Минюст признал иноагентами Людмилу Улицкую и НКО "Нужна помощь".
Казус писателя: На что будет жить Улицкая после того, как лишилась гонораров за поддержку Украины
Мать писательницы Марианна Гинзбург была учёным биохимиком, а отец Евгений Яковлевич — доктором технических наук. Влияние родителей на девочку определило начало её карьеры в сфере научно-исследовательской деятельности. В университете началась её взрослая жизнь и появились первые кумиры в лице научных преподавателей. После обучения она работает по специальности в Институте общей генетики, откуда увольняется по собственному желанию в 1970 году. На этом профессиональная карьера была закончена и положено начало нового этапа в ее биографии.
Творческий путь Хорошая подруга Людмилы работала в Еврейском театре на должности художника. Она-то и помогла Улицкой связать свою жизнь с искусством за счёт знакомства с Шерлингом — известным деятелем. Первые шаги в написании маленьких пьес, очерков и театральных рецензий дались на славу. Людмила сочетала театр с деятельностью переводчика с монгольского языка.
Этот этап жизни позволил будущей писательнице получить незабываемый опыт и отличные навыки в импровизации. Первые её рассказы попали на страницы литературных сборников, когда Людмиле было уже далеко за 40. А реальную популярность принесли сценарии к известным кинокартинам «Сестрички Либерти» режиссёра Владимира Грамматикова и «Женщина для всех» Анатолия Матешко. Это прославило Улицкую не только в Советском Союзе, но и за его пределами, так как на дворе было начало 90-х.
В 1993 году у Людмилы появляется её первый сборник произведений «Бедные родственники», который был издан во Франции.
Он ее удовлетворил. Спасибо, коллеги, — сказала она.
Ранее Госдума приняла закон о конфискации имущества за фейки об армии. Подробнее об этом мы рассказывали в отдельном материале. За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале.
Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Самым важным и тяжёлым решением в своей жизни Улицкая считает развод со своим вторым мужем — отцом её двоих маленьких детей. Сначала, когда понимаешь, что брак прекратил своё существование, а осталось только одно совместное сожительство, то пытаешься подстраиваться, но, оказывается, очень тяжело жить под одной крышей двум абсолютно чужим людям. Так же посчитала Улицкая: «... За десять лет нашего брака принципиально изменился характер наших отношений. Поначалу я была главной, умной, замечательной женой. За девять лет, которые я сидела дома, я стала домохозяйкой, как полагал мой муж.
И всё его поведение было построено на том, что он процветающий учёный, а я — домохозяйка. Это была его семейная модель — она была и в его родительском доме, и он удачно примерил её ко мне. А я это понимала и слегка улыбалась — я знала, что Богом мне было отпущено не меньше, чем ему».
Его деятельность заключается в реализации полезных для литературного мира проектов по наполнению библиотек изданиями, отмеченными писателями. Несколько лет подряд Людмила занимается проектом «Другой, другие, о других», направленного на продвижение культурной антропологии среди детей младших и старших классов. Улицкая активно участвует в благотворительности, в том числе является членом совета московского фонда помощи хосписам «Вера». Людмила не обошла стороной и политическую жизнь государства. Она отстаивала свободомыслие граждан в 2011 году в Лондонском внешнеполитическом центре. В самом начале конфликта межу Украиной и РФ, в 2014 году писательница участвовала в конгрессе «Украина — Россия: диалог», который проходил в Киеве в апреле. Благодаря своему выбору в 2016 году она стала лицом партии «Яблоко».
Личная жизнь Людмила трижды связывала себя узами брака. Молодая пара не понимала, как создавать семью, и каждый из молодожёнов предпочитал заострять внимание на собственной независимости. Поэтому первый брак оказался неудачным во всех смыслах. Закономерно, что второй брак Людмилы состоялся с доктором биологических наук Михаилом Евгеньевым. Это произошло во время периода застоя в личной жизни Улицкой, когда её основной деятельностью была работа по дому. Постоянное недовольство по поводу несостоявшейся карьеры и противоречия в семейных отношениях привели к разводу. От их связи, продлившейся около десяти лет, появились двое сыновей: Пётр и Алексей.
Биография Людмилы Улицкой
С мужем они начинали работать в одной лаборатории. Но следующие десять лет Людмила сидела дома с детьми, а ее муж-генетик за это время стал доктором наук. И в его отношении к жене стало читаться: «ты домохозяйка, я — успешный ученый». Развод был сложным и растянулся на два года. Дети были маленькими, у Людмилы Евгеньевны не было работы, за десять лет она потеряла профессию, упустила время. Но на ее любовном горизонте уже появился другой мужчина, и жить с чувством вины она не хотела.
Трудный развод Позже в своих интервью Людмила Улицкая будет называть развод сильным поступком, который определил ее жизнь. Заставил освободиться от ограничивающих убеждений, поверить в свои силы, научил доверять себе и ставить на себя. Но когда женщина выбирает себя, кому-то там, наверху, это всегда очень нравится. В гостях у подруги Людмила Евгеньевна встретила основателя Еврейского театра Юрия Шерлинга и так его впечатлила своей эрудицией, что он пригласил Улицкую в свой театр на должность завлита. Пройдет немного времени, и российским женщинам будет не за кого выходить замуж.
Хотя в принципе должна вам сказать, что не таким уж сильно другим. Потому что как в биологии для меня главным объектом был человек, так и в другой специальности тоже всё крутится вокруг человека. Но в литературе другой инструмент исследования. Есть ученые, которые считают, что наука — это келейное дело и нужно мотыжить свою грядку, потому что наука вообще при всех режимах — это самое важное.
Есть люди, которые очень активны внутри научного сообщества, которые любят, хотят, считают нужным влиять на научную политику, но никогда не влезают в остальные вещи. И есть очень небольшой слой, который считает, что наука не может жить вне общества, вне процессов, которые происходят в государстве. Таких людей, естественно, меньшинство. А когда вы были частью научной среды, где происходил этот раздел?
Но я расскажу об одном эпизоде, который, может быть, вам прояснит ситуацию. Семеро человек выходят на площадь за вашу и нашу свободу. По всем академическим институтам, и я думаю, что по всем заводам и фабрикам, идут собрания, где надо высказаться и осудить. И в Институте общей генетики тоже.
Всех сгоняют, хочется не пойти, но приходится идти. Я захожу в большой зал, в котором две двери — одна около президиума, а другая в хвосте. Вот я сажусь в хвосте около двери с мыслью, что сейчас я уйду к моменту голосования. Надо сказать, что я к этой демонстрации имела особое отношение, потому что моя подруга Наташа Горбаневская была среди этих семерых человек, она вышла на Красную площадь с грудным ребенком.
И вот уже дело идет к голосованию. Все проговорили все партийные слова. И я тихонько иду к этой двери, чтобы выйти. А она заперта!
И я иду через весь зал — топ-топ-топ, каблуки девушки носили высокие, — иду мимо президиума, готовая к тому, что сейчас меня остановят и спросят: «А куда это вы? Но мне вопрос не задали, потому что все замерли, и я просто прошла сквозь весь зал и вышла мокрая как мышь. Вот это был предел моих возможностей. Потом ко мне подходили мои старшие друзья, у которых уже были лаборатории, аспиранты, и говорили: «Мы тебе завидовали».
И это была совершенная фронда с моей стороны, но она мне ничего не стоила, ведь у меня не было своей лаборатории, за которую я отвечала. Правда, меня всё равно выгнали. Но тогда это была граница, которую проводил для себя сам каждый человек. И это граница, с которой мы живем до сегодняшнего дня.
Она никуда не ушла. И это история такая же, как с Крымом: «Крым наш или Крым не наш? Я очень далека от того, чтобы осуждать людей, не подписывавших тех писем, которые я могла себе позволить подписывать. Потому что у них театр, потому что у них киностудия, потому что у них коллектив, потому что у них творческая работа.
И они высокой ценой платят за это.
Сегодня, наверное, многие даже не знают, что это такое. Молодым людям самиздат — непонятный термин. А если бы вас какой-нибудь четырнадцатилетний мальчик спросил: «А что такое самиздат? По крайней мере, так было во времена нашей молодости. И нам в молодые годы очень хотелось читать не только разрешенные, но и запрещенные, и даже, может быть, более хотелось читать запрещенные. Сегодня, когда прошло так много уже лет, я расскажу вам очень смешной анекдот, который произошел со мной две недели тому назад или три в Южной Корее. Я сидела в компании славистов, и речь зашла о каких-то женских образах. И профессор-славист говорит: «Да, ваша героиня Медея совсем не похожа на Ниловну».
Мне нужна пауза, чтобы понять, что он имеет в виду. На Ниловну, героиню романа Горького «Мать». Дело в том, что современные дети тоже этого не знают. Так же, как и самиздат, они не знают о романе «Мать». Я, крякнув, говорю: «Да, действительно, не похожи». И думаю: «Почему? Откуда это? У нас, в Южной Корее до 1985 года пока у них там была военная хунта тоже был самиздат, в котором…» Тут уже просто меня раздирает от любопытства. Значит, в самиздате читали люди Маркса, Энгельса, Ленина.
Про Сталина не было сказано. И революционную книжку Горького «Мать». Южнокорейские студенты перепечатывали, передавали друг другу роман Горького «Мать». За что? Потому что есть времена, когда книги не только запрещают, но даже жгут. И в культуре книга имеет чрезвычайно важное значение. Раньше она имела еще большее значение, и с уровнем образования, то есть в каком-то смысле с количеством прочитанных книг тесно связан уровень свободы человека. Когда нужно, чтобы человек был несвободен, чтобы он лучше слушался, был более удобен в управлении, то надо его лишить культуры, что мы сейчас наблюдаем в полной мере. Сейчас у меня уже ощущение, что да.
Вы знаете, это вопрос, который меня волновал и интриговал, скажем, с раннего возраста: они такие идиоты или, наоборот, они такие хитрые? Потому что некоторые решения, которые нам предлагаются в сфере культуры, образования и, кстати говоря, во всех прочих, вызывают именно эти два параллельных вопроса — «Неужели, они не понимают, как это глупо? Я не могу ответить на этот вопрос. Но то, что сейчас происходит с культурой, наводит, все-таки, на размышления, что это делается сознательно… — У нас в России или шире? Но больше меня беспокоит то, что происходит у нас в России. Вы мы возвращаемся к тому времени читали самиздатовские вещи. Тогда существовало понятие об эмиграции внутренней, да? Ты, как бы, эмигрируешь, но остаешься в стране. Вы испытывали такие чувства сами?
Дело в том, что был круг. И в этом кругу мы себя чувствовали очень комфортно. И было интересно, и было содержательно. И я не думаю, что когда-нибудь я еще переживу период такой интенсивной жизни, которая была тогда. Хотя, много чего можно про нее сказать. Но то, что она была исключительно интенсивная, это определенно. И более того, люди вполне прекрасно живущие, то есть имеющие и деньги, и все, что угодно, отправляют своих детей учиться за рубеж с надеждой и даже с наставлением не возвращаться. Как вы понимаете этот поток, который никак не становится меньшим, и это желание, чтобы мой ребенок… При том, что я — весьма успешный человек. Оба они живут здесь сейчас.
Оба они вернулись. Его специальность — кризисная экономика, то есть ему здесь просто очень хорошо. И здесь интересно работать. Интересно во всех отношениях. Я думаю, что на Западе он бы столько не зарабатывал, сколько здесь тоже я предполагаю. А второй мой сын — бездельник, очаровательный совершенно, музыкант, который не только не получил образования… Язык, конечно, у него очень хороший, и он сейчас синхронным переводчиком стал, в конце концов. И его я просто забрала волевым путем после 9 лет его жизни, потому что я поняла, что это уже просто угроза жизни. Не в охапку же вы взяли его? И это была очень тяжелая семейная история.
И к счастью, все закончилось, все живы. И у меня было большое чувство вины, что я отправила. Потому что в этот период отец этих детей работал в Америке, в университете преподавал, и это была не эмиграция, это был довольно естественный ход: «А почему же не поучиться за границей? Это всячески полезно». Что же касается эмиграции, вы знаете, дело в том, что я думаю, что сегодня этот вопрос имеет совершенно другой смысл, чем он имел сколько-то лет тому назад. И большая часть людей сегодня, взрослых и профессиональных, работают там, где есть работа, где есть работа более интересная, более высокооплачиваемая. Значительная часть моих друзей-ученых уехали на Запад не потому, что им хотелось каких-то более комфортных условий в жизни, а именно по той причине, что, будучи учеными, они понимали, что они там могут работать гораздо более эффективно. То же самое делали многие художники из нашего круга. Поэтому это абсолютно понятное движение, в нем ничего нет ни аморального, ни опасного, ни преступного.
Абсолютно естественно. Мы всегда с некоторым пренебрежением относимся к той эмиграции, которую называют «колбасная». Но с другой стороны, вот человек уезжает для того, чтобы ему платили некоторый социал, который он не заработал. Но потом рождаются его дети, которые там учатся, получают образование уже там, вписываются в культурный контекст и делаются… Это нормальное перемещение народов, которое совершенно естественно. Оно имеет разные оттенки в разные времена. Сегодня наиболее острая тема — это не эмиграция из России, а это, скажем, тема гастарбайтеров, которые у нас сегодня в большом количестве работают. Это другая сторона этого же процесса. Нормальный всемирный естественный процесс на все времена. А это что значит — «Пора валить»?
Это уже другое совсем. Вы знаете, хочется валить — валите. Не хочется валить — не валите. Это, на самом деле, личное решение. У нас есть такая привычка решать проблемы в общем виде. Но есть очень много вещей, которые не решаются в общем виде. Кому-то валить, кому-то не валить. Есть люди, которые хотят здесь жить и хотят здесь работать. Из разных мотиваций.
Одни, потому что считают, что они могут здесь сделать что-то полезное. Знаете, Швейцер уехал в Африку для того, чтобы там бедных негров лечить и учить. А у нас сегодня страна вообще не очень далеко ушла от Африки, по многим параметрам приближается к ней. Поэтому я испытываю большое уважение и даже, порой, благоговение перед людьми, которые здесь живут в своей стране как в Африке. Такой была Вера Миллионщикова, которая открыла первый хоспис в Москве. И у меня довольно много друзей, которые здесь живут и работают здесь так, как будто они живут в Африке, спасая вокруг себя. Это тема служения и это отдельная порода людей. Если человек хочет получить какое-то определенное образование… У нас с образованием очень плохо сейчас, снижается все время этот уровень, когда-то очень хороший. Школьное — разнообразней, как я себе представляю.
Все-таки, есть разные школы. Это аргумент серьезный, хороший аргумент ехать за знаниями. Но вот насчет людей особых, когда-то во время вашей молодости и моей, в общем, были инакомыслящие, были диссиденты, которых из-за диссидентства и инакомыслия и сажали, и запихивали в психлечебницы, и доводили до самоубийства порой. И сегодня чаще всего принято о них говорить с некоторым пренебрежением я встречаю, по крайней мере и без особой симпатии. А для вас они кто, эти диссиденты шестидесятых, семидесятых? Я сама там стояла. Я не стояла в первом ряду, я не деятель… — На Красной площади в 1968? Поэтому я прекрасно знаю свое место здесь. Мое место в хвосте этой большой… Не большой… Это были первые люди, которые поняли, что им не хватает свободы.
Раздражение против них, которое… Я написала книжку «Зеленый шатер» именно по этой причине. Может быть, это единственная книга, внутренне ангажированная. Я пишу без ангажемента. А здесь я поняла, что эта книга должна быть написана, потому что то раздражение по отношению к поколению шестидесятников, которое я с изумлением обнаружила среди сегодняшних молодых людей, меня побудило написать эту книжку. Они раскачали лодку. Когда я это осознала, то я поняла, что я просто… К сожалению, ее не написал никакой более крупный и более мощный писатель, ее написала я. Но я думаю, что когда-нибудь будет написано и произведение по этому поводу более объемное, потому что, скажем, «Архипелаг ГУЛАГ» не об этом. Это чрезвычайно важная книга, она мировая… Но она не об этом. И я пыталась написать об этом.
О том, как люди, первое поколение еще не свободное, они почувствовали тоску по свободе, необходимость свободы и стали делать первые шаги навстречу этой свободе. После них произошло очень многое. Они свою игру, если считать, что здесь могут быть победители и побежденные, они ее проиграли как поколение. Многие из них уехали, многие из них прошли опыт лагерей. Было много людей, которые сломались и растоптаны были системой. Я отношусь к этому поколению с величайшим почтением. На мою долю выпала честь знать нескольких прекрасных людей этого времени. Я дружила с Юлием Марковичем Даниэлем, это мне была оказана судьбой такая честь. И люди, с которыми мне приходилось в юности общаться, они составляли именно доблесть и честь этого поколения, как, кстати, и Наташа Горбаневская.
Поэтому я хотела рассказать о том, что это было за сообщество, если это можно назвать сообществом. И держалось очень крепко. Постепенно вера стала уходить и страх тоже, и, в конце концов, здание развалилось.
Это грандиозная история. И совершенно другое дело, когда человек просто нажимает клик на компьютере и в принципе может получить прекрасное образование. Я сегодня слушала лекцию искусствоведа Доронченкова. Просто блестяще. Это абсолютно открытый океан знаний. И это мы не можем забывать. Это — великое достижение нашего времени. Теперь возвращаясь к теме учительства, которое безумно важно. Эта платоновская академия, эти размышления и беседы с учителем — это огромное счастье. К счастью, в моей жизни было несколько таких изумительных учителей, которых я помню, которым я благодарна по сей день. Генетику человека в университете, когда я там училась, это был первый год, когда лысенковская кафедра сменилась классической генетикой, и генетику человека преподавал Владимир Павлович Эфроимсон. Большой настоящий ученый. Это была генетика человека, совершенно основанная не на лысенковских принципах, а на подлинной генетике. И это было потрясающе интересно. И вот эта фигура учителя бесконечно важна. И вот эта ситуация обучения через компьютер, с одной стороны, конечно, не хороша, а с другой стороны, ты можешь включить и послушать лекцию первоклассного учителя, до которого живьем не добежишь. Он может быть в другой стране, в другом пространстве. Более того, его может уже не быть не свете. Поэтому очень меняется система образования. Это хваленые первые немецкие университеты, где училась вся русская элита культурная. Это был Геттинген и несколько классических университетов. Сегодня это меняется. И меняется по той причине, что сегодня широко образованных людей очень мало. Они не очень нужны. Сегодня нужны специалисты, которые для того, чтобы достичь успеха в своей профессии, должны десять лет грызть узкую маленькую отдельную науку. Мардан: - Людмила Евгеньевна, мы начали говорить о дистанционном образовании, что это будущее, но вы тут же вспомнили о своем учителе университетском. Представьте себе, что вы с ним общаетесь по скайпу, через экран. Это было бы то же самое или нет? Улицкая: - Знаете, думаю, что все-таки нет. Очень хорошо, когда такая возможность есть. Потому что по скайпу он может общаться с сотнями людей, а персонально — с единицами. Поэтому такая ситуация имеет и свои плюсы, и свои минусы. Личное общение с древних времен это чрезвычайно важная вещь. Дело в том, что познание есть некоторая такая, я бы сказала, магическая сила. Потому что так, как жрец передает свои знания и силы через прикосновение, через передачу, точно так же и хороший педагог своим обликом, своим дарованием, вот этим личным общением тоже дает что-то, что совершенно ускользает, когда ты читаешь книжку этого же автора. Это очень большое значение имеет — личное общение. Мардан: - А вас не пугает, что мы можем вернуться опять к этому древнему жречеству, когда крайне ограниченный круг людей получит возможность получать образование вот так, в физическом контакте, в маленьких 2-3-10 университетах, а всем остальным будет предложена именно цифровая удаленка? Такое будущее может быть? Улицкая: - Здесь есть о чем подумать. Я думаю, что скорее будет некая такая иерархическая лестница. На начальных стадиях будет такое более технизированное обучение, а те, которые удачно, успешно проходят эти стадии, наиболее из них одаренные и талантливые, в конце концов, выйдут на тот уровень, при котором их примет в своей лаборатории замечательный, удающийся ученый и возьмет их в число своих непосредственных учеников. Думаю, что это один из вариантов, одна из версий, причем, вполне уже реализующаяся. Мардан: - То есть классический диплом о высшем образовании, этот советский фетиш, он может окончательно утратить свое значение? Улицкая: - Я не думаю, что он окончательно утратит свое значение, но будут какие-то вещи, кроме этого. Вот диплом — это как входной билет, как трамвайный билет в эту самую ситуацию, когда человек занимается профессией. Профессией не служебной, не водопроводчик, который тоже нам нужен в мире, и электрик, и все те люди, которые работают в сфере обслуживания, и которых делается все больше и больше. Я сейчас говорю о тех людях, которые находятся на острие науки, техники, которые изобретают и меняют жизнь завтрашнего дня. Вот там все-таки, согласитесь, образование этих людей и образование человека, который обеспечивает нам повседневность, это все-таки разное образование. Мардан: - Вы упомянули сантехника. Мне пришел в голову такой образ. То есть люди интеллектуального труда в большой части могут оказаться именно на удаленке, общаясь посредством интернета, компьютеров, а вот эти сантехники, у них и останется роскошь живого человеческого общения. То есть они окажутся в более привилегированном положении, чем мы с вами, например. Улицкая: - Знаете, поскольку я нахожусь в большой дружбе с обслугой того дома, скажем, в котором я сама живу, поэтому сантехник, который ко мне приходит, получает ту же часть печенья, которую получают мои друзья. Я с ними дружу, и среди этих людей есть люди яркие, талантливые, интересные. И это их выбор отчасти, а отчасти движение судьбы. Понимаете, мы все начинаем с разных начальных точек. Один человек родился в семье образованных папы и мамы, докторов наук, и ему гораздо проще проделать этот путь к науке, к технике, к самым передовым рубежам. А другой человек родился в деревне, в маленьком городе, родители его — рабочие на заводе, и ему гораздо труднее совершить этот путь. Но таких людей я тоже знаю. Когда я училась в университете, то там была пара потрясающе талантливых мальчиков, которые были именно из глубинки, из провинции. Просто талант был большой. Один из них, кстати говоря, стал потом директором института. Писатель — это профессия, это призвание, это общественная функция? Какое место писатель должен занять в этом новом страшном цифровом мире? Улицкая: - Знаете, этот вопрос для меня очень сложный и немножко смешной. Дело в том, что когда меня называли писателем первые 20 лет, я ухмылялась. Потом я уже привыкла. Когда я была совсем молодой, то я думала: вот сейчас я побуду генетиком, потом я побуду писателем, а потом будет еще что-то третье. Мне хотелось еще выйти из этого. Просто каждый человек проходит разные стадии своей жизни. Я не уверена в сегодняшнем дне, что выбор профессии — это нечто окончательное, что на всю жизнь определяет занятие человека. Я думаю, что это было бы прекрасно, и есть такие счастливые люди, которые в своей жизни успели позаниматься разным. Это очень хорошая тема для размышления — а чем бы еще я мог позаниматься. Мардан: - А вот чем бы вы еще хотели позаниматься? Улицкая: - Знаете, я вам должна признаться, что я рисую. Муж надо мной смеется, очень меня поощряет. У меня муж очень хороший художник. Может быть, я от зависти немножко начала… Десятилетиями преодолевая робость, сейчас я немножечко порисовываю. С большим удовольствием. Мардан: - А вы уроки в YouTube смотрите по живописи или нет? Улицкая: - Нет, не смотрю. У меня дома такой учитель. У меня на стенке висят такие работы, что достаточно посмотреть просто. Вообще круг моих друзей это в основном художники, не писатели. Поэтому я довольно пристально и внимательно смотрела всегда на то, что делают мои друзья, и, конечно, я не совсем необразованный человек в этой области. Что делает более страшным это занятие, а не более легким. Мардан: - Я надеюсь, что через несколько лет, когда мы будем снова у вас брать интервью, у меня будет возможность сказать, что с нами надеюсь, не по скайпу, а физически Людмила Улицкая, художник и дальше, через запятую , писатель. Улицкая: - Хорошо бы. Я бы приветствовала. Мардан: - Людмила Евгеньевна, хорошо, писатель, художник, общественный деятель, политик. Писатель должен подобную роль играть в обществе или нет? Улицкая: - Думаю, что писатель это чрезвычайно разнообразное явление. Есть писатели, которые определяли интеллектуальное направление целых поколений. Есть писатели изысканные, которые имели огромное значение, но для отдельно взятых людей, для отдельно взятых областей культуры. Здесь довольно разнообразно. Мы же не можем сравнивать, допустим, Льва Толстого и писателя Лажечникова. Тем не менее, и тот и другой были очень известны в свое время и влияли очень сильно на культурный баланс поколения.
Издательство АСТ заморозило гонорары Людмилы Улицкой
Как отметил Мезюхо, то, что Улицкая не относится с симпатией к крымчанам и в целом к гражданам России, было понятно и раньше. Она ненавидит свою страну, при этом зарабатывает деньги именно в Российской Федерации. Радует то, что обнародованные откровения Улицкой позволят правоохранительным органам возбудить против неё уголовное производство, которое, я надеюсь, должно привести к реальному уголовному наказанию», — заявил политолог. Он добавил, что Министерству юстиции следовало бы провести проверку и установить причастных к экстремистской и террористической деятельности.
По его словам, знаковым является и то, что Улицкая так негативно высказалась о крымчанах именно накануне десятой годовщины Крымской весны.
Звонки Фото: unsplash. Женщина была уверена, что говорит с чиновником из администрации президента Украины, и сделала несколько громких заявлений. Пранкеры выдали себя за главу офиса президента Украины Андрея Ермака, сообщают "Известия". Улицкая призналась, что отправляет на Украину гонорары, полученные с продаж ее книг в России, а также оправдала теракты Киева в РФ. Кроме того, Улицкая заявила, что, по ее мнению, противостояние с РФ поможет Украине "отделиться от московской Руси и найти свое место в европейском обществе", стать "самостоятельным, ни от кого не зависящим государством". Что было потом Глава комитета Госдумы Елена Ямпольская попросила разъяснений у Минобрнауки и руководителей Российского химико-технологического университета РХТУ , почему Улицкая не лишена звания почетного профессора.
Но на ее любовном горизонте уже появился другой мужчина, и жить с чувством вины она не хотела. Трудный развод Позже в своих интервью Людмила Улицкая будет называть развод сильным поступком, который определил ее жизнь. Заставил освободиться от ограничивающих убеждений, поверить в свои силы, научил доверять себе и ставить на себя. Но когда женщина выбирает себя, кому-то там, наверху, это всегда очень нравится. В гостях у подруги Людмила Евгеньевна встретила основателя Еврейского театра Юрия Шерлинга и так его впечатлила своей эрудицией, что он пригласил Улицкую в свой театр на должность завлита.
Пройдет немного времени, и российским женщинам будет не за кого выходить замуж. Все держится на женщинах, нормальных мужчин, не искалеченных морально армией, тюрьмой и так далее, становится все меньше. Желание устроить свою жизнь с нерусским мужчиной, который живет совершенно по другим законам и с которым у нее, может быть, не будет никаких точек соприкосновения, имеет под собой почву». Людмила Евгеньевна вышла замуж за скульптора Андрея Красулина. Он был на десять лет старше, но привлек не жизненным опытом, а удивительным отношением к жизни, умением ставить творческую реализацию — и свою, и партнера — выше быта.
От Андрея исходила творческая энергия, которая подхватывала и поднимала к небу, как воздушный шарик.
Вы просто не поверите, что такое бывает. А если и поверите, то однозначно припечатаете: "Дура! Сама виновата. А ведь всё немного не так.
Издательство АСТ заморозило гонорары Людмилы Улицкой
Биография Людмилы Улицкой. Людмила Улицкая — одна из самых известных современных российских писателей. Её фамилия регулярно появляется в числе вероятных претендентов на Нобелевскую премию по литературе. Писательница Людмила Улицкая в разговоре с пранкерами Владимиром Кузнецовым (Вован) и Алексеем Столяровым (Лексус) рассказала, что гонорары с продажи ее книгу идут на Украину. новости России и мира сегодня. Живущий, как и Улицкая, сейчас в Берлине Андрей Шашков поговорил с живым классиком о том, почему она уехала именно сюда, чего ей больше всего не хватает из прошлой, московской жизни и как она переживает новости последних месяцев. Себя Людмила Улицкая* идентифицирует как еврейку, принявшую христианство, о чём неоднократно повторяла в интервью.
Минюст обновил списки иноагентов. В реестре — знаменитая писательница, режиссер и экс-депутат
В списки попали писательница Людмила Улицкая, режиссер Илья Хржановский, экс-депутат Перми Сергей Медведев, центр защиты прав человека «Мемориал» и благотворительный фонд «Нужна помощь». Министерство юстиции РФ внесло в список иностранных агентов писательницу Людмилу Улицкую, которая ранее в разговоре с пранкерами призналась, что финансирует ВСУ. Писательница Людмила Улицкая признана иностранным агентом и внесена в соответствующий перечень Министерства юстиции РФ. Интерфакс: Минюст РФ в пятницу включил в реестр иностранных агентов писательницу Людмилу Улицкую и режиссера Илью Хржановского.
Любимица брянских либералов: «Я – еврейка. Русские в Крыму – это люди без корней»
Что было потом Глава комитета Госдумы Елена Ямпольская попросила разъяснений у Минобрнауки и руководителей Российского химико-технологического университета РХТУ , почему Улицкая не лишена звания почетного профессора. Об этом сообщает РИА Новости. Кто такая Людмила Улицкая Российская писательница, известность которой принесла повесть "Сонечка", опубликованная в журнале "Новый мир" в 1992 году. В кино Улицкая стала известна как сценарист фильма "Сестрички либерти" 1990 режиссера Владимира Грамматикова. По ее сценариям были сняты фильмы "Женщина для всех" 1991 , "Умирать легко" 1999 , "Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны" 2007 , сериал "Казус Кукоцкого" 2005 и другие. По произведениям Улицкой делали постановки в российских театрах.
А всё война... Мирьям действительно была заживо похоронена, но сумела выбраться. Мы вместе с Диной Рубиной быстрее хотим узнать конец этой истории и историю её любви. Другие произведения этого сборника не менее увлекательны и глубоки. Имена авторов на обложке тому подтверждение. Читать далее Люба на книгу: Любовь, или Связь поколений Так как я являюсь почитательницей творчества Олега Роя , хочу выделить в сборнике его рассказ "Ветер перемен". А его предисловие к Книге затронуло меня до глубины души, перечитывала несколько раз. Все авторы достойны внимания, все читаемые, многих авторов читаю впервые.
Сегодня она остается в этой стране и, скорее всего, на Родине ее увидят не скоро. Буквально сразу ей была присуждена немецкая литературная премия.
В последние месяцы она выступает с лекциями в Швеции, Германии и других западных странах, а также продолжает заниматься литературой. В частности, она работает над романом и пишет дневники. Возвращаться в Россию писательница в ближайшее время не собирается. Последние новости: О том, где живет Улицкая в ноябре 2023 г. Напомним, что она никогда не поддерживала российскую власть и выступала против ее решений. После того, как на территории Украины началась СВО, писательница решила окончательно разорвать связи с Родиной. Она покинула страну, переехав в Германию. Сегодня она по-прежнему живет в этой стране и, несмотря на приличный возраст в этом году ей исполнилось 80 лет продолжает писать книги и иногда читать лекции студентам. Читайте также: Олег Царев украинский политик : где сейчас живет и что делает бывший депутат Интервью журналистам и блогерам она дает редко, однако на видеоплатформе YouTube можно найти несколько видео, в которых Улицкая рассуждает о жизни, политике и месте России в современном мире. Известно, что сейчас она работает над новым романом, который посвящен эмиграции из России в начале 20 века.
В романе описываются события, люди, эмигрировавшие из России в 20 веке. Личная жизнь, муж, дети Людмила Улицкая трижды была замужем. Впервые под венец пошла в Вузе за студента Юрия Тайца. Но семья распалась через некоторое время.
Слишком много споров было между супругами о главенстве в семействе. После доктор биологических наук, генетик Михаил Борисович Евгеньев сделал предложение литератору. Их брак продлился почти десять лет. В семье росли сыновья — Алексей и Пётр.
Старший занялся бизнесом, младший сын увлекался джазом, потом поменял профессию музыканта на синхронного переводчика. Сыновья создали свои семьи, фотокадры внуков литератора иногда появляются в сети. Но личная жизнь писательницы и генетика не сложилась. Разрыв для Людмилы был сложным решением, со слов её самой за совместно прожитые годы отношения с Михаилом изменились, они стали совсем чужими людьми.
Бурный роман со скульптором Андреем Красулиным привёл к бракосочетанию. Семейная пара не утратила интерес друг другу, много времени проводят за обсуждением интересующих их тем. Как говорит литератор, её супруг — имеет свою точку зрения, он предпочитает ставить творчество выше быта. Проблемы со здоровьем Писательница излечилась от ракового заболевания молочной железы.
Онкологические проблемы наследственное заболевание её семьи. Ей поставили диагноз уже когда болезнь прогрессировала три года. Все свои чувства, переживания она выплеснула на бумагу в романе «Священный мусор» 2012 г. Лечение Людмила Улицкая проходила в Израиле.
Ей очень импонировало как относятся в Израиле к онкобольным, отлаженная система психологической поддержки.
Любимица брянских либералов: «Я – еврейка. Русские в Крыму – это люди без корней»
Несмотря на свою позицию, отрицала причастность к финансированию ВСУ. В беседе она призналась, что перечисляет свои гонорары с продажи книг на нужды Украины. У меня украинский флажок висит в коридоре, украинские новости — первое, что я открываю утром. Мне лично нравится Зеленский, это человек из другой профессии, посмотрим, как будет справляться: коррупция в стране очень большая», — заявила Улицкая. Во время разговора писательница также оценила конфликт с Россией как судьбоносный для Украины, поскольку он позволит стране «найти свое место в европейском обществе» и стать независимым государством.
Людмила Улицкая — первая женщина — лауреат премии «Русский Букер» 2001 , ее книги переведены на 33 языка. Ее неоднократно называли претендентом на Нобелевскую премию по литературе. Что думаешь?
Моя страна больна агрессивным невежеством, национализмом и имперской манией». Критиковала действия российской власти в Крыму и ее позицию по Украине в 2014 году. Принимала участие в конгрессе «Украина - Россия: диалог» 24-25 апреля 2014 года в Киеве.
В октябре 2018 года объявлена персоной нон грата в Азербайджане «за грубое нарушение законодательства республики - незаконное посещение оккупированных территорий Азербайджана» - посещение ею непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Личная жизнь Людмилы Улицкой: Трижды была замужем. Первый муж - Юрий Захарович Тайц Миропольский, 1943-1979 , ее однокурсник, впоследствии океанолог, доктор физико-математических наук 1977 , прототип Алика в повести «Весёлые похороны». Второй муж - Михаил Борисович Евгеньев, генетик, доктор биологических наук. Во втором браке родились сыновья Алексей Евгеньев род. Третий муж - Андрей Николаевич Красулин, скульптор.
Людмила Улицкая и Андрей Красулин 01 2003 - Эта пиковая дама фильм-спектакль - читает текст 2007 - Нужно точку найти... Год 1972-й.
Не так быстро происходит литературная реакция, но тем не менее она будет происходить, и я думаю, что мы прочитаем интересные книжки и об этом времени. Я думаю, что нам предстоит еще достаточно интересное чтение о нашем времени. Не самая удачная из его книжек, но тем не менее он пытается говорить на эту тему — это очень важно.
Я думаю, что для литературы, для писателя чрезвычайно важно какое-то время, которое должно пройти, чтобы осмыслилось всё происходящее. Но сегодня такая яркая публицистика и такая замечательная журналистика. Я думаю, что они во многом на себя берут, во многом замещают литературу. Потому что такое информационное пространство, какое сейчас, такого не было никогда, такое напряженное, насыщенное, очень активное и адекватное. Помните анекдот о том, как бабушка перепечатывает «Новый мир» на машинке, чтобы внук прочитал, потому что ребенок привык читать только самиздат?
Поэтому наш опыт чтения, условно говоря, запрещенной литературы достаточно крепко укоренен. Я думаю, что сегодня вряд ли что-то можно запретить. При том мощном потоке информации, в котором сегодня живет мир запретить что-нибудь просто невозможно. В январе депутат Госдумы Дмитрий Вяткин заявил , что «те произведения, которые не выдержали испытания временем, которые не соответствуют действительности, должны быть исключены из школьной программы». В качестве примера он привел «Архипелаг ГУЛАГ», в котором, по его словам, автор исторического романа Александр Солженицын «высосал из пальца» и придумал многие факты.
Впрочем, в тот же день глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова поспешила заверить , что «вопрос об исключении произведения не стоял и не стоит». О работе над новой книгой У нас образ жизни очень мало изменился. Муж мой рисует, я что-то пытаюсь писать. Меня очень занимает тема Берлина столетней давности, когда в Берлине было очень много русских. Это такая очень яркая историческая рифма, потому что Берлин в 20-е годы прошлого века был полон русскими, и сейчас опять очень много русских.
Это по составу другие русские, не те, что были в начале XX века, но тем не менее русская речь в Берлине на улице слышна постоянно. Я очень давно начала эту книгу. Не знаю, удастся ли мне ее закончить… И тема ее на самом деле: «туда и обратно», как люди уезжают из России, как они возвращаются и иногда уезжают снова. Отчасти я была свидетелем этого процесса, потому что в 1960-е годы довольно большое количество русских, проживших 40 лет в эмиграции во Франции, вернулись в Россию. И среди моих знакомых было довольно много таких.
Это были люди и аристократического происхождения, и более буржуазного мира. Многие из них осели, некоторые были тогда же посажены. Их дети в большой степени уехали обратно в Европу, но некоторые осели. У меня была и до сих пор есть дружеская семья Муравьевых — это потомки «Муравьева-вешателя» Михаила Муравьева-Виленского — государственного и военного деятеля XIX века, который прославился подавлением польского восстания в 1863-1864 годах. RTVI — и вот сейчас в России живет только одна представительница этой большой фамилии, остальные снова вернулись на Запад: кто в Америку, кто во Францию.
И это движение туда и обратно чрезвычайно интересно. Человек, как и любое животное, ищет место для выживания своего личного и выживания своего потомства. Поэтому это скорее предмет исследования, чем осуждения или недоброго отношения. Это жизненный процесс, он идет, а мы — наблюдатели. О рейдах полиции по московским барам, владельцы которых высказывали антивоенную позицию Наступает тьма, и, видимо, мы находимся в самом начале этого наступления.
Сегодняшняя власть себя защищает.
Улицкая призналась, что отправляет на Украину гонорары, полученные с продаж ее книг в России, а также оправдала теракты Киева в РФ. Кроме того, Улицкая заявила, что, по ее мнению, противостояние с РФ поможет Украине "отделиться от московской Руси и найти свое место в европейском обществе", стать "самостоятельным, ни от кого не зависящим государством". Что было потом Глава комитета Госдумы Елена Ямпольская попросила разъяснений у Минобрнауки и руководителей Российского химико-технологического университета РХТУ , почему Улицкая не лишена звания почетного профессора.
Об этом сообщает РИА Новости. Кто такая Людмила Улицкая Российская писательница, известность которой принесла повесть "Сонечка", опубликованная в журнале "Новый мир" в 1992 году. В кино Улицкая стала известна как сценарист фильма "Сестрички либерти" 1990 режиссера Владимира Грамматикова.
Депутат ГД Милонов призвал отправить имущество Улицкой на помощь СВО
Примечательно, что первая большая книга Людмилы Улицкой вышла в 1993 г. на французском языке. В эксклюзивном интервью Радио «Комсомольская правда» писатель Людмила Улицкая рассказала, почему называет себя графоманом, тяжело ли творческому человеку в пандемию, запрём ли мы себя добровольно в цифровом концлагере, теряют ли знания и образование. Людмила Улицкая — все новости о персоне на сайте издания Писательница Людмила Улицкая, уехавшая из России в Германию после начала вооруженного конфликта на Украине, стала гостьей программы RTVI "Хроники нового мира". В эксклюзивном интервью Радио «Комсомольская правда» писатель Людмила Улицкая рассказала, почему называет себя графоманом, тяжело ли творческому человеку в пандемию, запрём ли мы себя добровольно в цифровом концлагере, теряют ли знания и образование. Интерфакс: Минюст РФ в пятницу включил в реестр иностранных агентов писательницу Людмилу Улицкую и режиссера Илью Хржановского. Людмила Евгеньевна Улицкая – известная писательница и сценарист, первая женщина лауреат литературной премии «Русский Букер».