Иванов день, Купальская ночь, Купала, Иван Купала — все это названия одного из древнейших языческих праздников восточных славян, посвященный летнему солнцестоянию и восхваляющий цветение и плодородие. 1 ноября в Иванов день принято прощаться с осенью и переходить на «зимний режим» — с этого момента начинались морозы. Иван Купала — это древний языческий, а затем народный праздник восточных славян, который ежегодно отмечали в конце июня. Праздник Ивана Купалы окутан волшебными преданиями и удивительными обрядами. В 2023 году 7 июля отмечается важный церковный праздник Рождество Иоанна Предтечи и одновременно народный – Иванов день или Иван Купала.
Иванов день: что можно и нельзя делать 7 июня
25 ноября 20232 года проходит народный праздник Иван Снежный и церковный день памяти святителя Иоанна Милостивого. Народно-христианский праздник Иванов День отмечается 9 марта. Иван Купала (Купала, Иванов день, Иванщина) — языческий летний праздник восточных и западных славян, сопровождаемый игрищами и купаниями. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днём или днём Ивана Купалы. Что за праздник Иван Купала — в честь чего его отмечают.
Ивана Купала — какого числа в 2024 году. Традиции, обряды и приметы праздника
Несколько веков назад считалось, что 1 ноября нечисть спускается на землю и начинает пугать прохожих, ведьмы устраивают шабаши. Люди хотели отпугнуть злые силы, а потому, сами наряжались устрашающими персонажами, устраивали шумные шествия. В Иванов день мужчины забивали курей, а их жены готовили из них разнообразные блюда: жареные, пареные, вареные, тушеные, включая пироги и супы. Особое внимание уделяли сорокам. Считалось, что эта птица может разозлить домового.
Всю ночь вокруг костра водили хороводы, прыгали через него и пели купальские песни. Через костер прыгали, чтобы очиститься, чтобы снять с себя все недоброе и избавиться от болезней. Также считали, что если очиститься огнем, то русалки не потревожат весь год. Если кто-то из девушек отказывался прыгать, или у него не получалось это сделать, ее нарекали ведьмой. При этом хлестали крапивой и обливали холодной водой. Зачастую даже обсыпали перьями.
Девушки, которые до свадьбы потеряли свою девственность не имели возможности прыгать через костер, дабы не осквернить его. Пары, которые встречались прыгали через костер взявшись за руки. Если при этом руки не расцеплялись, то брак сулил быть удачным и крепким. В некоторых губерниях парни сцепляли руки наподобие качелей и качали над костром девушек. Это делалось для защиты их от сглаза, порчи и всякого колдовства. У костра устраивались игрища, играли в горелки и бегали наперегонки. Как можно видеть, ночь накануне Ивана Купала была даже более наполнена событиями, чем сам день праздника. Народные приметы славянского праздника Иванова Дня Народные приметы в основном были направлены на то, какая погода будет накануне праздника или в сам праздничный день. Все они касались будущего урожая. Людей заботило, сколько его они соберут в своих закромах.
От этого зависело, сытый или голодный ожидается год. Мы уже говорили, что в праздник собирали росу. Тогда же и подмечали такую примету. Сильна роса на Ивана — быть большому урожаю огурцов. Если в Иванов день прошла гроза, то не жди большого урожая орехов. Да и те, что уродятся, будут пустыми. На Иванову ночь много звезд на небе — значит жди большого количества грибов в лесах. Если в этот день сильно пахнут цветы и травы, значит быть дождю. До Иванова дня дождь, значит прибавится хлеба в засеке в закромах. После Иванова дня дождь — из засека.
То есть будем хлеб брать из закромов. Во многих местах на Купалу открывается большой покос. Если во время сенокоса идет дождь, то сену плохо. Зато зерну хорошо. Травы черны — лошади кормны откормлены. Сено погибло, зато овса много и он хорош. На Иван-день должно уже выколоситься жито. Если же не заколосится, то это плохая примета. Говорили, что если на Иван-день колосок, то на Ильин-день колобок. Год удачный.
Была и такая примета, где к человеку обращается пчела: «Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана». И правда, за два-три дня до Ивана Купала или через два-три дня после него появляется мед. Если в полночь прикоснуться к дереву или обнять его, то сбудутся все желания. Обращали также внимание и на день перед праздником, то есть на 6 июля. Этот день принадлежит святой мученице Аграфене. Здесь были свои приметы. Репу сей на Аграфену — хороша будет репа. На Аграфену гречиха мала, значит овсу порост. Обряды совершаемые на Ивана Купала Несмотря на то, что в настоящее время праздник приурочен к рождению Иоанна Крестителя все же все поверья, обряды и традиции по сути посвящены Богу Солнца Яриле. Правда в некоторых славянских странах в этот день чествуют и богиню плодородия Ладу.
Купальские обряды включают в себя целый комплекс действий, которые совершаются с вечера накануне Иванова дня и весь следующий день. Обряд собирания трав и плетения венков в Иванов день Очищение и украшение своих жилищ к празднику Обряд очищения: купание и обливание Разжигание костра в ночь накануне Ивана Купала и обрядовые ритуалы Уничтожение чучела Обряды выслеживания и символического уничтожения ведьм Купальские хулиганства накануне Иванова дня Девичьи гадания на Ивана Купала Рассмотрим их подробнее. Обряд собирания трав и плетения венков в Иванов день Как уже подробно рассказывала выше, в Иван-день собирали разные травы и цветы. Их наделяли чудодейственными качествами и считали целебными. Лечились ими и использовали в качестве оберегов. Венки в Иванов день считались главным обрядовым атрибутом. Их использовали для гаданий, лечебной магии и ряжения. Из трав и венков плели венки. Днем носили их и совершали в них всевозможные обряды. Вечером шли к реке и бросали их в воду.
Если венки тонули, то значит в этом году можно было и не думать о свадьбе. Даже если у девушки был парень, это не означало, что он сделает предложение. Потонувший венок означал, что он разлюбил и ничего от него ждать не надо. Если же венок плыл в нужном направлении, то можно было готовиться к свадьбе. Также на венках гадали о своей судьбе, здоровье и даже смерти. Не всегда венки пускали по воде.
Через костер прыгали, чтобы очиститься, чтобы снять с себя все недоброе и избавиться от болезней. Также считали, что если очиститься огнем, то русалки не потревожат весь год. Если кто-то из девушек отказывался прыгать, или у него не получалось это сделать, ее нарекали ведьмой. При этом хлестали крапивой и обливали холодной водой.
Зачастую даже обсыпали перьями. Девушки, которые до свадьбы потеряли свою девственность не имели возможности прыгать через костер, дабы не осквернить его. Пары, которые встречались прыгали через костер взявшись за руки. Если при этом руки не расцеплялись, то брак сулил быть удачным и крепким. В некоторых губерниях парни сцепляли руки наподобие качелей и качали над костром девушек. Это делалось для защиты их от сглаза, порчи и всякого колдовства. У костра устраивались игрища, играли в горелки и бегали наперегонки. Как можно видеть, ночь накануне Ивана Купала была даже более наполнена событиями, чем сам день праздника. Народные приметы славянского праздника Иванова Дня Народные приметы в основном были направлены на то, какая погода будет накануне праздника или в сам праздничный день. Все они касались будущего урожая.
Людей заботило, сколько его они соберут в своих закромах. От этого зависело, сытый или голодный ожидается год. Мы уже говорили, что в праздник собирали росу. Тогда же и подмечали такую примету. Сильна роса на Ивана — быть большому урожаю огурцов. Если в Иванов день прошла гроза, то не жди большого урожая орехов. Да и те, что уродятся, будут пустыми. На Иванову ночь много звезд на небе — значит жди большого количества грибов в лесах. Если в этот день сильно пахнут цветы и травы, значит быть дождю. До Иванова дня дождь, значит прибавится хлеба в засеке в закромах.
После Иванова дня дождь — из засека. То есть будем хлеб брать из закромов. Во многих местах на Купалу открывается большой покос. Если во время сенокоса идет дождь, то сену плохо. Зато зерну хорошо. Травы черны — лошади кормны откормлены. Сено погибло, зато овса много и он хорош. На Иван-день должно уже выколоситься жито. Если же не заколосится, то это плохая примета. Говорили, что если на Иван-день колосок, то на Ильин-день колобок.
Год удачный. Была и такая примета, где к человеку обращается пчела: «Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана». И правда, за два-три дня до Ивана Купала или через два-три дня после него появляется мед. Если в полночь прикоснуться к дереву или обнять его, то сбудутся все желания. Обращали также внимание и на день перед праздником, то есть на 6 июля. Этот день принадлежит святой мученице Аграфене. Здесь были свои приметы. Репу сей на Аграфену — хороша будет репа. На Аграфену гречиха мала, значит овсу порост. Обряды совершаемые на Ивана Купала Несмотря на то, что в настоящее время праздник приурочен к рождению Иоанна Крестителя все же все поверья, обряды и традиции по сути посвящены Богу Солнца Яриле.
Правда в некоторых славянских странах в этот день чествуют и богиню плодородия Ладу. Купальские обряды включают в себя целый комплекс действий, которые совершаются с вечера накануне Иванова дня и весь следующий день. Обряд собирания трав и плетения венков в Иванов день Очищение и украшение своих жилищ к празднику Обряд очищения: купание и обливание Разжигание костра в ночь накануне Ивана Купала и обрядовые ритуалы Уничтожение чучела Обряды выслеживания и символического уничтожения ведьм Купальские хулиганства накануне Иванова дня Девичьи гадания на Ивана Купала Рассмотрим их подробнее. Обряд собирания трав и плетения венков в Иванов день Как уже подробно рассказывала выше, в Иван-день собирали разные травы и цветы. Их наделяли чудодейственными качествами и считали целебными. Лечились ими и использовали в качестве оберегов. Венки в Иванов день считались главным обрядовым атрибутом. Их использовали для гаданий, лечебной магии и ряжения. Из трав и венков плели венки. Днем носили их и совершали в них всевозможные обряды.
Вечером шли к реке и бросали их в воду. Если венки тонули, то значит в этом году можно было и не думать о свадьбе. Даже если у девушки был парень, это не означало, что он сделает предложение. Потонувший венок означал, что он разлюбил и ничего от него ждать не надо. Если же венок плыл в нужном направлении, то можно было готовиться к свадьбе. Также на венках гадали о своей судьбе, здоровье и даже смерти. Не всегда венки пускали по воде. Зачастую их оставляли в доме и использовали как средство для лечения болезней и как оберег от сглаза и порчи, или защиту от нечистой силы.
Иоанн родился в конце Х века в семье благочестивых поселян в селе Скрино.
Мальчик рано лишился родителей и в детстве стал работать пастухом. Однажды хозяин стада избил Иоанна за то, что тот потерял корову с теленком. Мальчик обратился с молитвой к Богу, и в ответ явилось чудо: пастух нашел пропажу, а затем перенес теленка через реку, идя по воде как по суше. Хозяин же, увидев это, щедро наградил отрока. Позже Иоанн поступил послушником в один из близлежащих монастырей, где научился читать и писать, стал изучать богословские книги. Через некоторое время он принял иноческий постриг и уединился в лесу, поселившись в сплетенной из хвороста хижине.
Иванов день
Сильная роса — к урожаю огурцов. Если в этот день дождь заплачет, то через пять дней солнце засмеётся. Цикады скрежещут — к жаркому дню. Заросли ивы на ветру шумят — к ливню.
Именно он стал покровителем и поддержкой для жителей Болгарии. Необходимо окунуться в его биографию, чтобы понять все глубокое значение этой личности в религиозной жизни страны. В достаточно раннем возрасте Иоанн лишился родителей и был обречен на тяжелую самостоятельную жизнь.
Рыльский родился в 876 году, в небольшом селе Скрино. Найти хорошую работу ребенку оказалось невозможно, поэтому ему приходилось довольствоваться тем, что предлагают работодатели. В селах было не большое количество зажиточных людей и все же Иоанн смог найти человека, который дал ему работу пастухом. Мальчик усердно исполнял свой труд, пас стадо коров. Но однажды теленок выбился из стада и убежал. Хозяин разгневался на Рыльского и приказал найти пропавшую скотину.
Тогда Иоанн обратился к Богу и тот помог отыскать теленка. Зажиточный помещик был свидетелем столь чудесного возвращения пропажи , ему это показалось страшным и недопустимым в своем хозяйстве. Вскоре помещик отпустил Рыльского. Далее, окончательно уверовав в Бога, молодой человек ушел в храм, предположительно местом его пребывания был монастырь святого Димитрия. Там Иоанн научился основным наукам того времени: чтению, письму и счету. Что такое Акафист и когда его читают?
Недолго Рыльский прожил в церковном учреждении у горы Руена. Он принял постриг и отправился в лес, чтобы уединенно молиться Богу. Но после безжалостного нападения банды разбойников на скромную лесную хижину монаха, ему пришлось покинуть опасную чащу. Избитый Иоанн двинулся в пустыню, где нашел уютную пещеру. Там он долго прожил и у него появился последователь Лука. Молодой человек являлся Иоанну племянником, которого искал отец.
Он был необходим семье для работы, поэтому силой брат забрал у Рыльского Оптина пустынь: где находится? В чем особенность монастыря?
Под голову кладут трипутник подорожник , приговаривая: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого! Кто, кроме них, сумеет отличить одну травинку от другой? Народное поверье гласит, что в ночь на Ивана Купала цветут волшебные разрыв-трава и папоротник, способные указать закопанные клады. Фото: Как цветет папоротник Легенда о папоротнике на Ивана Купала Хоpошо известна легенда о папоротнике, в которой волшебный цветок pаспускается раз в году в ночь на Ивана Купала летнее солнцестояние. В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение.
Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветал папоротник и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады. После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости. Согласно легенде о папоротнике в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится — и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем. Что нельзя делать на Ивана Купала Прежде всего, до самого дня 7 июля ни в коем случае нельзя было купаться в водоемах.
И только с приходом Иван Купала плаванье разрешалось — все запреты снимались, однако на протяжении праздника запрет продолжал действовать на определенные группы населения. На Ивана Купала люди забавлялись, обливая друг друга водой, однако беременных, детей и стариков обрызгивать нельзя было. Считалось, что нечисть, которая убирается из воды на праздник Иван Купала, все еще может навредить им, поскольку и у женщин в положении, и у детей, и у пожилых людей организм не столь крепок. На Ивана Купала нельзя было спать, поскольку нечисть тоже не дремлет, а пытается строить козни людям и их домашней скотине. В любую минуту могут забрать к себе домовые, водяные, лешие и русалки эти мифические существа, которые дошли до наших дней от славян-язычников, доказывают, насколько сильна дохристианская составляющая Ивана Купала. Чтобы уберечься от злых духов, наши предки развешивали в домах и хлеву крапиву, любисток, барвинок, вербу, конопли, полынь… и даже зеркала и рваные мужские штаны. А в некоторых регионах даже втыкали перед хлевом осиновый кол.
Самым эффективным средством считалась иван-да-марья, будто бы ее цветы ночью разговаривали между собой и так отпугивали нечисть. На Ивана Купала нельзя было отдавать, продавать или одалживать что-либо, поскольку семья могла обеднеть. Вообще к домашней скотине в этот день отношение особое.
Обычаи и традиции Как отмечают праздник Ивана Купалы приверженцы язычества? По традиции, жители сел и деревень отправляются собирать травы, ягоды, корни. Считается, что они приобретают магические свойства, их природная сила достигает пика, и в дальнейшем изготавливают из них лекарства, чайные сборы, целебные напитки. Второй важный обычай — собираться у костра. Огонь является одной из важнейших стихий, которая тесно переплетена с праздником. Костер разжигают обязательно! Третий момент — вода. С водой связаны многие традиции и обычаи. В частности, это касается купаний. В ночь праздника не купаются, а вот в конце дня окунаются в реки и озера. Считается, что вечерняя вода исцеляет, избавляет от хвори, улучшает здоровье. Что на Купалу делать у костра? Как правило, у костра собираются накануне праздника, и под треск испепеляющих бревен встречают Иванов день. Можно водить хороводы, петь песни, частушки, рассказывать истории, играть в игры. Молодые люди, держась за руку, прыгают через костер — если руки не рассоединились, это сулит крепкий и долгий союз. Мамы и бабушки кидают в костер рубахи захворавших детей и внуков. Считается, что вместе с дымом уходит хворь, больной быстрее выздоравливает. Если накопились обиды, тревоги, беды, можно сжечь в огне ненужные вещи.
История возникновения праздника Ивана купала или Иванова дня
Иванов день: почему 1 ноября называют проводами осени | В деревнях Ветлужского района Иванов день почитался как местный годовой праздник. |
Иван Купала в 2024 году – обычаи и традиции праздника | Иванов день – праздник летнего солнцестояния у народов Европы, приуроченный к церковному празднику Рождества Иоанна Предтечи. Отмечается 24 июня, иногда РИА Новости, 23.06.2022. |
Ивана Купала: что за праздник и как его отмечать | Славянский праздник Ивана Купала (Иванов день) в 2021 году в ночь с 20 по 21 июня. |
История возникновения праздника Ивана купала или Иванова дня - Организация и проведение праздников | На Руси этот день назывался Иванов, и было принято прощаться с осенью и переходить на «зимний режим» — с этого момента начинались морозы. |
Интересные факты о празднике Ивана Купалы | Отмечается праздник Ивана Купала или Иванов день в разных странах мира, таких как: Россия, Польша, Литва, Латвия и Эстония. |
В июле отмечают день Ивана Купалы: Что нельзя делать в ночь на Иванов день
Что можно и нельзя делать в день Ивана Купалы? | Иванов день, Иван Купала, Иванщина — это древний языческий, а затем народный славянский праздник. |
Иванов день: что можно и нельзя делать 7 июня | День Ивана Купалы — народный праздник восточных славян, который посвящен летнему солнцестоянию. |
Ивана Купала: традиции и обычаи празднования | Ивана Купала, день Аграфены Купальницы и Петров день (12 июля) у восточных славян сливались в один бесконечный праздник. |
Третье обретение главы Иоанна Предтечи, Иванов день: что можно и что нельзя делать 7 июня
В народе этот день прозвали Ивановым, потому что 9 марта православная церковь вспоминает Иоанна Предтечу. Иван Купала Одним из самых мистических, языческих праздников западно-восточных славян, является праздник Иван Купала. Рассказываем, в чем суть праздника, какие существуют традиции и запреты святого дня, что общего у этой даты с праздником Ивана Купалы. Православные 1 ноября отмечают Иванов день в честь перенесении мощей преподобного Иоанна Рыльского в 1238 году.
Иванов день: что категорически нельзя делать 1 ноября
Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля — в Рождество Иоанна Крестителя. Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-», обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день. В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других — заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.
Сохранилось множество купальских гаданий. Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь.
Известно, что Перун — бог грома и огня, и Ярило — бог Солнца были ещё и покровителями сильных, ловких и храбрых. Но наибольшее распространение праздник получил среди простых людей, в большинстве своём крестьян, для которых Купала был Богом обилия и урожая, Богом созревших плодов земных. На зимних празднованиях было принято чествовать возрождающееся солнце, с приходом христианства эти праздники нашли отражение в церковных праздниках Рождества Христова , Нового года , Святок и Крещения Господнего. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днём или днём Ивана Купалы. Первое упоминание об этом празднике встречается в летописных источниках XII века. Празднование Купалы проводится в период полного расцвета плодотворных сил природы, время победы светлых богов над тёмными, почему и называют его макушкою лета и месяцем огня [7]. В некоторых губерниях Российской империи день Купалы не был известен, но в это же самое время широко отмечался другой праздник — Ярилин день , в честь языческого бога весеннего Солнца Ярилы. Дата праздника Праздник Купалы в древности был приурочен ко дню летнего солнцестояния и приходился в ночь с 23 на 24 июня , но с приходом христианства в Россию праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию и стал называться Рождеством Иоанна Крестителя. Этот процесс произошёл и во многих других странах, таких как Швеция , Финляндия и иные, ведь с именем Иоанна Крестителя связано национальное название праздника в разных странах [3]. На основе евангельского свидетельства о шестимесячной разнице в возрасте между Иоанном Крестителем и Иисусом Христом церковный праздник Рождества Иоанна оказался близок к летнему солнцестоянию, в то время как Рождество Христово — к зимнему. Это подчёркивает символизм того, что под знаком Христа солнце начинает возрастать, а под знаком Иоанна — умаляться, и придаёт словам самого Иоанна: «Ему должно расти, а мне умаляться» новый смысл. Церковные интерпретаторы, например Иаков Ворагинский, использовали солярную символику как служебный инструмент для передачи теологической доктрины, в то время как в фольклоре языческие аналогии оказались глубже. При этом обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя и приходилась на 24 июня. При переходе России в 1918 году на григорианский календарь , так называемый новый стиль, дата рождения Иоанна Крестителя сместилась на 7 июля , но так как в православной церкви существует привязка ряда церковных праздников, и в первую очередь Пасхи , к лунному календарю , то РПЦ оставила юлианский календарь и отмечает Рождество Иоанна Крестителя по старому стилю [8] [1]. Вообще, религиозный календарь славян сильно зависел от солнца. Зимнее солнцестояние, летний солнцеворот, весеннее и осеннее равноденствие — вот четыре главные даты у наших предков. А на Купалу совершаются, пожалуй, одни из самых красивых обрядов. Иванов день, Купала, Колосок, Кресъ ст. Jован Игритель серб. Ассимиляция с христианством С принятием на Руси христианства многие языческие праздники не пропали насовсем. Из-за живучести обрядов и ритуалов языческой веры, даже несмотря на осуждения церкви , они сохранились, хотя и в изменённом виде. Один из главных народных календарных праздников — день Купалы — не исключение, он трансформировался в христианский праздник, но сохранил свой исконный смысл. В тот же день церковью отмечается рождество Иоанна Крестителя. При соединении названия праздника с именем ветхозаветного библейского святого появился новый праздник — «Иван Купала». Исконный, сакральный смысл праздника Купалы был связан с днём летнего солнцестояния, но по мере распространения христианства обряды языческого праздника стали трактовать иначе, проведя параллели с Иоанном Крестителем [6] [8]. До принятия христианства на Руси Купала был праздником воды и водяных божеств , что согласуется с празднованием рождества Иоанна Крестителя, крестившего Иисуса Христа в водах реки Иордан. При этом в Церкви призывают не путать название праздника, потому что 7 июля отмечается Рождество Иоанна Крестителя, в то время как язычники строго просят называть праздник «Купало», не прибавляя имя Иван [8] [10]. Осуждение купальских обрядов содержится в древнеславянских рукописях. Празднование этого дня разжиганием костров и прыжками через них осуждает 65-ое правило Трулльского собора 692 год , приводя в пример языческие обряды ветхозаветного царя Манассии. Феодор Вальсамон в своём комментарии к этому правилу детально описывает празднование Рождества Иоанна Предтечи в Константинополе : Вечером 23-го июня месяца собирались на морских берегах и в некоторых домах мужчины и женщины, и какую-нибудь первородную девицу убирали как невесту. Затем после пиршества и неистового плясания, после пения и криков, наливали в медный сосуд с узким горлом морскую воду и влагали туда некоторые вещи, принадлежащие каждому из них. Как скоро эта девица получала от сатаны силу давать ответы на вопросы, они с криком спрашивали о чём-нибудь добром, или предвещающем несчастье, а девица, вынув из вложенных в сосуд вещей какую-нибудь наудачу попавшуюся, показывала. Принимая вещь, неразумный владелец ея тотчас же приобретал уверенность, что в будущем ему предстоит благополучие, или неблагополучие. На следующий день с тимпанами и хорами выходили на морские берега, почерпали много морской воды и окропляли свои жилища. И эти неразумные люди делали не только это, но и во всю ночь жгли груды сена , скакали чрез них и демонскою силою ворожили, то есть, гадали о счастье и несчастии, и о другом. Свой путь туда и обратно, здание, в котором происходило волхование, с прилежащими к нему наружными местами убирали коврами и украшали шелковыми тканями и венками из древесных листьев [11].
Такое очищение обеспечивало не только чистоту, но и здоровье всех членов семьи. Мыли не только полы и окна, но и все в дома. В том числе перемывали посуду и обязательно мыли дежу — деревянную кадушку для замеса теста. В традиционной славянской культуре дежа являлась символом благополучия и достатка в доме. После уборки украшали стены домов травами и ветками березы и вербы и другими растениями. Не только жилища украшали зеленью. С Аграфены Купальницы начинали вязать веники для бани. Веники с этого дня считались лечебными и избавляли от всех хворей. Тогда как собранные ранее вызывали «чес» на теле и даже несли вред здоровью. Так считали люди. Обряд очищения: купание и обливание Обряды обливания водой и купания в реках носили очистительный характер. Помимо купания в природных водоемах также мылись в бане с лечебными травами. Подобное ритуальное очищение давало здоровье на весь год. По поверьям в этот день само Солнце купается в водах. Тем самым оно освещает их. Таким образом вода становится целебной, освященной и поэтому купание и обливание избавляет от болезней, порчи и других недугов и дает здоровье до следующего Иванова дня. Однако в некоторых областях купались всю ночь напролет, а в других боялись даже зайти в воду. Считалось, что водяной может утянуть к себе на праздник. Ведь в этот день он праздновал свои именины. В праздник воде приносили жертвы. В реку бросали небольшие деревца, чучела, сделанные из травы и цветов. Девушки опускали в воду венки. Видимо подобные обряды являются отголосками более древних действий, когда поклонялись рекам и другим источникам. Помимо купания умывались Ивановой росой, которую собирали в день праздника поутру. Она также считалась целебной и давала красоту и молодость. Также она обладала по поверьям целебными свойствами. К примеру лечила головную боль и помогала при других болезнях. Ею промывали больные глаза и накладывали повязки на раны. Разжигание костра в ночь накануне Ивана Купала и обрядовые ритуалы Костер также как и вода считался очистительным атрибутом праздника. После его разжигания все собирались возле него. Вместе водили хороводы и пели песни. После чего прыгали через костер, как по одному, так и по двое, взявшись за руки. Помимо этого на костре жгли чучело нечистой силы или ведьмы. На костре сжигали не только чучело, но и символические предметы других купальских обрядов. Такие как пучки зелени, травы, цветов, которые носили по деревне на шестах. Сжигали воткнутые в землю шесты, вокруг которых собирали костер. В огне уничтожали и некоторые старые вещи, которые приносили из дома. Это были веники, метлы, старые лапти. Не жалели старые бороны, телеги и бочки. Также жгли деревянные миски и чашки. Особенно любили жечь колеса от старой телеги. Возможно это было связано с поверьями о превращении ведьмы в колесо. Поэтому таким образом символически сжигали ведьму. Другое представление о колесе, как о самом символе солнца и солнцевороте. Таким образом напоминали о дне солнцестояния. Иногда находили небольшое деревце на поляне и украшали его лентами, цветами и растениями. На верхушку усаживали чучело или крепили колесо, солому и траву. Вокруг дерева собирали костер и зажигали его. В него отправляли старую обувь, использованный веник и другие предметы, которые представляли собой по поверьям нечистую силу. Существовали и такие поверья: для лечения ребенка от хвори на купальском костре следует сжечь его рубашку. Вместе с рубашкой сгорят и все болезни. Огонь обладает большой очистительной силой. Также он помогает избавиться от ненужного. Поэтому он применялся в большинстве языческих праздников. Уничтожение чучела В купальскую ночь следовало делать чучело и уничтожить его. Оно олицетворяло нечистую силу и для того, чтобы она не преследовала весь год от нее избавлялись. Чучело изготавливали из пучка зелени или обычной травы. Порой делали его и с присутствием цветов. Затем насаживали на шест и с торжественной процессией носили по селу. Иногда вместо чучела на шест насаживали украшенное молодое деревце. Это могла быть березка, верба или молоденькая сосна. Чучелу давались женские имена.
Наши предки верили, что на Ивана Купалу растения приобретают особую целительную силу. Потому в Иванов день обязательно заготавливали веники для бани. Срезанные и высушенные в этот день ветви деревьев и кустарников сохраняли свои лечебные свойства до следующего праздника. Утром 7 июля женщины специально умывались утренней росой, чтобы сохранить свою молодость и привлекательность. А мужчинам такая же процедура приносила силу и выносливость. Наши предки верили, что в этот день любая вода: и проточная, и стоячая способна вылечить от любой хвори. И купаться пытались всем вместе, большими компаниями. Это должно было отвести от каждого из пловцов одиночество. Что нельзя делать на Ивана Купалу А вот в ночь на Ивана Купалу в воду лезть было нельзя — могли «утащить» русалки.
Праздник Ивана Купала: семь народных традиций
Народный праздник Иван Купала отмечается у славян 24 июня или 7 июля по новому стилю. Что нельзя делать в Иванов день, который отмечается каждый год 1 ноября? Праздник Ивана Купалы окутан волшебными преданиями и удивительными обрядами. Иван Купала, Иван Цветный, Иван Травный, Иван Купальник, или Ярилин день — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян.
Иванов день: история, традиция, приметы, что можно и нельзя делать
Если в доме слышался скрип, тут же читали защитную молитву. В этот день помогают птицам обрести жилье -скворечники, кормушки и другие сооружения, сделанные человеком. Чтобы не испугать птиц, которые могут поселиться вблизи жилищ, в этот день не стирали белье. В случае, если весна ранняя, ждали прилета первых жаворонков и аистов. Увидеть сегодня этих птиц — к счастью на весь год.
Благоприятный день для рыбаков. Считается, что в Иванов день рыбак придет домой с хорошим уловом. На блюда из выловленной сегодня рыбы, приглашали гостей, угощали бедных и неимущих. СС0 Что запрещено делать 9 марта Нельзя ложиться спать рано.
В эту ночь либо не спали вовсе, либо ложились спать после полуночи - согласно поверью, ночью в жилище может пробраться нечисть.
RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
Правда в некоторых славянских странах в этот день чествуют и богиню плодородия Ладу. Купальские обряды включают в себя целый комплекс действий, которые совершаются с вечера накануне Иванова дня и весь следующий день. Обряд собирания трав и плетения венков в Иванов день Очищение и украшение своих жилищ к празднику Обряд очищения: купание и обливание Разжигание костра в ночь накануне Ивана Купала и обрядовые ритуалы Уничтожение чучела Обряды выслеживания и символического уничтожения ведьм Купальские хулиганства накануне Иванова дня Девичьи гадания на Ивана Купала Рассмотрим их подробнее.
Обряд собирания трав и плетения венков в Иванов день Как уже подробно рассказывала выше, в Иван-день собирали разные травы и цветы. Их наделяли чудодейственными качествами и считали целебными. Лечились ими и использовали в качестве оберегов. Венки в Иванов день считались главным обрядовым атрибутом. Их использовали для гаданий, лечебной магии и ряжения. Из трав и венков плели венки. Днем носили их и совершали в них всевозможные обряды.
Вечером шли к реке и бросали их в воду. Если венки тонули, то значит в этом году можно было и не думать о свадьбе. Даже если у девушки был парень, это не означало, что он сделает предложение. Потонувший венок означал, что он разлюбил и ничего от него ждать не надо. Если же венок плыл в нужном направлении, то можно было готовиться к свадьбе. Также на венках гадали о своей судьбе, здоровье и даже смерти. Не всегда венки пускали по воде.
Зачастую их оставляли в доме и использовали как средство для лечения болезней и как оберег от сглаза и порчи, или защиту от нечистой силы. Но часть венков уничтожали. Их бросали в костер, разрывали на части и бросали в огороде. Иногда забрасывали на крышу дома и уже совсем редко — уносили на кладбище и оставляли там. Очищение и украшение своих жилищ к празднику Большое значение в применении обрядов имело благополучие и здоровье семьи. Поэтому перед праздником тщательно прибирались в жилище. Такое очищение обеспечивало не только чистоту, но и здоровье всех членов семьи.
Мыли не только полы и окна, но и все в дома. В том числе перемывали посуду и обязательно мыли дежу — деревянную кадушку для замеса теста. В традиционной славянской культуре дежа являлась символом благополучия и достатка в доме. После уборки украшали стены домов травами и ветками березы и вербы и другими растениями. Не только жилища украшали зеленью. С Аграфены Купальницы начинали вязать веники для бани. Веники с этого дня считались лечебными и избавляли от всех хворей.
Тогда как собранные ранее вызывали «чес» на теле и даже несли вред здоровью. Так считали люди. Обряд очищения: купание и обливание Обряды обливания водой и купания в реках носили очистительный характер. Помимо купания в природных водоемах также мылись в бане с лечебными травами. Подобное ритуальное очищение давало здоровье на весь год. По поверьям в этот день само Солнце купается в водах. Тем самым оно освещает их.
Таким образом вода становится целебной, освященной и поэтому купание и обливание избавляет от болезней, порчи и других недугов и дает здоровье до следующего Иванова дня. Однако в некоторых областях купались всю ночь напролет, а в других боялись даже зайти в воду. Считалось, что водяной может утянуть к себе на праздник. Ведь в этот день он праздновал свои именины. В праздник воде приносили жертвы. В реку бросали небольшие деревца, чучела, сделанные из травы и цветов. Девушки опускали в воду венки.
Видимо подобные обряды являются отголосками более древних действий, когда поклонялись рекам и другим источникам. Помимо купания умывались Ивановой росой, которую собирали в день праздника поутру. Она также считалась целебной и давала красоту и молодость. Также она обладала по поверьям целебными свойствами. К примеру лечила головную боль и помогала при других болезнях. Ею промывали больные глаза и накладывали повязки на раны. Разжигание костра в ночь накануне Ивана Купала и обрядовые ритуалы Костер также как и вода считался очистительным атрибутом праздника.
После его разжигания все собирались возле него. Вместе водили хороводы и пели песни. После чего прыгали через костер, как по одному, так и по двое, взявшись за руки. Помимо этого на костре жгли чучело нечистой силы или ведьмы. На костре сжигали не только чучело, но и символические предметы других купальских обрядов. Такие как пучки зелени, травы, цветов, которые носили по деревне на шестах. Сжигали воткнутые в землю шесты, вокруг которых собирали костер.
В огне уничтожали и некоторые старые вещи, которые приносили из дома. Это были веники, метлы, старые лапти. Не жалели старые бороны, телеги и бочки.
Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы , оборотни , русалки , змеи , колдуны , домовые , водяные , лешие. Травы Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник , с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев. Приметы и обычаи Празднование Ивана Купалы в Белоруссии.