Новости рубинштейн с л биография

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии.

Статья: Биография С.Л. Рубинштейна

С.Л. Рубинштейн (1889–1960) В историю науки Сергей Леонидович Рубинштейн вошел как выдающийся психолог-теоретик. В этот промежуток времени линия жизни Рубинштейна постоянно изменяется вследствие разных событий. В период доминирования вульгарного социологизаторства Рубинштейн выступил с концепцией внутриличиостной детерминации поведения. В 1957 г. С. Л. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. Психология» Биография С.Л. Рубинштейна» Жизненный путь и научная деятельность С.Л. Рубинштейна. Страница 1. Сергей Леонидович Рубинштейн родился 6 (18) июня 1889 года в Одессе, в семье интеллигентной и высококультурной, не чуждой свободомыслия. С.Л. Рубинштейн также занимал важные должности в Московском психологическом обществе, в том числе президента.

Семен Леопольдович Рубинштейн: краткая биография

Рубинштейн Сергей Леонидович, фото, биография В 1947-1949 годах С.Л. Рубинштейн пережил период гонений, обвинений в космополитизме, в преклонении перед заграницей, в недооценке отечественной науки и культуры.
5 фактов о Рубинштейне Сергее Леонидовиче Сергей Леонидович Рубинштейн предложил модель мышления, увы, не отличающуюся научной новизной.

Вы точно человек?

С.Л. Рубинштейн также занимал важные должности в Московском психологическом обществе, в том числе президента. Рубинштейн Сергей Леонидович Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 года в Одессе. Философское и психологическое образование получил в Марбурге. Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960), российский (советский) психолог и философ, создатель одного из вариантов деятельностного подхода в. К таким биографиям, несомненно, относится жизненный путь выдающегося советского ученого — Сергея Леонидовича Рубинштейна. Сергей Рубинштейн — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг.

Реферат: Биография С.Л. Рубинштейна

Биография С.Л. Рубинштейна - реферат >Статья: Биография С.Л. Рубинштейна (Психология) читать онлайн или скачать бесплатно.
Памяти С.Л. Рубинштейна, выдающегося советского психолога и философа С.Л. Рубинштейн как российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии, краткий очерк его жизни и личностного становления.

Рубинштейн, сергей леонидович

биография, дата рождения. В 1943 г. С. Л. Рубинштейн избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, что означало признание роли психологии как самостоятельной науки. Рубинштейн Сергей Леонидович Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 года в Одессе. Философское и психологическое образование получил в Марбурге. В данной статье вы рассмотрите биографию тейна, узнаете о его основополагающих трудах, научных исследованиях в психологии, а также об отношении к идеализму и материализму. Сергей Леонидович Рубинштейн открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической.

С л рубинштейн биография кратко

Реферат: Биография С.Л. Рубинштейна Сергей Леонидович Рубинштейн открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической.
Статья: Биография С.Л. Рубинштейна С. Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии наук СССР.

Рубинштейн, Сергей Леонидович

Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. До октября 1942 г. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г. В 1942 году за работу «Основы общей психологии» 1940 был удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки премия за 1941 год, присуждена постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года. Второй «психологический» период: Москва, 1940-50е годы Директор Института психологии с 1 октября 1942 г. Oрганизатор и первый заведующий кафедрой психологии 1942 , а затем отделения психологии 1943 на философском факультете МГУ им. Ломоносова и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете. В 1949 г. Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозданный заново сектор психологии в Институте философии.

В 1957 С. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе , но не участвовал по болезни. В 1959 С.

Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования. После смерти Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. C 1922 г. Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает деятельное участие в развитии библиотечного дела в России.

С середины 1928 г. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога». Первый «психологический» период: Ленинград, 1930—1942 годы В 1930 г. В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук без защиты диссертации и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. До октября 1942 г. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г. В 1942 году за работу «Основы общей психологии» 1940 был удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки премия за 1941 год, присуждена постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года.

Таким образом, Рубинштейн де-факто является основоположником деятельностного подхода в психологии и педагогике, хотя термин «деятельностный подход» появился только после смерти Рубинштейна в январе 1960 года.

Избранные публикации Сергей Л. Проблемы психологии в творчестве Карла Маркса pdf. Исследования советской мысли 1987 33: 111. Переведено с русского Т. Блейкли Бостонский колледж с помощью редактора Алекса Козулина Бостонский университет. О жизни и карьере Рубинштейна см.

Батищева 1932—1990 «Философское наследие С. Рубинштейна и проблематика креативности», опубликованную в книге «Сергей Леонидович Рубинштейн» 2010 серии «Философы России второй половины XX в». К сожалению, объем очерка позволяет охватить лишь небольшую часть статьи, поэтому отсылаем всех интересующихся к упомянутому сборнику. Приводим выдержки из текста: «… непреходящая значимость произведений Рубинштейна не убывает, а скорее возрастает там, где он переходит от внутрипсихологических тем хотя известен он именно как специалист по общей психологии к сюжетам более многомерным, нравственно-эстетическим и собственно философским, особенно — аксиологическим.

Во-вторых, это обнаруживается не только там, где Рубинштейну удалось фундаментально и подробно, развернуто обосновать свои идеи, сколько там, где его идеи остались в состоянии предварительного, эскизно-тезисного изложения. Этим вовсе не умаляется роль Рубинштейна внутри психологической науки. Но самое ценное в его наследии все же заключено в его философских и общегуманитарных замыслах и тезисах. Эта идея внутренней глубинной со-причастности человека другим явно и неявно, идея сущностной взаимности в самой онтологии, т. Прежде всего эта концепция обладает острием, критически направленным против атомизации человека, именно против безразличной, самозамкнутой атомизации. Выключенный из первичной общности и взаимности индивидуум, «человек как абсолют, как нечто обособленное и замкнутое в себе — это не человек, не человеческое существо и, более того, это вообще не существо, это нечто не существующее — ничто». Вопреки этому универсально верному тезису в самой действительности существует тип атомистических отношений, при которых люди присваивают себе право быть до известной степени самозамкнутыми. Но в концепции человека нельзя возводить эту превратную форму в норму, важно понять, что безразличие атомизированности разрушительно, нигилистично для человеческой сущности, чревато обращением человека в активное «ничто». Более того, взаимоотношение есть не только условие, необходимо дополняющее собой некую «необщительную» сущность, но гораздо больше — конституирующее собою, наполняющее собою саму сущность человека как субъекта. Когда мы выполняем последовательно и до конца требование «снять как неоправданную прерогативу первичность какого-нибудь одного, моего имя рек "я"», тогда же мы тем самым утверждаем первичность уз взаимности сравнительно с любым последующим обособлением.

Но и не только исторически-генетически «существование моего "я" является производным от существования других», а еще и актуально, по содержанию жизни каждого оно включает в себя других и таким образом реально раскрывает родовое свойство человека». Более того, взаимность по бытию, или, по Рубинштейну, «реципрокность» между каждым личностным «я» и его другим, — включает в себя также и ценностные измерения. Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» и «Основы общей психологии». А через них, как ближайших адресатов, субъект со-причастен и вообще всему бытию Универсума.

Рубинштейн — выдающийся психолог и философ

Рубинштейн и его вклад в психологию. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу «Бытие и сознание» , опубликованную только в 1957 г.

Рубинштейна как " динамическая тенденция", в которой он исследовал психические процессы и состояния личности. Завершающая работа Рубинштейна, соединившая изучение психологии личности с проблемой её бытия в мире и нравственной природой человеческой жизни, осталась незаконченной и была опубликована под названием "Человек и мир" в 1973 году. Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фонд отечественной психологии. Они остаются для нас источником познания, являясь продолжением личности ученого и объективируясь в его творчестве. Полная библиография работ С. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни - экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т.

Это происходит, как считал Рубинштейн, потому что проблемность является неотъемлемой чертой познания. Мышление же, являясь опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности. Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально. Рубинштейн издал книгу Основы общей психологии, работа над которой длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим, миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения. В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике.

Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании. В этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру - переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью. Он рассматривал 2 онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором - стремление быть ими понятым. В 1946 г. Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание Основ общей психологии, которое сыграло роковую роль в его жизни.

Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в преклонении перед иностранщиной и недооценке отечественной науки. Давление критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу Бытие и сознание, опубликованную только в 1957. Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека, изданной после его смерти, в 1973 г. Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах. Основной проблемой для Рубинштейна стал в то время вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор. Центр жизни ученый видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах. Основные публикации Проблемы психологии в трудах Карла Маркса 1933 Основы общей психологии 1940; 1946; 1989; 2009 Пути и достижения советской психологии.

Рубинштейна с годами не ослабевает. Об этом свидетельствует многое: это и теоретико-методологический анализ основных работ, и переиздание его трудов, а также науковедческий анализ его творческой биографии. Ученые выявляют связь наследия С. Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества. Но его научное наследие настолько обширно и многогранно, что, думается, в нем до сих пор остаются малоизученные и не оцененные по достоинству идеи. Проблемы, затрагиваемые в творческом наследии С. Рубинштейна, его оригинальные мысли, научные трактовки идей, его аналитические способности, его умение находить и систематизировать нужное и важное было очень востребовано в процессе становления психологической науки в советское время, и в настоящем его труды изучаются ведущими психологами, цитируются, берутся за основу различных научных концепция. Этот человек прожил непростую полную событий творческую жизнь и сделал огромный неоценимый вклад в развитие отечественной психологической науки в частности и мировой психологии вообще.

Абульханова-Славская К. Философско-психологическая концепция С. Абульханова-Славская К - А. Исторический контекст и современное звучание фундаментального труда С. Основ общей психологии.

О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира» 1957 , «О мышлении и путях его исследования» 1958 , учебное пособие «Основы психологии» 1935. Издано: А. Брушлинский, К. Абульханова «Философско-психологическая концепция С. К 100-летию со дня рождения» соавт.

Ждан «С. Рубинштейн и Московский университет в 1940-х—1950-х гг.

После возвращения в 1913г.

Поворотным моментом в его судьбе стала встреча с Н. Ланге - известным русским психологом, возглавлявшим в то время кафедру философии и психологии в Одесском университете. Ланге способствовал приглашению С.

Рубинштейна на свою кафедру, избранию его в 1919г. Рубинштейн начинает читать курсы лекций по теории познания, логике, психологии, философским основам математики, теории относительности Эйнштейна. После смерти Н.

Ланге в 1922г. Однако период творческого расцвета и успешной деятельности очень быстро прерывается конфликтом с дореволюционной профессурой. К середине 20-х годов Рубинштейн вынужден отказаться от руководства кафедрой, чтения лекций и перейти на должность директора Одесской публичной библиотеки.

Таким образом, если первый период его научной деятельности, датируемой 1911-1923 годами является этапом его становления как философа, открывающего "технологию" выражаясь современным языком философского и научного мышления, способами сравнения и синтеза различных знаний, искусством абстракции и обобщения, то второй этап 1925-1935 - это период его становления как психолога. С трудами К. Маркса, их первыми переводами в России и оригиналами за рубежом Сергей Леонидович познакомился очень рано.

Но извлечь из марксовой теории не ее полит-экономическое и тем более не социальное, а собственно философское содержание, он смог только определив основные координаты собственной концепции. В 1930г. Рубинштейна опять резко меняется благодаря встрече с ленинградским психологом М.

Басовым, пригласившим его в Ленинград, где вначале он работал заместителем директора публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина, а затем стал заведующим кафедрой психологии Пединститута им. Это десятилетие жизни С.

Рубинштейна, с одной стороны было, вероятно, наиболее оптимальным с точки зрения его собственного жизненного и творческого пути и одновременно трудным - как продолжение выпавших и на его долю и на долю многих советских психологов испытаний. В начале 30-х годов он публикует свою концепцию сознания и деятельности в статье "Проблемы психологии в трудах К. Маркса" 1934 , а на следующий год выходит в свет его первая монография "Основы психологии" 1935.

В этих работах он дает свою интерпретацию системы идей, заключенных во впервые опубликованных в 1927-32 ранних рукописях К. В этот период он заявил о себе как психолог. Рубинштейн приступает к созданию своего первого фундаментального труда по психологии, ее "Основ".

Назначение и форму этой книги невозможно понять, не раскрыв тех задач, которые ставил перед собой Рубинштейн. И в совокупности задач воспроизводства науки как целого в качестве основного звена в этот период он выделяет задачу подготовки кадров психологов на методологической философской основе. Закладывая теоретически основы психологии будущего, он берет на себя ответственность за подготовку кадров.

Поэтому его "Основы психологии" 1935 - не философско-психологический трактат, а прежде всего учебник для будущих психологов, который является обобщением опыта теоретических и эмпирических исследований предшествующего периода.

Рубинштейн, сергей леонидович

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Сергей Леонидович Рубинштейн открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической. В 1945 г С Л. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна § 1922 г. -сформулировал принцип единства сознания и деятельности. В период доминирования вульгарного социологизаторства Рубинштейн выступил с концепцией внутриличиостной детерминации поведения.

Статья: Биография С.Л. Рубинштейна

В этой новаторской статье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется деятельностным, или субъектно-деятельностным. Сущность этого подхода была выражена так: «…Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. На этом только зиждется возможность педагогики…» [3] Исходные для общей системы философско-психологических воззрений положения Рубинштейна получили свое развитие в последующие периоды его творчества, с особой же глубиной — в московский период. Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М. Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии.

Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии. Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером. Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития.

Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов. Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии». Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов. Работая в Ленинграде, Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядом московских психологов.

Сергей Леонидович Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает активное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога». В 1930 г. В разн. В 1937 утвержден ВАК в уч. Возглавлял секцию пед. До окт. Был депутатом Ленсовета. Профессор МГУ с 1942 г. В 1947 г. Ин-та философии. Обвинения были сняты в 1953 г.

Именно по логике между-субъектности служение абсолютным ценностям приносит отнюдь не «обесценение жизни в этом мире», но напротив, единственно только и может в конечном счете оправдывать всякую «здешнюю» жизнь и всякое человеческое преуспеяние уже не как ограниченное и якобы самоцельное, но через его включенность в более высокий проблемный контекст. Только служение безусловным ценностям придает всему «здешнему» безусловный, свободный от своецентризма, духовный смысл. При сделанных оговорках концепция между-субъектности личностного мира человека, предложенная Рубинштейном, выступает как важное подспорье в современных теоретических и практико-педагогических поисках. Внешний результат указывает лишь на самую грубую форму запечатления, на самый простой и далекий от полноты способ опредмеченности самого творчества. Далее, можно видеть и иной результат — произведенческое бытие, или бытие произведений культуры. Однако даже и многие произведения, более того — никакая система их принципиально не способна дать нам исчерпывающего претворения творчества как такового. Дело в том, что произведение всегда существует, лишь многократно исчезая и вновь возрождаясь через его распредмечивание иными субъектами. Следовательно, возлагая все надежды на то, что субъект всю свою креативность полностью и до конца «излил» и явил нам в свое детище и что это последнее изображает собою как на экране выявленную креативную жизнь своего автора, мы обречены подставлять на место не понятого нами первичного творчества автора вторичное со-творчество его адресатов, т. В действительности же ни объекты-вещи, ни произведения не в состоянии обладать достаточной многомерностью, чтобы в них выразилась вся полнота диалектики креативности. Установка на то, чтобы все уловить, все зафиксировать и все креативно-субъектное обрести во внешне-предметных формах, ошибочна. Исследовательское внимание к отделимым результатам творчества необходимо, но и само оно верно ориентировано только тогда, когда исходит из принципиальной недостаточности отделимых результатов. Со своей стороны, С. Рубинштейн гораздо последовательнее подчеркивал неотъемлемое и ни к чему внешнему нередуцируемое присутствие в креативном процессе того, что запечатлевается в структуре самого объекта-творца и что входит в его личностную историю, как достояние его пути. Человек в творчестве прежде всего сотворяет этот свой судьбический путь и самого себя как путника. Поэтому и постольку оказывается в состоянии отделить от своего жизненного самодвижения и самосовершенствования некие результаты, относительно новые плоды своей внутренней креативной жизни. Главное — не заслонить внимание к наиболее конкретному и многомерному процессу и отношению, которые остаются присущими субъекту в его взаимосвязях, в его со-причастности всем другим и которые образуют собою первичный, определяющий «домен» креативности в человеке — «строительство» самого человека. Насколько это «строительство» опосредствует себя предметными формами и насколько нуждается в этом — другой вопрос. Заметим: речь идет не о преобразовании социальных объектов-вещей посредством изменения людей, где изменение и формирование людей — средство, но, напротив, о сугубо субъектном формировании и само-формировании — посредством также и предметных изменений.

В 1908 г. Далее поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение. Окончил факультет философии Марбургского университета в 1914 г. Апрель 1919 г. В 1921 г. Статья, посвященная Ланге «Принцип творческой самодеятельности». Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике.

Сергей Леонидович Рубинштейн

В издании представлены фундаментальные труды выдающегося русского психолога и философа тейна. Целями данной работы является рассмотрение этапов жизненного пути Л.С. Рубинштейна, его основных научных достижений, обзор научных трудов, а также мы попытаемся сделать вывод о значении научной деятельности ученого для современной психологической науки. Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна Введение Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии.

Рубинштейн Сергей Леонидович — Биография

Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества. Но его научное наследие настолько обширно и многогранно, что, думается, в нем до сих пор остаются малоизученные и не оцененные по достоинству идеи. Абульханова-Славская К. Философскопсихологическая концепция С. Арсеньев А. Десять лет спустя.

Одним из первых отечественных психологов он еще в 1922 году сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии. В 1930-х годах С. Рубинштейн содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической. Ученый сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма , разработал методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма, а также создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками А. Брушлинским , К. В 1935 году был издан учебник «Основы психологии», который стал обобщением опыта теоретических и эмпирических исследований психологов предшествующего периода. В 1940 году была закончена работа на учебником «Основы общей психологии». В 1942-1949 годах С. В 1947-1949 годах С.

Брушлинский, К. Абульханова «Философско-психологическая концепция С. К 100-летию со дня рождения» соавт. Ждан «С. Рубинштейн и Московский университет в 1940-х—1950-х гг. Ломоносова , 1993-2024 При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка на сайт обязательна.

Было бы неверно истолковывать обратимость меж-субъектных отношений в духе условно расчетливой сделки или корыстного, своемерного «договора» об использовании субъектами друг друга, подобно обратимости эквивалентных вещей. На самом деле речь должна идти совсем об ином — о креативно-свободном поступке, через который каждый ставит себя на место другого и даже более того — имеет в себе достаточно большой потенциал такой поставленности себя на место других и других на свое место, достаточный опыт взаимобытия и взаимопроникновения на ценностных уровнях, что не имеет ничего общего с вещной эквивалентностью, сделкой и т. Поэтому он имел все основания и право сказать достаточно категорично: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину.

Агапическое всеприятие было для него вершиной между-субъектности. Приходится, однако, лишь сожалеть при этом, что у него воспроизводится дезориентирующее отождествление сострадания с позицией квиетизма. Именно по логике между-субъектности служение абсолютным ценностям приносит отнюдь не «обесценение жизни в этом мире», но напротив, единственно только и может в конечном счете оправдывать всякую «здешнюю» жизнь и всякое человеческое преуспеяние уже не как ограниченное и якобы самоцельное, но через его включенность в более высокий проблемный контекст. Только служение безусловным ценностям придает всему «здешнему» безусловный, свободный от своецентризма, духовный смысл. При сделанных оговорках концепция между-субъектности личностного мира человека, предложенная Рубинштейном, выступает как важное подспорье в современных теоретических и практико-педагогических поисках. Внешний результат указывает лишь на самую грубую форму запечатления, на самый простой и далекий от полноты способ опредмеченности самого творчества. Далее, можно видеть и иной результат — произведенческое бытие, или бытие произведений культуры. Однако даже и многие произведения, более того — никакая система их принципиально не способна дать нам исчерпывающего претворения творчества как такового. Дело в том, что произведение всегда существует, лишь многократно исчезая и вновь возрождаясь через его распредмечивание иными субъектами. Следовательно, возлагая все надежды на то, что субъект всю свою креативность полностью и до конца «излил» и явил нам в свое детище и что это последнее изображает собою как на экране выявленную креативную жизнь своего автора, мы обречены подставлять на место не понятого нами первичного творчества автора вторичное со-творчество его адресатов, т.

В действительности же ни объекты-вещи, ни произведения не в состоянии обладать достаточной многомерностью, чтобы в них выразилась вся полнота диалектики креативности. Установка на то, чтобы все уловить, все зафиксировать и все креативно-субъектное обрести во внешне-предметных формах, ошибочна. Исследовательское внимание к отделимым результатам творчества необходимо, но и само оно верно ориентировано только тогда, когда исходит из принципиальной недостаточности отделимых результатов. Со своей стороны, С. Рубинштейн гораздо последовательнее подчеркивал неотъемлемое и ни к чему внешнему нередуцируемое присутствие в креативном процессе того, что запечатлевается в структуре самого объекта-творца и что входит в его личностную историю, как достояние его пути.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий