Попробуем понять, что такое «русский купец» и кем были первые селф-мейд предприниматели, умевшие из ничего создать интересные окружающему миру товары и услуги. Купцы, как торговые специалисты, обладали особым статусом в обществе, и их образ жизни отражал эту привилегированность. Купец, что стрелец: попал, так с полем; а не попал, так заряд пропал! Читайте наш канал в TelegramАктуальные новости о значимых событиях нашей жизниПодписаться.
Сегодня о купечестве
Одно купи, другое продай. Продал - прожил; купил - нажил. Чего не любишь, того и не купишь. Купить дорого, продать дешево. Не рожден, не сын, а не куплен, не холоп. Подари-то помер, а остался в живых брат его, купи. Подаришь уехал в Париж, а остался брат его, купишь.
Деньга попа купит и Бога обманет! Купить кого, подкупить. Попа купишь, а Бога не купишь. Купить траву, луга, откупить, снять. Во всех примерах этих глаг. Мы купим купуем, купляем, покупаем лес, своего нет.
Они купят покупают хлеб , своего не стает. За очи коня не купят, т. Мыла купят на лишнюю денежку. Купленая грамота , купчая , крепость. Куповаться или купляться; купиться ; купываться, быть куплену. На брань слово купится.
Припас купите на ярмарке, будет куплен. Когда-то хорошие сафьяны купывалшсь в Казани, а ныне лучшие выделываются в Питере. Вкупиться в артель. Выкупиться из кабалы. Докупить забытое. Закупить все.
Я закупился, совсем. Искупить кое-что.
Это могла быть жена, сыновья и незамужние дочери. Внуки включались только в том случае, если в свидетельство были вписаны их отцы, и не торговали от своего имени. Братья могли быть вписаны в свидетельство, если они объявили наследственный капитал, и уплатили с него налог на перевод наследства. Все остальные родственники не могли включаться в купеческое свидетельство. Они имели право состоять в сословии только от своего имени.
Свидетельство давало право на торговлю в определенной местности, они выдавались только в городах, причём все города в империи были разделены на пять классов местностей. А стоимость свидетельства изменялась в зависимости от класса местности. Если свидетельство выписывалось на имя женщины, то муж не имел права вписываться в свидетельство. Дети, достигшие совершеннолетия, могли получить свидетельство на своё имя. Все вписанные в купеческое свидетельство имели право заниматься торговыми делами. Данная система с различными изменениями просуществовала до 1890-х годов. Система купеческих свидетельств создавалась в фискальных целях.
Сферы приложения купеческих капиталов На ранних этапах купеческие капиталы формировались в торговле: хлебом, скотом, пушниной и т. Многие купцы занимались винным откупом. В 1830-е — 1840-е в Сибири начинается добыча золота. В 1830-е — 1860-е годы появляются городские общественные банки. В 1840-е — 1860-е годы появляются пароходы , и создаются пароходства. В 1863 году был отменён винный откуп, и введена акцизная система. Ранее, в первой половине XIX века была отменена государственная монополия на винокурение, и было разрешено строительство частных винокуренных заводов.
Большую роль играл транспорт. Товары перемещались на большие расстояния, например, из Кяхты на ярмарку в Нижний Новгород. В середине XIX века формируются артели ямщиков, и купеческие компании по доставке грузов. Перевозки осуществляются на подрядной основе. Товары подрядчики перевозили, как правило, только по территории своего уезда, или губернии, а на границе товар передавали следующему подрядчику. Также купеческие капиталы вкладывались в промышленное производство: бумага, ткани, стекло, вино и др. Мелкие купцы создавали небольшие заводы и мастерские по производству мыла, свечей, кожи и т.
Участие купечества в общественной жизни Городовое самоуправление регулярно изменялось в XVIII—XIX веке: «Учреждение о губерниях» 1775 года , «Устав благочиния» 1782 года , «Городовое положение» 1785 года , реформа 1822 года. Существовало большое количество выборных должностей: депутаты для составления обывательских книг, депутаты квартирной комиссии, счетчики, таможенные целовальники, винные и соляные приставы, смотрители запрещенных товаров и т. Многие купцы хотя бы один раз в жизни исполняли какую-либо общественную обязанность. В городах Сибири жило мало дворян, и практически все купцы исполняли по нескольку раз общественные обязанности [1]. Городовое положение 1870 года ввело в городах городские думы законодательный орган и управы исполнительный орган. Круг избирателей определялся имущественным цензом. Поэтому многие купцы не только получили избирательные права , но и стали избираться в гласные думы.
Купцы зачастую избирались городскими головами. Например, крупный сибирский золотопромышленник П. Кузнецов трижды избирался городским головой Красноярска.
То не купец, у кого деньги дома, не налицо. Купчиха ж. По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается. Купечество, купецтво ср. Купечественный, торговый, комерческие Купечествовать, зап.
Куповать церк. Мы купуем или купляем чай в Харькове, покупаем. Я купую, купляю, покупаю. Я сроду этого товару не купывал. Что купил сегодня? Что завтра купишь? Купить - что вошь убить; продать - что, блоху поймать? Купишь, да кукиш ответ на уверенье: в другой лавке куплю дешевле.
Впредь на это ума купи, т. Сперва купи место, а там и садись, от свадебного обычая. Купил не купил, а поторговать можно. За что купил, за то и продаю. По чем купили, по тому и продаем; барыша не берем, о вестях. Богатый - ума купит; убогий, и свой бы продал, да не берут! На деньги ума не купишь. Придеть беда - купишь ума.
Чего Бог не дал, того за деньги не купишь, того к коже не пришьешь. Все купишь, а отца-матери не купишь. Друг денег дороже: друга на деньги не купишь. Фома не купит ума, а своего продаст. Онь тебя и купит, и продаст. Правда - кус купленый; неправда - краденый.
Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен. В Российской империи купцы были выделены в отдельное сословие см. Купечество , со своим статусом и податями.
Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию. Источник: Wipedia. Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю.
Что такое купец
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «купцы». Потомственный купец, он был одним из богатейших и влиятельнейших людей в России. Сегодня купцы продолжают играть важную роль в мировой экономике, занимаясь торговлей как традиционными товарами, так и современными технологиями, услугами и финансами.
Купцы кто такие?
Шадрин, Ф. Шведов, Н. Соловьев, Ф. Коробейников, П. Горшенин, А.
Мельников, С. Савинцев, Я. Велись переговоры. Африкан Богомолов, как настоятель собора, обращался именно к Александру Ивановичу Шадрину.
Шла речь о сумме, о том, кто это будет делать... Когда человек дает деньги, он должен знать всю подноготную. Но, пока суть да дело, политическая система в стране изменилась. Поэтому храм остался нерасписанным, — рассказывает Игорь Фомичев.
Частная и заводская торговля В 1910 году в Надеждинске работали 130 торговых лавок, два винных погреба и семь пивных. Пивной склад был у Гребеньковой Марии Ивановны. Были ювелирный и часовой магазины, которыми владел Иосиф Исаакович Вейхман. В 1915 году работали несколько булочных — Беспалова, Салтыкова, Сонова.
В лавке Волукаса продавались детские игрушки и посуда. Иван Сафронов содержал кондитерскую, там же продавал фруктовые и минеральные воды. Кондитерская Сафронова располагалась между Дворцом культуры металлургов и зданием цирка — возле сквера ДКМ, со стороны улицы Зеленой. Помимо частной торговли были свои провиантские магазины.
В Надеждинском поселке было организовано свое Общество потребителей. По определенным правилам при заводе должна быть школа, магазин и другие учреждения. Магазин должен был быть для того, чтобы дать возможность рабочим завода покупать товары по немного меньшим ценам, чем были в открытой торговле, — говорит Игорь Фомичев. Но Общество не все могло закупить.
Когда нужно было что-то перевезти, первым делом вагоны предоставляли тем, кто может заплатить — опять же Шадриным. Они закупали огромные объемы. В поселке у Общества был провиантский склад, несколько лавок, торговавших продуктами питания. Магазины Общества посещали, в основном, простые рабочие.
Более богатые жители поселка предпочитали купеческие лавки. При задержке зарплаты рабочие могли в долг получить товар в магазинах Общества. Весь доход от продажи поступал в заводоуправление. Произошло это 1 января 1923 года.
В Старом поселке, в районе улиц Кузьмина, Розы Люксембург, Красноармейской, располагался городской рынок. На нем была мелко-розничная торговля. Но купцы, в частности Шадрины, там не торговали, им хватало своих магазинов. Рынок работал на этом месте до 90-х годов XX века.
Эпоха купечества закончилась с приходом революции. На месте частных магазинов работали государственные. В эти времена магазины были, в основном, государственными. В 30-е годы основная торговля, если говорить о магазинах, опять же была сосредоточена на Главном проспекте.
Потому что ничего не надо было строить заново: была инфраструктура, были торговые и хозяйственные площади, на которых можно было хранить товар. Расстрел Жизненный путь Александра Шадрина закончился трагически. Его расстреляли.
На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен. В Российской империи купцы были выделены в отдельное сословие см. Купечество , со своим статусом и податями. Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию. Источник: Wipedia. Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. Лицо, принадлежащее к купеческому сословию дореволюц.
По словам Заболотнова, альянс с «Лидером» предполагал, что Кретов участвует в ретейле или строит магазины, которые «Монетка» берет в аренду. Кретов собирался запустить в Екатеринбурге 20 дискаунтеров по 1000 кв. После Тюмени, Уфы и Челябинска, где магазины «Монетки» уже работали, учредители собирались идти дальше. К октябрю 2007 года участники сделки подготовили соглашение, но сделка не состоялась. После этого Ломакин и Хачатрян стали открывать магазины «Монетка» в Москве по франшизе и в 2013 году, увеличив их количество до сотни, выставили на продажу. Остались только дискаунтеры Фото: Анна Коваленко, 66. RU За 10 лет «Монетка» открыла распределительный центр в Екатеринбурге, 328 магазинов в шести уральских регионах и запустила первые торговые точки в Сибирском федеральном округе. На языке ретейлеров это называлось «бетонировать территорию». На экспансию торговая сеть привлекала деньги Европейского банка реконструкции и развития. Три года спустя ЕБРР выделил миллиард рублей, чтобы компания построила два распределительных центра и оборудовала новые магазины. Чтобы увеличить торговые площади и выручку, в 2013 году «Монетка» выпустила второй облигационный заем — 3 млрд рублей сроком на пять лет. Годом позже совет директоров ЕБРР одобрил сети кредит — 4,1 миллиарда рублей на семь лет, но подписать соглашение не успели — после крымских событий банк отказался от проектов в России. Заболотнов рассчитывал, что может объединиться с другим ретейлером. В 2007 году компания создала закупочный союз с «Кировским», но чем все закончилось, его участники не рассказывают. Одним из вариантов была продажа федеральному ретейлеру магазинов большой площади. Предварительно Заболотнов унифицировал форматы, отказавшись от «Монетки-Супер» в пользу гипермаркетов «Райт». Он объяснил: с 2002 года, когда открыли первую «Монетку-Супер», требования к ретейлу изменились, а гипермаркеты «Райт» проектировали по новым правилам — с точки зрения технологии там все сделано правильно. Заболотнов говорит, что решил оставить только дискаунтеры. После моратория на импортные продукты, объявленного в ответ на санкции западных стран в 2014 году, гипермаркетам стало труднее заполнять полки товарами, которых ждет покупатель. В 2023 году число дискаунтеров «Монетка» перевалит за две тысячи. Как боролись с «Пятерочкой» Первые магазины торговой сети «Пятерочка» в городе открыл предприниматель Владимир Дмитриев, купивший франшизу за 750 тысяч долларов в мае 2003 года. Прежде чем заняться продуктовой розницей, Дмитриев — в прошлом начальник одного из управлений треста «Свердловскгражданстрой» — зарабатывал на прокладке инженерных сетей. В Екатеринбурге и Двуреченске у него были деревообрабатывающие цеха, в Богдановиче — производство спецодежды и постельного белья. Сети «Звездный» и «Купец» арендовали площади в торговых комплексах Дмитриева «Уктусский» и «Дмитриевский», построенных в 1994—1996 годах. Мэру Аркадию Чернецкому и министру торговли Вере Соловьевой он сообщил, что намерен строить в спальных районах дискаунтеры из модульных конструкций. Соловьева, знакомая с форматом «Пятерочки», предупредила: «Если собираетесь делать такие же магазины, как в Питере, то лучше не надо». Дмитриева это не смутило. Ретейлеры не поверили.
Им было не до развлечений, не до танцев, не до табака и водки. Выживали самые крепкие, привыкшие зарабатывать и рассчитывать только на себя. И эти качества как нельзя более подходили для первого этапа развития российского капитализма». А потом в бизнес пришли их дети — третье поколение российских купцов и предпринимателей. Именно это поколение начинает тратить свои заработанные деньги на общественные нужды, на развитие в стране высокой культуры. А теперь обратимся к истории старинного купеческого рода Расторгуевых. Дед нашего земляка Дмитрия Алексеевича Дмитрий Иванович Расторгуев считался временным московским купцом третьей гильдии уже в 1836 году. Причем сам он тоже происходил из купечества, но ярославского. Постепенно Дмитрий Иванович обжился и укрепился в Москве: приобрёл собственный дом на улице Солянка, с атлантами, поддерживавшими балкон над парадным входом. Расторгуев вносил благотворительные пожертвования. Документально подтверждено, что в 1853 году, с началом Крымской войны, он пожертвовал 500 рублей серебром на госпитальные вещи, другой взнос в размере 1500 рублей серебром он сделал в 1855 году на государственное ополчение и другие военные надобности. Как у купца дела у него шли неплохо, и в 1865 году он вместе с сыном Алексеем основал торговую купеческую фирму «Д. Расторгуевы», которая вела широкую торговлю сахаром, чаем, бакалеей и колониальными товарами. В Москве Расторгуевы владели чаеразвесочной фабрикой и сетью магазинов по продаже своих товаров. Дмитрий Иванович, разбогатев, стал купцом 1-й гильдии, потомственным почетным гражданином. Рос и его авторитет в московском обществе. Дмитрий Иванович избирался депутатом Московской городской думы. Традиции отца продолжил сын Алексей, который вёл большую торговлю, участвовал в общественной жизни московского купечества. В 1867 году в качестве эксперта он сотрудничал с московской таможней, а с апреля 1871 года по июль 1874 года являлся гильдейским старостой. Кроме того, с 1869 года и до конца жизни Алексей Дмитриевич работал в качестве директора Московского попечительского о тюрьмах комитета.
Купцы кто такие?
Даже паспорт купчиха могла выправить только с разрешения супруга. Но так ли все было на самом деле? Если глава семьи отправлялся в деловую поездку, жена часто подменяла его: следила за тем, как идут дела в лавке или магазине, вносила необходимые платежи и т. Такая взаимопомощь была делом весьма распространенным и свидетельствовала о том, что безграмотными и беспомощными купчихи отнюдь не были.
Кроме того, она активно занималась благотворительностью. Однако реальность имеет мало общего с этим негативом. Прежде всего, не стоит забывать, что купцы в большинстве своем были выходцами из крестьян — если уж не в первом, то во втором-третьем поколении точно.
Очень большое значение придавалось религиозно-нравственному воспитанию: почитание старших, верность своему слову, милость к сирым и убогим — все это было в купеческом обществе не пустым набором слов. В то же время родители денно и нощно заботились о физическом и моральном благополучии своих чад.
Они освобождались от рекрутской повинности при условии уплаты в казну 100 рублей с человека, им разрешалось также покупать крестьян, приписанных к фабрикам и заводам. В эпоху петровских преобразований существенно изменился состав купечества, которое стало пополняться из других социальных слоев общества: крестьянства, ремесленничества, духовенства, мещанства и т. Например, в 1723 году вступительный ценз для крестьян и разночинцев составлял 500 рублей. Гильдейское купечество окончательно сформировалось в период реформ 70-80 гг. XVIII века. Купечество было разделено на три гильдии по величинам капиталов, превышающих 500 рублей.
По закону 1785 года — «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи» — каждый гражданин, независимо от его пола, воз- раста, происхождения, состояния, при условии объявления капитала от 1 до 50 тысяч рублей, мог записываться в гильдию 1 -я гильдия — от 10 до 50 тыс. Купцы всех трех гильдий освобождались от натуральной и рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдии — от телесного наказания. Последние гильдии имели право на внутренний оптовый и розничный торг, на устройство заводов и фабрик, освобождались от казенных служб. Купцам 1-й гильдии разрешалось торговать не только в империи, но и за ее пределами, для чего можно было иметь морские суда, членам же 2-й гильдии — только речные. Деятельность 3-й гильдии ограничивалась мелочными торгами, содержанием трактиров, бань, постоялых дворов. Таким образом, реформы 1775-1785 гг. Московская купеческая элита. Но уже в первой половине XIX в.
Таким путем — от мелкого промысла до крупных торгово-производственных товариществ — складывались династии Морозовых, Прохоровых, Рябушинских, Гучковых, Абрикосовых, Третьяковых, Боткиных. В то же время многие из них, так или иначе, были вынуждены обратиться за первоначальным капиталом к купцам-старообрядцам, доля которых в русском купеческом классе была значительной. Некоторые купцы сами были старообрядцами по рождению и получали поддержку от общины как «свои» люди, другие же вступали в старообрядчество добровольно. Гучков первым получил от купцов — попечителей Преображенского кладбища, бывшего центром старообрядчества в России, на хранение сундук с 12 миллионами рублей. Деньги эти собирались как пожертвования и приношения, передавались наставникам и попечителям старообрядческой общины и пускались ими в торговый оборот. Но в 1840 году над Преображенской общиной нависла угроза правительственного разгрома, и тогда деньги были переданы Федору Алексеевичу Гучкову и составили основу благополучия его потомков Бурышкин, 1991:337. Принадлежали к расколу, т. В середине XIX в.
Старообрядчество как религиозное сектантство было не вновь появившимся учением, подобно лютеранству или кальвинизму на Западе, а являлось традиционным религиозным сознанием, оставшимся в народе от прошлых времен. Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение между сторонниками и противниками старообрядчества. Большинство российского купечества было проникнуто христианским мировоззрением во всей его полноте и, может быть, как ни один другой класс России ощущало свою связь с православием и стремилось выполнять заповеди Христа. Вишняковы, Корзинкины, Коноваловы, Бурышкины и др. Они воспринимали свой успех в деле как данный Богом, знали, что им дается много, но и щедрость их на деле была велика. Сами они и работали много, и с готовностью отдавали приобретенное. Во многих купеческих семьях был обычай: по окончании каждого года, если он был в финансовом смысле благоприятным, определять сумму на дела благотворительности. О поколении купечества конца XIX в.
Это были не только профессионалы, но и люди, получившие прекрасное образование, часто за границей, знавшие иностранные языки, разбиравшиеся в науках и искусстве. В своих воспоминаниях «Купечество московское» В. Ря-бушинский пишет о том, что для движения наверх у потомков отцов — основателей видных купеческих фамилий нужно было наличие двух последовательных талантливых поколений отца и сыновей и, конечно, Божие благословение теперь сказали бы — удача или выгодная конъюнктура. Отцы же наши говорили: «Если не Господь дом созидает, то зря трудится созидающий». Рябушкинский дает глубоко христианское понимание сути Божиего расположения к людям: «Не нужно думать, что благоволение Божие только в богатстве: когда в богатстве, а иногда в бедности. Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью или даже нищетою. Это благословение, думается, еще и выше» Бурышкин, 1991:141. Рассуждая о русском хозяине, он писал, что в третьем и четвертом поколениях вера в Божий промысел в отношении богатства исчезла, а вместе с ней разрушилось и патриархальное единение хозяина и рабочего.
На хозяйственной арене появляется новый тип предпринимателя, во многом ориентированного на образ жизни и ценности западноевропейской цивилизации.
В эти годы в купеческой среде как меценаты и деятели культуры становятся известны: С. Мамонтов — создатель знаменитой Частной русской оперы и Абрамцевского художественного кружка; С. Морозов, который поддерживал материально Московский художественный театр см. МХАТ ; П. Третьяков — создатель всемирно известной Третьяковской галереи; К. Солдатенков — знаменитый издатель и собиратель картин; С. Рябушинский — собиратель старинных русских икон; А. Бахрушин — основатель Театрального музея. Русские купцы — герои фольклора и художественной литературы.
Причем былинные и сказочные купцы, а также купцы — герои литературных произведений, написанных по фольклорным мотивам, являются, как правило, положительными образами. Среди них: былинный новгородский купец Садко; купцы из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина; богатырь-купец Калашников из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Лермонтова; отец героини сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». Широко известно в России имя купца Афанасия Никитина и его книга «Хождение за три моря» 1468—1474 гг.
Ревизская сказка о купцах Астраханский архив Купеческая деятельность За купечеством была закреплена монополия на торговлю. Дворяне не часто претендовали на такой «бизнес», поскольку он был связан со значительными издержками, ведь инфраструктура в Российской империи была значительно неразвита, а покупка и доставка товаров была довольно опасным мероприятием.
Поскольку Российская империя значительно расширилась на Восток в 17-18 веках, торговая деятельность приобрела значительные масштабы. Доставка товаров к месту продажи была делом сложным, часто доступной только крупным оптовым купцам. Самым распространенным методом поставки товаров был перевоз в несколько этапов. Например, закупается товар у производителей и отправляется в определенный населенный пункт. Там его перекупает другой оптовик, везет в следующий населенный пункт, где снова продает. В 18 веке основные грузовые потоки состояли из зерновых культур, пенька, лен, скот, соль, лес. С появлением крупного Уральского производства значительно возросли объемы речных перевозок металлопродукции железо, оружие. Перевозки осуществлялись гужевым способом на санях и телегах и на судах по морю и рекам.
В 19 веке купечество было увлечено благотворительностью и коллекционированием. Некоторые купцы перечисляли средства на строительство социальных объектов из корыстных побуждений: получить звание «Почетный гражданин», медаль или иные награды. Другие купцы действовали из глубоких религиозных чувств. Иные благотворители передавали свои коллекции в музеи и жертвовали большие суммы безвозмездно меценаты. Гильдии купечества С 1775 года купцы разделялись на три гильдии. Первая и вторая являлись привилегированным сословием, а третья — непривилегированным. Подобное разделение произошло еще в начале 18 века. К первым двум гильдиям относились зажиточные торговцы в зависимости от размера капитала.
К третьей гильдии были причислены, называемые до 1722 года «подлые люди» разнорабочие. Зачисление в ту или иную гильдию происходило в зависимости от объявленного капитала по-современному — уставный капитал. В 1786 году для третьей гильдии был установлен капитал в 1000 рублей.
Купец – это кто? Русский купец
Ключевые слова: купеческие гильдии, купцы-старообрядцы, купеческие династии, социальные архетипы, христианские ценности. Стерлитамак возрождает славу купеческого города 18-19 августа в городе состоялся масштабный фестиваль гостеприимства «Купец 2.0», который побил рекорд по количеству гостей – его посетили более 65 тысяч человек. Родовым понятием, объединяющим всех профессиональных торговцев, занимавшихся закупкой, доставкой, перепродажей партий товаров и принадлежащих к купеческому сословию является термин «купец». Чтобы «купец», «коммерсант», «бизнесмен» стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные. Принадлежность к одной из них определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1 % от общего капитала.
Разбираемся, что такое купец
работник советского торгового аппарата. ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте купец, купца, муж. 1. Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. Купцы ― люди, чья профессия была связана с торговлей, ― в средневековом обществе занимали двоякое положение. Московские купцы, стремясь поднять свое значение в обществе и добиться отдельных привилегий, иногда субсидировали крупных феодалов. Родовым понятием, объединяющим всех профессиональных торговцев, занимавшихся закупкой, доставкой, перепродажей партий товаров и принадлежащих к купеческому сословию является термин «купец».
КУПЕ́ЧЕСТВО
В первую вошли банкиры, знатные купцы, шкиперы купеческих кораблей, золотых и серебряных дел мастера; во вторую — иконописцы и др. Содействуя развитию торговли и укреплению купеческого сословия, Петр I предоставил ряд серьезных льгот купцам, записанным в гильдии. Они освобождались от рекрутской повинности при условии уплаты в казну 100 рублей с человека, им разрешалось также покупать крестьян, приписанных к фабрикам и заводам. В эпоху петровских преобразований существенно изменился состав купечества, которое стало пополняться из других социальных слоев общества: крестьянства, ремесленничества, духовенства, мещанства и т. Например, в 1723 году вступительный ценз для крестьян и разночинцев составлял 500 рублей. Гильдейское купечество окончательно сформировалось в период реформ 70-80 гг. XVIII века. Купечество было разделено на три гильдии по величинам капиталов, превышающих 500 рублей.
По закону 1785 года — «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи» — каждый гражданин, независимо от его пола, воз- раста, происхождения, состояния, при условии объявления капитала от 1 до 50 тысяч рублей, мог записываться в гильдию 1 -я гильдия — от 10 до 50 тыс. Купцы всех трех гильдий освобождались от натуральной и рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдии — от телесного наказания. Последние гильдии имели право на внутренний оптовый и розничный торг, на устройство заводов и фабрик, освобождались от казенных служб. Купцам 1-й гильдии разрешалось торговать не только в империи, но и за ее пределами, для чего можно было иметь морские суда, членам же 2-й гильдии — только речные. Деятельность 3-й гильдии ограничивалась мелочными торгами, содержанием трактиров, бань, постоялых дворов. Таким образом, реформы 1775-1785 гг. Московская купеческая элита.
Но уже в первой половине XIX в. Таким путем — от мелкого промысла до крупных торгово-производственных товариществ — складывались династии Морозовых, Прохоровых, Рябушинских, Гучковых, Абрикосовых, Третьяковых, Боткиных. В то же время многие из них, так или иначе, были вынуждены обратиться за первоначальным капиталом к купцам-старообрядцам, доля которых в русском купеческом классе была значительной. Некоторые купцы сами были старообрядцами по рождению и получали поддержку от общины как «свои» люди, другие же вступали в старообрядчество добровольно. Гучков первым получил от купцов — попечителей Преображенского кладбища, бывшего центром старообрядчества в России, на хранение сундук с 12 миллионами рублей. Деньги эти собирались как пожертвования и приношения, передавались наставникам и попечителям старообрядческой общины и пускались ими в торговый оборот. Но в 1840 году над Преображенской общиной нависла угроза правительственного разгрома, и тогда деньги были переданы Федору Алексеевичу Гучкову и составили основу благополучия его потомков Бурышкин, 1991:337.
Принадлежали к расколу, т. В середине XIX в. Старообрядчество как религиозное сектантство было не вновь появившимся учением, подобно лютеранству или кальвинизму на Западе, а являлось традиционным религиозным сознанием, оставшимся в народе от прошлых времен. Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение между сторонниками и противниками старообрядчества. Большинство российского купечества было проникнуто христианским мировоззрением во всей его полноте и, может быть, как ни один другой класс России ощущало свою связь с православием и стремилось выполнять заповеди Христа. Вишняковы, Корзинкины, Коноваловы, Бурышкины и др. Они воспринимали свой успех в деле как данный Богом, знали, что им дается много, но и щедрость их на деле была велика.
Сами они и работали много, и с готовностью отдавали приобретенное. Во многих купеческих семьях был обычай: по окончании каждого года, если он был в финансовом смысле благоприятным, определять сумму на дела благотворительности. О поколении купечества конца XIX в. Это были не только профессионалы, но и люди, получившие прекрасное образование, часто за границей, знавшие иностранные языки, разбиравшиеся в науках и искусстве. В своих воспоминаниях «Купечество московское» В. Ря-бушинский пишет о том, что для движения наверх у потомков отцов — основателей видных купеческих фамилий нужно было наличие двух последовательных талантливых поколений отца и сыновей и, конечно, Божие благословение теперь сказали бы — удача или выгодная конъюнктура. Отцы же наши говорили: «Если не Господь дом созидает, то зря трудится созидающий».
Рябушкинский дает глубоко христианское понимание сути Божиего расположения к людям: «Не нужно думать, что благоволение Божие только в богатстве: когда в богатстве, а иногда в бедности. Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью или даже нищетою. Это благословение, думается, еще и выше» Бурышкин, 1991:141.
Купцы жили в соответствии с их статусом и социальным положением, их дома отражали их богатство и влияние в обществе. Позже, они оседали в населенных пунктах, где осуществлялся наибольший товарообмен. Купцы были основными участниками торговли, заключали выгодные сделки и обеспечивали хранение и перевозку товаров. Они имели возможность торговать и совершать сделки без дополнительных финансовых обременений, что сделало их влиятельным сословием в обществе.
Одежда, носимая купцами, отличалась специфическими деталями, такими как небольшой стоячий воротник, карманы и специфические застежки.
В случае недобора в казну денег гости несли материальную ответственность. И была у гостей еще одна обязанность перед государством: правительство использовало гостей для сбора информации за границей. Следующими по правовому положению после гостей следовали «торговые люди гостиной сотни». Они тоже имели существенные привилегии и широкие права. Но в отличие от гостей они не имели право свободного выезда за границу и не могли приобретать в собственность вотчины. В остальном их права были почти такими же, что и у гостей. Члены «гостиной сотни» не несли тягловой повинности и освобождались от суда воевод и дьяков, их могли судить только в определенном приказе; при Алексее Михайловиче это был Приказ Большой казны.
Они также могли исполнять различные государственные обязанности и повышаться по службе. За усердную службу люди гостиной сотни жаловались «гостиным именем» — то есть получали жалованную грамоту и переходили в гости. В Новгороде члены «гостиной сотни» назывались «именитыми людьми» и также как в республиканский период имели высокий правовой статус. В частности, именно их обычно и избирали в различные советы и назначали на высокие должности. Интересны, скажем, такие особые права членов «гостиной сотни»: они могли беспошлинно приобретать «съестных товаров» на 60 рублей на человека и имели право «безвыемочно» и «безявочно» держать в доме «питье». В свою очередь «гостиная сотня» делилась по имущественному признаку на людей «лучших», «средних» и «молодших». При царе Федоре Иоанновиче членов «гостиной сотни» насчитывалось 350 человек. Еще ниже стояли купцы — члены «суконной сотни».
Собственно, отличие их правового положения от положения членов «гостиной сотни» было не принципиальным. Они различались лишь «в чести», то есть «суконники» выполняли более мелкие поручения государства и по должности были ниже, чем две более высокие категории купцов.
Казалось, налицо очевидное нарушение закона, и городской голова сообщил о нем в Енисейскую казенную палату с просьбой наложить взыскание на виновного. Реакция Казенной палаты оказалась неожиданной: "Одного этого доноса недостаточно для обвинения Салекова, и нужны для этого письменные свидетельства на протоколе тех лиц, которым он продавал чай, и показание самого обвиняемого о причине, по которой он решился производить продажу без права на торговлю"5. Кроме того, в протоколе отсутствовала важная для Казенной палаты информация: место составления протокола, где, кем и когда обнаружено нарушение, место жительства обвиняемого, показания, замечания и возражения его и свидетелей, отсутствовала информация об отказе Салекова подписать протокол. Несмотря на то что в письме городского головы в Казенную палату есть все требуемые сведения, неправильное оформление протокола привело к тому, что "через такие упущения Казенная палата не находит себя вправе обвинить Салекова и подвергнуть его штрафу"6.
Дума должна была вернуть Салекову чай, "с тем, что ежели он полагает производить в Красноярске торговлю, то взял бы на это установленное торговое свидетельство"7. Эта история показывает, как важна была именно правильная формальная фиксация нарушения, а не просто факт его обнаружения. Данный случай был не первым и не последним, а жалобы Казенной палаты на неправильное составление протоколов или журналов проверки появлялись регулярно. Обойти закон прибыли ради Надзор над торговлей был слабым: в 1881 г. В Ачинском округе местный надзор обнаружил три случая нарушений, чиновники же составили 38 актов8. Огромная разница в цифрах свидетельствует о том, что на местах не предъявляли жестких требований к торговцам.
Свою роль играл личный фактор - входившие в торговые депутации торговцы смотрели сквозь пальцы на нарушения из-за хороших отношений с нарушителем. Но была еще одна пострадавшая сторона - честные постоянные торговцы. Так, ачинские торговцы хлебом жаловались, что они платят за места на площади, выбирают торговые документы, но появились конкуренты без документов, занимающие места бесплатно9. Взятие торгового свидетельства более низкого разряда было распространенной тактикой. Формально торговец имел необходимый документ на право торговли, но платил за него гораздо меньше. В Минусинске в 1900 г.
В результате "складывалась ситуация, что и мелкий торговец, и крупный, получавший солидную прибыль - более 100 тысяч рублей в год, содержали свои предприятия по однородным свидетельствам второго разряда"10. Действительно, по данным статистических обзоров Енисейской губернии за первое десятилетие XX в. Подобные явления отмечались и в других городах Енисейской губернии. В 1894 г.