Эта новость стала логическим продолжением состоявшегося за несколько дней до этого саммита БРИКС, проведённого в формате видеосвязи. Хотя БРИКС уже охватывает 40% населения Земли, а также 26% мирового ВВП (примерно равно доле стран G7, где в среднем население существенно богаче). Россия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР. членов БРИКС, заявил, что Москва в рамках своего председательства в 2024 году будет способствовать.
БРИКС расширился за закрытыми дверями
Постоянно пиарит ее координирующую роль. Но если она так и дальше будет координировать, принимать решения против РФ, закрывать глаза на преступления Киева, то это нанесет вред нашим национальным интересам. Мы ведь в ООН даже визу не можем получить нормально! Поэтому БРИКС, где мы равноправные члены, можем влиять на принятие решений, где против нас не применяются санкции — это очень здорово. Это в наших интересах. Он хотел сначала засунуть ногу в дверь, а затем и влезть самому. Хорошо, что его не пустили. Надо блокировать участие стран с подобного рода неблаговидными намерениями. Например, тех, кто участвует в западной коалиции против нас — например, Японию, Южную Корею, которые участвуют в системе санкций.
Потому что цель не в создании антизападной коалиции, а в ограничении влияния Запада. И все, кто внутри этой организации, уже выходят из его сферы влияния. Конечно, какие-то противоречия у них останутся, но главное, они не будут встраиваться в прозападную политику, направленную против России, а также Китая. Значит, это в их интересах. С чего бы им выходить из объединения?
Изображение Чжао Лицзянь опубликовал после призывов G7 к Китаю надавить на российских коллег.
Члены сообщества заметили, что КНР должна встать рядом со всем мировым сообществом. А потому Китай решил показать, что же именно Запад считает тем самым сообществом и как ситуация выглядит на самом деле.
Речь пока не идёт о победе над долларом, но об альтернативе ему. Это игра в долгую и она будет вестись, тем более, что страны-кандидаты в БРИКС не только хотят, но подталкивают к этому. Отметим, что страны сближаются в плане создания даже некоего военного блока. ЮАР провела совместные военно-морские учения с Россией и Китаем, а Бразилия приняла у себя иранские военные корабли, Китай поддержал Аргентину в её споре с Англией за Фолклендские острова. Представители обсуждают такие вопросы, как борьба с терроризмом, транснациональные преступления и кибербезопасность. Все страны заинтересованы в сотрудничестве с Африкой, даже РФ на саммите «Россия-Африка» взяла курс на строительство более прочного и взаимовыгодного сотрудничества. Многие наблюдатели в Вашингтоне и некоторых западных столицах всегда довольно пренебрежительно относились к БРИКС, считая его всего лишь переговорной платформой, мало влияющей на внешнюю политику Запада.
Но когда в блоке есть очередь на вступление, его трудно охарактеризовать как неактуальный.
Будет ли оформлен идеологический стержень БРИКС, под которым в разных трактовках подразумевались стремление к справедливости, антиколониализм и даже антизападничество или даже пусть китайская, но вполне травоядная концепция «сообщества единой судьбы человечества»? Наконец, два базовых вопроса: произойдет ли расширение БРИКС и на каких условиях, а также хватит ли у участников смелости основать альтернативную западу валютно-торговую платформу.
Любой из этих пунктов обещал серьезные дебаты, и именно такие, по признаниям дипломатов, и состоялись в Йоханнесбурге. Исторический момент ставил перед организацией жесткие рамки. Если бы по итогу саммита не удалось достичь никаких конкретных решений и все обошлось бы декларацией с заделом на будущее, наблюдателям пришлось бы зафиксировать неготовность развивающегося мира оформить заявку на субъектность.
В перспективе это было бы чревато расползанием участников к имеющимся проамериканским институциям. В итоге было принято компромиссное решение. Концептуальные вопросы были отложены, а выбор сделан в пользу поэтапного расширения состава участников.
Их консолидация обеспечена признанием ключевой роли традиционных мировых институтов, таких как ООН и G20, хотя и высказано пожелание увеличить представительство развивающихся стран в Совбезе, «международных организациях и на многосторонних форумах». О новой валюте и альтернативной финансовой системе, похоже, говорили мало, однако лидеры БРИКС выступили за использование национальных валют в международной торговле и финансовых операциях между странами объединения, борьбу с торговыми барьерами и односторонними санкциями. Мы недооцениваем, как далеко продвинулись Соединенные Штаты в осмыслении децентрализованного мира.
Там эти идеи давно обсуждаются, и они к нему готовы больше, чем остальные. У США вопросы управления хаосом в режиме полицентричного мира хорошо проработаны. К этому надо быть готовыми».
Да, Запад всех допек, и нужна альтернатива. Но, думаю, даже если где-то организация будет медлить — структуру взаимоотношений это не изменит. У стран будет альтернатива, какой союз выбрать.
Понятно, что в блоке есть внутренние противоречия. Есть страны, которые не так критично настроены по отношению к западному миропорядку, та же Бразилия, да и Индия, пожалуй. По сути, это тоже колониализм, только в новой упаковке», — сказал Путин Сюрпризы расширения Официальная тема 15-го саммита в Йоханнесбурге была заявлена как «БРИКС и Африка: партнерство ради взаимного ускорения роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности».
Но основным вопросом, конечно, стало расширение организации. Главным сторонником расширения клуба выступал Китай, который видит в БРИКС площадку для продвижения своих быстрорастущих политических и экономических интересов. К скептикам можно отнести Индию и Бразилию, опасающихся постепенного размывания своего влияния в организации.
Россия в отношении принятия новых членов занимала нейтральную позицию. Однако с очередью государств, подавших заявки на присоединение, нужно было что-то делать. При этом организация пока сохранила прежнее название, созвучное по произношению в английском языке со словом «кирпичи» BRICS — bricks.
Более того, на следующем саммите БРИКС, который состоится в 2024 году под председательством России в Казани, могут быть удовлетворены очередные заявки на присоединение ряда стран, среди которых присутствуют значимые с точки зрения мировой экономики Алжир, Турция, Мексика и Индонезия. Еще немного голых цифр. Однако как эти ресурсы будут конвертированы в политический вес или конкретные решения — пока вопрос.
И в этом плане настораживают прежде всего Бразилия и Индия. Выбор новых членов меня озадачил, — говорит Иван Лошкарев. Объединенные Арабские Эмираты тоже своеобразная троянская лошадка.
Очень радует наличие в списке новых членов Египта и Ирана. А турецко-катарскую ось проигнорировали. Эфиопия независимая, но там традиционно сильны и западные позиции, и позиции откровенно недружественных нам стран.
Пока непонятно, насколько новые государства в составе БРИКС помогут в выстраивании альтернативного порядка». По мнению Примакова, этот союз мог стать не только военно-политическим альянсом трех крупнейших незападных держав, но и «краеугольным камнем» нового многополярного мира, при этом каждая из сторон триумвирата развивала бы двусторонние отношения с другими странами мира. Взаимодействие Москвы, Пекина и Нью-Дели даже с примкнувшими к ним Бразилиа и Преторией могло бы обойтись без формальных договоренностей и основываться на взаимопонимании сторон — равно как происходит координация стран G7.
Расширение БРИКС: какие страны вошли и еще войдут в альянс – инфографика
Именно этим и интересен БРИКС новым потенциальным членам — как платформа без гегемонии, без диктата, без замашек «мирового жандарма». 22 августа саммит БРИКС, вокруг которого в течение нескольких месяцев было сломано столько копий, начнет свою работу. С 22 по 24 августа в ЮАР пройдёт 15-й саммит БРИКС.
Мировые новобранцы: какое будущее ждет БРИКС
Китай уже может тягаться не только с другими странами, но и с объединениями стран. Соглашение о создании объединенной киберполиции Главы стран БРИКС подписали в августе 2018 года в ходе прошедшего в Йоханнесбурге саммита итоговую декларацию о сотрудничестве в различных сферах. В числе прочего, в документе фигурирует пункт о создании объединенной киберполиции. По словам члена Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации Андрея Манойло, в подписаном документе особое внимание уделено сотрудничеству стран БРИКС в сфере обеспечения коллективной информационной безопасности , в том числе в области использования информационно-коммуникационных технологий ИКТ. Создание объединенной киберполиции призвано помочь организовать противодействие актуальным киберугрозам, таким как информационный терроризм, экстремизм, а также операции информационной войны и масштабные хакерские атаки. При всей высокой степени накачанности кибермускулатуры, у России , Китая, Индии , Бразилии и ЮАР по-прежнему остаются проблемы, связанные с обеспечением безопасности и защитой государственного суверенитета, которые в принципе невозможно решить на национальном уровне», - отметил специалист.
Предполагается, что объединенная киберполиция будет работать по принципу Интерпола и иметь наднациональный характер, однако деятельность нового правоохранительного органа будет ограничиваться странами-участницами БРИКС. Об этом сообщил глава Минкомсвязи Николай Никифоров. Инициатива была озвучена главой ведомства Николаем Никифоровым на проходящей в Ханчжоу КНР встрече министров связи и телекоммуникаций. Он рассказал: «Мы сегодня на встрече в том числе предлагали рассмотреть концепцию конвенции ООН по безопасному интернету. Глава Минкомсвязи отметил, что интернет и информационные технологии сегодня стоит рассматривать, как некий инфраструктурный базис для цифровой экономики.
Он считает, что сейчас нужно определить международный и национальный уровни регулирования цифровизации общества и зафиксировать в концепции. Что-то может быть разрешено в одной стране и запрещено в другой. Нужно к этому относиться с уважением», — подчеркнул он. Никифоров, выражая беспокойство по поводу существующей в мире монополии на информационные платформы, отметил: «Мы считаем, что цифровая экономика невозможна без единого доверительного отношения в информационном пространстве, а это невозможно сделать без того, что мы на настоящих нормах международного права, не каких-то выдуманных соглашениях, а прямо на основе международного права, прямо в ООН должны утвердить вот эти подходы. Должны быть некие понятные и прозрачные международные правила, в рамках которых определено, кто же что имеет право делать, как мы обеспечиваем безопасность в интернете, как мы обеспечиваем безопасность персональных данных наших граждан, как мы управляем критической инфраструктурой, чтобы никто не мог какие-то помехи внести в работу.
И сегодня нет ни одного международного документа, который как-то это определял». В ходе консультаций министры обсудили вопросы сотрудничества в нынешний период активного развития новых технологий, когда промышленность одновременно получает множество возможностей, но и стоит перед определенными вызовами. Этот механизм предоставления ликвидности начал действовать в 2016 году. Почти в каждом сравнении они будут наибольшим глобальным объектом. Эти четыре страны среди самых больших и наиболее быстро растущих формирующихся рынков.
Однако Goldman Sachs не утверждал, что эти четыре страны создадут политический союз такой как Европейский союз или любая официальная торговая ассоциация, как АСЕАН. Тем не менее, эти страны предприняли шаги по увеличению своего политического сотрудничества — главным образом ради влияния на положение США в основных торговых соглашениях или, через неявную угрозу политического сотрудничества, как способ извлечь политические выгоды из США — такие как предложенное ядерное сотрудничество с Индией. Бразилия, Россия, Индия и Китай обладают значительным интеграционным потенциалом, реализация которого позволит более эффективно влиять на глобальные процессы. Pocket World in Figures.
Он не накладывает жестких обязательств и не имеет инструментов принуждения к исполнению своих решений. Все происходит путем консультаций, согласований и выработки единой точки зрения, к которой присоединяются все участники.
Но это, безусловно, больше, чем просто «переговорная площадка». Это клуб стран, объединяющих свои усилия для достижения взаимовыгодных интересов. Именно этим и интересен БРИКС новым потенциальным членам — как платформа без гегемонии, без диктата, без замашек «мирового жандарма». Тем не менее, чтобы противостоять странам «золотого миллиарда» и, конечно, в первую очередь США, союзу надо укрепить именно свою формальную сторону. При этом, безусловно, страны — основательницы БРИКС хотели бы сохранить для себя некие особые права, закрепить свою ведущую роль, что вполне понятно и естественно. Поэтому работы еще много, но она как раз может привести к переформатированию всей мировой системы международных отношений и созданию более справедливого и инклюзивного мирового порядка.
Валютные страсти и политические интриги Одним из важных элементов в борьбе за экономическую справедливость и суверенитет страны БРИКС рассматривают реформирование системы мировых финансов, а точнее, уход от гегемонии доллара в международных расчетах. При этом сложность задачи по формированию нового финансового пространства прекрасно осознается всеми участниками объединения. Проще говоря, торговля в долларах все еще доминирует, а контролируемая Западом система межбанковских расчетов SWIFT пока является серьезным инструментом влияния. И тем не менее даже сейчас альтернативы есть! Страны БРИКС все активнее переходят на взаиморасчеты в национальных валютах, юань часто используется как резервная валюта внутри объединения. В качестве предложения рассматривался и вопрос о более активном использовании валют других государств в частности, африканских во взаимных расчетах.
Тот же Новый банк развития БРИКС постепенно сможет взять под контроль финансовые и инвестиционные потоки внутри организации, не обременяя при этом своих должников излишними политическими обязательствами и ограничениями, как это происходит сейчас с теми, кто пользуется услугами МВФ или Всемирного банка.
У США вопросы управления хаосом в режиме полицентричного мира хорошо проработаны. К этому надо быть готовыми». Да, Запад всех допек, и нужна альтернатива. Но, думаю, даже если где-то организация будет медлить — структуру взаимоотношений это не изменит. У стран будет альтернатива, какой союз выбрать.
Понятно, что в блоке есть внутренние противоречия. Есть страны, которые не так критично настроены по отношению к западному миропорядку, та же Бразилия, да и Индия, пожалуй. По сути, это тоже колониализм, только в новой упаковке», — сказал Путин Сюрпризы расширения Официальная тема 15-го саммита в Йоханнесбурге была заявлена как «БРИКС и Африка: партнерство ради взаимного ускорения роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности». Но основным вопросом, конечно, стало расширение организации. Главным сторонником расширения клуба выступал Китай, который видит в БРИКС площадку для продвижения своих быстрорастущих политических и экономических интересов. К скептикам можно отнести Индию и Бразилию, опасающихся постепенного размывания своего влияния в организации.
Россия в отношении принятия новых членов занимала нейтральную позицию. Однако с очередью государств, подавших заявки на присоединение, нужно было что-то делать. При этом организация пока сохранила прежнее название, созвучное по произношению в английском языке со словом «кирпичи» BRICS — bricks. Более того, на следующем саммите БРИКС, который состоится в 2024 году под председательством России в Казани, могут быть удовлетворены очередные заявки на присоединение ряда стран, среди которых присутствуют значимые с точки зрения мировой экономики Алжир, Турция, Мексика и Индонезия. Еще немного голых цифр. Однако как эти ресурсы будут конвертированы в политический вес или конкретные решения — пока вопрос.
И в этом плане настораживают прежде всего Бразилия и Индия. Выбор новых членов меня озадачил, — говорит Иван Лошкарев. Объединенные Арабские Эмираты тоже своеобразная троянская лошадка. Очень радует наличие в списке новых членов Египта и Ирана. А турецко-катарскую ось проигнорировали. Эфиопия независимая, но там традиционно сильны и западные позиции, и позиции откровенно недружественных нам стран.
Пока непонятно, насколько новые государства в составе БРИКС помогут в выстраивании альтернативного порядка». По мнению Примакова, этот союз мог стать не только военно-политическим альянсом трех крупнейших незападных держав, но и «краеугольным камнем» нового многополярного мира, при этом каждая из сторон триумвирата развивала бы двусторонние отношения с другими странами мира. Взаимодействие Москвы, Пекина и Нью-Дели даже с примкнувшими к ним Бразилиа и Преторией могло бы обойтись без формальных договоренностей и основываться на взаимопонимании сторон — равно как происходит координация стран G7. Однако идее Примакова о военно-политическом союзе России, Индии и Китая сбыться было не суждено, а нынешнее расширение БРИКС не оставляет шансов для кулуарной выработки решений. Критики сценария развития организации «не вглубь, а вширь», без артикуляции четких целей и задач, указывают, что БРИКС рискует превратиться в некий аналог Генассамблеи ООН для развивающихся стран: это удовлетворит их амбиции с точки зрения «веса» в мировой политике, но по факту никак не окажет влияния на ее развитие. Возможно, в перспективе мы увидим создание некоторого аналога Совбеза ООН из наиболее сильных в военно-политическом и экономическом плане стран, который сможет проводить в жизнь отдельные решения сообщества, минуя долгие обсуждения и согласования.
Более того, пятерка основателей БРИКС, сохранивших статус и название организации, вероятно может претендовать на такую роль. Но вряд ли остальные участники готовы признать за ней право выносить коллективные суждения. Особенно если речь пойдет о вопросах принципиальных — военных операциях, конфронтации, революционных финансово-экономических мерах. В то же время пущенное на самотек развитие БРИКС при дальнейшем расширении может привести к формированию в организации групп и кланов например, «нефтяных» или «региональных». В таком случае сообществу грозит либо дезорганизация, либо усиление Китая. Китай, впрочем, всячески отнекивается от перспективы лидерства в БРИКС, а председатель КНР Си Цзиньпин даже заявил, что «китайская нация не имеет в своих генах гегемонистских черт» и «тяги к великодержавным играм».
Китайская идея именно этим и нравится развивающимся странам, поскольку осуществляется без жесткого давления. Как китаист, могу сказать, что для КНР идея столкновений, конфронтации — чуждая, в их политической культуре принято учитывать все нюансы и спорные моменты». Как бы то ни было, приняв через семнадцать лет после своего основания решение преобразоваться из неформального клуба пяти стран в большую международную и межконтинентальную организацию, БРИКС будет вынужден найти ответы на принципиальные вопросы о смысле своего существования.
Причем стабильность такого инструмента сможет быть гарантирована вполне осязаемыми ресурсами, в том числе драгоценными металлами или же иными минеральными запасами, имеющимися в наличии у стран БРИКС, особенно в их новом составе. Не менее важным стало и утверждение позиции БРИКС по вопросам «односторонних незаконных мер, таких как санкции» в преломлении мировой торговли и особенно «торговли сельскохозяйственной продукцией», что можно рассматривать и как косвенную поддержку позиции России по ситуации с зерновой сделкой. Интересна и часть документа, касающаяся оценки региональных конфликтов, с исключительно обтекаемыми формулировками по сложным ситуациям, затрагивающим интересы кого-либо из БРИКС, или же в рамках антиколониальной повестки, но с более жесткими формулировками. Фактически в документе декларации были высказаны особые, зачастую отличающиеся от стандартного западного дискурса позиции.
Аналогично стоит обратить внимание и на энергетическую часть декларации. Фактически БРИКС делает заявку на собственную, отличную от западного дискурса идеологию энергоперехода. В документе нашлось место не только стандартным ВИЭ, но и атомной энергетике, и водороду, гидроэнергетике, а также ископаемому топливу — все исходя из национальных возможностей «справедливого перехода к более гибким, устойчивым и стабильным энергетическим системам». Это лишь некоторые примеры, но они позволяют увидеть рост самосознания БРИКС как ядра нового миропорядка. С одной стороны, никто в БРИКС и не думает о противопоставлении своей группы «семерке», Западу в целом или кому бы то ни было еще. С другой стороны, БРИКС определенно делает все более уверенные заявки на собственное, иногда сильно отличное от общепринятого и сформулированного по западным лекалам мнение. Все — это не только «семерка».
Тема действительно муссировалась очень активно, а спрос на членство возрастал в геометрической прогрессии, непосредственно к саммиту создав эффект некоего ажиотажа. Причем этот ажиотаж возник не только исходя из роста официальных аспирантов на членство — по разным оценкам, помимо официальных 23 стран, неформальный интерес высказали еще примерно столько же государств мирового большинства. Следует иметь в виду еще и реакцию «золотого миллиарда», в этот раз не ограничившегося экспертными обсуждениями никчемности БРИКС в СМИ, а вышедшего на новый уровень реагирования — от попыток получить приглашение на саммит, как Макрон, до давления на страны-кандидаты, такие как Аргентина. Накал страстей и эмоций наблюдался в экспертной, а также псевдоэкспертной среде, ранее не удостаивавшей встречи БРИКС таким пристальным вниманием. Одним и тем же решениям давались диаметрально противоположные оценки, буквально «за уши» притягивались внешние, не связанные с БРИКС события. Примечательно, что обладавшая более четверти века монополией на существование в качестве «клубного» механизма «Группа семи» такого уровня внимания и разнообразия отношения не получала никогда. Что собой представляет «Группа семи»?
Это элитный клуб, который изначально виделся сродни чему-то вроде Бильдербергского клуба, только с участием действующих руководителей развитых стран Запада, а его закрытый характер провоцировал общественное недовольство в первую очередь в самих тех странах.
БРИКС пополнилось на сотни миллионов людей и триллионы долларов
Иллюстрация: jeep-forum. Об этом пишет обозреватель Pravda. Ru Любовь Степушова. Тема саммита этого года: «БРИКС и Африка: партнерство во имя взаимного ускорения роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности».
Президент России Владимир Путин появится по видеосвязи. Министр иностранных дел Сергей Лавров будет на месте представлять Россию. Лидеры или представители около 60 развивающихся стран собираются посетить саммит.
Думается, что в такой кампании Лавров не подкачает.
По словам собеседников агентства, бразильская сторона опасается испортить отношения с Западом. Помимо этого, продолжают собеседники, Бразилия предлагала ввести поэтапную процедуру через формат «государство-наблюдатель» и «страна-партнер», прежде чем будут рассмотрены заявки для продвижения новых членов. Так, ОАЭ является региональным финансовым центром, а Египет обладает логистическим преимуществом в виде Суэцкого канала и является мостом между Арабским миром и Черной Африкой. Аргентина нуждается в кредитах, инвестициях, она заинтересована в переходе к расчетам в национальных валютах. Остальные стремятся сотрудничать в энергетической сфере, выстраивании новых логистических цепочек», — сказал эксперт.
Включение новых групп государств в БРИКС — результат компромисса в переговорах между конкретными лидерами, полагает главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Специалист добавил, что США совершили "революцию сланцевой нефти" в 2010-х годах. Благодаря внедрению новых технологий они стали разрабатывать собственные месторождения и сократили импорт. При этом у ряда стран, вроде Мексики и Канады, уровень закупок остался на том же уровне. А из государств Ближнего Востока объемы поставок снизились. Сейчас Саудовская Аравия переориентировалась на китайский рынок. Из-за этого у них появились политические риски. Поэтому страна ищет новых партнеров на внешнеполитической арене.
Экономически они не пострадают, но для них [вступление шести крупнейших поставщиков в БРИКС] — определенный звоночек. Они же открыто против выступают. А тут получается, еще одна площадка образуется, где эти нефтяные производители — Россия, Саудовская Аравия, ОАЭ и другие — тоже начинают сотрудничать", — подчеркнул эксперт». Нервная реакция со стороны стран Запада по поводу происходящих перемен уже отмечается, а значит БРИКС и новые члены организации делают шаги в правильном направлении.
Под ней понимается структура, которая дополнила бы сотрудничество между пятью основными членами за счет более широкого круга, сформированного каждым из её членов в рамках соответствующих региональных интеграционных блоков и организаций. В 2017 году «ноу-хау» китайского председательства стало развитие формата «аутрич» с привлечением внерегиональных игроков — крупнейших стран Азии, Африки, Латинской Америки, многие из которых до этого момента не входили в сферу влияния председательствующей страны. Чего стоит только беспрецедентное количество стран, всего 28, приглашенных к участию в Форуме политических партий, мозговых центров и гражданских организаций стран БРИКС, который состоялся в июне 2017 года в китайском городе Фучжоу. Часть этих стран благодаря своему региональному влиянию, экономическому потенциалу, размеру территории и численности населения по праву претендует на то, чтобы надолго войти в ареал деятельности БРИКС. По заявлению южноафриканских чиновников, в преддверии саммита более 40 стран выразили заинтересованность в присоединении к БРИКС, около 20 из них официально обратились с просьбой о приёме.
Одновременно с этим было утверждено положение об оргкомитете саммита, а также о его председателе.
БРИКС расширяется в поисках смысла
Как известно, саммит БРИКС в ЮАР вызвал неподдельный интерес аналитиков во всем мире. Страны БРИКС выступают за мирные переговоры между Россией и Украиной, установление стабильной и безопасной обстановки в Афганистане, мирное урегулирование проблемы. Показано, что процесс старения население идет во всех странах БРИКС, но степень старения существенно различается. Россия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР. Цель совместного исследования – выявление особенностей и тенденций развития платформенной занятости населения в странах БРИКС под влиянием цифровой.
Названы главные ожидания от расширения БРИКС: вызов Западу
Население стран-участниц БРИКС составляет 42% от общемирового. Россия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР. Например, по суммарной площади шесть потенциальных новых членов БРИКС вдвое превосходят Евросоюз, а их суммарное население — более 550 миллионов человек. Издание приходит к выводу, что страны БРИКС благодаря быстрому росту населения в самом деле приобрели производственный потенциал, который превосходит страны "семерки". Страны БРИКС совокупно занимают 30 % земной поверхности, их население составляет 42 % от мирового.
БРИКС пополнился шестью странами.
О желании присоединиться к экономическому содружеству заявляли еще 23 страны. Еще до саммита, в прошлом году БРИКС сообщило о расширении списка стран, ради большей инклюзивности организации. Одной из задач саммита было решение вопроса об условиях, на которых будут приняты новые члены, и каким образом будет проходить присоединение.
Пока непонятно, насколько новые государства в составе БРИКС помогут в выстраивании альтернативного порядка».
По мнению Примакова, этот союз мог стать не только военно-политическим альянсом трех крупнейших незападных держав, но и «краеугольным камнем» нового многополярного мира, при этом каждая из сторон триумвирата развивала бы двусторонние отношения с другими странами мира. Взаимодействие Москвы, Пекина и Нью-Дели даже с примкнувшими к ним Бразилиа и Преторией могло бы обойтись без формальных договоренностей и основываться на взаимопонимании сторон — равно как происходит координация стран G7. Однако идее Примакова о военно-политическом союзе России, Индии и Китая сбыться было не суждено, а нынешнее расширение БРИКС не оставляет шансов для кулуарной выработки решений.
Критики сценария развития организации «не вглубь, а вширь», без артикуляции четких целей и задач, указывают, что БРИКС рискует превратиться в некий аналог Генассамблеи ООН для развивающихся стран: это удовлетворит их амбиции с точки зрения «веса» в мировой политике, но по факту никак не окажет влияния на ее развитие. Возможно, в перспективе мы увидим создание некоторого аналога Совбеза ООН из наиболее сильных в военно-политическом и экономическом плане стран, который сможет проводить в жизнь отдельные решения сообщества, минуя долгие обсуждения и согласования. Более того, пятерка основателей БРИКС, сохранивших статус и название организации, вероятно может претендовать на такую роль.
Но вряд ли остальные участники готовы признать за ней право выносить коллективные суждения. Особенно если речь пойдет о вопросах принципиальных — военных операциях, конфронтации, революционных финансово-экономических мерах. В то же время пущенное на самотек развитие БРИКС при дальнейшем расширении может привести к формированию в организации групп и кланов например, «нефтяных» или «региональных».
В таком случае сообществу грозит либо дезорганизация, либо усиление Китая. Китай, впрочем, всячески отнекивается от перспективы лидерства в БРИКС, а председатель КНР Си Цзиньпин даже заявил, что «китайская нация не имеет в своих генах гегемонистских черт» и «тяги к великодержавным играм». Китайская идея именно этим и нравится развивающимся странам, поскольку осуществляется без жесткого давления.
Как китаист, могу сказать, что для КНР идея столкновений, конфронтации — чуждая, в их политической культуре принято учитывать все нюансы и спорные моменты». Как бы то ни было, приняв через семнадцать лет после своего основания решение преобразоваться из неформального клуба пяти стран в большую международную и межконтинентальную организацию, БРИКС будет вынужден найти ответы на принципиальные вопросы о смысле своего существования. При этом одни страны первым делом хотят изменить политическую реальность, другие — торговые и экономические правила игры, и все заинтересованы в гарантиях собственной безопасности.
Естественно, весь этот противоречивый букет желаний адресуется либо существующему мировому гегемону — США, либо коллективному Западу, в том числе его политическим военным и финансовым институтам. При этом страны БРИКС совершенно не собираются вести с Западом войну на уничтожение в прямом и переносном смысле слова. Требуя от США уважения к своим национальным интересам, Россия, Китай и партнеры лишь хотят диалога с американцами на равных.
В экономике требования стран БРИКС, как правило, сводятся к устранению возводимых Западом барьеров в виде односторонних санкций и торговых ограничений. Таким образом, «антизападная идеология» БРИКС всего лишь отражает пожелания нормализации отношений с западным миром, и ее можно считать конструктивной платформой. Проблема в том, что как раз равного диалога в Вашингтоне и не приемлют, а в целом западные политики, несмотря на мантры об инклюзивности и равноправии, продолжают в отношении развивающихся стран политику неоколониализма.
Например, Госдеп США, даже пытаясь втянуть Индию в антикитайский блок и суля инвестиции в авиастроение и кораблестроение, позволяет себе порицать религиозную и национальную политику Нью-Дели, а также указывать на «репрессии против журналистов и диссидентов». При равноправных отношениях Индия могла бы поднять вопрос о репрессиях в США, развернутых против преподавателей школ и университетов, которые не желают повторять ересь о существовании нескольких десятков гендеров или праве пятилетних детей менять свой пол. Требование России к НАТО остановить продвижение на восток, требования Китая к США отменить торговые ограничения и перестать вооружать Тайвань и пока молчаливое желание Индии видеть уважительное отношение к своей национальной идентичности, по сути, имеют общее основание — требование справедливости.
Но очевидно также и то, что у этого объективного процесса — процесса создания нового миропорядка — все-таки есть непримиримые противники, стремящиеся этот процесс затормозить, сдержать становление новых, самостоятельных центров развития и влияния в мире», — заявил президент России Владимир Путин, обращаясь по видеосвязи к участникам саммита. Куда идти дальше? Продолжить путь сотрудничества и интеграции или повернуться к расколу и конфронтации?
Продолжить путь мира или скатиться в пучину новой холодной войны? Продолжить путь открытости во имя процветания или погрузиться в болото рецессии из-за гегемонии и буллинга? Укрепить взаимодоверие в ходе контактов или допустить растление души гордыней и предубеждением?
Разница в том, чем та или иная страна готова пожертвовать ради достижения своих представлений о справедливости. И насколько достижение этих ценностей может компенсировать отток западных кредитов, инвестиций, инноваций в случае конфликта с «мировым полицейским». При этом политические или экономические цели членов БРИКС могут противоречить интересам других стран-участниц.
А часть государств может попытаться вступить в организацию лишь ради того, чтобы поднять свою значимость в глазах США и в надежде получить щедрое вознаграждение за возвращение в лоно Запада. Ярким примером тому служат Китай и Индия, имеющие разногласия относительно принадлежности региона Аксайчин на Тибетском плато. К счастью, перманентные пограничные конфликты не перерастают в войну между двумя ядерными державам, возможно во многом благодаря общим целям, которые страны пытаются реализовать, участвуя в БРИКС.
Когда на одной чаше весов находится вопрос об установлении контроля над несколькими квадратными километрами каменистой почвы, а на другой — стремление вывести страны в мировые лидеры, весомее оказывается второе.
Саммит подчеркнул и разногласия с Западом по поводу войны на Украине, и поддержку, которую Россия получает от своих партнёров по БРИКС в период её глобальной изоляции. Так Москва ищет возможности ослабить влияние западных санкций. В Newsweek предположили, что Пекин и Москва использовали встречу как возможность нанести удар по США, потенциал серьёзных стратегических последствий для Вашингтона явно присутствует. За расширение БРИКС выступали Россия и Китай, Бразилия и Индия демонстрировали более сдержанную позицию по этому вопросу, так как две эти страны имеют крепкие связи с западными экономическими организациями. Поэтому в ЕС надеялись, что результаты встречи будут более скромными. Результат саммита в Йоханнесбурге вызвал неприятный осадок у главы Европарламента Жозепа Борреля.
Например, Иран.
Они скорее выступают как финансовый офшор, как страна с посреднической функцией", — полагает Колташов. С 60-х годов большую роль в ней играли промышленность и экспорт нефти. Основные залежи черного золота располагаются в районе Суэцкого залива и Синайского полуострова. Колташов отметил, что включение Египта в БРИКС — хорошая новость, поскольку у экономики этой страны большой потенциал. Проблема в том, что Египет имеет склонность маневрировать и искать компромиссы с Западом. В то время как Алжир имеет более твердую позицию и обладает при этом ценными ресурсами. С одной стороны, Египет — хорошее приобретение, но с другой — американцы могут влиять на его поведение в рамках БРИКС", — убежден эксперт.
Как отметил Колташов, Эфиопия имеет специфическую историю. Это единственная африканская страна, которая не была колонией. Таким образом, у Эфиопии есть уникальный опыт сопротивления западной колонизации — и это может быть ее сильной стороной. У Эфиопии серьезный экономический потенциал, но не очень четкая перспектива развития. В силу внутрисоциальных проблем. Там есть большие внутренние проблемы, схожие с проблемами Египта и Судана. Но у Египта есть военные, которые показали, что способны брать под контроль процессы, когда это нужно сделать", — сказал эксперт. Сейчас странам-участницам важно принять новые регламенты и установить новые правила взаимодействия, считает политолог Дмитрий Солонников.