Таджики — древний народ, родственный персам, а Таджикистан — юное государство, возникшее в результате распада СССР.
Памирские народы
Кто они - эти памирцы ? | Памирцы являются одной из национальностей, населяющих Памир, и они отличаются от таджиков не только этнической принадлежностью, но и культурой, традициями и языком. |
Различия между памирцами и таджиками - видеоматериалы - Новости, статьи, обзоры | В отличие от народов, окружающих памирцев и исповедующих ислам суннитского толка, сами памирцы в своем большинстве являются шиитами – исмаилитами. |
Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции | Памирцы и ягноби не отличались от таджиков. |
Кто такие памирцы? | Основных отличий от таджиков у памирцев несколько. |
Памирцы и таджики: основные различия
- Между миром и Памиром. История этой маленькой страны полна трагических страниц
- Чем отличаются Памирцы от Таджиков,все ответы тут. - YouTube
- Появление народа
- КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ? @okasca_history — 📺 Genby!
- Как называют таджиков в России?
- Среди предков современных жителей Памира нашли древних таримцев
Чем таджики отличаются от памирцев?
В обширной области с самым низким местом 2000 метров над уровнем моря проживает богатый комплект древних народностей. Эти своевольные жители едва ли не самыми последними в азиатском регионе приняли ислам. Сейчас памирцы в основном носят исламские имена. Традиции Зароастризма, этой древнейшей мировой религии в Бадахшане мирно сосуществует с мусульманством. И я думаю, что памирцы тяготеют к своим, более древним духовным обязательствам. Мужчины, рождённые на Памире, отмечены печатью огня. У таджиков, их ближайших соседей, принято говорить, что "памирцы не знают бога" и всегда относятся к памирцам настороженно. Памирцев крайне мало на фоне жителей Таджикистана. В котором, в основном, живут таджики и узбеки. До Великой Зелёной революции 1990 года представителей очень разных народов в Таджикистане было очень много.
Нечего сказать: Таджикистан - одна из самых ярких стран, из тех что мне доводилось видеть.
Давайте сегодня расскажем о них. Прежде всего, надо уяснить, что это не народ, а группа народов. Их общее название присвоено по географическому принципу, и слово «памирцы» означает то же самое, что «кавказцы», «дагестанцы» или «сибиряки». Но они действительно имеют общее происхождение. Их язык относится к восточно-иранским наречиям, в отличие от западно-иранского таджикского. До вторжения индоевропейцев из степей Южной Сибири основную часть населения Средней Азии составляли протодравиды. Это были земледельцы, близкие по происхождению к жителям индийских цивилизаций Хараппа и Мохенджо-Даро и потомки анатолийских земледельцев среднего каменного века. В силу своего образа жизни они заселяли равнины, долины рек и оазисы, т.
Но индоарии были скотоводами и оказались способными создавать стабильные общины на большой высоте. После того, как они пришли сюда за два тысячелетия до нашей эры, часть из них освоила высокогорья. Со временем на основе пришлых индоевропейцев и автохтонных протодравидских групп сложились три древних государства — Хорезм, Бактрия и Согдиана. Кочевое горное население последних, преимущественно, и стало предками нынешних памирцев.
Мы застряли между Казахстаном и Россией.
Другим гражданам разрешают. Около 180 машин, большинство с таджикскими номерами. В каждой машине от 5 до 10-12 пассажиров, большинство из которых женщины и дети», — рассказал один из очевидцев. Другой застрявший на границе мужчина сообщил, что пограничники заявили ему, что не пропустят, «пока не будет приказа изнутри». В течение следующих суток в Россию пропустили всего 10-12 автомобилей.
Расследование теракта в «Крокусе» Как предполагают в Таджикистане, ситуация на границе может быть связана с терактом в «Крокус Сити Холле», после которого были арестованы более десяти граждан этой страны. Глава МИД Сироджиддин Мухриддин 12 апреля заявил о «непродуманной информационной кампании против таджиков», на фоне которой «формируется отрицательное отношение к таджикам и гражданам Таджикистана». Он также призвал российских силовиков соблюдать требования закона, нормы и принципы международного права, особенно в части запрета пыток и жестокого обращения с задержанными. Замминистра труда Таджикистана Шахноза Нодири сообщила, что после теракта начался отток трудовых мигрантов из России.
Нерешенной остается проблема обеспечения джуги личными документами. Штрафы за несвоевременное оформление свидетельств о рождении детей и па- спортов возрастают пропорционально просроченному времени, поэтому оформить эти документы становится все сложнее. Опросы в местах компактного проживания нескольких тысяч джугов в Вахдатском, Гиссарском и Шахринавском районах показали, что нередко у взрослых людей, уже имеющих детей, в лучшем случае есть только свидетельство о рождении паспорт от- сутствует , что препятствует получению документов на детей.
При достижении школь- ного возраста возникает повод оформления свидетельств о рождении детей, поскольку органы управления образованием контролируют школы в вопросе охвата детей обуче- нием и сотрудники школ вынуждены, чтобы избежать нареканий со стороны началь- ства, оказывать семьям помощь в документировании. В деле оформления документов детям и взрослым учителя фактически играют роль медиаторов между общинами джу- гов и государственными органами, хотя эта работа не входит в их обязанности и никак не оплачивается. Восстановить документ помог учитель местной школы. Паспорта у этого чело- века так и нет. Отсутствие государственной поддержки в вопросах документирования приводит к тому, что паспорта получают далеко не все из нуждающихся в этом взрослых жителей общин мугат, а дети без документов лишены доступа к пособиям, медицинской помощи и образованию. В нередких случаях задержания детей джуги за попрошайничество и по- мещения их в детский приемник родителям трудно забрать детей, поскольку документов ни у кого из них нет. Авторы этого отчета в мае 2017 года были свидетелями того, как женщины- джуги, жительницы компактного поселения на окраине Душанбе, пытались забрать из детского приемника-распределителя 12-летнего мальчика, задер- жанного накануне на улице, однако у матери мальчика документов не было, у бабушки, заявлявшей, что она заботится об этом ребенке, не было доказа- тельств родства с ним, и никто не мог предоставить документы ребенка.
Сотрудники приемника пояснили, что предстоит установление личности ребенка и его родства с матерью или другим родственником путем запроса в органы местной исполнительной власти, и ребенок может провести в при- емнике до 30 суток. Например, в конце 2014 года на месте поселения джуги в Пенджикентском районе собирались строить гостиницу, а официально зарегистрированы были лишь 12 из около 200 домохозяйств. Неблагоустроенные и не обеспеченные водой участки для по- стройки новых жилищ выделялись в сельском джамоате Саразм, однако большинству жи- телей альтернативы переселения предоставлены не были. Например, жи- тели поселения Абдулообод Гиссарского района вынуждены покупать питьевую воду, а за водой для прочих нужд ходить к реке на довольно большое расстояние. Неполучение качественного школьного образования детьми-джуги остается острой про- блемой. Наиболее распространена ситуация, когда в начальной школе, расположенной вблизи компактного поселения, учатся исключительно дети джуги, однако, по нашим наблюдениям, даже начальным образованием охвачены далеко не все дети в том числе по причине недо- кументированности. Почти все опрошенные нами девочки школьного возраста и молодые женщины не ходили в школу никогда, а мальчики в лучшем случае ходили в начальную школу.
Вместо того, чтобы предпринимать меры по интеграции детей-джуги в среднее образо- вание с другими детьми, в некоторых поселениях идут по пути превращения существую- щих сегрегированных начальных школ в средние. Так, например, в одном из них бывшая начальная школа, где обучение исключительно детей-джуги ранее происходило с 1-го по 4-й классы, ныне обучает с 1-го по 6-й классы; планируется довести ее до обязательного 9-летнего образования. При этом в школьном здании имеется лишь три небольших класс- ных комнаты, обучение ведется в две смены. Переход детей джуги в средние школы, расположенные вне компактных поселений, почти не происходит: по причине удаленности школ, бедности, слабого контроля за по- сещаемостью школы, недостаточных мер по интеграции детей-джуги в новое школьное окружение. Существенная причина еще и в том, что качество получаемых знаний при сегрегированном обучении не соответствует стандартам, поэтому дети после начальных классов массово уходят из школы, даже если они хотели бы продолжить образование: они часто не получают поддержки ни со стороны семьи, где приоритет образования тра- диционно низкий, ни со стороны школы и иных государственных институтов. В тех школах, где обучение детей-джуги ведется совместно с прочими учениками, они доучиваются до старших классов. Например, в одной такой школе в Худжанде в 10-м и 11-м классах учатся несколько мальчиков.
Однако даже в случае совместного обучения число детей-джуги в школе непропорционально мало, особенно среди девочек, которых в средних и старших классах почти нет. Авторы этого отчета могли убедиться, что многоженство существует в общи- нах джуги, при этом обряд религиозного бракосочетания, по словам информантов, совершается со всеми женами. Жены в полигамных семьях не имеют представле- ния о юридических аспектах своего положения, о последствиях возможного разво- да, о трудностях при регистрации детей. Например, одна из респонденток пер- вая жена была уверена, что брак с как с ней, так и со второй женой ее мужа был зарегистрирован в загсе. Положение вторых и третьих жен в полигамных семьях плачевно: например, мы зафиксировали, что в одной такой семье вторая жена во- обще не выходила из дома, занимаясь домашней работой взаперти.
Среди предков современных жителей Памира нашли древних таримцев
Памирцы – это другой народ, сильно отличающийся от таджиков. Большая часть памирцев объединена на религиозной основе,все они исповедуют исмаилизм, в отличии от основной религии остальных таджиков — суннизм. ПАМИРСКИЕ НАРОДЫ (памирцы, самоназвание – помири), группа иран. народов. М., 1972; Мухиддинов И. Земледелие памирских таджиков Вахана и Ишкашима в XIX – начале XX в.: (историко-этнографический очерк). Уникальность языка памирцев заключается в том, что они говорят на памирских диалектах, которые отличаются от таджикского языка.
Кто такие Памирские таджики?
Иногда приходили другие памирцы, просто послушать знакомые с детства народные песни. Их круг расширялся. Растущая памирская диаспора организовывалась. Земляки создали общественную организацию «Нур» в переводе «Свет». Появилось место и для репетиций, и для периодических выступлений. Абдумамад выступал все чаще.
Помимо народных песен он стал исполнять и собственные. Он пишет о том, чем живет сам и тысячи его соотечественников, оказавшихся в чужой стране. В переводе эти песни звучат как сухая проза, но когда слышишь их вживую, то они трогают сердце: Сегодня все мы вдали от родины, От своих родителей, от детей и от родных, На чужбине скучаем, От родителей, от детей и от дома далеки, В чужой стране мы в разлуке, Или место ищем, или дорогу, или работу, Мир неспокойный, везде опасно. В сентябре 2012-го Абдумамад впервые за 20 лет вышел на сцену как драматический актер. В московском Театре.
На сцену выходили трое — уборщица, плиточник и помощник маляра. Они рассказывали свои истории. Простые, бесхитростные. О том, на какой стройке лучше работать, о том, как доехать от Памира до Москвы, о войне, о смерти и о доме. Каждый рассказ сопровождался песней.
Стихи к песням писал Абдумамад, музыку использовали народную. Каждый раз спектакль проходил при полном зале. В 2014-м авторы и исполнители «Акын-оперы» получили главную российскую театральную премию — «Золотую маску». Церемония награждения происходила в Большом театре. Абдумамад пришел после рабочего дня на стройке, он едва успел переодеться.
Ему вручили приз «за преданность традиционной музыкальной культуре своего народа в экстремальных жизненных условиях». Мы сантехники и обои клеим… Этот странный переход от сцены к стройке, от шпателя к микрофону в его жизни случается постоянно. На репетиции в театре Абдумамад часто приходил с опозданием. Его задерживали на работе. А как-то раз их с братом избили у метро скинхеды.
Он попал в больницу, а на следующий день у него был спектакль. Он пришел и сыграл свою роль прямо с больничными бинтами на лице. Настоящее народное искусство так и создавалось веками в коротких перерывах между тяжелой, изнурительной работой. Его творили мужчины и женщины, рассказывавшие о своей доле, о своих мечтах и страхах. Среди ночи приходит с работы, а рано утром уходит, На цыпочках ходит по квартире, чтобы не разбудить других, Наши красавицы вот так работают в Москве, Мое сердце, сестренка, обливается кровью, Не знаю, как помочь, никто не будет жалеть тебя.
Только ты сама себе можешь помочь, Скажите тогда: нужно такое государство и такая Родина? За 21 год он только трижды был дома. За это время у него родились и выросли трое детей. Когда он приехал впервые, жена встречала его в аэропорту с сыном и каким-то другим ребенком того же возраста. Абдумамад узнал.
Чужой ребенок глядел по сторонам и пританцовывал, а его собственный не отрывал глаз от выхода из аэропорта — ждал отца, которого никогда не видел. Музыканты, поэты и строители Мы разговариваем с Абдумамадом в маленькой чайхане возле метро «Рязанский проспект». Я рассказываю ему, как меня удивило, что памирский священнослужитель, он называется «халифа», у которого мы останавливались на ночлег во время путешествия по Бадахшану несколько лет назад, целый день работал в поле как простой крестьянин. Оказывается, в Москве памирские священники тоже трудятся наравне со всеми. Лишь очень немногие из памирцев находят работу по специальности в Москве, рассказывает Карамшо Мамаднасимов.
Хотя у многих есть диплом о высшем образовании, в России многие учреждения не признают таджикские дипломы. А главное, у людей совсем нет времени искать работу, получать опыт, повышать квалификацию. С первого дня в Москве мигрант должен что-то зарабатывать, чтобы оплачивать трудовой патент, квартиру, питание, а еще и отправлять что-то домой. Поэтому большинство выходцев из Бадахшана трудятся простыми рабочими.
В социальных сетях памирцы пишут на своих языках, обсуждают особенности своего народа, создают алфавит, на котором пишут сообщения, комментарии, посты. Конфессиональная особенность В отличие от народов, окружающих памирцев и исповедующих ислам суннитского толка, сами памирцы в своем большинстве являются шиитами — исмаилитами. В Дарвазе, Вандже и Мургабе живут мусульмане суннитского толка, хотя в Язгуляме, население стало суннитами только с первой четверти XX века. Не будем вдаваться в философию религии, хотя исмаилизм имеет ряд серьезных отличий от других направлений в исламе. Высказывание ученого Абусаида Шохуморова:«Исмаилизм это попытка приспособить ислам под современную иранскую зороастрийскую почву» — многое объясняет. Следует признать, что в отличие от других территорий, где ислам насаждался огнем и мечом, памирцы добровольно приняли его.
Принятию исмаилизма на Памире способствовало прибытие исмаилитских дои проповедников , в том числе известного поэта и просветителя Носири Хисрава, на Памир. У исмаилитов имеется духовный глава, власть и авторитет которого передаются по наследству. Имам времени Ага-хан с 1957 г. Своего духовного лидера памирцы уважают и почитают.
Её называют Край земли Александра.
Именно с памирских гор Македонский смотрел на гору, к которой был прикован Прометей - самый первый из непокорных. Александр прошёл много гор и понял, что добраться до Прометеевой горы его жизни не хватит. Потому что в горах за каждой следующей горой всегда оказывается гора ещё выше и путь к вершинам открывает лишь путь к следующим вершинам. Итак Александр Великий покорил Памир, вернее, государство Бактр, древнюю родину памирцев. Он наслушавшийся Аристотеля и начитавшийся Гомера, видел в себе просвещающий смысл и даже имел из-за этого сложности со свои генералитетом.
Его невеста не была похоже ни на одну женщину, виденную прежде, разве что своим неукротимым духом, на мать Александара. Она вовсе не собиралась смотреть на Александра как на божество. Хотя так делали все вокруг и друзья и враги. Полтора года Александр со своим войском провёл на Памире. До настоящего времени памирцы, со всем основанием утверждают, что они - потомки двух великих Александра и Авицены.
История этой народности насчитывает несколько тысячелетий. Начиная с древних Иранских цивилизаций, таджики играли значимую роль в истории этого региона. В результате взаимодействия с другими этническими группами и формирования различных государственных образований, таджики выработали свою уникальную культуру и идентичность. Таким образом, памирцы и таджики имеют разные исторические корни, связанные с территорией обитания и миграцией. Они оба имеют богатое наследие и культурные особенности, которые формировались в течение многих столетий. Очертить все аспекты этого процесса невозможно, но это лишь подтверждает уникальность и многообразие этой части мира. Уникальная культура и традиции памирцев и таджиков Язык и письменность Одним из ключевых элементов культуры любого народа является язык. У памирцев и таджиков разные языки, но они имеют некоторые схожие черты. Оба языка принадлежат к иранской ветви индоевропейской семьи языков и используют арабскую письменность.
Но таджикский язык использует дополнительные буквы для отображения звуков, отсутствующих в арабском алфавите. Уникальность языка памирцев заключается в том, что они говорят на памирских диалектах, которые отличаются от таджикского языка. Эти диалекты имеют свои особенности и выражают тесную связь памирцев с природой и окружающей средой. Религия и обряды Памирцы и таджики исповедуют ислам, но у них есть некоторые различия в религиозных традициях и обрядах. У памирцев преобладает суфизм — мистическое направление в исламе, которое ставит в центр религиозного опыта духовную практику и самопознание. Они участвуют в религиозных ритуалах и обрядах, таких как зикр повторение молитвенных формул и медхит ритуальное чтение священных текстов. Эти обряды являются важной частью жизни памирцев и помогают им поддерживать связь с высшими силами. Таджики, в свою очередь, следуют суннитскому направлению ислама и придерживаются его основных обрядов и предписаний. Они также исполняют пять обязательных молитв в день и соблюдают пост во время месяца Рамадан.
Национальная кухня Кулинарные традиции также являются важной частью культуры и традиций памирцев и таджиков. У них есть свои собственные блюда, которые отражают их историю, климатические условия и доступные продукты. Популярным блюдом среди памирцев является плов, который готовится из мяса, риса, моркови и специальных приправ. Таджики также готовят плов, но с некоторыми отличиями. Они добавляют в него лук и резьбу и предпочитают использовать коровье мясо. Памирцы также известны своими маринованными и солеными овощами, такими как помидоры, огурцы и капуста.
Что за памирские народы и чем отличаются от таджиков?
Где логика? Враги таджикской нации с самого начала пытались отрицать существование нации под названием таджикская, но не смогли, ибо таджикская литература была доказательством великой культуры и цивилизации таджикской нации. Потом эти враги таджиков попытались разделить таджиков на классы и ветви и отдалить их от своей идентичности. Самаркандцев, бухарцев, хорезмийцев и согдийцев называли узбеками, а поморских таджиков — памирцами. Памир — это название региона, а не название нации или племени.
Уйгуры и киргизы называются по своим национальным именам, а таджики этого региона называются нетаджиками. В истории древнего Китая таджики говорили и записывали их еще в 8 веке.
Традиционный рацион памирцев включает пшеничную кашу и лепешки, овечье молоко и сыр, фрукты, бобовые.
Из напитков они предпочитают «ширчай» — крепкий чай, в который добавляют соль, молоко и масло. Оторванный от мира ГБАО по-настоящему изолирована от внешнего мира. Через административный центр город Хорог проходят только две легкоходные дороги Хорог-Ош и Хорог-Душанбе, через которые эта область соединяется с остальным миром.
Более грубая дорога соединяет Хорог с Ваханом через афганскую границу. Построенный в советские годы аэропорт «Хорог» обслуживается авиакомпанией «Таджик Эйр» и является одним из самых высокогорных аэропортов мира. Он имеет пассажирское авиасообщение с международным аэропортом Душанбе.
Фонд Ага-Хана также планирует построить в аэропорту «Хорог» новую взлетно-посадочную полосу. Она известна под термином «Большая игра» «The Great Game». Британская империя стремилась обезопасить индийские колонии от возможных завоевателей, в то время как Россия желала наладить торговлю и открыть рынок для хлопка, который был необходим российской промышленности.
Одним из этапов «Большой игры» стал так называемый «Памирский кризис» 1880-1890гг. В период этого кризиса как Российская, так и Британская империя активно снаряжали топографические экспедиции на Памир, чтобы тщательно изучить неизведанную территорию, быт и культуру проживающих там народов.
Ученые, называя озеро «спящим драконом», предполагают, что в случае его прорыва затопленными окажутся часть территории Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Афганистана. Кто такие памирцы? ГБАО населена памирскими народностями, родственными таджикам, но имеющим собственные языки и свою этническую идентичность. Памирцы — обладатели своей неповторимой культуры, традиций и истории. Памирцы привыкли к изолированной жизни в горах.
Традиционно их разделяют на северных и южных. К первым относятся шугнанцы, рушанцы, сарыкольцы, язгулямцы и другие народы. Ко вторым — ишкошимцы, ваханцы, сангличцы, мунджанцы. Несмотря на то, что официальным языком в ГБАО является таджикский на нем же, как правило, ведется обучение в школах , памирцы говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи: язгулямском, шугнанском, ваханском, рушанском и др. У этих языков письменность слаборазвита, хотя в советский период для шугнанского языка она была создана на латинской основе и действовала в 1930-е годы. Интересно то, что ягнобский язык, как один из памирских, признается учеными потомком древнего согдийского, на котором говорили в Согдиане — исторической области в Центральной Азии. Ее территория в IV веке до н.
С научной точки зрения, можем ли мы все еще назвать этих молодых людей таджиками, учитывая, что они и их предки никогда не идентифицировали себя как таджики? Конечно, большинство людей, живущих в разных современных государствах, таких как Узбекистан, как вы упомянули, больше не говорят на фарси на таджикском , но по-прежнему этнически они не являются узбеками или пакистанцами. В частности, после драматических событий конца прошлого века, распада советского государства и его коммунистической идеологии, как написано в книге Самуэля Хантингтона «Столкновение цивилизации», молодые поколения очень заинтересованы в том, чтобы знать и узнавать историю, идентичность, язык и культуру своих предшественников. Конечно же, язык, на котором были описаны тысячи лет их истории и культуры, был персидским языком. Это основная причина, по которой многие из этих иранских народов Центральной Азии начинают высказываться о своем языке и самобытности, и это применимо к таджикам Узбекистана, Афганистана, Пакистана и Китая. Вы живете в Европе уже долгое время, где также происходят разные обсуждения этнической идентичности, как в Великобритании, так и в других частях континента. Насколько популярны такие этнические дискуссии среди обычного населения? Например, немецкоязычные жители Швейцарии или Австрии задумываются о самоидентификации или такие вопросы уже полностью урегулированы геополитически — у меня есть паспорт Австрии, я австриец, я не немец? Конечно, в этой части мира все немного отличается, хотя невозможно забыть ужасный опыт двух мировых войн. Однако с тех пор европейцы продвинулись дальше, и одно из самых больших достижений является уважение к другим культурам, традициям и языкам.
Я могу говорить, что такие вопросы об идентичности менее политизированы и на этих основаниях они пытаются создать Конфедерацию европейских стран, утверждая, что Европа является домом для всех людей, живущих на этом континенте. Вернемся из Европы в наш Бадахшан. Всякий раз, когда мы говорим о Бадахшане, мы в основном говорим о памирцах, таджиках, исмаилитах и т. Но часто мы забываем о проживающих там тюркских народах. Это очень важный вопрос, и мы попытались рассмотреть его во введении книги. Важно отметить, что Памир населяют и другие группы, в том числе киргизы, которые живут в восточной части ГБАО Таджикистана. Наша книга не предназначена для охвата всех общин, проживающих в регионе Памира, а фокусируется на памирских общинах, которые объединяют общее религиозное исповедание, исмаилизм, ветвь шиитского ислама, присутствие которого в регионе датируется еще с 10-го и 11-го веков и связано с деятельностью Насира Хусрава 1004-1088. Кроме того, памирцы говорят на гетерогенных языках, включенных в восточно-иранскую группу иранской ветви индоевропейской языковой семьи. Мальчик-киргиз в Мургабе В эпоху глобализации и когда экономика стоит на первом месте, а деньги играют главную роль, в чем важность изучения и продвижения таких вопросов? Консолидировать Таджикистан с точки зрения политической идентичности?
Заработать имидж среди определенных групп населения в соседних странах и получить политический вес в будущем в этих странах? Я бы сказал, что никогда не было важнее знать собственную идентичность, чем в эпоху глобализации. Это не значит закрывать двери инаковости, а наоборот: только будучи уверенным в том, кем вы являетесь и откуда вы пришли, вы можете открыть в себе терпимость. Действительно, терпимость не является точным словом: это принятие разнообразия во всех аспектах: культурном, политическом, лингвистическом, религиозном.
Памирцы: самый загадочный народ в СССР
И если до ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах, то начиная с эпохи СССР, этих людей чаще всего путали с таджиками. А между тем, жители высокогорья имеют особую культуру, интересные обычаи и традиции. Кто же такие памирцы? Почему они оказались разделены границами Таджикистана, Афганистана, Китая и Пакистана?
Кто они такие? Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша.
Бадахшан — так называется историческая область их проживания. Данный этнос состоит из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей. Памирцев разделяют на северных и южных.
Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек. Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям.
Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше. Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе — самой восточной ветви европеоидной расы.
Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей. У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами. Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей.
Нужно было выбросить мусор, не кидать же на землю. Нашла в парке мусорку, которая с виду была очень красивая, из резного железа. Бросила в неё бутылку из-под воды, а она выкатилась на асфальт. Не поленилась, пошла посмотреть, почему бутылка выпала, оказалось, что в мусорке нет дна. А с виду-то она очень красивая была. Поэтому не покупайтесь на внешнюю красоту, смотрите глубже. Ещё одним показателем для меня стал обычный смартфон. Для многих жителей города это показатель достатка. В особенности если это айфон. Сколько бы я ни приглядывалась, у людей ещё остались телефоны типа Nokia 3310.
Вполне возможно, что я пишу сейчас субъективные вещи, однако это данность. Возможность покупки телефона напрямую связана с уровнем зарплат. Например, в минувшем году в Таджикистане средняя зарплата была на уровне 1600 сомони 160 долларов, или 13 тысяч рублей. При этом, по рассказам местных представители разных профессий , доцент университета кандидат исторических наук зарабатывает 4000 сомони 32 тысячи рублей , а его сын, старший преподаватель кафедры, — 1800 сомони 14 тысяч рублей. Или другой пример: мой приятель из Таджикистана, трудясь в университете, получает около 2500 сомони 18 тысяч рублей. Конечно, в Душанбе есть те, кто занимается бизнесом. Опять же, по рассказам местного бизнесмена, жители не берут кредит в банке, а стараются сами друг другу помочь. По принципу «сегодня ты мне, завтра я тебе». В банках невыгодно брать кредит на развитие бизнеса. Также очень маленький процент населения идёт работать на госслужбу.
По состоянию на 2022 год с госслужбы ушли порядка трех тысяч человек. Из них 3106 человек — по собственному желанию, 271 человек — в связи с достижением пенсионного возраста, 16 человек — в связи со смертью, 37 человек — указами президента и постановлениями правительства, 1580 человек — в связи с переходом на другую работу, 107 человек — в связи с реструктуризацией, 16 человек — в связи с истечением срока договора», — привёл данные глава Агентства государственной службы Таджикистана Джума Давлат. Скорее всего, это всё связано с тем, что там небольшая зарплата в 1400 сомони 11 тысяч рублей. Да и престиж этой работы резко стал падать. По рассказам моего знакомого, знающего ситуацию изнутри, депутаты делят машину одну на двоих. А как же те, кто живет в кишлаках? В основном они стараются уехать в большие города типа столицы либо сразу едут в Россию на заработки.
Гораздо хуже ,чем если таджиков судить по дворникам-гастерам. Ибо глупость и темнота вкупе с национализмом - адская смесь, вызывающая дикую неприязнь. А если таждиков, скажем, по Авиценне - классные ребята получатся. Это ее работники, помогают ей в ее бизнесе. Кажется четыре человека. Живут давно, ее детей с рождения знают. Уж не знаю, какие они там люди, но подруга говорит, что жадные и глупые, так как пытаются хитрить не умно, все на поверхности. Но она их конечно уважает, просто держит дистанцию. Как-то они решили устроить ей революцию, типа мало платит. Так на минуточку, платит она им тысяч по сорок. Она сказала, что они свободны, пусть найдут место получше. Они полдня просидели на местной остановке, к вечеру вернулись.
Происхождение киргизского и казахского населения, по их мнению, можно представить, как смешение населения Синьцзяна исторической эпохи 44,8—58,9 процента и хунну из Монголии 41,1—55,2 процента. По их расчетам, для двух киргизских популяций эти события смешения произошли около 493 417—570 и 784 629—940 лет назад. Происхождение уйгуров, узбеков и туркмен они смоделировали как население Туркменистана железного века 48,8—65,1 процента и хунну из Монголии 34,9—51,2 процента. Анализ митохондриальной ДНК показал, что среди исследованных популяций киргизов, таджиков и памирцев присутствовали митохондриальные гаплогруппы U и H, связанные с древним населением Ирана и Евразийской степью. Кроме того, ранее обнаруженная у таримского населения ранней бронзы гаплогруппа C4 также присутствовала у представителей обеих языковых семей. Наиболее распространенной Y-хромосомной линией среди тюркоязычных индивидов 26 из 44 и носителей индоевропейских языков 16 из 33 оказалась R1a1, которая связывает их с представителями культур боевых топоров, андроновской и синташтинской. Реже встречаются Y-хромосомные гаплогруппы R1b1, характерные для ямной и афанасьевской культур, а также J и R2, распространенных в древнем Иране и Туране бронзового века. Ученые также отметили, что средняя длина ROH протяженные области гомозиготности у носителей индоевропейских языков оказалась заметно больше, чем у тюркоязычных. Это свидетельствует о распространенности эндогамных браков. Подробно узнать о том, как палеогенетики искали предков таримских мумий в разных уголках Евразии, можно в нашем материале «Культура фаллосов и вульв». Михаил Подрезов.
Памирцы и таджики чем отличаются - 89 фото
Памирские таджики («гальча», памирцы, памирские народы, горные таджики) — группа народов, населяющая области Западного Памира (Горный Бадахшан), разделённого. В переписи населения в независимом Таджикистане отдельно не выделяются как памирцы и включаются в число таджиков.[38]. 12 Комментариев to “В отличие от таджиков “памирские трудовые мигранты и бывшие соотечественники с Памира стараются держаться в Москве вместе” ”.
«Загадочный Памир». 7 интересных фактов о Бадахшане
12 Комментариев to “В отличие от таджиков “памирские трудовые мигранты и бывшие соотечественники с Памира стараются держаться в Москве вместе” ”. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ ПАМИРСКИХ НАРОДОВ ОТ УЗБЕКОВ И ТАДЖИКОВ Все гипотезы объединяет признание единства антропологического типа узбеков, таджиков и памирских народов. Различия между ними сводятся только к разной доле монголоидного. В данном ролике мы расскажем вам о таком народе как памирцы. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ ПАМИРСКИХ НАРОДОВ ОТ УЗБЕКОВ И ТАДЖИКОВ Все гипотезы объединяет признание единства антропологического типа узбеков, таджиков и памирских народов. Различия между ними сводятся только к разной доле монголоидного. Памирцы являются одной из национальностей, населяющих Памир, и они отличаются от таджиков не только этнической принадлежностью, но и культурой, традициями и языком. «До сведения посла была доведена обеспокоенность таджикской стороны приобретшими массовый характер необоснованными случаями отказа во въезде в Россию гражданам Таджикистана», — говорится в сообщении.
Удивительные памирцы: история, вера и исчезающие языки
В результате две колониальные державы искусственно поощряли соперничество между местными правителями, эмирами и ханами, реализуя так называемую политику «разделяй и властвуй». К концу 19 века река Пяндж превратилась в естественную границу между колониальными державами, а затем в 20 веке регион был разделен между четырьмя странами. Этническая самоидентификация памирцев была политизирована в последнее столетие в Таджикистане и является чувствительной темой, особенно после обретения страной независимости. Как этот процесс развивался? Согласно летописям русских исследователей, жители Памирских гор считали себя таджиками, а не памирцами. Во второй части книги анализированы факторы, которые способствовали смене идентичности среди некоторых памирцев. Именно ученые, изучавшие Памир, представили и внесли в науку термины «Памир» и «памирцы», которые позже стали маркером идентичности для таджикского народа Горно-Бадахшанской Автономной Области Таджикистана ГБАО. Российские и советские ученые сыграли важную роль в развитии и памирской, и таджикской идентичности, а после распада Советского Союза той же тенденции придерживаются и западные ученые. В советское время все сферы жизнедеятельности получили развитие, в том числе строительство дорог, административных учреждений, больниц, школ, а также значительно возрос уровень грамотности, что и оказало непосредственное влияние на жизнь горных людей и увеличило население с 21 000 до 200 000 человек.
Образование сыграло ключевую роль в Горном Бадахшане, в частности в 1989 году, когда был образован Институт изучения Памира, филиал Академии наук Таджикистана. Согласно данным исследованиям, памирскость — это эволюционирующая концепция и ей еще предстоит дальнейшее развитие. Пока она развивается без того, чтобы деградировать в сторону сепаратистских движений, у нее есть хорошие шансы остаться в рамках национальных дебатов для памирских таджиков и таджикского государства. Таким образом, несмотря на популярное мнение, которое отделяет памирцев от таджиков, вы и другие интеллектуалы из Памира утверждают, что памирцы — это таджики. На чем основан ваш аргумент? Разве такое мнение не создает других вопросов, например, являются ли также таджиками те, кто говорят на тех же памирских языках в Афганистане Бадахшан и Пакистане Хунза , такие как ваханцы и ишкашимцы? Они сами себя идентифицируют как таджики? А как насчет персоговорящих народов Афганистана, таких как хазара?
На чем мы основываемся, когда мы называем таджиками сарыкольцев, которые имеют характерную тюркскую внешность, говорят на уйгурском языке и живут в Китае? Кто такой собственно таджик в целом и как мы определяем этническую принадлежность — на основе языка, культуры, геополитической местности? В то же время, некоторые другие историки и интеллектуалы спорят об использовании слова «таджик», заявляя, что это большевики, исходя из политических убеждений, поменяли название народа и языка персоязычных иранцев своей территории, чтобы оборвать связи между советскими и несоветскими персами таджиками. Они также говорят, что это все иранцы, которые говорят на фарси, и слово «таджик» было просто антонимом тюркскости в творческой литературе. Как уже говорилось, термин «памирцы» обычно используется в отношении группы иранских жителей Горного Бадахшана в Таджикистане и провинции Бадахшан Афганистана. В Китае эти же люди официально считаются таджиками. Не так давно то же самое происходило и в Афганистане, где их определяли как таджиков, но совсем недавно афганское правительство переклассифицировало эти народы в памирцев.
Известные в историческое время под именами массагетов, саков, согдийцев и т. Тюрки, оседая в благодатных долинах Средней Азии, воспринимали хозяйственные навыки иранцев, а с ними многое из их культуры. Арабское завоевание затронуло регион только в религиозном отношении, принеся в качестве обязательной религии ислам мусульмане ревностно искореняли зороастризм как языческую религию; в то же время их отношение к христианству и иудаизму всегда было намного терпимее.
Многие иранцы были тюркизированы, но ещё в начале ХХ столетия этнографы различали узбеков и сартов. Первые были полукочевым народом. Сарты же были оседлым населением земледельческих оазисов, потомками древнего иранского населения Средней Азии, перенявшего тюркский язык. В городах нынешнего Узбекистана в 20-е годы прошлого века жило и много таджиков. Образование национальных советских республик вызвало волну переселений узбеков сартов из Таджикистана и таджиков из Узбекистана. У таджиков, разумеется, нет национальной монополии на историческое наследие древних иранцев впрочем, они и не говорят о своей исключительности, а обычно подчёркивают своё родство с народами современных Ирана и Афганистана. Но к их цивилизации и культуре они, безусловно, непосредственно причастны. Арийская идеология современного Таджикистана несёт в себе сильную антитюркскую направленность.
В качестве плавсредства контрабандисты используют обычную автомобильную камеру, к которой пришивают дно. Гребут деревянными лопатами. Нелегальные переправы действуют практически в каждом пограничном кишлаке. Здесь любят подчеркивать, что Памир присоединился к России добровольно, чтобы русские защищали местных жителей от набегов афганцев. Исмаилитская мечеть на китайском Памире Фото: Игорь Ротарь О советской эпохе, когда регион жил на дотациях центра, вспоминают как о золотом веке. Бадахшанцы очень любили учиться, и по доле населения с высшим образованием Памир занимал первое место в СССР. Увы, сегодня уже не до учебы. Ведь не будешь же жить лишь на подачки Ага-хана. Заниматься же контрабандой наркотиков, к счастью, соглашаются далеко не все. Поэтому очень многие отправляются на заработки в Россию. Неудивительно, что к властям Таджикистана здесь относятся не слишком тепло и отнюдь не рады, что оказались гражданами нового независимого государства. Таджиками бадахшанцы себя не считают и прекрасно помнят, как во время гражданской войны таджики точнее, власти республики устроили блокаду региона. Тогда, если бы не тот же Ага-хан, памирцы попросту умерли бы с голоду. Здесь любят помечтать на тему, «вот если бы Россия нас взяла к себе», хотя и понимают, что это нереально. В средневековье Однако даже сегодня, благодаря советскому наследию, таджикские памирцы все же живут гораздо лучше, чем их афганские соплеменники. На афганском берегу, за исключением одного разбитого шоссе, соединяющего регион со столицей, автомобильных дорог нет и в помине. Кишлаки связаны между собой горными тропами и оврингами — искусственно созданными «балконами» на отвесных скалах над реками. Чтобы добраться до автомобильной дороги, приходится предпринять длительное путешествие: пешком, на лошади или осле. С таджикского берега афганкие кишлаки видны, как на ладони Фото: Игорь Ротарь Дома отапливаются по-черному: дым костра уходит через отверстие в потолке жилища. Электричество и телевидение отсутствуют в принципе. Не редкость, когда в семье лишь одна пара обуви на всю детвору. Не в диковину элементарный голод. Часто единственная пища в семьях афганских памирцев — тутовник. Серьезная проблема — безопасность. Боевики «Талибана» чувствуют себя очень вольготно, к памирцам они относятся как к язычникам, облагают их «налогом», а нередко попросту уничтожают «за сотрудничество с оккупантами».
История этой маленькой страны, затерявшейся между снеговых хребтов и ледников, где царствуют ветер и стужа, снег идет зимой и летом, а землетрясения считаются повседневной реальностью, полна трагических страниц. Один из памирских правителей Саид-Акбар-Шо писал: «…явились сюда воры-грабители и овладели половиною моих владений… Докладывая Вам о положении дел, высказываю надежду, что страна моя будет принята под покровительство Великого Белого Царя, воры же убегут и перестанут разорять мою родину». И это случилось в 1895 году, когда был заключен договор с Великобританией и проведена граница Российской империи по реке Пяндж. Многотысячная миграция из Таджикистана и Бадахшана началась в мае 1992 года, когда в Таджикистане разразилась кровавая гражданская война, длившаяся почти пять лет. Беженцы направлялись прежде всего в близкий Афганистан, а также в Пакистан, Иран и Китай, небольшая часть попала в Петербург. Со столицей Российской империи связана интересная страница истории памирских народов. В 1912 г. Ага-хан высоко ценил присоединение Памира к России. А пшеница у нас не растет… Памир считался оплотом оппозиции в той войне. Местные называли это блокадой. Вот в это время Ага-хан напомнил о себе, организовав снабжение Памира через Афганистан и Киргизию. В Бадахшане он строит мосты, дороги, электростанции, школы.