Новости паулюс фельдмаршал на нюрнбергском процессе

В 1946 году Паулюс выехал в Германию, где принял участие в Нюрнбергском процессе. В 1946 году Паулюс выехал в Германию, где принял участие в Нюрнбергском процессе. Фельдмаршалу Паулюсу в советском плену предстоит пройти драматичный путь. Сидящий у микрофона на Нюрнбергском процессе свидетель обвинения, не по годам состарившийся командующий 6-й армии генерал-фельдмаршал Фридрих Вильгельм Паулюс даже не вздрогнул от этих гневных слов немецкого адвоката.

Фельдмаршал Паулюс: жизнь в советском плену

В течение получаса молчат, курят сигары. Шмидт: «А в Германии возможен кризис военного руководства». Никто не отвечает. Шмидт: «До середины марта они, вероятно, будут наступать». Паулюс: «Пожалуй, и дольше». Шмидт: «Заметили, какая здесь охрана? Много народу, но чувствуешь себя не как в тюрьме. А вот я помню, когда при штабе фельдмаршала Буша были пленные русские генералы, в комнате с ними никого не было, посты стояли на улице и входить к ним имел право только полковник». Паулюс: «А так лучше. Хорошо, что не ощущается тюрьма, но все-таки это тюрьма». К Паулюсу Шмидт и Адам относятся с уважением.

Генералам предлагают ехать в баню. Паулюс и Адам с радостью соглашаются. Решающее воздействие оказало заявление Паулюса, что русские бани — очень хорошие и в них всегда тепло. Все четверо уехали в баню. Примерно через полтора часа они возвратились. Впечатления прекрасные. Обмениваются оживленно мнениями о качествах и преимуществах русской бани перед другими. Ждут обеда, чтобы после него сразу лечь спать. Едят, хвалят кухню. Настроение поднимается.

После обеда спят почти до ужина. Ужин опять хвалят. Почти часовое молчание.

В углу сваливали в кучу пистолеты, автоматы. Это была поистине символическая картина. Мы взяли под контроль телефонную сеть, находившуюся в штабе, чтобы следить за тем, какие приказы отдаются в войска. Генерал Росске подал нам текст приказа, который он назвал «прощальным».

Вот его содержание: «Голод, холод, самовольная капитуляция отдельных частей сделали невозможным продолжать руководство войсками. Чтобы воспрепятствовать полной гибели своих солдат, мы решили вступить в переговоры о прекращении боевых действий. Человеческое обращение в плену и возможность вернуться домой после окончания войны гарантируется Советским Союзом. Такой конец — это сама судьба, которой должны покориться все солдаты. Приказываю: Немедленно сложить оружие. Солдаты и офицеры могут взять с собой все необходимые вещи…» Прочитав этот приказ, я сказал генералу Росске, что в нем должно быть четко сказано: «Всем солдатам и офицерам организованно сдаться в плен». Росске снова сел за пишущую машинку и добавил это важное указание.

Однако он сообщил нам, что у них нет связи с северной группой войск, и бои там продолжаются. На наших глазах штаб немецкой армии пришел в движение. В последний раз в Сталинграде. По многим телефонам немецкие связисты хриплыми, простуженными голосами передавали в войска текст приказа. Следом за адъютантом Адамом мы вошли к Паулюсу. Подвальная комната была небольшой, похожей на склеп. Заложив руки за спину, фельдмаршал ходил вдоль бетонной стены, как загнанный зверь.

Я назвал себя и объявил его пленником. Паулюс на ломаном русском языке произнес, видимо, давно приготовленную фразу: «Фельдмаршал Паулюс сдается Красной армии в плен». Что удивило нас тогда, так это его заявление по поводу своего мундира. В этой обстановке он счел возможным сообщить нам, что всего два дня назад произведен в фельдмаршалы. Новой формы одежды не имеет. Поэтому представляется нам в форме генерал-полковника. Паулюс заявил, что ознакомлен с текстом приказа о капитуляции и согласен с ним.

Мы спросили его о том, какие последние распоряжения Гитлера были ему переданы. Паулюс ответил, что Гитлер приказал сражаться на Волге и ждать подхода танковых групп. Поскольку нам сообщили, что штаб немецкой армии не имеет связи с группой своих войск, продолжающих вести бои в северных районах Сталинграда, я потребовал, чтобы Паулюс направил туда офицеров, которые доставят приказ о капитуляции. Однако Паулюс отказался, заявив, что теперь он — пленник и не имеет права отдавать приказы своим солдатам. После разгрома немецких войск под Сталинградом в Германии был объявлен трехдневный траур. Какой исторический урок! Слушая рассказ И.

Ласкина, мне вдруг подумалось о такой разной судьбе двух генералов — В. Чуйкова и Ф. Чуйков командовал 62-й армией. Находясь все дни обороны в блиндаже на волжском откосе он разделял многие солдатские тяготы. Он рассказывал мне при встрече: - Какие были самые тяжелые дни? Их даже трудно выделить в череде беспрерывных атак. Однажды немцы подожгли нефтяные баки, которые стояли на берегу Волги.

Горящая нефть хлынула по крутому склону, сметая все на своем пути. Мы едва выскочили наружу из блиндажа. Укрылись в стороне, в овражке. А у меня, что называется, волосы зашевелились на голове: что если в этой обстановке управление войсками будет нарушено? Стали по рации вызывать командиров дивизий и бригад, чтобы они знали: командование армии остается на месте и руководит боевыми действиями. Наши блиндажи, где располагался штаб армии, находились всего в одном-двух километрах от подножия Мамаева кургана. Бывало, немецкие автоматчики прорывались так близко, что охрана штаба вступала в бой.

Надо сказать откровенно: я, начальник штаба Крылов и член военного совета Гуров сидели с пистолетами в руках, готовые покончить с собой.

От меня никто не может ожидать, что я изменю свои взгляды, даже если мне будет грозить опасность провести в плену остаток моей жизни". Разгром 6-й армии Вермахта, а затем её капитуляция произвели ошеломляющий эффект на Гитлера. Нацисты постарались скрыть от гражданского населения тот факт, что советские войска массово взяли в плен немецких солдат. В Германии объявили трёхдневный траур. Гитлер даже устроил символические похороны Паулюса и возложил на крышку гроба фельдмаршальский жезл, который его генерал так и не получил. Обстоятельство того, что Фридрих не умер очень тщательно скрывали в Германии. Длилось это не так долго. Так как Паулюс был весьма популярен среди солдат и был одним из главных подчиненных Гитлера, то он также принимал участие в подготовке плана "Барбаросса", поэтому советскому правительству было очень важно, чтобы он отказался от своих убеждений и стал сотрудничать с советской властью.

Операцией по переубеждению фельдмаршала навали "Сатрап". Сам Паулюс наотрез отказывался признавать "Союз немецких офицеров", не соглашался сотрудничать с советскими органами, не выступал против Гитлера. Летом 1944 года фельдмаршала перевели на спец объект в Подмосковье. Союз Немецких Офицеров СНО — орган политического руководства немецким антифашистским движением во время Второй мировой войны, созданный 12 июля 1943 года на территории СССР по инициативе Коммунистической партии Германии, в который вошли ведущие германские коммунисты, а также ряд немецких солдат и офицеров из числа захваченных в плен под Сталинградом. Почти каждый день к Берии доставлялись отчеты о достижениях в операции "Сатрап". Интеллигентный, нерешительный Паулюс колебался как бывший штабист, он привык всё просчитывать, все "за" и "против". Целый ряд событий помог Фридриху сделать важное решение: открытие Второго фронта в Нормандии, операция "Багратион", потеря союзников Оси, голод и нищета в Германии, вступление в СНО новых 16 генералов, а главное- среди них был его лучший друг Wihelm Adam. Ещё можно отметить смерть его сына в Италии в апреле 1944 года. Разумеется контрольной точкой стала расправа над заговорщиками, что хотели убить Гитлера 20 июля 1944 года.

Покушение на Гитлера было совершенно людьми, которых Фридрих хорошо знал, поэтому это ещё больше удивило его и заставило изменить своё отношение к Гитлеру. С этого момента Фридрих Паулюс стал одним из главных пропагандистов в борьбе с нацизмом, что регулярно выступал по радио и призывал солдат Вермахта переходить на сторону Советского Союза, позже всё это дало неплохой эффект для советских солдат. Нацисты быстро дали ответку на такой козырь и второй сын Паулюса был посажен в тюрьму, а жена с дочерью сидели под домашним арестом. Также они вели отчаянную агитацию о смерти фельдмаршала, но советская разведка мигом её разбивала. С августа 1944 года московское радио передавало на немецком языке обращение Паулюса к германскому народу.

Однако защита подсудимых назвала все документы фальсификацией, а саму стенограмму сфабрикованной. Энвер Мамедов; Фридрих Паулюс. О приезде Паулюса не предупредили даже американцев, хотя город находился именно в американской зоне оккупации. Для того, чтобы провезти бывшего фельдмаршала в Нюрнберг, был привлечен Энвер Мамедов, переводчик советской делегации, чем-то похожий на Паулюса. Поэтому через посты американской армии на границе с советской оккупационной зоной проезжали две машины, в в которых на заднем сиденье находились мужчины в одинаковых костюмах и одинаковых шляпах. В первой машине ехал Мамедов, который должен был стать приманкой для возможного покушения, во второй — Паулюс с поддельными документами, чтобы в случае гибели его не могли опознать. Появление Паулюса в суде 11 февраля 1946 года, сторона нацистских преступников в очередной раз заявила, что показания Паулюса «сфабрикованы или сделаны под давлением и под пытками в застенках НКВД». На это председатель суда Джеффри Лоуренс спросил у советского обвинителя Романа Руденко: - Сколько дней потребовалось бы, если бы Советский Союз согласился доставить Паулюса в Нюрнберг? Настало время доставать козырь. Руденко невозмутимо ответил Лоуренсу: - Минут тридцать. Паулюс находится в резиденции Советской делегации здесь, в Нюрнберге. Представитель Ставки Верховного Главнокомандования маршал артиллерии Николай Воронов в центре и командующий Донским фронтом генерал-полковник Константин Константинович Рокоссовский слева допрашивают фельдмаршала Фридриха Паулюса. Это был эффект разорвавшейся бомбы. Даже если кто-то из присутствующих и предполагал, что Паулюс жив, то никто не ожидал, что он появится в зале суда так быстро. Присутствие бывшего фельдмаршала на суде стало самой громкой сенсацией с момента начала трибунала. Освещавшие процесс журналисты тут же стали передавать эту информацию своим изданиям. Паулюс в Нюрнберге, 1946. Legion Media Начался допрос, на котором Паулюс заявил, что в начале сентября 1940 года, когда он «начал работать в генеральном штабе главного командования сухопутных войск в качестве оберквартирмейстера», он нашел «среди прочих дел, незаконченную оперативную разработку, в которой речь шла о нападении на Советский Союз».

Главный пленник. Как из фельдмаршала Паулюса антифашиста делали

Паулюса окружили вниманием, охраной и заботой. У него был личный врач, свой повар и адьютант. Фельдмаршал, несмотря на оказанную ему честь, продолжал рваться на родину, но личным распоряжением Сталина выезд ему был запрещен. Паулюс для Сталина был ценным личным трофеем. Потерять его "вождь народов" никак не мог. Кроме того, отпускать фельдмаршала было небезопасно для него самого: в Германии отношение к нему было, мягко скажем, недоброжелательное, а смерть Паулюса могла бы серьезно ударить по репутации СССР.

В 1947 году Паулюс два месяца лечился в санатории в Крыму, но посетить могилу жены и общаться с детьми фельдмаршалу запретили. Нюрнберг Паулюс выступал одним из главных свидетелей обвинения на Нюрнбергском процессе. Когда в зал в качестве свидетеля вошел Паулюс, сидевших на скамье подсудимых Кейтеля, Йодля и Геринга пришлось успокаивать. Как говорится, ничто не забыт, ничто не забыто: Паулюс был одним из тех, кто принимал непосредственное участие в разработке плана "Барбаросса". Откровенное предательство Паулюса не могли простить даже бесчеловечные нацистские преступники.

Участие в Нюрнбергском процессе на стороне союзников, фактически, спасло фельдмаршала от срока за решеткой. Большинство немецких генералов, несмотря на сотрудничество в годы войны, все равно были осуждены на 25 лет. Паулюс, кстати, мог и не доехать до зала суда. По пути в Германию на него было совершено покушение, но своевременная работа контрразведки помогла избежать потери такого важного свидетеля.

В Волгограде снова пленили немецкого фельдмаршала Фридриха Паулюса Общество 31. Взятие в плен немецкого фельдмаршала — единственный случай в истории немецкой армии. Фото: Олег Статун Этот эпизод по многолетней традиции сегодня воссоздали сотрудники музея-заповедника Сталинградская битва и реконструкторы клуба «Пехотинец».

При подготовке использовались реальные фрагменты диалогов.

Мы торопились. Ведь каждый час боев уносил солдатские жизни. Никто не собирался от побежденного генерала Паулюса выслушивать какие-либо особые условия сдачи в плен.

Мы чувствовали себя победителями. У нас была одна цель: принять полную и безоговорочную капитуляцию немецких войск в Сталинграде. Мы ехали по заснеженной дороге, на обочинах которой саперы ставили щиты: «Осторожно, мины! На центральной площади, укрывшись за грудой камней, мы некоторое время наблюдали.

В окнах универмага, заложенных кирпичами и мешками — огневые точки. Как потом узнали, здание обороняли три тысячи солдат и офицеров. Через переводчика, в рупор мы передали, что идут представители Красной армии. Однако никто не вышел нам навстречу.

На площади виднелась одна тропинка, остальные подходы к зданию, как нас предупредили, были заминированы. Мы решили не ждать, пока поработают наши саперы, и по той же тропе, по которой прошел Ильченко, двинулись к фашистскому логову. Нас было пятеро, вместе со мной — командир батальона Латышев, переводчик Степанов и двое автоматчиков. Отдали приказ, - если понадобится, прикрыть нас огнем.

Когда мы подошли к входу в здание, то увидели плотную цепочку немецких офицеров, которые, закрывая вход в подвал, угрюмо смотрели на нас. Даже когда наша группа подошла к ним вплотную, они не сдвинулись с места. Что было делать? Мы плечами отодвинули их от входа.

Опасаясь выстрела в спину, стали спускаться в темный подвал». Группа генерала Ласкина шла принимать капитуляцию от имени сотен тысяч жителей города: немцы ворвались в Сталинград как каратели. Бомбовыми ударами и снарядами разрушали жилые дома, школы, больницы, театры, музеи. На сгоревших улицах в земляных норах люди молились: «Только бы не попасть к немцам…» Подходя к убежищу, где прятались в основном женщины с детьми немецкие солдаты без предупреждения бросали вниз гранаты.

Раненых пристреливали на месте, живых, толкая прикладами, гнали в степь. Одни попадали потом в концлагеря, другие — на каторжные работы в Германию. Боялись, что услышав русскую речь, немцы с перепугу начнут палить. Шли в темноте, держась за стену, надеясь, что в конце концов наткнемся на какую-нибудь дверь.

Наконец ухватились за ручку и вошли в освещенную комнату. Сразу заметили на мундирах находившихся здесь военных генеральские и полковничьи погоны. Я подошел к столу в центре комнаты и громко через переводчика сказал всем присутствующим: «Мы — представители Красной армии. Сдать оружие!

Я еще раз резко повторил команду. Никто из них сопротивления не оказал. Один за другим немцы стали называть свои имена. В помещении находились начальник штаба генерал Шмидт, командующий южной группой войск генерал Росске и другие высшие военные чины.

Генерал Росске заявил, что командующий Паулюс передал ему полномочия по ведению переговоров. Я потребовал немедленной встречи с Паулюсом. К тому же он нездоров». Молнией мелькнула мысль: «Может быть, здесь идет какая-то игра, а Паулюса успели переправить в другое место?

Я потребовал, чтобы начальник штаба Шмидт отправился к нему и передал наши условия капитуляции немецких войск. По моему приказу следом за Шмидтом последовал комбат Латышев с тем, чтобы установить наш пост у кабинета Паулюса. Никого туда не впускать и не выпускать. У двери встал рядовой Петр Алтухов.

К тому времени наша группа, уполномоченная принять капитуляцию немецких войск, значительно расширилась. К нам присоединились начальник оперативного отдела армии Г. Лукин, начальник разведотдела И. Рыжов, командир 38-й стрелковой бригады И.

Этот канал для тех - кому не безразлично наше славное прошлое. Тут будут разные истории и воспоминания, с противоположных сторон конфликта.

Фридрих Паулюс: ценный трофей советского командования

Фельдмаршал Фридрих Паулюс, взятый в плен советскими войсками, на пути в штаб 64-й армии. Было допрошено 360 свидетелей, среди которых оказался тайно привезённый советской стороной в Нюрнберг фельдмаршал Паулюс, и рассмотрено порядка 200 тысяч письменных показаний. К суду Паулюса не привлекали (за исключением Нюрнбергского, где он выступал в качестве свидетеля обвинения), он жил на подмосковной даче, переписывался с родственниками, имел личную прислугу и даже повара, его лечили в Ялте.

Допрос фельдмаршала Фридриха Паулюса на Нюрнбергском процессе. Военные истории. Мемуары солдат.

Фельдмаршалу Паулюсу в советском плену предстоит пройти драматичный путь. В них экс-фельдмаршал призывал немецкий народ к устранению Адольфа Гитлера и прекращению войны. А сразу после разгрома гитлеровской Германии именно Паулюс стал одним из основных свидетелей советского обвинения на Нюрнбергском процессе, ему. Немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс, командовавший 6-й армией и сдавшийся в плен после ожесточенных боев и окружения под Сталинградом, активно сотрудничал с Советским Союзом, что сильно раздражало Гитлера. Фельдмаршал Паулюс выступает против Гитлера 8 августа 1944 года, в тот день, когда в Берлине по приказу Гитлера был повешен генерал-фельдмаршал фон Витцлебен, фельдмаршал Паулюс отказался от сдержанности, которую он проявлял более полутора лет. Сэр Норман Биркетт, английский судья на Нюрнбергском процессе, позже писал в своих воспоминаниях: "Перекрестный допрос не продолжался еще и десяти минут, когда стало совершенно очевидным, что ситуацией полностью владеет не господин судья Джексон. Было допрошено 360 свидетелей, среди которых оказался тайно привезённый советской стороной в Нюрнберг фельдмаршал Паулюс, и рассмотрено порядка 200 тысяч письменных показаний.

В Волгограде снова пленили немецкого фельдмаршала Фридриха Паулюса

Приложил и фельдмаршала Фридриха Паулюса, разгромленного и взятого в плен под Сталинградом. Фельдмаршал Паулюс, начальник его штаба генерал-лейтенант Шмидт и его адьютант. Гитлер присваивает Паулюсу высшее воинское звание — фельдмаршала. Пленного генерал-фельдмаршала Паулюса (хорошо видны погоны генерал-оберста) и его адъютанта конвоируют в штаб 64-й армии. Паулюс стал первым генерал-фельдмаршалом Германии, который попал в плен. Фельдмаршал Фридрих фон Паулюс сдается Советам в штабе 64-й армии 31 января 1943 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий