Великий пост дан нам для того, чтобы успеть хоть немного продвинуться по ступеням в Царство Небесное. Какие названия имеют недели Великого поста, чем РИА Новости, 27.03.2024. "Лествицы" Иоанна Лествичника - будет транслироваться на телеканале "Спас" во время Великого поста, начиная с 15 марта. Поскольку по уставу полагалось читать «Лествицу» в течение Великого поста, некоторые рукописи содержат разбивку на зачала. Великий византийский философ и богослов, автор знаменитой "Лествицы".
О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста
Но разве не требуется то же самое и от светского человека? А кто оставляет греховную жизнь и борется со своими страстями, тот делает то же, что монах, расстающийся с миром и поступающий в обитель. Наконец, должны ли миряне безмолвствовать? Это необходимо для нашего спасения, и потому Святая Церковь нам напоминает о том сегодня. Стоит только пожелать потрудиться, потому что вся возможна верующему!
Пятая Седмица - предпоследняя в четыредесятнице, охватывающей 40 дней поста, который длится 48 дней. В целом вся неделя посвящена раскаянию и аскетизму. Нередко в эту неделю в храмах и церквях проводится таинство соборования. В среду вечером на пятой Седмице совершается служба под названием Мариино стояние, а суббота носит название Похвала Пресвятой Богородицы. В четвертую неделю поста отмечается день памяти Преподобного Иоанна Лествичника, богослова и философа, жившего в VI-VII веках, и бывшего настоятелем Синайского монастыря. Иоанн Лествичник написал важный богословский труд, который называется Лествица. Преподобный Иоанн Лествичник, о жизни которого известно крайне мало, почитается в России: одна из церквей начала XVI века, расположенная в Московском Кремле, носит имя Иоанна Лествичника.
То есть каждая степень «Лествицы» — это по сути «прехождение из силы в силу» на пути стремления человека к совершенству, которое не в один момент, но лишь постепенно может быть достижимо. Восхождение по этой лествице предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты души, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Например, 22-я степень «Лествицы» раскрывает подвиг истребления тщеславия, которое выказывается при каждой добродетели: и при посте, и при нестяжании, и при молчании, и при сокрытии всех подвигов. Преподобный Иоанн назидает: «Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его… Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему… Кто превозносится природными дарованиями — умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет неверен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, посылая неожиданное бесчестие… Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. Когда хвалители, или лучше — льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают».
То есть дело даже не в том, что мы много грешим, а в том, что грехом отравлены даже лучшие наши порывы. А еще преподобный Иоанн показывает — что тоже небесполезно знать каждому — путь развития страсти в душе человека: от возникновения в уме какого-то образа до полного подчинения воли «прилог», «сочетание», «сосложение», «пленение», «борьба» и, наконец, «страсть». И объясняет, что есть «еще и иной… тончайший помысл, называемый набегом мысли, который так быстро проходит в душе, что без слова и образа, и времени мгновенно представляет человеку потаенную его страсть». Из страстей же главными он считает славолюбие, сластолюбие, сребролюбие, которые порождают остальные — гнев, злопамятство, уныние, тщеславие, гордость. По сути, мы со своей мирской точки зрения вполне можем увидеть в авторе наблюдательного, умного и проницательного психолога, описывающего типы людей, их внутренние состояния, склонности, пристрастия, ошибки, уловки самообмана и трудности самообуздания. Только, в отличие от светского психолога, главной целью земной жизни человека он считает воскресение души — даже прежде общего воскресения — и достижение жизни вечной. А главными причинами гибели людей во времени видит страсти сластолюбия, сребролюбия и тщеславия. И что с этим всем делать? Можно, конечно, заткнув уши и закрыв глаза, бежать от мира.
Неделя 4-ая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника
Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, — держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу». Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, который знал, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и радоваться о Нем. Память и личность святого Иоанна Лествичника предлагаются нам сейчас, когда мы восходим к страстным дням, в пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру. Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и вместе с этим тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но так же и Путь, и Жизнь вечная. Тропарь святому Иоанну Лествичнику Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси свтильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак святому Иоанну Лествичнику Плоды прсноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя. На 17 году своего возраста Иоанн принес себя в жертву Богу: тело вознес на Синайскую гору, а душу на гору небесную. Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет — до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет. В продолжение сей необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения.
По крайней мере, в идеале, а вернее — в норме. Другое дело, что большинство, в силу слабости, от нормы уклоняется. Кстати, именно поэтому монашество обычно избирают в молодости, когда человек еще склонен к максимализму. В той или иной степени почти все верующие юноши и девушки проходят тягу к иноческому житию. И это очень полезная тяга — не только для тех, кто в дальнейшем этот путь для себя изберет таковых будет немного , но и для будущих супругов, отцов и матерей, да просто порядочных людей. Человек понимает, что такое жить на пределе. Человек, прошедший стремление к монашеству с его беззаветным служением Богу и Церкви, в дальнейшем будет ориентироваться на эти бескорыстие и верность в своем служении супругу, ближним, детям, делу, Отечеству — в конечном итоге, в ближних он будет узнавать Бога. Фото Seif Sallam Тем более, современное монашество гораздо более открыто к миру, чем те монахи, к которым обращался преподобный Иоанн.
Сейчас, например, в значительно меньшей степени распространена такая форма монашеской жизни как отшельничество. Зато сейчас распространено ученое монашество, многие монахи занимаются миссионерской и просветительской работой, многие несут социальное служение и так далее. Не говоря уже о том, что сейчас существует такое немыслимое для прошедших веков явление как монах — приходской священник. В какой-то степени сегодняшним монахам сложнее, чем их предшественникам. Сегодня тот, кто искреннее желает послужить Богу, точно так же должен отказаться от радостей мира от греховного стяжания до добродетельного семейного счастья , но при этом не защищен от него ничем, кроме собственной воли: нет ни пустыни, ни высоких монастырских стен в крупный городской монастырь, особенно представляющий культурную ценность, за день приходит значительно больше светских людей, чем вечером на дискотеку! Так что форма монашества, как и условия жизни мирянина ныне не те, что в Византии времен Иоанна Лествичника. Но суть остается прежней. Вверх по лестнице: от отречения от мира до стяжания трех высших добродетелей — веры, надежды и любви.
Что же с этим делать? Как читать «Лест вицу»? Пусть на эти три сомнения ответит сам Лествичник. На первое и второе: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому? Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небесного». На второе и третье: «Нерадивый же пусть и не касается того, что здесь описано, чтобы ему, отчаявшись, не расточить и того, что делает; и тогда сбудется на нем евангельское слово: от неимущаго же усердия, и еже мнится имея возмется от него Матф. Итак, Лествичник советует читать его с умом: не все здесь надо применять сразу и буквально, кое-чего надо просто «не касаться»; но что можно делать доброго — делать. Иначе читателя постигнет отчаяние, про которое он тоже пишет: «Нет ничего равного милости Божией; нет ничего больше ее. Посему отчаявающийся сам себя губит».
Итак, прежде всего и помимо всего прочего в «Лествице» надо видеть любовь Божию. Книга о любви Любой текст — это не просто череда слов. Композиция текста, то, как он устроен, управляет всем остальным, всем частным. Описание «темницы», процитированное выше, испугало нас как раз потому, что мы рассматривали его вне контекста. В своей книге Иоанн Лествичник описывает путь совершаемой в свободе метанойи покаяние, поворот ума , обретения бесстрастия истинной свободы , и через него — священного безмолвия, в котором становится возможным услышать голос Божий. От начала и до конца, все больше и больше, это — путь возгорания любви, постоянно усиливающейся динамики стремления к Богу.
После преподобные пишет о различных страстях, с которыми вынужден сражаться каждый воин Христов: памятозлобии девятая , злословии и клевете десятая , многоглаголании одиннадцатая , лжи двенадцатая , унынии и лености тринадцатая , чревоугодии четырнадцатая глава с юмором называется «О любезном для всех и лукавом владыке, чреве» , о том, что мешает нетленной чистоте и целомудрию пятнадцатая , сребролюбии шестнадцатая.
Главы с семнадцатой по двадцать третью также посвящены вопросам духовной брани. В них говорится о нестяжании; нечувствии; сне, молитве и псалмопении в соборе братий; бдении телесном; малодушной боязливости, или страховании; многообразном тщеславии и безумной гордости. С двадцать четвертой главы идет описание плодов успешной борьбы с грехом. Святой Иоанн рассказывает братии о кротости, простоте и незлобии; об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии; о рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей; о священном безмолвии души и тела; о матери добродетелей, священной и блаженной молитве; о земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве. Заключительная тридцатая глава носит название «О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви», но это еще не итог всему, поскольку у духовной лествицы нет последней ступени, ведь «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке, к свету присовокупляя свет разума». Может быть, всё это относится только к монашескому деланию и будет лишним для мирянина? Нет, каждый, принявший Святое Крещение, призван Богом подниматься по духовной лестнице: от пренебрежения соблазнами и похотями этого мира до стяжания трех высших добродетелей — веры, надежды и любви.
Оптина пустынь
Сегодня произвели Читать Неделя 4-я Великого поста. В субботу вечером состоялось всенощное бдение. В слове проповеди, произнесенном после Божественной литургии, отец Петр обратился к сегодняшнему евангельскому чтению Мк.
К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал...
Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению.
Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования. Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения.
В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.
Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря память в Сырную субботу , и была написана преподобными знаменитая "Лествица" - руководство для восхождения к духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверж-дену, которая желающих возводит до Небесных врат... Свое творение преподобный так и назвал - "Лествица", объясняя название следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения...
Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни - преподобный Феодор Студит память 11 ноября и 26 января , Сергий Радонежский память 25 сентября и 5 июля , Иосиф Волоколамский память 9 сентября и 18 октября и другие - ссылались в своих наставлениях на "Лествицу" как на лучшую книгу для спасительного руководства. Содержание одной из степеней "Лествицы" 22-я раскрывает подвиг истребления тщеславия.
Проходя эти ступени, верующий побеждает сквернословие, стяжательство, уныние и лень, гнев, похоть. Центральное место в этой борьбе занимает искоренение тщеславия — «корня всех грехов». Святой Иоанн так писал об этом пороке: «Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу — опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху». Уклонившись от зла, сотвори благо Святой пророк и царь Давид в своих псалмах пел человеку, желающему достигнуть святости: «уклонися от зла и сотвори благо». Для того чтобы стать совершенным, обрести по благодати богоподобие, человеку мало отрешиться от суеты и раскаяться.
Но мало и достигнуть бесстрастия, удалив из души угнездившиеся в ней пороки. Образовавшаяся пустота обязательно должна чем-то наполниться… Преподобный Иоанн Синайский рекомендовал христианам не дожидаться, пока в ум и сердце вновь постучатся греховные помыслы и желания, но взамен их, воспитать в себе добродетели. Наполнить душу благодатью Духа Святого. Советам о том, как достигнуть этого, и посвящены последние четыре главы его сочинения. В них он говорит о внутреннем покое, молитве и союзе трёх основных добродетелей: веры, надежды и любви.
Этот образ позволяет наиболее ярко изобразить в литургическом пространстве путь Спасителя в Иерусалим. В Неделю Преполовения Поста Крестопоклонную мы миновали половину этой дороги. Если до нее Церковь делала особый акцент на покаяние, очищение, то теперь Крест Христов стоит в самом центре христианской жизни. На Литургии мы слышали слова Господа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» Мк. Вспоминая эти слова Господа Иисуса Христа, Церковь вновь говорит всем верным, что путь следования за Спасителем есть путь сораспятия Ему. Но Великий Пост — это одновременно и период, в который церковное сознание особенно проникновенно и трепетно размышляет и над основополагающими вероучительными истинами Православия. И прежде всего над теми, которые говорят о возможности реального присутствия Божия в творении. Так в праздник Торжества Православия мы вспоминали о победе Отцов над иконоборческой ересью. Почитание иконы означает для нас тот непреложный факт, что через зримый рукотворный образ мы мистически, неизреченно соприкасаемся с Первообразом. Значит, иконостас, видимый в храме, есть не перегородка отделяющая сакральное пространство от профанного, посвященных от непосвященных, а некое «окно», через которое люди могут реально видеть «святая святых», Царство Божие, явленное на земле. Точно так же во вторую Неделю Поста, в день памяти святителя Григория Паламы, Церковь вспоминает о победе учения этого святого о нетварных энергиях. Фаворский свет Преображения есть явление той реальности, которое присуще Богу в Его вечном бытии. Таким образом, для Церкви в период Великого Поста, то есть в то время, когда наиболее остро и ярко актуализируются в литургической памяти события нашего спасения особенно важны те аспекты богословия, которые прямо выражают истину, что Бог реально присутствует в жизни мира. Поэтому в четвертое Воскресение Поста мы празднуем память преподобного Иоанна Лествичника, создателя одной из наиболее известных книг в истории аскетической и богословской мысли — «Лествица». Образ лестницы, соединяющей тварный мир с горним, присутствует с древнейших времен. В книге Бытия мы находим рассказ о сне Иакова: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней… И убоялся, и сказал: как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» Быт. Схожий образ мы видим в Евангелии от Иоанна, когда Господь говорит своим ученикам: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» Ин. Лествица Великого Поста Важно понимать, что книга преподобного Иоанна Лествичника не является умозрительным богословским трактатом.
Неделя 4-я Великого поста 2024. Преподобного Иоанна Лествичника
На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. Четвертая неделя великого поста посвящается памяти преподобного Иоанна Лествичника, составителя книги «Лествица». Время Великого поста, как и всей нашей земной жизни, летит чрезвычайно быстро.
Лествица Великого Поста
В четвертую Неделю Великого поста Святая Церковь вспоминает дивного учителя благочестия, преподобного Иоанна Лествичника, оставившего нам описание чудесной духовной лествицы, по которой сам он взошел в Царствие Небесное, которую завещал он всем христианам. Великий византийский философ и богослов, автор знаменитой "Лествицы". Итак, да будет утвержден один бок нашей лествицы на воздержании, которое есть пост в пище, другой же на покаянии, которое есть пост в злых делах.
Из жизни подворья
- Из жизни подворья
- Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника | Правмир
- Духовный Эверест, или «Лествица» преподобного Иоанна
- Четвёртое воскресенье Великого поста
- Новости по теме
- Вам может быть интересно:
О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста. Сщмч. Серафим (Чичагов).
Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника | 13.04.2024 | Московский Данилов монастырь | В четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова празднует память преподобного Иоанна Лествичника, автора известной во всем христианском мире книги «Лествица». |
Лествица Великого Поста | В четвертую неделю Великого поста, вслед за поклонением честному и животворящему Кресту, Святая Православная Церковь постановила поминать преподобного и богоносного отца нашего Иоанна, списателя Лествицы духовной. |
Четвертое воскресенье Великого поста — память преподобного Иоанна Лествичника | Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет – до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет. |
Великий Пост. Неделя Иоанна Лествичника | Поэтому святая Церковь благословила читать поучения из «Лествицы» в дни Великого поста. |
Пятая Седмица и четвертая неделя Великого поста 2024 | Суббота четвертой недели Великого поста, 25 марта, (так же как на второй и третьей неделе) установлены для поминовения усопших. |
Просветительская деятельность
Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей», поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. Сегодня святая Церковь дает нам образ великого подвижника, желая нас утвердить в том пути, которым мы шли от начала поста, и который мы в течение последней седмицы освятили Крестом Господним. 3 апреля (21 марта), в Неделю 4-ю Великого поста, посвященную памяти преподобного Иоанна Лествичника, во Всехсвятском храме подворья игумен Петр отслужил Божественную литургию святителя Василия Великого.