В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает полностью воздерживаться от пищи. Мариино стояние (в Типиконе – Четверток Великого канона) – так называется утреня четверга 5-й седмицы Великого поста (служится, обычно, в среду вечером). Что касается устава Великого Поста, то об этом разговор особый, который мы отложим до времени, как и разговор о том, как воспринимать и применять вышеизложенные требования Типикона о трапезах к своей жизни.
Типикон и инжир
Сергиевой Лаврой в 1992 году. Первый, второй и четвертый день Великого поста по Типикону держат строгий пост. На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха). Почти все знают, что в строгие дни поста Типикон предписывает два вида воздержания: совершенный отказ от пищи (например, в первые два дня Великого поста или в Великую пятницу) и сухоядение.
Что разрешается есть в Великий пост
Однако в период Апостольского поста рассматриваемый Типикон предписывает исполнять стабильно на вечерни 18-ую кафизму[9]. ↑ Типикон, гл. 32 «О велицей четыредесятнице» и «Начало святаго и великаго поста», гл. 49. При этом нужно учитывать, что этот общий для всех устав поста (по Типикону) формировался в общежительных монастырях и ориентировался на страны с жарким климатом. Разъяснение правил Типикона (церковного устава) о Великом Посте.
Богослужение будних дней Великого поста
Древние монахи, установившие Типикон, в пост занимались только молитвой. Рождественский и Петров посты они решили упразднить, а Великий Пост сделать на пару недель короче – поскольку народ все равно не постится. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом. Первое воскресенье Великого поста – один из немногих дней в году, когда он брал в руки толстенный фолиант, глубокомысленно его раскрывал на известной странице и торжественно зачитывал настоятелю. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
Содержание
- Комментарии
- Особенности поминовения Великим постом
- Сезонное меню
- Пост, яблоки и Типикон - Игумен Силуан (Туманов)
- Начало и конец Великого поста в 2024 году
- О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ ИЗ ТИПИКОНА.
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Великий пост по Типикону в том числе и календарь
- архимандрит Савва (Мажуко) о типиконе, посте и не только
- У православных христиан начался Великий пост: зачем и как правильно поститься
- ПОСТ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПО ТИПИКОНУ. |
- Почему в Церкви четыре поста?
- ВЕЛИКИЙ ПОСТ | Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Что говорит Типикон об Апостольском посте?
Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом. Великий пост 2024 года продлится с 18 марта по 4 мая.
Великий пост в 2024 году: календарь питания
В предпразднство устав запрещает есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье — пища с маслом. В сочельник не принято вкушать пищу до появления первой звезды, после чего вкушают сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы Седмица — неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять: Святки — с 7 января до 18 января, Мытаря и фарисея — за 2 недели до Великого Поста, Сырная масленица — неделя перед Великим Постом без мяса , Пасхальная Светлая — неделя после Пасхи, Троицкая — неделя после Троицы.
Среда и пятница Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу — в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, — рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается. Однодневные посты Крещенский сочельник — 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения. Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября.
Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Если есть духовник, ты плывешь на маленькой лодочке рядом с большим кораблем. По его мнению, пост больше похож на марафон, чем на спринт: «С какой скоростью ты в состоянии его пробежать, этот марафон? Надеюсь, это не последний пост твоей жизни, и важно его пройти так, чтобы на следующий год понять, что тому-то я немножко научился». Если определено то, что ты в состоянии выдерживать, попробуй добавить еще чуть-чуть. Например, причащался прошлым постом в начале, в середине, в конце, а в этот пост стараешься причащаться каждую неделю. Многие монастыри хранят истории про то, как юный послушник решает поститься строжайшим образом, а потом на Страстной седмице его приходится отпаивать молоком». Без надрыва Игумен Пантелеимон Королев.
Фото Павла Смертина «Предположим, мы едем по трассе, на которой не стоят никакие камеры, а нам надо добраться из пункта А в пункт Б. И мы втопили педаль в пол, нам хочется побыстрее. Но если мы чувствуем, что началась какая-то болтаночка, машина не слушается, надо снижать скорость», — проводит аналогию настоятель монастыря. Читать еще А еще агрессивный стиль вождения дает такой эффект: ты доехал, вышел из машины, а по ощущениям — все еще на скорости гонишь. Чтобы приземление в праздник было мягким и полезным, с сохранением всего того, что мы наработали за Великий пост», — говорит отец Пантелеимон. Аскетический опыт говорит, что сложнее удержать благодать, чем ее получить, и хорошо, если ты не падаешь ниже, чем стартовал. Надрывно проведенный пост приводит к тому, что на Светлой седмице пасхальные песнопения воспринимаешь с каким-то раздражением, и ты не в состоянии удержать эту радость. От Пасхи до Пасхи Монахи плывут по морю поста на большом корабле во главе с капитаном, а каждый мирянин — на своей маленькой лодочке «Все Пасхи, которые мы проживаем, — это такие «порталы», сквозь которые мы потихонечку продвигаемся к Пасхе Вечной.
Смысл в том, что, проходя через такой портал, мы становимся другими», — размышляет отец Пантелеимон. Он говорит, что предпасхальный пост — возможность изменить себя, и нередко все начинается с того, что мы стараемся вести себя так, будто уже изменились: «Я не могу стать благородным и вежливым в момент, но могу усвоить какие-то нормы этикета». Помните фразу «о том, что подумал кролик, никто не узнал, потому что он был очень воспитанный»? И это стало определенным проявлением любви и заботы.
А вот Анания и Сапфира замыслили часть своего имущества отдать Церкви, а часть утаить, хотя они были свободны давать или не давать, отдать именно то, что хотят отдать. Принеся часть, они сделали вид, что отдали все. Чтобы казаться своими.
Они хотели пользоваться всем, что есть у других, но сохранить и еще нечто, принадлежащее только им. Получается, супруги попытались приобрести нечто для себя там, где место любви, доверия и открытости. Таково помрачение души, следствие повреждения человеческой натуры, свойственного каждому из нас. Коль скоро мы хотим это свойство ада — пожирание — каким-то образом в себе победить, то, чтобы правильно поститься, надо начинать с самого простого, а именно с воздержания в пище. Если так смотреть на пост, то ограничения в еде обретают глубокий духовный смысл — мы ведь не с пищей боремся, не ее как таковую отвергаем, но хотим истребить в себе вот эту тягу к пожиранию, к тому, чтобы все, что мы видим вокруг себя, каким-то образом присвоить. Как правильно поститься Изначальный, древний, глубинный смысл поста — это, конечно, воздержание телесное, ограничение в пище. Потому что с чревоугодия начинается вся цепочка страстей, о которой говорят святые отцы.
Может быть, она и кажется несколько схематичной, но мы призваны воспитать в себе иное отношение к материальному миру, не то, какое было у Исава, продавшего свое первородство за возможность насытить чрево самой простой похлебкой см. Исаву было все равно, вкусная ли это пища или не вкусная, изящно приготовленная или нет. Ему важно было наесться, поэтому он легко расстался с первородством. Следующая страсть — это блуд, потому что смотрящий на человека противоположного пола нечистыми глазами как бы пожирает его. Следующее звено цепи — пожирание через сребролюбие. Стяжателю все время чего-то не хватает, ему постоянно нужно что-то приобретать, копить. А дальше человек, который мнит себя могущественным, сталкиваясь с тем, что не стало его собственностью, проявляет сильнейший гнев.
Все, что не по его воле, желанию или мнению, вызывает возмущение. Именно поэтому мы гневаемся — нечто нам не принадлежит, нас не слушается, нам неподвластно. Гневающийся человек не может пребывать в радости, это человек унылый, бесцельно живущий, его постоянно охватывает печаль. Его удовлетворяет лишь новое приобретение, очередной момент пожирания. Все остальное время — тоска и оцепенение: где следующий объект для пожирания? Чего мы ждем от этого времени? Какие цели перед собой ставим в Великий пост?
От чего мы хотим избавиться? Как поститься правильно? Одна из очень важных целей Великого поста — освободить себя от пристрастия к пожиранию, которое входит в нас через самый простой грех чревоугодия. Поэтому воздержание в пище Великим постом является духовно значимым, основополагающим. Из этого не следует, что придавать значение нужно лишь изменению диеты. Конечно, и мы все это знаем, если правильно поститься, самое главное — духовная сторона поста. Но не настолько материальная, телесная сторона поста отделена от духовной, чтобы не придавать ей серьезного значения.
И те, кто понимают, почему, когда мы постимся, мы воздерживаемся в пище, осознают, с чем мы боремся, — постятся строго. Строго поститься — это очень хорошо. Строго поститься — это правильно. Но не стоит гордиться своим постом. Мой пост не должен никому быть в тягость. Я стараюсь строго поститься, но при этом не обижаю человека, который не постится, поэтому я ради него скорее что-то нарушу в отношении еды. Но остается мое стремление строго соблюдать пост, быть предельно воздержанным.
Строгий пост — это пост, во время которого ты готов собою жертвовать, готов себя ограничивать. Пост — это время жертвы, когда нужно поголодать, даже если это и лишает нас сил. Фото: tatarstan-mitropolia. Уже с детского возраста можно приучать к посту именно как к периоду внутреннего роста. Мне кажется, очень важно, чтобы дети сами для себя определяли меру поста в тот момент, когда они уже начинают быть к этому способны. Скажем, в пять-шесть лет ребенок уже может немного поститься: хотя бы на короткое время себя в чем-то ограничить. Необязательно в раннем возрасте соблюдать весь пост, но провести, стараясь правильно поститься, Страстную седмицу, к примеру, вполне возможно.
С этого стоит начинать. Задача родителей объяснить ребенку, почему на Страстной надо поститься. Он вполне может понять смысл вспоминаемых событий Страстной недели и вслед за взрослыми захотеть быть рядом с распятым Христом.
Также разрешено красное вино в разведенное теплой или прохладной водой. Чтобы поститься постом приятным, не поддаваться возможному унынию, стоит заранее продумать основное меню и поискать новые рецепты блюд из любимых продуктов, тогда ваш стол будет максимально разнообразен весь Великий пост. В качестве примера, предлагаем рассмотреть следующий календарь питания по дням: В понедельник первой недели поста от верующих православных христиан, решивших соблюдать строгий пост по уставу Типикона, требуется полное воздержание от еды, иные христиане употребляют пищу и напитки в зависимости от состояния здоровья и благословения священника. Все остальные понедельники поста можно употреблять сырую пищу. Такие дни называют днями сухоядения. На стол выставляются салаты из сырых овощей, фруктов, без заправки маслом, блюда квашения, соления, варенья. Разнообразят стол также бобовые, сухофрукты, цукаты, орехи, сухари, сушки и др. Вторник на первой неделе поста по Типикону допускается употребление хлеба, воды, можно выпить квас. Во вторники всех последующих недель разрешена горячая пища: постные супы, каши, запеченные, отварные, тушеные овощи, фрукты. Во все среды Великого Поста по правилам строгого устава прописывается сухоядение. Рацион состоит из фруктов, овощей, зелени, бобов, орехов. Также разрешено кушать каши на воде. Придать особую выразительность кашам помогут орехи, богатые растительным белком, маслины содержащие необходимое количество растительных жиров, изюм и курага, в состав который входит калий, консервированные фрукты.
Десять главных вопросов о Великом посте
+V-I3v1qoSYD99MM2В случае блокировки. Т.е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-мидневного поста установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. Великий Пост. 1-я неделя Великого Поста — Торжество православия.
Жизнь по Типикону
В результате возникает впечатление, что на пищу серьезного внимания можно не обращать. В то же время определение поста звучит как воздержание от пищи прежде всего, и это самое простое, доступное людям, самое очевидное. Как поститься? Чего-то не есть.
А почему чего-то не есть? Какой в этом смысл? Аскетическое учение говорит нам о том, что воздержание в пище — это борьба с чревоугодием.
Многие святые отцы пишут, что Адам с Евой вкусили в раю плод запретный и теперь нам надо поститься. Я долго этого не мог понять. Но вот святые отцы рассуждают о страстях и борьбе с ними.
И преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит о восьми главных страстях. Среди них первой он называет отнюдь не гордыню, гордыня стоит восьмой, последней. Первая среди страстей — чревоугодие.
Протоиерей Алексий Уминский. Фото: Правмир О пожирающих машинах Что же страшного, сверхгреховного в чревоугодии, когда есть, как кажется, намного более опасные и тяжкие грехи, в мире бушуют страсти роковые? Человек поел в свое удовольствие, что здесь такого?
Почему это — страсть, ведущая человека к погибели? И почему надо воздерживаться, поститься? Долгое время и я не мог понять.
И в какой-то момент осознал — под словом «чревоугодие» имеется в виду не просто удовольствие вкусно, плотно поесть, насытиться сверх меры, но чревоугодие — это страсть пожирания. А пожирание — свойство ада. Ад пожирает, это такое адское свойство — все сожрать и ничего не оставить, вгрызться и пожрать.
Таким образом, чревоугодие не означает просто любовь человека к вкусной еде. Дальше преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в таком порядке перечисляет страсти: вторая — блуд, третья — сребролюбие, за ними — гнев, печаль и уныние. Каждая новая страсть вырастает из предыдущей, они связаны между собой, как звенья одной цепи.
Потому что блуд — это тоже настоящее пожирание — потребить, использовать другого в своих целях. И сребролюбие — разновидность пожирания, приобретательства. Человек же, предающийся гневу, истребляет, испепеляет все вокруг себя.
Эти адские свойства происходят из чревоугодия. Мы сейчас живем в обществе потребления. Можно сказать по-другому: мы живем в обществе чревоугодия.
Потому что характерной его особенностью является постоянное ощущение, что мне чего-то не хватает, мне всегда что-то нужно, мне нужно постоянно что-то покупать, приобретать, глазами пожирать. Когда человек этой страстью заболевает, тогда начинает к миру относиться потребительски, в его душе рождается ад. Как писал Владимир Маяковский: «Товарищ Ленин, работа адовая будет сделана и делается уже».
И это действительно так. Приучить человека быть пожирающей машиной — стремление современного мира. Поврежденная грехом человеческая природа тяготеет к такой жизненной позиции — пожирать все вокруг себя.
В семье один пожирает другого, на работе происходит то же, и в обществе человек становится таким пожирателем. Мир существует для того, чтобы его пожирать. Такой человек смотрит, где чего можно ухватить, урвать, присвоить.
Это свойство ада в душе человека рождается, и в каждом из нас оно живет. Мы приходим в Церковь, и даже здесь смотрим, что можно было бы пожрать. Урвать для себя Вспомним евангельскую притчу о званых на брачный пир Мф.
Что означает в данном случае человек, одетый не в брачную одежду? Дело в том, что на Древнем Востоке распорядители пиров готовили специальные наряды для гостей и каждый приглашенный получал в подарок от жениха и невесты светлые и радостные одежды в знак его соучастия в общем торжестве. Но вот пришел некто, в этой брачной одежде совершенно не нуждавшийся.
Его нисколько не интересовали жених с невестой, ему не нужна была их радость, ему хотелось лишь сладко поесть и выпить, урвать что-то для себя. А вот еще один образ, гораздо более страшный, потому что в данном случае мы имеем дело не с притчей, не с иносказанием, а с реально случившимся событием.
Считалось, что как первый день поста, так и вся неделя, которая носит название Федоровой недели, посвящена очищению: многие ходили в баню, чтобы смыть с себя грехи, в том числе предыдущей масленичной недели. Молится в эту неделю полагалось великомученику Феодору Тирону. Кто такой Феодор Тирон? В субботу первой седмицы, которая в этом году выпадает на 23 марта православная церковь вспоминает великомученика Феодора Тирона.
Он был легионером в римской армии и христианином, который погиб мученической смертью - его сожгли на костре. Его почитание церковью в первую седмицу связано с легендой, согласно которой, через 50 лет после своей гибели Тирон явился во сне Архиепископу Константинопольскому, чтобы предупредить его об опасности: по указу императора, в первую неделю поста вся постная пища на рынке была обрызгана кровью животных, которые приносились в жертву языческим богам. Феодор Тирон велел Архиепископу сообщить об этом христианам. Еду с рынка он предложил заменить вареной на меду пшеницей - коливом. Освященное коливо благословляется и раздается прихожанам как поддержка на их пути соблюдения поста.
В предпраздненство Благовещения накануне праздника , если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем.
Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна. В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случиться Благовещение, дозволяется вино и елей трапеза полагается одна. Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино.
В четверг пятой седмицы Великого Поста Стояние преп. Марии Египетской положена одна трапеза в 9-й час около 15. Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается там же В пятницу той же седмицы перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» стр. Трапеза же полагается одна в 9-й час. Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св.
Этот аспект устава интересен узкому кругу клиросных эрудитов. А вот дисциплинарный раздел Типикона касается каждого из нас, особенно в той части, где содержатся предписания о посте. Откуда вы знаете, что в первую неделю поста установлено сухоядение, а рыба постом разрешается только на Вербное и в праздник Благовещения? Кто вам сказал, что в субботу Лазареву предписывается рыбная икра, а в воскресные дни дозволяется вкушать с маслом? Большинство верующих об этих тонкостях знают из церковного календаря. А как эти предписания попали в календарь? Из Типикона. Подозреваю, что со знакомства с этой книгой у некоторых товарищей наконец-то созрел образ личного врага. Продолжаем разговор. А откуда эти правила попали в Типикон? Официальный ответ: от святых отцов. Почему официальный? Потому что апелляция к святым отцам сразу замораживает дальнейшее исследование и взывает к покаянию. Однако свод дисциплинарных правил — это не творение святых отцов, по крайней мере, канонизированных святых. В современный Типикон постные законы перекочевали из свода правил, составленных Никоном Черногорцем, авторитетным канонистом XI века. Если вы думаете, что Никон канонизирован, вы сильно ошибаетесь. Хотя, на самом деле, это не так уж и важно. А вот что важно, так это понять сам принцип постной дисциплины, чтобы раз и навсегда разобраться в этом вопросе и бросить винить себя в том, чего нам никто не предъявлял. Для кого писал свои правила Никон Черногорец? Для монахов. Для монахов какого монастыря? Если вы наберетесь терпения и откроете Типикон, по которому якобы живет Русская Православная Церковь, вы найдете там массу правил, относящихся к жизни неизвестного мужского монастыря. Там, в частности, сообщается о том, когда следует отставлять жезлы на богослужении, как трудиться на общих послушаниях, где получать одежду, как себя вести на трапезе. Рядом с этими правилами находятся и предписания о посте. Вот что я хочу сказать: если вы не монах этого мужского монастыря, никто не смеет вам предъявлять строгость их постного устава. Великий пост — общецерковное дело. Если вы православный человек, вы обязаны соблюдать Великий пост, то есть предаваться вместе со всей Церковью особым духовным упражнениям, связанным с подготовкой к Пасхе Крестной и Пасхе Воскресения. При этом никто не смеет требовать от вас соблюдения буквы Типикона.