В понедельник исполняется ровно 70 лет со дня гибели Валерия Чкалова. Он принимал участие в разработке и испытаниях десятков самолётов, а разбился на Ходынском аэродроме. В донесении комиссии Сталину и Молотову четко сформулированы причины гибели Чкалова и определены виновники. Гибель Чкалова. Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя «И-180».
Валерий Чкалов: что не так с гибелью самого знаменитого летчика СССР
Потому-то нельзя сегодня исключить того, что действия погибших в лагерях Усачева и Беляйкина кем-то все же направлялись. И этот кто-то, если он был, обладал немалой властью… "Следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию" Истина может лежать где-то посредине. Приведенные версии гибели Валерия Чкалова нельзя назвать взаимоисключающими друг друга. Многие знали, что самолет сырой. Но многие знали и о том, что Чкалов, всегда нацеленный на то, чтобы выжать из самолета максимум возможного, наверняка наплюет на установленные полетным заданием ограничения. Его ведь в этом стремлении не пугали и не останавливали ни аресты, ни осуждения. Кто-то ведь, хорошо знавший Чкалова, вполне мог использовать предоставленную возможность, надеясь, что Чкалов обязательно нарушит ограничения и в этом случае одна или несколько из более чем сорока недоделок должна "сработать". Весь вопрос в том, кто это мог быть? Вряд ли это был Сталин. А тем более Берия, которого только накануне назначили наркомом внутренних дел.
Да, по некоторым данным Сталин действительно предлагал эту должность Чкалову. Поскольку от таких предложений нельзя было прямо отказываться, Чкалов попросил тогда время на обдумывание, мотивировав это сроком, необходимым для проведения испытаний нового истребителя. Весьма вероятно и то, что Чкалов делился со Сталиным своими сомнениями в обоснованности осуждения "врагов народа", и ходатайствовал перед ним об освобождении некоторых людей, необоснованно, по его мнению, арестованных. Мог он и дверью хлопнуть, выходя из кабинета вождя. Но все это не повод для столь изощренной расправы над ним. Чкалова оперативные материалы о его причастности к контрреволюционной деятельности, которые докладывались вождю. В этом случае убрать Чкалова "обычным" для того времени путем, то есть "пропустив через суд военной коллегии" было нельзя. Чкалов ведь не Н. Бухарин, который был любимцем партии.
Чкалова любил весь народ, и простые люди никогда бы не поверили в то, что он "враг". Чкалова, пока в архивах не обнаружено. Между тем, нельзя исключать, что расправиться над Чкаловым, таким образом, мог кто-то из недоброжелателей рангом пониже. И не обязательно при этом гибель легендарного летчика связывать с политическим заказом. Мотивы могли быть иными — месть или зависть. А недоброжелателей у Чкалова было немало. К сожалению, следствие все расследование перевело в плоскость контрреволюционного вредительства и эту версию практически не отрабатывало. Порай в этой связи писал: "следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию". Судьба осужденных М.
Усачев и С. Беляйкин были осуждены 20 июня 1939 года по ст. Порай осужден в тот же день по этому делу по ст. Усачева от дальнейшего отбывания наказания со снятием судимости — "за успешное выполнение ряда заданий оборонного значения". В своем заключении от 10 ноября 1956 года следователь ГВП капитан Терехов, не усматривая контрреволюционного вредительства в действиях осужденных, предлагал дело в отношении С. Беляйкина и В. Порая которых к тому времени не было в живых прекратить полностью, а действия М. Усачева переквалифицировать с контрреволюционной статьи на ст. Не согласившись с его мнением, военная коллегия 25 января 1956 года реабилитировала всех троих за отсутствием в их действиях состава преступления.
Между тем, тайна гибели Валерия Павловича Чкалова так и осталась до конца не раскрытой. Приложение: Архивные документы.
Чкалов стал символом смелости и мастерства в авиации, но его жизнь закончилась трагически. В 1938 году, на пике своей карьеры, Чкалов разбился при испытании нового истребителя-моноплана И-180. Причины катастрофы до сих пор остаются загадкой. Источник фото: Фото редакции Чкалов протестировал более 30 типов самолетов за свою карьеру, но И-180 стал его последней машиной. При температуре минус 25 градусов Чкалов взлетел и провел два круга над аэродромом.
После гибели Чкалова выяснилось, что какой-то неизвестный человек накануне рокового полета принес ему домой в подарок пачку охотничьих патронов, в которых, как оказалось, были заложены специальные замедлители. Причин резкой перемены благожелательного отношения Сталина к своему любимцу и охоты на него несколько. Как говорится, от любви до ненависти один шаг. Все началось весной 1938 года. Сталин пригласил Чкалова к себе в кабинет и предложил ему огромное повышение в должности — оставить авиацию и совмещать сразу два поста в правительстве СССР: пост наркома транспорта и пост наркома внутренних дел тогда в НКВД шла борьба между двумя злодеями — наркомом Ежовым и его заместителем Берия. Победил Берия, а Ежов был расстрелян как враг народа. На предложение Сталина Чкалов ответил дипломатичным отказом, сославшись на незавершенные работы над новыми самолетами. Нужно сказать, что в те времена не каждый честный человек мог отказать вождю, а уж тем более отказать возглавить НКВД, а вот Чкалов отказался, что вызвало плохо скрываемый гнев у Сталина. А Чкалов еще подлил масла в огонь. В марте того же года, когда проходил процесс по делу так называемого «Антисоветского правотроцкистского блока» во главе с Бухариным и Рыковым, Чкалов пришел к Сталину и заявил, что убежден в их невиновности. Сталин ему ответил: «занимайся своим делом». Чкалов ушел, хлопнув дверью. Чкалов отлично понимал, что тучи над ним явно сгущаются.
Самолёту уделялось первостепенное внимание, однако на заводе не успевали подготовить новинку к полётам. Тем не менее летом 1938 года нарком оборонной промышленности Каганович настоял на том, чтобы провести испытания до окончания года. В начале декабря Чкалова вызвали из отпуска для испытаний. При этом заводской технический контроль отказывался подписать акт о готовности, ссылаясь на множество дефектов. Однако боявшийся выволочки сверху директор завода настаивал. Дошло даже до жалоб на сторону. В конечном счёте пришли к компромиссному варианту: техконтроль дал добро на полёт со строгими ограничениями по скорости и дальности, а самого Чкалова предупредили о наличии дефектов. Тем не менее он желал лететь. Однако в тот день полёт так и не состоялся. Во время рулёжки сломалась тяга газа, и вылет пришлось отложить. К 15 декабря поломку починили, а также устранили в авральном темпе несколько имевшихся дефектов. Перед вылетом директор завода даже позвонил Кагановичу, чтобы подстраховаться и получить от него разрешение на полёт в таких условиях. Чкалов был прекрасно осведомлён о том, что самолёт недоделан. Тем не менее это не пугало его. Во-первых, никаких фигур пилотажа не планировалось, это был простейший полёт на 10—15 минут на небольшой высоте с выпущенными шасси над аэродромом. В таких условиях это, казалось, не предвещало никакой опасности для столь опытного пилота. Полёт проходил без эксцессов. Первый круг пилот сделал над аэродромом, а вот второй что он не должен был делать зачем-то решил сделать побольше и удалился от аэродрома на несколько километров. Это и стало фатальной ошибкой, стоившей ему жизни. При возвращении и заходе на посадку мотор самолёта заглох примерно за километр до ВПП. Если бы полёт проходил строго над территорией аэродрома, как и планировалось, Чкалов мог бы спокойно посадить машину и всё обошлось бы. Но он улетел достаточно далеко, и ему не хватало запаса высоты, чтобы спланировать до ВПП. К тому же не было подходящих мест для посадки, и в итоге самолёт приземлялся на территории захламлённого досками и брёвнами склада, врезался в этот хлам, после чего Чкалова выбросило из кабины, он пролетел несколько метров и ударился головой об арматуру. Хотя в перестроечное время появились версии о причастности к гибели лётчика Сталина и Берии, будто бы завидовавших его популярности, эти версии представляются ерундой. Чкалов не лез в политику, был хорошим пилотом и вдохновлял своим примером миллионы советских подростков. Ничего загадочного в гибели Чкалова нет. Новые моторы, только готовившиеся к испытаниям, нередко глохли двигатели вообще были далеко не самым сильным местом советского авиапрома. Об этом были прекрасно осведомлены все лётчики-испытатели и по этой причине во время первых полётов старались не вылетать за пределы аэродрома, чтобы в случае непредвиденной ситуации иметь возможность приземлиться. Лётным заданием Чкалову было предписано не покидать территорию аэродрома, но он нарушил запрет на втором круге. При заходе на посадку отказал двигатель М-88, едва созданный и ещё не доведённый до ума. Двигатель отличался большой ненадёжностью и даже ещё не прошёл государственных испытаний к моменту полёта. Позднее во время дальнейших испытаний двигателя у него был выявлен серьёзный дефект. При резком переходе с малых оборотов газа на их увеличение мотор глох. По всей видимости, именно это и стало причиной аварии самолёта И-180, который пилотировал Чкалов. Однако у него были достаточно высокие шансы остаться в живых, если бы он не удалялся от аэродрома. Так что подлинной причиной катастрофы следует считать стечение двух обстоятельств: остановку ненадёжного двигателя в самый неподходящий момент и уход Чкалова от аэродрома, который изначально не предусматривался и стал инициативой самого пилота.
Биография Валерия Чкалова
Я считаю что виной гибели Чкалова был "сырой" мотор М-88, не прошедший даже госиспытаний. Гибель Валерия Чкалова, как и многих его соратников, совпала по времени с периодом жестоких сталинских репрессий. Гибель Валерия Чкалова, как и многих его соратников, совпала по времени с периодом жестоких сталинских репрессий. Версии о подстроенной кем-то гибели Чкалова достоверных подтверждений не находят.
15 декабря 1938 года – загадочная смерть воздушного аса Валерия Чкалова
Особенно восхищались, в первую очередь мальчишки, достижениями летчиков, а самым популярным из них был Валерий Чкалов. Его гибель 85 лет назад, 15 декабря 1938 года, стала потрясением для всей страны. Теперь это город Чкалов и переименовали еще при жизни летчика.
Летчик запустил мотор и свечой взвился в воздух. В ушах все еще звучали слова Сталина. Я думал о нем. Я знал, что он следит за мной… Много дней я обдумывал все сказанное Сталиным и сделал для себя ряд практических выводов: стал летать много дисциплинированнее, стал в воздухе спокойнее. Меня поразила ясная сила сталинских слов: жизнь летчика дороже машины… Сталина летчики любят крепко, по-особенному, всей душой. И Сталин любит летчиков.
Сталин лелеет, бережет их… Разве можно представить лучшего друга, учителя, отца…» Валерий Чкалов Сейчас сложно понять, насколько искренним был Чкалов, признаваясь в любви к Сталину. Но то, что о своем восхищении вождем мирового пролетариата летчик говорил и писал многократно, — это факт. Сталин симпатизировал и доверял Чкалову, насколько он вообще был способен кому-то доверять. Есть свидетельства о том, что в ноябре 1938 года, за месяц до гибели Чкалова, Сталин предложил ему должность наркома внутренних дел. Отказаться напрямую Чкалов не посмел, но сказал, что должен сначала закончить испытания нового самолета. Пост занял Лаврентий Берия , а Чкалов погиб, и обстоятельства его смерти до сих пор вызывают вопросы. Герой В 1930-е годы культ личности Сталина в СССР был не единственным культом народа, строившего светлое будущее в одной отдельно взятой стране. Помимо героев революции, соратников великих Ленина и Сталина, чтились Герои Труда, лучшие представители пролетарского искусства и культуры, полярники и летчики.
Чкалов был летчиком и полярником одновременно. Всенародную славу ему принес беспосадочный перелет на специально созданном для дальних полетов самолете «РД» АНТ-25, «РД» означает «рекорд дальности» по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский — остров Удд, стартовавший 20 июля 1936 года и продолжавшийся 56 часов 20 минут до посадки на песчаной косе острова Удд в Сахалинском заливе Охотского моря. Протяженность маршрута — 9374 километра — превышала тогдашний мировой рекорд беспосадочных полетов 9105 километров , однако в качестве официального рекорд засчитан не был, так как в то время учитывалось лишь расстояние по прямой. Для советского народа подобные буржуазные формальности значения не имели, тем более что значительная часть полета проходила за Полярным кругом, в исключительно суровых условиях. За этот подвиг Валерий Чкалов и члены его экипажа были удостоены званий Героя Советского Союза Однако перелет из Москвы на Камчатку был лишь репетицией и прологом к главному событию — беспосадочному перелету из Москвы в США через Северный полюс на том же самом самолете АНТ-25, который состоялся 18-20 июня 1937 года. После этого имя Чкалова стало известно во всем мире. Молодой Советской России были нужны настоящие, молодые, красивые и отважные герои. Летом 1938 года Чкалов превратился в главного супергероя Страны Советов, обожаемого народом и обласканного властью.
Вряд ли он понимал, что тяга к самолетам и станет причиной его смерти. На календаре 15 декабря 1938 года. Стоял яркий морозный и ветреный зимний день. Чкалову предстояло испытание нового истребителя И-180. Это был первый полет перспективного боевого самолета. Конструктор Николай Поликарпов и испытатель Валерий Чкалов очень хотели сделать подарок родине к 7 ноября. Спешили, но к сроку самолет готов не был. Первый испытательный полет несколько раз откладывали.
На их устранение отвели всего десять дней. Тем не менее 15 декабря Чкалов продавил разрешение на первый полет. Препятствовать герою никто не решился. Полетное задание включало круг над аэродромом и посадку. Но Чкалов, сделав круг, и не подумал садиться, вместо этого он ушел на второй круг, более того — ушел за пределы аэродрома. В тот день был мороз около 25 градусов. На втором круге мотор отказал. Планируя, Чкалов пытался дотянуть до посадочной полосы, но расстояние оказалось слишком большим.
Примерно в километре от аэродрома И-180 упал. Сталину и В. Молотову «Самолет обнаружен на территории дровяного склада Магистральная ул. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т. Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем.
Чкалова в Новосибирске.
Чкалова в Белой Калитве. Имя Чкалова носит волжский трехпалубный теплоход проект 26-37. Имя «В. Одному из стратегических бомбардировщиков Ту-160 присвоено имя «Валерий Чкалов». Николаевский областной русский драматический театр имени В. Чкалова Николаев, Украина. Футбольный клуб «Сибирь» носил название «Чкаловец».
Центральный аэроклуб имени В. Чкалова Памятники и монументы Памятный знак в Хабаровске на месте, где В. Чкалов выступал 2 августа 1936 года на митинге, посвященном окончанию беспосадочного перелета по «правительственному» маршруту. Днепре, Киеве, пгт Гостомель Киевская область, г. Ирпень на территории военного госпиталя. Кстово, Санкт-Петербурге два бюста на Чкаловском проспекте и мемориальная доска на доме, где жил Чкалов , Новосибирске, Химках. Мемориальная доска в Петрозаводске открыта 31 мая 2013 года.
Несколько памятников установлены в Нижнем Новгороде: памятник на Волжском откосе возле Нижегородского кремля и на ул. Землячки, где жили предки летчика. Бюст в парке «Крылья Советов» Авиастроительного района Казани.
Расплачиваться за спешку и огрехи приходилось летчикам-испытателям. Поликарпова выручало, что летчик от Бога Чкалов стал ведущим испытателем его КБ. Чкалов успешно поднимал в небо и сажал на землю самые недоработанные машины.
Зато испытатели, которые потом помогали доводить эти самолеты до ума, гибли один за другим. Самолет ВИТ-1 после успешных полетов Чкалова был запущен в серийное производство. Завершать испытания этой машины должен был Герой Советского Союза Павел Головин, который погиб на ней. История повторилась с машиной ВИТ-2 и самолетом-разведчиком «Иванов». Роковой истребитель И-180 имел кучу недоработок. К тому же из-за холодной погоды и отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора, была опасность, что он заглохнет в воздухе, но гордость не позволила Чкалову отказаться от испытательного полета.
На втором круге у И-180 действительно заглох мотор из-за переохлаждения. Чкалов пытался планировать, но не дотянул до аэродрома и врезался в дровяной склад возле Хорошевского шоссе. Его доставили в больницу, но там он скончался. Валерия Павловича Чкалова при испытании нового самолета». В «Правде» напечатали не только некролог, но и отклики известных людей на гибель Чкалова. На звучные эпитеты никто не скупился.
Но народ любил Чкалова не за них, а за то, что считал его своим — простым парнем, которого Бог наградил талантом покорять небо. Для процедуры прощания гроб с телом Чкалова 16 декабря выставили в Колонном зале. Хотя на улице стояли жесточайшие морозы, огромное количество людей выстаивало очередь, чтобы проститься с прославленным летчиком. За два с половиной дня это смогли сделать более полумиллиона человек. Днем 18 декабря состоялись похороны урны с прахом Чкалова на Красной площади.
Место гибели В. П. Чкалова
Насколько сильно, что официального заключения Министерства обороны о причинах гибели Чкалова никогда не существовало. После гибели Чкалова был арестован ряд руководителей авиационного завода, причастных к организации этого полёта. В. Чкалова приводит неизвестные факты из жизни своего отца накануне его гибели, которые могли повлиять на его судьбу.
Убийство Валерия Чкалова
Созданная комиссия при расследовании трагедии сделала заключение, что в самолете, допущенном к полету, было больше 50 неустраненных дефектов. В итоге комиссия постановила: «Гибель т. Что могло быть? Но друг и член экипажа Чкалова по полетам Георгий Байдуков, проведя собственное расследование, нашел ряд документов, не попавших в поле зрения комиссии.
Они позволяют сделать вывод, что Чкалова убили, заставив лететь на недоработанном, негодном к полету самолете. Например, из документов видно, что из 12 пунктов программы наземных испытаний не были выполнены 11: обмер крыла и двигателей, проверка закрылков и механизма управления ими и другие испытания. В конструкцию двигателя М-88 без согласования с заводом-изготовителем внесли технические изменения.
Как объяснялось, для уменьшения веса. В целом, делает вывод Байдуков, на подобном самолете после таких изменений нельзя было не только летать, но даже совершать пробные пробежки с отрывом от земли на метр-два. Он отмечает: о том, к каким трагическим последствиям могли привести подобные деструктивные изменения, знали и понимали вожди партии.
Дочь Валерия Павловича вспоминала: «Моя мама, Ольга Эразмовна, рассказывала, что последние месяцы отец спал с револьвером под подушкой, у него изменилось выражение глаз, что хорошо видно на фотографиях того времени. После его известных на весь мир перелетов к нему был приставлен охранник, который сопровождал его все время, даже во время отпуска. Отцу, как заядлому охотнику, подарили патроны, которые оказались очень странными: при выстреле они давали осечку, зато стреляли потом, когда охотник заглядывал в ствол, чтобы выяснить причину сбоя.
Эти патроны мама направила вместе с письмом к Берия, но ответа так и не получила».
Кумир миллионов и символ мирового космического прорыва. Человек, обреченный на всенародную любовь и признание - его жизнь оборвалась спустя семь лет после его первого и единственного полета в космос. Смерть Гагарина была не единственным ударом для страны и советской авиации. В тот роковой день не вернулся домой еще один летчик-испытатель и Герой Советского Союза Владимир Серегин. Тренировочный полет проходил на учебном истребителе МиГ-15, его еще на авиасленге называют «спарка». С аэродрома базирования стартовали в 10.
Задание было простым, рассчитанным на 20 минут. Но Гагарин сообщил о выполнении через 11 минут и запросил возврат на базу. Это были его последние слова. Все случилось за считаные минуты. Когда стало ясно, что у самолета уже должно закончиться топливо, начались экстренные поиски. Обломки истребителя отыскали через несколько часов. Тела летчиков нашли не сразу - все до последнего надеялись на чудо.
Есть версия, что покушение на Чкалова было организовано Берия: за полгода до описываемых событий Сталин предложил Чкалову возглавить Наркомат внутренних дел, что явилось неприятной неожиданностью для Берия, давно лелеявшего мечту занять этот пост. Естественно, он имел все основания желать устранения своего конкурента. Существует, однако, и другая, «авантюрно-романтическая» версия. Причиной гибели Чкалова вполне могла стать кремлёвская красавица Евгения, жена Ежова, которую Сталин называл «прекрасной Суламифью». Евгения приглянулась Сталину, и он вздумал за ней приударить, а она не ответила взаимностью. Евгения ненавидела и своего мужа, и «отца народов». В пику Сталину она стала появляться на публике с Чкаловым. Через неделю после того, как об этом доложили Сталину, Чкалов погиб.
Она хотела выяснить, найти материалы, проливающие свет на тайну гибели своего отца.
Потом на основании секретных документов и известных фактов, путем их анализа, исследования, сопоставлений удалось написать и издать скромным тиражом книжечку «Чкалов без грифа «секретно». Чкалова - кандидат технических наук, много лет трудилась в одном из закрытых НИИ, она лауреат Государственной премии. Интересовалась Валерия Валерьевна Хабаровском, островом, носящим имя ее отца, где установлен памятный монумент, очень хотела бы побывать здесь. Имя Чкалова не забыто и сегодня. Еще живут хабаровчане, которые слушали его речь в летнем парковом кинотеатре. Со временем остров Удд был переименован в Чкалов. Секретных папок оказалось немало. Обнаружились неизвестные факты профессиональной деятельности отца и многое другое, - рассказывает дочь летчика. Чкалов прославился своим знаменитым беспосадочным перелетом через Северный полюс в Америку в экипаже были также Н.
Байдуков, А. Второй подобный перелет совершил еще один экипаж во главе с М. Это было летом 1937 года. Об этих событиях много написано, рассказано, в Ванкувере еще в 1974 году был создан Чкаловский комитет, он и до сих пор действует. В обоих городах открыты мемориальные комплексы в память о подвиге русских летчиков. Совсем другая история произошла с последним трагическим полетом В. Дочь летчика уверенно утверждает, что гибель ее отца не была сиюминутной трагедией: «Государственные жернова медленно, но верно начали свою работу до его гибели». После полета в Америку В.
15 декабря - День Памяти Валерия Чкалова, Героя Советского Союза
По мнению дочери Валерия Чкалова, изложенном в фильме «Охота на Чкалова»(из программы «Пятое измерение» в цикле «Искатели»), к его гибели причастно было НКВД, сознательно. По словам внука авиатора, в его семье склоняются к версии, что гибель Валерия Чкалова была неслучайной. В 15 лет Чкалов поступил добровольцем в ряды Красной Армии и начал работать учеником слесаря по сборке аэропланов. И до сих пор ведутся споры, кто был главным виновником гибели летчика, кому эта смерть была выгодна, почему именно Чкалова отозвали из отпуска. На это, кстати, указывает выдержка из заключения 1938-го: "Гибель товарища Чкалова является результатом расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной.