Во́лжская Булга́рия (Серебряная Булгария, Болгарское ханство, Булгарское ца́рство, Волжско-Камская Булгария (Болгария Волжско-Камская); тат. Идел буе Болгары, чуваш. Expand Menu. Контакты. Карта волжской булгарии на современной карте. В 922 году официальной религией Волжской Булгарии стал ислам, распространившийся на эти земли вместе с проповедниками из Багдадского халифата.
Предисловие
- БУЛГАРИЯ ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- Что интересного посмотреть в Казани
- Волжская Булгария
- Тартария и Волжская Булгария
- Карта волжской булгарии с городами подробная
Новости партнеров
- Ханство волжская булгария
- Ханство волжская булгария
- Волжская Булгария :: Татарская энциклопедия TATARICA
- Исход за Запад: булгары в Болгарии
БУЛГАРЫ: НЕИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ ОЧЕНЬ ИЗВЕСТНОГО НАРОДА (начало)
Оставшиеся в живых булгары перебрались в Казань, и сегодня их потомки — жители республики Татарстан. Введение в Волжской Булгарии ислама как государственной религии, осуществлённое князем Алмушом X век , — событие, произошедшее в конце первого тысячелетия нашей эры. На выставке представлены книги, статьи из журналов, рассказывающие об истории возникновения Волжской Булгарии.
Российский историк А. Новосельцев считал, что этноним «болгары» означает «смешанные угры». Болгар можно считать ближайшими соседями гуннов, а также родственниками населявших Тюркский каганат этнических образований середина V — середина VI вв. Они происходили из этнической общности огуро-онуров, в составе которых были племена билу, бугу, чеши и пулей. Впервые племена под названием «болгар» упоминает анонимный «Хронограф» 354 г. К этому времени относится переход болгарских и суварских племен к оседлости.
Во второй половине VIII в. Как кочевники стали оседлыми и построили страну городов О становлении государственности непосредственно у волжских болгар достоверно можно говорить с VII-IX вв. В первой четверти VII в. Великая Болгария занимала территорию между Азовским и Каспийским морями. А столицей был город Фанагория. Однако после смерти Кубрата Великая Болгария раскололась на две части — два союза племён западную и восточную. Теснимые хазарами, западные болгары во главе с Аспарухом двинулись на запад, где позднее создали Болгарское царство. Часть восточных болгар т.
А затем в Среднее Поволжье. Остальные остались на месте и подчинились хазарам. Письменные источники не дают точной информации о границах Волжской Болгарии. Советский ученый Р. Фахрутдинов, картографировавший археологические памятники X-XIV вв. Населяло тогда эти территории примерно полтора-два миллиона человек. Некоторые ученые мужи доказывают, что территория Волжской Болгарии гораздо больше обозначенных границ, а время основания государства — VII в. Однако, учитывая, что история волжских болгар неоднократно подвергалась попыткам политизации особенно в период «парада суверенитетов» в 1990-е гг.
Придя на Волгу, болгары, вероятно, вытеснили или подчинили племена балто-славянской родовой группы именьковская археологическая культура.
А слава местных мастеров кожевенного дела распространилась до Ирана и Центральной Азии. Уже в IX веке, укрепившись на новых землях, эти люди стали строить каменные дворцы. Благодаря удачному расположению булгары наладили торговлю с Русью, Скандинавией, Прибалтикой, Византией. Товары транспортировались, в основном, по Волге. Установили булгары экономические связи и с восточными соседями. Сюда регулярно прибывали караваны из Китая, Индии и Персии. В 922 году официальной религией Волжской Булгарии стал ислам, распространившийся на эти земли вместе с проповедниками из Багдадского халифата.
Так получилось, что дунайские булгары объявили себя христианами, а волжские — мусульманами. Некогда единый народ разделила религия. Казань, основанная в 1005 году, тогда еще не имела столичного статуса. Когда-то мощное и независимое государство превратилось в одну из провинций Золотой Орды. С этого момента началось постепенное вытеснение этнонима «булгары». Казанское ханство После распада Золотой Орды у булгар появилась надежда снова обрести государственность. В 1438 году на территории современного Татарстана был образован Булгарский вилаят, который на Руси называли Казанским ханством. Но во главе этого государства встали уже не булгары, а потомки легендарного завоевателя Чингисхана.
Один из ордынских ханов, которого звали Улуг-Мухаммед Улу-Мухаммед , вместе со своим войском захватил Казань и основал там правящую династию. Во второй половине XV века Казанское ханство занимало всю Среднюю Волгу и бассейн реки Камы, включая в себя земли башкиров, чувашей, мордвы, черемисов и вотяков. А общая численность населения превышала 400 тысяч человек. Этноним «булгары» стал постепенно забываться, люди чаще называли себя «казанлы» казанцы или просто по религиозному признаку — мусульмане.
Ибн Хаукаль принадлежал к так называемой «классической школе» арабских географов X в. Несмотря на то, что описательная и картографическая части этих трудов составляют содержательное единство, в историографии карты и тексты географов «классической школы», как правило, принято рассматривать по отдельности: карты — в рамках работ по истории картографии [Miller, 1926—1927; Tibbets, 1992, pp. Так, сообщения Ибн Хаукаля как и ал-Истахри, на книгу которого Ибн Хаукаль во многом опирался , неоднократно переводились на русский язык и прочно вошли в корпус иностранных известий о Волжской Булгарии и других странах и народах Восточной Европы. Главное внимание исследователей истории Восточной Европы традиционно привлекает рассказ о народах этого региона, который содержится в одном из разделов сочинений ал-Истахри и Ибн Хаукаля — в главе о Каспийском море.
К примеру, во втором томе такого фундаментального издания, как «История татар с древнейших времен», все приведенные фрагменты из сочинений ал-Истахри и Ибн Хаукаля относятся именно и только к этой главе [История татар с древнейших времен в семи томах, 2006, 745—752]. Подобный подход практикуется и в трудах по истории Волжской Булгарии. Это связано не только с необходимостью максимально полного анализа информации о той или иной стране и народе, содержащейся в разных частях книги Ибн Хаукаля, но и с точки зрения общей проблемы соотношения карты и словесного описания в средневековых источниках географического толка. Между тем рассказ этих арабских авторов о народах Восточной Европы, в том числе о волжских булгарах, целесообразно рассматривать не сам по себе, а в контексте сочинения Ибн Хаукаля в целом, то есть с учетом всех составных частей его труда. Харли, служит «посредником между внутренним ментальным миром человека и внешним физическим миром» [Harley, 1987, p. Это образное выражение очень точно определяет место карты — как материализованной формы пространственного мышления — в общем массиве представлений человека о пространстве. Картографирование, само по себе не являющееся полностью автономным процессом, исторически развивалось параллельно с возникновением и развитием речи, рисования и письменности, а вербальные описания географического характера служили естественной средой, в рамках которой формировались способы и методы картографирования земного пространства. Дошедшие до нас средневековые карты опирались на огромный объем информации, бытовавшей в различных формах, — в виде устных сведений, записок путешественников, ученых трудов, административно-политических документов, литературных произведений и т.
Карта, по словам географа и историка картографии Дж. Исследования в области средневековой исламской картографии показывают, что карты исламских географов вряд ли существовали в виде самостоятельных произведений: почти все они дошли до нас в составе нарративных сочинений и являлись неотъемлемой частью последних [Karamustafa, 1992, p. Именно с иллюстративной ролью исламских карт историки картографии связывают то обстоятельство, что в арабском языке длительное время отсутствовал точный термин для обозначения географической карты как таковой. К средневековой исламской географии и картографии сказанное выше относится, может быть, в большей степени, чем к другим географическим традициям. При этом текстовая характеристика страны и народа дополняется изображением их на карте мира а для стран халифата — еще и на региональной карте. И картографическая, и концептуальная, и региональная части сочинения — все они характеризуют одни и те же объекты, различаясь лишь масштабом и формой изложения. Таким образом, принимая во внимание все части сочинений ученых «классической школы», мы видим, что в их трудах то или иное государство или народ предстает в разных масштабах: во-первых, в мировом, то есть будучи как-то позиционировано по отношению к мировым империям, во-вторых, в региональном — как область, относящаяся к определенному географическому и историко-культурному региону, и, в-третьих, само по себе как таковое. Рассматривая все эти сведения в совокупности, у нас есть возможность не только исследовать текстовые сообщения о Волжской Булгарии из введения и главы о Каспийском море, но и сравнить между собой разные способы презентации, интерпретации и концептуализации информации о Булгарии, бытовавшей в середине X в.
Информация о Волжской Булгарии есть и на карте мира, и во вводной части, и в основном тексте сочинений представителей «классической школы» арабских географов. Затем на побережье [Константинопольского] пролива — области Трапезунда, а над протекающей рядом рекой — булгары, русы, башджирты bashjirt , буртасы, хазары, печенеги, еще одни булгары, затем земля Сарир, а над ними — Внутренняя и Внешняя Армения. Перечисление народов, живущих в бассейне Атила, ведется с севера на юг, поэтому под упоминаемыми в начале описания «булгарами», безусловно, имеются в виду волжские булгары, а «еще одни булгары», изображенные на карте между печенегами и Сариром, по всей вероятности, обозначают булгарское население Приазовья. Что касается характера изображения Волжской Булгарии на карте Ибн Хаукаля, то Булгария обозначена на ней, как и другие страны и народы мира, в виде этнотопонима, а географическими маркерами ее местоположения являются, прежде всего, наименования соседних с нею народов, а также изображение реки Атил наименование которой на карте отсутствует , «над» которой, по словам Ибн Хаукаля, и помещаются булгары. Если автор географического описания, говоря о волжских булгарах, мог, к примеру, ограничиться фразой о том, что «они живут на берегу реки Атил, которая впадает в Хазарское море» [Bibliotheca geographorum arabicorum, 1892, p. Чтобы объяснить, чем руководствовался Ибн Хаукаль, локализуя булгар на своей карте, надо обратиться к арабской географической традиции описания восточноевропейских народах, которую развивали арабские ученые IX — первой трети X века. На первый взгляд, карта не слишком информативна, однако не следует забывать о специфике работы картографа по сравнению с работой автора, составлявшего текст. Благодаря торговым контактам и сопутствующему им некоммерческому обмену в арабской географической литературе IX—X вв.
Завершение длительного периода арабо-хазарских войн к концу VIII в. Первые сведения о месте обитания булгар появились в исламском мире в конце IX в. Ибн Русте. Географическими маркерами страны булгар для него являются река Атил, на берегу которой, по его словам, живут булгары, а также соседние с булгарами народы — хазары, славяне, буртасы — и прибывающие в Булгар для торговли русы. Из сообщения Ибн Русте следует, что к этому времени в исламском мире о волжских булгарах было известно довольно многое — наличие у булгар верховной власти malik , обращение в ислам большей части булгар, земледелие и охота как основные занятия населения, погребальные обычаи булгар, их торговые контрагенты [Bibliotheca geographorum arabicorum, 1892, p. Ибн Русте говорит о булгарах не только в посвященном им разделе своего сочинения, но упоминает о них и в других разделах, касающихся буртасов, венгров al-majghariyya и русов [Bibliotheca geographorum arabicorum, 1892, p. Информация, приводимая в этих разделах, относится либо к взаимному расположению народов буртасы и венгры названы соседями булгар , либо к их торговым контактам отмечены регулярные поездки русов в Булгар. Таким образом, уже к концу IX в.
Волжская Булгария стала непременным элементом представлений исламских ученых об этнополитической, экономической и культурно-религиозной картине Восточной Европы. У Ибн Хордадбеха, автора IX в. Конечно, такое внимание со стороны арабских авторов к Волжской Булгарии не в последнюю очередь было связано с тем, что Булгария была исламской страной.
Волжская Булгария. Загадка пропавшего царства
Некоторое время Волжская Булгария была вассалом Хазарского каганата, но после взятия Саркела князем Святославом стала независимой. Волжская Булгария стала важным переходным моментом в формировании и становлении поволжских территорий в период между хазарским и золотоордынским правлениями. Лига историков, Волжская Булгария, История (наука), Длиннопост. Для булгар присоединение Волжской Булгарии к Московской Руси было не завоеванием, а воссоединением западной и восточной частей прежней Великой Булгарии.
Как блогер запустил волну
- Волжская Булгария: столица, история образования, обычаи и культура волжских булгар
- Куда исчезла Волжская Болгария?
- Образование
- Хан Котраг: кому мешает основатель Волжской Булгарии?
- Куда исчезла Волжская Болгария
- Bolgar State Historical and Architectural Museum-Reserve
Куда исчезла Волжская Булгария?
Отряды кутригуров гибли в стычках с первобытными племенами или просто исчезали в бескрайних лесах. Голод и смерть косили булгар, но орда шла за Котрагом, а вождь упорно вел их на север. Но вождю надо было уберечь булгар от кипящего котла истребления, выбрасывающего с реки Урал новые тысячи бегущих хазарских станов. Там мадьяры и половцы рубили хазарское племя, вытесняя на Запад. И маленькой Четвертой Орде было не выжить в кровавом потоке 100 тысяч бегущих хазар. Лишь через 29 лет Котраг нашел новое место для своего народа на севере. Зеленая долина двух больших рек Камы и Волги, стала новым домом азовских булгар. Здесь жили 3 местных народа барсил, искил, суаров. А рядом десятки таких же. Война со всеми казалось неизбежной, но Котраг принял умнейшее решение для будущего булгар.
Волжская Булгария Вместо войны вождь предложил мир. Он распустил Четвертую Орду на 3 части и 3 части булгар объединились в 3 союза с 3 местными народами.
Сейчас Казань претендует на роль столицы Великой Булгарии, но не было такой страны, а было совместное использование Волго-Камского бассейна, и было названо оно по имени реки Волги, что является логичным и правильным. А в местах сосредоточения населения были устроены ярмарки, в которых были заинтересованы все проживающие на берегах Волги. Потому и язык общения на Волге не был никогда исключительно тюркским, русским, татарским, или арабским. Плохо, или хорошо, но все понемногу говорили на всех языках, и прежде всего купцы.
До сего дня на Волге существует традиция приветствовать каждое проходящее судно, как бы сообщая ему: «Все в порядке, опасности нет. Желаем удачи! Если вы пообщаетесь с командами речных судов на Волге, с людьми, обслуживающими ее безопасность, да просто проплывете по этой реке хотя бы денька три, вы убедитесь в существовании особого сообщества Волгарей. Оно как было, так и есть! Поэтому не так трудно понять, что не было никакой Волжской Булгарии, а была и есть Волгария — страна волгарей, со своими законами и традициями. И страна эта находится на реке Волге и вдоль ее берегов, и входят в эту страну самые разные люди самых разных национальностей.
Потому что страна эта основана по принципу кормления и соответственно служения на реке Волге. Только исходя из сказанного, возможно понять, почему вдруг возникла Камская Булгария, ведь там народы жили уже другие? Следовательно, это был единый путь, который нельзя было разъединять. Что касается дунайских Болгар, то достаточно проанализировать появление сармат из приволжских степей на Дону и возле Крыма, затем взятие ими Крыма и полное уничтожение скифского войска, а потом последующее переселение на северо-запад, на Дунай, где они и приняли название Болгар. Сходство Дуная с Волгой и владение способом организации судоходства на крупной реке вновь вернуло этому племени название Волгар. Таким образом, Волгары — это название народов, обслуживающих и питающихся с Волги, а затем и других рек.
Нынешние болгары пришли на Дунай с Волги. Об этом говорит и название болгары, и славянская принадлежность, и выбор места проживания, и характер обслуживания реки. Понять это было невозможно немцам и другим иностранцам, пытающимся трактовать нашу историю. Так и возникают несостоятельные теории, когда русские названия пытаются трактовать иностранцы, у которых русская «В» всегда будет звучать, как «Б». Но для любого русского все сказанное элементарно и, в общем-то, не нуждается в пояснениях. Поэтому пояснения мы даем для российских историков, излишне преклоняющихся перед западными суждениями о нашей стране, которую, как те сами признаются, познать не в силах.
Для этого нужно родиться и вырасти в России. О том, что Городец на Волге был признанным центром Великой Волгарии, свидетельствует подписанный мирный договор о праве свободной торговли на Волге и Оке в 1221 году между Волжской Булгарией и русским князем Всеволодом Большое гнездо именно в городе Городце, бывшем, по всей видимости, в то время столицей Берендеева княжества. Совершенно очевидно, что именно с этим событием связано и основание именно в этом году несколько ниже Городца по течению Волги всего-то в 60-ти километрах , в месте слияния Волги и Оки, русского города Нижнего Новгорода. Только вот куда она исчезла и почему, объяснений нет. А объяснение довольно простое. Все войны русских князей с Волжскими и Камскими булгарами велись лишь за право свободной торговли в бассейнах этих рек.
Собственно, войн, как правило, не велось, были лишь походы с войском, демонстрирующие силу и намерение получить возможность присоединения к Волгарской торговой общности. После подписания мирного договора с Русью княжество берендеев перестало существовать в виде отдельного княжества, а стало фактически русской землей. А так как берендеи были славянским племенем, то ассимиляция произошла безболезненно, хоть самобытное название берендеев еще долго применялось. Этим же объясняется влияние берендеев на политику Киевской Руси. Это было большое и славное славянское племя северного происхождения, участвовавшее во многих войнах, заключавшее военные союзы и мирные договоры, в том числе с торками, и оставившее в истории значительный след, за исключением своего происхождения. Берендеи помогали киевским князьям в их борьбе со степняками, участвовали в походах на половцев, неоднократно вмешивались и в междоусобные распри.
Все это отмечено историками, но почему-то борьба берендеев с киевскими князьями на одной стороне против степных племен с другой стороны, тем не менее, была оценена многими историками, как свидетельство их тюркского происхождения. Где же здесь логика? Разве простое степное племя вправе было заключать военные союзы и подписывать мирные договоры? Нет, таким правом располагали лишь народы, обладавшие национальной целостностью, собственной территорией и атрибутами государственной централизации. А берендеево княжество, включавшее в себя ряд городов на Волге, называвшееся также Великой Булгарией, имевшее самые тесные дружественные и торговые отношения с Новгородом на Волхове, обладало огромным авторитетом в древнем мире. Именно поэтому, путешествуя по Руси, А.
Островский в пути от Переяславля к Костроме встречается с русскими-берендеями из села Берендеево. И все люди этой стороны названы Островским берендеями. Совершенно законное наблюдение. Русские сказки также называют берендеев русским народом, рассказывая о существовании «Берендеева царства». Берендеи по Волге и Каме путешествовали практически по всему миру. Потому и поселения их встречаются во многих регионах.
К примеру, поселения берендеев есть и на Урале. Ближайшее к Екатеринбургу — деревня Берендеевка, расположенная в Абатском районе Тюменской области. Слово «берендеи» чисто русского происхождения и обозначает вид промысла. В древних русских сказаниях часто употребляется сочетание слов «бортники и берендеи». Бортники — это люди, собирающие мед диких пчел в лесах. Промысел берендеев заключался в вырезании из дерева посуды прежде всего ложек , мебели, маленьких деревянных фигурок и игрушек, изображавших животных, людей, и называвшихся берендейками, и так далее.
Слово «Бер» обозначает медведя, и потому из дерева часто вырезались фигурки медведя, и самих берендеев чужаки называли «медведями», или «медвежьим народом», за силу и своеобразный характер — сдержанный и внимательный, проверяющий любого встреченного нового человека на его внутреннюю суть. Поэтому-то бортники и берендеи — исконно лесные жители, охотники, рыболовы, непревзойденные мастеровые, воины и хранители древних сказаний. Всегда жителей лесов Заволжья называли староверами, после введения Христианства хранителями древней ведической веры, а потом, после церковной реформы, уже старой христианской. Именно здесь находится Китеж-Град примерно в 100 километрах как от Городца, так и от Нижнего Новгорода , знаменитый волшебный город, при приближении врага погрузившийся в воды святого озера Светлояр со всеми жителями. Я и сам из этих мест родом деревня на реке Ветлуге, в 70-ти км от Светлояра , и потому мне непонятно незнание элементарных вещей, для меня совершенно естественных. Воинские подразделения берендеев многократно упоминаются в исторических источниках.
Эти подразделения все конные, и потому сложилось превратное представление, будто они были степняками. Однако берендеи не были легкой конницей, а были конницей тяжелой, с тяжелыми доспехами, и потому всегда занимали место в первых рядах центральной части войск, которые со времен скифов традиционно составлялись только и исключительно тяжелой конницей, профессиональной княжеской дружиной. Потому и отмечалось особое значение берендеев в битвах. Легкая же конница применялась русскими князьями редко, лишь для добивания уже бегущего врага, либо для метания стрел по пехоте. Традиционно русское войско состояло из трех частей: в центре шла тяжеловооруженная конница, пробивающая таранным ударом передовые полки врага, по флангам же выставлялась пехота. Пехота, как всегда, не успевала за конной дружиной, с трудом успевая защитить ее тыл и фланги, но вступала в битву с противником, уже не имеющим строго порядка в рядах, и потому находясь при атаке в положении пусть и не выигрышном, но и не вынужденной бросаться на смертоносные ряды копий.
Ни пехота, ни легкая конница славы своим участникам не приносили. Вот на эту роль брались степняки. Конница же Берендеев в доспехах вставала в центре, наносила главный удар и несла самые тяжелые потери. Такая конница могла быть сформирована лишь в городах. Ни в деревнях, ни в степных племенах тяжелого конника снарядить было невозможно. А то, что все необходимые ремесла уже в XII веке в Городце существовали, и, более того, были весьма сильно развиты, мы находим прямые упоминания в истории.
Берендеи не брали платы за защиту киевского князя, а таковое возможно лишь при защите своей Родины, своей земли. Относительно же степняков такого никто никогда не мог сказать. Те знали, что сколько стоит, и всегда брали плату, собственно, как и варяги. Если хочешь нас отблагодарить, так дай нам города» - говорили они киевскому князю. Какой степной народ смог бы управлять городами, если даже сам Чингизхан, захватив полмира, не желал жить в городах, а продолжал кочевать и принимал послов в степи? Берендеи же всегда жили в городах, умели ими управлять, и им привычна была жизнь в городах.
И, тем не менее, воинские формирования берендеев имели в своем составе представителей тюркских племен — с этим не поспоришь. Но и удивительного в этом факте тоже нет, если признать, что в Волжскую Булгарию входили составной частью тюркские племена, жившие на Волге, и они при необходимости обязаны были участвовать в защите интересов Булгарии. Ведь торговый союз волжских народов одновременно был и военным союзом. Подобный взгляд объясняет и раздел Никоновской летописи о состоявшемся в Новгороде вече по поводу призвания князя, в котором сказано следующее: «И по сем собравшеся реша о себе: «Поищем межь себе, да кто-бы в нас князь был и владел нами; поищем и уставим такового или от нас, или от Казар, или от Полян, или от Дунайчев, или от Воряг». И бысть о сем молва велиа: овеем сего, овеем другого хотящем; также совещавшася послаша в варяги».
История этого уникального города начинается в далеких 8-9 веках, когда из южных районов Приазовья и Причерноморья пришли в благодатное место слияния Камы и Волги племена булгар и сувар из распавшейся империи — Великой Болгарии, и, завязав дружественные отношения с местным населением, основали здесь со временем самое первое раннефеодальное государство на Средней Волге. Дальнейшая история развития города Булгары подробно описана здесь. Мы же пройдем по страницам истории дальше, и остановимся в настоящем времени. Да, безусловно, сегодня Болгары уже не имеют такого великолепия и значимости, какое имел этот город во времена, когда расцветало государство Волжской Булгарии. Но, несмотря на это, он все еще способен поражать воображение туриста своими масштабами достопримечательностей, необыкновенным восточным стилем построек. На какой-то миг путешественнику Болгарского заповедника может показаться, что он и вовсе находится не в России, а где-то на территории арабского государства.
Волжская Булгария 7 век. Волжская Булгария в 10 веке. Столица Волжской Булгарии в 10 веке на карте. Волжская Булгария территория государства. Волжская Булгария на современной карте. Волжская Булгария на карте древней Руси атлас. Волжская Булгария территория. Волжская Булгария на карте древней Руси 10 век. Столица Волжской Булгарии в 10 веке. Волжская Булгария 6-9 век. Столица государства Волжская Булгария. Дунайская Болгария и Волжская Булгария. Волжские булгары территория расселения. Керменчук Волжская Булгария. Карта Волжской Булгарии. Территория Волжской Булгарии на карте. Территория Волжской Булгарии в 10 веке. Волжская Булгария карта 13 века. Волжская Булгария и Русь карта. Волжская Булгария и Хазарский каганат на карте. Волжская Булгария и Великая Болгария. Волжская Булгария карта в 10 веке. Государство Волжская Булгария карта древней Руси. Волжская Булгария территория 6 класс. Великая Булгария и Хазарский каганат. Булгария в древней Руси на карте. Волжская Булгария 11 век. Волжская Булгария карта 12 век. Крупнейшие реки протекавшие по территории Волжской Булгарии. Река на востоке Волжской Булгарии. Границы Волжской Булгарии на современной карте. Карта Волжской Булгарии 13 века. Карта Волжской Булгарии 10 век. Территория Волжской Булгарии на современной карте. Волжская Булгария карта 9 век.
Волжская булгария на карте
С этим связана местная легенда, приведенная в книге булгарского историка Якуба Нугмана. Якобы один мусульманский купец прибыл в столицу Булгарии из Бухары. Был он человеком образованным и в совершенстве владел искусством медицины. Случилось так, что царь с женой в это же время заболели тяжелой болезнью.
Их лечили всеми известными тогда лекарствами, но недуг только усиливался. Прознал про это купец, и сказал, что может помочь в беде, но при условии, что они примут его веру. Они согласились и были исцелены, и «приняли ислам, и принял ислам народ их страны».
На деле, причина была более прозаичная. Булгарам нужна была помощь, чтобы противостоять ненавистному соседу — Хазарскому каганату. Такую помощь мог оказать тогдашний центр исламского мира - Багдадский халифат.
Отношения с таким богатым и развитым союзником значительно повышала авторитет булгар и обеспечивала защиту, не говоря уже об экономическом подъеме — арабские страны были выгодным торговым рынком. Однажды приняв ислам, булгары от своей веры более не отступали. Впоследствии, они пытались распространить ислам и дальше, предложив Владимиру Святославичу принять их религию в 986 году.
Но через два года Русь приняла крещение, пойдя другим путем. Причем, следуя обычным правилам торговли, они строго следили, чтобы русские продавцы мехами — популярным товаром на Востоке — не встречались с арабскими купцами. Но не только посредничеством жила Волжская Булгария.
По всему миру славились изделия их ремесленников: керамика, кожевенное дело.
Существуют разные точки зрения относительно происхождения этнонима «болгары», согласно одному из них, он означает «мятежники отколовшиеся». После ее распада в середине V века булгары, или болгары, стали одним из наиболее сильных локальных объединений кочевников. Ее территория не имела четких границ и простиралась от Нижнего Дона до предгорий Кубани и от Тамани до междуречья Кумы и Восточного Маныча. Столицей был город Фанагория на нынешнем Таманском полуострове. Просуществовала Великая Булгария не очень долго, поскольку, по преданию, после смерти возглавлявшего ее хана Кубрата государство поделили пятеро его сыновей: Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер, Альцек. Каждый из них возглавил свою собственную «орду», и ни у кого из них в отдельности не было сил, чтобы соперничать с досаждавшими им воинственными хазарами. Они тоже были наследниками гуннской кочевой империи и соперниками булгар. Часть жителей покорились хазарам, стали их данниками, впоследствии были известны под именем «черных болгар».
Аспарух со своей «ордой» ушел на Дунай, и там появилась Дунайская Болгария, известная также как Болгарское царство. Под его владычество попали местные славянские племена, однако со временем болгары слились со славянами и сложилась болгарская нация. Еще одна часть обитателей Великой Булгарии переселились в Македонию и Южную Италию и со временем там ассимилировались. Нас же интересуют те болгары, которые ушли на Волгу, где и возникло государство Волжская Булгария. На территории бывшей Волжской Булгарии к настоящему времени известно около 170 городищ домонгольского времени — это остатки военных крепостей, замков и городов. Наиболее известными еще с X века были города Булгар, Биляр и Сувар. Размеры Булгара составляли 380 гектаров, Сувара — 90 гектаров. Площадь Биляра, который называют столицей Волжской Булгарии, археологи оценивают в 500 гектаров. Первое упоминание Биляра в русских летописях — 1164 год, когда Андрей Боголюбский нанес поражение булгарскому правителю, и «утече князь Болгарскыи до Великого города».
Историки задают вопрос, на который пока нет ответа: почему в русских летописях, описывающих события X — первой половины XIII века, города Волжской Булгарии ни разу не упомянуты под собственными названиями? Булгар фигурирует как «Бряхимов», Биляр — как «Великий город». Кстати, основание Казани, точнее, появление крепости на этом месте, историки также относят к тем временам. Для своего времени города Волжской Булгарии были вполне значимыми. Как-никак, через ее территорию проходил Великий Волжский путь. Начинался он на севере, шел через Владимиро-Суздальское княжество, и оно же в наибольшей степени взаимодействовало с Волжской Булгарией. В 1006 году, по свидетельству историка Василия Татищева, между Русью и Волжской Булгарией был заключен торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси — в Булгарии. В то же время Великий Волжский путь постоянно оказывался, говоря современным языком, источником экономических споров между Булгарией и Русью. Кстати, забегая далеко вперед: в течение XVI — XVII столетий, когда англичане, французы, голландцы вступали в отношения с Московским государством, главное, что они хотели получить, — право транзитной торговли от Архангельска до Каспийского моря.
То есть фактически по маршруту того самого Великого Волжского пути.
В 1172 году Боголюбский ходил на камских булгар. В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодович воевали с волжскими булгарами. В 1186 Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар. В 1217 — 1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг. В ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовича взяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 году в Кореневе — еще на шесть лет. В 1223 году , после битвы на Калке , монгольские войска ушли на восток через земли волжских булгар и были наголову разбиты булгарскими войсками [9].
Это поражение вместе с поражением при Перване в 1221 году являются исключениями на фоне успехов монгольской армии периода завоеваний вплоть до поражения при Айн-Джалуте в 1260 году. В 1229 году булгары и половцы были разбиты монголами у реки Яик Урал. В 1232 году татары дошли уже до места впадения в Каму реки Жукоть. Наконец, в 1236 году монгольская армия во главе с Субэдэем разорила всю Волжско-Камскую Болгарию. Некоторые булгары бежали под защиту великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. В 1239 году монголы вторично вторглись в Волжскую Булгарию и завоевали её. В 1240 году, после двух восстаний подряд, территория Волжской Булгарии вошла в состав Золотой Орды , хотя еще долго продолжались волнения в крае, и монголо-татарам не раз приходилось усмирять непокорных булгар.
Это тем более удивительно, что ни о каких «билирах» источники в этом регионе не сообщают, а вот Большетиганский могильник включается в ареал расселения угро-мадьяр. Из всех терминов, которые используются в различных источниках, относящихся к административно-территориальному делению, можно отнести несколько. Область «серебряных булгар». Это наименование определенной части Булгарии упомянуто в описании похода 1183 г. Еще ранее «сребреныя Болгары» упомянуты в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру» Иакова мниха среди народов, с которыми воевал Владимир Святославич. Оставляя в стороне дискуссию о том, кого имел в виду Иаков мних — волжских булгар или «сербов и болгар» на Дунае и примем во внимание тот факт, что никаких походов на Балканы во время правления Владимира не известно, тогда как поход на булгар был хорошо известен и был фольклоризирован. Вопрос о том, что из себя представляло объединение этих серебряных булгар достаточно сложен. Возможно, это было ядро формировавшегося в Х в. Булгарского государства с центром в городе Биляр. Однако для XII в. Вполне вероятно, что в данном случае под Серебряной Булгарией надо понимать какую-то центральную историческую область или даже эмират в составе Булгарии. Сведения об отдельном владении вытекают из всего комплекса сведений о Булгарии. Первые сведения предоставил Ибн Фадлан, который рассказал, что некое племя сувар савир , пытавшееся отказаться от принятия ислама и следовать за своим правителем, под угрозами Алмыша вынуждено было согласиться. Далее в восточной историко-географической традиции сведения о Суваре преобразовались в соответствии с новыми реалиями: «поблизости другой город, называемый Сувар, в нем также соборная мечеть … количество мужей в обоих городах приблизительно 10 тысяч мужей». Эти сведения, входящие в «Главу о тюрках» или «Народах седьмого климата» и поэтому так или иначе, в полном или сокращенном виде, входят во все описания Булгарии. То есть речь идет не просто о городе, а о некоем владении — городе с округой. Подобная ситуация доказывается чеканкой монет в городе Сувар. Монеты чеканились в Суваре от имени ряда эмиров. Не все они имеют реальную дату чеканки, поскольку являются надчеканами на саманидских монетах, но есть и собственной чеканки Сувара от имени правителей Талиба ибн Ахмеда, которые датируются 366 г. Главное, что на этих монетах выявлена своя тамга. Наличие разных мест чеканки с разными именами правителей служило развитию гипотез о возникновении двух «княжеств», их внутренней борьбе и победе Болгара. Как бы то ни было, но явно, что какое-то владение возникло в X в. Далее он продолжает упоминать язык Булгар и Сувар, как близкие, но разные, видимо, предполагая, что это разные тюркские народы. На карте, приложенной к этому сочинению, Болгар и Сувар указаны как соседи. Конечно эта карта отражение не реальности, а «ментальной карты» мира автора или картографа, но она достаточно красноречива. Позднее, в 30-х — 50-х гг. XII в. Из этого сообщения понятно, что булгарский эмир правил и над «булгарцами» и над «суварцами» — т. Однако сам по себе непродолжительный самостоятельный чекан и даже параллельное существование двух эмиратов не привело бы к формированию представлений о существовании внутри Булгарии неких «жителей Сувара». Скорее всего, само возникновение города и его округи было связано с племенем родом сувар. Позднее, эта территория стала какой-то исторической землей по типу «новгородской» или «северской» земли. Со времен Г. Ахмарова принято отождествление города Сувара с Кузнечихинским городищем, что поддержали практически все отечественные археологи. Однако это не соответствует сведениям арабских источников. Кузнечихинское городище расположено внутри Западного Закамья. Скорее всего, историческим Суваром было булгарское городище близ с. Старая Майна, поскольку оно расположено на берегу Волги примерно в двух днях пути , на нем зафиксирован ранний слой X—XI вв. Все это делает отождествление Старомайнского городища с историческим Суваром вполне возможным. Область Буртасия.
«Волжская Булгария»
Меж двух огней Великая Волжская Булгария была не просто развитым, она была могучим государством и, порой, даже опасным соседом Киевской Руси. В конце IX-начале X века в Среднем Поволжье образовалось сильное государство Волжская Булгария, столицей которого стал город Великий Булгар. Волжская Булгария на карте Древней Руси выглядела примерно так. волжская булгария. Великая Волжская Булгария была не просто развитым, она была могучим государством. Это новый документальный фильм – путешествие по стране, которой нет на карте, но ее следы ощущаются повсеместно на волжской земле.
О ВОЛЖСКИХ БУЛГАРАХ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО
Волжская Булгария стала важным переходным моментом в формировании и становлении поволжских территорий в период между хазарским и золотоордынским правлениями. На карте арабского географа Идриса 1154 года Булгар и Волжская Булгария очень подробно показаны. Урбанизация Волжской Булгарии способствовала развитию кирпичного ремесла, и кирпичная застройка получила широкое распространение. Несмотря на упоминающийся в арабских источниках “разгром Волжской Булгарии” русами в ходе восточных походов Святослава, очень скоро волжские Булгары подчинили себе буртасов и вплотную приблизились к землям вятичей, занимавшим оба берега реки Оки. «Волжская Булгария» 20 мая 2023, Усадская сельская библиотека – филиал № 31 в Высокогорском районе — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Краткая история Волжской Булгарии от возникновения до наших дней, обычаи, культура, внешняя политика древнего государства, картины и фотографии.
Белая мечеть и ханский дворец. Восточная сказка на границе с Ульяновском!
Важной военно-политической задачей киевской державы было установление контроля над Волжским путем. Еще князь Святослав во время своего похода на Хазарию разгромил армию Волжской Булгарии. Однако в полной мере контролировать весь путь оказалось невозможно: Волжская Булгария сохранила самостоятельность и, соответственно, контроль над участком главной водной магистрали — рекой Волгой.
Она заложила базис для экономического, культурного и социального развития сегодняшней татарской, башкирской и удмуртской культур.
С 60-ых годов Х1Х века начинают археологические изучения памятника. Благодаря археологам стало возможным изучение исторической топографии города. Прослежены остатки каменных площадей, искусственных водоемов, фонтанов, водопроводных, канализационных линий, отопления, объектов городского благоустройства.
На землях современного Татарстана и соседних с ним территорий в настоящее время открыто более 2 тысяч археологических памятников VIII-XV веков. Из них около двухсот городищ, около 900 селений и большое количество могильников. Из них большая часть относится ко времени существования Булгарии.
Сегодняшнее изучение истории Волжской Булгарии основывается в основном на археологических артефактах многочисленных булгарских городищ, разбросанных по территории современного Татарстана, и на описаниях средневековых путешественников. Древнее государство не смогло противостоять нападкам хазар и распалось. Следующие два века булгары укрепляли свои позиции и завоевывали балто-славянских соседей по Поволжью.
Ученые также полагают, что Булгария стала первым организованным в Поволжье государством, до нее там жили лишь племена. Булгарские земли находились под постоянной угрозой нападения Хазарского каганата. Чтобы сохранить свои земли, Булгария попросила защиты у Багдадского халифата.
Для этого в Булгарии был официально принят ислам. Принятие новой религии дало толчок для образования. Начали строиться мечети, при которых работали мектебе начальные школы и медресе школы для духовенства.
Людей учили письменности и чтению, религии, праву, медицине и географии, начала развиваться поэзия. В 1223 году Булгарию атаковали монголы и потерпели здесь первое поражение в истории. Еще долгих 13 лет Волжская Булгария отражала атаки монголов, но в 1236 году была побеждена.
Располагаясь на пути следования армады Бату Батыя в Европу, у одинокого волжского государства не было шансов. Страна была покорена, а все города разрушены. Завоевание Булгарии было важно для монголов и давало подход к Руси.
Своими собственными руками мы подготовили падение державы, и урок этот следует помнить, чтобы не позволить повторения трагического сценария. Дружбу следует ценить, если она настоящая, и не подличать, не шакалить, не обижать тех, кто слабее. Конечно, здесь сказались разбойничьи обычаи, присущие варягам, и принесенные на Русь Рюриком. Вот урок: не допускать к власти представителей даже своей крови, воспитывавшихся в другой стране, не говоря о крови чужой. Новгородцы очень сильно ошиблись, допустив волка в овчарню, отчего и сами пострадали: Рюрик вырезал всех вечевиков, имевших отличное от его мнение. В исторических хрониках говорится, что план нападения на Волжскую Булгарию и Русь готовился очень тщательно, с использованием информации, полученной от иностранных, но все же не русских, купцов. Видимо, именно от купцов стало известно о фактическом распаде Волжской Булгарии, так как князья Руси были разобщены, они силой влезли в Волжский союз, но не стали сами первые применять сложившиеся веками правила волжского объединения народов, из-за чего система разрушилась. А так как до этого организующую и управляющую роль играло княжество берендеев славянского племени, и это племя вошло в состав Руси, то все надеялись на то, что Русь возьмет управление Волгарией на себя, или, в крайнем случае, оставит эту функцию за Городцом, Новгородом, или перепоручит Нижнему Новгороду, но ничего этого не произошло, да и произойти не могло, потому что ни один из городов Руси не был экономически и политически подготовлен к тому, чтобы руководить по сути речной страной.
Городец же стал ослабляться, волжские народы перестали получать свои доходы с проходящих судов, потихоньку начались грабежи, и Волжская Булгария просто перестала существовать. Поэтому когда монголы начали свое наступление в 1337-м году, некому уже было им сопротивляться, и Волга больше не являлась непреодолимой преградой для нападений на Русь с востока. Всего-то за 16 лет Русь потеряла контроль над территориями от Нижнего Новгорода до самого Урала и Хазарского моря Каспий. Именно в этот период времени Волжская Булгария перестает существовать на исторической сцене, а ученые ломают головы, как и каким образом практически мгновенно исчезло столь сильное государство, не оставив ни народа с одноименным названием, ни городов, ни языка, ни культуры. Объяснить же все эти нестыковки можно тем, что Булгары — это торгово-военный союз племен и народов, проживавших на берегах Волги и Камы, с целью совместного использования Волго-Камского бассейна и Каспийского Хазарского моря. И распался этот союз после подписания в 1221-м году договора о свободной торговле в Волго-Окском бассейне между Волжской Булгарией и Владимиро-Суздальской Русью. Одновременно с исчезновением Волжской Булгарии исчезло и княжество Берендеев. Общей столицей их был Городец на Волге, единственный сохранивший с тех пор и до сего дня свое значение, как изготовитель многочисленных видов судов, деревянной посуды, украшенной хохломской росписью, городецкой росписи, украшающей деревянные игрушки, мебель, посуду и ладьи, городецких медовых пряников и многого другого.
С чего мы взяли, что Городец являлся неофициальной, но признанной столицей Волжской Булгарии, кроме сведений о князе берендеев Вольги, приводимых во «Велесовой книге»? Прежде всего, само географическое положение Городца на Волге свидетельствует о его особой роли. Городец находился на границе как со словенами новгородцами , так и с Владимиро-Суздальской Русью, бывшей первоначально частью Киевской Руси. Строительство Нижнего Новгорода призвано было ослабить влияние столицы Волгарии — Городца, и перенести центр торговли огромного Волго-Камского бассейна в город, принадлежащий Владимиро-Суздальской Руси, что, собственно, и произошло. Помогло укреплению Нижнего Новгорода его более выгодное расположение на слиянии двух рек — Оки и Волги. Влияние Руси и торговые пути шли через Оку, новгородцы и Волгары со своей стороны контролировали Волгу. Поэтому столкновения было не избежать. Все равно пришлось определить, кто является главным на двух реках.
Русь победила, поэтому-то и новгородцы перестали быть словенами, и волгары берендеями, а оба этих народа стали называться русскими. Облегчило это переименование то, что оба народа были праславянскими. Собственно, новгородцы после этих печальных событий, включая период войн с татаро-монголами, еще несколько столетий продолжали получать дань серебром с территорий Урала и Сибири. Чтобы убедиться в огромном значении Городца на Волге в древние времена, достаточно изучить его историю. Географическое положение благоприятствовало ему стать ещё во второй половине XII века стольным градом, мощной оборонительной военной крепостью на востоке Владимиро-Суздальской Руси. Занимая выгодное местоположение на Волге и используя имеющиеся природные богатства, Городец с давних пор стал центром развития промыслов и ремёсел, крупным торговым городом. Ещё в XII-XIV веках, по свидетельству летописей и археологических раскопок, Городец «славился художественными ювелирными и металлургическими изделиями, искусными гончарами, мастерами по выделке предметов из стекла и кости» [Т. Древний Городец по материалам новых раскопок.
Записки краеведов. Городец — уникальный город по количеству и разнообразию народных промыслов и ремёсел. Городец — город мастеров. Рассказы краеведа. Именно на городецкой земле развились различные народные промыслы, ставшие впоследствии гордостью России. К примеру, «Семеновская хохлома» - деревянная посуда, расписанная характерным для славян растительным орнаментом, базируется в деревнях и селах неподалеку от Городца. Декоративная роспись на деревянных изделиях посуда, мебель отличается тонким узором с изображением различных растений, выполненным красным и черным реже зеленым тонами и золотом по золотистому фону. Яркая, лаконичная городецкая роспись жанровые сценки, фигурки коней, петухов, цветочные узоры , выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
С давних времён городецкие плотники строили коноводки, лодки, струги, расшивы. Особенно красиво и искусно делались здесь расшивы, борта которых украшались самобытной городецкой резьбой. Расшива — это деревянное плоскодонное судно. Нос и корма имели хорошую обтекаемость. Перевозимые грузы хранились в трюме, а не боящиеся дождя — на палубе. Расшивы были заменены баржами при появлении на Волге буксирных пароходов в 50-х годах XIX века. Только за одну лишь зиму 1844 года в Городце было построено 163 судна. Красиво отделанные искусной рукой резчика, прочные и легкие на ходу, городецкие расшивы баржи пользовались известностью по всей Волге, не имели себе равных.
Кажущаяся лёгкость, ажурность не мешала брать расшивам по 20—30 тысяч пудов груза 320 — 480 тонн. Городецкие плотники славились своим искусством настолько, что Пётр Первый вызывал их на постройку военных кораблей в село Преображенское. По распоряжению графа В. Орлова, городецкие крепостные плотники-корабелы отправлялись на работу в его сибирские вотчины. Разве не признание это Городца главным городом Волгарии? Городецкие пряники выпекались на меду, на патоке и сахаре, сдабривались изюмом и другими пряностями. Городецкий пряник обладал высокими вкусовыми качествами. И был красив внешне.
Отличительная особенность городецкого пряника состояла также в том, что он был печатный. Народные мастера затейливо вырезали доски своеобразное клише , на которых были фигурные очертания птиц, коней, шатровых башен в миниатюре, разные узоры и дарственные надписи. Пряники долго хранились и могли быть перевезены купцами в другие страны и продаваемы как лакомство болгарское волгарское. Городецкие мастера по выделке глиняной посуды были известны ещё в глубокой древности. В землянке на ул. Овражная найден сохранившийся каменный очаг с черепками глиняной посуды в ней. До сих пор жители этих мест помнят старых мастеров: Е. Мордвинова, А.
Мордвинова и других, которые делали много узорчатой посуды с выдавленными рисунками, умели украсить изделия орнаментами, сделать, например, ручку у кувшина для кваса в виде перевитого жгута, дать поливу нарядными зелеными пятнами. Славилась расписной глиняной посудой деревня Репино, где гончары выделывали изделия тонко и изящно. Мастера олифили кувшины, покрывали их варёным маслом и по этому грунту наносили красочный узор. Традиции старых мастеров продолжают в настоящее время гончары деревень Смиркина и Шадрина. Даже глиняная посуда разукрашивалась затейливыми рисунками, что является явным признаком ориентирования мастеров на продажу своих изделий в другие земли. С незапамятных времен в Городце производились ковка и литьё. Изготовлялись якоря, топоры, колокольные языки и многие бытовые предметы. Ковка якорей и колокольных языков составляла значительный промысел Городца.
Якоря делались весом от 80 фунтов до 80 пудов. В течение года выковывали изделия валовым весом до 20 тысяч пудов. Кузнечным производством в Городецком уезде к 1924 году занималось в Б. Песошнинской волости 30 дворов, в Бриляковской — 12, в Зиняковской — 30, в Смольковской — 26. В лесных местах Узолы, где речка приветливо и весело петляет между кустарников и травы, в соседстве с родиной Хохломы, стоят старинные деревни Жбанниково и Прокурино. С незапамятных времен здесь родилось редкое, самобытное и веселое искусство — изготовление игрушек-свистулек из глины. Деревня Жбанниково — своеобразное гнездо промысла. Она была известна далеко за пределами Нижегородской губернии своими мастерами—художниками.
Прасковья Степановна вспоминает затейливого Лариона Трифоновича Потатуева, самобытного мастера жбанниковской дудки, передавшей в ней сказочность и доброту.
Перейти в корзину… удалить из корзины Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют печати с разрешением 300 dpi. Купленные файлы предоставляются в формате JPEG. При использовании требуется указывать источник произведения.