трех т. н. орг. мессах (1635) - не содержат типичной токкатной виртуозности. Определения слова токката. (итал. toccata — прикосновение) виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме.
И. Бах «Токката» (Токката и фуга ре минор)
Токката — это сольное произведение, часто импровизационного характера, в котором исполнитель демонстрирует свою технику и чувство стиля. что такое токката в музыке? druzhininanatalia200: что. Ответы. Что такое токката? Токката — это музыкальный жанр, который относится к. Токката в стиле барокко, начиная с Джироламо Фрескобальди, отличается большей. Токката — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. букв. - прикосновение), виртуозная музыкальнаяпьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме.
Похожие презентации
- Значение слова токката. Что такое токката?
- Статья: Что такое токката
- Токката в музыке
- Происхождение и история токкаты
- ТОККАТА (итал. toccata, букв. - прикосновение)
- Токката в музыке: что это такое и что делает ее особенной?
Токката что это значит
Токката славится своей энергичностью и драматичностью, она способна захватить внимание слушателей своей неповторимой мелодичностью и интересными гармоническими сочетаниями. Смотреть что такое «ТОККАТА» в других словарях. это музыкальное произведение, которое известно своей быстротой, виртуозностью и технической сложностью исполнения. Токката - Виртуозная музыкальная пьеса для фортепиано или органа, выдержанная в быстром, четко ритмованном движении.
Похожие презентации
- Токката в музыке
- Что такое токката, где применяется, для каких инструментов
- Используемые продукты
- Значение слова Токката в других словарях:
- И. Бах «Токката» (Токката и фуга ре минор)
- ТОККАТА (итал. toccata, букв. - прикосновение)
Закажите проект и монтаж экономичной системы вентиляции по цене ниже рыночной на 20%
Сетевая литература от А до Я. Включен в перечень социально значимых интернет-ресурсов России. Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта.
Образцы фортепианных токкат — у Р. Что такой стиль?
Стиль — совокупность признаков, характеризующих произведение искусства определённого времени, направления или индивидуальную манеру художника см. Как называется движение под музыку? Музыкальное движение — это метод музыкального воспитания, личностного развития и обучения свободному танцу. От занимающегося требуется двигаться только вместе с музыкой: начинать движение с её началом и заканчивать точно с окончанием.
Как называется расстояние между различными по высоте звуками? Итог Теперь вы знаете, что звуки составляют звукоряд, что ноты звуки звукоряда упорядочены по высоте звука. Вы знаете, что октава состоит из 12 звуков. Расстояние между двумя соседними звуками называется полутон, а расстояние из двух полутонов — тон.
Сюита вводил Т. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф. Произведение для клавишного инструмента истор. Импровизация на органе на тему церковного песнопения истор. Токката Баха. Произведение виртуозного характера для клавишного инструмента, характеризующееся однообразным и быстрым движением коротко длящихся тонов. Токката Шумана. В фортепианной токкате преобладает аккордовая техника Р.
Хачатуряна , Д. В XVI—XVIII веках органные токкаты писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла например, циклы токкат у И. В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 9 августа 2012 года.
Значение слова Токката в других словарях:
- ТОККАТА — это что? Что означает ТОККАТА?
- Токката что это значит
- Основные характеристики
- Что такое Токката в музыке кратко?
- Токката в музыке: что это такое и что делает ее особенной?
Что такое фуга токката хорал кантата?
Рекламы будет меньше, если вы авторизируетесь на сайте. Входящий, знай, тебя здесь ждут свобода слова и уют! Сетевая литература от А до Я.
И ритмич. Сходная форма - в токкатах Я. Свелинка при жизни не изданы , оригинальных по фактуре и широко представляющих ричеркарную имитац. Технику имитации в увеличении, обращении , ставших образцом для северонем. Композиторов 17 в.
Шейдта, Г. Шейдемана, И. Рейнкена и др. Шейдту принадлежит T. Токкатной фактуре и с применением сложных полифонич. Приёмов включая стретты, вертикально-подвижной контрапункт 1-й фразы указанного в её названии хорала. Впоследствии хоральная обработка - один из типов нем.
Муршхаузера в "Octitonium... У Готлиба Муффата в "72 Versetl sammt 12 Toccaten", 1726. Роль в истории Т. Сыграл Дж. Фрескобальди, к-рый ввёл в Т. Новый, "эффектный" стиль, выработайный в современной ему вок. Смелые и выразит.
Гармонии его Т. Приемы, сквозные полифонии, формы восходят к мадригалам нач. Сочинениям манера исполнения, подчеркнуто импровизационная, требующая темповых изменений соответственно характеру музыки "Играть, не соблюдая такта - так же, как исполняются мадригалы, - сообразно чувствам или смыслу слов". Токкаты Фрескобальди в "Fiori musicah" - трех т. Мессах 1635 - не содержат типичной токкатной виртуозности. В этом сборнике представлены два типа Т. Первый из них - Т.
С обозначением avanti, к-рые рассматриваются как краткие вступления к мессам и особо примечательным ричеркарам хроматическому и "загадочному", с дополнит. Голосом, к-рый, по словам автора, надо не играть, а петь. Образующееся последование Т. И ричеркара можно рассматривать как прообраз циклов Т. И фуга, прелюдия и фуга. Тип - Т. Сопровождения одного из важных моментов мессы.
Это самостоят. Пьесы большого художеств. Значения, очень выразительные по муз. Языку и развитые в композиц. Отношении Т. Cromatica, напр. Виртуозная Т.
Представлена у Фрескобальди в сб. Усложнение исполнит. Техники сказывается, в частности, в появлении педальной партии в нек-рых Т. Примечание "sopra i pedali e senza" указывает, что эти пьесы могут быть исполнены и без педали. В прелюдийной функции встречается в сочетании с канцоной "T. E Canzona". Такое сочетание хотя и в несколько ином виде , а также композиц.
План этого цикла с прелюдийной "вставкой" в канцону были восприняты последователями Фрескобальди. Фрескобальди оказал влияние на развитие Т. В Италии, Австрии и юж. Воздействие тематизма и принципов формообразования его Т. Заметно в токкатах М. Росси 1637 , И. Фробергера ок.
Паскуини 1704 , И. Керля посм. В их творчестве получила распространение Т. Форма в целом - контрастно-составная термин В. Протопопова , иногда - с репризным обрамлением, с чертами канцоны при интонац сходстве различных по метру тем в фугированных разделах. Встречаются также T "этюдного" типа, без значит. Имитационных разделов Керль.
Своеобразной фактурой выделяются токкаты Росси и особенно Керля. У последнего, наряду с принятой в Т. Мелкой фигурацией, появляются скачки, октавная техника, ломаные аккорды, данные в разнообразном ритмич. Оформлении T. Бетховена и Р. Применение педали в токкатах Керля ограничивается длит. Пунктами в традиции Фрескобальди.
Этой же традиции придерживается И. Пахельбель в своих 12 Т. В токкатах Д. Букстехуде сходных по существу с его циклами прелюдий и фуг композиц. Принципы, восходящие к токкатам Фрескобальди, сочетаются с полифонич. Приемами северонем.
Шуман, К. Дебюсси, М. В фортепианной токкате преобладает аккордовая техника Р. Шуман, С.
Прокофьев, А. Хачатурян и др.
Исполнение фанфарной музыки осуществлялось не только духовыми, но и ударными инструментами, при этом ритм, отбиваемый барабаном, именовался словом, напоминающим по звучанию термин «токката». Несмотря на то, что такое название бытовало в течение длительного периода, первое документальное упоминание об этом относится к XIV веку. Шло время, и вместе с постоянно эволюционирующим человеком интенсивно развивалась культура. В Италии в XVI веке это привело к зарождению оперного искусства. Первые музыкальные спектакли обычно начинались с пролога, но впоследствии композиторы для привлечения публики, перед своеобразным предисловием стали вставлять небольшой вступительный раздел фанфарно-бравурного характера.
Отличительной особенностью такой приглашающей музыки были звонкие удары литавр , зазывающие зрителей на предстоящий спектакль. Первым подобное новшество ввёл Клаудио Монтеверди. Для представления на карнавале в Мантуе в 1607 году он сочинил оперу «Орфей» , а чтобы особым образом поприветствовать на спектакле важного гостя — герцога Гонзага, композитор перед прологом вставил восторженно-торжественный эпизод в исполнении труб и назвал его «токкатой». Спустя время этим словом стали именовать небольшие инструментальные пьесы импровизационного характера, однако в отличие от «прелюдий» они имели не полифонический, а гомофонный склад. Ещё одной важной отличительной особенностью данных произведений являлась большая виртуозность, то есть музыкант, исполняя их, мог продемонстрировать слушателям всё своё техническое мастерство. Первым композитором, который назвал такого рода пьесы «токкатой», был величайший виртуоз — лютнист, автор удивительных по красоте произведений Франческо Канова да Милано. Его композиции изначально печатались в виде табулатур, а затем и в нотной записи.
Уже в своём первом сборнике «Табулатуры для лютни» Милано четыре пьесы назвал «токкатами». Вскоре произведения с таким названием появились у композиторов, сочинявших музыку для органа. Одним из первых среди них был Клаудио Меруло, а затем эту эстафету подхватили такие выдающиеся представители итальянской органной школы того времени, как Джованни Габриэли, Андреа Габриэли и Луццаско Луццаски. Они сочиняли виртуозные «токкаты», насыщенные блестящими каскадными пассажами, не только как самостоятельные произведения, но и вступления к ричеркарам и фугам. Следующим композитором, который внёс значимый вклад в развитие данного жанра, был известный представитель раннего барокко композитор Джироламо Фрескобальди. Работая церковным органистом, он начало богослужения всегда предварял исполнением импровизационных токкат, затем записывал их и издавал. Тем не менее именно в творчестве Фрескобальди «токката» стала утрачивать прикладную литургическую функцию и приобретать светский характер, а кроме того он первым из композиторов в одном из своих сборников объединил токкату и фугу в единый музыкальный цикл.
Несмотря на то, что «токката» зародилась в Италии, своё дальнейшее развитие она получила в Германии. Немецких музыкантов с новым жанром познакомил Ганс Лео Хасслер, в молодости проходивший обучение в Венеции у Андреа Габриэли. Впрочем, композиторы Германии новым жанром заинтересовались не сразу, а лишь спустя время. Первыми на «токкату» обратили внимание Дитрих Букстехуде и Иоганн Пахельбель. При этом если Пахельбель сочиняя «токкаты» придерживался норм, установленных Фрескобальди, то Букстехуде отметил их некоторыми нововведениями, к примеру, гомофонный склад «токкаты» раскрасил элементами полифонии. Помимо этого, его композиции, наполненные драматическим накалом, эмоциональной возвышенностью, отличались необычайно высокой степенью виртуозности. Так, беспрестанно развиваясь, жанр наивысшего пика своего усовершенствования достиг в «токкатах» великого Иоганна Себастьяна Баха.
Его творения выделяются глубоким идейным содержанием, богатым тематическим материалом, разнообразием форм и технической сложностью музыкального материала. Сочетая в себе гомофонное и фугированное письмо, они в такой степени совершенны и так эмоционально воздействуют на слушателей, что и в нынешнее время исполняются как самостоятельные концертные номера, а королевой всех «токкат» до сих пор считается композиция из двухчастного цикла «Токката и фуга ре-минор». В следующем за эпохой Барокко периоде Романтизма интерес к «токкате» заметно снизился, и потому крупнейшие композиторы в то время обращались к этому жанру довольно редко. В их творчестве «токката» — это самостоятельное виртуозное произведение, главная задача которого заключалась в демонстрации технических возможностей музыканта-исполнителя. В 20—ом веке отношение к «токкате» значительно изменилось. Её развитие, созвучное активным жизненным процессам, стало не только интересным, но и значительным явлением. Композиторы столетия обобщили авторские решения своих предшественников и прогрессивно переосмыслили установленные ими традиции.
Значение слова ТОККАТА в Большом современном толковом словаре русского языка
Чтобы ответить на вопрос: что такое токката, надо обратиться к искусству эпохи Возрождения. Произведения, написанные в то время в жанре оперы, имели обычно небольшую вступительную часть. Токката что это такое и где применяется? С итальянского языка слово токката переводится, как трогать, касаться, а также как удар.
Впрочем, несмотря на желание автора, Шунке даже не торопился её разбирать. Тогда Роберт, живший с Людвигом по соседству, чтобы побудить музыканта к разучиванию «токкаты» стал иногда наигрывать её в своей комнате, но результата это никакого не давало. Какого же было удивление Шумана, когда он услышал своё произведение, которое длиться почти восемь минут, в безукоризненном исполнении Шунке. Роберт знал, что музыкант с ним к фортепиано даже не подходил. Впоследствии Людвиг признался: он несколько раз прослушал «токкату», а практиковал её, прокручивая услышанный музыкальный материал в своей голове. Франческо да Милано — итальянский композитор, первым озаглавивший инструментальные виртуозные пьесы гомофонного склада «токкатами», снискал славу величайшего лютниста своего времени.
Искусный виртуоз и автор произведений, поражающих слушателей изумительной мелодической красотой, так почитался своими поклонниками, что, как и его современник, легендарный скульптор Микеланджело Буонарроти получил неофициальный титул «иль дивино» - в переводе с итальянского «божественный» Имя Франческо да Милано приобрело известность в Советском Союзе в семидесятые годы прошлого столетия, когда на фирме грамзаписи «Мелодия» вышла пластинка гитариста и лютниста Владимира Вавилова с музыкой времён Ренессанса и Барокко. Помимо знаменитой баховской ре-минорной «Токкаты» одним из самых известных произведений с таким заголовком является популярная композиция, которая впервые была исполнена оркестром под управлением Поля Мориа. Это произведение сочинил французский композитор Гастон Роллан, а Поль Мориа так талантливо аранжировал, что оно завоевало любовь и восхищение слушателей во всём мире. Этот виртуозный жанр, зародившийся много веков назад, сегодня пользуется большой популярностью. Наполненные динамизмом, неудержимым движением и захватывающие слушателей своей стихией, токкаты, созданные в разные времена, с завидной регулярностью звучат в концертных залах. Необходимо также отметить, что эта увлекательная творческая форма непрестанно захватывает внимание современных композиторов. Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: Токката.
Поэтому музыковедение правильнее понимать как особую сферу общественного сознания и деятельности, промежуточную между искусством и наукой, связывающую художественное и научное познание, содействующее развитию музыкальной культуры общества. Отрасли музыковедения — теория музыки, история музыки, музыкальная этнография, музыкальная критика. Музыкальная акустика, изучающая акустические предпосылки музыкального искусства, и музыкальная психология, изучающая психологию музыкального творчества и восприятия, входят в музыковедение как самостоятельные разделы и вместе с тем являются частью физики музыкальная акустика или психологии музыкальная психология. На комплексное понимание музыковедения указывает и сам термин. Знания о музыке, оформленные в систему, образуют музыкальную науку. Ведение — это и интуитивное схватывание сути вещей. Не случайно в этимологическом родстве с ним состоит слово «видение». И эта сторона тоже присутствует в музыковедении: ведь только путем полного непосредственного духовного слияния с музыкой можно постичь ее внутренний смысл. Так рождаются проникновенные музыковедческие толкования произведений.
Оно и в самом деле оценивает музыку, стремится отделить произведения вечные, способные обогатить человечество, поднять его на новую ступень нравственного совершенства, от произведений ложного искусства — безликих, вульгарных, слащавых и фальшивых, лишь внешне занимательных. Этой задаче посвящает себя музыкальная критика. Есть в этом корне еще один важный смысловой оттенок — «заведовать». Музыковедение несет ответственность перед обществом за состояние дел в музыкальной культуре. Оно пронизывает собой всю систему музыкального образования и воспитания, исследует эффективность бытия музыки в обществе, с помощью музыкальной публицистики стремится совершенствовать организацию музыкальной жизни и культуры. Наука о музыке, средоточие объективных знаний, представляет собой разветвленную систему исторических и теоретических дисциплин. История музыки рассматривает процесс развития музыкальной культуры в масштабах истории человечества в целом, отдельных национальных культур, различных эпох. Народная музыка изучается фольклористикой. Бытие музыки в обществе изучается музыкальной социологией, закономерности музыкальной деятельности — психологией музыки, физические предпосылки — музыкальной акустикой.
К ним относятся, например, представления о музыкальной культуре, о содержании и форме в музыке, об интонации как основе выразительности и др. Музыкальная наука развивается в содружестве с науками об искусстве, культуре, о человеке, обществе, истории. На знания, выработанные музыкальной наукой и проверенные практикой, опираются музыкальная критика и публицистика. Целостное изучение конкретного музыкального произведения на основе совокупных данных отдельных теоретических дисциплин определяет сущность метода и предмета особой дисциплины — анализа музыкальных произведений, рассматривающего форму и содержание произведения в их единстве. Историческое музыковедение имеет целью воссоздание целостной картины развития музыкальной культуры в тесной взаимосвязи различных её сторон и в зависимости от изменения условий жизни общества. Вместе с тем выводы теоретического музыковедения не могут быть достаточно полными и научно обоснованными без учёта исторической обусловленности изучаемых явлений. Изучение народной музыки музыкального фольклора входит как необходимая и органическая составная часть во всеобщую историю музыки, так же как и в историю музыки каждой отдельной страны. Вместе с тем изучением народного музыкального творчества и его специфических особенностей занимается также особая наука — музыкальная этнография. Важная роль в музыкальной культуре принадлежит музыкальной критике, т.
Музыковедение зародилось во времена античности. В настоящее время музыковедение как особая специальность включено в систему музыкального образования. Музыковедческие отделения музыкальных училищ и вузов готовят преподавателей соответствующих дисциплин, критиков, лекторов, работников музыкальных издательств, радио и телевидения. Научная работа ведется в исследовательских институтах, в консерваториях и других высших учебных заведениях. Музыковедческой деятельностью часто занимаются также композиторы и исполнители. Рамо, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Р. Шуман, К.
Глинка, А.
Хачатуряна , Д. В XVI—XVIII веках органные токкаты писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла например, циклы токкат у И. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 9 августа 2012 года.
Что такое токката в музыке
В токкатах обычно присутствует использование колоратурного пения и импровизационных элементов, что требует от исполнителя высокой технической мастерности. Что такое токката в музыке? Токката - Виртуозная музыкальная пьеса для фортепиано или органа, выдержанная в быстром, четко ритмованном движении. это музыкальное произведение, которое известно своей быстротой, виртуозностью и технической сложностью исполнения. Сегодня на уроке мы познакомимся с формой полифонии которая называется фуга и узнаем что такое токката.
Значение слова Токката
Вопрос 1 из 20 Двусторонняя симметрия у организмов билатеральность исповедальность экстремальность Слова из слов Подбор слов по буквам Рифма к слову Значение слов Определения слов Сочетаемость Ассоциации Предложения со словом Синонимы Антонимы Морфологический разбор Слова, с заданным количеством определённой буквы Слова, содержащие букву Слова, начинаются на букву Слова, заканчиваются на букву Немецко-русский словарь Англо-русский словарь Ответы на кроссворды Играть в слова! Время загрузки данной страницы 0.
В XVI—XVIII веках органные токкаты писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии ; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла например, циклы токкат у И. В статье не хватает ссылок на источники см. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок.
Фробергер, Д.
Букстехуде, И. Большой Энциклопедический Словарь Токката итал. Образцы фортепьянного Т. Шумана, Ф. Мендельсона, К. Дебюсси, М.
Равеля, С. Прокофьева, А.
Оно было написано как память о друге Шумана, композиторе Йоханне Кристиане Кэнпфе. Токката это удивительный жанр, который позволяет композитору выразить свои идеи и эмоции наиболее свободным образом. Гармонии жанра сложны и не описывают привычных музыкальным меломанам правил. Однако мелодии и их душевная нагрузка часто непередаваемы. Навигация по записям.
Что такое токката?
ТОККАТА (итал. toccata, букв. - прикосновение), виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме. Что такое токката и как её исполнять? Для исполнения токкаты требуется виртуозное владение инструментом, особенно в случае органа. Сегодня на уроке мы познакомимся с формой полифонии которая называется фуга и узнаем что такое токката. Токката (итал. toccata от toccare — трогать, касаться) — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями.
Что такое Токката в музыке кратко?
Кроме того, происхождение термина «токката» указывает на еще более раннюю эпоху самое раннее сохранившееся упоминание относится к 1393 , когда этим словом именовался ритм, отбиваемый военным барабаном, либо фанфары медных духовых например, токката из оперы Орфей Монтеверди. Токкаты для клавишных в 16 в. Андреа и Джованни Габриели, Луззаско Луззачьи использовали типично клавирную технику и превратились в виртуозные произведения, где импровизационные пассажи чередовались с торжественными хоральными звучаниями. В некоторых токкатах особенно у Клаудио Перуло и Дж.
С итальянского языка слово токката переводится, как трогать, касаться, а также как удар. Появилось это слово, вернее его назначение, по мнению учёных в то время, когда появилась в Италии опера, новый по тем временам жанр. Главной отличительной особенностью такой музыки были громкие удары литавр, призывающие людей посетить театральные представления.
В последствии словом Токката стали обозначать виртуозную музыкальную пьесу для клавишного инструмента фортепьяно или органа в быстром темпе с чётким ритмом, обычно с преобладанием ударной аккордовой техники.
Этот деятель искусства известен тем, что именно он является «отцом» итальянской оперы. Но некоторые исследователи считают его также создателем старинной токкаты.
Историческая справка Заканчивая разговор о том, что же такое токката, невозможно не упомянуть об исторических этапах становления этой музыки. Токката возникла в эпоху позднего Возрождения в северной Италии. Музыкальные произведения 1590-х годов содержали в себе токкатные элементы.
Эпоха барокко в музыке характеризуется особой экстравагантностью, от Реннесанса в ней осталась многоголосность и контрапункция. Фуга же — основная музыкальная форма этой эпохи. Однако «музыкальность» эпохи стремительно снижалась, возрастала роль вокального исполнения.
Фуги, арии получили свою «золотую пору» в музыке. Итак, барочная токката стала гораздо длиннее, чем токката эпохи Возрождения, но вместе с тем сохранила свою динамичность и требовала определенной виртуозности от исполнителя.
Баха, другой — у В. Моцарта, третий — у Прокофьева. И исторический стиль тоже обладает интонационной неповторимостью. Наполненная разочарованием, томящаяся по недостижимому идеалу интонация романтической музыки непохожа, например, на живую, общительную, склонную к игре и неожиданностям интонационную манеру музыки середины XVIII в. От первых звуков колыбельной интонация ведет человека ко все более глубокому пониманию жизни, воплощенной в музыке. Слово «интонация» иногда понимается в более узком значении. Говорят, например, о чистой или фальшивой интонации.
Здесь имеются в виду тончайшие оттенки высоты, градации, возникающие в процессе исполнения. Музыковедени е Справочные данные, Статьи о музыке » Музыкальные интересности Музыковедение — наука о музыке, одна из областей искусствознания. Это верно, но лишь отчасти. В музыковедении действительно есть научное ядро — система объективных знаний о музыке и музыкальной культуре. Поэтому музыковедение правильнее понимать как особую сферу общественного сознания и деятельности, промежуточную между искусством и наукой, связывающую художественное и научное познание, содействующее развитию музыкальной культуры общества. Отрасли музыковедения — теория музыки, история музыки, музыкальная этнография, музыкальная критика. Музыкальная акустика, изучающая акустические предпосылки музыкального искусства, и музыкальная психология, изучающая психологию музыкального творчества и восприятия, входят в музыковедение как самостоятельные разделы и вместе с тем являются частью физики музыкальная акустика или психологии музыкальная психология. На комплексное понимание музыковедения указывает и сам термин. Знания о музыке, оформленные в систему, образуют музыкальную науку.
Ведение — это и интуитивное схватывание сути вещей. Не случайно в этимологическом родстве с ним состоит слово «видение». И эта сторона тоже присутствует в музыковедении: ведь только путем полного непосредственного духовного слияния с музыкой можно постичь ее внутренний смысл. Так рождаются проникновенные музыковедческие толкования произведений. Оно и в самом деле оценивает музыку, стремится отделить произведения вечные, способные обогатить человечество, поднять его на новую ступень нравственного совершенства, от произведений ложного искусства — безликих, вульгарных, слащавых и фальшивых, лишь внешне занимательных. Этой задаче посвящает себя музыкальная критика. Есть в этом корне еще один важный смысловой оттенок — «заведовать». Музыковедение несет ответственность перед обществом за состояние дел в музыкальной культуре. Оно пронизывает собой всю систему музыкального образования и воспитания, исследует эффективность бытия музыки в обществе, с помощью музыкальной публицистики стремится совершенствовать организацию музыкальной жизни и культуры.
Наука о музыке, средоточие объективных знаний, представляет собой разветвленную систему исторических и теоретических дисциплин. История музыки рассматривает процесс развития музыкальной культуры в масштабах истории человечества в целом, отдельных национальных культур, различных эпох. Народная музыка изучается фольклористикой. Бытие музыки в обществе изучается музыкальной социологией, закономерности музыкальной деятельности — психологией музыки, физические предпосылки — музыкальной акустикой. К ним относятся, например, представления о музыкальной культуре, о содержании и форме в музыке, об интонации как основе выразительности и др. Музыкальная наука развивается в содружестве с науками об искусстве, культуре, о человеке, обществе, истории. На знания, выработанные музыкальной наукой и проверенные практикой, опираются музыкальная критика и публицистика. Целостное изучение конкретного музыкального произведения на основе совокупных данных отдельных теоретических дисциплин определяет сущность метода и предмета особой дисциплины — анализа музыкальных произведений, рассматривающего форму и содержание произведения в их единстве. Историческое музыковедение имеет целью воссоздание целостной картины развития музыкальной культуры в тесной взаимосвязи различных её сторон и в зависимости от изменения условий жизни общества.
Вместе с тем выводы теоретического музыковедения не могут быть достаточно полными и научно обоснованными без учёта исторической обусловленности изучаемых явлений. Изучение народной музыки музыкального фольклора входит как необходимая и органическая составная часть во всеобщую историю музыки, так же как и в историю музыки каждой отдельной страны. Вместе с тем изучением народного музыкального творчества и его специфических особенностей занимается также особая наука — музыкальная этнография.