1 февраля того же года состоялась интронизация Кирилла, который стал 16-м патриархом. Патриарх Кирилл 16-й Святейший Патриарх Московский и всея Руси c 1 февраля 2009 года (местоблюститель с 6 декабря 2008 года) Избрание: 27 января 2009 года Интронизация: 1 февраля 2009 года Церковь: Русская Православная Церковь Предшественник: Патриарх. 20 ноября — день рождения Предстоятеля Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Статья автора «Парламентская газета» в Дзене: Ежегодно 1 февраля в России отмечается День интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, или годовщина его восшествия на патриарший престол. Свое служение в качестве предстоятеля РПЦ патриарх Кирилл начал ровно 13 лет назад после того, как Поместный собор избрал его на Московский патриарший трон.
Кирилл (патриарх)
1 февраля 2009 года, состоялась интронизация (возведение на Патриарший престол) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий, праздника Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Всенощное бдение в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. [9] Святейший Патриарх Кирилл награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Совещании 19 июля 2023 года. Когда умер патриарх Алексий II, Кирилла назначили на должность Патриаршего Местоблюстителя. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Приднестровской Молдавской Республике.
Когда Кирилл стал патриархом Московским и всея Руси
ПАТРИАРХ КИРИЛЛ СОВЕРШИЛ БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ МОЛЕБЕН ПО СЛУЧАЮ ВСТУПЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ВЛАДИМИРА ПУТИНА / Москва, 7 мая 2018 г. Вступивший в должность Патриарха РПЦ в 2009 году Владимир Михайлович Гундяев до этого на протяжении ровно 20 лет, с 1989 года, осуществлял высшие управленческие функции церкви: руководил Синодальным отделом внешних церковных связей (ОВЦС). Им стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, занимавший после смерти Алексия II пост местоблюстителя. 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий, праздника Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Ровно 14 лет назад, 1 февраля 2009 года, в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх Кирилл, митрополит Феодор и митрополит Герман входят в духовный союз Александро-Невского братства.
Многоликий служитель Господа: к 73-летию патриарха Кирилла
Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XX лет 24 декабря 2004, Москва - за большой вклад в укрепление международного авторитета Москвы и поддержание межконфессионального мира и согласия. Почетный знак имени адмирала Ушакова 2005, Ярославская область. Юбилейная медаль «60 лет Кемеровской области» 2006, Кемеровская область. Юбилейная медаль «60 лет Дню шахтера» 2007, Кемеровская область. Орден Республики 2 февраля 2012, Тыва. Орден «Полярная Звезда» 25 ноября 2012, Якутия - за выдающиеся заслуги в духовном возрождении многонационального народа республики, вклад в укрепление дружбы, межнационального мира, согласия и в ознаменование 380-летия вхождения Якутии в состав Российского государства. Ведомственные награды Почетная грамота Министерства науки и технологии Российской Федерации 1999. Медаль «За заслуги в укреплении международной безопасности» 2006, Совет безопасности РФ.
Знак отличия «За укрепление сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации» 14 января 2010. Награды иностранных государств Орден «Честь» 24 апреля 2010, Азербайджан - за развитие межрелигиозного диалога и огромный вклад в развитие двусторонних отношений между Россией и Азербайджаном. Орден Республики 9 октября 2011, Молдавия - в знак высокой признательности особых заслуг в сохранении и преумножении духовных и нравственных ценностей, за многолетний плодотворный труд в деле укрепления православных традиций и вклад в развитие и углубление связей между российским и молдавским народами. Орден Святого Месропа Маштоца 28 ноября 2011, Армения - в связи с 65-летием со дня рождения и за значительный вклад в дело углубления традиций дружбы народов Армении и России, сохранение и развитие духовных ценностей. Орден Дружбы народов 14 октября 2012, Белоруссия - за значительный вклад в союзное строительство, укрепление дружеских отношений и единства народов Белоруссии и России. Орден «Звезда Вифлеема» 10 ноября 2012, Палестинская национальная администрация - в знак уважения к его высокому сану, в благодарность за усилия по достижению мира и стабильности на Святой Земле, укреплению духовных и религиозных связей между российским и палестинскими народами. Большой крест орден Почета 3 июня 2013, Греция - за особые заслуги в деле укрепления отношений между Россией и Грецией.
Орден князя Ярослава Мудрого I степени 27 июля 2013, Украина - за выдающуюся церковную деятельность, направленную на подъем авторитета православия в мире, и по случаю празднования на Украине 1025-летия крещения Киевской Руси. Орден «Хосе Марти» 13 февраля 2016, Куба. Орден «Достык» I степени 24 мая 2017, Казахстан - за плодотворную работу по развитию казахстанско-российских отношений и заслуги в укреплении мира, дружбы и сотрудничества между народами Казахстана и России. Награды непризнанных государств Медаль «65-летие Победы в Великой Отечественной войне» 22 апреля 2010, Приднестровье. Лауреат государственного конкурса Приднестровской Молдавской Республики «Человек года-2013» в номинации «Посланник мира» 20 февраля 2014, Приднестровье. Звания Почетного гражданина Почетный гражданин Лукояновского района Нижегородской области 2000. Почетный гражданин Смоленска 23 мая 2003 - за большой вклад в работу по возрождению духовности и патриотизма, сохранению нравственных традиций российского общества, подвижническую деятельность в сферах образования и культуры, многолетний пасторский труд на благо смолян.
Почетный гражданин села Ризское Вяземского района Смоленской области 2004. Почетный гость города Обера 2006, Аргентина. Почетный гражданин города Неман Калининградской области 2006. Почетный гражданин Вяземского района Смоленской области 2006. Почетный гражданин Калининграда 2006. Почетный гражданин района «Хорошево-Мневники» Северо-Западного административного округа города Москвы 2006. Почетный гражданин Смоленской области 5 февраля 2009 - за большой личный вклад в укрепление гражданского мира, дружбы и сотрудничества между народами, возрождение и развитие духовных и культурных традиций, строительство и восстановление храмов на территории Смоленской области.
Почетный гражданин Калининградской области 5 марта 2009 - за исключительные заслуги перед Калининградской областью и ее жителями, способствующие ее развитию, повышению авторитета в Российской Федерации и за рубежом. Почетный гражданин Кемеровской области 11 марта 2010. Почетный гражданин Республики Мордовия 2011 - за выдающийся вклад в сохранение и развитие отечественных духовно-нравственных традиций, укрепление взаимодействия церкви и государства. Почетный гражданин города Новочеркасска Ростовской области 14 мая 2015. Почетный гражданин Санкт-Петербурга 24 мая 2017. Ученые степени Honoris causa Почетный член Международной академии творчества. Почетный доктор Военно-медицинской академии имени С.
Почетный член Ленинградской духовной академии 1986. Почетный доктор богословия Богословской академии в Будапеште 1987, Венгрия. Почетный член Академии творчества 1992. Почетный член Международной академии Евразии 1994. Почетный профессор военной академии ПВО Сухопутных войск 1996. Действительный член Академии российской словесности 1997. Действительный член Академии социальных и гуманитарных наук 2002.
Почетный доктор политологии Государственного университета города Перуджи 2002, Италия. Почетный доктор богословия Христианской теологической академии в Варшаве 2004, Польша. Почетный профессор Смоленского гуманитарного университета 2004. Почетный профессор Астраханского государственного университета 2005. Почетный доктор Российского государственного социального университета 2005. Почетный профессор Балтийского военно-морского института имени адмирала Федора Ушакова 2006 - за крупный теоретический и практический вклад в совершенствование учебно-воспитательного процесса, наполнение и развитие педагогики православным мировоззрением. Почетный президент Академии российской словесности 2007.
Почетный доктор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета 2007.
Место наречения и хиротонии архимандрита Павла Кривоногова во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Члены Священного Синода имели суждение о прошениях Преосвященных архиереев об утверждении их священноархимандритами особо значимых обителей вверенных им епархий. Справка: Архиерейский Собор 2011 года постановил: «Правящие архиереи могут быть настоятелями священноархимандритами исторически значимых или крупнейших монастырей епархии в порядке исключения» Определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. Согласно Положению о монастырях и монашестве: «Епархиальный архиерей имеет особое попечение об обителях, где он является священноархимандритом: регулярно совершает богослужения, заботится о духовном устроении и благолепии обители, а также о том, чтобы монастырь служил примером для других обителей епархии. Непосредственное руководство таким монастырем поручается игумену, назначаемому Священным Синодом по представлению епархиального архиерея и осуществляющему полноту функций, закрепленных за игуменом в Уставе Русской Православной Церкви, в уставе монастыря, а также в данном Положении». Утвердить Преосвященного митрополита Омского и Таврического Дионисия священноархимандритом Никольского мужского монастыря деревни Большекулачье Омского района Омской области.
Утвердить Преосвященного епископа Выборгского и Приозерского Варнаву священноархимандритом Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря острова Коневец Приозерского района Ленинградской области. Утвердить Преосвященного епископа Городецкого и Ветлужского Парамона священноархимандритом Городецкого мужского Феодоровского мужского монастыря города Городца Нижегородской области. На заседании Священного Синода были рассмотрены рапорты Преосвященного митрополита Каширского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных. В связи с прошением Преосвященного митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия: назначить монахиню Марию Яковлеву на должность игумении Успенского женского монастыря города Перми. В связи с прошением Преосвященного митрополита Владивостокского и Приморского Владимира: назначить монахиню Иоанну Польянову на должность игумении Марфо-Мариинского женского монастыря города Владивостока. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта: назначить иеромонаха Михаила Гичко на должность наместника Успенского Бештаугорского Второафонского мужского монастыря под городом Пятигорском. В связи с прошением Преосвященного епископа Борисоглебского и Бутурлиновского Сергия: назначить иеромонаха Тихона Комарова на должность игумена Серафимо-Саровского мужского монастыря села Новомакарово Грибановского района Воронежской области.
Русская православная церковь дала оценку деятельности патриарха Варфоломея На втором этапе выборов представители Поместного собора путем тайного голосования выбирают нового патриарха из трех ранее избранных епископов. При этом они могут выдвинуть дополнительного кандидата. Если в первом туре никто не справится с этой задачей, будет проведен второй с двумя участниками, набравшими наибольшее число голосов. В случае, если во втором туре голоса распределятся поровну, патриарх будет выбран с помощью жребия. В миру его звали Владимир Гундяев. Его отец был священником, а мать преподавала детям немецкий язык в школе.
В старших классах молодой человек подрабатывал техником-картографом в ленинградской экспедиции Северо-Западного геологического управления, совмещая труд с учебой в школе. После выпуска, в 1965 году, он поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем стал студентом Ленинградской духовной академии, которую с отличием окончил в 1970 году. В том же году он получил степень кандидата наук по богословию. На путь служения Господу Гундяев ступил в апреле 1969 года, когда митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим постриг его в монахи с именем Кирилл. Через несколько дней новоиспеченный священнослужитель был рукоположен в иеродиакона, а вскоре и в иеромонаха. В 1971 году Кирилл был возведен в сан архимандрита.
Интронизацией называется торжественное чинопоследование, во время которого совершается возведение новоизбранного епископа на его кафедру. Совершается она во время Литургии с облачением новоизбранного иерарха в богослужебные одежды, соответствующие сану. В современной Православной Церкви интронизация совершается в отношении, как патриархов, так и Предстоятелей Поместных или Автономных Церквей, имеющих сан митрополита или архиепископа.
В России – новый Патриарх
Please wait while your request is being verified... | Свое служение в качестве предстоятеля РПЦ патриарх Кирилл начал ровно 13 лет назад после того, как Поместный собор избрал его на Московский патриарший трон. |
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Совещании 19 июля 2023 года | ПАТРИАРХ КИРИЛЛ СОВЕРШИЛ БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ МОЛЕБЕН ПО СЛУЧАЮ ВСТУПЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ВЛАДИМИРА ПУТИНА / Москва, 7 мая 2018 г. |
Когда Кирилл стал патриархом Московским и всея Руси - Парламентская газета | Патриарх Кирилл благословил митрополита Онуфрия на вступление в должность. |
Патриарх Кирилл обратился к церквям и организациям из-за «гонений» на УПЦ
Патриарх Кирилл: биография, личная жизнь, жена и дети, фото | [9] Святейший Патриарх Кирилл награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. |
1 февраля Русская Православная Церковь празднует 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Кирилла | По случаю юбилея патриарха Кирилла президент Владимир Путин подписал указ о награждении главы Русской православной церкви высшей государственной наградой — орденом Андрея Первозванного. |
Выборы и интронизация патриарха Кирилла: вспоминаем, как это было | Патриарх Кирилл в свою очередь поблагодарил Путина за высокий уровень отношений между церковью и государством. |
КИРИЛЛ (ГУНДЯЕВ) - Древо | Главная» Новости» Новости патриарх кирилл сегодня. |
Патриарх Кирилл: как Гундяев возглавил РПЦ; часы, яхта, резиденция | Кто управляет Россией
Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл 26 мая подписал указ, согласно которому освобожден от должностей и запрещен в священнослужении протоиерей Леонид Калинин. 1 февраля 2024 года Русская Православная Церковь отмечает 15-летие со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 1 февраля 2024 года Русская Православная Церковь отмечает 15-летие со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. митрополит Кирилл был.
Выборы и интронизация патриарха Кирилла: вспоминаем, как это было
Как сельский человек, я благодарен ему за то, что священникам из бедных сельских приходов разрешили работать на земле, чтобы прокормить свою семью. Я, занимаясь сельским хозяйством, смог восстановить один и построить другой храм, прокормить пятерых детей, проводить детские фестивали для детей со всей России и плюс еще оказывать значительную гуманитарную помощь Донбассу. Мы почти на 100 процентов снабжали батальон Георгия Победоносца и помогали социальным учреждениям в нескольких городах Донбасса. Это все дало нам возможность сделать много добрых дел во славу Церкви Христовой. В чем вам хочется посочувствовать патриарху? Алексей Козырев: Патриарх в России не только предстоятель церкви, но и политик. А взаимодействие религии и политики - это всегда очень болезненная и сложная тема. Вспомним митрополита Филиппа Колычева или патриарха Никона, и даже патриарха Тихона, которого то "белые", то "красные" просили произнести анафему противоположной стороне, сажали под домашний арест.
Патриарх - публичная фигура, ему не уйти от исторических оценок. И это невероятная ответственность и реальное испытание. Что бы ни сделал патриарх, всегда найдутся те, кто поспешит его осудить. Если бы он был только политиком, было бы проще. Но он прежде всего священнослужитель, духовное лицо, и у него обязательства не только перед своей паствой и перед Россией - а патриарх безусловный патриот, в этом нет никаких сомнений, он молится за Россию и желает ей блага - но на нем лежит колоссальная ответственность и миссия или послушание сказать свое слово в истории. Дмитрий Володихин: "В России существует идеал "симфонии", то есть соработничества Церкви и государства. И, с одной стороны, Святейшего патриарха критикуют за избыточность этой "симфонии" вроде бы Церковь срослась с государством , а с другой стороны, за ее недостаточность Церковь не комплиментарна государству.
А я считаю, что сейчас найден оптимальный вариант. У нас как раз та "симфония", которая в нынешних условиях и должна быть" Протоиерей Петр Гриценко: Дикий капитализм зашел в русское общество, и оно сегодня становится все более потребительским. А Святейший патриарх всячески старается противостоять информационной политике СМИ и интернета, задавливающей человека потребительскими идеалами. Во времена пандемии ковида ему приходилось держать баланс между верующими, невоцерковленным обществом и государством. А держаться "золотой середины" - это всегда самое тяжелое.
Второе заседание Поместного собора открылось кратким выступлением Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Он рассказал о современном положении украинского Православия и о значении братской поддержки всей Полноты Русской Церкви в противостоянии расколам и разделениям. Он сообщил также делегатам Собора, что отдаёт свой голос за кандидатуру Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Участники Поместного собора Русской Православной Церкви утвердили программу, регламент и повестку дня, а также процедуру избрания Патриарха Московского и всея Руси. Перед делегатами выступил председатель мандатной комиссии архиепископ Хустский и Виноградовский Марк. Он доложил о наличии кворума. После обстоятельной дискуссии Собор принял решение не выдвигать дополнительных кандидатов на Патриарший Престол.
Церемонию посетил Святейший Патриарх Кирилл. Позже на Соборной площади Кремля состоялся смотр Президентского полка и встреча В. Путина с волонтерами и представителями молодежных организаций, по окончании которой Президент направился в Благовещенский собор Кремля. Святейший Патриарх встретил В. Путина у входа в собор. Глава государства и Предстоятель Русской Православной Церкви проследовали в собор, где был совершен благодарственный молебен. Его Святейшеству сослужили секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков, схиархимандрит Илий Ноздрин. За богослужением молились Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси митрополит Истринский Арсений, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий. В прозвучавшей на молебне ектении было провозглашено особое прошение «о Президенте страны нашея Российския Владимире, о еже подати ему с небесе, к правлению и правосудию, силу и премудрость, добре страною нашею правити, мир и благоустроение в ней насаждати, врагов же ея и супостат в страх и бегство обращати». Затем молитву о главе Российского государства вознес Святейший Патриарх Кирилл: «Боже великий и дивный, неисповедимою благостию и богатым промыслом управляя всяческая.
Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.
Митрополит Ставропольский Кирилл вступил в должность и.о. председателя Синодального военного отдела
Родился патриарх Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) в культурной столице России 20 ноября 1946 года в семье священника. Главная» Новости» Выступление патриарха. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал арест наместника Святогорской лавры митрополита Арсения карательной мерой украинского руководства против публичных спикеров Украинской православной церкви (УПЦ). Патриарх Кирилл назвал очередной карательной мерой арест митрополита Арсения.
Патриарх Кирилл: биография, образование, семья, общественная и внешнеполитическая деятельность
Он отметил, что поводом для задержания стала сказанная митрополитом проповедь, в которой тот якобы публично раскрыл места дислокации ВСУ. Предстоятель РПЦ описал ситуацию, согласно которой стало известно, что митрополит Арсений накануне 23 сентября 2023 года сообщал верующим, что сотрудники СБУ Службы безопасности Украины около Святогорской лавры расставили блокпосты и начали проверку документов сотен богомольцев, желавших посетить один из крупнейших монастырей УПЦ. При этом силовики и представители местных военизированных соединений собирали личные данные людей, адреса их электронной почты, номера телефонов и фотографировали каждого из них, тем самым нарушая закон. Публичное упоминание о блокпостах не причинило ущерба вооруженным силам Украины и было вызвано объективной причиной - созданием препятствия верующим в посещении богослужений», - подчеркнул патриарх.
Мы знаем, какой катастрофой для России, для Церкви, для всего народа нашего стали мятежи и революции. Мы помним, как некоторые люди, желавшие блага Отечеству, поддержали в 1917 году революцию, представлявшуюся им неизбежной и нужной, а потом в этом горько и запоздало раскаивались. Да, справедливое устроение жизни народа и государства является несомненным благом. Да, допускаемая порой несправедливость требует исправления, в том числе и через церковное ходатайство за пострадавших от нее людей. Однако исторический опыт свидетельствует, что смута и междоусобная брань, даже под лозунгами справедливого устроения общества, никогда не приносили блага народам нашего Отечества, и наш пастырский долг — предостерегать народ Божий от участия в этих бесплодных делах тьмы срав. Какой бы ни была меняющаяся повестка дня, в центре нашей проповеди должно находиться то, что всегда остается неизменным. Мы, христиане, призваны свидетельствовать, что мы — самые счастливые и свободные люди, поскольку нам во Христе открыта истина о том, каким должен быть и может стать человек. Нам открыты и последние судьбы мира, сегодня мятущегося и терзающегося в греховном ослеплении, но чающего встречи со своим Творцом и Искупителем во Втором пришествии. Поэтому наши слова должны открывать людям спасительную истину о снисхождении Бога в мир людей до самой крестной смерти и победы над смертью в Воскресении. Мы призваны говорить об открывающейся в служении основанной Христом Церкви возможности богообщения и освобождения от греховного рабства. Наши дела должны свидетельствовать о презрении к идолам современности, о нашей преданности Воскресшему Господу и Его заповедям, о поклонении истинному Богу, о братолюбии и милосердии, об исповеднической твердости и терпеливой готовности делиться с другими богатством жизни во Христе. Архиерей, то есть предстоятель местной Церкви, как определяет Устав епархии, несет ответственность за церковную жизнь во вверенной ему области. При этом важно помнить, что труд архиерея — это не «княжение» над людьми, а служение великому домостроительству Божию. Тем более это важно в нынешних условиях, когда многие люди столкнулись со скорбью и претерпевают лишения. Призываю всех вас, дорогие собратья, не господствовать над наследием Божиим ср. Это в том числе означает, что мы должны дорожить каждым человеком. Об этой нашей обязанности нам всего лишь три года тому назад напомнило длительное время, проведенное в закрытых храмах, куда не имели доступа прихожане. Напоминает об этом и наблюдаемое впоследствии снижение числа людей, участвующих в богослужениях. Это снижение имело первоначальной причиной угрозу общественному здоровью и распространившийся в обществе страх, а затем было обусловлено утратой некоторыми людьми доброго навыка участия в богослужении. Это печальное явление преодолевается, однако опыт показал, что путь к полноценному возвращению к участию в церковной жизни труден. Поэтому не стоит, наблюдая отдельные миссионерские успехи, пребывать в эйфории от них или находиться в безмятежной уверенности, что наши труды если не уже завершены, то хотя бы их результат таков, что можно снизить их интенсивность. Это не так. Трудиться на ниве Христовой надо и сегодня, и впредь, и до самого последнего дня жизни нашей. Важно помнить, что каждый человек, вошедший под своды храма Божия, должен быть встречен со вниманием и христианским расположением, он должен видеть в нас готовность поделиться богатством жизни во Христе и для Христа. А потому каждый архиерей призван быть примером духовенству и мирянам — примером молитвы, деятельной любви, сострадания и ревности о славе Божией. В связи с этим скажу несколько слов о некоторых требующих особого внимания сторонах внутренней церковной жизни. Мы должны давать себе отчет в том, что с точки зрения современного молодого человека все менее привлекательным становится служение священника, — служение благодатное, но в то же время многотрудное, не открывающее возможностей для достижения высокого уровня материального благополучия, предполагающее серьезную ответственность не только самого клирика, но и членов его семьи, и связанные с этой ответственностью ограничения. Сдержанное отношение части молодых людей к священническому служению — объективная данность, и к сожалению, нет причин рассчитывать на то, что ситуация будет быстро улучшаться. В связи с этим считаю, что церковным средствам массовой коммуникации следует продумать, как в доступной для современного человека форме популяризировать опыт пастырского служения в обществе, явить образ активной и, говоря нынешним языком, «адекватной» священнической семьи — городской, сельской, из разных стран и епархий нашей большой Русской Православной Церкви. Нам необходимо особенно ценить тех, кто выражает сегодня готовность принять на себя труд священнослужения. При этом, конечно, клир не должен становиться прибежищем для людей, не нашедших себе иного места в обществе по малообразованности или по иным причинам. Недостаточно даже, чтобы человек был «просто хорошим» или «просто благочестивым» в бытовом значении этих слов. Прошло время, когда рост Церкви осуществлялся «вширь» — лишь бы заполнить приходские вакансии. Сейчас необходим рост «вглубь», и даже отмеченное во многих епархиях «оскудение призваний» не должно служить оправданием для принятия на церковное служение людей, не имеющих достаточного образовательного и культурного уровня и тем более необходимых нравственных качеств. Богословский дилетантизм части духовенства уже не раз становился в истории Церкви, в том числе в недавнее время, почвой для нарушения мира в церковном сообществе, и эта угроза делается особенно актуальной в то время, когда общество переживает потрясения. Показательным является и то, что среди священнослужителей, извергаемых из священного сана, подавляющее большинство не имели духовного образования при хиротонии. Прошу вас, владыки, не забывать о том, что служение архиерея предполагает неустанную заботу как о повышении образовательного уровня священников, так и о повышении уровня собственных знаний. Ведь архипастыри и пастыри призваны уметь — по слову апостола Петра — дать ответ вопрошающим о нашем уповании, дать этот ответ с кротостью и благоговением см. При этом да сохранит Господь священнослужителей от того, чтобы путать истины веры с суевериями или бабьими баснями см. В связи с вопросом об уровне подготовки священнослужителей предлагаю сегодня обсудить возможную реорганизацию духовных семинарий, их укрупнение в межрегиональные семинарии, объединение усилий существующих духовных учебных заведений. Это весьма важная тема, которая нуждается в нашем совместном размышлении. Наблюдая за общецерковной статистикой, можно констатировать, как я уже отметил, что многие епархии продолжают испытывать кадровый дефицит, хоть он и не сравним с тем, что было еще 30 лет назад. С тем большей бережностью следует относиться к каждому священнослужителю. К сожалению, по разным причинам клирики порой сталкиваются с соблазном оставить служение и, увы, некоторые не выдерживают искушения. Убежден, что во многих случаях таких священнослужителей можно остановить на пути от алтаря Господня, если епархиальный архиерей обратит на них доброе, благожелательное отеческое внимание при первых признаках наступающего кризиса. Мы знаем случаи, когда клирики оставляют сан, следуя своей гордыне и иным страстям — и таких особенно трудно бывает остановить на пути к этому решению. Однако бывает, что такой шаг клирик предпринимает вследствие семейных неурядиц. Эта тема в минувшие годы подробно обсуждалась в комиссии Межсоборного Присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни. В частности, в комиссии было отмечено, что многим клирикам приходится нести богослужебную чреду неделями и жить в таком ритме годами, не имея возможности уделять должное внимание и заботу своей семье. Тема эта непростая, но она по-прежнему требует нашего внимания. В Постановлениях Архиерейского Собора 2017 года подчеркивалось, что «при определении места служения священнослужителя и его материального содержания важно по возможности принимать во внимание состав и численность его семьи»2. Прошу каждого из вас, владыки, помнить об этом соборном указании, которое предполагает, что к сфере ответственности епархиального архиерея в полной мере относится выстраивание служебного положения священнослужителя таким образом, чтобы у клирика хватало времени и сил на семью. В частности, следует учитывать упомянутые обстоятельства при определении места служения клирика и объема служебной нагрузки, а также предоставлении ему отпускного времени для пребывания с семьей. Мы часто говорим о необходимости усиления поддержки государством многодетных семей в России. И это действительно важно! Тем более нам следует со вниманием и заботой относится к семьям священнослужителей. Сложности в семьях духовенства порой обусловлены неполной готовностью будущих клириков, а также их жен и детей к служению Церкви. Епархиальным архиереям полезно знакомиться с настроением семьи кандидата в клир, дабы заблаговременно предупреждать ситуации, когда супруга и домочадцы не готовы понести подвиг священнослужения мужа и отца. Важно, чтобы подготовка к семейной жизни будущего священнослужителя начиналась с семинарской скамьи, к примеру, через внеурочные и неформальные беседы с опытными семейными пастырями, разъясняющими, какие сложности могут ждать семейных клириков, как их избежать или, если они возникнут, — как их преодолевать. Подобные братские беседы следует проводить и с молодыми, недавно рукоположенными священнослужителями. Знаю, что во многих епархиях ведется активная работа по оказанию материальной и социальной поддержки священно- и церковнослужителям, вдовам священников и сиротам, престарелым клирикам, в том числе через создание и реальную деятельность епархиальных попечительских комиссий. Выражаю благодарность тем архипастырям, кто проявляет внимание к нуждам своего клира. Каждый епархиальный архиерей должен быть твердо уверен, что проживающие во вверенной ему епархии многодетные клирики, а также пожилые заштатные священнослужители, вдовицы и сироты духовенства не испытывают какой-либо постоянной, долговременной нужды. Если архипастырь по небрежному отношению к этой своей обязанности не знает о сложном материальном положении тех, о ком ему надлежит заботиться, или тем паче, зная о подобной ситуации и имея возможность облегчить бремя нуждающихся, пренебрегает такой возможностью, то ему придется отвечать за это перед Самим Богом, не говоря уже о прямой ответственности перед Священноначалием. Упомянув о священнослужителях, оставляющих сан самовольно, должен также сказать и о тех, которые извергаются из священного чина по причине совершения ими безнравственных поступков, несовместимых со служением у престола Господня. К сожалению, клирики порой становятся даже фигурантами публичных скандалов, а иногда и уголовных дел. То, что это происходит хоть и достаточно редко, но чаще, чем ранее, вполне объяснимо. Во-первых, священнослужителей стало намного больше и, следовательно, даже если доля безответственных клириков не изменилась, их количество в абсолютном исчислении могло вырасти. Во-вторых, резонанс от скандальных дел стал сильнее — такова специфика современного информационного пространства. Более того, общество очень болезненно и остро — порой даже избыточно болезненно и остро — реагирует на малейшие действительные или мнимые несоответствия поведения и жизни служителей алтаря Господня проповедуемым ими евангельским идеалам. В-третьих, мы не можем игнорировать тот факт, что дух обмирщения действует в том числе на священнослужителей. Речь сейчас идет вовсе не о том, что священники должны жить в какой-то изоляции от общества.
В 1965 году по другим данным — в том же 1964 году [4] , не попав по неизвестным причинам в армию [1] , Гундяев поступил в Ленинградскую духовную семинарию по некоторым данным, он был принят туда по протекции митрополита Никодима [1]. Семинарию окончил в 1967 году [5] [6]. В том же году поступил на первый курс Ленинградской духовной академии [2] [3]. Уже в студенческие годы Гундяев включился в общественную жизнь Русской православной церкви: в марте-апреле 1968 года он был участником 3-го Всехристианского Мирного конгресса в Праге; в июле того же года — участником IV Ассамблеи Всемирного совета церквей в Упсале; в ежегодных заседаниях Центрального комитета Всемирного совета церквей выступал в качестве советника, а на заседаниях молодежной комиссии Христианского мирного конгресса — в качестве ее вице-председателя [2]. В том же году с отличием окончил Ленинградскую духовную академию [2] [6] [5]. В июне 1970 года иеромонаху Кириллу была присуждена степень кандидата богословия. После защиты диссертации ее темой было «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере» он был оставлен при академии профессорским стипендиатом [1] , затем стал преподавателем догматического богословия и помощником инспектора академии, а 30 августа был назначен личным секретарем митрополита Никодима [2]. Обязанности преподавателя и секретаря он исполнял одновременно [6] [3]. В то же время отец Кирилл продолжал активно участвовать во внешней деятельности Московского патриархата: в 1971 году по другим данным — еще в 1970 году [1] он представлял духовные школы Русской православной церкви на Генеральной ассамблее Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» [1] и был избран членом исполкома этой организации [2]. По линии «Синдесмос» отец Кирилл начал выезжать за рубеж [1]. Он стал первым представителем Русской православной церкви в этой организации и принимал участие в заседаниях в Бостоне, Женеве, Финляндии и Белоруссии [3]. К этому времени, по сведениям некоторых СМИ, отца Кирилла попытались завербовать советские спецслужбы. Была ли вербовка успешной, не уточнялось. Сообщалось лишь, что в документах органов безопасности священник проходил под агентурным псевдонимом «Михайлов» [1]. Тогда же он стал настоятелем ставропигиального прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве [2]. В том же году был избран членом правления фонда Всемирного совета церквей по примирению и реконструкции в Индокитае. Занимал эти должности до 1984 года включительно [4] [6] [5]. В декабре того же года был избран членом центрального и исполнительного комитетов Всемирного совета церквей [2]. В том же 1975 году вошел в комиссию «Вера и устройство» ВСЦ, с 3 марта 1976 года был включен в Синодальную комиссию РПЦ по вопросам христианского единства и межцерковных сношений [1]. В январе 1977 года епископ Кирилл возглавлял делегацию от Ленинградской и Новгородской епархии на юбилее патриарших общин в Финляндии. С 12 по 19 октября 1977 года совместно с Патриархом Пименом с официальным визитом находился у Патриарха Димитрия I Константинопольский Патриархат. С 23 ноября по 4 декабря 1977 года во главе делегации РПЦ посетил Италию. В июне 1978 года архиепископ Кирилл присутствовал с делегацией РПЦ на Пятом Всехристианском мирном конгрессе в Праге; в октябре участвовал в собеседованиях с представителями Римско-католической церкви. Тогда же архиепископу было поручено управлять патриаршими приходами в Финляндии [2] [1]. Он также стал заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений [1]. В ноябре того же года в составе делегации РПЦ по приглашению Французской епископской конференции посетил Францию. В том же месяце был назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства [2]. В январе 1980 года архиепископ Кирилл присутствовал в Будапеште на встрече представителей церквей из социалистических стран Европы и руководящих деятелей Всемирного совета церквей, в мае — участвовал от РПЦ на первой встрече Смешанной православно-римско-католической комиссии встреча проходила на островах Патмос и Родос ; в августе принимал участие в заседании Центрального комитета Всемирного совета церквей и в конференции представителей церквей в СССР и в США оба мероприятия проводились в Женеве ; в ноябре и декабре возглавлял паломническую группу представителей и студентов Ленинградской духовной академии при поездке на Святую Землю [2]. В августе 1981 года участвовал в очередном заседании Центрального комитета Всемирного совета церквей в Дрездене, затем совместно с Патриархом Пименом посетил Финляндию. А в ноябре отбыл в Амстердам на слушания по ядерному разоружению — в качестве представителя от христиан СССР [2]. В январе 1982 года архиепископ Кирилл ездил в Лиму Перу , где участвовал в заседании Комиссии Всемирного совета церквей «Вера и церковное устройство». В июле того же года вновь принял участие в заседании Центрального комитета Всемирного совета церквей в Женеве, а в июле и августе 1983 года участвовал в VI Ассамблеи Всемирного совета церквей в Ванкувере Канада и был избран в новый состав Центрального комитета Всемирного совета церквей [2]. В 1983 году архиепископ Кирилл также начал преподавать в аспирантуре при Московской духовной академии [1]. В феврале 1984 года иерарх принял участие в заседании Исполнительного комитета Всемирного совета церквей в Женеве, в мае и июне в качестве представителя Русской православной церкви участвовал в заседании Смешанной богословской комиссии между римско-католической церковью и поместными православными церквами, проходившей на острове Крит; в июле того же года присутствовал на заседания Центрального комитета Всемирного совета церквей в Женеве, а в конце ноября в составе советской общественной делегации участвовал в международной конференции ученых и религиозных деятелей в Италии [2]. Тогда же он сделался управляющий приходами Калининградской области [6] 4 июля 1988 года архиепископ Кирилл был награжден именной панагией — за активное участие в подготовке и проведении празднования тысячелетия Крещения Руси. В соответствии с определением Священного Синода от 10-11 апреля 1989 года по другим данным, в 1988 году [6] стал зваться архиепископом Смоленским и Калининградским [1] [3]. Определением Священного Синода от 14 ноября 1989 года архиепископ Кирилл был назначен председателем Отдела внешних церковных сношений сменил на этой должности митрополита Филарета Вахромеева [1] и постоянным членом Синода по должности [2] [6] [5] [4]. Как председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священнослужитель участвовал в работе по подготовке законов «О свободе вероисповеданий» 1990 , «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 [3]. В 1990 году он также возглавил комиссию Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности и стал членом Синодальной библейской комиссии [1]. Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 25 февраля 1991 года архиепископ Кирилл был возведен в сан митрополита [6] [1] [4] [5]. К началу марта 2007 года оставался архиереем Смоленской и Калининградской епархии [2]. Во время политических потрясений в России в 1991-1993 годах митрополит Кирилл занимал активную миротворческую позицию. Он стал инициатором создания Всемирного русского народного собора в 1993 году. Его доклады были основными на соборе 1993 года и восьми последовавших соборах.
У простых монахов она черная, у епископов - фиолетовая, у митрополитов - голубая, а у патриарха - зеленая этот цвет в христианстве символизирует вечную жизнь. Латинское слово "куколь" в переводе означает "капюшон". Такие островерхие головные уборы, иногда доходящие до плеч или пришитые к плащу, были распространены в Римской империи. Их носили первые египетские монахи: похожие на шапочки младенцев, куколи напоминали инокам о детской чистоте и простоте и о призыве Христа быть как дети. В то же время куколь с наметкой, спускающейся на грудь и спину, напоминает воинский шлем с бармицей, а монах издревле считался воином Христовым в борьбе со злом. Белый цвет патриаршего куколя символизирует невещественный Божественный свет и чистоту. На интронизацию патриарха Московского и всея Руси прибыли первые лица российского государства, в том числе президент РФ Дмитрий Медведев с супругой, премьер-министр Владимир Путин, мэр Москвы Юрий Лужков, вдова первого президента России Наина Ельцина, депутаты Госдумы, сенаторы, представители дома Романовых, Римско-католической церкви и других конфессий.