Новости художник александр пономарев

С 21 октября по 7 ноября в Каире художник, многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарев при поддержке российской галереи Surface Lab Art представляет.

Антарктическая биеннале как апофеоз культурной дипломатии

Вот приходит бывший моряк на эти палубы и делает их произведениями искусства. И у них начинается другая жизнь. При этом некоторые ваши проекты вполне можно счесть за провокацию — та же подводная лодка на Венецианской биеннале. Это действие без гарантии результата. А что такое провокация? Это когда ты вбрасываешь какое-то действие, потом отходишь в сторону и наблюдаешь — как реагирует ваш брат, пресса. В чем у меня провокация? В том, что я на подводной лодке в Венецию приплыл? Ну, не знаю. Ничего провокативного здесь нет, концепция художественного подводного флота у меня развивается уже десятилетиями.

Я же не только в Венецию приплыл — и в Париж, и Москву, и на Север. В общем-то, все мои проекты — одно сплошное авантюристическое плавание. Но я всегда действовал исходя из абсолютной любви к флоту, к морю и вообще к бесконечному океану. И спасать нас некому. Откуда такое апокалиптическое ощущение? В это же время сбежал и президент Украины. Все бегут... А ведь для морской касты самое страшное преступление — оставить гибнущий корабль с людьми. Такого быть не может.

Капитан не имеет права уйти, пока все не будут спасены. Самый известный случай — «Титаник», где последним ко дну ушел командир судна. История с «Коста Конкордия» говорит о том, что даже в таких особых профессиональных сообществах происходят странные изменения. К тому же все это пересеклось с моим пребыванием на грани жизни и смерти. Так что, с одной стороны, я призывал всех капитанов возвратиться на борт, с другой — сам вернулся на борт жизни после швейцарской больницы. Для меня вообще тема спасения — одна из самых важных. Как и пафос плавания, движения. Мои путешествия в Антарктику или в Арктику с этим и связаны — с поисками земли, где нет устоявшейся социальности, еще нет правил, где культура только начинает зарождаться. Там не существует суверенитета — кстати, Договор об Антарктиде, подписанный в 1959 году и ратифицированный в 1961-м, ни разу не нарушался.

Хотя сколько войн после этого было, и, кажется, не выполнялась ни одна международная договоренность.

Из свежих достижений — установка динамического объекта «Уроборос» 2021 на плато Гиза в Египте, на фоне древних пирамид. Фрагмент инсталляции «Икар», установленной во дворе Музея Москвы. Фото: Музей Москвы Применительно к его искусству главными являются вопросы «где? Для Пономарева не существует границ, он выбирает часто труднодостижимые локации, где никогда не было современного, да и вообще никакого, искусства — там и нога человека ступает довольно редко. Победа арта над географией и климатом — это то, с чем художник войдет уже вошел! В 2008-м правительство Франции удостоило его звания офицера ордена Искусств и литературы, в 2014-м журнал Foreign Policy назвал его «глобальным мыслителем». Фрагмент экспозиции «Без берегов» в Музее Москвы.

Выставка «Без берегов» пройдет в Музее Москвы в год 65-летия художника. Свою юность Александр Пономарев провел на флоте, а в 1980-х полностью посвятил себя искусству. Работы и проекты Пономарева часто связаны с морем, а главные средства его художественного самовыражения — это стихии воды, воздуха, земли и энергии пространства. Непрерывный ритм моря, мощь океана, нескончаемая смена приливов и угрюмое движение ледников являются для художника символами вечности и метафорой безвременья, к которым он постоянно обращается в своем творчестве. Весь мир знает Александра Пономарева как автора проектов в самых неожиданных местах.

Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами. В своих текстах и интервью Пономарев подчеркивает, что в обеих ипостасях старался покорить пространство и черпать вдохновение как из стихий огня, воды, воздуха и света, так и из взаимоотношений с плодами рук человеческих, будь то остов покинутого корабля или конструкция музейной инсталляции.

Конечно, когда такое предложение поступило, я стал размышлять, что сделать для такого особенного места.

Предоставлено автором — Сама конструкция очень интересная, и на ней есть важный смысловой момент — исторический текст с иероглифами. Что зашифровано в вашей работе? Мне это близко, ведь я моряк, поэтому и решил что-то сделать на тему «солнечной ладьи».

Бог солнца Ра со своими соратниками вращает нашу бесконечность, и мы живем в этой бесконечности. Египтяне понимали, что мы живем в некой бесконечности, за которой хаос, космос и вся наша жизнь. Символом этого разделения является змей.

Уроборос — змей, свернутый в знак бесконечности и кусающий себя за хвост. Я сделал объект, где две лодки соединены в одну петлю — в кольцо. Зрители, вращая огромное колесо сбоку, могут менять направление движение.

Это символизирует движение этих лодок по небу и под землей — в царстве мертвых и в царстве живых. А между ними две стеклянные пирамиды, в пропорции великих пирамид, с песком из пустыни с плато, они отсчитывают время. То есть работают как песочные часы.

Каждый человек, соприкасаясь с моей работой, может менять и отсчитывать время. А в основании объекта находится панно, где использованы тексты людей, живших в Древнем Египте, они описывают их желания и образ мыслей. Важно подчеркнуть, что все эти тексты добыты русской археологической экспедицией за 10 лет, которая там работает.

Это серьезная научная работа. Я взял некоторые из этих текстов и нанес на панно, а в его центре нарисовал змею Уроборос. Это не только символизирует, но и демонизирует эти связи — человеческие и временные.

Время ведь нельзя ухватить, а я пытаюсь — с помощью искусства. Они переведены на знакомые туристам языки? Перевод можно прочитать в книжках.

Один из текстов, например, это наставление отца сыну, где говорится, что все мы уйдем в бесконечное плавание, и поэтому родитель советует отпрыску быть хорошим, соблюдать дисциплину, работать. Есть тексты, которые характеризуют конкретных людей.

Выставка "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест""

В центре экспозиции расположена 15-метровая инсталляция — стеклянный корабль, окруженный кварцевым стеклом, который имитирует волны. Как рассказал сам художник Пономарев, проект создан специально для этой выставки. Пономарев добавил, что эта конструкция имеет большой вес и для того, чтобы занести инсталляцию в выставочный зал, потребовались сложные инженерные решения.

Инсталляция художника Александра Пономарева "Ветрувианский человек", отсылающая к изображению витрувианского человека Леонардо да Винчи, преобразила фасад главного здания Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина на Волхонке. Пушкина Марина Лошак. ГМИИ им. Пушкина собирает средства на реставрацию редкой египетской погребальной пелены Для проекта Пономарев создал специальную конструкцию - увеличенную копию ветроуказателя, который моряки и летчики называют "колдуном".

Потом надо было убедить людей, найти деньги — я хотел, чтобы проект стал наднациональным, как и сама Антарктида, и финансы были не только русские, но и американские, французские, китайские… В этом смысле тоже нелегко пришлось, но все равно получилось. Меня интересовало, как сделать так, чтобы искусство в Антарктиде было экологичным, но при этом не петь каждый день про экологию. А то ведь как бывает — вот у нас все поют без конца, а хороших туалетов и мусоросжигательных заводов мы за 30 лет так и не построили. Вообще проблема экологии сейчас связана не столько с взаимодействием человека с природой, а прежде всего с отношением людей друг к другу. И искусство здесь играет не последнюю роль. Во-первых, в Антарктиде это, слава Богу, запрещено. Там нет ни добычи полезных ископаемых, ни геологических разработок, только научная и гуманитарная деятельность. А во-вторых, формы современного искусства позволяют многие вещи делать мобильными, представлять их по-другому. К тому же я декларирую искусство для рыб и птиц — вот мои зрители. Вот тот корабль в пустыне, «Коста Конкордия», который сооружали две деревни берберов, его-то все и назвали ковчегом. Сейчас на такие проекты все труднее доставать деньги. Но, с другой стороны, сегодня огромный интерес к экстремальному туризму и искусству в зоне риска. К тому же сейчас все кинулись креативные кластеры создавать. Только не понимают: для того, чтобы их строить, нужны креативные люди. А это кто? Художники, вот их и надо привлекать. Тут дело в общей ситуации — как в стране относятся к культуре и науке. Для меня все-таки главная проблема — права автора. Ведь он как бы нейтрализован, отстранен от своего интеллектуального продукта. В России чтобы стать известным художником, надо сделать выставку в Центре Помпиду или где-нибудь в Америке, а потом на родине все скажут: «О, какой талант! Это связано именно с тем, что у нас нет индивидуальности, интеллектуальная собственность обезличена. Я знаю миллион людей на Западе, которые что-то изобрели и теперь живут за счет этого. Может, они не миллиардеры, но вполне состоятельные люди. И знаю уйму людей в России, которые изобрели, но ничего с этого не имеют. У нас не может появиться Стив Джобс. Здесь не составляет труда взять изображение и размножить — без упоминания автора. Только что видел: на какой-то презентации показывали тысячу картинок — а чьи они? Вот в парке «Зарядье» мы с архитектором Алексеем Козырем сделали огромную конструкцию — «Ледяную пещеру». Это единственный объект в парке, который имеет авторов — и то исключительно благодаря моему плохому характеру.

Ещё в экспозиции есть рисунки Пономарёва на старых морских навигационных картах. Название выставки «Я безумен только в норд-норд-вест» отсылает к шекспировскому Гамлету. По мысли автора проекта, оно указывает на желание действовать независимо и постичь смысл реальности. Александр Пономарёв — художник, моряк, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году. В юности ходил по всему свету на кораблях и судах.

Российский художник построит рядом с египетскими пирамидами инсталляцию о бесконечности

Пронзительные сакральные звуки, которые извлекают ветра Тихого океана из «Карильона Тихого», карильона стихий в бухте Завойко, напоминают обо всех, кто не вернулся из Океана! Александр Пономарёв.

На встрече будут выступать эксперты лаборатории, среди которых философ и писатель Александр Секацкий, а также соучредитель Антарктической биеннале Алёна Иванова-Йохансон.

Пономарёв — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. Всемирную известность Александр Пономарёв приобрёл как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях.

Моряки верят в то, что корабль одушевлен, а когда срок его службы выходит, судно «отправляется «на покой», на кладбище. И художник-моряк попытался воскресить погибших «друзей» хотя бы в поле культуры, отсюда и название проекта — «Корабельное воскресенье». Затем последовала акция «Северный след Леонардо» — она стала частью большого долгоиграющего проекта «Утилизация стай» не закончен до сих пор. В его рамках Пономарев расписывает старые подводные лодки. Армада «пьяных кораблей» появляется на художественных ярмарках и биеннале , демонстрируя силу искусства в самых различных и неожиданных местах от Баренцова моря до Арктики. В 2002 году Пономарев с помощью четырех военных судов и дымовых шашек заставил исчезнуть остров Седловатый в Баренцевом море с глаз и карт на полчаса. В 2004-м году художник изготовил инсталляцию «Летучий Голландец» — поднял со дна реки Клязьмы огромный ржавый корабль, подвесил его в воздухе и прикрепил к нему крылья с размахом 9 метров и сконструировал специальное устройство, посредством которого можно управлять этим «воздушным судном».

Но художнику показалось мало изобретенных и сделанных по собственным чертежам разнообразных морских приборов, перископов: он решил, на этот раз, быть максимально близко к морской стихии, вдруг что-то упустит.

Выставка художника Александра Пономарева пройдет в Третьяковской галерее

С 21 октября по 7 ноября в Каире художник, многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарев при поддержке российской галереи Surface Lab Art представляет 16-метровую инсталляцию. Моряк-художник Александр Пономарев показал свою графику в Крокин галерее. Александр Пономарев в прошлом — офицер плавсостава, командир торпедного отсека подводной лодки.

Выставка работ Александра Пономарева "Я безумен только в норд-норд вест"

В то же время объект хорошо вписывается в контекст творчества самого Александра Пономарева, современного художника с образованием военного моряка и опытом офицера ВМФ. Культура в Томске, Томские новости, ГМИИ ТГУ образование культура выставка где учат художников обучение В Томске открывается «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарёва». В Музее Москвы проходит выставка к 65-летию художника-моряка, Александра Пономарева.

Монологи. Андрей Бартенев

  • Первая Антарктическая биеннале
  • Навигация по записям
  • Выставка "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест""
  • Александр Пономарёв «Дорожная карта» — Krokin gallery

В Томске состоится встреча с известным российским художником Пономаревым

Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 30 сентября 2015, 13:36 Художник Александр Пономарев преобразил фасад ГМИИ им. Инсталляция художника Александра Пономарева "Ветрувианский человек", отсылающая к изображению витрувианского человека Леонардо да Винчи, преобразила фасад главного здания Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина на Волхонке. Пушкина Марина Лошак. ГМИИ им.

Я этот термин позаимствовал у Платона, который так называл особый способ философского и творческого мышления, при котором твое сознание движется как-бы перпендикулярно твоему движению во времени. То есть, как бы парит над твоим существованием и позволяет тебе обобщать какие-то важные для тебя смыслы. Пушкина, 2015 И ретроспективная выставка — хороший способ помочь своему сознанию в работе над такими обобщениями. Ты сам смотришь на свои работы со стороны, следишь за реакцией зрителей и размышляешь, хороший ты художник на самом деле, или не очень. Знаете, иногда художник нарисует пейзаж, например, а потом поставит его лицом к стенке и говорит: «Должен отстояться».

Потому что не уверен, хорошо он его написал или нет. Шагал в свое время любил приговаривать: «Я вообще не понимаю, хорошо я делаю или плохо». И вот как раз ретроспектива может показать художнику, как он работал все эти годы. Она как Новый год или День рождения. У умных людей эти праздники не только для того, чтобы выпить, но и чтобы на мгновение остановиться и осознать свою жизнь. Летучий корабль, Линц, Австрия, 2018 Когда-то вы назвали себя художником-инженером. Действительно, многие ваши работы представляют собой довольно сложные с технической точки зрения конструкции. Вы по-прежнему разделяете в своем творчестве искусство и инженерию? Если честно, никогда этого не делал.

Я всегда придерживался концепции древних греков, которые не разделяли труд художников и тех, кого сегодня можно было бы назвать инженерами. Кстати, нередко у них это были одни и те же люди. Все мои главные творческие концепции от Арктической биеннале до «Цента искусств Свободных стихий» как раз о том, что это разделение бессмысленно. Северный след Леонардо, Северный ледовитый океан, 1996 Любая конструкция — это система иерархических смыслов, которые можно равно применить и в технике, и в искусстве. Когда я говорил о себе, как о художнике инженере, я имел в виду проектную направленность своей деятельности. Проектная направленность предполагает несколько этапов творческой работы, первый из которых, естественно, созерцание. Когда ты начинаешь работать с каким-то объектом, ты должен изучить его, понять его онтологию. Но в отличие от просто созерцателя, художник — это все-таки деятель. Поэтому следующим этапом у меня всегда становится построения системы операций и процедур взаимодействия с этим объектом.

Это может быть инсталляция, или другой арт-объект, с которым ты работаешь. Кстати, чем менее функциональным ты хочешь его сделать, тем сложнее его создавать.

Пушкина 20 марта в Томске стартует авторский проект известного художника для студентов творческих направлений и не только. Проект с названием «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарёва» - детище известного российского художника, в прошлом моряка и инженера.

Также посетители смогут увидеть рисунки из морских экспедиций, видеоинсталляции и фотографии. Александр Пономарев, художник «Название выставки напрямую связано с тем, как я определяю свое творчество — оно и правда без берегов. Я плыву по океану различных мультивселенных и в прямом и в обратном направлении.

Это одновременно странное и сложное пространство, путешествие по которому помогает создавать образы и видеть целостность мира». Нарцисс, 2006. Видеоинсталляция На выставке в Музее Москвы будут представлены три масштабных инсталляции — две в выставочном зале музея и одна во дворе. Под открытым небом будет установлен «Икар» или «Понолет», который напоминает орнитоптер «Летатлин» Владимира Татлина, тоже моряка и художника. Эта гигантская железно-цементная птица была создана художником специально для выставки. На выставке в Музее Москвы будут представлены три масштабных инсталляции Для Александра Пономарева, как и для Татлина, эстетическая составляющая придуманных им аппаратов обладает большей энергией, нежели технические характеристики — художественное видение вытесняет практическую полезность конструкций.

Александр Пономарев

Художник Александр Пономарев на своей выставке "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест"" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве. В то же время объект хорошо вписывается в контекст творчества самого Александра Пономарева, современного художника с образованием военного моряка и опытом офицера ВМФ. детище известного российского художника, в прошлом моряка и инженера. В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи представили выставку о современном российском художнике Александре Пономареве «Я безумен только в норд-норд-вест». В Музее Москвы открылась выставка Александра Пономарева «Без берегов» — небольшая ретроспектива, приуроченная к 65-летию известного художника, представлявшего Россию на Венецианской биеннале 2007 года, и бывшего моряка.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий