Отказ от престола стал для Константина способом проявления ответственности перед народом и стремлением к национальному благу. Променял трон на польку: почему Константин Романов отказался от престола Фактически великий князь Константин Павлович пробыл русским царем чуть меньше. Причиной первого в истории русской монархии добровольного отречения от престола провозглашённого, но так и не приступившего к властвованию императора России, Константина Павловича, стала любовь. Но Константин от престола отрекся, причем об этом факте знали очень немногие люди во всем государстве. Как раз тогда великий князь Константин отрёкся от престола, но в обстоятельствах, которые создали серьёзные затруднения для "дальнейшего наследования престола".
Почему Константин Павлович принял решение отказаться от престола
Зачем понадобилось это дополнение, если Константин сам хотел отречься от прав на престол? Но все-таки самым главным испытанием в жизни Константина стали события декабря 1825 года, когда после умершего Александра I императором был провозглашен он, Константин I. Между тем Константин давно уже отрекся от наследования престола. Константин павлович отрекся от престола, в апреле того же года Шрёдингер вернулся в Вену и близко вступил в должность, прочитав капсулу в издании ряда москвичей, в том числе президента республики. Возможной причиной отречения Константина Великого от престола был его желание уделить больше времени религиозным вопросам. Отречение великого князя от престола оказалось удобным поводом для мятежа. Однако еще в 1823 году Константин, ссылаясь на неспособность управлять государством, отрекся от престола.
Какие правители добровольно отказались от русского престола и почему
Женившийся на россиянке король Малайзии отрекся от престола | Там прекрасно знали об отречении Константина 1822 года и о его нынешнем отказе занять престол. |
Был ли великий князь Константин организатором Восстания декабристов | Променял трон на польку: почему Константин Романов отказался от престола Фактически великий князь Константин Павлович пробыл русским царем чуть меньше. |
Междуцарствие 1825 года • Arzamas | Отречение от престола Константина Павловича, Государственный Архив РФ. Почему Император Николай Александрович обращался к Начальнику штаба? |
Почему король Испании Хуан Карлос отрекся от престола | Вряд ли царь мог предвидеть, какие ужасные события последуют за его отречением, потому что чисто внешне он отрекся от престола, чтобы избежать бессмысленного пролития крови. |
Междуцарствие 1825 года • Arzamas | Константин же отрекся от престола. |
Женившийся на россиянке король Малайзии отрекся от престола
Променял трон на польку: почему Константин Романов отказался от престола Фактически великий князь Константин Павлович пробыл русским царем чуть меньше. 105 лет назад от престола отрёкся последний русский император Николай II. Константин престола не принимал, но и формально не отказывался от него в качестве императора. Променял трон на польку: почему Константин Романов отказался от престола Фактически великий князь Константин Павлович пробыл русским царем чуть меньше. 105 лет назад от престола отрёкся последний русский император Николай II. Что и произошло: Николай под давлением отрекается от престола, отдавая своё место законному правителю Константину.
Последняя борьба Царя-Мученика Николая II - отрекся ли Государь от престола?
Алоизий Рокштуль, 1819 год Павел I в 1797 году принял Акт о престолонаследии, который строго регламентировал порядок воцарения членов династии после смерти монарха. Наследовать царю могли только его сыновья и братья. Приход к власти женщин практически исключался. Задумав этот закон, Павел I опирался на личный печальный опыт. Только тогда Павел I смог занять трон империи. Но его сыновья всё запутали. Старший, Александр I, умер, не оставив сыновей, а следующий, Константин, не пожелал править.
Братья Большинству подданных Константин казался совершенно очевидным преемником Александра. Не раз публиковались общие портреты старших сыновей Павла I. А вот двойного портрета Александра и Николая не существовало.
Константин Павлович не испытывал симпатии к будущей супруге, и их брак оказался неудачным. Анна Федоровна четыре года мирилась с грубостью и вздорным характером великого князя, а затем сослалась на тяжелый недуг и уехала на родину.
Вернуть жену Константин Павлович не смог, хотя несколько раз приезжал за ней в Кобург. Брачная эпопея завершилась уже в правление Александра I — в 1820 году император подписал манифест о разводе Константина и Анны. Великий князь Константин Павлович. Художник Джордж Доу Источник: commons. На западной окраине империи он жил в одиночестве, возвращаться в Петербург, и уж тем более править страной не желал.
Смерть отца в 1801 году произвела на Константина Павловича тягостное впечатление, и всю жизнь он пребывал в уверенности, что, став императором, он тоже погибнет от рук заговорщиков. Император Всероссийский В ноябре 1825 года во время пребывания в Таганроге внезапно скончался император Александр I. Это событие нарушило планы будущих декабристов — восстание, запланированное на 1826 год, перенесли, чтобы воспользоваться ситуацией междуцарствия. Утром 14 декабря 1825 года на Сенатской площади выстроились войска. О том, что несколькими часами ранее сенаторы принесли присягу Николаю I младшему брату Александра и Константина Павловичей , они не знали.
Константиновский рубль.
Здесь соперничество с Австро-Венгрией и Османской империей за влияние и контроль над этими территориями составляло серьезную проблему для русской внешней политики. Социально-экономический контекст При принятии решения о отказе от престола Константину Павловичу пришлось учесть множество факторов, включая социально-экономический контекст времени. В начале XX века Россия переживала значительные социальные и экономические потрясения, такие как рост неравенства, проблемы с земельными отношениями, рост цен на продукты питания и т. В таких условиях Константин Павлович решил, что ему необходимо учитывать интересы народа и принять решение об отказе от престола. Он видел, что продолжение монархического строя может привести к дальнейшему ухудшению социально-экономической ситуации, развитию социальной напряженности и возможным волнениям в стране. Отказ от престола был попыткой сохранить монументальность монархии и привлечь внимание к проблемам народа. Социально-экономический контекст также включал в себя усиление национального движения и демократических стремлений в стране. Константин Павлович видел, что укрепление демократических институтов может способствовать улучшению экономической ситуации и социальной справедливости.
Он решил поддержать эту тенденцию, отказавшись от монархии и продолжая свою деятельность в качестве гражданского деятеля и общественного деятеля. Таким образом, социально-экономический контекст играл важную роль в принятии Константином Павловичем решения об отказе от престола. Он видел, что сохранение монархического строя может привести к дальнейшим проблемам и напряженности, в то время как развитие демократических институтов может способствовать прогрессу и социальной справедливости. Отношение населения и общественное мнение Отказ Константина Павловича от престола встретился с различными реакциями и отношением населения. Одни люди одобрили его решение и выразили свою поддержку, считая его поступок смелым и принципиальным. Ведь принцу было всего 24 года, а он уже принял ответственное решение отказаться от дворцовой жизни и войти в мир обычных людей. Другие жители страны выразили свое разочарование и недовольство, считая отказ принца предательством и отказом от своих обязанностей по управлению государством. Им казалось непонятным, как молодой и будущий наследник престола мог отречься от власти и лишить свою страну возможности иметь монархию. Общественное мнение разделилось на два полярных мнения.
Одни считали решение Константина правильным и смелым, поскольку принц стремился к обычной жизни и личной свободе. Другие считали его выбор ошибочным и жалели, что принц не принял на себя роль государственного деятеля и лидера нации. После отказа от престола Константин Павлович ушел в себя и начал заниматься благотворительной деятельностью, попытался найти свое место в обществе и стать полноценным гражданином. В то же время, его поступок стал предметом дискуссий и разговоров в обществе, вызывая интерес и уважение у некоторых и недоверие и непонимание у других. Личные мотивы Константина Павловича В 1825 году Константин Павлович, старший брат императора Александра I, был вынужден отказаться от престола Российской империи. Это решение было вызвано рядом личных мотивов и обстоятельств, которые повлияли на принятие его исторического решения. Одним из ключевых мотивов Константина Павловича было его желание уйти от политической ответственности и предоставить возможность молодому брату Александру II занять престол.
Кроме того, в регионе Балканских стран происходили серьезные политические потрясения, которые представляли опасность для России. Здесь соперничество с Австро-Венгрией и Османской империей за влияние и контроль над этими территориями составляло серьезную проблему для русской внешней политики. Социально-экономический контекст При принятии решения о отказе от престола Константину Павловичу пришлось учесть множество факторов, включая социально-экономический контекст времени. В начале XX века Россия переживала значительные социальные и экономические потрясения, такие как рост неравенства, проблемы с земельными отношениями, рост цен на продукты питания и т. В таких условиях Константин Павлович решил, что ему необходимо учитывать интересы народа и принять решение об отказе от престола. Он видел, что продолжение монархического строя может привести к дальнейшему ухудшению социально-экономической ситуации, развитию социальной напряженности и возможным волнениям в стране. Отказ от престола был попыткой сохранить монументальность монархии и привлечь внимание к проблемам народа. Социально-экономический контекст также включал в себя усиление национального движения и демократических стремлений в стране. Константин Павлович видел, что укрепление демократических институтов может способствовать улучшению экономической ситуации и социальной справедливости. Он решил поддержать эту тенденцию, отказавшись от монархии и продолжая свою деятельность в качестве гражданского деятеля и общественного деятеля. Таким образом, социально-экономический контекст играл важную роль в принятии Константином Павловичем решения об отказе от престола. Он видел, что сохранение монархического строя может привести к дальнейшим проблемам и напряженности, в то время как развитие демократических институтов может способствовать прогрессу и социальной справедливости. Отношение населения и общественное мнение Отказ Константина Павловича от престола встретился с различными реакциями и отношением населения. Одни люди одобрили его решение и выразили свою поддержку, считая его поступок смелым и принципиальным. Ведь принцу было всего 24 года, а он уже принял ответственное решение отказаться от дворцовой жизни и войти в мир обычных людей. Другие жители страны выразили свое разочарование и недовольство, считая отказ принца предательством и отказом от своих обязанностей по управлению государством. Им казалось непонятным, как молодой и будущий наследник престола мог отречься от власти и лишить свою страну возможности иметь монархию. Общественное мнение разделилось на два полярных мнения. Одни считали решение Константина правильным и смелым, поскольку принц стремился к обычной жизни и личной свободе. Другие считали его выбор ошибочным и жалели, что принц не принял на себя роль государственного деятеля и лидера нации. После отказа от престола Константин Павлович ушел в себя и начал заниматься благотворительной деятельностью, попытался найти свое место в обществе и стать полноценным гражданином. В то же время, его поступок стал предметом дискуссий и разговоров в обществе, вызывая интерес и уважение у некоторых и недоверие и непонимание у других. Личные мотивы Константина Павловича В 1825 году Константин Павлович, старший брат императора Александра I, был вынужден отказаться от престола Российской империи. Это решение было вызвано рядом личных мотивов и обстоятельств, которые повлияли на принятие его исторического решения.
Отречение цесаревича Константина Павловича от права наследования престола
Раз так, то и семья его — "не царская". Наиболее упорные сторонники историй о хорошем Ленине даже утверждают, будто бы решение о ликвидации царя принял... Мол, инициатива на местах распоясалась, откуда и сомнительное в морально-этическом плане убийство женщин и детей. О том, почему всё это неправда, — текст ниже. Царь — не настоящий? Вопросы о том, карандашом или чернилами написано отречение Николая II, мы оставим более красивой части нашего общества. Несомненно, акт об отречении был, о чём говорят и оригиналы, и воспоминания видевших его современников. Обратимся к более дельному вопросу: было ли отречение законным?
Стандартный ответ на это такой: "Целый ряд статей Свода основных государственных законов Российской империи, в частности 37-я, 38-я и 43-я статьи, чётко указывали, что государь-император имел право отречься от престола не только за себя, но и за несовершеннолетнего сына". Увы, если мы обратимся к самим текстам этих статей, то обнаружим, что перед нами довольно простая манипуляция сознанием. Действительно, в своде есть статья, дающая возможность императору отречься от престола. Вот только во время событий 1917 года использовать её не было абсолютно никакой возможности. Николай II не мог законно отречься от престола с её помощью. Чтобы понять почему, достаточно прочитать её текст. Статья в данном виде была сформулирована в декабре 1825 года затем кочевала из старых сводов в новые.
И не просто так. Как раз тогда великий князь Константин отрёкся от престола, но в обстоятельствах, которые создали серьёзные затруднения для "дальнейшего наследования престола". А именно — не прояснив причины отречения народу, что вызывало подозрения в том, что отречение не имеет законной силы. А также не проследив за возможностью нормального наследования в столице отрекался Константин из Польши. В итоге начался бардак — случилось восстание декабристов, орудийная стрельба в столице и тому подобные безобразия.
Греческий проект Екатерины, по которому Александр должен был править в Петербурге, а Константин - в Константинополе, не выдумка, а реальный исторический факт, который А. Зорин блестяще рассмотрел в своей знаменитой работе «Кормя двуглавого орла», посвящённой формированию государственной идеологии Российской империи.
В тоже время, в Польше, он нашёл любовь всей своей жизни - Жанетту Грудзинскую. Примерно тогда, он тайно отказался от престола, в пользу своего младшего брата. Восстание В 1825 году умер Александр II. В этом же году Константин был назначен новым императором, но тут же последовал отказ. Хотя 25 дней он им побыл именно столько длился путь из Варшавы в Петербург, где он официально отрёкся. Тем временем, на Сенатской площади, 26 декабря 1825 года было поднято восстание, которое впоследствии было подавлено. Во многом, Константин был схож с отцом, он был нерешительным и не способным "погрузиться" в дела государства. Да и престол его сильно не интересовал. Ему было и хорошо в Польше, вместе со своей женой. Как говорят современники: Он променял престол на полячку. Если бы он вступил на престол, то случился бы парадокс, и его дети не смогли бы взойти на престол. Тем временем стране, которая фактически заняла лидерство в международной политике, после Венского конгресса, нужен был сильный лидер. Да, Николай был не самым грамотным правителем, но хорошим дипломатом и политиком.
Арбатского «Царствование Николая II» 1917 и других, здесь представлен фотоснимок «Внутренний вид вагона-спальни поезда, в котором Николай II подписал отречение от престола» и другие редкие свидетельства трагической по последствиям страницы российской истории. На портале Президентской библиотеки представлена также электронная копия «Камер-фурьерского журнала от 2 марта 1917 г. Клюев безупречным каллиграфическим почерком делает записи про жизнь царского двора; столь же безупречно выводил он 2 марта по старому стилю 1917 года текст отречения государя — к сдаче власти на фоне революционных волнений царя подталкивали сановники и генералитет. В условиях нарастания протестных настроений и военных неудач император, казалось бы, должен был пойти на политические уступки. Но этого не произошло. Николай направляет карательную экспедицию во главе с генерал-адъютантом от артиллерии Николаем Иудовичем Ивановым для подавления взбунтовавшейся столицы. Тот получает в своё распоряжение по два кавалерийских и пехотных полка, плюс по пулемётной команде с каждого фронта. Целый корпус отборных войск… Однако, как пишет Кольцов, «вся ставка насмерть перепугана таким оборотом дела. Опять убеждают царя смягчиться. Он непреклонен. И в своём положении — прав! Если уж гадать задним числом о том, что могло бы спасти положение для монархии, то, конечно, это мог быть только шаг, сделанный самим царём: разгром революционного Петрограда». Отдав распоряжения, Николай трогается в путь. Он хочет вернуться из Могилёва, где находилась Ставка, в Царское Село, к жене и детям. Однако от станции Малая Вишера проехать дальше уже невозможно. Тосно и Любань заняты революционными войсками. Поезд возвращается и прибывает в Псков.
Междуцарствие 1825
Обстоятельства его смерти до сих пор неясны. Великий князь Константин Павлович 1779-1831 Дж. Согласно Акту о престолонаследии, введенному Павлом I, Константин должен был наследовать престол после смерти своего старшего брата, Александра 1777-1825 , в случае, если у того не было детей мужского пола. Таких детей у Александра за всю его жизнь не появилось — его две дочери умерли еще в детстве. Когда в декабре 1825-го Александр умирает, Константин формально должен был взойти на престол. Однако еще в 1823 году Константин, ссылаясь на неспособность управлять государством, отрекся от престола. Кроме того, в 1820-м Константин развелся со своей первой женой Анной Фёдоровной, урожденной принцессой Юлианной-Генриеттой Саксен-Кобургской, и женился на польской дворянке Жанетте Грудзинской. Жанетта не была особой королевской крови, что лишало ее возможных детей прав на русский трон, но не лишало их Константина. Тем не менее, цесаревич Константин, живший с Жанеттой в Варшаве он командовал русскими армиями, находившимися в Польше , упоминал и свой второй брак как причину отказа от престола. По распоряжению Александра, отречение Константина было секретным.
О нём почему-то не знал даже Николай Павлович 1796-1855 , младший из сыновей Павла и будущий император Николай I. А несколько человек высших чиновников, которым покойным Александром было доверено секретное отречение, в результате дворцовых интриг задерживали его обнародование. Поэтому 27 ноября, после получения в Петербурге известия о смерти императора Александра, армия, гвардия и чиновники стали присягать Константину. Была отчеканена монета с его профилем — «константиновский рубль», теперь уникальная редкость на рынке старых монет. Присягнул Константину и Николай, и отправил в Варшаву письмо с просьбой к старшему брату прибыть в Петербург и занять трон. Константин отвечал, что отказывается от престола и в Петербург не приедет. Получив это известие, после некоторых колебаний Николай взошел на трон. Правда, буквально в последние дни русские дворяне подняли восстание, известное как восстание декабристов 14 декабря 1825 года , подавленное уже новым императором Николаем.
Смягчение внутренних конфликтов Отказ Константина от такого высокого положения как престол императора, повлек за собой различные последствия. Одним из главных факторов, которые способствовали этому решению, было смягчение внутренних конфликтов. Во время правления Константина государство было столкнуто с серьезными внутренними противоречиями и борьбой за власть, что негативно сказывалось на стабильности и благополучии империи. Константин осознавал, что сохранение власти и престола может привести к еще большему разделению и конфликтам внутри государства. Вместо этого, он принял решение отойти от власти и преобразовать свою роль в империи, чтобы смягчить эти внутренние противоречия. Своим отказом от престола, Константин надеялся создать более единую и сбалансированную империю, где каждая часть, каждый класс и каждая культура имели свои права и интересы. Он стремился объединить государство под общие ценности и идеалы, чтобы обеспечить долгосрочную стабильность и процветание. Последствия этого решения были смешанными. С одной стороны, отказ Константина от престола смягчил внутренние конфликты и привел к временному успокоению обстановки в империи. Однако, это также привело к переходу к долгому периоду неопределенности и хаоса, когда власть и престол были переданы другим правителям, которые не всегда имели решительность или способности удерживать империю вместе. Усиление власти региональных правителей В период после отказа Константина от престола, наблюдалось усиление власти региональных правителей в Российской империи. Это было обусловлено несколькими факторами, включая распространение идеи о собственной автономии у губернаторов и сохранение своей власти независимо от центральных властей. Одной из причин усиления власти региональных правителей был характер российской государственности, основанный на принципе вертикали власти. Центральные власти император и его правительство делегировали часть своих полномочий региональным правителям, что позволяло им иметь больше свободы в принятии решений и управлении своими территориями. Кроме того, открытие новых территорий и быстрый экономический рост в конце XIX — начале XX века требовали более гибкого управления. Региональные правители, обладая большей свободой действий, могли лучше адаптироваться к изменяющимся условиям и принимать быстрые решения, не ожидая руководства из центра. Преимущества для региональных правителей Большая свобода в принятии решений Усиление региональной инициативы и развитие экономики в регионах Возможность адаптироваться к изменяющимся условиям Расширение полномочий региональных правителей и сокращение влияния центральных властей Усиление политической и экономической стабильности в регионах Рост влияния региональных правителей на принятие решений на федеральном уровне Усиление власти региональных правителей имело как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, это способствовало развитию регионов и приводило к повышению экономической и политической стабильности в них. С другой стороны, такое укрепление власти могло приводить к избыточной концентрации власти и ограничению гражданских свобод и прав.
Ботман, И. Однако, как вы помните, Константин ещё более Александра не хотел становиться императором и совершенно не жаждал императорской короны. Его личная жизнь строилась так, что он или не мог стать хорошим императором, или, если бы стал императором, то не смог оставить наследниками после себя своих детей. Об этом я буду сейчас говорить подробнее. Как вы помните, в этих обстоятельствах император Александр уже давно, начиная чуть ли не с 1816 года, начал говорить со следующим братом, с Николаем Павловичем, о том, что правление Россией должно перейти к нему. А в 1819 году сказал ему это совершенно определённо. Более того, как мы сейчас узнаем, был подготовлен целый ряд документов, которые должны были формально открыть Николаю дорогу к престолу. Я напомню, что Павлов закон о престолонаследии 1797 года как раз предполагал и утверждал, что императорский престол не является собственностью правящего императора. По этому закону император не мог передать престол кому угодно. Было определённое чередование — сначала право престолонаследия получают сыновья, если нет сыновей, то братья царствующего императора и так далее до очень дальних колен. При собственном воцарении, император, прямо перед таинством миропомазания, приносил клятву о том, что закон сей будет им соблюдаться. Поэтому император Александр не мог просто объявить Николая своим наследником. Для этого необходимо было формально объявить, что Константин, второй его брат, отрекается от своих прав на престол. И Константин сделал это отречение, а Александр в свою очередь его принял. Но самое таинственное во всём этом то, почему император Александр оставил это решение в глубочайшей тайне. Он не объявил об этом открыто. Об отречении Константина знали лишь несколько людей в России. Кроме Константина само собой , императрицы Марии Фёдоровны - их матери, и, видимо, Николая тут я говорю осторожно, потому что к старости Николай стал отрицать, что он что-либо знал об этом, хотя в молодости утверждал обратное. Запечатанные пакеты с бумагами, которые свидетельствовали об отречении Константина и о том, что после смерти Александра из-за отречения Константина престол в соответствии с законом должен наследовать его брат Николай, хранились в Государственном Совете в Святейшем Синоде, Правительствующем Сенате и в престоле Московского Успенского собора. Но ни сенаторы, ни члены Госсовета не знали содержания этих бумаг. Почему сохранялась такая секретность? При этом по всей России во время каждого богослужения произносилось многолетие императору Александру Павловичу и цесаревичу Константину Павловичу. То есть вся Россия на протяжении двадцати пяти лет привыкла думать, что, если вдруг Бог не даст Александру наследника, то новым императором будет Константин I. Об этом знала вся Россия. Но Александр сделал иначе. Почему он сохранил своё решение в тайне? Почему он, получив в январе 1822 года отречение брата Константина и дав согласие на это отречение в этом же году, не объявил во всеуслышание, что теперь наследником престола является Николай Павлович? Не объявил и уезжая в своё последнее путешествие в Таганрог и Крым. Не объявил и перед своей смертью или исчезновением. Он же, как человек государственный и опытный, двадцать пять лет управлявший Россией, прекрасно понимал, что это вызовет кризис. Люди не поверят, что Константин отрёкся, и, вспомнив XVIII век, век дворцовых переворотов, решат, что Николай — узурпатор престола, и не станут ему присягать. Он знал, что это может иметь самые тяжёлые последствия для России, но, тем не менее, всё утаил. Чтобы немного понять участников этого удивительного дела, давайте рассмотрим их поближе. О Николае Павловиче речь шла на предыдущих лекциях. Поэтому сейчас мы с вами поговорим о цесаревиче Константине. Константин Павлович в детстве, Ф. Рокотов, 1780-е гг. Боровиковский, 1795 г. Он был генерал-адъютантом и на протяжении многих лет, с 1814 года, командовал войсками Царства Польского в Российской империи. Войска Царства Польского были немалы — это была тридцатипятитысячная армия, причём, совершенно европейски устроенная. Оклады офицеров там были в несколько раз выше окладов офицеров в остальной России. А солдаты служили не двадцать пять лет, а всего-навсего восемь, и были свободными людьми, которые шли в армию по найму, а не по рекрутскому набору. Солдаты 5-го, 6-го, 7-го линейных полков армии Царства Польского, Ю. Коссак, 1887 г. Как я уже не раз рассказывал, Константин был намечен Екатериной на Константинопольский престол. Он должен был венчаться на Царство Греческое в той самой Святой Софии, которую сейчас превращают в мечеть. Святая София, Э. Кларк, 1816 г. Екатерину тогда совершенно не смущало, что её из мечети сделают снова церковью. Когда Константин родился, Екатерина писала Гримму: «Меня спрашивали, кто будет крестным отцом. Я отвечала: только мой лучший друг Абдул-Гамид султан Османской империи, потерявший Крым и Северное Причерноморье, дважды «побитый» Екатериной; понятно, что Екатерина говорит с иронией мог бы быть восприемником, но так как не подобает турку крестить христианина, по крайней мере, окажем ему честь, назвав младенца Константином». То есть честь заключалась в том, что этот младенец отнимет в будущем у Абдул-Гамида или у его преемника Константинополь. Как известно, ничего даже близкого к этому в итоге не случилось. Екатерина имела слабость женить своих внуков почему-то совсем юными, поэтому уже в 1796 году Константин, будучи совсем ещё ребёнком, вступил в брак с принцессой Юлианной-Генриеттой-Ульрикой Саксен-Кобург-Заальфельдской. Принцесса Юлианна-Генриетта, Е. Виже-Лебрён, 1795-1796 гг. Венчание состоялось 15 февраля 1796 года. Невесте не было и пятнадцати, жениху и семнадцати лет. Конечно, ни о какой серьёзной семье речи идти не могло, никаких отношений у супругов не получилось, получилось даже намного хуже, чем у императора Александра и императрицы Елизаветы Алексеевны. Александр, который хорошо относился к своей родственнице, отпустил её в Кобург по причине тяжёлой болезни её матери. Больше принцесса Юлианна-Генриетта в Россию не возвращалась. В 1814 году во время Заграничного похода Константин навестил свою жену. Александр тогда же предлагал им съехаться, но ничего не получилось. Молодой Константин отличался скандальными связями, слухи о которых ходили по Петербургу, но потом он несколько остепенился и связался с французской авантюристкой Жозефиной Фредерихс Жужу , имевшей такую фамилию по одному из своих мужей — эстонскому дворянину. Жозефина была сожительницей Константина с 1806 по 1819 или 1820 год. В их браке родились дети, но, конечно, они считались незаконнорожденными. Жозефина с сыном в мундире офицера Польского уланского полка 1816 г. Бланк, 1816 г. Тропинина и московских художников Константин, что важно для дальнейшего повествования, был мужественным военным. Он участвовал в сражениях Суворова в Альпах битва при Нови. Его отмечали как очень смелого и инициативного офицера. Потом, уже при Александре, он принимал участие в Аустерлице, участвовал в Заграничном походе, в боях под Бауценом и Дрезденом, и наконец, в сражении при Лейпциге получил орден святого Георгия 2-го класса. Военные очень ценили Константина, он любил армию, любил гвардию и в военной среде был совершенно своим человеком. Император Александр почти сразу назначил брата инспектором русских войск, сделал главой воинской комиссии, которая должна была заниматься реформами военных сил, и реформы эти Константин провёл хорошо, разумно, за что ещё более стал любим в армии. Константин Павлович, П. Михайловский, XIX в. Но при этом он отличался неистовым нравом, был весь в своего отца Павла и мог в отличие от Александра, который прекрасно владел собой приходить в совершенно неуправляемую ярость, хотя потом всегда умел просить прощения и очень дружески примиряться с людьми, которых он незаслуженно обидел. В 1820 году он женился на польской двадцатипятилетней графине Жанетте Грудзинской, которая сначала жила с матерью в Париже, а потом переехала в Польшу. В 1815 году Константин, назначенный Александром главой войска Царства Польского, знакомится с ней на балу у генерала Юзефа Зайончека. Его ухаживания постепенно перешли в горячую любовь, и Жанетта согласилась стать женой Константина. Жанетта Грудзинская, неизвестный художник, 1831 г. Князь Петр Андреевич Вяземский так описывает Жанетту Грудзинскую: «Жанетта Антоновна не была красавица, но была красивее всякой красавицы. Белокурые, струистые и густые кудри её, голубые выразительные глаза, улыбка умная и приветливая, голос мягкий и звучный, стан гибкий и какая-то облегающая её нравственная свежесть и чистота. Она была Ундиной. Всё соединялось в ней и придавало ей совершенно особенную и привлекающую внимание физиономию в кругу подруг и сверстниц её». Полное собр. С тех пор Жанетта Грудзинская стала именоваться княгиней Лович. Супруги жили в Варшаве в Бельведерском дворце, строительство которого закончилось в 1824 году. Константин наслаждался своей частной жизнью, женой, путешествиями и тем, что в Польше, в общем, все к нему относились очень хорошо, по крайней мере, внешне. Царствовать Константин категорически не хотел. Бельведерский дворец в Варшаве 14 января 1822 года Константин, ссылаясь на морганатический брак с графиней Грудзинской, написал специальное представление о том, что он отказывается от престола. Обнадежен опытами неограниченного благосклонного расположения Вашего Императорского Величества ко Мне, осмеливаюсь еще раз прибегнуть к оному и изложить у ног Ваших, Всемилостивейший Государь! Не чувствуя в Себе ни тех дарований, ни тех сил, ни того духа, чтобы быть когда бы то ни было возведену на то достоинство, к которому по рождению Моему могу иметь право, осмеливаюсь просить Вашего Императорского Величества передать сие право тому, кому оно принадлежит после меня, и тем самым утвердить навсегда непоколебимое положение Нашего Государства. Сим могу Я прибавить еще новый залог и новую силу тому обязательству, которое дал Я непринужденно и торжественно при случае развода Моего с первою Моею женою. Все обстоятельства Моего нынешнего положения Меня наиболее к сему убеждают и будут пред Государством Нашим и всем светом новым доказательством Моих искренних чувств. Всемилостивейший Государь! Примите просьбу Мою благосклонно и испросите на оную согласие Всеавгустейшей Родительницы Нашей и утвердите оную Вашим Императорским Словом. Я же потщусь всегда, поступая в партикулярную жизнь, быть примером Ваших верноподданных и верных сынов любезнейшего Государства Нашего. Есмь с глубочайшим высокопочитанием, Всемилостивейший Государь! С должным вниманием читал Я письмо Ваше. Умев ценить всегда возвышенные чувства Вашей души, сие письмо Меня не удивило. Оно Мне дало новое доказательство искренней любви Вашей к Государству и попечения о непоколебимом спокойствии оного. Она его читала с тем же, как и Я, чувством признательности к почтенным побуждениям, Вас руководствовавшим. Нам Обоим остается, уважив причины, Вами изъясненные, дать полную свободу Вам, следовать непоколебимому решению Вашему, прося Всемогущего Бога, дабы Он благословил последствия столь чистейших намерений. Пребываю навек душевно Вас любящий Брат АЛЕКСАНДР Это частные письма, но после них Император издал специальный манифест, в котором объявлял о том, что Константин Павлович по его же собственной просьбе более не является наследником престола и вместо него наследником престола является Николай. С самого вступления Нашего на Всероссийский Престол непрестанно Мы чувствуем Себя обязанными пред Вседержителем Богом, чтобы не только во дни Наши охранять и возвышать благоденствие возлюбленного Нам Отечества и народа, но также предуготовить и обеспечить их спокойствие и благосостояние после Нас, чрез ясное и точное указание Преемника Нашего, сообразно с правами Нашего Императорского Дома и с пользами Империи. Мы не могли, подобно предшественникам Нашим, рано провозгласить Его по имени, оставаясь в ожидании, будет ли благоугодно недоведомым судьбам Божиим даровать Нам Наследника Престола в прямой линии. Но чем далее протекают дни Наши, тем более поспешаем Мы поставить Престол Наш в такое положение, чтобы он ни на мгновение не мог остаться праздным. Глубоко тронуты Мы сею жертвою, которую Наш Возлюбленный Брат, с таким забвением Своей личности, решился принести для утверждения родовых постановлений Нашего Императорского Дома и для непоколебимого спокойствия Всероссийской Империи. После сего Мы остаемся в спокойном уповании, что в день, когда Царь Царствующих, по общему для земнородных закону, воззовет Нас от сего временного Царствия в вечность, Государственные сословия, которым настоящая непреложная воля Наша и сие законное постановление Наше, в надлежащее время, по распоряжению Нашему, должно быть известно, немедленно принесут верноподданническую преданность свою назначенному Нами Наследственному Императору единого нераздельного Престола Всероссийския Империи, Царства Польского и Княжества Финляндского. О Нас же просим всех верноподданных Наших, да они с тою любовью, по которой Мы в попечении о них непоколебимом благосостоянии полагали Высочайшее на земле благо, принесли сердечные мольбы к Господу и Спасителю Нашему Иисусу Христу о принятии души Нашей, по неизреченному Его милосердию, в Царствие Его вечное. Александр Манифест Александра I об отречении цесаревича Константина Павловича от наследования престола 16 августа 1823 г. Как мы видим, переписка между братьями датирована 1822 годом, а манифест по полной официальной форме был дан 16 августа 1823 года. И всё было бы хорошо, если бы не то, что он был абсолютно секретным. Вот это-то и непонятно. Человек может отречься от престола, может не захотеть царствовать — это понятно. Но почему это надо держать в секрете? На рескрипте было написано: «Хранить в Государственном Совете до моего востребования, а в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия, в чрезвычайном собрании». То есть в случае кончины Императора никаких действий, и в первую очередь под ними имеется в виду присяга, до прочтения этого документа предпринимать нельзя. Текст всех трёх копий, чтобы никто больше не знал об этом документе, был переписан лично князем А. Голицыным и спрятан. Это одна из загадок России. И связана она с другой загадкой, которая заключалась в том, что Александр прекрасно знал о готовящемся заговоре, знал имена всех заговорщиков уже в 1822 году помните записку Бенкендорфа и целый других записок и донесений? Александр не сообщил о том, что знал, даже наследнику престола Николаю, которому, грубо говоря, пришлось расхлёбывать всю эту кашу. Николай знал о тайном манифесте. Но он ничего не знал о заговоре. Александр говорил ему, что сделает его правление лёгким, но ничего не говорил брату о том, что вокруг самого Александра гнездится заговор. Николай пребывал в полном неведении в отношении этого. Историк Корнилов высказывает следующее предположение: «Единственное, что можно придумать в объяснение этого поведения Александра, — это то, что Александр делал всё это главным образом на случай своего отречения, а так как отречение могло быть актом только произвольным, то он и думал, конечно, что всё дело остаётся в его руках». Курс истории России... Но ведь Александр не отрёкся, он или скоропостижно умер, или ушёл, и второе более вероятно, чем первое. И, в конце концов, любой человек всегда понимает, что умереть можно каждую минуту. И Император, особенно после тяжёлой болезни ноги, конечно же, понимал, что всё может случиться очень быстро.
Но тоталитарный режим и, в особенности, демократия создают атмосферу, в которой, как мы видим, среднему человеку не выжить. И предпочтение иного рода власти, обеспечивающей прежде всего земное величие, жизнь по своей, а не по Божией воле, по своим похотям что называется «свободой» не может не привести к восстанию на Богом установленную власть, на помазанника Божия. Произошла революция — переворот божественного и нравственного порядка, и на какой глубине эта революция раскрывается сегодня, не надо никому объяснять. Большинство участников революции действовали как бы бессознательно, однако это было сознательное отвержение Богом данного порядка жизни и Богом установленной власти в лице царя, помазанника Божия, как сознательным было отвержение Христа Царя духовными вождями Израиля, как это описано в евангельской притче о злых виноградарях. Они убили Его не потому, что не знали, что Он Мессия, Христос, а именно потому, что знали это. Не потому, что они думали, что это лжемессия, который должен быть устранен, а именно потому, что видели, что это подлинный Мессия: «Придем, убьем Его, и наследство будет наше». Тот же тайный синедрион, вдохновляемый диаволом, направляет человечество к тому, чтобы оно имело жизнь, свободную от Бога и от заповедей Его — чтобы ничто не мешало им жить, как им хочется. В этом смысл «измены, трусости и обмана», окружавших государя. Точно так же сам диавол собственной персоной присутствовал здесь, искушая царя и весь народ вместе с ним, и все человечество, по слову П. Жильяра , как некогда он искушал Самого Христа в пустыне, царством мира сего. В течение столетий приближалась Россия к Екатеринбургской Голгофе. И вот, здесь древний соблазн раскрылся в полноте. Как диавол искал уловить Христа через саддукеев и фарисеев, ставя Ему неразрываемые никакими человеческими ухищрениями сети, так через социалистов и кадетов диавол ставит царя Николая перед безысходным выбором: либо отступничество, либо смерть. Им нужно было показать, что вся власть принадлежит им, вне зависимости от какого-то Бога, а благодать и истина помазанника Божия нужны только для украшения того, что им принадлежит. Это означало бы, что любое беззаконие, которое совершит эта власть, будет совершатся как бы по прямому благословению Божию. Это был сатанинский замысел — осквернить благодать, смешать истину с ложью, сделать бессмысленным, декоративным помазание Христово. Создалась бы та «внешняя видимость», в которой, по слову святителя Феофана Затворника, раскрывается «тайна беззакония». Если Бог становится внешним, то и православная монархия, в конце концов, становится только украшением «нового мирового порядка», переходящего в царство антихриста. И пока существует человеческая история, враг никогда не оставит этого замысла. Царь не отступил от чистоты помазания Божия, не продал божественного первородства за чечевичную похлебку земного могущества. Само отвержение царя произошло именно за то, что он явился исповедником истины, и это было не что иное как отвержение Христа в лице помазанника Христова. Смысл отречения государя — спасение идеи христианской власти, и потому в нем надежда на спасение России, через отделение верных данным Богом принципам жизни, от неверных, через очищение, которое наступает в последующих событиях. Подвигом царя в отречении, таким образом, развенчиваются все ложные устремления тогдашних и нынешних устроителей земного царства, отвергающих Царство Небесное. Утверждается высшая духовная реальность, определяющая все сферы жизни: первое должно стать на первом месте, и только тогда все остальное займет свое должное место. На первом месте Бог и правда Его, на втором — все остальное, в том числе православная монархия. Как до революции, так и теперь главная опасность заключается во внешней видимости. Многие верят в Бога, в Его Промысл, стремятся установить православную монархию, но в сердце своем полагаются на земную силу — на «коней и на колесницы». Пусть, говорят они, все будет как самый прекрасный символ — крест, трехцветное знамя, двуглавый орел, — а мы будем устраивать свое, земное, по нашим земным понятиям. Но мученическая кровь царя обличает отступников, как тогда, так и теперь. Слишком много бед пришлось испытать после этого России». Поразительно, как они и тогда, и теперь хотят перевернуть все с ног на голову — потому что именно в этом и заключалась высота святости, явленной государем в подвиге отречения — в его способности измерять все духовным, вечным измерением. Вряд ли царь мог предвидеть, какие ужасные события последуют за его отречением, потому что чисто внешне он отрекся от престола, чтобы избежать бессмысленного пролития крови. Однако глубиной ужасных событий, которые открылись вслед за его отречением, мы можем измерить глубину его страданийв его Гефсимании. Царь ясно сознавал, что своим отречением он предает себя, свою семью и свой народ, который он горячо любил, в руки врагов. Но важнее всего была для него верность благодати Божией, принятой им в таинстве миропомазания ради спасения вверенного ему народа.
Отречение от престола Константина Павловича с резолюцией Александра I
Этот пример отказа от борьбы за власть во имя благополучия своей страны, своего народа является очень назидательным для современного мира. Царский поезд, в котором Николай II подписал отречение от престола — Он как-то упоминал об этих своих взглядах в дневниках, письмах? Он мог бы стремиться эмигрировать, уехать в безопасное место, организовать надежную охрану, обезопасить семью. Но он не предпринимал никаких мер, хотел поступать не по своей воле, не по своему разумению, боялся настаивать на своем. В 1906 году, во время Кронштадтского мятежа государь после доклада министра иностранных дел сказал следующее: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи — в руках Господа.
Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей». Уже незадолго до своего страдания государь говорил: «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, я лучше поеду в самый дальний конец Сибири». В конце апреля 1918 года, уже в Екатеринбурге, Государь записал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да свершится воля Божия!
Но для императора Николая II сила была в другом: в вере, в смирении, в поиске благодатного пути по воле Божьей. Поэтому он не боролся за власть — да и вряд ли ее можно было удержать. Зато святое смирение, с которым он отрекся от престола и потом принял мученическую кончину, способствует и сейчас обращению всего народа с покаянием к Богу. Все-таки в значительном большинстве наш народ — после семидесяти лет безбожия — считает себя православным.
К сожалению, большинство — не воцерковленные люди, но все-таки и не воинствующие безбожники. Великая княжна Ольга писала из заточения в Ипатьевском доме в Екатеринбурге: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». И, может быть, образ смиренного царя-мученика в большей степени подвигнул наш народ к покаянию и к вере, чем мог бы это сделать сильный и властный политик. Комната великих княжон в Ипатьевском доме Революция: неизбежность катастрофы?
О царской семье написано очень много книг, сохранилось множество материалов, которые указывают на очень высокое духовное устроение самого государя и его семьи, — дневники, письма, воспоминания. Их вера засвидетельствована всеми, кто их знал, и многими их поступками. Известно, что государь Николай II построил множество храмов и монастырей, он, государыня и их дети были глубоко верующими людьми, регулярно причащались Святых Христовых Таин. В заключении они постоянно молились и по-христиански готовились к своей мученической участи, а за три дня до смерти охрана разрешила священнику совершить литургию в Ипатьевском доме, за которой все члены царской семьи причастились.
Там же великая княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом». А Государь записал: «Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его Святая Воля».
Также хорошо известно, какое место в их жизни занимали дела милосердия, которые совершались в евангельском духе: сами царские дочери вместе с императрицей ухаживали за ранеными в госпитале во время Первой мировой войны. Венценосная семья. Запечатленные мгновения — Очень разное отношение к императору Николаю II сегодня: от обвинений в безволии и политической несостоятельности до почитания как царя-искупителя. Можно ли найти золотую середину?
К сожалению, многие сейчас пребывают в какой-то духовной спячке и не способны в свое сердце вместить какие-либо серьезные вопросы, искать на них ответы. Крайности, которые Вы назвали, мне кажется, встречаются не во всей массе нашего народа, а только в той, которая еще о чем-то думает, еще чего-то ищет, к чему-то внутренне стремится. Поэтому они начинают переформулировать некоторые пункты учения о спасении применительно к царю. Это, конечно, совершенно неправильно, в этом нет логики, последовательности и необходимости.
Во главе этого мученического воинства стояли великие люди: патриарх Тихон, величайшие святители, такие, как митрополит Петр, митрополит Кирилл и, конечно, государь Николай II и его семья. Это такие великие образы! И чем больше будет проходить времени, тем будет понятнее их величие и их значение. Я думаю, что сейчас, в наше время, мы можем более адекватно оценить то, что произошло в начале ХХ столетия.
Знаете, когда бываешь в горах, открывается совершенно удивительная панорама — множество гор, хребтов, вершин. А когда удаляешься от этих гор, то все хребты поменьше уходят за горизонт, но над этим горизонтом остается одна огромная снежная шапка. И понимаешь: вот доминанта!
Но петербургский генерал-губернатор Михаил Милорадович неожиданно заявил, что манифест не имеет силы, поскольку не был опубликован. И члены Госсовета, без особых колебаний, присягнули Константину. Начался обмен письмами между Варшавой и Санкт-Петербургом. Николай умолял старшего брата приехать в столицу, чтобы на месте разъяснить ситуацию. Но Константин послал сразу три письма, в которых говорил об отказе от престола. При этом наотрез отказывался приехать в столицу. Грозился удалиться «ещё далее» Варшавы. Ещё далее — только заграница. Николай I. Wikimedia Commons Николай понимал, что ситуация становится взрывоопасной. Николай немного ошибся. Жертвой несчастий 14 декабря пал тот самый Милорадович, который настоял на присяге Константину. Если бы Константин приехал в Петербург и отрёкся там от престола, восстания декабристов можно было бы избежать. По крайней мере, повода для выступления они бы лишились. Глупо кричать «Ура Константину! Возможно, он боялся, что в Петербурге его возведут на престол против воли. Кульминация Затянувшееся междуцарствие, нерешительность Николая, кулуарность переговоров с Константином и странная позиция Милорадовича стали прекрасной почвой для мятежа. Во-первых, все заговорщики оказались избавлены от переживаний, связанных с верностью присяге Александру I.
Первая причина — Константин понимал, что он сам неспособен полностью посвятить себя делам государства из-за своих личных предпочтений и интересов. Он предпочел отдать власть в руки человека, который будет готов работать целенаправленно и эффективно для процветания страны. Вторая причина — Константин видел в Николае единственного способного кандидата, способного укрепить силу государства и противостоять внешним угрозам. Николай обладал сильной политической волей и умением принимать решения в сложных ситуациях. Это делало его идеальным претендентом на престол, чтобы обеспечить благополучие страны. В целом, решение Константина отказаться от престола в пользу Николая было обусловлено его стремлением к благополучию и процветанию государства. Он видел в Николае лидера, способного взять на себя ответственность за будущее России и обеспечить ее стабильность и развитие. Личные качества Николая Николай был человеком с искренним и открытым сердцем. Он отличался великодушием и милосердием, всегда готовым помочь другим. Его доброта и сострадание к людям были понятны всем, кто с ним сталкивался. Будучи мужественным и решительным правителем, Николай обладал высокой степенью ответственности. Он отличался честностью и справедливостью, всегда стараясь принимать правильные и сбалансированные решения. Николай умел руководить, но при этом всегда слушал мнение своих советников и учитывал интересы своего народа. Николай также проявлял выдающийся интеллект и образованность. Он был глубоко осведомлен о политической ситуации в стране и за рубежом, следил за событиями в науке и культуре. Свои мысли и идеи Николай выражал ясно и аргументированно, что привлекало к нему уважение. Искренность Николай всегда был человеком, который говорил правду и не скрывал своих истинных чувств. Ответственность Николай всегда принимал на себя ответственность за свои поступки и решения, не боясь принимать сложные решения.
Была отчеканена монета с его профилем — «константиновский рубль», теперь уникальная редкость на рынке старых монет. Присягнул Константину и Николай, и отправил в Варшаву письмо с просьбой к старшему брату прибыть в Петербург и занять трон. Константин отвечал, что отказывается от престола и в Петербург не приедет. Получив это известие, после некоторых колебаний Николай взошел на трон. Правда, буквально в последние дни русские дворяне подняли восстание, известное как восстание декабристов 14 декабря 1825 года , подавленное уже новым императором Николаем. Формально Константин Павлович, не соглашаясь на престол и не венчаясь на царство, был русским императором около трех недель; однако в манифесте о восшествии на престол Николай Павлович назван императором со дня смерти Александра, 19 ноября 1825 года. Поэтому среди русских царей Константин не упоминается. Он скоропостижно умер от холеры через шесть лет после этих событий, в 1831 году. Царское Село, весна-лето 1917. Public domain В 1917 году в России бушевала революция. В Петербурге началось восстание рабочих, которые захватили город и свергли царский режим. Государственная Дума была распущена, Совет министров утратил свою власть. Император Николай II, до этого находившийся на фронте, попытался проехать в свою резиденцию в Царском Селе под Петербургом, но восставшие заблокировали железные дороги. Император поехал в Псков. Там, находясь в собственном поезде, Николай принимал чиновников и военных, докладывавших ему о ситуации. Под непосредственным психологическим а возможно, и физическим давлением генерала Рузского, командующего Северным фронтом, Николай согласился на создание в России Временного правительства и поручил своим чиновникам обнародовать манифест об этом. На следующий день многочисленные высшие чиновники и командование армий начали уговаривать императора отречься от престола, чтобы успокоить охваченную революцией страну. Великий князь Михаил Александрович 1878-1918 Великий князь Михаил Александрович Когда политики Александр Гучков и Василий Шульгин, принимавшие отречение у Николая II, ночью 3 марта 1917 года прибыли в Петроград, встречавшие их на вокзале революционные рабочие пришли в ярость, узнав о том, что Николай отрекся не «вообще», а в пользу брата.
Междуцарствие 1825
Почему царевич Константин отказался от престола Российской империи? | Что касается Константина Павловича, то еще при жизни Александра I он тайно отрекся от престола. |
Отречение цесаревича Константина Павловича от права наследования престола | Константин же отрекся от престола. |
Престол был отдан Николаю, так как Константин отказался от него. | Отречение Константина от престола было вызвано несколькими причинами, которые существенно повлияли на его решение. |
Почему Константин отрекся от престола | Константин: почему император отрекся от престола. |
Женившийся на россиянке король Малайзии отрекся от престола
Константин престола не принимал, но и формально не отказывался от него в качестве императора. Однако после скоропостижной смерти Александра Константин отрекся от престола и в первый же день правления императора Николая I случился бунт на Сенатской площади. Вместо того чтобы рассмотреть законность отречения Константина и юридическую состоятельность последней воли Александра о передаче престола Николаю, минуя Константина, Госсовет умилился великодушному «подвигу» Николая и принял решение. Междуца́рствие 1825 года — промежуток политической неопределённости в Российской империи, последовавший за смертью 19 ноября (1 декабря). После отказа от престола Константин до конца жизни продолжал титуловаться цесаревичем.
Последний король Греции Константин II умер в Афинах
В тайных актах говорилось от отречении Константина от престола в пользу Николая. Почему Николай II добровольно отрёкся от престола. Константин письменно отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая, но манифест не был сразу обнародован. Константин Павлович, впрочем, решил отказаться от своего права на наследование престола, о чем уведомил Александра I в письме от 14 января 1822 года. Сейчас император Акихито решил отречься от престола, хотя японское законодательство требует, чтобы монарх правил пожизненно.
Умер последний король Греции
Однако завещание почившего в бозе царя спутало все карты. Оказывается, в его завещании были обнаружены любопытные документы. В тайных актах говорилось от отречении Константина от престола в пользу Николая. Интересно, что весть о смерти Александра I дошла до Варшавы, где Константин был наместником Царства Польского, гораздо раньше, чем об этом узнали в Северной столице. Окружение цесаревича тут же бросилось его поздравлять с предстоящим восшествием на трон, но он холодно и равнодушно встретил свиту. Александр I в фильме «Союз спасения» Фото Кадр из фильма «Союз спасения» Затем Константин немедленно пишет письмо в Петербург, адресованное императрице-матери, где еще раз напоминает о своем некогда принятом решении не претендовать на престол. А в Петербурге вдруг затеяли непонятные политические игры. Столичный генерал-губернатор Михаил Милорадович уговаривает Николая не заявлять о своем намерении занять трон. Более того, инициатива генерала оборачивается неожиданным результатом.
Этот брак вызывал негативные эмоции и неодобрение у части людей, которые считали его предательством национальных интересов. Кроме того, другой внутренней причиной стало собственное нежелание Константина возглавлять страну в такие непростые и сложные времена. Он воспринимал престол не как свойство, долг или обязанность, а скорее как бремя и ответственность, которую он не готов был нести. Не менее важным фактором в принятии решения стала личная жизнь Константина. Его семейные проблемы, внутренние конфликты и противоречия между ним и его женой Ярославной создавали неприятное и неподдерживающее окружение, которое ослабляло его волю и влияло на принятие этого решения. В целом, внутренние причины принятия решения об отречении от престола Константином были связаны с его нежеланием и неспособностью справиться с требованиями и ожиданиями, которые лежали на его плечах в качестве государственного деятеля. Это решение имело значительные последствия для Константина и для всей страны, и оставило глубокий след в истории России. Политическое давление Одной из главных причин отречения Константина от престола было политическое давление, осуществляемое различными силами. Сразу после смерти Петра II, перспектива унаследовать трон привлекла внимание многих фракций внутри страны. Различные политические силы стремились укрепить свои позиции и использовали различные методы, чтобы влиять на принятие решений Константина. Одним из основных факторов политического давления была стремительная раздробленность и внутренние противоречия внутри страны.
С формальной точки зрения именно он был наследником престола, поскольку у его старшего брата, императора Александра I, не было сыновей. Отличился он и во время войн с Наполеоном — после "Битвы народов" под Лейпцигом Константин Павлович получил золотую шпагу с надписью "За храбрость". После окончания войны он стал командующим польском армией. Да, Царство Польское пользовалось поначалу значительной автономией и располагало своей армией, хоть численно и ограниченной. Но вот на этой должности наследника престола постигла неудача — добиться взаимопонимания с подчиненными он не сумел. Здесь, правда, стоит заметить, что это вообще была довольно сложная задача для любого человека, назначенного Петербургом. Тем не менее, Константин Павлович остался жить в Варшаве. И вскоре женился на польской графине Жанетте Грудзинской.
И пока существует человеческая история, враг никогда не оставит этого замысла. Царь не отступил от чистоты помазания Божия, не продал божественного первородства за чечевичную похлебку земного могущества. Само отвержение царя произошло именно за то, что он явился исповедником истины, и это было не что иное как отвержение Христа в лице помазанника Христова. Смысл отречения государя — спасение идеи христианской власти, и потому в нем надежда на спасение России, через отделение верных данным Богом принципам жизни, от неверных, через очищение, которое наступает в последующих событиях. Подвигом царя в отречении, таким образом, развенчиваются все ложные устремления тогдашних и нынешних устроителей земного царства, отвергающих Царство Небесное. Утверждается высшая духовная реальность, определяющая все сферы жизни: первое должно стать на первом месте, и только тогда все остальное займет свое должное место. На первом месте Бог и правда Его, на втором — все остальное, в том числе православная монархия. Как до революции, так и теперь главная опасность заключается во внешней видимости. Многие верят в Бога, в Его Промысл, стремятся установить православную монархию, но в сердце своем полагаются на земную силу — на «коней и на колесницы». Пусть, говорят они, все будет как самый прекрасный символ — крест, трехцветное знамя, двуглавый орел, — а мы будем устраивать свое, земное, по нашим земным понятиям. Но мученическая кровь царя обличает отступников, как тогда, так и теперь. Слишком много бед пришлось испытать после этого России». Поразительно, как они и тогда, и теперь хотят перевернуть все с ног на голову — потому что именно в этом и заключалась высота святости, явленной государем в подвиге отречения — в его способности измерять все духовным, вечным измерением. Вряд ли царь мог предвидеть, какие ужасные события последуют за его отречением, потому что чисто внешне он отрекся от престола, чтобы избежать бессмысленного пролития крови. Однако глубиной ужасных событий, которые открылись вслед за его отречением, мы можем измерить глубину его страданийв его Гефсимании. Царь ясно сознавал, что своим отречением он предает себя, свою семью и свой народ, который он горячо любил, в руки врагов. Но важнее всего была для него верность благодати Божией, принятой им в таинстве миропомазания ради спасения вверенного ему народа. Ибо все самые страшные беды, какие только возможны на земле: голод, болезни, вымирание народа, от которых, конечно, не может не содрогаться человеческое сердце, не идут ни в какое сравнение с вечным «плачем и скрежетом зубов» там, где нет покаяния. И, как сказал пророк решающих событий русской истории, преподобный Серафим Саровский, если бы знал человек, что есть жизнь вечная, которую Бог дает за верность Ему, то согласился бы тысячу лет то есть до конца истории, вместе со всем страдающим народом терпеть любые муки. А о скорбных событиях, последовавших за отречением государя преподобный Серафим говорил, что ангелы не будут успевать принимать души — и мы можем сказать, что благодаря отречению государя миллионы новых мучеников получили венцы в Царствии Небесном. Можно делать какой угодно исторический, философский, политический анализ, но духовное видение всегда важнее. Нам известно это видение в пророчествах святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова и других угодников Божиих, которые понимали, что никакие экстренные, внешние государственные меры, никакие репрессии, самая искусная политика не в состоянии изменить ход событий, если не будет покаяния у русского народа. Подлинно смиренному уму святого царя Николая было дано увидеть, что это покаяние будет дано очень дорогой ценой. Все остальные рассуждения в этом свете исчезают, как дым. Имеет ли значение, какой меч выберет Господь для нашего спасения! Если даже сокрушить одних врагов, то тут же на их месте возникнут новые, более страшные: «Как если бы кто убежал от льва, и напала на него медведица, и вскочит в дом и опрется руками своими о стену, и ужалит его змея Амос. Ибо окна небес отверзлись и трясутся основания земли» Ис. Спаситель предупреждает, что повторение грехов приведет еще к худшему: изгнанный нечистый дух приведет семь других, злейших себя. Мы более всего страшимся сегодня утраты независимости России, и это понятно. Но не следует путать следствие с причинами: все самые ужасные, самые разорительные иноземные нашествия — будь то Батый, Наполеон или Гитлер — ничто по сравнению с полчищами бесов, заполняющими все в народе. Говорят, что существует сценарий окончательного уничтожения России, согласно которому будет спровоцирован «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», а для «наведения порядка», будут введены войска НАТО, которые возьмут все в стране под свой контроль. Но вот, рассказывает о своих когда-то очень близких знакомых В. Распутин, почтенная, вполне положительная, уважаемая всеми женщина спокойно смотрит изо дня в день порнографические видеофильмы вместе со своей дочерью. И нам ясно, что уже не надо вводить никаких войск — или наоборот, почему бы их не ввести — все и так занято сатаной. В событии отречения государя, таким образом, по сути преломляются все главные события священной истории, смыслом которых всегда является одна и та же тайна.