Новости гагаузы что за нация где живут

Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова. Гагаузы -тюркскоязычный народ, исповедующий православие, замешанное на некоторых сохранившихся татарско-турецких традициях. В Украине гагаузы в основном живут рядом с общиной бессарабских болгар в окрестностях города Болград.

Гагаузия ждёт русскую армию в Одессе, чтобы уйти из Молдавии

На юге Молдовы живут гагаузы. Оркестр башкана Гагаузии – это самый высокий статус в регионе – играет уже больше полувека. Гагаузы — потомки древних тюркоязычных народов, предположительно огузов, живших в степях Монголии и Центральной Азии до XI столетия. В Украине гагаузы в основном живут рядом с общиной бессарабских болгар в окрестностях города Болград.

Дискриминация гагаузов

  • Гагаузы, как появились православные тюрки и почему их предки отказались от ислама |
  • Гагаузы — Википедия. Что такое Гагаузы
  • Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками?
  • Навигация по записям
  • Гагаузы – народ с прямым носом и волчьим культом

Гагаузы - кто это? История, описание, фото

Гагаузы известны как народ традиционный, трудолюбивый, внешне спокойный, но способный к взрывоопасным эмоциям. Гагаузия обещает обратиться к России, если Молдавия введёт войска. И только мы Гагаузы не правильные в глазах у Санду. Гагаузия тем и отличается от других новых национальных образований, что смогла получить автономию исключительно мирным путем, хотя гагаузы – темпераментный народ, и отличительной чертой каждого гагауза считается взрывной «кавказский» характер. Гагаузы небольшой народ, проживающий на территории Молдавии и Украины. И та атмосфера, где русскоговорящие люди, где все написано на русском языке, как будто я возвращаюсь в детство", – говорит башкан (глава) Гагаузии Евгения Гуцул.

Гагаузы – народ с прямым носом и волчьим культом

Кто такие гагаузы и где они живут, история гагаузского народа В прошлой статье «Гагаузы — между двумя мирами» мы уже коснулись темы этногенеза гагаузского народа.
Гагаузы — уникальное наследие, сильный дух и открытый ум В прошлой статье «Гагаузы — между двумя мирами» мы уже коснулись темы этногенеза гагаузского народа.

Гагаузы: что за нация и где они живут

Они организуют различные фестивали, мероприятия и культурные мероприятия, чтобы сохранить и передать свою культуру следующим поколениям. Уникальная культура и традиции Язык гагаузов относится к отдельной группе тюркских языков и является одной из основных составляющих их культуры. Гагаузы активно сохраняют и развивают свою родную речь, о которой они гордятся. Гагаузы известны своими национальными костюмами, которые они носят на праздниках и торжествах. Они отличаются яркими красками и богатыми вышивками.

Костюмы гагаузов передают их историю и культуру, они являются непременным атрибутом национального самосознания. Гагаузы также славятся своими национальными праздниками, которые отмечаются с особым великолепием и радостью.

Гагаузы на генетическом уровне благодарны России.

Если мы встанем перед угрозой объединения с Румынией, мы будем просить, чтобы Россия нас приняла. Гагаузы всегда проголосуют за Россию. Но мы не должны забывать, какие деньги вкладываются в СМИ.

Из каждого утюга идёт информация, что Майя Санду глава кишиневского марионеточного режима. EADaily за демократию, а Путин — плохой, Россия — агрессор. Идеологическая машина заточена так, чтобы вообще другую точку зрения не доносить.

Почему это сложно делать в Гагаузии? Потому что в Гагаузии есть церковь, гагаузы — патриархальный, верующий народ. Русская православная церковь здесь играет не последнюю роль.

Жалко, что Россия не агитирует детей из Гагаузии, чтобы они приезжали учиться в Россию. Потому что дети, которые уехали учиться в Турцию, даже принимают мусульманство.

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Толя уже бывал в Липках неоднократно, здесь жили его родственники — семья Марии и Николая Кавалжи. Они были первыми гагаузами, переехавшими в деревню Липки в 1983 году. Мы понимали, что будем тут не одни», — рассказывает Анна Узун. Анна и Анатолий воспитывают двоих детей, сына Диму 12 лет и дочь Кристину 7 лет. Получив материнский капитал и оформив ипотечный кредит, семья купила квартиру в Смоленске. Но менять деревенскую жизнь на городскую не собирается.

Квартиру в Смоленске пока сдаем. Переезжать туда совсем не хочется. Нам лучше быть поближе к природе, иметь свое хозяйство, огород. В общем, есть чем заняться. Когда дети вырастут, возможно, переедут в город. А мы точно нет», - говорит Анна. Детство Димы и Кристины проходит в живописной русской деревне с гагаузским колоритом. Войдя в дом семьи Узун, сразу бросаются в глаза домотканые ковры, привезенные из Казаклии, что создает особый уют.

В семье между собой чаще говорят на гагаузском. Дима свободно владеет гагаузским, Кристина все понимает, но очень мало говорит. Мы считаем, что они должны знать свои корни и традиции. К примеру, на Новый год дети ходят колядовать. Зайдя во двор к русским, они поют колядки на русском языке, а у гагаузов на гагаузском», — рассказывает Анна. Но больше всего «гагаузского», конечно же, на кухне. В Липках в каждом доме, где живут гагаузы, всегда угостят чем-нибудь из национальной кухни: «гёзлемя», «катлама» и «кыырма», «суанны», «саарма», гагаузские соленья — «туршу». Гагаузская кухня.

Российские гагаузы не потеряли своей национальной идентичности и самобытности. Здесь хранят культурные ценности и традиции гагаузов. Здесь говорят на чистом гагаузском. Их этому не учили. Они ощущают в этом потребность. Гагаузские обычаи и традиции за годы жизни бок о бок с гагаузами изучили и коренные жители деревни Липки. Ну а если гагауз ходит небритый — это означает, он потерял кого-то из родных и несколько недель ни с кем не будет здороваться за руку», — рассказывает Николай Романенко. Семьи Романенко и Тащи дружат более 20 лет.

Людмила Романенко признается, что дружить с людьми другой национальности интересней. Все без исключения праздники гагаузы и русские отмечают вместе, соблюдая и совмещая традиции обоих народов, ну а если душа просится в пляс, то гагаузы с русскими одинаково хорошо танцуют и «кадынжу» с «кираца авасы», и «калинку» с «русской пляской». Местные жители говорят, что с гагаузами не только хорошо отдыхать, но и дела серьезные совершать можно. Мария Корсакова живет по соседству с тремя гагаузскими семьями. Мария Дмитриевна на пенсии, если ей нужна помощь, она обращается к соседям. А они мне всегда помогают. Был случай, когда у меня загорелся газовый баллон, я от страха не знала, что делать. Стала кричать.

Гриша прибежал и перекрыл газ. Тогда он спас меня. Они всегда выручат и придут на подмогу. Если надо, они все собираются и выручают и нас, русских, и друг друга», — рассказывает Мария Корсакова. Еще один гагауз — Руслан Мырза. Гагауз из Комратского района станция Буджак. В 1989-м, когда Руслану Ивановичу исполнился 21 год, он решил переехать жить на родину своей матери, в Россию, а именно в Смоленскую область.

Жители Гагаузии смогут использовать платёжную систему МИР

  • Ислам в СНГ: Современные гагаузы
  • Гагаузы — уникальное наследие, сильный дух и открытый ум
  • "Будем дружить с Россией". Новой главой Гагаузии стала Евгения Гуцул - Российская газета
  • Гагаузы: что за нация и где они живут?

Гагаузы: что за нация и где они живут?

Россия выделила задунайским переселенцам неосвоенные земли, определила ряд экономических и правовых льгот, создала условия для изучения русского языка и помогла им обосноваться на новых территориях. Одновременно этот край заселяли жители из Северной части Бессарабии, беглые крестьяне из внутренних губерний России, немецкие колонисты из Варшавского герцогства и других мест. Гагаузы обосновали селения Авдарма, Комрат, Конгаз, Томай, Чишмикиой и другие, располагавшиеся в основном в центральном Буджаке. Тяжелым трудом переселенцам удалось превратить пустынную буджакскую степь в обжитый сельскохозяйственный район. В результате этих миграционных процессов, усилившихся очередной русско-турецкой войной 1806-1812 гг. Борьба гагаузов за свою свободу от притязаний молдавских бояр сразу же после переселения завершилась в декабре 1819 года Указом правительствующего сената России о предоставлении центральному Буджаку статуса иностранных колоний. Это фактически означало автономию для живущего здесь населения, значительную часть которого составили компактно расселенные гагаузы.

В середине XIX в. В результате войны 1856 года называемой Крымской Юго-Западная оконечность Буджака южное Попрутье и селения нынешнего Вулканештского района, а также Болград, считавшийся центром бессарабских колоний отошла к княжеству Молдова. Это повлекло за собой вынужденную миграцию гагаузского населения в сегодняшние пределы Запорожской области Украины. В результате последней русско-турецкой войны 1878 года эти территории вернулись к России в обмен на землинынешней румынской Добруджи. За исключением пятидневной независимости в 1906 году, когда в результате крестьянского восстания была объявлена Комратская республика, гагаузский народ находился под властью Российской империи, Румынии, Германии во время Второй Мировой Войны , Советского Союза. События 1917-1918 гг.

По этой же причине, кстати, была сведена на нет возродившаяся в конце 1917 года в Бессарабии государственность молдавского народа. В условиях жесточайшей националистической дискриминации местного населения, и, прежде всего, гагаузов, румынскими властями в эти тяжелейшие годы, разумеется не могло быть и речи о восстановлении гагаузами своего права называться самобытным народом, уже не говоря о возможности реализовать свое право на самоопределение, на развитие своей письменности и своей национальной культуры. Не изменил эту ситуацию в отношении гагаузов и 1940 год, когда 2 августа была образована Молдавская ССР. Одним росчерком пера советские власти, без выявления на то воли гагаузов и болгар, разделили на две неравновеликие части их этнические территории. Трагические последствия этого выразились в том, что на многие десятилетия компактно расселенный гагаузский народ оказался на своей же этнической территории рассредоточенным по различным административным районам и фактически затерянным в многонациональной массе населения Буджака. Разведенный границей двух национальных республик, распятый по административно-территориальным весям, народ на своей этнической территории оказался лишенным возможности консолидироваться для решения проблем своего выживания и национального возрождения.

Национальное самосознание и процессы возрождения, теплящиеся в среде гагаузской интеллигенции, получили распространения в конце 80-х годов, когда в Советском Союзе начались демократические перемены и появилась возможность заявить о культурных и экономических проблемах гагаузов. Активисты из числа гагаузской интеллигенции, объединив усилия с другими этническими меньшинствами создали движение "Гагауз Халкы" в 1988 году. В 1989 году "Гагауз Халкы" провели свой первый съезд, гдебыло принято решение о создании гагаузской автономии на юге Молдовы со столицей в г. В августе 1990 года в Комрате было декларировано создание гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало декларацию. Национальное движение получило всенародный характер, когда румынский язык был принят как государственный язык в Молдове. Многонациональное население Юга Молдовы отнеслось к этому решению неоднозначно.

Обострившиеся языковые, культурные и экономические проблемы подтолкнули население региона не повиноваться кишиневским властям и поддержать стремление гагаузского народа к независимости. Только в 1994 году 23 декабря Парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии Гагауз Ери , решив конфликт мирным путем. Этот день - день образования Гагаузии является национальным праздником. Многие европейские правозащитные организации признали Гагаузию,как пример разрешения локальных национальных конфликтов для других стран. В результате референдума определились границы Гагаузии. По желанию населения в нее вошли 3 города и 27 сел.

В 1999 г. В 2002 г. За пришлых, за людей второго сорта их считают на юге Одесской области Украины, заставляя срочно становиться "щирыми украинцами"и восхвалять немецко-фашистских пособников Бандеру и Шухевича. Гагаузский танец Давно уже хотел сделать постинг о гагаузах. Кто такие, откуда пришли в Бессарабию? На каком языке говорят?

Ученые до сих пор спорят, но никак не могут придти к общему знаменателю, так как на этот счет существуют различные теории. Следующая информация почерпнута из книги Л. Население Бессарабии. Этнографический состав и численность. Петроград, 1923. Гагаузы это народ, говорящий на турецком языке, но исповедывающий православие.

Наиболее близок он к турецким диалектам северо-восточной Болгарии, на основании чего зарубежные тюркологи Т. Ковальский, Г. Дёрфер и др. Гагаузский язык имеет два диалекта — чадырлунгско-комратский центральный и вулканештский южный — ru.

На территорию современной Молдовы гагаузы стали массово переселяться 200 лет назад, обживая пустынную Буджакскую степь. Именно здесь сформировалось самосознание гагаузов, считают историки. Показываем и рассказываем, чем живут современные гагаузы и какое влияние они оказали на историю Молдовы.

Большая часть гагаузов исповедует православие. Гагаузский народ сформировался как самостоятельный этнос на Балканском полуострове.

Первоначально предки гагаузов жили отдельными группами на территории современных Болгарии, Греции, Румынии, Македонии, европейской части Турции. В средние века эти земли составляли исторические области: Добруджа, Македония, Фракия, которые входили тогда в состав Византийской империи. История гагаузского народа до настоящего времени мало изучена. Ранняя этническая история гагаузов также изучена слабо. До настоящего времени вопрос об их происхождении спорен. В начале XX века болгарский историк Г. Димитров, обобщая литературные сведения о гагаузах, указал на существование 19 различных мнений о происхождении этого народа. Позднее известный исследователь гагаузской этнографии М. Губогло указал на существование 21 версии о происхождении гагаузов.

Гипотезы о происхождении гагаузов многовариантны: отуреченные христиане или христианизированные турки, болгары, воспринявшие тюркский язык и другие. В Турции популярна сельджукская теория, согласно которой гагаузы - потомки малоазийских турок, переселившихся в XIII в. Современные русские, молдавские, гагаузские исследователи считают, что гагаузы - самостоятельный народ, сформировавшийся на основе северо-тюркских племен - печенегов, узов, половцев, оседавших на Балканах, начиная с X в. Тюрки-узы - это огузы или тюрк-огузы, которых в русских летописях называли черными клобуками и печенегами. Большинство специалистов, изучающих раннюю историю гагаузов сходятся в том, что предки гагаузов осели на Балканском полуострове еще задолго до появления на этой территории турок-сельджуков и завоевания ее турками-османами. Ранняя этническая история гагаузов связана с переселениями, когда их предки через Великую степь перешли из Средней Азии на Балканы. На раннем этапе своей этнической истории предки гагаузов приняли христианство в форме православия. Гагаузы, будучи православными христианами, отличаются от основной массы тюркских народов своим вероисповеданием. Время принятия предками гагаузов христианства пока не установлено.

Одни историки относили этот процесс к IX-XI вв. Христианство наложило отпечаток на культуру и на этническое самосознание гагаузов, которые не относят себя ни к болгарскому, ни к турецкому этносу, как это пытались доказать некоторые историки.

Кишинев идет по стопам Киева Примерно по тому же сценарию развиваются события в другой молдавской автономии — Приднестровье. Как уже сообщали «Новые Известия», власти этой республики пожаловались России на то, что Молдавия «развязывает против них экономическую войну», намеренно создавая предпосылки для многомиллионного дефицита бюджета. Причем, Кишинев на переговоры не идет, игнорируя все достигнутые ранее договоренности. Недавно министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил по этому поводу, что Молдавия дискриминирует русскоязычных граждан. Аналитики американского Института изучения войны ISW в своем ежедневном отчете за 2 марта написали по этому поводу: «Министр иностранных дел России Сергей Лавров использовал Анталийский дипломатический форум для продвижения кремлевских нарративов о Молдавии, чтобы, вероятно, создать условия для потенциальных гибридных операций Кремля». Эксперты отметили, что эта гибридная операция может быть направлена на дестабилизацию Молдавии и предотвращение вступления страны в Европейский Союз. По словам Лаврова, правительство Кишинева «движется по стопам Киева».

Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России

Хотя гагаузы исповедуют православие, в повседневной жизни они обращаются к Богу как к Аллаху и используют арабские слова для обозначения некоторых религиозных понятий. Что свидетельствует: предки гагаузов могли исповедовать ислам. Сами гагаузы часто говорят о себе, как об eski Bulgar - древних булгарах, живших тут еще с VI века нашей эры. Есть и мнение, что гагаузы - это далекие потомки других исчезнувших тюркских народов - печенегов или половцев.

Гагаузы сохранились в Молдове, главным образом в нынешней Гагаузии и Комратской области. Символ гагаузов - волк.

Этнографический состав и численность. Петроград, 1923. Гагаузы это народ, говорящий на турецком языке, но исповедывающий православие. Наиболее близок он к турецким диалектам северо-восточной Болгарии, на основании чего зарубежные тюркологи Т. Ковальский, Г. Дёрфер и др. Гагаузский язык имеет два диалекта — чадырлунгско-комратский центральный и вулканештский южный — ru. Они живут преимущественно в Комратской и Чадырлунгской волостях Бендерского уезда, в Кубейской и Ивановско-болгарской волостях Аккерманского уезда и в юго-западной части Измаильского.

Здесь около 10 тысяч жителей. Кроме того, гагаузы живут и в городах Измаильского уезда напр. Всего по переписи 1897 г. Перепись 1897 г. Но приблизительное число гагаузов, около 55 тысяч, должно быть верным. В 1907 г. Точные годы указать затруднительно, потому что гагаузы у нас до последнего времени не были отличаемы от болгар. По всей вероятности поселения основывались с 1806 года, когда Буджак, по очищении от ногайцев и турок, стал заселяться задунайскими переселенцами.

Самой старой колонией оказывается Курчи, у северного конца оз. Ялпуха, основанная в 1810 году. Бессарабские гагаузы есть выходцы с Балканского полуострова. Они до сих пор живут здесь по берегу Черного моря, в Варне и к северу от нее, в Бальчике, Каварне, а также в восточной Болгарии, в округах Нового Базара, Провадии, Добрича, наконец, в румынской Добрудже, в селении Бейдаут. Кроме того сургучи, живущие к юго-востоку от Адрианополя, в окрестностях Хавсы, числом около 7000 душ, есть по языку и нравам те же гагаузы их. Наконец, есть сведения, что гагаузы турки-христиане живут в Македонии, в округе города Серее Сер. Говорят гагаузы, по исследованиям Мошкова, на том же языке, что и гаджялы, т. Jirecek 1891 полагает, что гагаузы — это половцы или куманы.

Напротив, Мошков Этн. Мошков высказывает предположение, что гагаузы — это торки или узы, турецкое племя, весьма близкое к половцам и известное нашим летописям под названием черных клобуков. В IX веке они жили к востоку от Яика, который отделял их от печенегов. В XI веке торки двинулись на запад, и 1064 год застает их уже на Дунае и за Дунаем, в пределах Византии. Радлов считает, что имя гагауз есть испорченное гаг-огуз. Огузы или узы это название одного из турецких племен. Когда гагаузы приняли православие, неизвестно, но можно думать, что еще в XI или XII веке, и именно от русских; дело в том, что черные клобуки, после разгрома их Владимиром Мономахом, были в 1080 г. Роси, в нынешней Киевской губ.

Погребения торков найдены В. Городцов , в южной Бессарабии, в Изюмском уезде Харьковской губ. Роси в Киевской губ. Так как у меня не получается встроить видеофайл, то посмотреть фильм можно по ссылке: Гагаузию называли «охранным отрядом» Византии, этот народ сохранил веру под игом Османской империи. И в наше время на референдуме проголосовал против интеграции в Евросоюз. О том, откуда такая стойкость, о духовных корнях гагаузского народа, о его истории и традициях, о его выборе мы беседуем со священником из Гагаузии протоиереем Димитрием Киорогло. Доверчивые — Отец Димитрий, добрый день! Какую роль играет Церковь в Молдавии и Гагаузии?

Митрополия объединяет все народы нашей Республики Молдова. Да и палитра многонациональная, но православная вера у нас доминирует. Из больших это, прежде всего, молдавский народ, украинский народ, гагаузско-болгарский, русский народ русские даже больше, чем гагаузы и болгары, представлены. Ну, и другие народы есть: цыгане, поляки… — Гагаузы — это один из немногих народов, который, приняв Православие, сумел сохранить его в течение очень многих столетий. На ваш взгляд, почему? И как отразилась такая верность Православию на этом народе? Приняв крещение, он изменился — Крещение его изменило!

Сегодня этот город является столицей Автономно-территориального объединения Гагаузия в составе Молдавии. Тогда решительное восстание центральные власти подавили за 5 суток. После большевистской революции Бессарабия объединилась с Румынией, и гагаузы замкнулись по своим селениям.

Встал вопрос о национальных правах отдельного этноса в составе Молдовы, введено преподавание гагаузского языка. В период расцвета Советского Союза гагаузы активничали в управлении на местах, смело напоминая о собственной идентичности. Гагаузов во властных структурах допускалось очень мало на фоне молдавских представителей. Подобные притеснения и обострили внутренний конфликт 80-90х. Формировались национальные общественные движения, вспыхивали митинги, съезды гагаузских депутатов. Особенно важным стало собрание в ноябре 1989 года, когда гагаузы объявили о создании в рамках Молдовы автономии. Но Кишинев не одобрил сепаратистские амбиции, не среагировала и Москва. Важной вехой тогда стало экспертное заключение о народной самостоятельности гагаузов при достаточной численности и хозяйственной рентабельности. В южной Молдавии, где компактно проживали гагаузы, начались смелые протесты. Народ вслух заговорил о создании отдельного государства.

Для укрощения сепаратистов в октябре 1990-го в сегодняшнюю Гагаузию выдвинулись молдавские националисты-добровольцы. Когда до жителей гагаузских сел дошли слухи о приближающейся угрозе, они решительно вооружились топорами, молотками, палками и арматурой, готовясь к уличным боям.

Наиболее вероятно, что в этногенезе гагаузского народа принимали участие все вышеназванные группы [7]. Генетическое происхождение[ править править код ] Последнее исследование генетической составляющей, проводившееся с гагаузами из разных населённых пунктов, не внесло ясности в вопрос об их происхождении. Исследователи отметили, что генетически гагаузы крайне неоднородны. В одной выборке у гагаузов обнаружились балканские корни, в других — тюркские сельджукские [10] [11].

Это заметно и во внешних, физических чертах гагаузов. Филогенетический анализ Y-ДНК указывает на наибольшее родство гагаузов с болгарами и другими балканскими народами. Детальное исследование гаплотипов выявило некоторые связи гагаузских и турецких ветвей, что даёт некоторое подтверждение сельджукской [10] гипотезе. Лингвистические особенности[ править править код ] Логично предположить, что объединяющими факторами становления гагаузов как народа были тюркский язык и христианская религия, которые и отличали их от остальных жителей Балкан. Авторы исследования также выдвигают гипотезу, что тюркский язык является заимствованием, а предки гагаузов — это коренные жители Балкан [11]. История[ править править код ] В связи с тем, что на сегодняшний день не найдено исторических документов, датирующихся ранее XIX века, где бы упоминалось название гагаузского народа, история гагаузов до сих пор является предметом спора у историков.

Гагаузскую автономию пытаются отменить

Гагаузы - происхождение Болгарский историк Г. Димитров в начале XX века насчитал 19 различных гипотез о происхождении гагаузов. У известного исследователя гагаузской этнографии М. Губогло версий оказалось ещё больше — 21. В русской и болгарской литературе XIX века гагаузов считали болгарами , которые говорят на турецком языке.

Болгары утверждают, что гагаузы произошли от отуреченных болгар, греки — что от греков. В любом случае вопрос происхождения гагаузов недостаточно изучен. По мнению специалистов, история этого уникального народа начиналась с кочевых племён, которые заселяли степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н. Когда же князь Святослав в 965 году разгромил хазар, печенеги, огузы и куманы переместились западнее.

В XI веке в письменных византийских источниках упоминаются племена узов, которые переправились через Дунай и поселились в Македонии, Паристрионе, Греции и Болгарии. Вероятно, с этого времени огузы начали вести оседлый образ жизни и приняли православное христианство. Гагаузы обосновались между Волгой и Дунаем и основали там вокруг Коварны государственное образование. Оно просуществовало более двух веков и было уничтожено османскими завоевателями в XV веке, но и после этого гагаузы сохранили некоторую независимость и православную веру.

В середине XVIII века они начали эмигрировать в Россию через Дунай и получили от царских властей всевозможные экономические и правовые преференции для освоения диких степей Бессарабии, которые со временем превратили в богатые сельскохозяйственные угодья. Переселение гагаузов в центральный Буджак продолжалось почти 100 лет с 1769 по 1854 годы и было обусловлено в основном русско-турецкими войнами, в которых гагаузы приняли российскую сторону. Столыпинские реформы способствовали переселению гагаузов в Казахстан и Узбекистан. В 1906 году гагаузы учредили самопровозглашённую Комратскую республику, которая была независимой пять дней.

В 1918-1940 годах Бессарабия находилась в составе Румынии. В 1988 году гагаузские активисты основали движение «Гагауз Халкы» «Гагаузский народ» , и решили создать в Молдове гагаузскую автономию со столицей в городе Комрат. В августе 1990 года в Комрате было объявлено о создании Гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало эту декларацию. Это побудило гагаузский народ активно противодействовать кишинёвским властям.

В итоге в 1994 году парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии Гагауз Ери. В её состав вошли 3 города и 27 сел. Древний культ волка силён у гагаузов до сих пор.

И мощный показатель их духовных устремлений. Это ли не показатель? Надо доверять своему народу, и поэтому референдум является теперь, так сказать, отправной точкой, посылом для руководителей Гагаузии. Общий язык богослужений — Отец Димитрий, славянский язык был государственным языком для молдавских княжеств.

Как это отразилось в том числе на менталитете и на культурном коде гагаузов? Не нужно думать, что в Молдавии или в Румынии было по-другому. Еще в средневековье наши молдавские цари, князья, как известно, писали на кириллице и знали славянский язык. Богослужение проходило, главным образом, на основе славянской службы. Ну, и, конечно, местная молдавская составляющая была. Такова была сила влияния богослужебного языка, составленного на основе кириллицы, славянских текстов! Какие еще качества отличают этот народ?

Не все народы, безусловно, одинаковы, и это отражено даже в фольклоре, в шутливых пословицах. Скажем, у вас есть пословица о Рязани: «У нас, в Рязани, грибы с глазами, их едят, а они глядят». Но вместе с тем даже нет намека, что мы, мол, лучше соседей. Но, к сожалению, свойство гагаузского народа — доверчивость, доверие — сегодня разрушается. И нужно эти понятия возвращать, возрождать. Доверие должно все время присутствовать в современном многополярном обществе, в межнациональных, межконфессиональных отношениях. Не должны быть все против всех, хотя, увы, сегодня тенденция именно такова.

Должны сохраняться традиционные свойства народов, которые они оберегали, создавали путем взаимопроникновения, единства веры, путем общения, встреч на ярмарках, на храмовых праздниках. Вот у нас, в Молдавии, так создавалось доверие между народами, которые живут на территории Гагаузии. Почему теряется доверие?

Генетическое происхождение [ править править код ] Последнее исследование генетической составляющей, проводившееся с гагаузами из разных населённых пунктов, не внесло ясности в вопрос об их происхождении.

Исследователи отметили, что генетически гагаузы крайне неоднородны. В одной выборке у гагаузов обнаружились балканские корни, в других — тюркские сельджукские [9] [10]. Это заметно и во внешних, физических чертах гагаузов. Филогенетический анализ Y-ДНК указывает на наибольшее родство гагаузов с болгарами и другими балканскими народами.

Детальное исследование гаплотипов выявило некоторые связи гагаузских и турецких ветвей, что даёт некоторое подтверждение сельджукской [9] гипотезе. Лингвистические особенности [ править править код ] Логично предположить, что объединяющими факторами становления гагаузов как народа были тюркский язык и христианская религия, которые и отличали их от остальных жителей Балкан. Авторы исследования также выдвигают гипотезу, что тюркский язык является заимствованием, а предки гагаузов — это коренные жители Балкан [10]. История [ править править код ] В связи с тем, что на сегодняшний день не найдено исторических документов, датирующихся ранее XIX века, где бы упоминалось название гагаузского народа, история гагаузов до сих пор является предметом спора у историков.

Ниже приведены основные предположения: XIII век 1259—1320 — период христианизации предков гагаузов на Балканском полуострове , оказавшейся возможным главным образом в результате многолетней миссионерской деятельности легендарного Сары Салтыка , который в различных балканских легендах отождествляется с такими христианскими святыми, как святой Георгий , святой Илья , святитель Николай , святой Симеон , святой Наум или святитель Спиридон.

Сегодня самая большая проблема гагаузов, как и других жителей региона, безработица. В Сухотском и Нижнем Малгобеке нет промышленных предприятий, местный колхоз под тяжестью проводимых в стране реформ оказался в долговой яме и практически не работает.

Люди живут за счет личных подсобных хозяйств, занимаются скотоводством и земледелием. Излишки сельскохозяйственной продукции продают на рынках Моздока. Правда, власти помогают сельчанам решать социально-бытовые проблемы - недавно были газифицированы дома жителей этих сел.

Приехавший из Молдавии в гости к армейскому другу Владимир Слав сказал ВК: «Я был приятно удивлен, когда узнал, что здесь проживают мои соотечественники. Побывал в местах их компактного проживания. К сожалению, многие из них не знают, что наш народ имеет свою автономию, национальные газеты.

Настоящих гагаузов сегодня напоминают только представители старшего поколения, молодежь не говорит на языке предков.

Гуцул обвинила власти Молдавии в обнищании народа

По иной версии гагаузы являются турками-сельджуками, которые совместно с половцами создавали Огузскую державу. Называют гагаузов и отуреченными болгарами, и это только часть существующих версий. Генетически доказано лишь то, что этот народ имеет тюркское происхождение. В контексте этнической общности гагаузы начали свое формирование в Болгарии. Известный молдавский просветитель Чакир писал о существовании на северо-востоке Болгарии 14 века гагаузского государства Добруджей. Давние связи с Россией Гагаузы-ковроделы.

Область Буджак, полюбившаяся прибывшим иностранцам, состояла в Российской империи. На тот момент Россия, уплотнявшая свои территории и укреплявшая границы, гарантировала переселенцам всяческие льготы и обширные земельные наделы. Помимо земли, добровольцы освобождались от налогов, воинской повинности и получали денежную ссуду на первое время. Так, прибывавшие в Россию гагаузы постепенно превращались в зажиточных земледельцев, садоводов и виноградарей на правах первых колонистов юга Бессарабии. Бессарабский период считается "золотым веком" в истории гагаузов.

С того благостного времени в сознании этноса и сформировалась устойчивая положительная историческая память о России и русском народе. Внутренние конфликты Митинг в поддержку Гагаузской республики. Сегодня этот город является столицей Автономно-территориального объединения Гагаузия в составе Молдавии. Тогда решительное восстание центральные власти подавили за 5 суток.

Гагаузский язык имеет два диалекта — чадырлунгско-комратский центральный и вулканештский южный. Были выявлены основные различия между центральным и южным диалектами. В области фонетики: 1. Варианты личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа. Степень влияния согласного у йот и аффрикаты с дже на предшествующие широкие гласные а и е.

В комратском и чадыр-лунгском говорах гласные а, е перед среднеязычным спирантом у йот и аффрикатой с дже сужаются и редуцируются, в вулкэнештском же диалекте это явление выражено очень слабо Ср. Выпадение согласного h в начале слова. Согласный h, звучащий в гагаузском языке как легкое придыхание, выпадает в вулкэнештском диалекте и сохраняется в комратско-чадырском. В целом, при сравнении данных центрального и южного диалектов южный диалект представляется более архаичным и более устойчиво сохраняющим черты строя тюркских языков. В советский период развивалась и гагаузская культура. Был создан алфавит на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» След легенд, 1974 , «Узун керван» Длинный караван, 1985 , «Жанавар йортулары» Праздники волка, 1990 и многие другие.

Дедушка не учился, он не умел писать и читать, пас скот с малых лет. Жизнь была очень сложной, пока в 1940 году их не присоединили к Советскому Союзу.

Остальные из 152 тысяч живут дисперсно по всей Молдове. Есть несколько гагаузских сел в Казахстане, Кабардино-Балкарии. На территории Украины, в Одесской, Запорожской и в Днепропетровской областях проживает в общей сложности около 40 тысяч человек.

Значительное количество гагаузов проживает в Румынии в Болгарии, Турции, Греции. Точное число их в этих странах неизвестно, так как показатели статистической литературы или полностью отсутствуют или сильно разнятся, или искажены заведомо. Бессарабские гагаузы, как и другие группы этого народа на постсоветском пространстве, являются потомками гагаузов - переселенцев из Северо-Восточной Болгарии в Буджак в конце XVIII - нач.

XIX вв. Основной генофонд этнических гагаузов после переселения в Буджак, благодаря компактности расселения сформировали здесь свою этническую территорию. В дальнейшем, воспроизведя себя здесь как самобытный этнос и продолжая своё этническое развитие, гагаузы оказались способными воспрянуть в конце 80- х годов XX в.

О проблеме происхождения гагаузов. Степень изученности истории гагаузов. История и культура гагаузов изучены слабо, хотя интерес в науке к этому оригинальному народу, оказавшемуся исторически на стыке двух миров: Европы и Азии; Запада и Востока, существует вот уже более 100 лет.

Причина этого кроется в том, что за последние десятилетия многие проблемы истории и развития гагаузского этноса не стали объектом сколько-нибудь серьёзных масштабных научных изысканий. Первые письменные сведения о гагаузах в обозримый исторический период известны с середины XIX века, когда учёные стали различать этнических гагаузов среди других групп населения Бессарабских колоний, главным образом среди этнических болгар. Дискуссии и гипотезы по проблеме происхождения гагаузов.

Вопрос о происхождении гагаузов породил многочисленные споры в среде учёных. Ещё в начале XX в. Димитров насчитал 18 различных гипотез о происхождении гагаузов.

"Будем дружить с Россией". Новой главой Гагаузии стала Евгения Гуцул

Большинство гагаузов проживает в Молдове, где они составляют около 4% населения страны. Гагаузы — тюркоязычный народ, исторически сформировавшийся на севере Балканского полуострова вблизи Черноморского побережья. Гагаузы – это тюркский народ балканского происхождения, христианского вероисповедания.

Глава Гагаузии Гуцул: мы обратимся за помощью к России, если Молдавия введёт войска

ИСТОРИЯ - СОЮЗ ГАГАУЗОВ Гагаузия на карте.
Страна трех городов и двадцати девяти сел: history_ru — LiveJournal Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий