Вот там примерно в X веке и возникло государство Волжская Булгария со столицей в городе Булгар. Поход на волжских булгар — был организован русскими князьями Дмитрием Ивановичем Московским и Дмитрием Константиновичем Суздальским. Поход Святослава Всеволодовича выявил слабые стороны обороны Волжской Булгарии. Походы князя Святослава Игоревича к племени вятичей Поход на Волжскую Булгарию и племена буртасов После разгрома Булгара русы начали справляться вниз по волге и разорили земли племён буртасов. Поход на Волжскую Булгарию в 1376 году — был организован русскими князьями Дмитрием Ивановичем Московским и Дмитрием Константиновичем Суздальским.
Цикл статей "Западный поход монголов"
Пали главные города Волжской Булгарии – Булгар и Биляр. Большинство булгарских аристократов после этого признали власть монголов и прекратили сопротивление. Походы князя Святослава Игоревича к племени вятичей Поход на Волжскую Булгарию и племена буртасов После разгрома Булгара русы начали справляться вниз по волге и разорили земли племён буртасов. Военный поход на радимичей Поход на Волжскую Булгарию Также, согласно некоторым летописным источникам, в 988 году князю удаётся завоевать территории Таманского полуострова и посадить там Тмутаракани княжить своего сына Мстислава по прозвищу Храбрый.
Выбор веры
- Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376)
- Падение Булгарии: как монголы уничтожили развитое волжское государство | Вокруг Света
- Волжская Булгария: столица, история образования, обычаи и культура волжских булгар
- Монгольское завоевание Волжской Булгарии — даты, ход, противоборствующие стороны, итоги — РУВИКИ
1183 год. Крестовый поход на Волге
Главная» Новости» Поход святослава на волжскую булгарию. Военный поход на столицу Волжской Булгарии – «Великий город серебряных булгар» (Биляр), располагавшийся в верховьях реки Черемшан, организовал и принял в нём участие Владимирский князь Всеволод Большое Гнездо. Один из первых русских походов на булгар был предпринят велики князем киевским Владимиром I в 985 г.
Смерть и канонизация
- Поход Руси на Волжскую Булгарию (985)
- Поход Руси на Волжскую Булгарию (985)
- Поход на Волжскую Булгарию
- Русский поход на Булгар в 1399 г.
- Поход Руси на Волжскую Булгарию (985)
- Читайте также
БУЛГА́РИЯ ВО́ЛЖСКО-КА́МСКАЯ
Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках развернувшегося в 980-х годах. Пoxoд нa Boлжcкyю Бyлгapию 1376. первый военный поход Андрей Боголюбского после похода Юрия Долгорукого (1120) на волжских булгар, в результате которого был взят булгарский город Бряхимов (Ибрагимов) и сожжено три других города. Военный поход на радимичей Поход на Волжскую Булгарию Также, согласно некоторым летописным источникам, в 988 году князю удаётся завоевать территории Таманского полуострова и посадить там Тмутаракани княжить своего сына Мстислава по прозвищу Храбрый.
Булгары на Волге
- Русский поход на Булгар в 1399 г.: rossica_antiqua — LiveJournal
- 1183 год. Крестовый поход на Волге
- Походы в Волжскую Булгарию
- Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) | это... Что такое Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376)?
- Легенда о Биляре
Падение Волжской Булгарии. Краткая хроника
Например, столица ее была раза в три больше по площади, чем Париж тех времен. В центре города возвышались царский дворец и Соборная мечеть. В городе чеканились монеты, были общественные бани с водопроводом, канализацией и центральным отоплением. Еще Волжскую Булгарию называли царством разума, и опять же не просто так, а потому, что здесь большого развития достигли такие науки, как история, медицина, астрономия, математика. Известно стихотворение поэта Сайфи Сараи аль Булгари, который как об обычном явлении пишет о вращении Земли вокруг Солнца. И это лет за 300 до Коперника! Многочисленные надписи на керамике, на ювелирных изделиях, на камне и бересте показывают широкое распространение грамотности среди населения.
Авторитет писаного слова был высок. До сих пор бытует у «казанских татар» поговорка: «Тузга язмаганны сойлэмэ», что в переводе означает «Не говори то, что не написано на бересте». В Волжской Булгарии хорошо были развиты черная и цветная металлургия, металлообработка, гончарное, ювелирное, кожевенное ремесла, а также резьба по дереву, камню и кости. Об уровне развития черной металлургии свидетельствует, например, тот факт, что волжские булгары первыми в Европе начали выплавлять чугун! А хорошо обработанная кожа среди тюркоязычных народов Азии до сих нор называется «булгари». Сельское хозяйство тоже было сильно развито.
Например, русские летописи свидетельствуют о том, что в неурожайные годы русские князья ездили в Булгар и покупали хлеб. И, конечно же, такое прогрессивное развитие было возможно только при наличии торгового центра: в столице Булгарии был большой рынок. Он назывался Ага базар. Здесь проводилась большая ежегодная международная ярмарка. Туда съезжались купцы со всех концов света. Денежной единицей волжских булгар была беличья шкурка.
И сегодня «казанские татары» копейку называют тиен, что в переводе на русский язык означает «белка». Булгары были сильны и в военном искусстве. Это можно смело утверждать, зная, что они — единственный народ в Европе, разбивший войска Чингисхана. Это было в 1223г. Войска Чингисхана, покорив всю Среднюю Азию, прошли через Кавказский хребет и вышли в половецкие степи. Здесь произошла битва на реке Калка, в результате которой объединенные русско-половецкие войска были разбиты, и монголы взяли Киев.
Затем они пошли на восток, на Волжскую Булгарию. Волжские булгары хорошо подготовились к встрече. Они построили специальные фортификационные сооружения, куда заманили врага и дали бой. Летопись пишет, что немногие спаслись бегством. Булгары взяли огромное количество пленных, называется цифра в четыре тысячи воинов. Этих пленных булгары не убили и не продали, а обменяли на баранов.
На позорном для Чингисхана условии: одного барана за одного воина. Наверное, этого позора и не вынесла душа «сотрясателя вселенной» — вскоре Чингисхан умер. Битву эту назвали бараньей битвой. Тринадцать лет после этого татаро-монголы штурмовали Волжскую Булгарию. Известны большие походы 1229, 1232 и 1235 гг. И только в 1236г, собрав несметные полчища, сумели одолеть ее и прорваться через Волгу на запад, в русские земли.
Очень дорого обошлась Волжской Булгарии эта историческая миссия: Великие города Булгар и Биляр были разрушены, многие города лежали в руинах. Булгария стала провинцией Золотой Орды и как все платила дань. Но жизнь потихоньку восстанавливалась, город Булгар был отстроен заново, по-прежнему зашумел Ага-базар разноязыкой речью. И вот наступает 1396г. В этом году правитель Золотой Орды Аксак Тимер под предлогом, что в Булгарии завелась ересь, предпринимает карательный поход и предает ее огню и мечу. Град Великий Булгар, как именуют его русские летописи, был разрушен до основания.
Правитель Булгарии Абдулла-паша убит. Удается спасти его сыновей Галим-бека и Алтын-бека. Их увозят на север и прячут в маленьком булгарском городе-крепости под названием Казань. Город Булгар больше не восстанавливается. Казань становится столицей Волжской Булгарии. Символ величия Волжской Булгарии и источник ее экономической мощи — Ага базар — переносится вверх по Волге на Гостиный остров, расположенный около Казани.
Казань полностью приняла эстафету города Булгар. Начался новый, казанский период Волжской Булгарии. Булгарская государственность не прерывалась, булгарский народ как жил здесь, так и продолжал жить. Русские летописи называли это государство Булгарским царством и вообще не знали и не употребляли термин «Казанское ханство». Так же поступали и летописцы всех других стран. Например, в географических картах тех лет, составленных в Европе, Казань и ее земли обозначаются термином Bulgaria Magna, то есть Булгария, и не просто Булгария, а Великая Булгария.
А вот как характеризуют Казань документы из Турции. Обратите внимание, это сказано в 1550г, за два года до покорения ее Иваном Грозным. В XV веке Москва начала заявлять свои претензии на булгарские земли. С переменным успехом Москва и Казань соперничали примерно сто лет. Летописцы писали: «Лета 6995 июля в 9 день воеводы же великого князя... Примечательный факт: после подчинения Казани первым делом Иван III присвоил себе титул князя булгарского.
Не татарского, а булгарского. Все русские правители добавляли к своему титулу название присвоенной земли. Например, был князь Московский. Он взял Владимир и стал называться князь Московский и Владимирский; взял Суздаль — стал называться князь Московский, Владимирский, Суздальский. А взял Казань — стал называться еще и булгарским. Очевидно, что в 1487г на территории современной Республики Татарстан не было никаких татар и не было татарского государства.
Примечательно, что у последнего российского правителя — императора Николая II — полный титул содержал более 50 названий земель, которыми он владел. И одна из них — князь булгарский. Вторым делом он лишил Казань права проводить Всемирную ярмарку. Новым местом для нее он определил Макарьевскую слободу под Нижним Новгородом. С той поры весь доход от ярмарки стал течь в его карман. Именно экономический интерес преследовал Иван III, завоевывая Казань, а не национальный или религиозный.
И как следствие, Москва стала усиливаться еще быстрее, а Казань — слабеть. После того как Казань несколько раз освобождалась от московской зависимости, в 1552г Иван IV окончательно покорил ее. Но Булгарское царство он не ликвидировал. Уже после его смерти ее преобразовали в Казанское воеводство, а Петр I — в Казанскую губернию. Во времена царствования Петра I начала устанавливаться в Росси традиция называть все мусульманские народы татарами. Это произошло потому, что западноевропейские ученые, которых Петр I во множестве пригласил в создаваемую им Академию наук, называли все восточные народы татарами, в том числе и русских.
Однако когда они стали представлять науку Российского государства, то оставили это название только за мусульманскими народами. И это понятно: сами себя они не хотели называть татарами. Но мусульманские народы России никогда не называли себя татарами. Например, в XIX веке великий русский историк Н. Карамзин в знаменитом труде «История государства Российского» пишет: «Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей».
Булгары использовали боевых верблюдов «…кони русских вой полошающе», а также «…стреляюще из луков и из самострелов арбалетов …» [3]. С городских стен по русским был открыт огонь из пушек тюфяков , «…а иные гром пущающе з града, страшаще Русское воинство» [3]. Однако, по словам летописца, русские «…крепко противу сташа на бой, и устремишася единодушно на них» [2]. Под стенами города булгарское войско в ближнем бою потерпело поражение. Оставшиеся бежали в город и укрылись за крепостными стенами. Штурма города не произошло.
Увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец — принимаю его я». Убийцы довершили своё дело. Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. По легенде, хоронить князя остался лишь его придворный киевлянин Кузьмище Киянин. Историк В. Ключевский характеризует Андрея следующими словами: «Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха.
Брат Отто прожил ещё около недели. Перед смертью он успел рассказать, что встретил на далекой Волге людей, говорящих по-венгерски. Венгры Венгры пришли в Карпатский бассейн во главе со своим вождем Арпадом в 896 году, став одной из последних волн Великого переселения народов. На протяжении нескольких десятилетий они держали в страхе всю Центральную Европу. Их дальнейшее продвижение было остановлено в битве под Аугсбургом, и венгры осели на землях Паннонии и Трансильвании, время от времени совершая набеги на соседей. Но в памяти дунайских венгров жило предание, что где-то далеко-далеко на востоке остались жить их соплеменники. Эту историческую прародину венгерские средневековые хронисты называли «Великой Венгрией» — Hungaria Magna. В первые дни мая 1235 года князь Бела в будущем - легендарный король Бела IV отправил на поиски Hungaria Magna новую экспедицию - четверых монахов из Доминиканского ордена domini canes - псы господни. Доминиканцы по совместительству были еще и шпионами: до Восточной Европы начали доходить смутные слухи о монголах, и монахи должны были разузнать о них как можно больше. Матрика Братья Герард, Яков, Иоанн переоделись в мирские платья, кроме того, отпустили бороды и волосы, чтобы не выделяться. Главный, брат Юлиан, позднее рассказал в своем отчете : "Братья же проповедники... Выйдя там на море, они через 33 дня прибыли в страну, что зовется Сихия, в город, что именуется Матрика [средневековый город на месте нынешней Тамани], где вождь и народ называют себя христианами, имея греческое писание и греческих священников. Государь там, говорят, имеет сто жен". Монахи обнаружили, что торговля Тамани парализована: появились какие-то новые орды, нарушили торговлю… Так Юлиан получил первые известия о монголах. Найти проводника было невозможно: никто не соглашался идти в опасный путь через степи. Они бесплодно просидели в Матрике почти два месяца. Деньги таяли с каждым днем. Похоже, Юлиан был монахом обаятельным, потому что вскоре им помогла одна из жен местного правителя, при ее содействии доминиканцы нашли лошадей и все необходимое. Торчикан Неподалеку от устья реки Итиль Волга , на краю пустыни, лежал город Торчикан, там Юлиану и его спутникам удалось найти пристанище у грека Никифора. Приближалась зима. Юлиан целыми днями бродил по городу, заходил в караван-сараи, где собирались купцы, искал людей, которые согласились бы идти вместе с ним за реку Итиль. Но страх перед монголами удерживал от этого предприятия даже самых алчных… Наступила зима. К мукам холода прибавились муки голода — деньги подошли к концу. Брат Герард вырезал из дерева ложки, Юлиан ходил ими торговать. Иоанн и Яков собирали на улицах сухой навоз для очага. Наконец Юлиан придумал, как выйти из сложного положения, и продолжить выполнение их великой миссии. План был радикальный: он решил продать брата Якова и брата Иоанна в рабство и путешествовать на вырученные средства. Однако сделка не состоялась: монахи не умели ни пахать, ни сеять, покупателей не нашлось Тогда Юлиан велел Иоанну и Якову возвращаться обратно в Венгрию. Больше о них никто ничего не слышал. В середине марта, как только сошел снег, двое оставшихся путешественников покинули Торчикан с первым же караваном.
Волжская Булгария
Определённым форпостом для подобных набегов служило Булгарское ханство. Поход За время похода, в Волжской Булгарии было сожжено много сёл и перебито огромное количество людей. Хасан-хан вывел своё войско на встречу. Булгары использовали боевых верблюдов «…кони русских вой полошающе», а также «…стреляюще из луков и из самострелов арбалетов …» [3]. С городских стен по русским был открыт огонь из пушек тюфяков , «…а иные гром пущающе з града, страшаще Русское воинство» [3]. Однако, по словам летописца, русские «…крепко противу сташа на бой, и устремишася единодушно на них» [2].
Во времена, когда соседние племена жили в глиняно-земляных хижинах, булгары возводили глиняные и каменные дома. А в годы сопротивления золотоордынцам и вовсе сделали города неприступными для врага. Столицы Волжской Булгарии С самого своего основания столицей государства считался Болгар.
У города было удобное географическое расположение между Волгой и Казанкой, что делало его важным центром торговых путей. По этой же причине он часто подвергался нападкам русских с воды. Болгар был одним из самых маленьких городов государства, но самым важным для экономики. Сюда ежегодно съезжались европейские купцы, чтобы вести торговлю с Азией. В XII веке из-за постоянных нападений русских столицу перенесли в Биляр. Плодородные земли и близость Камы делали его удачным для жизни и защиты от нападений. Первые упоминания о городе датируются еще X веком. Фактически булгары считали его столицей на протяжении трех веков.
Город был разрушен в 1236 г. В XIV в. На этот раз в Иске-Казань, который раскинулся на берегу Казанки. Он давал булгарам выход к водным путям и возможность вести торговлю. Иске-Казань был столицей Булгарии вплоть до ее развала. Реконструкция Булгара Население Волжской Булгарии С момента своего образования и на протяжении всей истории государство постоянно объединялось с другими оседлыми и полуоседлыми племенами Поволжья. Это привело к смешению как культур, так и языков. Основу булгар составляли тюрки.
Однако при переселении на север к ним присоединились племена хазар, финно-угров и праславян. Точное количество населения государства неизвестно. Историки предполагают, что численность его могла достигать 1,5-2 миллиона человек. Нет у историков и единого мнения о языках булгаров. Исследователи предполагают, что их было несколько. Об этом говорят сохранившиеся могильные камни. Язык булгар был похож на тюркский с элементами хазарского и печенегского. После принятия ислама стала активно использоваться арабская графика.
Ибн Фадлан в Волжской Булгарии Экономика и занятия населения Географическое положение государства полностью предопределило его экономический путь. Первая столица — Болгар — стояла на водном пути из Каспийского моря в Европу. Нахождение на речных путях обеспечивало экономический рост и активную торговлю. Плодородные земли вдоль рек стимулировали развитие сельского хозяйства. Основными занятиями населения стали земледелие и скотоводство. Из-за специфики климата выращивались в основном зерновые. Большие территории засеивались пшеницей и рожью. Булгары даже поставляли хлеб русским.
Это особо помогло в голодные для российских земель годы. В память об этом в Великом Болгаре открыли «Музей хлеба», который знакомит гостей со всеми аспектами развитого земледелия булгар. Булгарское ремесленное дело было известно во всех соседних государствах. Мастера славились работой по драгоценным камням и металлам, обработкой кожи и мехов, резьбой по камню и металлу, гончарным делом. Орудия труда, повозки и оружие продавались в соседние страны.
Относительно данного похода, который С. Соловьёв датировал 987 годом, он полагал, что «низовые» или «волжские» внесено в летописи их переписчиками или относится к авторам, жившим на севере и знавших по соседству только болгар волжских [57]. Барсов , И. Линниченко , Ф. Успенский , Е. Голубинский , А. Шахматов , В. Мавродин , Б. Рыбаков изначально , О. Рапов , А. Гадло и др. Делались предположения, что он был предпринят в ходе Болгаро-византийской войны [en] [58] , об участии в которой русских войск на стороне Византии упоминали Иоанн Геометр и Лев Диакон под 986 г. Тихомиров , датируя этот поход 975 годом, делал предположение, что он мог быть связан с военными действиями византийского императора Василия II Болгаробойцы против болгарского царя Самуила , взявшего в том году Ниш. При этом он исключал возможность похода Владимира на волжских булгар, так как, участвовавшие в том походе торки «жили на степных просторах к югу от Киева, далеко от Волги» [66]. Этот поход, в рамках русско-византийских соглашений , также связывали и с крещением Владимира [56] [60]. Некоторые исследователи исключали то, что поход был направлен против волжско-камских булгар ввиду того, что в X веке берега Волги были покрыты непроходимым лесом, через который конница пройти не могла [60] [61] [64] [65] [67] [68]. Высказывалось мнение, что упоминание о пленных, обутых в сапоги в противоположность «лапотникам» может лишь говорить об их принадлежности к греко-славянскому населению, нежели к камским булгарам [60]. Не однозначно стоял вопрос в плане этимологического определения болгар, на которых был предпринят поход. Были утверждения, что «низовские болгары» они же «чёрные болгары» это «дунайские» ввиду того что они жили в низовьях Днепра [69] или то, что они были «внизу» от Киева как Киев внизу от Новгорода и Смоленска [64]. Также высказывалось мнение, что «низовские» — означает «поволжские» [67] или, что определение булгар как «низовские» или «волжские» внесено в летописи их переписчиками или относится к авторам, жившим на севере и знавших по соседству только болгар волжских [70]. Указывалось на предполагаемые ошибки переписчиков «Памяти…» Мниха Иакова, из чего следует, что «сребреныя» следует толковать как «сербяны» т. В то же время ряд же других исследователей, такие как Ч. Френ В. Григорьев , Д. Иловайский , С. Шпилевский , П. Голубовский , Н. Загоскин , С.
С целью закрепиться в этих землях, владимирский князь основал Нижний Новгород. А Волжская Болгария запросила мира еще и потому, что у нее на горизонте замаячила угроза, гораздо более опасная, чем владимирское войско, — монгольские орды. Святой Аврамий Болгарский Тем временем произошло важное событие религиозного плана в отношениях между Владимиром и Булгаром Болгаром , — так называлась столица Волжской Булгарии. По церковному преданию, булгарский купец Авраамий прибыл по торговым делам в столицу Волжской Булгарии, где стал проповедовать среди своих соплеменников христианство. Мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа. Но Авраамий был непоколебим. Его схватили. Но прежде чем применить силу к новоявленному христианину, булгары уточнили: «Авраамий не русский и не находится под защитой владимиро-суздальского князя». Был бы под защитой, то в силу мирных отношений его бы, скорее всего, не тронули. А так его подвергли мучениям и «усечению мечом» прямо на берегу Волги. Случилось это, как гасит предание, 1 апреля 1229 года. Тело Авраамия русские купцы, предположительно, муромские погребли на христианском кладбище в Булгаре. И вот, менее чем через год Юрий Всеволодович добился переноса мощей Авраамий Болгарского во Владимир. Сам князь с епископом Митрофаном и прочим окружением в марте 1230 года торжественно встретил святыню, сильно повысив свой авторитет. Мощи положили в Успенском соборе Княгинина монастыря, где они находятся и поныне.
Владимирские князья пытались взять под контроль Поволжье
ИнтернетПоход на Волжскую Булгарию В 1182 г. (по Лаврентьевской летописи — в 1184 г.) Всеволод Юрьевич выступил в поход на Волжскую Булгарию. Один из первых русских походов на булгар был предпринят велики князем киевским Владимиром I в 985 г. В XII–XIII вв. в связи с образованием Владимиро-Суздальского княжества русские походы на Волжскую Булгарию усилились. ИнтернетПоход на Волжскую Булгарию В 1182 г. (по Лаврентьевской летописи — в 1184 г.) Всеволод Юрьевич выступил в поход на Волжскую Булгарию. Поход Святослава на Волжскую Булгариюи разгром города Булгар В качестве основной причины считать полный разгром Волжской Булгарии маловероятным, можно.
С чего начинается Булгар: как потомки Кубрат хана на Волге государство строили
Булгары использовали боевых верблюдов «…кони русских вой полошающе», а также «…стреляюще из луков и из самострелов арбалетов …» [3]. С городских стен по русским был открыт огонь из пушек тюфяков , «…а иные гром пущающе з града, страшаще Русское воинство» [3]. Однако, по словам летописца, русские «…крепко противу сташа на бой, и устремишася единодушно на них» [2]. Под стенами города булгарское войско в ближнем бою потерпело поражение. Оставшиеся бежали в город и укрылись за крепостными стенами. Штурма города не произошло.
Святой Аврамий Болгарский Тем временем произошло важное событие религиозного плана в отношениях между Владимиром и Булгаром Болгаром , — так называлась столица Волжской Булгарии. По церковному преданию, булгарский купец Авраамий прибыл по торговым делам в столицу Волжской Булгарии, где стал проповедовать среди своих соплеменников христианство. Мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа. Но Авраамий был непоколебим. Его схватили. Но прежде чем применить силу к новоявленному христианину, булгары уточнили: «Авраамий не русский и не находится под защитой владимиро-суздальского князя». Был бы под защитой, то в силу мирных отношений его бы, скорее всего, не тронули.
А так его подвергли мучениям и «усечению мечом» прямо на берегу Волги. Случилось это, как гасит предание, 1 апреля 1229 года. Тело Авраамия русские купцы, предположительно, муромские погребли на христианском кладбище в Булгаре. И вот, менее чем через год Юрий Всеволодович добился переноса мощей Авраамий Болгарского во Владимир. Сам князь с епископом Митрофаном и прочим окружением в марте 1230 года торжественно встретил святыню, сильно повысив свой авторитет. Мощи положили в Успенском соборе Княгинина монастыря, где они находятся и поныне. А потом пришла Орда...
Монгольское нашествие не пощадило ни Волжскую Булгарию, ни русские княжества.
Голубовский , Н. Загоскин , С. Толстов , Г. Вернадский , Д. Лихачёв , П.
Смирнов , Б. Греков , Л. Мюллер [de] , М. Артамонов , М. Левченко и др. Кроме того, по мнению С.
Толстова , предположение дунайского направления похода недопустимо, так как этому противоречит контекст летописи, где вслед за описанием похода появляются «болгаре веры бохъмиче» ислам [10]. Вопреки утверждению о низком благосостоянии Волжской Булгарии, ряд исследователей отмечали, что волжские булгары, проживавшие на важном участке торгового пути, в то время были достаточно промышленным и зажиточным народом, находившимся на достаточно высоком для того времени экономическом уровне [13] [14] [73] [74]. Рыбаков , ранее высказывавший мнение о дунайском направлении похода [69] , позднее всё-таки согласился с тем, что это были именно волжские только нижневолжские, или низовские булгары [75] [72]. Новейшие исследования[ править править код ] Вследствие появления новейших исторических и археологических результатов исследований у современных историков фактически не осталось сомнений в том, что поход был совершён именно на волжских булгар [29] [16] [76] [77] [24] [26] [78] [79] [80]. В зарубежной же литературе версия о походе на дунайских болгар практически не рассматривается [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87]. Фахрутдинов [29] , Ф.
Гарипова [88] , Л. Макаров [89] , Р. Бариев [90] и другие исследователи всецело подтверждают результаты исследований лексических материалов восточных языков востоковеда В. Григорьева , опубликованные в 1876 году, согласно которым этноним «серебряные» в то время относился к нукратским булгарам , населявшим Прикамье , предположительно близ серебряных рудников, от которых и получили своё имя «нукрат», в переводе с арабского — серебро [91] [72]. Что касается экономического состояния Волжской Булгарии, то в то время у неё уже была сложившаяся система пашенного земледелия, ремёсел и торговли. Весьма важное значение для определения направления похода имеет упоминание летописями о хмеле и обуви.
В Поволжье издревле было известно о свойствах хмеля, где и по нынешнее время хмелеводство составляет одну из важных отраслей экономического развития региона. На гербе Чувашской республики присутствуют листья и шишки хмеля [92]. В то время как хмелеводство очень развито в Центральной Европе в частности Германии и Чехии , в Болгарии оно практически не развивается [47]. Также у поволжских татар до нынешнего времени сохранилась традиция видеть в растении хмеля символ дружбы [5] [75]. Вопрос о сапогах пленных также требует отдельного рассмотрения.
Булгары использовали боевых верблюдов «…кони русских вой полошающе», а также «…стреляюще из луков и из самострелов арбалетов …». С городских стен по русским был открыт огонь из пушек тюфяков , «…а иные гром пущающе з града, страшаще Русское воинство». Под Булгаром русское войско впервые столкнулось с огнестрельным оружием. Также в диковину были и боевые верблюды, пугавшие русских коней. Однако, по словам летописца, русские «…крепко противу сташа на бой, и устремишася единодушно на них». Под стенами города булгарское войско в ближнем бою потерпело поражение.
Поход Руси на Волжскую Булгарию 1376
Историк — о Волжской Булгарии | Поход Андрея Юрьевича Боголюбского (Владимирского) в Волжскую Булгарию: бегство остатков болгарского войска после поражения, 1164 год. Краткая история Волжской Булгарии от возникновения до наших дней, обычаи, культура, внешняя политика древнего государства, картины и фотографии. Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) — Поход на Волжскую Булгарию 1376 Монголо-татарское иго Дата 1376 года Место Волжская Булгария Итог Победа русского войска Стороны Московское княжество Волжская Булгария Командующие Дмитрий Боброк, Василий Кирдяпа. После падения Хазарского каганата в результате похода на него в 965 году князя Святослава Игоревича, — Волжская Булгария, до того времени являвшаяся хазарским данником, стала потенциальным соперником Руси на Среднем Поволжье.
БУЛГА́РИЯ ВО́ЛЖСКО-КА́МСКАЯ
Надежда была только на то, что свои придут раньше. Но хватит ли сил, чтобы защитить город… Или лучше всем раствориться в лесу? А там найдется пропавший улугбэк иль- Беллака, появится армия эмира,может придет Русь и прогоним монголов? Не дело древнему роду бургасов бегать по лесам, оставляя его игенчей на растерзание монгольской конницы, а могилы предков у масжиди Жами на поругание" — решил Буляртай, въезжая в ворота Сурчата Да и было чем встретить гостей. Сурчат был небольшим, но крепким орехом. Раскинувшись на древнем торговом пути, буртасский род Буляртая накопил немало. Этим богатством кирмэны хорошо вложились в защиту родовой столицы. Город считался одним из самых защищенных во всем иль-Беллаке, западной провинции Волжской Булгарии. Арабские инженеры насыпали четыре поперечных вала со рвами с трех сторон, и вал со рвом по краю мыса у реки Сура.
Затем они обнесли город деревянной стеной с 6 башнями. Кирмэн даже купил у арабов дорогую новинку — яу таган, хитрую арабскую повозку с большой ложкой, которая плевалась камнями очень далеко. А русские друзья поставили 10 своих самострелов на башни. Сурчат готовится Баликбаши Гумари доложил, что есть для неприятной встречи. Пара сотен англов, набивших руку в стычках с речными пиратами. Чуть больше кавэсов гарнизона и легких гузаров. До полутора тысяч ополченцев из числа стреляющих в небо субашей и стреляющих в цель - ирмышей. Русская черниговская дружина воеводы Семена, охраняющая русских купцов решила остаться.
Арабы уходят. Еще 350 русских мечей. Но главной силой кирмэна были 1500 конных бахадиров, вернувшихся с ним. И 500 конных юлдашей - аскизов с далекого Алтая во главе с Апсалаем. Бывалые рубаки, хоть и за деньги, но бьющиеся храбро за его род десятки лет. Еще два десятка верных джандаров. Всего 2 000 конницы и 2000 разномастной пехоты и стрелков. К неплохому гарнизону кирмэн добавил свой опыт войны с монголами.
На берегах Итиля и у стен Сувара, он видел десятки монгольских пороков, кидающих камни и огонь. Конечно, лесной Сурчат это не помпезный Сувар и монголы вряд ли будут развертывать свои машины у небольшого города. Но Буляртай перестраховался. По всей линии подхода к городу он приказал снести все хижины и выкопать глубокие ямы с кольями и траншеи. Чтобы катапульты и пороки не смогли подойти, а монгольские конники падали в них. По линии обстрела русских самострелов и стрелков на башнях Буляртай приказал навалить ряды катау из деревьев и облить смолой. Все было закончено началу июля 1237 года. Что 2 дня назад в огне пожаров погиб соседний Наровчат.
Всего в паре дней на север.... Последний гарнизон исчезнувшей страны затаился в лесах и ждал. Может обойдется? Но на рассвете 28 июля 1237 года восточный эр-эвен забил в сторожевые барабаны Подвиг последнего города исчезнувшей страны Несчастливая звезда Той был в прошлом. Толпы грязных знатных женщин услаждали отличившиеся сотни. Пьяные нойоны хвастались телегами серебра и рабов. Только ему, Кюлькану, было там не радостно От досады Кюльхану хотелось завыть Этот поход сразу не заладился. Пока другие чингизиды разоряли богатые булгарские города и покрывали себя славой, его Бату-хан отправил на юг в бедные земли.
Его, сына Чингисхана. Его тумэн сартаулов бегал за башкортами по пыльным степям, и не снискал ни серебра, ни почета. А теперь он в таежном море с мокрыми ногами и волдырями от гнуса. Без серебра. Потому что Бату захотел покорить все западные земли до орусутов. Нищие и лесные. Ладно хоть закончил здесь, все перебиты и завтра на место сбора в зеленую степь — скрипнул зубами Кюлькан Облава дикарей После падения Булгарии Бату потребовал покорности от западных земель: союзников булгар — мокши, буртасов и эрзи.
Результатом Булгарских походов русских князей стало расширение русского протектората над территорией Верхнего Поволжья до реки Сура. Литература Шпилевский С. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877. Пономарёв П. Данные о городах Камско-Волжской Булгарии. Том X, выпуск 3. Смирнов А. Волжские булгары. Москва, 1951. Халиков А.
Ещё в конце первого тысячелетия волжские болгары смекнули, что торговать выгоднее, чем воевать и создали крепкое государство с развитой экономикой. Интерес к волжским болгарам подогревает и позиция некоторых современных деятелей, не желающих именоваться татарами и чувашами, а называющих себя болгарами. Как их называть? До сих пор учёные спорят, как правильно писать — «болгары» или «булгары». Неясно, как соотносить фонемы с графемами в этнониме. Оставив в стороне весь этот «историко-лингвистический дебет-кредит», можно смело заявить: название «болгары» с твёрдым «о» использовали русские летописцы, а «булгары» с твёрдым «у» употребляли византийцы. Здесь и далее мы будем использовать вариант «болгары», понимая из контекста , что речь идет о поволжских евразийцах, а не о жителях юго-восточной Европы современная Болгария. Кстати, сходство археологического материала второй половины I тысячелетия недвусмысленно свидетельствует: волжские болгары приняли участие в этногенезе одноименных «братушек» из юго-восточной Европы. Попытки оспорить факт тюркоязычного происхождения поволжских болгар в пользу индоиранского неубедительны. Этимология слова «болгар» скорее всего, означает «пять угров» то есть в данном случае «пять частей» как принцип организации социальной структуры. Российский историк А. Новосельцев считал, что этноним «болгары» означает «смешанные угры». Болгар можно считать ближайшими соседями гуннов, а также родственниками населявших Тюркский каганат этнических образований середина V — середина VI вв. Они происходили из этнической общности огуро-онуров, в составе которых были племена билу, бугу, чеши и пулей. Впервые племена под названием «болгар» упоминает анонимный «Хронограф» 354 г. К этому времени относится переход болгарских и суварских племен к оседлости. Во второй половине VIII в. Как кочевники стали оседлыми и построили страну городов О становлении государственности непосредственно у волжских болгар достоверно можно говорить с VII-IX вв. В первой четверти VII в. Великая Болгария занимала территорию между Азовским и Каспийским морями. А столицей был город Фанагория. Однако после смерти Кубрата Великая Болгария раскололась на две части — два союза племён западную и восточную. Теснимые хазарами, западные болгары во главе с Аспарухом двинулись на запад, где позднее создали Болгарское царство.
Отмечалось, что буртасы ходят в набеги на булгар. Арабский географ знал правителя булгар по имени Алмуш. Отмечалось, что он принял ислам. Характеризуя страну булгар, им сказано, что она лежит в лесах и болотах. Отмечено, что булгары земледельцы и ведут торговлю с хазарами и Русью, что они являются всадниками в кольчунах с полным вооружением, которые ходят в набеги на буртасов и обращают их в рабов. Между ними и буртасами три дня пути. Страна булгар лежит в лесах, живут они в шатрах, торгуют с русами и хазарами мехами и являются земледельцами. Ибн Русте упоминал, что большинство из булгар мусульмане. К ним прибывают мусульманские суда. Булгары одеваются как мусульман и их погребения приводятся как у мусульман. Ал-Бекри говорил, что правитель булгар это Алмир, и он исповедует ислам. Булгары локализованы между фурдасами и саклабами. Страна булкан находилась около страны фурдасов. Их 5 тысяч домов. Они торгуют с русами и хазарами. Гардизи упоминает о том, что булгары-ашкелы граничат с венграми. О булгарах сказано, что их страна находится между саклабами и хазарами. Их дома находятся на реке Атил, которая впадает в Хазарское море. Страна булгар недалеко от двух частей буртасов. Между ними и буртасами 3 дня пути. Булгар состоит из 5 тысяч домов. Страна булгар лежит в лесах и в шатрах. Булгары торгуют мехами и являются земледельцами. Гардизи упоминал, что большинство из булгар мусульмане. Булгары одеваются как мусульмане и их погребения проводятся как у мусульман. Ал-Гарнати отмечал высокий уровень цивилизации у булгар и их торговлю мехами через Арису и Йуру. Отмечено, что кварталы булгар и сувар есть в Саксине. Через Саксин булгары вели торговлю за морем. Говорилось, что слово «булгар» означает ученый человек и что Йакуб б. Нуман написал историю булгар. Булгары и сувары упомянуты еще как жители Саксина. Отмечалось, что они воюют против всех неверных. Булгар упоминался как большой город. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право».