Популяризатор науки Ася Казанцева назвала незаконной публикацию ее персональных данных депутатом Луговым. Популяризатор науки Ася Казанцева эмигрировала из России на фоне отмены лекций и призывов к травле со стороны депутата Лугового. Главная» Новости» Ася казанцева новости.
Ася Казанцева: Младенец Елизавета успела вскочить в последний и единственный вагон;
Это и у животных есть. Ведь раз оно знакомое, значит, в прошлый раз оно нас не съело! Существует довольно большая разница между настоящими билингвами — теми, кто в детстве впитал два языка, как губка, — и теми, кто выучил язык, будучи взрослым. Похоже, что когда ребенок учит два языка одновременно, то они оба укладываются в уже существующие нейронные сети. Заметных анатомических отличий между его мозгом и мозгом человека, который знает один язык, в большинстве исследований обнаружить не удается. А вот если человек учит язык во взрослом возрасте, там идет уже более аналитический процесс. Это очень интенсивная умственная работа. И там, похоже, идет развитие нейронных структур. Но с любыми данными, полученными с помощью томографических исследований, есть пара серьезных проблем.
Во-первых, ученые работают с маленькими выборками, а индивидуальные отличия в мозге довольно велики. Во-вторых, в любом случае они смотрят на корреляцию, а не на причинно-следственную связь. То есть даже если мы выяснили, что у людей, изучивших иностранный язык, какая-нибудь зона коры развита лучше, чем у тех, кто его не знает, мы все равно не можем сказать, почему так, связаны ли вообще эти вещи. По-хорошему нужно проводить эксперименты, то есть сначала брать людей, делать им МРТ, а потом заставлять учить язык, смотреть, что изменилось, и сравнивать с контрольной группой. Такие исследования тоже есть, хотя их мало, конечно, — намного труднее организовать. Но и они позволяют предположить, что да, учить языки полезно, что от этого растут новые нейронные связи, которые улучшают нашу способность обрабатывать информацию. Собственно, это вообще один из самых приятных выводов в современной нейробиологии. Есть много исследований про людей, которые осваивают самые разные навыки, и действительно у них утолщается кора головного мозга в тех или иных областях.
Это самое прекрасное, потому что это объясняет, зачем мы все это делаем. Смысл моей работы в том, чтобы стимулировать рост нейронных связей не только у себя, но и окружающих. Есть исследование, которое показало, что люди на другом языке думают более рационально — если им предлагают решать моральные дилеммы, они начинают там смотреть только на абсолютную пользу, без учета эмоциональных тонкостей, причем этот эффект выражен тем сильнее, чем хуже человек знает язык, на котором описана дилемма. По-видимому, столько сил уходит на само понимание задачи, что на душевные терзания ресурса уже не остается. Это полезный прикладной способ использования английского. Например, на нем можно выяснять отношения с мужем. Обычно в пример приводят как раз языки, но с ними на самом деле картина немного сложнее. У маленьких детей действительно есть сенситивный период, когда они настроены на овладение языком: ребенок впитывает его, ему не надо специально запоминать лексику, грамматику — он ее вычленяет автоматически из того, что происходит вокруг.
Есть такое понятие в освоении языков младенцами — statistical learning статистическое обучение. Мозг ребенка, как компьютер, статистически обрабатывает то, какие звуки встречаются чаще, какие реже, какие слоги идут вместе, где границы между словами. Это дико эффективный процесс, который активно изучается и способность к которому, к сожалению, полностью теряется с возрастом. Если ребенок-маугли не научился говорить к моменту полового созревания, то он уже никогда не сможет это наверстать. Но для того чтобы пользоваться этой волшебной способностью, нужно жить в языковой среде, взаимодействовать с языком разными способами и каждый день. А вот если мы говорим про обычное изучение иностранного языка, в классе два раза в неделю, для этого нужны уже совсем другие механизмы — внутренняя мотивация, способность к пониманию и заучиванию логических схем. И здесь как раз действует обратная закономерность: оказывается, что, за исключением некоторых отдельных аспектов типа фонетики, подростки учат язык в классе быстрее и лучше, чем младшие школьники, а взрослые — лучше, чем подростки. Просто потому, что нужны логические и аналитические способности, а они как раз развиваются с возрастом.
Пожилой человек, разумеется, может освоить любую технику. Моя бабушка в 80 лет начала пользоваться планшетом, смотрит уроки английского, шлет мне письма на английском. Ей действительно приходится для этого прилагать интеллектуальные усилия, в то время как у ребенка это получилось бы автоматически. Конечно, в детстве приходится прилагать гораздо меньше усилий, чтобы осваивать новое. Мы в принципе рождаемся с готовностью и потребностью адаптироваться к среде, которая есть вокруг нас. И в этом отношении, конечно, важно, в какую среду мы попали, чего она от нас требует. Очень хорошо, если ребенок сталкивается с большим потоком информации и привыкает, что здесь принято быть умным.
Если вы религиозный еврей, то вы не занимаетесь сексом во время критических дней, а затем ждете еще 7 дней, после чего проходите ритуальное очищение, — лишь тогда можно предаваться утехам. Испытуемых разделили на 2 группы: женщины с длинным менструальным циклом и с циклом коротким. В первом случае длинный цикл секс происходил за пару дней до овуляции, во втором короткий цикл наоборот: сначала овуляция, а через пару дней — секс. К людям лазерный сортинг не применяется. Вдруг небезопасно для будущего ребенка, если «сработавший» сперматозоид был предварительно окрашен? Мало ли. В отношении людей есть предимплантационная генетическая диагностика. Применяется для того, чтоб исключить вероятность зачатия ребенка с генетическими заболеваниями. Суть в следующем: сперматозоид и яйцеклетка сливаются в пробирке, затем от юного зародыша отделяют пару клеток и смотрят, что у них за генотип. По российским законам эту процедуру запрещено использовать конкретно для выбора пола. Однако, как утверждают люди, работающие внутри этой структуры, можно пойти на хитрость. И формально повода отказать вам не будет. Где прячется сексуальная ориентация? Как ни бейся, а социальная среда и воспитание бессильны значительно повлиять на чью-либо сексуальную ориентацию. Все зависит лишь от анатомии и физиологии мозга конкретного человека. Во-первых, есть область мозга, которая «хранит» наши явно выраженные половые различия. Это гипоталамус — маленький участок мозга, размером с миндальный орех, весит 4 грамма. Среди прочего в нем есть ядра SDN sexually dimorphic nucleus — ядра полового деморфизма. У мужчин SDN больше чем у женщин примерно в 2 раза. Есть данные, что у гомосексуальных мужчин ядро полового деморфизма меньше, и по размеру ближе к женскому. Вывод: неважно, какого вы пола, но если у вас клеток в этой зоне мозга меньше, вам будут нравиться мужчины. Еще одна закономерность. В случае если правое полушарие больше, и миндалевидное тело в правом полушарии активно работает — человек предпочитает женщин. Когда нет разницы в размерах между полушариями, а миндалевидное тело активнее в полушарии левом — человеку нравятся мужчины. Есть гипотеза, что ребенок будет гомосексуальным, если мать испытывает во время беременности стресс.
Это не так много, как кажется: в Америке средний доход на семью — 71 тысяча долларов в год, а медианный — 52 тысячи. Средняя зарплата получается, когда мы складываем зарплаты всех людей и делим на количество этих людей. Естественно, она оказывается большой, если добавить в расчеты условного Абрамовича. А медианную зарплату получает тот человек, который находится ровно в середине списка людей: у половины трудящихся зарплата больше, чем у него, и у половины — меньше. При таком способе подсчета Абрамович итоговую цифру не сдвигает. В Петербурге медианная зарплата — 30 тысяч рублей в месяц. А средняя — 47 тысяч рублей. И мы знаем, что люди становятся счастливее, как только их зарплата становится чуть больше средней. Допустим, в семье два человека, у каждого зарплата 47 тысяч рублей. Можно предположить, что если семья зарабатывает, скажем, 110 тысяч рублей, то с этого момента дальнейшее увеличение зарплат уже практически не должно отражаться на количестве повседневных положительных эмоций. Для счастья становятся более важными другие вещи: удовлетворение от работы, общение с друзьями, участие в волонтерской деятельности. Есть же люди, которые с рождения счастливые и довольные, и как бы жизнь ни била, они, заразы, счастливые. А бывает так, что и умница, и красавец, и успешен, а жизнь — боль. Они влияют на строение мозга, на то, как устроен «центр удовольствия», насколько много у нас вырабатывается молекул, связанных с положительными эмоциями, типа дофамина и эндорфинов, насколько рецепторы к ним чувствительны. Когда мы сравниваем близнецов, мы видим, что однояйцевые близнецы, у которых одинаковая ДНК, всегда ближе друг к другу по уровню удовлетворенности жизнью, чем разнояйцевые. Из этого правомерно сделать вывод, что на счастье влияют гены. Но близнецовые исследования показывают, что гены определяют отличия в уровне счастья примерно на 35 процентов. Это небольшая цифра, для многих других поведенческих признаков влияние генов сильнее. Остальные различия определяются внешней средой. Впрочем, и здесь все не так просто, потому что внешнюю среду взрослые люди склонны себе формировать сами. На счастье влияет, окончили мы университет или попали в тюрьму. Но и на это, в свою очередь, влияют гены, которые определяют, склонны мы к агрессии или к усидчивости. Про это есть замечательная книжка Стивена Пинкера «Чистый лист». То, что пишет Пинкер, очень примиряет нас с нашими родителями. Потому что он говорит, что главное, что дают нам родители, — это гены. А дальше воспитанием уже очень мало что можно испортить. У спокойных родителей вырастает спокойный ребенок не столько потому, что его так воспитывают, сколько потому, что родители передали ребенку гены, которые располагают к спокойствию. Или хочет быть усыновленным. К сожалению, гены действительно влияют на поведение, и мы с этим ничего сделать не можем, когда усыновляем ребенка. Но гены никогда не задают поведение строго. Они задают предрасположенности. Их при вдумчивом воспитании можно направлять в правильное русло. Ребенок может быть предрасположен к тому, чтобы быть агрессивным и соревновательным. Но дальше из него может получиться лидер районной мафии или капитан хоккейной команды. С родными детьми сложностей меньше, их наклонности похожи на родительские и больше им понятны. А с приемными детьми надо внимательнее следить за тем, какие склонности проявляются у ребенка, стараться направлять их в правильное русло. С другой стороны, усыновлять детей здорово, потому что в этом случае мы избавляемся от чувства вины. Когда мы решаемся завести биологического ребенка, мы постоянно думаем, достаточно ли мы хорошие родители, все ли мы для него сделали. А в случае с приемными детьми мы можем быть уверены, что с нами ему в любом случае лучше, чем в детдоме. Родной ребенок с большей долей вероятности достигнет серьезных успехов, чем приемный, это правда. Дело не только в генах, условия беременности и раннего детства тоже очень важны. Но существенно, что усыновленный ребенок, попав в семью, достигнет больших жизненных успехов, чем если бы он остался в детдоме. Или в колледж. Но все равно станет социально адаптированным с гораздо большей вероятностью, если растет в семье. Но для меня это пока сугубо теоретические размышления. Я такой человек, который только что счастливо ускользнул от необходимости рожать собственного ребенка — мы с мужем много лет собирались это сделать, но чем меньше оставалось уважительных причин, чтобы это откладывать, тем очевиднее становилось, что я просто не хочу. В принципе, я была морально готова родить ребенка и без желания, раз уж обещала, я вообще человек с развитой самодисциплиной.
Вот всё у нас так. Что касается материнства, то малыш Елизавета отличный, мне с ней очень повезло. Она красоточка, очень смешной зверек и все время дрыхнет. И да, лучшее решение, которое я принимала в жизни для себя и для Елизаветы — это не заводить ее в 2018 году, когда все было готово, но только я была не готова. Когда наоборот, то это гораздо перспективнее. Дети — это отличное занятие, если у вас нет ни одной альтернативы интереснее.
Беременность от бывшего мужа и покупка квартиры без официальной работы: Ася Казанцева про баланс
Ася Казанцева: Люди постепенно привыкают к тому, что вечером можно пойти в кино, в театр, кафе и на научно-популярную лекцию. С мужем Ася успела развестись, у него другая семья, тем не менее, он помогает Казанцевой растить девочку. Популяризатор науки Ася Казанцева помогает разобраться в этом вопросе и объясняет, как на счастье влияют работа. Ася Казанцева — научный журналист, лектор, нейробиолог, автор бестселлеров о мозге и поведении «Кто бы мог подумать!», «В интернете кто-то неправ!», «Мозг материален».
Ася Казанцева* родила дочь
24СМИ. Бессмысленно учить людей, которые не высыпаются»: Ася Казанцева об образовании и работе мозга. Краткий путеводитель по переходу из лагеря чайлдфри к тихим радостям семейственности» Ася Казанцева сообщила в соцсетях, что приняла решение уехать из России после рекомендации «дружественного адвоката». Позднее чиновник сделал еще один пост, в котором сообщил подписчикам: «Ася Казанцева не просто популяризатор науки. А Ася и бывший муж хотят и вот зачали, даже оказывается его жена не против.
Об Асе Казанцевой и её подходе
Популяризатор науки Ася Казанцева назвала незаконной публикацию ее персональных данных депутатом Луговым. Родилась Ася Казанцева 5 сентября 1986 года в Сосновом Бору. Родилась Ася Казанцева 5 сентября 1986 года в Сосновом Бору. Карьера, образование, книги, жизнь, фото, муж, отношения, новости, сейчас. последние новости сегодня в Москве. Научный журналист Ася Казанцева и ведущая Youtube-канала «Всё как у зверей» Евгения Тимонова.:unsure::unsure. Во-первых, Ася Казанцева это не какой-то явный фрик, которого можно запросто поймать на грубых ошибках.
Биографии мужей Аси Казанцевой
Карьера, образование, книги, жизнь, фото, муж, отношения, новости, сейчас. Популяризатор науки Ася Казанцева эмигрировала из России на фоне отмены лекций и призывов к травле со стороны депутата Лугового. Вчера, например, нагуглила пост о том, что, Ася Казанцева пишет во второй книжке, что Амстердам уходит под воду из-за повышения уровня моря, а на самом деле это фигня. Ася Анастасия Казанцева — автор четырех научно-популярных книг, посвященных в основном вопросам физиологии и медицины.
Ася Казанцева покинула Россию из‑за жалоб на нее в Следственный комитет
Отцовское поведение проявляется по-разному. В парагвайском племени аче не принято, чтобы мужчины ухаживали за младенцами, зато они приносят матерям еду. У пигмеев отец больше вовлечен в заботу о ребенке, мать может даже оставить их вдвоем, а сама пойти добывать пищу. Иначе говоря, каким именно образом мужчина вовлечен в процесс воспитания ребенка — вопрос культурный.
Особенно часто это можно услышать от старших родственников, которые с нетерпением ждут внуков. Но в последнее время не только они хотят, чтобы женщины заводили детей. На фоне падения рождаемости чиновники начали ломать голову, как же решить эту проблему: повышением пособий или ужесточением правил проведения абортов.
В интервью проекта «Москва — Россия? Когда выгоднее всего рожать? С точки зрения биологии завести ребенка нужно как можно раньше, поскольку качество яйцеклеток с каждым годом портится, объяснила в разговоре с MSK1. RU научная журналистка Ася Казанцева. Кроме того, во время беременности и периода грудного вскармливания часики тикают медленнее. RU Но не всегда девушки, рано родившие ребенка, могут похвастаться успешной карьерой.
А если и могут, то зачастую они днями пропадают на работе, чтобы обеспечить своих детей всем самым лучшим: платной медициной, хорошим образованием. Отсюда и возникает вечный конфликт социального и биологического факторов. Чем больше ресурсов — эмоциональных, психологических и экономических — у вас есть для него, тем более успешным он будет, — рассказала MSK1. RU Ася Казанцева. И, кроме того, будет возможность самой не поехать «кукушечкой». Родительское выгорание будет меньше» Ася Казанцева, научный журналист — Есть много экономических исследований о «штрафе за материнство».
Луговой выложил ее личные данные из бота «Глаз Бога» — в частности, в его посте были личный номер телефона Казанцевой и адреса квартир. Активисты также забросали угрозами соцсети площадок, где были назначены выступления Казанцевой. В декабре у нее отменились выступления в Москве и Твери. На прошлой неделе подписчик Sota получил ответ от главы комиссии Госдумы по этике Валентины Терешковой.
Как писал "Деловой Петербург", одно из отменённых мероприятий с участием Аси Казанцевой должно было состояться в Северной столице в августе 2022 года. Однако лекцию отменили — по данным СМИ, из-за отношения журналистки к специальной военной операции на Украине. В пространстве "Ленполиграфмаш" Казанцева должна была прочитать лекцию на тему "Социальный мозг: между сотрудничеством и конформизмом". Комментируя отмену мероприятия, она отметила, что происходящее прекрасно иллюстрирует тему лекции. Лента новостей.
Почему вы должны меня знать: волонтер-исследователь COVID-19 Ася Казанцева
Их при вдумчивом воспитании можно направлять в правильное русло. Ребенок может быть предрасположен к тому, чтобы быть агрессивным и соревновательным. Но дальше из него может получиться лидер районной мафии или капитан хоккейной команды. С родными детьми сложностей меньше, их наклонности похожи на родительские и больше им понятны. А с приемными детьми надо внимательнее следить за тем, какие склонности проявляются у ребенка, стараться направлять их в правильное русло. С другой стороны, усыновлять детей здорово, потому что в этом случае мы избавляемся от чувства вины. Когда мы решаемся завести биологического ребенка, мы постоянно думаем, достаточно ли мы хорошие родители, все ли мы для него сделали. А в случае с приемными детьми мы можем быть уверены, что с нами ему в любом случае лучше, чем в детдоме. Родной ребенок с большей долей вероятности достигнет серьезных успехов, чем приемный, это правда. Дело не только в генах, условия беременности и раннего детства тоже очень важны.
Но существенно, что усыновленный ребенок, попав в семью, достигнет больших жизненных успехов, чем если бы он остался в детдоме. Или в колледж. Но все равно станет социально адаптированным с гораздо большей вероятностью, если растет в семье. Но для меня это пока сугубо теоретические размышления. Я такой человек, который только что счастливо ускользнул от необходимости рожать собственного ребенка — мы с мужем много лет собирались это сделать, но чем меньше оставалось уважительных причин, чтобы это откладывать, тем очевиднее становилось, что я просто не хочу. В принципе, я была морально готова родить ребенка и без желания, раз уж обещала, я вообще человек с развитой самодисциплиной. Но очень рада, что муж решил на меня не давить, а согласился вместо этого просто развестись. Так мы избежали риска получить трех несчастных людей вместо двух, вполне довольных жизнью. Теперь я не знаю, какова вероятность того, что у меня когда-то будут дети, но если я все же когда-то почувствую желание их иметь, то, конечно, серьезно буду думать об усыновлении, тем более что его можно гораздо дольше откладывать.
Да еще и в Фейсбуке это описали: вечеринка, платье, торт. Другие годами от развода оправиться не могут. Как вам это удалось? Но да, по крайней мере у нас был очень мирный развод, мы почти совсем не ссорились в связи с ним. Я думаю, здесь есть поколенческая разница. Вслед за технологическими прорывами происходят и перемены в общественном сознании, но не очень быстро. У нас за последние сто лет очень сильно изменилась жизнь. В первую очередь, стала намного более безопасной и длинной. И мы постепенно начинаем к этому привыкать.
Религиозная концепция брака на всю жизнь отлично работала в XIX веке, когда немного и было той жизни: женщина все равно с высокой вероятностью умирала в родах, не в первых, так в последующих. А сейчас взрослая жизнь стала долгой и разнообразной. Люди постоянно меняют работу, переучиваются, переезжают. Из-за этого у них меняются ценности и взгляды на жизнь. Поэтому то, что они выбирали, вступая в брак в 20 лет, воспринимается совершенно иначе к 30 годам. К 40 годам все меняется еще сильнее. Получается, что, если люди женятся, ожидая, что это будет один раз и на всю жизнь, а потом у них все же, вполне закономерно, расходятся ценности и приоритеты, то несколько лет им предстоит существовать в условиях жесточайшего когнитивного диссонанса. Потому что они, вроде бы, задумывали остаться вместе, но им вместе плохо. И что делать?
В такой ситуации единственный выход — убедить себя, что либо ты сам, либо твой партнер — плохой. Всегда есть, из чего накрутить конфликт. Развод люди воспринимают, как проваленный проект, и это дополнительно усугубляет их страдания. Если же изначально вступать в брак с другой установкой, с тем, что люди могут разводиться, то этой драмы можно избежать. Люди не тянут до последнего, и поэтому успевают развестись вовремя, лет за пять до того, как они бы возненавидели друг друга. Если человек начинает иррационально бесить, то это уже очень плохой признак. Но для меня лично самым важным первым маркером в обоих случаях служила зависть к разводящимся подружкам. Приходит в гости девочка, рассказывает, что разводится, расстроена. Если я ее утешаю и сочувствую, это одна история.
А если она меня бесит, потому что вот же дура, у нее все так классно, а она еще и ноет — то это повод задуматься о своем поведении.
Есть всякие интересные данные о том, что люди думают разными отделами мозга. По крайней мере, IQ у мужчин коррелирует с количеством серого вещества в лобных и теменных долях, а у женщин с количеством серого вещества то есть, тел нейронов тоже в лобных долях, но кроме этого ещё и в зоне Брока. То есть, возможно, что интеллект женщин немножко более вербальный, потому что зона Брока связана с речью. И есть всякие большие исследования, например, вот это было исследование на 72 000 старшеклассников. Исследовали 72 000 старшеклассников, как они проходили разные тесты: тесты на чтение, на математику, на словарный запас, на науку и прочее, и прочее. И выяснили, что в общем и целом результаты мальчиков и девочек сопоставимы, но при этом у мальчиков больше индивидуальный разброс, то есть, девочки они все как-то ближе к золотой середине, девочки все примерно получают четвёрку, некоторые получают пятёрку, некоторые тройку, но в среднем четвёрку.
Я сейчас немножко от балды, там не четвёрки—пятёрки были, там более сложная бальная система. А среди мальчиков больше как самых умных, так и самых глупых. То есть, по очень многим параметрам, связанным с интеллектом, у женщин более узкая гауссиана. То есть, если мы представим, что вот это баллы IQ, а вот это количество людей, которые набрали соответствующие балы IQ, то женщины все немножко ближе к золотой середине, у мужчин больше индивидуальный разброс. Возможно, дело в этом, вот когда говорят: «Почему среди гениев сплошные мужчины? Среди дебилов — тоже сплошные мужчины. Здесь, конечно, тоже очень важно и интересно понять, в какой степени всё это связано с давлением среды.
И про это есть разные тоже интересные данные. Вот было большое интересное исследование, опубликованное в Science, в котором посмотрели у двухсот с лишним тысяч человек школьную успеваемость по полу. Они обнаружили, что математические способности мальчиков лучше, чем вербальные способности мальчиков. А вербальные способности девочек лучше, чем математические способности девочек. Вот если сравнивать между полами, то получается интереснее. Получается, что в том, что касается чтения, девочки в любой стране опережают мальчиков. Вот эти серые линии вверх показывают, насколько девочки лучше читают, чем мальчики, в любой стране.
А что касается математики, то в математике обычно мальчики опережают девочек. Но дальше они сделали вот какую интересную вещь: они сравнили это с социальным показателем женской эмансипации. Они посмотрели разные страны, и насколько в них выражена женская эмансипация, насколько женщине легко получить доступ к образованию, работе, власти и прочему. Они обнаружили, что есть хорошая корреляция. Если в стране слабый уровень женской эмансипации, то в этой стране мальчики знают математику намного лучше, чем девочки. А если в стране высокий уровень женской эмансипации, то в этой стране девочки знают математику так же хорошо, как и мальчики, либо даже опережают. Вот Исландия.
В Исландии хорошо всё с женской эмансипацией. И в Исландии, мы видим, вот эта жёлтая линия показывает, что девочки и в математике тоже ориентируются лучше, чем мальчики в той же стране. То есть, чем больше мы женщин принижаем, чем больше мы женщинам рассказываем, что математика это не женское дело — ну чего, зачем идти против течения? Конечно, они тогда будут забивать на математику. В конце концов, это сложно — математика… Я вот тоже так считаю. Что ещё можно сказать о женском и мужском интеллекте? О женском и мужском интеллекте можно сказать, что существенная часть исследований некорректна, потому что не делала поправку на фазу цикла.
Сейчас уже стараются во всех исследованиях такую поправку делать, раньше во многих случаях ею пренебрегали. Ну, если исследование на много-много тысяч людей, которые анализируют, например, данные школьных тестов, то там такую поправку просто не сделать никак технически. Но можно сказать, что мужчина, у него уровень интеллекта и прочие способности — они всегда более или менее одинаковые, а у женщины они каким-то образом могут меняться в течение менструального цикла: повышаться и понижаться, повышаться и понижаться. Здесь на самом деле данные в том, что касается конкретной способности, довольно отрывочные. То есть, можно найти некоторое количество статей, сделанных на небольшом количестве женщин, о том, что эстроген улучшает вербальные способности. Эстроген — это гормон, которого к середине цикла становится всё больше, больше, больше и больше вот здесь красной линией. А потом после середины цикла он понижается.
То есть, можно сказать, что ближе к середине цикла женщина лучше оперирует словами, более красноречива. А есть ещё такие же отрывочные и такие же ненадёжные данные о том, что эстроген может, наоборот, ухудшать пространственное мышление, что ближе к середине цикла, когда у женщины много эстрогена, ей легче заблудиться и сложнее ориентироваться по карте. А ближе к месячным она хуже заблуждается и легче ориентируется по карте. Но это довольно отрывочные данные, здесь нельзя говорить, что это вот прям чётко доказано наукой, в некоторых исследованиях кажется, да, взяли 10 женщин, посмотрели, а в некоторых исследованиях вроде как нет: взяли 15 женщин, посмотрели. Но это всё равно ни о чём. Что более понятно — это то, что эстроген повышает сексуальную привлекательность. Вот здесь исследований очень много, очень разных, есть прекрасный учёный Кристина Дюранте, которая на этом уже не одну диссертацию защитила свою и подчинённых.
Есть самое прекрасное исследование, за которое дали Шнобелевскую премию, году в 2008, по-моему, несколько лет назад, исследование лэп-дэнсеров, лэп-дэнсеры — это девушки, которые танцуют на коленях у мужчины в ночных клубах, получают за это чаевые. Они обнаружили совершенно фантастическую корреляцию, измеряя размер чаевых и наблюдая за фазой цикла. Размер чаевых практически в точности соответствует уровню эстрогена: чем больше у вас эстрогена, тем больше вы получаете чаевых в этот день. Там разница реально раза в 2 или побольше, там 150 долларов они получали, если выступали во время месячных, или около них, и 300 с чем-то долларов они получали, когда выступали в районе овуляции. Овуляция резко повышает сексуальную привлекательность, что отражается на размере чаевых. А если женщина сидела на таблетках в этом исследовании, то выяснилось, что график был намного более сглаженным, там долларов на 30, на 50 может быть была разница в ходе менструального цикла, между его началом и его серединой. А ещё более или менее с уверенностью можно говорить о том, что прогестерон снижает тревожность.
Вот есть гормон прогестерон, он здесь отмечен зелёненьким, его сначала мало, мало, мало, потом после овуляции его уровень начинает нарастать, потом поддерживается высокий, а потом довольно резко падает. Прогестерон вообще-то нужен для того, чтобы не допустить сокращений матки. Если уровень прогестерона падает, у вас начинаются сокращения матки. Если у вас начинаются сокращения матки, у вас падает уровень прогестерона. Поэтому сначала его много на случай, если оплодотворение в этом месяце всё-таки произошло, и надо, значит, чтобы матка не сокращалась, чтобы не было выкидыша. А дальше, если оплодотворение действительно произошло, тогда его производит жёлтое тело, потом подключается плацента, прогестерона начинает быть больше, больше, он не падает. А вот если становится понятно, что в этом месяце оплодотворения не было, тогда через пару недель после овуляции прогестерон падает, начинаются сокращения матки, начинаются месячные.
И прогестерон, поскольку он гормон беременности, поскольку он нужен для предотвращения сокращений матки, он оказывает ещё и противотревожный эффект, довольно выраженный. Вполне возможно, что это не случайность, вполне возможно, что в этом был эволюционный смысл, потому что стресс во время беременности вреден не только потому, что человек может стать геем, у человека может ещё и в принципе испортиться здоровье: там повышается вероятность выкидыша, повышается вероятность низкого веса при рождении, повышается вероятность разных проблем — волноваться во время беременности вредно. Поэтому очень логично во время беременности иметь гормон, который снижает тревожность. Но за вот это замечательное свойство прогестерона мы расплачиваемся тем, что когда уровень прогестерона резко падает, то женщине кажется, как будто её сняли с противотревожных препаратов, и собственно даже не кажется, на самом деле так. На самом деле метаболит прогестерона — аллопрегнанолон, он действует на рецепторы к бензодиазепиновым транквилизаторам, то есть, конкретно, когда мы принимаем транквилизаторы, они действуют на определённые рецепторы в мозге, и продукты переработки прогестерона действуют на те же самые рецепторы в мозге. То есть, когда уровень прогестерона резко падает, то женщину действительно резко сняли с противотревожных препаратов, ей действительно от этого очень тревожно, ей от этого тревожно перед месячными, ей от этого ещё больше тревожно после аборта, когда тоже сократилась матка, и ей от этого тревожно после родов. То есть, есть официально признанное заболевание — предменструальный синдром, есть официально признанная постродовая депрессия, постабортная депрессия как раз официально не признана, она не входит в международную классификацию болезней, потому что нечего тут, но, тем не менее, механизм тот же самый.
Ещё одна хорошая новость для женщин в том, что у женщин есть способ хакнуть свой мозг, сделать свой мозг умнее, чем он есть. Путём того, чтобы родить ребёнка. Потому что вообще у всех животных мозг женщины довольно сильно перестраивается в связи с заведением детёныша. Допустим, у кошек сильно перестраивается слуховая кора, у них появляется максимальный пик восприимчивости к тем тонам, на которых мяукает маленький котёнок, так, чтобы они этого маленького котёнка могли услышать издалека. У человеческих женщин тоже увеличивается объём серого вещества в довольно большом количестве областей мозга: он увеличивается и в префронтальной коре, и в теменной коре, мы как бы ими думаем, и в гипоталамусе, которым мы всё регулируем, и в миндалине, которая связана с испытыванием эмоций. И в общем и целом всё это увеличение плотности серого вещества нужно конечно для того, чтобы обеспечить максимально эффективное материнство. То есть, пока вы беременны, и пока вы ухаживаете за малышом, у вас меняется мозг таким образом, чтобы эти сложности, связанные с малышом, как-то вы могли легче преодолеть.
Но, тем не менее, никто не говорит, что ту же самую наросшую кору нельзя потом использовать для чего-нибудь ещё. Вот ребёнок у вас уже вырос, в школу пошёл, а нейронов в мозге у вас больше так и осталось, вполне можно их подключить к решению каких-нибудь задач, например, к тому, чтобы делать много дел одновременно. То есть, пока что наука не может заявить, что женщина становится умнее, когда она рожает ребёнка, это не доказано пока что, тем более что это сложно было бы опубликовать, потому что дискриминация, наверно, чайлдфри бы обиделись, я как чайлдфри обиделась бы. Но, тем не менее, да, есть данные о том, что мозг увеличивается, и, да, на базе общих представлений о нейрофизиологии вполне можно предположить, что из этого можно извлечь какую-то пользу. На этом мы заканчиваем. Если у кого-то есть телефон, и если кто-то хочет почитать поподробнее об исследованиях, которые упомянуты в этой лекции, то вот есть QR-код на гугл-документ, в котором у меня собраны ссылки, ссылки на всякие те статьи, о которых я здесь говорила, на всякий научпоп по теме и прочие полезные вещи. Кроме того, я всем рекомендую почитать попробовать книжку Дика Свааба, которая недавно вот у нас переведена и вышла, «Мы — это наш мозг.
От матки до Альцгеймера». Дик Свааб — это очень великий учёный, он сейчас занимается в Нидерландах созданием банка мозга. То есть, он просит всех нидерландцев, которые умерли, отдать ему, завещать ему свой мозг и максимально подробную историю жизни для того, чтобы потом по срезам этого мозга найти какие-то корреляции с тем, чем человек болел, какие у него были жизненные успехи, какая у него была сексуальная ориентация и так далее. И вот ещё до того, как открыть этот банк мозга, Дик Свааб, в частности, стоял у истоков исследования межполовых отличий мозга, и он поэтому абсолютно уверен, что гомосексуальность — это абсолютно врождённая вещь. На самом деле сама вот эта книжка она немножко странная, потому что он попытался на своих там 500-ах страницах рассказать всё, что знает современная наука о мозге, и поэтому идёт очень сильно галопом по Европам: а вот ещё есть гиппокамп, а вот ещё есть кора, а вот ещё, кстати, геи врождённые, а вот ещё, кстати, у меня банк мозга, присылайте мне мозг, бла-бла-бла. То есть, очень плотно, очень быстро, очень мало подробностей, тем не менее, всё равно интересно, по крайней мере, для того, чтобы посмотреть, что гуглить дальше, что вообще бывает. Есть Дмитрий Жуков, у Дмитрия Жукова на самом деле лучше даже не эта книжка, у него лучше учебник биологии поведения, такой голубенький, но этот учебник, к сожалению, нигде не найти, это библиографическая редкость.
Он последний раз издавался в 2007 году, его с тех пор все уже раскупили. Тем не менее, одна глава этого учебника как раз по теме нашего выступления лежит на сайте elementy. Можно почитать его, можно будет почитать эту книжку, она тоже довольно хорошая, она получила премию «Просветитель». Как правило, когда книжка получает премию «Просветитель», это означает, что это довольно хорошая книжка. Но и, да, вот гугл-докс. У меня тоже есть книжка, она не совсем об этом, но, например, про сексуальную привлекательность женщин во время овуляции я сейчас вам рассказывала мало, потому что про это очень много есть в книжке, поэтому мою книжку тоже можно читать. Спасибо, что вы все пришли, очень приятно.
Если хотите, вы можете что-нибудь у меня спросить. Спасибо за лекцию. Такой житейский вопрос: мы много говорили о гомо и гетеро, что вы имеете в виду под словом «нравится», то есть, на визуальный стимул реакции мозга или ещё какие-то признаки. И вдогонку вопрос: девушка—девушка в отношениях, там, например, один тип считается популярным, а девушка—парень для этих отношений другой тип девушек у парней считается популярным. Есть ли какие-то такие данные или нет. Ну, понятен второй вопрос? Более или менее.
Эта тема очень большая, очень противоречивая. Что касается того, почему люди друг другу нравятся, ну, здесь, во-первых, есть какие-то чисто интеллектуальные вещи: нам обычно нравятся те, кто читал примерно те же книжки, что и мы, независимо от пола.
Журналистка дважды была замужем, и ее первым избранником оказался однокурсник Ян. Вместе они учились на факультете биологии в Государственном университете Петербурга. Познакомилась Ася с Яном, когда девушке только-только исполнилось 18 лет. Несмотря на молодость обоих супругов, их брак продержался достаточно долго — около 8 лет. Но затем Ася решила, что выросла из этих отношений и развелась с мужем. Перед своими выступлениями Казанцева горстями принимает гомеопатические таблетки, чтобы наглядно доказать аудитории нулевой эффект от их применения. Познакомилась с Колей Ася в Москве, куда журналистка отправилась сразу же после развода.
Казанцева сразу же влюбилась в Ковшова, но взаимных чувств, увы, от него не дождалась. Но судьба после длительной разлуки вновь свела молодых людей вместе. Вот тогда-то Николай и разглядел в Асе свою будущую супругу. Пара наконец-таки поженилась.
Передаём им обеим нежнейший привет! Обязательно досмотрите до конца и вы узнаете секрет баланса между личной жизнью и успехом от нашей прекрасной гостьи!
Опыт Аси 13:43 Ася про детство и маму 16:50 Перепутье и поиски себя 19:57 Про планирование беременности.
Биография и личная жизнь Аси Казанцевой, ее парень и интересные факты
Вторым официальным мужем Аси Казанцевой стал Николай Ковшов. Ася Анастасия Казанцева — автор четырех научно-популярных книг, посвященных в основном вопросам физиологии и медицины. Почему люди заводят детей, рассказывает нейробиолог по образованию, научная журналистка, автор книги «Откуда берутся дети» Ася Казанцева*.