Новости о чем опера хованщина

опера в 1985 году немецким мастером оперной режиссуры Августом Эвердингом. В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника. «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором. "Хованщина" была поставлена нью-йоркской Метрополитен-оперой только в 1950 году, хотя отрывки из нее были исполнены Метрополитен-оперой еще в 1919 году.

"Хованщина" М.Мусоргского в МАМТе, реж. Александр Титель, дир. Александр Лазарев

Наконец, Досифей заступается за девушку. Действие 2 Иван Хованский упрекает князя Голицына из партии царевны Софьи за унижение стрельцов. Их мирит Досифей, чтобы сообща добиться своего. Однако от Шакловитого они узнают, что все уже, по сути, кончено: и Софья, и юный царь Петр требуют смерти Хованского и его «хованщины». Действие 3 «Страшен царь Петр»: Марфа предчувствует, что раскольникам гореть в огне.

Хованский отказывается идти против Петра, это не имеет смысла. Действие 4 Наемник Шакловитого убивает Хованского. Голицына спешно ссылают, петровское войско стоит перед Кремлем. Стрельцы ждут смерти, но Петр их прощает.

Этой "народной музыкальной драмы", как определял жанр своего сочинения сам автор, не было в афише Большого театра 19 лет. Генеральный директор Большого театра России, художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев по случаю 185-летия со дня рождения композитора привез в Москву легендарный спектакль Мариинки 1952 года режиссера Леонида Баратова и также художника Федора Федоровского. Новая постановка потрясла не только масштабом, но и невероятной энергетикой, и актуальностью. Тема вечного народного раскола и бунта - бессмысленного и беспощадного, как неиссякаемого источника терзаний, крови и попытки подняться с колен, заставляет содрогнуться от многих фраз и задуматься об уроках истории. Эпическая драма начинается с медитативного "Рассвета на Москве-реке", который не только живописует прекрасную картинку природы, но и все же растворяет в ней надежду. И пять с половиной минут музыки становятся камертоном всего, почти пятичасового спектакля в пяти действиях и шести картинах и презентацией совершенно нового, высококлассного звучания оркестра Большого театра, за дирижерский пульт которого впервые в новом статусе встал Валерий Гергиев. Вечный вопрос: "Ох ты, родная матушка Русь...

С удовольствием приехал, чтобы немного подышать этим воздухом молодым молодые мои годы! Я сыграл Досифея более чем в 200 спектаклях. Конечно, роль изменилась: двадцать лет назад это была одна роль, теперь она совершенно другая, тем более что я пел обе редакции оперы. Мы, к сожалению, не были современниками Шаляпина. Но в книгах четко описаны все его пожелания, как он это делал исполнял роль , и, конечно, еще в студенческие годы всё было прочитано. Без Шаляпина русская опера бы просто не существовала в том виде, в котором она сейчас есть — это однозначно была революция», — сказал Ванеев журналистам за несколько минут до выхода на казанскую сцену.

Эти претензии с энтузиазмом поддержал Хованский, полагая, что старообрядцы идеологически оформят захват им власти. Для Ивана Хованского, как и для его старшего сына Андрея, авантюра закончилась весьма печально — их убили люди царевны Софьи. Младший сын Хованского, Пётр, был сослан на Север, его потом помилует царь Пётр и отравит его воеводствовать в Киев. Что касается старообрядцев, то их дело не выгорело, и они продолжили сжигать себя в скитах. Крупнейшие эпизоды самосожжений староверов прошли в Карелии — Палеостровские гари в 1687 и 1688 годах, в которых погибло более четырёх тысяч человек и Пудожская гарь 1693 года с одной тысячей жертв. В 1687-м в местечке Березове Олонецкого края сгорело более тысячи старообрядцев, а в Палеостровском монастыре, на северном побережье от Онежского озера — 2700 раскольников. По общим подсчётам в самосожжениях конца XVII века погибли свыше восьми тысяч блюстителей старой веры. Русский самохолокост, да и только. Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина». Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причём сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Опера заканчивается эпической сценой самосожжения раскольников. В одиночестве скорбит Досифей. Он сознает обреченность раскольников. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры. Из леса доносятся звуки труб.

Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргского для читательского дневника

Опера «Хованщина» посвящена более поздним событиям русской истории, чем «Борис Годунов»: ее действие начинается в 1682 году во время Стрелецкого бунта. И это понятно — опера сама по себе жанр очень условный, и перенос действия в иное время и иные обстоятельства оправдан только в поисках актуальности, но на фоне украинской трагедии сама фабула Хованщины становится предельно актуальной (после сцены. Либретто написал сам композитор, заинтересовавшийся историей стрелецкого восстания и началом раскола, к сожалению, Модест Петрович не закончил ни одну из своих опер, Хованщина» — не исключение в списке незавершенных творений. Тот факт, что даже в таком виде «Хованщина» является одной из лучших опер мирового репертуара, не может не вызывать некоторого негодования. В операх Мусоргского движения от музыки у Чернякова очень мало. Основой режиссерских решений в дилогии является философская концепция.

«Хованщина»

Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов. О постановке «Хованщины» в Частной опере известно из воспоминаний певца Василия Шкафера и племянника Саввы Мамонтова. просмотрите отзывы путешественников (2 142 шт.), реальные фотографии (1 778 шт.) и лучшие специальные предложения для Санкт-Петербург, Россия на сайте Tripadvisor. События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг., периоду правления царевны Софьи, которая стремилась сохранить за собой власть.

Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Тот факт, что даже в таком виде «Хованщина» является одной из лучших опер мирового репертуара, не может не вызывать некоторого негодования. Магическое впечатление от оперы «Хованщина» Второй раз в этом сезоне слушаю оперу Мусоргского «Хованщина» в Мариинском театре (16 января 2017 г.) и потрясаюсь мощью этой народной музыкальной драмы! 28 февраля на сцене малого зала БГТОиБ состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года.

«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»

Она предсказывает Голицыну, что его ждут опала, ссылка и нищета «Силы потайные». Князь приказывает утопить ее, но Марфа все слышит и вовремя скрывается. Неожиданно появляется Иван Хованский. Князья спорят о политике, обвиняя друг друга дуэт «А мы без докладу, князь: вот как».

Досифей прерывает их спор терцет «Князья, смири ваш гнев». В глубине сцены проходят раскольники, воспевая победу над еретиками. Вбегает Марфа: слуга Голицына хотел утопить ее, но петровцы пришли ей на помощь.

Князья поражены, что войска царя находятся так близко. Шакловитый объявляет им, что их заговор раскрыт, Петр назвал его «хованщиной» и «велел сыскать». Действие третье Стрелецкая слобода в Замоскворечье.

Марфа вспоминает свою несчастную любовь и предсказывает, что она и Андрей умрут вместе, в пламени «Исходила младешенька» , Досифей утешает ее дуэт «Ах ты, моя касатка». Шакловитый оплакивает участь Руси «Спит стрелецкое гнездо». Из слободы доносится шум драки.

Внезапно вбегает подьячий: войска Петра побивают стрельцов. Кузька предлагает звать на помощь Ивана Хованского «Батя, батя, выйди к нам». Но князь велит стрельцам разойтись по домам и ждать приговора.

Действие четвертое Палаты Ивана Хованского. Князь сидит за столом, а девушки развлекают его песнями «Возле речки, на лужочке», «Про гайдучка». Варсонофьев, посланный Голицыным, предупреждает Ивана о том, что его жизнь в опасности.

Князь возмущен. Спустя некоторое время Шакловитый приносит приказ царевны Софьи, зовущей его ко двору. Князь велит принести парадные одежды и требует, чтобы девушки спели в его честь «Плывет, плывет лебедушка».

Едва дойдя до порога, он с криком падает, пораженный убийцей. В Москве князя Голицына отправляют в ссылку. Досифей узнает от Марфы царский приговор: искоренить раскольников.

Настало время мученичества. Марфа сообщает Андрею об убийстве его отца «Видно, ты не чуял, княже». Хованский не верит ее словам и трубит в рог, созывая стрельцов.

Но те шествуют на казнь. На площади в последнюю минуту боярин Стрешнев объявляет царский указ о помиловании. Марфа уводит Андрея в безопасное место.

Действие пятое Сосновый бор. Лунная ночь.

Но все-таки — какова главная идея постановки, в чем «мессидж» создателей спектакля? Мы вполне вправе задаться вопросом о социальном заказе, который исполняет постановка, об общественных воззрениях этих социальных заказчиков, об их политических суждениях, симпатиях и антипатиях, о социальной критике и социальном идеале. И вот тут-то и скрыта основная проблема. В чем сверхидея Тителя? Как он воспринимает сверхидею Мусоргского? Политика, — рассказывают нам в МАМТе, — грязное дело. Все — и западники Голицын и квасные патриоты Хованские, и даже настоящие патриоты Шакловитый суть негодяи, озабоченные лишь борьбой за власть.

Это не наигранный цинизм, это имеющее под собой основания мироощущение спектакля — в конце концов, настоящий Фёдор Шакловитый сразу после убийства Хованских стал начальником стрелецкого приказа а после стрелецкого бунта 1689 года был казнен победившим царем Петром. Даже вера не дает в этой постановке отдушины — Досифей заставляет вспомнить бессмертную фразу великого бородача про дух бездушных порядков, а сверхчувственная Марфа-раскольница — про сердце бессердечного мира. Так, открыто лесбийское решение сцены между Марфой-раскольницей и раскольницей Сусанной пуританизм вашего автора слегка шокировало, хотя замысел Тителя в отношении Марфы, главная черта ее характера — это сверхчувственность, и странность сцены которую ваш автор раньше относил на сумасшествие Сусанны становится понятной и достаточно убедительной. Однако дело в том, что тот факт, что добро и зло относительны, вовсе не означает отсутствие разницы между добром и злом. И личные недостатки обуреваемых честолюбием политиков не отменяют правоту или кривду отстаиваемой ими линии. Если ты сражаешься за правое дело, то тщеславие, гордыня или алчность твоего вождя становятся второстепенными факторами, мешающими победе добра и — наоборот — будь вождь лично безупречным, но если он встает на сторону зла, то ты неизбежно придешь к оправданию зла. Это отчетливо видно в реалиях современной Украины. Личные добродетели некоторых людей, вышедших на майдан и искренне расстроенных человеконенавистническими воплями марширующих укрофашистов с евромайдана: «Москаляку на гиляку!

Но собственно старины там, на мой взгляд, оказалось куда больше. Вся опера, при всех новаторских гармонических и прочих фокусах, оказалась в немалой степени наполнена стариной — да такой стариной, что, казалось бы, Стасову только и ругаться по поводу «ветхозаветности», «отсталости», «замшелости» и т. Причём эта старина оказалась сосредоточена в самых ключевых, драматургически предельно насыщенных местах оперы. А новшества рисовали нечто, мягко говоря, неприглядное, выдаваясь во всей красе там, где нужно было обрисовать спесь, тупость, злобу, склочность, руготню, пьяный разгул и всё такое прочее действующих лиц. Оно, конечно, выглядит до сих пор эффектно — но как-то получается, что стасовские «новые берега» оказались просто старым кабаком. Невольно вспоминается известное выражение В. Розанова об определённой литературе, как о гениальной — но всё же плевательнице. При внимательном просмотре и иногда проигрывании первым делом сразу бросился — не в глаза, а скорее уж «в уши» — хор стрельцов «Батя, батя, выйди к нам», где они молят, оказавшись в тяжёлом и тревожном положении, выйти к ним начальника — кн. Хованского-старшего известного в реальной истории под прозвищем «Тараруй». Само гармоническое построение хора сразу вызвало в памяти композиции времён барокко — с цепочкой уменьшенных септаккордов и их разрешений: сперва ум. Эта «цепочка» вызывает в памяти множество барочных композиций — ну хотя бы знаменитое «Stabat Mater» Эм. Асторги, композитора баховского времени — хотя, конечно, фактура у Мусоргского в разы примитивнее. Затем, уже в последнем действии, ариозо вождя старообрядцев Досифея, принявшего страшное решение о самосожжении. Фактура сопровождения весьма интересна — по большому счёту, скупое двухголосие, гаммообразные ходы баса, да ещё и с напряжёнными тритоновыми построениями, вызывающие в памяти аналогии с прелюдированием баховских времён, примитивизация фактуры — явная попытка сделать нечто ещё более архаическое по сравнению с баховским временем когда Римский-Корсаков в песне Веденецкого гостя в «Садко» употребил нечто похожее в сопровождении — его верный приспешник Ястребцев сравнил такую музыку с живописью прерафаэлитов, старавшихся, как известно, писать картины «под XV век». Опять трагический момент, ответственный, тяжёлый — и опять архаика. И далее — Досифей вопрошает старообрядцев, готовы ли они сжечь сами себя. В его партии — речитатив, иногда на одной ноте, иногда похожий на дьяконские возгласы. А вот аккомпанемент — строгий, из простых аккордов, иногда с гармоническим «перекрашиванием» той или иной ступени, опять же похож на подобный речитатив с сопровождением у… Монтеверди, композитора аж начала XVII века! Опять напряжённейший по драматургии момент — и опять архаика! И далее — просто предельная чёткость. Досифей поёт: «Да сгинут плотские козни ада» хроматическим ходом в сопровождении довольно-таки ехидных, авангардных для того времени гармоний — и дальше: «от лица светла правды и любви» — и «светлое лицо» сопровождено буквально тремя простейшими аккордами, да ещё и в похожей на церковное пение фактурой! Просто плакатно показано: авангард — аду, простейшая гармония — правде и любви! Да, и ещё до того. Старообрядка Марфа, бывшая возлюбленная Хованского-младшего, гадает кн. Голицыну, предсказывая ему незавидную судьбу «Тебе угрожает опала и заточенье в дальнем краю». Пока идут воззвания к разного рода, гм, духам — гармония также по тому времени авангардна.

И снова Досифей их разнимает. Марфа, увидев Досифея, вбегает в покои и умоляет пощадить ее, не убивать. Досифей ее утешает. Действие третье Толпа раскольников ходит по Стрелецкой слободе, они поют песни. Марфа у терема Ивана Хованского тоже поет народную песню «Исходила младёшенька», предчувствуя неизбежную беду. В этом же действии боярин Шакловитый выходит с арией «Спит стрелецкое гнездо». Однако нет, не спит — все пьют, кутят. И тут врывается на сцену подьячий, возвещая приход войска Петрова. Действие четвертое Пирует князь Хованский — широко, разгульно. Его развлекают плясками юные крестьянки. Боярин Голицын предостерегал Хованского о возможной опасности, но тот не поверил и отправляется по приглашению к интригану Шакловитому, будто бы на разговор к царевне Софье. Тут его и настигает смерть. А боярин Голицын тоже во вражеских руках: стражники снаряжают его в ссылку.

«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского

Существеная жанрово-стилевая черта и главное, что роднит "Хованщину" с русскими эпическими операми, огромное количество и исключительно важная функция хоровых эпизодов. Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть. В сюжете оперы «Хованщина» объединены события, которые в исторической реальности растянулись на семь лет: два стрелецких бунта, второй из которых возглавил князь Иван Хованский в союзе со старообрядцами, и приход Петра I к власти. Опера «Хованщина» посвящена более поздним событиям русской истории, чем «Борис Годунов»: ее действие начинается в 1682 году во время Стрелецкого бунта. С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал её “Хованщина”» (1872), продолжается крёстный и славный путь оперы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий