С учётом нового опыта были созданы самолёты-невидимки F-22 и F-35, теоретически существенно превосходящие F-117 по невидимости. Дополнительно: самолет изготовлен из высокотехнологичных материалов со специальным покрытием, чтобы стать незаметнее. Несмотря на формальный вывод из эксплуатации самолетов-«невидимок» F-117 Night Hawk в 2008 году, они все же использовались для полетов как минимум до 2016-го. Корпорация Nothrop Grumman заявляет, что новый бомбардировщик относится к «шестому поколению» из-за своей способности поддерживать контакт с другими самолетами и возможности адаптации нового вооружения.
Вооружение
- Самолет стелс, сбитый в Югославии: факты истории
- «Колоссальный прорыв»: российские учёные разработали новый способ обнаружения самолётов-невидимок
- Вооружение сторон: ВВС НАТО и ПВО Югославии
- ВВС США «потеряли» новейший самолёт—«невидимку»
- Что делает американские «авиа-невидимки» бессмысленной технологией
- Sina: новейший российский самолет-невидимка ПАК ДА не даст НАТО "спать спокойно" -
Регистрация
- В США заметили полет нового стелс-бомбардировщика, способного нести ядерное оружие
- Российский комплекс смог раскрыть «невидимость» F-35
- РОССИЙСКИМ ПВО В СЕРБИИ БЫЛ СБИТ СТЕЛС САМОЛЁТ НЕВИДИМКА РАЗРАБОТКА США!
- В Южной Каролине рухнул и пропал самолет-«невидимка» F-35B
- "Стелс" (самолет): технические характеристики
- "Самолетов-невидимок не существует - российские РЛС видят все"
Военные США не могут найти потерпевший крушение самолёт-«невидимку» F-35
Однако к практической реализации эффекта Кабанова приступили лишь в 60-е годы. Из чернобыльской РЛС «Дуга» практической пользы извлечь не успели. Она изрядно досаждала жителям Северной Европы — при включении передающей антенны возникали помехи в коротковолновом радиодиапазоне, напоминающие постукивание. За что «Дугу» прозвали «Русским дятлом». После Чернобыльской аварии деятельность станции была сокращена, а в 1991 году станцию окончательно закрыли.
Но дальневосточной РЛС, названной «Волной», повезло значительно больше. Она прошла модернизацию и продолжает работать и поныне в интересах ВМФ. Она устроена более сложно, чем «Дуга». Помимо эффекта Кабанова в ней используется так называемая поверхностная волна, условно говоря, скользящая по водной поверхности.
Методом поверхностной волны обнаруживаются не только летательные аппараты, но и корабли. Правда, в данном случае дальность локации существенно меньше — порядка пятисот километров. РЛС «Контейнер» состоит из двух частей — передающей антенны и приемной, разнесенных в пространстве на 300 км друг от друга. Приемная антенна занимает в пространстве прямоугольник со сторонами 1300 м и 200 м.
На нем установлены 144 антенные мачты высотой 35 м.
Военно-воздушные силы и Northrop Grumman показали B-21 Raider во время прямой трансляции. Выкатка самолета была организована таким образом, что большая его часть осталась скрыта от камер — они снимали его только спереди под определенным углом. В итоге публика смогла оценить лишь футуристический дизайн и схожесть самолета с летающей тарелкой.
Цифровой прорыв: как искусственный интеллект меняет медийную рекламу О возможностях и характеристиках B-21 почти ничего неизвестно. По данным Associated Press, едва ли не каждый аспект программы засекречен. Неизвестен даже точный размах крыльев самолета. Судя по размеру шасси B-21, он меньше, чем его предшественник B-2 Spirit, размах крыльев которого составляет 52 метра.
Это в конечном итоге породило ряд домыслов об уничтожении F-117. Появилась версия, что самолёт-невидимка был сбит сербским МиГ-29, а в последующем — что уничтожен ЗРК С-125, однако никаких подробностей не приводилось. На самом деле всё было именно так, как описано. Уничтожение F-117А средствами ПВО в ходе боевых действий в Югославии оказалось для американцев совершенно неожиданным и фактически стало началом конца для первого в истории самолёта-невидимки. По факту он оказался весьма дорогим в производстве, а его эксплуатация обходилась практически на порядок дороже, чем эксплуатация других самолётов. Кроме того, он обеспечивал достаточно узкую сферу боевого применения. Поэтому в 2008 году все самолёты этого типа были сняты с вооружения и отправлены на хранение на одну из авиабаз ВВС США. Однако технология «стелс» не была забыта. Она продолжает существовать и развиваться, нашла применение в других типах самолётов, в том числе в F-22 Raptor и F-35 Lightning-II , а также в конструкциях надводных кораблей и беспилотных летательных аппаратов БЛА , особенно в части применения композитных и радиопоглощающих материалов и покрытий.
Автор фото: Виталий Кузьмин РЛС метрового диапазона — отечественное ноу-хау Остаются актуальными и в настоящее время приобретают особую значимость и ранее отработанные тактика и способы эффективной борьбы с малозаметными СВН, в том числе и с беспилотными средствами БЛА , численность которых в составе СВН непрерывно возрастает, а их характеристики и способы боевого применения совершенствуются. Это достаточно убедительно подтверждают результаты боевых действий в Сирии, Ливии и в Нагорном Карабахе. Первостепенное значение в борьбе с такого типа СВН приобретает возможность их своевременного обнаружения и доведение информации об их местонахождении и траектории полёта до огневых средств ПВО, то есть создание эффективного информационно-управляющего пространства, в рамках которого должны действовать огневые средства ПВО и средства РЭБ. Теоретически и ранее было известно и практически проверено в той же Югославии, что эффективность технологии «стелс» а точнее — величина эффективной отражающей поверхности цели, выполненной по технологии «стелс» зависит не только от ракурса наблюдения цели, но и от частоты, на которой работают и облучают цель радиолокаторы средств ПВО. Большинство современных РЛС как наземного, так и воздушного базирования работает в высокочастотных диапазонах сантиметровом и миллиметровом , в которых технология «стелс» действительно эффективна. Радиолокаторы, работающие в длинноволновом метровом и частично дециметровом диапазоне, практически нечувствительны к технологии «стелс» и прекрасно справляются со своими задачами, хотя американцы и считали радиолокаторы этого типа устаревшими и не заслуживающими внимания. Исторически сложилось так, что длинноволновые радиолокаторы метрового диапазона — советское российское детище. Эти станции практически разрабатываются и производятся только у нас, это наше ноу-хау. Длинноволновые радиолокаторы метрового диапазона ранней разработки представляли собой простые аналоговые неавтоматизированные средства, но современные радиолокационные станции воплотили в себе все новейшие разработки и технологии.
Они практически нечувствительны к технологии «стелс» и превосходно справляются со своими задачами. И если РЛС метрового диапазона ранней разработки действительно представляли собой простые аналоговые неавтоматизированные средства, которые американцы и оценили как неперспективные, то современные РЛС воплотили в себе практически все новейшие разработки и технологии. Чтобы не быть голословным, видимо, стоит сказать несколько слов об особенностях построения и составе аппаратуры одной из современных российских РЛС метрового диапазона. Так, в РЛС нового поколения «Небо-СВУ» применена активная твердотельная фазированная антенная решётка с приёмо-передающими модулями в каждом излучающем элементе. В ней реализовано аналого-цифровое преобразование эхо-сигналов в каждой строке и программное управление лучом диаграммы направленности в вертикальной плоскости для сопровождения целей под большими углами места. Кроме того, в РЛС реализована цифровая пространственно-временная обработка сигналов с гибкой адаптацией к помеховой обстановке, а также адаптивное подавление боковых лепестков диаграммы направленности, что делает её защищённой от воздействия активных помех. В станции внедрена высокоэффективная цифровая система селекции движущихся целей СДЦ , реализован автоматический захват и сопровождение целей, их автосъём, определение координат, трассовая обработка и выдача информации по сопровождаемым целям потребителям. Станция позволяет обнаруживать и сопровождать не только малозаметные аэродинамические цели, но и баллистические ракеты на траектории их полёта. Дальности обнаружения СВН достигают 260-320 км, а количество сопровождаемых целей, по которым выдаётся координатная или трассовая информация потребителям, составляет более 100.
Ещё более высокими боевыми характеристиками обладает новейшая РЛС этого класса «Ниобий-СВ», кстати, имеющая время развёртывания свёртывания 15 минут, что феноменально для РЛС метрового диапазона и в 3-5 раз меньше, чем у РЛС предыдущего поколения. Таким образом, следует констатировать, что современные РЛС метрового диапазона представляют собой уникальные средства разведки воздушных целей, в том числе малозаметных для РЛС, работающих в других частотных диапазонах. Ещё одна особенность РЛС метрового диапазона, как уже отмечалось, состоит в том, что зондирующие сигналы этих станций не обнаруживаются головками самонаведения противорадиолокационных ракет ПРР , и эти ракеты, специально разработанные для борьбы с радиоизлучающими элементами средств ПВО, не способны поражать подобные станции. Некоторые выводы Учитывая совокупность всех возможностей и особенностей РЛС метрового диапазона современного поколения, их следует рассматривать как средство дежурно-боевого режима и включить поступающую от них информацию в контур боевого управления средствами ПВО переднего края. О самих средствах ПВО переднего края, их составе, направлениях развития и модернизации уже подробно рассказывалось в СМИ [3, 4, 5].
Забегая вперед: прок от технологии «невидимости» что в авиации, что на военно-морском флоте есть, причем немалый.
В чем же суть? Начать стоит с главного: никакой супертехнологии «стелс» как таковой не существует. Для каждого спектра используются свои приемы и технологии. Проще всего разобрать вопрос непосредственно на обнаружении в радиолокационном спектре. Итак, абсолютно любой объект в пространстве обладает так называемой эффективной площадью рассеяния ЭПР. ЭПР — это формальный параметр, являющийся количественной мерой свойства объекта рассеивать электромагнитную волну.
Например, волну, направленную в сторону объекта от радарной установки. Чем выше значение ЭПР, тем больше радиолокационная заметность объекта. Зависит данный параметр от множества факторов: размеров, формы, материалов, ракурса по отношению к РЛС, длины используемой волны радиосигнала и другого.
«Невидимка» уже в полете: США испытали новый стратегический стелс-бомбардировщик
В США потерпел крушение новейший «стелс»-истребитель F-35B, в настоящее время ведутся его поиски. Самолёт-невидимка — это самолёт, который не видим для радаров, сонаров, инфракрасных лучей и других средств обнаружения. Это первый тяжёлый стелс-самолёт со схемой «летающее крыло», выпускающийся серийно. В США пропал новейший самолет-невидимка. В США идут поиски стелс-истребителя F-35B после аварии в Южной Каролине, в результате которой пилот был вынужден катапультироваться, сообщила в X (бывший РИА Новости, 18.09.2023. Центральное конструкторское бюро специальных радиоматериалов (ЦКБ РМ), входящее в «Ростех», разработало новый стелс-материал, поглощающий до 95% электромагнитного излучения радаров и позволяющий тем самым сделать самолёт практически «невидимым». Самолёты-невидимкипротив ЗРК На разработку американского самолёта-невидимки F-35 потратили почти 60 миллиардов долларов.
Стелс-самолет увидел старый советский радар
- ВВС США представили новый стелс-бомбардировщик В-21 ценой $692 млн
- В России испытают новейший бомбардировщик-невидимку, который будет лучше американского аналога
- Невидимка, я тебя вижу: F-35 «засветились» на российских РЛС
- Самолёт-невидимка F-117А был сбит с помощью советских специалистов
- Ф-117a самолет (58 фото) - красивые картинки и HD фото
- Не виден только «в лоб»
Новый американский бомбардировщик-невидимку В-21 назвали самолётом шестого поколения
Это существенное отличие от американской stealth-технологии, которая основана на рассеивании излучения радара в направлении, противоположном антенне радара. Если американский stealth облучать с разных ракурсов, то окажется, что наиболее сильную «засветку» дают острые кромки корпуса фюзеляжа и крыльев, а также места нарушения непрерывности обшивки. Американские конструкторы добились того, что их отражения сконцентрированы в нескольких узких секторах, а не распределены равномерно, как у обычных самолётов. Это получилось благодаря нанесения на фюзеляж самолётов специальной ферромагнитной краски, которая, как оказалось, в процессе эксплуатации требует бережного отношения. Именно поэтому такое значение придаётся новым радиолокационным схемам и технологиям, таким как активные фазированные антенные решётки АФАР , которые не только позволяют увеличить мощность излучателя вместе с чувствительностью приёмника, но вести сразу несколько целей, использовать цифровую обработку сигналов, отсеивая помехи. Самое главное свойство АФАР в том, что они могут одновременно сканировать пространство в различных диапазонах частот.
Дело в том, что эффективность используемых американцами stealth-технологий зависят от диапазона частот радара ПВО противника. В основном они рассчитаны на X-диапазон сантиметровая длинна волны частот, в котором работает большинство современных радаров ПВО и самолётов. Более старые радиолокационные комплексы ПВО такие как С-125 использовали L-диапазон частот дециметровые волны , поэтому для них американские stealth-технологии оказались практически бесполезны.
Depositphotos Китай Превращение Китая в мирового экономического лидера сказалось и на развитии китайской «оборонки». Китайские ВВС уже вооружаются стелс-истребителем J-20, а в ближайшее время Китай станет второй после США страной, которая примет на вооружении палубный истребитель-невидимку — J-35. Этот самолет с 2011 года разрабатывает авиастроительная компания Shenyan Aircraft, впервые прототип истребителя был показан в 2014 году, а 31 октября текущего года доработанная машина совершила свой первый полет. Попутно выяснилось, что она получила название J-35, хотя был индекс FC-31. Планируется что он будет оснащаться двумя двигателями WS-19. То есть в отличие от других китайских истребителей, использующих российские авиадвигатели, J-35 будет полностью «импортозамещён».
Истребитель будет базироваться на новейшем китайском авианосце Type 003, который также полностью разработан в Китае, а не является дальнейшим развитием советских авианосцев. Япония Усиление китайских ВВС давно вызывает обеспокоенность в Японии, которая решила разработать собственный стелс-истребитель, но не пятого, а сразу шестого поколения. Начиная с 2007 года в Японии идут работы над созданием систем и оружия для будущего истребителя, а в 2016 году совершил первый полет самолет-демонстратор Х-2 Shinshin. В Японии традиционно долго создаются любые образцы оружия, при этом их стоимость оказывается всегда на порядок больше, чем в других странах. Вот и программа по созданию стелс-истребителя FX оценивается в 48 миллиардов долларов, при этом ВВС Японии планируют заказать всего 90 самолетов. Гораздо проще было бы увеличить заказ на американские невидимки F-35, но Япония не хочет зависеть от США. Тем более, что в разработке истребителя FX будет участвовать около тысячи японских предприятий, то есть этот самолет является самым настоящим «нацпроектом».
В стране работа над стелс-самолетами началась в 80-ые в «МиГе» и «Сухом». В связи с непростым временем, а также с приходом 90-х, разработки затормозились. Основательно к ним приступили с приходом «нулевых». Первым отечественным стелс-истребителем стал Су-57. С этого времени разработки стелс-комплекса не прекращались. Казалось бы, они могли уже достичь определенного максимума, но нет. Гендиректор Центрального конструкторского бюро специальных радиоматериалов «Ростех» Алексей Дымовских заявил, что применяемые сейчас радиопоглощающие материалы несовершенны. Стелс-покрытия на летательных аппаратах постоянно истончаются, деформируются и требуют регулярных восстановительных работ. Нюансы разработки sdelanounas.
Для каждого спектра используются свои приемы и технологии. Проще всего разобрать вопрос непосредственно на обнаружении в радиолокационном спектре. Итак, абсолютно любой объект в пространстве обладает так называемой эффективной площадью рассеяния ЭПР. ЭПР — это формальный параметр, являющийся количественной мерой свойства объекта рассеивать электромагнитную волну. Например, волну, направленную в сторону объекта от радарной установки. Чем выше значение ЭПР, тем больше радиолокационная заметность объекта. Зависит данный параметр от множества факторов: размеров, формы, материалов, ракурса по отношению к РЛС, длины используемой волны радиосигнала и другого. Расчёт ЭПР для разных объектов — одна из прикладных задач электродинамики. Как это все работает совсем простым языком? Антенна направляет электромагнитную волну в сторону объекта.
Военные США не могут найти потерпевший крушение самолёт-«невидимку» F-35
Новые покрытия для самолетов-невидимок изобретены в России. Минобороны Японии отмечает, что самолет построен исключительно для отработки технологий, среди которых ATD-X – "стелс". Технология Стелс или просто стелс (stealth) – это комплекс мер по снижению заметности объекта в инфракрасной, оптической, радио и других областях спектра. В США впервые взлетел стратегический стелс-бомбардировщик нового поколения B-21 Raider, способный нести ядерное оружие Это первый новый американский самолет для таких задач, выпущенный за последние 30 лет.
Самолет стелс, сбитый в Югославии: факты истории
По мнению начальника противовоздушной обороны ВКС России генерал-майора В. Гумённого, в настоящее время «самолеты-невидимки», созданные по cтелс-технологии, не невидимы для средств ПВО. То есть самолеты, выполненные по технологии «стелс» для «Контейнера» невидимыми вовсе не являются и F-35 в любом случае попадет в поле зрения РЛС и, соответственно, потеряет свой основной козырь – внезапность поражения. При этом он отмечал, что у F-35 всего лишь четыре узла подвески во внутреннем отсеке и что стелс-покрытие не обладает достаточной прочностью, из-за чего модификациям F-35 В и F-35С было запрещено летать на сверхзвуковой скорости больше 80 секунд.
Стелс-технологии: можно ли сделать самолет невидимым
Однако одному из сотрудников фирмы стало известно о исследованиях стелс-самолёта, и он доложил о них главе спецподразделения Келли Джонсону. Согласно расчетам американских специалистов, самолет, изготовленный по стелс-технологии, стал бы практически невидимым для большинства радаров того времени. Впоследствии создатель американских самолётов-невидимок Бен Рич признался, что идею конструкции таких самолётов он позаимствовал именно из статьи Уфимцева. Стелс самолет ф-37. США с осторожным оптимизмом наблюдают за испытаниями новейшего стратегического бомбардировщика-«невидимки» В-21, недавно совершившего свой первый полет, сообщил министр ВВС страны Фрэнк Кендалл. Что такое стелс, как работает стелс и в чем секрет самолета невидимки, узнаете из сегодняшнего выпуска канала NewSoldat.
Видимо-невидимо: история стелс-технологий
Они уже обратились за помощью к местным жителям, вдруг кто-то видел, как самолет, например, упал, и расскажет о его местоположении. Каждый у Пентагона на счету. Во-первых , одобрена продажа Южной Корее 25 истребителей на сумму около пяти миллиардов долларов. Дания уже получила первую партию этих самолетов.
Точной информации как о возможных вариантах оснащения, так и технологиях, которые используются самолетом во время полета, известно крайне мало. Вся информация о разработке строго засекречена.
Та же ее часть которая все же попадает в СМИ, является скорее общей и не несет в себе никакой конкретики. Однако несмотря на это от многих лиц в правительстве США все чаще можно услышать о том, что новый истребитель будет оснащен некой платформой с мультидоменной осведомленностью, а также гибкой и устойчивой связью. Случайно ли появление нового самолета в ролике Northrop Grumman Вполне возможно, что истребитель нового поколения был показан в видеоролике компании Northrop Grumman неслучайно. Некоторые люди считают, что это хитрый ход, которые показывает, что новый самолет-невидимка не просто является выдуманным проектом, который находится в стадии разработки, а вполне работоспособным прототипом. Пользователи некоторых социальных сетей уверены, что продемонстрированный новый самолет является не более чем моделью, воссозданной при помощи компьютерной графики.
Так это или нет сказать трудно. Однако можно с уверенностью предположить, что представитель нового поколения истребителей был показан неслучайно. Вполне возможно, в ближайшем будущем появятся новые сведения о стелс-истребителе последнего поколения.
Не виден только "в лоб" Суть технологии "стелс" состоит в снижении заметности объекта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Эффект достигается за счет специального покрытия, специфической формы корпуса самолета и материалов, из которых он сделан.
Радиолокационная заметность самолета заключается в отражении от его внешней поверхности радиолокационных волн и приеме их радиолокационной станцией РЛС. За счет этого резко падает эффективная площадь рассеивания. Это приводит к тому, что дальность обнаружения подобных самолетов может падать в два-четыре раза", - рассказал "Газете. Ru" доктор военных наук, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков. Эксперт отметил, что такой эффект невидимости может быть достигнут самолетом не с любого ракурса.
По его словам, поглощающее сигналы покрытие - основная проблема стелс-истребителей. Применяются и другие технологии, которые существенно снижают требования эксплуатации, но несколько повышают и возможности по обнаружению этих самолетов", - сказал Сивков.
Делать российские самолеты невидимыми помогают и предприятия Ростеха. Например, специальное напыление на стекло, разработанное ОНПП «Технология», позволяет скрыть от радаров работу бортовой электроники истребителей Су-57. Рассказываем о том, какие решения помогают авиаконструкторам обманывать радары противника и создавать самолеты-невидимки. Кто не спрятался, я не виноват Подобно бравым рыцарям или гусарам, первые военные летчики старались привлечь внимание не только к своей персоне, но и к своим машинам: ливреи их самолетов были, как правило, яркими. Однако с началом массового боевого применения авиации пилоты стали задумываться о том, как можно и нужно скрывать свое присутствие в небе.
С тех пор проблема малозаметности — визуальной, звуковой, радиолокационной — не перестает занимать умы авиаконструкторов всего мира. Между Первой и Второй мировыми войнами конструкторы предлагали нетривиальные решения проблемы оптической заметности. Например, в Военно-воздушной академии РККА в 1930-е годы разрабатывался проект «прозрачного» самолета. Для этого АИР-4, один из первых самолетов А. Яковлева, обшивался французским оргстеклом, а темные детали покрывались отражающим составом. Такая «стеклянная» машина становилась практически невидимой ни с земли, ни с других бортов в небе. Правда, оргстекло быстро приходило в негодность, и с началом новой войны проект был отложен.
АИР-4 Во Вторую мировую в искусстве авиакамуфляжа сформировался своего рода стандарт: светлый низ, темный верх. Плоскость фюзеляжа, обращенная к земле, красилась в оттенки голубого и серого, а сверху и по бокам самолет покрывался зеленым или пятнами зеленого, коричневого и желтого цветов. Такая окраска оставалась актуальной для низко летящих самолетов, позже стандарт сменился на однотонный светло-серый цвет. Радиоволны найдут любого Появление радиолокации существенно изменило расстановку сил. Все предыдущие методы обнаружения зависели от погодных условий и были сильно ограничены по дальности, а радиолокация была лишена этих недостатков.