подводкой к последующему развитию темы "отцов" и "детей", к детским воспоминаниям автора. Взрослым не дано было понять детский рисунок рассказчика, и только Маленький принц смог быстро распознать слона в удаве.
Коротков подчеркивает, что именно этот рисунок, который летчик всегда носил с собой, помогает установить взаимосвязь между ребенком и взрослым. Малыш, в свою очередь, просит нарисовать ему барашка, но каждый раз рисунок получается неудачным: то барашек слишком хилый, то слишком старый. Мальчику эта выдумка понравилась: он мог фантазировать сколько угодно, по-разному представляя себе барашка.
Ребенок напомнил взрослому его детство, они обрели способность понимать друг друга. Умение войти в мир ребенка, понять его и принять - вот что сближает мир взрослых и мир детей. Композиция произведения весьма своеобразна.
Парабола - основной компонент структуры традиционной притчи. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое, достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке.
Особенность такого сюжета в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл, новую точку зрения на проблему, находит решение [Коротков А. Начало и конец повести "Маленький принц" имеют отношение к прибытию героя на Землю или к покиданию Земли летчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету, ухаживать и растить прекрасную Розу.
Маленький принц немногословен - о себе и своей планете он говорит очень мало. Автор узнает лишь то, что малыш прилетел с далекой планеты, которая называется "астероид Б-612". Маленький принц рассказывает летчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету.
Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, "это очень скучная работа". Но у него есть твердое правило: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету". Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому, утверждает принц.
Так, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для современно быстроразвивающегося мира. Филатова акцентирует внимание на том, что создается впечатление, что автор сказки предвидел будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета.
Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее - философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы [Филатова М. Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца.
И немного погодя добавляет: "Знаешь. Ребенок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых. Установившаяся гармония взаимоотношений взрослого и ребенка едва не нарушается в седьмой главе.
Малыша волнует мысль о барашке и розе: сможет ли он съесть ее и если да - тогда зачем цветку нужны шипы? Он только складывал цифры и с утра до вечера твердил одно: "Я человек серьезный! Я человек серьезный!.
Малыш объясняет взрослому, как важно думать и заботиться о том, кого ты любишь, и чувствовать себя от этого счастливым. И это, по-твоему, не важно! Рассмотрим дальнейшие главы "Маленького принца".
Далее следует рассказ о Маленьком принце и его планете, и здесь особое место занимает история Розы. Соломно утверждает, что роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но "зато она была так прекрасна, что дух захватывало!
Однако пустые слова красавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным. Роза - это символ любви, красоты, женского начала, как мы уже говорили в главе про символичность произведения. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты, но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.
Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Рассказывая эту историю о розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь.
Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны!
Но я был слишком молод и еще не умел любить! Истинную сущность можно "увидеть" только сердцем [Соломно Н. Малыш деятелен и трудолюбив, он каждое утро поливает Розу, беседует с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки.
И все же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало.
Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством. По мнению Сент-Экзюпери, они воплощали в себе доведенные до абсурда наиболее распространенные человеческие пороки [Моруа А. Не случайно именно здесь у героя возникают первые сомнения в правильности человеческих суждений.
На планете короля Маленький принц не может понять, зачем вообще нужна власть, но испытывает к королю симпатию, ибо тот был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания. Экзюпери не отрицает власть, он просто напоминает о том, что правитель должен быть мудр и что власть должна опираться на закон. На следующих двух планетах Маленький принц встречает честолюбца и пьяницу - и знакомство с ними повергает его в растерянность.
Их поведение для него совершенно необъяснимо и вызывает только отвращение. Но самым страшным в нравственном аспекте оказывается деловой человек. Его душа настолько омертвела, что он не видит ту красоту, которая его окружает.
Он смотрит на звезды не глазами художника, глазами дельца. Автор не случайно выбирает звезды, этим он подчеркивает полную бездуховность делового человека, его неспособность созерцать прекрасное. Единственный, кто делает свое дело, - это фонарщик: "Вот человек, которого все стали бы презирать - и король, и честолюбец, и пьяница, и делец.
А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Планета людей кажется герою черствой и неуютной: "Какая странная планета!. Совсем сухая, вся соленая и в иглах.
У людей не хватает воображения. Буковская констатирует печальный факт - если этим людям рассказываешь о друге, они никогда не спросят о самом главном - их вопросы касаются совершенно несущественного: "Сколько ему лет? Сколько у него братьев?
Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец? Что дает истинное представление о доме: его стоимость во франках или то, что это дом с розовыми колоннами?
И наконец - перестала бы существовать планета Маленького принца, если бы открывший ее турецкий астроном отказался переодеваться в европейский костюм, а его открытие так и не получило бы признания? Вместо того чтобы украшать свой дом, возделывать свой сад, они ведут войны, иссушают мозги цифирью, оскорбляют суетой и алчностью красоту восходов и закатов. Нет, не так надо жить!
В этой сказке повествуется интересная история маленького мальчика, который путешествует по мирам и таким образом познает жизнь, знакомится с интересными людьми. Впрочем, нельзя […]... Сказка для взрослых, но с детской интонацией. Детская интонация нужна автору для того, чтобы воплотить свой философский замысел. Детское отношение к природе и человеку противоположно серьезности взрослых, которая является всего лишь привычным способом извращать мир и человека. Взрослый […]... Добронравова, […]...
Она мне очень понравилась тем, что написана в жанре повести-сказки. С одной стороны, читатель погружается в сказочные приключения Маленького принца, путешествует с ним Вселенной, знакомится с удивительными планетами и героями. С другой стороны, автор заставляет задуматься над его размышлениями о духовности […]... Прославление детства в сказочной повести А. Своеобразие Экзюпери — в редком сочетании профессионального видения летчика с философским проникновением в суть жизни. Сочинение по сказке А. Его герои — летчики — большую часть своей жизни проводят на высоте, с которой земная жизнь видится иначе, чем внизу.
Она представляется не размельченной на пустяки, а в крупных и важных очертаниях. При этом с высоты иначе выглядит не только физическая география […]... Это был рисунок удава снаружи, однако взрослые утверждали, что это шляпа. Взрослым всегда нужно все объяснять, поэтому мальчик сделал еще один рисунок — удава изнутри. Тогда взрослые посоветовали мальчику бросить эту ерунду — по их словам, следовало побольше […]... Самое главное видишь только сердцем по повести А. Самого главного глазами не увидишь.
Он привык смотреть на нашу Землю сверху, с высоты. Может быть, именно это […]... Философская проблематика сказки А. Экзюпери не любит наставлений, как не любят их все дети. Но, рассказывая историю Маленького принца, он вместе со своим героем убеждает читателя в простых и мудрых истинах. Маленький мальчик познает мир. И при этом сталкивается с разными существами — беззащитной и капризной Розой, напыщенным Королем, […]...
Опубликовано в 1943 году как детская книжка. Интересна история публикации сказки А. Сент-Экзюпери: Написан! Вышла в печати сначала на английском англ. Она представляется не размельченной на пустяки, а в крупных и […]... В чем смысл произведения экзюпери маленький принц.
Другой немаловажный символ, к которому обращено практически все произведение — это роза. Роза — это символ любви, красоты, женского начала.
Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина — красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением. И, следовательно, казалось бы, простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие. Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку.
Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. В сказке сильны романтические традиции. Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра — сказки. Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор — это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем. Сент-Экзюпери показывает, что человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу.
Отсюда в творчестве романтиков прослеживается культ детства. Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки.
Бельгийский символизм представлен фигурой крупнейшего драматурга, поэта, эссеиста М. Уже первый поэтический сборник Метерлинка Теплицы был насыщен неясными намеками, символами, герои существовали в полуфантастической обстановке стеклянной теплицы. Одной из самых влиятельных фигур европейского символизма был норвежский писатель и драматург Г. Ибсен разграничивал свое искусство и французский вариант символизма: его драмы строились на «идеализации материи, преображении реального», а не на поисках запредельного, потустороннего. В английской литературе символизм представлен фигурой О. Тяга к эпатажу буржуазной публики, любовь к парадоксу и афоризму, жизнетворческая концепция искусства «искусство не отражает жизнь, а творит ее» , гедонизм, частое использование фантастических, сказочных сюжетов, а позже и «неохристианство» восприятие Христа как художника позволяют отнести О. Уальда к писателям символистской ориентации. Сложился в Цюрихе, столице нейтральной Швейцарии, стараниями поэтов-эмигрантов из воюющих стран Т. Тзара, Р. Гюльзенбек , которые издавали журнал "Кабаре Вольтер" 1916-1917. Дадаисты декларировали абсурд и атмосферу скандала, дезертирство, выражая протест против первой мировой войны, стремление вывести публику из самодовольной успокоенности. Эстетической формой их протеста стало искусство алогичное и иррациональное, нередко бессмысленные наборы слов и звуков, составленные методом коллажа. Эти два слога достигли цели, достигли "звонкого бессмыслия", абсолютной незначимости", - писал Анд ре Жид в статье "Дада". Совершенное - это то, чего нельзя больше воспроизвести, ставить же перед собой прошлое - значит преграждать путь в будущее". Наиболее заметен среди дадаистов швейцарский поэт Тристан ТЗАРА 1896-1963 , автор книг "Семь манифестов дада" 1924 , "Приблизительный человек" 1931 , известной "Песенки дада", в которой обыгрываются случайные образы, неожиданные ассоциации и в то же время присутствует элемент пародии на бульварный роман и натуралистическую поэзию. В какой-то мере смысл поэзии Тзары и дадаистов в целом передают его слова "Я пишу манифест, и я ничего не хочу, я говорю между тем кое-что, и я в принципе против манифестов, как я против принципов". В этих словах - отрицание, которое найдет свое дальнейшее развитие во французском сюрреализме и немецком экспрессионизме, к чьим программам примкнут дадаисты. Бретоном при участии Л. Арагона в 1924 году, и манифесте, появившемся в январе 1925 года. Вместо изображения объективной реальности целью искусства в них провозглашены сверхчувственная надреальность и мир подсознательного, а в качестве главного способа творения - "автоматическое письмо", метод бесконтрольной выразительности и совмещение несовместимого. Сюрреализм стремился раскрепостить сущность человека, подавленного цивилизацией, и осуществить коммуникацию, воздействуя на подсознательные импульсы. Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений". Само слово "сюрреализм" впервые употреблено Г. Аполлинером в предисловии к своей драме "Груди Тирезия", где автор просил прощения за придуманный им неологизм. Тот ему понадобился, чтобы обновить театр, вернуть его к самой природе, не повторяя ее: "Когда человек решил подражать ходьбе, он создал колесо - предмет, не схожий с ногой. Это был бессознательный сюрреализм". Слагаемые сюрреалистического образа - это деформация, сочетание несочетаемого, свободная ассоциативность. Слово использовалось сюрреалистами в игровой функции, при этом процесс "остранения" слов доводился нередко до крайности, рождая, по мнению Джанни Родари, настоящие "биномы фантазии", еще точнее - "полиномы фантазии". Для поэтики сюрреализма характерны разъятие предмета на составные части и "перекомпоновка" их, условное космическое пространство, безвременье и статика коллажа. Все это нетрудно увидеть на картинах С. Дали, в поэзии Ф. Супо,, Ж. История школы сюрреализма оказалась недолговечной. Французская школа, как и чешская, польская, а еще ранее испанская и многие другие, возникшие в разных странах Европы, ощутила свою несостоятельность перед угрозой фашизма и надвигающейся второй мировой войной и самораспустилась. Однако сюрреализм оказал влияние на искусство XX века: поэзию Элюара, Арагона, Незвала, Лорки, на живопись и декоративно-прикладное искусство, кинематограф, на все окружающее современного человека пространство. Импрессионизм как метод впервые появился в живописи, затем распространился на другие виды искусства. Термин возник, когда в 1874 на выставке в Париже молодых художников, отвергнутых официальным Салоном, К. Моне представил свою картину Впечатление. Восход солнца 1872. В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма. Традиционное изображение требовало абстрагирования от конкретного объекта и впечатлений от него, их суммирования и выделения некой средней идеи, при этом нужно было отсечь случайное, запечатлев общее, главное. Импрессионизм же был против общего, утверждал частное, импрессионисты изображали каждое мгновение. Это означало: никакого сюжета, никакой истории. Мысль заменялась восприятием, рассудок — инстинктом. Братья Э. Гонкур в своих Дневниках, ставших образцом импрессионистической критики, заявляли: «... Живопись — это краски... Они же произнесли знаменитую фразу, ставшую формулой импрессионизма: «Видеть, чувствовать, выражать — в этом все искусство». Импрессионистическая поэтика вполне подходила под теорию натурализма. Натурализм стремился прежде всего выражать природу, но во впечатлении от нее. Он требовал правдивости, верности натуре, но это означало верность первому впечатлению. В своих романах Э. Золя создавал целые полотна, сотканные из запахов, звуков, зрительных восприятий описание сыров в Чреве Парижа, выставка белых тканей в Дамском счастье. Если герой смотрит на один и тот же предмет в разных состояниях, сам этот предмет словно изменяется. Точно так же в живописи импрессионистов один и тот же пейзаж получал разное отражение в сериях картин, поскольку изменяющиеся свет и состояние художника приносили новый образ этого пейзажа. Символизм, в противовес натурализму и реализму, стремился вернуть в искусство представление об идеальном, о высшей сущности, скрытой за обыденными предметами. Наиболее яркий образец поэтического импрессионизма — сборник стихов П. Верлена Романсы без слов — вышел в 1874 году. Верленовские «пейзажи души» демонстрируют, что в поэзии и в целом в литературе чистый импрессионизм невозможен, любая словесная «картина» ищет поддержку глубинного смысла. Элементы импрессионистической поэтики можно найти у многих поэтов-символистов. В прозе черты импрессионизма проявились в стиле Дневников и романов братьев Гонкур, в Пейзажах и впечатлениях Ж. Лафорга опубл. Особое качество импрессионистическая поэтика приобретает в жанре символистского романа. Здесь она выступает прежде всего как особый ассоциативный принцип строения текста, проявляющийся в нелинейности повествования, отсутствии традиционного сюжета, технике «потока сознания». В разной степени эти приемы развивали М. Пруст В поисках утраченного времени, 1913—1925 , А. Белый Петербург, 1913—1914 Дж. Джойс Улисс, 1922. Импрессионизм нашел свое воплощение и в критике. Еще в 1873 английский искусствовед У. Пейтер в книге Ренессанс говорил о «впечатлении» как об основе восприятия произведения искусства. В критике импрессионизм просуществовал дольше, чем в других жанрах Комментарии Г. Адамовича были опубликованы в 1967. Импрессионизм потерял свое значение в целом к середине 1920-х. Футуристы были и в других европейских странах — Германии, Англии, Франции, Польше. Футуризм заявил о себе в литературе, живописи, скульптуре, в меньшей степени в музыке. Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т. Маринетти Манифест футуризма. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора. В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. Ввести своих соотечественников на Олимп современной европейской культуры — вот то, что несомненно стояло за эпатажно-крикливым тоном манифеста. Маринетти за свою жизнь опубликовал свыше 80-ти манифестов, касающихся не только самых разных видов художественного творчества, но и самых разных сторон жизни. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных стихи, роман Мафарка-футурист Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Устаревшими были объявлены жалость, уважение к человеческой личности, романтическая любовь. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Футуристы утверждали, что новая техника меняет и человеческую психику, а это требует изменения всех изобразительно-выразительных средств искусства. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. На мировоззрение футуристов оказали сильное влияние идеи Ницше с его культом «сверхчеловека»; философия Бергсона, утверждающая, что ум способен постигать только все окостенелое и мертвое; бунтарские лозунги анархистов. Гимн силе и героизму — почти во всех произведениях итальянских футуристов. Человек будущего, в их представлении, — это «механический человек с заменяемыми частями», всемогущий, но бездушный, циничный и жестокий. Очищение мира от «рухляди» они видели в войнах и революциях. Фольгоре, Поджигатель Палаццески — говорят сами за себя.
Анализ произведения «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери)
Сочинение на тему: “Философский смысл произведения “Маленький принц” О каком бы произведении ни шла речь, автор всегда желает вложить в него какую-то философию, чтобы сделать действительно полезным для читателя. О чем и какой смысл произведения Маленький принц. Бередившие старые раны, воспоминания о катастрофе и новости о начавшейся мировой войне вдохновили писателя на создание произведения. Маленький принц знакомится с лисом и тот просит приручить его, потому что быть одиноким очень плохо. Главная мысль повести-сказки «Маленький принц» заключается в том, что необходимо ценить дружбу, заботу, принимать обязательства, нести ответственность за людей, которые доверились нам. Сочинение на тему: “Философский смысл произведения “Маленький принц” О каком бы произведении ни шла речь, автор всегда желает вложить в него какую-то философию, чтобы сделать действительно полезным для читателя.
Маленький принц анализ для итогового сочинения
Да ещё автор-француз, друг Советского Союза. Не прочитать и не восхищаться глубоким значением «Маленького принца» было просто неприлично. В других странах, при всем тёплом отношении читателей к произведению, таких предпосылок не было и в целом оно воспринималось спокойнее. Значение «Маленького принца» спустя годы Эта небольшая философская сказка оказала влияние на творчество представителей разных видов искусства последующих поколений. Идеи гуманизма, которыми пропитана книга, взошли на благодатной почве послевоенного поколения. Во многих новых произведениях можно увидеть явные и не очень отсылки-символы к сказке «Экзюпери». Например неожиданно или закономерно? Экранизаций-адаптаций под оперу, балет и прочее оригинального произведения невероятное количество. В нашей стране в 1966 году вышел одноимённый фильм, правда, публике он не очень понравился. Одной из самых удачных анимационных адаптаций на сегодняшний день считается «Маленький принц» Майлка Осборна между прочим, автора популярного мультика «Кунг-фу Панда». Эта многогранная история не только о самом мальчике со звёзд, но и о современной девочке, которая учится верить в чудо.
Обязательно посмотрите её с детьми! О «Маленьком принце» можно говорить бесконечно. Мы продолжаем сегодня нежно любить эту прекрасную повесть-сказку. Взрослые в силу жизненного опыта видят в ней глубокий аллегорический смысл. Детям она просто нравится как волшебная и добрая сказка. Её стоит прочитать вместе и… отложить до совершеннолетия. Но потом обязательно вернуться, и она откроет новые смыслы. Читайте также.
Единственный его собеседник, а иногда и оппонент — немного таинственный и всемогущий старец, его отец. Этот старец олицетворяет собой всю историю человечества с накопленным опытом и мудростью. Сам властитель — его духовный сын и наследник. Помните, на одной из планет Маленький принц встретил Короля. Король был очень гордым, не замечал очевидных вещей и умел только повелевать. Но даже ослепленный своим величием, Король изрекал мудрые мысли: — Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват — он или я? Власть прежде всего должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны. Властитель «Цитадели» — именно такой мудрый правитель, лишенный при этом тщеславия и самолюбования и поглощенный идеей отеческой любви и ответственности за свой народ. Его рассуждения то касаются конкретных случаев из жизни царства, то сводятся к поучениям, но в сущности выходят далеко за рамки прикладных советов и приобретают универсальное звучание. Хотя каждая из дорог — принуждение, потому что я оградил ее дорожными столбами. И что ты имеешь в виду, говоря «свобода» и не видя перед собой ни одной дороги? Или ты называешь свободой блуждание наугад в пустоте? Поверь, принуждение новой дороги увеличит твою свободу». Глупость, зависть, закостенелость в праздности — вот с чем борется мудрый правитель. Скудные пески Юга из года в год взращивают племена, жаждущие жить, — наступает день, и эти племена завладевают мертвыми сокровищами мертвого народа. Я не люблю людей с омертвелым сердцем». Главной задачей правителя становится создание условий для самореализации народа и поиск объединяющей идеи. Но если ты хочешь, чтобы они возненавидели друг друга, брось им маковое зерно». Поражает разнообразие лиц и сюжетов, чередой сменяющих друг друга в выдуманном царстве. Шаги к Господу Цитадель — это крепость, защищающая город от набегов беспощадных завоевателей. Помните евангельскую притчу о злых духах? И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» Мф. Пожалуй, «Цитадель» Экзюпери — это та крепость, которую он воздвигал в защиту души от происков врага рода человеческого. Эта удивительная книга, конечно, не может претендовать на догматичность и бесспорность. Это не свод вероучительных истин. Но для христианского сердца она безусловно даст богатую пищу для размышлений. Сквозь неспешное течение мысли на страницах «Цитадели» отчетливо проступают слова молитвы. Легко представить себе, как они зарождались в долгих полетах над поверхностью такой маленькой и такой уязвимой Планеты людей. Я хочу преисполнить моих воинов благородством, а храм, на который люди тратят себя и который для них смысл их жизни, переполнить красотой. Но сегодня вечером, когда я шел с пустыней моей любви, я увидел маленькую девочку. Она плакала. Я повернул ее к себе и посмотрел в глаза. Горе ее ослепило меня. Если, Господи, я пренебрегу им, я пренебрегу одной из частичек мира, и творение мое не будет завершено. Я не отворачиваюсь от великих целей, но не хочу, чтобы плакала и малышка.
И автору очень горько говорить о том, что люди этого не видят и превращают свою жизнь в бессмысленное существование. Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете. Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Буковская отмечает, что любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. И еще один секрет открывает Лис малышу: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу. Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Маленький принц постигает эту мудрость, а вместе с ним она открывается и пилоту-рассказчику, и читателю. Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое узы дружбы. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи. Маленькая героиня из рассказа А. Светланка, подобно Маленькому принцу, обладает способностью видеть истинную сущность окружающего мира. Она смотрит на мир не предвзято. А ее отец схож с автором. Постоянно руководствуясь разумом, он забывает прислушаться к самому главному - к голосу собственного сердца. А маленькая девочка, независимо от своего желания, сумела показать своему отцу совершенно новый мир человеческих взаимоотношений, отношений детства; мир тоже сложный, но более богатый чувствами и каким-то внутренним пониманием красоты окружающих людей и природы [Буковская А. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит. Глубокий смысл скрывается в образе планеты, на которую возвращается Маленький принц: это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду, и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду. Губман повторяет, что "Маленький принц" - это романтическая сказка, мечта, которая не исчезла, а хранится людьми, бережется ими, как что-то драгоценное из детства. Детство находится где-то рядом и приходит в минуты самого страшного отчаяния и одиночества, когда некуда идти. Тогда все встанет на свои места, и к уже взрослому человеку вернется та ясность и прозрачность, бесстрашная прямота суждений и оценок, какая бывает только у детей [Губман Б. Кубарева же отмечает, что в древних летописях, поверьях и преданиях воду стерегли драконы, но пустыня Сент-Экзюпери может стеречь ее не хуже, чем драконы, она ее может спрятать так, что никто и никогда не найдет. Каждый человек сам властитель своих родников, источников своей души, однако не все могут их отыскать. Истовая вера автора в существование скрытых родников придают финалу сказки-притчи жизнеутверждающее звучание. В повести заложен мощный созидательный момент, вера в улучшение и изменение несправедливого порядка вещей. Жизненные устремления героев находятся в гармонии с нравственным вселенским началом. В их слиянии смысл и общая направленность произведения. Подведение итогов исследования За время, которое летчик и принц - взрослый и ребенок - провели вместе, они открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись, они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и раскрыли собственный с другой стороны. Мы уже говорили о жанровых особенностях повести в начальной части нашего исследования. В итоге стоит отметить и выделить следующее: "Маленький принц" - это не традиционный и общепринятый, знакомый нам всем вид сказки-притчи. Это приспособленный к современности вариант. В подтверждение этому являются многочисленные детали, образы и намеки, взятые из реалий общественной жизни XX века. В произведении очень богатый язык, писатель использует множество средств выразительности, больше всего поражают свежие метафоры. Язык Экзюпери полон воспоминаний о жизни, о мире и о детстве; он содержит весьма парадоксальные сочетания слов, что придает оригинальности данному произведению. Стиль и особая, не похожая ни на что манера Сент-Экзюпери, - это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Нужно обладать великим писательским талантом, что видеть мир так, как Антуан. В такой манере выражать свои мысли заключена тайна, она по-новому рассказывает старые истины, открывает их подлинный смысл, заставляя читателей задуматься. Повествовательная манера повести также обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей - так автор общается с читателем. Поэтому хочется ему верить, зная, что он не может обмануть. Мы чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Феномен сказки "Маленький принц" в том, что, написанная для взрослых, она прочно вошла в круг детского чтения. Не все доступное взрослым откроется сразу детям, ведь многие читатели понимают сказку лишь став взрослыми и перечитав её. Несмотря на это, дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни; так же детям близко видение авторского идеала в детской душе. Только в детях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия, потому что только они умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их практическим значением! Главная мысль произведения «Маленький принц» Экзюпери легко определяется после прочтения. Главная мысль «Маленький принц» Экзюпери Автор в лице Маленького принца показывает нам что является главным и имеет смысл в жизни. Как научиться доверять друг другу, быть добрыми и понимать что мы в ответе за тех кого приручили, о том что мы должны помнить что мы все «родом из детства». Ведь Маленький принц сам проходил этот путь, познавал мир который находится вокруг него, и научилься слушать свое сердце. Только художник способен увидеть сущность - внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Ещё на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь - как будто ещё рождается одна звезда или цветок. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно. Особенности сюжета «Маленький принц» Сент-Экзюпери берёт за основу традиционный сказочный сюжет Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. Несмотря на то что Маленький принц ребёнок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Читая произведения А. Писатель и пилот погиб за три недели до освобождения родной Франции 1944 — он не вернулся на базу с боевого задания, но его книги продолжают помогать нам лучше понимать себя и окружающий мир. Философская сказка «Маленький принц» была написана Экзюпери незадолго до гибели. Мудрость ее намеков не всегда можно передать формулами и словами. Полутона и оттенки аллегорических образов такие же нежные, как и изящные рисунки, которыми автор иллюстрировал свое произведение. Маленький принц — главный персонаж сказки — показан нам в путешествии, в движении, в поиске, хотя он и понимает, что время от времени надо останавливаться и оглядываться назад и вокруг: если идти прямо перед собой, куда глаза глядят, то далеко не уйдешь. На разных планетах он встречается с их взрослыми жителями, которые по цифрам доходов, честолюбием, жадностью забыли свое человеческое призвание. На Земле Маленький принц попадает в сад с множеством роз. В эту тяжелую для малыша минуту, когда он испытывает волнение от мысли, что роза обманывала его, говоря о своей неповторимости, появляется ноября. Он говорит о бездонность человеческого сердца, учит истинному пониманию любви, которая гибнет в суете жизни. Никогда поговорить искренне, заглянуть внутрь самого себя, задуматься о смысле жизни. Чтобы иметь друзей, надо дарить им всю душу, отдавать самое дорогое — свое время: «Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей столько времени». И Принц понимает: его Роза — единственная в мире, потому что он ее «приручил». Каждое чувство, в том числе и любовь, надо заслужить неустанным душевным трудом. Самого главного глазам не видно ». Надо уметь быть преданным в дружбе и любви, нельзя пассивно относиться ко злу, потому что каждый отвечает не только за собственную судьбу. Впитывая моральные уроки небольшого, но такого емкого по своему содержанию произведения, можно согласиться с мнением А. Прасолова, русского поэта: «Сент-Экзюпери написал о Маленького принца незадолго до своего конца … пожалуй, человеческие души отдельные, некоторые всегда выдают свой последний лебедино-чистый, прощальный крик … ». Эта сказка — своеобразное завещание мудрого человека нам, оставшихся на этой неидеальный планете. Да и сказка это? Вспомним пустыню, в которой летчик, потерпевший аварию, встречает Маленького принца. В любой экстремальной ситуации перед человеком, бывает, проходит вся ее жизнь. Вспоминается хорошее, но чаще — то, где и когда ты проявил трусость, нечестнисть, непорядочность.
У принца не было родных, он был единовластным хозяином маленького астероида, который был бы абсолютно пустым, если бы не три вулкана и одинокая роза. Несмотря на юный возраст, мальчик понимал, что любой дом нуждается в уходе, поэтому каждое его утро начиналось с тщательной уборки. Он чистил вулканы, ухаживал за розой, пропалывал сорняки баобабов, которые норовили вылезти из-под земли, угрожая разорвать планету своими корнями. Он никогда не нарушал установленный распорядок: «…встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Иллюстрация автора Вечерами Маленький принц любил смотреть на заходящее солнце. Красота заката восхищала его, в эти минуты он испытывал единение с природой, становился ее неотъемлемой частичкой. В остальном же жизнь его была уныла и однообразна. Тоска и одиночество подвели героя к решению покинуть свою маленькую планету. Еще одним поводом для этого послужила ссора с розой. Она была чересчур капризной и претендовала на особое отношение. По значимости она считала себя равной своему хозяину. Роза случайно оказалась на астероиде, и ее появление поменяло существующий распорядок жизни. Это нередко служило причиной конфликтов, и однажды, после очередной ссоры принц принял решение оставить планету и отправиться в путешествие по незнакомым мирам. На всех планетах, которые посетил принц, он знакомился с необыкновенными персонажами. Каждый из них со страстью предавался какому-либо делу, которое, по сути, было пустой тратой времени. Принцу были неинтересны эти люди, и он без сожаления расставался с ними. И только на Земле произошли встречи, давшие ему бесценный опыт и ответы на главные вопросы. Планета первая Первым местом был астероид, на котором властвовал старый Король. Он был единственным обитателем планеты и считал, что повелевает всем миром. В Маленьком принце он увидел своего подданного и тут же начал раздавать приказы. Он принял решение сделать мальчика министром юстиции, что очень удивило принца. Он не понимал, кого можно судить, если кроме него и Короля на астероиде нет ни одной живой души. Тем не менее, странный Король был симпатичен принцу, но вскоре ему стало скучно, и он решил отправиться дальше. Планета вторая На втором астероиде принца ожидала встреча с честолюбцем. Этот человек обожал, чтобы им восхищались. Его страстное желание — быть идеальным во всём: в красоте, уме, богатстве, нарядах. Проблема была лишь в том, что восхищаться им было некому, так как он был единственным обитателем планеты. Его очень обрадовало появление принца, ведь теперь он мог наслаждаться аплодисментами и комплиментами в свою честь. Мальчик недоумевал, как можно так самозабвенно любоваться собой. Он считал, что жизнь честолюбца пуста и лишена всякого смысла.
Анализ произведения «Маленький принц» Экзюпери
Фантазер, добрый, мудрый, честный, отзывчивый. Маленький принц — умен не по годам, трудолюбивый, ответственный, чуткий и добродушный, обладает прекрасным воображением. Роза — обидчивая красавица со скверным характером и теплым сердцем. Лис — искренний, мудрый, дружелюбный. Хранитель главного секрета. Тема Все поднятые автором темы глобальны, среди них: поиск смысла существования, ответственность за близких людей и малую родину, отношения между женщиной и мужчиной, надежды и талант. Хотите прокачать речь и мысли? Не изобретайте велосипед.
Вдохновляйтесь мудростями от лучших умов планеты.
Образ прекрасного цветка во французском языке цветок женского рода — la fleur перекликается с символистским образом Вечной Женственности: роза мы вскоре узнаем, что это роза прекрасна, она - чудо, принесенное на планету Маленького принца неведомо откуда, она появляется на рассвете, «вместе с солнцем», и делает жизнь прекрасной и полной смысла: «Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь»4. Она становится душой жизни Маленького принца, а образ ее сливается с образом далекой звезды, к которой Маленький принц должен вернуться. Но оказалось, что роза «горда и обидчива», капризна от беззащитности и жестока от любви. Существуют различные мнения о том, насколько в отношениях Маленького принца с розой отразились факты биографии Экзюпери - его напряженные и бурные отношения с Консуэлой Сунсини, но собственно в тексте мы видим больше признаков литературного мифа, чем биографии. Образ розы как и другие образы притчи дан скорее не как индивидуальный характер, а как вечный тип. IV Образы обитателей планет. На протяжении путешествия Маленького принца перед читателем предстает целая галерея типов человеческой натуры: король, честолюбец, пьяница, деловой человек, фонарщик и географ сюда можно отнести еще и цветок о трех лепестках и стрелочника с продавцом пилюль от жажды.
Маленький принц вступает в беседу с каждым встреченным им героем, и беседы эти принимают почти всегда философский характер. Вопросы Маленького принца затрагивают самые основы бытия героев, это серьезные вопросы. Маленький принц хочет выявить то, главное, чем живут люди, но каждый раз его ждет разочарование. Каждый из этих героев ведет по-своему одинокое и абсурдное существование, и Маленький принц обнаруживает эту абсурдность. Король царствует на необитаемой планете, на которой только и есть, что старая крыса. Честолюбец стремится быть всех красивей и умней на планете, на которой кроме него никого больше нет. Пьяница пьет, чтобы забыть, что ему совестно пить. Деловой человек кладет звезды в банк.
В работе фонарщика Маленький принц видит смысл, потому что фонарщик несет в мир красоту, но «на его планете нет места для двоих», да и не любит он свою работу, а больше всего на свете любит спать. Географ не знает, есть ли на его планете горы или реки. Цветок о трех лепестках рассуждает о том, о чем ничего не знает. Стрелочник «сортирует» пассажиров, отправляет по тысяче человек за раз - один поезд направо, другой - налево, но люди не знают, куда спешат и чего ищут «Одни дети знают, чего ищут», - говорит Маленький принц. Продавец торгует пилюлями от жажды, которые экономят пятьдесят три минуты в неделю, за которые можно «просто-напросто пойти к роднику». Маленький принц не выносит этим героям приговор, как можно было бы ожидать, но с каждым разом все более удивляется нелепости их существования. На это указывает и градация прилагательных, которыми он определяет «взрослых»: сначала они «удивительные», «странные», потом «очень странные», и, наконец, «совершенно необыкновенные». Но парадокс в том, что «взрослые» напротив совершенно обыкновенные, слишком нормальные, логичные, рационально-рассудочные существа, «грибы».
Но для Маленького принца нормой является чудо, а все остальное - странностью: Маленькому принцу кажется, например, правильным то, что фонарщик остается верен уговору, даже когда это становится абсурдным. У Маленького принца своя логика, опрокинутая логика чуда. Поэтому, наверно, он «оживляет» именно того барашка, который скрыт от глаз стенками ящика: этот барашек самый чудесный, и, кроме того, «самого главного глазами не увидишь». V Образ Змея и смерти. Попадая на Землю, «жесткую, как гранит», Маленький принц, это воплощенное чудо, становится смертным. Символично, что первым существом, которое Маленький принц встречает на планете Земля кстати, седьмой по счету из посещенных им планет , становится змея во французском варианте - «1е serpent», мужского рода, поэтому будем называть персонажа «змей», что более соответствует сути образа. Змей «решает все загадки», «возвращает земле всякого, кто из нее вышел», и хоть он не толще пальца, могущества у него больше, «чем в пальце короля». Змей - тоже многоплановый образ.
Несомненна его связь с архетипическим библейским образом Змея, перевоплощенного Люцифера.
Лис Это образ обладает внушительной смысловой нагрузкой. Утомленный однообразием жизни Лис хочет найти привязанность. Приручаясь, он показывает Принцу суть привязанности. Мальчик понимает и принимает этот урок и, наконец, понимает природу отношений со своей Розой. Лис — это символ понимания природы привязанности и доверия. Роза Слабый, но прекрасный и темпераментный цветок, у которого всего-то четыре шипа для защиты от опасностей этого мира.
Несомненно прообразом цветка стала вспыльчивая жена писателя — Консуэло. Роза олицетворяет противоречивость и силу любви. Змея Второй ключевой для сюжетной линии персонажа. Она, подобно библейскому аспиду, предлагает Принцу способ вернуться к любимой Розе при помощи смертельного укуса. Тоскуя по цветку, принц соглашается. Змея ставит точку на его путешествии. Вот только была ли эта точка действительным возвращением домой или чем-то иным, решать придётся читателю.
В сказке Змея символизирует коварство и искушение. Маленький принц на Земле Последнее место, где побывал принц, — странная Земля. Когда он сюда прибывает, еще более одиноким чувствует себя заглавный герой повести Экзюпери «Маленький принц». Анализ произведения при ее описании должен быть подробнее, чем при описании других планет. Ведь автор особое внимание в повести уделяет именно Земле. Он замечает, что эта планета вовсе не домашняя, она «соленая», «вся в иглах» и «совсем сухая». Неуютно жить на ней.
Ее определение дается через образы, которые показались маленькому принцу странными. Мальчик отмечает, что эта планета — не простая. Правят на ней 111 королей, есть 7 тысяч географов, 900 тысяч бизнесменов, 7,5 млн. Путешествия главного героя в следующих разделах продолжаются. Он встречается, в частности, с направляющим поезда стрелочником, однако люди не знают, куда они идут. Затем мальчик видит торговца, который продает таблетки от жажды. Среди людей, обитающих здесь, одиноко себя чувствует маленький принц.
Анализируя жизнь на Земле, он отмечает, что на ней так много людей, что они не могут почувствовать себя одним целым. Чужими друг другу остаются миллионы. Для чего же они живут? В скорых поездах мчатся множество людей — зачем же? Людей не соединяют ни пилюли, ни скорые поезда. А планета без этого домом не станет. Второстепенные персонажи Назвать остальных персонажей второстепенными можно лишь с большой натяжкой, так как из их образов и складывается смысл всей сказки.
Каждый из них олицетворяет какую-то черту характера человеческой личности: Король — властолюбие. Ему главное не владеть, а править, чувствовать подчинение, быть выше остальных. Честолюбец — честолюбие. Для него главное, чтобы им восхищались, при этом неважно чем. Это может быть внешность или умные мысли. Пьяница — лень. Он пьёт, чтобы заглушить свою совесть, которая вечно напоминает ему, что он пьёт.
Деловой человек — скупость. Он только и делает, что считает. Ему неважно, что считать, лишь бы этим владеть. Само обладание доставляет ему радость, даже если это совершенно для него бесполезные вещи. Фонарщик — ответственность. Его планета была настолько мала, что за несколько минут день сменял ночь. Фонарщику приходилось включать и выключать фонарь, он не успевал поспать.
Одновременно с этим пустыня — символ духовной жажды. Она удивительно прекрасна, потому что именно в пустыне скрываются родники, помочь которые человеку помогает одно лишь сердце. В этом мире человек погибает от духовной жажды. Она символ дома, символ души человеческой, всего того, что так бережно и трепетно хранит человеческое сердце. Этим автор хотел подчеркнуть, что у каждого человека есть то, чем он больше всего дорожит на свете — своя Родина, своя Роза, свой Барашек и своя путеводная звезда — Мечта, о которой ни в коем случае нельзя забывать. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи. Не у всякого есть друг», — говорит герой сказки. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.
Экзюпери утверждает, что ничто не может помешать дружбе человека с человеком и другими живыми существами, кроме самого человека. Все хотят, чтобы их приручили. Лис вкрадчиво и настойчиво просит об этом Маленького принца, он даже учит его, как это сделать, учит его нежности и постепенности, верности и настойчивости, осторожности потому что боишься спугнуть зарождающееся чувство того, кого приручаешь и решительности. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру… Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал: — Пожалуйста… приручи меня! И принцу, и Лису эта дружба нужна в равной степени. И даже больше она нужна была Маленькому принцу, потому что именно Лис научил его любить. Роза — это символ любви, красоты, женского начала Лис научил Маленького принца тому, что «любовь не может быть абстрактна, любовь всегда конкретна», и объяснил это ему и читателям на примере любви самого Маленького принца к Розе. У Маленького принца доброе сердце и разумный взгляд на мир. Он трудолюбив, верен в любви и предан в чувствах. Антуан де Сент-Экзюпери говорит о том, что люди должны научиться взаимно доверять и нести ответственность за всё то, что любят. Смысл книги заключается во фразе: «Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении».
Проблему взаимоотношений мужчины и женщины Экзюпери показывает через отношения Маленького принца и Розы. Более того, в реальной жизни — это отражение отношений автора и его жены. Жить вместе непросто, особенно если характеры не сходятся. Но настоящая любовь вдохновляет людей на самоотречение, заставляет заботиться друг о друге, что бы ни случилось. Семечко попало на планету ребёнка случайно, из-за чего роза долгое время пребывала в ужасном настроении и отказывалась цвести. Героиня постоянно критикует мальчика и просит всесторонней помощи в защите от ветра, погодных условий и диких зверей, насекомых, хотя тех никогда и не было на планете принца. Несмотря на скверный характер розы, мальчик всячески пытается угодить ей, выполняя все её прихоти. Лишь когда главный герой собирается в путешествие, эгоистичная особа смягчается и искренне желает счастья своему спасителю, признаваясь тому в любви. Когда мальчик уходит, роза просит его не смотреть на неё, ведь по лепесткам цветка текли слёзы раскаяния за содеянное. И лишь только на Земле Маленький принц узнал, что такое настоящая любовь и дружба.
А смысл жизни, призвание человека — в бескорыстной любви к тем, кому он нужен. И Маленький принц возвращается к себе на астероид, чтобы заботиться о своей единственной Розе, которая без него погибнет. Заключение Характерная особенность философской притчи «Маленький принц» в том, что у неё простая и фантастическая сюжетная линия, однако она имеет поучительный характер, позволяет детям сформировать моральные качества, а взрослым подумать над поведением и мировоззрением. Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления.
В чем смысл произведения экзюпери маленький принц
Фантазер, добрый, мудрый, честный, отзывчивый. Маленький принц — умен не по годам, трудолюбивый, ответственный, чуткий и добродушный, обладает прекрасным воображением. Роза — обидчивая красавица со скверным характером и теплым сердцем. Лис — искренний, мудрый, дружелюбный. Хранитель главного секрета.
Тема Все поднятые автором темы глобальны, среди них: поиск смысла существования, ответственность за близких людей и малую родину, отношения между женщиной и мужчиной, надежды и талант. Хотите прокачать речь и мысли? Не изобретайте велосипед. Вдохновляйтесь мудростями от лучших умов планеты.
Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки. Война отняла у Экзюпери родную Францию, в которой он провел счастливые годы детства, она лишила его близкого друга и напарника Анри Гийома, чей самолет был атакован итальянским истребителем. Ярый противник коллаборационистского режима Виши, в конце 1940 года он вынужден был покинуть оккупированную немцами родину и переехать в Америку.
Не люблю я выносить смертные приговоры. И вообще мне пора. Здесь он ощутил себя, как в настоящей пустыне — среди небоскребов и толп равнодушных людей, бездумно блуждающих по улицам и не способных радоваться простым вещам. Летом 1942 года, страдая от жары, нависшей над Манхэттеном ее хорошо описал Сэлинджер в повести « Выше стропила, плотники » , он пишет в «Письме заложнику»: «Пустыня совсем не там, где кажется. В Сахаре несравнимо больше жизни, чем в столице, и людный город, полный суеты, — та же пустыня, если утратили силу магнитные полюса жизни». Это обращение от лица эмигранта к сорока миллионам французов появилось одновременно с «Маленьким принцем» и во многом перекликалось с наивной детской сказкой, герой которой не разделяет ценности короля и делового человека. В «Письме заложнику» Экзюпери повторяет простую истину: превыше всего стоит ценить простые вещи — радость улыбки, тепло дружбы, о которых люди забывают в век господства тирании и коммерции.
Будь у меня пятьдесят три свободных минуты, я бы просто-напросто пошел к роднику. Через две недели после выхода «Маленького принца» в американском издательстве, он покидает США. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Заблудившийся герой этой истории напоминает современного человека, который живет на планете, где все меньше шансов найти «садовника для людей». Маленький Тони потерялся во взрослом мире.
Счастливый ребенок, любивший запах цветов и шум дождя, стал разочаровавшимся взрослым. Человечество перестало ценить поэзию, краски и любовь. Меня ужасает грядущий муравейник. Ненавижу добродетель роботов. Я был создан, чтобы стать садовником». В свой последний полет он отправился, размышляя о том, что «жить холодильниками, политикой, балансами и кроссвордами больше нельзя» — и не вернулся обратно. Было это самоубийство, дезертирство или авария — никто не знал.
Экзюпери пропал бесследно. Только в 1998 году, спустя 45 лет после исчезновения летчика, рыбак у побережья Марселя нашел браслет с выгравированными надписями «Антуан» и «Косуэло» и нью-йоркским адресом издательства, которое опубликовало «Маленького принца». Еще через 5 лет обломки самолета, на котором Сент-Экс совершал свой последний полет, были найдены на дне Средиземного моря. И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы, уж конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда — очень прошу вас! Скорей напишите мне, что он вернулся...
Кажется, после появления «Маленького принца» нельзя оставаться прежним. Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем, совсем не все равно: весь мир становится для нас иным оттого, что где-то в безвестном уголке вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел не знакомую нам розу.
Взгляните на небо. И спросите себя: «Жива ли та роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел? Если внимательно вчитаться в биографию самого Экзюпери, отчетливо понимаешь, что он и есть этот самый Маленький принц, с его робостью и одновременной решимостью, с умением любить, ничего не ожидая взамен, и беспредельным чувством ответственности за весь мир. Для абсолютного большинства читателей знакомство с Экзюпери начинается именно с этой книги. К сожалению, на ней оно часто и заканчивается. А ведь есть еще «Южный почтовый», «Ночной полет», «Планета людей», «Письмо заложнику»… И главное произведение Экзюпери, без которого понять писателя просто невозможно — «Цитадель». Это самое противоречивое его создание.
Самое большое по объему причем не законченное , самое длительное по срокам работы и вызвавшее самые ожесточенные споры. Над этой книгой Антуан работал всю пору своей зрелости, начиная с 1936 года. Она должна была подвести итог всему его жизненному опыту, всем его размышлениям. Кто-то очень метко заметил: «Цитадель» — это рассуждения Маленького принца, вынужденного жить на Планете людей». Именно этой цели подчинено все содержание его главной книги. Сложная простота «Цитадель» — непростая книга. Одни считают ее вершиной творчества Сент-Экзюпери, другие — громким провалом. Всякий раз, когда Антуан принимался читать своим близким друзьям наброски, он слышал скептические усмешки и уверения, что движется не той дорогой.
Но в своем замысле Экзюпери был непреклонен. Временами сквозь смысловую плотность текста приходится буквально продираться. Вряд ли получится прочитать «Цитадель» залпом, на одном дыхании. Зато при неторопливом чтении, с остановками на каждой мысли, книга не отпустит до последней страницы. И не раз заставит к себе вернуться, даря новые, не замеченные ранее смыслы. Жанр произведения определить крайне сложно. Это неспешный разговор-рассуждение с близким по духу человеком. Одни сравнивают ритмичность книги с Кораном, другие — с напевностью и глубиной притч Соломона и книги Екклесиаста.
Антуан и Консуэло Экзюпери в письме жене говорил: «Хочу закончить свою книгу. Вот и все. Я меняю себя на нее. Мне кажется, что она вцепилась в меня, как якорь. В вечности меня спросят: «Как ты обошелся со своими дарованиями, что сделал для людей? Как известно, на войне Экзюпери все же погиб. Но среди ужасов Второй мировой, как смерч втянувшей в себя миллионы жизней, Сент-Экс создал очень светлую книгу об основах бытия, о проблемах этики и морали. И оставил ее нам.
Как напоминание, предостережение и урок. В восемнадцатилетнем возрасте Антуан писал матери: «Я только что немного читал Библию. Какая это прелесть!
Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра — сказки. Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор — это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем. Сент-Экзюпери показывает, что человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу.
Отсюда в творчестве романтиков прослеживается культ детства. Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь. Баобабы — это одухотворенный образ зла вообще.
Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра — вырастает кедр, а из семян терновника — терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными к злу и насилию. Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе. Только Художник способен увидеть сущность — внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: коротко о главном
Бередившие старые раны, воспоминания о катастрофе и новости о начавшейся мировой войне вдохновили писателя на создание произведения. философская сказка с глубоким смыслом, содержит мудрость, не стареющею со временем, это вызывает к ней интерес человека любого возраста. это не просто какие-то механические действия, а он имеет смысл. Простая и добрая, любимая всеми сказка «Маленький принц» одна из самых популярных среди взрослых и детей.
Философское прочтение «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери
Это обстановка, в которой герои взаимодействуют (применимо к МС) и обстоятельства, завершающие произведение, а также постиздательскую судьбу книги и смысл «Маленького принца» (применимо к IC). это Антуан де Сент-Экзюпери, только в детстве. Кроме рассказчика, Маленький принц познакомился с Лисом, подружился с ним, приручив его.
5. Философские аспекты проблематики сказки а. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
В 6 лет взрослые казались ему странными. С тех пор мало что изменилось. Мальчик вырос и стал летчиком. Однажды его самолет сломался, и он оказался в пустыне.
Он увидел Маленького принца, который настойчиво упрашивал нарисовать ему барашка. В чем суть повести-сказки кратко: «Летчик, потерпевший крушение в безлюдной пустыне, неожиданно встречает пришельца с далекой звезды — Маленького принца. Таинственный мальчик кажется летчику любопытным.
Анализ важности дружбы, любви, внутреннего мира и ответственности перед близкими. Выявление уникальности и особенностей книги в контексте мировой литературы. Анализ восприятия и переживаний, вызванных историей о маленьком принце.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Образ маленького принца как символ детства и невинности Рассмотрение образа маленького принца как символа детства, невинности и чистоты. Анализ влияния этого образа на восприятие произведения в целом. Анализ вдохновения автора, его цели и задумок при создании произведения.
Гипотеза: доказать неоднозначность образов и символов «Маленького принца». Основной целью данной работы является выявление образов и символов и их скрытого подтекста, значимости для сказки «Маленький принц». Указанная цель исследования подразумевает необходимость решения следующих задач: Выявить основные образы и символы «Маленького принца». Изучить и, по возможности, «раскодировать» выявленные символы и образы.
Определить, какое значение имеют образы и символы в содержании сказки. Объектом для исследования послужило содержание «Маленького принца» и критическая литература на данную тему. Методологической основой работы являются исследования литературоведов и философов. Метод исследования — теоретический — изучение и анализ произведения.
Актуальность работы подтверждается интересом современного литературоведения к символам и образам произведения «Маленький принц», а также их неоднозначному трактованию. I Образ пустыни. Один из важнейших образов книги - образ пустыни, можно даже сказать, хронотоп пустыни, потому что даже время в пустыне Экзюпери отличается от бытового и суетного времени остального мира, которое измеряется перерывами между гудками скорых поездов, несущих неизвестно куда толпы людей. Время пустыни сакрально: у рассказчика есть только неделя, семь дней семь — число магическое в фольклоре и сакральное в христианской традиции , чтобы устранить неполадки в моторе самолета, которые можно рассматривать как символ глубокого духовного кризиса героя.
Символико-ассоциативный ряд может быть примерно таким: самолет — крылья, поломка мотора - разбитые крылья. Духовный кризис героя вполне объясним фактами биографии, которые он приводит, вспоминая о своем детстве. Его детское восприятие мира как чуда натолкнулось на полное непонимание со стороны «взрослых» возможно, символ рационалистического сознания современного человека в мире, где нет места чуду , и он «утратил веру в себя». Вот как он сам говорит о своей жизни: «Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам»1.
Кроме того, герой страдает оттого, что, живя со взрослыми, он «применился к их понятиям», стал «таким здравомыслящим человеком». Пустыня становится символом одиночества человека в людской пустыне, символом потери смысла жизни, а значит и символом страха смерти, который испытывает лётчик, но который настолько чужд Маленькому принцу. Кроме того, пустыня - образ-архетип, существующий в литературной традиции уже тысячи лет. Одна из самых важных ассоциаций для понимания образа пустыни у Экзюпери - пустыня библейская, место уединения и удаления от мирской суеты, место духовного очищения и религиозного откровения, место общения с высшим существом.
Продолжение этой традиции изображения пустыни как сакрального места можно увидеть у современного нам автора Паоло Коэлья, в философской притче «Алхимик», где дана интересная оппозиция «пустыня - оазис». Герою в пустыне открываются новые источники жизни: «— Знаешь, отчего хороша пустыня? Я был поражен». II Образ Маленького принца как побудителя духовного перерождения героя-рассказчика.
Герою Экзюпери, который мог бы сказать о себе, подобно лирическому герою пушкинского «Пророка»: «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился», - является в пустыне спасительное видение в религиозной терминологии , Маленький принц. Появление его окутано тайной, и герою-рассказчику оно кажется «таинственным и непостижимым», а просьба Маленького принца нарисовать барашка - «нелепой». Чудо кажется абсурдом закосневшему в рационализме герою, но спасает его именно абсурд или безумие, ведь можно рассматривать Маленького принца как порождение сознания, истощенного жаждой и стрессом героя; кроме того, сам Маленький принц намекает, что друзья сочтут героя сумасшедшим, когда он будет смотреть на небо и смеяться. Образ Маленького принца - сложный образ.
В нем можно увидеть очень многое. Если продолжать трактовать текст так, как это позволяет делать образ пустыни, то есть с точки зрения религиозной тематики, то Маленький принц - это вечное Дитя, Младенец, пришедший в мир людей, чтобы спасти их. Экзюпери подчеркивает его светоносную миссию: «И я понял, что он еще более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить...
Пример из моей жизни В моём детстве была ситуация, которая мне запомнилась не криками и руганью родителей то есть не сверхэмоциональными действиями со стороны , она мне просто запомнилась. Ситуация такая: у двоюродного брата, к которому мы пришли в гости, были красивые разноцветные стёклышки из колечек или какой-то другой бижутерии. Мне они очень понравились, и вечером я аккуратно сложила их в платочек и положила в кармашек, чтобы унести домой. Конечно, брат обнаружил пропажу богатства. Меня не ругали в тот момент, но я запомнила, что то, что мне нравится не может быть моим. Да, детскую категоричность никто не отменял. Так сформировалось убеждение, так маленькая девочка приняла решение, которое играло определённую роль на протяжении моей жизни. Сейчас я отменила это решение.
Да, я увидела, что это решение не работает — я же прекрасно знаю, что то, что мне нравится, спокойно может быть моим: я, как взрослый человек, могу купить сама, мне могут подарить, я могу выиграть. Я просто могу это иметь. Во время медитации их множество на ютубе я прошла в эту ситуацию, обняла себя маленькую и рассказала, что сейчас у нас много красивых камушков и мы можем иметь всё, что нам нравится. Вытерла слёзки и долго-долго качала на коленях. Так и вы можете встретиться со своим Маленьким принцем. И не грустить об уходе детства — оно всегда рядом. Фото kartinkin Если вы хотите поделиться со мной какой-то ситуацией из своего детства, можно написать в комментариях или в любой из социальных сетей.