это политическое и военное противостояние между различными группировками или династиями внутри одного государства.
Что значит такое междоусобица
Однако основная борьба велась между Святополком и Ярославом. Первым Киевским князем становится Святополк, так как он имел поддержку дружинников Владимира и был ближе всех к Киеву. Он убивает братьев Бориса и Глеба и становится во главе престола. В 1016 г. Ярослав, правивший в Новгороде, собирает войско, в состав которого входят не только новгородцы, но и варяги, и отправляется с ним на Киев. После битвы с войском Святослава близ Любеча Ярослав захватывает Киев и вынуждает брата бежать. Однако уже спустя некоторое время Святослав возвращается с польскими воинами и снова отвоевывает город, вытесняя Ярослава обратно в Новгород. Но и на этом борьба не заканчивается. Ярослав снова идет на Киев и на этот раз ему удается завоевать окончательную победу. Третья междоусобица на Руси Третья вражда началась после смерти Ярослава Мудрого, который еще при жизни очень боялся, что его смерть повлечет семейную междоусобицу и поэтому постарался заранее разделить власть между детьми. Хотя Ярослав оставил четкие указания для своих сыновей и установил, кто где будет княжить, желание захватить власть в Киеве снова спровоцировало междоусобицу между Ярославичами и окунуло Русь в очередную войну.
В 1054 г. Однако, когда внешняя угроза была побеждена, начинается война за власть на Руси.
Основные причины княжеских усобиц. Принципы престолонаследия на Руси. Первач усобеща на Руси. Первые княжеские усобицы на Руси. Усобица Владимир Святославович. Первая усобица на Руси Владимир. Вторая усобица на Руси кратко. Русско-Византийская война 1043 года.
Вторая усобица на Руси картина. Междоусобица 1174-1176. Сыновья Всеволода большое гнездо. Усобица это. Междоусобная война 1015-1019. Вторая усобица на Руси 1015-1019. Вторая междоусобная война на Руси. Междоусобица 1015-1019. Княжеские междоусобицы на Руси. Вторая междоусобица на Руси кратко.
Междоусобицы 12 века на Руси. Усобицы в Киевской Руси-. Княжеские усобицы таблица. Княжеские усобицы на Руси. Княжеские усобицы Ярославичей. Междоусобица Владимира Мономаха. Владимир Мономах что такое усобица. Вторая междоусобица схема. Княжеский междоусобица и Владимир Мономах. Василий 1 Московская усобица.
Усобица 15 века Московская. Усобицы Московского княжества. Московская усобица война князей. Мирным ли путем пришел к власти Ярослав. Как Ярослав Мудрый пришел к власти.
Островский, Снегурочка.
Они стремились захватить киевский престол и стать Великим князем или же, наоборот, стать независимыми от Киева. Выделяют три крупных междоусобицы на Руси. Первая из них пришлась на конец X — начало XI века. После смерти князя Святослава в 972 году у него осталось три сына: Ярополк получил власть в Киеве, Олег — на территории Древлян, Владимир — в Новгороде. В результате той вражды победил Владимир, ставший править и в Киеве. Ярополк и Олег погибли.
Убийство Ярополка.
Так сама собой выстроилась родовая лествица, которая определяла отношения старшинства между князьями, порой весьма запутанные. Если князь умирал, не будучи старшим в роде не посидев на киевском столе , то его дети навсегда оставались младшими, племянниками.
Они могли получить волость по милости дяди или другим обстоятельствам, не связанным с родовым счётом. Князья, отцы которых умерли при жизни дедов, получали волость своего умершего отца, но уже без права дальнейшего передвижения по волостным столам в ожидании великокняжеского престола. Полученная волость становилась наследственным достоянием в этой линии.
Именно таким путём обособился Полоцк. То есть, стоило вынуть одну ступень в родовой лествице, и дальнейшее восхождение становилось невозможным. Исключённые из старшинства князья назывались изгоями.
Прочие князья, не исключённые из старшинства, владели волостями, которые были для них отчинами. Что такое отчина? Отчиною для князя была та волость, которою владел его отец и владеть которою он имеет право, если на родовой лествице занимает ту же ступень, какую занимал и отец его, владея означенной волостью.
Отчина не означала наследственного владения по частному праву, не была частной земельной собственностью. Князь был вотчинником не по отношению к самой волости, а только по отношению к другим князьям, не имевшим отчинных прав на эту волость. Иначе говоря, сын наследовал не землю, не княжество, а место на родовой лествице, связанное с обладанием отчинной волостью.
Князь мог передвинуться по ней выше и тогда его дети приобретали права на другую отчину и т. Поскольку Русская земля была родовым владением великокняжеской династии, то понятие общерусского единства не утрачивалось полностью в политическом сознании князей. Эти владельцы волостей шли в поход постоять за землю Русскую, а не за отдельное княжество-отчину.
Постоянно действующим механизмом координации усилий были княжеские съезды — снемы — для решения общерусских вопросов. Впрочем, добиться исполнения решений от всех присутствующих на этих собраниях князей было очень трудно. Единство страны, обеспечиваемое подобным образом, было, конечно же, чисто формальным.
Принцип старейшинства был скорее морально-этической нормой, нежели правовым установлением. Семейное право не давало никаких преимуществ старшему брату перед другими. Чтить старшего брата «в отца место» было естественно и похвально, но этого требовала традиция, а не закон, поэтому на деле послушание меньших братьев старейшему покоилось исключительно на их доброй воле.
Хрупкость семейно-иерархических связей между братьями после смерти отца вела к ослаблению и практически полному разрушению системы политического вассалитета. Таким образом, распределение столов между сыновьями открывало путь к дроблению Русской земли на ряд независимых друг от друга княжеств. Родовой порядок наследования столов признавался в древней Руси как идеальный принцип, идеальная законная норма.
Однако он носил в самом себе зародыши разложения. Со временем, по мере разрастания великокняжеского рода, родовые связи невероятно усложнились, отношения старшинства запутались. Оказалось, что племянники могут быть старше годами, разумнее и опытнее своих дядей; старшие родичи могут приходиться зятьями младшим и т.
Родовое, юридическое и фактическое старшинство вступили в противоречие друг с другом. Затем, при разрастании княжеского потомства и соответственно умножения отчинных волостей стало трудно определить порядок передвижения князей по волостям, так как ценность и достоинство самих волостей постоянно изменялись. Многие волости, которые были сильны в XI в.
В условиях постоянных споров и усобиц за волости, выдвинулся на первый план чисто эгоистический принцип, который один князь сформулировал так: не место идёт к голове, а голова к месту. Князья стали добывать себе понравившиеся волости силой или дипломатическими средствами, путём переговоров и соглашений с местными городскими общинами. Последние в свою очередь стали предъявлять свои требования, считаясь с личностью князей, а не с правом старейшинства или отчины.
Произошло возвышение веч главных городов. Уже в 1113 г. Естественная эволюция княжеских отношений привела в конце концов к падению общерусской великокняжеской власти.
В «Слове о полку Игореве» великий князь Святослав произносит горькие слова: княжи ми непособие, князья мне не в помощь. В конце XII века на Руси оставалась только тень власти великого князя над младшими родичами, одна идея, которая нисколько не соответствовала политической действительности. Перейдём к рассмотрению главных событий этой эпохи.
Князь Ярослав Мудрый умер в 1054 году. Перед смертью он завещал своим сыновьям жить в мире друг с другом и править Русской землёй сообща. Но потомки Ярослава быстро забыли завет отца.
Всю вторую половину XI века Русь раздирали княжеские междоусобицы. В это время было совершено одно из самых гнусных преступлений в древнерусской истории — ослепление князя Василька Ростиславича. Василько княжил в Галиче, на западной окраине Руси.
Это был доблестный воин, не раз отражавший половецкие набеги на русские земли. Но его воинственность как раз и стала причиной его несчастья. Сосед Василька, волынский князь Давыд Игоревич не знал покоя.
Ему казалось, что Василько может напасть на него. Давыду удалось привлечь на свою сторону киевского князя Святополка. Вдвоём они пригласили Василька в Киев.
Во время дружеской пирушки Святополк и Давыд вышли из комнаты, оставив Василька одного. Тотчас же в комнату ворвались слуги Святополка. Они повалили отчаянно сопротивлявшегося Василька на пол и вырезали ему ножом оба глаза.
Это злодеяние случилось вскоре после того, как в 1097 году состоялся общерусский княжеский съезд в городе Любече, под Киевом. Князья поклялись тогда на кресте жить в мире друг с другом и не посягать на чужие отчины. Василько, Давыд и Святополк были участниками Любецкого съезда.
Хотя известие об ослеплении Василька и потрясло современников, этот способ расправы над политическими противниками с тех пор вошёл в обычай на Руси. Последней его жертвой в середине XV века стал московский князь Василий II Тёмный, который, впрочем, и сам подобным же образом калечил своих врагов. Итак, потомки князя Ярослава Мудрого не могли ужиться мирно меж собою.
Хуже того, они, по словам летописца, начали «наводить поганых на Русскую землю», то есть использовать в борьбе друг против друга отряды кочевников-половцев. Половецкие орды стали хозяевами Великой степи во второй половине XI века. По некоторым подсчётам, в это время южнорусские степи заселило около дюжины больших половецких орд, насчитывавших от 30 000 до 50 000 человек каждая.
По мере укрепления своего могущества и влияния половцы поглощали и ассимилировали других обитателей степи — торков и печенегов. В области социально-экономических отношений половцы находились тогда на начальной, так называемой таборной стадии кочевания, для которой характерна чрезвычайная подвижность степняков в связи с отсутствием у них постоянных мест кочевий. Евстафий Солунский, — не способно пребывать устойчиво на одном месте, ни оставаться [вообще] без передвижений; у него нет понятия об оседлости, и потому оно не имеет государственного устройства».
Действительно, каждая половецкая орда представляла собой обособленный родоплеменной коллектив, возглавляемый старейшинами — беками и ханами. В случае нужды они могли создавать временные военные союзы, но без единого руководства. Быт половцев был скуден и неприхотлив.
Жилищем им служили войлочные юрты и крытые повозки; обыкновенный их рацион состоял из сыра, молока и сырого мяса, размягчённого и согретого под седлом лошади. Хлеба они не знали вовсе, а из зерновых культур употребляли в пищу только рис и просо, добываемые посредством торговли. Недостаток съестных припасов, изделий ремесленного производства и предметов роскоши половцы восполняли путём набегов на окрестные земли.
Одной из важнейших статей добычи были рабы, которых сбывали на невольничьих рынках Крыма и Средней Азии. Тактика грабительских налётов «облав» была доведена половцами до совершенства. Основной упор делался на стремительность и внезапность нападения.
Участник Четвёртого крестового похода, французский хронист Робер де Клари, поражался тому, что половцы «передвигаются столь быстро, что за одну ночь и за один день покрывают путь в шесть или семь, или восемь дней [обычного] перехода… Когда они поворачивают обратно, вот тогда и захватывают добычу, угоняют людей в плен и вообще берут все, что могут добыть». Евстафий Солунский даёт половцам сходную характеристику: «Это летучие люди, и поэтому их нельзя поймать»; народ этот «в одно и то же время... Его ещё не успели увидеть, а он уже скрылся из глаз».
Даже такие полноводные реки, как Днепр, Днестр и Дунай, не являлись для половцев непреодолимой преградой. Для переправы кибиток они использовали своеобразные плоты, изготовленные из десятка растянутых лошадиных шкур, крепко связанных одна с другой и обшитых по краям одним ремнём. Воины переправлялись сидя верхом на кожаных мешках, набитых соломой и так плотно зашитых, что ни капли воды не могло просочиться внутрь.
Те и другие «плавсредства» привязывали к хвостам лошадей, которые доставляли их на тот берег. Основной тактической единицей половецкого войска было родовое ополчение численностью от нескольких десятков до 300—400 всадников, со своим предводителем — беком и знаменем бунчуком. В целом каждая половецкая орда могла выставить примерно от четырёх до семи тысяч взрослых мужчин-воинов.
Из-за слабости своего вооружения главными видами их оружия были луки и копья, доспехами — плотные кожаные и войлочные куртки половцы старались не вступать в лобовое столкновение с противником, предпочитая засады, притворные отступления и обходные манёвры. Города и крепости, даже плохо укреплённые, почти всегда оставались для них неприступными.
5 первых междоусобиц на Руси
Значение слова МЕЖДОУСОБИЦА - что это? | Междоусобица — это политический или социально-экономический конфликт, возникающий внутри определенной группы или общества. |
Междоусобица: что это и как происходит, причины и последствия | Такое положение грозило новыми распрями, новыми междоусобицами. |
Древняя Русь эпоха междоусобиц | Княжеская междоусобица – борьба русских князей между собой за власть и территории. |
междоусобные войны это определение 5 класс | Возникла междоусобица, которую Аграманту удалось прекратить благодаря мудрым советам царя Собрина. |
междоусобные войны это определение 5 класс | борьба за власть одним словом. |
Что такое междоусобные войны?
Междоусобицы в древней Руси | История ЕГЭ 10 класс | Умскул - YouTube | Что такое междоусобица, получи быстрый ответ на вопрос у нас ответило 2 человека — Знания Орг. |
Междоусобные войны что это такое | междоусобица — МЕЖДОУСОБИЦА, ы, ж То же, что междоусобие. |
Причины междоусобиц в Московском княжестве
- Толковый словарь
- Значение слова «междоусобица»
- Влияние конфликтов в обществе
- Трудные времена на русской земле • Окружающий мир, История • Фоксфорд Учебник
- Княжеские междоусобицы (кратко)
- Комментарии
Междоусобица - это семейная вражда
В полисе была строгая дисциплина, полное иерархическое подчинение одних членов группы другим. Считалось, что единственное нужное занятие настоящих спартанцев — война и подготовка к ней. Ранение в спину расценивалось как настоящий позор для мужчин этого полиса, который карался унизительной смертью. Афины господствовали на море, Спарту никто не мог победить на земле. Сложился некий паритет: одни установили свой протекторат над островными полисами, другие — захватили те, до которых можно было добраться без кораблей. Однако в V веке до н. В войну были втянуты большинство греческих полисов, разделившихся на два лагеря. Одни поддерживали Афины, другие — Спарту.
Эта война отличалась тем, что ставила целью полностью уничтожить врага, не задумываясь о будущих последствиях: истреблялись женщины и дети, вырубались оливковые деверья, виноградники, уничтожались мастерские и др. В войне победила Спарта. Однако за 30 лет была подорвана спартанская идеология, основанная на аскетизме и тотальном подчинении: стала чеканиться золотая монета, начали дарить и продавать общегосударственную землю, произошло социальное расслоение спартанского общества. Первая междоусобица на Руси Междоусобные войны на Руси также вспыхивали довольно часто. Считается, что первая произошла между сыновьями Святослава — Ярополком и Владимиром в X веке. В результате нее к власти пришел Владимир, позже крестивший Русь. Вторая междоусобица на Руси Окончательная раздробленность на Руси.
Нашествие монголо-татар Наиболее активный период междоусобных княжеских войн начинается со смерти князя Ярослава Мудрого 1054 г. Формально государство еще было едино, но уже становилось понятно, что активно начались процессы феодальной раздробленности. В постоянных княжеских разборках принимали участие не только русские, но и половцы, литовцы, торки, косоги и другие недружественные племена. Иноверцы не щадили православное русское население, а князья не щадили друг друга. Один из влиятельнейших князей — Владимир Мономах — еще продлил формально единство Руси. Этого смог добиться и его сын — Мстислав Великий. Однако после смерти последнего в 1132 году Русь и вовсе погрузилась в бесконечные междоусобные войны и феодальную раздробленность.
И здесь также не обошлось без внешних врагов: в XIII веке на Русь пришли полчища монголо-татар, которые и захватили большую часть нашего государства. Почему они ослабляли Грецию? К чему призывал каждый из них?
Какое именно значение она имеет в каждом конкретном обществе зависит от множества факторов, таких как культурные и социальные условия, а также способность общества справляться с конфликтами и разногласиями. Исторические примеры междоусобицы В истории было несколько примеров междоусобицы, которые оказали глубокое влияние на общество, и затронули множество людей. Вот несколько из них: 1. Гражданская война в США 1861-1865 гг. Самым известным и крупным примером междоусобицы является Гражданская война в США, которая проходила с 1861 по 1865 год.
Она была вызвана разногласиями между северными и южными штатами относительно вопросов рабовладения и суверенитета. Эта война привела к огромному количеству жертв и разрушений и оказала глубокое влияние на политику и общество в Соединенных Штатах. Одним из самых крупных примеров такой междоусобицы является Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. Гражданская война в России 1917-1922 гг. После Февральской революции 1917 года в России начался период гражданской войны, в которой противостояли Редкая Армия и Белая Армия.
Следом за Рязанью был разрушен город Владимир, захвачены Москва, Тверь, Коломна, а затем в 1240 году пала и древняя столица — Киев. Как бы ни было сильно каждое отдельное княжество, его военной мощи не хватало, чтобы совладать с врагом. Хан Батый подчинил себе русские земли и основал огромное государство — Золотую Орду. Теперь княжества подчинялись законам хана и были вынуждены платить огромную дань.
Это интересно Дань — денежный сбор с покорённых земель. Чуть больше двухсот лет Русь находилась под властью монголо-татарского ига, что стало одним из тяжёлых испытаний в истории Русского государства. Два века понадобилось народу, чтобы прийти к единству, собрать силы и дать отпор врагу. Это интересно Иго — зависимость русских земель от Золотой Орды. Словом «иго» изначально называли хомут для рабочего скота. Позже его стали употреблять в значении «порабощение, рабство». Победы Александра Невского Монголо-татарское нашествие — не единственная беда, с которой столкнулась Русь. В Новгороде правил молодой сын князя Ярослава Всеволодовича — Александр. Папа римский отправил королю Швеции послание, в котором требовал заставить русских князей отказаться от православной веры и силой обратить их в католическую.
В 1240 году король Швеции отправил войско на завоевание единственного не разрушенного монголами города — Новгорода. Шведы под предводительством военачальника Биргера прибыли на кораблях в устье реки Невы. Это интересно Папа римский — глава католической христианской церкви. Русских было значительно меньше, чем шведов, но они напали неожиданно.
Двум последним приходится скрываться на шведских территориях. Однако оттуда они возвращаются с войском. Начинается настоящая резня, первой жертвой которой стало небольшое Полоцкое княжество. В конечном итоге победителем выходит Владимир, выбравший для Руси уже единую религию. Вторая междоусобная война на Руси Однако уже после смерти Владимира отвоевавшего часть земель у поляков, а часть — у степняков в очередной раз появляется повод для кровавой дележки.
У него было 12 потомков Владимир обладал гаремом из женщин разных славянских племен, а также соседних с ними народов. А также приемный сын — Святополк которого поляки уговорили восстать против отца. Основных претендентов тех, кого любил народ было 3. Борис, Глеб и Ярослав. Но поляки с помощью агента высвободили из темницы Святополка. Борис был любимчиком отца, а Глеб — союзником Бориса. До сих пор загадка кто приказал их убить — Святополк или Ярослав. Второй сделал все, чтобы подумали на первого. Дальше имея повод для расправы устраняет и последнего конкурента.
Что значит слово междоусобица? Междоусобные войны на Руси
Междоусобица – это конфликт между двумя или более сторонами, возникающий внутри некоторого сообщества. это война (в большинстве своём носит кровавый характер) между различными группами населения внутри одного государства, которые возникают из-за существенных разногласий этих самых групп. Что такое междоусобица – Самые лучшие и интересные новости по теме: Istorija, знания, князь Владимир на развлекательном портале Междоусобица – это конфликт между двумя или более сторонами, возникающий внутри некоторого сообщества. Что такое МЕЖДОУСОБНЫЕ ВОЙНЫ. Во времена феодальной раздробленности владение любого крупного феодала стало как бы государством в государстве. внутрегражданский конфликт между различными общественными группами в государстве.
Значение слова МЕЖДОУСОБИЦА
Готовься к ЕГЭ в 10 классе вместе с Умскул! Переходи по ссылке и пиши в сообщения группы ВК — И уже открыт набор на главный про. Подписка на рассылку новостей. 1) Несогласие, внутренний раздор, война между какими-либо общественными, национальными и тому подобными группами в государстве. Что такое междоусобица, получи быстрый ответ на вопрос у нас ответило 2 человека — Знания Орг. Княжеские междоусобицы в древней Руси. МЕЖДОУСОБИЦА, -ы, ж То же, что междоусобие.
Значение слова «междоусобица»
Что такое междоусобица и как она влияет на общество | Смотреть что такое «междоусобица» в других словарях. |
что такое междоусобица | междоусобица — МЕЖДОУСОБИЦА, ы, ж То же, что междоусобие. |
Междоусобица | Что такое усобица в словарях русского языка? |
Что такое междоусобные войны?
Претерпевший же до конца спасется. Будь верен до смерти, — говорит тебе Господь, — и дам тебе венец жизни Мф. Одного Отечества жителям, как членам единого общества, должно бы друг другу помогать и защищать, и против внешних врагов единодушно вооружаться. Но если они не делают этого, отдают себя всем на посмеяние и своим врагам на попрание, и свое Отечество — на разорение.
Ибо ничем так Отечество не разоряется, как междоусобной и внутренней бранью. Так, когда христиане на христиан восстают и им причиняют зло, — отдают себя в посмеяние дьяволу и служителям его идолопоклонникам. Радуется дьявол, враг христианский, о таковых христианах.
Должно было бы христианам всем единодушно против этого врага стоять и подвизаться, и друг другу помогать, и друг друга против него поощрять, и так с ним единым вести брань, как этого Господь требует См. Но когда христиане на христиан восстают, то уже не против дьявола, но с дьяволом против христиан вооружаются, и ему помогают, и так угодное ему творят. Это истинно так, хотя того и не примечают таковые бедные христиане.
Ибо кто чью волю творит, тому и угождает и служит. В какое бедное состояние пришло христианство: друг друга угрызают и снедают! В прежние времена христиане берегли и защищали друг друга от идолопоклонников; ныне христиане на христиан восстают, и друг друга берегутся, поскольку невозможно никому верить.
Ибо всякий льстит и обманывает, лукавствует и хитрит: на языке мед, а на сердце желчь горести носит; устами приветствует, но сердцем враждует; пред глазами ласкает и говорит приятное, но, отойдя, поносит и ругает. Всякий того и ищет и в сердце поучается, как бы чужим чем завладеть. О, лютое время!
О как возмогла дьявольская хитрость, как усилился грех, как исчезла любовь! Чего в такое лютое время христианской богобоящейся душе ожидать, кроме озлобления и гонения? Израильтяне, когда думали из Египта выйти, тогда тягчайшее озлобление от фараона-мучителя терпели.
Так, когда святые и благочестивые души в мире сем оскудевают, весьма жестоко на них вооружается дьявол и озлобляет их то сам, то через своих служителей; и чем ближе мира конец, тем большее и жесточайшее благочестивым следует страдание.
Хуже того, они, по словам летописца, начали «наводить поганых на Русскую землю», то есть использовать в борьбе друг против друга отряды кочевников-половцев. Половецкие орды стали хозяевами Великой степи во второй половине XI века. По некоторым подсчётам, в это время южнорусские степи заселило около дюжины больших половецких орд, насчитывавших от 30 000 до 50 000 человек каждая. По мере укрепления своего могущества и влияния половцы поглощали и ассимилировали других обитателей степи — торков и печенегов. В области социально-экономических отношений половцы находились тогда на начальной, так называемой таборной стадии кочевания, для которой характерна чрезвычайная подвижность степняков в связи с отсутствием у них постоянных мест кочевий.
Евстафий Солунский, — не способно пребывать устойчиво на одном месте, ни оставаться [вообще] без передвижений; у него нет понятия об оседлости, и потому оно не имеет государственного устройства». Действительно, каждая половецкая орда представляла собой обособленный родоплеменной коллектив, возглавляемый старейшинами — беками и ханами. В случае нужды они могли создавать временные военные союзы, но без единого руководства. Быт половцев был скуден и неприхотлив. Жилищем им служили войлочные юрты и крытые повозки; обыкновенный их рацион состоял из сыра, молока и сырого мяса, размягчённого и согретого под седлом лошади. Хлеба они не знали вовсе, а из зерновых культур употребляли в пищу только рис и просо, добываемые посредством торговли.
Недостаток съестных припасов, изделий ремесленного производства и предметов роскоши половцы восполняли путём набегов на окрестные земли. Одной из важнейших статей добычи были рабы, которых сбывали на невольничьих рынках Крыма и Средней Азии. Тактика грабительских налётов «облав» была доведена половцами до совершенства. Основной упор делался на стремительность и внезапность нападения. Участник Четвёртого крестового похода, французский хронист Робер де Клари, поражался тому, что половцы «передвигаются столь быстро, что за одну ночь и за один день покрывают путь в шесть или семь, или восемь дней [обычного] перехода… Когда они поворачивают обратно, вот тогда и захватывают добычу, угоняют людей в плен и вообще берут все, что могут добыть». Евстафий Солунский даёт половцам сходную характеристику: «Это летучие люди, и поэтому их нельзя поймать»; народ этот «в одно и то же время...
Его ещё не успели увидеть, а он уже скрылся из глаз». Даже такие полноводные реки, как Днепр, Днестр и Дунай, не являлись для половцев непреодолимой преградой. Для переправы кибиток они использовали своеобразные плоты, изготовленные из десятка растянутых лошадиных шкур, крепко связанных одна с другой и обшитых по краям одним ремнём. Воины переправлялись сидя верхом на кожаных мешках, набитых соломой и так плотно зашитых, что ни капли воды не могло просочиться внутрь. Те и другие «плавсредства» привязывали к хвостам лошадей, которые доставляли их на тот берег. Основной тактической единицей половецкого войска было родовое ополчение численностью от нескольких десятков до 300—400 всадников, со своим предводителем — беком и знаменем бунчуком.
В целом каждая половецкая орда могла выставить примерно от четырёх до семи тысяч взрослых мужчин-воинов. Из-за слабости своего вооружения главными видами их оружия были луки и копья, доспехами — плотные кожаные и войлочные куртки половцы старались не вступать в лобовое столкновение с противником, предпочитая засады, притворные отступления и обходные манёвры. Города и крепости, даже плохо укреплённые, почти всегда оставались для них неприступными. Не имея никаких осадных устройств, половцы крайне редко решались брать город «на копье», если только не рассчитывали застать его защитников врасплох. Обычно они стремились измором вынудить осаждённых к сдаче, однако не были способны на ведение длительных осад, поскольку необходимость строго соблюдать режим сезонных перекочёвок не позволяла им слишком долго задерживаться под городскими стенами. На войне половцы придерживались степного кодекса чести: свято соблюдали законы гостеприимства по отношению к вражеским послам, в бою стремились не убивать знатных противников, а захватывать их в плен с тем, чтобы затем получить за них выкуп.
В качестве союзников или наёмников они, как правило, проявляли исключительную верность. Но соседи из них были плохие. Договоры, ручательства, клятвы не значили в их глазах ничего, а вероломство рассматривалось как похвальная хитрость. Византийская писательница Анна Комнин ум. Такими же ненадёжными и беспокойными соседями они стали и для Русской земли. Особые симпатии к этим врагам Руси питал один из внуков Ярослава Мудрого — черниговский князь Олег Святославич.
Олег стал первым русским князем, призвавшим половцев на Русь. История сохранила нелицеприятный портрет этого князя. Олег был беспринципный честолюбец, заботившийся исключительно о личной наживе. Он постоянно посягал на владения своих братьев и дядей. А так как собственных сил у него не хватало, он принял за правило опираться в своих военных предприятиях на половецкие орды. Платой за эту услугу были русские города и сёла, которые Олег безжалостно отдавал на разграбление степнякам.
Современники с ужасом свидетельствовали, что население некогда богатых и многолюдных областей толпами уводится в половецкий плен. Нужда заставила остальных русских князей объединить свои усилия в борьбе против общего врага. В последние годы XI века Олег был усмирён и поумерил свои аппетиты. Однако и тогда он уклонялся от общерусских походов на половцев и укрывал у себя половецких ханов. На Руси Олега прозвали Гориславичем, то есть человеком, принёсшим много горя Русской земле. Вспоминая те времена, автор «Слова о полку Игореве» с горечью писал: «Тот Олег мечем крамолу ковал и стрелы по земле сеял.
Тогда по Русской земле редко пахари перекликались, но часто вороны каркали на трупах, и галки слетались на поживу». Среди русских князей XI века встречались разные люди — святые и преступники, талантливые государственные деятели и пожизненные неудачники. Но один князь стоит особняком в этом ряду. Это — полоцкий князь Всеслав. В народной памяти он остался князем-колдуном, князем-оборотнем. О Всеславе рассказывали невероятные чудеса.
Ходила молва, что он родился от волхования, в сорочке. Раньше «сорочками» называли ещё и разные плёнки, — скажем, ту, которая находится под скорлупой яйца. Изредка случается, что новорождённые являются на свет с головками, покрытыми тоненькой плёнкой околоплодного пузыря, которая затем скоро спадает. Наши предки считали такую плёнку счастливой приметой. Это поверье было широко распространено у славян и других индоевропейских народов. В основе его лежали древние языческие представления о том, что сорочка является вместилищем добрых духов.
При его рождении волхвы посоветовали его матери повязать «сорочку» на ребёнка в качестве амулета. Благодаря этому, если верить летописи и «Слову о полку Игореве», Всеслав счастливо избегал козней своих врагов и даже умел превращаться в волка. В волчьем обличье он будто бы мог пробежать за одну ночь из Киева до берегов Чёрного моря. Ему ничего не стоило в синей полуночной мгле исчезнуть из осаждённой крепости под видом рыси. А в случае надобности Всеслав мог ворожбой добыть себе коня. Говорили также, что, когда в 1068 году Всеслав захватил Киев, он каждое утро из окна княжьего терема слушал, как звонят колокола в его родном Полоцке.
Всеслав Полоцкий послужил прообразом былинного богатыря Волха Всеславьевича. Надо сказать, что Полоцк вообще слыл на Руси городом, где творилась всякая чертовщина. Например, под 1092 годом в летопись включён рассказ о том, как бесы издевались над полочанами. По ночам они рыскали по улицам и стонали человечьими голосами. А если потревоженные шумом горожане выходили из дома, на них насылали неизлечимую язву. Затем бесы обнаглели до того, что стали разъезжать среди бела дня верхом на конях.
Но при этом не было видно ни коней, ни их самих, только на земле отпечатывались следы конских копыт. Полочане не знали, как им одолеть эту напасть. Но к счастью для них, по прошествии нескольких дней злая нечисть сгинула так же внезапно, как и появилась. Самой известной русской княгине конца XI века была Евпраксия —наверное, самая трагическая женская фигура древнерусской истории. Надо заметить, что мы, как правило, знаем только о тех женщинах древней Руси, которые были несчастливы в браке — о счастливых супружествах летописцы просто умалчивали. Так вот несчастье Евпраксии заключалось в том, что её угораздило стать женой императора-извращенца.
По тогдашнему обычаю, её очень рано выдали замуж. Первым её мужем был саксонский маркграф Генрих Длинный, который умер, когда ей едва исполнилось 16 лет. Евпраксия пошла под венец прямо из кельи Кведлинбургского монастыря, где она несколько лет изучала латынь и основы католической веры. Туда же она удалилась и после смерти мужа. Вскоре после этого в юную вдову страстно влюбился император Священной Римской империи Генрих IV, тоже недавно овдовевший. Летом 1089 года они поженились, и княгиня Евпраксия превратилась в императрицу Адельгейду.
Но охлаждение между супругами наступило быстро, стремительно принимая скандальные формы. Генрих принудил Евпраксию сделаться участницей непристойных оргий в императорском дворце. Некоторые хронисты обвиняют Генриха IV в том, что он принадлежал к сатанинской секте николаитов, мистерии которой заключались в надругательстве над церковными обрядами и таинствами. На обнажённом теле своей русской супруги император служил кощунственные мессы. А однажды он предложил Евпраксию своему сыну Конраду.
Нарушение прав человека. В некоторых странах, когда руководство незаконно нарушает права граждан, возможно, что жертвы будут вступать в борьбу против них. Это может привести к междоусобице, когда люди вынуждены защищать свои права и свободы. Религиозные разногласия.
Религиозные и культурные разногласия также могут привести к междоусобицам, особенно там, где различные религии имеют большое влияние на жизнь людей и когда эти различия можно использовать в политических целях. Общественная напряженность. Иногда причина междоусобицы может быть не в одной конкретной области, а в общей напряженности, связанной с давлением конкурирующих групп, массовыми настроениями и другими факторами, которые могут разделять людей на группы. Информационные конфликты. В связи с развитием социальных сетей и Интернета, конфликты вокруг информации стали все распространеннее. Мнения, выраженные в Сети, могут привести к конфликту реальных людей. Государственный контроль. Навязывание государством жесткого контроля приводит к растущим протестам со стороны населения. Если население не согласно с установленной властью и не может свободно выразить свое мнение, то это может привести к междоусобице и гражданской войне.
Последствия междоусобицы 1. Человеческие жертвы. Междоусобицы часто сопровождаются насилием и кровопролитием. Люди погибают, получают травмы и ранения, оставляя множество пострадавших и траumatized. Экономические потери. Междоусобицы могут привести к разрушению различных объектов инфраструктуры, таких как дороги, мосты, здания, аэропорты и др. Кроме того, вынужденная эвакуация и убежища, повышение цен и налоговые ставки для восстановления экономики могут негативно повлиять на экономику и сократить благосостояние людей. Социальное разделение. Многие междоусобицы возникают в результате социальных и политических разногласий.
Когда группы людей сталкиваются друг с другом из-за идей, вероисповедания, рас, религиозных и социальных разногласий, это может привести к разрушению общественных связей и разделению общества. Разрушение гражданского общества. Междоусобицы могут высушить духовность общества и разрушить гражданскую культуру и мораль.
Несогласие, внутренний раздор , война между какими-л. Ссоры, споры, несогласия между кем-л.
О словаре Толково-образовательный словарь русского языка Т. Ефремовой представляет собой один из наиболее полных на настоящее время словарей русского языка.
Малая гражданская?
- Междоусобица - это семейная вражда
- Что значит слово междоусобица? Междоусобные войны на Руси
- Трудные времена на русской земле
- Лексическое значение
- Употребления слова в предложениях
- Междоусобная война: трагедия или закономерность? Примеры междоусобных войн в истории
Что такое междоусобные войны?
Но прежде чем это произошло, галицко-волынские земли пережили немало драматических страниц, наполненных междоусобицами князей, боярскими заговорами, воинственной активностью горожан, вмешательством в политические конфликты иностранных государей и в. Что такое междоусобица? Характеристика понятия, хронология войны на территории Руси. Почему на Руси начались междоусобные войны? Три самых больших междоусобицы. междоусобица — МЕЖДОУСОБИЦА, ы, ж То же, что междоусобие.
5 первых междоусобиц на Руси
То же, что междоусобие. Княжеские междоусобицы в в словаре Ефремовой что такое "междоусобица. Что такое "междоусобица". МЕЖДОУСОБИЦА, -ы, ж. То же, что междоусобие. В Польше началась [в 1701 году] кровавая междоусобица между панами. Понятие междоусобица в этом контексте олицетворяет одну из наиболее деструктивных форм социального и политического конфликта. Возникла междоусобица, которую Аграманту удалось прекратить благодаря мудрым советам царя Собрина. Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МЕЖДОУСОБИЦА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках.
Трудные времена на русской земле
Они объединялись лишь тогда, когда над Элладой нависала смертельная опасность быть захваченной. Все остальное время каждый полис развивался самостоятельно, иногда объединялся в союзы, становился либо метрополией, либо колонией в зависимости от ситуации. Это особо не влияло на жизнь обычных граждан. На территории Эллады было два политических центра, от которых зависело спокойствие в регионе: Афины и Спарта. Мир между ними был невозможен по определению, так как они придерживались диаметрально противоположной идеологии. Афины были сторонниками демократии, занимались торговлей, ремеслом, искусством. Спарта являлась жестким тоталитарным государством. В полисе была строгая дисциплина, полное иерархическое подчинение одних членов группы другим.
Считалось, что единственное нужное занятие настоящих спартанцев — война и подготовка к ней. Ранение в спину расценивалось как настоящий позор для мужчин этого полиса, который карался унизительной смертью. Афины господствовали на море, Спарту никто не мог победить на земле. Сложился некий паритет: одни установили свой протекторат над островными полисами, другие — захватили те, до которых можно было добраться без кораблей. Однако в V веке до н. В войну были втянуты большинство греческих полисов, разделившихся на два лагеря. Одни поддерживали Афины, другие — Спарту.
Эта война отличалась тем, что ставила целью полностью уничтожить врага, не задумываясь о будущих последствиях: истреблялись женщины и дети, вырубались оливковые деверья, виноградники, уничтожались мастерские и др. В войне победила Спарта.
К чему призывал каждый из них?
Это фото с ответами на эти вопросы. Чем знамениты Филипп и Александр Македанский? Какие методы использовал филипп в борьбе с противником?
Какие методы использовал филипп в борьбе с противником. Каковы различия во взглядах Искората и Демосфена? Каковы различия во взглядах Искората и Демосфена.
При каких обстоятельства Александр Македонский стал царём Македонии? При каких обстоятельства Александр Македонский стал царём Македонии. Какую роль и значение сыграли победы Александра Невского а истории России?
Какую роль и значение сыграли победы Александра Невского а истории России. При каком правителе начались междоусобные войны в Греции? Какие решения принял коринфский съезд?
Какую роль город Екатеринбург сыграл в войну? Россия была не готова, в итоге спалила Москву а французы ушли потому что надеялись на добычу и провиант в Москве, но она пустая оказалась и горелая. Так же крепостные били и грабили обозы французов, а тем ничего не оставалось как уйти во сво..
Румыния возникла позднее других восточноевропейских государств. Например, Венгрии или Польши. Однако румынам с момента возникновения своего первого государства в Средневековье и до наших дней удавалось непрерывно сохранять свою государственно..
С другой стороны, столь же общепризнано, что убийство было лишь ближайшим поводом, «толчко.. А Прошло 324 года ; Б Просуществовала 343 года с 481 по 843 гг. Между братьями, сыновьями царя ради престола.
Каковы были причины междоусобной войны на руси? Когда была Междоусобная война в Московской Руси 1425—1453? Когда была Междоусобная война в Московской Руси 1425—1453.
После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев.
Пробежимся по их разновидностям: Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка.
Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи. Под авторством Даля В. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор.
Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия «Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС».
Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово исконное, заимствованное , его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования.
Даст варианты использования в разговоре.
К началу Раннего Нового времени , междоусобицы считались законными правовыми инструментами [2] и в какой-то мере регулировались. Например, сербская культура называет междоусобицу серб.