История старого Нового года — откуда он пошел, как его отмечать и какие традиции и обычаи бывают в этот праздник. Собственно, понятие "старый Новый год" появилось начиная с 1919 г., когда желающие (а в условиях Гражданской войны таковых было немного) могли отметить Новый год дважды: в ночь на 1 января по григорианскому календарю и в ночь на 14 января – старый Новый год по. Основные традиции встречи старого Нового года в России связаны с Васильевым днем — днем земледелия. Старый Новый год: почему так называется этот зимний праздник, откуда он взялся в России и в каких странах празднуют Старый Новый год, приметы Старого Нового года. В ночь с 13 на 14 января отмечают Старый Новый год.
Когда отмечается старый Новый год
- История старого Нового года в России - 15-Й РЕГИОН
- Новый год, история появления празднования Нового года
- Старый Новый год: откуда взялся праздник и как его правильно встречать
- История праздника Нового года в России
- Старый Новый год: в чем смысл праздника?
Как появилась традиция праздновать Старый Новый год
- Старый Новый год — история и традиции
- Старый Новый год 2023: как правильно встретить и чего нельзя делать
- Старый Новый год: когда отмечаем
- Когда отмечается старый Новый год
- Старый Новый год: когда отмечаем
- Старый Новый год: в чем смысл праздника?
Как празднуют Старый Новый год 2023: История и традиции праздника
Щедровать ходили только до полуночи. Считалось, что после на улицы выходила нечистая сила. Юноши и девушки переодевались в животных, фольклорных персонажей и отправлялись по домам, разыгрывали шутливые сценки из повседневной жизни. Не пустить в дом щедровальников считалось плохой приметой, так как они приносили с собой добро. Добавим, что по христианскому календарю в этот день почитают преподобную Маланию Римлянку. Главным новогодним угощением был жареный поросенок. Первый день Нового года по старому календарю назывался Васильевым днем по имени святого Василия Великого. Василий был покровителем свиноводов, поэтому люди и старались, чтобы на столе присутствовало много свинины.
Считалось, что тогда эти животные будут плодиться и приносить хозяевам богатство целый год. На столах обычно были свиная голова, пироги, вареные или запеченные свиные ноги и другие угощения. Особым обрядом в старый Новый год было приготовление кутьи - особой каши. Особое значение придавалось способу приготовления кутьи, который также основан на приметах и поверьях. Все начиналось рано утром. Самый взрослый мужчина в доме должен был принести из колодца воду, а самая старая женщина семьи — насыпать крупу. Достать крупу нужно было 13 января, в два часа ночи.
Ее нельзя было касаться, чтобы случайно не изменить свою судьбу. Женщина размешивала кашу и приговаривала, а вся семья наблюдала за процессом. Считалось, что если каша "убегала" из горшка или образовывалось много пенки, то грядет беда.
Откуда взялся старый Новый год, почему мы его отмечаем и как правильно это делать — читайте в нашей статье. Фото: freepik. А дело тут в разных календарях. Долгое время люди жили по юлианскому календарю, введенному еще Юлием Цезарем в 45 году до н. Беда в том, что год в нем был примерно на 11 минут длиннее астрономического, и каждые 128 лет накапливался один «лишний» день. Заметили это по церковным праздникам — Рождеству и Пасхе, которые начали сдвигаться в сторону весны. Для этого уменьшили количество високосных лет, а дату Пасхи стали высчитывать по новой формуле. Фото: multiurok. Поэтому до революции Россия продолжала использовать юлианский календарь — тот самый «старый стиль». То есть жила с опозданием на 13 суток. Это приводило не только к курьезным случаям с почтовыми отправлениями за границу там их получали раньше, чем отправляли в России , но и к серьезным последствиям. Например, есть версия, что именно разница в календарях привела к несогласованным действиям и финальному поражению союзников Австрии и России в битве под Аустерлицем. Григорианский стиль был введен в России с приходом советской власти: 1 января 1919 года наступило в то же время, что и во всем мире.
Впрочем, сначала многие были недовольны нововведением Петра I и долго считали новый год по старому обычаю, но в присутственных местах во всем государстве начали от января писать новый год. В нашей Православной Церкви церковный год, однако, и доныне начинается с сентября. Следуя летосчислению от Рождества Христова, Церковь наша хранит летосчисление и от сотворения мира, и на книгах церковных, равно церковных грамотах означается год от сотворения мира и от Рождества по плоти Бога Слова. Для счисления времени у нас принят так называемый юлианский календарь, составленный Юлием Цезарем при содействии александрийского астронома Созигена за 46 лет до Рождества Христова приспособительно к солнечному году, при чем годы определены простые в 365 дней — три года сряду и високосные в 366 дней — четвертый год. Но общепризнано, что юлианский год не соответствует истинному солнечному году, которого он длиннее на 11 минут и 14 секунд. В Православной Церкви и ныне по древнему благочестивому обычаю совершается в день Нового года особое молебствие, многозначительное по своему содержанию. Церковь новозаветная не звуком левитских труб оглашает свое празднество новолетия, как древний Израиль праздник труб, Числ. В начале молебного пения Святая Церковь возглашает молитвенно-благодарственный псалом Давида 64, так живо изображающий попечение благодеющего Промысла о сохранении и благоденствии тварей. Тем с. В евангельском чтении ум и сердце верующих возводятся к ходатаю Новаго Завета Иисусу Христу, Который послан на землю проповедати лето Господне приятно Лк. Молебное пение завершается благодарственной молитвой, которую Церковь с коленопреклонением повергает пред Престолом «всея твари Содетеля, времена и лета в Своей власти положившаго и управляющаго всяческими премудрым Своим Промыслом», и оканчивается гимном святого Амвросия «Тебе Бога хвалим» с последующим обычным многолетием. Это краткое молебное пение Церкви в Новый год, по мысли Церкви, есть первый гимн Творцу и Промыслителю, первый дар Ему признательного сердца, первая молитва в новом году. Если от руки Господа верные имеют живот, дыхание и вся, то Ему же, естественно, должны принадлежать первые часы нового года, первые движения души верующих. Потому-то безответны пред Его милосердием все те, которые в этот день из-за мирских забот или из-за выполнения суетных светских приличий позволяют себе оставлять общественное молитвословие. В астрономическом смысле, то есть в зависимости от времени года. Имеются в виду постановления Стоглавого собора 1551 года. Нисан авив — в еврейском календаре первый месяц библейского и седьмой гражданского года. Тисри тишрей — месяц начала года в еврейском календаре. То есть преподобного Симеона Столпника. Следует помнить, что статья написана в XIX веке.
Естественно, Церковь не могла смириться с такими пирами в дни Великого Поста. Но языческая традиция оказалась настолько сильна, что праздник все равно остался, хотя и переместился в канун поста, превратившись в Масленицу. На Руси со времени принятия христианства установился некий компромисс календарных традиций. Однако в ту пору многие твердо верили, что в 7000 году «от сотворения мира» в 1492 году от Рождества Христова наступит Судный День, и даже даты Пасхи определяли только до 1492 г. Но «роковой» срок миновал, а Судный День так и не наступил. И в сентябре 1492 г. Московский церковный собор на радостях утвердил пасхалию на последующие годы, а заодно перенес начало года с марта на 1 сентября: в августе-сентябре собирали урожай, и государевой казне легче было сразу же получать с подданных годовые платежи.
Старый Новый год в России — истоки и традиции
А вот Старый Новый год в России впервые отметили 14 января 1919 года. История старого Нового года — откуда он пошел, как его отмечать и какие традиции и обычаи бывают в этот праздник. отгуляла,или вот новый год праздновать,когда от старого еще два месяца осталось.,,Что же касается даты 1 марта, то не исключено, что славяне переняли ее у римлян. ". Как появился Старый Новый год. В 1918 году, когда власть в России перешла в руки большевиков, правительство решило поменять календарь.
Как появился Старый Новый год
- История Старого Нового года
- Новый год, история появления празднования Нового года
- Старый Новый год 2022: история и традиции | 360°
- Как отмечают старый Новый год
- Старый Новый год. История и традиции для детей
Что такое старый Новый год и почему его празднуют? Описание, фото и видео
Приметы Многие приметы этого праздника были тесно связаны с урожаем, а следовательно, с погодой, от которого он напрямую зависел. Обращали внимание на температуру, осадки и звезды. Многие приметы Старого Нового года были тесно связаны с урожаем, а следовательно, с погодой, от которого он напрямую зависел. Также в этот день обращали внимание на то, какого пола будет первый пришедший в гости: все ждали мужчин, потому что это считалось признаком удачи и счастья в новом году. С числом 13 было связано много суеверий: люди старались не произносить слово "тринадцать", чтобы не накликать беду. И вообще народ считал, что в это время начинают промышлять нечистые силы, поэтому празднования старались завершить еще засветло. Что нельзя делать на Старый Новый год В Старый Новый год не рекомендовалось убираться и выносить мусор - ведь с ним можно выбросить свое счастье. Фото: iStock В этот день не рекомендовалось: Убираться и выносить мусор - с ним можно выбросить свое счастье; Заниматься денежными вопросами: давать деньги в долг, считать мелочь - чтобы не провести весь год в слезах и долгах; Ругаться, обзывать кого-то: лучше помириться с врагами, забыть обиды и извиниться за собственные проступки; Не отмечать праздник в чисто женской компании лучше в разнополой.
Праздничный дресс-код и "сакральное" блюдо для праздничного стола Важным моментом считалось соблюдение "дресс-кода": за столом нельзя было появляться в темной, нечистой и неопрятной одежде. Традиция Старого Нового года также связана с варениками, которые считались "сакральным" блюдом: их лепили с различными начинками и замешивали туда какой-нибудь предмет, который что-то значил для того, кому он в итоге попадался к примеру, нить - к дороге, кольцо - к скорой свадьбе, монетка - к богатству. А сейчас в продаже даже есть готовые вареники с сюрпризом. В каких странах празднуют Старый Новый год Профессор Сергей Синецкий: Праздновать Старый Новый год - одна из немногих естественных традиций, живущая вне зависимости от обстоятельств. Фото: iStock В наши дни юлианский и григорианский календарь продолжают сосуществовать. В религиозной среде первый применяют Грузинская, Иерусалимская, Сербская и Русская церкви, второй - католики и протестанты.
Также на Старый Новый год было принято гадать — девушки пытались узнать, кого судьба приготовила им в женихи. Способы были самые разные — как знакомые нам из сказок, так и более неожиданные. Например, девушка могла положить под подушку гребень и попросить «суженого-ряженого» расчесать ей волосы. Если во сне кто-то приходил к ней, чтобы выполнить просьбу, он и должен был стать женихом.
Позже, когда Васильев день сменился старым Новым годом, в России появилась другая традиция — лепить вареники с сюрпризом. В начинку клали разные предметы, в зависимости от того, какой вам попался, определялся будущий год. Попалась нитка — предстоит путешествие, монетка — к богатству, острый перец — к новым впечатлениям, фасоль — к пополнению в семье.
И новый календарь назвали григорианским.
Сначала его признали католики, а потом и весь мир. Россия перешла на новый стиль одной из последних — в 1918 году. Разница между календарями к тому времени составляла уже 13 суток. Настолько и сдвинули.
Было первое января, а стало четырнадцатое. Русская Православная Церковь осталась верна юлианскому календарю.
Первый день, по газетным свидетельствам, окончился сожжением чучел Иеговы, Аллаха, Озириса, Будды, Христа и Николая Угодника на перекрестке Таганрогского проспекта и Большой Садовой улицы. Это должно было показать, что атеистическая пропаганда нацелена не только на православие, но на любые религии вообще. Второй день также имел насыщенную программу. После демонстраций в домах культуры устраивались антирелигиозные собрания и концерты. Журнал «Безбожник», 1923 год В других городах тоже устраивали подобные мероприятия. На них пропагандисты могли переодеваться в костюмы, ходить ряжеными.
Исследователи описывают маскарады с костюмами Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, языческих богов, рождественского гуся и поросёнка. Историческая наука не приемлет прямых сравнений. Однако трудно удержаться от того, чтобы не увидеть в «комсомольских святках» нечто напоминающее ренессансный карнавал или средневековый «праздник дураков», когда дьячки и проповедники сами глумились над своим культом под всеобщее одобрение Подробнее смотрите в работах М. Но в XX веке перед советскими деятелями была совершенно другая задача. Пытаясь с помощью насмешки доказать абсурдность веры, они намеревались уменьшить количество верующих, доказать несостоятельность религии. При этом, кажется, сами комсомольцы воспринимали новую форму Рождества и Нового года как очередную разновидность увеселений. По свидетельствам очевидцев одного самарского антирожденственского шествия: «Настроение было живое, ребята чувствовали себя по-праздничному». В частную жизнь антицерковная политика в начале 1920-х гг.
Мемуаристы отмечают, что все более или менее свободно ходили на рождественские и новогодние вечеринки в клубы или в гости. Ёлку для детей устроили и 1923 году в подмосковных «Горках» при уже смертельно больном Ленине. В 1924 года Корней Чуковский пишет об изобилии московских ёлочных базаров. Было всего несколько часов до сочельника, и магазин был переполнен. Уже давно стемнело. Толпы людей, через которые я должен был проталкиваться с ёлкой и покупками, утомили меня». С середины 1920-х гг. Осмеяние ритуалов и служителей культов ни к чему не привело.
Активисты неустанно повторяют, что проводимые меры недостаточны, что, по сути, «пропаганда ведётся только два раза в году», стихийно. Теперь Агитпроп и Союз воинствующих безбожников будут более ответственно бороться с религиозностью. К концу десятилетия рабочих дней становится пять, а выходных — два.
История праздника «Старый Новый год»
А если дадите в долг, то проведете весь год в долгах. Кроме того, 14 января не следует выносить мусор, вместе с ним вынесите из дома счастье. Раньше, да и сегодня Новый год — это начало новой жизни и перемен к лучшему. Поэтому как символ обновления, люди сжигали старую одежду, а к празднику обязательно готовили новую. А женщины старались в костер бросить еще и вещи детей, в которых они перенесли болезнь. Считается, что так можно избавиться от хворей в новом году. В первый день Нового года наши предки брали три свечи и обходили с ними каждую комнату по часовой стрелке. Старый Новый год — это еще и праздник примирения. Считалось, что если не помириться со своими недругами, то можно нарваться на беду в новом году. А потому старались 13 января забыть все обиды и извиниться за себя. Когда парни посевали, то, в принципе как и сегодня, обязательно обсыпали хозяев зерном.
Считалось, что это может обеспечить хорошим урожаем в грядущем году. А самая старшая в доме старалась это зерно поймать своим фартуком. Вся добыча хранилась вплоть до начала посевного сезона и добавлялась в первую сеялку. Обряды На Руси этот праздник всегда почитался особенно, люди старались веселиться и радоваться, исполняя множество традиций и обычаев. Так, с утра хозяйки угощали всю семью пшеничной кашей, которую щедро заправляли мясом или медом. В народе ходила примета: чем вкуснее каша, тем лучше выдастся наступающий год. А вот если блюдо не удалось, то и семью будут преследовать неудачи. Потом с обеда и до вечера женщины пекли блины, лепили вареники с разными начинками и запекали поросят. Мужчины помогали им по хозяйству, а дети ходили колядовать. Существовал обряд "овсеньканья", который сопровождался переодеванием в национальные костюмы и хождением от дома к дому с песнями.
Одежда должна была привлекать к селу удачу и достаток. Хозяева, пускающие к себе на порог колядовать, обязательно угощали детей чем-то вкусненьким. К вечеру накрывали щедрый стол, чтобы задобрить наступающий год, а ночью всей семьей отправлялись навещать соседей — так привлекали в отношения мир и благодать. Утром 14 января молодые люди выходили на улицы и разжигали костры, чтобы спалить символ урожая — "дидух", представляющий собой ржаной, пшеничный или овсяный сноп, и перепрыгнуть новогодний огонь в знак очищения. В эту ночь верили: чем больше звезд будет на небе, тем больший уродится урожай. Праздничные блюда С ночь с 13 на 14 января народ повторно праздновал приход Нового года, канун которого именовали Васильевым вечером в честь покровителя свиноводов — Василия Святого. В этот день обычно зарезали свинью, из мяса которой готовили бесчисленное множество сытных блюд, так как именно свинья у предков выступала символом плодовитости скота и семейного благополучия. Помимо вышеупомянутого имени, этот день в народе часто величали как "Щедрый вечер" или "Овсень". Как и на Сочельник и Рождество, так и на этот праздник первым блюдом, которое необходимо отведать — это кутья. Традиционно она готовилась из гречихи и ячменя, но сегодня чаще используется очищенный рис с добавлением самых разных сухофруктов, орехов, винограда и меда.
Чем богаче начинка, тем лучше. Все дело в том, что каждый продукт несет сакральное значение: орехи символизируют здоровье, изюм — долголетие, зерно — начало новой жизни, мед — хорошие новости, мак — достаток. В отличие от рождественской новогоднюю кутью следует хорошо сдабривают маслом, жиром или салом. Оттого и повелось его называть Щедрый вечер или Щедрая кутья. Готовили хозяйки кутью с особенным трепетом, если же она не получалась, то ее выбрасывали в реку, чтобы она забрала все беды.
В украинской традиции щедрования тоже были Васыль и Маланка. На Харьковщине группы мальчиков и девочек отдельно с утра обходили с поздравлениями дома. Они «меланковали» — выражали пожелания блага во всем. Взрослые же девушки вечером «щедровали», поздравляя в своих песнях хозяев, желая им во всем счастья, и благодарили за угощения: На Украине в щедрый вечер было принято еще и гадать.
Девушки гадали на предстоящую свадьбу и на хорошего жениха. Кроме того, в отдельных селениях перед самым рассветом производилось сжигание во дворе у самых ворот или в саду снопа-дидуха, который с праздника Рождества Христова находился в красном углу хаты, что символизировало ожидание нового богатого урожая. Новый год по старому стилю — история Это интересно! Указом российского царя Петра Первого 30 декабря 1699 года начало календарного года было перенесено с 1 сентября на 1 января по юлианскому календарю, а сама традиция празднования Старого Нового года возникла в 1918 году в связи с переходом по Декрету Советской власти на Григорианский календарь. Ужин предновогоднего вечера Старого Нового года должен был быть богатым с разнообразием скоромных блюд. Во время этого застолья звучало символическое приглашение к столу Мороза: «Мороз, иди кутью есть! А летом не бывай, хвостом не виляй, а то буду пугой сечь! При этом, 1 января по юлианскому календарю стало соответствовать 14 январю по григорианскому стилю, что и положило начало этой своеобразной традиции празднования Старого Нового года через две недели после Нового года. Не следует путать эту дату с днем церковного новолетия, что приходится на 1 14 сентября.
Традиция встречать празднично Старый Новый год имеет место быть и среди славян Западной Европы и Балкан. Его встречают в Сербии, Черногории, Северной Македонии.
Казань, ул. Торфяная, д. Самары; Военно-патриотический клуб «Белый Крест»; Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» название на русском языке «Мизантропик дивижн» , оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md»; Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае; Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» ; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Абинска; Общественное движение «TulaSkins»; Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода; Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»; Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста; Община Коренного Русского народа г.
Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г.
Старый Новый год, кстати, имеет особое значение для верующих. Во-первых, это прекрасная возможность, скажем так, оттянуться после строгого поста, предшествующего Рождеству.
Во-вторых, Русская Православная Церковь 14 января поминает святого Василия Великого в народном календаре это Васильев день. Старый Новый год отмечают не только в России, но и в бывших советских республиках, странах Балтии и дальнего зарубежья, где есть много эмигрантов из бывшего СССР. В Республике Сербской части Боснии и Герцеговины 14 января объявлено нерабочим днем.
В Македонии Старый Новый год празднуют районами: соседи выносят на улицы столы. В Уэльсе есть свой аналог — фестиваль Хен Галаг, когда дети ходят по домам и получают подарки. В Швейцарии любят колядовать и наряжаться в карнавальные костюмы.
Откуда появился праздник старый Новый год?
В единоборстве с традицией все реформы проиграли, и в России появился уникальный праздник – Старый Новый год. Не отмечают Старый Новый год в России молодые люди (таких более 46%), столько же россиян с высшим образованием, почти половина москвичей. Старый Новый год отмечают не только в России, но и в ряде других стран – в первую очередь, в СНГ.
Старый Новый год: история и традиции праздника
В России старый Новый год по статистике отмечают около половины населения страны, собираясь за праздничным столом. Во время Старого Нового года продолжались Святки, поэтому в народе активно использовались и староновогодние гадания. В старый Новый год существует немало самых разных примет. Старый Новый год — финальный аккорд новогодних и рождественских праздников. На Старый Новый год верующие могут вкушать самые разные блюда, в том числе и мясные. Во время Старого Нового года продолжались Святки, поэтому в народе активно использовались и староновогодние гадания.
Откуда появился Старый Новый Год?
Поэтому верующие, строго придерживающиеся церковных канонов, предпочитают устраивать праздник по случаю Нового года 14 января. В народном календаре этот день носит название Васильева дня, а вечер 13 декабря — Васильева вечера также известен как Щедрец, Богатый вечер, Маланья и др. По традиции на стол полагалось ставить как можно больше праздничных угощений, а главным блюдом считался жареный поросенок. Согласно поверью, сытная и обильная еда в этот день обеспечит достаток в хозяйстве на весь год. Праздник сопровождался гуляньями, а также колядованием пением обрядовых песен, колядок. В южных регионах России и в Поволжье исполнялись особые предновогодние колядки овсень, авсень или усень.
Праздник встречают и в ряде северо-восточных кантонов Швейцарии, жители которых отказались следовать папской календарной реформе 1582 г. Новый год 12 и 13 января встречают берберы Алжира, Марокко, Туниса и других стран Северной Африки, живущие по собственному календарю представляет собой юлианский календарь с некоторыми отличиями. Праздник у берберов носит название Еннаер Yennayer , известен также как «марокканский Новый год», официальным он не является.
И если в 1950-е в числе празднующих упоминались прежде всего сельские жители среднеазиатских и закавказских республик, забайкальские старообрядцы, то в сытые и спокойные 1970-е старый Новый год получил самую широкую популярность среди горожан. Поколения, свободные от "религиозных предрассудков" и не заставшие жизни по старому календарю, искренне полюбили старорежимный праздник.
Ведь это был повод еще раз собраться с дорогими сердцу людьми, за накрытым столом, продлить мгновения ожидания чуда. В конце концов, это был второй шанс встретить Новый год по-человечески, если обстоятельства не позволили как следует отпраздновать в ночь на 1 января. Эдакий финальный аккорд! Как ни странно, самой живучей оказалась встреча старого Нового года. На чужбине объединения эмигрантов из года в год 13 января устраивали литературные вечера, балы-маскарады, торжественные ужины.
Писатель Василий Аксенов попал на такую встречу уже в конце 1990-х во французском Биаррице: "В маленьком русском ресторане мне говорят: "Заходите к нам на старый Новый год, будут одни русские". Я зашел выпить шампанского. Ресторанчик набит битком, гул голосов - и ни одного русского слова. Это третье поколение русских, они языка не помнят, но знают, что 13 января надо встречаться"13... Ноябрь 1917 - март 1918 гг.
Окунев Н. Дневник москвича М. Готье Ю. Мои заметки. Беньямин В.
Московский дневник. Из протокола заседания Политбюро N 54 от 13 декабря 1928 г. Всесоюзное совещание статистиков 4-8 июня 1957 г.
В больших городах постепенно появятся все привычные нам рождественские атрибуты: украшенные ёлки в гостиных, подарки, открытки, фейерверки, вечеринки. Хороший вкус, на который необходимо было равняться при организации праздника, задавал императорский двор. Вот каким описывает «русское Рождество» Маргарита Игер, работавшая няней великих княжон Романовых с 1898 по 1904 год: «Обычно мы проводили Рождество в Царском Селе. Его вставили в музыкальную шкатулку, исполнявшую немецкую рождественскую песню. В новогодний день здесь проходила большая служба в домовой церкви. Важно отметить, что в то время Рождество являлось гораздо более важным праздником, чем Новый год, поскольку «титульной верой» в Российской империи было православие.
Всё внимание во время зимних торжеств концентрировалось на религиозном аспекте. Церковь полностью отделили от светской части государства, она лишалась имущества, прав, начались кампании по вскрытию мощей. Сами религиозные обряды, в том числе рождественские, предписывалось соблюдать с осторожностью, не нарушая общественного порядка и безопасности. При этом «каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой», как сказано в «Декрете о свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января 2 февраля 1918 г. Почти одновременно с этим декретом был подписан ещё один — «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». В стране вводилось григорианское летоисчисление, «обгонявшее» юлианское на 13 дней. Таким образом, православное Рождество перенеслось на 7 число и получился неофициальный «старый Новый год» — 13 января. В этом правовом и календарном сумбуре трудно было понять, как и что нужно было отмечать. Долгое время все праздновали православное Рождество, когда сами считали нужным — по старому или по новому стилю.
Одновременно с принятием новых норм с 1921 года началась активная работа Агитпропа по информационной борьбе с «религиозными пережитками прошлого». Как сказано в одной из первых методичек Агитпропа: «Церковь отделена, но ложь, суеверия, обманы, предрассудки остались». Журнал «Безбожник», 1 января 1926 года Тогда считалось, что в церковь люди идут из-за того, что государство не предлагает им альтернатив. Так постепенно появлялись «красные» крестины, «красные» свадьбы. Начинает издаваться «Безбожник» и появляется влиятельный Союз воинствующих безбожников. Даты из святцев и сельскохозяйственного календаря переделываются в соответствии с идеологией. При этом Рождество и Пасха не были просто отменены — поначалу в них пытались вложить новый, «красный» смысл. Об одном из таких праздников, «комсомольском рождестве» в Ростове-на-Дону, пишет исследовательница Людмила Табунщикова. Мероприятие проходило два дня — 6 и 7 января 1923 года и подразумевало «комсомольские святки», устраивать которые призывали Бухарин и Скворцов-Степанов со страниц «Правды».
Вечером 6 января по городу прошли комсомольцы с заранее утверждёнными антирелигиозными песнями, плакатами, фигурами, лозунгами.
Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу. На Руси существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени.
Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год. Празднование нового года после крещения Руси Вместе с христианством на Руси 988 г. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора.
Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот. Таким образом, новый год стали вести с первого сентября.
Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов. Нововведения Петра I в празднование нового года В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление.
Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова.