А почему даже на сайте музея написано «Собор Василия блаженного»?
«Мы о нём ещё очень многого не знаем»: Покровскому собору на Красной площади — 462 года
Так что, стоя рядом с церковью Василия Блаженного, можно понять, где была стена древнего храма. Храм Василия Блаженного, официально собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (также Покровский собор, собор Покрова на Рву) — православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. Храм Василия Блаженного, который был временно закрыт на фоне режима КТО в Москве, вновь доступен для посещения.
В Москве открыли копию Храма Василия Блаженного, которому в этом году 460 лет
- Реставрация по-московски. Храм Василия Блаженного и Кремль
- Что скрывается зимой в Храме Василия Блаженного: adelanta — LiveJournal
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: АДРЕC. ТЕЛЕФОН. КАК ДОБРАТЬСЯ
- Собор Василия Блаженного: photo_discovery — LiveJournal
- Фото собор василия блаженного внутри - 88 фото
Тайны собора Василия Блаженного.
Обстоятельства ее появления в Храме Василия Блаженного до конца неясны. Уникальные факты и фотографии Покровского собора (храма Василия Блаженного), актуальная информация об экскурсиях и событиях музея. СодержаниеИстория храма Василия Блаженного Название Перестройки После революции 1917 года Архитектура Купола собора Внутреннее убранство Что посмотреть в соборе Реликвии и святыни Экспозиционные залы Мифы Ослеплённые архитекторы Подземные сокровища. Как попасть в собор Василия Блаженного (Покрова, что на Рву) в Москве, где купить билеты, на какие экскурсии стоит сходить, что посмотреть внутри храма и как добраться. Практическая информация для посещения собора Василия Блаженного: как доехать, режим работы и стоимость билетов.
До и после: Храм Василия Блаженного 100 лет назад и сейчас
Как работает В летние месяцы с июня по август храм работает с 10 до 18 часов, территория собора открыта для посетителей с 9 утра до 19. Первая среда месяца - выходной. В мае, сентябре и ноябре храм открыт с 11 до 18 часов, с ноября по апрель - с 11 до 17 часов. Цена билета для взрослых граждан РФ - 500 рублей, для детей-граждан РФ от 7 до 17 лет - 250 рублей.
Кстати Впервые в истории Покровского собора сегодня проводится фотоконкурс "Один день из жизни храма Василия Блаженного". Конкурс длится ровно 24 часа. Еще есть время поучаствовать.
ГИМ стремится к тому, чтобы сделать свое пространство максимально инклюзивным. Сегодня Покровский собор присоединился к проекту "ГИМ. Доступно": теперь на его территории появились две тактильные модели. Уличная металлическая — это первая модель архитектурного сооружения в историческом центре Москвы. Эта модель будет интересна для всех посетителей, так как только с высоты птичьего полета можно оценить архитектурную композицию этого сложнейшего творения выдающихся зодчих середины XVI столетия. Внутренняя модель частично разборная, что позволит незрячим и слабовидящим осмотреть не только собор снаружи, но и посмотреть, как устроен первый ярус. Этот замечательный проект не состоялся бы без поддержки благотворительного фонда Алишера Усманова "Искусство, наука и спорт".
Барановский отказался это делать, будто бы объявив, что если дойдет до сноса, он покончит с собой. Храм Василия Блаженного и сейчас музей.
Правда, по воскресеньям сюда можно прийти на службу если не перекрыта Красная площадь , она совершается в приделе Василия Блаженного - одного из самых почитаемых московских святых. Всего же этих приделов церквей - 11. С улицы мы различаем их по разноцветным куполам, но немногие бывали внутри храма, под этими невероятными маковками. Только внутри становится понятно, что храм не такой большой, как может показаться. Но при этом здесь можно ходить весь день, глядя на иконы, удивляясь причудливости ходов, продухов, лестниц, арок, росписи и кирпичной кладки. И все это несмотря на холод - в стенах храма немногим теплее, чем на улице.
Куполов у собора также 11: десять венчают приделы в том числе придел Василия Блаженного и еще один над колокольней. Храм перестраивали, достраивали паперти, крыльцо и приделы. Даже кровлю в соборе меняли - так старые гравюры, например, изображают храм с одним выдающимся высоким шатровым куполом, который был утрачен. Но виднейшие архитекторы и историки вступились за его сохранность, и было решено превратить храм в историко-архитектурный музей. Так в советское время дверь украшала цитата Карла Маркса: «Упразднение религии как призрачного счастья народа есть необходимое условие подлинного его счастья».
Собор Василия Блаженного снова открыт для посещения
Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) или главный храм Красной площади и всей Москвы отзыв. собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собором Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Собор Василия Блаженного или Покрова Пресвятой Богородицы на Рву на самом деле объединяет в себе 11. Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Богородицы на Рву, – одна из визитных карточек Москвы.
Собор Василия Блаженного или Символ красоты русской души. Часть 1.
Василий Блаженный был юродивым, даже зимой он не носил одежды и получил благословение творить чудеса. Иван Грозный уважал его и прислушивался к его советам. Вы также можете увидеть слюдяные окна и часть старого купольного покрытия, вериги Ивана Блаженного, которые весят около 30 кг. Древние образы храма поясняют его название: в прошлом на Красной площади вдоль Кремлевской стены существовал ров, поэтому собор назывался «на рву». Сложная система лабиринтов соединяет небольшие церкви и выставочные павильоны, где сочетаются история, красота и религия. Внутри собора Василия Блаженного на Красной площади Москвы можно узнать много интересных фактов из истории и жизни юродивых, полюбоваться древней архитектурой и прикладным искусством или просто побродить, погрузившись в атмосферу прошлого.
А в честь какого события в русской истории построили знаменитый храм? Какой святой похоронен внутри? Самые интересные и малоизвестные факты о самом известном храме страны — в этом фильме. Вот вам один из них: собор объединяет сразу 11 церквей или приделов. По легенде, под ним есть сеть подземных ходов, по другой — Наполеон был так им очарован, что хотел даже перевезти во Францию.
Также появление этой церкви в Покровском соборе связывают с тем, что 6 ноября 1552 года в день памяти святого состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода [123]. Придел также является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15,2 м. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма было вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной частью храма — церковью Покрова Пресвятой Богородицы [114].
Особенность архитектуры церкви — неправильная форма апсиды — определила смещение Царских врат вправо [111]. Четверик церкви переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV века [109].
Особый интерес представляет отдельно висящая икона « Видение пономаря Тарасия ». Она была написана в Новгороде в конце XVI века. Сюжет иконы основан на рассказе из жития Варлаама Хутынского о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора». Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью.
В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев [114]. Церковь Входа Господня в Иерусалим[ править править код ] Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим, 2011 год Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим , с которым ассоциировался торжественный въезд в Москву русского войска во главе с Иоанном Грозным после победы над Казанским ханством [48]. Покровский собор с приделом Входа Господня в Иерусалим стал литургическим центром празднования Вербного воскресения. В нём завершалось шествие на осляти патриарха из Успенского собора, поэтому придел и был пристроен с ближайшей к Кремлю стороны [124] [121].
Церковь является одной из четырёх больших церквей и представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства [114]. Во время реставрации были открыты фрагменты убранства XVI века. Их подлинный вид сохранён без восстановления повреждённых деталей.
Древней живописи в церкви не обнаружено. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 года [83] [125]. Существующий ныне иконостас перенесён в придел в 1770 году из разобранного кремлёвского собора Александра Невского [126]. Он богато украшен ажурными оловянными золочёными накладками, которые придают лёгкость четырёхъярусной конструкции.
В середине XIX века иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира [114]. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского. В центре иконы представлен благоверный князь, а вокруг расположены 33 клейма с сюжетами из жития: Невской битвой , поездкой князя в ханскую ставку, а также чудесами от иконы после его кончины [109].
Церковь Григория Армянского[ править править код ] Светильник в церкви Григория Армянского, 2011 год Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория , просветителя Великой Армении , умершего в 325 году. Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября 13 октября [121]. В 1552 году в этот день начался штурм Казани [94] , и была взята Арская башня крепостной стены Казани [3] [121].
Церковь является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15 м, также представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Её основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды из-за прохода к центральной части храма. Световой барабан перекрыт сводом [114]. Царские врата смещены влево из-за нарушения симметрии внутреннего пространства.
В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого , патриарха Александрийского. Иконостас был реконструирован в 1920-х годах [111]. Нижнюю часть иконостаса закрывают шёлковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов [109]. В 1787 году по просьбе состоятельного вкладчика Ивана Кислинского придел был переосвящён в честь его небесного покровителя Иоанна Милостивого.
В 1920-х года церкви вернули её прежнее название [109]. В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI века: древние окна, полуколонны , карнизы , кирпичный пол, выложенный «в ёлку». Как и в XVII веке, стены побелены [114].
Для Москвы: «Все монахи воры-воры, все монахи воры-воры, а игумен — плут, а игумен-плут». Для Архангельска: «По-чём трес-ка, по-чём трес-ка, две копейки с половиной, две копейки с половиной». В Суздале: «Голяками припекали, голяками припекали». Для каждой местности был характерен свой ритм.
До последнего времени самым тяжёлым колоколом в России был ростовский колокол «Сысой» весом 2000 пудов. В 2000 году в Московском Кремле заговорил «Большой Успенский» колокол. У него своя история, каждый государь отливал свой собственный Большой Успенский, часто переливая тот, что существовал до него. Современный весит 4000 пудов. Когда в Кремле звонят колокола, то звонит и колокольня, и звонница. Звонари находятся на разных уровнях и не слышат друг друга. На ступеньках Успенского собора стоит главный звонарь всея Руси и хлопает в ладоши.
Его видят все звонари, он отбивает им ритм, как бы дирижирует звонами. Слушать русские колокола для иноземцев было мукой мученической. Наш звон не всегда был ритмичным, часто — хаотичным, звонари плохо попадали в ритм. Иностранцы от этого страдали — звонили повсеместно, голова раскалывалась от неритмичного какофонического звона. Иноземцам больше нравился западный звон, когда раскачивали сам колокол. Колокол — это уста, у него есть язык, который говорит в этих устах. Эта т.
Колокола весом выше ста пудов — это обычно, ножные, педальные колокола. На колокольни посторонних не пускают, потому что звон должен идти ровно, а колокола и языки весят по разному. Для их уравнивания создаётся система рычагов и оттяжек. Все верёвки идущие на пульт, должны создавать одинаковое усилие. Его то и регулируют оттяжки. Поэтому на колокольне всегда протянута целая паутина разных верёвок и тросов и посторонний человек может запутаться, повредить колокола и сам пораниться. Фасадные иконы На восточной внешней стене Покровского собора находится фасадная икона Божьей Матери.
Это самая первая фасадная икона, которая появилась здесь в XVII веке. К сожалению от письма XVII века почти ничего не осталось из-за пожаров и многократных поновлений. Икона называется Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными. Она написана на стене храма. Покровский собор относится к Богородичным храмам. Все здешние фасадные иконы были написаны специально для этого собора. Икона, которая с момента написания находилась на южной стороне колокольни, к концу ХХ века пришла в ужасное состояние.
Южная сторона больше всего подвержена разрушительному воздействию солнца, дождя, ветра и перепадов температуры. В 90-е годы образ сняли для реставрации и с огромным трудом восстановили. После реставрационных работ, оклад иконы не поместился на прежнем месте. Вместо оклада сделали защитный бокс и повесили икону на прежнее место. Но из-за больших перепадов температуры, свойственных нашему климату, икона вновь начала разрушаться. Через 10 лет её вновь пришлось реставрировать. Сейчас икона находится в Покровской церкви.
А для южной стороны колокольни написали копию прямо на стене. Икона на колокольне Покровского собора Копию освятили когда отмечали 450-летний юбилей собора, на Покров день в 2012 году. Главы Покровского собора Завершения церквей, которые мы называем куполом, на самом деле именуется главой. Купол — это перекрытие церкви. Его видно изнутри храма. Над купольным сводом есть обрешётка, на которой закреплена металлическая обшивка. По одной из версий, в старину на Покровском соборе главы были не луковичные, как сейчас, а шлемовидные.
Другие исследователи утверждают, что на таких тоненьких барабанах, как у собора Василия Блаженного, шлемовидных куполов быть не могло. Поэтому, исходя из архитектуры собора, купола были луковичные, хотя доподлинно это не известно. Зато совершенно точно установлено, что изначально главы были гладкими и монохромными. В XVII веке их ненадолго раскрасили в разные цвета.
Тайны собора Василия Блаженного.
Москвичи — редкие гости. Группами идут китайцы, немцы, да, и россияне. Питерцы все сравнивают собор со своим — Храмом Спаса-на-Крови. Говорят, что наш целый храм искусства.
За окном мороз -13, а внутри собора не теплее. Такой холод объясняют особенностью строительства. Сейчас, конечно, могли бы сделать отопление, но церковная роспись не приспособлена к другим температурам.
Именно здесь и проводили богослужения ежедневно. Так со временем название этой церкви закрепилось за собором. Одиннадцать церквей, но десять куполов Покровский собор очень нарядный — не только снаружи, но и внутри.
Помещения собора соединены между собой лабиринтом переходов — заходишь в одну церковь, переходишь в другую.
Но виднейшие архитекторы и историки вступились за его сохранность, и было решено превратить храм в историко-архитектурный музей. Так в советское время дверь украшала цитата Карла Маркса: «Упразднение религии как призрачного счастья народа есть необходимое условие подлинного его счастья». Из-за этого сняли красочный слой, обнажив кирпичную кладку и белокаменные элементы декора. При этом многие старинные росписи были утрачены. Покровский собор в 1920—1930-е годы» пройдет в Историческом музее с 28 июля 2021 года по 24 января 2022 года.
Во время реставрации изменили даже конструкцию иконостаса. Сделали его удобнее. Татьяна Сарачева, заведующий отделом «Покровский собор» Государственного исторического музея: «Каждая хоругвь состоит из десятка отдельных деталей. Все детали были промыты, восстановлены утраты эмалевого покрытия. Реставраторы по дереву реставрировали исторические же древки этих хоругвей».
В январе-апреле 2024 г. Мы предложили детям представить себя поэтом, писателем или художником и отобразить в работах, как выглядели собор и Красная площадь во времена великого поэта более двухсот лет назад.
Внутри и снаружи Покровского собора (храм Василия Блаженного)
Несмотря на популярность собора, внутреннее убранство мало кто видел. Многие москвичи думают, что собор функционирует как музей, а службы там не проводятся. Правда, службы проводятся только по воскресеньям и большим церковным праздникам, и как правило, в нижней церкви, это не позволит увидеть знаменитые купола изнутри. Внутри собора — десять церквей, при этом девять из них — на втором ярусе, они воздвигнуты на едином основании и накрыты теми самыми разноцветными куполами. Ради того, чтобы увидеть их своды и росписи на потолках, и стоит купить билет. За долгую историю собора его предназначение не раз менялось. Например, с 17 века это было надежное убежище от пожаров, которые в то время в Москве случались каждые 2-3 года. Хозяйственные помещения храма — подклеты сдавали в наем купцам, которые могли хранить здесь свои товары. Прочные кирпичные стены подклетов толщиной 3 метра привлекали и зажиточных москвичей, которые снимали их для хранения своего имущества. До конца 16 века во вместительной нише собора хранилась и царская казна — основное сокровище русского государства.
РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания. И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, — Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других. Грандиозная стройка в рекордные сроки Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть.
Также появление этой церкви в Покровском соборе связывают с тем, что 6 ноября 1552 года в день памяти святого состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода [123]. Придел также является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15,2 м. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма было вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной частью храма — церковью Покрова Пресвятой Богородицы [114]. Особенность архитектуры церкви — неправильная форма апсиды — определила смещение Царских врат вправо [111]. Четверик церкви переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV века [109]. Особый интерес представляет отдельно висящая икона « Видение пономаря Тарасия ». Она была написана в Новгороде в конце XVI века. Сюжет иконы основан на рассказе из жития Варлаама Хутынского о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора». Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев [114]. Церковь Входа Господня в Иерусалим[ править править код ] Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим, 2011 год Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим , с которым ассоциировался торжественный въезд в Москву русского войска во главе с Иоанном Грозным после победы над Казанским ханством [48]. Покровский собор с приделом Входа Господня в Иерусалим стал литургическим центром празднования Вербного воскресения. В нём завершалось шествие на осляти патриарха из Успенского собора, поэтому придел и был пристроен с ближайшей к Кремлю стороны [124] [121]. Церковь является одной из четырёх больших церквей и представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства [114]. Во время реставрации были открыты фрагменты убранства XVI века. Их подлинный вид сохранён без восстановления повреждённых деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 года [83] [125]. Существующий ныне иконостас перенесён в придел в 1770 году из разобранного кремлёвского собора Александра Невского [126]. Он богато украшен ажурными оловянными золочёными накладками, которые придают лёгкость четырёхъярусной конструкции. В середине XIX века иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира [114]. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского. В центре иконы представлен благоверный князь, а вокруг расположены 33 клейма с сюжетами из жития: Невской битвой , поездкой князя в ханскую ставку, а также чудесами от иконы после его кончины [109]. Церковь Григория Армянского[ править править код ] Светильник в церкви Григория Армянского, 2011 год Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория , просветителя Великой Армении , умершего в 325 году. Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября 13 октября [121]. В 1552 году в этот день начался штурм Казани [94] , и была взята Арская башня крепостной стены Казани [3] [121]. Церковь является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15 м, также представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Её основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды из-за прохода к центральной части храма. Световой барабан перекрыт сводом [114]. Царские врата смещены влево из-за нарушения симметрии внутреннего пространства. В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого , патриарха Александрийского. Иконостас был реконструирован в 1920-х годах [111]. Нижнюю часть иконостаса закрывают шёлковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов [109]. В 1787 году по просьбе состоятельного вкладчика Ивана Кислинского придел был переосвящён в честь его небесного покровителя Иоанна Милостивого. В 1920-х года церкви вернули её прежнее название [109]. В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI века: древние окна, полуколонны , карнизы , кирпичный пол, выложенный «в ёлку». Как и в XVII веке, стены побелены [114].
Поднявшись наверх, оказываешься в Церкви Покрова Богородицы. Это самая большая по площади и самая высокая в соборе церковь высотой почти 50 метров, которая и дала имя собору. Конечно, его нельзя не сфотографировать. Экскурсовод рассказывает, что в нем скрыта главная тайна собора: под древней фресковой росписью шатра виден текст, который и является закладной летописью, где указана дата окончания строительства собора. При желании под шатром можно увидеть и горлышки голосников — кувшинов, которые встроены в стены для хорошей акустики в церкви. В 18 веке он был перенесен сюда из собора Черниговских чудотворцев Московского Кремля, который до нашего времени не сохранился. Хотя Троицкая церковь проще по конструкции, чем Покровская, вместо шатра здесь— восьмигранный барабан и свод, зато красная спиралевидная восьмиконечная звезда на фоне древней побелки привлекает внимание фотографов, любителей современного искусства и конспирологов. Если смотреть на потолок долго, то возникает эффект калейдоскопа — иллюзорности движения изображения, так что начинает кружиться голова. Но экскурсовод отмечает, что скрытых смыслов в этой звезде нет, она нужна лишь для того, чтобы мы ощутили 20 метровую высоту, стоя внизу. Еще один экспонат, который нельзя пропустить, — соборная икона Троицы, написанная в 17 веке.
Монтаж отреставрированных икон в храме Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного, официально собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (также Покровский собор, собор Покрова на Рву) — православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. СодержаниеИстория храма Василия Блаженного Название Перестройки После революции 1917 года Архитектура Купола собора Внутреннее убранство Что посмотреть в соборе Реликвии и святыни Экспозиционные залы Мифы Ослеплённые архитекторы Подземные сокровища. собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собором Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Василий Блаженный – на настенной живописи, – рассказывает Татьяна Сарачева, заведующая отделом "Покровский собор" Государственного исторического музея.
История, загадки и обзор Храма Василия Блаженного – самой красивой церкви России
Собор Василия Блаженного. С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. Фотографии из репортажа РИА Новости 26.07.2022: Монтаж отреставрированных икон в храме Василия Блаженного | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня». Оригинал взят у vovik_ptz в Храм Василия Блаженного внутри. Храм Василия Блаженного — все самые свежие новости по теме.
Собор Василия Блаженного в Москве вновь открыли для посетителей
Тактильные модели, размещённые как снаружи, так внутри храма, позволят незрячим и слабовидящим посетителям в полной мере ознакомиться с архитектурными особенностями здания и изучить его во всех деталях. Осмотреть уникальные экспонаты можно будет самостоятельно или в составе экскурсионной группы, а уличная модель станет доступна всем посетителям Красной площади.
Ослеплённые архитекторы Учёные до сих пор не могут точно установить, кто именно построил храм Василия Блаженного. Однако большинство исследователей склоняется к мнению, что зодчими стали древнерусские мастера Постник и Барма. Их имена удалось узнать только в конце XIX века, когда в архивах Румянцевского музея обнаружили летопись с их упоминанием. Правда, позже учёные выдвинули гипотезу о том, что Постник и Барма — это один человек, но подтвердить или опровергнуть её так и не удалось.
Зато многим знакома легенда о жестокой расправе с архитекторами Покровского собора. Говорят, Иван Грозный боялся, что зодчие построят второй столь же великолепный храм, и потому велел их ослепить. Конечно, никаких тому подтверждений исследователи не нашли, зато смогли опровергнуть предание: в летописных хрониках обнаружили упоминания новых зданий, построенных Постником уже после Покровского собора. Подземные сокровища Распространён миф о несметных богатствах, которые скрываются в подземелье Покровского собора. И у него есть вполне достоверные исторические основания.
Дело в том, что фундаментом собора служит кирпичный подклет — цокольный этаж, на который «опираются» все церкви. Чтобы стены выдержали нагрузку и не растрескались от перепада температур, зодчие сделали внутри ниши-пустоты. Когда строительство завершилось, небольшие комнатки переоборудовали под хранилища с замысловатыми замками. Чтобы их открыть, требовалось сразу несколько ключей. Согласно летописям, в этих тайниках держали ценные вещи, принадлежавшие собору, а также хранили богатства зажиточных москвичей.
Некоторое время здесь находилась царская казна. Благодаря отличной вентиляции, в подклете держали даже книги. Сейчас в нишах подклета размещена музейная экспозиция. Подвалы храма. Фото: grushenka Реплика мечети Миф об исламских истоках собора с уверенностью можно назвать самым экстравагантным.
Он гласит, что Иван IV, завоевав Казань, приказал разрушить главную городскую мечеть в начале 2000-х на её месте возвели знаменитую Кул-Шариф , но был настолько потрясён красотой исламской святыни, что приказал построить православную церковь, похожую на мусульманский храм. В подтверждение этой гипотезы казанские исследователи ссылаются на сходство композиции храма с планировкой исламских святынь. Например, у собора нет главного фасада, купола напоминают тюрбан, а стены расписаны яркими растительными орнаментами. Однако все эти аргументы разбились об исторические факты. Что касается куполов, то изначально они были гладкими и монохромными.
А рельефными стали после восстановительных работ в конце XVI столетия. То же касается и росписей с растительным орнаментом, которые появились вследствие модных веяний XVII века. Кроме того, основной мотив фресок — изображение виноградной лозы — распространён в христианстве. Богослужения Возобновились в 1990-х, когда здание передали в ведение РПЦ. При этом научно-исследовательская деятельность не прекратилась.
Сейчас собор работает одновременно как действующий храм и как филиал Государственного исторического музея. Основное экспозиционное пространство организовали в подклете, а в восстановленных интерьерах церквей постарались сохранить аутентичную атмосферу — здесь практически нет витрин и мультимедийного оборудования. Богослужения проходят по воскресеньям и в праздничные дни в приделе Василия Блаженного. В других церквях службы проводят в престольные праздники, а также на Пасху. Например, на Покров Богородицы 14 октября открывают центральную церковь, а в Вербное воскресенье — церковь Входа Господня в Иерусалим.
Вход в собор в дни служб бесплатный. Фото: «Музей А. Суворова в с. Удобнее всего добираться до собора на метро. На автобусе можно доехать до остановки «Красная площадь».
Его первоначальный облик в плане архитектурных решений имел тот же вид, что и сегодня? Такое свойство собору прежде всего придавали три открытые галереи. Первая шла по нижнему ярусу, вторая — на уровне церквей второго яруса, а третья — вокруг центральной церкви. Также нужно уточнить, что изначально у собора не было двух нижних церквей, которые есть сегодня: церкви Василия Блаженного 1588 год и Иоанна Блаженного 1672 год , мощи которого, как и мощи Василия Блаженного, также находятся глубоко под землёй на территории собора. Все пристройки снизу «приземлили» собор.
Первоначально же его архитектурный облик напоминал свечу — это было удивительное зрелище. Кроме того, храм находится на холме, его высотность особенно хорошо видна, если подойти к собору со стороны Москвы-реки. В XVI веке это удивляло ещё больше, ведь Покровский собор был самым высоким строением в Москве — 64 м. Позднее пальму первенства перехватила колокольня Ивана Великого в Кремле. Впоследствии к нему пристроили две нижние церкви — Василия Блаженного и Иоанна Блаженного.
Но одновременно с пристройкой церкви Иоанна Блаженного к собору пристроили ещё несколько церквей, так что в конце XVII века в соборе было 20 престолов. При императрице Екатерине II прошёл грандиозный ремонт, всё лишнее от собора отняли, осталось 11 церквей. Кирпич в середине XVI века был дорогим материалом. Храмы, как правило, из него тогда не строили. Это, кстати, тоже может говорить в пользу того, что архитектором был итальянец.
В строительстве собора преобладает кирпич, есть ещё и белый камень. Разноцветным собор изначально тоже не был, он был скорее двухцветным красно-белым. Снаружи и внутри его стены были покрыты росписью, которая имитировала кирпичную кладку. Разноцветие появляется лишь в XVII столетии, когда расписывают растительным и геометрическим узором вновь пристроенные крыльца и галереи снаружи. Внутри тоже появляется растительный орнамент.
Скажите, что-то из перечисленного ставило под вопрос дальнейшее существование собора? В летописях мы постоянно читаем, что у Покровского собора «погорели верхи».
Например, на фасадах можно увидеть орнаменты, сложенные из закруглённых кирпичей. В оформлении храма также использован изразцовый декор.
Фасады центральной церкви украшены цветами и звёздами, сложенными из разноцветных плиток, а также металлическими золочёными кольцами и спиралями, похожими на конфетти. Если приглядеться, то в отделке некоторых церквей можно заметить одинаковые идеально ровные круглые отверстия. Это фасадные сосуды, замурованные в стены для красоты. Купола собора Считаются главным украшением храма.
Его разноцветные фигурные главы — изюминка собора и самая узнаваемая его деталь. Правда, сначала они выглядели значительно скромнее. В середине XVI века, после завершения строительства, купола были гладкими и золотыми. Однако они не раз страдали в огне пожаров, которые часто бушевали в Москве в это время.
Купола ремонтировали и красили в разные цвета, например, в зелёный и белый. А свою необычную форму главы приобрели к концу XVI века: их увеличили в размерах и сделали рельефными. Причём каждая имеет свой оригинальный декор с объёмными шипчиками, ромбами, «чешуйками» и орнаментами. Монохромными остались лишь главки центральной церкви и колокольни.
Значение столь яркой окраски куполов исследователи до сих пор не установили. Однако есть версия, что храм Василия Блаженного был задуман как символическое воплощение Небесного Иерусалима — райского города, — чем и объясняется пышная отделка. Внутреннее убранство Внутри храм оформлен не менее пышно, чем снаружи. В то время кирпич был новым и очень дорогим материалом.
Чтобы его сохранить, стены покрывали штукатуркой, а чтобы подчеркнуть богатство храма, сверху наносили роспись с изображением кладки. Сейчас такие фрески можно увидеть в центральном храме и в церкви Александра Свирского. Фото: shpy Во второй половине XVII столетия на смену скромной побелке приходят яркие растительные орнаменты. Чаще всего художники изображали виноградную лозу и причудливые цветы, рисунок которых, кстати, на стенах собора ни разу не повторяется.
Считается, что растительные росписи символизируют райский сад. Сейчас они восстановлены на крыльцах, внешних стенах гульбища и во внутренней галерее. Как правило, это изображения святых или иллюстрации библейских преданий. Например, в церкви Мучеников Киприана и Иустины сохранились росписи, изображающие сцены из жития этих двух святых, а также на ветхозаветные сюжеты.
Росписи в храме Мучеников Киприана и Иустины. Фото: «Manikol. Путешествия всей семьей» Что посмотреть в соборе Помимо образцов древнерусской живописи, в храме хранятся древние образа, пышные иконостасы, а также почитаемые православные святыни — мощи Василия Блаженного и юродивого Иоанна по прозвищу Большой Колпак. Реликвии и святыни Главная из них — мощи Василия Блаженного — находится в одноимённой церкви.
Место захоронения юродивого обозначено ракой с ростовой иконой и изображениями чудес, которые совершил старец при жизни. От старинной гробницы сохранился покров 1589 года из зелёного атласа с золотыми и серебряными нитями. Фигура чудотворца вышита на нём шёлком и отделана жемчугом, а также драгоценными камнями. Увидеть покров можно в экспозиционном зале в подклете собора.
Мощи Иоанна Блаженного также хранятся в одноимённой церкви в раке, украшенной золочёными деталями. Частично уцелели и вериги святого металлические пояс и наплечник , которые, по преданию, чудотворец снял только перед самой смертью. Мощи Василия Блаженного. Одни выставлены в экспозиционных залах, другие занимают своё историческое место в иконостасах разных эпох.
Например, в церкви Святой Троицы можно увидеть тябловый иконостас, воссозданный в начале прошлого столетия по образцу древнего оригинала: образа крепятся вплотную друг к другу на лаконичные балки без яркого декора.