Новости лед поистине удивительное вещество егэ

Но самое удивительное, что отличает лед от других твердых тел, — это уменьшение его плотности по сравнению с плотностью воды на 9 процентов. Тысячи заданий с решениями для подготовки к ЕГЭ–2023 по всем предметам от онлайн-школы.

Самостоятельно подберите подчинительный союз который должен стоять на месте пропуска во втором егэ

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста избегайте чрезмерного цитирования. Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора рассказчика. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора рассказчика по проблеме исходного текста. Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст не по данному тексту , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Показать Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.

На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно. Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения. Сегодня мы взяли с книжной полки монографию академика Владимира Михайловича Котлякова, директора Института географии РАН, исследователя, побывавшего в Арктике и Антарктике, на Памире и в Альпах, в Патагонии, в Китае — словом, почти во всех ледниковых районах мира. Тоннель в леднике Обручева на Полярном Урале. Наиболее распространенные типы ледников: 1 — висячий; 2 — присклоновый;3 — склоновый; 4 — каровый; 5 — карово-долинный; 6— котловинный; 7 — простой долинный; 8 — сложный долинный; Э — дендритовый; 10 — ширококонечный; 11— предгорный; 12—ледник конической вершины; 13—ледник плоской вершины. Вечные снега в поднебесье гор. Ледниковый узел у пика Свободная Корея на Памире. Международная классификация снежинок: 1 — пластинка; 2 — звезда; 3 — столбик; 4 — игла; 5 — пространственный дендрит; 6 — увенчанный столбик; 7 — неправильный кристалл; 8 — снежная крупа; 9 — ледяной дождь; 10 — град. Разные стадии деструктивного и конструктивного метаморфизма снега: а-г —ветвистая снежинка превращается в округлые, более или менее компактные зерна; д, е —мелкие снежные зерна преобразуются в крупные кубкообразные кристаллы глубинной изморози. Снежинки — пластинчатая и звездчатые.

Снято с увеличением приблизительно в 40 раз. Формы движения снега во время метели: I — облака; II — верховая метель; III — низовая метель: 1 — влечение снежинок; 2 — сальтация скачкообразное перемещение снежинок; 3 — диффузия снега. Схема движения лавины. А — зона зарождения. Б — зона транзита, В — зона отложения. Сход снежной лавины со склона хребта Петра Первого на Памире. Лавины: А — от линии, Б — от точки. Защита горной дороги от лавин. А — дамба, отклоняющая лавину; Б — тормозящие лавину бугры и лавиноотбойная дамба; В — противолавинная галерея; Г — снегоудерживающие сооружения на склоне. Противолавинная галерея на автомобильной дороге к Рокскому перевалу на Кавказе.

Ледниковый покрое Гренландии. Разрез через ледниковый покров Антарктиды. По каким законам происходит вечное движение гигантских ледников и как перемещаются легчайшие звездочки-снежинки во время метели? Почему образуются ледяные заторы на реках, как рождаются и долго ли живут айсберги в океане? Каким образом замедление вращения нашей планеты связано с разрушением ледниковых щитов Антарктиды и Гренландии? Обо всех этих сложнейших природных явлениях автор рассказывает понятно, просто и удивительно интересно. Книга В. Котлякова «В мире льда и снега» М. А хочется, чтобы с ней могли познакомиться и студенты, и школьники, и все, кто интересуется природой Земли, беспокоится о ее сохранности. Предлагаем нашим читателям реферат нескольких глав этой книги.

Всякая истина проходит в человеческом уже три стадии: Сначала — какая чушь! Затем — в этом что-то есть. Наконец, — кто же этого не знает! Александр Гумбольдт. Что может быть удивительнее льда? В долгие зимние вечера в холодной лаборатории антарктического поселка Мирный мне приходилось по нескольку часов сидеть за микроскопом, рассматривая шлифы льда. Только поразительная красота льда удерживает на месте: каждый кристалл переливается своим цветом — от ярко-красного, зеленого и малинового до тускло-серого и совершенно черного. Лед — поистине удивительное вещество. Лед — самая распространенная горная порода во Вселенной. Марс, Юпитер, Сатурн, Уран содержат огромные массы льда, а некоторые спутники планет сложены из льда почти целиком.

Не исключение и наша Земля: более одной десятой земной суши занято «вечными» льдами, а пятая часть всей поверхности планеты ежегодно находится под снегом. Лед интересовал людей с незапамятных времен, однако наука всерьез занялась им лишь во второй половине XIX столетия. Исследовать физические свойства льда оказалось очень трудно, потому что его свойства удивительным образом зависят от многих условий, и прежде всего от внешнего давления и температуры. В начале века немецкий ученый Г. Тамман открыл, а американский физик П. Бриджмен исследовал явление полиморфизма льда, то есть его способность к разному кристаллическому строению, что влечет за собой существенное изменение всех физических свойств. Оказалось, что в природе возможно существование 10 кристаллических модификаций льда и одной аморфной формы. А то, с чем мы сталкиваемся на поверхности Земли, — это лишь одна из разновидностей льда, названная физиками лед-1. В России физику льда стали изучать в самом начале XX века. Пионером этих исследований был профессор Томского технологического ныне политехнического института Борис Петрович Вейнберг.

В чем же заключается таинство природы, когда при понижении температуры жидкая вода или водяной пар вдруг превращаются в твердое кристаллическое вещество? Как известно, молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода. Атом кислорода в этой молекуле занимает строго фиксированное положение, а вот как ведут себя атомы водорода — до конца не ясно. Рентгеноструктурный метод, который с успехом применяют для исследований других минералов, здесь оказывается беспомощным: атомы водорода очень слабо рассеивают рентгеновские лучи. Поэтому все еще не подтверждена и не отвергнута гипотеза о свободном, не фиксированном положении в пространственной решетке льда атомов водорода, которые постоянно движутся между атомами кислорода. При замерзании воды неупорядоченное расположение ее молекул сменяется упорядоченным. Кристаллизация воды — сложный физический процесс, который начинается не во всей ее массе, а лишь в тех местах, где условия уже «готовы» к возникновению кристаллов. Как правило, для появления кристаллов льда в воде или облаках нужны инородные твердые частицы, которые способствуют образованию зародышей кристаллов и тем самым убыстряют кристаллизацию.

Ответ 2467 [свернуть] 9. Ответ 346 [свернуть] 10.

Ответ 35 [свернуть] 11. Ответ 35 [свернуть] 12. Ответ 36 [свернуть] 13. Ответ 69 [свернуть] 14. Ответ 5689 [свернуть] 15. Ответ 169 [свернуть] Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Ответ 1569 [свернуть] 17. Ответ 145 [свернуть] 18. Ответ 1268 [свернуть] 19.

Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. О т в е т : 16 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Не щадя чувств Ленского 1 он 2 увидев Ольгу 3 отзывается о ней самым резким образом. Он находился в таком настроении, что говорил бы ещё очень долго, но 1 к счастью 2 послышался 3 вдруг 4 голос кучера. Фет создал удивительный мир волшебной поэзии — поэзии 1 за 2 которую 3 его неоднократно упрекали 4 русские критики. Сведения о том 1 откуда вышла дружина 2 и 3 по какому маршруту она двигалась 4 в произведении отсутствуют. Прочитайте текст и выполните задания 20—25. Укажите номера ответов.

Плете 1 ые из ивняка корзины были хорошо просуше 2 ы и сложе 3 ы в доме, недавно построе 4 ом из листве 5 ицы. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Это пейзаж, где серая осень 3 поистине 4 оживает. Картины художника Кипренского 1 величайший 2 дар импровизации 3 которого покорял и восхищал современников 4 продолжают волновать и сегодня. Я зачитался до того 1 что 2 когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце 3 то не сразу понял 4 кто это звонит 5 и зачем. Прочитайте текст и выполните задания 20—25. З Всё. З5 Красотища — дух захватывает, плакать хочется, как красиво. З6 Вот я с утра пару минут полюбуюсь и на целый день заряд оптимизма получаю...

Когда будет ВПР в 2024 году?

  • Комментарии
  • Аргументы и факты - последние новости, свежие события сегодня - Новости
  • Русский язык 11 класс. Практическая работа № 12. Пробный вариант ЕГЭ №2
  • Решаем вместе 18 задание ЕГЭ

Презентация - "ЕГЭ тип 12, 11 класс"

Солнце ушло, лёд, остывая, лопался через озеро ДЛИННЫМИ трещинами. Ответы ВОШ СИРИУС: Физика, 1 день (26.09.2023), 7-11 класс Все классы и варианты решены По поводу приобретения ответов: @otv_helpers. Новый тренировочный вариант (задания и ответы) ЕГЭ 2024. ЕГЭ ОГЭ ПДД Уроки Материалы Экзамены-2020.

Задание 5 ЕГЭ по русскому языку - практика

Андрей Рублёв был ПОИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: ОТ ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запёчатлён художник. Инфоурок › Русский язык ›Тесты›Тесты по русккому языку ЕГЭ 11 класс. ЕГЭ (задание 3) — Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. 11 Фигуры из ИСКУССТВЕННОГО льда удивительно прозрачны и красивы. Главным характерным признаком этого мастера была его удивительная ПРАКТИЧЕСКАЯ смекалка. Лёд — поистине удивительное вещество.

Презентация - "ЕГЭ тип 12, 11 класс"

Суворов ещё при жизни 1 как известно 2 стал легендой. Военное дарование —та сторона его личности, в которой 3 конечно 4 наиболее ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь. Мучительная искренность и недовольство собой не надуманы Л. Толстым — они 1 разумеется 2 часть его живой души.

Важнее всего понять 3 пожалуй 4 то, как побеги внутреннего, духовного развития писателя прорастают в его творчестве. Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута. Одни 1 например 2 держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу, другие 3 напротив 4 начинают вести себя агрессивно.

Пушкин назвал М. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.

Ломоносов 1 как правило 2 старался применить на практике. Так 3 например 4 он, занимаясь изготовлением разноцветного стекла, создал мозаику «Полтавская битва». В музыке Бетховена 1 конечно 2 и в самом деле есть нечто особенное.

После экзамена 1 мы подождали 2 пока преподаватель не объявит результаты 3 и, обрадованные 4 что 5 никто не провалился 6 ушли. Когда дверь распахнулась 1 и 2 в передней послышался знакомый мужской голос 3 Наташа на секунду остановилась перед зеркалом 4 в тёмной глубине 5 которого 6 блеснул её лукавый взгляд. Прочитайте текст и выполните задания 22—26. Укажите номера ответов. Напишите номер -а этого -их предложения -ий. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21—25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Находясь в состоянии свяще 1 ого вдохновения, поэт неожида 2 о рождает новую реальность и раскрывает свою исти 3 ую душу, не защищё 4 ую бронёй повседневности. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. О т в е т : 16 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Не щадя чувств Ленского 1 он 2 увидев Ольгу 3 отзывается о ней самым резким образом. Он находился в таком настроении, что говорил бы ещё очень долго, но 1 к счастью 2 послышался 3 вдруг 4 голос кучера. Фет создал удивительный мир волшебной поэзии — поэзии 1 за 2 которую 3 его неоднократно упрекали 4 русские критики. Сведения о том 1 откуда вышла дружина 2 и 3 по какому маршруту она двигалась 4 в произведении отсутствуют. Прочитайте текст и выполните задания 20—25.

Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окружённые разными пристройками. В этих хоромах жили богатые помещики, и всё у них шло своим порядком, как вдруг, в одно прекрасное утро, вся эта благодать сгорела дотла. Тургеневу 2. Прочитайте первый текст. Укажите, какие выразительные языковые средства использованы автором в этом описании. Сравните данный фрагмент и кадр из фильма «Русский бунт» 2000, режиссёр Александр Прошкин , созданного на основе произведений А. Пушкина «Капитанская дочка» и «История Пугачёва». Какие черты характера Пугачёва подчёркиваются в описании? На что обратили внимание герои повести при первых встречах с этим человеком? Какие черты характера персонажа открывает кадр из названного фильма? По толковому словарику учебника уточните лексическое значение слова армяк первый текст и приведите примеры устаревших слов. Разберите по составу выделенные слова. Из второго текста выпишите второе предложение и выполните его синтаксический анализ. Из последнего предложения второго текста выпишите слова, в произношении которых наблюдается оглушение. Первый отрывок взят из произведения А. Пушкина "Капитанская дочка". В нем содержится описание Пугачева. В чёрной бороде Д2 его показывалась проседь Н2 ; живые большие глаза Д3 так и бегали Н3. Лицо Д4 его имело выражение довольно приятное, но плутовское Н4. Волосы Д5 были обстрижены в кружок Н5 ; на нём был оборванный Н6 армяк и татарские шаровары Д6. В первом отрывке параллельный способ связи предложений. Средство связи - лексический повтор. Напротив этой церкви Д2 некогда красовались обширные господские хоромы Н2 , окружённые разными пристройками. В этих хоромах Д3 жили богатые помещики Н3 , и всё у них Д4 шло своим порядком Н4 , как вдруг, в одно прекрасное утро, вся эта благодать Д5 сгорела Н5 дотла. Во втором отрывке последовательный способ связи предложений. Средства связи: лексический повтор, местоимения. Эпитеты: худощав, широкоплеч, в черной, живые, плутовское. Подчеркивается смелость, уверенность, хитрость. Герои повести при первых встречах с этим человеком обратили внимание на его наружность внешний вид. Кадр из фильма показывает качества Пугачева как лидера: волю, решительность, уверенность в себе, бесстрашие, умение вести за собой. Устаревшие слова: бакены, горний, зипун, конка, недужный, отступник, стамед, ямщик. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окруженные разными пристройками. Повествовательное, невосклицательное, полное, осложнено обособленными определениями, выраженным причастным оборотом. Порядком, вдруг. Дайте словесную зарисовку картины: опишите небо, облака, деревья, домик с красной крышей, гармонично вписавшийся в лесной пейзаж, опушку перед домом с рядами скошенной травы, женщину в жёлтом, ворошащую сено; передайте состояние покоя и умиротворённости, которым веет от холста. Какие типовые фрагменты текста вы включите в своё сочинение будет ли у вас описание места, описание предмета, описание состояния окружающей среды? Какими способами и средствами связи вы воспользуетесь? Используйте в описании определения, выраженные прилагательными, причастиями, причастными оборотами. В зелени деревьев утопает небольшой белый домик, красная крыша которого ярко выделяется среди пышной растительности. В центре композиции изображена женщина в белом платье с граблями.

Задание 5 ЕГЭ по русскому языку - практика

Когда в конце 50-х гг. Котляков стал одним из первых его сотрудников. Уже в 1959 году Авсюк назначил его учёным секретарём отдела, затем заместителем заведующего, а в 1968 году передал заведование отделом должность заведующего отдела гляциологии Института географии АН СССР занимал до 1985 года. В 1967 году защитил докторскую диссертацию по теме «Снежный покров земного шара и питание ледников», в которой фактически впервые проводил исследование на стыке снеговедения и ледниковедения. В 70-е годы сфера его исследований ещё более расширилась. В его работах стали всё чаще рассматриваться проблемы баланса массы, стока и колебаний ледников.

В круг его интересов вошли не только размеры, форма и факторы формирования ледниковых систем, но и исследование последних как сложных динамических комплексов. Участник и научный руководитель многих экспедиций, в том числе зимовок на Новой Земле 1955—1956 , в Антарктиде 1957—1958 , на южном склоне Эльбруса 1961—1963 ; экспедиций в Заилийский Алатау 1964 , на Памир 1968—1974. Председатель Российских национальных комитетов по Международной геосферно-биосферной программе, по исследованиям Антарктики.

Шишкина: раННие валаамские полотна принесли ему серебряНую медаль Академии художеств, а после того, как два пейзажа были награждеНы золотой медалью, художника немедлеННо отправили в творческую поездку в Италию.

ПоистиНе — наречие; образовано от слова «истина», пишется всегда с одной Н; запомнить. Ответ: 25.

В северных широтах это похоже на выстреливание лета: ещё вчера было разорно и голо, ещё только приготовлялось к переменам, а сегодня уже завыглядывало отовсюду дружной всхожестью, завтра — загорится полным летним заревом. И заполыхает красотой яркой и отчаянной, неспособной на оглядку: как медлительна зима, так торопливо лето. Только-только начало августа, а уж оно на свороте, и заходит в него по-свойски, как домой к себе, осень. С тем и живёт лето: с одной стороны поджимает холодная весна, с другой — осень.

С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно. Не живите ожиданием благ от других, а делайте всё, что в ваших силах.

В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни. Работа имеет высший смысл — это путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду. Бондареву 1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. Употребляя такие сочетания, автор придает тексту эмоциональность, афористичность и даже метафоричность. Самостоятельно подберите наречие причины, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста.

Запишите это наречие. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПУТЬ, -и, путём, о пути, мн. То же, что дорога в 1 знач. Широкий п. На обочине пути.

Каменистый п. Горные пути. Расчистить п. Куда п. Место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение. Воздушные пути. Водные пути. Пути сообщения железнодорожные, автомобильные, воздушные, водные.

Железнодорожная колея, линия. Служба пути.

Русский язык Пробный вариант 3 ЕГЭ 2024

Уведомления от РБК. Получайте уведомления о свежих новостях в своем браузере. Типовые тестовые задания ЕГЭ 2019». поистине удивительное вещество. шестигранные ветвистые снежинки в воздухе и округлые зрна в снежной толще, мелкие бесформенные кристаллы в.

Наверное каждого кто интересуется историей волнует непростой вопрос что неужели можно ошибка это

Судьба Михаила Ломоносова была поистине (не)обыкновенной! Николай Гоголь. Мертвые души. Текст произведения. Источник: Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 5. М.: Русская книга, 1994. Интернет-библиотека Алексея Комарова. Лед поистине удивительное вещество егэ. Род прилагательного удивительный. (1)Бактерии поистине вездесущи.

Задание №1980

Задания и ответы для тренировочных вариантов по русскому языку 11 класс статград РУ2010501, РУ2010502 для подготовки к ЕГЭ 2021, официальная дата проведения тренировочной работы №3 12 мая 2021 год. Ответы ВОШ СИРИУС: Физика, 1 день (26.09.2023), 7-11 класс Все классы и варианты решены По поводу приобретения ответов: @otv_helpers. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин. Практика ЕГЭ 2023 по русскому языку задание 21 и ответы, 36 тренировочных заданий из сборника Цыбулько И.П для подготовки к экзамену вы.

Задача по теме: "Термодинамика и молекулярная физика"

Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Ещё виднеются в кустах и колючем терновнике накрытые бурьяном груды развалин, кое-где сохранились стари 1 ые каме 2 ые колодцы. Студё 3 ая и прозрачная вода струится по лотку. Роняя налитые соком плоды, свесилась над заброше 4 ым источником дикая алыча. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. После долгой дороги 1 приятно прильнуть к прозрачной ключевой воде 2 опустившись на мягкую траву 3 и 4 закрыв глаза 5 представить в воображении далёкое прошлое.

Это пейзаж, где серая осень 3 поистине 4 оживает. Картины художника Кипренского 1 величайший 2 дар импровизации 3 которого покорял и восхищал современников 4 продолжают волновать и сегодня. Я зачитался до того 1 что 2 когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце 3 то не сразу понял 4 кто это звонит 5 и зачем.

Прочитайте текст и выполните задания 20—25. З Всё. З5 Красотища — дух захватывает, плакать хочется, как красиво.

З6 Вот я с утра пару минут полюбуюсь и на целый день заряд оптимизма получаю... З9 Главное — захотеть. Беляту 20.

Какое утверждение НЕ соответствует содержанию текста? Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

Кристаллизация воды — сложный физический процесс, который начинается не во всей ее массе, а лишь в тех местах, где условия уже «готовы» к возникновению кристаллов. Как правило, для появления кристаллов льда в воде или облаках нужны инородные твердые частицы, которые способствуют образованию зародышей кристаллов и тем самым убыстряют кристаллизацию. Но самое удивительное, что отличает лед от других твердых тел, — это уменьшение его плотности по сравнению с плотностью воды на 9 процентов. В то время как куски твердого вещества обычно тонут в своем расплаве, вода при замерзании расширяется и лед в воде не тонет. Это свойство нередко служит причиной аварий теплотехнических и водопроводных систем, но оно же представляет собой великое благо природы, так как не дает промерзнуть водоемам насквозь и сохраняет жизнь в них в зимнее время. Если в воде либо в воздухе нет готовых кристаллов или ядер кристаллизации, жидкая вода может долго находиться в переохлажденном состоянии. Но если при таких условиях появляются ядра кристаллизации, начинается бурное образование льда. Важнейшее свойство льда — его текучесть под воздействием собственной массы или длительных нагрузок. В природе оно ярко проявляется в движении ледников. При очень низких температурах лед по своим свойствам приближается к абсолютно твердому телу.

Наоборот, с приближением к температуре плавления текучесть льда оказывается в миллион раз выше, чем у горных пород, — именно это вызывает движение ледников. Во льду всегда присутствует жидкая вода. Она образуется при таянии, в результате притока тепла ко льду, при возрастании давления, вызывающего плавление льда, при повышении содержания солей, снижающих температуру перехода льда в жидкое состояние. Вода существует в виде тонких пленок между ледяными кристаллами. Под действием проникающих в лед солнечных лучей тонкая пленка воды обволакивает внутрикристаллические воздушные пузырьки. Возникают так называемые «водяные сумки», из которых вода под давлением может поступать в межкристаллическое пространство. Поэтому даже водонепроницаемый на первый взгляд плотный ледниковый лед в действительности оказывается проницаемым для воды. В последние годы выяснилось, что во льду встречаются газо-ледяные соединения, называемые кристаллогидратами. Это вещества, в которых кристаллическая решетка воды содержит пустоты, способные принять инородные молекулы. Если молекул воды достаточно много, то весь газ может перейти в форму гидрата, и тогда между молекулами воды оказываются молекулы метана, пропана и других углеводородов.

Химической связи между водой и газами нет, и при нормальных условиях они способны гореть. Залежи кристаллогидратов выявлены на территории Сибири, занятой многолетнемерзлыми породами. Такой лед, залегающий совсем неглубоко, — в перспективе многообещающее топливо. В нем на 1 м3 воды приходится до 200 м3 природного газа. Отдельные разновидности льда отличаются по своим свойствам от обычного льда так, как могут различаться совершенно разные породы. Эти «другие» разновидности льда никто в природе не видел, но их получали в лабораториях. Все эти льды тяжелее воды и образуются при давлениях, отличных от атмосферного. На гидроэлектростанциях иногда внезапно разрушались подшипники и валы мощных турбин. Долго не могли понять причину, пока не выяснили, что виновником аварий был лед-VII; он образовывался из воды, просочившейся в смазку подшипников, и разрушал металлические детали благодаря своей огромной твердости. Его возникновение связано с колоссальным давлением в работающей турбине.

В условиях глубокого вакуума и очень низких температур был получен лед в 2—2,5 раза плотнее, чем все другие разновидности. Он не имеет кристаллической решетки — это единственная в своем роде аморфная форма льда, свойства которой пока почти не известны. Не все разновидности льдов присутствуют на Земле, но почти все они встречаются в Солнечной системе. Начало космической эры дает возможность увидеть и исследовать разные модификации льда. Результаты космических исследований показывают, что с удалением орбит планет от Солнца количество воды на них увеличивается, а главная форма ее существования — лед. Сфера снега и льда Земля, как многие другие небесные тела, окружена разными сферами. Некоторые из них, например магнитосфера, существуют на всех планетах. Другие присущи лишь отдельным планетам. Там, где холод окружает потухшие звезды и планеты, а холод во Вселенной господствует почти везде, мы сталкиваемся с криосферой. Внутри криосферы выделяют гляциосферу, то есть собственно сферу снега и льда.

Это конечно не сфера в буквальном понимании этого слова, но значение ее для земного шара чрезвычайно велико. Однако в последний геологический период и в настоящее время роль гляциосферы в эволюции Земли огромна. Она в значительной мере определяет современную широтную зональность, усиливает циркуляцию воздушных масс, влияет на уровень Мирового океана. Треть всего баланса внешнего теплооборота Земли расходуется на фазовые превращения льда. Вдумайтесь; влажные экваториальные джунгли, знойные пустыни, поля, плантации и сады, растительные и животные сообщества, Мировой океан — вся природа Земли требует тепла всего вдвое больше, чем уходит на таяние снега и льда или выделяется при замерзании воды. На земном шаре действует колоссальная природная машина, главные части которой — это атмосфера, океан, суша и оледенение. Если посмотреть на работу этой машины, оглядываясь назад на 10—100 тысяч лет, то видно, что вся планетарная система находится в термическом неравновесии. Она испытывает крупные автоколебания с большой инерцией, чему способствуют океан и материковые ледники. Увидеть такие длительные колебания можно по следам прошлых оледенений, а недавно ледниковые колебания удалось получить на ЭВМ путем математического моделирования. Человек соседствовал со льдами с самого начала цивилизации.

И уже на заре истории человечества зародился интерес к природным льдам. Многие античные географы и историки, и среди них Аристотель, Феокрит, Полибий, Страбон, упоминают в своих сочинениях об атмосферном льде, снежных лавинах, ледниках. Со снежными лавинами встречались в походах воины Александра Македонского, а часть армии Ганнибала погибла из-за лавин при переходе через Альпы. В Европе, особенно в Альпах, люди с незапамятных времен жили и хозяйствовали рядом со льдами и снегами. Примечали всевозможные необычные явления, связанные со льдом и снегом, задумывались, отчего это происходит, с чем связано, какие имеет последствия. Не случайно именно здесь зародилась научная гляциология. Снег Сплошной плотный покров слоисто-дождевых облаков обычно приносит долгие обложные снегопады. Еще внезапнее бывает снежный шквал, когда неустойчивая холодная масса проходит над относительно теплой поверхностью. Иногда снегопад бывает такой густой, что видимость снижается до 1 километра и менее. В спокойном воздухе скорость падения снежинок зависит от их массы, формы и размера.

Они падают в несколько раз медленнее дождевых капель той же массы. Впервые сфотографировал снежинки в 1892 году любитель из Рыбинска А. Он применил 15-кратное увеличение и довольно сложную боковую подсветку, позволившую получить исключительные по четкости изображения подробностей строения снежных кристаллов. А в начале нашего века фотографированием снежинок увлекся американский фермер из штата Вермонт Уилсон Бентли. Занимался он этим много лет и в 1931 году опубликовал свою коллекцию. В альбоме микрофотографий Бентли нашли себе место 5000 снежинок, и ни одна из них не была в точности похожа на другую. Даже безудержная человеческая фантазия не может придумать такого количества разнообразных узоров! Профессор Хоккайдского университета Укисиро Накайя в 1935 году построил в Саппоро маленькую холодную лабораторию и 12 марта 1936 года сумел вырастить первую снежинку. В честь этого события до сих пор в университетском парке можно видеть гранитный монумент с выбитым на нем снежным кристаллом.

Не солнце — Ярило. Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами, словно сморенные за пряжей старухи, дремлют смолистые ели; они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием. Под елями — древний запах папоротника. Я иду черной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не по-детски. Мой взгляд останавливается на красных, в белых накрапах, шапках мухоморов, потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину; в лицо мне хлещут ветки крушины, и вот уже я на сухом месте, и нога едет на скользких иглах. Загудел в сосенной бронзе сухоросный ветер, и сосны отозвались беззащитным ропотом, и мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не себе, а другим. Под это добродушное дыхание, словно из древних веков, нечеткой белопарусной армадой выплывают облачные фрегаты. Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдергиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги. Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной! Но будет ли предел тишине! Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым березам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку! И вновь трепетно нарастает березовый шелест. Я сажусь у теплого стога, курю и думаю, что вот отмашет время еще какие-то полстолетия, и березы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как и люди. И мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам… Я выхожу на зеленый откос и гляжу туда, где еще совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни березы. Нет, в здешних местах пожары не часты, и лет пятьсот уже не было нашествий. Может быть, так оно и надо? Исчезают деревни, а взамен рождаются веселые, шумные города… Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками. Шумят невдалеке сосны, шелестят березы. И вдруг в этот шум вплетается непонятный нарастающий свист, он разрастается, заполняет весь этот тихий зеленый мир. Я смотрю в небо, но серебряное туловище реактивного самолета уже исчезает за горизонтом. Как мне понять, что это? Или мои слезы, а может быть, выпала в полдень скупая соленая роса? Текст 6 До чего же красива река Лобань! Просто как девочка-подросток играет и поёт на перекатах. А то шлёпает босиком по зелени травы, по желтизне песка, то по серебру лопухов мать-и-мачехи, а то прячется среди тёмных елей. Или притворится испуганной и жмётся к высокому обрыву. Но вот перестаёт играть и заботливо поит корни могучего соснового бора. Давно сел и сижу на берегу, на брёвнышке. Тихо сижу, греюсь предвечерним теплом. Наверное, и птицы, и рыбы думают обо мне, что это какая-то коряга, а коряги они не боятся. Старые деревья, упавшие в реку, мешают ей течь плавно, зато в их ветвях такое музыкальное журчание, такой тихий плавный звон, что прямо чуть не засыпаю. Слышу — к звону воды добавляется звоночек, звяканье колокольчика. А это, оказывается, подошла сзади корова и щиплет траву. Корова входит в воду и долго пьёт. Потом поднимает голову и стоит неподвижно и смотрит на тот берег. Колокольчик её умолкает. Конечно, он надоел ей за день, ей лучше послушать говор реки. Из леса с того берега выходит к воде лосиха. Я замираю от счастья. Лосиха смотрит по сторонам, смотрит на наш беpeг, оглядывается. И к ней выбегает лосёнок. Я перестаю дышать. Лосёнок лезет к маминому молочку, но лосиха отталкивает его. Лосёнок забегает с другого бока. Лосиха бедром и мордой подталкивает его к воде. Она после маминого молочка не очень ему нравится, он фыркает. Всё-таки он немного пьёт и замечает корову. А корову, видно, кусает слепень, она встряхивает головой, колокольчик на шее брякает, лосёнок пугается. А лосиха спокойно вытаскивает завязшие в иле ноги и уходит в кусты. Начинается закат. Такая облитая светом чистая зелень, такое режущее глаза сверкание воды, такой тихий, холодеющий ветерок. Ну и где же такая река Лобань? А вот возьму и не скажу. Она не выдумана, она есть. Я в ней купался. Я жил на её берегах. Ладно, для тех, кто не сделает ей ничего плохого, скажу. Только путь к Лобани очень длинный, и надо много сапогов сносить, пока дойдёшь. Хотя можно и босиком. Надо идти вверх и вверх по Волге — матери русских рек, потом будут её дочки: сильная суровая Кама и ласковая Вятка, а в Вятку впадает похожая на Иордан река Кильмезь, а уже в Кильмезь — Лобань. Вы поднимаетесь по ней, идёте по золотым пескам, по серебристым лопухам мать-и-мачехи, через сосновые боры, через хвойные леса, вы слышите ветер в листьях берёз и осин и вот выходите к тому брёвнышку, на котором я сидел, и садитесь на него. Вот и всё. Идти больше никуда не надо и незачем. Надо сидеть и ждать. И с той, близкой, стороны выйдет к воде лосиха с лосятами. А на этом берегу будет пастись корова с колокольчиком на шее. И редкие птицы будут лететь по середине Лобани и будут забывать о своих делах, засмотревшись в её зеркало. Ревнивые рыбы будут тревожить водную гладь, подпрыгивать, завидовать птицам и шлепаться обратно в чистую воду. Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты. Только воздух и небо, только облака и солнышко, только вода в берегах, только Родина во все стороны света, только счастье, что она такая красивая, спокойная, добрая. И вот такая течёт по ней река Лобань. Владимир Крупин. Текст 7 Сочинение 1 Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. Текст 8 Одно мгновение живет этот блаженный шарик… Всего один краткий миг — и конец… Радостный миг! Светлое мгновение! Но его надо создать и уловить, чтобы насладиться как следует; иначе все исчезнет безвозвратно… О легкий символ земной жизни и человеческого счастья!.. Легкими стопами, тихими движениями, сдерживая дыхание надо приступать к этому делу: заботливо выбрать соломинку, непомятую, девственную, без внутренней трещины; осторожно, чтобы не раздавить ее, надо надрезать один конец и отвернуть ее стенки… И потом бережно окунуть ее в мыльную муть, чтобы она вволю напилась и насытилась… Лучше не торопиться. Главное — не волноваться и не раздражаться. Все забыть, погасить все мысли и заботы. Отпустить все напряженные мускулы. И предаться легкому, душевному равновесию; ведь это игра… И захотеть играющей красоты, заранее примирившись с тем, что она будет мгновенная и быстро исчезнет… Теперь можно бережно извлечь соломинку, отнюдь не стряхивая ее и доверяя ей, как верному помощнику, затем набрать побольше воздуха, полную грудь… и тихо-тихо, чуть заметным скупым дуновением дать легчайший толчок рождению красоты… Вот он появился, желанный шарик, стал наполняться и расти… Не прерывать дыхания! Бережно длить игру. Ласково беречь рожденное создание. Чутким выдохом растить его объем. Пусть покачивается чуть заметным ритмом на конце соломинки, пусть наполняется и растет… Вот так! Разве не красиво? Законченная форма. Веселые цвета. Все богаче и разнообразнее оттенки красок. И внутри играющее круговое движение. Шар все растет, все быстрее внутреннее кружение, все сильнее размах качания. Целый мир красоты, законченный и прозрачный… А теперь создание завершилось. Оно желает отделиться, стать самостоятельным и начать радостный и дерзновенный полет через пространства… Надо остановить дыхание и отвести соломинку от губ. Окрестный воздух должен замереть! Ни резких жестов, ни вздоха, ни слова! Бережным движением надо скользнуть соломинкой в сторону и отпустить воздушный шар на волю… О дерзновенно-легкий полет навстречу судьбе… О миг беззаботного веселья… И вдруг — все погибло! И веселое создание разлетелось брызгами во все стороны… Ничего! Мы начнем сначала… «Что за ребячество?.. Какой смысл в этой детской забаве?.. Признаюсь: я с удовольствием предаюсь этой игре и многому научился при этом… «Помилуйте, да чему же можно научиться у мыльного пузыря? Они смывают душевные огорчения, они несут нам легкое дыхание жизни даже и тогда, когда учат нас бережно выпускать воздух и дают нам немножко счастья… И мы можем быть уверены: ни один легкий, счастливый миг не пропал даром в человеческой жизни, а следовательно, и в мировой истории… Совсем не надо ждать, чтобы легкая красота или этот счастливый миг сами явились и доложили нам о себе… Надо звать их, создавать, спешить им навстречу… И для этого годится всякая невинно-наивная игра, состоящая хотя бы из соломинки и мыла… Так много легкого и красивого таится в игре и родится из игры. И недаром дыхание игры живет в искусстве, во всяком искусстве, даже в самом серьезном и трудном…Не отнимайте у взрослого человека игру: пусть играет и наслаждается. В игре он отдыхает, делается радостнее, ласковее, добрее, становится как дитя. А свободная, невинная целесообразность — бескорыстная и самозабвенная — может исцелить его душу. Но мгновение красоты посещает нас редко и гостит коротко. Оно исчезает так же легко, как мыльный шарик. Надо ловить его и предаваться ему, чтобы насладиться. Обычно оно не повинуется человеческому произволению, и насильственно вызвать его нельзя. Легкой поступью приходит к нам красота, часто неожиданно, ненароком, по собственному почину. Придет, осчастливит и исчезнет, повинуясь своим таинственным законам. И к законам этим надо прислушиваться, к ним можно приспособиться, в их живой поток надо войти, повинуясь им, но не требуя от них повиновения… Вот почему нам надо научиться внимать: с затаенным дыханием внимать природе вещей, чтобы вступить в ее жизненный поток и приобщиться к счастью природы и красоте мира. И потому всякий, кто хочет живой природы, легкого искусства, радостной игры, должен освободить себя внутренне, погасить в себе всякое напряжение, отдаться им с детской непосредственностью и блюсти легкое душевное равновесие, наслаждаясь красотой и радостью живого предмета. Наши преднамеренные, произвольные хотения имеют строгий предел. Они должны смолкнуть и отступить. И творческая воля человека должна научиться повиновению: послушание природеесть путь к радости и красоте. Мы не выше ее; она мудрее нас. Она сильнее нас, ибо мы сами — природа, и она владеет нами. Ее нельзя предписывать; ее живой поток не следует прерывать; и тот, кто дует против ветра или вперебой его полету, не будет иметь успеха. Порыв не терпит перерыва; а прерванный порыв — уже не порыв, а бессилие. Но прежде, чем предаться этому играющему порыву и приступить к созданию новой красоты, надо возыметь довериек себе самому; надо погасить всякие отговорки и побочные соображения, надо отдаться непосредственно, не наблюдать за собой, не прерывать себя, не умничать, не обессиливать себя разными «намерениями» и «претензиями»… Надо забыть свои личные цели и свои субъективные задания, ибо всякая игра имеет свою предметную цель и свое собственное задание. Этой цели мы и должны отдаться, чем наивнее, чем непосредственнее, чем цельнее, тем лучше. А когда он настанет, этот радостный миг жизни, надо его беречь, ограждать, любить — все забыть и жить им одним, как замкнутым, кратковременным, но прелестным мирозданьицем… Тогда нам остается только благодарно наслаждаться и в наслаждении красотой находить исцеление. А если однажды настанет нежеланный миг и наша радость разлетится «легкими брызгами», тогда не надо роптать, сокрушаться или, Боже избави, отчаиваться. Тогда скажем угасшему мигу ласковое и благодарное «прости» и весело и спокойно начнем сначала… Вот чему я научился у мыльного пузыря. И если кто-нибудь подумает, что самый мой рассказ не больше, чем мыльный пузырь, то пусть он попробует научиться у моего рассказа той мудрости, которую мне принесло это легкое, краткожизненное, но прелестное создание… Может быть, ему это удастся… Иван Александрович Ильин. Мыльный пузырь. Текст 9 1 Что такое творчество? Евгений Михайлович Богат. Текст 10 Я хочу рассказать о бестужевках. Во второй половине XIX века в Петербурге были созданы постоянные Высшие женские курсы, по существу, женский университет, первым директором их стал известный в то время историк — академик К. Бестужев-Рюмин, племянник казненного декабриста. Он совершенно бескорыстно в течение ряда лет организовывал курсы, а потом руководил ими, поэтому и стали их называть в его честь Бестужевскими. А русских девушек, желавших получить высшее образование, слушательниц этих курсов, называли бестужевками. Лучшие люди России — талантливые ученые, писатели, артисты — старались помочь женскому университету при его рождении и в последующие десятилетия деньгами или непосредственным участием в его деятельности. В пользу курсов устраивались книжные базары, лотереи, концерты. Выступали на концертах Стрепетова, Савина, Комиссаржевская, Шаляпин, Собинов, Варламов… Семьдесят тысяч томов библиотеки Бестужевского университета составили книги по истории, философии, естественным наукам, подаренные учеными и общественными деятелями. Передовая, мыслящая Россия второй половины XIX — начала XX столетия вкладывала в женский университет лучшее, что у нее было. Менделеев, Бекетов, Сеченов читали, часто бесплатно, лекции; вдовы ученых — химиков и физиков — отдавали бестужевкам не только библиотеки мужей, но и ценнейшее оборудование их лабораторий… Чем объясняется эта беспримерная забота? В мире ни один университет не рождался при столь многообразном и самоотверженном участии общественности и при полном безразличии, более того, неприязненном отношении государства. В сущности, на этот вопрос я ответил, не успев его поставить. Рождение Бестужевских курсов было весьма нежелательно для самодержавия: во-первых, потому, что учились на них женщины, в которых царизм не хотел и боялся видеть мыслящую силу; во-вторых, потому, что поступали туда юные женщины из весьма непривилегированных — купеческих, мещанских и даже рабочих — семей. И выходили они оттуда людьми, жаждавшими разумной, красивой жизни. Бестужевки участвовали в народовольческих организациях и первых марксистских кружках, в «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса», в студенческих волнениях, в революции 1905 года; бестужевками были Надежда Константиновна Крупская и Анна Ильинична Ульянова; бестужевок кидали в тюрьмы, ссылали в Сибирь, казнили, но ничто не могло устрашить первый русский женский университет. В бестужевках раскрывалось лучшее, что жило веками, не находя достойного выхода в душе русской женщины: постоянство чувства, самоотверженность, сила духа и, конечно, сострадание, бесконечная нежность к тому, кто испытывает боль, — к ребенку, к родине. Бестужевские курсы существовали до 1918 года, когда женщины получили возможность учиться в обычных университетах наравне с мужчинами. Облик бестужевки известен был всей России: скромно, даже аскетически одетая девушка с открытым, смелым лицом — такой изобразил ее художник Н. Ярошенко на известном портрете «Курсистка». Само имя это — «бестужевка» — вызывало в моем сознании что-то юное и женственное, бесконечно женственное и бесконечно юное; что-то вольное, непокорное, как ветер, как девичьи темные почему темные, не понимаю сам волосы, развеваемые сильным ветром; что-то красивое, легко, изящно и уверенно идущее по земле и что-то сопряженное с музыкой, живописью. И с баррикадами. Однажды летом в мой кабинет в редакции вошла старуха, седая, крупная, с большими мужскими кистями рук, села, отдышалась после жары и ходьбы, подняла лицо, растрескавшееся, как краски на старом портрете, и бурно начала: — Добрый день. Я — бестужевка. То, что эта старая-старая, не менее восьмидесяти по виду, женщина назвала себя по имени Амалия! Почему-то мне казалось, что она — бестужевка — останется навсегда юной, возможно, потому, что перед моим сознанием стоял некий собирательный образ бестужевки вообще. Я и жен декабристов, ушедших за ними в Сибирь, в каторгу, не мог никогда вообразить старыми хотя известно, что некоторые из них дожили до старости , наивно объясняя себе это тем, что на известных мне портретах они изображены молодыми. Я и юных героинь Тургенева при всем старании фантазии не мог увидеть старухами, объясняя это силой таланта писателя, очарованного их женственностью. Но нет, дело не в собирательном образе, не в мощи писательского мастерства Тургенева. Это я понял потом, тогда, когда назвавшая себя бестужевкой старая-старая женщина, которая передо мной сидела в тот яркий летний день, уже умерла. Она умерла, разговаривая по телефону с подругой — тоже бестужевкой, тоже восьмидесятилетней; они обсуждали, как лучше, разумнее сократить том воспоминаний бестужевок. Издательство потребовало уменьшить объем с двадцати до пятнадцати листов, и надо было чем-то пожертвовать, а жертвовать не хотелось ничем. Когда Амалия думала, она посреди разговора умолкала, уходила в себя. Амалия молчала, потому что умерла с телефонной трубкой в руке, с полураскрытым в разговоре ртом — остановилось сердце. Я поблагодарил, обещал быть. Задания 19 - 25 - Записки репетитора «Три тысячи лет», — думал я через несколько дней, по дороге к ним на вечер. Меня это, положа руку на сердце, тревожило. Что испытаю в обществе этих старух? Один телесно одряхлевший человек может быть душевно молод и обаятелен, но тридцать, сорок?! Я часто бывал в больницах и в разного рода пансионатах и домах, где лечатся, живут, угасают старые люди, и сердце при одном воспоминании о скорбной жизни в тех стенах печалилось и болело. Конечно, на вечере бестужевок не будет больничного духа, больничного страха перед небытием, успокаивал я себя, но три тысячи лет! За три тысячи лет менялись очертания океанов, рождались и умирали пустыни, вымирали целые виды животных. Это возраст европейской цивилизации. Если соединить, составить жизни сегодняшних бестужевок, устремится сквозь столетия дорога, у начала которой вырисовывается в утреннем тумане лицо Нефертити. Мысль о том, что лишь тридцать или сорок человеческих жизней, умещающихся — подумать! Современный человек ощущает с особой остротой бег минут, часов, дней, быстролетность человеческой жизни, изменчивость мира. Даже начало нашего века с его синематографом, аэропланом, «незнакомками» кажется сквозь водопад лет размытым, странным, неправдоподобным. А это их, последних бестужевок, молодость. Мне нелегко вообразить, что это было в нашем веке. А это было в их жизни. Что это — человеческая жизнь? Сегодняшний человек никогда не сопоставил бы — даже в песне — ритм жизни с волнами, ибо волны совсем не быстры: их бег замедленно величав. И мы сегодня с особым наслаждением отдыхаем у моря именно потому, что «дни нашей жизни» быстрее волн. Не потому ли море, которое некогда волновало, сейчас успокаивает? Мы возвращаемся к ритму космоса. Но дни и нашей жизни можно сопоставить с волнами, потому что на детский вопрос: «Куда уходят дни? Никогда еще чувство общности волны с морем — человеческой жизни с человеческой историей — не было полнее, чем сейчас. Несмотря на быстролетность минут и дней и ошеломляющую изменчивость мира. А может быть, именно из-за изменчивости и быстролетности. Я вошел в зал с накрытыми для чаепития столами, когда оно уже началось. Я опоздал, не рассчитывал, что они начнут минута в минуту, полагая, что будет именно чаепитие: старые люди, сидя, пьют чай и негромко беседуют. А они начали, видимо, абсолютно точно, и чаепитие их, как я понял, было особым. В России траур. Студенты и курсистки отменили лекции…» Наступила тишина; я стоял растерянно на пороге. Я быстро и неловко занял место рядом с ней. Завтра на курсах сходка в десять часов утра…» Она опустила листки, посмотрела на собравшихся. Никто не ел, и никто не пил. Женщины сидели не шелохнувшись, с выражением величайшей серьезности, Особенно серьезна, даже торжественна была сама читавшая. Сегодня в шесть утра умер Л. Все влюблялись. Но, собственно, о любви я не услышал. Женщина, сообщившая о кончине Толстого как о самом последнем, величайшей важности событии — теперь уже не торжественно и строго, а с какой-то веселой искрой в голосе, — читала о посещениях Мариинского театра, операх с участием Шаляпина, литературных вечерах, загородных экскурсиях и пикниках. Она называла имена Юрия, Аркадия, Петра рядом с женскими именами, и по какой-то еле уловимой печали, темнившей лица бестужевок, я догадывался, что и Юрий, и Аркадий, и Петр давно умерли. Они остались в той жизни, где пели Собинов и Шаляпин. А женщины, чьи имена назывались рядом с их именами, сейчас, через бездну лет, сидят за этим столом — это тоже было ясно по взглядам, которые устремлялись то туда, то сюда. И я вдруг ощутил, что самая реальная вещь в мире — чувства. И чувства — самая юная, единственно юная вещь в мире. Стареют пирамиды, горы, земля и небо; чувства не стареют. И я вдруг почувствовал, что в этом зале со столом, уставленным скромным угощением, нет старости. Играли в шарады, — расхохоталась Амалия. И та вдруг, застеснявшись, — не меня ли? Та посерьезнела, видимо забыв ключ в шараде — забавный ответ. И Амалия думала, сощурившись лукаво, думала, молчала. Три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды; время сгустилось и улыбалось, время шутило и не старело. Время отступило, отхлынуло, как океанская волна, оставив на песке нечто совершенно бесценное, чему названия нет в человеческом языке, а если бы нашлось, то вопрос о смысле жизни был бы, вероятно, решен. О чем я думал, возвращаясь с традиционного вечера бестужевок? Нет, нет, о чем я думаю сейчас, через десять лет, при воспоминании об этом вечере? Потому что тогда я, в сущности, не думал ни о чем и думал обо всем в мире: о мимолетности и фантастической емкости человеческой жизни, о том, что и человеку, и человечеству часто кажется: что-то кончилось, ушел первоначальный восторг перед жизнью, или умерли великие страсти, или померкла духовность, а на самом деле это не кончается никогда, это уходит и возвращается, как уходит и возвращается солнце. Я уходил с вечера бестужевок с переполненным сердцем: мои чувства можно было бы назвать мыслями, мои мысли можно было бы назвать чувствами. Я и не хотел разбираться в них тщательно, я радовался им. А сегодня думаю об историческом времени. Историческое время? Останавливаясь на минуту перед особняком, где жил некогда Пушкин, или идя мимо дома, в котором умер Гоголь, мы переносимся в эпоху, когда они писали, любили, шутили, путешествовали, и старые стены вызывают в нашем сердце чувство не менее сложное и волнующее, чем в детстве, — занавес в театре при медленно потухающей люстре… Мы, сами не осознавая того, переживаем большие, важные минуты, наша душа наслаждается особым богатством; она живет одновременно в двух веках — сегодняшнем и минувшем. Она вошла в историческое время — совершенно особое, потому что в нем мы становимся вездесущими и бессмертными, как античные боги. Мы можем услышать живой голос Пушкина и увидеть живую улыбку Гоголя и можем пережить ни с чем не сравнимое чувство освобождения от остросегодняшнего, сиюминутного, чтобы потом, вернувшись к нему, по-новому его увидеть, понять и новым смыслом наполнить. Историческое время — это сегодня плюс века, плюс тысячелетия; это я плюс миллионы людей, которые до меня жили. Было бы наивно утверждать, что этих чувств люди не испытывали раньше, что историческое время стало доступным лишь человеку второй половины XX столетия. Конечно, во все века сердце человека хотело вобрать в себя больше, чем отпущено на одну человеческую жизнь. Но, кажется мне, именно сегодня, когда рождается переживание истории человечества как чего-то личного и сама история делается живой человеческой общностью, развивается в человеке совершенно новое чувство, которое можно назвать историческим, — именно сегодня мы входим в историческое время, как входят в море… Я пишу эти строки на берегу Балтийского моря, недавно было оно покрыто льдом, и не верилось, что это море, думалось: белое холмистое поле. Но вот утром к вышел на балкон, и меня ослепило резко-синее, живое. За одну ночь южный ветер съел лед — море раскрылось. А через несколько дней в старых соснах, на берегу, пели соловьи. На вечере бестужевок, когда уже все собрались расходиться и говорили стоя самое последнее, кто-то из женщин рассказал, что ее родственница училась в гимназии с дочерью Анны Керн и она видела ее — дочь возлюбленной Пушкина — летом на даче сидели за одним столом на веранде, пили из самовара чай… Это мимолетное и, в сущности, малозначительное воспоминание поразило меня не меньше, чем если бы я увидел человека, стоящего рядом с Лаурой, воспетой Петраркой, в Авиньонской церкви. Меня оно поразило потому, что я подумал, ощутил: если дотронусь сейчас до руки старой бестужевки, то почувствую тепло руки Пушкина. Я с каким-то суеверным чувством дотронулся, коснулся. И почувствовал в самом деле тепло пушкинской ладони. Мне хотелось бы рассказать в этом эссе о стихах Баратынского и Третьяковской галерее, о переулках старого Арбата и о том, как шумит дождь летом в яснополянском лесу, потому что все это имеет, по-моему, самое непосредственное отношение к историческому времени. С особой силой наслаждаешься им на родной, национальной почве. Тот, кто не испытал особого чувства при виде старинной тургеневской усадьбы на Орловщине, ничего особенного не ощутит и в готическом соборе. Когда я ощутил нежное, сухое тепло руки Пушкина, коснувшись старой-старой руки руки у них, у бестужевок, одряхлели больше лиц , я подумал, что бессмертие не выдумано философами и поэтами. Иногда достаточно легко, почти неслышно дотронуться до чьей-то ладони, чтобы утвердиться в его реальности. Текст 11 Сочинение 1 Как и когда родилась моя страсть к путешествиям, любовь к природе, к своей земле? Описанные в книге, волновали меня необычайно. Через поле битвы я гордо возвращался в заветный свой уголок. Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Текст 12 В это время я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости. В писаниях своих я делал то же самое, что и в жизни. Для того чтобы иметь славу и деньги, для которых я писал, надо было скрывать хорошее и выказывать дурное. Я так и делал. Сколько раз я ухитрялся скрывать в писаниях своих, под видом равнодушия и даже легкой насмешливости, те мои стремления к добру, которые составляли смысл моей жизни. И я достигал этого: меня хвалили. Двадцати шести лет я приехал после войны в Петербург и сошелся с писателями.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий