У мужчин же наоборот более мелкий почерк, буквы угловатой формы, преобладает прямонаклонность. Женщины с «мужским» почерком более логичны, структурны, менее подвержены эмоциям. 4k00:13Мужской почерк на зеленом экране. Ведь почерк может рассказать о человеке не меньше, чем отпечатки его пальцев!
С линейкой и лупой
- Психолог Деулин рассказал, как по почерку узнать о характере человека
- Бернштейн Н. А. «Кое-что о письме и о почерке» - Статьи - Анатомия движения
- Прописные истины
- Специалист по почерку рассказала о Никитине некоторые вещи: “Он хитер”
в этом номере
- Нейросеть научилась имитировать человеческий почерк
- Главное сегодня
- Психолог Деулин заявил, что пол человека можно установить по почерку
- Навигация по записям
Психолог Деулин: пол человека можно определить по почерку
Когда вернулась, не смогла попасть домой, так как не вспомнила о подписанном документе. Оспариваемая женщиной подпись, хоть внешне и не была похожа на обычно ею выполняемую, все же выполнена собственноручно ей, а имеющиеся различия объяснялись необычным состоянием исполнительницы. К сожалению, не знаю, чем закончилась эта история. Точку в споре поставил суд. Все остальное - это знание методик, виденье признаков и их комплексов.
В первую очередь нам нужны увеличительные приборы - лупа, микроскоп. Исследуя рукописи, эксперту важно видеть последовательность выполнения ее штрихов. Недавно у нас появился видеоспектральный компаратор "Регула-4306", который создает 3D-модели участка документа с подписью. Благодаря этому можем видеть хронологическую последовательность выполнения пересекающихся штрихов подписи, ее трехмерный образ.
Подделывая подпись, ее образ и графическое изображение несложно срисовать, трудно повторить последовательность и скорость выполнения штрихов и знаков. Еще у нас есть прописи, по которым мы все обучались с детства. Но каждый из нас пишет далеко не по стандарту. Любые отклонения от прописи в почерке считаются особенностями письма пишущего, которые и берут на вооружение судебные эксперты.
Мы находим эти особенности, а их совокупность уже дает возможность сделать выводы. В основном мы печатаем в телефонах, компьютерах и других гаджетах. Насколько это накладывает отпечаток на почерк? В университет многие приходят с достаточно ровным почерком.
Потом темп письма ускоряется, люди подстраиваются под обстоятельства, почерк изменяется. Отпечаток на него откладывает и профессия: что-то сокращается, упрощается. Где-то до 60 лет наш письменно-двигательным навык письма сохраняется. И как любой моторный навык та же езда на велосипеде , он не утрачивается, даже если какое-то время им не пользоваться.
Что касается нынешних подростков, есть такая вероятность, что стадия завершения выработанного навыка у них не дойдет до высокого уровня, если после школы у них не будет дальнейшей письменной практики. В чем-то это может быть похоже на ситуацию с нашими прабабушками. Письменная практика у них была непродолжительной, окончив 8 классов и перестав писать, когда в преклонном возрасте они брались за написание завещания, их почерк оставался близким к школьному. Правда, со старением почерк еще претерпевает изменения и теряет свою стройность, четкость и плавность движений.
Конечно, письмо неотъемлемо связано с развитием личности.
Психографологическая экспертиза считается нетрадиционным криминалистическим исследованием почерка, в ходе которой специалист устанавливает индивидуально-психологические характеристики его автора. Хотя потом, конечно же, было много исследований, которые доказывали, что на формирование почерка оказывают влияние множество факторов на протяжении всей жизни человека. Это сложный такой феномен, манера изложения букв на письме. Тем не менее психографология может с определенной долей вероятности, например, различить мужской и женский почерк. У мужчин почерк беззаботный, уверенный, торопливый, неравномерный, некрасивый, размашистый, присутствует сильный нажим, встречаются чаще острые углы, орфографические ошибки. У женщин же почерк более чистый, аккуратный, определенный, правильный, преобладают маленькие линии без нажима, буквы более округлые. Маскулинность и феминность находят отражение в почерке. Например, методика дифференциации рукописей на мужские и женские П. Кулагин и А.
Колонутова , модифицированная методика определения пола исполнителя рукописи по средневыработанному почерку О. Каюнов, Н. Сахарова, А. Смирнов , комплексная методика установления пола, возраста и психологических свойств исполнителя текста, выполненного почерком высокой и выше средней степени выработанности Л. Сидельникова, А. Герасимов и многие другие уникальные авторские методики, представленные в научной литературе. Стоит отметить, что такие методы выявляют психологическую сущность человека, с нормотипичными феминными или маскулинными признаками. Бывает так, что первичные половые признаки и гендерная идентичность человека не совпадают при различных нарушениях например, транссексуализм. Поэтому современная наука продолжает заниматься поисками совершенных методов безошибочной диагностики половой и гендерной идентичности с опорой на почерк человека. Существует еще, например, клиническое направление графологии, когда осуществляется диагностика различных психопатологий.
Я лично в условиях проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа использовал психографологический анализ почерка как вспомогательный метод. С его помощью удалось добиться повышения качества результатов полиграфной проверки. И, прежде чем его установить, можно посмотреть на особенности почерка лица, проходящего такое кадровое испытание.
Но стоит учитывать, что он умен и хитер, умеет быстро думать.
Как подруги, а не как возлюбленные!
Проще будьте 4 ViktuarV 10 месяцев назад У нас на курсе учился пацан, почерк был лучше чем у некоторых отличниц. Так что почерк это не показатель принадлежности к тому или иному полу.
Психолог Деулин: пол человека можно определить по почерку
Так, особенности психологии мужчин и женщин проявляются уже в различных типах почерка, которые, как можно предположить, могут обнаружить себя и в трудовой деятельности. И если обычный почерк (ручкой на бумаге) довольно легко подделать, то индивидуальные особенности передачи сигналов неповторимы. Декан факультета «Экстремальная психология» Московского государственного психолого-педагогического университета Дмитрий Деулин заявил, что по почерку можно определить. Графолог отметила, что почерк Галкина обладает скорее женскими признаками — чувствительностью и чувственностью. — Она старалась писать печатными буквами, подделывая почерк так, чтобы он был похож на почерк подруги, — говорит Дмитрий.
Ответы на вопросы о графологии, анализе почерка и работе графолога
Так, не надо быть специалистом, чтобы в большинстве случаев безошибочно отличить мужской почерк от женского или детский от взрослого. Почерк формируется мозгом в большей степени, чем моторикой и определяется подсознательными процессами. В ходе учебного курса «Практикум по графологии» слушатели освоили алгоритм графологического анализа подписи, научились составлять психологический портрет автора по подчерку. Полученные знания и умения могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности психолога.
И вот о настоящем скорописном письме можно сказать буквально то же, что и о модулированных колебаниях несущей частоты в радиопередачах.
В нашем случае такой «несущей частотой» является циклоидное движение кисти и пальцев, а ведущая мозговая система пишущего модулирует этот колебательный фон, наделяя его смыслом и преобразуя циклоидные петли в осмысленный код букв и слов. Росчерк с характерными петлями циклоид подпись Александра I. До этой самой низовой и глубоко сидящей в недрах мозга подсистемы, управляющей плавно-колебательным фоном движений, ведущему мозговому уровню удается добраться только в самую последнюю очередь. И лишь когда она бывает вовлечена в работу писания, сложная многоэтажная пирамида управления завершена и закреплена настолько, что в дальнейшем почерк уже сохраняется пожизненно.
Об этой-то важной характеристике письма — почерке — тоже следует сказать несколько слов. Скажу сразу, что если в неврологическом строении письма для нас ясно уже очень многое, как я и стремился показать на предыдущих страницах, то проблема того, что такое почерк и каковы его механизмы, все еще остается полной вопросительных знаков. А между тем в этой проблеме, может быть, и заключается как раз самое интересное. Наш взор уже давно сумел подметить во многих видах человеческих движений какие-то стойкие индивидуальные особенности, составляющие свойственный этим движениям характер или манеру.
В языке подыскалась даже подходящая приставка «по», которая используется в ряде случаев для обозначения этой манеры: по-ходка, по-бежка, по-черк, по-вадка и т. О каких главных характерных свойствах этих «по» мы можем сейчас с уверенностью сказать? Во-первых, хотя ни одно навыковое движение не бывает точно тождественным с предыдущими или последующими, как бы прочно ни был выработан навык, тем не менее общий облик или физиономия этих движений остаются настолько устойчивыми, что мы опознаем их с первого взгляда. В сберкассе вам без колебаний выдают деньги по вашей подписи, хотя она наверняка не тождественна выражаясь математически, не конгруэнтна ни с имеющимся в кассе образчиком, ни с любым из своих повторений.
То же самое справедливо для тембра голоса, акцента произношения, походки, по которым мы нередко способны узнать человека и через много лет. Во-вторых, удивительно, хотя пока еще мало понятно, другое свойство почерка мы опять сосредоточимся на нем : он остается неизменным и характерным, пишем ли мы мелко или крупно, перед собой или сбоку, пером по бумаге или мелом на классной доске и т. Образ и облик букв как бы находят себе дорогу из командного поста мозга через любые исполнительные органы нашего тела. Более того: характерные и, так сказать, существенные черты почерка сохраняются и тогда, когда мы пробуем писать запястьем, локтем, ртом, носком ноги и т.
Только глубинный механизм плавных циклоидальных колебаний не способен к такому переключению, и поэтому письмо всеми этими непривычными органами утрачивает характер скорописи. Может быть, еще удивительнее, что инвалиды с протезами обеих рук, которым, конечно, приходится особенно усердно культивировать в себе эту способность переключения, дают еще более яркие образцы сохранности почерка. Третье, опять столь же загадочное свойство почерка заключается в его пожизненности. Автор записи, сделанной в памятной книжке в 1920 году рис.
Сравнив эти две записи, можно сказать, что почерк неотъемлем от человека в не меньшей степени, нежели отпечатки пальцев. Запись сделана в 1920 году. Тот же текст и тем же лицом переписан через сорок четыре года. Даже при умышленном резком изменении почерка рис.
Умышленное резкое изменение почерка. Очень возможно, что именно это стойкое постоянство индивидуального почерка при огромном разнообразии его облика у разных людей и привело к мысли о том, что почерк может отражать в себе обстоятельно и ярко характер и всю личность человека. Можно ли, однако, считать серьезными всевозможные попытки обычно проводимые на фоне широкой рекламы провозглашать, что уже сегодня существует строгая наука — графология? Буржуазные журналы и газеты до сих пор а до революции это было и в России изобилуют объявлениями с заманчивыми приглашениями: пришлите, уважаемый читатель, образчик вашего почерка с приложением двух почтовых марок или без оного — и вы получите от нас точное определение вашего характера и чуть ли не целый гороскоп с предсказанием вашей будущности на годы вперед.
Если даже не говорить об этих «пророчествах» и «предсказаниях» прямых жуликов, то и тогда графологию в ее современном виде нельзя назвать научной дисциплиной. Графологи декларируют, что ими открыты соотношения между почерком человека и его индивидуальными психическими особенностями, его характером. Примеры нескольких почерков: «женский» почерк, «мужской» почерк. Ниже — два почерка, резко отличающиеся друг от друга.
Примечательно, что принадлежат они людям с очень похожими характерами. Но вряд ли можно считать достоверными, научно установленными такие утверждения, что почерк с наклоном влево указывает на упрямство, а с сильным наклоном вправо — на чувствительность, что закругленные буквы — это признак доброты, слитые в словах буквы выдают мечтательность, а раздельные — рассудительность и т. Конечно, нет никаких оснований считать, что все это так и есть. Безусловно, дело значительно тоньше, сложнее.
В графологической литературе вы можете прочитать: «Если некоторые буквы, как, например, а, м, у, г, в, ф, т, ж, своими концами спускаются ниже строки, то это указывает на ясный и светлый ум, способность к мышлению и умению упорно преследовать свою цель». А от такого, например, утверждения, что если в заглавной букве «М» обе палочки равны по высоте, а нижний крючок у первой палочки очень мал, то это указывает на «возвышенность натуры, на холодность, ровность в обращении, отсутствие застенчивости, способность к составлению законов», прямо веет шарлатанством. Сам за себя говорит и такой перл: «Если буква у в слове «ищу» перекрещивается с буквой щ, то это указывает на стыд и желание переменить имя, чтоб его не узнали».
Кристиан отметил, что этот почерк сводит его с ума. Пользователи соцсети подхватили твит и принялись упражняться в остроумии: «Если вам показалось, что ваш почерк трудно читать, подождите, пока не увидите русскую скоропись». Но нашлись и те, кто не поверил, что на каком-либо языке можно так писать.
По словам эксперта, изменение почерка и ошибки на письме свидетельствуют о прогрессирующем заболевании.
В дальнейшем текст приобретает печатный вид, буквы и символы деформируются, что характеризует нарастающий распад личности, известный в народе как слабоумие, - рассказал Максим Воронцов. Врачу также напомнил, что нужно сразу же обращаться к специалистам, как только человек заметил снижение мыслительных способностей. Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале.
Сервис Google научился читать неразборчивый почерк врачей
Тогда, два с половиной столетия назад, это было значимым событием. Сейчас же важность письма понимают далеко не все. Мы активно пользуемся ручкой в школе, а в начальных классах даже осваиваем навыки каллиграфии — да-да, речь сейчас о прописях. В студенческие годы нам приходится учиться писать быстро и долго, успевая за лекторами. А потом — провал. Дальше заполнения паспортных данных и подписи на документах дело редко заходит.
Эксперты по почерку Впрочем, есть профессии, представителям которых приходится писать от руки. Например, педагоги и мы, журналисты. Есть и те, кто не только пишет, но и разбирает чужой почерк. И от их работы нередко зависит исход уголовных дел и как следствие судьбы людей. Дмитрий Малахов работает в криминалистике уже больше 20 лет.
Именно отдел, который он возглавляет, проводит почерковедческие экспертизы. Чаще всего приходится устанавливать, ставил ли человек подпись под документом, оформлял ли расписку. Дмитрий вспоминает пример из своей многолетней практики, когда почерковедческая экспертиза позволила молодой жительнице Рыбинска вернуть квартиру. Дело было в 2008 году.
Ремесленникам не нужно носить женщин на руках. Это женщины могут носить на руках... А ещё на выставке масса других забавных вещиц. Это уникальные изделия из кожи, могилёвские котейки с трогательными надписями и многое другое.
В отличие от других способов передачи информации, именно ручное письмо способно развивать личность. Почему этому навыку очень важно обучить ребенка именно в детстве? Потому что почерк — это развитие, важное на раннем этапе формирования личности. Человек также может продолжить саморазвитие через почерк уже будучи взрослым. Когда мы пишем на бумаге, мы проживаем написанное не только аналитически, но и эмоционально. Когда мы печатаем, такого синергетического эффекта не наступает. Печатный текст способен быстро выветриваться из памяти, рукописи же становятся частью нас самих и остаются с нами надолго. Поэтому творческие личности очень часто записывают какие-то вещи от руки, так им проще поймать вдохновение. Набивание текста на компьютере огрубляет наше эмоциональное состояние. Криминалисты помогают установить личность человека, другие эксперты — лучше познать себя или определиться с выбором профессии. В этом контексте важно понимать разницу между графологией, направленной на анализ личностных характеристик сквозь призму почерка, и почерковедением, нацеленном на экспертизу непосредственно навыков письма без каких-либо выводов о психологическом портрете. Почерковедение отождествляет почерки: на основе сравнительного анализа оно помогает сделать вывод, было ли написанное выполнено одним и тем же лицом, или нет. Почерковедение применяют, чтобы установить личность. Графология же позволяет определить психологический портрет — в криминалистике она может давать второстепенные значения для обнаружения лица, которое разыскивается. В графологии они информативны только, если рассматривать их совместно. Подпись — это визитная карточка, говорящая о том, каким человек хочет казаться. Подпись — это образ, который может не соответствовать реальному психическому содержанию. Более того, у человека может быть несколько подписей. С графологической точки зрения, почерк дает более подробную информацию, чем подпись. Сергей Сергеев эксперт-криминалист, графолог, почерковед Как отметила кандидат психологических наук, графолог Лариса Дрыгваль, графология является лишь методом психодиагностики через почерк, поэтому в идеале хороший графолог должен быть профессиональным психологом, прошедшим в специализированных институтах курсы профессиональной переподготовки, на которые должно уходить не менее полутора лет. По ее словам, главная черта графолога — стремление к познанию. Специалист должен быть максимально беспристрастным. К клиенту у него не должно быть никаких симпатий или привязанности.
Участники описали воспоминание и случай, который им сказали придумать. Оказалось, что, излагая ложь, добровольцы сильнее нажимали на бумагу, увеличивали пробелы между буквами, и их почерк становился крупнее. Различия, невидимые для глаза, отметил компьютер. Однако скорость письма осталась прежней.
Мужскому почерку посвящается :)
Однако это скорее исключение из правил, и «русский почерк», на самом деле, не такой уж и страшный. Житель Южного Урала избавился от хронического геморроя, хондроза позвоночника и простатита с помощью корректировки почерка. Очень хорошо по почерку подбирать персонал на должности, где требуется высокий уровень интеллекта, общительность, гибкость.
Почерк мужской образец
Почерк человека специалисту может рассказать не только о характере, но и наличии различных заболеваний. Google научила свой сервис Google Lens разбирать почерк врачей. Сравнив эти две записи, можно сказать, что почерк неотъемлем от человека в не меньшей степени, нежели отпечатки пальцев. 1. Строчные буквы мужских почерков гораздо меньше в размере, чем таковые в женских почерках.
Врач рассказал, как определить болезнь Альцгеймера по почерку
При анализе почерка, которым выполнен текст письма, обнаружены следующие признаки, по которым дифференцируются рукописи на мужские и женские. Изучив почерк мэра Москвы Собянина, графолог охарактеризовала его, как не очень дипломатичного человека, который не готов прислушиваться к другому мнению, кроме своего. Связано с ключевым словом «Мужское Женское Это Не Мой Почерк Мем». Вот почему мы стремимся предоставлять достоверные, тщательно проверенные фактами новости, которые находятся в свободном доступе для всех. По его словам, указывать на заболевание органа может паучий, мелкий и сложный почерк. Многие из нас, наблюдая за мужским почерком, задаются вопросом: почему у мужчин он такой некрасивый?
Психолог Деулин рассказал, как по почерку узнать о характере человека
Константин Сидоров Если же почерк неровный, а наклон «пляшет», можно говорить о нестабильности или эмоциональной неустойчивости пишущего. Демонстративность или, так называемая, показушность, встречается у тех, кто украшает отдельные элементы букв завитками, углообразованиями. Округлый почерк имеют люди мягкие, добрые, терпеливые, а угловатость говорит о требовательности, жесткости, резкости и даже агрессивности. Доктор психологических наук Альберт Крылов в своей работе разбирал почерк так Если строчки плотные, слипаются друг с другом, нет промежутков между отрывками текста, то можно говорить о расчетливости, постоянном контроле над собой и даже о скупости автора.
Если же полей и промежутков слишком много, это значит, пишущий не очень организован. О характере человека рассказывает и размер букв. Мелкие — знак хладнокровия и сдержанности в проявлении чувств.
Если буквы «лежат» на строчке, клонятся вправо, можно судить о зависимости человека, ведомости и несамостоятельности. Наоборот, если почерк прямой или наклоняется влево — это говорит не только о самостоятельности, но и упрямстве.
Здесь обычно помогает проговаривание каждого очередного слова вслух. Наблюдения в школах показали, что после приказания писать под диктовку с широко открытым ртом или прикусив язык ребята младших классов делают ошибок в семь раз больше. Будем считать эту первую стадию так или иначе пройденной и обратимся к наблюдению над тем, как постепенно организуется управление двигательной стороной так называемой психомоторикой письма. Такое наблюдение покажет нам, что управляющие системы навыка письма еще значительно сложнее, чем позволял думать материал, полученный при изучении мозговых ранений, и при этом предъявит нам замечательный образчик тонко организованной многоэтажной системы регуляций, представительницы как раз тех систем, которые в настоящее время углубленно изучаются в теории автоматического управления.
Дело в том, что двигательные устройства нашего тела, в частности, двигательный аппарат руки, в одно и то же время и богато подвижны и капризно трудны для управления ими. Начать с того, что даже для самых простых телодвижений, вроде сгибания-разгибания колена или локтя, необходимо содружественное участие двух мышц противоположного действия. Ведь наши мышцы — это упругие жгуты, которые способны развивать только тягу, но не толкание. Я не раз демонстрировал своим слушателям опыт рис. В этом опыте палка изображает кость, ее крепления к поясу — подвижный сустав, резиновые трубки — две мышцы взаимно противоположного действия. Спереди к поясу вызвавшегося подопытного я прицеплял верхний конец лыжной палки, а к ее нижнему концу с острием и колесиком прикреплял груз в пару килограммов и две длинные резиновые трубки.
Направив острие палки прямо вперед и дав подопытному в каждую руку по концу трубки, я подводил его к классной доске и предлагал, управляя упругими трубками, как вожжами, обвести острием палки крупно нарисованную на доске фигуру — квадрат, круг и т. Палка в этом опыте изображает кость, ее крепление к поясу — подвижный сустав, резиновые трубки — две мышцы взаимно противоположного действия. Много смеха вызывали в аудитории дрожащие, неуверенные движения острия палки. При всем старании подопытного четко выполнить задание его движения походили более всего на действия дряхлого старика. А между тем ведь этот немудреный опыт моделировал лишь самый простейший случай — управление одним звеном посредством двух мышц. В жизни мы как и животные великолепно владеем всеми движениями нашего тела, оснащенного не парою, а сотнями мышц и не меньшим количеством степеней свободы суставной подвижности.
Наш самый главный рабочий орган — рука — имеет около трех десятков степеней свободы подвижности от лопатки до кончиков пальцев и примерно столько же самостоятельных мышц; а к этому нужно прибавить еще, что в работу управления ими должна входить регуляция: одних мышц — по точности движения, других — по его силе, плавности, ритмичности, своевременности и прочее. Тот принцип, благодаря которому все это достигается, когда каждая из сторон управления выполняется правильно и весь «ансамбль» достигает полной и четкой сыгранности, правильнее всего назвать принципом многоуровневой регуляции. Этот принцип в приложении к живым организмам уже давно обнаружен нашей отечественной физиологией. Сущность его состоит в том, что управление ходом движения распределяется между целым набором управляющих подсистем с разными обязанностями. Эти подсистемы разнообразно подчинены одна другой и все вместе образуют своего рода пирамиду из мозговых приборов и коммуникаций. Каждая такая управляющая подсистема организована, как кольцо на обратных связях рис.
В соответствии с кругом своих обязанностей такое «рефлекторное кольцо» непрерывно получает донесения от бесчисленных датчиков со всего тела: приборов мышечносуставной и осязательной чувствительности, органов зрения, равновесия и других — и, опираясь на всю эту информацию, выправляет и регулирует движение. Работа этих систем регуляции очень похожа, таким образом, на работу программированных устройств, широко распространившихся в наше время в технической автоматике. Блок-схема «рефлекторного кольца» типовой управляющей подсистемы двигательного аппарата. Эти подсистемы, управляющие точностью, силой, согласованностью движений, подчиняясь в работе одни другим, все вместе подчинены верховной, или ведущей, мозговой командующей системе, органами которой служат наиболее высоко стоящие приборы коры головного мозга. Эта система заведует целью и смыслом выполняемого движения или действия. До нашего сознания доходят только те сигналы от обратных связей, которые адресованы этой ведущей системе, и осознаются лишь те команды к подчиненным аппаратам мозга и органам движения, которые посылает она.
Все те регуляции, которые имеют скорее техническое, нежели смысловое, значение и выполняются подчиненными кольцами управления, не достигают нашего сознания: как говорят, они совершаются автоматически. Можно представить себе теперь, какой большой и подчас долгий труд нужен для того, чтобы наладить как должно работу всего этого «оркестра», особенно в сложном навыке! Выработка каждого нового умения затевается и предпринимается вначале всегда его ведущей, смысловой системой. Вся отделка движения: обуздание дрожи из-за несработанности мышц, правильность перемещений, плавность, ритмичность и еще многое подобное — приходит потом, постепенно. Ведущая же система, которая не приспособлена для этих отделочных перестроек, вначале ведет движение «кое-как», насколько позволяют ей это делать ее технические ресурсы. Проследим в беглом обзоре, как постепенно протекает у ребенка осваивание и автоматизация письма и как он понемногу перепоручает низовым системам своего мозга «техническую отделку» этого навыка.
Я взял приводимые здесь образцы не из учебных тетрадок, где ребенок неизбежным образом старается, повинуясь учителю и побаиваясь его. Гораздо показательнее корреспонденция, где ребенок сам себе хозяин и не связан никакою менторскою указкой. Перед ведущей мозговой системой ребенка возникает образ буквы, конечно, вначале всегда уже знакомой ему печатной. Он и принимается рисовать буквы одну за другой рис. Что это пока еще рисование, видно из того, что он отнюдь не всегда делает различие между существенными и второстепенными элементами буквы. Он спешит, скоро устает от напряженных стараний, а быстро бегущая мысль так досадно медленно ложится на бумагу.
Женский почерк Женский почерк почти всегда более красивый и аккуратный. Для него характерны округлые буквы с мелкими линиями например, соединительными , написанные без нажима. Конечно, неспециалисту будет сложно по одному взгляду определить, мужчине или женщине принадлежит рукопись, но в сравнении он наверняка сразу найдет ответ на этот вопрос. А уж профессионал и подавно.
Сущность его состоит в том, что управление ходом движения распределяется между целым набором управляющих подсистем с разными обязанностями. Эти подсистемы разнообразно подчинены одна другой и все вместе образуют своего рода пирамиду из мозговых приборов и коммуникаций. Каждая такая управляющая подсистема организована, как кольцо на обратных связях рис. В соответствии с кругом своих обязанностей такое «рефлекторное кольцо» непрерывно получает донесения от бесчисленных датчиков со всего тела: приборов мышечносуставной и осязательной чувствительности, органов зрения, равновесия и других — и, опираясь на всю эту информацию, выправляет и регулирует движение. Работа этих систем регуляции очень похожа, таким образом, на работу программированных устройств, широко распространившихся в наше время в технической автоматике. Блок-схема «рефлекторного кольца» типовой управляющей подсистемы двигательного аппарата. Эти подсистемы, управляющие точностью, силой, согласованностью движений, подчиняясь в работе одни другим, все вместе подчинены верховной, или ведущей, мозговой командующей системе, органами которой служат наиболее высоко стоящие приборы коры головного мозга. Эта система заведует целью и смыслом выполняемого движения или действия.
До нашего сознания доходят только те сигналы от обратных связей, которые адресованы этой ведущей системе, и осознаются лишь те команды к подчиненным аппаратам мозга и органам движения, которые посылает она. Все те регуляции, которые имеют скорее техническое, нежели смысловое, значение и выполняются подчиненными кольцами управления, не достигают нашего сознания: как говорят, они совершаются автоматически. Можно представить себе теперь, какой большой и подчас долгий труд нужен для того, чтобы наладить как должно работу всего этого «оркестра», особенно в сложном навыке! Выработка каждого нового умения затевается и предпринимается вначале всегда его ведущей, смысловой системой. Вся отделка движения: обуздание дрожи из-за несработанности мышц, правильность перемещений, плавность, ритмичность и еще многое подобное — приходит потом, постепенно. Ведущая же система, которая не приспособлена для этих отделочных перестроек, вначале ведет движение «кое-как», насколько позволяют ей это делать ее технические ресурсы. Проследим в беглом обзоре, как постепенно протекает у ребенка осваивание и автоматизация письма и как он понемногу перепоручает низовым системам своего мозга «техническую отделку» этого навыка. Я взял приводимые здесь образцы не из учебных тетрадок, где ребенок неизбежным образом старается, повинуясь учителю и побаиваясь его.
Гораздо показательнее корреспонденция, где ребенок сам себе хозяин и не связан никакою менторскою указкой. Перед ведущей мозговой системой ребенка возникает образ буквы, конечно, вначале всегда уже знакомой ему печатной. Он и принимается рисовать буквы одну за другой рис. Что это пока еще рисование, видно из того, что он отнюдь не всегда делает различие между существенными и второстепенными элементами буквы. Он спешит, скоро устает от напряженных стараний, а быстро бегущая мысль так досадно медленно ложится на бумагу. Письмо, начатое тщательно и мелко, становится все размашистее, грубее и торопливее рис. Нередко, пока мозг припоминает форму следующей нужной буквы, карандаш нетерпеливо и полумашинально кружится на одном месте, превращая уже изображенную букву в целый клубок или кляксу рис. Очень любопытно, что временами вместо правильных букв на бумаге появляются их зеркальные изображения, а иной раз наступает какое-то стихийное перепроизводство зеркальных букв, так что уцелевают от этого только симметричные буквенные знаки, вроде П или Ш рис.
Это явление, нужно заметить, не имеет никакой связи с левшеством; его происхождение совсем иное. В последней строке рис. Все еще обходясь только средствами своей ведущей системы и преодолев разве лишь первоначальную дрожь карандаша, ребенок пытается писать и письменным связным шрифтом рис. Потешно выглядит его старательное стремление действовать во что бы то ни стало без отрыва карандаша от бумаги. Все это удается только на крупных, разномасштабных буквах; ведь для мелких, точных движений нужна гораздо более тонкая координация, чем та, которой он располагает. Переход к письму чернилами, школьным пером требует от ребенка преодоления еще одной трудности и еще нового акта автоматизации. Ему велят писать «с нажимом», то есть управлять наряду с мышцами, заведующими движением в плоскости бумаги, еще и теми, которые производят давление перпендикулярно к ней. Это новая нагрузка на распределение внимания: очертания букв делаются неровными, а нажимы — преувеличенно жирными рис.
Замечу, что в настоящее время имеется разумная тенденция дозволить начинающим сразу работать авторучкой, для которой «проблемы нажима» не существует; это, конечно, устраняет ненужную трудность. Чернильное письмо становится все мельче и все увереннее; писать удается все быстрее, и тут наступает следующий, очень интересный для физиолога этап: в строй входит одна из самых глубинных, а вместе с тем самых древних управляющих подсистем. В строчках, написанных 10—12-летним школьником, который вполне овладел навыком письма, уже все на месте, кроме одного признака, что сразу бросается в глаза при сравнении с письмом взрослого. Отроческие буквы угловаты, разнотипны и часто не связаны между собой то раннее детское щегольство подражания «связному» письму, конечно, давно забылось , их рисунок некрасив и беспомощен по виду рис. На этом же рисунке можно заметить явление, называемое персеверацией, то есть своего рода машинальное топтание на одном месте. Персеверация зависит от нарушения внимания и часто проявляется в детском письме либо в виде напутывания карандашом клубка рис. Я остановил внимание на этом явлении потому, что оно часто проявляется при мозговых ранениях совершенно определенное местоположение в коре левого полушария мозга , а у нормального ребенка подтверждает факт той сложной, многоцентровой организации письма, о которой говорилось раньше. Теперь обратимся к тому процессу, который наконец превращает угловатые буквы подростка в плавную и связную скоропись.