История Иверской иконы Божией Матери» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. Иверская икона Божией Матери — прямое свидетельство тому, что Богоматерь взяла под свое заступничество весь человеческий род. Иверская икона Божьей Матери: где находится, значение и история, о чем молятся перед ликом, сотворенные образом чудеса, иконография.
Иверская икона Божией Матери – главная святыня горы Афон
Иверская икона Божией Матери. 26 октября в православных храмах пройдут службы, посвященные обретению Иверской иконы Божией Матери. У иконы Божией Матери Иверской в Москве сколько людей даже неверующих или поколебавшихся спасалось от гибельных решений, изменяло пути своей жизни, одними путями входило, другими исходило!» – писал будущий священномученик Фаддей (Успенский). После молитвы перед иконой Божьей Матери Иверской случались многочисленные чудеса: исцеление хромых, слепых, болеющих. Иверская икона Божьей Матери или Вратарница, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами 25.10.2018, Sputnik Грузия. Иверская икона Богородицы принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия», что преводится как «Указующая путь», «Путеводительница».
Что за день Иверской иконы Божией Матери и чего категорически нельзя делать 6 мая
День Иверской иконы Божией Матери: о чем просить Богородицу 25 февраля. Описание иконы, история, значение Иверской иконы Божией Матери, о чем молиться, в чем помогает. Иверская икона Божией Матери: история. Иверская икона Божией Матери почитается православными верующими как чудотворная. Оригинал иконы, на которой изображена Дева Мария с младенцем, находится в греческом мужском монастыре Иверон на Святой горе Афон. Иконография: Иверская икона Божией Матери Датировки: XIX в. Материал: Дерево, темпера Размеры иконы: высота 19,5 см, ширина 14,3 см Поясное изображение Богоматери Иверской, именуемой Вратарница, с Младенцем на левой руке.
Иверская икона Божьей Матери (Вратарница) — значение, в чем помогает, история образа
Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в главный храм монастыря, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей, или Привратницей, а от имени обители — Иверский монастырь — она получила наименование Иверская [3]. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, однако позднее была помещена в часовню, находящуюся у ворот монастыря, в которой она пребывает и сегодня [4].
Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту.
Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала.
Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама!
Я выхожу замуж за Володю Ушакова! Свадьба была очень скромной.
В них есть некоторые разногласия по дате появления иконы на Святой горе. Также нет единого мнения, откуда на шее Пресвятой Богородицы в данном иконописном типе появилась кровь.
По одной из версий, в правление византийского императора Феофила 9 век эта икона находилась в доме благочестивой вдовы близ города Никея Турция. Выполняя приказ императора-иконоборца по выявлению и уничтожению икон, к ней домой пришли воины. Но когда они пронзили этот образ копьем, в области шеи Пресвятой Девы Марии выступила кровь. Вдова вымолила у воинов икону и ночью пустила по морю.
Икона чудесным образом сама поплыла на запад. Иверская икона Божьей Матери Появление иконы на Афоне Через несколько лет афонские монахи увидели плывущую по морю икону в столпе света. Пресвятая Дева явилась монаху-отшельнику Гавриилу с повелением взять икону и отнести в Иверский монастырь. Братия монастыря вместе с преподобным Гавриилом пришли к берегу моря крестным ходом.
Монах Гавриил пошел по воде как по суше, икона стала к нему приближаться. В том месте, где Гавриил вышел с иконой на берег, сейчас стоит часовня с колодцем пресной воды. Это одно из чудес Афонской горы — часовня стоит на песке в нескольких метрах от моря, а колодец имеет пресную питьевую воду. Обретенную икону монахи поставили в алтаре соборного храма Иверского монастыря.
Однако икона дважды исчезала из него и появлялась над монастырскими воротами. Через преподобного Гавриила Пресвятая Богородица сообщила монахам, что не Ее нужно охранять, а Она будет охранять монастырь от врагов. Тогда икона осталась над воротами монастыря, после чего получила свое второе название «Вратарница». По другой версии, ранение на иконописной шее Пресвятой Богородицы было получено от слуги арабского эмира во время грабительского нападения на монастырь.
А сама икона вначале хранилась в грузинской обители Афо в настоящее время здесь находится Иверский скит Иоанна Предтечи.
Согласно «Повествованию», эмир принял постриг в Иверском мон-ре и построил монастырские укрепления ГИМ. С этими версиями сходно описание обретения И. Гедеоном по рукописи 1613 г. В него добавлен текст о гласе, раздавшемся от находившейся в море иконы, что только старец Гавриил, подвизающийся на М. В последующих посвященных И. Этого сюжета еще нет в кн. Агапия Ланд ос а 1641. Значительное число рукописей, содержащих Сказание об И. E 35, XVI в.
XVIII в. ГИМ, музей «Новодевичий монастырь» По более поздним источникам известно чудо о номисме золотой монете , полученной бедным паломником от Пресв. Богородицы после того, как иверский привратник стал требовать деньги за хлеб, к-рый раздавали в виде милостыни. В тот момент, когда привратник взял у бедняка плату, весь хлеб в мон-ре зачервивел. Игумен узнал древнюю номисму, пожертвованную иконе и подвешенную к ее окладу, нашел обладателя монеты, и история получила огласку Dawkins. Согласно др. Нектарий Влах 1812-1890 , приглашенный как лучший афонский протопсалт на престольный праздник в Иверский мон-рь, был во время братской трапезы отравлен певчими, завидовавшими его мастерству. Почувствовав недомогание, Нектарий пошел в ц. Богородицы Портаитиссы и, обратившись с горячей молитвой к Божией Матери, выпил масла из лампады от Ее иконы. Яд утратил силу, и Нектарий пел на празднике так хорошо, как никогда в жизни Ibid.
Перед первой мировой войной кроткое выражение лика Младенца Христа на И. Чудеса от И. Феофилактом Маринакисом. Многие из них рассказаны иером. Максимом из Трапезунда, служившим в течение 50 лет 1940-1990 просмонарием в ц. Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия И. Об этом возвестил прп. Нил Мироточивый , неоднократно являвшийся в 1813-1819 гг. Феофану Нил Афонский, прп. Посмертные вещания прп.
Феодор Поздеевский. В Греции особо почитаются копии И. Нерукотворный список И. Dublin, 1897. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. Тифлис, 1901 на груз. Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и ее списки в России. Иверский мон-рь на Афоне в Турции. Тифлис, 1909. The Monks of Athos.
Ashgate, 2005; Хрисанф, иером. Сыны Света: Воспоминания о старцах Афона. Славянские Сказания об И. Предания об И. Это обстоятельство затрудняет решение вопроса о том, возникли ли слав. При этом надо учитывать, что 2 из 3 слав. Евхаитская икона Божией Матери. Все версии объединяет сюжет странствования чудотворной иконы из первоначального места пребывания по воздуху или по морю на Афон. Происхождение чудотворной иконы из Иверии Грузии в первых 2 версиях Сказания связывает их с афонско-иверским циклом легендарных сказаний «Воспоминание отчасти Святыя горы Афонския... Иконописец В.
Гурьянов частное собрание, Москва Иверская икона Божией Матери. Гурьянов частное собрание, Москва Согласно 1-й версии Сказания об И. После смерти купца его имущество было расхищено приказчиками, воспользовавшимися малолетством наследника, к-рый сумел сохранить только семейную икону в драгоценном окладе. Отрок обратился к Богоматери с сетованием на опекунов, умоляя Ее защитить икону и его от житейских напастей. После этого он отправился в порт и с плачем и молитвой пустил икону по воде, а она поднялась в воздух и исчезла. Достигнув Св. Горы, икона Божией Матери остановилась на воде близ пристани Успенского мон-ря не названного в тексте Иверским. Здесь ее увидел монастырский повар, пришедший за водой, и трижды пытался взять образ, но тот троекратно «отскочи от руку его». Игумен, узнав от повара о чуде, отправился с крестным ходом к морю, взял икону и торжественно перенес в собор, где ее поставили у царских врат. Отрок, вынужденный просить в родном городе милостыню, впосл.
Придя на Афон, он стал обращаться в разные мон-ри с просьбой постричь его в монашество, однако по Божественному Промыслу ему повсеместно отказывали, чтобы впосл. Когда юноша достиг этого мон-ря, то, войдя в собор во время литургии, увидел икону и, узнав ее, пал перед ней на колени и начал с плачем молиться. После этого он поведал игумену и братии историю образа и свои злоключения, но ему не поверили, решив, что он хочет похитить драгоценную икону «Ты ходишь в нищетне образе, а сказываешь ся такова отца сын, да и икону сказываешь свою - неси ты добр человек. Мы того человека слыхали, а иныя от братья нашея и знали. Он бе от великих вельмож - того деля сказываешь себе отцем, нечто хочешь у нас икону сию украсть» , и выгнали его из мон-ря, «не поив, не кормив». Юноша в печали обратился с плачем к Богоматери, упрекая Ее в том, что Она не заступилась за него. От усталости он заснул прямо на солнцепеке. Тогда чудотворная икона покинула храм и встала над ним на воздухе, защищая от солнечных лучей. Игумен и братия, пришедшие в собор на вечерню, обнаружили пропажу и решили, что икону похитил подозрительный паломник. Выйдя за стены мон-ря, они увидели чудо, раскаялись в своих подозрениях и приняли юношу в обитель.
Со временем он стал игуменом, а мон-рь, бывший до этого беднейшим на Св. Горе, разбогател Шмидт. Происхождение И. В ряде списков, в т. Старший известный список сохранился в составе Сборника, переписанного в 1536 г. Язык Сказания лишен выразительных южнославянизмов, текст производит впечатление рус. Боброва, что появление текста на Руси может быть связано с Герасимом Поповкой , а письменная фиксация - с Пахомием Логофетом Бобров. Сказание включено наряду с Повестью о Ватопедском мон-ре и «Воспоминанием отчасти Святыя горы Афонския...
Предыдущие выпуски
- Помощь телеканалу
- Как появилась икона
- Почему Иверскую икону называют "Вратарницей" и в чем она помогает
- Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году: дата, чем известен образ
Иверская икона Божией Матери
- Предыдущие выпуски
- Помощь телеканалу
- Иверская икона Божией Матери. Свято-Никольский монастырь
- Иверская икона Божией Матери: что можно и нельзя делать 26 октября, народные приметы
- Православный праздник
- Иверская икона Божией Матери - Радио ВЕРА
Иверская икона Божией Матери (Вратарница): в чем помогает, как правильно молиться, история образа
Праздник Иверской иконы Божьей матери отмечают несколько раз в году, в том числе 26 октября и 25 февраля. Как Божия Матерь действует в нашей жизни сегодня?? Истории икон и истории людей в документальном проекте «Лики Богородицы». Также Иверская икона Пресвятой Богородицы защищает от неурожая, стихийных бедствий, бытовых проблем.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЛИКИ БОГОРОДИЦЫ
Ей молятся, делясь болью, радостью, прося защиты, благодаря за чудо. Иверская Божия Мать является чудотворной. Много чудес совершилось при обращении к ней. В монастыре, перед подлинным образом, висит лампада.
Если она начинается раскачиваться, значит Богородица посылает предупреждение о грядущей неприятности. Чем сильнее качается, тем большая беда ожидается. Обращаются к Иверской Божией Матери с молитвами о: утешении — во время жизненных трудностей и утрате родных людей; избавлении от грешных дум и соблазнов, о чистоте помыслов; любви, супружеском счастье; детях, их счастье и здоровье; желанном зачатии и рождении младенца; легкой беременности; защите роженицы от боли и мучений; защите дома и близких людей от бед, воров; избавлении от болезней; прощении грехов, если человек искренне раскаялся; отвращении к спиртному и наркотикам.
Где вешать в доме, и как правильно молиться Дома иконы располагают в соответствии с иерархией. Богородица располагается слева если смотреть прямо от Иисуса. Остальные образа размещают равномерно с 2 сторон от них.
Сверху размещают крест. Икона — это божественный образ святого, а фото-картинка — момент реальной жизни. Иконы обязательно освящают.
В расположении Иверской Божией Матери есть одна особенность в том, где находится.
Введите свой адрес электронной почты, указанный при оформлении заказа или регистрации. Затем нажмите кнопку "Восстановить". Восстановить вернуться назад Подтверждение адреса Email Мы отправили на ваш адрес электронной почты письмо с кодом подтверждения.
Икона же вертикально, поддерживаемая силою свыше, поплыла по морю. Так Богородица показала, что почитание икон угодно Богу.
Икона приплыла много лет спустя к Иверской обители на Святой горе Афон. Когда насельники монастыря увидели в море огненный столп, исходящий от образа Богородицы, то стали молиться о том, чтобы Богородица позволила им обрести эту чудную святыню. Божия Матерь явилась старцу Гавриилу, который вёл особо строгую подвижническую жизнь в монастыре, и велела принять Её Пречистый образ из воды. С молебным пением вышли братия монастыря к берегу моря, а старец Гавриил, пройдя по воде как по суше, принял святой образ Богородицы в свои руки.
Фото: пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Иверская часовня у Воскресенских ворот, фото начала XX века. В часовне хранилась икона написанная царскими иконописцами в XVII в. Московская Иверская.
Архиепископ Арсений Жадановский вспоминал: «Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения». Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий. На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы. Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною... В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все.
Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской... Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники». Николая в Толмачах. В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что эта икона и есть Московская Иверская. В храме Воскресения Христова в Сокольниках хранится образ из Иверской часовни. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже. Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина Федченкова, впоследствии митрополита.
Многие жертвовали на выкуп иконы свои последние средства. Парижская Иверская икона хранится на Трехсвятительском подворье рю Петель, 5 , где перед ней читается акафист по средам. Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны. Например, в храме свт. Николая на виа Палестра, 69 в Риме. Для восстановленной часовни иеромонахом Лукой из афонского монастыря Ксенофонт был написан список «Вратарницы». Перед образом ежедневно читается акафист московскими священниками в порядке очереди.
День Иверской иконы Божией Матери: о чем просить Богородицу 25 февраля
Иверская-Монреальская икона Божией Матери Впервые точный список с Иверской иконы Божией Матери, именуемой также «Благая вратарница» по месту пребывания у надвратного храма Иверского монастыря. Праздник Иверской иконы Божьей матери отмечают несколько раз в году, в том числе 26 октября и 25 февраля. Как Божия Матерь действует в нашей жизни сегодня?? Истории икон и истории людей в документальном проекте «Лики Богородицы». 26 октября 2023 года православные празднуют Иверскую икону Богородицы, образ с богатой историей.
Иверская икона Божией Матери: откуда на лике Богородицы глубокие шрамы
Богородичные иконы на протяжении тысячелетий оказывались в центре самых важных событий истории нашей страны. Обычные люди становились свидетелями чудес в своей личной жизни и обращались к Богу. Как Божия Матерь действует в нашей жизни сегодня?
Иконографический тип Одигитрии быстро распространился по всему христианскому миру; из Византии он попадает на Русь.
Согласно одному из вариантов «Сказания об Иверской иконе» во время правления императора-иконоборца Феофила 829-843 годы некая вдова, проживавшая с сыном близ малоазийского города Никеи, хранила у себя дома одну из многочисленных икон Богородицы Одигитрии. Ночью в дом ворвался отряд иконоборцев и один из воинов, желая разрубить икону, нанес по ней удар мечем. Сталь оставила на изображении правой щеки Богоматери след, из которого заструилась кровь.
Испуганные воины согласились оставить икону в доме, однако потребовали большой выкуп, в противном случае грозились донести властям. Женщина уговорила их придти за деньгами с утра. Спасая икону от поругания, мать и сын отправились к морю, и, помолившись, пустили икону по волнам.
Святыня не упала на воду, а чудесным образом стоя поплыла на запад. Сын по просьбе матери ушел из дома и принял постриг в одном из Афонских монастырей, где и рассказал о чуде. Много лет спустя монахи Афонского Иверского монастыря увидели на морских волнах икону, поддерживаемую столбом света.
Им не удалось приблизиться к ней на лодках — икона удалялась от них. Богоматерь явилась во сне отшельнику преподобному Гавриилу Иверскому, и возвестила, что именно он должен принять икону — Ее дар обители. Образ, чудесно обретенный во вторник Светлой седмицы, поместили в алтаре собора.
Но икона дважды покидала храм и оказывалась над вратами монастыря. Пресвятая Богородица, снова явившись преподобному Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. Вразумленная братия оставила икону Пречистой на месте, выбранном Ей Самой.
Так икона получила название «Портаитисса», то есть «Вратарница» или «Привратница». Богородица по молитвам братии перед ее иконой много раз спасала монастырь от голода, пожаров, нашествия врагов. Со временем была построена специальная часовня у ворот, в которой икона пребывает по сей день.
Иеромонах Ямвлих. Благодаря этому до нас дошли все подробности истории появления образа в Москве. Укрепление греко-русских связей в конце XV - XVI веках вело к притоку из Греции, особенно с Афона, различных святынь и духовной литературы.
Познакомившись с монахами-посланниками Иверского монастыря и узнав от них о чудотворной иконе, архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх Московский, попросил прислать ему список образа. Через год, 13 октября 1648 года икону уже встречали в Москве. В сопроводительных грамотах иверский игумен Пахомий подробно описал процесс создания иконы монастырским иконописцем Ямвлихом: «Вернувшись в свою обитель я собрал 365 братьев и сотворили великий молебен от вечера и до утра, а утром святили воду со святыми мощами, и той святой водой омывали святую и чудотворную древнюю икону Богородицы, и собрали ту святую воду в большой сосуд и ею омывали новую икону, которую я изготовил из кипарисового дерева, и вновь собрали ту святую воду.
И так мы закончили святую литургию, и после литургии я вручил ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобнейшему среди иеромонахов и духовных отцов господину Ямвлиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону, дабы все вещество святой иконы состояло из святой воды и святых мощей. И иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее. И все то время, пока писалась эта святая икона, мы с 365 братьями дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую литургию, пока не была завершена икона»[2].
Существует живописная традиция изображать на иконе сюжеты обретения этого образа. Икона была специально написана афонским иконописцем для Москвы. Чтобы на новописанный список снизошла благодать от чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, настоятель Иверского монастыря вместе со всей братией отслужили молебен и святой водой омыли чудотворный образ. Воду собрали и отдали иконописцу, чтобы он при написании списка, добавлял ее в краски. После 1917 года местонахождение этого списка Иверской иконы Богоматери оставалось неизвестным. В 2012 году произошло второе обретение иконы. Сейчас она находится в Новодевичьем монастыре Москва. Сейчас эта копия занимает почетное место в Иверской часовне Воскресенские ворота Московского Кремля.
Монреальский список В 1981 году был написан список Иверской иконы Божией Матери, который впоследствии получил название «Монреальский». Его история связана с испанцем по происхождению Иосифом Муньос Кортес. В 1982 году он, оказавшись в келии в честь Рождества Христова на Святой горе , пожелал купить его. Получив отказ, Иосиф горячо молился Пресвятой Богородице. Когда он собирался продолжать свой паломнический путь, настоятель скита игумен Климент подарил ему этот образ со словами, что это желание Самой Матери Божией. Посетив Иверский монастырь, Иосиф приложил подаренную ему икону к чудотворной святыне «Вратарнице». Иосиф вернулся к себе домой в Монреаль Канада. Там через некоторое время Иверская икона Божией Матери стала мироточить.
Миро стало истекать преимущественно из рук Пресвятой Девы и Богомладенца. При этом с оборотной стороны икона оставалась сухой. С осени 1983 года мироточивый образ был выставлен на всеобщее поклонение для православных.
Два века ничего не слыхал о ней православный народ. Где она скрывалась? У кого? Но вот однажды насельники Иверской обители на Афоне увидели в море напротив монастыря огненный столп, достигавший неба. Такой столп, наверное, видел избранный народ в своих скитаниях по пустыне. Чудесное явление повторялось несколько дней и ночей. И боялись приблизиться к удивительному столпу. Сошлись к тому месту монахи из соседних монастырей и калив, стояли на берегу, поражённые чудом, крестились с благоговением, не решаясь сесть в лодку и приблизиться к огненному чуду. Однажды ослабел свет, исходящий от столпа, и все увидели, что огненный столп уходит в небо от иконы Божией Матери. Тогда решились они взять лодку. Однако чем ближе подплывали они к сияющему образу, тем дальше в море отодвигалась икона и столп над ней. Вернулись монахи в монастырь, вошли в храм и вместе с настоятелем со слезами стали молиться Богу и Божией Матери, чтобы удостоиться им принять на руки удивительную святыню, чтобы поставить её в обители для почитания и молитвы. Однажды насельники Иверской обители на Афоне увидели в море огненный столп, достигавший неба Глубокой ночью старцу-грузину Гавриилу явилась во сне Пресвятая Богородица, осиянная небесным светом, и промолвила: «Скажи настоятелю и братии, что Я хочу даровать им Свою икону, Свой покров и помощь; потом войди в море, ступай с верой по волнам, и тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец Гавриил был истым монахом: строгой жизни и вместе с тем по-детски кроткого, простого нрава. Вершины неприступных скал были его прибежищем летом, а зимой он сходил в обитель. Из одежды на нём оставалась только власяница, питался он лишь овощами и водой. В соответствии с церковными песнопениями братия называла его земным ангелом и небесным человеком. Старец поведал о своём сне настоятелю. И вот утром монахи с кадилами и свечами вышли на берег и совершили молебен. Гавриил с молитвой пошёл по воде, «яко по суху». Все мы помним, как засомневался апостол Пётр и начал тонуть. Страшна цена сомнения. Старец Гавриил призвал на помощь Бога и Матерь Божию и с верой, которая горами двигает, направился к святой иконе и принял её в руки. На берегу послышался дружный и радостный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь. Так же, ступая по воде, вернулся Гавриил на берег. На берегу послышался дружный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь Тут же на том месте поставили часовню и три дня и три ночи служили благодарственные молебны. Где хранить такую святыню? Конечно же, в алтаре, в святая святых соборного храма. Так и сделали. Ранним утром перед заутреней один из монахов по послушанию начал зажигать лампады в алтаре и обнаружил, что икона исчезла. Скоро её нашли над вратами обители. Не вразумились насельники и снова внесли икону в алтарь. Однако ещё дважды повторялся самовольный и чудесный переход образа Богородицы из храма на монастырские врата. И опять благодаря старцу Гавриилу, разрешилось недоумение. Явилась ему Богородица в светлом сиянии и повелела: «Объяви братии: не хочу быть охраняемой вами, но желаю Сама стать вашей Хранительницей. Доколе вы будете видеть Мою икону на вратах, до тех пор благодать Сына Моего к вам не оскудеет». В благодарность насельники грузинской обители воздвигли надвратный храм и поставили в нём икону. Как известно, она пребывает там и ныне. Поэтому греки называют её Портаитиссой, а русские Вратарницей. Ибо Она сама благоволила выбрать место Своего пребывания — на вратах. Глубоко символично это именование чудотворной иконы. Богородица охраняет врата обители от врагов, которые не раз нападали на монастырь. Однажды персы под предводительством воеводы Амиры на 15 кораблях приплыли к Афонской горе. Сойдя на берег, они окружили обитель. Монахи, взяв из храма драгоценные священные сосуды и чудотворную Иверскую икону, спрятались в одной из башен. Персы опутали канатами столпы соборного храма и пытались обрушить его. Насельники со слезами взывали к Богородице о спасении. И вдруг на море поднялась сильная буря, и корабли с оставшимися на них воинами потонули. Предводитель Амира остался в живых. Он не только покаялся в содеянном, но и пожертвовал много золота и серебра на восстановление монастырских стен, которые потом укрепили, сделали выше прежних. Но не только о такой реальной защите и покровительстве идёт речь. Богородица Вратарница также закрывает врата для «духов злобы поднебесных». И вместе с тем она отверзает врата! Возьмём в руки акафист и найдём ответ: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая! На оборотной стороне оклада Иверской иконы находится надпись на грузинском языке. Спаси душу господина моего Куаркуара, сына Кай Хозроя. Я же, раб Твой, благодарю Тебя, что Ты удостоила меня недостойного позолотить и украсить святую икону Твою Вратарницу. Се приношу Тебе малый дар; приими оный от мене грешного и в жизни сохрани мя непорочным, и в день исхода души моей заступи и невидимым сотвори рукописание грехов моих, поставляя и меня грешного одесную Сына Твоего и Бога, яко Ему подобает всякая слава со безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Знаменитый путешественник по святым местам В. Барский 1723—1747 так описывает икону: «В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе, вместо наместной обычной иконы Богородицы, стоит некая святая и чудотворная икона, поименованная от древних иноков Вратарница, с великими очесами, держащая в левой руке Христа Спасителя, очернела множества ради лет, покровенна же вся, кроме лица, среброкованной позлащенной одеждой и, кроме того, упещрена многоценными каменьями и монетами золотыми от различных Царей, князей и благородных бояр, дарованными за многая Ея чудотворения; идеже и российских Царей и Цариц, Императоров же и Императриц, князей и княгинь монеты златые и иные дары повешены видех моими очесы. Имать же еще святая оная икона знамение, или шрам язвы, на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный и именовашеся Варвар и удари ножом от злобы и ненависти; последи же, егда узре, яко абие истече много крови, яже и доныне познавается, покаяся и верова, и бысть монах скитник, и спасся, и ныне именуется святый Варвар, и тамо изображен есть в преддверии черн, аки Моисей Мурин, но юнейший, и с прежними своими оружиями, с ножом, стрелами и луком». Ведь благодаря Иверской часовне при входе на Красную площадь она стала оной из самых почитаемых икон не только в Москве, но и на всей Руси. И надо сказать, что москвичи увидели чудотворную афонскую икону довольно поздно — в середине XVII века. В те времена православное духовенство из Греции нередко приезжало на Русь для сбора пожертвований. И вот прибыл в Москву архимандрит Пахомий собирать приношения для Афонских монастырей. Будущий Патриарх Никон, бывший тогда настоятелем Ново-Спасского монастыря, по совету с Царём Алексеем Михайловичем заказал у него точный список чудотворной Иверской иконы. Образ прибыл в Москву в 1648-м году с тремя иноками Иверской обители. Они доставили и грамоту, в которой подробно описывалась работа афонского иконописца. Вот отрывок из письма: «Как есми приехал архимандрит Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 братов, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, старую Портаитскую то есть афонскую Иверскую Вратарницу , и в великую лохань ту святую воду собрали, собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного дерева, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную и Святую литургию с великим дерзновением и верою, и после Святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему написать икону. И та икона новый список Иверской Портаитиссы не разнится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — только слово в слово новая, аки старая».