последние новости сегодня и главные события по теме - Sputnik Беларусь. Под закат Советского Союза Михаил Веллер уехал в Таллинн и там, можно сказать, начал полноценно заниматься литературным творчеством.
Жалкий финал. Веллер против Руси
На днях исполнилось 75 лет Михаилу Веллеру – Самые лучшие и интересные новости по теме: Имена, литература, юбилеи на развлекательном портале Михаил Веллер: новости и заботы. В последние годы Михаила Веллера заботят основательно изменившиеся условия общественно-политической жизни. Михаил Веллер рассказал, как у него в руках оказались записи И. Михаил Веллер признался, что любимая девушка героя Катя — плод его фантазии.
Михаил Веллер: Самые популярные цитаты автора
- За что Михаила Веллера наградили Белой звездой? (Владимир Иноземцев) / Проза.ру
- «Иноагент» — аналогия «врага народа». Веллер* высказался о попадании в реестр Минюста
- Report Page
- Книги автора
- KMS Tools 2024-2025 – активатор Windows 7-11
- Писателя Михаила Веллера* признали иноагентом
Михаил Веллер*
Михаил Веллер — все новости по теме на сайте издания Михаил Веллер: «Россия встала глобалистам поперек горла». Своим мнением по этому поводу поделился писатель и философ Михаил Веллер. Писатель Михаил Веллер в разговоре с российскими пранкерами Владимиром Кузнецовым и Алексеем Столяровым (Вованом и Лексусом) признался, что выступает на стороне Киева и поддерживает удары по территории России. Режиссер Юрий Грымов говорит про истинные народные ценности с писателем Михаилом Веллером и директором ВЦИОМ Валерием Федоровым.
«Жаль, что падалью оказался». Народ прокомментировал слова Веллера о России
И читать которые интересно. Строго говоря, светская русская литература возникла после того, как Петр Первый прорубил окно в Европу. Гораздо позднее русская литература развивалась, заимствуя направления и жанры у европейской и отставая в развитии от европейской. А затем на 70 лет Советский Союз был отключен от естественного развития литературы.
И когда советская власть кончилась, оказалось, что в Европе господствует постмодернизм и деконструктивизм. Распад формы, распад морали — и искусство, которое изучает, на какие молекулы можно разобрать человека и какие пороки можно в нем найти. Это литература упадка цивилизации.
Литература схлопывания. Современная русская литература продолжает походить на литературу конца XIX века. Она в чем-то музейная.
В чем-то архаичная. В чем-то эпигонская по своей реалистической форме, но одновременно она все-таки несет нормальные человеческие ценности и нормальный человеческий взгляд на жизнь, что, безусловно, говорит в ее пользу. Есть ли что-то особенное в Петербурге?
Здесь похоронены мои деды, прадеды, прапрадеды. Непрерывно я прожил в Ленинграде главные годы жизни. С 18 до 31 года.
Петербург — это не русский город, это европейский город, построенный, как всем известно, талантливыми итальянскими архитекторами, которые строили на ровном месте. И поэтому могли развернуться. Петербург — лучший город России, не похожий ни на один другой.
И вот этой своей классической красотой, пропитанной двумя веками имперской славы, Петербург, конечно, и хорош, и отличается от всех остальных. Изменилась она, скажем, за последние 100, 200 лет? Во-первых, это звание необыкновенно девальвировалось.
В России писатель — это было нечто значительное. А сегодня любой нувориш, любой бизнесмен, любой артист, любая модель, которая написала сама какую-то книжку или наняла журналиста, который написал за нее, любит называть себя писателем. Хотя они примерно такие же писатели, как я — прима-балерина королевского балета Камбоджи.
Роль писателя в России была в XIX веке особенно велика. Поскольку политика была в имперской монархической самодержавной России запрещена, и политической жизни не было, и обсуждать ее было невозможно, то литература играла роль «паражизни», «параполитики», эрзаца общественного движения. И интеллигенция с необыкновенной страстью обсуждала книги и литературные коллизии, как будто это и была сама жизнь.
Да, писатель был законодатель, писатель был бог. Лев Толстой был наместник Всевышнего на земле. Когда сняли цензуру, убрали запреты и с русской литературы спали в 1991 году все дополнительные, не свойственные литературе функции — функция политики, журналистики, социологии, пропаганды и так далее, то она оказалась чистой литературой.
И роль писателя свелась до минимума. Когда-то товарищ Сталин правильно понимал, что писатель должен пропагандировать советскую власть в ее сталинском понимании, а нынешний писатель настолько никому не нужен, настолько не влиятелен в эпоху электронных СМИ, электронных сетей Интернета, что в литературе можно писать все что угодно. Это будет очень мало кому интересно.
По жанру это не беллетристика и даже не публицистика. Это нечто вроде политической философии нашего времени. А изложено все это нормальным человеческим языком, который может показаться разговорным, но на самом деле литературный. Потому что довольно трудно говорить о сложных вещах настолько просто, чтобы люди это понимали. А речь в книге о том, что в наше время наша цивилизация, то есть белая цивилизация, евроатлантическая, иудео-христианская, делает небывалый поворот, который для основных масс является поворотом влево к социализму и всеобщему равенству. А для олигархическо-политической верхушки мира является поворотом вправо — к диктатуре фашистского типа.
Вот для того, чтобы люди понимали, что происходит, и чтобы они не считали олигархический фашизм счастливым коммунизмом и чтобы они не ждали от уравниловки счастья для всех, я и написал эту книгу. О ней и буду говорить. Какие книги нужны школьникам сейчас? В наступившую современную цифровую эпоху они сидят в Сети и обмениваются короткими, иногда закодированными короткими фразами, чаще на своем молодежном сленге. Вот эти краткие сообщения воспитывают клиповое мышление. То есть можно иметь суждение обо всем на свете, но это суждение краткое и не связанное со всеми остальными суждениями в единую систему, единое мировоззрение.
Это связано в то же время и с тестовой системой экзаменов, когда можно ничего не понимать, не уметь связать одно с другим, но зазубрить ответы на вопросы и показывать якобы отличные знания. Школьникам необходимы книги, которые, во-первых, увлекают и заставляют читать себя и дочитывать до конца. Во-вторых, в легкой игровой форме подают вечные истины. Книги, которые, развлекая, обучают. Которые ненавязчиво воспитывают. Которые формируют у подростков мировоззрение, а не делают из них идиотов, не понимающих ничего из окружающего.
О чем должны быть эти книги? Да обо всем. О жизни, о верности и о любви, о совести и о силе, о предательстве и о доблести. О вечных ценностях. Ни о чем больше. И эти вечные ценности должны подаваться в ясной и доступной форме.
Какие произведения обязательны к прочтению? Это книги для самых маленьких, где все шедевры давно известны. Это понятно. А вот с класса 4-го начинается чтение настоящих книг. И это сначала литература приключенческая и одновременно образовательная и воспитательная. Это «Капитан Сорви-голова» Луи Буссенара.
Это «Остров сокровищ» Стивенсона. А потом будет Дюма, без которого нельзя. Это, конечно, «Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо». А потом будет Виктор Гюго, которого, став старше, они будут перечитывать.
А центральная Россия, по мнению Веллера, "никому не нужна" и ее заселят мигранты. Несмотря на настолько радикальные взгляды, писатель выразил надежду, что его книги в России не запретят, поскольку осознает, что "такие, как он" никому нигде не нужны. Ранее в разговоре с Вованом и Лексусом другая представительница уехавшей интеллигенции, писательница Людмила Улицкая, призналась в финансировании Вооруженных сил Украины со средств с продажи ее книг. После этого издательство АСТ приостановило выплату ей гонораров.
Улицкая, Акунин, Бы...
Смотрите, ставьте лайки, подписывайтесь и делитесь с друзь... С политологом Андреем Колесниковым рассматриваем сценарии дальнейших действий со стороны Администрации Президента. Цыганов и Снигирь — на высоте, режиссер Локшин — большой мастер. Травят кино только бездарные Z-... Кому принадлежат эти деньги? Законна ли их конфискация? И может ли это соз... Еженедельный комментарий к ключевым событиям в России и мире.
Михаил Веллер — последние новости
На днях исполнилось 75 лет Михаилу Веллеру – Самые лучшие и интересные новости по теме: Имена, литература, юбилеи на развлекательном портале Михаил Веллер. последние новости сегодня и главные события по теме - Sputnik Беларусь. На днях исполнилось 75 лет Михаилу Веллеру – Самые лучшие и интересные новости по теме: Имена, литература, юбилеи на развлекательном портале Последние новости о персоне Михаил Веллер новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Веллер вообще по преимуществу хорош острым чувством брезгливости, которое он к себе вызывает. Интервью Михаила Веллера: последние новости Михаил Веллер, известный российский писатель и публицист, недавно дал интервью на телевидении, в котором рассказал о своих последних достижениях и планах на будущее.
Михаил Веллер — местонахождение сегодня и последние новости
Вернувшись домой Веллер недолго работал учителем русского языка и литературы в сельской школе. Затем он устроился работать бетонщиком в цех, в котором производили разборные конструкции ЖБК-4. Вскоре он освоил профессии вальщика леса и землекопа, трудясь на Кольском полуострове. В 1974 г.
Михаил возвратился в Ленинград, где трудился в «Государственном музее истории религии и атеизма». В следующем году он начал сотрудничать с заводской газетой «Скороходовский рабочий», в которой публиковал свои статьи и очерки. В 1976 г.
По словам Веллера, это был один из самых счастливых периодов в его биографии. Вскоре многие события и впечатления, которые мужчина пережил в то время, найдут свое отражение в его произведениях. И хотя он написал уже немало рассказов, ни одна из редакций не соглашалась сотрудничать с молодым литератором.
Михаил решил повысить квалификацию, записавшись на семинары известного писателя Бориса Стругацкого. Это принесло свои плоды и уже спустя год короткие сатирические рассказы Веллера начинают печататься в городских изданиях. Во второй половине 1976 г.
Михаил Иосифович проживал и трудился в Таллине. Он получил эстонский паспорт, а также вошел в состав «Союза писателей Эстонии ». Его работы начали издаваться в нескольких местных газетах и журналах.
В последующие годы биографии Веллер успел поработать вальщиком леса в республике Коми, а затем и охотником в госпромхозе «Таймырский», расположенном в Красноярском крае. При этом он не прекращал заниматься писательской деятельностью. В 1981 г.
Михаил Веллер впервые представил свои философские идеи в рассказе «Линия отчета», который получил довольно хорошие отзывы.
Его работы переведены на многие языки, издаются в других странах. Некоторые из его суждений остаются спорными, творчество Веллера подвергается критике со стороны современных авторов.
Политические взгляды писателя также разнятся от привычных слоганов, звучащих с экранов телевизоров. Он открыто дает интервью относительно политической ситуации в России, ее отношений с другими странами. Михаил Веллер, знаменитый и страстный участник теледебатов, на самом деле модный писатель.
Его книги выходят огромными тиражами, 40 000 для него не предел, бывает доходит до 150 000 экземпляров. Пишет он при этом не какие-нибудь иронические детективы, но очень серьезные вещи: про судьбы России, про большую литературу, про войну, про смысл происходящего в мире. И люди читают; это надо так уметь написать!
Биография Веллера с его слов Родился в 1948 году на Украине, рос в основном в Сибири и Забайкалье в военных гарнизонах, что естественно для офицерских детей. Школу оканчивал в Белоруссии, а филологический факультет - в Ленинградском университете в 1972 году. После чего сменил - точно не помню - около тридцати специальностей.
Трудовая книжка у меня с двумя вкладышами. Был сотрудником музея и охотником-промысловиком в Арктике, пионервожатым и вальщиком леса в Коми, учителем русского языка и литературы и строительным рабочим на Мангышлаке. А также кровельщиком, шелкографом, землекопом, журналистом...
В 1979 году оказался в Таллине. Переехал из Ленинграда по простой причине: я хотел только писать и все поставил на выход книги. Я покинул свой город, семью, любимую женщину, друзей, отказался от всех видов карьеры, работы, жил в нищете, пил чай второго сорта, курил окурки и ничем, кроме писания, не занимался.
Литература - занятие физически пассивное, расслабляющее и в чем-то даже не мужское. И лет до сорока денег на жизнь оно мне не приносило. Зарабатывал я с мая по октябрь - "в пампасах", как это для себя назвал.
Осенью возвращался домой худой, жилистый, без всяких комплексов и бессонниц, да еще с какими-то деньжонками на жизнь до будущего лета. В 1983 году вышла первая книга - "Хочу быть дворником", и далее в частной моей биографии нет ничего интересного. Дальше идет жизнь человека, который сидит за столом, пишет и даже умудряется прожить на деньги от своих книжек.
Фальстарт Скажи, пожалуйста, Михаил... А ты когда в советские времена все бросил и уехал из Питера в Таллин, ты тогда знал, что станешь автоматически гражданином Евросоюза? Это начало беседы?..
Когда я уезжал в 1979-м из Питера, я думал, что еду туда в наилучшем случае годика на два-три - издать книгу. В наихудшем случае, если застой будет усугубляться - чем в 1979-м и пахло, - я полагал, что в границах Советского Союза там будет прожить чуть-чуть свободней и чуть-чуть легче. Я терпеть не могу Бродского, сознаюсь честно...
И строчки эти терпеть не могу. Потому что в них нет, на мой взгляд, ничего умного. Да и сам Бродский никогда не был поэтом верхнего ряда.
Это мое сугубо личное мнение... Значит, я полагал, что в крайнем случае можно будет прожить какими-то переводами с эстонского... Если ты будешь меня все время перебивать, то говорить мне будет трудно.
Какого оживления-то? Понимаешь, если бы мы с тобой болтали о том о сем, то, разумеется, каждый мог бы, как ему больше нравится... А если ты включил диктофон, то своими замечаниями ты мне не даешь окончить ни одной мысли.
Ты меня спросил, думал ли я, когда переехал... Да ни фига не думал! Если ты не будешь давать мне ответить, то мы с тобой просто так попьем пива с винцом, и тогда нет смысла пытаться что-то сделать.
Я же хотел как лучше. Советская Эстония в Евросоюзе Теперь спрашивай, - сказал Веллер, и время пошло. По новой.
Так строго с меня давно не спрашивали. Я как на экзамене. Засекаем - и вперед!
Значит, знал ли ты, что станешь гражданином Евросоюза? Что будешь везде ездить без визы? При том что мы все тогда думали, что совок вечен, так и будем прозябать...
И сегодня ты вон какой мудрый получаешься. Ты знаешь, со стороны, если кому-то везет, начинаешь узнавать новое о себе. Типа, ха-ха, какой я мудрый.
Хотя я много раз в жизни убеждался, что политический пророк я плохой. Я вместе с большинством полагал, что Советский Союз вечен, что на мой век его хватит с избытком... И что жить мне в его границах.
Потому что для меня не существовало варианта эмиграции по причине родителей, которые ехать не хотели никуда категорически. И по такой причине: я не мог уехать раньше, чем выйдет первая книга. Потому что иначе это означало уехать побежденным, чего я не мог допустить никак.
И переехал я в Таллин, когда убедился, что нигде больше рассказы мои публиковать не собираются. Даже если б я имел фамилию Романов и был племянником Григория Васильича, первого секретаря Ленинградского обкома. У меня был весь набор отрицательных анкетных данных.
Беспартийный, разведен, безработный, национальность, модернизм в прозе. Куда ни плюнь - везде минус. Я полагал, что, если я получил положительный отзыв из Таллинского издательства и там может выйти книга - а че такого, меня в этом уверяли, - она должна выйти, а потом мы будем смотреть.
Затем я думал, что либо свалю за границу любым способом - потому что в процессе издания книги меня уже все так достало, - либо начну сам себя переводить с русского на эстонский, создав такой поджанр в эстонской литературе. Псевдоперевод, псевдоломаный язык, псевдонеправильный такой - вот как иностранец как будто с акцентом лупит какие-то рассказы - и найду свою нишу. Потому что, честно говоря, я был довольно низкого мнения об эстонской литературе.
А что касается гражданства - это только в перестройку начало чем-то пахнуть! И не верил я, что Союз развалится до самого конца! А когда оно обернулось вот этой вот независимостью, то...
Я долго колебался, я тянул аж до 1996 года. Потом уже надо было определяться - туда или сюда. Отвечаю абсолютно честно.
Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь... Я никогда не хотел стать писателем. Я и сейчас, когда мне шестидесятый год, не ощущаю себя неким писателем.
Лукашенко проявлял чудеса изворотливости, водя Кремль, как за салом, идеей слияния в единое государство. И ускользая, как мышка от кошки, от неизбежного поглощения «старшим братом». Когда говорят, что Россия дотировала Беларусь почти дармовой нефтью, умалчивают, что член единого Союзного государства Беларусь, вопреки уставу единого таможенного пространства, получала нефть не по российским ценам, а по мировым и часто выше европейских, с каковых «цен для чужих» уже делались скидки в виде милости. Для молочных товаров Беларуси российский рынок то и дело прикрывался. Пустота для патриархата Сегодня судьба Лукашенко висит на ниточке. Он не признан своим народом, не признан Европой, а официально признавшему его Кремлю на Лукашенко плевать, и более того — он вызывает злорадство.
Надоел своими увёртками и оскорбил отказами создать наконец «Союзное государство». Полтора миллиарда ему дали «на переходный период» — стабилизировать обстановку и передать власть ставленнику Кремля. Ненавистный ему Кремль — его единственная подпорка, готовая мгновенно превратиться в столб для экзекуции. Его будущее — коттедж на Рублёвке, в Китае или несчастный случай. Российский интерес Итак, Россия потеряла последнего союзника у своих границ и в Русском Мире. Аннексия Беларуси, введение в неё войск России крайне вредны.
Это будет 10 млн резко враждебно настроенного населения. Опасность распространения активных массовых протестов от Бреста до Хабаровска.
Врагу не пожелаешь. Алишер Усманов, которого лишили всего, так он развелся с женой, ну, естественно, чтобы переписать на нее все что можно, чтобы не отобрали у нее, но у нее ведь тоже отберут... Так что я подозреваю, что кроме того, что у Украины дело правое, сил тоже хватит... Потому что несчастная русская армия... С одной стороны убивают невинных людей, с другой это ж какие-то жертвы природы... Я думаю, что чуть раньше или чуть позже ему помогут преставиться, потому что он гораздо больше мешает...
Все-таки ему помогут. Чему быть, того не миновать». Я бы сказала, что президент выглядит куда моложе, свежее, крепче вот этого старичка-скрюченные ножки. А юридически уж не знаю, как трактовать его речи. Как предсказание, угрозу или подстрекательство? То есть Веллер боится говорить, где он. Был бы в Америке, так чего ему опасаться? Значит, в России?
Cидит, подписывает договоры с издательствами, ставит автографы на книжонки, и тут же обучает пятую колонну как совершать перевороты? Вспоминаются записки Эренбурга. Тот тоже жил при царе замечательно, в достатке. Семья его была состоятельная, родня — богатая, а поди ж ты, он писал, что ему хотелось стать чертом и летать над городом. И он со своим папенькой листовки толстовские, антиправительственные, распространял, и сильно им обоим хотелось, чтобы студенты беспорядки устраивали, городовых убивали. А дядя его, прекрасно живший во Франции, как революция случилась, сразу же прискакал в Россию, примкнул к красным, и был белыми убит. Скажите мне, чего всем этим людям не хватало, почему они рубили и рубят сук, на котором сидят и с которого еще и какают? Веллер думает, что его тиражи что ли взлетели бы, если бы в России случился переворот?
Веллер, Михаил Иосифович
Зачем же заниматься совершенно пустой деятельностью? Его творческая жизнь тесно связана с Россией. В середине 70-х годов он работал корреспондентом заводской газеты Ленинградского обувного объединения «Скороход» «Скороходовский рабочий». В 1978-м появились его первые публикации коротких юмористических рассказов в ленинградских газетах. Спустя пять лет вышел его первый сборник рассказов, «Хочу быть дворником». В 1988-м издал вторую книгу рассказов — «Разбиватель сердец». Его стиль не понравился Сергею Довлатову. У нас тут прогремел некий М. Веллер из Таллина, бывший ленинградец.
Если бы да кабы, не знаем сослагательного наклонения в истории и так далее, Россия пошла по пути Столыпина, то не было бы ни революции, ни бедствий, ни отсталости всяческой, ничего бы этого не было. И в Первую мировую, в Великую войну, как называлась Вторая мировая, Россия бы не вступила, потому что ее интересам это не соответствовало, проливы, за которые Россия воевала несколько веков, следовало забыть, а в долги безумные на 5 млрд. Так вот Николай полагал, что, бог даст, рассосется и утрясется, ибо веры не было никому. Он полагал, что все покушаются управлять им и говорить в государево ухо, полагая его маленьким и слабым. А он сам лучше знает все. Николай Александрович в детстве Мария Василевская: Ну, хорошо, маленький и слабый. Но мог ли быть другой путь, мог ли Николай остаться номинальным императором, а в России была бы конституционная монархия?
Михаил Веллер: Ему тесали на голове большой дубовый кол на тему "Государь, необходимо вводить конституционное правление, и преобразовывать государство в конституционную монархию по примеру Великобритании, где царь царствует, а правительство правит, а дума принимает законы, и все при своих" — "Никогда". Вы понимаете, есть люди, которых нельзя ставить на какие-то места. Например, любой хороший администратор знает: если у тебя есть тихий, серый, забитый помощник, и ты думаешь, что ты поставишь его на главный пост, и будешь им играть как марионеткой это частая ошибка многих правителей , то когда он сядет, он начнет злобно разбираться со всеми, от кого он зависит. Так когда-то Владимир Ильич Ленин революция уже произошла держал при себе Сталина как верного помощника, который тихий, который не вылезает, нигде не мелькает, не произносит речей, тянет любую работу, на которую посадят: "Вот посадим Сталина". И Сталин изолировал Ленина в Горках. И на том кончилась карьера Ленина как главы государства. Дневники Николая II — это классический хрестоматийный образец абсолютной глупости Эта история еще не кончилась, и происходила она не только у нас.
Таков был государь. Его заставили отречься, на него насели. Все командующие фронтами подтвердили: "Государь, отрекайтесь". Председатели думских комитетов: "Ваше величество, отречение — единственный способ спасти Россию". Что же он записывает в дневнике? Да конечно, кругом предательство, измена. А еще гулял в сторону Орши и так далее.
То есть дневники Николая II — это классический хрестоматийный образец абсолютной глупости.
В качестве одной из причин такого шага называется проживание автора за пределами РФ. О решении Минюста стало известно вечером 5 апреля. На сайте ведомства отмечается, что писатель выступал против СВО, а также призывал к действиям, которые могут привести к нарушению территориальной целостности страны.
В сообщении уточняется, что эти юридические лица были учреждены иностранными агентами — Р. Белым, В. Дымарским, Е. Малаховской, М. Шакировым, А.
Другие биографии
- Минюст признал писателя Михаила Веллера иностранным агентом
- Веллер, Михаил Иосифович — Википедия
- Михаил Веллер – Telegram
- Веллер Михаил Иосифович
- Курсы валюты:
Минюст включил писателя Михаила Веллера* в реестр иноагентов
Биография писателя Михаила Веллера: личная жизнь, жена, дочь и переезд из России в Таллин. Интервью Михаила Веллера: последние новости. Михаил Веллер, известный российский писатель и публицист, недавно дал интервью на телевидении, в котором рассказал о своих последних достижениях и планах на будущее. Михаил Веллер — сегодня один из самых издаваемых русских писателей, член Российского ПЕН‑Центра, Российского философского общества, лауреат ряда литературных премий. Иностранным агентом признан писатель Михаил Веллер, который выступал против специальной военной операции на Украине и призывал к действиям, способным привести к нарушению территориальной целостности России. Михаил Веллер: Одна из самых страшных вещей, когда заведомо второго ряда человек, уготованный природой на вторые роли, оказывается на авансцене.
«Иноагент» — аналогия «врага народа». Веллер* высказался о попадании в реестр Минюста
Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Веллером Михаилом Иосифовичем. В настоящее время жидовин Михаил Иосифович Веллер проживает в Таллине и является гражданином Эстонии. Веллер – последние видео новости. Михаил Веллер: ещё несколько месяцев — и нечего будет жрать. Скандальный писатель Михаил Веллер попал впросак: он был уверен, что разговаривает с главой офиса Зеленского Андреем Ермаком, а на самом деле это были российские пранкеры Лексус (Алексей Столяров) и Вован (Владимир Кузнецов).
Михаил Веллер: Дневники Николая Второго – образец абсолютной глупости
О вечных ценностях. Ни о чем больше. И эти вечные ценности должны подаваться в ясной и доступной форме. Какие произведения обязательны к прочтению? Это книги для самых маленьких, где все шедевры давно известны. Это понятно. А вот с класса 4-го начинается чтение настоящих книг. И это сначала литература приключенческая и одновременно образовательная и воспитательная.
Это «Капитан Сорви-голова» Луи Буссенара. Это «Остров сокровищ» Стивенсона. А потом будет Дюма, без которого нельзя. Это, конечно, «Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо». А потом будет Виктор Гюго, которого, став старше, они будут перечитывать. Тот же «Собор Парижской богоматери». То есть это все классика.
Это, разумеется, старая классика, такая как Майн Рид и Фенимор Купер, потом так писать уже не умели. Это чудесный Сабатини с «Одиссеей капитана Блада». Вот то, что расширяет кругозор, причем не только в пространстве, но и во времени, и в характерах. А потом уже идут книги более серьезные, где на первое место надо поставить Джека Лондона. Человека, который учил оставаться достойным человеком и побеждать в любых обстоятельствах. Джек Лондон на самом деле был писатель мудрый, писатель великий. Этого, к сожалению, не понимала довольно глупая критика.
Потом я бы рекомендовал обязательно читать рассказы Редьярда Киплинга. Киплинг был писатель великий. Он такой же бард империализма, как я — проповедник китайских овощей и фруктов. Все это налипшие штампы. Нужна литература, которая делает человека человеком. Читать надо такие книги, как «Овод» Этель Лилиан Войнич. Читать надо «Красное и черное» Стендаля.
Эта книга учит любви. Читать надо «Кармен» Проспера Мериме. Читать надо Ремарка, потому что человек, прочитавший «На западном фронте без перемен» и «Три товарища» уже никогда не будет ненавидеть немцев. Заканчивая школу, можно пробовать читать Акутагаву, потому что, прочитав Акутагаву, человек начинает понимать, кто такие японцы и что такое Япония. Трудно сказать, дорастет ли школьник до Шекспира.
Я долго колебался, я тянул аж до 1996 года. Потом уже надо было определяться - туда или сюда. Отвечаю абсолютно честно. Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь... Я никогда не хотел стать писателем. Я и сейчас, когда мне шестидесятый год, не ощущаю себя неким писателем. Для себя внутренне я всегда - с восемнадцати лет - формулировал задачу иначе: я хочу писать книги. Я хотел бы, если никак больше не получится, написать хотя бы одну книгу за всю жизнь, но - хорошую. При этом я - частное лицо. Такой же, как все остальные. Я так же живу, я так же работаю. У меня те же проблемы, у меня никаких льгот. Просто я хочу писать книги. Если честно, к людям с писательским статусом я всегда относился с неким высокомерным презрением. Вместо того чтобы заниматься делом, они дуют в раскрашенный свисток. И когда я не хотел ехать, некоторые друзья, которые, естественно, уезжали - или в Штаты, или в Германию, или в Израиль, или выходили замуж в Италию, во Францию, - спрашивали, что я здесь делаю. Я отвечал: я хотел бы устроить дела так, чтобы у меня каждый год выходила книга. Может, даже и две. Это - моя форма существования, это для меня - главное. А за границей мы, в сущности, на хрен не нужны. Потому что во Франции надо быть французом, в Англии - англичанином, в России - русским. Ну кто такой русский писатель в Америке, да на фиг он кому нужен, кроме своего эмигрантского круга? То есть мой подход был абсолютно простой. Мне представляется, что нормальный человек о себе такого говорить не может. Конкуренция в литературе Ну, писатели вообще такая тема тяжелая... Писатели и алкоголизм - еще хуже. Ну хорошо... Как говорил Луи Армстронг, "я по наивности раньше думал, что людям нужна музыка, а им нужно шоу, увы". Людям не нужны просто тексты, которые поступают ниоткуда, из деревни, под псевдонимом, им нужен писатель в виде осязаемого персонажа, это же игра... Люди немножко хотят - возвращаю тебя к предыдущему вопросу, - чтоб у писателя была биография. Им, наверно, приятно, что Аркадий Гайдар командовал полком в четырнадцать лет и пачками расстреливал белых патриотов. Ну, полком все-таки в шестнадцать. И Хемингуэй, которого ты не любишь... Почему это я его не люблю? Ты не можешь этого знать. Я к нему всегда относился очень хорошо. Я, кстати, помню, как в юности сам его дико любил, а потом как-то так... Так вот, в этом нет ничего плохого, как мне кажется, что люди видят не только тексты Хемингуэя, но и всю эту его пиаровскую линию. Тот же Зощенко: перед кем он мог распространяться насчет своего офицерского прошлого, перед комиссарами и чекистами? Которые его чудом сразу не расстреляли, но потом таки удавили. Очень хорошо, что ты сравнил Хема с Ремарком... Дай я вставлю два слова. Зощенко по природе был человеком тихим, скромным. Героем он был на фронте. Когда того требовала обстановка. Подобно большинству героев, вне сферы действия это был не только обычный, но и тихий, скромный, вежливый человек. Я знаю сегодня настоящих суперменов, они прошли такие горячие точки планеты, что все эти Рэмбо надутые отдыхают. Но в быту - нормальные люди, которые не хвастаются не только потому, что они под подпиской, а потому что в их кругу, в их представлении это было бы жлобство. Только дешевые будут хвастать этим! А Зощенко был сильно недешевкой. Но одновременно он не был пиарщиком. Очень хорошо. Это одна история, но ты, когда сказал, что в литературе не хватит всем места, - очень интересная мысль - этим еще раз обозначил, что надо сражаться за место в литературе! И читатель видит не только тексты под псевдонимом, вот, дескать, текст номер пятнадцать и семнадцать и пусть они десять лет пишут, а потом, когда выяснится, кто из них более великий, мы обнародуем фамилию. Это один подход - не самый, может быть, интересный. Куда интересней носиться с бородатым романтическим американским красавцем. Зощенко молчал, потому что победили красные, а не белые, и Ремарк молчал, потому что немцы проиграли. Ремарк был на побежденной стороне. Что его нехорошо характеризовало как героя - тяжело пиарить побежденного. Ну вот, допустим, Хем подвинул Ремарка... Интересно, кого же, по-твоему, подвинул Бродский? Кого - первого поэта - он скинул с пьедестала своим грамотным пиаром? Мы не должны забывать, что при жизни Пушкин никогда не был номером первым, он был третьим. Первый был Крылов, второй - Жуковский, третий - Пушкин. Но места, они меняются... Что касается борьбы, достаточно посмотреть, как борются между собой актеры. Уж там-то, на сцене или перед телекамерой, точно места хватает только на одного! Боливар не влезает в экран на две камеры! Значит, и в российской, в советской еще литературе сложилась интересная ситуация. Один центр - это были соперничающие между собой за первое место Вознесенский и Евтушенко, самые крупные величины. Ну, часто говорили, что Евтушенко более понятный и традиционный, а Вознесенский более новатор, больше поэзии, а другие говорили, наоборот. Второй центр - это был Бродский, который являл собой поэзию абсолютно неподцензурную, внеофициозную, оппозиционную, никак не маневрирующую, чтобы договориться с властью, - совершенно свободную. Это имело в советское время огромное моральное и психологическое значение. А был еще и третий центр, который обращался к народу напрямую, - Высоцкий. Книг у него не было при жизни ни одной. А с магнитофонов он звучал из каждого окна. И каждый из центров стремился отпихнуть других.
Фото: flickr. Он по-змеиному улыбался в камеру и всем своим видом умело косплеил мужской детородный орган. Дождавшись секундой паузы в словоизвержениях Веллера, похвалил его за смелость. На фоне того, что Веллер забоялся сознаться, откуда вещает, это было особенно мило. В целом выступление гостя получилось эталонно гнусным. У публики Гордона подобный цирк шапито проходит на ура. И сколько ещё нам подобное терпеть? Речь даже не об издательствах — те будут штамповать что угодно в погоне за прибылью. И не о СМИ, которые обязательно будут приглашать этого человека и публиковать с ним новые материалы. Но, может быть, стоит хотя бы Генеральной прокуратуре отнестись к этому интервью повнимательнее и сделать выводы? А читатели, будем надеяться, их уже сделали. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
В составе группы рабочих он побывал на Кольском полуострове, после чего вернулся в Ленинград и устроился в Государственный музей истории религии и атеизма. Его первым писательским опытом стали произведения, опубликованные в 1975 году на страницах журнала «Скороходовский рабочий» — собственного издания знаменитой обувной фабрики Ленинграда. Однако, сам литератор считает, что его становление, как писателя, началось в 1976 году. В этот год ему довелось жить на Алтае, где он работал перегонщиком скота из Монголии в расположенный неподалеку от границы Бийск. Именно тогда Михаил Иосифович серьезно занялся литературной деятельностью. Правда, ни в одной редакции тогда не принимали произведения молодого, никому не известного автора. Михаил Веллер в газете «Скороходовский рабочий» В этот же период Веллер посещал литературные семинары одного из братьев Стругацких — Бориса Натановича. Год занятий с известным писателем принес результат: небольшие юмористические зарисовки молодого автора начали публиковать в местных изданиях. Параллельно Михаил Веллер подрабатывал в журнале «Нева» рецензентом. Осенью 1976 года молодой автор перебрался в Таллин, где вступил в Союз писателей Эстонии. Его произведения стали появляться в прибалтийских изданиях, а позже и в прессе всех союзных республик. С философскими взглядами Михаила Иосифовича читатель впервые познакомился в 1981 году, после публикации рассказа «Линия отсчета». Книгой, принесшей автору известность, стал сборник рассказов «Хочу быть дворником», переведенный на бурятский, армянский и эстонский языки. Эти рассказы стали популярными не только в нашей стране — они нашли отклик в сердцах итальянских, французских, голландских, болгарских и польских читателей. В 1988 году вышли две его книги с философским смыслом — «Испытатели счастья» и «Разбиватель сердец». Начало 1990-х было наполнено творческими успехами: выходят в свет его сочинения «Хочу в Париж», «Узкоколейка», «Положение в гроб», «Рандеву со знаменитостью». А еще через некоторое время кинематографисты экранизировали его рассказ «А вот те шиш». Вскоре вышел в печать журнал «Иерихон» основателем и руководителем которого стал Михаил Веллер. Михаил Веллер в творческом процессе Михаил Иосифович стал получать приглашения от руководства престижных западных ВУЗов провести лекции на тему русской прозы. Выступления писателя в Одессе посвящались той же тематике.