Александринский театр отметит 150-летие Всеволода Мейерхольда серией событий на Основной и Новой сценах. Великий русский театральный режиссер Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года, 145 лет тому назад, в Пензе, в крепкой и богатой немецкой семье. Отмечая 150-летие Всеволода Мейерхольда, пройдём по его петербургским адресам и поймём, где рождался театр наших дней. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) — русский и советский режиссёр и актёр.
Гений биомеханики: Всеволод Мейерхольд
Краткая биография Всеволода Мейерхольда, ссылки на некоторые его работы (eng). Всеволод Эмильевич Мейерхольд, великий авангардист, революционер искусства, заложивший основные принципы режиссерского театра, родился 10 февраля 1874 года, а умер 2 февраля 1940-го. 20 июня 1939 года в биографии Всеволода Эмильевича Мейерхольда наступило страшное время. А вот Всеволод Мейерхольд своим первым браком не то чтобы тяготился, но немного от него подустал, как устают давно и достаточно счастливо женатые мужчины — больше 20-ти лет вместе с Ольгой Мунт, трое детей, быт, заботы. Всеволод Эмильевич Мейерхольд — чем известен, биография, творческие достижения — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Родился в обрусевшей немецкой семье владельца водочного завода Эмилия Федоровича Мейерхольда и его жены Альвины Даниловны (урожденной Неезе).
Мейерхольд Всеволод Эмильевич: биография, личная жизнь, творчество, память
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28.01.1874-2.02.1940 г) родился в Пензе, в семье предпринимателя. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и поступил в труппу Московского художественного театра. один из них 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск. В 1937 году Всеволод Мейерхольд работал над постановкой спектакля «Одна жизнь» по мотивам романа Николая Островского «Как закалялась сталь».
150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда: подробная биография режиссера
В 20-м году, режиссер Всеволод Мейерхольд к третьей годовщине Октября, поставил драму бельгийского поэта Верхарна “Зори”. Здесь впервые Мейерхольд называет себя автором оформления, а художник а выступает как реализатор его плана. Отмечая 150-летие Всеволода Мейерхольда, пройдём по его петербургским адресам и поймём, где рождался театр наших дней. Дети Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх сиротами стали трижды – когда в 1925 году повесился их настоящий отец Сергей Есенин, когда в 1939-м, через несколько дней после ареста отчима, была жестоко убита их мать, и когда был убит сам Мейерхольд.
Как основоположника режиссерского театра погубила его женщина
Здесь впервые Мейерхольд называет себя автором оформления, а художник В. Коленда выступает как реализатор его плана. Впервые в русском театре свет применён как архитектор пространства, как главная стилеобразующая сила спектакля. Начал новый сезон в 1908 режиссёром Петербургских Импертаторских театров, там поставил шестнадцать спектаклей с участием Головина в качестве художника. Вместе они создали направление, которое было названо театральным традиционализмом. Первое, что сделает Мейерхольд в своих программных послереволюционных постановках,— отменит всё. Всякий раз при неожиданной и резкой смене курса он сохранял в неприкосновенности принципы творческого поведения. Один из них — постоянный интерес к авангардным направлениям в искусстве, желание сотрудничать с экспериментаторами в живописи, дизайне, архитектуре. У него была мечта обучать художников и режиссёров вместе, к этому приводила вся логика размышлений о «слиянии» режиссёра и декоратора.
Так, летом 1917 он вместе с Ф. Комиссаржевским, Н. Евреиновым, А. Таировым выступает организатором «Союза мастеров сценических постановок». Летом 1918 в Петрограде затевает «Инструкторские курсы по обучению мастерству сценических постановок», затем возникают «Курсы мастерства сценических постановок» Курмасцеп. Многие выпускники курсов стали профессиональными сценографами — Дмитриев, Е. Якунина, М. Левин, Б.
Эрбштейн, Е. В 1921 Мейерхольд организовал Государственные высшие режиссёрские мастерские Гвырм, затем — Гвытм , и на первый курс пришли С. Эйзенштейн, С. Юткевич, В. Фёдоров, В. Люце, З. Райх, Э. Гарин, Х.
Локшина, годом позже — И. Обучение предметам изобразительного цикла вели Попова, Н.
Здесь «красного» режиссера, работающего на большевиков, арестовали деникинцы. От военно-полевого суда и вполне возможной казни Мейерхольда спас композитор Михаил Гнесин: ему удалось затянуть рассмотрение дела, а там и «красные» пришли. А в 1940 году неизменно верного советской власти Мейерхольда обвинили в шпионаже и троцкизме и расстреляли. И еще 15 лет, пока режиссера не реабилитировали, ученики боялись упоминать его фамилию даже в переписке: писали просто букву М. Говорят, если бы не этот страх и замалчивание по цензурным соображениям, Мейерхольд был бы таким же общеизвестным брендом, как Станиславский. Биомеханика и другие театральные открытия Мейерхольда Мейерхольд придумал вещи, которые и сегодня не просто используются в театре, но до сих пор, спустя 100 лет, придают постановкам оттенок экспериментальности и нетрадиционности.
Мейерхольд приучил зрителя к тому, что условность в театре — это норма, а актеров избавил от необходимости копировать жизнь, создавать ее иллюзию на сцене. Он свел декорации, костюмы и грим к минимуму, стер жесткую границу между зрительным залом и сценой. Также он боролся с засильем слова, литературности на сцене и делал ставку на пластическую выразительность тела актера: хорошей актерской игрой он считал такую, когда смысл сыгранного понятен и без реплик. Николай Соколов. Маяковский и В. Мейерхольд», 1975 год, Государственный музей В. Это актерский тренинг, система упражнений для подготовки тела к выполнению актерских задач. Система Станиславского предполагает, что поставленный в обстоятельства своего персонажа актер переживает на сцене подлинные чувства, а из этих чувств уже рождается образ, мимика, жесты, интонации, которым зритель поверит.
Мысль Мейерхольда движется в противоположном направлении. Он считал, что физическое действие первично, а эмоция следует уже за движениями тела, порождается ими. Для Мейерхольда тело актера — музыкальный инструмент, позволяющий извлекать из него эмоции. Актерская гимнастика «биомеханика» — серия упражнений, этюдов, которые учат актера владеть этим инструментом. По мнению Мейерхольда, актер должен был вписывать свои движения в общий ритм спектакля. Режиссер часто сам показывал во время репетиций, как именно нужно двигаться.
В молодости Вся жизнь — театр 1898 год. Со своими однокурсниками, среди которых были Ольга Книппер и Иван Москвин, Мейерхольд оказался в труппе будущего Московского Художественного театра. Всего за несколько лет он сыграл почти несколько десятков ролей. В 1902 году в возрасте 28 лет Мейерхольд покидает труппу МХТ и официально сообщает о причине своего ухода: желание создать собственную режиссерскую программу. Его цели разделял близкий друг — актер Александр Кошеваров, с которым Мейерхольд вскоре возглавил собственную труппу в Херсоне. За 3 года было отыграно больше двух сотен спектаклей в Тбилиси, Севастополе и Николаеве. В середине 1905 года с Мейерхольдом связался Константин Станиславский, который предложил ему поставить несколько спектаклей в только открывшейся студии. Мейрехольд согласился, но миру не было суждено увидеть эти постановки, поскольку Станиславский посчитал, что это нельзя показывать публике. Всеволод уехал из Москвы, но буквально спустя полгода ему снова приходится вернуться в центр культурной жизни. На этот раз его пригласила Вера Комиссаржевская, которая сразу же назначила его главным режиссером театра. Вместе они реализовали 13 спектаклей на сцене Драматического театра, но после спектакля «Балаганчик» между Мейерхольдом и Комиссаржевской вспыхнул конфликт. Его основой было увольнение Всеволода, которое он считал необоснованным и даже обращался два раза с этим вопросом в суд. Его требования не были удовлетворены. Комиссаржевская осталась при своем мнении, так как видела, что залы были практически пустыми, когда показывались постановки Мейерхольда. Театр находился на грани разорения.
В жизни она вела себя так же, как и в театре. Однажды на рынке закатила такую истерику после пропажи кошелька, что вор вернулся и вернул деньги. Радужный период семейной жизни продолжался 16 лет. Райх стала желанной гостьей на правительственных приемах. Но Мейерхольда беспокоило состояние здоровья молодой супруги, страдающей нервными срывами. Она могла закатить публичную сцену, не считаясь с местом и статусом присутствующих. Однажды на крупном правительственном мероприятии в Кремле набросилась на всесоюзного старосту М. Калинина, известного своими похождениями с юными балеринами, со словами: "Все знают, что ты бабник! В 1937 году Иосиф Сталин посмотрел спектакль с Райх и сказал, что это слишком буржуазная постановка, после чего театр был закрыт, а в прессе началась организованная травля. Актриса Зинаида Райх. Фото: Википедия Роковым для этой семьи стало письмо актрисы Сталину - отчаянное и дерзкое послание, в котором она заступалась за мужа, осуждала "грузина, ничего не понимающего в русском искусстве" и назначала ему свидание. Во время ареста Райх кричала, что власти погубили ее первого мужа и теперь взялись за второго, и даже написала жалобу на поведение одного из сотрудников НКВД. Через три недели после ареста Мейерхольда его 45-летняя супруга была жестоко убита в собственной постели - неизвестные нанесли ей 17 ножевых ранений и вырезали глаза. На ее похоронах детям было приказано покинуть родительскую квартиру в течение двух суток. Большая жилплощадь тут же была поделена между семьей личного водителя Лаврентия Берии и секретаршей любвеобильного сановника. Реабилитирован посмертно После трех недель пыток Мейерхольд подписал все обвинения против себя и известных деятелей культуры, а перед смертью от них отказался. На сегодняшний день есть две документально подтвержденные версии смерти режиссера. Согласно одной, 1 февраля 1940 года в одном из кабинетов Бутырской тюрьмы было зачитано обвинительное заключение в шпионаже и объявлен приговор - смертная казнь. За ночь до казни Мейерхольд написал свое последнее письмо на имя председателя правительства В. Молотова, в котором рассказывал об унижениях, систематических избиениях и пытках: В архивных документах Бутырской тюрьмы сохранилась запись: «Приговор приведен в исполнение 2 февраля 1940 года».
Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд
20 июня 1939 года в биографии Всеволода Эмильевича Мейерхольда наступило страшное время. ольд Предлагаем читателю фактографическое исследование родословной великого театрального режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Имя выдающегося режиссера, народного артиста РСФСР Всеволода Эмильевича Мейерхольда неразрывно связано с Новороссийском. 20 июня 1939 года в биографии Всеволода Эмильевича Мейерхольда наступило страшное время. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28.01.1874-2.02.1940 г) родился в Пензе, в семье предпринимателя.
Всеволод Мейерхольд: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Утверждается в звании почетного красноармейца народный артист Всеволод Эмильевич Мейерхольд, избранный общим собранием начальствующего и красноармейского состава Отдельного Московского стрелкового полка. Если короля играют придворные, что ж говорить о человеке, «придворным» у которого поработал Всеволод Мейерхольд? Интересная биография русского советского театрального режиссёра, актёра и педагога Всеволода Эмильевича Мейерхольда. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и поступил в труппу Московского художественного театра. В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью. В 1937 году Всеволод Мейерхольд работал над постановкой спектакля «Одна жизнь» по мотивам романа Николая Островского «Как закалялась сталь».
Please wait while your request is being verified...
Станиславского и Вл. После этого он, совместно с А. Кошеверовым, собрал труппу в Херсоне, выступив как режиссер и антрепренер. Труппа после первого сезона и ухода Кошеверова стала называться «Товарищество новой драмы». Она гастролировала в Херсоне, Тифлисе, Севастополе, Николаеве и других городах — в 1902—1905 годах труппой Всеволода Мейерхольда было сыграно около 200 спектаклей. В 1906 году великая В. В течение первого года было сыграно 13 новаторских спектаклей — ни одна постановка не была похожа на предыдущую и ни на какую иную.
В них Всеволод Мейерхольд развивал концепцию «условного театра». В 1907 году им была поставлена пьеса «Балаганчик» А. Блока, где Мейерхольд также сыграл роль Пьеро — один из признанных шедевров его театральной деятельность. И в этом же году сотрудничество с театром Комиссаржевской закончилось по ее предложению. В 1908 году директор Императорских театров В. Теляковский предложил Всеволоду Мейерхольду работать на сцене Императорских театров в Санкт-Петербурге.
Но суть в том, что Мейерхольд всегда хотел экспериментировать в творчестве и список его попыток можно продолжать и продолжать. На календаре был 1917 год. В страну нагрянула революция, а на улицах царила нищета, неразбериха, и Мейерхольд это видел. Он первым заговорил о том, что спектакль не может существовать отдельно от времени и пространства, в котором он играется, отдельно от зрителей, которые этот спектакль смотрят. Тогда в Александринском театре Мейерхольд поставил «Маскарад» Лермонтова. Лучший художник его времени, Александр Головин , нарисовал невероятной яркости костюмы, броские, пестрые, помпезные. И, выходя из зала, зритель с бала Энгельгардтов попадал на бал смерти. Сцена из спектакля «Маскарад» Фото: журнал «Культурная столица» Революцию Мейерхольд встретил и принял.
В разговоре с эмигрировавшим уже Михаилом Чеховым много позже он признавался, что всегда носил революцию в самом широком смысле этого слова в своем сердце и что он понимал, насколько сильно государство извратило красивую идею революции. Но он никогда не бросал своей родины. И своих идей. Каждый спектакль он ставил по-новому. Когда брал новую пьесу, заклеивал все ремарки, пометки автора о возрасте и действиях героя, актер и Мейерхольд заново сочиняли сюжет. Он брался только за то, что казалось ему современным духу эпохи, тем, что волновало его зрителей и его самого именно в тот момент времени. Залы бушевали, критика восхищалась и спорила, закулисье сплетничало о том, что он увел жену у Есенина и что этой бездарной актрисе он слишком сильно доверяет. Но все это его волновало мало.
Он считал, что актер должен сродниться с музыкой, с публикой, но что важнее всего — должен научиться владеть своим телом и правильно перемещать его в пространстве. Мейерхольд придавал движениям огромное значение и старался научить этому своих студентов.
Всеволод Эмильевич, как правило, работал вместе с композитором, согласовывал с ним замысел. Так было и с «Маскарадом». Музыку к спектаклю писал Александр Константинович Глазунов.
Ритм, а вместе с ним и движения актёров, менялись от величественно-неторопливого до оживлённого, хаотичного настроения бала. Мейерхольд требовал, чтобы в некоторых сценах слово сочеталось со звуком. Репетировали до изнеможения. Рождалась единая композиция, которая завораживала зрителя от первого до последнего действия. Всеволод Эмильевич перешёл в статус контрреволюционера не за один день.
Во-первых, в 1922 году режиссёр обратился за помощью к Троцкому, чтобы получить военную технику для постановки «Земля дыбом». Ему он и посвятил свой спектакль. Во-вторых, в 1930-е годы вместе со своим театром Мейерхольд отправился на длительные гастроли за рубеж. Было ещё много мелочей, например, музыка Шостаковича в спектаклях. Но самое главное — как идеолог, к тому же слишком талантливый, он Сталину не подходил.
В эпоху социалистического реализма экспериментам режиссёра просто нет места. На него ополчаются коллеги — все, кроме Станиславского. Премьера так и не состоялась; в спектакле ясно ощущалась апология 1920-х годов, революционный подъем, который в 1930-х сменился всеобщим упорным, монотонным трудом ради социалистического счастья. Особняком стоял и спектакль «Дама с камелиями». Главную роль в этой постановке исполнила супруга Мейерхольда Зинаида Райх.
История любви парижской куртизанки, когда советский народ гнёт спины в пятилетке? Арест режиссёра был делом времени. В 1938 году театр Мейерхольда закрыли как чуждый советскому искусству.
Проявив себя как блестящий актер, Мейерхольд, однако, видит свое призвание в режиссуре. Поэтому в начале XX века он основал собственную труппу, известную впоследствии как «Мейерхольдовский театр», которому были присущи нестандартные формы, а также экспериментальный характер. Здесь, Всеволод Мейерхольд разработал собственный стиль режиссуры, «Биомеханику», который включал в себя жест, танец и творческое использование пространства.
Школа Мейерхольда оказала существенное влияние на многих режиссеров и актеров того времени и стала важным элементом модернизации театрального искусства. Григорьев «Портрет В. Здесь он впервые применил метод «Биомеханики» в актерской игре, что открыло новые пути для развития актерского мастерства. Биомеханика — это система тренировки актеров, основанная на физической подготовке и развитии пластики и энергетики движений. Основной идеей «Биомеханики» было использование четких, ритмичных и энергичных движений, которые служат средством передачи эмоций и мыслей персонажа. Для достижения этого Мейерхольд предлагал актеру изучать и анализировать движения и жесты живой природы, такие как упругость и легкость животных, скорость и точность птиц и насекомых.
Он также предлагал использовать элементы гимнастики, акробатики и борьбы для развития физической силы и гибкости актера. Импрессионизм гротеска передает всю правду действительности, но вместе с тем и прежде всего является отблеском красивого.