Эксцентрическая комедия по мотивам пьесы ова «Иван Васильевич» о машине времени, сооруженной московским инженером Шуриком Тимофеевым, с помощью которой Иван Грозный попадает в ХХ век, а управдом Бунша, как две капли воды похожий на царя. Телеканал ТНТ опубликовал новые кадры комедии «Иван Васильевич меняет все!» — переосмысления советского фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Вы этого не знали. 5 фактов о фильме «Иван Васильевич меняет профессию»
Зрители до сих пор смеются над похождениями обаятельного мошенника Жоржа Милославского, которого гениально сыграл Леонид Куравлев. Между тем, как и многие снятые в советское время фильмы, работа Гайдая подверглась тотальной цензуре — из нее были вырезаны несколько ключевых сцен. Недавно в архивах «Мосфильма» обнаружили пять эпизодов, которые не вошли в итоговую версию картины. Их можно увидеть в ролике, размещенном на YouTube. В частности, был изменен эпизод с реакцией Милославского на банкет в царских хоромах. Когда управдом Иван Васильевич Бунша спрашивает, кто же будет оплачивать это пиршество, мошенник отвечает: «Народ, батюшка!
Нельзя не вспомнить и необъятную машину времени, созданную Шуриком. Настоящий изобретатель техники — художник, скульптор по дереву и карикатурист Вячеслав Почечуев, который переделал чертежи стандартной электронной вычислительной машины и вместе с конструктором, слесарем и стеклодувом за несколько дней сотворил новую машину времени. После выхода фильма на экраны Почечуев получил премию в размере 40 рублей, а в справке из бухгалтерии было написано: "Деньги выданы за изобретение машины времени". А что с хронометражем? С ним тоже не все так просто, ведь оригинальный фильм Леонида Гайдая был урезан на 177 метров пленки, что равно 10 минутам экранного времени. Из цензурных соображение множество реплик и сцен "Ивана Васильевича...
Причём Миронова Гайдай рассматривал с самого начала, однако увидел его в паре с Яковлевым и решил, что такой дуэт не раскроет сполна его замысел. В итоге утвердили Леонида Куравлёва. В гайдаевской интерпретации Милославский предстал не просто как вор-домушник и дурачок, а как умный, шустрый и находчивый «артист больших и малых академических театров». Дуэт Яковлева и Куравлёва покорил зрителей, а фразы их героев стали крылатыми: «Замуровали, демоны», «Вот что крест животворящий делает! Интересно, что в картине звучат и фразы из жизни режиссёра. Например, слова Зины — «Как-то даже вот тянет устроить скандал» — принадлежат Нине Гребешковой. Однажды, обидевшись на мужа за то, что тот не прислушивался к ней, она произнесла эту реплику. Она единственная из всего актёрского состава не проходила пробы. А вот Михаилу Пуговкину могла и не достаться роль кинорежиссёра Якина. Комиссия была против его кандидатуры из-за закрепившейся за ним репутации комедийного актёра. Худсовет не хотел, чтобы деятеля кино на экране сыграл эдакий «дурачок». До этого он появился на экране в образе прораба в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», а также глуповатого священнослужителя в «12 стульях». Однако на защиту Пуговкина встал Григорий Чухрай, и впоследствии роль Якина стала одной из самых знаковых в карьере актёра. В Ялте, где проходили съёмки, ему установили памятник. Фантасмагория и чёрный кот Несмотря на дисклеймер «Ненаучно-фантастический, не совсем реалистический и не строго исторический фильм» в начале картины, некоторые ожидали увидеть в ней события, перекликающиеся с историческими фактами. Критики советской периодики непременно указывали на наличие в ленте исторических несоответствий, их же периодически ищут и современные эксперты. Например, переносясь во времени, Бунша попадает не в Московский Кремль, где и полагалось быть настоящему царю, а в Ростовский. Затем, притворившись царём, он использует скипетр и державу, хотя эти атрибуты власти появились позже: скипетр — во время венчания сына Ивана Грозного — Фёдора Иоанновича в 1584 году, а держава — в 1605-м при воцарении Лжедмитрия I. Несоответствие фактов заметили и в отношении будущего, куда переместился царь. Например, в сцене, где царя «замуровали демоны», Грозный крестится тремя перстами, в то время как до 1653-го православные христиане крестились двумя. В своей рецензии к фильму для журнала «Искусство кино», опубликованной в 1974 году, Андрей Зоркий тоже обращает внимание на несоответствие ленты литературному оригиналу. Вот на лестничной площадке огромного московского дома одуревший от ужаса, запутавшийся в своём царском одеянии среди детских колясочек Иван Васильевич жалобно бибикает в клаксон педального автомобильчика. Вот время с грохотом сдвигает стены между XVI веком и двухкомнатной квартирой изобретателя Тимофеева, а на полосатеньких обоях, словно вобрав в себя дрожь этого глобального катаклизма, покачивается на гвоздике картина «Иван Грозный и сын его Иван». Да нет всего этого в пьесе Булгакова! Нет в 58 страницах булгаковской комедии и многих других эпизодов и сцен, с которыми столкнётся зритель в её экранном варианте», — написал критик. В этом и заключалась острота и комедийная соль его произведения.
Пожалуйста, отредактируйте статью , чтобы в ней описывалось произведение , а не просто пересказывался сюжет. Инженер Александр Сергеевич Тимофеев Шурик в своей московской квартире построил машину времени. Очередной запуск проходит неудачно, в подъезде перегорают пробки , что вызывает большое неудовольствие соседа Шурика — управдома Ивана Васильевича Бунши, который борется за признание их многоквартирного дома домом высокой культуры быта. Шурик чинит пробки и снова запускает машину, при этом повысив напряжение. Происходит взрыв, Шурик падает на пол и теряет сознание. Его жена, киноактриса Зина, выступает у моря перед режиссёром Карпом Савельевичем Якиным. Вернувшись в Москву, она сообщает Шурику, что полюбила Якина и уезжает с ним в Гагры. Шурик сообщает об этом Ульяне Андреевне, жене Бунши, после чего Бунша заявляется в квартиру Тимофеева с требованием повременить с разводом, чтобы не портить статистику. Тем временем вор-рецидивист Жорж Милославский из таксофона звонит на работу другому соседу Шурика, стоматологу Антону Семёновичу Шпаку. Изменив голос и представившись его поклонницей, он выясняет, что Антона Семёновича не будет дома до конца рабочего дня. Узнав это, Милославский приходит к нему в квартиру и обворовывает её. В это время Шурик демонстрирует Бунше работу своей машины: стена между квартирами Тимофеева и Шпака исчезает. Удивлённый Милославский проходит в квартиру Шурика и расспрашивает его о машине. Управдом допытывается у Милославского, кто он такой, что он делает в квартире Антона Семёновича, и откуда у него камера, магнитофон и куртка Шпака, на что тот представляется «известным театральным артистом», якобы приятелем Шпака. Шурик, вдохновлённый своим успехом, жаждет увидеть средневековую Москву. Он вновь запускает машину, стена исчезает и открывается портал в царскую палату Кремля XVI века , где царь Иван Грозный диктует дьяку Феофану письмо: «…к пренебесному селению, преподобному игумну Козьме царь и великий князь Иоанн Васильевич челом бьёт» [a]. Приняв Шурика и Милославского за демонов, перепуганный Феофан убегает за стражей. Бунша звонит в милицию, но Милославский требует от него положить трубку.
Гайдай искал царскую физиономию: как снимали «Иван Васильевич меняет профессию»
Оказалось, что шутить над Иваном Грозным, как тогда считалось «собирателем земли русской», нужно осторожнее. Поэтому, например, из комедии удалена сцена, где царь жарит котлеты на кухне инженера Тимофеева. Также цензоры не пропустили эпизод со шведским послом, где он крупным планом рассматривает ручку с голой женщиной. Всего из первоначального материала вырезано около 10 минут. Некоторые реплики заново переозвучены. Но всё же «Иван Васильевич» вышел на экраны. Это случилось 21 сентября 1973.
В первый год проката ленту посмотрело более 60 миллионов человек, то есть каждый четвёртый житель СССР. Фильм радует поклонников уже сорок пять лет.
Над фильмом «Иван Васильевич меняет всё! Но уже знакомую когорту персонажей разбавят новыми лицами из разных вселенных и эпох. Например, в фильме можно будет увидеть Наполеона. Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1. RU и нашей группы во « ВКонтакте ».
Город он не взял, но из-за сильного ветра огонь из подожжённых татарами пригородов быстро распространился, и Москва сгорела полностью. Судя по летописям, это был сильнейший пожар в XVI веке. Он распорядился снести постройки по берегам Москвы и Неглинной напротив Кремля и разбить там сады нынешняя Садовническая набережная. Машина времени В пьесе «Блаженство» машина времени есть, и она небольшая — путешественники во времени прихватывают её с собой. Управляется ключом с шифром его крадёт Милославский, и именно поэтому «экспедиция» задерживается в будущем на несколько дней. В пьесе «Иван Васильевич» машины времени нет — Тимофеев собирает для Бунши радиоприёмник «Австралию он будет принимать! Машина времени довольно объёмная появляется, только когда Тимофеев засыпает. Управляется она тоже ключом, но уже без шифра — Тимофееву его делает слесарь. В фильме с самого начала присутствует машина времени, во сне она начинает работать собственно, во сне начинают работать и машины в окончательных версиях пьес. Она уже не электромеханическая, а электронная, и Шурик бежит в магазин «Радиотовары» на Новокузнецкой. Кстати, модель её сделал скульптор по дереву и карикатурист Владислав Почечуев, которому работа была оплачена с соответствующей формулировкой: за изготовление машины времени. Кстати, в пьесе Тимофеев засыпает от утомления, в фильме же его бьёт током, и он теряет сознание. Музыка В пьесе «Иван Васильевич», перед тем как уснуть, Тимофеев слушает по радио оперу «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова — что, собственно, и навевает на него сон об Иване Грозном. В фильме Шурик также видит по телевизору фильм об Иване Грозном. Определить его мы пока не смогли, возможно, это «Царская невеста» Владимира Гориккера экранизация одноимённой оперы Римского-Корсакова , но там, кажется, нет сцен в Московском Кремле. Эффект — такой же, как в пьесе. Песня «А не сильная туча затучилася…», которую в фильме пели гусляры, — памятник русской литературы. Она называется «Песня о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году» кстати, годом позже после описанных в пьесе и фильме событий и была написана в конце XVI — начале XVII века после Молодинской битвы с крымскими татарами. Остальные песни из фильма были написаны специально для него кроме песни Высоцкого. Во всяком случае, ни ко времени Булгакова, ни ко времени Ивана IV они отношения не имеют.
Причина в том, что Петра I в этом шедевре играет Филипп Киркоров, а он нынче в опале. В общем, всех, кого надо, собрали. Насти Ивлеевой только не хватает. Я, кстати, посмотрел минутный трейлер этого безумия — так вот, «голая» вечеринка еще ничего по сравнению с такой киноглупостью. Да, я утрирую, но беда в том, что лишь отчасти. Так что, радуясь тому, что перенесли премьеру, мы вопрошаем: «А нельзя ли вообще фильм отменить? Ведь что такое комедии Гайдая? Сейчас максимально серьезно. Это наше культурного наследие, часть нашего культурного кода, часть нашей истории. Так что будет, например, если бездарные дизайнеры и «мастера» граффити решат обновить Эрмитаж или Кремль? Вероятно, против них возбудят дело — за вандализм. Так вот, пересъем таких фильмов, как «Иван Васильевич меняет профессию», — тоже вандализм от тех, кто в своей непомерной алчности покушается практически на святое. В общем, пока что, люди, просто игнорируйте этот шедевр. Если очень хочется посмотреть, то посмотрите в социальных сетях.
Иван Васильевич меняет профессию
Тогда Гайдай взялся за его пьесу «Иван Васильевич», которая не была поставлена при жизни писателя. Над сценарием он работал с Владленом Бахновым. Однако он отказался от роли. По одной версии, из-за занятости в цирке. По другой, он решил, что фильм все равно не выпустят в прокат. Режиссера устроил только Юрий Яковлев, который оказался убедительным и в роли сурового правителя, и в роли жалкого управдома. С утверждением Яковлева возникала новая проблема. Гайдай хотел, чтобы Жоржа Милославского сыграл его любимец Андрей Миронов. Однако Яковлев и Миронов не сработались.
Изначально Гайдай заказал машину времени в настоящем конструкторском бюро. Но когда увидел макет, пришёл в ужас. С точки зрения инженеров, конструкция была безупречна. Но она была слишком дорогой, сложной и совершенно не смотрелась в квартире главного героя. Гайдая спас случай.
Гайдай же в этом деле был настоящий ас. Но Леонид Иович отказался от лестного предложения в случае согласия ему светила поездка в Италию и предпочел продолжить работу над «Иван Васильевичем…» На съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию» В качестве своих помощников в работе над фильмом Гайдай выбрал людей, с которыми работал еще над «12 стульями». Оператором взял Сергея Полуянова вторым оператором был новичок в группе — Виталий Абрамов , художником Евгения Куманькова, звукооператором — Раису Маргачеву, композитором Александра Зацепина, директором — А. С актерами была похожая ситуация: Гайдай намеревался работать с теми, кого давно знал. Но планы пришлось подкорректировать. Однако у того был слишком плотный график гастролей в цирке и добиться разрешения у «Союзгосцирка», чтобы его освободили, так и не удалось. На съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Гайдай очень сильно переживал по этому поводу, но поделать ничего не мог пришлось искать другого исполнителя. Им стал актер Театра имени Вахтангова Юрий Яковлев, с которым до этого Гайдай никогда еще не работал он выиграл спор у Евгения Лебедева. На роль Жоржа Милославского было два главных претендента — уже знакомый Гайдаю Андрей Миронов и Леонид Куравлев, с которым режиссеру работать до этого не доводилось.
В споре победил Куравлев. Другие актеры, ни разу до этого не снимавшиеся у Гайдая и успешно прошедшие пробы: Наталья Кустинская пассия Якина , Нина Маслова царица; она выиграла спор у Натальи Гундаревой , А. Подшивалов лейтенант милиции Кольцов , Н. Гурзо медсестра и др. Тех актеров, кому уже доводилось работать с корифеем комедии, было большинство. СЪЕМКИ Съемки фильма начались 26 августа с экспедиции в Ростов-Ярославский, где снимались натурные эпизоды: погоня за демонами по Кремлю, народ у стен Кремля, отправление войска на войну. Как вспоминал позднее Л. Гайдай: «Часть съемок проходила в старинном русском городе Ростове-Ярославском. Наша киногруппа работала около музея, расположенного в древнем Кремле.
Снимали мы сцену «Проезд конницы Ивана Грозного». На съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию» А тут как раз приехали в музей иностранные туристы. И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг. По-своему отреагировали на происшедшее работники музея.
Спешно начали искать другой вариант, подвернулся скульптор Вячеслав Почечуев, чей вариант и устроил всех. Когда он получал гонорар за работу, в чеке написали: "За изобретение машины времени". Но компания "Филипп Моррис" не перечислила за эту явную рекламу сигарет ни копейки, хотя в Америке это было в порядке вещей. Спустя 12 лет такая же история повторится с фильмом сербского режиссёра Душана Макавеева "Кокакольщик", где будет показано много "Кока-колы", но создатели ничего за это не получат.
Ивану Грозному не позволили жарить котлеты В одной из сцен Иван Васильевич, оказавшись в квартире Шурика, должен был проголодаться и пожарить котлеты. Комиссия восприняла это как глумление над исторической личностью, и сцену вырезали. Из-за эротики вырезали 10 минут Среди вещей, украденных Милославским у Шпака, была ручка, которую он потом подарил послу. Это был экземпляр с изображением голой женщины. Цензура вырезала все кадры, где клубничку было видно крупным планом. В результате фильм "похудел" на 10 минут.
Как создавалась легендарная комедия «Иван Васильевич меняет профессию»
12 апреля фильм «Иван Васильевич меняет профессию» был сдан генеральной дирекции «Мосфильма». «Вокруг Булгакова»: в роли Жюля ВернаМногие знают и любят фильм «Иван Васильевич меняет профессию». фильм Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию" стал хитом на долгие годы. «Иван Васильевич» — пьеса выдающегося русского писателя и драматурга Михаила Булгакова. «Иван Васильевич меняет профессию» вышел на экраны в 1973 году. Оказалось, что и фильм «Иван Васильевич меняет профессию», и короткометражка смонтированы из одного рабочего материала.
Интересные факты со съемок легендарной комедии «Иван Васильевич меняет профессию»
«Иван Васильевич меняет профессию» — советская фантастическая комедия 1973 года, снятая режиссёром Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Еще в 1934 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал забавную пьесу-комедию "Иван Васильевич". Больше, до конца 80-х годов «Иван Васильевич меняет профессию» в печати не обсуждался.
21 сентября 1973 года на экраны вышла советская кинокомедия «Иван Васильевич меняет профессию»
| «Вокруг Булгакова»: «Иван Васильевич» — пьеса, фильм и история - 15.08.2022 Украина.ру | Кадр из художественного фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). |
| Пьеса М. А. Булгакова -Иван Васильевич- и кино | Иван Васильевич меняет профессию-советский комический научно-фантастический фильм режиссера Леонида Гайдая, снятый в июне 1973 года. |
| ИСТОРИЯ ФИЛЬМА "ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ" | Яковлев разрушил планы Гайдая на фильм «Иван Васильевич меняет профессию»: вот что случилось. |
Как снимали «Иван Васильевич меняет профессию»
Переполненная антиквариатом комната Шпака, наряды Зиночки, толстовка и портфельчик управдома Бунши, даже форма милиционеров - все это с музейной точностью воссоздает наряды, интерьеры и аксессуары москвичей 30-х годов. Отдельное чудо - машина времени, созданная инженером Тимофеевым: в ее зеркальной сфере, как в глобусе будущего, причудливо отражается зрительной зал, рождая какие-то космические ассоциации, а изнанка машины с пылающими лопастями красного колеса заставляет вспомнить совсем иные метафоры. Словом, художники спектакля Владимир Арефьев и Мария Боровская создали мир, достойный войти в музейные анналы театрального искусства. Похоже, что главный интерес постановщика был сосредоточен на вопросе, как поведут себя обычные люди, оказавшись в столь необычных обстоятельствах? И вслед за Булгаковым режиссер определенно утверждает: люди не меняются. Как бы причудливо ни искажалась окружающая действительность, каждый из нас остается самим собой. Например, зануда Шпак Сергей Газаров продолжает добиваться возвращения украденного богатства, невзирая на то, царь перед ним, управдом, представители сегодняшней власти или гости из прошлого. Жорж Милославский Артем Минин здесь не столько вор, сколько обаятельный и артистичный фокусник: своими цирковыми приемчиками он умеет заморочить любого - от гениального изобретателя Тимофеева до думного дьяка и шведского посла.
Какой век за окном - ему не важно. Важно, что его воровское искусство успешно активируется в любое время.
Как создавался гениальный шедевр Леонида Гайдая?
На старте После успешной «Кавказской пленницы» режиссер хотел экранизировать пьесу Михаила Булгакова «Бег». Этой идее не суждено было сбыться. Тогда Гайдай взялся за его пьесу «Иван Васильевич», которая не была поставлена при жизни писателя.
Над сценарием он работал с Владленом Бахновым. Однако он отказался от роли. По одной версии, из-за занятости в цирке.
По другой, он решил, что фильм все равно не выпустят в прокат. Режиссера устроил только Юрий Яковлев, который оказался убедительным и в роли сурового правителя, и в роли жалкого управдома.
А рядом был человек, втайне мечтавший сыграть Ивана Васильевича в обеих ипостасях, — это Владимир Этуш.
К сожалению, после роли товарища Саахова в гайдаевской «Кавказской пленнице» во Владимире Абрамовиче царя не увидели. Он получил роль Шпака, обворованного Милославским. С утверждением Александра Демьяненко на роль у его героя, инженера Тимофеева, поменялось имя Николай?
Нет, Шурик! На роль инженера Николая Тимофеева претендовал Олег Видов. Но утвердили Александра Демьяненко, которого вся страна с давних пор звала Шуриком.
Так Николая «переименовали» в Александра, как бы подчеркнув преемственную связь с предыдущими фильмами Гайдая — «Операцией «Ы» и другими приключениями Шурика» и «Кавказской пленницей»: бывший студент «подрос» до инженера. Когда Селезневой позвонили и сказали, что она утверждена, актриса была на седьмом небе от счастья. Во-первых, понимала, что это все-таки Булгаков, во-вторых, снимать будет Гайдай, в-третьих, собралась блистательная актерская команда.
Да еще обещали платить 150 рублей в месяц! Ей надели парик — тогда это было модно. Парик этот когда-то сшили лучшие мастера для самой Любови Орловой, когда она снималась в фильме «Русский сувенир», но он ей не подошел.
Но Гайдай решил утвердить Леонида Куравлева. В сцене на пиру, однако, этот «прием» добавил царице кокетства. Из-за протестов кого-то из мэтров, входивших в худсовет, долгое время под вопросом оставалось участие в фильме Михаила Пуговкина.
Актер, играющий дураков, вдруг предстает в образе режиссера?! Вступился Григорий Чухрай: «Пуговкин вам еще покажет! Михаила Пуговкина долго не утверждали на роль режиссера.
Считали, что недостоин… На фото — с Натальей Селезневой Минуточку, я зарисовываю! В роли Ульяны Андреевны Бунши, женщины бальзаковского возраста, то и дело появляющейся в разных париках, могла быть Нонна Мордюкова. Но удача улыбнулась Наталье Крачковской, которая, кстати, даже не ожидала такого приглашения.
Гайдай дал почитать сценарий. Спросил, нравится ли. Наталья Леонидовна откликнулась горячо: «Конечно, Леонид Иович!
Возьмите меня, пожалуйста. Честное слово, я хорошо сыграю! А актриса и впрямь сыграла великолепно!
Самым мучительным для нее стал эпизод, который запомнился всем: «И тебя вылечат… И тебя тоже вылечат… И меня вылечат». В этой сцене Ульяна Андреевна снимает с головы парик, и зрители видят, что она обрита. Наталью Леонидовну уговаривали постричься, но она наотрез отказалась — у актрисы были роскошные длинные волосы.
Тогда Леонид Иович решил, что на Крачковскую наденут два парика: верхний — обычная прическа и нижний — резиновая шапочка с бобриком. Правда, во время съемок Наталье Леонидовне от этой шапочки стало плохо: она была на несколько размеров меньше ее головы. Актрисе казалось, будто голова становится бесформенной, лицо отекает.
Вытерпеть такое она смогла лишь несколько минут. Потом парик снимали, массировали лицо и надевали снова. Потребовалось много дублей, и над этой малюсенькой сценой работали целый день.
Как вспоминал актер Владимир Этуш, сам мастер комедии никогда не смеялся на площадке. Из-за этого актеры иногда не могли понять, понравилась ему отснятая сцена или нет. Внимательные зрители могли заметить, что почти все картины Гайдая сопровождала черная кошка. Режиссер верил, что ее присутствие в кадре обязательно должно принести успех. И фильм "Иван Васильевич" не стал исключением. Кто мог сыграть Ивана Грозного и других героев Леонид Гайдай с самого начала хотел работать над "Иваном Васильевичем" вместе со своей творческой командой. В новом фильме герои полюбившихся зрителю "Приключений Шурика" получили развитие.
Бывший студент в исполнении Александра Демьяненко стал инженером и женился на яркой и слегка взбалмошной актрисе Зиночке Наталья Селезнева. В роли Ивана Грозного режиссер видел Юрия Никулина. Знаменитый артист прошел пробы, но отказался от роли. Жена Гайдая Нина Гребешкова вспоминала: Никулин был убежден, что фильм не выпустят на советский экран. В итоге царя сыграл актер Юрий Яковлев, с которым до этого Гайдай никогда не работал. Талантливый артист обошел своих соперников — на главную роль пробовались Евгений Евстигнеев, Георгий Вицин и Евгений Лебедев. Еще одним открытием фильма стал Леонид Куравлев.
До него на роль обаятельного жулика Жоржа Милославского пробовался Андрей Миронов. Многие именитые режиссеры выступили против — актер, часто играющий негодяев, и вдруг в такой солидной роли. Однако кандидатуру Пуговкина удалось отстоять. И Гайдай не прогадал: опытный артист прекрасно вжился в роль и покорил миллионы зрителей.
Стало известно, кем заменят Филиппа Киркорова в фильме «Иван Васильевич меняет все!»
В 1934 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал забавную пьесу-комедию "Иван Васильевич". «Иван Васильевич меняет профессию»: Юрий Яковлев и Леонид Куравлев путешествуют по Москве сквозь столетия. Блестяще сыгранная роль в «Иван Васильевич меняет профессию» наряду с другими кинокартинами принесла ему всенародную славу.