Главная» Новости» Национальные праздники башкирии. Несмотря на факт фиксации праздника «сабантуй» у башкир уже в 17-18 вв., этнологам и историкам хорошо известно, что у различных башкирских родов праздник назывался. Зимние национальные праздники башкир – это особое время, когда жители этого региона отмечают и празднуют свою национальную культуру и традиции. На праздник хозяйка по традиции готовит башкирские национальные мясные деликатесы: куагы – конская колбаса – и вак-белеш – пирожки с мясной начинкой. Главная» Новости» Национальные праздники башкирии.
В Ишимбайском районе отметили древний фольклорный праздник
Башкирский национальный праздник Курбан-байрам — одно из самых важных и значимых событий для башкирского народа. Традиции и обычаи татарского и башкирского праздника Сабантуй, соревнования, состязания на Сабунтуе, национальная кухня, праздничные блюда. День национального костюма народов Республики Башкортостан официально отмечается с 2020 года дважды в год — в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября. В прошлом характернейшим народным праздником башкир были весенне-летние тор-жества, сопровождавшиеся массовыми спор-тивными состязаниями, играми и пиршеством.
Башкирские народные обряды и праздники.
В Башкирии прошел региональный праздник "Йыйын демских башкир рода кыркуйли-минцы" | Йыйын является наиболее древним башкирским праздником. Общественные собрания в праздничной форме, отражающие обрядовую культуру и общественные отношения, сложились у башкир-кочевников в недрах первобытно-общинного строя. |
Сегодня в Башкортостане отмечается яркий праздник - День национального костюма | Гости праздника могут познакомиться с национальными подворьями, приобрести товары народных промыслов на ярмарке, попробовать национальные блюда, послушать песни и увидеть народные танцы. |
В Башкирии утвердили даты празднования Ураза-байрама и Курбан-байрама в 2024 году
и Курбан-байрам в 2023 году назначены на 21 апреля (пятница) и 28 июня (среда) соответственно. Новости Трезвое село История Атайсал Цифровой башкир Байге Год науки и просвещения Год башкирской истории Мнение Башкирские рода Ҡоролтай тауышы Башкирский язык Шаймуратовцы Календарь Проекты Видео Радий Хабиров Великая Победа Образование. Звучали народные башкирские песни, исполнялись национальные танцы. На праздник хозяйка по традиции готовит башкирские национальные мясные деликатесы: куагы – конская колбаса – и вак-белеш – пирожки с мясной начинкой.
Жителей Башкирии в 2023 году ждут дополнительные праздничные дни
День национального костюма | Воронья каша (Ҡарға буткаһы) самый известный древний праздник башкир, который не имеет точной даты, но обычно отмечается в конце марта, когда прилетают вороны. |
Традиции башкир – подарки для гостей и запросы невест | «Сабантуй для башкир — это не просто праздник, это часть нашей национальной культуры, нашей истории. |
Сабантуй — история праздника, традиции и обычаи | Новости:Ещё материалы. |
В Башкирии утвердили даты празднования Ураза-байрама и Курбан-байрама в 2024 году
Приятно, что сегодня начали проводить безалкогольные сабантуи. Это, я считаю, положительный пример — возвращение к иману, вере, отказу от вредных привычек». Известная башкирская поэтесса, журналист, главный редактор республиканского детского журнала «Акбузат» Лариса Абдуллина в беседе с корреспондентом « Башинформа » поделилась, что в этом году еще не успела принять участие в народном празднике. Она сказала, что приглашена на сабантуй в Мелеузовском районе и уже настроена на поездку. Сама Лариса Абдуллина уже не первый год ратует за возрождение в Башкирии детских сабантуев. Дети могли выезжать за пределы своих деревень, районов, общаться со своими сверстниками со всей республики, знакомиться с достопримечательностями родного края. На самом деле — дети самая благодарная аудитория, они чувствуют искреннее отношение к себе. У нас есть уже готовая программа «Акбузат», которая учит детей четырем главным столпам — это родной язык, история и культура народа, родословная и вера. Вот примерно с такими программами нужно выходить работать с детьми.
Потом в каждом доме накрываются столы, в этот день обязательно нужно одарить кого-то из нуждающихся. Нередко глава семьи покупает на базаре тушу животного: барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает бедным. После этого башкиры отправляются друг к другу в гости, где за праздничным столом восхваляют Господа. Каргатуй Почти во всех культурах есть праздник, знаменующий завершение зимы. Каргатуй — башкирский праздник, посвященный прилету грачей. В переводе с башкирского этот день так и называется — «Грачиная свадьба». В этот день принято много веселиться. Люди наряжаются в национальные костюмы, выходят на улицу, чтобы всем вместе петь и танцевать. Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками. Также обязательно готовится и раскладывается повсюду пища для птиц. Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд. Сабантуй Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга — один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле. Люди молятся о хорошем урожае и стараются умилостивить богов. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному — живой баран. В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов. Йыйын Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын — это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день летнего солнцестояния.
Иногда даже свадьба становилась поводом для йыйына — конечно, если торжество проводил очень знатный человек, хан или бий. Неудивительно, ведь новое родство сулило новые возможности, новые перспективы. Таким образом, издревле этот праздник имел не только развлекательную, но и общественно-политическую функцию. Выражаясь современным языком, первая часть праздника была деловой, в результате которой достигались определенные договоренности. А вторая часть праздника была творческой — здесь на первый план выдвигались ловкие и сильные батыры, остроумные сэсэны, талантливые музыканты и певцы, народные умельцы. Яркий пример йыйына описывается в истории башкирской народной песни «Урал», которая по-другому называется «Ете ырыу» «Семирод». На этом йыйыне, где приняли участие представители семи башкирских родов, обсуждалась вражда разных башкирских племен между собой. На йыйыне был заключен мир на «вечные» времена, а после заключения договора были организованы празднества, скачки, борьба, а также состязания певцов, музыкантов и танцоров. Йыйыны обычно были связаны с названиями родов или определенными территориями. До нас дошли названия башкирских йыйынов: Торатау йыйыны, Барда йыйыны, Кубэлэк йыйыны. Местом для празднества выбиралась красивая, хорошо просматриваемая и удобная для проведения состязаний поляна на ровном месте или на горе. По описанию ученых, праздничная площадь оформлялась в виде круга, который, вероятно, символизировал равенство членов рода. Обязательной частью йыйына становилась и совместная трапеза, сохранившая черты первобытного уклада. Угощение из одного котла, распитие кумыса из одной чаши, пущенной по кругу, paздача мяса тоже подчеркивали равенство собравшихся. Многие исторические сведения о йыйынах хранятся в эпических произведениях народного творчества. Информацию из них черпают ученые. После чтения муллой намаза начинались состязания: борьба, конные скачки, прыжки, бег, игры на курае, песни, пляски. Популярным видом соревнований на йыйынах была стрельба из лука: с большого расстояния нужно было попасть в движущуюся мишень — колечко. Иногда устраивались и шуточные состязания, например, кто больше выпьет топленого масла или кумыса или кто больше всех съест жирной баранины.
Традиционно основная сфера применения ПК — это бухгалтерская деятельность, поскольку производственный календарь является удобным инструментом, существенно облегчающих работу бухгалтера по учету рабочего времени, исходя из нормативов, установленных ТК РФ 40, 36 или 24 часа. Для кадровой и управленческой деятельности незаменимой является функция календаря по учету выходных, праздничных и предпраздничных дней, а равно дням их переноса. Как обычно, наш календарь разработан с учетом пожеланий пользователей в двух ориентациях — вертикальной и горизонтальной. Применение той или иной вариации определяется только личными предпочтениями пользователя.
В Башкирии утвердили даты празднования Ураза-байрама и Курбан-байрама в 2024 году
Известные жители Башкирии о сабантуе: в традициях праздника заложена глубокая народная мудрость | В Нуримановском районе Башкортостана в рамках национального проекта "Культура" прошел праздник "Чак-чак байрам". |
Урок 27. Национальные праздники башкир - YouTube | Башкирские традиции – не только часть истории башкирского народа, это часть современной жизни России. |
Производственный календарь на 2024 год Республики Башкортостан
Поединки участников отличались привлекательностью и борцовским духом. Он насыщен народными танцами, песнями, играми, подарками и символизирует воссоединение человека с природой. Сабантуй празднуют в честь окончания полевых работ, его называют торжеством труда и плуга», — отметила секретарь местного отделения партии «Единая Россия» Бурзянского района Альфия Башарова.
Автор популярных книг, председатель Союза писателей Башкортостана Айгиз Баймухаметов отмечает, что сабантуй — это как напоминание, какое огромное значение имеет для всех нас сельский труд.
Они действительно достойны этого. Огромное количество сельчан трудятся не покладая рук, чтобы оказаться на этом празднике. Благодаря этим людям наш Башкортостан прославился как крупный аграрный регион и имеет большие успехи в этой сфере.
Второй важный момент, сабантуй — это площадка для встреч земляков, для дружеского общения. Я знаю многие семьи, которые приезжают в родные деревни, районы именно на сабантуй. Это добрая традиция, которую обязательно нам нужно сохранять», — считает Айгиз Баймухаметов.
Читайте нас:.
У каждого из них есть свои исторические и культурные особенности. Национальный костюм - неотъемлемая часть культуры любого народа. Это - не просто одежда, а большая история, которая может поведать о целом народе. Беречь его необходимо, так же как традиции и обычаи.
Праздник сабантуй справляли в каждой деревне. За несколько дней до празднества молодые люди собирали по дворам призы, украшали праздничный майдан, то есть праздничную площадь.
В центре очищенной от камней площади вбивался длинный шест, на вершине которого развевались тканные полотенца, вышитые платки и рубахи. Участники празднества садились, образуя большой круг. Также в кругу исполнялись песни, пляски, игра на музыкальных инструментах Также в кругу исполнялись песни, пляски, игра на музыкальных инструментах. На празднике большой популярностью пользовались «танцы по кругу», «треножник», «пять ворот». Пляски пользовались огромной популярностью на всех празднествах. Танцевать учились с детства. Особое значение придавалось скачкам. После скачек взрослые и дети расходились по домам.
На площади празднества оставалась молодёжь, которая играла в свои молодёжные игры, пела и танцевала. Средства создания на праздничных торжествах приподнятого, весёлого настроения также были традиционны: это и украшение места соревнований, где обычно в нескольких местах устанавливались качели, карусели, земля украшалась разноцветными паласами, тканными скатертями; возле праздничных юрт на шестах развевались длинные узорные полотенца, ткани, ленты, лоскутки разноцветной материи, вышитые руками мастериц платки. Женский праздник. Этот праздник справлялся по случаю пробуждения природы. Выделено несколько вариантов празднества. Первый вариант юго-восточный проводился ранней весной, непосредственно перед откочёвкой на летние пастбища. Составные части празднества следующие: 1 сбор крупы пшенной ; 2 приготовление праздничных блюд; 3 украшение деревьев; 4 варка каши; 5 совместная трапеза; 6 игры, пляски; 7 «кормление» ворон; 8 произнесение благопожеланий. Для первого варианта женского праздника характерны и другие особенности: проведение праздника на горе и непосредственное обращение к воронам, природе с просьбой даровать благополучие в новом году.
Второй вариант праздника характерен для северо-восточной Башкирии. Празднество проводилось перед сенокосом в июне. Составными элементами празднества были: 1 сбор крупы пшённой или пшеничной ; 2 приготовление каши и праздничных угощений; 3 совместное угощение; 4 спортивные соревнования в борьбе, беге, прыжках; 5 исполнение игр, плясок; 6 переворачивание казана с остатками каши на возвышенном месте. Праздник проводился у реки. Третий вариант праздника зауральский отличается от первых двух следующими особенностями: 1 обрядовой пищей служила жидкая каша из дроблёной пшеницы, сваренная на сметане; 2 на празднике устраивались импровизированные шалаши из шалей, деревья украшались цветами; 3 сооружались заслоны из берёз, возле которых совершалась коллективная трапеза; 4 исполнялись игры, пляски, спортивные соревнования. Четвёртый вариант южный : 1 и 2 пункты, как в первом варианте; 3 выборы встречающих гостей; 4 варка каши на месте празднества; 5 встреча гостей; 6 совместная трапеза; 7 исполнение игр, плясок; 8 кормление птиц.
В Кумертау прошел XIII Курултай башкир по выборам делегатов VI Всемирного курултая башкир
После распада Золотой Орды башкиры входили в состав нескольких ханств, а с середины 16 века началось постепенное включение в состав Российской империи. Сначала башкиры запада и северо-запада стали подданными русского царя, а позже и весь народ принял российское подданство, но сохранил право на свой уклад, язык, веру. Но дальнейшая жизнь народа не была совсем благополучной. Многие русские цари пытались лишить башкир их привилегий, это вызывало ожесточенное сопротивление. Но вся последующая судьба этого народа была связана с Россией. Культура и традиции Длительная и сложная история сформировала уникальную башкирскую культуру. Этот народ изначально вел полукочевой образ жизни, и это повлияло на его бытовые привычки. Мусульманство в значительной мере сформировало этические базовые принципы. У башкир главными всегда выступали родственные отношения, они окружены огромным количеством правил и обрядов.
Старшее поколение окружается большим почетом и играет важную роль в жизни всего рода. Образ жизни народа повлиял на формирование культуры. У башкир, которые долгое время существовали как бесписьменная культура, сохранился очень богатый и сложных эпос, который рассказывает о появлении народа и его героях. Башкирские традиции и праздники вобрали в свою структуру и идеологию не только мусульманские обычаи, но и древние языческие, тотемные представления. Башкиры - очень гостеприимные и миролюбивые люди, это стало следствием долгого сосуществования народа с самыми разными соседями, татарами, русскими, булгарами, монголами, казахами и со всеми нужно было наладить отношения. Поэтому башкиры до сих пор считают, что нужно уметь поддерживать мир со всеми и уметь договариваться с ними. При этом народ сохранил свою идентичность и гордость, не уступая никаким давлениям извне. Праздничные и бытовые обряды У башкир существует четкое разграничение праздников и повседневности.
Если каждый день они ведут очень простую жизнь, довольствуясь самой простой пищей и вещами, то праздники отмечаются широко, с разнообразными традициями. У башкир сохранились подробные сюжетные обряды на все важные случаи жизни: рождение детей, свадьба, похороны, начало и окончание сельскохозяйственного года. Существуют своеобразные сценарии праздников на башкирском языке, сохранившие описание четкой последовательности действий на все случаи жизни. Сюжетность свойственна танцам и песням, сопровождающим обряды. Даже костюмы башкир наполнены глубокой символичностью и семантикой. Долгий советский период привел к тому, что традиции стали уходить из обихода. Но сегодня происходит возрождение исконных традиций, и в республике шумно и по всем правилам отмечают все знаковые праздники, а их немало.
Права женщин в башкирских семьях меняются в зависимости от возраста. Мать всегда в почете, она отвечает за все домашние дела и имеет право голоса по отношению к будущему детей наравне с отцом. Если в одном доме живут несколько поколений, то тяготы домашнего хозяйства всегда ложатся на плечи невестки: она убирает, стирает, готовит на всю большую семью, а также ухаживает за скотом. Башкиры очень ценят свои традиции, и именно поэтому процент разводов, по сравнению с другими регионами, у них на низком уровне. Ранее чтобы разорвать отношения с супругом, женщина должна была доказать, что с ней плохо обращаются. Это был крайний шаг, так как после развода повторное замужество было под запретом. Свадьба По традиции, башкирская свадьба — это обряд, который остается неизменным на протяжении многих веков и подчиняется законам шариата. Даже сегодня невесту жениху присматривают родители, но в отличие от суровых реалий прошлого, в приоритете остается симпатия молодых друг к другу. Сватал девушку отец парня. Он должен был получить согласие не только родителей невесты, но и ее самой, в противном случае о свадьбе не договаривались. Обряд сватовства у башкир завершался отпитием родителями из одной емкости кумыса и меда. После этого расторгнуть помолвку было нельзя. По народной традиции, у башкир действует правило выплаты калыма за молодую. Его размер определяется финансовым положением обеих семей и оговаривается сразу после сватовства. Обычно калым составлял: лошадь для отца; лошадь для приготовления свадебного угощения; платья для снох; водка для братьев невесты. В наши дни из всего перечня сохранилась традиция отдавать за невесту спиртное, несколько ящиков водки. Это получают родственники девушки, а вот ей самой от жениха полагается махр. По национальной традиции, у башкиров это золотые и серебряные украшения кольца, серьги , которые с момента получения подарка считаются исключительно собственностью девушки, а не частью семейного капитала. Непосредственно перед светской свадьбой по законам шариата проводится обряд Никах. Он проходит на стороне девушки. В это время в доме собираются гости, обязательно на церемонии присутствуют два свидетеля и один опекун от невесты и родители жениха. Мулла читает молитву, которая, по сути, является разрешением на вступление в брак. В наши дни Никах совершают редко, обычно все сводится к традиционной светской свадьбе. А ведь с этим обычаем у башкирского народа связано немало интересных традиций. Например, обряд «йыртыш», главную роль в котором играют снохи молодой. Вечером после Никаха устраивают праздник, во время которого невеста сбегает от мужа и прячется в доме брата.
Наградой за удачный исход состязания часто были новые кожаные, украшенные кусочками цветной кожи, мягкие сапожки-ичиги, прикрепленные к самому верху. Это был желанный для многих и очень дорогой подарок, только самый ловкий из мужчин мог взобраться на самый верх. Национальная борьба «куреш» проходила очень ритуально, по своим правилам. Борьбу на кушаках начинали дети, малыши 6-7 лет. Это было своеобразным зачином и подготовкой для остальных участников борьбы. После малышей борются мальчики постарше, подростки, потом юноши, потом уже взрослые мужчины. В качестве кушака используется полотенце, каждый борец, раздевшись до пояса, обхватывает своим полотенцем противника за талию и старается вывести его из состояния равновесия, повалить. Тот, кто сумеет уложить противника на лопатки, становится победителем. Победители в каждом круге в конце состязаний боролись между собой, это было кульминационным моментом праздника, собиравшим всех участников Сабантуя возле майдана. Лучший борец получал самый дорогой подарок и титул «батыр» на целый год до следующего Сабантуя. Таким же почетом пользовался победитель в скачках на лошадях.
В таких красочных нарядах молодые женщины ходили по деревне. Орнамент преобладал растительный, но сильно стилизованный, с набором традиционных элементов, в которых угадывались диковинных очертаний цветы, плоды, кисти, соединенные в гирлянды. Веяло архаикой от манеры обводить контуры рисунка, не заполняя середины, произвольно в процессе работы менять цвета ниток. Мужские рубахи были длинные, до колен, с широким воротником и центральным вырезом. Шейно-нагрудное украшение "сакал" замужней женщины, сшитое из холста и сплошь покрытое серебряными монетовидными жетонами. По краю нагрудник обшит кораллом и украшен подвесками с сердоликом. Первая половина XIX века 2. Рубаха женская из кумача, свободного покроя, расширяющаяся книзу, без швов в плечах, с ластовицами из белого в голубую полоску коленкора. Воротник маленький отложной. Грудной разрез посередине. Рукава длинные, широкие, прямые. Вокруг грудного разреза - широкая закруглённая снизу полоса, сшитая из узкой полоски золотистого позумента и красной и розовой лент. Вокруг всего подола двумя волнистыми линиями нашита шёлковая лента синего цвета. Российский этнографический музей сер. XIX в. Вверху, у шеи, пришита металлическая цепочка, состоящая из резаных листочков и косичек. Российский этнографический музей первая половина XIX века. Наспинник сшит из двух полос материала шерстяного домотканого сукна Наспинник. Этим многообразие женских головных уборов не ограничивалось. Та, в свою очередь, шилась из холста, узорной домотканины или из покупных тканей. Ее украшали вышивкой или аппликацией. Способ кроя - распашной, прямоспинный, расширенный к низу. Богато декорирован, в качестве декора использован позумент, металлические бляшки, подвески, бисер, ручная вышивка, сердолик, монеты. Подклад из пестрого ситца. Государственное автономное учреждение культуры "Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей" Женщины не были бы женщинами без украшений. Женские костюмы украшались кораллами, серебряными монетами. В украшениях часто использовались монеты, кораллы, сердолик, бирюза, горный хрусталь, перламутр, раковина каури, иногда рыбьи позвонки, плоды гвоздики. Изготавливали такую обувь из телячьей, бычьей и лошадиной кожи и сукна. Также в северных районах носили лапти, а на северо-востоке короткую меховую обувь. Национальные башкирские праздники Башкиры — один из тех народов, которые в силу определенных исторических условий сохранили в большей мере,-чем ряд других народов, свою празднично-обрядовую культуру, различные жанры устно-поэтического творчества, музыкально-хореографического фольклора и декоративно-прикладного искусства. Праздник по-башкирски называется байрам. Более древнее, доисламское название праздника — туй. Обряд обозначается термином йола. Многие обрядовые действия, ритуалы башкирских народных праздников совершались для того, чтобы содействовать труду скотовода, обеспечить благополучие в природе, вызвать рост трав, хороший приплод скота. Кроме того, различные обряды башкирских праздников йыйын, майдан, сабантуй служили средством передачи от старших молодым поколениям нужных, правильных, с точки зрения башкирского общества, духовных, физических и нравственных качеств. Праздники джиин, сабантуй, майзан в главных чертах исполнялись одинаково. Обязательный их ритуал — выявление ловких, сильных, смелых джигитов: батыров, наездников, метких стрелков и т. Особенности жизни способствовали, очевидно, возникновению своеобразных форм праздников-соревнований. Это военизированные состязания в стрельбе из лука в цель, в борьбе, беге, скачках. Из музыкальных инструментов на праздниках часто звучит башкирский курай — башкиская флейта, которой очень гордятся. Башкиры добились того, чтобы курай стал называться исключительно башкирским инструментом. Джиин йыйын Джиин, как летний праздник, был известен всем этнографическим группам башкир. Празднество джиин было распространено на более значительной территории, чем сабантуй и майзан. Джиины собирались не только межродовые, но и более мелкие, локальные. Например, по случаю приезда гостя. Такой джиин являлся поводом для общения, обмена информацией отдельного родового подразделения или рода. В древности джиины собирались во время поминок влиятельного при жизни члена рода. Так, например, юго-восточный джиин проводился на летней кочевке в начале июня. А северо-восточный проводился непосредственно после сева. Во всех вариантах праздника неизменными являлись: 1 подготовка к празднику сбор средств, для проведения праздника, украшение площадки ; 2 проведение соревнований, награждение победителей, 3 вечерние молодежные игрища.
Сегодня в Башкортостане отмечается яркий праздник - День национального костюма
День национального костюма в Башкортостане отмечают с 2020 года. Праздник даёт возможность обратиться к традициям и культуре народов, проживающих в регионе. Башкирский национальный костюм — народная одежда башкир. В Башкортостане стало доброй традицией отмечать День национального костюма всех народов, проживающих на территории региона. Праздник проходит согласно Указу Главы республики Радия Хабирова два раза в год: в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября.
В Бурзянском районе прошел национальный праздник «Сабантуй-2023»
Народный башкирский фольклорный ансамбль «Кабырсак» рук. Дипломант 1. Народный фольклорный ансамбль «Юрматы» рук. Народный башкирский фольклорный коллектив «Хазина» рук. Народный фольклорный коллектив «Хатира» рук.
Народный фольклорный ансамбль «Ахираттар» рук. Фольклорно-танцевальный ансамбль «Хазина» рук. Народный фольклорный ансамбль «Узян» рук. Башкирский фольклорный коллектив «Актирэк» рук.
Народный башкирский фольклорный ансамбль «Димкэй» рук. Народный фольклорно-хореографический ансамбль «Язгуль» рук.
Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал ufa. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель.
Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм.
Долгий советский период привел к тому, что традиции стали уходить из обихода. Но сегодня происходит возрождение исконных традиций, и в республике шумно и по всем правилам отмечают все знаковые праздники, а их немало. Ураза-байрам Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством. Это один из важнейших праздников года, в этот день происходит разговение после долгого поста. В Башкирии этот праздник отмечается очень широко. С утра все люди отправляются в мечеть, затем в домах накрываются богатые столы, часть еды обязательно раздается нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью старшим и нуждающимся, с благими делами. Башкиры в этот день обязательно готовят блюда из говядины и конины, надевают праздничные костюмы, много танцуют. В этот день нет места унынию.
Курбан-байрам Этот мусульманский и башкирский праздник в сентябре отмечается, и связан он с жертвоприношениями и паломничеством в Мекку. Он означает высшую точку пути к святым местам. С утра во всех мечетях Башкортостана проходят праздничные богослужения и особый обряд жертвоприношения. Потом в каждом доме накрываются столы, в этот день обязательно нужно одарить кого-то из нуждающихся. Нередко глава семьи покупает на базаре тушу животного: барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает бедным. После этого башкиры отправляются друг к другу в гости, где за праздничным столом восхваляют Господа. Каргатуй Почти во всех культурах есть праздник, знаменующий завершение зимы. Каргатуй — башкирский праздник, посвященный прилету грачей. В переводе с башкирского этот день так и называется — «Грачиная свадьба». В этот день принято много веселиться.
Люди наряжаются в национальные костюмы, выходят на улицу, чтобы всем вместе петь и танцевать. Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками. Также обязательно готовится и раскладывается повсюду пища для птиц. Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости.
Поединки участников отличались привлекательностью и борцовским духом. Он насыщен народными танцами, песнями, играми, подарками и символизирует воссоединение человека с природой. Сабантуй празднуют в честь окончания полевых работ, его называют торжеством труда и плуга», — отметила секретарь местного отделения партии «Единая Россия» Бурзянского района Альфия Башарова.
Сегодня в Башкирии отмечают недавно установленный праздник
и Курбан-байрам в 2023 году назначены на 21 апреля (пятница) и 28 июня (среда) соответственно. Национальные башкирские праздники Башкиры — один из тех народов, которые в силу определенных исторических условий сохранили в большей мере,-чем ряд других народов, свою празднично-обрядовую культуру, различные жанры устно-поэтического творчества. Жителей Башкортостана в апреле 2023 года ждет дополнительный выходной – будет отмечаться Ураза-байрам, религиозный праздник всех мусульман. Сабантуй – ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир – обычно отмечается в июне.
Сегодня в Башкирии отмечают недавно установленный праздник
Алексей Моисеенко, начальник отдела по работе с институтами гражданского общества и поддержке общественных инициатив Департамента общественных коммуникаций и молодежной политики администрации города Нижневартовска «Нижневартовск - единственный город, где так переплетены культурные ценности и людские судьбы. Насколько дружные между собой люди, которые не делят между собой никаких вопросов, не вступают в конфликты, стараются решать на взаимном согласии». Процветания вам, сохранения и приумножения своих культурных ценностей, обычай, традиций и своего естественного языка». Стоит отметить, что ЦНК был выбран для проведения праздника неслучайно. Именно он является местом притяжения для многих национальных городских организаций и вносит большой вклад в профилактику этнического экстремизма. Например, именно здесь организован пункт поддержки трудовых мигрантов.
Кроме того, одним из самых важных итогов в работе Курултая башкир является открытие при поддержке городской администрации и Управления образования пяти групп с башкирским языком обучения в детских дошкольных учреждениях города.
Каждый из выступающих отметил плодотворную работу Курултая башкир города. Работа ведётся по самым разным направлениям, самая главная из которых — единение и поддержка своей нации, сохранение культуры, языка, обычаев и традиций, сохранение межнационального согласия. Единодушно участники конференции утвердили предложенных делегатов на VI Всемирный курултай башкир — ими стали Рима Арсланова, учитель башкирского языка и литературы Кумертауского педагогического колледжа, Айнур Кадымов, имам-мухтасиб Кумертау и Куюргазинского района, Альфия Шамигулова, председатель исполкома Курултая башкир. На конференции была принята резолюция, ключевыми моментами которой стали сохранение и развитие башкирского языка и традиций башкирского народа, формирование уважения к языкам, культурам и традициям народов, живущих в Башкортостане, пропаганда здорового образа жизни, воспитание молодежи в духе патриотизма, любви к своему языку и культуре, укрепление межконфессионального согласия и дружбы между народами республики. Далее состоялась торжественная церемония награждения. Самым активным членам городского Курултая были вручены грамоты Всемирного курултая башкир, администрации городского округа г.
Во время обхода собирали сырые куриные яйца, которыми угощали во время Сабантуя участников состязаний. Основную часть праздника составляли состязания на майдане. Главными из состязаний были скачки на лошадях, борьба на полотенцах, бег. В каждой деревне варьировались соревнования, в некоторых из соревнований могли принимать участие и женщины, и дети: это бег в мешках, разбивание кувшина палкой вслепую, бой мешками лазание на столб, перетягивание каната, бег с коромыслом с полными ведрами воды. Трудным соревнованием, требующим большой ловкости и силы, было влезание на гладкое бревно, установленное вертикально. Наградой за удачный исход состязания часто были новые кожаные, украшенные кусочками цветной кожи, мягкие сапожки-ичиги, прикрепленные к самому верху. Это был желанный для многих и очень дорогой подарок, только самый ловкий из мужчин мог взобраться на самый верх. Национальная борьба «куреш» проходила очень ритуально, по своим правилам.
Борьбу на кушаках начинали дети, малыши 6-7 лет. Это было своеобразным зачином и подготовкой для остальных участников борьбы. После малышей борются мальчики постарше, подростки, потом юноши, потом уже взрослые мужчины.
Йыйыны были массовыми, на них собиралось гораздо больше народа, чем на другие праздники. Как рассказывается в легендах, проводили йыйыны даже в голодные годы. Главное слово на йыйынах произносили аксакалы дословно «белобородые» — старейшины рода, способные дать оценку событиям и явлениям, высказать мудрые мысли, взять на себя ответственность за принимаемые решения. Что обсуждали башкиры, собравшись на йыйын? Позднее на йыйынах также решались земельные вопросы, распределялись сенокосные угодья и летние пастбища», — пишут в книге «Башкиры» Рим Янгузин и Фирдаус Хисамитдинова. На йыйынах подводились итоги прошедших событий, выявлялись лидеры из разных родов, наиболее сильные, смелые и ловкие батыры, выбирались военачальники и вожди, устраивались пиршества в связи с каким-либо событием. Иногда даже свадьба становилась поводом для йыйына — конечно, если торжество проводил очень знатный человек, хан или бий.
Неудивительно, ведь новое родство сулило новые возможности, новые перспективы. Таким образом, издревле этот праздник имел не только развлекательную, но и общественно-политическую функцию. Выражаясь современным языком, первая часть праздника была деловой, в результате которой достигались определенные договоренности. А вторая часть праздника была творческой — здесь на первый план выдвигались ловкие и сильные батыры, остроумные сэсэны, талантливые музыканты и певцы, народные умельцы. Яркий пример йыйына описывается в истории башкирской народной песни «Урал», которая по-другому называется «Ете ырыу» «Семирод». На этом йыйыне, где приняли участие представители семи башкирских родов, обсуждалась вражда разных башкирских племен между собой. На йыйыне был заключен мир на «вечные» времена, а после заключения договора были организованы празднества, скачки, борьба, а также состязания певцов, музыкантов и танцоров. Йыйыны обычно были связаны с названиями родов или определенными территориями. До нас дошли названия башкирских йыйынов: Торатау йыйыны, Барда йыйыны, Кубэлэк йыйыны. Местом для празднества выбиралась красивая, хорошо просматриваемая и удобная для проведения состязаний поляна на ровном месте или на горе.
По описанию ученых, праздничная площадь оформлялась в виде круга, который, вероятно, символизировал равенство членов рода. Обязательной частью йыйына становилась и совместная трапеза, сохранившая черты первобытного уклада.