Новости сколько азербайджанцев живет в иране

В азербайджанских провластных СМИ практически сразу стали обсуждать версию о причастности иранских спецслужб. Азербайджанский паспорт переместился с 74-го на 72-е место Индекса из-за изменений в позициях других стран. Это видят и в Иране, где медленно, но верно переоценивают свои отношения как с Баку, так и с Ереваном, признавая за Азербайджаном статус более важного и честного партнера.

Иранские азербайджанцы мигрируют на север

Люди охотно позировали. Правда, в основном мужчины. Жинщины-иранки, завидев меня с камерой перед собой, спешили как можно тщательнее прикрыть лицо и голову или отворачивались. Когда видеонарезок было собрано вдоволь, я решил направиться к парку. Кстати, не так уж легко его было найти. Во-первых, спрашивать у местных жителей «где находится армянская церковь? В Тебризе с десяток церквей ассирийских, протестантских и только четыре из них армянские. А для рядового иранца любая церковь — армянская.

У иранцев христианство вообще ассоциируется с армянами. К примеру, если попросить таксиста отвезти вас в армянскую церковь, то нет гарантии, что вы попадете именно в армянскую. А когда вы ему скажете, что вас привезли не в армянскую, а, например, в протестантскую церковь, таксист удивленно спросит вас: «А какая разница? Разве она не армянская? Там же крест стоит». В общем, туго дело! Поэтому я решил не прибегать к услугам таксистов и пройтись пешком.

Но и тут незадача! Иранское гостеприимство стало для меня крыловской «Демьяновой ухой». Переулки за переулками. Понял, что я заблудился. Поинтересовался у лавочника: «Как попасть на улицу Хевдахе Шахривар? Лавочник стал объяснять, а потом добавил: «Послушай, отсюда не близко. Заходи в лавку.

Выпьем горячий крепкий чай и отправишься дальше». Я принял приглашение, так как очень хотелось пить. Но одним чаепитием дело не закончилось. Лавочник подогрел лепешки, достал из закромов сушеной баранины, сыр, нарезал салат и разложил все это на столе. Есть особо не хотелось. Но всего понемногу откушал. Ещё в дорогу получил подарок — килограмм фисташек.

Поблагодарив лавочника, я отправился дальше искать тот самый армянский парк. Правда, от плотного обеда уж и позабыл ориентиры, о которых мне поведал продавец. Пришлось снова спрашивать у очередного лавочника. Их в Тебризе на каждом шагу. Но и тут столкнулся с чрезмерным гостеприимством — чай и прочее. Снова пришлось задержаться. Тем более собеседник оказался коммуникабельным.

Лавочник улыбнулся и как ни в чем ни бывало вдруг сказал: — Путин шейтану ряжим Путин — шейтан, битый камнями «Вот это поворот! И Трамп шейтану ряжим. Коммунисты передали Крым Украине. Теперь, по результатам референдума, Крым вернули России. Разве не справедливо? Лавочник почесал затылок, ответил: — Что ж, если Путин такой справедливый, то пусть возвращает Ирану Азербайджан. Ведь это иранская территория.

Я решил обратить диалог в шутку, сказал: — Без проблем. Где бумаги? Я сам подпишу. Лавочник поддержал шутку. Затем по наводке моего очередного кормильца и поильца я отправился снова искать парк. И снова заблудился. Решил на этот раз не спрашивать у лавочников, так как был сыт вдоволь.

А отказываться нельзя от угощений. Спросил дорогу у прохожего, который шел с женщиной в чадоре. Видимо, с женой. Он отправил жену домой «щи варить», а сам решил пройтись со мной, чтобы проводить меня прямо к парку. Шли почти полтора километра. По дороге постоянно интересовался, не хочу ли я чего-нибудь поесть или попить. Я, разумеется, отказывался.

Проводив до ворот парка, иранец написал мне свой номер телефона, адрес. Сказал, чтобы я позвонил ему, если чего нужно будет. По любому вопросу. Я поблагодарил моего нового знакомого и попрощался. В парке в этот день отдыхало несколько человек. Все армяне. Увидев меня, армяне стали шептаться.

Я не обращал на них внимания, так как посчитал, что это нормальная реакция по отношению к новому человеку. Тем не менее, я подошел к двум мужчинам, представился, попросил разрешения прогуляться по парку. Мужчины разрешили. Прогуливаясь по чистым тропинкам и вчитываясь в хачкары, я не обратил внимания, как ко мне подошел старенький сторож-азериторк с седыми длинными усами. Он умоляюще посмотрел на меня и сказал на торки; — Сынок, покинь, пожалуйста, этот парк. А то армяне снесут мне голову. Я удивился такому развороту событий: — За что?

Они разрешили мне. Можете сами у них поинтересоваться. Старик не унимался, говорит: — Может, еще раз спросишь у них? Только не говори, что я послал. Так и сделал. Чтобы не выдавать старика, я направился к той самой беседке, где сидели армянские мужчины, и как ни в чем ни бывало снова спросил у них: «Могу ли я прогуляться по парку? Не доставляю ли неудобств?

Вы нам не мешаете». Чего я и сделал. Но не прошло и 10 минут, как ко мне снова подошел старик-азериторк: — Ну и что они тебе сказали? Старик опустил голову, молчит. Пришлось мне нарушить эту тишину: — Ага-джан, что происходит? Почему вы так волнуетесь? Армяне разрешили мне.

Я тоже армянин. Старик неуклюже поднял голову и, чуть не плача, прошептал: — Ты мне не поверишь, сынок: они тебе говорят одно, а мне другое. И сейчас они меня снова позвали и потребовали вывести тебя за ворота. Пригрозили, что если я тебя отсюда не выведу, то меня уволят. Ты, конечно, можешь остаться. Тебе они ничего не скажут. Хотят показаться хорошими перед тобой… Теперь я сжалился над стариком: — Не волнуйтесь, ага-джан!

Все будет хорошо. Никто вас не уволит и пусть Аллах дарует вам долгих лет жизни. Я ухожу. Давайте сделаем так: чтобы со стороны выглядело эффектно, возьмите меня за локоть, словно выпроваживаете, и я уйду. Так и сделали. Выйдя за территорию парка, я загрустил и постоянно думал о старике, о случившемся. Не было никакого настроения возвращаться в гостиницу пешком.

Поймал такси. Таксист — азериторк. Бесплатно довез до гостиницы, сказав на фарси: «Шумо мехман астид. Худаафиз, бародар азиз! Да будет с тобой Господь, дорогой брат! К утру смирился с мыслью, что в семье не без уродов, уснул. Зато этот случай заставил меня полностью переписать сценарий.

Решил заменить съемки храмов и прихожан на светское. Тем более Иран, в т.

Но установкой понтонного моста они нарушили территориальную целостность Азербайджана... Поэтому сегодня президент объяснял своими заявлениями, что мы не потерпим военные учения возле наших границ и заявления из Тегерана», — указал азербайджанский эксперт. Он предположил, что ситуация не обостряется до критического уровня исключительно благодаря России, которая наверняка «сдерживает» Тегеран по дипломатическим каналам. В противном случае Иран «использовал бы еще больше техники во время военных учений». Иран останавливают только действия России», — полагает Ахмедоглу. Востоковед Саид Гафуров считает, ч то воинствен ные заявления Алиева связаны не столь ко с и сторией ирано-азербайджанских отношений и национальным вопросом, сколько с интригами вокруг реализации конкретного экономического проекта.

Эксперт напомнил о профессиональных дипломатических качествах Алиева, «который просто так н ичего не говорит». По мнению эксп ерта, на кону стоит более важный вопрос — это международный транспортный коридор «Север — Юг», благодаря которому «Азербайджан становится важной транзитной державой». Алиев может попытаться н адави ть, чтобы подряды получили правильные организации. Сейчас начался дележ этого коридора, который важен для всех, потому что это колоссальный прорыв — это самый короткий путь из Южной Азии в Европу. Сейчас можно торговаться, потому что все зависло в связи с конфликтом на Украине», — предположил востоковед. Гафуров согласен с Ахмедо глу лиш ь в том, что в проводимых Ираном военных учениях вблизи Азербайджана есть «политический контекст». Эксперт добавил, что до военного конфликта между Ираном и Азербайджаном не дойдет, «потому что обе страны сильно связаны экономически», однако «Алиев может позволить себ е рез кие заявления, чтобы повлиять на политические процессы внутри Тегерана». Никакие боевые действия не начнутся, но холодная война будет продолжаться», — резюмирует и дает прогноз Сажин.

Поэтому я решил не прибегать к услугам таксистов и пройтись пешком. Но и тут незадача! Иранское гостеприимство стало для меня крыловской «Демьяновой ухой».

Переулки за переулками. Понял, что я заблудился. Поинтересовался у лавочника: «Как попасть на улицу Хевдахе Шахривар? Лавочник стал объяснять, а потом добавил: «Послушай, отсюда не близко.

Заходи в лавку. Выпьем горячий крепкий чай и отправишься дальше». Я принял приглашение, так как очень хотелось пить. Но одним чаепитием дело не закончилось.

Лавочник подогрел лепешки, достал из закромов сушеной баранины, сыр, нарезал салат и разложил все это на столе. Есть особо не хотелось. Но всего понемногу откушал. Ещё в дорогу получил подарок — килограмм фисташек.

Поблагодарив лавочника, я отправился дальше искать тот самый армянский парк. Правда, от плотного обеда уж и позабыл ориентиры, о которых мне поведал продавец. Пришлось снова спрашивать у очередного лавочника. Их в Тебризе на каждом шагу.

Но и тут столкнулся с чрезмерным гостеприимством — чай и прочее. Снова пришлось задержаться. Тем более собеседник оказался коммуникабельным. Лавочник улыбнулся и как ни в чем ни бывало вдруг сказал: — Путин шейтану ряжим Путин — шейтан, битый камнями «Вот это поворот!

И Трамп шейтану ряжим. Коммунисты передали Крым Украине. Теперь, по результатам референдума, Крым вернули России. Разве не справедливо?

Лавочник почесал затылок, ответил: — Что ж, если Путин такой справедливый, то пусть возвращает Ирану Азербайджан. Ведь это иранская территория. Я решил обратить диалог в шутку, сказал: — Без проблем. Где бумаги?

Я сам подпишу. Лавочник поддержал шутку. Затем по наводке моего очередного кормильца и поильца я отправился снова искать парк. И снова заблудился.

Решил на этот раз не спрашивать у лавочников, так как был сыт вдоволь. А отказываться нельзя от угощений. Спросил дорогу у прохожего, который шел с женщиной в чадоре. Видимо, с женой.

Он отправил жену домой «щи варить», а сам решил пройтись со мной, чтобы проводить меня прямо к парку. Шли почти полтора километра. По дороге постоянно интересовался, не хочу ли я чего-нибудь поесть или попить. Я, разумеется, отказывался.

Проводив до ворот парка, иранец написал мне свой номер телефона, адрес. Сказал, чтобы я позвонил ему, если чего нужно будет. По любому вопросу. Я поблагодарил моего нового знакомого и попрощался.

В парке в этот день отдыхало несколько человек. Все армяне. Увидев меня, армяне стали шептаться. Я не обращал на них внимания, так как посчитал, что это нормальная реакция по отношению к новому человеку.

Тем не менее, я подошел к двум мужчинам, представился, попросил разрешения прогуляться по парку. Мужчины разрешили. Прогуливаясь по чистым тропинкам и вчитываясь в хачкары, я не обратил внимания, как ко мне подошел старенький сторож-азериторк с седыми длинными усами. Он умоляюще посмотрел на меня и сказал на торки; — Сынок, покинь, пожалуйста, этот парк.

А то армяне снесут мне голову. Я удивился такому развороту событий: — За что? Они разрешили мне. Можете сами у них поинтересоваться.

Старик не унимался, говорит: — Может, еще раз спросишь у них? Только не говори, что я послал. Так и сделал. Чтобы не выдавать старика, я направился к той самой беседке, где сидели армянские мужчины, и как ни в чем ни бывало снова спросил у них: «Могу ли я прогуляться по парку?

Не доставляю ли неудобств? Вы нам не мешаете». Чего я и сделал. Но не прошло и 10 минут, как ко мне снова подошел старик-азериторк: — Ну и что они тебе сказали?

Старик опустил голову, молчит. Пришлось мне нарушить эту тишину: — Ага-джан, что происходит? Почему вы так волнуетесь? Армяне разрешили мне.

Я тоже армянин. Старик неуклюже поднял голову и, чуть не плача, прошептал: — Ты мне не поверишь, сынок: они тебе говорят одно, а мне другое. И сейчас они меня снова позвали и потребовали вывести тебя за ворота. Пригрозили, что если я тебя отсюда не выведу, то меня уволят.

Ты, конечно, можешь остаться. Тебе они ничего не скажут. Хотят показаться хорошими перед тобой… Теперь я сжалился над стариком: — Не волнуйтесь, ага-джан! Все будет хорошо.

Никто вас не уволит и пусть Аллах дарует вам долгих лет жизни. Я ухожу. Давайте сделаем так: чтобы со стороны выглядело эффектно, возьмите меня за локоть, словно выпроваживаете, и я уйду. Так и сделали.

Выйдя за территорию парка, я загрустил и постоянно думал о старике, о случившемся. Не было никакого настроения возвращаться в гостиницу пешком. Поймал такси. Таксист — азериторк.

Бесплатно довез до гостиницы, сказав на фарси: «Шумо мехман астид. Худаафиз, бародар азиз! Да будет с тобой Господь, дорогой брат! К утру смирился с мыслью, что в семье не без уродов, уснул.

Зато этот случай заставил меня полностью переписать сценарий. Решил заменить съемки храмов и прихожан на светское. Тем более Иран, в т. Для начала созвонился с небезызвестным футболистом Андраником Теймуряном.

Он уроженец Тебриза. Играл за тебризский «Трактор сази». Был единственным христианином национальной сборной Ирана по футболу, а затем и вовсе стал капитаном этой сборной. К сожалению, Андраник оказался в Тегеране.

Встретиться не удалось. Зато дал он мне несколько ценных советов, чем я и воспользовался. Например, Баhе Голестан Парк Голестан — одно из любимейших мест отдыха тебризцев в старом городе. Изначально это было общественное кладбище.

Однако в годы правления второй династии Пехлевидов некрополь преобразован в исторический парк. Теперь здесь высится огромная стела с цитатами тебризских поэтов, а вокруг нее бюсты самих поэтов и деятелей культуры. Всю эту скульптурную композицию осуществил известный в середине прошлого столетия иранский скульптор Мишель Оганян. Со временем парк облюбовали и мелкие торговцы.

Сюда привозят всякое ненужное старье и продают.

Нет и широкой местной автономии для азербайджанцев впрочем, ее ни у кого нет в условиях авторитарного режима. Политика Тегерана направлена на формирование централизованно управляемой шиитской и фарсиязычной нации. Социальная и политическая революция в Иране в 1979 г. Но имелись расхождения. Исламские социалисты, последователи философа Али Шариати, говорили о бесклассовом обществе, основанном на социальном равенстве отсутствии как унизительной бедности, так и вызывающего раздражение богатства и на братстве самоуправляемых трудовых коллективов заводов. Они требовали автономии — реализации прав этнических меньшинств на местное самоуправление, развитие системы школ на национальных языках. Либеральные демократы, участвовавшие в революции, возражали против радикальных мер, но поддерживали идеи прав человека, представительную демократию и права этнических меньшинств.

Все эти варианты «склейки» многонационального общества были отброшены победителями — режимом имама Рухоллы Хомейни. Диктатура подавила силой самостоятельность народов и оппозиционные группы. Сформировалась теократия — своего рода «государство-церковь» во главе с духовным лидером и экспертами, представляющими шиитское духовенство, которые могут вмешиваться в любые общественные процессы. Религиозные нормы стали обязательными для всех — полиция следит за их исполнением. Читайте также:Перемирие между Арменией и Азербайджаном не удалось установить сразу Нельзя сказать, что проблема этнических меньшинств кроме азербайджанцев в Иране проживает 10 млн курдов, около 5 млн арабов и др.

Где проживают 50 млн азербайджанцев

До начала армяно-азербайджанского конфликта азербайджанонаселённые пункты существовали во многих регионах Армении, включая Ереван, где они до Октябрьской революции составляли крупнейшую этническую группу, превышая по численности армян [47]. В конце XIX века 77 тыс. В Турции азербайджанцы традиционно заселяют приграничные с Арменией районы: провинции Карс, Игдыр и округ Шенкая провинции Эрзурум. В постсоветскую эпоху в результате эмиграции из Азербайджана азербайджанцы расселились во многих городах Турции и США. В Туркмении азербайджанцы наиболее компактно проживают в городах Туркменбаши Красноводск и Ашхабад [49].

Никогда Иран не проводил дважды в течение нескольких месяцев военные учения у наших границ. Никогда еще не было сделано столько заявлений, полных ненависти и угроз в адрес Азербайджана», — подчеркнул Али ев. То есть в провинциях, которые традиционно называют Иранским Азербайджаном.

Ранее маневры под кодовым названием «Эктедар» «Сила» проходили в регионе Арас иранской провинции Восточный Азербайджан, близ границ с Арменией и Азербайджанской Республикой. Армия Ирана в ходе этих учений испытывала ракеты со спутниковым наведением «Фатх-360» и «Фаджр-5», отмечал портал « Военное обозрение ». В начале октября тот назвал Азербайджан «одним из мест в регионе, где враги Исламской Республики получают пристанище», сообщал бакинский портал Caliber. Баку был вынужден начать ответные военные учения на границе с Ираном, «чтобы продемонстрировать, что мы их не боимся», — заявил Алиев в пят ницу. Азербайджанский президент подчеркнул: «Мы сделаем все возможное, чтобы защитить наш образ жизни, секулярный светский — прим. Они — часть нашей нации». Последнее заявление особенно любопытно.

Азербайджан по конституции — светское государство, Иран — государство теократическое, где главой государства рахбаром может быть лишь духовное лицо. Президент Исламской Республики Иран играет роль главы исполнительной власти — и, к слову, на эту должность также нередко избирают духовных лиц. В их числе — нынешний президент Ибрахим Раиси. Они составляют большинство в северо-западных провинциях Ардебиль, Восточный Азербайджан и Западный Азербайджан здесь население смешанное, азербайджано-курдское. Множество азербайджанцев живут в провинциях Зенджан и Казвин — а это уже совсем близко к столичному Тегерану.

Сколько миллионов азербайджанцев по всему миру? Согласно официальным статистическим данным Госкомитета по работе с диаспорой, по всему миру проживает свыше 50 миллионов азербайджанцев, в том числе без малого 10 миллионов человек — на родине, в Азербайджане. Сколько национальности Азербайджана? Правительство АДР уделяло особое внимание определению численности и этническому составу страны.

Об этом Oxu. Az сообщает со ссылкой на Modern. По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране — 30 миллионов человек, Турции — 3 миллиона человек и России — 2 миллиона человек.

Azərbaycan veb portalı

Впервые почти все демонстранты в стране, включая этнических иранцев, выступают против самой политической системы и критикуют власть, силовиков, мулл, полицию нравов и скандируют: «Бесчестные! В Брюсселе иранки в знак солидарности с протестующими на родине отстригли волосы и сожгли хиджабы, их примеру последовали французские актрисы и даже дипломаты. ЕС призвал иранские власти не применять против демонстрантов непропорциональную силу. При этом санкции, ограничивающие права иранских пользователей, наоборот, частично сняли. Технологические компании, в частности интернет-сеть Starlink Илона Маска, в знак поддержки протестующих начали распространять интернет в Иране, минуя государственные блокировки. Подпольный сепаратизм Долгое время пантюркистские идеи азербайджанцев Ирана сдерживало то, что сам аятолла Хаменеи по происхождению азербайджанец. Однако в последние недели активно распространяются слухи о его смерти, а значит, грядет процедура избрания нового духовного лидера.

Потенциальных преемника два — президент Раиси и 53-летний Верховный лидер Моджтаб. Процедура избрания и назначения рахбара не отрегулирована, так как проводилась лишь в 1989 году. Эта политическая неопределенность влияет на протестную активность не меньше, чем смерть девушки. Корпус стражей исламской революции КСИР заявил : «Протесты — это месть внешних врагов за прогресс и стратегические достижения Ирана в экономике, политике и членство в ШОС ». Президент Раиси, находившийся в дни протестов в Нью-Йорке на ежегодном заседании Генассамблеи ООН , обвинил США в подстрекательстве иранцев к протестам и традиционно призвал Вашингтон разобраться с собственными проблемами. Были ли расследованы все эти смерти?

Беспорядки в Тегеране, 19 сентября Фото: AP В самом Иране объявлена охота на врагов, якобы спонсируемых западными державами: например, в начале октября в Тегеране задержали дочь экс-президента ИРИ и борца за права женщин Фаезе Хашеми Рафсанджани. Призывы Запада уважать права нацменьшинства остались без ответа. Между тем наблюдатели отмечают, что впервые в истории Исламской республики бунт все больше приобретает оттенки национально-освободительного движения. Выдвигаются версии, что оно может стать движущей силой смены режима. Несмотря на алармистские прогнозы, опрошенные «Лентой. Идеи сепаратизма присущи в основном курдам, третьей по численности этнической группе Ирана.

Но курдский вопрос — не сугубо иранская, а общая ближневосточная проблема. Много лет они стремятся создать свое государство Курдистан, но все попытки тщетны. При этом именно у курдов наиболее разветвленная политическая сеть в Иране. Сейчас наиболее мощной курдской организацией в Иране считается леворадикальная "Комала". Однако эту группировку сложно назвать сепаратистской. Она скорее выступает за расширение автономии Иранскому Курдистану и иным национальным регионам страны», — рассказывает Семенов.

В Иране действуют как леворадикалы, так и консерваторы, националисты, исламисты и многие другие курдские политические структуры. Сложные экономические условия толкают их переезжать в другие регионы, например, в Тебриз, где проживают иранские азербайджанцы.

Как было заявлено ранее, общий объем иностранцев из 178 стран, побывавших в Азербайджане в 2022 году, суммировался до 1,6 млн 602,3 тысяч человек, что значительно превышает показатели 2021 года вдвое. Количество граждан Азербайджана, которые покинули страну, в 2022 году возросло на 1,5 раз — до отметки в 1 млн 489,5 тысяч человек.

Общее количество иностранцев из 183 стран находившихся в Азербайджане в период с января по июль 2023 года, достигло отметки в 1 млн 143,6 тыс. По статистическим данным, турпоток в Азербайджан из государств СНГ нарастал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,7 раза — до отметки в 477,1 тыс.

Первым объектом этой революции стал тогда еще советский Азербайджан, где большинство верующих составляют мусульмане-шииты, как и в Иране», — продолжает востоковед. В нынешней Азербайджанской Республике азербайджанцы в большей части довольно далеки от религиозных догматов, проблем шиизма», — добавил он. Более того, если в самом начале конфликта в Нагорном Карабахе Тегеран поддерживал Азербайджан, но после того, как Баку стал больше ориентироваться на Турцию, Израиль и США — заклятых врагов Ирана, в Тегеране уяснили, что все потуги по исламизации тщетны, поэтому «шиитский Иран стал поддерживать христианскую Армению», напомнил Сажин. Сейчас Те геран с тревогой относится к одному из последствий Второй Карабахской войны — проекту создания транспортного «Зангезурского коридора» из Азербайджана в Нахичевань и далее в Турцию. Коридор должен пройти по армянской территории вдоль границы с Ираном. Мубариз Ахмедоглу на помнил, что уже б ез малого 30 лет граница Азербайджана с Ираном «была под оккупацией Армении», против чего Тегеран не возражал. Более того, на протекающей в центральной части Армянского нагорья реке Аракс иранцы установили понтонный мост, что не устраивает Баку. Половина реки принадлежит Ирану, а половина — нам. Но установкой понтонного моста они нарушили территориальную целостность Азербайджана... Поэтому сегодня президент объяснял своими заявлениями, что мы не потерпим военные учения возле наших границ и заявления из Тегерана», — указал азербайджанский эксперт. Он предположил, что ситуация не обостряется до критического уровня исключительно благодаря России, которая наверняка «сдерживает» Тегеран по дипломатическим каналам. В противном случае Иран «использовал бы еще больше техники во время военных учений». Иран останавливают только действия России», — полагает Ахмедоглу. Востоковед Саид Гафуров считает, ч то воинствен ные заявления Алиева связаны не столь ко с и сторией ирано-азербайджанских отношений и национальным вопросом, сколько с интригами вокруг реализации конкретного экономического проекта. Эксперт напомнил о профессиональных дипломатических качествах Алиева, «который просто так н ичего не говорит».

Иранский Азербайджан и армянский след

Я полагаю, количество азербайджанцев, проживающих в различных районах Ирана, составляет около 30 миллионов человек, что около 40 процентов всего населения Ирана, которое составляет около 84 миллионов человек. По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране – 30 миллионов человек, Турции – 3 миллиона человек и России – 2 миллиона человек. 90% азербайджанцев, проживающих на Кавказе, в Иране и Азербайджане, исповедуют ислам шиитского толка. Несмотря на большое количество азербайджанцев, в Иране существует проблема доступности бесплатного обучения на азербайджанском языке.

Количество иностранцев в Азербайджане достигло 1,1 млн человек в 2023 году

Азербайджанцы в Иране преимущественно проживают в северо-западных провинциях: Восточный и Западный Азербайджан, Ардебиль и частично Зенджан. Сколько живёт азербайджанцев в Иране? Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев. Более того – Алиев пообещал защитить светский образ жизни миллионов азербайджанцев, живущих в Исламской Республике.

Иранские азербайджанцы

Ильхам Алиев прекрасно понимал, чем ему грозит уступка в карабахском вопросе. В результате встреча президентов Азербайджана и Армении в замке Рамбуйе под Парижем в феврале 2006-го завершилась полным провалом. Оправившись от шока, Соединенные Штаты вновь вернулись к этому вопросу, пытаясь любыми средствами добиться согласия Алиева на урегулирование армяно-азербайджанского конфликта на предложенных условиях. Кроме того, от официального Баку требовалось согласие на участие в предполагаемой антииранской коалиции. Американцы откровенно намекали на то, что в случае отказа используют различные рычаги давления, например, поднимут вопрос о положении с правами человека и демократией. Власти Азербайджана попали в очень сложную ситуацию. Отчасти это признал Ильхам Алиев, публично отметив: «Мы должны суметь выдержать давление на нашу страну со всех сторон».

Между тем кризис вокруг Ирана принимал все более острый характер, в связи с чем возрастало значение самого Азербайджана. В конце апреля американская администрация совершенно неожиданно пригласила к себе президента Алиева визита в Вашингтон он безуспешно добивался с 2003 года , чем не на шутку встревожила власти Ирана. А через несколько дней после возвращения из Америки он встречается в Баку с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Ильхам Алиев оказался между молотом и наковальней. Он сам это признавал и после переговоров с Джорджем Бушем заявил, что Баку остается приверженцем мирного разрешения иранского кризиса. Это же он повторил и во время своих переговоров и встреч с иранцами.

При этом многие аналитики в Азербайджане предполагали, что, скорее всего, президент согласился на неофициальное использование территории республики американцами. Они показали, с одной стороны, силу и рост сепаратистских настроений, а с другой — наличие у азербайджанцев действительно серьезных проблем. Началось все с появления в государственной газете «Иран» оскорбительных для азербайджанцев карикатур. Уже через несколько дней почти весь Северный Иран оказался охвачен массовыми митингами протеста, особенно мощным взрыв возмущения был в Тебризе. Большинство персов, особенно государственных служащих, проживающих в азербайджаноязычных районах Северного Ирана, предпочли срочно покинуть свои дома, что временно парализовало деятельность многих учреждений. Власти Ирана быстро осознали опасность и извинились перед азербайджанцами, арестовав и редактора газеты, и автора карикатуры.

Одновременно президент Ахмадинежад обвинил в провоцировании беспорядков «иностранные спецслужбы — в первую очередь американские и израильские». Подозрения Ирана вызывала и Турция. Кроме того, в организации выступлений власти Ирана открыто обвинили Махмудали Чехраганлы — ведь именно его имя выкрикивали демонстранты. Эти меры, однако, не остановили протестующих, выступления в ряде случаев стали принимать характер межэтнического противостояния. В конце мая в руках митингующих появились флаги Азербайджана. Осознав, что ситуация начинает выходить из-под контроля, власти Ирана бросили на подавление демонстраций войска и другие силовые подразделения.

К концу мая появились сообщения о почти 50 убитых и более тысячи раненых протестовавших азербайджанцев. Число арестованных доходило до 11 тысяч человек. Примечательно, что, хотя перед посольством Ирана в Баку один за другим проходили митинги протеста, власти Азербайджана отчаянно пытались делать вид, что события в соседней стране их не касаются и являются исключительно ее внутренним делом. Более того, именно тогда, когда в Баку распространились сообщения о погибших соплеменниках, президент Ильхам Алиев вновь заявил, что «Азербайджан не поддержит военную акцию против Ирана». Одновременно посольство США в Азербайджане официально отвергло обвинения в причастности к событиям. Массовые волнения в Иране остались почти вне поля зрения средств массовой информации многих стран на Западе, а также России.

В начале июня стало ясно, что иранским властям удалось в целом подавить выступления. Пессимистические настроения в азербайджанской среде усилились после почти детективной истории с Махмудали Чехраганлы. Однако 9 июня турецкие власти неожиданно его арестовали, а затем депортировали в Азербайджан, сославшись на угрозу теракта в отношении Чехраганлы со стороны иранских экстремистов. В Баку изгнанника ждал не менее неприятный сюрприз: правоохранительные органы без каких-либо разъяснений посадили его в самолет, направлявшийся в Дубай, откуда тот вылетел в США. Все это вызвало в турецком и особенно в азербайджанском обществе интенсивную дискуссию и критику в адрес местных властей, не пожелавших иметь проблемы с Ираном. В феврале 2006-го посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани раздраженно заметил: «Мы дадим отпор агрессорам, а переезд в Азербайджан 40—50 тысяч наших граждан ничего не изменит».

Но в Азербайджане прекрасно понимают, что, по сути, происходит миграция и срочная покупка в Азербайджане недвижимости явно связана с приближающейся войной. Тем более что большинство из «гостей» — не азербайджанцы, а иранцы, в том числе родственники представителей правящих кругов Ирана. Иранский вопрос раскалывает азербайджанское общество. Так, Центр экономических и политических исследований FAR CENTRE при поддержке американского Национального фонда демократии провел в апреле — мае в 11 городах Азербайджана опрос по теме, связанной с кризисом вокруг иранской ядерной программы.

Данные расчеты подготовлены на основе сведений, предоставленных азербайджанскими диаспорскими организациями в различных странах, дипломатическими представительствами Азербайджанской Республики, международными неправительственными организациями и другими источниками. Несмотря на то, что было сложно определить точное количество проживающих за рубежом азербайджанцев, опираясь на информацию различных организаций, было выявлено приблизительное число.

Тот самый, в котором я и остановился. Откуда оно у вас? Я родился в Баку, в 1930 году, — рассказывает дедушка Саша. Коммунисты обещали дать им советское гражданство, но постоянно водили за нос. Это был 1935 год. А Сашей меня назвали в честь русского друга моего отца, который тоже жил в те годы в Баку. Всю жизнь мне хотелось съездить в Баку, посмотреть город, где родился. Но между Ираном и Советским Союзом были сложные отношения. Невозможно было это сделать. А когда распался СССР, началась армяно-азербайджанская война. Снова не до поездок в Баку. Зато дважды побывал в Армении. Очень понравился Севан. Дай Бог увидеть его снова. Нынче у Саши Манучаряна трое сыновей, одна дочь, 11 внуков и 16 правнуков. Но ни от кого финансово не зависит, владея лавкой с напитками. Просто придет время, когда я перестану есть. Но я столько напоил людей за всю жизнь, что мне не страшно «перестать есть». Конечно же, дедушка Саша имеет в виду безалкогольную продукцию. Алкоголь в Иране не продается. А желающие «пропустить» стопку-две всегда найдут «зеленого». Подпольно можно приобрести и водку, и виски. У меня не раз интересовались «сколько в России стоит водка? Я пожимал плечами и говорил, что цены могут быть от полутора долларов и выше. Хоть портретами рахбаров с суровыми взглядами увешаны все города Ирана, но и они не являются помехой. И вообще, скажу я вам, ничто человеческое не чуждо иранцам. У местного населения прекрасное чувство юмора, девушки хохотушки. Только одеты скромно. Всего лишь. Даже на свою консьержку, 25-летнюю Фериде-ханум, я стал смотреть иначе. В хорошем смысле. Шутить с ней, говорить о том, о сем. Она отвечала шутками. И чадор не стал помехой. Можно прикрыть чадором тело, но невозможно прикрыть чадором свое «Я». Но при всем этом, надо отдать должное — иранцы воспитанны и чертовски гостеприимны. Думал поснимать для очередного фильма из цикла «Армянский след» улочки Тебриза, людей, а заодно и дойти до армянского парка, в котором по воскресным дням собираются соотечественники с семьями. Забегая вперед, скажу, что это не просто парк. Этому месту, огороженному высоким забором, почти сто лет. Там и лужайки, тропинки со скамеечками, беседки, хачкары, храм, фонтаны, воскресная школа «Арарат»… Словом, все для того, чтобы армяне могли уединиться в своем армянском мирке. По пути в парк я много снимал. Люди охотно позировали. Правда, в основном мужчины. Жинщины-иранки, завидев меня с камерой перед собой, спешили как можно тщательнее прикрыть лицо и голову или отворачивались. Когда видеонарезок было собрано вдоволь, я решил направиться к парку. Кстати, не так уж легко его было найти. Во-первых, спрашивать у местных жителей «где находится армянская церковь? В Тебризе с десяток церквей ассирийских, протестантских и только четыре из них армянские. А для рядового иранца любая церковь — армянская. У иранцев христианство вообще ассоциируется с армянами. К примеру, если попросить таксиста отвезти вас в армянскую церковь, то нет гарантии, что вы попадете именно в армянскую. А когда вы ему скажете, что вас привезли не в армянскую, а, например, в протестантскую церковь, таксист удивленно спросит вас: «А какая разница? Разве она не армянская? Там же крест стоит». В общем, туго дело! Поэтому я решил не прибегать к услугам таксистов и пройтись пешком. Но и тут незадача! Иранское гостеприимство стало для меня крыловской «Демьяновой ухой». Переулки за переулками. Понял, что я заблудился. Поинтересовался у лавочника: «Как попасть на улицу Хевдахе Шахривар? Лавочник стал объяснять, а потом добавил: «Послушай, отсюда не близко. Заходи в лавку. Выпьем горячий крепкий чай и отправишься дальше». Я принял приглашение, так как очень хотелось пить. Но одним чаепитием дело не закончилось. Лавочник подогрел лепешки, достал из закромов сушеной баранины, сыр, нарезал салат и разложил все это на столе. Есть особо не хотелось. Но всего понемногу откушал. Ещё в дорогу получил подарок — килограмм фисташек. Поблагодарив лавочника, я отправился дальше искать тот самый армянский парк. Правда, от плотного обеда уж и позабыл ориентиры, о которых мне поведал продавец. Пришлось снова спрашивать у очередного лавочника. Их в Тебризе на каждом шагу. Но и тут столкнулся с чрезмерным гостеприимством — чай и прочее. Снова пришлось задержаться. Тем более собеседник оказался коммуникабельным. Лавочник улыбнулся и как ни в чем ни бывало вдруг сказал: — Путин шейтану ряжим Путин — шейтан, битый камнями «Вот это поворот! И Трамп шейтану ряжим. Коммунисты передали Крым Украине. Теперь, по результатам референдума, Крым вернули России. Разве не справедливо? Лавочник почесал затылок, ответил: — Что ж, если Путин такой справедливый, то пусть возвращает Ирану Азербайджан. Ведь это иранская территория. Я решил обратить диалог в шутку, сказал: — Без проблем. Где бумаги? Я сам подпишу. Лавочник поддержал шутку. Затем по наводке моего очередного кормильца и поильца я отправился снова искать парк. И снова заблудился. Решил на этот раз не спрашивать у лавочников, так как был сыт вдоволь. А отказываться нельзя от угощений. Спросил дорогу у прохожего, который шел с женщиной в чадоре. Видимо, с женой. Он отправил жену домой «щи варить», а сам решил пройтись со мной, чтобы проводить меня прямо к парку. Шли почти полтора километра. По дороге постоянно интересовался, не хочу ли я чего-нибудь поесть или попить. Я, разумеется, отказывался. Проводив до ворот парка, иранец написал мне свой номер телефона, адрес. Сказал, чтобы я позвонил ему, если чего нужно будет. По любому вопросу. Я поблагодарил моего нового знакомого и попрощался. В парке в этот день отдыхало несколько человек. Все армяне. Увидев меня, армяне стали шептаться. Я не обращал на них внимания, так как посчитал, что это нормальная реакция по отношению к новому человеку. Тем не менее, я подошел к двум мужчинам, представился, попросил разрешения прогуляться по парку. Мужчины разрешили.

Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать. Южному соседу досталось за «ненависть и угрозы» в адрес Баку и за участившиеся маневры у азербайджанской и армянской границ. Более того — Алиев пообещал защитить светский образ жизни миллионов азербайджанцев, живущих в Исламской Республике. Азербайджанцев в Иране куда больше, чем в «титульной» республике. Почему Баку именно сейчас озаботился их правами? Президент Азербайджана Ильхам Алиев в пятницу сделал крайне резкое заявление в адрес соседнего Ирана. Баку всегда отвечал и будет отвечать на любые антиазербайджанские шаги, цитировало Алиева агентство « Интерфакс Азербайджан ». Никогда Иран не проводил дважды в течение нескольких месяцев военные учения у наших границ. Никогда еще не было сделано столько заявлений, полных ненависти и угроз в адрес Азербайджана», — подчеркнул Алиев. То есть в провинциях, которые традиционно называют Иранским Азербайджаном. Ранее маневры под кодовым названием «Эктедар» «Сила» проходили в регионе Арас иранской провинции Восточный Азербайджан, близ границ с Арменией и Азербайджанской Республикой. Армия Ирана в ходе этих учений испытывала ракеты со спутниковым наведением «Фатх-360» и «Фаджр-5», отмечал портал « Военное обозрение ».

У Ирана есть своя «Украина». Почему Тегеран поддерживает Армению и осуждает Азербайджан

Курды не признавали Иранский Курдистан частью Иранского Азербайджана, и в начале 1946 года в Иранском Курдистане была провозглашена Мехабадская Республика. Курдское правительство в Мехабаде гарантировало права меньшинств, в том числе и азербайджанцев [67]. Государственное образование в Южном Азербайджане просуществовало всего один год, до момента, пока советские войска не были отозваны назад под нажимом альянса США , Франции и Великобритании [35]. На следующий день несколько тысяч иранских азербайджанцев были убиты [36]. В последующие годы сепаратистские настроения в Азербайджане внимательно отслеживались, и использование азербайджанского языка ещё больше подавлялось [59]. Эпоха правления Мохаммад Реза-шаха[ править править код ] В тот период в иранской общественной мысли появились некоторые изменения относительно национального вопроса. Благодаря обществу «Азербайджан», издававшего газету «Азербайджан», в общих чертах было сформулировано некоторое понимание нации как народа, обладающего общностью языка, чувств, традиций и территории и на основе этого обоснована самостоятельность азербайджанской нации и её право на свободное национальное развитие.

Такое положение встретило противоположную реакцию среди иранских идеологов, представления которых об нации и «иранской нации» к тому времени уже были более менее систематизированы. Например, в 1942 году вышла работа Г. Катиби «Азербайджан ва вехдет-е милли-йе Иран», в которой на основе различных определений в том числе международно-правовых нации, национальности, национального единства и их признаков, он стремился обосновать идею о национальном единстве Азербайджана и Ирана и в первую очередь на основе «единства национального идеала» и таким образом опровергнуть идею о самостоятельности азербайджанской нации [49]. Новое общенациональное движение политика правительства Моссадыка , развернувшееся в Иране в 1951—1953 годах, стимулировало рост интереса у иранской общественности к этническим группам страны. На страницах печати критике стала подвергаться проводимая правящими кругами политика персизации иноязычных народов и игнорирование их национальных прав. Так, публицист Бехьяр в своей статье «Наша нация и азербайджанская нация» обрушился с резкой критикой на высказывания профессора Моджтаба Минови англ.

После исламской революции[ править править код ] Азербайджанцы были в авангарде широкой антишахской коалиции, вылившейся в Исламскую революцию , которая привела к свержению шахского режима [69]. Исламская революция началась в январе 1978 года с расстрела шахской полицией в Куме демонстрации студентов, протестовавших против клеветнической статьи в государственной газете о аятолле Хомейни. На сороковой день гибели людей 18—19 февраля вспыхнуло восстание в Тебризе, в котором приняло участие около 100 тыс. На подавлении беспорядков, ставшим первым крупным массовым выступлением против шахского режима, правительство бросило армейские части, танковые подразделения и боевые вертолёты, что привело к человеческим жертвам [70]. Призывая к автономии или даже к независимости, азербайджанцы в месте с тем отражали мнения всего Иранского общества, требуя демократии, свободы мнений и освобождения от иностранного влияния, которое было персонифицировано в самом Шахе. Вслед за революционными событиями в местах компактного проживания этнических меньшинств арабы , курды, белуджи были выдвинуты требования автономии; сложная обстановка сложилась в районах расселения туркмен и кашкайцев.

В отличие от других провинций в Иранском Азербайджане национальный вопрос не стоял столь остро. В развернувшихся здесь выступлениях преобладали демократические требования, а сугубо национальные вопросы касались культурного, языкового характера, административных замещений. С начала революции в Иранском Азербайджана очень сильны были либеральные и левые группировки, в особенности Моджахедин-э Халк. В решении национального вопроса среди левых не было единой позиции. Часть из них выступала за развитие национально-демократической революции в масштабах всей страны и считали, что с её победой будут разрешены национальные проблемы. Другие своей первоочерёдной задачей видели создание национальных автономий и проведение в рамках них социальных преобразований, которые в свою очередь станут плацдармом для распространения демократизации по всей стране [71].

Довольно много сторонников в Иранском Азербайджане имела Партия федеративной республики Иран, выступавшей за переустройство страны по типу индийских штатов. В апреле 1979 года в Тебризе возникло общество защиты прав и свобод народов Азербайджана. К числу её требований относились предоставление всех национальных прав азербайджанцам, объединение Западного и Восточного Азербайджана в единую административную единицу, создание автономной власти с правом решать местные финансовые и культурные вопросы [71]. Великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари Обострение же обстановки в Иранском Азербайджане было связано не столько с движением за автономию, сколько с политической борьбой за власть между некоторой частью азербайджанских финансово-предпринимательских кругов и шиитского имамитского духовенства с улемами джафаритского толка и поддерживавшими их кругами иранской буржуазии [72]. Правящей религиозной элите в Тегеране был противопоставлен свой местный религиозный лидер — великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари. Шариатмадари был выходцем из азербайджанской среды [73].

Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, он считался главным религиозным авторитетом в Иране [74]. Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей [75]. Вокруг фигуры Шариатмадари сплотились и местные леворадикальные группировки, включая Моджахеддин-е Халк [71]. После победы исламской революции отношения между Шариатмадари и Хомейни приняли натянутый характер. Шариатмадари открыто не разделял концепцию Хомейни велайат-е факих , лёгшую в основу государственной власти Ирана. Более того, он считал, что формулировка вопроса на референдуме «Поддерживаете ли вы Исламскую республику?

Шариатмадари расходился со сторонниками Хомейни и в вопросе о подготовке проекта новой Конституции. Он настаивал на том, чтобы для разработки Конституции была созвана Конституционная ассамблея из представителей всех слоёв населения, но его предложение было отвергнуто. Обстановка в некоторых районах Иранского Азербайджана оказалась настолько острой, что здесь не были проведены ни референдум, ни выборы в меджлис [76]. Разногласиями между Хомейни и Шариатмадари попытались воспользоваться азербайджанские националисты. Последнего поддерживала группа «Пишгаман» «Разведчики» , образовавшаяся в Тебризском университете англ. Она состояла из студентов и рабочих, пытавшихся установить в Иранском Азербайджане местную автономию [77].

Противоборство между Шариатмадари и Хомейни достигли своего апогея в декабре 1979 года и январе 1980 года, когда в Куме и Тебризе произошли столкновения между последователями обоих аятолл [75]. На массоовых демонстрациях, прошедших в декабре 1979 года в Тебризе, было выдвинуто требование предоставление автономии азербайджанцам и другим этническим меньшинствам. Поскольку Шариатмадари придерживался религиозного принципа решения межнациональных проблем, то он не стал лидером автономистов [72]. Сам он в конечном итоге оказался под домашним арестом и был обвинён в причастии к государственному перевороту и убийству Хомейни. Одной из важнейших причин отсутствия в Иранском Азербайджане массового движения за автономию являлось то, что при исламском режиме представители азербайджанцев получили доступ к высшим эшелонам власти.

Какого цвета глаза у азербайджанцев? У армян третичный волосяной покров выше,чем у азербайджанцев. В антропологии, третичный волосяной покров считается показателем европеоидной расы, так как у азиатов и у африканских народов его практически нет. Когда появился азербайджанский народ? Откуда появился азербайджанский народ? В XI веке данная территория попадает под власть Сельджукской империи, и в результате миграции тюркских племён начинается тюркизация древнего населения региона албанские и иранские племена , что приводит к началу процесса формирования азербайджанского этноса, которое завершается в основном к концу XV века. Что значит слово Азербайджан? Тюркское название «Азер» использовалось на этой территории в течение длительного времени. Таким образом, слово «Азер» означает «храбрый человек», «храбрый мальчик», «хранитель огня». Слово «Азербайджан» происходит от имени древнего турецкого племени, проживающего на этих территориях. Как появилось название Азербайджан? Мидией Атропатеной перс. Другое её название у античных авторов — Малая Мидия. Как Азербайджан попал в Российскую империю?

Читайте также В каком положении устанавливается счетчик воды? Как лезгины называют азербайджанцев? Сколько азербайджанцев в России 2017? По наиболее завышенным данным, в РФ проживает 3 млн. Где проживает больше всего азербайджанцев? Больше всего азербайджанцев расселилось в северной, центральной и южной части Американского континента. Численность их в Соединённых Штатах составляет от 80000 до одного миллиона, в Аргентине — 12000, в Бразилии -75000, Канаде — 170000, в Мексике — 27000 тысяч человек.

А 24 августа турецкий провластный таблоид опубликовал оскорбительные и провокационные высказывания об Азербайджане, якобы позаимствованные из аудиозаписи бывшего высокопоставленного иранского дипломата Абульфазла Зухтевенда. Нахичевань должна быть полностью присоединен к Ирану, — якобы сказал он. Так было всегда на протяжении всей истории. Никакого Азербайджана не существует… Азербайджан должен быть снова присоединен к Ирану. Если он не будет аннексирован, он поразит Иран, как раковая клетка". Начиная с 2020 года напряженность в отношениях между Ираном и Азербайджаном резко усиливалась уже несколько раз. В мае Алиев вступил в публичную дискуссию с иранским аналитиком, обвинившим Баку в предоставлении сепаратистам из числа иранских азербайджанцев платформы с государственной поддержкой. Прошлой осенью арест азербайджанской полицией двух иранских водителей грузовиков вылился в иранские военные учения на азербайджанской границе. В обоих этих случаях казалось, что Баку лишь слегка раздувает сепаратизм, но в последнее время появляются призывы, гораздо более откровенные, чем когда-либо в прошлом. Армения-Азербайджан: дорога к миру, вымощенная войнамиПоследние события вокруг карабахского конфликта дают повод для оптимизма, считает автор французского журнала "Козёр". Впервые появляется шанс на восстановление территорий, которые официально принадлежат Азербайджану, но в течение тридцати лет были "зоной войны". Наконец-то заработает и транспортная сеть Южного Кавказа.

Азербайджанцы в Иране: сколько азербайджанцев живет в ИРИ?

В соседнем Иране азербайджанцев проживает в 3 раза больше, чем в самом Азербайджане (изображение взято из открытых источников). Азербайджанцы в Иране (Иранские азербайджанцы; азерб. Азербайджанцы в Иране — основная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана. Сейчас в Иране по разным оценкам живут 25-30 миллионов АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ. Сейчас в Иране по разным оценкам живут 25-30 миллионов АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ. Сколько азербайджанцев живут в мире. Сколько армян проживает в Америке.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий