Зарплаты учителей в России и их повышение. Так, самая большая зарплата оказалась у педагогов в школах на Чукотке – в среднем 161,3 тыс. руб.
Престиж и достойная зарплата: Путин подвел итоги Года педагога и наставника
На минувшей неделе омским учителям проиндексировали зарплату — министр образования Омской области Иван Кротт подписал приказ об увеличении размера окладов педагогических работников. Президент России Владимир Путин призвал усовершенствовать систему оплаты труда учителей. это новое качество роста, сокращение издержек, повышение производительности труда". Средняя заработная плата учителей должна не менее чем вдвое превышать этот показатель.
Учителям Свердловской области выдали огромную премию. Но получили ее только избранные
С нового года российским бюджетникам повысят зарплаты | Среднюю зарплату воспитателей детсадов было велено подтянуть до уровня зарплат учителей в регионе в 2013 году. |
Президент предложил повысить выплаты классным руководителям в малых городах до 10 000 ₽ в месяц | Сергей Кравцов напомнил, что в 2011 году был разработан проект по повышению зарплаты учителей на 30%. |
«А вам и не положено»: учителя из Волгоградской области не дождались повышения зарплат
По данным Росстата, средняя зарплата учителя в 2023 году составила 45 787 рублей. Разберем, из чего состоит зарплата учителей, что изменилось в 2023 году и стоит ли ожидать повышения в 2024 году. Мы рассказываем о повышении зарплаты бюджетников в 2024 году в России. У педагогов с научной степенью повышенная зарплата. В 2023 году в СМИ не раз публиковались новости о «повышении зарплат бюджетников». Профильный вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что для сокращения дифференциации зарплат Российская трехсторонняя комиссия займется ежеквартальным мониторингом оплаты труда учителей.
На повышение зарплат учителям в России выделены миллиарды: какой она будет
В зависимости от субъекта зарплаты учителей находятся в диапазоне от 31 тыс. Задача власти — сохранить равенство образовательных возможностей, указал Владимир Путин и поручил Кабмину предложить системные решения оплаты труда учителей в регионах. Также повышать зарплаты нужно для привлечения мужчин к работе учителями в школах, считает президент. Читайте по теме: Губернатор Севастополя попросил Путина освободить учителей от лишних бумаг Участники встречи затронули и проблему загруженности учителей избыточной бумажной работой, а также привлечения на работу в школы молодых специалистов из числа выпускников вузов.
Так, в Республике Коми с 1 апреля 2024 года будут увеличены должностные оклады ставки заработной платы педагогическим работникам. Прибавку получат, в частности, инструкторы по труду, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, старшие вожатые первой квалификационной категории. Для них выплаты вырастут с 10 555 рублей до 11 294. Инструкторы-методисты, концертмейстеры, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, социальные педагоги, тренеры-преподаватели второй квалификационной категории получат прибавку, которая вырастет с 10 795 рублей до 11 551 рубля.
Для них выплаты увеличатся с 11 035 рублей до 11 808. Педагоги-библиотекари, преподаватели, преподаватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности, руководители физического воспитания, старшие воспитатели, старшие методисты, тьюторы, учителя, учителя-дефектологи, учителя-логопеды четвёртой квалификационной категории получат прибавку, которая увеличится с 11 275 рублей до 12 065, — рассказала Оксана Красовская. Она отметила также, что в Тюменской области будет произведена индексация фондов оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады базовые должностные оклады , базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов базовых должностных окладов , базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом ЕТКС или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений часть третья статьи 135 настоящего Кодекса и мнения соответствующих профсоюзов объединений профсоюзов и объединений работодателей.
Правительство Российской Федерации вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления дифференциации окладов должностных окладов , ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.
Кураторам учебных групп в колледжах и техникума их назначили с 1 сентября 2021 года. Надбавку должны повысить педагогам и кураторам из государственных и муниципальных образовательных организаций. Но не всем.
Президент уточнил, что повышение коснется специалистов, работающих в населенных пунктах, «которым нужно уделить особое внимание».
В Воронеже педагогам школ и детских садов увеличат зарплаты
Она подчеркнула, что, по последним социологическим исследованиям, число педагогов, которых не устраивает размер вознаграждения за труд, остается высоким. Парламентарий уточнила, что на данный момент в России нет единой общероссийской системы надбавок для учителей за выслугу лет и квалификационную категорию. Она добавила, что развитие единой федеральной системы начисления надбавок за выслугу лет и квалификационную категорию для учителей будет наиболее эффективным механизмом привлечения молодых педагогов в систему общего образования. Кроме того, это поможет удержать наиболее ценных учителей с большим стажем и опытом работы.
Председатель комиссии Госсовета по направлению «Образование», глава Севастополя Михаил Развожаев перечислил нововведения в сфере образования за последние годы: «Коротко, не останавливаясь: учительский труд перестал быть «образовательной услугой», это главное достижение. Разрабатываются единые программы по всем предметам и соответствующие учебники. Возвращена воспитательная роль школы, появились советники по воспитанию, уроки с ребятами «Разговоры о важном», которые идут во всех регионах, создано «Движение первых». В 2023 г. Главная же задача, по словам Развожаева, заключается в повышении зарплаты учителей, а также уменьшении бюрократической нагрузки на педагогов.
Она начинается с профильных классов в школах. Уже сейчас создано более 3300 классов психолого-педагогической направленности в 80 субъектах Российской Федерации. В них обучается более 50 тысяч школьников. Мы ставим задачу открыть 5 тысяч педагогических классов. Отмечу также, что современная образовательная среда создана во всех педагогических вузах», — сообщил Сергей Кравцов. Он обратил внимание на то, что для педагогов организованы программы повышения квалификации, проведена работа по методическому сопровождению внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и единых федеральных программ и педагогам предложен единый комплект программно-методических документов.
Налоговый вычет для многодетных семей составит: 1400 рублей на первого ребенка, 2800 — на второго, 6000 — на третьего и последующего. Возможность получить выплату в 450 тысяч рублей на погашение ипотеки при рождении третьего ребенка будет продлена до 2030 года. Будет запущена новая программа по охране материнства, сбережению репродуктивного здоровья женщин. Регионы с низкой рождаемостью получат на эти цели до 75 млрд рублей. ЕГЭ и поддержка подростков Путин обратил внимание на то, что зачастую в современных школах учат вовсе не тому, что потом спрашивают на экзаменах. И поручил кабмину разобраться с этой проблемой. Президент также отметил, что в модификации нуждаются механизмы сдачи ЕГЭ. И в том числе предложил ввести возможность быстрой пересдачи экзамена: «Нужно дать выпускникам школы шанс пересдать один из выбранных экзаменов ЕГЭ до конца приемной кампании». Также Путин подчеркнул, что нагрузка на детей в школах «должна быть равномерной». И школы не должны вынуждать родителей нанимать репетиторов.
Какую поддержку получают российские учителя в 2023 году
Помимо оклада за количество часов и пятитысячной надбавки за классное руководство размер не меняется уже много лет. Их можно получить за участие или победу ученика в олимпиаде или в соревнованиях, а также за организацию и проведение различных мероприятий в выходные, праздничные дни или каникулы, — поясняют педагоги. Стоимость одного балла не является фиксированной, а вот фонд, из которого выплачивается стимулирующая всем работающим в школе учителям, — это, как правило, неизменная сумма. И получается, что в месяцы, когда дополнительной работы у педагогов много, балл дешевле, чем во время относительного затишья. Поэтому большая загруженность — это не всегда равно большой зарплате. Размер стимулирующей может быть 1000 рублей, а может и 40 000 рублей. Мы никогда не знаем, сколько получим в итоге, — рассказывает учитель. По результатам опроса, проведенного на нашем сайте, учителя российских школ получают в основном от 20 до 40 тысяч рублей в месяц, и это больше похоже на правду. А вот так отвечали наши читатели Источник: 72. RU — Жена — учитель математики старших классов в городской школе, зарплата — 30 тысяч, и это еще с классным руководством!
По словам президента, кабмин уже к 2025 году создаст новую модель оплаты труда бюджетников, в том числе учителей, и обкатает ее в рамках пилотных проектов в нескольких областях России. А к 2026 году предстоит «принять окончательное решение для всей страны» по зарплатам учителей. Все предложения на послании были глубоко выверены, обсуждены со специалистами, с экспертами. Кратко перечислю. Поддержка и более высокая оплата классных руководителей, повышение заработной платы советникам директора по воспитанию.
Все, что уже существует в Москве, будет распространено на всю страну, на новые регионы. Что вызывает полную поддержку, разумеется. Мы часто говорим об едином образовательном пространстве. Если, допустим, папа какого-то ребенка переехал из Москвы на Дальний Восток, школьник не должен оказаться в ситуации, когда вся программа обучения у него рассыпается, потому что в одном городе она одна, а в другом — другая. Но единая система образования предполагает и единую оплату.
Сегодня, к сожалению, уровень оплаты определяют регионы. И разница очень большая. Вот, например, если я заплачу своему учителю меньше 90 тысяч, меня просто снимут с работы в Москве.
При утверждении Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений определяется сфера деятельности государственных и муниципальных учреждений, на которые распространяются указанные требования, а также срок, в течение которого таким учреждениям необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с указанными требованиями. Таким образом, пока сохранются нормы ст. Правительство вправе только повысить базовые ставки и оклады, определить перечни и условия стимулирующих и компенсационных выплат, принять решения по увеличению бюджетных ассигнований на эти цели. Только тогда в соответствии с законом исполнительные органы власти регионов увеличат финансирование школам, а школы приведут свои локальные акты в соответствии с базовыми окладами, новыми правилами и увеличенным финансированием.
Но есть нюансы Медианная зарплата на ставку в муниципальной российской школе едва превышает «чистыми» 20 тыс. В первом полугодии 2023 года средняя зарплата учителей в России увеличилась до 63,6 тыс. Такие данные опубликовал Росстат. Наибольшая зарплата учителей на Чукотке — 161 тыс. Далее идут Ямало-Ненецкий АО — 156 тыс. А самые нищенские зарплаты учителей в Карачаево-Черкессии — всего 21 тыс. Даже в Ингушетии, расположенной на втором месте с конца, средняя зарплата составила 30 тыс. В целом данные по средней зарплате впечатляют, однако важные детали существенно снижают оплату труда педагогов в соотношении к их нагрузке. Как подсчитало «Равенство. Если в 2013 году в школах было менее 14 млн учеников на 1,06 млн учителей, то сегодня их более 18 млн на 1,08 млн учителей. То есть в расчете на одного учителя было 13 учеников, а сейчас — почти 17. Бюрократическая нагрузка тоже выросла, хотя предпринимаются попытки ее сократить. Так, с 1 сентября вступили в силу изменения в федеральном законе об образовании, согласно которым, с учителей теперь запрещено требовать более того, что установлено законом. Перечень документов, которые обязан заполнять учитель, содержит «всего» пять пунктов: рабочая программа учебного предмета, учебного курса в том числе внеурочной деятельности , учебного модуля; журнал учета успеваемости; журнал внеурочной деятельности для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность ; план воспитательной работы для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководства ; характеристика на обучающегося по запросу. При этом первые четыре пункта нужно умножать на количество классов и предметов. Например, если учитель ведет физику в 7-11 классах, то ему нужно подготовить пять рабочих программ. Если же учитель ведет в пяти классах русский язык и литературу, то ему нужно подготовить десять этих документов. То же самое касается журнала учета успеваемости, внеурочной деятельности и плана воспитательной работы. Также пишутся отчеты об исполнении каждого вида работы. Поэтому на педагоге по факту может «висеть» не один десяток документов. Что касается средней зарплаты, то она испытывает влияние регионов с высоким ее уровнем, которые «тянут» ее вверх.
Путин поручил правительству заняться повышением зарплат учителей
Отношение к будущему в одной новости, — добавил Dezorganizator. Но нашлись и полярные мнения. Одни больничные каждый месяц и наплевательское отношение к работе. В принципе в больших школах с премиями выходит у них и по 40 тысяч и более. На заводе меньше получают рабочие. Нужно привести в соответствие выплаты, зарплаты и коэффициент полезного действия, который складывается из отношения к детям, отзывов родителей, качества знаний.
А прийти тупо дать контрольную и поставить половине класса двойки за материал, не изученный ввиду очередного больничного педагога, так тут много ума не надо. Вообще, показатель больничного должен стать критерием для увольнения по итогам года. Почему одни впахивают, а другие с больничного на больничный прыгают?! Еще и премии получают наравне со всеми?! Гость: — Этому народу вечно всё не так.
Сколько преобразований за последние десятилетия переживала школа, самое главное остается неизменным — это учителя и, конечно же, дети. Они учат нас признавать свои ошибки, у них мы можем научиться необычному взгляду на мир. Детское восприятие наивно, и часто оно оказывается настолько гениальным, что самые простые вещи, увиденные под другим углом, могут вызвать восхищение. Английский язык. Для чего они учат английский? В поездках можно было окунуться в среду: вот как люди говорят по-английски, вот как они живут, вот мы идем в театр и смотрим спектакли, вот мы гуляем по Лондону, по Кембриджу — и здесь тоже все по-английски. Плюс, когда ты в среде много часов подряд учишь язык, это очень продуктивно. Юлия Раскина. А это в Лондоне, в картинной галерее…» В этом году я придумала виртуальные поездки, взяв за основу маршруты наших поездок в Англии, Шотландии, Уэльсе и Ирландии. Но абстрактные разговоры и виртуальные путешествия не работают так же остро, как живое восприятие.
Сейчас наши выпускники с большим рвением поступают за границу, а родители ищут для этого всякие возможности и невозможности. Тех, кто сдает A-Level британский экзамен , единицы, хотя его-то как раз можно сдать в Москве. Но тех, кто сдает кембриджские экзамены и международный экзамен IELTS, а потом уезжает в другие страны учиться на английском, довольно много. Дети едут их сдавать, например, в Армению, Казахстан, Грузию. Мы у себя на курсах делаем аналогичный формат, языковой центр Language Link проводит такой экзамен не только для нас, но и для многих московских школ, в которых раньше годами принимался Кембридж. Так что мы продолжаем готовиться и заниматься по кембриджским программам, но уже нет такой эйфории — и лично у меня, и у других учителей, и у детей. Вроде все то же самое. Но невозможность получить в России полноценный кембриджский сертификат — это очень обидно. Этим летом мои ученики сдали экзамены на всех ступенях, начиная от самых маленьких и заканчивая студентами Advanced. Двое из них летали в Ереван — один получил сертификат A, второй B на уровне Advanced.
И вот на этом мне как преподавателю можно было бы спать спокойно. Но я же очень долго сама была кембриджским экзаменатором, и это важная часть моей жизни. Я скучаю по нашим тренингам, на которых мы с коллегами любили встречаться, обмениваться и учебниками, и опытом. Что ж, надеюсь, пока еще сколько-то продержимся на былом энтузиазме. В школе нам есть чем гордиться. Так что уровнем своих детей мы очень довольны. Что меня огорчает, так это немыслимая гонка за ЕГЭ, в которую превращается вся учеба в 11-м классе. Я большой сторонник экзамена как такового, особенно потому что он сделан по образу и подобию кембриджских экзаменов. Мне нравятся объективные результаты, там много хороших материалов. Не нравится мне, что все подчинено только этому.
Надо не бесконечно отрабатывать навыки, а продолжать учить язык. Нас часто терзают всякими контрольными и проверочными работами, на которых еще не очень подготовленные дети должны показывать какие-то результаты. Это касается и английского, и других предметов. Я не вижу смысла до такой степени все непрерывно проверять; надо накапливать язык и практиковать формат параллельно, потом написать один пробный экзамен, разобрать ошибки, отработать их и идти подготовленным на экзамен. Чтобы не вдаваться в панику, я со своими детьми продолжаю смотреть фильмы, читать книги, обсуждать их, писать творческие работы — чтобы рука была готова писать не только по шаблону. Хочу, чтобы дети умели выражать свои мысли, чтобы у них была привычка говорить на разные темы. Но и, безусловно, мы продолжаем делать разные упражнения, которые в результате нас к ЕГЭ и выведут. Я по-прежнему ставлю цель, чтобы дети учили язык и получали от него удовольствие. В новом году мы бы с удовольствием поехали в Англию, если бы внешние обстоятельства изменились. Я очень хотела бы вновь принимать кембриджские экзамены сама.
Большая мечта, чтобы дети сдавали в России настоящие экзамены и учили язык не только ради языка, а ради того, чтобы общаться и познавать мир. Долгопрудный, Московская область : — Учебники по географии у нас фактически те же самые. Земля осталась шарообразной, и мало что изменилось, кроме карт: появились новые территории, но специального углубленного изучения этих территорий нет. Сами учебники идут спиралями по одним и тем же темам, просто каждый раз глубже и глубже. И если дети у меня в 5-м классе что-то услышали и забыли, в 6-м они еще раз то же самое услышали и еще раз забыли, то в 7-м выясняется: ого, а они уже это знают. Мои лекции всегда шире учебника. В учебнике про это мало, я им больше расскажу. Или возьмем цифры. В прошлом году население Земли увеличилось до 8 миллиардов, но ни в одном учебнике про это не написано. Самая населенная страна мира?
Нет, не Китай. Буквально недавно ей стала Индия, но в учебнике про это тоже ничего не сказано. Учебнику сложно догнать такие вещи, здесь вопрос в том, насколько их догоняет учитель. Расстраивает меня другое. Мне не нравится расфокусировка детей. Я преподаю в 5—7-х классах. Чем в классе меньше народа, тем внимательнее тебя слушают. Но в больших классах дети за последними партами уже не с тобой, особенно младшие. Проблема с телефонами.
На это в Минобре республики ответили, что с 1 января 2024 года в Башкирии планируют увеличить оклады работников образования. RU обратился в Минобр республики с вопросом о том, как изменятся зарплаты учителей. Это также коснется сотрудников здравоохранения, социального обеспечения, культуры и науки. Ранее Башстат сообщил, что в 2023 году в среднем учителя получают 42 тысячи рублей в месяц. Средняя зарплата преподавателей высших учебных учреждений составляет 95 тысяч рублей, а в средних специальных профессиональных образовательных учреждениях — 43,9 тысяч рублей. RU изучил вакансии в школах Уфы и Уфимского района и выяснил, сколько денег предлагают платить местным учителям и какие требования им выдвигают. За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале.
Мишустин — поставил задачу перед Министерствами просвещения, финансов и труда изменить систему оплаты труда учителей. Главное в ней — необходимость разработки унифицированных требований к расчету объема начислений. Сказать точно, когда все это будет воплощено в жизнь, нет. Сейчас же уже известно о тех новациях, которые обязаны быть приняты во внимание в ходе разработки НСОТ. Перечень и методика расчета стимулирующих выплат обязана стать одинаковой для всех регионов. Требования будут касаться всех педагогов. Уровень жизни в регионах значительно отличается, поэтому оплата труда будет привязана к этим значениям. Однако непосредственно система начислений обязана быть унитарной, это позволит сделать ее справедливее. Мнение подавляющей части работников образовательной сферы одинаковое — действующую систему оплаты труда надо менять, так как она несправедлива.
«Копейки за неблагодарную работу»: учителя Башкирии жаловались на зарплаты и получили ответ Минобра
Как будут начислять зарплаты бюджетникам в 2024 году | Кроме роста окладов, повышение зарплаты госслужащим — и гражданским, и силовикам — предполагает регулярное увеличение надбавок за чины, звания, ранги и т. д. |
Какую поддержку получают российские учителя в 2023 году | Банки.ру | © РИА Новости. Доплату увеличат сотрудникам образовательных учреждений в тех населенных пунктах, где живет меньше 100 тысяч человек. |
В Воронеже педагогам школ и детских садов увеличат зарплаты | Российским учителям с января обещают повысить заработную плату. Повышение составит от 2500 до 5000 рублей. |
Итоги года: учителя. Чего они ждут в 2024 году
У педагогов с научной степенью повышенная зарплата. Кроме роста окладов, повышение зарплаты госслужащим — и гражданским, и силовикам — предполагает регулярное увеличение надбавок за чины, звания, ранги и т. д. Повышение зарплаты для учителей в период с 2024 по 2025 годы ожидается значительным улучшением их финансового положения, что в свою очередь должно положительно сказаться на размерах премий. Экономика - 2 октября 2023 - Новости Волгограда -
Итоги года: учителя. Чего они ждут в 2024 году
Будет ли повышение зарплаты учителей в 2024 году? Специалисты отмечают, что сейчас у врачей и учителей оклад может составлять от пяти до 12 тысяч рублей, при этом основную часть зарплаты составляют различные надбавки. Депутаты подготовили законопроект о повышении заработной платы учителей до 2,5 МРОТ вне зависимости от региона.
Каким будет повышение зарплаты учителям в 2023 году: разбираем официальные данные
Президент РФ указал на необходимость поднять зарплату учителей, чей труд должен оплачиваться по единым правилам во всех регионах. По словам президента, учителя не задерживаются в местах, где меньше платят, в итоге страдает качество образования. В зависимости от субъекта зарплаты учителей находятся в диапазоне от 31 тыс. Задача власти — сохранить равенство образовательных возможностей, указал Владимир Путин и поручил Кабмину предложить системные решения оплаты труда учителей в регионах.
Нагрузка — 39 часов в неделю только уроков, не считая подготовки к занятиям и проверки тетрадей, — жалуется супруг учительницы. Сами учителя предполагают, что в уровень средней зарплаты учителей вносят лепту высокие доходы завучей и директоров. Именно они распределяют в школах премиальный фонд и решают, кому и сколько заплатить стимулирующую. В этом учебном году система оплаты труда педагогов должна поменяться. То, что зарплаты учителей необходимо сделать достойными, обсуждали еще весной в Совете Федерации. Как в итоге изменятся реальные доходы, пока непонятно. Зарплаты, рассчитанные по новой схеме, учителя увидят не раньше чем через месяц. Ранее мы рассказывали вам, почему учителя бегут из школ , и публиковали откровенную колонку теперь уже бывшего педагога. А вы зарабатываете 75 тысяч рублей?
Но и, безусловно, мы продолжаем делать разные упражнения, которые в результате нас к ЕГЭ и выведут. Я по-прежнему ставлю цель, чтобы дети учили язык и получали от него удовольствие. В новом году мы бы с удовольствием поехали в Англию, если бы внешние обстоятельства изменились. Я очень хотела бы вновь принимать кембриджские экзамены сама. Большая мечта, чтобы дети сдавали в России настоящие экзамены и учили язык не только ради языка, а ради того, чтобы общаться и познавать мир. Долгопрудный, Московская область : — Учебники по географии у нас фактически те же самые. Земля осталась шарообразной, и мало что изменилось, кроме карт: появились новые территории, но специального углубленного изучения этих территорий нет. Сами учебники идут спиралями по одним и тем же темам, просто каждый раз глубже и глубже. И если дети у меня в 5-м классе что-то услышали и забыли, в 6-м они еще раз то же самое услышали и еще раз забыли, то в 7-м выясняется: ого, а они уже это знают. Мои лекции всегда шире учебника. В учебнике про это мало, я им больше расскажу. Или возьмем цифры. В прошлом году население Земли увеличилось до 8 миллиардов, но ни в одном учебнике про это не написано. Самая населенная страна мира? Нет, не Китай. Буквально недавно ей стала Индия, но в учебнике про это тоже ничего не сказано. Учебнику сложно догнать такие вещи, здесь вопрос в том, насколько их догоняет учитель. Расстраивает меня другое. Мне не нравится расфокусировка детей. Я преподаю в 5—7-х классах. Чем в классе меньше народа, тем внимательнее тебя слушают. Но в больших классах дети за последними партами уже не с тобой, особенно младшие. Проблема с телефонами. То, что сейчас принят закон, который запрещает их использовать на уроках, в целом правильно, потому что — банально — дети переписываются или в них играют. Наступает контрольная. Я же не буду сочинять 20 вариантов, я сочиню два-три. Классов много, они перефотографируют, пошлют дальше. На контрольных я всегда готов пойти навстречу: они не поняли один вопрос — я им скажу, в каком направлении думать. Но вместо этого я вынужден работать тюремщиком: бегать по рядам и отнимать эти телефоны. И сами дети заняты тем, как бы им быстро и незаметно списать, а не тем, как порассуждать и откинуть неверный вариант. Я работаю с энтузиазмом и вижу, что все учителя, которые задержались в профессии, тоже больше энтузиасты. Те деньги, которые нам платят, несовместимы с тем, что мы вкладываем, а кроме нагрузки всегда падают какие-нибудь курсы повышения квалификации. Меня на них тоже отправляли, в названии была какая-то сложная аббревиатура: ФГОС — а дальше много букв. Я не смог это запомнить, но должен был прослушать 30 часов за две недели. А еще надо было решить тесты, сделать практикумы. Дмитрий Славин. Фото: Жанна Фашаян Я увидел, сколько времени это занимает, и ужаснулся, притом что я сделал все сильно-сильно спустя рукава. Мне как географу и учителю было бы полезнее с классом пойти на лекцию к Федору Конюхову, отвести детей в музей кочевой культуры или в поход, чем в одиночку сидеть и слушать что-то онлайн. К концу учебного года я, как и многие коллеги, подхожу с большой усталостью, но не только. В нашей школе замечательные дети, они одаривают своим вниманием, интересом, добиваются успехов на интеллектуальных играх, которые я у них веду, — смотришь и радуешься. Начальная школа. Мы начали работать по новым ФГОСам. Немного изменились учебники, материал чуть-чуть усложнился, какие-то темы из третьего класса, например, добавили во второй. Если раньше во втором классе мы проходили таблицу умножения только на 2-3, то теперь мы должны ее пройти полностью. И в русский язык добавили новые темы — например, состав слова полностью, а раньше мы его проходили на год позже. В чтение включили некоторые новые произведения, а некоторые убрали. Думаю, рано делать выводы о том, хорошо это или плохо. Мне непривычно. Я 11 лет работал по одной и той же программе, так что пока перестраиваюсь. Год педагога и наставника как-то пролетел мимо нас. Говорили, что для учителей будет льготная ипотека, что документально будет закреплен «неприкосновенный» статус учителя как он бывает нужен в общении с родителями! Но, кроме конкурсов, форумов и семинаров, лично я никаких изменений не заметил, проблемы у учителей начальной школы остались те же: администрация, зарплаты, родители, работа со сложными детьми. Кирилл Арефьев. Фото: из личного архива В этом году, мне кажется, все были заняты учителями-блогерами при Минпросвещения. На мой взгляд, не хватает внимания к другим, обычным учителям. Среди них тоже очень много достойных специалистов, которые могли бы делиться опытом. По-прежнему много разговоров о воспитании. Конечно, учитель должен воспитывать, но большая часть все-таки лежит на родителях, а мы, учителя, им только помогаем достраивать этот фундамент. Во всем должна быть система.
В результате реального роста доходов педагоги практически не замечают. Муниципалитет должен индексировать зарплату педагогов в связи с инфляцией. В результате зарплаты растут только потому, что увеличивается нагрузка. Большинство педагогов начинает работать на полторы-две ставки, а на бумаге майские указы вроде как выполнены. В октябре мы проводили мониторинг, который показал, что в 75 регионах оклады учителей за одну ставку недотягивают даже до МРОТ. На данный момент ничего не изменилось, именно поэтому мы боремся за то, чтобы оклад за одну ставку был фиксированный и составлял не менее двух МРОТ. Как уточняет оргсекретарь профсоюза, проблема заключается в том, что сейчас оклад учителя не привязан к минимальному размеру заработной платы. При его расчёте учитываются другие выплаты, в том числе стимулирующие, дополнительные часы и классное руководство. Поэтому при увеличении МРОТ оклады не индексируются автоматически, как это происходит, например, у технических работников школы. Учителя из бедных регионов признаются, что при нищенских зарплатах, размер которых за одну ставку часто даже ниже, чем у школьных уборщиц, педагоги вынуждены из своего кармана оплачивать покупку различных расходных материалов для школы. Теперь ещё и МРОТ увеличили, значит, школам придётся доплачивать техническому персоналу, у которого зарплаты к нему привязаны.