Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп в многообразии их связей. 4) социальной мобильностью. Пояснение. Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т. д. одна из основных составляющих социальной структуры. социальные институты, социальные общности и социальные группы признаки типологии, социальные общности объединенные на основе единого языка особенностей культуры и психологии называют, как называется свойство социальной общности которое обусловлено. 4) социальной мобильностью. Пояснение. Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т. д.
Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют1)
Баранов П. Большой сборник тематических заданий для подготовки к Единому государственному экзамену. Экзаменационный тренажер. Лазебникова, Т.
Коваль, Е. Королькова, Е. Интернет- ресурсы: «Решу ЕГЭ».
Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья. Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения бабушка, дедушка, отец, мать, дети. Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединяются в кланы. Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку.
Несколько кланов, объединившись, составляют племя. Племя — более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией вождь, племенной совет , общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек. В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразуются в народности, а те — на высших стадиях развития — в нации. Народность — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией.
Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значение не так велико. Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма.
В этот период складываются достигшие высокой степени зрелости политические организации, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет. На рубеже ХХ в.
В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений. По мнению Г. Тарда, публика — продукт нового времени. Однако подлинный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже — радио и телевидения. Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей.
Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.
В психологии этнических общностей выделяется психический склад этноса — его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические национальные чувства. Для межэтнического взаимодействия характерны стереотипы восприятия, обусловленные историческим прошлым народа. Оценки достоинств этнических групп, основанные на расхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаются этноцентризмом — приданием своему этносу эталонных качеств. В сознании этноса формируется этническая картина мира — особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипизировано в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникает поляризация социальных общностей по этническому признаку.
Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия. Однако в нарастание межэтнического конфликта неизбежно включаются негативные этнические стереотипы, возрастающий этноцентризм, актуализируется националистическая идеология. При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов. Подобное урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, миротворческой позиции национальных лидере, снижении значимости объекта межэтнического конфликта. По месту больших социальных общностей и системе общественного производства различаются общественные классы от лат. Существование общественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности. Различия между классами проявляются в образе жизни, социально-психологическом кладе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие социальные группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур.
Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса. Публика — большая социальная группа людей, имеющая общие интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции на основе общих значимых объектов внимания участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ. Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения. Масса — совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами.
По кн. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения? Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? Назовите четыре фактора 19. В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам.
Обществознание
Именно социальное становление, освоение основных социальных ролей стали рассматривать как главный вектор развития личности в юношеском возрасте. Обычно на пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. В современной отечественной психологии подростковым чаще всего считается возраст 11—15 лет, а ранним юношеским — 16—18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии к нам пришел термин «тинейджер», охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т. Молодежь как социальная группа 10-11 класс Молодежь — это группа, объединенная на основе социального и демографического признака, характеризуется определенными возрастными характеристиками люди от 16 до 25 лет. Именно в возрасте 16 — 25 лет окончательно формируется личность человека, завершается его социализация. Это период, когда человек становится социально-зрелым, самостоятельным, входит в мир взрослый людей и адаптируется к нему. Молодежь как социальная группа имеет ряд социальных особенностей: необходимость освоения новых социальный ролей усвоение и принятие социальных стереотипов и норм поведения, принятых в обществе ; большие возможности для социальной мобильности перспективы профессионального роста, возможность получения образования ; неустойчивость, переходность положения «поиск себя», частая смена работы, получение образования. Кроме того, молодежь отличается специфическим набором психологических качеств: противоречивость внутреннего мира связана с тем, что мировоззрение личности в этот период сложилось еще не до конца ; неустойчивая психика, высокий уровень эмоциональности; низкая толерантность отсутствие терпимости, радикальность взглядов ; желание выделиться из толпы, отличаться от остальных; наличие молодежной субкультуры.
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте 10-11 класс Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11 — 12 и продолжается до 16 — 17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь». В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности.
Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует1 политический строй2 социальную структуру3 хозяйственный уклад4 форму государства13. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах? Межнациональные конфликты могут возникать на бытовом уровне.
Российское законодательство предусматривает ответственность за разжигание межнациональной розни. Верны ли следующие суждения об этносах? Племена, народности, нации — это виды этносов.
Согласно Оксфордскому социологическому словарю, социальная группа — это «определяемое формальными или неформальными критериями членства некоторое число индивидов, разделяющих чувство единства или связанных вместе относительно стабильными образцами взаимодействия» A dictionary of sociology.
В социологическом словаре Н. Аберкромби, С. Хилла и Б. Тернера социальные группы определяются как «коллективы индивидов, взаимодействующих между собой и формирующих социальные отношения» Аберкромби.
Социологический словарь, составленный А. Елсуковым и К. Шульгой, определяет социальную группу как «относительно устойчивую совокупность людей, объединённых общими интересами, ценностями, нормами сознания и поведения, складывающуюся в конкретно-исторических условиях определённого этапа развития общества» Социологический словарь. Шкаратан указывает, что социальные группы общности «существуют в силу того, что люди действуют для удовлетворения своих потребностей и интересов, разделяя при этом функции роли , объединяясь, кооперируясь» Радаев.
В социологии существует консенсус относительно того, что социальная группа не тождественна любой совокупности индивидов. В частности, Шкаратан противопоставляет реальные группы и статистические совокупности людей, выделенные по какому-то отдельно взятому признаку, и подчёркивает: «Социальная группа не совпадает с суммой индивидов, обладающих сходными функциями и свойствами.
Мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей, ведущих бродячий образ жизни, численностью в 20 — 30 человек, передвигались по поверхности планеты в поисках пищи. И сегодня человек не мыслит себя вне группы.
Он — член семьи, школьного класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды. Социальные группы можно классифицировать в зависимости от размеров группы большие, средние, малые и социально значимых критериев номинальные, реальные. Номинальные группы. Их выделяют только для статистического учета населения, и потому у них есть второе имя — социальные категории.
Они относятся к большим социальным группам. Например: — пассажиры пригородных поездов; — состоящие на учете в психдиспансере; — покупатели стирального порошка «Ариэль»; — имеющие временную или постоянную прописку; — проживающие в отдельных или коммунальных квартирах. Социальные категории — искусственно сконструированные для целей статистического анализа группы населения. Потому их и называют номинальными или условными.
Они необходимы в хозяйственной практике. К примеру, чтобы правильно организовать движение пригородных электричек, надо знать, какова численность пассажиров — общая или посезонная. Реальные группы. Они могут быть большими и малыми.
Они называются так потому, что критерием их выделения служат признаки, которые осознаются людьми в качестве реально существующих: — пол — мужчины и женщины; — доход — богатые, бедные и зажиточные; — национальность — русские, американцы, эвенки, турки; — возраст — дети, подростки, молодежь, взрослые, старики; — родство и брак — холостые, женатые, родители, вдовые; — профессия род занятий — водители, учителя, военнослужащие; — место жительства — горожане, сельские жители, земляки. Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социально значимых. Таких признаков меньше, чем статистических о них говорят, что это счетное множество. В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными: — стратификационный — рабы, касты, сословия, классы; — этнический — расы, нации, народы, народности, племена, кланы; — территориальный — выходцы из одной местности земляки , горожане, селяне.
Таким образом, можно заключить: реальные группы — это реальные проблемы для общества. Номинальные группы не дают сравнимого по масштабам и характеру спектра социальных проблем. За реальными группами находятся агрегаты. Так называют совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков.
К ним относят аудиторию радио, телевидения , публику кино, театра, стадиона , некоторые разновидности толпы толпа зевак, прохожие. Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, поэтому размещаются на границе между ними. Термин «агрегат» обозначает случайное скопление людей. Двигаясь дальше по типологии социальных групп, мы встретим социальную организацию.
Это искусственно сконструированная общность людей. Искусственной она называется потому, что организация создана кем-то ради выполнения какой-либо легитимной цели, например производства товаров или оказания платных услуг, при помощи институционализированных механизмов подчинения иерархия должностей, власть и подчинение, вознаграждение и наказание. Промышленное предприятие, садоводство, ресторан, банк, госпиталь, школа — виды социальной организации. Выделяют также первичные и вторичные группы.
К первичным относят только малые группы, а все другие — к вторичным. Малые группы — небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностями, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.
Обществознание. 10 класс
Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего. Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа... Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё.
Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...
Запишите цифры, под которыми они указаны. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает.
Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего. Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития...
Ответы на вопросы дают живые люди. Они могут содержать ошибочную информацию, заблуждения, а также ответы могут быть сгенерированы нейросетями. Будьте внимательны. Если вы уверены, что ответ неверный, нажмите кнопку "Пожаловаться" под ответом. Отвечает Кусь Даня.
Социальные отношения Социальные отношения представляют собой взаимодействие между людьми в рамках общества. Они включают в себя различные формы взаимодействия, такие как семейные отношения, дружба, профессиональные отношения, политические отношения и т.
Социальные общности и группы имеют много общих черт, предполагая объединение людей по какому-либо признаку. Социальная общность. Социальная общность — это более широкое понятие, её участники могут не взаимодействовать друг с другом на постоянной основе и не обладать чётко установленными социальными ролями, но воспринимают общий признак как социально значимый и на основании его определяют свою принадлежность к данной общности например, люди одного социального класса, одинакового уровня образования, года рождения и др. Социальная общность — это эмпирически опытным путём фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая субъектом социального действия.
Виды связи между участниками социальной общности: осознанная молодёжь, студенты ; неосознанная пассажиры в транспорте, покупатели в магазине, зрители в зале. Признаки, объединяющие людей в социальные общности: природные пол, возраст ; социальные религия, национальность, профессия и др. Виды социальных общностей. По количественному составу: от нескольких человек друзья до масс массовое движение антиглобалистов. По продолжительности существования: от кратковременных зрелищное мероприятие до существующих тысячелетиями этносов. По характеру связей между индивидами: от сплочённых коллективов работники фирмы до аморфных образований, то есть лишённых чёткости образования участники клуба фанатов.
В зависимости от признака, по которому образована общность: демографические, культурные, религиозные и др. Виды общностей по количеству: массовые, групповые. Массовые общности квазигруппы — это реально существующие совокупности людей, случайно объединенные общими условиями существования и не имеющие устойчивой цели взаимодействия. Квазигруппы имеют следующие отличительные черты: спонтанность образования; неустойчивость взаимосвязей; отсутствие разнообразия во взаимодействиях это либо только прием или передача информации, либо только выражения протеста или восторга и т. Примеры: толпа, аудитория слушателей кого-либо например, оратора , социальные круги. Толпа — это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов.
Толпа имеет определенные характеристики: внушаемость люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне ее ; анонимность индивид чувствует себя незначительным и неузнанным в толпе ; спонтанность люди, составляющие толпу, как правило, не задумываются над своими действиями и их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций. Групповые общности — это совокупности людей, которые отличаются устойчивым характером взаимодействия, высокой степенью сплоченности, однородностью.
Контрольный тест по обществознанию за 1 полугодие 8 класс
Совокупность больших социальных групп составляющих общество называют -Социальная структура. совокупность больших социальных групп составляющих общество называю 1)социальными. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют. +5. структура общества.
Большие и малые социальные группы
количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы. 1 социальными отношениями. 2 социальной структурой. 3 социальными нормами. 4 социальной мобильностью. Большая социальная группа. Профессиональные социальные группы. пность больших социальных групп,состовляющих общество,называют 1)социальными отношениями 2)социальной структурой.
ОГЭ обществознание 9 класс задание 10 все варианты с ответами ФИПИ
Социальная зараженность — быстрая передача эмоций и настроений индивиду. Функции социальной группы: 1. Социализирующая — группа способствует приспособлению индивида к социальной жизни семья. Инструментальная — группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному инструмент для достижения совместных целей с совместными усилиями.
Студенты экономического факультета объединились для написания проекта по инвестициям. Выразительная — в группе удовлетворяется стремление членов группы к социальному одобрению, уважению, доверию. Поддерживающая — объединяются в группы для ослабления неприятных чувств поддержка.
Межличностные отношения — сложная система связей личности с группой: 1. Официальные — возникает на должностной основе. Установление норм и правил.
Неофициальные — складируются на базе личного отношения человека к человеку для принятых норм и правил. Деловые — обусловлены должностным положением членов группы и выполнении обязанностей. Личные — обусловлены симпатией и антипатией.
Аудитория — объединение людей во главе с коммуникатором тот, кто ведет мероприятия. Фан-группа — объединение людей на основе фанатичной приверженности. Толпа — временное собрание людей. Свойства: 1. Анонимность — индивид не ощущает социального контроля и ответственности. Социальная зараженность — быстрая передача эмоций и настроений индивиду. Функции социальной группы: 1. Социализирующая — группа способствует приспособлению индивида к социальной жизни семья.
Инструментальная — группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному инструмент для достижения совместных целей с совместными усилиями. Студенты экономического факультета объединились для написания проекта по инвестициям. Выразительная — в группе удовлетворяется стремление членов группы к социальному одобрению, уважению, доверию. Поддерживающая — объединяются в группы для ослабления неприятных чувств поддержка. Межличностные отношения — сложная система связей личности с группой: 1.
Белявский и др. Боголюбова [и др. Дополнительная литература. Чернышёва О.
Работа с текстом. Решение познавательных задач. Баранов П.
Этнические или кровнородственные общности. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья. Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения бабушка, дедушка, отец, мать, дети. Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединяются в кланы.
Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляют племя. Племя — более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией вождь, племенной совет , общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек. В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразуются в народности, а те — на высших стадиях развития — в нации. Народность — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность.
Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значение не так велико. Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени зрелости политические организации, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией.
Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет. На рубеже ХХ в. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений. По мнению Г. Тарда, публика — продукт нового времени. Однако подлинный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже — радио и телевидения. Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей.
совокупность больших социальных групп составляющих общество называю 1)социальными отношениями 2)…
COM - образовательный портал Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов. Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах. Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.
Роды объединяются в кланы. Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку.
Несколько кланов, объединившись, составляют племя. Племя — более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией вождь, племенной совет , общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек. В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразуются в народности, а те — на высших стадиях развития — в нации.
Народность — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значение не так велико. Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения.
У них не обязательно должен быть общий язык, религия. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени зрелости политические организации, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад.
Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет. На рубеже ХХ в. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений.
По мнению Г. Тарда, публика — продукт нового времени. Однако подлинный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже — радио и телевидения. Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения.
Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение. Миллионы долларов тратятся промышленными компаниями на рекламу, обследование рынка, телевизионные кампании и поддержку того или иного кандидата. Все они адресованы публике. Толпой называют любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес.
Предложите ваш план действий. Данная ситуация регулируется Законом Российской Федерации закон о занятости.
Согласно ст. Следует помнить, что решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Безработные граждане имеют право на получение пособия по безработице, а также на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости ст. План — сбор необходимых документов, поиск службы занятости, готовность к переподготовке или повышению квалификации. Трехкратный отказ от предлагаемого места работы влечет лишение статуса безработного. Понравилась статья?
Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и по сравнению с другими человеческими множествами осознание своего единства через развитое чувство общей связи и принадлежности. Восприятие и осознание этой связи реализуется как биполярность «мы — они» через оппозицию «свои» — «чужие». Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном напр. Часто под социальной общностью понимают классификацию людей. Классификация — это объединение людей на основе ряда общих признаков, их совпадения, повторяемости и здесь не важно как их определяют — существенными, значимыми — скорее всего для самого классификатора. В то время как социальная общность — форма реальной коллективной жизнедеятельности людей, которая представляет собой объединение , основанное на объективно заданном способе взаимосвязи, при котором они проявляют солидарные действия как целерационально, осуществляя калькуляцию выгод «мы» перед «другими», так и стереотипно, аффективно и ценностно-рационально — рутинно, с чувствами и верой в это. Признаки схожести и различия выступают поэтому вторичными по отношению к ним.
Социальные общности могут классифицироваться по различным основаниям — формирующиеся в сфере общественного производства классы, профессиональные группы и т. Нередко неверная классификация социальных общностей оборачивается тем, что к последним относят тех, кто таковыми не является — социальные категории, практические группы и социальные совокупности как различные агрегатные состояния человеческого множества. Такие человеческие множества принято подразделять на мнимые псевдо общности, контактные квази общности диффузные группы и групповые общности практические группы. В классификации социальных общностей выделяются социально-поселенческие, территориальные, демографические, матримониальные семейно-брачные , этнические, конфессиональные религиозные , профессиональные, производственные, культурно-образовательные, досугово-коммуникативные, статусно-ролевые, социально-классовые и другие виды социальных общностей. Социальные классы Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия проявляются в следующем: классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении; классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жёстко очерчены; классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами; классовые системы осуществляют в основном связи внеличностного характера. Главное основание классовых различий — неравенство между условиями и оплатой труда — действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом; социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для неё не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний. Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни.
Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классов и классовой стратификации принадлежат К. Марксу и М. Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают не только от контроля за средствами производства, но и от экономических различий, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и проч. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая её лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трёхмерное деление: если экономические различия по богатству порождают классовую стратификацию, то духовные по престижу — статусную, а политические по доступу к власти — партийную. В первом случае речь идёт о жизненных шансах социальных слоёв, во втором — об образе и стиле их жизни, в третьем — о владении властью и влиянии на неё. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу.
Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, так и при описании общества через категорию социального пространства. В последнем случае под социальной структурой понимается единство функционально... К очевидным социальным конструктам относятся игра, религия, язык, деньги, титулы, образование, правительства, корпорации и другие институты. Социальная организация общества от позднелат. Социальный или общественный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил. Упоминания в литературе В этих условиях культура обеспечивает задачи упорядочивания всех социальных общностей людей, их разграничения между собой и манифестации их отличий друг от друга. Это вторая группа важнейших социальных функций культуры, в рамках которых культура поддерживает необходимую структурированность социальных общностей всех уровней локализации. Именно эта дифференцирующая функция культуры создает то, что мы называем локальным своеобразием культур — национальным, религиозным, социальным и пр.
А локальное своеобразие в свою очередь закрепляется в культурных традициях, наследуется и воспроизводится в их рамках [комплексный обзор этой проблемы представлен в работе: 314]. Следует заметить, что в большинстве случаев такая социальная дифференциация людей, выраженная в специфических формах их культур, основывается именно на возможности свободного коммуницирования, которая сравнительно высока внутри такой общности и резко снижается за ее границами. Андрей Флиер, Избранные работы по теории культуры В отличие от других, парадигма «социального порядка» и «интегративная» социальная парадигма Д. Тернер и Дж. Ритцер ставят задачу выявить, на каких сторонах и чертах процесса институционализации в первую очередь основываются синтетические решения теоретической проблемы порядка. Проблема порядка — это вопрос об условиях, при которых формируются, поддерживаются, изменяются и разрушаются различные образцы социальной организации, скрепляющие общество. Общество — это социальный организм, сложное целое, состоящее из взаимосвязанных противоречивых комплексов, связанных прямыми и косвенными опосредованными связями социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Оно включает относительно самостоятельные элементы, каждый из которых реализует целостный жизненный цикл и находится в постоянном взаимодействии со всеми другими субъектами социального процесса. Коллектив авторов, Социология.
Учебное пособие, 2014 Переход от анализа форм трансформационной активности к выделению типов ее макросубъектов возможен лишь при высоком уровне обобщения. Речь здесь должна идти о субъектах относительно небольшого числа укрупненных типов активности, т. Правда, крупные социальные общности категории, группы, слои , объединенные сходными взглядами, интересами и, главное, стремлением к солидарному действию, пока еще только формируются: их очертания очень расплывчаты, интересы слабо артикулированы, общие цели не осознаны. Это предтечи тех солидарностей и идентичностей, которым лишь предстоит сложиться в процессе формирования гражданского общества. Но, несмотря на свою незрелость, они привлекают большое внимание ученых. Коллектив авторов, Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет мониторинга, 2008 Немаловажно, что Бурдьё провел более тонкое разграничение видов капитала, что позволяет применить его теоретические положения к анализу многообразных форм социальных общностей с присущими им типами коммуникации и ценностным набором, определяющим модели поведения членов этих ассоциаций. Бурдьё показывает, что в каждом социальном поле существует специфический вид социального капитала семейный, религиозный, политический, моральный, государственный и др. Ольга Жукова, Избранные работы по философии культуры, 2014 Оригинальная модель коммуникации, названная экоантропоцентрической и распространяемая на все виды коммуникативной деятельности была предложена Т. В качестве основы социальных процессов в том числе и массово-коммуникативных автор выделяет не социальные институты, и не отдельные социальные общности или группы что было характерно для двух обозначенных ранее подходов — социо- и медиацентристского , а отдельного человека: «Изучая социальные процессы и, тем более, претендуя на право их регулировать, целесообразно от увлечения структурными социальными единицами вернуться к истоку — к человеку, герою и автору множества социальных драм»[34].
Лекция 2. Социальные группы
пность взаимосвязанных социальных групп, составляющих внутреннее строение общества, называют. 1 социальными отношениями. 2 социальной структурой. 3 социальными нормами. 4 социальной мобильностью. совокупность больших социальных групп составляющих общество называю 1)социальными. 1 социальными отношениями. 2 социальной структурой. 3 социальными нормами. 4 социальной мобильностью. Социальная среда — совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.