Уход из жизни великой Майи Михайловны [Плисецкой], в творчестве которой воплотилась целая культурная эпоха, является невосполнимой потерей для русского и мирового искусства.
Лебедь Майя
Майя Плисецкая признавалась, что балет «не был страстью ее жизни». Последующие 50 лет в жизни Майи Плисецкой были неразрывно связаны с самым престижным театром столицы. Брат отца Майи Плисецкой — Израиль Менделевич Плисецкий – в 1912 году всё же сумел эмигрировать в Америку, где он стал Лестер Плезент (1895—1955).
Майя Плисецкая и Родион Щедрин. В чем секрет их семейного долголетия?
ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ | Краткая биография Майи Плисецкой, личная жизнь, дети, муж — это все всегда интересовало ее поклонников. |
История Майи Плисецкой: продолжительная карьера, неудачный брак и Кеннеди | 29 ноября 2020. Майя Плисецкая: биография, личная жизнь, советы, фото, факты. |
Как Крым вплетён в судьбу великой Плисецкой | Начиная с 1994 года Майя Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге. Личная жизнь Майи Плисецкой. |
Майя Плисецкая | Творчеству Плисецкой посвящены книга "Майя Плисецкая" Натальи Рославлевой, многочисленные фотоальбомы с тем же названием. |
Майя Плисецкая: причина смерти. Последние годы жизни балерины
Постепенно приобщаясь к творчеству и осознавая его большую эстетическую силу, воздействующую на широкие массы зрителей, Майя еще в раннем возрасте почувствовала сильную тягу к балетным танцам. И с собой она ее пронесла в течение всей жизни, оставаясь всегда верной себе! Переезд в Шпицберген и первые шаги на сцене В 1932 году семья Плисецких перебирается жить в Шпицберген. Такой крутой поворот в их жизни произошел из-за того, что для отца появилась новая должность — его сперва назначили директором «Артикугля», а несколько позже он уже становится консулом СССР. В Шпицбергене юная Майя, которой на тот момент было 11 лет, исполняет свою первую роль в опере. Ей надлежало сыграть в спектакле «Русалка», с чем она весьма прекрасно справилась. Этот успех укрепил веру Плисецкой в свой талант и придал ей стимул совершенствовать свои задатки в балетном искусстве!
Майе на сцене все давалось очень легко, возможно, этому способствовала ее стройная фигура и великолепная пластика тела. Она отлично улавливала ритм музыки и скользила по сцене, словно снежинка, стараясь воплотить в себе все то прекрасное, что дает своим почитателем балет. Жизненные испытания Настоящие жизненные испытания пришлось пережить юной Майе в 1938 году. Именно в этот период ее отца арестовали и приговорили к расстрелу. А мать девочки в срочном порядке сослали в Казахстан. Такое положение дел привело к тому, что Майю Плисецкую удочерила ее родная тетя — Суламифь Мессерер.
В противном случае подрастающая балерина могла оказаться в детском доме. Но вряд ли ее прельщала такая печальная участь, поэтому от этой судьбы ее и спасла тетя. Но, даже несмотря на такие потрясения, которые могли выбить из колеи кого угодно, в 1943 году Плисецкая успешно оканчивает Московское хореографическое училище. Фактически здесь она получила тот фундамент знаний, который очень пригодился ей в балетном деле. Откровения Плисецкой В одном своем интервью Майя Плисецкая, биография и фото которой представлены вашему вниманию в статье, призналась, что на балет ее отдали еще совсем маленькой. Ей тогда было всего 8 лет, но главная причина данного шага заключалась в том, что характер у девочки был несколько хулиганистым.
И чтобы устранить негативные его проявления в последующем, Майю решили приобщить к прекрасному уже с раннего детства. Плисецкая также рассказала и о том, что очень хорошо ощущала ритм музыки, а также интуитивно понимала, какую позу лучше всего подобрать в определенный момент. Данные природные задатки во многом стали определяющими для развития ее таланта в балетной сфере деятельности. Возможно, именно они и стали определяющими при выборе будущей профессии! Майя Плисецкая в кино В1952 году биография Плисецкой Майи Михайловны обогатилась еще одним событием - девушка впервые приняла участие в киносъемках. Произошло это при подготовке картины «Большой концерт», которую сняла Вера Строева.
Мама будущей великой балерины Рахиль Михайловна Мессерер в девичестве была звездой «Великого немого кино». Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. Из-за характерной внешности: темных волос и восточных черт лица, ей часто доставались роли узбекских женщин. Правда, карьеру актрисы пришлось оставить из-за мужа и детей. А вот отец Майи, Михаил Эммануилович занимал хозяйственные и дипломатические должности. Сначала он работал в исполнительном комитете, затем в комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. Отец будущей звезды также принимал участие в производстве фильмов, где он и познакомился со своей будущей женой. В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Там он одновременно занимал должность генерального консула СССР.
Читайте также: Состав группы "Ночные снайперы": фото участников, имена, творчество Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской. В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли, подозревая в шпионаже. Еще через несколько месяцев арестовали и его жену Рахиль. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь.
Рахиль Плисецкая-Мессерер получила 8 лет тюрьмы как жена врага народа. Ее вместе с новорожденным ребенком младшим сыном Азарием поместили в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Только благодаря стараниям своих близких родственников ее вначале перевели на вольное поселение в Чимкент.
Личная жизнь Марис Лиепа был первым мужем Плисецкой, но их брак длился только три месяца. Майя Плисецкая и Родион Щедрин Starnote Через три года после знакомства они начали встречаться, а в 1958 году они поженились и прожили вместе более пятидесяти лет. У пары не было детей, потому что Майя осознанно отказалась от материнства, считая, что это негативно скажется на ее карьере балерины. Ее любовь к балету оказалась сильнее. Смерть Майя была выдающейся личностью, которая прожила долгую жизнь и оставила богатое наследие в истории русского балета.
Ее талант был бесценен. Балерина умерла 2 мая 2015 года в одной из лучших клиник Мюнхена, в возрасте девяноста лет. Официальной причиной смерти был сердечный приступ. Рядом с парком, который назвали в ее честь, есть дом с памятной доской.
Фуэте и две быстрые диагонали», — вспоминала прима. После громкого успеха «Лебединым озером» стали «угощать» всех именитых гостей.
Охраны в тот день нагнали в 10 раз больше обычного, думая, что посмотреть балет придет и Сталин. Я танцевала с ним весь балет. Не покидала мысль: вдруг на прыжке пропуск выскользнет, а ворошиловские стрелки в ложах примут его за взрывное устройство и откроют по мне огонь», — вспоминала Плисецкая. В конце спектакля восхищенный Мао прислал на сцену корзину белых гвоздик. В тот раз Майе удалось избежать встречи со Сталиным, но танцевать перед вождем ей все-таки пришлось. К 70-летию «отца народов» готовили концерт, и Майе досталась роль уличной танцовщицы из балета «Дон Кихот».
Эхом слышу свое имя. Ныряю на сцену. В первом ряду вполоборота ко мне усатое лицо императора. Рядом с ним Мао. Господи, пронеси! Пол паркетный, натертый до блеска воском.
Думаю, как бы не упасть. Уходя, делаю реверанс, опустив глаза в пол. Признаюсь через годы — встретиться взглядом со Сталиным было просто страшно», — писала балерина. Во второй и последний раз Майя увидела Сталина уже в марте 1953 года, в Колонном зале Дома союзов. Задуренная оголтелой пропагандой, утерла набежавшую слезу. Как мы теперь жить-то будем?
Пропадем, погибнем. После этого в Москву все чаще стали приезжать главы иностранных государств, и всех неизменно водили на «Лебединое озеро». С гостями в ложе сидел Хрущев. Коллектив театра стали выпускать за рубеж. И хотя каждый раз имя Плисецкой попадало в список, в итоге она оказывалась не у дел. До апреля 1959-го меня никуда не выпускали.
Я писала то гневные, то жалостливые письма-прошения, но все они остались без ответа», — вспоминала балерина. Впрочем, в 1958 году страдания Плисецкой были вознаграждены — судьба свела ее с композитором Родионом Щедриным. Он работал над балетом «Конек-Горбунок» и пришел посмотреть репетицию, чтобы «проникнуться духом балета».
В чём провинился отец?
- Не пропустите самое важное
- 2 мужа Майи Плисецкой, романы и дети. Личная жизнь артистки балета / Прочее
- Майя Плисецкая: биография, личная жизнь, фото
- Как она выстояла
- БИОГРАФИЯ МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ
Майя Плисецкая: причина смерти. Последние годы жизни балерины
Среди ее партнеров были известные и не очень танцовщики. Но эти романы не продолжались долго. Даже первый брак Плисецкой с солистом Большого Марисом Лиепой продлился всего три месяца. Так продолжалось, пока балерина не встретила свою настоящую судьбу в лице начинающего тогда композитора Родиона Щедрина. Они познакомились на домашней вечеринке у Лили Брик и поначалу не слишком впечатлили друг друга. Майя была на 8 лет старше юноши и держалась слегка заносчиво, как подобало ее звездному статусу. Но, познакомившись ближе, они поняли, что оба влюблены в балет, и это их объединило. На это сближение ушло долгих три года. И лишь в 1958 они решились провести вместе отпуск. Вскоре после возвращения из Карелии они приняли решение пожениться, которое изменило всю судьбу великой балерины. В творческом тандеме начали рождаться спектакли, ставшие балетной классикой.
Они сознательно отказались от возможности иметь детей, решив без остатка посвятить себя искусству. Вместе они оставались до самой смерти певицы в мае 2015 года, причиной которой стал сердечный приступ. Проблемы со здоровьем у великой артистки начались еще в 1990-х, но она мужественно боролась с ними. Болезнь заставила супругов перебраться в Мюнхен, где Майя находилась под постоянным присмотром врачей. Она продлили ей жизнь на много лет. Похорон не было. Тело Плисецкой кремировали, а в завещании написано, что прах должен быть развеян вместе с прахом любимого супруга над просторами России. Смерть Блистательная Майя прожила долгую жизнь, оставив богатое творческое наследие. Ее талант и вклад в историю русского балета бесценны. Дата смерти балерины — 2 мая 2015 года.
Она умерла в одной из ведущих мюнхенских клиник, на девяностом году жизни. Официальная причина смерти — сердечный приступ.
Фадеечев, Тореро — С. Радченко, Рок — Н. Касаткина 1971 — Эгина, «Спартак» А. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, Вронский — М.
Лиепа, Каренин — Н. Щедрина, Треплев — А. Богатырёв 1985 — Анна Сергеевна, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Левенталь, костюмы для М. Плисецкой П. Кардена Гуров — Б. Малера, балетмейстер Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им.
Пети 1976 — Айседора, «Айседора» на сборную музыку, балетмейстер М. Равеля, балетмейстер М. Донн , балетмейстер М. Орика, хореография С. Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. Гранеро 1992 — главная партия, «Безумная из Шайо» на музыку Р. Щедрина, хореограф Ж. Качуляну, театр «Эспас-Карден», Париж 1995 — «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж партнёр — П.
Дюпон призы и награды Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» одна из двух женщин наряду с Ириной Антоновой : Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени 20 ноября 2005. Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени 18 ноября 2000. Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени 9 ноября 2010. Три ордена Ленина 1967, 1976, 1985. Золотая медаль Парижа от бургомистра города Жака Ширака 1977. Орден Почётного легиона Франция - кавалерский крест 1986 , офицерский крест 2012. Командор ордена Искусств и литературы Франция, 1984.
Спустя два года выступила в роли Одетты и Одилии в «Лебедином озере» Чайковского. Среди других наиболее известных партий балерины: Аврора в «Спящей красавице», Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Хозяйка медной горы в «Каменном цветке» Прокофьева, Мехмэнэ-Бану «Легенде о любви» Меликова. Она стала прима-балериной Большого театра. Плисецкая танцевала не только классику. В 1967 году кубинский балетмейстер Альберто Алонсо специально для нее ставит «Кармен-сюиту». Роль Кармен в исполнении Плисецкой — одна из наиболее известных в истории мирового балета. В начале 1970-х годов Плисецкая успешно дебютировала в качестве хореографа.
Там Майя чуть не погибла. Возвращаясь домой после катания на лыжах, она сильно устала, присела отдохнуть и заснула. Почти замерзшую девочку раскопала в сугробе домашняя овчарка по кличке Як. Органы опеки хотели отдать девочку в детский дом для врагов народа, но ее удочерила тетка Суламифь Мессерер — балерина Большого театра. Танец поставила тетя Суламифь. Она видела, насколько красивы и пластичны руки у Майи, и придумала выход балерины спиной к публике. Сама Плисецкая потом подсчитала, что станцевала «Лебединое озеро» ровно 800 раз. На одной из репетиций на гастролях в Праге балерина случайно попала партнеру локтем в нос. Его госпитализировали с открытым переломом, и с тех пор он не вставал в пару с Плисецкой.
ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ
Майя Плисецкая и Николай Фадеечев. В молодые годы личная жизнь Майи Плисецкой была весьма насыщенной. Советская и российская прима-балерина, хореограф, писатель и актриса Майя Плисецкая родилась в Москве в известной еврейской семье советского хозяйственного деятеля Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахили. В 1943 году Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра, в котором служила более 45 лет, вплоть до 1990 года. Советская и российская прима-балерина, хореограф, писатель и актриса Майя Плисецкая родилась в Москве в известной еврейской семье советского хозяйственного деятеля Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахили. Уход из жизни великой Майи Михайловны [Плисецкой], в творчестве которой воплотилась целая культурная эпоха, является невосполнимой потерей для русского и мирового искусства.
Как она стала Плисецкой. Было ли предопределено величие балерины?
Тайны жизни и причины смерти Майи Плисецкой – в этой статье. Как вспоминала сама Майя Плисецкая, биография ее была наполнена событиями. Впервые Майя Плисецкая и Родион Щедрин встретились на вечеринке у Лилии Брик в начале 50-х. Полная биография танцора Майи Плисецкой. Личная жизнь, фотографии, интересные факты из жизни, спектакли театра на портале «».
Майя плисецкая
В зрелом возрасте она рассказывала в интервью: Мама была киноактрисой и снялась по крайней мере в десяти фильмах. Фильмы тогда еще были незвуковые. Она играла узбечек, а всегда в Азии были сплошные трагедии. Она играла прокаженную, где ее топтали лошади. Какой-то другой фильм, где ее сжигали живьем в каком-то доме.
Вообще, я просто обрыдалась, хотя она сидела рядом со мной в кинотеатре, держала меня за руку и говорила: "Я здесь, я с тобой", а все равно я сердилась, что она мне мешала плакать. Рахиль Мессерер-Плисецкая Отец будущей звезды балета был генеральным консулом СССР и начальником угольных шахт на Шпицбергене, где семья прожила два года. В тот период Майя, кстати, впервые вышла на сцену — участвовала в балетной постановке, где, по ее же словам, "с шиком сыграла свою крошечную роль". Михаил Плисецкий Когда отца Плисецкой на время вернули в Москву, девочку отдали в Московское хореографическое училище.
Ей было всего семь лет, и ее приняли вопреки правилам, требовавшим, чтобы ученицам уже исполнилось восемь. Учебу пришлось прервать, когда отца Майи вновь отправили на Шпицберген. Там, знаете, было ни до кино, ни до чего. Потом наступили страшные годы, когда его отца — Прим.
Так что детство было не очень веселое, — вспоминала балерина. Арестовали ее отца весной 1937-го, а уже в начале следующего года расстреляли. Мать спустя три месяца забрали прямо со спектакля в Большом театре, где танцевала ее младшая сестра Суламифь Мессерер. Рахиль вместе с грудным сыном оказалась в печально известном Акмолинском лагере жен изменников Родины.
Суламифь после ареста сестры удочерила Майю, чтобы девочку не отправили в детский дом. Майя Плисецкая "Умирающий лебедь" под аккордеон В 1939 году 14-летняя Плисецкая в первый раз исполнила партию умирающего лебедя — в казахстанском Чимкенте, куда была сослана мать. Мама настояла, чтобы я явилась на публику. Не забывай, ты должна стать хорошей танцовщицей.
У тебя есть талант". Какой-то понурый ссыльный играл мне на аккордеоне попурри из балетов Чайковского. Я импровизировала, вставала на пальцы, ломала торс, чередовала арабески. Туманное предвосхищение будущего "Умирающего лебедя", но в ссыльном чимкентском варианте, под аккордеон.
Успех сорвала, — писала артистка в своей автобиографии "Я, Майя Плисецкая". Майя Плисецкая и Николай Фадеечев "Умирающий лебедь" стал впоследствии визитной карточкой балерины. Красота ее движений буквально гипнотизировала зрителей. А вдохновляться, чтобы исполнить эту партию, Майя отправилась...
Несколько раз ездила туда с единственной целью — подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи, — рассказывала она. В 1941 году, когда началась война, семью эвакуировали в Свердловск. В эвакуации у Майи не было возможности выступать, балеты здесь не ставились. Год спустя девушка вернулась в Москву, выпустилась из училища, после чего ее приняли в труппу Большого театра.
Поначалу она, конечно, танцевала в кордебалете, но вскоре ей стали давать сольные партии — а потом и главные роли. В балете "Спящая красавица" она исполняла роли феи Сирени, феи Виолант и Авроры, станцевала все женские партии в "Дон Кихоте". Блистательно сыгранную Плисецкой роль Китри в этом балете назвали открытием в исполнительском искусстве. Балерина с характером Шаг за шагом Майя шла к званию самой яркой звезды советского балета и к мировой славе.
Ее восхваляли и награждали, но при этом власть мешала ей выступать там, где она хотела: в 1950-е Плисецкая была невыездной. Позже балерина узнала, что в КГБ рассматривали ее дело по обвинению в контрреволюционной деятельности и работе на британскую разведку. Ей настойчиво советовали вступить в партию, но Плисецкая дала себе обещание, что не сделает этого. Советскую власть она ненавидела — за расстрел отца, арест матери и страдания всей семьи.
В 1941 году, когда началась война, семью эвакуировали в Свердловск. В эвакуации у Майи не было возможности выступать, балеты здесь не ставились. Год спустя девушка вернулась в Москву, выпустилась из училища, после чего ее приняли в труппу Большого театра. Поначалу она, конечно, танцевала в кордебалете, но вскоре ей стали давать сольные партии — а потом и главные роли. В балете "Спящая красавица" она исполняла роли феи Сирени, феи Виолант и Авроры, станцевала все женские партии в "Дон Кихоте". Блистательно сыгранную Плисецкой роль Китри в этом балете назвали открытием в исполнительском искусстве. Балерина с характером Шаг за шагом Майя шла к званию самой яркой звезды советского балета и к мировой славе. Ее восхваляли и награждали, но при этом власть мешала ей выступать там, где она хотела: в 1950-е Плисецкая была невыездной.
Позже балерина узнала, что в КГБ рассматривали ее дело по обвинению в контрреволюционной деятельности и работе на британскую разведку. Ей настойчиво советовали вступить в партию, но Плисецкая дала себе обещание, что не сделает этого. Советскую власть она ненавидела — за расстрел отца, арест матери и страдания всей семьи. Балерина честно говорила — характер у нее не сахар: Я очень требовательная. И к себе тоже. А если считают, что это плохой характер, что я могу поделать? Измениться труднее, чем за волосы себя поднять. Больше всего Плисецкую, по ее словам, всегда раздражала неправда "и в искусстве, и в жизни", она всячески пыталась бороться против несправедливости.
Артистка не боялась высказываться против власти и делала это всю свою жизнь. Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда — воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте... До последнего мига боритесь... Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба, — писала звезда в своей книге.
Мужчины В своих мемуарах артистка признавалась, что у нее случались романы с коллегами по балетной сцене. Первым мужем звезды также стал солист балета — Марис Лиепа. Ему тогда было всего 20, Майе — 31. Брак оказался совсем коротким: пара развелась спустя три месяца после свадьбы. По словам брата Плисецкой, по факту супруги прожили вдвоем и того меньше — всего пару недель. Говорили, что разрыв случился из-за очередного увлечения балерины. Плисецкая в книгах о своей жизни честно признается, что в молодости была очень влюбчива. По поводу распавшегося брака с Марисом Майя сказала, что они просто "не сошлись характерами".
Он тоже был младше балерины — на семь лет. Майя вспоминала о первой встрече: Он был красив и неординарен! Он замечательно играл в тот вечер: и свои вещи, и Шопена. Играл так, как я никогда в жизни не слышала. Знаете, в искусстве маленькая капелька порой решает все. Вот он на капельку оказался вдохновеннее, выше других музыкантов. После знакомства композитор собрался писать музыку для балета с участием Майи и пришел к ней на репетицию. Балерина потом вспоминала, что будущий муж не мог оторвать глаз от нее в черном эластичном трико, подчеркнувшем ее стройную фигуру.
В 1958 году пара сыграла свадьбу.
Как известно, через призму взаимоотношений с окружающими людьми, проще понять глубину личности. Как известная балерина, Майя всю жизнь была окружена мужчинами. Она писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным и Эсфендьяром Кашани. Балерина дважды была замужем. С первым мужем, танцовщиком Марисом Лиепой, они поженились в 1956 г. Через некоторое время, в гостях, Майя познакомилась со своим вторым мужем, который был младше на целых 7 лет. Говорить о любви с первого взгляда будет преувеличением, потому что встречаться они начали спустя 3 года с того вечера у Лили Брик, а поженились много позже — в 1958 году.
Родион Щедрин во всем поддерживал супругу и отстаивал её интересы. Именно благодаря нему Майя смогла посещать лучшие театральные подмостки Европы. Счастливое супружество не ознаменовалось рождением детей, что, во многом, обусловлено прихотью Щедрина, утверждавшего, что «балет предусматривает замечательное телосложение, а после родов фигура любой женщины неизбежно меняется». Признание и награды Очень мало знаменитых персон могут похвастать столь обширным перечнем наград, какой собрала Плисецкая. Помимо государственных наград от советского правительства и европейских держав, в честь Плисецкой в разные годы назван сорт пионов 1963 , астероид 23. Интересные факты о Майе Плисецкой Творческая натура Плисецкой в полной мере проявилось и в её хобби. Мало кто знает, что балерину интересовали курьёзные фамилии. Так, её «коллекция» в разные времена пополнялась такими перлами паспортистов: Потаскушкин, Негодяев, Дамочкин-Визжачих.
Дружба с политиком Робертом Кеннеди собрала множество кривотолков. Однако не объяснять же всем, что волею судьбы у них был «общий» день рождения, а сам политик отдавал должное искрометному таланту русской артистки. Вообще балерина отличалась изумительным чувством стиля, что даже в скудные советские годы обеспечивало ей возможность красиво и «дорого» выглядеть. Её изысканные туалеты замечали все вокруг, что, несомненно, давало повод завистникам позлословить. Женщина-легенда всегда выделялась на фоне лучших представителей мировой элиты. В 1992 году Плисецкая исполняла главную партию на премьере нашумевшего балета «Безумная из Шайо» под музыкальное сопровождение музыку. Даже свой семидесятилетний юбилей она праздновала на сцене, исполнив номер «Аве Майя», постановки Мориса Бежара.
Была супругой композитора Родиона Щедрина. Детство Майи Плисецкой: мать играла в кино узбечек Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в семье Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Мессерер. Сама Майя Михайловна в своих мемуарах писала: «Отец, далекий от мира искусства, занимал вполне земные администраторские должности.
А колоритная внешность моей матери, черноволосой Рахили, во времена Великого немого не могла не привлечь режиссеров, и ее несколько раз снимали в ролях… узбекских женщин». Балеринка с Северного полюса В 1932 году отца Майи назначили начальником угольных рудников на Шпицбергене. Как раз на этом суровом острове, на самодеятельной сцене, и состоялся дебют Майи в опере «Русалка». Крошечная роль была исполнена блестяще, и юная балеринка целыми днями пела, танцевала, исполняя все роли одновременно. Родители к увлечению дочери отнеслись с вниманием и решили, когда вернутся в столицу, отдать девочку не просто на «танцы», а в настоящее хореографическое училище. Так они и поступили. С 9 лет Майя стала постигать секреты профессионального балета. По сегодняшним меркам это поздно - если ваша фамилия не Плисецкая. Отца репрессировали, мать сослали как жену врага народа Майе было одиннадцать, когда отца исключили из партии и уволили с работы. Утром 1 мая 1937 года отца увезли в черном «воронке» и больше о нем семья не слышала ничего.
Мать и грудного ребенка, брата Майи, сослали в лагерь, где находились жены врагов народа. Спустя много лет Майе выдали справку о реабилитации отца. В скромной бумажке значилась жестокая правда: отца расстреляли в 1938 году, через год после ареста. За что? Нет ответа. Майю удочерила тетя - балерина Суламифь Мессерер. Это помогло Плисецкой избежать детского дома. С одной стороны, я обязана ей очень многим: все-таки не попала в детдом, по-прежнему занималась любимым делом… С другой стороны, Суламифь в расплату за добро каждый день, каждый день больно унижала меня. Мать вернулась, но началась война. Плисецкие в эвакауции в Свердловске Перед самой войной мать Майи и ее маленький брат вернулись из ссылки и тоже поселилась у Суламифи своей квартиры Плисецкие лишились.
Премьерный показ 21 июня 1941 года 21 июня 1941 года, накануне войны, Майя удачно дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала. Во время войны эвакуировались в Свердловск. Майя вместе с братьями выстаивала многокилометровые очереди за хлебом и картошкой. Целый год она прожила без балетного станка. Ей пошел семнадцатый год, и время работало против нее. Великовозрастные балерины, да еще и без постоянных репетиций и тренировок, никому не нужны. К тому же шла война. Балерины в принципе ценились меньше санитарок и тружениц тыла. Все бросила и рванула в военную Москву. Заниматься балетом Майя решилась на отчаянный поступок: без согласия родных, без денег, без столичного пропуска пробралась в Москву и снова поступила в балетное училище.
Весной 1943 года получила пятерку на экзамене и была зачислена в труппу Большого театра. Поскольку основная масса артистов театра находилась в эвакуации, в труппу взяли всех выпускников. Зрители шли специально «на Плисецкую» Впервые успех пришел к ней в «Шопениане», где она танцевала мазурку. Каждый прыжок Плисецкой, в котором она на мгновение зависала в воздухе, вызывал гром аплодисментов. На следующие спектакли «Шопенианы» кое-кто из балетоманов уже шел специально «на Плисецкую».
Майя Плисецкая: прима-балерина Большого театра
Ради Майи комиссия даже поступилась своими принципами и правилами. Девочку приняли, хотя до нужного возраста не хватало целого года. Майя Плисецкая в «Щелкунчике» Когда в стране началось трудное время с репрессиями и арестами, первыми жертвами стали родители Плисецкой: отца расстреляли, беременную мать отправили на поселение в глушь. Майю приютила тетя Суламифь.
В эвакуации в Свердловске Плисецкая впервые станцевала в постановке «Лебединое озеро», одной из создательниц которой была ее легендарная тетушка. Партию умирающего лебедя за свою жизнь балерина исполнила почти 800 раз. В труппе Большого театра успех к начинающей артистке пришел не сразу.
Дядя, руководивший учреждением искусства, принципиально не ставил девушку на главные роли, и Майя прозябала в кордебалете. Но спустя короткое время оказалось, что ее талант скрывать нельзя. Вскоре зрители стали ходить «на Плисецкую», чтобы увидеть ее фирменный длинный прыжок.
Майя Плисецкая в молодости Природные данные позволяли не изнурять себя тренировками, а любая роль доставляла Плисецкой истинное наслаждение. Наверное, в этом и состоял успех великой балерины. На представлениях с участием знаменитости всегда был аншлаг, а видные деятели страны считали моветоном не следить за ее творчеством.
Специально для нее была поставлена «Кармен». Этот спектакль стал главной вехой в ее творческой биографии и прославил танцовщицу на весь мир. Кармен В 80-е годы Плисецкая попробовала себя в качестве худрука Римского театра оперы и балета.
Майя Михайловна написала автобиографическую книгу в нескольких томах. Также женщина активно занималась преподавательской деятельностью. Среди учеников примы много талантливых артистов, например, Николай Цискаридзе.
Этот танец для нее специально поставила тетя Суламифь. Она не раз отмечала красивые и пластичные кисти рук Майи. Сама Плисецкая говорит, что выходила на сцену в образе легендарного Лебедя более восьмисот раз. В КГБ рассматривали дело против балерины, полагая, что она тесно общается и переписывается с иностранцами, и может быть шпионом британской разведки. Действительно, Майя Михайловна находилась в близких дружеских отношениях с Робертом Кеннеди. Младший брат президента не таил своего благоговения перед русской балериной. Он часто поздравлял ее с днем рождения, который, кстати, у них был общим. Его первым подарком стал золотой браслет, инкрустированный двумя брелоками: на одном был изображен Скорпион — их общий знак зодиака, а на втором — Архангел Михаил. Но ее интересовало только творчество, а быть "на побегушках у власти" она не намеревалась.
В 1959 году Хрущев официально разрешил балерине снова выступать за границей. Невзирая на трудности, с которыми сталкивались советские модницы, а балерину могли долго не выпускать за границу, ее наряды всегда вызывали восхищение.
Краткая биография балерины, изложенная в Википедии, содержит довольно интересные факты из жизни примы, остановимся на некоторых из них.
Малышка Майя родилась в ноябре 1925 года в большой семье московских евреев, тесно связанных с искусством. Маму Плисецкой звали Рахиль в девичестве — Мессерер , женщина была довольно известной актрисой немого кино, а специфическая внешность гарантировала ей роли восточных девушек. Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь!
После рождения детей Рахиль была вынуждена оставить карьеру и посвятить себя организации семейного быта. Многочисленные тетушки и дядюшки восхищались необычайно шустрой и грациозной малышкой, предрекая ей блестящее будущее. Майя Плисецкая говорила, что национальность никогда не мешала ей строить карьеру, а ведь тогда к евреям в СССР относились с прохладцей.
Юную шаловливую непоседу по возвращении на большую землю решено было непременно отдать учиться балету, а до того мама привлекала ее к участию в театральных постановках. Участь Майи была решена, девочка стала грезить сценой и танцами, целые дни проводила перед зеркалом, воображая себя актрисой перед зрителями. И вот некоторое время спустя Майя стала одной из учениц в группе легендарной Долинской, ушедшей из Большого театра после окончания танцевальной карьеры.
Буквально через два месяца чекисты схватят маму Майи и определят в лагерь для жен предателей вместе с недавно рожденным малышом. Приговор большевиков будет более чем жестоким: ей дадут 8 лет заключения, однако позже, благодаря упорным стараниям многочисленных родственников, наказание существенно смягчат и даже позволят ей вернуться обратно в Москву. Рекомендуем: Кто такая Айседора Дункан?
От детского дома Майю спасла тетушка Суламифь, удочерившая девочку сразу после того, как чекисты схватили ее мать. Как позже призналась прима, тетя была настоящим тираном и требовала от девочки беспрекословного подчинения, унижала и частенько ругала ее. Однако это заставило девочку заниматься с неистовством и еще большей самоотдачей, так как во время танца Майю покидали все негативные эмоции.
В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а также Испанского национального балета в Мадриде. Оставила сцену в возрасте 65 лет; после длительное время участвовала в концертах. На день своего 70-летия дебютировала в специально написанном для неё номере Бежара «Аве Майя». С 1994 года Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса, носящего имя «Майя». Лауреат Императорской Премии Японии. Нашли ошибку? Сообщите нам, и мы устраним этот недочет.
Самое популярное
- Семья и детство Майи Плисецкой
- Майя Плисецкая – биография, фото, личная жизнь, муж и дети, рост и вес, причина смерти
- Майю Плисецкую звездой сделала любовница Маяковского
- История Майи Плисецкой: продолжительная карьера, неудачный брак и Кеннеди
Биография Майи Михайловны Плисецкой
Биография Майи Плисецкой, личная жизнь, фото, рост, возраст, балет, муж и дети, Родион Щедрин, причина смерти и последние новости о балерине на Привычную жизнь семьи Плисецких перевернул 1937-й: репрессии лишили Майю семьи. Новости. Знакомства. Тайны жизни и причины смерти Майи Плисецкой – в этой статье. 2 мая 2020 года в Мюнхене на 90-м году жизни Майя Плисецкая скончалась от обширного инфаркта миокарда.
Плисецкая Майя Михайловна
Майя Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года от обширного инфаркта миокарда. Творчеству Плисецкой посвящены книга "Майя Плисецкая" Натальи Рославлевой, многочисленные фотоальбомы с тем же названием. Биография балерины Майи Михайловны Плисецкой: личная жизнь, муж Родион Щедрин, рост. Тайны жизни и причины смерти Майи Плисецкой – в этой статье. Майя Плисецкая ловит рыбу на берегу Москвы-реки, 1956 г. Фото: РИА Новости/ Евгений Умнов. Майя Плисецкая ловит рыбу на берегу Москвы-реки, 1956 г. Фото: РИА Новости/ Евгений Умнов.
Майя Плисецкая
Ее издавало АСТ. Мемуары «Я, Майя Плисецкая», «Читая жизнь свою…» и «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки» выпустились небольшими тиражами, однако снискали большую популярность среди поклонников ее творчества. Также, в Санкт-Петербурге Плисецкая организовала конкурс «Майя», который проводился каждый год и привлекал артистов балета со всего мира. Последние годы жизни Майя жила на три страны сразу — в Мюнхене со своим мужем, в Россию приезжала по зову сердца и танца, и ездила в Литву, где у четы была дача. Личная жизнь Первые любовные похождения балерины были, очевидно, с солистами балета. Она писала о романах с В. Голубиным и Э.
Кашани в своих книгах. Первый ее брак был с Марисом Лиепой, но продлился он совсем недолго — пара выдержала всего 3 месяца и оформила развод. Будучи в гостях у Брик, Плисецкая напела известную и сложную мелодию без подготовки, не подозревая, что в комнате находится звукозаписывающее устройство. Затем, когда к Брик в гости пришел Щедрин, она проиграла запись как «нечто интересное», и композитор был поражен точностью исполнения Плисецкой. Майя Плисецкая и Родион Щедрин Познакомился он с ней лично на репетициях в Большом театре, куда его пригласили создать музыку для «Конька-Горбунка». Посещая репетиции Щедрин надеялся проникнуться атмосферой балета, много раз наблюдал, как Майя танцует, и без памяти в нее влюбился.
Из-за знакомства с Плисецкой Щедрин даже получил предупреждение от одного сотрудника КГБ, что водить знакомство с Майей может быть неразумным советская власть подозревала в ней английскую шпионку. Однако Щедрин принял на себя роль защитника Майи и женился на ней в 1958 году. С тех пор пара была практически неразлучной. Многие свои произведения для балета Щедрин писал именно для Майи. У балерины и композитора детей нет и никогда не было. По этому поводу даже разгорался скандал в 1999 году, когда издание «МК» напечатало историю якобы дочери балерины.
Плисецкая даже подала в суд Москвы и подтвердила, что детей у нее никогда не было. Несмотря на пересмотр дела в 2001 году, решение суда осталось неизменным. До своего 90-летия она не дожила несколько месяцев. На тот момент у Плисецкой были запланированы несколько мероприятий, которые спешно реорганизовали и посвятили ее памяти — самое крупное из них состоялось 20 ноября, в день ее рождения, вместо юбилейного концерта. Большой театр дал концертный вечер в ее честь. До этого также сразу после ее кончины Мариинский театр посвятил памяти Плисецкой постановку «Шурале» 4 мая.
Плисецкая завещала, чтобы ее развеяли над Россией. Тем не менее, пока ее завещание остается не выполненным, поскольку главное условие Майи было, чтобы прах Щедрина был сначала соединен с ее. Родион Щедрин остался вдовцом и сейчас проживает в Германии и Литве. В честь Плисецкой в Москве открыли памятник в день ее рождения в 2016 году. Кроме этого ее именем в 2015 назвали сквер на Большой Дмитровке. Майя Плисецкая: последние фотографии.
К счастью, удача улыбнулась будущей балерине: в столицу она добралась целой и невредимой. Там она с особым рвением возобновила занятия. В 1943 году Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра, в котором служила более 45 лет, вплоть до 1990 года. Хотя дядя Плисецкой руководил театром, главных ролей он ей не давал, считая, что продвигать племянницу по карьерной лестнице неприлично. Зарплата у Плисецкой была минимальная.
Когда Майя впервые увидела свою фамилию напротив небольшой роли одной из 8 нимф в опере «Иван Сусанин», она была возмущена. Каждый прыжок сопровождался крещендо аплодисментов. Я и сама не предполагала, что этот маленький трюк придется так по душе зрительному залу», — вспоминала в мемуарах Майя Михайловна. Именно на этом спектакле Плисецкую впервые заметила знаменитый педагог Агриппина Яковлевна Ваганова , работа с которой перевернула все представления балерины о технике и законах танца. Вскоре Плисецкой стали давать сольные роли.
Балерина блистательно исполняла главные партии в таких спектаклях, как «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Конек-горбунок», «Шурале», «Спящая красавица», «Дон Кихот». Балерина много гастролировала по стране, но лишь в 1953 году ее вместе с другими артистами Большого театра отправили в 2-месячную поездку в Индию. Однажды, когда большая часть труппы отправилась в Лондон, а Плисецкая осталась в Москве, она решила поставить «Лебединое озеро», в котором впервые выступила балетмейстером и хореографом одновременно. Извержение Везувия», — вспоминала потом Плисецкая. В 1960 году Майя Михайловна стала прима-балериной Большого театра.
Чтобы пуанты сидели крепче, перед каждым классом и выходом на сцену балерина заливала в пятки балетных туфель теплую воду. Майя Плисецкая выходила замуж дважды. Первый брак с солистом балета Марисом Лиепой продлился всего 3 месяца. В 1958 году Майя Плисецкая вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. Супруги прожили вместе 57 лет.
Впервые Щедрин и Плисецкая встретились в 1955 году на вечеринке у Лили Брик. Только спустя 3 года между ними вспыхнул головокружительный роман длиной в жизнь. У Майи Михайловны было крайне занятное и необычное хобби: она коллекционировала курьезные фамилии.
Премьерный показ 21 июня 1941 года 21 июня 1941 года, накануне войны, Майя удачно дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала. Во время войны эвакуировались в Свердловск. Майя вместе с братьями выстаивала многокилометровые очереди за хлебом и картошкой.
Целый год она прожила без балетного станка. Ей пошел семнадцатый год, и время работало против нее. Великовозрастные балерины, да еще и без постоянных репетиций и тренировок, никому не нужны. К тому же шла война. Балерины в принципе ценились меньше санитарок и тружениц тыла. Все бросила и рванула в военную Москву.
Заниматься балетом Майя решилась на отчаянный поступок: без согласия родных, без денег, без столичного пропуска пробралась в Москву и снова поступила в балетное училище. Весной 1943 года получила пятерку на экзамене и была зачислена в труппу Большого театра. Поскольку основная масса артистов театра находилась в эвакуации, в труппу взяли всех выпускников. Зрители шли специально «на Плисецкую» Впервые успех пришел к ней в «Шопениане», где она танцевала мазурку. Каждый прыжок Плисецкой, в котором она на мгновение зависала в воздухе, вызывал гром аплодисментов. На следующие спектакли «Шопенианы» кое-кто из балетоманов уже шел специально «на Плисецкую».
Добавьте к этому тот факт, что Майя была по-своему очень хороша: стройная, с прямой спиной, отличной осанкой, головокружительно длинной шеей и выразительными глазами. Я со своими 1 м 65 см была уже высокой. И потом, я всегда держалась так, что казалась еще выше. Плюс руки длинные. Но сегодняшние балерины уже на голову выше меня. Красивые, длинноногие.
Мне нравится эта мода. По некоторым данным, вес Плисецкой много лет держался вокруг отметки 52 кг. Диета одна - ничего не жрать! На все вопросы о том, как удается ей так молодо и хорошо выглядеть, знаменитая балерина отвечала: «Диета одна — ничего не жрать. Других способов выглядеть хорошо люди еще не придумали». Плисецкая выступала не только в качестве примы, но и как балетмейстер, поставив в Большом театре такие балеты, как «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой» и сама исполняла в них главные женские партии.
Причем объясняла это со свойственной ей самоиронией: - Так как мы десятилетиями сидели на диете, ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, на почве необходимости. Афоризмы Плисецкой Майя Михайловна была довольно остра на язык. Свою систему питания она называла «Сижу не жравши! Предпочтение отдавала малокалорийной и простой пище, не ела много за один раз и не никогда не наедалась на ночь. Плисецкая — «невыездная» балерина Долгое время балерина была «невыездной»: «мешали» репрессированный отец и родственники за границей. Парадокс состоял в том, что всех именитых иностранных гостей непременно вели на «Лебединое озеро» с Плисецкой в главной партии, но из страны ее никуда не выпускали.
К тому времени Плисецкая стала уже активно выезжать за границу. Советский посол дал прием. Дипломат лично представил ему Майю Плисецкую. А так как знаменитая балерина знала по-английски всего несколько слов, он также служил переводчиком в коротком разговоре. Выяснилось, что они с Робертом родились в один день и год.
Возраст не является помехой для таланта, и Майя с блеском доказала это. У нее множество наград, медалей, титулов и званий, включая зарубежные. Майя Плисецкая и Родион Щедрин Российская газета У знаменитой балерины есть много интересных высказываний, которые стали известными. В своих мемуарах она упоминала Пьера Кардена как лучшего дизайнера по ее мнению. Когда ее спрашивали, как она сохраняет свою прекрасную фигуру, она отвечала с юмором, что нужно просто есть меньше, а не придерживаться жестких диет. Личная жизнь Марис Лиепа был первым мужем Плисецкой, но их брак длился только три месяца. Майя Плисецкая и Родион Щедрин Starnote Через три года после знакомства они начали встречаться, а в 1958 году они поженились и прожили вместе более пятидесяти лет. У пары не было детей, потому что Майя осознанно отказалась от материнства, считая, что это негативно скажется на ее карьере балерины. Ее любовь к балету оказалась сильнее.