Интересных идей и ярких ходов в новом спектакле «Горе от ума» не счесть. В своей постановке режиссер сохранил все первоначальное содержание, не исказив текст Грибоедова, но пьеса обрела новую форму.
«Горе» с французским акцентом
4 февраля в Российском государственном академическом молодёжном театре состоится премьера спектакля «Горе от ума» режиссёра Алексея Бородина. К «Горю от ума» в РАМТе отнеслись подчеркнуто учтиво, как к пожилой родственнице, которую нужно аккуратно взять под локоть на оживленном перекрестке. Общество будто жаждало нового события, и вот, с легкой руки Софьи, оно случилось – слух о помешательстве Чацкого, о его горе от ума. Постановке Михаила Фейгина «Горе от ума» в Ростовском академическом театре драмы им. М. Горького в 2023 году исполнилось 20 лет.
Свободу классике. «Горе от ума» в РАМТе.
Зритель восторженно встретил премьеру! Декорации, свет, пластика, звук, работа артистов — мы уверены, что наш зритель получил достаточно эстетического удовольствия. Перед спектаклем в фойе театра звучали стихи Санджи Каляева и Александра Грибоедова в исполнении мэтров калмыцкой сцены.
Не принято так у настоящих театралов. Главная награда —зрительские аплодисменты и аншлаги. Городской театр имеет сегодня уникальный статус. Он единственный в округе профессиональный и муниципальный. Именно поэтому требования к коллективу высокие, и ответственность повышенная. Все пришкольные и клубные студии равняются именно на них.
Конкретная двоякость метафоры в том, как Лиза и Софья двигают трехпролетную арку, а Фамусов вытягивает из-за кулис длиннющий и какой-то тупой в своей длинной простоте диван для Скалозуба: они тут и хозяева, и рабы условно-стерильного комфорта. Для Чацкого, который откровенно вываливается из сценической ложи второго яруса, подвозят лестницу-вышку образ, будто позаимствованный у театрального авангарда — он приходит из такого «оттуда», намекают нам, которое вовсе не фармазонский запад, а нечто ещё более абстрактное, некое горнее «ничто» вечного скитанья. Символизм лестницы тут тоже двоякий — это и почетный церемониальный трап, и жуткий функциональный эшафот, коим он оказывается под конец. После Мейерхольда, впервые проанатомировавшего комедию Грибоедова, круг её возможных сценических смыслов заключен в антиномии «горе от ума» или «горе уму», где принципиально разная трактовка главного героя. Смешон ли Чацкий, глуп или, наоборот, нравственно совершенен перед лицом лицемеров и конъюнктурщиков? Алексей Бородин избегает одностороннего вердикта. Для него единственной данностью грибоедовского текста является сам текст: этот лаконичный стих, не требующий визуальных и характерных комментариев и надстроек. Неожиданный эффект РАМТовского спектакля создает его доверительная сдержанность перед лицом текста, помноженная на очень скорый темп игры. В каком-то смысле это спектакль без подтекста, в котором единственная установка исполнителей — держать темпоритм. Чацкий в исполнении Максима Керина задуман как слегка прифранченный бунтарь, которому летающие полы длинного пальто и берцы придают мрачного очарования. Характер и личностный тип в нем выражены не четко: он и не смешон, и не вполне фактурен, больше даже неопрятен, но задорно-напорист. По сути, обострен лишь его саркастический темперамент, на волне которого он вытягивает, как на одном дыхании, свои длинные едкие монологи. В большую заслугу режиссеру и актеру стоит поставить именно это — образ, не задавивший текста человеческой плотью. Ведь что такое Чацкий как не некий сгусток праздного раздражения, которое он вносит в инородную среду. Пушкин говорил, что умное лицо в комедии — один Грибоедов, от которого Чацкий понабрался ума.
В условной светской жизни мы все на виду, каждый шаг летит в сторис. Такая жизнь, не в ругательном смысле слова, фальшива. Наша жизнь в сторис не равняется нашей жизни, когда мы на кухне за стаканом коньяка. Каждый из нас в сторис играет какую-то роль… И в эту жизнь попа-дает парень, который давно в ней не был, уже забывший ее особенности и еще не знающий ее сегодняшних порядков. Вот это ключевая история. Служить бы рад… — Реплика Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — главное, а дальше уже вопрос, уга-дали мы или нет, кому сегодня при-служиваться тошно и кто может это сказать, — продолжает Вла-димир Золотарь. Люди, которые могли так сказать, — это определенный узкий круг образованной молодежи из дворян. Сейчас этот круг больше, и в него могут входить хипстеры, оппозиционные политики, те, кто из-за своих поли-тических взглядов уехал за гра-ницу, те, кто попал в очередную новую волну кухонной диссиденции, и прочие. Это огромный слой очень разных людей с разным уровнем образования, с разным бэкграундом — профессиональным, личностным, человеческим, жизненным и так далее. При этом нельзя убирать из пьесы еще одну важную вещь — странную, слож-ную и по-своему нелепую любовную историю, в которой нам также приходится разбираться с учетом нашего сегодняшнего житейского опыта. Жизненно и 200 лет спустя Александр Герасимчев о своем герое Александре Чацком говорит, что он человек, который идет один против всех, у него свои принципы, и жить он старается, не изменяя себе. Он не хочет быть как все. Такие люди были во все времена. Они выделяются из толпы и пытаются менять окружающий мир, сделать что-то новое и чего-то добиться, и у них это получается. Другое дело, что это трудно — идти против всех и против системы. Кто-то справляется с этим, а кто-то ломается. Пьеса написана больше двухсот лет назад, но слова, которые Чацкий говорит в одном из своих монологов: «Не тот ли вы, к кому меня еще с пелен для замыслов каких-то непонятных дитей возили на поклон?
«Горе от ума», спектакль в квартире. Фоторепортаж
Сцену обрамляют огромные буквы, которые складываются то в «Горе от ума», то в «Горе уму». Если режиссеру хочется усилить монолог Чацкого, герой начинает читать Пастернака, когда для замысла недостаточно одной Софьи, на сцену выходят сразу три, а на заднем плане на большом экране появляются лица героев крупным планом. Сам финал спектакля тоже имеет вариации. Герои пьесы превращаются в жителей современной Москвы, и оказывается, что со времен Грибоедова в них мало что изменилось по содержанию, но режиссер осовременивает их по форме.
Так Фамусов в исполнении Александра Федеряева не только высокопоставленный чиновник, душевное спокойствие которого зависит от того, «что скажет княгиня Марья Алексевна», но и мужчина в возрасте, который в погоне за молодостью проводит часы в тренажерном зале и не прочь поволочиться с молодой служанкой. Свои знаменитые монологи Фамусов произносит качая мышцы. Фамусовская Москва напоминает знаменитый бал сатаны из булгаковского романа «Мастер и Маргарита».
Дорого-богато, тусовка элиты уходит в отрыв, со стороны это выглядит безумием. Чацкий даже внешне противопоставлен этому миру. Парень в круглых очках, оранжевом шарфе и панамке, этакий современный фрик, непонятный окружающим.
Здесь Москва как эта самая неповоротливая устаревшая карета — лживы и уродливы ее пассажиры, но возят-то по всему городу именно их. Она бы и рада вспомнить свое былое чувство к Чацкому, но не готова страдать за него. Приходит его время — и скоро страхи Фамусова, как и грубость Хлестовой покажутся игрушками по сравнению с теми правилами, которые этот тихоня установит для Чацких. Такие стертые, неяркие, до поры до времени угодливые и молчаливые и есть самые страшные. Фото: Мария Моисеева Во втором акте — в эпизоде бала — крепкие стены фамусовского дома поплывут, как белые кораблики на воде, а карета вдруг заживет своей жизнью, легко перемещаясь по всей сцене подобно фата-моргане. Мир рушится для Чацкого, и вовсе не потому, что Скалозуб ничтожен, Загорецкий подл, а Репетилов смешон. Мир рушится, потому что его не любит Софья. Зловеще звучит лихой галоп композиторы Натали Плэже и Алексей Кириллов , и Чацкий в стремительном танце, желая вызвать ревность Софьи, подряд закружит всех княжон Тугоуховских. Потом все гости облепят карету, как черные галки и, уговаривая и утешая себя, объявят, что он безумен.
Потому что, если допустить иное, весь мир, в котором они уже пригрелись и к которому приспособились, рухнет. Хотя он все равно рухнет, конечно, просто Фамусовых сменят Молчалины.
Свою версию великой пьесы на большой сцене Театра на Васильевском ставит Руслан Нанава. Создатели спектакля представляют отстраненный взгляд на легендарное произведение с позиции сегодняшнего дня. В соавторстве с художником по костюмам Марией Лукка Руслан Нанава создает ярких, запоминающихся, предполагающих точную узнаваемость в современном обществе персонажей. Все герои знаменитой комедии находят свое воплощение в провокационной злободневности классического сюжета.
Мы анализировали мысль, заложенную Грибоедовым, изучали его героев. По сути, мы перенесли ту эпоху в наше время, раскрыли эту историю по-новому», — рассказал Евгений Зимин. Через костюмы и декорации художники попытались передать образ каждого героя, отношение автора к персонажам. Мы экспериментировали с декорационным оформлением.
Читайте также
- Горе от ума | Курский драматический театр им. Пушкина
- Публикации
- Саратовский театр спустя столетие поставил «Горе от ума»
- Горе от ума | Курский драматический театр им. Пушкина
Описание и фото
- Описание изображения
- Задать вопрос
- Ученики Риммы Беляковой сыграли «Горе от ума»
- Премьера спектакля «Горе от ума»: к 200-летию одноименной пьесы
- Генеральный прогон спектакля «Горе от ума» прошел в Нальчике
- "Горе от ума" Александр Грибоедов
«Горе от ума» в Театре кукол
Общество будто жаждало нового события, и вот, с легкой руки Софьи, оно случилось – слух о помешательстве Чацкого, о его горе от ума. Комедия «Горе от ума» была написана в 1824 года, первая публикация случилась в 1825, а попытки поставить пьесу на сцене – в 1829 году. Премьера «Горе от ума» – третий спектакль режиссёра в Архангельске. И это всё до Нового года», – сказал Виталий Слободчук. А открыл 84-й сезон восстановленный спектакль «Горе от ума». Калужский драматический театр порадовал зрителей добротным спектаклем по классическому произведению «Горе от ума» Александра Грибоедова поставил режиссер.
Грибоедовскую классику поставил приезжий режиссер Владимир Золотарь.
- Камерный театр Череповца адаптировал для современного зрителя «Горе от ума»
- Калужская драма покажет премьеру спектакля «Горе от ума»
- Зрительские заметки. «Горе от ума»
- Telegram: Contact @teatrgorkiy
- Горе от ума — Горе уму — Горе ума
Ученики Риммы Беляковой сыграли «Горе от ума»
«Горе от ума» — одна из вершин русской драматургии и поэзии, фактически ставшая венцом «комедии в стихах» как жанра. В подмосковном театре «ФЭСТ» 10 октября состоится первая премьера сезона – спектакль «Горе от ума» в постановке Ренаты СотиРиади. Пьеса А. Грибоедова «Горе от ума», написанная почти 200 лет назад, давно стала классикой и неисчерпаемым источником пословиц. Читала в отзывах, что «Горе от ума» идёт по стопам других постановок Николая Коляды на основе классических пьес. купить билеты на спектакль в Москве. Расписание, содержание, актеры, фото, продолжительность Закажите билеты в театр на В РАМТе премьера — новое прочтение знаменитой грибоедовской пьесы «Горе от ума».
Премьера спектакля «Горе от ума»: к 200-летию одноименной пьесы
Новгород — на фестиваль театральный. Ростов-на-Дону — на фестиваль театральный, в Москву — на фестиваль театральный. И это всё до Нового года», — сказал Виталий Слободчук. А открыл 84-й сезон восстановленный спектакль «Горе от ума». В этом году постановке Бориса Морозова 15 лет.
Что нового могут рассказать людям XXI столетия герои пьесы, написанной 200 лет назад, чьи реплики, а главное - убеждения, казалось бы, прекрасно известны нам еще со школьной скамьи? Давайте попробуем изменить угол зрения… Режиссер Алексей БОРОДИН: "Грибоедов остро написал про компанию людей, которые создают удобный им способ жизни, где все роли розданы, а приоритеты расставлены.
Перед спектаклем в фойе театра звучали стихи Санджи Каляева и Александра Грибоедова в исполнении мэтров калмыцкой сцены. Мы очень рады, что сегодня вы пришли посмотреть «Горе от ума».
Напоминаем, что 9 декабря состоится второй премьерный спектакль.
По иронии судьбы, его объявляют сумасшедшим. Когда человек не угоден обществу, это едва ли не самый простой способ избавиться от него. Превратить личность в изгоя», — цитирует режиссера пресс-служба театра. Премьерные показы состоятся 4 апреля в 17:00, 9 апреля в 18:30, 10 апреля в 17:00 и 14 мая в 18:30.