Партесное пение появилось в русских православных храмах в XVIII веке под влиянием католического запада, прежде всего итальянской музыки. Только это пение возвышает душу, помогает человеку молиться, а не развлекаться, присоединяет молящегося к многовековой традиции святоотеческого пения. Партесное пение Партесное пение (от лат. partes — части, муз. партии, голоса) — тип украинской и русской многоголосной вокальной музыки, получивший.
ПАРТЕ́СНОЕ ПЕ́НИЕ
Партесное пение насадили в России, подражая украинским униатам и католикам, начиная с 17 века после ужасного раскола русской церкви. Как уже было сказано, партесное пение, родившись в римокатоличестве, способствует развитию ложной молитвы, приводящей человека к прелести. Партесное пение (лат. partes – голоса) – тип церковного пения, в основе которого положено многоголосное хоровое исполнение композиции. Понимание русского партесного пения немыслимо вне знания его западных истоков, а также путей его проникновения в Московское государство.
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- О ПАГУБНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ПАРТЕСНОГО ПЕНИЯ НА УМ, ДУШУ И ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА
- 3. Партесный концерт и в.П. Титов
- ЗНАМЕННЫЙ РОСПЕВ
- 20. Партесное пение. История богослужебного пения
- Знаменное пение
- Иеромонах Павел (Коротких). Беседы о церковном пении за 2009 год № 7-8
Что значит партесное пение
Многоголосье Партесное пение предполагает использование множества голосов, что делает звучание более многоголосым и глубоким. Придворное пение, ныне взошедшее во всеобщее употребление в Православных Церквах, необыкновенно холодно, безжизненно, какое-то легкомысленное, срочное! Партесное пение зародилось в XVII веке на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII века стало распространяться и в России. стиль многоголосного пения, а также общее наименование различных видов и жанров русской и украинской многоголосной. часть, участие), стиль русского многоголосного хорового искусства.
«Едиными усты и единым сердцем»
Матвеева 1988 г. Музыкально-акустический шумовой комплекс прошел испытания в Институте физиологии им. Ухтомского СПб. Каждому типу ритмической активности мозга соответствует свое строго определенное психофизиологическое состояние. В частности, Н. Например: 2-4 сек. Создатель практической методики возрождения певческого голоса В. Если замерить секундомером мелодически-дыхательные периоды в данном песнопении, то длительность интервала-попевки будет 9-13 секунд.
Древнерусские песнопения наонной традиции. Головщик А. Студия звукозаписи ВВС. Синкевич: «Сыны Божии постоянно призывают имя Господа в пении, которое происходит от ангелов. Григорий Нисский пишет: "Нам известно, что у них у ангелов нет другого занятия, кроме того, что они возносят хвалу Богу... Ангелы, называемые еще "вторыми светами", не поглощают собой эгоистично божественный свет, исходящий от Света Первого, но подобно зеркалам отражают этот свет вовне, светясь сами и освещая других. Таким образом, процесс ангельского пения складывается из двух нераздельных, одновременно осуществляемых действий: из созерцания Первоначального Блага и из возвещения о Первоначальном Благе всей твари...
Когда соединится пред престолом Божиим вся разумная тварь, то первым движением ея мысли и чувства будет слово благодарения Богу. Григорий Синаит: "Тем, кто не знает молитвы не испытывал ее силы и действия , которая, по св. Другими словами, когда мы поем правильно - знаменным созерцательным роспевом - мы через это внешнее делание можем прийти в состояние созерцания, из которого и рождается знаменный роспев обратная связь - прим. Приведем пояснение свт. Господь, желая, чтобы мелодия слов была символом духовной гармонии души, назначил петь псалмы мерно и читать их нараспев... Хорошо поющий настраивает свою душу и как бы из неровности приводит ее в ровность". Немецкий хронобиолог X.
Фельц проанализировал музыкальный ритм произведений классиков. В этом мы убедились в 80-х гг. Амплитудный частотный фрагмент партесного пения «Аз зрех Господи» из Великого славословия Струмского. Усеченный временной музыкальный период около 5 секунд ибо их психофизиологическая основа сверхмедленной ритмической организации выражает усеченный временной период 2-7 сек. Человек с "партесным" сознанием, исполняя знаменный роспев, делает его более усеченным с 7-8 секундным временным музыкальным периодом. Мельников: «Обряд есть плоть живая, тело всякого священнодействия. Нет ни одного таинства церковного, ни одного священнодействия, ни одного церковного богослужения, которые можно было бы совершить без обряда, без видимого проявления, без формы, вернее - без тела...
Как можно совершить миропомазание без самого миро, без вещества, из которого оно состоит? То же можно спросить и обо всех церковных таинствах. Разве может быть святое крещение без воды, без купели, без крещения и без крестителя? Самая благодать Святаго Духа преподается через видимое вещество, через плоть или тело, видимое, осязаемое, воспринимаемое нашими телесными чувствами. Сам Сын Божий не мог явиться людям без плоти и крови, без воплощения. Бог Отец также проявлял Себя в видимой и слышимой форме - в виде облака, горящего куста, голоса человеческого, необычайного осияния и т. В этом и есть сущность таинства - в соединении Божёства с плотию - в проявлении Его через обряд, видимую и осязаемую форму или вещество, материю...
Знаменитый богослов А.
Судя по архивным данным, певец вскоре занял в хоре ведущее положение - очевидно, благодаря не только вокальному, но и композиторскому дарованию. Обширное творчество Титова охватывает различные жанры партесного пения. Опираясь на опыт старшего поколения мастеров партесного письма — Дилецкого, Давидовича, Пекалицкого, — Титов придает своим хоровым партитурам барочную пышность и сочность. Его музыка завоевывает широчайшее признание.
Судить об этом можно по многочисленным спискам произведений Титова, сохранившимся во многих рукописных хранилищах. Концерт «Всем скорбящим Радосте» - В. Титов сочинил музыку к "Стихотворной Псалтыри" Симеона Полоцкого. Экземпляр этой рукописи с посвящением композитор подарил правительнице царевне Софье:.
Осмогласие — система для оформления видов церковного пения, где каждый из гласов представляет собой характерный напев. Осмогласие — система византийского происхождения, которую переняла церковь. По обычаю в каждый из восьми дней празднования Пасхи церковь исполняла напев, отличающиеся от предыдущего дня. Через время система гласов переменилась с восьмидневной на восьминедельную. Церковь повторяла восьминедельный цикл гласов от Пасхи до Пасхи. Церковное пение в 21 веке В двадцать первом веке в церквях воспроизводят знаменные напевы и распевы, исполняют партесное пение в рамках церковных хоров. Партесный концерт — многоголосье, исполняющие литургические мотивы перешел от церковного жанра на светскую сцену, и используется композиторами в сочинениях.
Лишь в таком случае каждый в храме получит возможность помолиться «на свой лад». А рассуждения про «цельность» литургии, которая может порваться от использования разных по стилю произведений, не должны сводиться к эстетству. Смена стиля привлекает внимание к очередной части богослужения, хотя и излишняя «чехарда» в стилях неуместна. Но это опять дело вкуса регента.
Опять же, я считаю, что одноголосная пасхальная заутреня уместна лишь в глухом скиту или на приходах, где всего один певец. Торжество должно быть многогласным, а в будни можно и нужно петь попроще. Хотя, если в один голос поёт человек 50, а то и весь храм, да и молятся люди при этом, а не «куплены» в местном театре, то можно и все праздники так проводить. Но я таких монастырей и приходов не встречал.
Опять же, вместе со знаменным распевом как-то незаметно приходит на клирос и начетничество, стремление всё вычитать «на -адцать» без всякого вникания в смысл текста. А это — благодатная почва для всяких суеверий и нестроений на приходе. Появляется дух клиросной гордыни, ложное ощущение полноты — всё, дескать вычитано, всё исполнено, больше и не надо нам ничего. Как будто существуют заповеди «блаженни спевшие канон на 14, яко тех есть Царство небесное», «блаженни исполнившие уставные требования Типикона, яко тии Бога узрят»… часть 2 Мне кажется, что в рассуждениях о «святости» знаменного роспева и «греховности» авторских песнопений есть явный подлог.
Получается, что знаменный роспев напет прямо святыми отцами или даже ангелами, а все авторские песнопения по природе своей греховны и антицерковны. И первое, и второе мне представляется натянутым. Во-первых, крайне мало святых просияло на клиросе. Прославленных Церковью регентов мы можем сосчитать по пальцам одной руки.
Почему в храме необходимо пение
Основу многоголосного партесного пения составляло. Распространение партесного пения в московском государстве происходило путем сильного давления со стороны властей. это особый вид музыкальной практики, при котором каждый участник исполняет свою индивидуальную партию. В богослужебное употребление партесное пение введено в 1668 году с согласия восточных патриархов. В Московском царстве партесное пение начало распространятся после присоединения Украины в 1654 году.
Знаменный распев
- Партесное пение
- Что значит партесное пение
- 3. Партесный концерт и в.П. Титов
- «Якобы единственный подлинный стиль»
Партесное пение
Вернадского , в Государственном историческом музее в виде комплектов голосов, книг- поголосников отсюда название этого рода музыки. Партитурная форма фиксации не характерна. Для стиля партесного пения характерно использование западноевропейской музыкальной гармонии и чередование полного хора и хоровых групп солистов , которое называется «переменным многоголосием» термин В. Вместо этого композиция строится как гармонизация знаменного распева. История Родина партесного пения — католическая Италия.
Из Италии пение распространилось сначала в Польшу , из Польши в Москву. Мартынову , партесное пение получило распространение сначала в униатском богослужении [3] — после Брестской унии в XVI — первой половине XVIII века , и в русском православном, вытеснив древнее знаменное пение. Инициаторами введения партесного пения были западнорусские православные братства.
Церковное пение — это не только молитва к Богу, но и презрение к диаволу». Паисий Святогорец Введение. В современной церковной жизни мы сталкиваемся с разными задачами. В их числе необходимо поставить и вопросы касающиеся эстетики, а, как потом увидим, ведущие к богословским осмыслениям. Рассмотрим такую богослужебную составляющую как пение в Церкви, а именно в нынешнем русском храме.
Итак, Бого-служение представляет собой священное поклонение человека в соответствующей обстановке и настрое, необходимые или подходящие к ситуации. Это и «музыка света» и формы совершения обряда, процессии, пение, запах — сопутствующие этому с психологической точки зрения, и особенная составляющая — Божественное Присутствие, благодать освящающая. Обстановка храма, как места восхваления Бога, принесения покаяния и благодарственной жертвы, молитвы о нуждах и пение нуждается в эстетическом согласии с целью прихода человека в Дом Божий. Замысел церковного пения состоит в поддержании у человека горения Духа Святого на пути его восхождения к Царству Христову, а история богослужебного пения отображает процессы накопления или утраты опыта молитвы. Основная часть. Исторический экскурс развития церковного пения в Русской Церкви. Для осмысления всего вопроса о богослужебном пении нам необходимо совершить краткий экскурс в историю существовавших в Русской Церкви стилей исполнения церковных песнопений. После Крещения князем Владимиром Руси большинство клира состояло из греков и болгар.
Естественно, что вместе с Уставом и книгами, которые они принесли, пение было византийским. Как основной тип богослужебного пения он существовал на Руси с конца XI в. Приблизительно 600 с лишним лет свидетельствуют, что этот распев идеально подходил для богослужения, прежде всего как пение молитвенное. Через Юго-Запад: Польшу и Украину, приходит т. Профессор музыковед В. Протопопов характеризует ранний партес как «постоянное многоголосие». Авторы новых песнопений были воспитаны в духе древнего богослужебного пения и это сказалось на их осмыслении богослужения и самого музыкально-певческого стиля.
Безусловно, до такой крайности церковное сознание еще не дошло, но то, что данное «богословие» имеет вполне конкретные еретические корни, совершенно очевидно. Своеобразным приговором «партесному богословию» стали слова свт. Игнатия Брянчанинова о неканоничных иконах и партесном пении, обличающие официальную послереформенную позицию церкви.
Игнатий: «Все русские поняли, что итальянские картины не могут быть святыми иконами. С кого итальянские живописцы писали изображения святейших жен? Со своих любовниц. Также начинают многие понимать, что итальянское пение не идет для православного богослужения. Причастный стих был заменен концертом, напоминавшим оперу. Надо знать, что в России вся масса народа проводит жизнь самую серьезную, будучи поставлена проводить такую жизнь обстоятельствами. Для того чтобы один веселился, часто тысячи и тысячи должны нести тягчайший труд, проливать горькие слезы и кровавый пот. Чувство глубокого благочестия, которым проникнут напев, приводит душу к благоговению и умилению. Этой гармонии он уже не находит в нынешнем пении Православной Церкви. Сочинения новейших композиторов выражают настроение их духа, настроение западное, земное, душевное, страстное, чуждое ощущения духовного.
Этот напев должен оставаться неприкосновенным. Преложение его есть непременно искажение его. Такой вывод необходим по начальной причине, он оправдывается и самим опытом. Несмотря на правильность преложения, канон Пасхи утратил свой характер торжественной радости и получил характер печальный. Это уже не восторг, произведенный воскресением всего рода человеческого во Христе, это плач надгробный. Изменение характера, хотя и не так чувствительное, заметно во всех преложениях знаменного напева и других церковных древних напевах. В некоторые преложения трудившиеся в них внесли свой характер, уничтожив совершенно церковный характер. В них слышна военная музыка, как например в «Благослови душе моя Господа», коим начинается Всенощная. Отчего так? Таково суждение не какого-либо частного человека.
Таково суждение Православной Церкви. Святый Дух возвестил, что песнь Господня не может быть воспета на земли чуждей Пс. Игнатий весьма почитаемый святой в Русской Православной Церкви, однако не многие прислушиваются к советам этого духоносного Старца. Песнь Господня действительно не может быть воспета на земли чуждей, на земли неочищенного от страстей сердца человеческого, на земли забвения святоотеческого наследия. Игнатий назвал сокровищем величайшей важности, наследством самым драгоценным для детей и внуков. Негативно относился к партесному пению и свщмч. Симеон Шлеев , который считал его неправославным: «Употребляя одноголосное пение, единоверцы держатся обычая Вселенской церкви. Восточные церкви греческая и другие сохранили свое одногласное пение до сих пор. Святейший патриарх Гермоген, страдалец за веру и отечество, считал партесное пение неправославным». Выдающийся физиолог ХХ-го столетия А.
Ухтомский в отношении партеса был еще более категоричен, называя его «служением иному богу», то есть идолослужением: «А если допущено смотреть на клирос как на певческую эстраду, куда можно пускать пьесы различных авторов... То, что исходит из лагеря "искусство для искусства", то, что "в ризы мягкия одеяно", служит иному богу, поет на земли чуждей». То, что партес негативно воздействует на человеческий организм, подтверждают и последние научные данные. Директор психоакустической лаборатории, кандидат наук В.
А ведь петь можно не только по нотам, но и по крюкам, а то и вообще по каким-то другим условным обозначениям. Так почему же линейные ноты широко распространены, а не что-то другое? Можно подумать: «потому что ими удобнее пользоваться». Но кому удобнее и для чего?
Мне кажется, здесь уместно сравнение языков, например русского и китайского. Для того чтобы научить читать, детям преподают сначала азбуку. Дети узнают, что есть буквы. Потом из букв складывают слоги, затем — слова, из слов — предложения. А у китайцев один иероглиф означает слово, другой — словосочетание, третий — почти законченную мысль. Они, скорее всего, не учат азбуку, не складывают слогов. Но при этом ничуть не тужат, а свободно между собой общаются, пишут и читают книги. Теперь представим себе, что некоторым людям из правящей элиты так понравились китайские иероглифы, что они решили распространить культуру китайского письма в России, для того чтобы заменить русскую письменность.
Польза от этого весьма сомнительная. А ведь примерно так и произошло в середине XVII века с линейной нотацией и крюковым пением. И сейчас есть те, кто считает вполне нормальным исполнять мелодии знаменного распева по нотам. Разница культур На Руси издавна понимали различие между богослужебным пением и светской музыкой. И хотя народные играния - песни и богослужебное пение, конечно, имели взаимное влияние, но всегда были разными, даже противоборствующими культурами. Играние на гуслях, домрах и пр. Поэтому различие между музыкой и богослужебным пением, игрой песнями и пением представлялось не просто как между двумя видами одного искусства, а как между совершенно противоположными началами. В западной католической церкви было и есть все наоборот.
Музыка признавалась как свободный вид искусств. И в условиях этой «свободы от Христа» естественным направлением развития католического церковного пения является постепенное его расцерковление. А такой музыке тесно в рамках одноголосного пения, ей нужно все время что-то новое, непознанное, разнообразное. Она тянется к полифонии, ее не устраивает ни григорианское, ни византийское, ни русское знаменное пение. Переход на линейную ноту Линейная нотация своим появлением на Руси обязана многоголосному пению, потому что крюки совершенно не приспособлены к полифонии. Именно многоголосное гармоническое звучание оказалось по нраву, в первую очередь, царю Алексею Михайловичу и другим «прогрессивным» знатным людям. На западной и юго-западной Руси в первой половине XVII века уже широко распространилось многоголосное партесное пение из Польши, и певческие книги были уже переведены с безлинейной нотации на линейную. И к моменту революционной деятельности патриарха Никона, на Украине уже были певцы и педагоги, воспитанные на партесной гармонизации и пользующиеся только линейной нотацией.
Как известно, вкусы прививаются. И всего лучше прививать их с детства. В десятилетнем возрасте царевич Алексей изучает строчное пение. Строчное пение некоторые исследователи истории русской древней музыки считают естественным явлением в развитии богослужебного пения на Руси. То есть, это начало русского многоголосия. На самом деле многоголосие не могло получить развитие в системе знаменного пения, и строчное пение — скорее то самое исключение из правил, которое подтверждает собой эти правила. Ну, так вот. Получив в детстве «прививку» «суррогатного» русского многоголосия и затем ознакомившись с гармонизированным партесом, Алексей Михайлович становится поклонником последнего.
Он неоднократно вызывает с Украины певцов и сочинителей для обучения своих подданных. Патриарх Никон, еще будучи митрополитом в Новгороде, покровительствовал киевским певцам, несшим в Московию партесное пение и «киевское знамя» — линейную нотацию. Очень хорошо высказался о роли патриарха Никона в деле внедрения западного мышления в богослужебном пении И. Гарднер: «Можно сказать, что в центре переворота в этой культуре богослужебно-певческой , поворота от востока к западу, перехода к постепенной секуляризации этого искусства стоит патриарх Никон со своими реформами… Хотелось бы его сравнить с железнодорожным стрелочником, переведшим стрелку пути богослужебно-певческого искусства на другой путь, беспрестанно удаляющийся от первого, главного пути»[2]. Очень удачное сравнение, учитывая, что Никон как патриарх со своими реформами был «порождением» царя Алексея Михайловича и его окружения. При активной поддержке царя и Никона партесное пение стало насаждаться в Московском государстве, посредством приглашения все новых певцов из «Малыя России», и с помощью «просвещенных» знатных бояр. Боярин Шереметьев привез из Киева в Москву капеллу певчих»[7].
статья о церковном пении
Очень часто можно услышать, что люди не любят «партес», а любят «обиходное пение». Но, думаю, на самом деле за любовью к понятному «обиходному пению» скрывается желание слушать и понимать службу от начала до конца. Ведь служба написана не для того, чтобы каждое воскресенье молиться, слушая только узнаваемые «Свете тихий» и «Ныне отпущаеши». Нет, богослужение цельно и человек призывается воспринимать все его части. Но что же происходит, если люди говорят про большие хоры, что они поют немолитвенно или концертно и слов непонятно вовсе. Почему молитвенность становится уделом будничного хора? В этом виноваты мы сами — регенты. Иногда, ограниченные временными рамками, мы пытаемся вместить побольше праздничных , авторских песнопений, забывая оставлять место положенным по уставу стихирам, тропарям, ирмосам.
Фото vladivostok. Или на обычной всенощной не шесть стихир на «Господи воззвах», а всего две.
Виды церковного пения. Виды церковных песнопений. Древнейший вид церковного пения. Типы богослужебного пения. Духовной музыки в древней Руси. Духовное песнопение презентация.
Особенности церковного пения. Хоровая партитура. Партесное пение Ноты. Виды многоголосного пения. Многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра. Знаменное строчное пение. Троестрочное пение. Партесный распев.
Церковное пение. Песнопение в церкви. Песнопение в соборе. До Глинкинская эпоха музыки. Основу многоголосного партесного пения составляло сколько. Музыкальная интерпретация. Н П Дилецкий. Николай Павлович Дилецкий русская музыка Барокко.
Стили пения список. Партесный распев Ноты. Литургия знаменного распева. Партесное пение картинки. Строчное пение. Певческому делу книги. Маковский певчие на клиросе. Картина певчие на клиросе Маковского.
Церковное пение в древней Руси. Церковный хор в древности. Патриарший хор ХХС. Хор Патриарших певчих Дьяков. Хор храма Христа Спасителя. Регент храма Христа Спасителя. Крюковая нотация знаменного пения. Музыкальный крюк.
Знаменный распев и партесное пение. Intrada ансамбль. Хор Интрада. Хоровой партесный концерт что такое. Демественный распев. Известные духовные песнопения. Знаменный распев доклад.
Человек с "партесным" сознанием, исполняя знаменный роспев, делает его более усеченным с 7-8 секундным временным музыкальным периодом. Мельников: «Обряд есть плоть живая, тело всякого священнодействия. Нет ни одного таинства церковного, ни одного священнодействия, ни одного церковного богослужения, которые можно было бы совершить без обряда, без видимого проявления, без формы, вернее - без тела... Как можно совершить миропомазание без самого миро, без вещества, из которого оно состоит? То же можно спросить и обо всех церковных таинствах. Разве может быть святое крещение без воды, без купели, без крещения и без крестителя? Самая благодать Святаго Духа преподается через видимое вещество, через плоть или тело, видимое, осязаемое, воспринимаемое нашими телесными чувствами. Сам Сын Божий не мог явиться людям без плоти и крови, без воплощения. Бог Отец также проявлял Себя в видимой и слышимой форме - в виде облака, горящего куста, голоса человеческого, необычайного осияния и т. В этом и есть сущность таинства - в соединении Божёства с плотию - в проявлении Его через обряд, видимую и осязаемую форму или вещество, материю... Знаменитый богослов А. Хомяков говорит об обрядах: "Видимое есть всегда только оболочка внутренней мысли. Существует мнение, что форма является границей между миром видимым и невидимым. МДА А. Это, в свою очередь, означает, что православные богослужебные формы знаменное пение, иконы, чин и пр. Человек молится уже не благодаря иконе, а не смотря на нее. То же можно сказать и о партесном пении, которое не способствует молитвенному деланию, а только мешает ему, и мешает еще больше, потому что пение как и музыка вообще более активно действует на душу человека, чем изобразительное искусство. Академик А. Ухтомский: «Пестрота, отсутствие ровности и спокойствия в церковном художестве является какою-то роковою чертою новообрядческих храмов... Влаяние настроений и воли нарушает владычествование ума, отводит душу от того, где "ум имеет свою цель и любимое им" Макарий Великий. Именно имея в виду обуздание влаяния, отцы предписывали всегда соблюдать раз принятый и всегда одинаковый чин и правило. Авва Фаласий: "Наложив на себя законы правило , не изменяй себе, софистически криво истолковывая их потом, ибо кто сим образом отводит себя от них, тот сам себя прельщает сам себе диавол " Добротолюбие. Но именно влаяние, постоянное рассеивание внимания искусственными партесными - B. Искусство призвано передавать, внушать людям те или иные чувства, настроения воли, идеи - в тех случаях, когда простая логическая речь не может передавать и внушить их с достаточной силой и яркостью. Великая сила и могущество искусства - во внушении - в незаметном овладевании человеком... Бунт против вековых устоев и традиций, который был спровоцирован врагами России и Православия в XVII веке и который сегодня принято называть церковной реформой патриарха Никона, привел к утрате духовных ориентиров. Утрата же духовных ориентиров, в свою очередь, делает невозможной любую попытку ориентации в духовном пространстве. Современный христианин, утомленный долгой разлукой с исконно древлеправославной традицией и устоями, в глубине души начинает тосковать по всему традиционному и каноничному. Однако необходимо понимать, что для того, чтобы это возвращение произошло, нужны веские богословские обоснования, то есть человек должен знать, к чему и зачем он возвращается. Выше уже были приведены мысли святых отцов о партесном пении, а также научное обоснование, доказывающее разрушительное действие партеса на душу и тело человека. Ниже будут приведены материалы, которые показывают, что партесное пение - это широкий путь в прелесть - путь, ведущий в погибель и описанный св. Смоленский, - распевающих по «хомо-ням», усердно удержавших вполне и всякие «хабуве» и «аненайки», без сомнения были поражены особенностями выговора текста песнопений. Хомовое пение имеет свои характерные особенности. Так, окончание «хъ» в пении пропевается «хо», вместо «мъ» поется «мо», вместо «въ» - «во». Отсюда и название пения - хо-мо-во-е. Священныя речи до конца развращены противу печатных, письменных, древних и новых книг. Где бо обрящутся в священном писании нашего природного языка словенскаго диалекта сицевыя, несогласныя речи: Сопасо, пожеру, во моне, иземи, людеми, сонедаяи...
Хотя вопрос о допустимости или недопустимости партесного пения при богослужении стоял весьма остро, Собор 1666—1667 гг. Пытаясь внести какую-то ясность, группа сторонников партесного пения, состоящая из прихожан храма святого Апостола Иоанна Богослова в Москве, полностью разделяющая все нововведения киевлян, обратилась за благословением этих нововведений к находившимся в то время в Москве патриархам Макарию Антиохийскому и Паисию Александрийскому. На этой грамоте, составленной, в 1668 г. Однако правовая действительность этой грамоты может быть подвержена сомнению. Так, И. Гарднер ставит по этому поводу два вопроса: «насколько посторонние русской автокефальной церкви антиохийский и александрийский патриархи к тому же, оказавшиеся к этому времени низложенными! Таким образом, отсутствие подлинно авторитетных церковных санкций пустило как бы на самотек решение этого вопроса, что разделило все русское общество на сторонников и противников партесного пения, доходящих порою в своих спорах до предания друг друга анафеме. Вскоре на московском горизонте появляется знаменитый теоретик и композитор партесного пения Николай Дилецкий, с 1677 г. К этому времени за плечами Дилецкого был накоплен солидный опыт композиторской и теоретической деятельности в Варшаве, Вильне и Смоленске. В 1675 г. В 1679 г. Совмещая в одном лице теоретика, композитора, исполнителя и педагога, Дилецкий создал целый ряд образцовых партесных произведений концертного типа, а также воспитал плеяду композиторов новой формации, среди которых было уже немало и великороссов, наконец овладевших техникой партесного письма. Самым выдающимся представителем этой плеяды, а может быть и непосредственным учеником Дилецкого, был Василий Поликарпович Титов, крайне плодовитый композитор, не только писавший богослужебные песнопения, называемые «службами Божиими», на 8, 16 и 24 голоса, представляющие собой монументальные многоголосные концерты, но и положивший на линейные ноты «Псалтирь рифмованную» Симеона Полоцкого, а также создавший целый ряд светских кантов. И все же это многоголосное хоровое пение по западному образцу не было полностью принято всей массой русского православного народа. Не говоря уже об огромном количестве православных, ушедших в раскол и абсолютно не принявших киевских нововведений, многие православные, оставшиеся верными Церкви, также крайне отрицательно относились к партесному пению, примером чего может служить деятельность старца Александра Мезенца и позиция тех анонимных борцов за древнерусскую традицию, против которых направлены полемические стрелы трактата Коренева. Усиленно насаждавшееся сверху Патриархом Никоном вкупе с восточным патриархами, царем Алексеем Михайловичем и именитыми людьми, со Строгановым во главе, при помощи украинских и белорусских специалистов по партесу, «киевских и литовских старцев», партесное пение в глубине русского сознания воспринималось как нечто незаконное и именно как утрата ангелоподобности пения. Однако духовные обстоятельства, сложившиеся во второй половине XVII в. Если появление строчного пения в XVI в. В юго-западной митрополии это ущемление проявилось в угрозе навязывания унии, в мощной инославной экспансии, доводящей православных порою до самого критического положения. В московских пределах это наступление мира на Церковь выразилось в расколе, явившемся страшной духовной катастрофой России. И там и здесь партесное многоголосие проявилось как симптом бед, постигающих Церковь, и в этом его родство и обусловленность западными формами многоголосия, также порожденными церковным нестроением.
Почему в храме необходимо пение
В случае партесного пения часто создаётся романтическое настроение, в результате чего ум рассеивается, блуждает, нигде не находя удовлетворения. При поддержке царя Алексея Михайловича партесное пение (т.е. пение по партиям, многоголосное) стало быстро распространяться на Руси. Значение партесное пение, что означает «партесное пение» в словарях: Словарь музыкальных терминов, Энциклопедический словарь, Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Партесное пение Партесное пение (от лат. partes — части, муз. партии, голоса) — тип украинской и русской многоголосной вокальной музыки, получивший. ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от позднелатинского partes – голоса, мн. ч. от лат. pars – часть, участие, также хоровая партия), стиль многоголосного пения, а также общее наименование разл. видов и жанров рус. и укр. многоголосной хоровой музыки 2-й пол. стиль многоголосного пения, а также общее наименование различных видов и жанров русской и украинской многоголосной.
20. Партесное пение
Запрещал его использовать и патриарх Иосиф митрополиту Никону. Против него выступили также старообрядцы и греческое духовенство. Теоретические основы партесного пения были изложены в ряде трактатов. Самый известный из них и единственный сохранившийся в нескольких редакциях — «Грамматика мусикийская» Николая Дилецкого [5]. Многие партесные сочинения сохранились анонимно и точно не датированы. Ныне образцы партесного пения широко публикуются, изучаются музыковедами, исполняются на концертной эстраде, записываются на звуковые носители. В настоящее время партесное пение в России стало основным в церковном богослужении.
Дилецкий рекомендует композиторам внимательно относиться к тексту, определяющему, по его мнению, музыкальную форму. Он придает большое значение так называемой «диспозиции»- расположение частей произведения в соответствии с содержанием литературной основы. Именно поэтому в партесных концертах редко встречается реприза и лишь в тех случаях, если есть повторы текста. Не менее важным считал Дилецкий концертный принцип организации музыкального материала путем сопоставления полного звучания хора и выделенной ансаблевой группой. В истории культуры имя Дилецкого долгое время оставалось забытым, а его музыка - неизвестной. Лишь сравнительнонедавно рукописи композитора привлекли внимание исследователей. Основная масса сочинений Дилецкого написана для восьмиголосного хора, трактуемого как два хоровых состава по четыре голоса в каждом. Крупнейшим его произведением является Воскресенский канон, где композитор продемонстрировал мастерское владениеразличными приемами партесного многоголосия. Воскресный канон. В отличие от внеличностного содержания знаменных распевов, партесные композиции воплощали разнообразные человеческие переживания. Спектр этих образов был чрезвычайно широк - от выразительной лирики до масштабных народных ликований. Большая часть русских концертов отмечена чертами торжественности и праздности. Композиторы в партесном пении. В процессе развития Партесное многоголосие постепенно менялось: усложнялись полифоническая техника и интонационный строй композиций. С введением партесного пения храмовая музыка приобрела авторство. Талантливыми творцами партесных концертов были такие композиторы, как Федор Редриков, Николай Калашников и др. Самой же большой популярностью пользовались сочинения «государева певчего дьяка» Василия Поликарповича Титова, в творчестве которого партесный концерт достигает наивысшего развития. Биография Титова известна лишь по отрывочным данным. Впервые его имя упоминается среди певчих дьяков в 1682 г. Через четыре года он уже числится первым певцом , что свидетельствует о необычайной одаренности мастера. Подтверждением сказанному является огромное творческое наследие Титова- им создано более двухсот различных сочинений. Музыка Титова отличается мелодическим богатством и разнообразием форм. Композитор тяготел к монументальным композициям и праздничным музыкальным образам. В отличии от своих предшественников Титов смело использовал разнообразные приемы полифонического развития, преодолевая статистику чисто аккордового склада. Композитор, следуя заветам Дилецкого, постоянно искал средства музыкальной выразительности, отражающие содержательную сторону текста. Так, в концерте «Радуйтесь Богу, Помощнику нашему» имитация в верхних голосах хора передает восторженные возгласы людей, а в концерте «Днесь Христос на Иордан прииде» волнообразные вокальные фигурации иллюстрируют набегающие речные волны: В. Титов «Днесь Христос На Иордан прииде» Замечательным образцом музыки Титова является восьмиголосный концерт «Златокованую трубу…», созданный в честь св. Иоанна Златоуста. В основу концерта положен текст стихиры из пяти строф с условным разделением на строки. Каждой строфе соответствует завершенный раздел музыкальной формы, заканчивающийся полной каденцией. Однако в пределах части композитор достаточно свободно обращается с текстом, целиком подчиняя его музыкальному замыслу. Это свидетельствует о постепенном становлении в русском многоголосии чисто музыкальных закономерностей, не подвластных абсолютному диктату слова: В.
Благодаря этим чертам, канты и псальмы были очень популярны в народе, и некоторые канты сохранялись в устной традиции довольно долгое время. Распространение кантов на Руси способствовало усвоению русскими певцами хоровой техники, которая в дальнейшем использовалась в партесном пении. Во второй половине XVII в. Дилецкий 6, на «фантазиях». Характерной особенностью таких композиций является разрыв с церковной традицией, а именно — с традицией распевов, место которой занимает свободное сочинительство. Музыка также часто отрывается от текста, становится самодовлеющей. Так, Н. Дилецкий советует ученикам «запасать впрок» пришедшие в голову музыкальные «фантазии», с тем чтобы позднее использовать их в концертах правило «атексталис» : «Иногда можеши, фантазию себе обретше, без тексту туюжде написати и сохранити концертов ради, яже ещё не в сем, то в ином тексте положится»7. Такой метод сочинительства был немыслим в древнерусском богослужебном творчестве, для которого характерна теснейшая связь слова и мелодии. Другой характерной чертой авторских партесных композиций эпохи барокко является следование так называемой теории аффектов8. Дилецкий так понимал цель музыки: «Мусикия — иже сердца человеческие возбуждает или до увеселения, или до жалости»9. Если традиционное церковное пение сосредоточивало основные усилия на «истолковании», «изъяснении» текста, то композиторы нового времени имеют целью вызвать у слушателей различные эмоции. Владышевская выделяет несколько приемов, применявшихся в партесных концертах: «Радость, ликование передаются чрезвычайно разнообразными музыкально-риторическими фигурами. Выразительные мелодии, расчлененные паузами фигура — temsis , создают аффект страха»12. Композиция раннего партесного концерта подразумевает использование контрастных сопоставлений, когда мощное звучание всего хора «тутти» сменяется пением группы солистов собственно, «концерт», в терминологии Н. Интересно, что сам термин «концерт» Дилецкий понимал как «борение гласов», т. Чаще всего в рукописях встречаются трехчастные концерты.
В стиле, сменившем Партесное пение, эта форма исчезла и была восстановлена лишь в последней четверти 19 - нач. Чайковского, С. Рахманинова и других композиторов. Известны имена более пятидесяти украинских и русских композиторов - создателей партесных произведений.
Что значит партесное пение
– Людям, которые уже столкнулись со знаменным пением Валаама, потом непросто бывает слушать партесное пение, это факт, –рассказывает старший певчий хора Валаамского монастыря монах Диодор (Подоровский). В этом и состоит главное отличие партесного стиля пения от древнерусских распевов. [5] Партесное пение – тип церковного пения, в основе которого многоголосное хоровое исполнение. Следовательно, партесное пение, хотя и кажется на первый взгляд возвышенным и вполне пригодным для богослужения, несет в себе энергии страстей и заражает ими. многокрасочное, открыто эмоциональное хоровое пение на несколько голосов - открыл простор для становления авторской индивидуальности.
Иеромонах Павел (Коротких). Беседы о церковном пении
Они являются и нашей целью в музыкально-акустической терапии православными песнопениями. Экспертизы: Первая статья о синхронизации психофизиологических процессов музыкой вышла в 1985 г. Матвеева 1988 г. Музыкально-акустический шумовой комплекс прошел испытания в Институте физиологии им. Ухтомского СПб. Каждому типу ритмической активности мозга соответствует свое строго определенное психофизиологическое состояние. В частности, Н. Например: 2-4 сек. Создатель практической методики возрождения певческого голоса В.
Если замерить секундомером мелодически-дыхательные периоды в данном песнопении, то длительность интервала-попевки будет 9-13 секунд. Древнерусские песнопения наонной традиции. Головщик А. Студия звукозаписи ВВС. Синкевич: «Сыны Божии постоянно призывают имя Господа в пении, которое происходит от ангелов. Григорий Нисский пишет: "Нам известно, что у них у ангелов нет другого занятия, кроме того, что они возносят хвалу Богу... Ангелы, называемые еще "вторыми светами", не поглощают собой эгоистично божественный свет, исходящий от Света Первого, но подобно зеркалам отражают этот свет вовне, светясь сами и освещая других. Таким образом, процесс ангельского пения складывается из двух нераздельных, одновременно осуществляемых действий: из созерцания Первоначального Блага и из возвещения о Первоначальном Благе всей твари...
Когда соединится пред престолом Божиим вся разумная тварь, то первым движением ея мысли и чувства будет слово благодарения Богу. Григорий Синаит: "Тем, кто не знает молитвы не испытывал ее силы и действия , которая, по св. Другими словами, когда мы поем правильно - знаменным созерцательным роспевом - мы через это внешнее делание можем прийти в состояние созерцания, из которого и рождается знаменный роспев обратная связь - прим. Приведем пояснение свт. Господь, желая, чтобы мелодия слов была символом духовной гармонии души, назначил петь псалмы мерно и читать их нараспев... Хорошо поющий настраивает свою душу и как бы из неровности приводит ее в ровность". Немецкий хронобиолог X. Фельц проанализировал музыкальный ритм произведений классиков.
В этом мы убедились в 80-х гг. Амплитудный частотный фрагмент партесного пения «Аз зрех Господи» из Великого славословия Струмского. Усеченный временной музыкальный период около 5 секунд ибо их психофизиологическая основа сверхмедленной ритмической организации выражает усеченный временной период 2-7 сек. Человек с "партесным" сознанием, исполняя знаменный роспев, делает его более усеченным с 7-8 секундным временным музыкальным периодом. Мельников: «Обряд есть плоть живая, тело всякого священнодействия. Нет ни одного таинства церковного, ни одного священнодействия, ни одного церковного богослужения, которые можно было бы совершить без обряда, без видимого проявления, без формы, вернее - без тела... Как можно совершить миропомазание без самого миро, без вещества, из которого оно состоит? То же можно спросить и обо всех церковных таинствах.
Разве может быть святое крещение без воды, без купели, без крещения и без крестителя? Самая благодать Святаго Духа преподается через видимое вещество, через плоть или тело, видимое, осязаемое, воспринимаемое нашими телесными чувствами. Сам Сын Божий не мог явиться людям без плоти и крови, без воплощения. Бог Отец также проявлял Себя в видимой и слышимой форме - в виде облака, горящего куста, голоса человеческого, необычайного осияния и т.
Для партесного пения нормой является четырёхголосие, хотя число голосов может достигать 16, 24 и даже 48 предполагается группировка по четыре. Партесное пение отличается концертностью, близостью к светской музыке. Сейчас оно является основной формой пения в храмах.
К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom. Читайте также:.
Но партесное пение может быть также использовано в сольных исполнениях и малых ансамблях, где каждый исполнитель может полностью раскрыть свои музыкальные возможности. Особенности знаменного пения Вот основные особенности знаменного пения: Основой знаменного пения является использование знаменного письма — специального нотного письма, где знамена заменяют обычные музыкальные ноты. Это позволяет исполнителям четко соблюдать ритмическую структуру пения и передавать мелодию без сопровождения инструментов. Знаменное пение обладает простотой и строгостью музыкальной композиции. Оно характеризуется монодическим характером, то есть исполнение мелодии только одним голосом. Знаменное пение не предусматривает гармонии или полифонии. Одной из основных особенностей знаменного пения является его тесная связь с текстом. Текст имеет первостепенное значение в этом виде пения, и мелодия служит средством передачи его смысла. Исполнители знаменного пения обращают особое внимание на произношение слов и их выразительность. Знаменное пение исполняется коллективно — группой певцов, находящихся в определенной певческой позе и удерживающих знамена. Исполнители могут быть разделены по голосам, которые в зависимости от характера мелодии перемежаются и соединяются друг с другом. Знаменное пение имеет специфический ритмический рисунок, который образуется за счет длительности и качества знамен. Ритм знаменного пения может быть очень сложным, и его выполнение требует хорошей координации и точности исполнения. Знаменное пение имеет свою ценность и значение для христианской музыкальной традиции. Оно передает особое внутреннее состояние и духовность, а также помогает слушателям соединиться со священным текстом и испытать глубокие эмоции. Особенности партесного пения Основные особенности партесного пения: 1. Разделение голосов В партесном пении исполнители разделены на группы, каждая из которых исполняет свою мелодическую линию. Это создает гармоничное звучание и позволяет выделить каждую партию. Разнообразие голосовых партий В партесном пении могут быть разные голосовые партии, такие как соло, дуэт, тройка, квартет и т. Каждая партия может иметь свои особенности в мелодии и характере исполнения. Гармония и взаимодействие Исполнители в партесном пении обязаны взаимодействовать друг с другом, чтобы создать гармоничное и сбалансированное звучание.
Переменное многоголосие предполагает чередование звучания полного хорового состава и отдельных групп голосов. В борьбе с унией и католичеством православные христиане Юго-Западной Руси стремились разработать тип пения, отличный от католического органного звучания «органного гудения». Открывая школы при монастырях, они вводили изучение партесного пения в храмах, в храмовых хорах.