В 1921 году Геббельс получил докторскую степень в Гейдельбергском университете[3].
Рост геббельса - 90 фото
У Геббельса, рожденного в семье конторщика и позже бухгалтера фабрики Фрица Геббельса и Марии Катарины Оденхаузен, в юности были учителя-евреи к примеру, литературовед Макс Фрайхерр фон Вальдберг , да и невеста и первая любовь Эльза Янке была еврейкой по матери. У рожденного в традиционной католической семье 29 октября 1897 года в стоящем на Рейне промышленном городе Мёнхенгладбахе Пауля Йозефа Геббельса было два старших брата, их звали Конрад и Ганс, и две младшие сестры: Элизабет и Мария еще одна сестра Геббельса, также названная Марией, умерла в 1896 году в младенчестве. Предки будущего министра пропаганды были из крестьян, корни рода его бабушки по материнской линии Марии Герверс отсылали любого исследователя к Люксембургу, но именно её происхождение ставили в упрек Геббельсу сторонники чистоты крови, намекая на еврейское родство министра по голландской линии. Геббельс, чтобы развеять все слухи, был вынужден выпустить в 1932 году в печать материал с подробным описанием своего семейного древа. В раннем детстве Йозеф Геббельс перенес полиомиелит, что определило его хромоту на всю жизнь одна его нога была короче второй на 10 сантиметров.
Этот дефект не позволил ему попасть в армию в годы Первой мировой войны, но позже мастер мифов и пропаганды Геббельс будет объяснять всем окружающим свою хромоту ранением, полученным на полях сражений. Йозеф был некрасив и тщедушен с детства, за что получал от ровесников обидные прозвища Мефистофеля и рейнской мумии.
Также он стал основателем и с 1927 г. С 1929 г.
Здесь ему удалось добиться выдающихся успехов, удвоив число голосов, поданных за нацистов. Геббельс провозгласил следующие принципы пропаганды: - Пропаганда должна быть спланирована и руководится из одной инстанции - Только авторитет может определить, должен ли результат пропаганды быть истинным или ложным - Черная пропаганда используется, когда белая менее возможна или дает нежелательные эффекты - Пропаганда должна характеризовать события и людей отличительными фразами или лозунгами - Для лучшего восприятия, пропаганда должна вызывать интерес аудитории и передаваться через привлекающую внимание среду коммуникаций В жизни Геббельс четко придерживался этих принципов. Централизованность процесса пропаганды полностью воплотилась после прихода фашистов к власти в форме создания министерства пропаганды. Однако и ранее Геббельсу удалось в значительной мере сосредоточить пропагандистскую деятельность в своих руках, став официально рейхсляйтером пропаганды НСДАП.
Беспредельный цинизм в выборе средств стал визитной карточкой Геббельса. Считается, что именно он придумал разделение пропаганды на белую достоверная информация из официальных источников , серую сомнительная информация из неясных источников и черную откровенная ложь, провокации и т. То или иное искажение информации — характерная черта любой пропаганды. Но, пожалуй, именно Геббельс, впервые после Игнатия Лойолы, стал применять прямую ложь постоянно, в огромных количествах и целенаправленно.
Он полностью отказался от критерия истинности, заменив его критерием эффективности. Еще раз вспомним его цитату: «Мы добиваемся не правды, а эффекта». Заметим в скобках, что это потрясающе напоминает современные учебники рекламного дела, где все внимание уделяется эффективности донесения сообщения, а этические вопросы остаются полностью за кадром. Как заметил журналист одного из изданий в сфере маркетинга «Некоторые принципы геббельсовской пропаганды совершенно ничего не потеряют, если слово «пропаганда» заменить в них на «реклама».
Лозунги — характерная черта стиля Геббельса. Будучи бездарным писателем его юношеские произведения отвергли все издательства , в искусстве лозунга Геббельс был по настоящему талантлив. Первым его упражнением в лапидарном стиле стали 10 заповедей национал-социалиста, сочиненные им вскоре после вступления в партию: 1. Твое отечество — Германия.
Люби его превыше всего и больше делом, чем на словах. Враги Германии — твои враги. Ненавидь их всем сердцем! Каждый соотечественник, даже самый бедный — это частица Германии.
Люби его как себя самого! Требуй себе только обязанностей. Тогда Германия обретет справедливость! Гордись Германией!
Ты должен гордиться отечеством, ради которого миллионы отдали свои жизни. Тот, кто обесчестит Германию, обесчестит тебя и твоих предков. Направь кулак против него! Бей негодяя всякий раз!
Помни, если кто-то отбирает твои права, ты имеешь право уничтожить его! Не дай евреям обмануть себя. Будь начеку с «Берлинер Тагесблатт»! Верши, что нужно, без стыда, когда речь идет о Новой Германии!
Верь в будущее. Тогда ты станешь победителем! Так же мастерски Геббельс умел подогревать интерес публики, облекая нацистскую пропаганду в яркую привлекательную форму. Он одним из первых понял притягательную силу скандала.
В начале своей ораторской деятельности в Берлине он считал митинг неудавшимся, если на нем никто не был избит. Также Геббельс открыл один из принципов «правильной» подачи информации, который сегодня считается азами журналистской профессии — информация лучше усваивается через конкретные человеческие образы. Публика нуждается в жертвах и героях. Первым экспериментом такого рода для Геббельса стало формирование образа Хорста Веселя.
Хорст Вессель слева командует парадом СА. Нюренберг, Германия, 1929 г. Хорст Вессель — штурмфюрер СА. Был в 1930 г.
Из этой банальной в уличных столкновениях фашистов и коммунистов погибли сотни истории Геббельс выжал все возможное. Он выступил на похоронах Весселя и назвал его «социалистическим Христом». Исследователь фашизма Герцштейн пишет о выступлении Геббельса: «Принцип товарищества в рядах штурмовых отрядов СА был «живительной силой движения», живым присутствием Идеи. Кровь жертвы-мученика питала живое тело партии.
Когда в начале 1930 года Хорст Вессель, вечный студент и человек без определенных занятий, написавший слова к нацистскому гимну «Выше знамена! Он заставил Веселя погибнуть с умиротворенной улыбкой на устах, человеком, верившим в победу национал-социализма до последнего вздоха, «... Его песня обессмертила его! Ради этого он жил, ради этого он отдал свою жизнь.
Странник меж двух миров, днем вчерашним и днем завтрашним, так было и так будет. Солдат немецкой нации! Очень возможно, что в последние недели жизни Вессель и вовсе собирался отдалиться от партии. Но все это не играло никакой роли: Геббельс знал, что от него требовалось, и действовал, как полагалось».
Песня на стихи Весселя «Выше знамена! Каждую годовщину его смерти торжественно отмечали, причем речь на могиле произносил лично фюрер, одетый в коричневую рубашку штурмовика, несмотря на холод. Фамильное захоронение семьи Вессель было переоформлено на деньги партии. В память о герое в 1932 был образован 5-1 «штандарт» СА «Хорст Вессель».
Культ Весселя развивался и после прихода фашистов к власти. Геббельс хорошо понимал, что наличие героев, примеров для подражания — важный фактор устойчивости и воспроизводимости общества, и при необходимости их нужно создавать искусственно! Гитлер и Геббельс на могиле Хорста Весселя. Берлин, 1933 г.
Если говорить о направлениях геббельсовской пропаганды в это время, то они сводятся к увеличению популярности НСДАП и ее учения, очернению ее политических противников, жесткой критике существующего правительства и антисемитизму. В качестве аудитории Геббельс рассматривал широкие народные массы. Он говорил: «Мы обязаны говорить на языке, понятном народу. Тот, кто хочет говорить с народом, должен по слову Лютера — смотреть народу в рот».
В качестве форм пропаганды до прихода к власти использовались ораторские выступления, газетные публикации, а также предвыборные агитационные материалы. Как известно, до начала политической деятельности Геббельс пытался найти себя на писательском поприще, да и позже не оставлял этих попыток. Однако его литературные произведения единодушно отвергались издателями естественно, до прихода к власти. Их отличало многословие, напыщенность, ненатуральный пафос, сентиментальность.
Вот пример геббельсовского стиля — герой романа «Михаэль» описывает свои чувства при возвращении на Родину с фронта Первой мировой : «Под бедрами у меня уже не фыркает кровный жеребец, я не сижу больше на пушечных лафетах, не ступаю по глинистому дну окопов. Давно ли я шагал по широкой русской равнине или по безрадостным, изрытым снарядами полям Франции. Все прошло!
Так по какой же причине Помзель — женщина, когда-то вхожая в высшие круги нацистской власти и, вероятно, единственная из живущих ныне свидетелей — решает нарушить молчание только сейчас? Хотя Помзель признает, что работала в самом сердце пропагандистской машины нацистов и в ее обязанности среди прочего входила фальсификация документов, где потери среди солдат намеренно сокращались, а число случаев изнасилования немецких женщин красноармейцами напротив преувеличивалось, она несколько странно описывает это как «просто еще одну работу».
Фильм «Немецкая жизнь» A German Life , куда вошли фрагменты 30-часовой беседы с героиней, был недавно показан на кинофестивале в Мюнхене. Именно по этой причине она с такой готовностью «любезно отвечает» на мои вопросы. По тому, как она широкой улыбкой и интенсивной жестикуляцией стремится привлечь к себе внимание, можно даже подумать, что ее настойчивые утверждения, будто она поступала, как большинство немцев в то время, придают ей живительные силы. После возвышения нацистской партии «вся страна оказалась под властью какого-то заклятия», утверждает она. Она вспоминает, как через ее руки проходило досье по делу Софи Шолль Sophie Scholl , студентки и активистки антинацистского движения «Белая роза».
Шолль была казнена по обвинению в государственной измене в феврале 1943 года после того, как раздавала листовки в Мюнхенском университете. Я так и сделала и была довольна собой оттого, что мне доверяют и что мое стремление оправдать это доверие оказалось сильнее моего любопытства». Помзель описывает себя как продукт прусской дисциплины, вспоминая отца, который после своего возвращения с боев Первой мировой войны, когда ей было семь, запретил держать в спальнях ночные горшки. Если нужно было в туалет, приходилось изо всех сил храбриться, чтобы, отгоняя ведьм и злых духов, добраться до ванной комнаты. За малейшее проявление непослушания дети в доме получали свою долю «шлепков выбивалкой для ковров».
Помзель было 31, и она работала секретарем на государственном радио, с весьма неплохим окладом — место, на котором ей удалось закрепиться лишь после того, как она стала официальным членом нацистской партии — когда в 1942 году ее порекомендовали на работу в министерство пропаганды. Она вспоминает свою зарплатную ведомость, где значился перечень необлагаемых налогами пособий, равно как и денежное вознаграждение в размере 275 марок — целое состояние в сравнении с тем, сколько получало большинство ее друзей.
Попробую максимально пафосно его вам представить, в силу своих интеллектуальных возможностей, конечно же. Человек из ближайшего круга Адольфа Гитлера. Гениальный оратор и пропагандист? Художник пропаганды! Отец-прародитель современных рекламных технологий. Доктор Философии.
Как и все бывшие коммунисты - фашист. Неудавшийся сентиментальный драматург-германист. После обеда во вторник взял и придумал Холокост. Гёббельс был даже фюрером, но всего 1 день, после смерти Гитлера. Поклонник Достоевского и Дарвина, который подвинул Гёте, Шиллера, обоих Маннов и Кафку в дальний угол в умах всей Империи Добра, а потом и вовсе сжёг их книги, также как и картины всяких еврейских Шагалов и прочую "дегенеративную" хуиту живопись. Это идол масс-медиа. Рупор национал-социализма, оставивший след не только в истории Третьего Рейха, но и в мировой истории вообще. Юноша бледный со взором горящим, силою слова затуманивший умы самой образованной и самой набожной, на тот момент, нации в Европе.
Гамельнский крысолов, выбросивший дудочку и, размахивая Браунингом, отправивший миллионы людей добровольно убивать себе подобных без жалости и сомнений. Гёббельса называют отцом лжи, отцом PR и отцом массовых коммуникаций. По сути, это человек, разработавший и внедривший модель современных зомбоящиков. Он сосредоточил в своих руках все рычаги управления прессой, радио, кинематографом. Он, буквально, набрасывался на новые информационные технологии, словно голодный зверь. Его личным изобретением является идея о том, что каждый гражданин должен иметь возможность, даже обязанность, постоянно слышать голос Оксимирона Государства, для чего было развёрнуто массовое производство недорогих радиоприёмников. Если бы он только увидел нынешние Интернет-технологии, персонализированную рекламу, онлайн-университеты и Азино Три Топора - он бы удавился от зависти! Менее чем за 10 лет он вмонтировал в целый народ скрытый тумблер, напрочь выключающий критическое мышление.
Виллем Геббельс
Рост Владимира Ленина 164 см. Рост Йозефа Геббельса 165 см. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Па́уль Йо́зеф Ге́ббельс (немецкое произношение Гёббельс; нем. Paul Joseph Goebbels, немецкий: [ˈpaʊ̯l ˈjoːzɛf ˈɡœbl̩s] (слушать)о файле; 29 октября 1897, Райдт, Рейнская провинция. «Понадобилась бомба у Гитлера под задницей, чтобы он уловил суть», – отметил имперский министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс. 29 октября 1897 года родился Йозеф Геббельс — один из наиболее демонических персонажей Третьего рейха.
Бесплатный фрагмент - Пропаганда Геббельса
И стоял так, пока не проснулся». Беттельгейм объясняет, что этот в корне не принимавший нацизма человек решал во сне ту же проблему, которая занимала и его сознание: должен и сможет ли он поступиться своими убеждениями ради того, чтобы сохранить за собой фабрику. Оказывается, в первые годы гитлеровского режима отказ от нацистского приветствия еще не угрожал жизни, вместо нее могли забрать имущество, бизнес. По словам фабриканта, борьба во сне за то, чтобы поднять руку, «переломила ему позвоночник». Позвоночный столб, по Беттельгейму, — обычная метафора твердых убеждений и действий в согласии с ними. Сон приоткрыл спящему то, что он знал, но таил от себя. Ему открылось, что только он сам может перебить себе моральный хребет, никакому режиму это не под силу. Не Геббельс заставил его поднять руку в приветствии, он сам заставил выбросить «зигу», чтобы не выдать своего разногласия с системой. Этот пример того, что тоталитарный режим способен заставить людей делать такое с самим собой, без всякого внешнего принуждения. Что показывает: до каких разрушительных последствий для личности доводит «психологическая привлекательность тоталитаризма». На сайте «Открытой России» я с интересом читал статьи известного психолога Андрея Гронского, который рассказывает о том, что в ХХ веке были проведены потрясающие воображение эксперименты.
Гитлер выступил против социалистического уклона северогерманских национал-социалистов, утверждая, что подобные взгляды повлекут «большевизацию Германии». Он утверждал, что в стране не будет «повелителей кроме немцев» и отвергал «еврейскую систему эксплуатации». В той же речи он заявил, что немцы будут приобретать землю не за счёт экспроприации угодий бывшего дворянства, но благодаря колонизации территорий на востоке от Германии. Назвав социализм «еврейским творением» и отвергнув экспроприацию частной собственности национал-социалистическим правительством, Гитлер поверг Геббельса в ужас. Я не могу больше беспредельно верить в Гитлера», — записал он в дневник. Гитлер пользовался любой возможностью, чтобы перетянуть Геббельса на свою сторону. В начале апреля 1926 года он пригласил троих руководителей гау Большой Рур — Кауфмана , фон Пфеффера и Геббельса в Мюнхен.
Прибыв на вокзал, Геббельс был весьма впечатлён тем, что Гитлер прислал за ним свой личный автомобиль. На следующий день Геббельс выступил на собрании в Бюргербройкеллере. Гитлер пригласил его на обед, подтвердил его руководящую роль в Руре, простил ему его идеологические заблуждения, и Геббельс переметнулся на сторону Гитлера. По итогам встреч в Бамберге и Мюнхене проект новой программы Штрассера был отклонён. Оригинальная программа НСДАП 1920 года осталась без изменений, а позиции Гитлера во главе партии существенно укрепились. Пропагандист в Берлине Гауляйтер столицы Третьего Рейха В конце августа 1926 года Геббельс получил предложение возглавить гау Берлин-Бранденбург и реорганизовать отделение партии, которое насчитывало менее 500 членов. Посылая Геббельса в Берлин, где у Штрассера также была своя штаб-квартира, Гитлер, кроме всего прочего, рассчитывал сделать бывших соратников соперниками.
Он был наделён особыми полномочиями и напрямую подчинялся Гитлеру. В столице партия влачила жалкое существование. Геббельс тут же приступил к партийной «чистке», установил строгий порядок работы и провёл финансовую ревизию, а также ввёл плату ежемесячных пожертвований на нужды партии. Его целью стала борьба за рабочих, борьба за улицу. Геббельс быстро понял, что тот, кто завоюет улицу, завоюет власть в государстве. На улице он решил делать историю. Геббельс выступает в берлинском Люстгартене, июль 1932 г.
Поза акимбо должна была внушить слушателям властный статус оратора «Берлину нужны сенсации, как рыбе вода.
Талантливый режиссер Лени Рифеншталь сняла на Олимпиаде фильм «Олимпия». В целом, пропагандистская акция удалась. Уильям Ширер в 1936 г. Во-первых, они организовали Игры с большим размахом и щедростью, невиданными прежде; естественно спортсменам это понравилось. Во-вторых, они устроили очень хороший прием для всех прочих гостей, особенно крупных бизнесменов».
Именно с Берлинской Олимпиады повелась традиция проведения Игр как монументального празднества. Немецкий кинематограф до прихода фашистов к власти был одним из сильнейших в мире. Судьба его в фашистской Германии напоминает судьбу прессы — многие талантливые кинематографисты были вынуждены покинуть Германию, вследствие чего уровень кинокартин упал. Тем не менее, Германия за 12 лет рейха выпустила 1300 картин. Отдельные даровитые художника, такие как Лени Рифеншталь, работали на нацистов, в т. Сильнейшим образом развилось после прихода фашистов к власти плакатное искусство.
Во время 2-ой мировой войны ведомство Геббельса переключилось на обслуживание интересов войны. Можно выделить несколько тем, активно эксплуатировавшихся в нацистском плакате. Тема вождя. Повторяющийся лозунг: «Один народ, один рейх, один вождь». Плакат "Один народ, один рейх, один вождь" Тема семьи, матери и ребенка. Рейх выступал за «здоровую арийскую семью»: Крестьянская семья.
Плакат Тема человека труда. Нацистская партия черпала силу в широких слоях населения, и обращение в плакате к образу рабочего или крестьянина неслучайно. Плакат 1937 г. Плакат "Как мы воюем, так и ты работай на победу! К концу войны эта тема приобрела оттенок «страшилки» - «Лучше умереть за Родину, чем попасть в лапы кровожадных жидо-коммунистов». Стоит отдельно остановиться на работе ведомства Геббельса в годы Второй мировой войны , когда схлестнулись в схватке не только войска противоборствующих сторон, но и их пропагандистские аппараты.
Министерство пропаганды работало в двух направлениях: по адресу армии и населения противника, и на внутреннее потребление. Внешняя пропаганда добивалась следующих целей. Подобная пропаганда применялась в отношении к «расово близким» странам: Дании, Норвегии и т. В качестве примера можно привести плакат ниже, на котором силуэт викинга напоминает об общем древнегерманском прошлом Норвегии и Германии: Плакат на норвежском языке Убедить мирное население в дружественности немецких войск и хорошей жизни в условиях германской власти. Листовка Подобная пропаганда применялась, главным образом, в Советском Союзе. Предполагалось, что советские рабочие и крестьяне, жившие не в самых лучших материальных условиях, «клюнут» на обещание райской жизни.
Однако проблемой оказалось разительное несовпадение воззваний листовок с реальным поведением немецких войск на оккупированной территории. В условиях зверств оккупантов геббельсовская пропаганда на население не действовала. Убедить солдат противника в бессмысленности сопротивления и в необходимости сдачи в плен. Помимо воззвания к естественному желанию выжить, использовался прием «Зачем тебе умирать за эту власть! Использовались листовки, обращение по громкоговорителям, «Пропуск в плен»: Пропуск в плен Настраивание населения против власти. Опять же, широко использовалось в Советском Союзе.
Действующая власть представлялась, как жидо-коммунистическая, напоминалось о насильственной коллективизации, голоде 1932-1933 гг. Попытка внести раскол в ряды союзников. Наиболее яркий эпизод — попытка раскручивания Катынского дела, которая будет рассмотрена ниже. На внутреннем фронте направления пропаганды были следующими. Хорошо работало в начале войны, но с ростом количества поражений действовать перестало. Эффективный прием, заставляющий людей сражаться даже в безнадежных условиях.
Если говорить о формах пропаганды, то во внутренней практике использовались те же каналы, что и в мирное время. Для воздействия на врага, использовались радиостанции, листовки, вещание через громкоговоритель через линию фронта. Нацисты стремились использовать предателей из числа местного населения, желательно известных людей, например, популярных артистов. Очень широко использовалась подделка фактов, от банального сообщения ложных сведений в новостных выпусках, до подделок фото- и кинодокументов, были даже попытки поддельных прямых телевизионных включений. Например, жителям оккупированного Краснодара было объявлено, что через город проведут колонну советских пленных и что им можно передать продукты. Собралось большое число жителей с корзинками.
Вместо пленных через толпу провезли машины с ранеными немецкими солдатами — и Геббельс смог показать немцам фильм о радостной встрече немецких «освободителей». Часто использовался прием смешения подлинных и ложных документов. В некоторых случаях историки до сих пор не могут отделить правду ото лжи. Катынь или Катынский лес — место массового расстрела и захоронения на месте советского пионерского лагеря польских офицеров, попавших в плен к Красной армии в 1939 году. По утверждению немецкой пропаганды, расстрел был произведен НКВД. По советской версии, оказавшейся ложной, польские военнопленные оказались в руках немцев в ходе наступления 1941 г.
В 1943 году Геббельс использовал это массовое захоронение в пропагандистских целях против Советского Союза, дабы вбить клин между союзниками. Была устроена показательная эксгумация трупов польских офицеров с привлечением в качестве свидетелей представителей зависимых государств и военнопленных англичан и американцев. Одновременно зависимой прессой была поднята скоординированная и подконтрольная ведомству Геббельса пропагандистская кампания, которую поддержало из Лондона польское правительство в изгнании, несмотря на отсутствие возможности для независимого расследования на оккупированной германскими войсками территории и на старания англичан, тогдашних союзников СССР по антигитлеровской коалиции, удержать поляков от поспешных и необоснованных выводов. В настоящий момент установлено, что расстрел в Катыни был организован Сталиным, Р осархив опубликовал секретные документы по этому делу. В деревне Неммерсдорф на территории Восточной Пруссии по утверждению геббельсовской пропаганды состоялось массовое изнасилование и убийство русскими солдатами мирных жителей. Сообщались жуткие подробности, публиковались кровавые фотоснимки.
Целью данной акции было склонить население Третьего рейха к продолжению бессмысленного сопротивления. Истину сейчас установить крайне затруднительно, но видимо огонь советских войск по мирным жителям действительно имел место, причем погибло около 3 десятков человек. Геббельс использовал реальный факт, увеличил количество убитых в несколько раз, добавил вымышленные подробности и сфабриковал снимки. Тем не менее, до сих пор именно геббельсовская версия пользуется популярностью в западных изданиях. Данные случаи хорошо иллюстрируют методы работы Министерства пропаганды. Однако потоки лжи приносили и негативный для министерства результат.
Нередко ведомство торопило события, и его ловили на подтасовке. Это приводило к распространению неверия в любые официальные сообщения к концу войны. Многие немцы в этот период предпочитали слушать английское или советское радио в поисках более достоверной информации. Геббельс сам признал свои ошибки после поражения под Сталинградом: «... Такое развитие катастрофично и не должно продолжаться ни при каких обстоятельствах. Скорее до сознания немецкой общественности нужно довести, что мы не только хотим и обязаны победить, но в особенности также, что мы и можем победить».
Тем не менее, он оставался верен себе до конца — и в последние дни войны забрасывал защитников Берлина листовками с уверениями в неизбежной победе. Пропаганда — сила, которая сделала возможной приход фашистов к власти в Германии. Наряду с военной мощью она — один из столпов Третьего рейха. Глава пропагандистского ведомства Йозеф Геббельс превратил пропаганду в высокое искусство. Полностью освободившись от этического начала, пропаганда стала мощным инструментом манипуляции сознанием. Перечислим некоторые принципы, введенные в массовый оборот Геббельсом: - допустимость использования в политической пропаганде и коммерческой рекламе одних и тех же приемов; - внеэтичность, использование белой, серой и черной пропаганды; - упаковка пропаганды в привлекающую внимание оболочку; - особая роль массовых коммуникаций радио, телевидение в контроле над сознанием; - массированное использование фальсификаций то, что сейчас называют «черным пиаром».
Как ни грустно, эти и иные геббельсовские приемы широко используются в современной рекламе, связях с общественностью и в работе СМИ. Стоит напомнить еще пару уроков жизни и деятельности доктора Геббельса: самая блестящая ложь не выдерживает столкновения с реальностью; рано или поздно ложь обращается сама против себя. Это подтвердил май 1945 г. Литература 1. Nazi Propaganda by Joseph Goebbels. Агапов А.
Дневники Йозефа Геббельса. Богатко Ю. Йозеф Геббельс как папа массовых коммуникаций. Брамштедте Е. Йозеф Геббельс — Мефистофель усмехается из прошлого.
Этот дефект не позволил ему попасть в армию в годы Первой мировой войны, но позже мастер мифов и пропаганды Геббельс будет объяснять всем окружающим свою хромоту ранением, полученным на полях сражений. Йозеф был некрасив и тщедушен с детства, за что получал от ровесников обидные прозвища Мефистофеля и рейнской мумии. Недостатки внешности Геббельс был вынужден компенсировать изворотливостью ума и усердием: в городском реальном училище он был одним из лучших в классе, окончив которое с отличными отметками в 1917 году, поступил в Гейдельбергский университет, где назло всем насмехавшимся над ним обидчикам получил, защитив диссертацию по творчеству малоизвестного за рубежами Германии драматургу Вильгельма Шютце, степень доктора философии. Геббельс, тогда еще не имевший бациллы антисемитизма, мечтал иметь в научных руководителях еврея Фридриха Гундольфа.
Но руководителем диссертации стал Макс Фрайхерр фон Вальдберг, который оценил работу подопечного на «удовлетворительно». В своих воспоминаниях Геббельс неоднократно подчеркивал бедность своей семьи, что отчасти соответствовало действительности. И если красочные истории министра пропаганды об изготовлении в детстве вместе с родителями на продажу фитилей для фонарей еще можно посчитать мифом, то факт того, что за образование Йозефа семье Геббельса платить было нечем, сомнению не подлежит. Поэтому им был получен кредит в размере 960 марок на учебу в Обществе Альберта Великого, основанного в честь средневекового немецкого ученого и богослова. Именно поэтому родители надеялись, что Геббельс пойдет дальше по теологической стезе, так как расходы на его обучения, дав беспроцентный кредит, взяла на себя церковь.
Йозеф Геббельс — последние новости
Геббельса обнаружили в списке почетных граждан немецкого города Главный пропагандист НСДАП был удостоен этого звания в 1938 году. Геббельс стал почетным гражданином поселения под названием Бабельсберг в 1938 году, а спустя год оно стало частью Потсдама.
Будь начеку с «Берлинер Тагесблатт»! Верши, что нужно, без стыда, когда речь идет о Новой Германии! Верь в будущее. Тогда ты станешь победителем!
Так же мастерски Геббельс умел подогревать интерес публики, облекая нацистскую пропаганду в яркую привлекательную форму. Он одним из первых понял притягательную силу скандала. В начале своей ораторской деятельности в Берлине он считал митинг неудавшимся, если на нем никто не был избит. Также Геббельс открыл один из принципов «правильной» подачи информации, который сегодня считается азами журналистской профессии — информация лучше усваивается через конкретные человеческие образы. Публика нуждается в жертвах и героях.
Первым экспериментом такого рода для Геббельса стало формирование образа Хорста Веселя. Хорст Вессель слева командует парадом СА. Нюренберг, Германия, 1929 г. Хорст Вессель — штурмфюрер СА. Был в 1930 г.
Из этой банальной в уличных столкновениях фашистов и коммунистов погибли сотни истории Геббельс выжал все возможное. Он выступил на похоронах Весселя и назвал его «социалистическим Христом». Исследователь фашизма Герцштейн пишет о выступлении Геббельса: «Принцип товарищества в рядах штурмовых отрядов СА был «живительной силой движения», живым присутствием Идеи. Кровь жертвы-мученика питала живое тело партии. Когда в начале 1930 года Хорст Вессель, вечный студент и человек без определенных занятий, написавший слова к нацистскому гимну «Выше знамена!
Он заставил Веселя погибнуть с умиротворенной улыбкой на устах, человеком, верившим в победу национал-социализма до последнего вздоха, «... Его песня обессмертила его! Ради этого он жил, ради этого он отдал свою жизнь. Странник меж двух миров, днем вчерашним и днем завтрашним, так было и так будет. Солдат немецкой нации!
Очень возможно, что в последние недели жизни Вессель и вовсе собирался отдалиться от партии. Но все это не играло никакой роли: Геббельс знал, что от него требовалось, и действовал, как полагалось». Песня на стихи Весселя «Выше знамена! Каждую годовщину его смерти торжественно отмечали, причем речь на могиле произносил лично фюрер, одетый в коричневую рубашку штурмовика, несмотря на холод. Фамильное захоронение семьи Вессель было переоформлено на деньги партии.
В память о герое в 1932 был образован 5-1 «штандарт» СА «Хорст Вессель». Культ Весселя развивался и после прихода фашистов к власти. Геббельс хорошо понимал, что наличие героев, примеров для подражания — важный фактор устойчивости и воспроизводимости общества, и при необходимости их нужно создавать искусственно! Гитлер и Геббельс на могиле Хорста Весселя. Берлин, 1933 г.
Если говорить о направлениях геббельсовской пропаганды в это время, то они сводятся к увеличению популярности НСДАП и ее учения, очернению ее политических противников, жесткой критике существующего правительства и антисемитизму. В качестве аудитории Геббельс рассматривал широкие народные массы. Он говорил: «Мы обязаны говорить на языке, понятном народу. Тот, кто хочет говорить с народом, должен по слову Лютера — смотреть народу в рот». В качестве форм пропаганды до прихода к власти использовались ораторские выступления, газетные публикации, а также предвыборные агитационные материалы.
Как известно, до начала политической деятельности Геббельс пытался найти себя на писательском поприще, да и позже не оставлял этих попыток. Однако его литературные произведения единодушно отвергались издателями естественно, до прихода к власти. Их отличало многословие, напыщенность, ненатуральный пафос, сентиментальность. Вот пример геббельсовского стиля — герой романа «Михаэль» описывает свои чувства при возвращении на Родину с фронта Первой мировой : «Под бедрами у меня уже не фыркает кровный жеребец, я не сижу больше на пушечных лафетах, не ступаю по глинистому дну окопов. Давно ли я шагал по широкой русской равнине или по безрадостным, изрытым снарядами полям Франции.
Все прошло! Я восстал из пепла войны и разрушения, словно Феникс. Однако, те же качества, что обусловили провал Геббельса как писателя, обеспечили ему успех в области ораторского искусства. Надрывный пафос, истерические выкрики, романтизм оказывали сильное воздействие на толпу, собравшуюся на митинг или демонстрацию. Во время речи Геббельс чрезвычайно возбуждался и «заводил» толпу.
Его невзрачную внешность компенсировал сильный и резкий голос. Его эмоциональность выражалась в бурной театральной жестикуляции: Геббельс произносит речь в Люстгартене. Берлин, Германия, 1932 г. Он выступал с резкими нападками на берлинское городское правительство, евреев и коммунистов, но становился возвышенно романтичным, говоря о Германии. Вот пример геббельсовской речи: «Наши думы о солдатах германской революции, бросивших свои жизни на алтарь будущего ради того, чтобы Германия воспрянула снова...
День его грядет... Мы склоняем головы перед вами, мертвыми. Германия начинает пробуждаться в отблесках вашей пролитой крови... Пусть раздастся маршевая поступь коричневых батальонов: За свободу! Солдаты бури!
Армия мертвых марширует с вами в будущее! Далее была недолгая работа в лево-нацистской «НС-Бриф». По настоящему развернулся Геббельс в основанной им газете «Ангрифф». Новая газета была задумана как «издание на все вкусы», имела на первой странице девиз: «Да здравствует угнетенные, долой эксплуататоров! С целью привлечь Геббельс старался писать в популярной манере, отказавшись от всякой объективности.
Он, был убежден в непритязательности массового сознания и в пристрастии масс к простым односторонним решениям. Геббельс использовал современные способы рекламы, чтобы оповестить мир о появлении своей газеты. На первом спрашивалось: «В атаку с нами? Долой эксплуататоров! Газета имеет свою политическую программу.
Каждый немец, каждая немка должны читать нашу газету и подписываться на нее! Новая газета «атаковала» по двум главным направлениям. Во-первых, она подстрекала читателей к выступлению против демократии, против существовавшей Веймарской республики, а во-вторых, подогревала и эксплуатировала антисемитские настроения. Так, на первых порах основной мишенью нападок стал Бернхард Вайс — начальник берлинской полиции и еврей. Лозунг газеты: «Германия, пробудись!
Будь прокляты евреи! Геббельс также уделял большое внимание выпуску предвыборных агитационных материалов, в особенности плакатов. По настоящему плакатное искусство расцвело после прихода фашистов к власти, однако и ранее плакаты использовались широко.
Несмотря на глубокую веру, которую мальчику пытались передать его родители, сам Йозеф скептически относился к существованию бога. Он был циничным и считал, что высших сил не существует, раз бог обделил его здоровьем. В возрасте 16 лет Йозеф не смог попасть в армию. Он хотел отправиться добровольцем на Первую мировую войну, но из-за проблем со здоровьем, его планам не удалось осуществиться.
Будущий политик постоянно читал книги. Он особенно увлекался древнегреческим языком и мифологией. Школьные годы подростка прошли в одной из лучших школ родного города. Парень проявил себя как старательный ученик, поэтому педагоги отзывались о нем только положительно. Ему с легкостью давались любые предметы. Студенчество После окончания школы Йозеф начал изучать разные дисциплины в вузах Бонна, Минхена и Фрейбурга. На учебу парень получил беспроцентную ссуду от католической организации, в которой числились его родители.
Мать и отец Геббельса хотели, чтобы их сын получил хорошее образование и стал пастором. Йозеф в молодые годы увлекался литературой, историей и филологией. Он особенно любил читать произведения Федора Михайловича Достоевского. Этого писателя он нередко называл своим «духовным отцом». Геббельс, повзрослев, стал задумываться о карьере. Он хотел стать журналистом или драматургом. В 1919 году он начал работать над своим первым произведением.
Свою автобиографическую повесть он назвал «Юные годы Михаэля Формана». В университете в городе Гейдельберге парень смог защитить докторскую диссертацию. Свое научное исследование он посвятил изучению трудом драматурга Вильгельма фон Шютца. Деятельность нациста Карьеру писателя соратник Адольфа Гитлера сложить не смог. Он написал пьесу, называющуюся в переводе «Странник», но местный театр отказался ее ставить. Подобный удар судьбы стал последней каплей для Йозефа. Он покончил с литературой и занялся политической деятельностью.
В 1922 году Геббельс стал членом национал-социалистической партии Штрассера.
Однако с началом войны техническое развитие телевидения затормозилось, и оно не сыграло существенной роли в пропагандистской активности этого периода. Пресса также была поставлена под жесткий контроль. Все оппозиционные издания были запрещены, из редакций были изгнаны либералы и евреи. Газеты, принадлежавшие евреям, экспроприировались. Качество материалов газет и их острота резко упали и, соответственно, упал интерес населения. До уровня искусства поднялась при Геббельсе организация массовых мероприятий. К ним относились митинги, съезды, парады и пр. Личным изобретением Геббельса были введение в нацистский оборот исключительно красочных ночных факельных шествий, вовлекавших тысячи молодых людей. Образцом нацистской пропаганды является Берлинская олимпиада 1936 г.
Гитлер первоначально был против проведения Олимпиады, поскольку считал унизительным для «арийский» спортсменов соревноваться с «не-арийцами». Геббельс приложил максимум усилий, чтобы убедить вождя пересмотреть свое отношение к Олимпийским играм. По его утверждению, проведение Олимпиады покажет мировому сообществу возрожденную мощь Германии и обеспечит партию первоклассным пропагандистским материалом. Кроме того, состязания позволят продемонстрировать превосходство немцев. Специально для Олимпиады был построен монументальный спортивный комплекс, украшенный «арийскими» фигурами: Скульптуры на олимпийском спортивном комплексе в Берлине И олимпийский комплекс, и весь город были обильно украшены нацистской символикой. Впечатляющей была церемония открытия Олимпиады с артиллерийским салютом, тысячами выпущенными в небо голубями и гигантским дирижаблем «Гинденбург» с олимпийским флагом. На Олимпиаде в Берлине, 1936 г. Талантливый режиссер Лени Рифеншталь сняла на Олимпиаде фильм «Олимпия». В целом, пропагандистская акция удалась. Уильям Ширер в 1936 г.
Во-первых, они организовали Игры с большим размахом и щедростью, невиданными прежде; естественно спортсменам это понравилось. Во-вторых, они устроили очень хороший прием для всех прочих гостей, особенно крупных бизнесменов». Именно с Берлинской Олимпиады повелась традиция проведения Игр как монументального празднества. Немецкий кинематограф до прихода фашистов к власти был одним из сильнейших в мире. Судьба его в фашистской Германии напоминает судьбу прессы — многие талантливые кинематографисты были вынуждены покинуть Германию, вследствие чего уровень кинокартин упал. Тем не менее, Германия за 12 лет рейха выпустила 1300 картин. Отдельные даровитые художника, такие как Лени Рифеншталь, работали на нацистов, в т. Сильнейшим образом развилось после прихода фашистов к власти плакатное искусство. Во время 2-ой мировой войны ведомство Геббельса переключилось на обслуживание интересов войны. Можно выделить несколько тем, активно эксплуатировавшихся в нацистском плакате.
Тема вождя. Повторяющийся лозунг: «Один народ, один рейх, один вождь». Плакат "Один народ, один рейх, один вождь" Тема семьи, матери и ребенка. Рейх выступал за «здоровую арийскую семью»: Крестьянская семья. Плакат Тема человека труда. Нацистская партия черпала силу в широких слоях населения, и обращение в плакате к образу рабочего или крестьянина неслучайно. Плакат 1937 г. Плакат "Как мы воюем, так и ты работай на победу! К концу войны эта тема приобрела оттенок «страшилки» - «Лучше умереть за Родину, чем попасть в лапы кровожадных жидо-коммунистов». Стоит отдельно остановиться на работе ведомства Геббельса в годы Второй мировой войны , когда схлестнулись в схватке не только войска противоборствующих сторон, но и их пропагандистские аппараты.
Министерство пропаганды работало в двух направлениях: по адресу армии и населения противника, и на внутреннее потребление. Внешняя пропаганда добивалась следующих целей. Подобная пропаганда применялась в отношении к «расово близким» странам: Дании, Норвегии и т. В качестве примера можно привести плакат ниже, на котором силуэт викинга напоминает об общем древнегерманском прошлом Норвегии и Германии: Плакат на норвежском языке Убедить мирное население в дружественности немецких войск и хорошей жизни в условиях германской власти. Листовка Подобная пропаганда применялась, главным образом, в Советском Союзе. Предполагалось, что советские рабочие и крестьяне, жившие не в самых лучших материальных условиях, «клюнут» на обещание райской жизни. Однако проблемой оказалось разительное несовпадение воззваний листовок с реальным поведением немецких войск на оккупированной территории. В условиях зверств оккупантов геббельсовская пропаганда на население не действовала. Убедить солдат противника в бессмысленности сопротивления и в необходимости сдачи в плен. Помимо воззвания к естественному желанию выжить, использовался прием «Зачем тебе умирать за эту власть!
Использовались листовки, обращение по громкоговорителям, «Пропуск в плен»: Пропуск в плен Настраивание населения против власти. Опять же, широко использовалось в Советском Союзе. Действующая власть представлялась, как жидо-коммунистическая, напоминалось о насильственной коллективизации, голоде 1932-1933 гг. Попытка внести раскол в ряды союзников. Наиболее яркий эпизод — попытка раскручивания Катынского дела, которая будет рассмотрена ниже. На внутреннем фронте направления пропаганды были следующими. Хорошо работало в начале войны, но с ростом количества поражений действовать перестало. Эффективный прием, заставляющий людей сражаться даже в безнадежных условиях. Если говорить о формах пропаганды, то во внутренней практике использовались те же каналы, что и в мирное время. Для воздействия на врага, использовались радиостанции, листовки, вещание через громкоговоритель через линию фронта.
Нацисты стремились использовать предателей из числа местного населения, желательно известных людей, например, популярных артистов. Очень широко использовалась подделка фактов, от банального сообщения ложных сведений в новостных выпусках, до подделок фото- и кинодокументов, были даже попытки поддельных прямых телевизионных включений. Например, жителям оккупированного Краснодара было объявлено, что через город проведут колонну советских пленных и что им можно передать продукты. Собралось большое число жителей с корзинками. Вместо пленных через толпу провезли машины с ранеными немецкими солдатами — и Геббельс смог показать немцам фильм о радостной встрече немецких «освободителей». Часто использовался прием смешения подлинных и ложных документов. В некоторых случаях историки до сих пор не могут отделить правду ото лжи. Катынь или Катынский лес — место массового расстрела и захоронения на месте советского пионерского лагеря польских офицеров, попавших в плен к Красной армии в 1939 году. По утверждению немецкой пропаганды, расстрел был произведен НКВД. По советской версии, оказавшейся ложной, польские военнопленные оказались в руках немцев в ходе наступления 1941 г.
В 1943 году Геббельс использовал это массовое захоронение в пропагандистских целях против Советского Союза, дабы вбить клин между союзниками. Была устроена показательная эксгумация трупов польских офицеров с привлечением в качестве свидетелей представителей зависимых государств и военнопленных англичан и американцев. Одновременно зависимой прессой была поднята скоординированная и подконтрольная ведомству Геббельса пропагандистская кампания, которую поддержало из Лондона польское правительство в изгнании, несмотря на отсутствие возможности для независимого расследования на оккупированной германскими войсками территории и на старания англичан, тогдашних союзников СССР по антигитлеровской коалиции, удержать поляков от поспешных и необоснованных выводов. В настоящий момент установлено, что расстрел в Катыни был организован Сталиным, Р осархив опубликовал секретные документы по этому делу. В деревне Неммерсдорф на территории Восточной Пруссии по утверждению геббельсовской пропаганды состоялось массовое изнасилование и убийство русскими солдатами мирных жителей. Сообщались жуткие подробности, публиковались кровавые фотоснимки. Целью данной акции было склонить население Третьего рейха к продолжению бессмысленного сопротивления. Истину сейчас установить крайне затруднительно, но видимо огонь советских войск по мирным жителям действительно имел место, причем погибло около 3 десятков человек. Геббельс использовал реальный факт, увеличил количество убитых в несколько раз, добавил вымышленные подробности и сфабриковал снимки. Тем не менее, до сих пор именно геббельсовская версия пользуется популярностью в западных изданиях.
Данные случаи хорошо иллюстрируют методы работы Министерства пропаганды. Однако потоки лжи приносили и негативный для министерства результат. Нередко ведомство торопило события, и его ловили на подтасовке. Это приводило к распространению неверия в любые официальные сообщения к концу войны. Многие немцы в этот период предпочитали слушать английское или советское радио в поисках более достоверной информации. Геббельс сам признал свои ошибки после поражения под Сталинградом: «... Такое развитие катастрофично и не должно продолжаться ни при каких обстоятельствах. Скорее до сознания немецкой общественности нужно довести, что мы не только хотим и обязаны победить, но в особенности также, что мы и можем победить». Тем не менее, он оставался верен себе до конца — и в последние дни войны забрасывал защитников Берлина листовками с уверениями в неизбежной победе.
Биография Йозефа Геббельса
Не Геббельс заставил его поднять руку в приветствии, он сам заставил выбросить «зигу», чтобы не выдать своего разногласия с системой. 4 авг 2019. Пожаловаться. Йозеф Геббельс. Биография Геббельса началась в небольшом промышленном городе в обычной семье.
ЙОЗЕФ ГЕББЕЛЬС. С ФЮРЕРОМ ДО КОНЦА
Рост Геббельса внутри партии вызвал у него небольшие разногласия по поводу направления партии. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Геббельс использовал смерть Весселя в политических целях, создав образ мученика национал-социалистического движения. Он обедал с Геббельсом и Гитлером. Второе важное обстоятельство в биографии Геббельса — то, что он происходил из мелкобуржуазной семьи, проживавшей в небольшом промышленном городке. Йозеф Геббельс рост. Пауль Йозеф Геббельс. Министр пропаганды третьего рейха Геббельс.
ГЕ́ББЕЛЬС ГЁББЕЛЬС ПАУЛЬ ЙОЗЕФ
Когда квартира, в которой Помзель жила с родителями, оказалась разрушена во время бомбежки, жена Геббельса, Магда Magda Goebbels , помогла смягчить этот удар, подарив секретарше свой синий шевиотовый костюм с шелковой подкладкой. Она даже жалела Геббельса из-за его хромоты, «которую он восполнял известной долей заносчивости». Только изредка этот человек, превративший ложь в искусство убеждения ради чудовищных целей нацистов, представал перед ней в своем истинном обличье. Она ужаснулась, увидев его в феврале 1943 года на сцене Дворца спорта в Берлине произносящего свою печально известную «речь о тотальной войне». Помзель и ее коллеги сидели в первых рядах, прямо за Магдой Геббельс. Выступление проходило вскоре после Сталинградской битвы, и Геббельс надеялся получить народную поддержку, чтобы устранить все ограничения для борьбы с противниками Германии. Детали, на которые обращает внимание Помзель, возможно, отражают то, каким образом она для собственного удобства откорректировала свою историю. Но вполне вероятно, что сочетание невежества и благоговейного страха, равно как и защита, предоставляемая огромным министерским кабинетом в правительственном квартале, действительно заслоняли от нее большую часть происходящего. Ее привычная жизнь резко прервалась в день рождения Гитлера в 1945 году. В последние дни войны Геббельсу и его окружению было приказано спуститься к Гитлеру в его подземное бомбоубежище — так называемый Фюрербункер. Он был крайне необходим, чтобы не впасть в бесчувствие».
Она поднимает вверх указательный палец, изо всех сил пытаясь рассказывать о событиях в порядке их следования. Она понуро качает головой и добавляет: «Мы лишились дара речи». Помзель и ее помощницы принялись кроить белые продовольственные мешки, чтобы сделать из них большой белый флаг и показать русским свою готовность к капитуляции.
В 1937 году их отношения были испорчены из-за романа Геббельса с чешской актрисой Лидой Бааровой. Гитлер был консерватором в сексуальных вопросах и приказал Геббельсу разорвать роман, что привело к попытке самоубийства со стороны Геббельса. Тем не менее он оставался одним из приближенных Гитлера.
Он также стал богатым человеком и продолжал заниматься распутством, несмотря на то, что был вынужден отослать свою возлюбленную Баарову. Поскольку его офис находился недалеко от канцелярии, он был частым гостем на обеде. За несколько месяцев до войны его влияние снова начало расти. Он ставил вместе с Иоахимом фон Риббентропом, Герингом, Гиммлером и Мартином Борманом как высокопоставленных нацистов с наибольшим доступом к Гитлеру. Тот факт, что Гитлер любил Магду Геббельс и детей, также дал Геббельсу вход в ближайшее окружение Гитлера. Геббельсы были постоянными посетителями баварского горного убежища Гитлера Бергхоф.
Однако Геббельса не информировали напрямую о военных и дипломатических событиях, и он полагался на информацию из вторых рук, чтобы узнать, что делал Гитлер. Геббельс на войне Геббельс был одним из самых горячих сторонников агрессивного преследования территориальных претензий Германии раньше, чем позже, наряду с Генрихом Гиммлером и министром иностранных дел фон Иоахимом Риббентропом. Он видел свою работу в том, чтобы заставить немецкий народ принять это и, если возможно, приветствовать это. Во время судетского кризиса в 1938 году Геббельс прекрасно понимал, что подавляющее большинство немцев не желает войны, и использовал все имеющиеся в его распоряжении пропагандистские ресурсы, чтобы преодолеть то, что он назвал этим «военным психозом», вызывая сочувствие. Судетские немцы и ненависть к чехам. После того, как западные державы согласились с требованиями Гитлера в отношении Чехословакии в 1938 году, Геббельс вскоре перенаправил свою пропагандистскую машину против Польши.
С мая он организовал кампанию ненависти против поляков, сфабриковав истории о зверствах против этнических немцев в Данциге и других городах. Даже в этом случае ему не удалось убедить большинство немцев приветствовать перспективу войны. Как только в сентябре 1939 года началась война, Геббельс начал неуклонный процесс расширения своего влияния на внутреннюю политику. После 1940 года Гитлер мало появлялся на публике, и даже его передачи становились реже, поэтому Геббельс все чаще становился лицом и голосом нацистского режима для немецкого народа. Когда Гитлер был озабочен войной, Гиммлер сосредоточился на окончательном решении еврейского вопроса в Восточной Европе, а позиция Германа Геринга ухудшилась из-за провала Люфтваффе, Геббельс почувствовал вакуум власти во внутренней политике и попытался заполнить его. Поскольку в его обязанности входило моральное состояние гражданского населения, он все больше интересовался такими вопросами, как заработная плата, нормирование и жилье, что влияло на моральный дух и, следовательно, на производительность.
Он увидел в летаргическом и деморализованном Геринге, тогдашнем главе министерства четырехлетнего плана, как своего главного врага. Чтобы подорвать Геринга, он заключил союз с Гиммлером, хотя шеф СС по-прежнему относился к нему настороженно. Более полезным союзником был Альберт Шпеер, фаворит Гитлера, который был назначен министром вооружений в феврале 1942 года. Геббельс и Шпеер работали в течение 1942 года, чтобы убедить Гитлера уволить Геринга и позволить возрожденному кабинету министров во главе с ними управлять внутренней экономикой. Однако сокрушительное поражение Германии в Сталинградской битве в январе 1943 года привело к кризису режима. Геббельс был вынужден вступить в союз с Герингом, чтобы помешать стремлению к власти Мартина Бормана, главы канцелярии нацистской партии, который также был секретарем фюрера.
Геббельс пытался убедить Гитлера назначить Геринга главой правительства. В его предложении была определенная логика, поскольку Геринг по-прежнему пользовался большой популярностью среди немецкого народа. Однако это предложение было обречено на провал. В феврале Геббельс предпринял новую попытку поставить себя в центр разработки политики. В страстной речи в Берлинском Sportpalast Геббельс потребовал от своей аудитории приверженности «тотальной войне», полной мобилизации немецкой экономики и немецкого общества для ведения войны. Но Гитлер, поддержанный Герингом, сопротивлялся этим требованиям.
Геббельс в частном порядке посетовал на «полное отсутствие направления во внутренней политике Германии», но не мог напрямую критиковать Гитлера или идти против его воли. Геббельс и холокост По мнению большинства историков, решение приступить к истреблению евреев было принято в какой-то момент в конце 1941 года, и из комментариев Геббельса ясно видно, что он знал в общих чертах, если не в деталях, то, что планировалось. Принципиальное решение о депортации немецких и австрийских евреев в неуказанные места «на востоке» было принято в сентябре. Геббельс немедленно потребовал депортации берлинских евреев. Он отправился в ставку Гитлера на восточном фронте, где встретился и с Гитлером, и с Рейнхардом Гейдрихом, чтобы лоббировать свои требования. Он получил заверения, которые хотел: «Фюрер придерживается мнения, - писал он, - что евреи в конечном итоге должны быть удалены со всей Германии.
Первыми городами, которые освободили от евреев, стали Берлин, Вена и Прага. Берлин стоит первым в очереди, и я надеюсь, что в этом году мы добьемся успеха ». Его ноябрьская статья в Das Reich был частью его кампании по ускорению темпов депортации. В декабре он присутствовал, когда Гитлер выступал на собрании гауляйтеров и других высокопоставленных нацистов, обсуждая, среди прочего, «еврейский вопрос». В течение 1942 года Геббельс продолжал настаивать на том, чтобы «окончательное решение еврейского вопроса» было осуществлено как можно скорее после того, как Германия оккупировала огромную часть советской территории, на которую могли быть депортированы все евреи контролируемой Германией Европы. Там они могут быть полностью уничтожены в соответствии с планом, согласованным на Ванзейской конференции, созванной Гейдрихом в январе.
Геббельса постоянно раздражало, что в то время, когда Германия боролась за свою жизнь на восточном фронте, в Берлине все еще оставалось 40 000 евреев. Полномочный представитель Total War Для Геббельса 1943 и 1944 годы были годами борьбы за сплочение немецкого народа вокруг режима, которому все более очевидно грозило военное поражение. Геббельс и Шпеер были одними из немногих нацистских лидеров, которые не питали иллюзий по поводу тяжелого положения Германии. После вторжения союзников в Италию и падения Бенито Муссолини Геббельс и Риббентроп вместе с Гитлером подняли вопрос о возможности тайного сближения с Иосифом Сталиным и заключения сепаратного мира за спиной западных союзников. Гитлер, как ни удивительно, не отвергал идею сепаратного мира с любой из сторон, но сказал Геббельсу, что ему не следует вести переговоры с позиции слабости. По мере того, как военное и экономическое положение Германии в 1944 году неуклонно ухудшалось, Геббельс возобновил свои усилия в союзе со Шпером, чтобы вырвать контроль над внутренним фронтом у Геринга.
С середины декабря 1923 года Геббельс, судя по дневникам, начал склоняться к идеологии Народного движения [44]. Активист нацистской партии В начале 1924 года Геббельс впервые заинтересовался деятельностью Адольфа Гитлера и национал-социализмом [45]. В конце февраля, почти через четыре месяца после провала Пивного путча , в Мюнхене начался процесс над путчистами [46]. Процесс вызвал внимание прессы, и таким образом Гитлер, обвиняемый в государственной измене, получил платформу для пропаганды своих взглядов [47]. Он был приговорён к пяти годам заключения, однако 20 декабря 1924 года вышел на свободу [48]. Национал-социалистические идеи привлекли Геббельса во многом в силу харизмы Гитлера и его преданности своим убеждениям [49]. Благодаря своему другу Фрицу Прангу, который ещё в 1922 году вступил в тем временем запрещённую НСДАП, Геббельс познакомился с некоторыми членами Народного движения [38]. В середине августа 1924 года Пранг взял его в Веймар на съезд «Национал-социалистического освободительного движения», которым руководил Грегор Штрассер , аптекарь из Ландсхута. В марте на собрании руководителей партии в Гамбурге по предложению Карла Кауфмана , гауляйтера Рейнско-Рурского округа, был назначен управляющим гау Рейнланд-Норд [53].
С октября 1924 по октябрь 1925 года выступил 189 раз с речами на разного рода партийных мероприятиях на северо-западе Германии [53]. В сентябре 1925 года стал управляющим и редактором «Национал-социалистических писем», печатного органа антикапиталистического крыла НСДАП вокруг братьев Штрассеров, которые критиковали партийный централизм Гитлера. В отличие от соратников из Мюнхена во главе с Гитлером, члены штрассеровского крыла НСДАП, в том числе и Геббельс, в большей степени разделяли идеи социализма [54]. Молодой Геббельс считал себя социалистом. Он прославлял рабочих, чувствовал себя заодно с ними и испытывал презрение к «буржуазии», к которой он причислял не только капиталистов, но и мещан. В коммунистах ему импонировали революционный порыв и ненависть к буржуазии. Социал-демократы и либералы были общим врагом. В коммунизме он не принимал его интернациональную направленность, тогда как сам выступал за «национальный социализм». Однако став гауляйтером в Берлине, он объявил коммунистов своими заклятыми врагами.
Геббельс был также преисполнен восторженной любви к России, которую он под влиянием Достоевского называл «священной страной». Большевистскую систему он считал временным явлением. Преодолев её, Россия вступит на путь идеального социализма, который будет создан «новым человеком». Это событие должно произойти в тесном взаимодействии с Германией, возможно, в условиях военного противостояния, но не за страну или власть, а за «последнюю форму существования». Однако в результате общения с Гитлером, с которым он познакомился в конце октября 1925 года [57] , эта тема постепенно исчезла из его статей и дневниковых записей. Разногласия Гитлера и Штрассера по многим пунктам побудили последнего в ноябре 1925 года начать работу над поправками к партийной платформе [58]. Гитлер расценивал действия Штрассера как угрозу собственному влиянию. Гитлер выступил против социалистического уклона северогерманских национал-социалистов, утверждая, что подобные взгляды повлекут «большевизацию Германии». Он утверждал, что в стране не будет «повелителей кроме немцев» и отвергал «еврейскую систему эксплуатации».
В той же речи он заявил, что немцы будут приобретать землю не за счёт экспроприации угодий бывшего дворянства, но благодаря колонизации территорий на востоке от Германии [58]. Назвав социализм «еврейским творением» и отвергнув экспроприацию частной собственности национал-социалистическим правительством, Гитлер поверг Геббельса в ужас. Я не могу больше беспредельно верить в Гитлера», — записал он в дневник [60]. Гитлер пользовался любой возможностью, чтобы перетянуть Геббельса на свою сторону. В начале апреля 1926 года он пригласил троих руководителей гау Большой Рур — Кауфмана, фон Пфеффера и Геббельса в Мюнхен [61]. Прибыв на вокзал, Геббельс был весьма впечатлён тем, что Гитлер прислал за ним свой личный автомобиль. На следующий день Геббельс выступил на собрании в Бюргербройкеллере [62]. Гитлер пригласил его на обед, подтвердил его руководящую роль в Руре, простил ему его идеологические заблуждения, и Геббельс переметнулся на сторону Гитлера [63]. По итогам встреч в Бамберге и Мюнхене проект новой программы Штрассера был отклонён.
Оригинальная программа НСДАП 1920 года осталась без изменений, а позиции Гитлера во главе партии существенно укрепились [65]. Пропагандист в Берлине В конце августа 1926 года Геббельс получил предложение возглавить гау Берлин-Бранденбург и реорганизовать отделение партии, которое насчитывало менее 500 членов [66]. Посылая Геббельса в Берлин, где у Штрассера также была своя штаб-квартира, Гитлер, кроме всего прочего, рассчитывал сделать бывших соратников соперниками [67]. Он был наделён особыми полномочиями и напрямую подчинялся Гитлеру [69]. В столице партия влачила жалкое существование [70]. Геббельс тут же приступил к партийной «чистке», установил строгий порядок работы и провёл финансовую ревизию, а также ввёл плату ежемесячных пожертвований на нужды партии [71]. Его целью стала борьба за рабочих, борьба за улицу. Геббельс быстро понял, что тот, кто завоюет улицу, завоюет власть в государстве. На улице он решил делать историю [72].
Геббельс выступает в берлинском Люстгартене, июль 1932 г. Поза акимбо должна была внушить слушателям властный статус оратора [73] «Берлину нужны сенсации, как рыбе вода. Этот город живёт ими, и любая политическая пропаганда не достигнет своей цели, если она этого не поняла», — писал Геббельс. Поэтому требовалось во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Уже 16 ноября гауляйтер основал школу ораторского искусства, так как по его мнению, и фашизм , и большевизм были сформированы прежде всего благодаря крупным ораторам [71]. Позднее Геббельс объявил «идею» предпосылкой любой пропаганды. При этом необязательно объяснять её в толстой книге — достаточно краткого и доступного изложения. Вы никогда не найдёте миллионов людей, которые отдадут жизнь за экономическую программу. Но миллионы людей будут однажды готовы погибнуть за евангелие» [74].
Организованные Геббельсом пропагандистские мероприятия ориентировались на эмоции и инстинкты слушателей [75]. Новый метод борьбы с коммунистами заключался в копировании и передразнивании не только их лозунгов, но и методов работы. Даже «штурмовые отряды», реорганизацией которых занялся гауляйтер, в какой-то степени напоминали союз красных фронтовиков ; коммунистическая партия во многом была для Геббельса моделью и в то же время заклятым врагом. В борьбе за улицу национал-социалисты неоднократно вступали в кровавые столкновения с коммунистами [72]. В отличие от своего предшественника Эрнста Шланге , настаивавшего на соблюдении законности, Геббельс резко повысил роль и силовую активность берлинских штурмовиков Курта Далюге [76]. Методы «политического хулиганства», провокаций и насилия привели к тому, что 5 мая 1927 года берлинский полицай-президент запретил деятельность гау Берлин-Бранденбург НСДАП со всеми подразделениями, «так как цели этих организаций противоречат уголовным законам» [77]. Тем не менее жестокие акции на улицах, в том числе против евреев, не прекратились [73]. Геббельс был лишён возможности выступать публично [77]. Печатавшаяся в современном стиле газета пестрила агрессивными заголовками [79].
Постепенно тираж составил 2 тысячи экземпляров [80]. Статьи содержали множество антикоммунистических и антисемитских выпадов [81]. Излюбленной мишенью стал Бернхард Вайс , вице-президент берлинской полиции, которому Геббельс дал уничижительное прозвище «Исидор». Неутомимо занимаясь травлей Вайса, он рассчитывал, что ответный удар можно обернуть в свою пользу [82]. В период запрета партии Геббельс вернулся к литературной деятельности, переписав роман «Михаэль» и завершив пьесу «Странник». Пьеса была поставлена в Вальнеровском театре в Берлине с участием безработных актёров. Премьера состоялась 6 ноября 1927 года. Все газеты, кроме Der Angriff, подвергли спектакль резкой критике [83]. Геббельс выступает в берлинском Люстгартене, 25 августа 1934 года.
Этот жест он использовал для выражения угрозы или предостережения [73] В начале 1928 года запрет на деятельность НСДАП был снят накануне выборов в рейхстаг 20 мая [84]. Геббельс и ещё одиннадцать членов партии получили мандаты [85]. Это дало ему депутатскую неприкосновенность, которая защитила его от большого количества обвинений. Ещё в апреле он отбыл трёхнедельное заключение за оскорбление Вайса [86]. В феврале 1931 года парламент изменил положение о неприкосновенности, и Геббельс был вынужден заплатить штраф за размещение клеветнического материала в одном из прошлогодних номеров Der Angriff [87]. Грегор Штрассер в своей газете Berliner Arbeiterzeitung «Берлинская рабочая газета» критиковал Геббельса за низкий результат на выборах в Берлине [88]. Одной из причин этого локального успеха стало то, что незадолго до выборов Гитлер высказался о 17-м пункте партийной программы, который предполагал экспроприацию земли без компенсации — отныне он касался лишь землевладельцев, которые были евреями, либо не являлись частными лицами [89]. После выборов партия устремилась получить ещё большую поддержку граждан, занятых в сельском хозяйстве [90]. В мае, вскоре после завершения избирательной кампании Гитлер рассматривал вопрос о назначении Геббельса главой партийной пропаганды.
Он колебался, поскольку освобождение от должности занимавшего её Грегора Штрассера повлекло бы раскол в партии. Геббельс считал, что вполне подходит для подобной работы и приступил к разработке методов пропаганды в школах и средствах массовой информации [91]. Геббельс использовал смерть Хорста Весселя в 1930 году как инструмент пропаганды [92] против «коммунистического недочеловека» [93] К 1930 году накал борьбы между национал-социалистами и коммунистами заметно усилился. Геббельс использовал смерть Весселя в политических целях, создав образ мученика национал-социалистического движения. Великая депрессия сильно ударила по германской экономике, вызвав беспрецедентно высокий рост безработицы [95]. В те годы братья Штрассеры начали печатать в Берлине новую ежедневную газету Nationaler Sozialist [96]. Как и другие издания братьев, газета отражала их собственный взгляд на идеологию, который вобрал в себя настроения национализма, антикапитализма, стремление к социальным реформам и неприятие западной культуры [97]. В общении с Гитлером Геббельс выражал серьёзное недовольство прессой Штрассеров, признавая при этом, что их успехи мешают столичным газетам самого Геббельса [96]. В конце апреля 1930 года Гитлер публично выступил против Грегора Штрассера, назначив Геббельса главой общенациональной партийной пропаганды [98].
Одним из первых распоряжений на новом посту Геббельс запретил распространение вечернего выпуска Nationaler Sozialist [99]. Лишь 3 июля Отто Штрассер и его сторонники заявили о выходе из партии. Геббельс воспринял новость с радостью и облегчением [100]. Геббельс и его дочь Хельга с Гитлером на пляже в Хайлигендамме, август 1935 года Стремительное ухудшение экономической ситуации привело к отставке 27 марта 1930 года коалиционного правительства, сформированного в 1928 году. Был создан новый кабинет, а президент страны Пауль фон Гинденбург издал ряд чрезвычайных указов [101]. Он назначил канцлером Генриха Брюнинга [102]. Геббельс возглавил предвыборную кампанию национал-социалистов — 14 сентября 1930 года должны были состояться выборы в рейхстаг. Кампания приобрела широкий размах, по всей стране были проведены тысячи встреч и выступлений [103]. Гитлер в своих речах возлагал вину за экономическую ситуацию на Веймарскую республику , осуждая соблюдение ей условий Версальского мира.
Договор принуждал Германию к выплате военных репараций, опустошавших государственный бюджет. Гитлер призывал к созданию в Германии нового общества, построенного на расовом и национальном единстве [103]. Получив 107 мест, она стала второй по величине партией в парламенте [103]. В декабре 1930 года организованные Геббельсом акции протеста против показа антивоенного фильма « На Западном фронте без перемен » по одноимённому роману Ремарка привели к его запрету цензурой с формулировкой «за нанесение ущерба престижу Германии». В те годы Геббельс имел связи со многими женщинами. Некоторые историки, в том числе Ричард Дж. Эванс и Роджер Мэнвелл, предполагают, что его постоянная увлечённость слабым полом могла служить компенсацией физической неполноценности [104] [105]. Он легко влюблялся и столь же быстро уставал от отношений. Перспектива длительных романтических связей беспокоила его ещё и потому, что они могли помешать его карьере [106].
В конце 1930 года он познакомился с Магдой Квандт, бывшей женой крупного промышленника, которая вступила в партию несколькими месяцами ранее. Она работала волонтёром в берлинском отделении партии и собирала материал для личного архива Геббельса [107]. Её квартира на Рейхсканцлерплац вскоре стала любимым местом встречи Гитлера и других высокопоставленных членов партии [108]. Гитлер был одним из двух свидетелей бракосочетания [109]. В 1932 году выборы проходили дважды, и в обоих случаях Геббельс организовывал масштабные предвыборные кампании с большим количеством собраний, парадов, речей. Гитлер путешествовал по стране на самолёте под лозунгом «Гитлер над Германией» [110]. Такие полёты в качестве политического мероприятия были абсолютной новинкой. Сам Геббельс также несколько раз объехал всю страну с речами [111]. Некоторые его выступления были записаны на грампластинки или опубликованы в виде брошюр.
Он также участвовал в создании нескольких немых фильмов , которые демонстрировались на партийных встречах. Широкое использование кинематографа было на тот момент невозможным, поскольку партийным органам недоставало соответствующего оборудования [112]. Многие агитационные плакаты Геббельса задействовали мотивы насилия; на одном из них полуодетый мужчина сокрушал политических оппонентов и символических врагов, например, «международную финансовую элиту» [113]. Пропаганда Геббельса называла оппонентов « ноябрьскими преступниками », «еврейскими политиканами» или «коммунистической угрозой» [114].
А теперь — горбатый!
Карлос II Зачарованный, король Испании в 1665—1700 годах Жертва кровосмесительных браков династии Габсбургов отец Карлоса был мужем и одновременно дядей его матери. Родился с непропорционально большой головой. Аномально длинные нижняя челюсть и язык мешали членораздельно говорить и жевать. Букет других болезней в дополнение: от эпилепсии до размягчения костей. Вынужден был взойти на престол, как единственный выживший из пяти сыновей Филиппа IV.
В народе короля прозвали Карлосом Зачарованным, поскольку лечить его пытались изгнанием дьявола. Испания тяжело пережила правление человека, государственным делам предпочитавшего игры с придворными карликами. Карлос умер в 38 лет, не оставил наследников и стал последним Габсбургом на испанском престоле. Карл II Испанский с рождения был инвалидом: он с трудом разговаривал и жевал пищу.