Во всяком случае события тех далеких лет дали серьезный повод к вековому спору: кто покоится в современной могиле Канта? Многие считают Иммануила Канта агностиком, другие — атеистом, благодаря его опровержениям классической теории существования божественного. И здесь Кант решительно расходится с рационалистами, утверждавшими, что априорные созерцания, или интеллектуальная интуиция, присущи только разуму. Многие считают Иммануила Канта агностиком, другие — атеистом, благодаря его опровержениям классической теории существования божественного. Иммануил Кант – немецкий философ, профессор Кенигсбергского университета, почетный иностранный член Петербургской академии наук, родоначальник классической немецкой философии и «критицизма».
В Калининграде подлили масла в истерику Шольца с помощью одного факта о смерти Канта
Книга известного советского и российского философа Арсения Гулыги «Кант» (серия «Жизнь замечательных людей») будет интересна для всех, кто интересуется судьбой великого человека, его воззрениями, интеллектуальным наследием. В честь 300-летия Иммануила Канта участники подкаста «Собрались с мыслями», который на Первом канале ведет глава Синодального отдела по взаимоотношениям. Биографы отмечают, что сам Кант полагал, будто его предки прибыли в Восточную Пруссию из Шотландии. Калининград – город, в котором родился, жил и скончался немецкий философ Иммануил Кант. 1804) — немецкий учёный, профессор, основоположник критицизма и классической философии в Германии.
Новая экспозиция, первая книга, премьера лекции и стендап
В те времена молодой философ жил весьма экономно, но не испытывал нужды в чём-либо, а многие потребности, такие как обновление одежды, если Кант не имел возможности приобрести её сам, на себя брало студенческое братство. После переезда Вломера в Берлин другой студент, Кристоф Бернард Калленберг, предложил Канту бесплатное проживание и оказывал поддержку. Некоторую помощь оказывал также Рихтер, дядя Иммануила. Учёба для него была превыше всего; в розыгрышах, пьянках, драках и прочих студенческих развлечениях он не участвовал. Уже тогда многие новые ученики предпочитали держаться Канта, помогавшего им в учёбе. Многие младшекурсники уважали будущего философа и брали с него пример. Студентом Кант увлекался философией Мишеля де Монтеня , многие отрывки из которого он знал наизусть. Редким развлечением была игра со своими друзьями в бильярд , в который он часто выигрывал деньги [44]. Кант посещал даже лекции по теологии Шульца: он стремился к любому знанию, даже не связанному с его непосредственными интересами. Также он слушал лекции Иоганна Кипке [de] — его работы в области философии произвели впечатление на Канта [45]. Одним из самых известных и почитаемых философов, у которых учился Кант, был Мартин Кнутцен.
Несмотря на то, что Кнутцен ни разу не упоминается в трудах Иммануила Канта, принято считать, что он оказал значительное влияние, наибольшее из всех его университетских преподавателей. Кант любил своего преподавателя больше всех остальных и не пропустил ни одного занятия [46]. В 1738 году Кнутцен предсказал появление кометы зимой 1744-го [ком. В этом же году был издан его труд «Rational Thoughts on the Comets». Это подтолкнуло Канта к науке и, вероятно, послужило в будущем источником вдохновения для книги «Всеобщая естественная история и теория небес». Иммануил Кант увлечённо следил за академическими диспутами вокруг предсказания Кнутцена, что в итоге развило у мыслителя интерес к космогонии [47]. Кроме того, именно Кнутцен познакомил Канта с трудами Исаака Ньютона [48]. Сам Кнутцен при этом не выделял Канта: перечисляя выдающихся учеников в переписке с Эйлером , он ни разу не упомянул его имя [49]. Начало творчества[ править править код ] Обложка немецкого издания первого труда И. Канта Разум Канта «созрел» в 1744 году, когда он берётся за написание своей первой работы — « Мысли об истинной оценке живых сил».
Кант публикует эту работу независимо, в то время как имел шанс написать её на латыни и представить как магистерскую диссертацию. Однако, обходя барьеры академического рецензирования, пишет её на немецком языке в весьма надменном тоне, намереваясь посягнуть на авторитет Ньютона и Лейбница. Вероятно, он преследовал цель привлечь внимание к своей персоне, а не добиться успеха в академическом сообществе [50] , хотя некоторые комментаторы Канта ложно приняли эту работу за его диссертацию, в то время как до защиты диссертации Канту оставалось по меньшей мере 10 лет [51]. Произведение было окончено в 1746 году, когда Канту было 22 года, а в следующем году он написал введение и предисловие к труду [52]. Кант выставил свой труд на рецензирование ещё в 1746 году, и он был одобрен, но официально был опубликован только в 1749 году. В своей работе Кант исследует феномен силы в физике с точки зрения метафизики , полагая, что любая подобная проблема должна рассматриваться в таком ключе. В работе Кант вступает в полемику по поводу живой и мёртвой сил между Декартом и Лейбницем. Таким образом, книга была посвящена в первую очередь научному сообществу, а именно участникам дискуссии вокруг феномена силы. При прочтении сейчас трактат изобилует нестандартными для современной физики натурфилософскими терминами. Профессор философии Мартин Шёнфельд называет «Мысли об истинной оценке живых сил» худшей работой Канта, критикуя, в частности, стиль изложения и излишнюю многословность [53].
Иммануил Кант пытался урегулировать дебаты, найдя компромисс в обеих позициях, видя часть правды с обеих сторон, оставаясь при этом беспристрастным. Во введении он отвергает безусловный авторитет великих учёных и свободно высказывает как аргументы «за», так и «против» обеих сторон конфликта [54]. В работе был и ряд фактологических ошибок. Например, Кант не всегда правильно понимал аргументы сторон, делал ошибки в формулах, из чего Шёнфельд делает вывод, что на момент написания познания Канта в области механики были поверхностными [56]. На произведение было написано несколько рецензий, среди которых была критика от Готхольда Эфраима Лессинга , который заявил, что Кант «…исследует живые силы, но свои собственные оценить не может» [57]. Рассматривая свою работу в более зрелом возрасте, Кант испытывал чувство неловкости [51]. Отъезд из Кёнигсберга[ править править код ] В конце 1744 года тяжело заболел Георг Кант. Ранее переживший инсульт, отец Иммануила скончался 24 марта 1746 года, оставив без присмотра трёх детей: сестёр 17 и 14 лет и 9-летнего брата. Пока отец болел, Канту приходилось проводить долгое время у себя дома. Вероятно, значительная часть «Мысли об истинной оценке живых сил» была написана именно в этот период, когда посещения лекций в университете было затруднено.
В течение двух лет после смерти отца Кант вынужден заботиться о доме, в котором он жил. Потребовалось много времени, чтобы продать имущество отца и позаботиться о сёстрах. Погрязнув в домашних делах, он потерял возможность продолжать обучение в университете и вскоре, в 1748 году, покидает Кёнигсберг. Иммануил Кант становится частным учителем для трёх семей: детей из баронского рода Кейзерлингов , Бернхарда Фридриха фон Хюльсена, а также троих детей пастора реформатской церкви в деревне Юдшен сегодняшняя Весёловка. У него сложились хорошие отношения с членами местной общины, и ему даже несколько раз предлагали стать крёстным отцом. Семья Бернхарда фон Хюльсена общалась с Кантом и после его отъезда, они считали Канта практически членом семьи. Позже двое из учеников Канта делили с ним жильё в Кёнигсберге, когда поступили в университет, а он оказывал им помощь. Несмотря на любовь его работодателей, сам Иммануил Кант критически относился к себе как к учителю, да и вовсе полагал профессию учителя слишком хлопотной. На протяжении своей работы частным учителем Кант делал наброски для будущих научных трудов и, вероятно, всегда рассматривал возможность возвращения в университет, поскольку не прекращал процесс обучения и не отказывался от «академического гражданства» [58]. Возвращение[ править править код ] Спустя шесть лет отсутствия, в августе 1754 года, Кант возвращается в Кёнигсберг для защиты диссертации и издания новых работ.
Он постепенно возвращается к университетской жизни и, возможно, становится научным руководителем для одного из своих учеников из Кейзерлингов. В течение этого года он опубликовал два сочинения о космогонии в местном еженедельнике в преддверии выхода своего второго произведения — « Всеобщая естественная история и теория небес [en] ». Изначально он отвечал на конкурсный вопрос, выдвинутый Прусской академией наук : «изменяла ли Земля движение вокруг своей оси со времён возникновения? Кант опасался гонений со стороны духовенства, а потому приступил к работе над книгой только когда убедился, что будет в безопасности. Однако опасения были напрасны, поскольку произведение вышло практически незамеченным. У издателя в то время были проблемы в связи с банкротством.
Мы знаем и помним о великих ученых, двигавших нас по пути прогресса. Взять, хотя бы, Циолковского — разве бы смогли мы быть первыми в космосе, если бы в свое время Сергей Королев не познакомился с великим ученым из Калуги? Но, хочу заметить, что философия ничуть не уступает естественным наукам, той же физике, химии и математике во влиянии на наше общество. Стоит вспомнить таких философов, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс, чьи философские идеи надолго определили судьбы народов нашей страны и всего мира. Если, конечно, не считать его работу в Юдшене, нынешней Веселовке, в Черняховском районе. Там ему пришлось работать учителем 10 лет, так как денег молодому ученому не хватало, и нужно было кормить семью. Скамья Канта в Музее мирового океана в Калининграде Биография Канта довольно хорошо описана в литературе и я не буду останавливаться на ней подробно. Единственно, что хотелось отметить, с 1758 по 1762 год Кант был Российским подданным.
Посетить его следует всем, кто интересуется жизнью и научной деятельностью философа. В музее собраны личные записи, предметы и рисунки Иммануила Канта. Экскурсовод расскажет о биографии, научных достижениях и характере знаменитого философа. Посетив экспозицию, можно узнать подробную историю жизни деятеля науки, его странности и привычки, а также об отношениях Канта с современниками и взгляде на философские вопросы. Музей находится в Кафедральном соборе на 3-м и 4-м этажах. Также в нём представлен бюст учёного и картины, на которых изображён Иммануил со своими приближёнными и другими деятелями наук. Интересными экспонатами станут вещи, связанные с важными жизненными событиями философа. К ним можно отнести прошение Иммануила на имя правительницы с целью получения статуса заведующего кафедрой логики и метафизики в местном университете. Памятник философу На местности у бывшего учебного заведения «Альбертина», где некогда обучался и преподавал деятель наук, находится монумент Канту. Сделали памятник в Германии в 1857 году скульптором Христианом Даниэлем. Его открытие затянулось на долгое время из-за нехватки средств. В итоге с открытием помог создатель произведения «Кёнигсберг и современное градостроительство» Карл Розенкранц. Все деньги, полученные в результате продажи его книги, пошли на открытие монумента. Изваяние сначала возвели на улице Принцессиненштрассе в 1864 году. Сегодня улицы не существует, известно, что она располагалась близ гостиницы «Калининград». Установку монумента приурочили к 60-летней годовщине со дня смерти деятеля. Спустя 20 лет скульптуру перенесли на новое место — Парадеплатц, где находится нынешний сквер. Во время событий Второй мировой скульптура исчезает в результате неизвестных обстоятельств. На месте остаётся лишь постамент, который некоторое время использовался для расположения монумента председателя Э. Монумент философу восстановили в 1992 году согласно инициативе немецкой журналистки. Мастер Харальд Хааке смог воссоздать в наибольшей точности скульптуру Канта по макету. Сегодня памятник Канту можно увидеть на его историческом месте — напротив университета. Профессорское кладбище Этот некрополь на сегодняшний день разобран и располагает промышленной зоной и частью жилого комплекса. Название «Профессорское кладбище» — неофициальное имя Старого Нойроссгартенского кладбища. Найти территорию бывшего расположения некрополя можно на карте города на пересечении Гвардейского проспекта и ул. Генерала Галицкого. Данное захоронение возвели в 17 году 19 столетия. Сначала его разделили на две зоны, которыми владели общины Ной-Росгартена и Штайндамма.
При жизни он был знаковой фигурой в философском мире, символом немецкой культуры, воспринимался современниками как гигант мысли. Пожалуй, больше меня интересует вопрос, появятся ли еще такие философы, или мы все останемся карликами, сидящими на плечах гиганта? Сегодня роль мыслителя изменилась. Раньше они толкали науку вперед, интерпретировали культуру и идеи, ткали научное знание. В современном мире ось сдвинулась. Сегодня философ занимается преимущественно просвещением, он не занимает центральную позицию, как во времена Иммануила Канта. Кто же тогда продвигает саму идею поиска смыслов, если не философы? Пабло Мучник: Сложно сказать. Философы, на мой скромный взгляд, фрагментировались. Их число заметно увеличилось, но оно автоматически не перерастает в качество. Сегодня смысл ищут не только мыслители, но также художники, представители СМИ, правозащитники, политики и писатели. В своих работах вы исследуете проблемы зла и во многом опираетесь на суждения Иммануила Канта.
Иммануил Кант: звёзды над головой
Убеждение в возможности привлечь на себя действия благодати отличной от нас природы есть мечта, так как мы не можем никакого сверхчувственного предмета познать в опыте, ни тем менее — влиять на него так, чтобы привлечь его к себе. Это вид суеверия привлекать к себе небесные явления, это — мечты, в которых хотя и может быть согласный метод, однако мнимые внутренние влияния должны сводиться на нравственные, как разумные. Религия всегда будет убыточным самообманом. Это не суеверие только совершением нравственно безразличных действий культа благорасположить Бога, но это есть нелепая мечта стремиться к мнимому общению с Богом, так как это чувство непосредственного присутствия высшего существа и отличие этого чувства от всякого другого, даже от нравственного, было бы восприятием воззрения, для которого в человеческой природе нет никакого органа. Такая галлюцинирующая мечта была бы нравственною смертию для разума, без которого не может утверждаться никакая религия, так как всякая религия, как и вся нравственность, должна утверждаться на правилах. Отсюда церковная вера, если она не может обойтись без твердо установленных положений которые содержат нечто большее, чем чистую нравственность , во всяком случае должна иметь принципом, что она должна представлять конечною целию религию доброго образа жизни и что без всего прочего она может обойтись. Религия, по Канту, заключается следовательно в благоповедении и совпадает с моралью. Все прочее, что приходит сверх этого, состоит или во внешнем культе, или во внутренних религиозных возбуждениях: — частию это плод самообмана, частию нечто полезное для человеческой слабости. Полезное, поскольку несомненен факт, что человек слаб, его природе присуще радикальное зло, отдельные злые поступки указывают на живущую в человеке наклонность ко злу, которая не находит для себя дальнейшего объяснения. Для начальной борьбы с этим радикальным злом и могут быть полезны и внешние, и посторонние побуждения к нравственной деятельности. Целию нравственной деятельности каждого лица должно быть осуществление в себе нравственного идеала человека.
Такой нравственный идеал представлен в лице вечного Сына Божия — Христа. Верить во Христа значит осуществлять в себе идеал угодного Богу человека, но не значит веровать в Иисуса Назаретского. Жизнь Иисуса Назаретского и Его чудеса, по Канту, должно толковать моральным образом. Совершенная праведность, т. Для грешного человека страдание есть необходимый момент в процессе избавления от зла, оно есть неизбежное наказание за грех; но страдание человека безгрешного Сына Божия , не будучи следствием собственного греха, может иметь замещающую силу, или покрывать грехи человечества. Для истинной религии необходима практическая вера в нравственный идеал, т. Суждение умопостигаемого характера об эмпирическом есть совесть. Признавать воплощение этого идеала фактически совершившимся в лице Иисуса Христа не противоречит разуму, если только такую историческую веру подчинять моральной, т. Для достижения нравственных целей человеку помогают другие люди, общество, иначе церковь. Церковь должна быть одна и ее основа — чистая разумная вера; эту разумную веру, имеющую свой непосредственный источник в нравственной природе человека, затемняет вера историческая, породившая множество религий и церквей.
История христианской церкви есть история борьбы разумной веры с историческою. Историческая вера требует от человека, кроме нравственности, еще внешнего богопочитания: согласно с этой верою можно достигнуть благоволения Божия особенными средствами. Это значить, — говорит Кант, — делать Бога фетишем, идолом, доступным ласкательству. Богослужение имеет свою поддержку в бегущем работы легкомыслии людей: трудно быть хорошим слугою, легче быть фаворитом; люди почитают божественные заповеди для того, чтобы не исполнять их. Кант допускает некоторую полезность исторической иди церковной веры для юного человечества, но для зрелого она не нужна: она требуется, пока человек не укрепился в добре, а там ей можно указать двери. Этим взглядом Канта на историческую веру обусловливается неустойчивость его воззрений на откровение, благодать, чудеса, таинства, обрядовые действия. Откровение, по его мнению, возможно, но не необходимо; благодатная помощь тоже возможна по крайней мере, невозможность ее нельзя доказать , но на нее не следует рассчитывать. Чудеса противоречат законам опыта и не содействуют выполнению нравственных обязанностей. Кант разделяет их на физические и нравственные, но не находит в прошедшем никакого факта, который должно бы было признать действительно чудесным. Кант, правда, не видит нужды оспаривать, что в прошедшем были чудеса, хотя и рекомендует их объяснять в нравственном смысле, но он приходит к заключению, что в настоящем и будущем чудеса уже не бывают и не могут быть.
И благоразумные правительства, — говорит Кант, — приняли за правило допускать, что в древности бывали чудеса, но новых отнюдь не дозволять. Обрядовые действия, по Канту, имеют значение лишь, как внешнее выражение внутреннего настроения, но не сами но себе. Таково учение Канта о религии. Должно признать, что в отдельных суждениях Канта заключается не мало справедливого, но вместе с тем должно признать, что в своих нравственных суждениях он неправ во многом, а в суждениях о религии неправ в существенном. Нам кажется, что одно из положений философии Лейбница и его школы или даже — вернее — его эпохи, развитое до своих крайних выводов, и составляет в значительной части содержание философии Канта. У Лейбница личность есть самозамкнутая монада, которая ни во что не может проникнуть и в которую не может проникнуть ничто. Эта теория непроницаемости личного духа, теория невозможности взаимодействия, развивавшаяся уже в XVII столетии, принимается Кантом. Скептическое направление, шедшее совсем с другой стороны Монтэнь, Юм , нашло в ней свое обоснование. Если человеческий дух абсолютно непроницаем, то он абсолютно не может познать действительности. Таков гносеологический принцип Канта.
Но из этой же обособленности духа следует и его независимость и то, что он должен действовать по законам собственной природы. Таков этический принцип Канта. Христианская религия призывает к теснейшему богообщению. Сын Божий субстанциально соединяется с человеческой природой. Дух Божий живет в чистых человеческих сердцах. Но, по теории Канта, ничто не может проникать в человека. Дух Божий не живет в человеке; Сыну Божию не за чем было воплощаться, так как никакое воплощение не соединит Его с людьми. Человек абсолютно разобщен с Богом и действует только от себя и чрез себя. Таков теологический принцип Канта. Принцип духовной непроницаемости, усвоенный Кантом от его века и развитый им до крайних логических выводов, породил его гносеологические, этические и религиозные заблуждения.
Кант остановился на представлении в сущности очень вульгарном и некритическом, что территория познания для нашего духа ограничивается геометрическою поверхностию нашего тела. Позволительно думать, что если бы великий кенигсбергский мыслитель жил в наше время, он иначе бы отнесся к поставленному им во главу здания принципу. Тогда в физике, как несомненная истина, господствовала теория непроницаемости. Теперь она колеблется с каждым днем более и более. Открываются лучи всепроникающио и как бы оказывается, что все может проникать всюду. Во время Канта только смеялись над мыслию о действии духа на расстоянии. Теперь такие действия тщательно изучаются. Но никакая сила не может действовать там, где ее нет; всякое действие предполагает собою взаимопроницаемость. В сфере нравственной люди это чувствовали и инстинктивно понимали всегда. При таком единении каждый бы и давал своему ближнему от своих духовных богатств и получал бы от него, чего не имел сам.
Терминология языка показывает, что именно так люди всегда понимали идеал морали. По точному значению слова, значит взять на себя часть его страданий. Но как же можно взять на себя страдания сироты, лишившегося отца, или человека, лежащего в тяжкой болезни? Очевидно, их можно взять только духовно, п однако несомненно, что искреннее сострадание всегда приносило и приносит облегчение страдающему. Благополучие совершенное — блаженство состоит в удовлетворении любви, в обладании или общении с тем, что любишь. Чем выше объект любви и чем теснее единение с любимым, тем выше блаженство.
Первый вопрос «На что я смею надеяться? Второй вопрос «Что я могу знать?
А третий — «На что я могу надеяться? Так, в теоретическую часть входит метафизика, основанная на рациональном понимании природы. А практическая часть включает, в свою очередь, этику и размышления о политической философии, основанной на понятии свободы. В этой работе Кант разбирает противоречия в теории рационализма и старается переосмыслить его основные идеи, добавив идеалистический аспект, без которого невозможно было бы представить дальнейшее развитие философии. Кант развивал мысль о том, что исключительно на свой разум в отрыве от чувственного эмпирического восприятия опираться невозможно. Юма — представителя эмпиризма. Поскольку во времена Канта филисофы в основном опирались исключительно на рационализм, философу удалось создать новое знание на основе изученных им идей. Мораль по Канту включена в понятие свободы.
Таким образом, свобода по Канту — это не слепое следование собственным импульсам, а действия и решения, принимаемые в соответствии с собственными жизненными принципами.
Первый звучит так: что я могу знать? Обратить его можно к чему и к кому угодно, в том числе к самому Канту. Благо в его биографии, несмотря на всемирную славу философа, достаточно белых пятен и неясностей. Так что же мы можем знать о Канте?
Он вышел родом из народа Сегодня, даже если человек отказывается от социальных сетей и к минимуму сводит свое присутствие в интернете, за ним тянется цифровой след. Плюс ко всему почти каждый попадает в объективы камер наблюдения и смартфонов случайных прохожих. Нами интересуются официальные структуры, соседи, родственники, коллеги, распространители спама. Особенно живой интерес проявляют мошенники. Конечно, если ты родился в благородной или очень богатой семье, то на тебя обращали внимание не только приходской священник, школьный учитель, а как подрастешь — армейский вербовщик и сборщик налогов.
Однако наш герой был из простого народа. Его родители — шорники — люди свободные, набожные, небогатые и мало кому известные за пределами гильдии и религиозной общины. Поэтому и судьба Иммануила Канта мало кого интересовала до тех пор, пока он не стал знаменит. А произошло это совсем не сразу. К тому же философ был не настолько тщеславен, чтобы озаботиться написанием мемуаров или собственной биографии.
Поэтому рассказ о его жизни, особенно на ее раннем этапе, до сих пор представляет непростую научную задачу. Решить ее пытаются почти 250 лет. За это время появилась масса литературы, причем как излишне идеализирующей Канта, так и почти клеветнической. Что в имени тебе моем? Самые достоверные свидетельства жизни Канта — официальные документы: записи о рождении, зачислении в университет или смерти, переписка с инстанциями, завещание.
Ошибка в тексте?
Курсы валюты:
- В Калининграде подлили масла в истерику Шольца с помощью одного факта о смерти Канта
- Жизнь Канта
- Восемь мифов об Иммануиле Канте: человеческий фактор
- Кант — наш! Великий философ до сих пор будоражит умы публичных лиц в России
- Наследие «чистого разума»: как Кант повлиял на современную науку
- Возможен ли мир без войны, о котором мечтал Кант?
Краткая биография Иммануила Канта
- Шольц: Россия "любой ценой" пытается присвоить труды Канта — 23.04.2024 — В России на РЕН ТВ
- Что еще почитать
- Форма обратной связи
- КАНТ, ИММАНУИЛ
В Калининграде подлили масла в истерику Шольца с помощью одного факта о смерти Канта
Калининград – город, в котором родился, жил и скончался немецкий философ Иммануил Кант. Интересные факты. Иммануил Кант (нем. Immanuel Kant) родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (ныне Калининград). Четвертый ребенок в небогатой семье шорника, он учился сначала в гимназии, затем в университете Кенигсберга. Из-за сложного материального положения в рез. Кант высказывает свою самую сильную критику организации и практики религиозных организаций в адрес тех, кто поощряет то, что он считает религией поддельного служения Богу. Иммануил Кант (Kant) (1724-1804) — немецкий философ, основатель «критицизма» и «немецкой классической философии»; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794). XII Кантовские чтения: Кант и этика Просвещения (2019).
Навигация по записям
- Читать также
- Популярные материалы
- Великий мыслитель – Иммануил Кант
- «Что творится»: после речи Алиханова калининградцы просят не запрещать Канта - Новости
Иммануил Кант и его философия
Иммануил Кант (Kant) (1724-1804) — немецкий философ, основатель «критицизма» и «немецкой классической философии»; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794). Эта мысль Канта способна оказать успокаивающее воздействие на тех, кто склонен считать антагонизм неустранимым состоянием общественной жизни, кто видит в современных формах существующего антагонизма нормальное состояние. Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант родился 22 апреля в 1724 году в Кенигсберге (Калининград). Спустя 295 лет со дня рождения кёнигсбергского философа Иммануила Кант «Твой Бро» узнал у калининградского доктора философских наук, доцента Института гуманитарных наук БФУ имени И. Канта Вадима Чалого.
Кант — наш! Великий философ до сих пор будоражит умы публичных лиц в России
К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии. Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу. В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей. Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии. Дело в том, что Иммануил Кант, после отказа в кафедре, весьма интенсивно занимался частными уроками. Чтобы как-то улучшить свое скромное материальное положение, он преподавал даже фортификацию и пиротехнику, а также ежедневно подрабатывал по несколько часов в библиотеке. Расцвет творчества В 1770 году наступает долгожданный момент, и 46-летний Иммануил Кант назначается профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где он преподает философию, математику и физику.
Надо сказать, что до этого ему поступало много предложений от университетов разных европейских городов. Однако Кант категорически не хотел уезжать из Кёнигсберга, что породило множество анекдотов еще при жизни философа. Критика чистого разума Именно после профессорского назначения начинается «критический период» в жизни Иммануила Канта. Всемирную славу и репутацию одного из самых выдающихся европейских мыслителей ему приносят фундаментальные работы: «Критика чистого разума» 1781 — гносеология эпистемология «Критика практического разума» 1788 — этика «Критика способности суждения» 1790 — эстетика Следует заметить, что эти труды оказали колоссальное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли. Предлагаем вам схематическое изображение теории познания Канта и его философские вопросы. Личная жизнь Канта Будучи от природы очень слабым и болезненным, Иммануил Кант подчинил свою жизнь жесткому распорядку дня.
Это позволило ему пережить всех друзей, умерев в возрасте 79 лет. Жители города, зная особенности живущего рядом с ними гения, сверяли по нему часы в буквальном смысле слова. Дело в том, что Кант совершал ежедневные прогулки в определённые часы с точностью до минуты. Его постоянный маршрут горожане назвали «философской тропой». Рассказывают, что однажды, в силу каких-то причин философ с опозданием вышел на улицу. Кёнигсбергцы, не допуская мысли о том, что их великий современник мог опоздать, перевели часы назад.
Женат Иммануил Кант не был, хотя недостатка в женском внимании не испытывал никогда. Обладая тонким вкусом, безупречными манерами, аристократической грацией и абсолютной простотой, — он был любимцем высшего светского общества. Сам Кант так говорили о своем отношении к женщинам: когда я хотел иметь жену, тогда не мог её содержать, а когда уже мог — тогда не хотел. Дело в том, что первую половину жизни философ прожил достаточно скромно, имея весьма невысокий доход. Свой дом о котором Кант мечтал давно он купил только к 60 годам. Причем это был настоящий ритуал.
Кант не отрицает наличия априорных аналитических суждений, но показывает, что они не ведут к приращению знания. Чтобы понять реально совершающееся умножение математических знаний, необходимо признать существование априорных синтетических суждений, в то время как рационалисты рассматривали все синтетические суждения как апостериорные, т. Апостериори и априори. Кант ставит основополагающий вопрос: как возможны синтетические суждения априори? Поскольку такие суждения не могут быть почерпнуты из опыта, из чувственных восприятий окружающих вещей ибо в таком случае они не были бы априорными , следует признать существование априорных чувственных созерцаний, образующих источник синтетических суждений априори. Такими априорными чувственными созерцаниями являются, согласно Канту, пространство и время.
И здесь Кант решительно расходится с рационалистами, утверждавшими, что априорные созерцания, или интеллектуальная интуиция, присущи только разуму. Кант отвергает понятие интеллектуальной интуиции и тем самым рационалистическое понимание априорного как имеющего сверхопытное применение, т. Априорное знание, утверждает Кант, не выходит за границы возможного опыта, оно носит не сверхопытный, а доопытный характер. Вслед за анализом природы математического знания Кант ставит вопрос: как возможно чистое естествознание? Последнее, в отличие от чистой математики, содержит в себе не только априорные положения, но и эмпирические по своему происхождению понятия материя, движение, притяжение и т. Априорные понятия, каковыми прежде всего являются категории , сами по себе лишены содержания, они служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта, который не сводится к совокупности чувственных данных, но представляет собой их категориальный синтез, поскольку содержит в себе представление о причинно-следственных, необходимых отношениях.
Настаивая на несводимости априорных, т. Анализ единства априорного и эмпирического приводит Канта к постановке вопроса о логике науки, которую он называет трансцендентальной логикой. Трансцендентальным в противоположность трансцендентному Кант называет не сверхопытные, а доопытные априорные положения, поскольку они применяются только в сфере опыта. Трансцендентальная логика, в отличие от обычной, формальной логики, не отвлекается от всякого содержания, а, напротив, исследует содержательные формы знания, условия их возможности. Одним из таких основных условий является «трансцендентальное единство апперцепции» — такое единство самосознания познающего субъекта, которое предшествует каждому акту познания, как и эмпирическому самосознанию, и поэтому может быть лишь доопытным, априорным единством самосознания субъекта. Последний раздел трансцендентальной логики — трансцендентальная диалектика, толкуемая как логика иллюзий, в которые впадает разум, поскольку он постоянно стремится выйти за пределы опыта.
Это стремление — источник всех метафизических систем, их претензий на сверхопытное знание. Несостоятельность этих стремлений, однако, не означает, что основные идеи метафизики мир как целое; свобода, предшествующая необходимости; субстанциальность души; Бог должны быть отброшены. Эти идеи имманентны разуму, они являются регулятивными принципами познания, осуществляют высший синтез знаний, приобретаемых рассудком. Метафизика — высшая культура разума, без которой немыслимо его существование. Необходимо, однако, создание метафизики как науки, как системы априорных синтетических суждений, которые не претендуют на познание трансцендентного. Это значит, что идеи метафизики никоим образом не указывают на существование того, что в них мыслится, т.
Отсюда его убеждение: «Мне пришлось ограничить [aufheben] знание, чтобы освободить место вере... Речь идёт не об ограничении познания природы или общества, а об ограничении претензий разума на познание метафизической реальности, которая принципиально недоступна познанию.
На русском языке пока издан труд только последнего, остальные работы планируются к публикации в этом году. Данные тексты, увы, несвободны от субъективизма.
Вместе с тем они позволяют составить какое-то общее представление о Канте или как минимум о том, каким бы его хотели видеть друзья-богословы — все трое авторов были теологами. В этих биографиях Кант больше похож на какого-нибудь легендарного благочестивого мудреца, который родился сразу стариком. Отчего образ философа кажется немного плоским и тусклым. Он едва ли не раньше других вскоре после смерти Канта в 1804 году опубликовал анонимную брошюру, где представил своего коллегу по Альбертине не таким уж хорошим человеком, гражданином и ученым.
С тех пор обе крайности в восприятии Канта сосуществуют, причем не только в биографической литературе, но также в научной и художественной. Друзья, враги и книги Реального Канта нужно искать где-то между крайностями идеализации и демонизации. Канта, который не сразу состарился, а до того ходил в школу, дурачился с друзьями, посещал театр и маскарады, прекрасно играл в бильярд и карты, умудрялся выживать на жалование домашнего учителя, много преподавал, конкурировал с коллегами и при этом совершал открытия — сначала в области естественных наук, а потом в философии. Именно такими поисками занимаются ученые, которые по крупицам собирают и критически оценивают данные о жизни философа.
В качестве примера можно привести биографии А. Гулыги «Кант» и М. Кюна «Кант: биография». При этом не стоит сильно переживать из-за каких-то нестыковок в разных источниках.
С одной стороны, наука не стоит на месте. Появляются новые методы, открываются новые сведения, возникают новые интерпретации старых данных. С другой стороны, не так уж важно, в каком именно году Кант после окончания университета покинул Кенигсберг или где конкретно познакомился с семейством Кайзерлинг. В конце концов, он же не современный селебрити или блогер, у которого кроме биографии ничего нет!
Куда важнее то, что Кант говорил о нас или мире вокруг нас.
Кант подвергает критике все доводы в защиту этих положении и находит, что они обусловливаются смешением понятий и упущением из виду многих сторон вопроса. Так, бессмертие души доказывают тем, что душа, как непространственная не экстенсивная величина, не может распасться на части у ней нет частей , между тем смерть, разложение состоит именно в распадении на части. Рассуждая так, упускают из виду, что если душа не экстенсивна, то она интенсивна: как и всякая сила, она может иметь большую и меньшую напряженность и может сводиться к 0 как яркость света. Результат психологического анализа Канта не тот, чтобы доказать, что учение рациональной психологии не оснозательно, а только тот, чтобы выяснить, что оно не обосновано и не может быть обосновано. Попытки построить учение о мире, как основанные на незаконном перенесении форм опытного познания к тому, что не дается в опыте, приводят, по Канту, различных мыслителей к совершенно противоположным утверждениям, которые с одной стороны оказываются законными, с другой — совершенно неправильными. Оказывается, что равно возможно доказывать и опровергать положения: 1 мир конечен и бесконечен; 2 мир состоит из неделимых элементов атомов и в мире все сложно; 3 в мире существуют свободные причины и в мире все совершается по необходимости; 4 в ряду мировых причин есть необходимое существо и в мире все случайно. Таковы, по Канту, четыре космологические антиномии.
Для понимания нравственной и религиозной философии Канта существенное значение имеет третья антиномия. Явления мы обсуждаем с точки зрения категории причинности, а затем произвольно закон явлений бытия начинаем считать законом самого бытия. Когда мы действуем по идее долга, руководясь чистою идеей добра, представлением того, что должно быть, — мы имеем, что причиною нашей деятельности является то, что должно быть, но чего еще нет. Причина лежит в будущем, а действие — в настоящем, будущее предшествует настоящему. Эти противоречия получаются лишь потому, что условия времени прилагаются к тому, что им не подлежит: идея добра не подчинена условиям времени, она имеет вневременный характер. Не подлежит условиям времени и субстрат душевных явлений; поэтому он может быть мыслим свободным. Построения рационального богословия, по Канту, также не обоснованы и произвольны, как построения психологические и космологические. В представление Бога вносят много антропоморфизмов, а самые доказательства бытия Божия обыкновенно утверждаются на смешении понятий или на произвольном расширении оснований.
Но, во-1-х, если бы даже было так, то получилось бы, что мы мыслим всесовершеннейшее существо существующим, а не то еще, что оно существует в действительности; из необходимости мысли не следует необходимость вещи. Во-2-х, существование вовсе не есть признак ни совершенства, ни несовершенства. Космологическое доказательство заключает от условности мира к существованию его безусловной причины. Телеологическое доказательство заключает от целесообразного строя мира к существованию премудрого устроителя — Творца. Но открываемая нами всегда в частных фактах, целесообразность относительна, и если из нее еще что и может быть выведено, то разве существование устроителя и устроителей действующих по целям, а вовсе не то, что это есть не высочайшее существо — всесовершеннейший Бог. Бытие такого Бога не может быть доказано теоретически; Он есть идеал, достоверность существования которого должен признать разум практический. Чистый разум, по Канту, дает формы, в которые мы заключаем наши познания и принципы, руководясь которыми, мы их приобретаем и расширяем. Но чистый разум не есть весь разум.
Есть еще разум практический, который диктует правила нашей воле. Единственно, что можно считать хорошим без ограничения, это — добрая воля. Но какая воля добрая? Та, которая стремится действовать по долгу, а долг есть обязанность совершить действие из уважения к закону. Нравственный закон, присущий человеку, дает ему приказания, как он должен поступать. Как приказывающий, нравственный закон есть патегорический императив безусловное повеление: см. Когда приказания имеют в виду достижение какой-либо цели, они представляют собою гипотетические императивы. Приказания, независимые от частных целей, должны быть называемы категорическими.
Если мне приказывают: не говори в данном случае того-то и того-то, потому-то и потому-то, это будет гипотетическое приказание т. Если моя воля определяет: я не должен лгать, не должен лгать никогда и ни для каких целей, это будет приказание категорическое. В частных случаях может оказаться, что это правило приведет к кажущемуся вреду, но самоопределение моей воли безусловно и всеобще. Я должен всегда действовать таким образом, чтобы правило моей воли могло быть общим законом. Вообще я всегда должен поступать не так, чтобы каждый мой отдельный поступок производил добро, но так, чтобы моя воля всегда была доброю. Отсюда получается, что моя воля, самоопределяющая себя к действию, есть сама в себе и цель. Человек, его личность есть цель сама в себе. Другие люди представляют собой то же, что и я.
Поэтому практический императив может быть выражен таким образом: действуй так, чтобы признавать человечность как в твоей личности, так и в личности другого целию и чтобы никогда не пользоваться ею, как средством. Таланты, знания, силы человека можно употреблять для различных целей, как средство, но приспособлять принципы воли, выражающие личность человека, к каким-либо целям нельзя. В нравственной сфере человек автономен. Он подчинен только своему собственному и в то же время всеобщему нравственному закону. Пытались представлять, что человек обязан подчиняться нравственному закону или потому, что этого требует Бог , или потому, что это ведет к собственному благополучию. Мысль, что всякое разумное существо должно считать себя создателем всеобщего законодательства на основании правил своей воли и судьею себя и своих действий, приводит у Канта к республике целей. Республикою он называет систематическую связь разумных существ, объединенных общими законами. Разумное существо есть член царства целей, когда, утверждая всеобщие законы, сам повинуется им.
Вместе с тем он и глава царства, когда в качестве законодателя не подчиняется ни чьей сторонней воле в нравственной автономии человека открывается его высокое достоинство. Его нельзя измерять внешнею продажною ценностию как цену полезных вещей ; это — достоинство внутреннее, не подлежащее никакому сравнению и никакой оценке. Так, человек, как нравственная личность, оказывается, по Канту, безмерно великим и в то же время, как личность познающая, он совершенно ничтожен. В области мира чувственного, с которым он связан всецело своими познавательными способностями, он на самом деле ничего не может познать, но в области мира нравственного человек является законодателем и судиею. Между двумя мирами — чувственным и моральным — открывается бездна, через которую Кант пытается перебросить мост в своей критике способности суждения. Он рассматривает здесь суждения о прекрасном, возвышенном и, наконец, суждения с точки зрения целей. Прекрасное вызывает в нас чувство незаинтересованного удовольствия для прекрасного не замечается никакой дальнейшей дели — служить чему-либо. Корень его, по Канту, заключается в том, что в прекрасном открывается какая-то таинственная связь между объективными законами природы и законами нашего рассудка.
Прекрасное есть символ нравственного то и другое имеют дел в себе. От прекрасного должно отличать возвышенное: возвышенное безмерно, хаотично, бесформенно океан, буря. Возвышенное в природе порождает в нас двойной род чувств: сознание своего физического ничтожества и сознание нравственного величия. Человек — ничто в сравнении с океаном, как физическая сила; но он неизмеримо выше его, как нравственная личность. Кроме суждений эстетических мы руководимся еще суждениями телеологическими, оцениваем все с точки зрения целей. Теоретический разум объясняет нам все механически, но разум практический рассматривает все механически произведенное, как назначенное для высших целей. С этой точки зрения Кант рассматривает историю, утверждая, что даже борьба и затруднения, в которых оказывался человек, в конце концов содействовали развитию его высших способностей. В нравственном отношении человек характеризуется независимостию, но в действительности это качество принадлежит человеку лишь в том случае, если бы на самом деле желает и действует разумно, т.
Нравственный закон, по Канту, есть в сущности безусловный разум, ничему не подчиненный и в себе самом имеющий последнее основание. Но, как таковой, безусловный разум не совпадает ни с отдельными единичными стремлениями и наклонностями индивидуумов, ни с суммою их. В таком случае, что же он такое? Этот вопрос естественно направляет мысль к тому, чтобы человеческий разум вывести из высшего принципа, из божественного перворазума и таким образом связать автономию человека с теономиею, его свободу с его зависимостию от Бога.