Новости хованщина мусоргский опера

Мусоргский — "Хованщина", вступление к опере "Рассвет на Москве-реке" 05:07.

М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание

«Под управлением маэстро Гергиева в субботу в Большом концертном зале Псковской областной филармонии прозвучит последняя опера Мусоргского – «Хованщина». Об опере М.П. Мусоргского «Хованщина» Либретто оперы «Хованщина». — Центральным событием фестиваля станет показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в «золотомасочной» постановке МАМТ». В начале оперы боярин доносит Петру о случае, недавно произошедшем в городе: начальник стрельцов Иван Хованский метит на престол Петра, причем на престол он хочет посадить своего сына. Сюжет оперы трагичен, и учит не сдаваться ни при каких обстоятельствах. Над «Хованщиной» Мусоргский работал семь лет, но так и не завершил.

ГТРК Тверь Видео Фестиваль имени М П Мусоргского завершила опера Хованщина

Оперу «Хованщина» дали в Пскове солисты оперы, хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева сегодня, 20 апреля, передает корреспондент Псковской Ленты Новостей. Мусоргский — "Хованщина", вступление к опере "Рассвет на Москве-реке" 05:07. В опере «Хованщина» Мусоргского зрители попадают в Москву 1682 года. Опера «Хованщина» – произведение загадочное, оно ставит вопросы, однозначного ответа на которые нет до сих пор. Модест Мусоргский - слушать все песни альбома полностью в высоком качестве без регистрации. «Под управлением маэстро Гергиева в субботу в Большом концертном зале Псковской областной филармонии прозвучит последняя опера Мусоргского – «Хованщина».

Хованщина Народная музыкальная драма в пяти действиях 6 картинах Либретто м.Мусоргского

одно из главных произведений Модеста Петровича Мусоргского, написанное им в период расцвета творчества. Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012. Над «Хованщиной» Мусоргский работал семь лет, но так и не завершил. Мариинский театр с 13 по 17 марта представит "Хованщину" Модеста Мусоргского на сцене Большого театра впервые за 20 лет, отметили в пресс-службе ГАБТа. В дальнейшем Мусоргский часто упоминал «Хованщину» в письмах, когда рассказывал о трудностях и новостях, связанных с созданием оперы[64]. опера хованщина скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат.

Хованщина Мусоргский

«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина» Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов.
Опера Мусоргского "Хованщина". Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников Мусоргский — "Хованщина", вступление к опере "Рассвет на Москве-реке" 05:07.
«Хованщина» в Рязани — Музыка России 9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина».
Хованщина М.П. Мусоргский listen online 29 марта Валерий Гергиев продирижировал заключительным показом премьерной постановки оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в миланском Ла Скала.

Еще песни Мусоргский

  • Хованщина М.П. Мусоргский listen online
  • Три девушки стояли у черты. Хованщина (Ида Рапайкова) / Проза.ру
  • 1886 - Хованщина
  • Смотрите также
  • Опера «Борис Годунов» и народная музыкальная драма «Хованщина»
  • ГТРК Тверь Видео Фестиваль имени М П Мусоргского завершила опера Хованщина

Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров

Лауреат международных конкурсов баритон Роман Бурденко предложил слушателям яркую трактовку образа боярина Шакловитого, в чьи уста Мусоргский вкладывает важные для «Хованщины» слова: «Спит стрелецкое гнездо. «Хованщина» – величественное обращение композитора Модеста Мусоргского к истории второй Русской смуты, если первой Смутой считать события конца XVI – начала XVII веков. 2 (добавить в избранное) скачать Архиповой - 85. 9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». Появление «Хованщины» Мусоргского на сцене Большого театра стало событием ожидаемым.

Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский

Бутримович Художник по костюмам — А. Мамаев «Хованщину» Мусоргский назвал народной музыкальной драмой. Поэтому постановка лишена декоративности и вычурности. Основное внимание концентрируется на психологизме происходящего: на противостоянии старого и нового жизненных укладов, русского и иноземного. Блестяще передана суть раскола церкви.

Шакловитый, решив воспользоваться удачным случаем, вкладывает в руки девушки нож. Эмма готова служить верой и правдой своему новому «защитнику» и не подозревает, что вновь стала пешкой в борьбе власть имущих. Доносятся разгульные песни подвыпивших стрельцов. На площадь прибегает подьячий. Он рассказывает о нападении солдат Петра на Стрелецкую слободу.

Это известие ошеломляет стрельцов. Они взывают к своему начальнику Ивану Хованскому. Однако Хованский сам в растерянности: стрелецкое дело накануне гибели. Чтобы отвлечься, он приказывает крепостным девушкам развлечь его. Входит Шакловитый. От имени царевны Софьи он зовет князя на государственный совет. Польщенный Хованский приказывает подать себе парадные одежды. Однако радужным мечтам князя не суждено сбыться: Эмма, проникшая в покои вместе с Шакловитым, наносит Хованскому смертельный удар кинжалом. Месть свершилась.

Князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский. Он не верит Марфе, сообщившей об убийстве его отца, и тщетно пытается созвать свой полк.

Затем, уже в последнем действии, ариозо вождя старообрядцев Досифея, принявшего страшное решение о самосожжении. Фактура сопровождения весьма интересна — по большому счёту, скупое двухголосие, гаммообразные ходы баса, да ещё и с напряжёнными тритоновыми построениями, вызывающие в памяти аналогии с прелюдированием баховских времён, примитивизация фактуры — явная попытка сделать нечто ещё более архаическое по сравнению с баховским временем когда Римский-Корсаков в песне Веденецкого гостя в «Садко» употребил нечто похожее в сопровождении — его верный приспешник Ястребцев сравнил такую музыку с живописью прерафаэлитов, старавшихся, как известно, писать картины «под XV век». Опять трагический момент, ответственный, тяжёлый — и опять архаика. И далее — Досифей вопрошает старообрядцев, готовы ли они сжечь сами себя.

В его партии — речитатив, иногда на одной ноте, иногда похожий на дьяконские возгласы. А вот аккомпанемент — строгий, из простых аккордов, иногда с гармоническим «перекрашиванием» той или иной ступени, опять же похож на подобный речитатив с сопровождением у… Монтеверди, композитора аж начала XVII века! Опять напряжённейший по драматургии момент — и опять архаика! И далее — просто предельная чёткость. Досифей поёт: «Да сгинут плотские козни ада» хроматическим ходом в сопровождении довольно-таки ехидных, авангардных для того времени гармоний — и дальше: «от лица светла правды и любви» — и «светлое лицо» сопровождено буквально тремя простейшими аккордами, да ещё и в похожей на церковное пение фактурой! Просто плакатно показано: авангард — аду, простейшая гармония — правде и любви! Да, и ещё до того.

Старообрядка Марфа, бывшая возлюбленная Хованского-младшего, гадает кн. Голицыну, предсказывая ему незавидную судьбу «Тебе угрожает опала и заточенье в дальнем краю». Пока идут воззвания к разного рода, гм, духам — гармония также по тому времени авангардна. Но вот гадание свершилось, предсказана печальная судьба — и Марфа поёт предсказание на мелодию, взятую из народной протяжной песни крайне рекомендую послушать старую запись в исполнении Максаковой-бабушки, чтобы прочувствовать, что такое пение, а не просто «вокализирование», более или менее умелое. Сопровождение же мелодии подчёркнуто просто. Никаких гармонических хитростей. Нет даже минорной доминанты в миноре, бывшей у кучкистов весьма любимой.

Простейшие аккорды в простейшей же гармонической взаимосвязи — такого типа, как будто перед нами — не вторая половина XIX века, а едва ли не екатерининские времена. Даже двойная доминанта употреблена, а уж она-то считалась издавна не отвечающей духу русской песни. Извиняюсь за специальную терминологию — но без неё в таком разборе не обойтись; я и так старался многое убрать. Ничего — всё «отвечает». Как будто это — часть сборника русских песен Львова-Прача 1790-х годов — разве что фактура сопровождения немного поувереннее. Опять откат — если не к барокко, то к классицизму, к моцартовскому времени. И главное — как по-русски, как пронзительно звучит этот классицизм!

Слышавшие запись поймут… А теперь — разъяснения, почему всё это было не просто необычно, но даже и нахально.

Одна из острых проблем музыкальной драмы — ее финал, волею судьбы оставшийся незавершенным. Попытку решить этот вопрос вызвались Николай Римской-Корсаков, Игорь Стравинский и Дмитрий Шостакович, в результате чего «Хованщина» сегодня имеет три принципиально различных между собой версии окончания. Однако, обратившись к письмам Мусоргского, попробуем ознакомиться с оригинальным представлением и задумкой Модеста Петровича ка-саемых финала грандиозной по своему замыслу народной музыкальной драмы. В эпистолярном наследии Мусоргского процесс работы над «Хованщиной» представлен гораздо более подробно и обширно, чем над предшествующим ей «Борисом Годуновым». В отличие от «Бориса», в основу которого легла трагедия Пушкина, идея сюжета большой драмы о восстании стрельцов и церковном расколе принадлежит самому композитору.

Ему же Мусоргский и посвятил «самого себя и жизнь свою в этот период» [3, 106]. В виду частого отсутствия Владимира Васильевича в Петербурге, совместная разработка концепции будущей оперы обсуждалась в письмах. С ним же Мусоргский в дальнейшем подробно делился ходом работы. Таким образом, переписка Мусоргского и Стасова в последнее десятилетие жизни композитора — своеобразная «творческая лаборатория» музыкальной драмы «Хованщина». Первые упоминания в официальных источниках о «Хованщине» как о целостной продуманной идее появляются с 1872 года. В письмах к Стасову от 16 и 22 июня этого года Мусоргский излагает свою концепцию новой оперы: «А что если Мусорянин да грянет по Руси-матушке!

Вот и восприяла сердечная разных действительно и тайно статских советников, и не дали ей, многострадальной, опомниться и подумать: "куда прет? Из этого письма, стилистика которого наполнена аллегорическим и метафорическим языком, мы узнаем о желании композитора затронуть в опере проблему переломного для России стыка эпох, связанного с реформами Петра I в самом начале его единовластного правления 1698-1700 гг. Главным же действующим лицом Мусоргский видит народ, который планирует рассмотреть с позиции «жертвы» исторического слома и политических интриг власти: «... Пока народ не может поверить воочию, что из него стряпают, пока не захочет сам, чтобы то или то с ним состряпалось, — там же! Да будет сие памятью нашего нового труда, лихого труда» [3, 100]. Уже в следующем письме к Стасову от 13 июля Мусоргский сообщает о создании специальной тетради, названной «Хованщина, народная музыкальная драма — материалы», начало которой датируется 7 июля.

Здесь на титульном листе автор выписал список изучаемых им литературных и исторических источников [3, 257]. Из-за избытка совместных замыслов, далеко выходящих за рамки одной оперы, от многих затей композитору в итоге пришлось отказаться. Еще в начале работы над «Хованщиной» у обоих возникла мысль ввести в качестве персонажей оперы царевну Софью и юного Петра. Вскоре Мусоргский изменил свое решение, посчитав их яркие фигуры лишними для народной музыкальной драмы [3, 121]. Также в оперу из наиболее крупных предполагаемых разделов не вошли «сцена игры в лотерею» из I действия, акт в «Немецкой слободе» и раскольничий суд над Марфой в финальном действии. Подобная избирательность композитора по отношению к накопившимся идеям и замыслам с позиции использования их при разработке сюжета и либретто, во многом шла вопреки мнению Стасова.

Однако, критик неоднократно пытался переубедить Мусоргского в неправильности его авторской концепции. Так, к примеру, в письме к Мусоргскому от 18 мая 1876 года Стасов предлагает свою версию развития музыкальной драмы, где наиболее подробно раскрываются харак- теристики и взаимоотношения главных героев, а смысловые акценты расставлены на интригах и политических заговорах [3, 285-287].

Меццо-сопрано Мариинского театра Зинаида Царенко дебютировала в "Хованщине" Модеста Мусоргского

В Астрахани прошла грандиозная премьера народная музыкальной драмы пера композитора Модеста Мусоргского − оперы “Хованщина”. Автограф Мусоргского: посвящение оперы «Хованщина» В. В. Стасову, 1872 год. Сюжет оперы трагичен, и учит не сдаваться ни при каких обстоятельствах. одно из главных произведений Модеста Петровича Мусоргского, написанное им в период расцвета творчества.

В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"

Простейшие аккорды в простейшей же гармонической взаимосвязи — такого типа, как будто перед нами — не вторая половина XIX века, а едва ли не екатерининские времена. Даже двойная доминанта употреблена, а уж она-то считалась издавна не отвечающей духу русской песни. Извиняюсь за специальную терминологию — но без неё в таком разборе не обойтись; я и так старался многое убрать. Ничего — всё «отвечает». Как будто это — часть сборника русских песен Львова-Прача 1790-х годов — разве что фактура сопровождения немного поувереннее. Опять откат — если не к барокко, то к классицизму, к моцартовскому времени. И главное — как по-русски, как пронзительно звучит этот классицизм! Слышавшие запись поймут… А теперь — разъяснения, почему всё это было не просто необычно, но даже и нахально.

Считалось, что Моцарт — композитор «сухой» и «детский», Бах же — «музыкальная машина». Некий Бороздин на кучкистских вечерах потешал публику выплясыванием под фуги Баха: под один голос двигалась одна рука, под второй — другая, потом вступала нога — и со временем потешник наворачивал всем, чем можно и нельзя. По поводу таких фокусов Римский-Корсаков сформулировал своё блестящее, не утратившее и сегодня своего значения определение: «передовое мракобесие». И вот в этой атмосфере, усугубляемой ещё неистовствами Стасова, Мусоргский творил свои злохитрости, долженствующие натуралистически передавать разные, часто неприглядные, стороны жизни. Однако, натворив их немало к сугубому стасовскому ликованию , композитор начал мало-помалу отходить от писания такого типа музыки. Уже в его поздних романсах заметно некоторое упрощение гармонии в своё время это прекрасно описал Ю. И, в конце концов, он захотел написать высокую музыкальную драму — не столько с кошмарами, ужасами, руготнёй и прочими натуралистическими житейскими подробностями, сколько с истинно трагическими коллизиями.

А теперь ещё раз посмотрим, где же использованы в «Хованщине» архаизмы. Гадание Марфы — высокотрагичное прозрение судьбы. Вопрошание стрельцов своего начальника, несомненно ими уважаемого, по поводу грозящей им кары. Решимость вождя старообрядцев идти на страшную смерть. Воодушевление им прочих к этой гибели. Да, всё — высоко-трагично. Именно высоко.

Sublime, если угодно. Но вопрос: при чём тут, в деяниях русской истории XVII века, барокко и отнюдь не в ключе, скажем, партесов того времени, что хотя бы формально было непротиворечиво — а высокое барокко, коего в русской музыке и не бывало? Тем паче — при чём тут классицизм? Когда во вступлении к III действию для характеристики полузападной обстановки кн.

Вся опера, при всех новаторских гармонических и прочих фокусах, оказалась в немалой степени наполнена стариной — да такой стариной, что, казалось бы, Стасову только и ругаться по поводу «ветхозаветности», «отсталости», «замшелости» и т. Причём эта старина оказалась сосредоточена в самых ключевых, драматургически предельно насыщенных местах оперы. А новшества рисовали нечто, мягко говоря, неприглядное, выдаваясь во всей красе там, где нужно было обрисовать спесь, тупость, злобу, склочность, руготню, пьяный разгул и всё такое прочее действующих лиц. Оно, конечно, выглядит до сих пор эффектно — но как-то получается, что стасовские «новые берега» оказались просто старым кабаком. Невольно вспоминается известное выражение В. Розанова об определённой литературе, как о гениальной — но всё же плевательнице. При внимательном просмотре и иногда проигрывании первым делом сразу бросился — не в глаза, а скорее уж «в уши» — хор стрельцов «Батя, батя, выйди к нам», где они молят, оказавшись в тяжёлом и тревожном положении, выйти к ним начальника — кн. Хованского-старшего известного в реальной истории под прозвищем «Тараруй». Само гармоническое построение хора сразу вызвало в памяти композиции времён барокко — с цепочкой уменьшенных септаккордов и их разрешений: сперва ум. Эта «цепочка» вызывает в памяти множество барочных композиций — ну хотя бы знаменитое «Stabat Mater» Эм. Асторги, композитора баховского времени — хотя, конечно, фактура у Мусоргского в разы примитивнее. Затем, уже в последнем действии, ариозо вождя старообрядцев Досифея, принявшего страшное решение о самосожжении. Фактура сопровождения весьма интересна — по большому счёту, скупое двухголосие, гаммообразные ходы баса, да ещё и с напряжёнными тритоновыми построениями, вызывающие в памяти аналогии с прелюдированием баховских времён, примитивизация фактуры — явная попытка сделать нечто ещё более архаическое по сравнению с баховским временем когда Римский-Корсаков в песне Веденецкого гостя в «Садко» употребил нечто похожее в сопровождении — его верный приспешник Ястребцев сравнил такую музыку с живописью прерафаэлитов, старавшихся, как известно, писать картины «под XV век». Опять трагический момент, ответственный, тяжёлый — и опять архаика. И далее — Досифей вопрошает старообрядцев, готовы ли они сжечь сами себя. В его партии — речитатив, иногда на одной ноте, иногда похожий на дьяконские возгласы. А вот аккомпанемент — строгий, из простых аккордов, иногда с гармоническим «перекрашиванием» той или иной ступени, опять же похож на подобный речитатив с сопровождением у… Монтеверди, композитора аж начала XVII века! Опять напряжённейший по драматургии момент — и опять архаика! И далее — просто предельная чёткость. Досифей поёт: «Да сгинут плотские козни ада» хроматическим ходом в сопровождении довольно-таки ехидных, авангардных для того времени гармоний — и дальше: «от лица светла правды и любви» — и «светлое лицо» сопровождено буквально тремя простейшими аккордами, да ещё и в похожей на церковное пение фактурой! Просто плакатно показано: авангард — аду, простейшая гармония — правде и любви! Да, и ещё до того. Старообрядка Марфа, бывшая возлюбленная Хованского-младшего, гадает кн. Голицыну, предсказывая ему незавидную судьбу «Тебе угрожает опала и заточенье в дальнем краю». Пока идут воззвания к разного рода, гм, духам — гармония также по тому времени авангардна. Но вот гадание свершилось, предсказана печальная судьба — и Марфа поёт предсказание на мелодию, взятую из народной протяжной песни крайне рекомендую послушать старую запись в исполнении Максаковой-бабушки, чтобы прочувствовать, что такое пение, а не просто «вокализирование», более или менее умелое.

Его многочисленные и часто пространные письма ко мне из этой эпохи наполнены подробностями этого изучения, нашими прениями о составе оперы, характерах и сценах. Лучше всего из сочиненного иногда великолепно и громадно талантливо то, что относится к периоду 1872—1875 годов. После того под влиянием слабеющего здоровья и потрясенного организма талант его стал слабеть и, видимо, изменяться. Летом 1880 года, живя на даче у близкой приятельницы своей Д. Леоновой, талантливой исполнительницы роли хозяйки корчмы в «Борисе» , раскольницы Марфы в «Хованщине» и многих лучших его романсов, он, наконец, кончил «Хованщину».

Образ Досифея связан с протопопом Аввакумом, который был в 1682 году сожжен. В финале оперы, когда он понимает, что стрелецкий бунт провален, то отправляется в скит. Это одна из трагичных, трогательных и великих сцен в русской музыке. Образ Марфы очень чистый, честный, принципиальный. Во второй сцене, кода она гадает князю Голицыну, фавориту Софьи Алексеевны, «Силы потайные, силы великие», что князя ожидает опала, она подводит себя под удар. Какие-то режиссеры трактуют ее поведение как политический жест, что она не ведунья, а просто хитрая женщина, но не стоит так упрощать. Любому человеку, имеющему дело с властью, надо быть политиком, но все-таки в ней есть что-то еще. В жизни не бывает исключительно хороших и исключительно плохих людей, строго черного и строго белого. Всегда все сложно, многогранно, неоднозначно. В «Хованщине» у Мусоргского мы не можем однозначно сказать — Шакловитый — хороший или плохой, Хованский — хороший или плохой, каждый из них прежде всего человек. Нельзя сказать, хороший это поступок или плохой — он сложный. Какие-то реплики из народа рисуют его характер, причем опять же очень выпукло и объемно. Если бы Мусоргский пожил подольше, он мог создать музыкальную энциклопедию русской жизни, и ее было бы очень интересно послушать. Опера «Хованщина».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий