Новости биография достоевского федора михайловича

почетным членом Общества любителей российской словесности.

Достоевский за 30 минут

Читайте и слушайте биографию русского писателя Федора Михайловича Достоевского на сайте "Сказочка Онлайн". Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве, в Мариинской больнице. К двухсотлетию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского колумнист BURO.

Достоевский Федор Михайлович: биография, семья, творчество, интересные факты из жизни

Что запрещал писатель своей жене и кем работал его правнук. 10 любопытных фактов о Достоевском Полная биография писателя Федора Достоевского. Личная жизнь, фотографии, портреты, книги, интересные факты из жизни на портале «».
Федор Достоевский • биография и творчество Федор Михайлович Достоевский несомненно оставил неизгладимый след в мировой литературе.

Достоевский Федор Михайлович: биография, семья, творчество, интересные факты из жизни

Федор Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве в семье разночинца и купеческой дочери. Классик русской литературы, писатель и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года. Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни. Федор Михайлович Достоевский несомненно оставил неизгладимый след в мировой литературе. Читайте и слушайте биографию русского писателя Федора Михайловича Достоевского на сайте "Сказочка Онлайн". Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве.

Биография Федора Михайловича Достоевского

История Федор Достоевский родился в Москве на улице Новая Божедомка в правом флигеле Мариинской больницы для бедных, где его отец служил штатным лекарем. Здесь он провел детство. Федор получил отличное образование семье и в пансионе в Москве, был очень начитан. Но окрестности района Марьиной Рощи и соприкосновение с бытом бедных уже тогда отложили отпечаток на мировоззрение будущего писателя. Достоевский примерно половину жизни прожил в Петербурге , в городе написана бОльшая часть его произведений. Он жил и обучался в Главном инженерном училище ныне Михайловский, или Инженерный замок. На нынешней Пионерской площади находился Семеновский плац, где писателя должны были казнить по делу Петрашевцев, однако в последний момент приговор был изменен и писатель был отправлен на каторгу и ссылку в Семипалатинск и Омск. После возвращения в Петербург из ссылки писатель живет на разных съемных квартирах, в основном, в районе Сенной площади, где обитают герои его романа «Преступление и Наказание» 1866.

Отец вкладывал много усилий в образования Федора. В 16 лет переехал в Петербург для поступления в Главное инженерное училище.

В этот период решил стать писателем. Во время обучения 1840-1842 начинает свои драмы «Мария Стюард» и «Борис Годунов», 1844 заканчивает драму «Жид Янкель» и в это же время переводит иностранные романы и пишет «Бедные люди». Благодаря своим работам, Достоевский становится знаменитым и вхожим в круг иных популярных писателей. Углубляется в разные жанры: юмористический «Роман в 9 письмах», очерк «Петербургские летописи», трагедии «Чужая жена» и «Ревнивый муж», святочная поэма «Елки и свадьба», повести «Хозяйка», «Слабое сердце» и множество другого. Писатель интересен своей многосторонностью. В каторге продолжал в тайне создавать свои шедевры. В этот же год был помилован. После ссылки посещает разные страны и пишет «великое пятикнижие». Брак с Исаевой продлился 7 лет, детей не было.

Со второй женой Анной Григорьевной родилось 4 детей. Похоронен в Санкт-Петербурге. В семействе врача клиники для бедных Михаила Андреевича, а позже получившего звание дворянин. Маму звали Мария Федоровна. У них было шесть детей. В 16 лет Федор со старшим братом поступили в подготовительный пансионат Санкт-Петербурга. В конце 1843 года в инженерной команде служил подпорудчиком, а через год ушел в отставку и посвятил свое время полностью литературе. Первым был написан роман «Бедные люди» вышел в 1845 году и имел значительный успех. После Достоевский участвовал в подпольной типографии.

Арестовали в 1849 году, все его архивы уничтожили. Достоевcкий ожидал казни, но Николай I заменил наказание на 4-х летнюю каторгу. В 1857 году Федор поженились с вдовой Исаевой. Выпустил комедийные истории: «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его жители». В 1866 году трудился над любовной историей «Преступление и наказание» и вторая свадьба Достоевского.

В конце ноября Николай I при утверждении приговора петрашевцам сократил вдвое до четырёх лет срок заключения Достоевскому с последующей службой рядовым [71]. Только после этого была приостановлена казнь и осужденным дано помилование. Было назначено наказание в виде каторжных работ [72]. Во время инсценировки казни один из осужденных, Николай Григорьев , сошёл с ума. Испытанные Достоевским ощущения отражены в одном из монологов князя Мышкина в романе « Идиот » [72] С 9 по 20 января 1850 года на пути к месту каторги осужденные находились в Тобольске. Здесь жёны сосланных декабристов Ж. Муравьёва [73] , П. Анненкова [74] и Н. Фонвизина [75] встретили осуждённых петрашевцев и подарили каждому Евангелие , внутри были спрятаны по десять рублей [76] [77] Достоевский до конца жизни хранил это Евангелие как реликвию [78]. Каторгу писатель отбывал в Омске. Каторжане не имели права переписки, но Достоевский вёл тайно записи в «Сибирской тетради» «моя каторжная тетрадка» "Сибирской тетради" «моя тетрадка каторжная» [45]. Они легли в основу его романа « Записки из Мёртвого дома ». В этот же период впервые произошла медицинская констатация его болезни как падучая эпилепсия [79] [80]. После освобождения Достоевский провёл около месяца в Омске, где завел дружбу с известным в будущем казахским этнографом Чоканом Валихановым [81]. Дом в Семипалатинске , в котором Достоевский жил в 1857—1859 гг. В конце февраля 1854 года Достоевский отправился рядовым на место службы в 7-й Сибирский линейный батальон в Семипалатинске [47]. Здесь он знакомится с Марией Дмитриевной Исаевой , женой местного чиновника А. Исаева, горького пьяницы. В ознаменование начала царствования Александра II согласно приказу военного министра ряду осуждённых были дарованы льготы и милости, Достоевский же был произведён в унтер-офицеры [83]. Фёдор Михайлович пишет письмо своему давнему знакомому, герою Севастопольской обороны генерал адъютанту Эдуарду Ивановичу Тотлебену с просьбой походатайствовать о нём перед новым императором [84]. Письмо в Петербург доставил друг писателя барон Александр Егорович Врангель [85]. Генерал Тотлебен на личной аудиенции добился определённого помилования для писателя [86]. В этом браке Достоевский не был счастлив. Полная амнистия и разрешение печататься было дарованы Достоевскому высочайшим указом 17 апреля 1857 года [91]. Также были возвращены права дворянства. Годы каторги и военной службы оказались поворотными в жизни писателя: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко верующего человека, идеалом которого на всю жизнь стал Иисус Христос. После ссылки Достоевский в 1863 году 30 июня 1859 года Достоевскому выдали временный билет [92] , по которому он мог покинуть Семипалатинск [93]. В 1860 году вышло двухтомное собрание сочинений Достоевского [96]. Вторым громким литературным дебютом писателя стала публикация «Записок из Мёртвого дома» [97]. Для современников «Записки» оказались откровением, до Достоевского никто не касался изображения тем каторжной жизни. Новаторский роман, жанр которого до сиз пор не могут определить, позволил писателю занять достойное место не только в русской литературе, но и в мировой. С начала 1861 года Фёдор Михайлович вместе с братом Михаилом выпускали собственный литературно-политический журнал «Время» [99] , потом в 1863 году — журнал «Эпоха». Работа в журналах положило начало публицистической деятельности писателя, а совместная работа с Н. Страховым [105] и А. Григорьевым [106] способствовала становлению братьев Достоевских на позициях почвенничества. Летом 1862 года Достоевский предпринял первую поездку за границу, побывав в Германии , Франции , Англии , Швейцарии , Италии и Австрии. Хотя главной целью путешествия было подлечить здоровье на немецких курортах, в Баден-Бадене писатель пристрастился к игре в рулетку [107]. Лето 1863 года он провёл с эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой [108] «инфернальной женщиной» по словам писателя [109]. Их сложные отношения, страсть к игре в рулетку отражены в романе « Игрок » [110]. Достоевский продолжал играть в азартные игры вплоть до 1871 года, когда он после проигрыша навсегда поборол в себе страсть к игре. Свои впечатления от первой поездки по Европе, размышления об идеалах Великой французской революции Достоевский описал в цикле из восьми философских очерках-эссе « Зимние заметки о летних впечатлениях » [111]. Размышления писателя о буржуазной цивилизации в « Зимних заметках.. Долинина, была заложена в «Записках из подполья» [112].

Летом 1862 г. Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А. В 1863 г. Сусловой, драматические отношения с которой 1861—1866 найдут отражение в его произведениях. За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского 1862—1871 : рулетка захватила его целиком. В 1864 г. В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» 1866 — «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы». Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью. Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру. Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи. Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» 1866. В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А. Сниткину, которая зимой 1867 г. Новая женитьба принесла писателю семейное счастье, которого он был лишён в первом браке. С весны 1867 г. В 1868 г. В первые годы за границей Достоевский работал над романом «Идиот» 1868 , идея которого, по его словам, состояла в изображении «положительно прекрасного человека». Главный герой романа — князь Лев Николаевич Мышкин в черновиках «Князь Христос» , наделённый целомудрием, кротостью, детской добротой, но слабый и беспомощный, оказывается не в состоянии спасти падшие души, возродить поруганную красоту: под удар поставлена сама идея спасительной христианской любви. Мир зависти, ревности, гордыни и злобы ломает и выталкивает самого прекрасного, самого хрупкого своего гостя, его проповедь «практического христианства» — прощения и сострадания — оказывается несостоятельной и терпит крах. Однако, несмотря на неудачу миссии князя Мышкина, он оставил в мире, как писал Достоевский в подготовительных материалах к роману, «неисследимую черту», а значит, не погибнет и великая христианская идея. К 1869—1870 гг. Рукопись романа «Бесы» Фёдора Достоевского. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. В 1870 г. Живя за границей, Достоевский стал свидетелем крупнейших событий общественно-политической жизни Западной Европы — франко-прусской войны 1870—1871 гг. Бакуниным ; напряжённо следил за расследованием убийства, совершённого членами тайного общества под руководством С. Однако в процессе работы в пространство романа-хроники вошли не только нечаевцы, но и либералы 1840—1860-х гг. Белинского, А. Герцена, Т. Грановского , П. Бесовская одержимость силами зла и разрушения, гордыня идеологического своеволия, самозваные претензии на владение миром, сверхчеловеческие амбиции — эти глубинные духовные пороки политических честолюбцев и авантюристов, руководителей русской смуты, обретают в романе апокалипсическое значение, обнажая сущностные законы противостояния добра и зла. В июле 1871 г. Достоевский с женой и дочерью вернулись в Россию. Лето 1872 г. Став редактором газеты-журнала «Гражданин» , Достоевский с 1873 г. Имевший большой успех «Дневник писателя» — «моножурнал» Достоевского, включавший публицистические статьи на политические, юридические, социальные, педагогические и другие темы, литературно-критические статьи и очерки, мемуары, а также художественные произведения. В нём были опубликованы, в частности, мрачно-иронический рассказ «Бобок» 1873 в традиции «Разговоров в царстве мёртвых» Лукиана , являющийся по своим идеям «всё позволено», если нет Бога , темам «бесстыдной правды», сознания на грани безумия, сладострастия и др. Бахтин всего творчества Достоевского; а также «фантастические» рассказы: «Кроткая» 1876 — монолог мужа у гроба покончившей самоубийством жены, который, пытаясь собрать «мысли в точку», приходит к ясному осознанию случившегося в предисловии к рассказу Достоевский сформулировал суть своего «фантастического» метода — представить стенограмму внутреннего монолога героя ; «Сон смешного человека» 1877 , восходящий к жанру фантастических путешествий в утопическую страну и завершающийся прозрением героя, который «видел истину» — «рай на земле» и знает отныне, что надо делать для его достижения «главное — люби других, как себя». Весной 1874 г. Достоевский, тяготясь редакторством и конфликтами с издателем, покинул свой пост, отправившись для лечения усилившейся эмфиземы лёгких за границу, в Эмс поездки туда повторились в 1875, 1876, 1879. В 1875 г. Итоговым произведением Достоевского стал роман «Братья Карамазовы» 1879—1880 , органично сочетавший семейную хронику с жанрами жития , поучения, философской притчи , исповеди, судебной речи, диспута.

Федор Михайлович Достоевский

Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни. Фёдор Михайлович Достоевский — чем известен, биография, библиография и творческое наследие — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Михаил Михайлович Достоевский (1820-1864), брат Федора Михайловича. Подробнее о выдающимся русском писателе Федоре Михайловиче Достоевском читайте в справке РИА Новости. Федор Михайлович Достоевский является общепризнанным литературным классиком. Федор Михайлович Достоевский на смертном одре 29 января 1881.

Фёдор Достоевский

Он становится «властителем умов» своего поколения. И каждое его появление на концертах и чтениях сопровождается овациями. Достоевский планирует восстановить работу над «Дневником писателя» и написать продолжение «Братьев Карамазовых». Но 26 января 1881 года он умирает от давней болезни — эмфиземы легких. Фотография К. Достоевскому К 150-летию со дня рождения писателя в 1977 году в СССР отчеканили настольную медаль весом 30 г при диаметре 35 мм. На обороте представлены инициалы писателя и годы жизни.

Медаль «150-летие со дня рождения Ф. Достоевского», 1977 год Следующий юбилей — 175 -летие со дня рождения Ф. Достоевского широко отмечался по всему миру в 1996 году: в России и европейских странах прошли конференции и литературные чтения, посвященные жизни и творчеству писателя. Русско-немецкий институт культуры предложил установить памятник Достоевскому в Дрездене в память о его дрезденском периоде творчества тогда были написаны «Бесы» и «Вечный муж». А в России выпустили почтовую марку и памятную монету, посвященные писателю. Монета номиналом 2 рубля с портретом Достоевского вышла в серии «Выдающиеся личности России».

Она отчеканена Ленинградским монетным двором из серебра, диаметр ее составляет 33 мм, а вес 15,87 г. На реверсе монеты представлена сложная метафорическая композиция: портрет писателя на фоне православного храма с колокольней, фрагмент любимой картины Достоевского — «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, кандалы как символ каторги и подпись-факсимиле писателя. Россия, 2 рубля 1996 года «175-лет со дня рождения Ф. Достоевского» Оцените статью.

До 1871-го много путешествуют вне России. Биография подробно Детство писателя Федора Михайловича Достоевского можно назвать благополучным: рожденный в дворянской семье в 1821 году, он получил отличное домашнее образование, воспитание. Родителям удалось привить любовь к языкам латыни, французскому, немецкому , истории.

После достижения 16 лет Федор был отправлен в частный пансион. Затем обучение продолжалось в военно-инженерном училище Петербурга. Интерес к литературе Достоевский проявлял уже тогда, посещал с братом литературные салоны, пробовал писать сам. Как свидетельствует биография Федора Михайловича Достоевского, 1839 год уносит жизнь его отца. Внутренний протест ищет выхода, Достоевский начинает знакомиться с социалистами, посещает кружок Петрашевского. Роман «Бедные люди» написан под влиянием идей того периода. Это произведение позволило писателю, наконец, закончить ненавистную инженерную службу и заняться литературой. Из никому неизвестного студента Достоевский стал успешным писателем, пока не вмешалась цензура.

В 1849 году идеи петрашевцев признаны вредными, членов кружка арестовывают, отсылают на каторгу. Примечательно, что приговор изначально был смертным, но последние 10 минут изменили его. Уже стоявших на эшафоте петрашевцев помиловали, ограничив наказание четырехлетними каторжными работами. Михаил Петрашевский был приговорен к пожизненной каторге. Достоевского отправили в Омск. Биография Федора Михайловича Достоевского рассказывает, что отбывание срока давалось литератору тяжело. Он сравнивает то время с погребением заживо. Тяжелая однообразная работа вроде обжигания кирпича, отвратительные условия, холод подорвали здоровье Федора Михайловича, но и дали ему пищу для размышлений, новые идеи, темы для творчества.

После отбывания срока Достоевский служит в Семипалатинске, где единственной отрадой стала первая влюбленность — Мария Дмитриевна Исаева. Отношения эти были нежными, чем-то напоминающими отношения матери с сыном. Останавливало писателя от того, чтобы сделать женщине предложение, лишь наличие у нее мужа. Чуть позднее он скончался. В 1857 году Достоевский, наконец, добивается Марии Исаевой, они венчаются. После заключения брака отношения несколько изменились, сам литератор отзывается о них как о «несчастных». Достоевский снова пишет, с братом открывает журнал «Время». Брат Михаил ведет бизнес неумело, влезает в долги, погибает.

Разбираться с долгами приходится Федору Михайловичу. Ему приходится писать быстро, чтобы получить возможность оплатить все накопленные задолженности.

В свет выходит роман «Униженные и оскорблённые». В 1862 году писатель уезжает за границу, посещает Францию, Германию, Англию и другие европейские страны.

Эти взаимоотношения отразились в романах «Игрок», «Идиот» и некоторых других работах. Возвращение в Россию ознаменовано несколькими печальными событиями. Во-первых, от чахотки умирает его супруга. Во-вторых, в 1866 году истекает контракт с издательством, что вынуждает Достоевского работать сразу над двумя романами: «Игрок» и «Преступление и наказание».

В октябре того же года в жизни писателя появляется стенографистка Анна Сниткина, которая впоследствии становится его женой. Этот брак более удачен, чем предыдущий, с 1868 по 1875 год у них рождается 4 детей. Популярность писателя особенно возрастает в последние годы его жизни. Он становится членом-корреспондентом Академии Наук.

В 1878 году, после потери любимого сына Алексея, начинает работать над своим итоговым произведением — «Братья Карамазовы». Умер Фёдор Достоевский 9 февраля 1881 года, в возрасте 59 лет, и был похоронен на Тихвинском кладбище в Петербурге.

Здесь мальчик впервые познакомился с жизнью крестьянства и простой красотой русской природы. Он жадно впитывал образы, которые впоследствии выплеснул на страницы своих книг.

Юность Беззаботное детство писателя закончилось вместе со смертью его матери в 1837 году. Несмотря на то, что ему уже было 16 лет, он еще не сталкивался с разрушительными потрясениями. Здесь же на него обрушилась сразу целая глыба. Уход матери совпал с гибелью Пушкина, который был кумиром Федора и его старшего брата Михаила.

Оба они зачитывали его стихи до дыр и мечтали пойти по стопам великого поэта. Однако отец отправил их постигать науки в Главное инженерное училище в Петербург. Он полагал, что сочинительством сыновьям прокормиться не удастся. Несмотря на то, что учеба тяготила братьев, они старались и были на хорошем счету в училище.

В 1839 году отец Федора Михайловича умер. Большинство биографов сходятся на том, что смерть его была насильственной — от руки уставших от его пьянства и придирок крестьян. Впрочем, достоверно этого не знает никто. А братья сразу же договорились этой темы не касаться.

Достоевский Фёдор Михайлович (1821 - 1881)

К концу 1859 года Достоевскому было разрешено уже жить в Петербурге, куда он немедленно переехал и активно занялся литературной деятельностью: редактировал чужие тексты, писал и публиковал свои статьи, художественные произведения. Годы, проведенные в Сибири, изменили убеждения Достоевского: он признал народный дух, возвратился к «народному корню». Братья Достоевские выработали идею «почвенничества» — эта модель призвана была примирить славянофилов и западников — народное начало и достижения прогресса. Идея революционного преобразования России была Достоевскому не по душе, он признавал реформы, которые допускают мирное сотрудничество правительства, интеллигенции и народа. Повесть «Записки из подполья» отражает тогдашние взгляды писателя. Достоевский считал, что у России — свой особый путь к «земному раю». Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости.

Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться! Известен факт, что в Баден-Бадене Достоевский проигрывается в рулетку «совершенно дотла». Игромания долгие годы была нездоровой страстью писателя. В 1861 году писатель повстречал другую свою роковую страсть — Апполинарию Суслову. Апполинария была известна своим эксцентрическим поведением, красотой, непомерным эгоизмом и страстью к внешним эффектам.

Спустя два года, в июне 1839 года, Федор Достоевский, студент Петербургского Главного инженерного училища, получил известие о скоропостижной смерти отца.

Так семнадцатилетний юноша остался сиротой. Моглила М. Достоевской на бывшем Лазаревском кладбище в Москве. Фото: А. Лебедев, 1934 г. ГМИРЛ им.

Даля Михаил Алексеевич умер от апоплексического удара, спровоцированного, по одной из версий, конфликтом с крепостными крестьянами, которых он-де оскорбил в пьяном виде а в пьянство он впал по причине потери жены. У этой версии есть противники, но в любом случае уход отца стал еще одним неожиданным ударом для Федора. Некоторые называют это событие прямой причиной развившейся у писателя эпилепсии. Окончил инженерное училище — по настоянию отца Техническое образование совсем не соответствовало внутреннему устроению юноши, любившего литературу и вообще склонного к постоянной рефлексии. Все свое свободное от занятий время Достоевский уделял чтению. Почти всего Пушкина будущий писатель знал наизусть.

Ночи юный Достоевский проводил за первой пробой своего пера. Достоевский справа с этнографом Чоканом Валихановым. Фото: wikimedia commons Закончив учебное заведение, Федор Михайлович немного проработал по специальности, но вскоре вышел в отставку и больше никогда не возвращался к инженерному делу. Был помилован на эшафоте За участие в кружке петрашевцев Достоевский был приговорен к смертной казни. Руководитель кружка Михаил Буташевич-Петрашевский обвинялся в «замысле на ниспровержение государственного устройства». Достоевский — «в распространении копии письма Белинского к Гоголю», где критик, «разбирая положение России и народа, сперва говорил о православной религии в неприличных и дерзких выражениях, а потом о судопроизводстве, законе и властях».

Смертный приговор был вынесен двадцати одному участнику кружка. Несмотря на то, что было готово императорское помилование, власти приняли решение провести показательную акцию: осужденных привезли на площадь, где их стали готовить к расстрелу… «Казнь петрашевцев на Семеновском плацу». Рисунок: Б. Покровский, 1849 г. По процедуре к столбам выводили по трое. Достоевский был шестым.

Когда первую «тройку» облачили в саваны, а солдаты с заряженными ружьями встали напротив них, «вдруг» прискакал фельдъегерь и объявил помилование. Один из осужденных, Николай Григорьев, который ждал выстрела уже с мешком на голове, сошел с ума. В тот же день Федор Михайлович написал брату из Петропавловской крепости: «Ведь был же я сегодня у смерти, три четверти часа прожил с этой мыслью, был у последнего мгновения и теперь еще раз живу… Жизнь — дар, жизнь — счастье, каждая минута могла быть веком счастья…» Ощущения, которые Достоевский мог испытывать у эшафота, пронзительно передал герой романа «Идиот» князь Мышкин в одном из своих монологов. Провел четыре года на каторге в Омске Смертная казнь писателю была заменена ссылкой в Сибирь. Условия жизни в исправительно-трудовом лагере легко себе представить: там было больше причин умереть, чем выжить. Холод, недоедание, произвол со стороны надсмотрщиков и отъявленных преступников, тяжелый физический труд — все это, наложенное на ослабленное здоровье, могло уничтожить Достоевского в несколько месяцев.

Однако тем удивительней, что Федор Михайлович не только выжил там, но и находил в себе силы поддерживать других. Осмысление опыта, полученного во время пребывания на каторге, нашло отражение в «Записках из Мертвого дома». Герцен был убежден, что в этом произведении Достоевский предстал русским Данте, который спускался в ад. В феврале 1854 года писатель был отправлен рядовым в Семипалатинск. Ровно через год, узнав о смерти императора Николая I, Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвященное вдове императрице Александре Федоровне. В день коронации Александра II 26 августа 1856 года бывшим петрашевцам было объявлено прощение.

Считается, что начало приходу Достоевского к Богу положило его «стояние у эшафота», а каторга этот приход окончательно утвердила. Писатель отказался от социалистических мечтаний о том, что можно справедливо переустроить общество и мир в целом. Даля Он пришел к выводу, что главное зло — не во внешних факторах, а внутри человека: «зло таится в человеке глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, ни в каком устройстве общества не избегнете зла, душа человеческая останется та же, ненормальность и грех исходят из нее самой» из «Дневника писателя». Страдал эпилепсией Диагноз «падучая» эпилепсия Достоевскому поставили в Сибири. Первый припадок случился в 1850 году. Он сопровождался «вскрикиванием, потерею сознания, судорогами конечностей и лица, пеною пред ртом, хрипучим дыханием, с малым, скорым сокращенным пульсом.

На осужденных стали надевать саваны, раздалась команда: «На прицел! Вершина собора сверкала на ярком солнце. Донеслись из детства полузабытые слова молитвы. Что, если бы не умирать, что если бы воротить жизнь, я бы тогда каждую минуту в целый век обратил». Выстрелов не последовало — его Величество Николай I повелел в каторжную работу на 4 года, а потом в рядовые. Достоевский выдержал испытание.

В его страдающей душе родился поэтический мир невиданной новизны и смелости, но прежде были трагические годы каторги. Каторга и ссылка Достоевского В Петропавловской крепости в Алексеевском равелине был закован в ножные кандалы Федор Михайлович Достоевский, и в них отправился в Омский острог, проведя 3 года, не снимая кандалов. Потом, вернувшись в Петербург, всю жизнь оставшуюся Федор Михайлович ходил мелкими шагами, потому что след от этих кандалов остался не только физически на его ногах, но и в его походке. Кандалы на Достоевского надели в Рождественскую ночь 1849 года. В ожидании отправки он писал брату: «Неужели никогда я не возьму пера в руки? Сколько образов угаснет в моей голове, но жизнь в нас самих, а не во внешнем.

Клянусь, что не потеряю надежду, перерожусь к лучшему». Общество требует от человека нравственности, но как часто мы сталкиваемся с нравственной безответственностью общества перед человеком. Неизбежны ли те жертвы, которые общество от нас требует? Вот вопрос, которым задавался Достоевский. Через годы Достоевский напишет: «Промерзал до сердца». В Тобольске в пересыльной тюрьме случилась неожиданная радость — его и других ссыльных пришли проведать жены декабристов.

Прасковья Анненкова и Наталья Фонвизина. Жива Россия верой и верностью таких женщин: добились свидания пришли утешить, принесли в подарок по Евангелию. Достоевский сохранил эту книгу, единственную разрешенную в остроге. Позже он напишет: «Я дитя своего века, дитя сомнения. Каких страшных мучений стоила мне эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более доводов противных. Одинокий душевно, я пересматривал всю прошлую жизнь мою.

Судил себя неумолимо и строго. Иной раз даже благословлял судьбу за то, что она послала мне это». Надетые в Рождественскую ночь кандалы стали для него веригами подвижника. Я был похоронен живой и закрыт в гробу, 4 года как в землю закопанный. Сколько я вынес из каторги всевозможных типов, характеров. Судите народ наш не по тому, что он есть, а по тому, чем он хотел бы быть.

А идеалы его сильны, святы. Не говорите мне, что я не знаю народа, я работал с ним настоящей мозольной работой. От него я вновь принял мою душу, Христа, которого узнал в родительском доме, которого утратил было». Из памяти детства образ белого голубя в полутемной деревенской церкви — он пролетел из окна в окно, словно свет пронизал тьму. Белизна птицы была сродни доброте покойной матери, так помнилось. Бывают в жизни впечатления особенные, они залегают в душе неприметно и вдруг припоминаются, когда надо.

Сердечные заботы крепостной нянюшки, душевная чуткость деревенского мужика, встреченного в детстве — вдруг всё это вспомнилось и помогло в каторге между разбойниками различить людей. В каторжном безкнижье вспоминались заветные корешки памятных книг, Пушкин, Гоголь, Даль, Лермонтов. Когда-то они заронили в сердце чувство соприкосновения с Родиной, ее святыней. Этим дышал мир детей в семье Достоевских. В доме часто вспоминали московский пожар, Бородино. Это давало ему волю к тому, чтобы в падших людях искать сопричастность к той силе и глубине, которыми он и сам был заворожен еще ребенком, бывая в Кремле и в старинной лавре — Сергиевом Посаде.

Освобождение Достоевский был выпущен из каторги не в срок, а на 2,5 месяца позже — писарь забыл занести его имя своевременно в регистрационную книгу. Вот он, рядовой отдельного сибирского корпуса, а через два года — унтер-офицер во внимание к хорошему поведению и усердной службе, всемилостивейшим повелением императора и самодержца всероссийского Александра II. С Богом славная минута, сколько мук я претерпел от того, что не мог в каторге писать, а внутренняя работа кипела. Более чем когда-либо я знаю, что не зря буду бременить собою землю. Свобода, новая жизнь воскресение из мертвых». Будто и не было этих 20 лет, и едет он юный поступать в инженерное училище, в яве видит себя за окнами Михайловского замка.

Лучшая часть жизни его протекала в то время не с товарищами, а в общении с писателями на страницах их книг. После испытаний каторгой он остался гуманистом, но сердце его стало мудрее. Со страниц книг молодой писатель шагнул в народ и оказался в самой глубине его страдания. С братом Михаилом они осуществили давно задуманное — стали издавать свои литературные журналы «Время» и «Эпоха». Россия вновь услышала голос Достоевского. Жизнь и творчество после каторги Из недоговоренностей и намеков соткан его сложный художественный мир.

Под насущным видимым заключается другая действительность, подспудная, невысказанная. Корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных. После Сибири Достоевский глубоко исследует тему преступления. Он все еще пытается сложить с себя часть вины, как низкие потолки и тесные комнаты ум теснят. Теперь я знаю, кто много посмеет, тот у них и прав, кто на больше может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и правее.

Достоевский издаёт «Дневник писателя», в 1875 в «Отечественных записках» печатает роман «Подросток» и, наконец, в 1879—80 годах — «Братья Карамазовы», величайшее произведение Достоевского, а может быть, и всей русской литературы. К этому времени Достоевский был признан великим писателем и властителем дум молодого поколения. Вершины этого признания Достоевский достиг на пушкинском празднике в Москве, в 1880 году, когда произнёс свою знаменитую речь о Пушкине. Речь эта произвела впечатление пророческое.

И слово «пророк» после тех дней стало часто соединяться с именем Достоевского. После пушкинской речи Достоевский прожил недолго. II По возвращении Достоевского из ссылки «биография» его, собственно, кончилась, началось «житие». Если отбросить первые годы по возвращении, с их постоянной заботой о деньгах, — жизнь Достоевского текла тихо и мирно, «день за днём». И в то же время ни один русский писатель не жил такой бурной, мятущейся внутренней жизнью, как Достоевский. Ни один не знал такой духовной голгофы и душевной борьбы, как он. Но борьба эта выражалась не во внешних фактах его «биографии», а в его гениальных произведениях. Достоевского часто называют певцом «униженных и оскорблённых». Это правда, конечно.

Но это лишь одна маленькая чёрточка в нём, за которую его можно по-особенному любить и преклоняться, но не в ней самой «сущность» творчества Достоевского. Таинственная борьба Бога и дьявола и сердце человеческое как поле этой борьбы — вот что созерцал духовными очами своими Достоевский и вот что он раскрыл людям. Произведение каждого настоящего художника — исповедь. He в том смысле, что он «выводит себя» в действующих лицах своих произведений. Но все переживания писателя, его сомнения, его упования облекаются в образы, «оживают», становятся «живыми людьми». И если вдуматься во всех героев Достоевского и представить себе душу писателя, который мог их создать, представить себе всё, что он должен был пережить, — словом, принять его произведения как исповедь, — невольно почувствуешь в своём сердце желание сделать то, что сделал старец Зосима, увидав Дмитрия Карамазова: Поклониться в ноги безмерному его страданию 16. В произведениях Достоевского отразился весь оглушительный, разрозненный, адский гул современной мировой жизни. Все сомнения, все боли, весь ужас, все падения человеческие и в то же время разрозненные голоса эти звучат так, что, когда слышишь их крик, не врозь, а с высоты, объединённый в одно целое, из безумных разрозненных голосов слагается торжественный, победный гимн. He слова проклятия и отчаяния — а великое слово: Осанна!

В своей записной книжке Достоевский писал: «Дразнили меня необразованною и ретроградною верою в Бога... Им и не снилось такой силы отрицание Бога, какое положено в «Инквизиторе» и в предшествовавшей главе, которому ответом служит весь роман... В виду этих глав могли отнестись ко мне хотя и научно, но не столь высокомерно по части философии, хотя философия и не моя специальность. И в Европе такой силы атеистических выражений нет и не было. Стало быть, не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнения моя осанна прошла, как говорит у меня же, в том же романе, чорт» 17. И Достоевский глубоко прав. Действительно, большего сомнения, отрицания и «атеизма», чем Иван Карамазов, не было и нет и, может быть, никогда не будет дано в литературе. И человек, который написал Ивана Карамазова, то есть в живом лице воплотил собственные свои сомнения и отрицания, действительно, прошёл такое «горнило» сомнений, которое даёт право исповедовать свою веру. Прав Достоевский и в том, что ответом на все сомнения Ивана Карамазова служит весь роман в целом.

Точно так же, как можно было бы сказать, что чудовищный хаос жизни, выражающийся в отдельных героях Достоевского, — разрешается божественной гармонией, если взять все его произведения в целом. Три героя Достоевского с особенной силой воплощают ужас души человеческой: автор «Записок из подполья», Раскольников из «Преступления и наказания» и Иван Карамазов из «Братьев Карамазовых». Герой «Записок из подполья», от имени которого ведётся рассказ, рекомендует себя так: «Я человек больной... Я злой человек. Непривлекательный я человек» 18. И действительно, «Записки из подполья» — это исповедь человеческой злости 19. He той «злости», которая преследует какую-нибудь «злую цель», и не той, которая под влиянием минуты охватывает человека, — а злости для злости, постоянной, пронизавшей каждый изгиб души. Всё в нём вызывает злость — и радость, и горе, и добро, и зло, и люди, и природа, и весь мир, и злость эта доходит до какого-то исступления. В исступлении этом нет, разумеется, ни радости, ни наслаждения, в обычном смысле слова, нет, потому что нет самодовольства, но всё же оно вызывает в нём какое-то мучительное, тяжёлое упоение, доходящее до сладострастия.

У человека из подполья целая философия, философия злости, которая рисует ему всю жизнь как бессмысленную каменную стену, об которую люди разбивают свои головы. Стена эта — «природные условия». Те неизбежные «законы», которые заставляют человека зачем-то родиться и зачем-то жить. Им надо подчиняться. Это ясно, как дважды два четыре. Но человек из подполья иначе, с точки зрения вечности и добра, не может понять жизнь, — а «в каменной стене» не может найти «успокоения». Отсюда и вся «злость» его. О, нелепость нелепостей! To ли дело всё понимать, всё сознавать, все невозможности и каменные стены; не примиряться ни с одной из этих невозможностей и каменных стен, если вам мерзит примиряться; дойти путём самых неизбежных логических комбинаций до самых отвратительных заключений на вечную тему о том, что даже и в каменной-то стене как будто чем-то сам виноват, хотя опять-таки до ясности очевидно, что вовсе не виноват, и вследствие этого, молча и бессильно скрежеща зубами, сладострастно замереть в инерции, мечтая о том, что даже и злиться, выходит, тебе не на кого; что предмета не находится, а может быть, и никогда не найдётся, что тут подмен, подтасовка, шулерство, что тут просто бурда, — неизвестно что и неизвестно кто, но, несмотря на все эти неизвестности и подтасовки, у вас всё-таки болит, и чем больше вам неизвестно, тем больше болит!

Да вы после этого и в зубной боли отыщете наслаждение! Тут, конечно, не молча злятся, а стонут; но это стоны не откровенные, это стоны с ехидством, а в ехидстве-то и вся штука. В этих-то стонах и выражается наслаждение страдающего... Какова философия — такова и жизнь. И во второй части Достоевский показывает, как живёт человек из подполья. Всё та же бессмысленная, самодовлеющая, до сладострастия доходящая злость. Достаточно вспомнить главный эпизод этой «жизни». Человек «из подполья» приехал к проституткам. Пьяный, в угаре, после нелепой и дикой истории.

Почти в беспамятстве. Он очнулся на постели и увидал около себя «два открытые глаза, любопытно и упорно» его рассматривающие. Ему «ярко представилась нелепая, отвратительная, как паук, идея разврата, который без любви, грубо и бесстыже, начинает прямо с того, чем настоящая любовь венчается». И вот он начинает разговор с этой «Лизой». Он расспрашивает её, кто она, откуда. И вдруг начинает рассказывать ей «истории»... Он видел, как хоронили проститутку, и подробно, точно не замечая впечатления, он мучает несчастную девушку, подробно и ярко рисуя ей будущность каждой «такой», как «она»... И действительно, доводит её своими картинками до ужаса, а задушевным своим тоном трогает её сердце. Но это шалости злого паука.

Лиза доверчиво приходит к нему на дом, как к человеку. И он надевает личину человека, и когда видит, что девушка готова окончательно ему поверить, он грубо и грязно сходится с ней, как с проституткой. После дикой сцены Лиза, вся уничтоженная, окончательно сбитая с толку, уходит домой, а подпольный человек до того зол и подл, что, для окончательного и безобразного её унижения, всовывает в руки пятирублёвую бумажку. Я вдруг подбежал к ней, схватил её руку, разжал её, вложил... Затем тотчас же отвернулся и отскочил поскорей в другой угол, чтоб не видеть, по крайней мере... Я хотел было сию минуту солгать — написать, что я сделал это нечаянно, не помня себя, потерявшись, сдуру. Но я не хочу лгать и потому говорю прямо, что я разжал ей руку и положил в неё... А когда Лиза ушла и он нашёл на столе «смятую синюю пятирублёвую бумажку», которую она успела выбросить, он побежал за ней на улицу, чтобы «упасть перед ней, зарыдать от раскаяния, целовать её ноги, молить о прощении». Но вернулся назад.

Он задал себе вопрос: «не лучше ль будет, если она навеки унесёт теперь с собой оскорбление? Хотя «чуть не заболел тогда от тоски». Ещё более страшную бездну души человеческой показал Достоевский в образе Раскольникова. Если в «Записках из подполья» человек превратил себя в жалкого червя, а весь беспредельный мир Божий — в подполье: забился в душную, смрадную «подпольную» яму — и замер в ней в своей сладострастной озлобленности, — то в «Преступлении и наказании» пред нами человек, захотевший своё я, свою волю поставить высшим законом мира, захотевший личность свою возвести на степень божества: жизнь и её правила и принципы — всё зависит от его желания. Он властелин её. Бог её. Раскольников — проповедник «человека-Бога». Но этот человек-Бог — не всякий человек. Он ещё должен явиться.

А для этого прежде всего надо захотеть. Надо «посметь» свою волю поставить выше всего. И Раскольников действительно убивает человека. He потому убивает, что хочет её «ограбить», а для принципа, из идеи. Чтобы «осмелиться». Учение Раскольникова о новом человеке, которому будет всё позволено, потому что он будет царь и Бог , имеет очень много общего с появившимся через несколько десятков лет после «Преступления и наказания» учением Ницше о «сверхчеловеке». Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям.

Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь». И всё это надо для того, чтобы наконец явился человек-властелин. Только для этой высшей цели имеет смысл существование всех обыкновенных, маленьких людей. Идейное, «головное», «теоретическое» убийство Раскольникова — противоречит его сердцу. И он страдает поистине голгофскими страданиями. И сердце, в конце концов, берёт верх. Он говорит о своём преступлении сначала любимой девушке, Соне, потом следователю и принимает наказание как искупление за свой грех. В Раскольникове до последних пределов, до ужасающих крайностей доведено поклонение перед «человеческой личностью». Достоевский никогда не останавливался на полдороге, всегда идею доводил до последней черты, не боялся заглядывать ни в какие бездны, которые за этой чертой открывались.

И он показал со всей ужасающей реальностью — куда ведёт человеческую душу провозглашение себя, своего желания, своей воли высшим мерилом всего. Ведёт к преступлению. К страшному надрыву, к безмерным страданиям человеческим. He только в русской, но и во всемирной литературе нет «такой силы атеистических выражений», как в Иване Карамазове. В Раскольникове Достоевский бесстрашно доводит до конца идею человека-Бога, в Иване Карамазове — идею отрицания. Перед отрицанием и неверием Ивана Карамазова — детским лепетом кажутся наши обычные «интеллигентские» «непризнавания» Бога. Иван Карамазов отрицает не по «недомыслию» и даже не по «неверию», а с точки зрения высшей правды. Здесь против Бога — Бог же. Добро и жизнь низвергаются своим же собственным оружием.

Такое отрицание правды — во имя правды же, самое сильное, самое безнадёжное отрицание, какое можно только себе представить. Это не наивный атеизм «недоучек», не признающих Бога потому, что его «не видно», это самая высшая точка отрицания, отрицающая не по «внешним» соображениям, a по внутренней сущности. Иван Карамазов готов признать Бога, готов допустить, что когда-нибудь наступит рай на земле и вся тварь восхвалит Господа, он даже «вечную гармонию» признаёт в конце мировой истории, — и всё-таки ни гармонии, ни мира не принимает. И не принимает в силу требований совести, а не по легкомыслию, опять-таки, и не по гордости. А именно во имя правды. Вот эти, воистину огненные, строки «Братьев Карамазовых»: Разговор происходит между братьями Иваном и Алёшей. Алёша верующий, «тихий» ученик старца Зосимы. Братья росли врозь и почти не знают друг друга. Они знакомятся.

И вот тут-то Иван и признаётся в своём «бунте». Он рисует перед Алёшей целый ряд бессмысленных и чудовищных страданий детей.

Родители. Детство. Воспитание.

Достоевский Фёдор Михайлович (1821 - 1881) Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве, в семье Михаила Достоевского и Марии Нечаевой.
Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» Сегодня исполняется ровно 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского — русского Данте, пророка и вдохновителя Скорсезе.
День рождения Достоевского Федора Михайловича. Биография и творчество Достоевского Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве.
Жизнь и творчество Федор Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве в семье разночинца и купеческой дочери.
Достоевский Фёдор Михайлович (1821 - 1881) • Литература, Биографии • Фоксфорд Учебник Федор Михайлович Достоевский несомненно оставил неизгладимый след в мировой литературе.

Фёдор Достоевский

Достоевский Федор Михайлович. Достоевского чуть было не расстреляли, но в последний миг помиловали. Достоевский Федор Михайлович. Биография: жизнь и творчество Достоевского. Детство, образование, личная жизнь, гражданская казнь, катрога, смерть писателя. Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве, в Мариинской больнице. Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в конце октября 1821 года.

Фёдор Достоевский

Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве. В 1821 году 11 ноября, родился Федор Михайлович Достоевский, в Москве в Мариинской больнице для бедных. Происхождение По линии отца Фёдор Михайлович происходил из дворянского рода Достоевских, ведущего своё начало с 1506 года.

Биография Достоевского - кратко, самое главное и интересное (3 варианта)

Федор Михайлович Достоевский: «Промерзал до сердца» Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – великий русский писатель, его творчество оказало огромное влияние на других писателей и общественную мысль.
Жизнь и творчество Достоевский Федор Михайлович. Биография: жизнь и творчество Достоевского. Детство, образование, личная жизнь, гражданская казнь, катрога, смерть писателя.
День рождения Достоевского Федора Михайловича. Биография и творчество Достоевского В этом высоком юноше не сразу узнаешь Федора Михайловича.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий