Тимур Хадиуллин совмещает концертную деятельность с преподавательской в Белгородском институте искусств и культуры, где ведёт класс органа и клавесина. В связи с государственным трауром мы отменили концерт Тимура Халиуллина в нашем храме. И сегодня у нас в гостях органист, композитор, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин. Автор этого необычного проекта – российский органист Тимур Халиуллин, лауреат международных конкурсов, участник всероссийских и международных фестивалей, автор концертов-лекций для молодежи, ведущий «Новостей органной жизни» на «Радио России».
Выступление студента КГУ на сцене концертного зала «Свиридовский»
В общем, музей меня вдохновил, вот это пространство и органная музыка как-то по-новому раскрашивают, дают особые краски музыке, которую я обычно играю в зале или в церкви. Орган — это голос неба Программа называется «Музыка космоса: от Баха до Циммера». А название Voix c? И вот со мной небесный голос Светланы Ломоносовой и регистр одного из тембров органа так и зовётся — Voix c? Такое бывает, когда возьмёшь одну программу, приезжаешь, а у инструмента короче клавиатура, и уже не влезает или не хватает тех тембров, которые композитор задумал, или неподходящая связь клавиатуры с трубами — в быстром темпе невозможно сыграть. Тогда я на ходу привыкаю — это самое страшное, либо меняю на ходу — это самое безопасное. Здесь я всё-таки увидел в энциклопедии «Органы России» его внешний вид, видел, что пульт повёрнут, и понял, что, например, педальное соло брать для этой программы нет смысла, люди не увидят, как мы играем.
Брать музыку романтического периода тоже не очень хорошо, потому что у этого органа нет швеллера. Швеллер — это створки, которые закрываются и открываются, делают звук громче и тише. Когда увидел, какого он года, то понял, что лучше сделать акцент на старинную музыку и на современную. Так мы и сделали. Многие до сих пор в России думают, что орган — это только старинная музыка и мне бы хотелось вот эту инерцию преодолеть, потому что орган возник во II веке до нашей эры. И до VI века орган озвучивал гладиаторские бои и лишь потом попал в церковь, развился там до тех размеров, что мы знаем, приобрёл вот эту красоту.
И уже в эпоху романтизма снова вышел из церкви и попал на сцену. В XX веке он попал в кино, в рок-музыку. Но возникает другой вопрос. Ноги не имеют таких мелких мышц, ноги крупнее клавиатуры, обувь не позволяет чувствовать напрямую прикосновение, поэтому вы увидите, что на концерте я буду играть в специальных ботинках. Эти ботинки называются органными, они имеют мягкую кожаную подошву и обязательно расстояние между носком и каблуком, чтобы одной ногой взять два звука на расстоянии терции или кварты, ненужная нота остаётся как раз посередине в проёме. Мы даже специально растягиваем стопы в первую позицию, как в балете, чтобы можно было взять целый аккорд из четырёх звуков на педальной клавиатуре.
Я экспериментирую и придумал свою фишку. Я придумал, что буду играть всё наизусть без ассистента и буду играть всё с виртуозными педальными соло.
Музыкант подстраивает его под современные вкусы. В репертуаре как собственные произведения исполнителя, так и саундтрнеки из "Шрека", "Пиратов Карибского моря" и "Звездных войн", мелодии из фильмов Андрея Тарковского и Эльдара Рязанова, рок, джаз, танцевальные композиции — в умелых руках этому инструменту подвластно все. Вот это общение, а также современный репертуар чуть-чуть приближают слушателей к органу и орган к слушателям", — считает солист Белгородской филармонии, лауреат международных конкурсов, лучший органист 2020 года Тимур Халиуллин. Несмотря на свою молодость, Тимур уже завоевал немало престижных премий, а на его концертах всегда аншлаг.
Влияет ли зал на качество звука? И какие залы предпочитаете вы?
Каждый раз всё разное. Как можно не любить камерный зал, например, Тюменской филармонии с небольшим органом в одиннадцать регистров или предпочесть только пятитысячный зал «Тинькофф Арены» в Петербурге. Нет, в каждом зале своя особая атмосфера. И знаете, даже оказалось, что на сцену с залом в пять тысяч зрителей выходить намного проще, чем, например, на родную сцену Белгородской филармонии, где сидит делегация изысканных ценителей, которые знают, на что идут, — это ответственнее. Сравнивать звук и органы практически невозможно. Можно сравнить рояли, скрипки, как бы они не отличались друг от друга, они всегда хотя бы общую форму имеют, одинаковое количество клавиш, струн — это традиция. А орган — это самый нетрадиционный и нешаблонный инструмент, потому что в курском органе три клавиатуры, он цифровой, в органе Кафедрального Калининградского собора — шесть клавиатур и 8525 труб. У американского цифрового органа Rodgers кроме звуков органа, есть звуки клавесина, челесты, колокольчиков, литавр, встроенных в звуковую карту.
И каждый раз мы получаем разный звуковой результат и используем для разной музыки. Орган можно адаптировать под разные события. Вы помните все органы, на которых играли? Орган — это как человек со своей душой, со своим характером. И если бы я не подружился с этим ограно-человеком, то не смог сыграть на нём концерт. А если подружились, он уже становится частью тебя навсегда. Приезжая каждый раз на старое место, где я уже играл, я знаю, что от этого инструмента можно ждать, что на нем лучше звучит, что не следует брать для такого инструмента. Тогда как установить этот контакт, чтобы инструмент почувствовал тебя и как-то откликнулся?
Орган — не гитара, с собой его в тур не возьмешь. Для того, чтобы человека понять, мы должны хотя бы сначала его увидеть лично, затем услышать, затем тактильно поздороваться, может обняться, затем пообщаться, затем в чем-то разочароваться, а в чем-то — удивиться, впечатлиться, вдохновиться. Мне нужен это контакт, а контакт — это время — самое дорогое, что требуется в нашей профессии. Мы никогда не делаем концерт в день приезда. Органист обязан приехать за два дня до выступления и эти два дня посвятить ознакомлению с инструментом. Музыкант ставит запись, слушает, как звучит орган в зале, проверяет, какие регистры звучат выигрышно, какие — не очень, какая особая краска, отличающая от других инструментов, выигрышна на этом органе, корректирует репертуар и, общаясь вот так с инструментом, запоминает, где и что расположено, потому что все в разных местах. И только вот в процессе этого общения в течение большого времени перед концертом можно достигнуть хорошего результата. Сколько вы репетируете ежедневно?
Я стараюсь репетировать все свободное время, что у меня есть. Но вот со временем сейчас становится все сложнее и сложнее, из-за гастролей и работы по организационной деятельности, потому что мало просто приехать и сыграть концерт. На самом деле, для музыканта самое сложное — это процесс подготовки, он самый длительный, самый мучительный, это еще и процесс организации бытовых моментов: дорога, проживание, покушать тоже нужно. И когда на концерте я выхожу уже на сцену, знаете, честно, что я думаю: «Фух, ну слава Богу, вот наконец-то я там, где должен быть, и я могу сейчас хорошо сделать свою любимую работу». И не думаю больше ни о чем на этой свете. Вот я в той точке, ради которой все это было. Я выдыхаю с облегчением. Это вот тот момент блаженства, который так иском каждым человеком.
Поэтому сказать, что я испытываю трудности на сцене, не могу. Труднее то, что предшествует выходу на сцену. Сколько времени нужно, чтобы разучить новое произведение и «донести» его до сцены? Бывает и такое, когда ноты скинули только накануне, и вот ты должен что-то сделать. Если адаптировать и меняет фактуру, можно получить более скорый результат. Академически серьезные произведения, например, Прелюдию и Фугу Баха не выучить за неделю, это месяцы работы. Их нужно взять заранее, летом разобрать, обкатать, обыграть, записать и только потом выносить на сцену. А ноты современных произведений, саундтреков откуда вы берете?
Вот, например, минувшим вечером прозвучал «Интерстеллар». Автор этой концепции, построения темы — это я. Я её сам переложил на виолончель, прописал партии на рояль, на орган, на ударные инструменты, это мой продукт, основанный на авторской музыке Ханса Циммера. Органист всегда выступает в качестве соавтора, даже в баховской музыке. Ведь Бах не прописывал тембры, не прописывал оркестровку. Все эти интерпретаторские примочки, если так можно сказать, — это то, что делает каждый органист на свой вкус и на свою ответственность. У вас то репетиции, то выступления… вы постоянно за инструментом. Ваши руки — они не болят?
Недавно я играл в Казани, это был большой концерт с государственным симфоническим оркестром республики Татарстана. Вот на этом органе я чуть не переиграл себе руку, потому что этот орган практически невозможно продавить, не применив серьезные физические усилия. Очень тугая клавиатура тянет за собой сотни деталей внутри этого исторического инструмента, который построен по традициям эпохи старинных голландских школ. Вот такие органы, конечно, могут не только утомить руку, но и привести иногда к такой профессиональной болезни, которая называется тендовагинит — это воспаление сухожилищных влагалищ. Однажды, когда я был студентом Петербургской консерватории, я переиграл руку на трансцендентных этюдах Ференца Листа и ходил в гипсе на правой руке, прямо перед поступлением в консерваторию. И такие профессиональные болезни тяжело и долго лечатся, их нужно правильно и вылечить сразу, чтобы не было рецидивов. Но самое главное — это вовремя дать отдохнуть, чтобы не привести в непоправимые последствия, как было, например, у Шумана, который растягивал специально пальцы, много играл, переиграл себе руку и потом уже не мог излечиться полностью.
Бах уступает пространство Генделю. Больше всего орган ассоциируется с религиозной музыкой, но Тимур Халиуллин убежден в универсальности своего инструмента. Сама история создания органа это подтверждает. Он появился еще в Античности, использовался во время гладиаторских боев и только в 6-ом веке попал в храмы. Тимур Халиуллин, органист, лауреат всероссийских и международных конкурсов: «Для меня лично это, конечно, дух эксперимента. Вот главная эмоция, которую я испытываю. Некая дерзость в том, что на органе возможно все. Некий протест, чтобы сказать, что нет, на органе будет не только Бах звучать. Орган — это инструмент с глубокой историей, я хочу ее показать и раскрыть во всей красе».
Белгородцы услышали рок на органе
Ведущий рубрики «Новости органной жизни с Тимуром Халиуллиным» на ВГТРК Радио России (Москва). Купить билеты на концерт Тимур Халиуллин в Дом Музыки можно по телефону 229-04-00 или онлайн. Халиуллин Тимур Ильясович — последние новости о персоне сегодня |. В нашем концерте Тимур Халиуллин будет солировать на цифровом органе компании Johhanus — флагманом в мире цифровой музыки. Тимур Халиуллин входит в пятёрку самых востребованных молодых отечественных органистов. Главная» Новости» Тимур халиуллин концерты.
Халиуллин Тимур (орган)
Тимур Халиуллин, органист: «Уникальный цифровой орган, который уже построен в 21 веке. Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской филармонии Тимур Халиуллин, который открыл в Липецке первый органный сезон в Доме музыки, рассказал, как орган меняет жизнь человека и почему этот инструмент никого не оставляет равнодушным. Халиуллин Тимур Ильясович — последние новости о персоне сегодня |. В нашем концерте Тимур Халиуллин будет солировать на цифровом органе компании Johhanus — флагманом в мире цифровой музыки.
В Курской филармонии появился новый цифровой орган
| "Светлое и темное" Тимур Халиуллин, орган (Белгород) :: Красноярская краевая филармония | И сегодня у нас в гостях органист, композитор, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин. |
| Фонд «Вольное Дело» организовал органный концерт в аэропорту Сочи | Халиуллин Тимур родился в Ижевске (республика Удмуртия), где окончил Республиканское музыкальное училище (колледж) по классу фортепиано (класс ва) и теории музыки. |
| Тимур Халиуллин | Филармония г. Нижний Тагил | | Герой нашего интервью – талантливый органист, композитор, лауреат международных конкурсов Тимур ХАЛИУЛЛИН. |
Белгородцы услышали рок на органе
И сегодня у нас в гостях органист, композитор, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин. На инструменте играл лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин, по совместительству и владелец органа. Тимур Халиуллин — российский органист, лауреат международных конкурсов, участник российских и международных фестивалей, автор концертов-лекций для молодежи, ведущий «Новостей органной жизни» на «Радио России». Тимур Халиуллин (орган), который будет проходить с 3 февраля 2024 по.
07 Июня 18:30
Халиуллин Тимур родился в Ижевске (республика Удмуртия), где окончил Республиканское музыкальное училище (колледж) по классу фортепиано (класс ва) и теории музыки. Делитесь видео с близкими и друзьями по всему миру. Изображение Фото: личный архив Тимура Халиуллина. Тимур Халиуллин, органист: «Уникальный цифровой орган, который уже построен в 21 веке.
Тимур Халиуллин: «Я мечтал просто стать хорошим музыкантом»
Вот это общение, а также современный репертуар чуть-чуть приближают слушателей к органу и орган к слушателям", — считает солист Белгородской филармонии, лауреат международных конкурсов, лучший органист 2020 года Тимур Халиуллин. Несмотря на свою молодость, Тимур уже завоевал немало престижных премий, а на его концертах всегда аншлаг. Так было и в этот раз в Мурманске. Величественная музыка сопровождалась визуальным рядом, погружая зрителей то в ритмы вальса Евгения Доги, то в эпоху барокко.
Этот марафон, сообщает канал «Россия К», станет рекордом: его официально зарегистрируют представители Книги рекордов Гиннеса. Постановщиком презентации органа в «Зарядье» стал известный режиссёр Даниэле Финци Паска. Постановщик украсил зал множеством лампочек — в своём фирменном стиле.
Инаугурация открыта для посещения.
Все они фанатично преданы инструменту и, срастаясь с ним, буквально становятся его продолжением. Их отличает целый набор качеств. Логическое мышление. Идеальная координация. Физическая выносливость. На конкурсе поразило то, что, выступавшие юноши и девушки были хрупкого телосложения. А такие хрупкие мы именно потому, что много сил уходит!
Я постоянно поддерживаю свою физическую форму. С гордостью скажу, что в Белгородской филармонии есть тренажерный зал, который я регулярно посещаю! Кроме того, у меня есть собственные «фишки», которыми я уже поделился со своими коллегами, и они взяли их на вооружение. Это катание на роликах, ориентированное специально на поддержание в тонусе мышц ног для дальнейшего совершенствования педальной техники! Я ввел некоторые элементы фигурного катания, слалома. Как насчет травм? Не боитесь с «органной дистанции» сойти? Не забывайте, что у органистов хорошая координация!
Еще очень люблю велосипед. Шесть километров до филармонии и обратно — каждый день, круглый год! Это ведь не только для «органных» ног полезно, но и мысли в порядок приводит, доставляет много радостных эмоций, столь необходимых музыканту, дает возможность «выдоха» между концертами и репетициями. Но, вообще, для ног польза — в первую очередь: ноги становятся более гибкими, ловкими, и в какой-то момент ты уже просто не думаешь, как они играют, все идет на автомате. Хотя педальная техника — не самое сложное в управлении органом: куда труднее скоординировать ее с мануальной. Но публика просто обожает трюки, когда играешь целые сочинения только ногами.
И послезавтра приедет шестой орган. Мы поняли, что всё-таки пора открывать какое-то ещё одно направление. Мы будем учить любых людей, любого возраста профессионалов и просто желающих познакомиться с музыкой в органном исполнительстве с нуля. У нас сейчас очень тревожная обстановка. Белгород обстреливают. Мы приехали из военного региона, у нас убежища, у нас укрытие на каждом шагу, люди гибнут каждый день по два-три человека. И очень многие из Белгорода, конечно, уехали, и я мог уехать много раз, но я этого не сделал и не собираюсь, потому что я знаю, что в Белгороде остается около 300 тыс жителей. Чтобы их поддержать, чтобы не было ощущения, что город умер или заснул, или находится в каком-то режиме ожидания, когда всё молчит и всё закрывается, мы решили с моими коллегами из команды открыть школу и проводить занятия! Понятное дело, что мы все рискуем! Это русская рулетка! В мой дом попала бомба две недели назад, с одной стороны выбило стёкла, а у меня орган и клавесин с другой стороны, слава богу, остались целыми, могло метром правее или левее, и была бы другая история. Открытие школы сегодня это символ того, что город жив, символ того, что несмотря на бомбёжку, идёт какое-то культурное преображение. Сейчас мы играем онлайн-концерты, потому что живьем собираться вот как здесь нам с вами сейчас нельзя. В Белгороде музыка на время замолкла, но зато мы ездим по региону, и наши музыканты выступают в Белгородской области. Придет новый орган, с ним мы будем ездить по области куда чаще. Эпоха органного возрождения Мы сейчас живём в ту эпоху, которую сложно оценить, но если посмотреть, абстрагироваться, то это эпоха органного возрождения. Есть такое движение, которое называлось Orgelbewegung [Движением возрождения органов, прим. Вот сейчас Orgelbewegung российского масштаба — Orgelbewegung 2. Представьте себе, каждый год появляется три-четыре новых органа. А если ещё говорить про цифровые, то и того больше. Открываются факультеты органные в разных институтах, не только профильных.