Не формально надо попросить прощения у того человека, которого мы огорчили, которого обидели, осудили. 6 марта в Покровском академическом храме ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Феодорит совершил вечерню с чином прощения. Народное название "Прощеное воскресенье" появилось из-за совершения чина прощения в церквях. В Прощеное воскресенье, день памяти благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Вечерню с чином прощения в московском кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Зачем нужен Чин прощения в Прощеное воскресение?
Чин Прощения на вечерне сыропустной недели. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Вечером 17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Вечером в Прощеное воскресенье совершается вседневная вечерня с чином прощения, с которой и начинается св. Четыредесятница. 6 марта многие рязанцы пришли в Христорождественский собор Рязани, где в преддверии наступающего Великого поста митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил вечернее богослужение с особым чином прощения. Существует распространенное утверждение, что прообразом современного чина прощения считается правило (ό κανών, regula), существовавшее в древности в некоей палестинской пустынной обители.
Прощённое воскресение: смысл и традиции
| Слово при совершении чина прощения | Народное название "Прощеное воскресенье" появилось из-за совершения чина прощения в церквях. |
| Сотни зауральцев пришли на Чин прощения в Александро-Невский собор | молитвенное последование, во время которого Настоятель и все клирики испрашивают прощения у прихожан, а затем и сами прихожане, подходя у каждому из священнослужителей, просят прощения у них. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Перед началом Великого поста, в воскресение, после вечерней службы и отпуста, во всех церквях совершается Чин прощения. История чина прощения Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Чин Прощения возник у египетских монахов, которые, уходя в пустыню для молитвенного подвига, прощали друг друга, поскольку могли погибнуть, рассказал священник УПЦ. В этот день в храмах совершается чин прощения. В Троицком храме на вечерней службе был совершен Чин прощения: духовенство храма во главе с настоятелем храма протоиереем Алексием Виноградовым и прихожане испросили друг у друга прощения за вольные или невольные обиды. Чтобы прощение наших грехов Богом не сопровождалось несправедливостью, жертва была принесена за эти грехи, но Господь Сам Себя принес в такую жертву.
Прощеное воскресенье: о чем нельзя забыть 17 марта, и что нужно сделать, чтобы жить спокойно
При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и принимают благословение. Также и все прихожане просят друг у друга прощение. В Прощёное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами.
Это финальный день в череде подготовительных недель перед Великим постом. Предварительный период длится три недели, в это время Церковь подготавливает верующих ко Святой Четыредесятнице.
В наши дни миряне и духовенство собираются в последнее воскресенье перед Великим постом на молитву, чтобы сказать друг другу слово «прости» - то важное слово, на которое нашему праотцу Адаму в райском саду не хватило смелости.
Прости и нас, грешных, и благослови». Затем настоятель берет напрестольный крест.
Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, целуют честный крест и лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются ко кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог», заканчивая стихиру «Воскресения день» словами «Простим вся воскресением» «Христос воскресе» не поется.
И испрашиваем этого дара у Бога мы не по своим заслугам, а исключительно по Его благости. Дерзки, грубы, жестоки бывали мы к ближним, а сами в то же время хотели бы, чтобы ближние относились к нам с предупредительностью, с чистосердечием, с нежностью. Положим же и мы эти начала в основу наших отношений к ближним. Чистосердечно, искренно, от всего любящего сердца испросим у каждого прощения, чтобы и на нас излил Господь Своё благоволение и простил нам согрешения наши. Прошу и я вас, честные отцы, и вас, дорогие братья и сёстры о Христе, простить меня. Знаю, как повинен я перед вами.
Бывал и резок, обрушивался гневным словом — и это тогда, когда нужно было всё покрыть любовью. За все это, Христа ради, простите меня. Простите и за то, что сполна не выполнил своего призвания: должен был днём и ночью в молитвенном бдении предстательствовать за каждого из вас, но по немощи, по лени я этого не исполнил. Должен был бы не только внешним благолепием облагородить Божий храм: надлежало мне ещё дополнить это таким горением сердца, от которого смогли бы возжечься и ваши сердца, дабы и каждый из вас соделовал бы своё спасение пламенеющей любовью друг ко другу и вошёл бы живым членом в Божию Церковь — мистическое Христово Тело. Но здесь я мало в чём успел. Посему вы, честные отцы, и Вы, дорогие певчие, и вы, возлюбленные братья и сёстры о Христе, проявите ко мне своё благоволение, простите всё, чем я согрешил перед вами — делом, словом, помышлением.
Испрашиваю и для вас Божией милости, дабы Бог Своею благодатью и человеколюбием, Своим милосердием и благостию, благоволением и любовью благословил каждого из вас.
История чина прощения
Поэтому накануне Великого поста чин прощения принято совершать либо сразу после воскресной Литургии, либо уже после вечерни. В этот день в храмах совершается чин прощения. Чин Прощения на вечерне сыропустной недели. Во время Чина прощения настоятель и все священники храма выходят из алтаря и просят прощения у прихожан.
Вечерня с чином прощения
Главная Статьи Разговор со священником Пока мы молимся, этот мир будет стоять. Слово на чине прощения Разговор со священником Пока мы молимся, этот мир будет стоять. Слово на чине прощения 17 марта Проповедь прот. Сергия на чине прощения 26 февраля 2023 г. Дорогие братья и сестры, нынешний пост проходит, как и в прошлом году, в сложные для нашего Отечества дни — идет братоубийственная война. Хотя она называется «Специальная военная операция», мы понимаем, что это настоящие военные действия. Поэтому нам с вами особенно важно молиться за наше Отечество, за наших воинов, за раненых, за плененных, за тех, кто остался без крова, за вдов и сирот. Не оставляя, конечно, прошений и за свою малую Родину, за родных и близких. Это наше с вами призвание и долг.
Нередко наша молитва имеет частный характер: на первом плане в ней личные переживания и проблемы. Это тоже необходимо, но впервую очередь мы должны полагать молитву «за други своя» Ин. Это наше первейшее дело, иначе какие же мы прихожане этого храма? Второе: конечно же, мы должны помнить о том, что все, что с нами происходит здесь, что мы совершаем, отражается и на поле боя, и на нашем Отечестве, и на мире. Когда мы грешим, то укрепляем силы зла в этом мире. Когда стараемся жить по-Божии, то Господь дарует миру еще какое-то время для покаяния.
В эти дни, дорогие братья и сестры, нужно обязательно приходить в Церковь Божию: участвовать в богослужениях, причащаться Святых Христовых Таин. Будем надеяться не на себя, а на Господа. Традиция просить прощение у своих ближних очень древняя. Она существует в нашей Церкви уже много столетий. Накануне Великого поста мы собираемся в нашем храме, чтобы исполнить эту заповедь. Когда-то в монастырях Египта и Палестины монахи уходила на Великий пост в пустыню, где пребывали в глубокой молитве наедине с Богом. Лишь только к Вербному воскресению братья собирались в обители, чтобы совершить службу. Накануне удаления в пустыню монахи просили друг у друга прощение, потому что никто из них не знал, увидит ли он снова своих братьев, сможет ли вернуться в обитель. Эта традиция существует до сегодняшнего дня. Завтра мы вступим в Великий пост, а сегодня просим друг у друга прощение. Тот, кто не сможет простить, тот не сможет почувствовать Господа в своем сердце. Святитель Иоанн Златоуст сказал, что «ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас». Все святые отцы говорят о покаянии. Великим постом часто вспоминают житие одного святого мученика. Жили два друга. Одного звали Никифор, он был мирянином. Второго друга звали Саприкий, он был священником. Они дружили на протяжении многих лет. И многие их называли братьями. Но как часто это бывает, посеял дьявол между ними вражду. Эта вражда зашла так далеко, что они не могли уже даже общаться друг с другом. И вот в стране, где они жили, произошло гонение на христианскую Церковь. Христиан стали сажать в темницы, казнить и отправлять в ссылку. Священника Саприкия сразу арестовали, потому что он был пастырем. Никифор пришел в себя, одумался и стал просить прощение у своего друга, который сидел в темнице. Но священник был непреклонен, говорил: «Ты виноват! Священника вывели на площадь, где пытали христиан и заставляли отречься от своего Бога. Он мужественно терпел все пытки, как вдруг в толпе появился его друг Никифор. Он прошел к месту казни и сказал: «Друг! Прошу тебя, прости меня хотя бы перед лицом смерти. Я виноват перед тобой!
Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом. С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай Царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью Царь объезжал войска с XVIII века - расположения расквартированных в столице полков , просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним. Не услышит Господь и наших слезных молений и воздыханий к Нему о помиловании нас, если не коснутся нашего сознания слова Спасителя: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" Мф. Прощеное воскресенье это день проверки нашей духовной зрелости, день нашей строгой самопроверки: способны ли мы следовать за Христом, выполняя все Его повеления? Многие из нас из собственного жизненного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощение у того, кого чем-либо обидел. Тут гордость наша мешает нам признать себя виновным. Но прежде чем испрашивать прощение друг у друга, мы должны просить прощения у Господа за то, что платили Ему черствой неблагодарностью и за Его голгофские страдания, и за Его крестную смерть, которые Он перенес ради искупления наших грехов. За то, что так мало у нас любви к Нему. В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории - изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, от лица Божия, изгнание Адама из рая. Юдоль плача и печали - земля приняла изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лице снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному.
Например, когда распятым на кресте говорил: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят». И это же обращение к Богу повторял Стефан Первомученик — архидиакон, которого забросали камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме. Святой так и принял мученическую смерть под градом камней, молясь за своих убийц. Вот такое должно быть наше состояние в этот день. Желательно и в другие дни, но в этот день особенно. Если мы просим прощения, если мы раскаиваемся искренне, значит, любой, даже самый страшный грех, может быть прощен», — заключил священник. Не простить себе дороже Случается однако, что раскаявшегося человека в Прощеное воскресенье отказываются простить. В таком случае считается, что обида остается на совести того, кто отверг просьбу о прощении. Более того, он принимает на себя тяжесть обиды в двойном размере, потому что тот, кто искренне попросил прощения, снял со своей души этот груз. Кроме того, отказывая в прощении, человек как бы привязывается к событиям минувших дней. И чем больше таких привязок, тем меньше человек живет в настоящем и обращен в будущее, его словно затягивает в прошлое. К тому же считается, что непрощенные обиды накапливаются тяжелым грузом на душе и загрязняют ее. Бытует мнение, что узнать о принятии прощения можно во сне. Если вам снится человек, у которого вы просили прощения, и вы видите его улыбающимся и приветливым, значит, он искренне вас простил. Понять, простили ли вы того, кто просил об этом у вас, тоже просто. Если вы перестали ощущать горечь обиды и вообще стали забывать о ней, значит вы простили человека.
Сотни зауральцев пришли на Чин прощения в Александро-Невский собор
Тогда же Спаситель преподал собравшемуся народу молитву «Отче наш», в которой содержится прошение И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим Мф. И затем Он пояснил: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших Мф. Этим изречением начинается евангельское чтение на Литургии недели Сыропустной зачало 17. В отдельных поучениях святых отцов, сказанных в преддверии святой Четыредесятницы, звучат увещания к прощению ближних. Кто хочет предстать Богу, тот должен наперед оставить брату долг его; только такового пост и молитва угодны Богу» прп.
Ефрем Сирин 1. Василий Великий 2. А ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас» свт. Иоанн Златоуст 3.
Не будем проходить глухим ухом мимо стонов бедных, но будем оказывать милость нуждающимся с неизменной щедростью, чтобы заслужить милость в день суда» свт. Лев Великий 4. Григорий Палама, архиеп. Фессалоникийский 5.
Вместе с тем до нашего времени дошло немало проповедей отцов Церкви, произнесенных в преддверии Четыредесятницы, в которых отсутствуют наставления о прощении ближних6. Более того, ни слова о долге прощения ближних не содержится в синаксаре в Сырную неделю Никифора Каллиста Ксанфопула7. Следовательно, в эпоху отцов Церкви призыв к прощению перед началом Великого поста хоть и звучал в церковной проповеди, но нет никаких свидетельств о том, что он был облечен в форму общепринятого литургического обряда. Тридцать седьмое апостольское правило содержало постановление об обязательном созыве областных соборов епископов дважды в год: в четвертую неделю Пятидесятницы и 12 октября.
I Вселенский Собор изменил его, постановив следующее: «Соборы же да бывают: един пред Четыредесятницею, да по прекращении всякого неудовольствия чистый дар приносится Богу; а другий около осенняго времени» Правило 5. А когда они таким образом расположены друг к другу, как может быть чисто принесен Богу дар? О нем повествуется в житии прп. Марии Египетской, автором которого является свт.
Софроний, Патриарх Иерусалимский. В воскресный день перед первой седмицей Великого поста монахи приходили на Божественную литургию, причащались Святых Тела и Крови Христовых. Вечером того же дня монахи снова собирались в храме. После прощания монахи с пением псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?
Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Возвращались подвижники в монастырь по окончании сорокадневного поста. По мнению профессора И. Мансветова, «возвращение в монастырь в субботу Лазареву дало содержание стихирам на вечерне недели Ваий «Днесь благодать Святаго Духа нас собра…» и, таким образом, нашло себе отголосок в самом составе службы»10.
Но здесь следует заметить, что из повествования свт. Софрония ясно, что этот обычай был особенностью распорядка жизни монастыря, где жил авва Зосима, и в иных общежительных монастырях его, по всей видимости, не было. Известно, что имели обыкновение проводить Четыредесятницу в уединении в пустыне прп. Евфимий Великий и прп.
Савва Освященный того же обычая впоследствии держался прп. Феодосий Печерский. Однако удалялись они из монастыря заранее, а не в воскресный день накануне начала поста11. Следует также отметить, что в повествовании свт.
Софрония речь идет о прощании монахов, связанном с предстоящей разлукой. В нем нет речи о том, что в этот вечер монахи нарочито испрашивали у игумена и друг у друга прощения за возможные огорчения, причиненные в течение совместной жизни в киновии общежитии. В богослужебных книгах, чье происхождение связано с иерусалимской савваитской богослужебной традицией, — Типиконе, Постной Триоди — также не содержится никаких указаний на то, что после окончания вечерни в канун первого дня Великого поста полагается испрашивать взаимного прощения см. В стихирах Триоди также не содержится фраз, которые могли бы служить малейшим намеком на какой-либо литургический обряд прощения.
В Студийской обители существовал обычай, согласно которому монахи испрашивали друг у друга прощения ежедневно в течение Великого поста: «Надлежит знать, что после каждого повечерия бывает крестообразное — посредством рук — целование, служащее знаком примирения каждого с каждым вследствие ежедневных случающихся столкновений»12. Далее стихиры на 10, от стиха «Изведи из темницы душу мою…». Указаны четыре покаянных стихиры из Октоиха, три — из Триоди, три — из Минеи, на Слава — святому из Минеи, если имеется, на И ныне — Богородичен во глас Минеи. Рекшу иерею "Премудрость", глаголем "Свете Тихий"».
Поется великий прокимен «Не отврати лице Твое от отрока Твоего, яко скорблю. Скоро услыши мя, вонми души моей и избави ея». На «Сподоби, Господи» полагается три поклона. По просительной ектении — стихиры на стиховне из Триоди.
По «Ныне отпущаеши» — Трисвятое с тремя поклонами. После «Отче наш» следуют тропари «Богородице Дево…», «Крестителю Христов…», «Молите о нас, святии апостоли…» с поклоном на каждый тропарь. Также поется «Под Твою милость…»13 без поклона.
Истинное духовное наше сокровище — быть сопричастниками вечной пасхальной радости, которую Господь уготовал любящим Его. Пост телесный предполагает также и пост духовный, то есть чтобы особенно чутко следить за своим внутренним человеком, за движениями сердца и души. Постника и безмолвника, питающего в сердце памятозлобие и осуждение ближних, святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, скрывающемся в своей норе. Если говорим «прости», а сами не прощаем, если только для видимости из показного тщеславия кланяемся оскорбившему нас брату, а, отошедши на сторону, снова помрачаемся гневом, то напрасно тогда и бдим и постимся, ибо и сам диавол никогда не ест и никогда не спит, но не перестает от этого быть диаволом. Сердце гневливого и сердитого человека — дом и пристанище лукавых бесов. Ничто так не обнажает нас от Божьей благодати, как злопамятство и осуждение, ненависть и клевета.
Здесь видна дорога в самую глубину преисподней и сокровищница вечной муки. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакивание и самого себя ему недостанет времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел в нем и следа злословия или осуждения» «Лествица», слово 10. Как осы и мухи налетают на сладкое, так и дух лукавый устремляется против каждой добродетели, чтобы примешать к ней что-нибудь вредоносное и повернуть вспять спасительное начинание. Постное воздержание установили нам святые отцы для того, чтобы облегченною душою стяжали мы любовь и смирение, кротость и милосердие к ближним. Лукавые духи, напротив, стараются надмевать сердце постящегося тщеславием и возношением и учат его презирать слабейших своих собратьев. Человек самолюбивый всегда склонен к жестким и резким обличениям, тот же, кто говорит к брату по любви, будет говорить о деле так, словно бы рассказывая о своей собственной немощи, и, без сомнения, достигнет лучшего результата. Ибо известно, что жестокое и оскорбительное слово может смутить и доброго человека и подвигнуть его на гнев, тогда как слово доброе, сказанное с кротостью, действительно сильно в том, чтобы исправить зло в любом человеке и наставить его к добродетели. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его.
Ты кто, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Господь поставить его Рим. Постимся ли, бдим ли, кладем ли многие поклоны и прочим образом смиряем свое тело, должно всегда еще при этом помнить, что это — не «самоцель», а лишь средство к достижению истинной цели: мира и очищения души. Что даже и сверхъестественное телесное подвижничество не принесет нам никакой пользы, если не будем при этом сохранять нашу первую заповедь о любви к Богу и ближнему. Когда мы живем в большой семье, то любим всех своих домочадцев, терпим и смиряемся с их немощами, переносим неприятности и досады, которые они нам причиняют, всегда думаем, как их поддержать и утешить. Но подобную и еще большую любовь должны мы иметь не только к близким своим родственникам, а также и ко всем окружающим людям. Истинная любовь познается именно в прощении злословия и оскорблений, тогда, когда претерпевши уничижение от ближнего, болеем душой не о себе, а о своем обидчике, и искренне хотим ему помочь и его успокоить. Сотворение Адама и Евы. Первые люди предстоят пред Господом.
Изгнание из Рая. Плач о потерянном Рае. Фрагмент северной двери иконостаса. Средняя Русь. Ибо вся наша праведность — как рубище нечистой жены перед Богом. И если можем еще рассчитывать на снисхождение, ради естественной своей немощи, при слабом прохождении телесных добродетелей, то затаенная ненависть в сердце не имеет для себя никакого разумного оправдания. И губит все наши труды и подвиги, навечно отлучая от Божьей благодати, ибо «не живет Дух Святой там, где есть гнев» Никон Черногорец. В прологе из жития святых 9-е февраля есть одна очень трогательная история о святом мученике Никифоре ок. В городе Антиохии жили два друга — священник Саприкий и мирянин Никифор, любившие друг друга о Господе.
Но диавол позавидовал их нелицемерной любви и посеял между ними вражду. И вражда эта так разгорелась, что если они даже встречались на улице, то бежали в разные стороны, ослепленные бесовской злобой. И так они оба — Саприкий и Никифор, забыв о законе Христовом, устремились к вечной погибели. Но со временем мирянин Никифор раскаялся в своей злобе на иерея Саприкия и стал просить у него прощения. Трижды он присылал к нему своих друзей и соседей, считая себя грешным и недостойным приблизиться к оскорбленному им священнику, и трижды Саприкий отказывался от примирения. Наконец Никифор решился и сам пал к ногам своего бывшего друга со словами: — Прости меня, отец, Господа ради прости! Но Саприкий опять не захотел примириться со смиренным Никифором, ибо сатана овладел его сердцем. В то время было страшное гонение на христиан, и Саприкия привели на судилище. Правитель потребовал от него принести жертвы идолам, но Саприкий мужественно ответил: — О правитель!
Христианский принцип отношения к обидам заключается в том, что мы не должны в себе держать какого-то желания мести, отмщения, а наоборот, должны освободиться от этого, как от каких-то уз», — пояснил Савченко. Он обратил внимание на то, что часто человек держит обиду на кого-то, и эта обида гложет и ранит его самого, причиняя постоянную нестерпимую боль. Поэтому обиду надо в себе преодолеть, и сделать это следует в Прощеное воскресенье перед началом Великого поста, подчеркнул священник. В этот же день, отметил Савченко, вспоминается изгнание Адамово — то, как Адам и Ева согрешили, послушались дьявола вместо Бога и были за это изгнаны Господом из рая. Об этом вспоминают именно в Прощеное воскресенье, так как именно начало Великого поста — это начало покаяния. А Господь Иисус Христос уже открыл двери рая своей крестной жертвой , и нам теперь следует только взять на себя труд, направиться к этому и войти в дверь рая», — пояснил священник. Одна из ступеней покаяния Праздновать Прощеное воскресенье перед церковным постом начали еще в V—VI веках. Тогда египетские монахи почти все 40 дней поста проводили в одиночестве и аскезе в пустыне. Многие не выдерживали это сложнейшее испытание и не возвращались обратно в монастырь к Страстной седмице. Поэтому накануне очередного поста монахи стали прощаться друг с другом и просить прощения на тот случай, если больше не увидятся.
Со временем эту традицию переняли в других монастырях, а потом она ушла в народ и стала одним из обычаев. Как считают священнослужители, просьба о прощении — это одна из ступеней покаяния, своего рода проверка: готов ли верующий работать над собой, легко ли ему простить близких и самому попросить прощения у них. И если примирение дается тяжело, значит, значит человек не справился со своей гордыней и не усмирил в себе страсти. В народе же издавна считалось, что верность Богу и благие намерения нужно подтвердить делом — простить окружающим обиды и самому попросить у них прощения, чтобы помочь им тоже избавиться от обид. Даже Иуду могли простить Но есть ли все же грехи, которые никогда не прощаются? Да, такие грехи есть, но мы не должны об этом думать, отметил Савченко. Но надо понимать, что не простится тот грех, который не раскаян.
Если мы накладываем на себя дополнительные пищевые, молитвенные, богослужебные подвиги, то это не для того, чтобы понести какую-то тягость, не для того, чтобы себе жизнь усложнить, а для того, чтобы устремиться в Царствие Небесное. Чтобы изменить наш привычный будничный суетливый ритм, далекий от устремления к Богу, заменить его на ритм более сосредоточенный в себя и через это ввысь, в Царство Небесное. Таким образом проходя Великий пост, мы подготовимся встретить Пасху. Вроде бы этот праздник бывает каждый год, но для нас в этом году устремление к встрече Пасхи будет особенным. Мы вспоминаем, как это было год назад, и с особым трепетом и радостью ждем Пасхи. Тем не менее мы празднуем Воскресение Христово ежегодно, и все равно, как мы все это ощущаем, именно оно является временем особого торжества, особого осознания присутствия Божьего на земле, потому что Господь пришел, спас нас и находится среди нас. Чтобы достойно встретить этот день ликования, мы проходим путь Великого поста в устремлении к этому празднику, к Богу, в желании быть с Богом. Не в желании причинить себе какие-то неприятности, а в желании изменить свой ритм жизни на более Божественный. Осталось всего несколько часов перед тем, как мы вступим в Великий пост. Кто еще не подумал, как его проводить, осталось время поразмыслить о том, как изменить свой привычный ритм жизни на несколько иной, более устремленный ко Христу. Помним, что в праздник Пасхи мы поем «радостью друг друга обымем, рцем братия». Как же мы можем говорить друг другу «братья и сестры», если мы не будем прощать друг друга?
Изначальный смысл Прощеного воскресенья, о котором многие зря забывают
И эта перемена достижима! Это не какое-то сверхсложное дело — только нужно начать заботиться об этой перемене. Посещение богослужений в Великом посту, особенно в первые недели Великого поста, молитва, слушание слова Божия, несомненно, дают человеку силу и возможность увидеть свои грехи, принести покаяние, а значит, и очищение от грехов. В Ветхом Завете, чтобы освободиться от грехов, приносили жертвы Богу. Закалывали животных, иногда окропляли себя их кровью.
Таковы были обычаи, и с этими жертвоприношениями связывалось отпущение грехов. Господь Иисус Христос, придя, не отменил жертвы Богу за грехи человеческие, но Он сделал нечто, что не укладывалось и не могло уложиться в сознании ветхозаветных людей — Он Сам Себя принес в жертву Богу за грехи всего человечества. Он заклал Себя, подобно тому как закалывали ягнят в иерусалимском храме. Он вознесся на крест, Он жизнь Свою отдал за то, чтобы грехи наши были искуплены.
Чтобы прощение наших грехов Богом не сопровождалось несправедливостью, жертва была принесена за эти грехи, но Господь Сам Себя принес в такую жертву. Господь освободил нас от необходимости совершать жертвоприношения. А что же от нас требуется? От нас требуется соучастие в жертве Спасителя —— мыслями своими, верой своей, молитвой своей и, может быть, особенно через покаяние.
Мы должны раскаиваться в грехах не потому, что кто-то нас принуждает или кто-то от нас чего-то требует. Но мы по совести своей должны осознать наши грехи, нашу неправду — по отношению к ближним и дальним, но в первую очередь по отношению к Самому Богу.
И это было бы полбеды. Как точно подметил известный персонаж Булгакова, он иногда «внезапно смертен». И Прощеное воскресенье, особенно в настоящее время — на фоне происходящего вокруг, напоминает нам об этом. Напоминает, что обида, злость и, как следствие, отсутствие душевного мира может сильно осложнить наше существование в вечности, в которую каждый из нас может перейти внезапно и в которой уже ничего нельзя исправить. Что для освобождения души от этого греховного груза нужно научиться прощать тех, кто тебя обидел, задел, оскорбил.
А для того, чтобы научиться, поступать так не раз в году, в Прощеное воскресенье. Последнее лишь призвано помочь нам осознать очень важную вещь: прощать своих обидчиков нужно каждый день. Прощать независимо от количества и тяжести нанесенных обид, прощать, не считая.
В этот день в храмах совершается богослужение, с Чином прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение. В Прощёное воскресенье принято испрашивать прощения и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, а также со всеми теми, кого мы могли обидеть.
Когда нас обличает совесть, мы готовы каяться в грехах, но вот попросить прощение у своего ближнего, к сожалению, может не каждый человек. Сегодня мы просим другу у друга прощение и просим у Бога, чтобы он благословил наше намерение. Пост предлагается нашей Церковью для того, чтобы мы как можно лучше посмотрели на себя, увидели собственные недостатки и не судили ближнего своего.
В каждый пост во время богослужения, который очень сильно отличается от обычного времени, мы слышим удивительные молитвы и удивительные слова. Сущность покаяния открывают для нас псалмы и стихиры. Будем же стараться принимать их в свое сердце. Постараемся, чтобы пост для нас был не только отказом от пищи.
Но, работая со своей душой, постараемся довериться Богу. Священное Евангелие учит нас: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф.
А когда молишься, не выставляй на показ перед всеми и не говори много.. Конечно, братья и сестры, наша Церковь знает наше непостоянство, знает. Поэтому Церковь и ведет нас через пост и дает нам в руки опору — богослужение, Евхаристию, проповеди. В эти дни, дорогие братья и сестры, нужно обязательно приходить в Церковь Божию: участвовать в богослужениях, причащаться Святых Христовых Таин.
Будем надеяться не на себя, а на Господа. Традиция просить прощение у своих ближних очень древняя. Она существует в нашей Церкви уже много столетий. Накануне Великого поста мы собираемся в нашем храме, чтобы исполнить эту заповедь.
Когда-то в монастырях Египта и Палестины монахи уходила на Великий пост в пустыню, где пребывали в глубокой молитве наедине с Богом. Лишь только к Вербному воскресению братья собирались в обители, чтобы совершить службу. Накануне удаления в пустыню монахи просили друг у друга прощение, потому что никто из них не знал, увидит ли он снова своих братьев, сможет ли вернуться в обитель. Эта традиция существует до сегодняшнего дня.
Завтра мы вступим в Великий пост, а сегодня просим друг у друга прощение. Тот, кто не сможет простить, тот не сможет почувствовать Господа в своем сердце. Святитель Иоанн Златоуст сказал, что «ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас». Все святые отцы говорят о покаянии.
Великим постом часто вспоминают житие одного святого мученика. Жили два друга. Одного звали Никифор, он был мирянином. Второго друга звали Саприкий, он был священником.
Чин прощения 17 марта 2024 года, Храм Христа Спасителя, г. Москва
О Прощеном воскресенье, необходимости просить прощения и прощать и о правильном великопостном устремлении рассказал игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского монастыря. В этот день обязательно молились об усопших и просили прощения за причиненные обиды. По завершении Божественной Литургии Святейший Митрополит Московский и Всероссийский Серафим совершил вечерню с чином прощения.
Начало великопостного пути. Вечерня с чином прощения
Во время Чина прощения настоятель храма с крестом в руках выходит на амвон, чтобы первым испросить прощения у клира и всех прихожан, встав на колени, поклонившись до земли. Поэтому накануне Великого поста чин прощения принято совершать либо сразу после воскресной Литургии, либо уже после вечерни. О расхожих стереотипах — в материале РИА оттепель не навредила"Чин прощения", пожалуй, — самая трогательная из православных традиций. Можно заметить, что сам упомянутый "чин прощения" не требует точной конкретизации вышеуказанных моментов. 6 марта многие рязанцы пришли в Христорождественский собор Рязани, где в преддверии наступающего Великого поста митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил вечернее богослужение с особым чином прощения.
Сотни зауральцев пришли на Чин прощения в Александро-Невский собор
Ведь после этого на целых семь недель запрещена не только скоромная еда, но и различные увеселения. На Руси в Прощеное воскресенье было принято гадать на блинах. Делали это в процессе выпечки первого блина и обращали внимание на такие детали: ровные края — скорое замужество, которое будет счастливым; неровные края — не исключены сложности в семейной жизни; толстый блин — трудности в жизни; тонкий — год пройдет как по маслу; румяный — признак здоровья; бледный — к возможным болезням; зажаренный посередине — муж сохранит верность; зажаренный по бокам — отправится за приключениями. За праздничным застольем старались съесть все блины. Если это удавалось, люди радовались, понимая, что весь год они проживут в счастье и достатке. Но речь идет о каком-либо масштабном деле, рутинный бытовой труд допускается. Также обычно советуют отказаться в праздник от рукоделия и "грязной" работы по дому.
На Руси в этот день категорически запрещалось совершать плохие поступки, обижать людей. Умудренные опытом старики говорили молодым: "Нельзя просить прощения не от чистого сердца или делать вид, что прощаешь человека, но делаешь это неискренне". Принято считать, что в этот день нельзя злиться, раздражаться, ссориться с близкими людьми. Нельзя думать о плохих вещах, жаловаться, отказывать в помощи нуждающимся. Приметы и поверья на Прощеное воскресенье Особенная магия Сыропустной недели и последнего дня Масленицы способствовала появлению огромного количества примет и поверий, которые призваны обеспечить семейное благополучие и личное счастье. Пепел от костра нужно было рассыпать по полям, чтобы "накормить" землю.
Молодые девушки на Руси делали из ткани маленьких куколок и сжигали их во дворе. Считалось, что так они перекладывают на игрушку все свои печали и беды. Хорошая хозяйка всегда ставила опару на блины и выпекала их без посторонних глаз. В противном случае тесто непременно окажется испорченным, и тогда домашних будут подстерегать многочисленные несчастья. Праздничными блинами было принято потчевать друзей и соседей. При этом обязательно смотрели, кто первым возьмет угощение.
Если мужчина, то семья ожидала рождения сына, если женщина — дочери. Девушки с удовольствием брали на себя обязанность обносить блюдом с блинами гостей, соседей или просто угощать прохожих. Ведь если на тарелке не оставалось ни единого кусочка, то свадьба была уже не за горами, а вот количество несъеденных блинов указывало на количество лет до замужества. В Прощеное воскресенье обращали внимание не только на блины, но и на гостей.
Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти. Святитель Иоанн Златоуст Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя.
Преподобный Ефрем Сирин Прощеное воскресенье — последний день перед Великим постом. В этот день все православные просят друг у друга прощения - чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскресения Христова. В этот день последний раз употребляется скоромная пища. Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни. Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир - это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.
Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним" Архим. Иоанн Крестьянкин. Чин прощения - это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжествено и радостно: начинается весна постная, весна духовная!
В этот момент все грязное, греховное, скверное как будто вываливается наружу. Тогда появляются слезы, тогда мы по-настоящему видим бедственное свое положение, тогда по-настоящему начинаем каяться. И тогда все средства, которые Господь дал нам, бывают на пользу: таинства Покаяния, Причащения, Соборования. Таинства дают благодатную силу, чтобы во время подвига мы не ослабли. В результате, наша гордыня отступает, и мы начинаем жить по-настоящему. Мы перестаем жить для себя, начинаем жить для других. Такая жизнь дает плоды Духа: любовь, радость, мир, долготерпение...
Обращаем ваше внимание, что за ходом работ по реконструкции Троицкого храма можно наблюдать в разделе " Реконструкция и реставрация Троицкого храма ". Архив новостей.