Серия терактов, по понятным причинам не получившая широкой огласки в советских СМИ, имела большой резонанс на Западе. Теракты начались за три года до «первой чеченской» и носили как протестный так и «коммерческий» характер. РБК напоминает о самых крупных терактах, осуществленных в российской столице за последние 15 лет.
Выживший после теракта-1999 на Каширском шоссе раскрыл страшные детали
Серия терактов в Москве (1977). Летом 2002 года было принято решение устроить теракт с большим количеством людей. Это была целя серия террористических атак, проведенная в 1999-м году Москве, Волгодонске и Буйнакске. Всего с 1996 года в Москве произошло 18 крупных террористических атак. Серия терактов, по понятным причинам не получившая широкой огласки в советских СМИ, имела большой резонанс на Западе.
Теракты 90 х
Террористические акты в России в 1990-2000 годах. Подготовила: Студентка 1 курса очного обучения 101 группы специальности «Экономика» Баранова Анастасия Юрьевна Проверил: к.и.н. доцент Иванов Д.П. — Теракты в Москве в 1977 году — не спорадическое событие, это была целенаправленная акция против государственности. 30 лет назад, 4 октября 1993 года, по приказу президента РФ Бориса Ельцина армия взяла штурмом здание Верховного совета России, в котором заседали восставшие депутаты. В какой-то мере предвестником масштабных терактов 1990-х годов стала серия взрывов 8 января 1977 года в Москве.
Теракты в москве в 90 е
Жители Москвы докладывали о малейших нарушениях порядка, о подозрительных машинах и людях. Среди всей этой массы полезной и бесполезной информации было очень трудно найти нить, которая вела бы к террористам. Но сотрудники ФСБ её нашли. И вскоре выяснилось, что к масштабному убийству москвичей привела целая цепочка событий и действий разных людей, которые кто за деньги, а кто и "от чистого сердца" помогали террористам. Договор был оформлен на паспорт на имя уже умершего человека по имени Мухит Лайпанов.
Под видом сахара из Черкасска они завезли в столицу больше шести тонн взрывчатого вещества, которое изготовили из тротила путём смешивания взрывчатки с другими ингредиентами в Урус-Мартане на территории местного завода по производству удобрений. Чтобы перевезти груз в Москву, нанимали ничего не подозревавших дальнобойщиков, которые были уверены, что везут сахар. Мешки для взрывчатки были пошиты человеком, вину которого так и не смогли доказать. Вывезти опасный груз из Чечни террористам помог коррумпированный сотрудник милиции Сергей Любичев.
К счастью, дальнобойщики рассказали и показали, где и когда они разгружали машины, и сотрудникам ФСБ удалось найти склад с четырьмя тоннами взрывчатки в гаражном боксе на Краснодарской улице и предотвратить ещё один взрыв — на этот раз на Борисовских Прудах, где находилось две тонны взрывчатки и где уже тикал взведённый механизм взрывателя — бомба должна была рвануть 14 сентября. Личность человека, прикрывавшегося паспортом мертвеца, установили через риелторов — террорист прокололся и однажды показал свой реальный паспорт. Звали его Ачимез Гочияев. Установили и личность подельника — татарина Дениса Сайтакова.
Но главная ниточка вела в Чечню, к бандам Хаттаба и Умара. Сложное время Теракт на Манежной площади, 1999 год. Что главный исполнитель Гочияев скрылся с деньгами, так и не расплатившись с подельниками, а Сайтаков давно ликвидирован в Чечне. Что давно отвечают за свои грехи перед Аллахом ещё двое террористов: Абаев и Ахмяров.
Так и ходила», — вспоминает она. Там взрыв произошел через 45 минут, в 8:37. К этому времени машинисты уже знали о случившемся на «Лубянке», но во всеуслышание в метро о трагедии еще никто не говорил — люди ехали дальше, не подозревая, что в нескольких станциях от них на перроны уже вытаскивают пострадавших из искореженного вагона. Со смертницей он был в одном вагоне — в третьем с начала. На его станции террористка уже была в поезде. Позже полиция выяснила, что обе террористки с еще тремя потенциальными сообщниками — двумя женщинами и мужчиной — зашли в метро рано утром на станции «Юго-Западная». До самого последнего момента я находился неподалеку от нее», — добавил Артем. Галине Вулисановой в 2010-м было 59, утром 29 марта она ехала на работу — от «Университета» в Измайлово.
Она была в том же вагоне, третьем с начала поезда, у дверей. Хорошо, были открыты двери», — рассказала она. И Артем, и Галина отметили, что на террористку обратили внимание — она странно себя вела. Галина Вулисанова добавила, что женщина как будто нервничала, но тогда этому никто не придал значения. У нее рука находилась под пуговицами куртки, и когда мы подъезжали к станции «Парк культуры», я буквально за несколько секунд решил от нее отойти в соседнюю дверь. И как только поезд подъехал к станции, двери открылись — и произошел взрыв Артем Медведев 8:37 Взрывчатки на «Парке культуры» было меньше — 1,5—2 килограмма в тротиловом эквиваленте, на «Лубянке» — около четырех. Но жертв все равно оказалось много: 12 человек погибли на месте, еще 15 были серьезно ранены. В первые секунды после взрыва, рассказывает Артем Медведев, было непонятно, что произошло.
Когда к нему стали возвращаться зрение и слух, весь вагон уже был черный, куртка была вся в крови. Артем сам вышел на улицу, сел у стены, туда чуть позже подъехали кареты скорой помощи.
Погибли 16 человек, 59 получили ранения. Организация этого теракта приписывается Зелимхану Сааеву, уничтоженному в Ингушетии в октябре того же года. В ночь на 10 июля 2003 года около ресторана "Имбирь" на 1-й Тверской-Ямской улице задержали женщину, в сумке которой было обнаружено взрывное устройство. При его обезвреживании погиб сотрудник ФСБ. В начале сентября того же года тогдашний глава МВД Борис Грызлов объявил, что выяснены личности двенадцати человек, причастных к взрывам на рок-фестивале в Тушине и неудавшейся попытке ингушки Заремы Мужихоевой взорвать бомбу на Тверской.
В последний раз теракт в московском метрополитене произошел 31 августа 2004 года.
Еще одна бомба с тротиловым эквивалентом мощностью 340 граммов взорвалась 11 июня 1996 года на перегоне «Тульская» — «Нагатинская». Тогда 4 человека погибли, 12 были доставлены в больницу. Сильно пострадал водитель — он получил сильные ожоги. Еще 5 человек отделались легкими ранениями. Другой троллейбус, маршрута, заинтересовал террористов 12 июля 1996 года.
Беслан, Норд-Ост и Буденновск: самые громкие теракты в России и СССР
Ответственность за теракт в школе в Беслане взял на себя Шамиль Басаев. Теракты в метро в Москве и Петербурге Первый громкий теракт в столичной подземке случился 6 февраля 2004 года. Террорист Анзор Ижаев привёл в действие взрывное устройство, закреплённое на его теле, между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Погибли 42 человека, около 250 пассажиров получили ранения. В следующий раз два взрыва прогремели на центральных станциях «Лубянка» и «Парк Культуры» 29 марта 2010 года. Ответственными за теракт стали две женщины-смертницы и двое боевиков. Ещё один выживший террорист, причастный ко взрыву в метро, был приговорён к пожизненному сроку. Фото: twitter.
В его крови позднее обнаружат следы гашиша, кокаина и психотропных препаратов. В теракте погибли 16 человек, пострадали более 103. В апреле 2018 года СК заявил, что выявил всех причастных к организации теракта. Виновными оказались 11 человек, принадлежащих к радикальному исламскому сообществу. Теракт в Домодедово в 2011 году 24 января в зале международных прилётов террорист-смертник Магомед Евлоев взорвал бомбу мощностью от 5 до 10 кг. Организатором взрыва стал лидер террористической группировки «Имарат Кавказ» Доку Умаров. Также к пожизненному заключению были приговорены трое боевиков.
Фото: 5-tv. Тогда чудом удалось избежать жертв: около 60 человек оказались ранены. Вторая попытка была совершена террористами 27 ноября 2009 года. На 285-м километре Октябрьской железной дороги три последних вагона сошли с рельсов. Погибли 28 человек, ранены оказались не менее 132. Лидер «Кавказского эмирата» Доку Умаров взял на себя ответственность за оба подрыва электропоезда. Из последнего вагона пассажиры сами выносили пострадавших.
Людей разбросало как спички. По данным следствия, сработало самодельное взрывное устройство мощностью 7 кг в тротиловом эквиваленте.
Тогда с февраля по сентябрь произошло семь терактов, в которых погибло более 500 человек. Он унес жизни 333 детей и взрослых. Главная новость по теме В феврале террорист-смертник устроил взрыв в поезде на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» Московского метрополитена.
Погибли 42 человека, более 200 получили травмы. В том же году террористы взорвали два самолета с пассажирами — Ту-134 и Ту-154. Жертвами стали 90 человек. До 2008 года теракты в Москве происходили каждый год. После двухлетнего перерыва террорист-смертник устроил взрыв в Домодедово, погибли 37 человек.
В 2013 году целая серия взрывов прошла в Волгограде — бомбы были заложены в автобусе, троллейбусе и на железнодорожном вокзале. Последний крупный теракт произошел в апреле 2017 года в Санкт-Петербурге.
По словам Курякова, ситуация с точки зрения организации спасательных работ оказалась неординарной. В теории личный состав был готов к подобного рода чрезвычайным ситуациям, но на практике московский гарнизон столкнулся с такими разрушениями впервые. Спасатели разгребали осколки железобетонных плит руками. Объявляли минуты тишины по мегафонам, чтобы услышать крики о помощи. Трагедия на Гурьянова была не первой: 4 сентября взорвался жилой дом в дагестанском Буйнакске. Погибли 64 человека, 146 человек получили ранения. Как сообщал ТАСС , взрыв мощностью около 300 кг в тротиловом эквиваленте прогремел примерно в пять часов. Восьмиэтажный кирпичный дом разрушился полностью.
В Москве преступники планировали теракты ещё по двум адресам: на Борисовских прудах и на Краснодарской улице. Их удалось предотвратить, передавало РИА Новости.
С этого времени мы начнем отсчет. Я оглянулся и увидел массу людей, которые бегут в сторону от основного входа. В этот момент я услышал большое количество хлопков, они не казались автоматной очередью.
Было похоже на выстрелы из глушителя. Было понятно, что это не одна автоматная очередь, а выстрелы из нескольких винтовок, — рассказал один из посетителей. Первые минуты теракта Источник: читатель MSK1. RU 20:30. Из здания повалил столб дыма.
Прогремел взрыв.
Память сквозь года: Самые страшные теракты в России
Хронология террористических актов в Москве | 9 июля — в Москве задержана жительница Чечни Зарема Мужахоева, пытавшаяся совершить теракт на 1-й Тверской-Ямской улице. |
Хронология терактов в Москве | рассказывает, как и когда случались теракты в России, а также воспоминания очевидцев ужасных трагедий. |
20 лет теракту на Гурьянова: что произошло в 1999-м? | Террористические акты в РФ 1990-1999. 2. 1991 ГОД 9 НОЯБРЯ Группа из трёх террористов (Шамиль Басаев, СайдАли Сатуев, Лом-Али Чачаев) захватила 178 заложников на борту пассажирского самолёта Ту154 в аэропорту города Минеральные Воды. |
Крупнейшие теракты в России: когда случались, в каких городах, число жертв | Серия терактов в Москве (1977). |
Какие теракты произошли в Москве 31 августа 1999 и 2004 года?
Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве, - заявил Касым-Жомарт Токаев. Это была целя серия террористических атак, проведенная в 1999-м году Москве, Волгодонске и Буйнакске. В 2003 году совершено два громких теракта с использованием смертников: 5 июля при взрыве на рок-фестивале «Крылья» в Тушино погибли 15 человек и пострадали 60, а 9 декабря при теракте у гостиницы «Националь» в центре Москвы погибли 6 человек и были ранены 14.
Взорванная жизнь: 8 сентября 1999 года террористами был взорван жилой дом на улице Гурьянова
В результате по всему СССР нашли несколько изобретателей самодельных бомб, которые готовили их, чтобы отомстить своим обидчикам, в частности, инспекторам рыбоохраны за незаконную добычу рыбы. Наконец в Ташкенте у одной из пассажирок стажер КГБ заметил сумку, проходившую по ориентировке такая же использовалась террористами в метро , оказалось, что ее изготовили в Ереване — в одном из трех городов, фигурировавших в оперативных сводках этого дела по всем вещдокам. Накануне празднования 60-летия Октябрьской революции по личному указанию главного советского чекиста Андропова и на его персональном самолете опергруппа вылетела в Ереван. С террористами они разминулись — те выехали в Москву поездом с партией новых, усовершенствованных бомб. Они хотели взрывать еще Пока группа Удилова вместе с армянскими правоохранителями искала террористов в Ереване, диверсанты прибыли с тремя бомбами, начиненными шрапнелью, в столицу СССР. Все 3 бомбы они собирались взорвать на Курском вокзале. Оставив начиненную взрывчаткой с часовым механизмом сумку в зале ожидания, террористы сели в поезд «Москва-Ереван».
По счастливой случайности, взрыва не произошло. Пассажиры, обнаружившие на следующий день бесхозную вещь, отнесли ее в вокзальный опорный пункт милиции; батарея на взрывном устройстве за несколько часов функционирования села, и когда вокзальный милиционер повернул тумблер на бомбе что должно было, по замыслу преступников, спровоцировать взрыв , механизм не сработал.
Принадлежали ли эти документы террористу — неизвестно. К слову, Николай Саврасов был трижды судим — за хулиганство, ограбление хлебного магазина, тунеядство и бродяжничество. В 35 лет он вышел на свободу в третий раз и устроился работать каменщиком. Прорабатывая знакомых Николая с целью поиска источника взрывчатки, сотрудники СК вышли на забойщика Анатолия Хохлова. Оказывается, именно он добыл для Саврасова 300 грамм взрывчатого вещества и объяснил, как вызвать детонацию при помощи обычных батареек.
Следователи, опрашивая мать погибшей, узнали: вечером к ней заходил Николай и пообещал: Я войду историю, только с черного входа. Фото из материалов уголовного дела Следы оборонной промышленности В местах, где были осуществлены эти три теракта, сотрудники прокуратуры, КГБ и МВД собрали осколки взрывных устройств, а также опросили полтысячи свидетелей происшествий. После экспертизы было выяснено, что детали самодельных бомб приобретались в Ереване, Ростове-на-Дону и Харькове. На этом следствие зашло в тупик. Сварка деталей проводилась особым электродом с фтористо-кальциевым покрытием, которое в обычной промышленности не применялось. Эксперты пришли к выводу, что кто-то из террористов работает на предприятии советского оборонного комплекса. Ушанка с волосами Спустя 10 месяцев после первых трех взрывов организаторы терактов решили повторить свой успех.
В октябре того же года на Курском вокзале в зале ожидания один из пассажиров обратил внимание на сумку, оставленную без присмотра. Внутри он обнаружил часовой механизм, соединенный проводами с каким-то устройством. Бдительный гражданин заявил об этом в милицию. В результате осмотра были получены ценные улики: синяя спортивная куртка ереванского производства и шапка-ушанка. На шапке сыщики обнаружили несколько черных волос. И тут же была разослана по всем вокзалам и аэропортам ориентировка — искали брюнетов с вьющимися волосами и в спортивных брюках. Он подходил под описание.
Ради чего все это? Обыски на квартирах дали дополнительные улики, а благодаря допросам был выявлен также третий член террористической группы — Степан Затикян. Он и организовал взрывы, а мотивом преступления было угнетение армянского народа советской властью. Все трое были приговорены к смертной казни и расстреляны по приговору суда 30 января 1979 года. На суде главарь группировки произнес: Я уже неоднократно заявлял, что я отказываюсь от вашего судилища и ни в каких защитниках не нуждаюсь. Я сам есть обвинитель, а не подсудимый. Передайте людям, что это были последние слова Степана: «Месть, месть и еще раз месть».
Подростки восхищались американским образом жизни и, по материалам следствия, якобы хотели попасть в США. Парни даже взяли себе прозвища — Мишель и Вольдемар.
N 1025 в ред.
Указов Президента РФ от 03. Москвы и Московской области, принимая во внимание высокий уровень организованной преступности в г. Москве и Московской области, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:...
День воинской славы России - в честь победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 12 июля 1996 г. Пострадало 28 человек. Трое раненых.
День всемирных молитв о мире. Православные праздники 1 января: — память мученика Вонифатия 290 год ; — память мучеников Илии, Прова и Ариса, египтян 308 год ; — память мученика Полиевкта и Тимофея диакона IV век ; — память святителя Григория, епископа Омиритского около 552 года ; — память святителя Вонифатия Милостивого, епископа Ферентийского VI век ; — память преподобного Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах около 1188 года. Пострадали 40 человек, одна женщина скончалась.
Погибли около 80 человек. Указом президента Ельцина в составе ФСБ создан Департамент по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом. Погибло 62 человека из них 21 ребенок , ранены 112.
Он вручался болгарским и иностранным гражданам за участие в вооруженном восстании 9 сентября 1944 года, а также за становление и укрепление народной власти. Погибли 121 человек, 9 получили ранения. Указ Президента РФ от 08.
Через 8 лет, в этот день, 8 августа 2008 года Грузия нападёт на Южную Осетию, погибнет более полутора тысяч мирных жителей... Ранены 10 человек.
Пламя тушили с вертолетов, для помощи раненым были направлены порядка сотни бригад скорой помощи. Что касается пострадавших, их насчитывается по различным оценкам более сотни. Здание продолжает полыхать на площади 3 тыс кв. Крыша стремительно разрушается и обваливается.
По последним данным, в здание зашла третья группа спецназа. Возможно, что в концертном зале есть заложники террористов.
Взрыв из прошлого. Теракты, о которых (почти) все забыли
Мировые Новости Стрельба в торговом центре в России: Хронология нападений В Москве С 1999 года. На сей раз, отчертив по традиции с 1953-го, хронологию я довёл до 1989-го, ибо потом уже. Хронология террористических актов в России.
Один день: что происходило в Москве (и в России) 13 сентября 1999 года
Авария эскалаторов на «Авиамоторной» в 1982 году Второй по счёту инцидент с человеческими жертвами в Московском метро произошёл 17 февраля 1982 года на станции « Авиамоторная » в результате поломки эскалатора , вызванной конструктивными недоработками и неправильным обслуживанием. Около 17 часов лестничное полотно эскалатора неожиданно стало ускоряться и всего за несколько секунд развило скорость в 2 — 2,4 раза превосходящую номинальную. Люди, находящиеся на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, скатываясь вниз и загораживая собою выход с нижней площадки. Некоторые, спасаясь от падения, выпрыгивали на балюстрады эскалатора. Менее чем за две минуты почти все пассажиры эскалатора — около 100 человек — скатились вниз. В 17:10 вход на станцию был ограничен, в 17:35 перекрыт, в 17:45 станция «Авиамоторная» была полностью закрыта — поезда проследовали ее без остановки. Московские власти предпочли скрыть масштабы произошедшего, в СМИ не было практически никакой информации об аварии. В результате город оказался наводнен слухами. В частности, широко распространилась версия о том, что основное число погибших — это пассажиры, провалившиеся «под эскалаторы» и затянутые в механизмы. В 1982 году летом на Авиамоторной в час пик порвалась цепь эскалатора, люди падали в моторный приямок в приводные шестерни. Мне об этом на следующий день рассказал рецензент моего дипломного проекта, который попал на станцию 10 минут спустя и видел кровь и людей с отрезанными ногами… По тогдашней советской традиции об этой истории не писали, а сейчас там нет никаких мемориальных досок… Не знаю, может, это городская легенда?
Все погибшие скончались в результате давки на нижней площадке эскалатора. В результате расследования выяснилось, что в декабре 1981 года на четырех эскалаторах станции «Авиамоторная» были установлены рабочие тормоза новой системы, требующие настройки по новой специально разработанной инструкции. Однако мастер по эксплуатации эскалаторов станции В. Загвоздкин продолжал настраивать тормоза по старой привычной схеме, пренебрегая новой инструкцией. Таким образом, в течение трех месяцев, с момента установки тормозных систем по день катастрофы, все четыре эскалатора станции эксплуатировались в аварийном режиме. Поврежденная ступень при прохождении нижней площадки эскалатора вызвала разрушение гребенки, сработала защита и отключился электродвигатель. Включившийся электромагнитный рабочий тормоз смог развить необходимый тормозной момент гораздо позже установленного значения — тормозной путь составил более 11 метров. Механический же аварийный тормоз попросту не сработал, так как скорость полотна не достигла порогового значения, а электрической схемы контроля состояния рабочего тормоза в эскалаторах этой серии попросту не было. Трагический опыт был учтен. С 12 по 28 мая 1982 года станция «Авиамоторная» была закрыта на ремонт и модифицирование эскалаторов.
В дальнейшем, срочно, но без закрытия станций, были модифицированы все эскалаторы серии ЭТ на остальных станциях метрополитена — произведено усиление ступеней, модернизация тормозов, толщина листов облицовки балюстрад была увеличена с 3 до 8-10 мм. Причиной возгорания явилось короткое замыкание в силовой электрической схеме вагона. Сильно обгорели несколько хвостовых вагонов поезда. На станции сильно пострадала облицовка южной части, построенной в 1943 году. Потребовалась значительная реконструкция, поэтому теперь самая древняя часть станции выглядит более современной, нежели основная колонная часть, открытая при реконструкции 1953 года. После этого случая началась разработка автоматической системы пожаротушения для вагонов Московского метрополитена. К 1994 году коренная противопожарная модернизация подвижного состава метрополитена с установкой системы автоматического пожаротушения «Игла» была полностью завершена. Пожар на Серпуховско-Тимирязевской линии в 1994 году 17 января 1994 года при выходе на линию поезда из электродепо «Владыкино» загорелся последний вагон. Состав остановился в рампе. В соответствии с действовавшими тогда инструкциями большую часть состава оставили стоять в тоннеле, а два вагона — на парковых путях электродепо, хотя была техническая возможность вывести состав из тоннеля и обеспечить благоприятные условия для его тушения.
Ликвидация пожара в тоннеле была чрезвычайно сложной. Некоторые пожарные пострадали из-за сильного воздействия высоких температур и токсичных продуктов горения, сгорели четыре вагона [10]. Серия аварий на Серпуховско-Тимирязевской линии в 1994 году В течение двенадцати с небольшим часов на разных перегонах линии произошло три аварии. Первая авария произошла в среду 30 марта 1994 года в 18:48 на перегоне « Нагорная » — « Нахимовский проспект ». Состав, двигавшийся из центра, догнал впереди идущий поезд, который тормозил перед прибытием на станцию, и врезался в него. Результат — новое столкновение. Три вагона сошли с рельсов и загородили тоннель, их пришлось разрезать автогеном. А в 9:14, когда метропоезд прибыл на станцию «Петровско-Разумовская» , но ещё не успел открыть двери, в него врезался состав, идущий следом. Последний вагон сошёл с рельсов, началось задымление. Среди пассажиров началась паника, возникла давка.
Серьёзно пострадали три пассажира и машинист второго поезда — его госпитализировали с черепно-мозговой травмой. Неуправляемый поезд пробил стену депо и выехал на улицу, головной вагон оказался на улице [1] При разбирательстве ЧП пытались обвинить машиниста в том, что он был пьян. Однако причиной инцидента являлось то, что один машинист выполняет работу за нескольких человек, и график работы при котором машинисты не высыпаются [2] Теракт 1996 года Второй теракт в истории Московского метро произошёл поздним вечером 11 июня 1996 года. В поезде между станциями « Тульская » и « Нагатинская » взорвалось самодельное взрывное устройство, четыре человека погибли, четырнадцать получили различные ранения. От взрыва один вагон был разрушен, другие повреждены. Пассажирам пришлось пешком добираться до ближайшей станции.
На ее пике, в 1979 году, произошел 1201 теракт. Тогда их устраивали в основном европейские сепаратисты — такие как Ирландская республиканская армия, организация «Страна басков и свобода» ЭТА , Фронт национального освобождения Корсики. Хотя самый распространенный тип терактов в Европе — взрыв в среднем на него приходится чуть больше половины всех случаев , ИРА и ЭТА часто использовали другой сценарий — убийство политиков и общественных деятелей. Самые известные примеры — убийство члена британской королевской семьи лорда Маунтбеттена и покушение на Маргарет Тетчер ответственность за оба теракта взяла Ирландская республиканская армия , а также убийство испанского премьер-министра Луиса Карреро Бланко террористами ЭТА. Самым смертоносным в начале 1990-х, на пике второй волны, стал захват сербскими экстремистами полицейского участка в хорватском городе Глина. Тогда погибли 180 человек. В 1990-е волна терроризма докатилась до России. В 1995-м чеченские боевики захватили жителей Буденновска, в 1999-м произошли взрывы жилых домов в Москве, теракты во Владикавказе и Буйнакске. В 2004-м чеченские сепаратисты захватили здание школы в Беслане — этот теракт стал самым смертоносным в Европе как минимум за полвека. В нем погибли 344 человека, 186 из них — дети. Всего с 1992 по 2020 год в терактах погибли 4,5 тысячи россиян — и еще 145 человек в 2022-м. Еще один пик терроризма случился в 2014-2015 годах из-за серии атак в Западной Европе и конфликта в Украине. В период 2004—2013 годов количество нападений, закончившихся смертью хотя бы одного человека, составляло в среднем менее 8 в год. В 2014 году их было 233. Сильнее всего пострадала Франция.
За теракт никто не взял на себя ответственность, следствие не установило виновных, и расследование было прекращено. В заложники боевики взяли 916 человек — работников, зрителей и актеров мюзикла «Норд-Ост». Больше двух дней террористы удерживали людей в заминированном здании. После чего вошли в театр. Позже стало известно, что вещество подействовало не на всех: некоторые заложники были в сознании, а боевики продолжали отстреливаться. В итоге все террористы были уничтожены. На Дубровке погибли, по разным данным, от 130 до 174 человек. Большинство заложников 119 человек скончались в больнице. Основная версия — в результате неправильной эвакуации из театрального центра. Операция затянулась на полтора часа, многих спящих людей доставляли в больницу обычные автобусы, а не машины Скорой помощи, у некоторых случилась асфиксия, по свидетельствам очевидцев, у медиков не было антидота для неназванного газа. Погибли 16 человек. На следующий год 6 февраля террорист-смертник взорвал вагон метро на Замоскворецкой линии метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Погиб 41 человек.
Оба пострадавших жилых дома после экспертизы были признаны непригодными к восстановлению — через 10 дней 19 сентября они были уничтожены взрывотехниками, а жители переселены в другие дома. Семьям, пострадавшим в результате произошедших в столице взрывов, была оказана материальная помощь. На тот период террористы готовили взрывы в Москве по нескольким адресам — на улице Гурьянова, Каширском шоссе, Борисовских прудах и на Краснодарской улице. За трагедией на улице Гурьянова последовал еще один взрыв.