секретарь епархии по приходам, исполняющий обязанности секретаря епархиального управления иерей Антоний Чуть, настоятель храма иерей Александр Сутырин, насельник Свято-Смоленской Зосимовой пустыни иеромонах Никон (Белавенец) и духовенство храма. Сердечно приветствуем иеромонаха Никона, молитвенно желаем ему помощи Божией в трудах и монашеском делании.
Международная деятельность
- Report Page
- Иеромонах Никон не увидел страшного в праздновании православными Нового года | Радио 1
- Комментарии
- Комментарии
- Иеромонах Никон (Белавенец) | Правововая помощь семьям
- Как живёт Русская Церковь последние 30 лет / Слово Божие
Вечер памяти Людмилы Сергеевны Белавенец
- Иеромонах (Белавенец) Никон — последние новости: выступления и статьи на сегодня |
- Священник из канцелярии Дома Романовых освятил пункт OZON в Подмосковье: Общество: Россия:
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Никон (Белавенец) — Википедия
- Савельев, Мария Владимировна, Никон (Белавенец) и так далее
КОГДА МЫ ПОХОРОНИМ ЛЕНИНА?
Увидел очень колоритного депутата Александра Починка. Яркая внешность: оттопыренные уши, маленький рост. Он сказал, проходя через пост охраны: «Я сложил с себя депутатские полномочия». И, обращаясь к охране, к милиции сказал: «Вы не волнуйтесь — он Ельцин подписал сегодня указ о гарантии ваших прав». Мне это показалось очень противным, потому что депутат предает не только себя и своих избирателей, но призывает к предательству еще и людей в форме.
Вроде мелочь, но эти вот уши Починка показали мне всю аморальность президентской стороны. Тогда, конечно, я не позволял себе таких слов публично, потому что понимал, что задача священника — не разжигать противостояние, а способствовать умиротворению. Но сейчас я могу сказать о своих личных ощущениях как человека. Депутатов приходили поддерживать их родственники, друзья, знакомые.
Естественно, подтягивались все силы. К моменту начала осады набралось приблизительно больше тысячи человек. Плюс не меньше 3 тысяч находилось на площади перед зданием. Было некое бурление в эти дни, шли митинги.
И вот, выйдя как-то на балкон, я увидел, как один молодой батюшка провозглашает Ельцину анафему, что, в общем-то, при всем моем неприятии фигуры Бориса Николаевича было совершенной опереттой. Я понял, что это совершенно неадекватно отражает позицию Церкви, потому что задача Церкви — умиротворение, а не разжигание ненависти. Такого нельзя было допускать. Было очевидно, что если уйду, какие-то батюшки всё равно здесь окажутся, и как они поведут себя — никому не известно.
Возможно, это будет только дискредитацией Церкви и искажением ее позиции. Действовать самочинно я не могу — это я прекрасно понимал. Поэтому я позвонил в Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата священнику Всеволоду Чаплину и спросил, есть ли у него связь с его председателем. Отец Всеволод сказал, что связь с митрополитом есть.
Отец Всеволод обещал всё это передать владыке. У прессы тогда были первые мобильные телефоны — что-то вроде коробочек с трубкой сверху. У должностных ведущих лиц были радиотелефоны. Мне разрешили выходить на связь по радиотелефону одного из руководящих работников.
Наутро отец Всеволод мне сказал, что передал наш разговор митрополиту Кириллу. Владыка был не в восторге, и это можно понять. Ситуация была, мягко говоря, экстраординарная, и были все основания беспокоиться, как поведет себя в ней молодой священник. И я очень благодарен Святейшему Патриарху Кириллу, что 20 лет назад он всё же поверил в меня и не дал мне команды покинуть «Белый дом».
Когда уже после расстрела Верховного Совета вечером 4 октября я прибыл в Отдел внешних церковных сношений, митрополит Кирилл меня обнял и сказал: «Спасибо тебе, ты вел себя как настоящий священник! Тогда же я попросил депутата Владимира Ильича Новикова, назначенного Верховным Советом ответственным за связь с общественными организациями, сделать мне бумагу для священноначалия: обращение ко мне от имени депутатов с просьбой остаться в «Белом доме» для освещения происходящих событий. Дальше я начал знакомиться с ситуацией внутри Верховного Совета, чтобы вникнуть в суть происходящего глубже.
На поверхности плавала икона. Во время ремонта дома семья нашла старинную икону, которую обнаружили на месте преступления. После находки девушка с головой окунулась в религию, все свободное время она проводила в церквях на коленях или с матерью. Но мирские радости ее не ачоставляли. Она влюбилась и вышла замуж за парня из Брянской области Владимира Овсиенко.
Однако после рождения дочери супруги развелись. Накануне трагедии Инне стало плохо. Поднялась температура, болела голова, распух язык, и лицо покрылось сыпью. Вызвали «Скорую», но врачи отказались забирать девушку в больницу. В доме Овсиенко нарастало безумие. Инна ходила по комнатам, смотрела на бесчисленные иконы, которыми заставлены все полки. И повторяла, что скоро умрет… И просила не отдавать дочку экс-мужу. Потом Инна схватила ребенка на руки, выбежала из дома и на берегу Селигера убила дочь.
А потом утопилась сама. И вот мы будем говорить о том, как найти грань между верой и фанатизмом, как определить тонкую грань и кто должен помочь в этом определении? Ситуация, к сожалению, не единичная. И периодически в СМИ появляются материалы подобного рода. Белавенец: - Здесь случай, скорее, медицинский. И в самом начале было сказано, что молодая мать почувствовала себя плохо. Я думаю, что именно физическая болезнь спровоцировала вспышку психического заболевания, которое привело к печальному исходу. Это случай, на мой взгляд, довольно спорно относить к проявлению религиозного фанатизма.
Боева: - Там была сложная ситуация с бывшим мужем, с ребенком. Белавенец: - Конечно, я бы называл это псевдорелигиозным фанатизмом, потому что религия и фанатизм, на мой взгляд как священника, вещи несовместимые. Религия — это связь человека с Богом. И когда человек реально живет церковной жизнью, он никогда не будет фанатиком. Мы все вышли из советского времени. Нам все и сразу хочется. Человек, который вдруг начинается задумываться о Боге, хочет все быстро пройти. Заваливает себя книжками.
И то, что церковная и духовная жизнь — это серьезный труд, душевный и духовный, остается вне восприятия. И это приводит к тому, что человек выстраивает свой псевдорелигиозный мир. Начинает изнурять себя постами. Вопреки всем рекомендациями духовников. Опытный духовник всегда дает человеку подвиг по силам.
В современном мире сохранение исторических памятников является одной из важнейших задач. Они не только являются... Никон Белавенец Иеромонах Никон в миру Сергей Владимирович Белавенец; 1 июля 1964, Москва — священнослужитель Русской православной церкви, клирик Московской епархии, ризничий при храме Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве; российский церковно-общественный деятель, монархист-легитимист, духовник движения «За Веру и Отечество» 2001—2016. Биография Представитель дворянских родов Левачёвых и Белавенцев. Внук шахматиста Сергея Всеволодовича Белавенца 1910—1942. В 1981—1982 годах работал в Книжной палате. В 1982—1986 годах учился в Московском автодорожном институте, из которого был отчислен.
И командир батальона сказал: «Визит начальника войск раз в жизни бывает, поэтому давай!.. И вот, помню, я прямо с поезда, не заходя домой, прямо с Киевского вокзала отправился в Издательский Отдел благо там практически другая сторона речки. Явился туда прямо в форме, Владыка благословил меня, и у меня было уже твердое убеждение, что надо поступать в семинарию. И вот, период после Тысячелетия, после июня, у меня был связан с поступлением в семинарию и устройством на работу в Издательский Отдел. Конечно, такое счастье, что я поступил в духовные школы, надел семинарский китель, переполняло меня очень сильно. Владыка написал мне очень трогательную характеристику. Я ему говорил, что у меня верующей была только бабушка, но он написал, что я «из церковной семьи», «племянник иеродиакона Даниила из Троице-Сергиевой Лавры». И я погрузился в службы, которых тогда было много... Было чувство какого-то подъема небывалого! Когда я получил удостоверение сотрудника редакции Московской патриархии, сразу подумал: «Ну, вот — теперь я тут уже на законных основаниях, а не где-то на птичьих правах... Николай Бульчук: А вот Издательский Отдел: вы сказали, что «другая атмосфера», дружелюбная, такая особая... Мне Господь судил там поработать совсем мало — тоже, по своей глупости, я практически сам ушел. Пришел туда после армии, искал, где поработать, отец устроил. Они с Владыкой близко были знакомы... Это был прекрасный период, как он сейчас вспоминается: месяц я там проработал, а потом подумал: «Ну, как же так? После армии, не отдохнув, опять работать, ездить в командировки... И на следующую я уже не согласился... Спустя многие годы, когда я уже был на «Радонеже», мы с Владыкой встретились: наметили массу планов, но не все они сбылись... Отец Никон, но ведь обстановка в Отделе не только была непринужденной и особой — я бы сказал, что она была вообще какой-то своеобразной. И когда ты встречался с сотрудниками внутри стен на Погодинской, - то попадал как на другую планету! Это даже была по ощущениям «другая страна»! Иеромонах Никон Белавенец : Совершенно верно, совершенно верно! И, собственно, вот эта атмосфера спасла меня от погружения в диссидентские круги! Уже потом я познакомился с христианскими диссидентами, но мне они уже ничего не могли дать. Потому что все, что я мог получить, я получал в Издательском Отделе. У нас там я еще до армии с радостью их посещал были так называемые «редакционные среды», когда вечером после работы Владыка приглашал каких-то интересных людей, которые делали лекции или сообщения. Например, я помню, приходил иподиакон, уже престарелый, Патриарха Алексия I, и показывал слайд-фильмы о Патриархе Алексие I. В этом фильме на некоторых кадрах появлялся молодой Костя Нечаев с такими знаменитыми впоследствии «питиримовскими усами». Приходили философы, художники, такая творческая интеллигенция. Я помню, там я увидел архимандрита Клавдиана Моденова — он не выступал, он просто приезжал в Издательский Отдел. И вот пот ом я уже узнал про подвижническую судьбу этого человека. Вообще, я с благодарностью вспоминаю про уже ушедших людей, например, про архимандрита Иннокентий Просвирнина. Он был непростым человеком — немножко замкнутым, немножко суховатым, но глубоко церковным человеком, который очень переживал за порученные ему послушания. Мы потом с ним бок о бок где-то трудились: он В Иосифо-Волоцком монастыре, а я — на подворье монастыря, в селе Язвище. Вспоминаю Вячеслава Петровича Овсянникова, одного из старейших по сроку службы иподиаконов Владыки Питирима. Он так навсегда и остался чтецом, и вот, я передал в храм Воскресения Словущего Чиновник Владыки Питирима, который мы ему собирали на 65-летие. Просто мы, иподиаконы и воспитанники Владыки Питирима решили собрать деньги и заказать в Софринских мастерских оклад для Чиновника Архиерейского богослужения. И там Вячеслав Петрович подписался: «чтец Вячеслав Овсянников». Вспоминаю женщин отдельных из Отдела: его секретаршу Нину Николаевну, заведующую его канцелярией Надежду Никитичну... Отец Леонид Емельянов уже где-то в 1982 году стал иеромонахом Тихоном, потом игуменом, потом архимандритом и наместником Данилова монастыря, но я его помню иподиаконом... Потом — протоиерей Иоанн Сирота, отец Виктор Казанцев, мои старшие наставники... Всех не перечислишь, потому что это не просто перечисление, а благодарность. Молодой Сева Чаплин: он меня на четыре года моложе, поэтому эта разница в четыре года когда тебе до 30 лет очень была значительной. Он меня уже тогда поражал своей серьезностью и пунктуальностью. Это был иподиакон, на которого можно положиться было. Дело в том, что в 1989 году мой друг Алексей Воложанин а ныне архимандрит Алексий, благочинный Петропавловского округа Москвы принял постриг. А он был заведующий ризницей, и неожиданно это послушание легло на меня. А кто такой ризничий? Это тот, кто готовит облачения на каждую службу. А постепенно на меня легло и послушание собирать иподиаконский коллектив. Поэтому я вкусил административной работы довольно рано. Но вообще, конечно, приятно вспоминать, что в моем подчинении был Сева Чаплин, послушник Георгий Шевкунов ныне митрополит Симферопольский Тихон. Отцу Всеволоду я иногда напоминал, а владыке Тихону иногда при встрече напоминаю, когда мы видимся — к сожалению, очень редко! Кстати, о владыке Тихоне Шевкунове... Когда я вернулся из армии, я еще в 1988 году приехал в отпуск и зашел, конечно, в Издательский Отдел, то в кабинет к Саше Макарову забежал человек в подряснике, очень такой быстрый и юркий. Я тогда спросил: «А это кто такой? Именно он к нам в Издательский Отдел принес кассету с записями песен иеромонаха Романа Матюшина , теперь уже очень известного исполнителя православных песен. Но тогда все это было как глоток свежего воздуха. Так что счастливая эпоха — 1988-1990 гг. Очень счастливая эпоха... Николай Бульчук: Не просто очень счастливая, отец Никон, но я с удивлением обнаруживаю вот эти «метки» знакомые, о которых вы говорите. Когда поступил туда на работу, пришел к Владыке в Каминный зал. Он сидел в кресле, и говорит: «Ну, кем бы ты хотел работать? Когда же проходил обратно мимо креста, Владыка стремительно убрал ногу под кресло — на всякий случай... Определил работать в отдел видеозаписей, помню там двоих сотрудников.
Женщины чаще мужчин становятся религиозными фанатиками
Иеромонах Никон (Белавенец) о последних 30 годах в жизни Русской Церкви. живая непринуждённая беседа ведущего и гостей программы обо всём, что затрагивает наши сердца и души. Как рассказал иеромонах Никон, он впервые встретился с Владимиром Вольфовичем в 1998 году на похоронах генерала Льва Рохлина, но более обстоятельное знакомство произошло уже в 2008 году. (Матыцин), клирик Сурожской епархии, благочинный приходов в Шотландии и Северной Ирландии протоиерей Георгий Завершинский, эконом Свято-Смоленской Зосимовой пустыни иеромонах Никон (Белавенец), а также клирики храма. Можно ли православным носить серьги, браслеты и прочие украшения, изображающие крест, и является ли это святотатством, Общественной службе новостей рассказал иеромонах Никон Белавенец, эконом Богородице-Смоленской Зосимовой пустыни Александровской епархии.
Новости. Никон Белавенец
У малышки было перерезано горло. Девочку убила ее мать, 26-летняя медсестра Инна Овсиенко. Через три часа водолаз на дне озера обнаружил мать девочки. Она лежала, скрестив на груди руки, вцепившись в кухонный нож. На поверхности плавала икона. Во время ремонта дома семья нашла старинную икону, которую обнаружили на месте преступления. После находки девушка с головой окунулась в религию, все свободное время она проводила в церквях на коленях или с матерью. Но мирские радости ее не ачоставляли.
Она влюбилась и вышла замуж за парня из Брянской области Владимира Овсиенко. Однако после рождения дочери супруги развелись. Накануне трагедии Инне стало плохо. Поднялась температура, болела голова, распух язык, и лицо покрылось сыпью. Вызвали «Скорую», но врачи отказались забирать девушку в больницу. В доме Овсиенко нарастало безумие. Инна ходила по комнатам, смотрела на бесчисленные иконы, которыми заставлены все полки.
И повторяла, что скоро умрет… И просила не отдавать дочку экс-мужу. Потом Инна схватила ребенка на руки, выбежала из дома и на берегу Селигера убила дочь. А потом утопилась сама. И вот мы будем говорить о том, как найти грань между верой и фанатизмом, как определить тонкую грань и кто должен помочь в этом определении? Ситуация, к сожалению, не единичная. И периодически в СМИ появляются материалы подобного рода. Белавенец: - Здесь случай, скорее, медицинский.
И в самом начале было сказано, что молодая мать почувствовала себя плохо. Я думаю, что именно физическая болезнь спровоцировала вспышку психического заболевания, которое привело к печальному исходу. Это случай, на мой взгляд, довольно спорно относить к проявлению религиозного фанатизма. Боева: - Там была сложная ситуация с бывшим мужем, с ребенком. Белавенец: - Конечно, я бы называл это псевдорелигиозным фанатизмом, потому что религия и фанатизм, на мой взгляд как священника, вещи несовместимые. Религия — это связь человека с Богом. И когда человек реально живет церковной жизнью, он никогда не будет фанатиком.
Мы все вышли из советского времени. Нам все и сразу хочется. Человек, который вдруг начинается задумываться о Боге, хочет все быстро пройти. Заваливает себя книжками. И то, что церковная и духовная жизнь — это серьезный труд, душевный и духовный, остается вне восприятия.
Важнейшее преимущество нашего дома — его энергосберегающие характеристики! Компактность зданий, обеспеченная объемно-планировочными решениями, и повышенная степень теплоизоляции ограждающих конструкций обеспечивают существенную экономию затрат энергии на отопление.
Все вышеперечисленное позволяет построить в кратчайшие сроки экологически чистый, теплый и комфортный дом. Дом с земельным участком продажа : Наши партнеры:.
То есть не обличал его, а показывал правильную позицию, поднимаясь над собеседником до уровня проблемы. Так же, мне кажется, общался с людьми и владыка. Владыка обладал замечательным чувством юмора.
На праздник съезжалось огромное количество экзальтированных дам, профессиональных женщин-богомолок, которые коллекционируют архиерейские благословения: чем больше наберешь, тем больше благодати. А владыка обычно останавливался в Медицинском корпусе, там у него была отдельная келья, еще с тех времен, когда он был инспектором академии. Вот оттуда его нужно было сопроводить до Патриарших покоев. Расстояние не очень большое, но главное было — избежать встречи с дамами, которые, видя издалека белый клобук, просто наперерез бросались. Мы выходим, и я говорю: «Ну вот, владыка, нам надо будет сейчас прорываться. Искатели благословений уже бегут».
На что владыка, улыбнувшись, ответил: «Нужно им мое благословение, как зайцу стоп-сигнал». И мы зашагали в обход, сворачивая на узкие дорожки, резко меняя маршрут. Ходили очень быстро, и дамам приходилось нас догонять, что далеко не всегда у них получалось. Было слышно каждое слово. Хотя он не обладал особым певческим голосом, но у него был неповторимый тембр, очень мелодичный. Он очень не любил суеты, бестолковой беготни по Горнему месту, каких-то небрежностей в службе.
Году в 1990-м в храм заехал помолиться протопресвитер Александр Киселев, представитель Русской Зарубежной Церкви, который стал священником в Прибалтике еще в начале 1930-х годов. Ему в храме прислуживал будущий патриарх Алексий II. Тогда отец Александр впервые приехал в Россию и заехал к нам, в Брюсов переулок. Это было всенощное бдение. Он не сослужил, просто стоял в алтаре. Митрополит подозвал меня и сказал: «Смотри, как стоит настоящий русский священник».
Это было действительно впечатляюще: старец 80 с лишним лет, седая борода, седые волосы, прямая спина. Он стоял и сосредоточенно молился. Такие примеры сложно забыть. Мне приходилось неоднократно слышать и читать: «Мы были с митрополитом Питиримом большие друзья», — но это преувеличение. Друзей у владыки не было. Единственный человек, о котором он мне говорил как о друге, был покойный протоиерей Алексий Данилович Остапов, которого он звал Леней.
Они были очень дружны, и владыка в своих воспоминаниях часто к нему возвращался. Да, владыка умел быть общительным, обворожительным — в хорошем смысле этого слова, но к себе внутрь никого не пускал. В период 1990—1992 годов мне часто приходилось после службы ехать с владыкой в Издательский отдел, чтобы отвезти туда облачения. Обычно это был выходной день, кухня была закрыта, и владыка весьма часто приглашал меня к себе попить чаю на свою отдельную кухню. Иногда за такой импровизированной трапезой я, пользуясь возможностью, пытался обсуждать и кое-какие рабочие вопросы. Как-то владыка был чем-то озабочен и упредил меня знаковой фразой: «С хорошим другом приятно и помолчать».
Служение владыки пришлось на те годы, когда любой слишком приблизившийся к тебе человек мог невольно стать источником утечки информации, ведь внимание компетентных органов к архиереям не ослабевало ни на минуту. И всё же надо было издавать литературу, чуть-чуть прибавить тираж Библии, церковного календаря. Даже откровенные разговоры с собратиями по архиерейскому служению далеко не всегда могли быть безобидными. Всё это, конечно, приучило его к такой сильной закрытости. Был момент, когда я считал, что владыка ведет себя неправильно в отношении издательских дел и в отношении Церкви вообще. Главным моим раздражителем тогда был ответственный редактор газеты «Московский благовестник», давно покойный Борис Георгиевич Козлов, человек, которого я оценил намного позднее.
Он был человек светский, ветеран органов безопасности последним местом его работы было агентство печати «Новости». Но он смог поднять газету на очень высокий профессиональный уровень. Многие в нашей редакции, и я в том числе, считали, что такой человек, ветеран спецслужб, не может руководить церковным изданием. Это была только одна из тем, которые вызывали мое возмущение. В молодости мы часто бываем максималистами. И я решил, что должен всё митрополиту высказать.
В Лавре я подошел к нему со словами: «Владыка, у меня накопилось много внутреннего негатива, который я не могу в себе держать». Он позвал меня в свою комнатку, и я выложил ему, что он, по моему мнению, неправильно делает. Я говорил и про Бориса Георгиевича Козлова, и про всё остальное, что мне не нравилось. Вместо того чтобы выставить меня за дверь и объяснить, кто он, а кто я, владыка произнес: «Сереженька, если б ты знал, как всё непросто», — и замолчал. Тут только я понял, как выгляжу со своими претензиями рядом с архиереем, решившим посвятить свою жизнь Церкви в самые тяжелые для нее годы, с архиереем, чей священнический род насчитывает около 200 лет. Как-то я уже упоминал, что владыка один раз сказал мне: «Я видел многое в жизни.
И ночные обыски, и арест отца. Если вечером звонили в дверь, моя младшая сестра должна была выбегать через черный ход на лестницу, потому что ее, как дочь лишенца, нельзя было прописать в Москве.
Я присутствовал при его присяге в Кремлевском Дворце Съездов как корреспондент газеты «Московский церковный вестник». И я считал, быть может — по-юношески максималистски, что если мой избранник ведет себя так недостойно, то я несу за него ответственность и я должен его остановить. Хотя бы прийти и сказать, что я с ним не согласен. Это были беженцы из бывших советских республик, в основном женщины и дети. Это соответствует действительности или нет?
На площади Свободной России она была так названа после 1991 года. Сейчас эта площадь окружена огромным забором, и граждане свободной России зайти туда не могут. А тогда, при «коммунистическом» Верховном Совете, народ на этой площади мог собираться. Я пришел в бюро пропусков, пытался вызвать своих знакомых. Увидел очень колоритного депутата Александра Починка. Яркая внешность: оттопыренные уши, маленький рост. Он сказал, проходя через пост охраны: «Я сложил с себя депутатские полномочия».
И, обращаясь к охране, к милиции сказал: «Вы не волнуйтесь — он Ельцин подписал сегодня указ о гарантии ваших прав». Мне это показалось очень противным, потому что депутат предает не только себя и своих избирателей, но призывает к предательству еще и людей в форме. Вроде мелочь, но эти вот уши Починка показали мне всю аморальность президентской стороны. Тогда, конечно, я не позволял себе таких слов публично, потому что понимал, что задача священника — не разжигать противостояние, а способствовать умиротворению. Но сейчас я могу сказать о своих личных ощущениях как человека. Депутатов приходили поддерживать их родственники, друзья, знакомые. Естественно, подтягивались все силы.
К моменту начала осады набралось приблизительно больше тысячи человек. Плюс не меньше 3 тысяч находилось на площади перед зданием. Было некое бурление в эти дни, шли митинги. И вот, выйдя как-то на балкон, я увидел, как один молодой батюшка провозглашает Ельцину анафему, что, в общем-то, при всем моем неприятии фигуры Бориса Николаевича было совершенной опереттой. Я понял, что это совершенно неадекватно отражает позицию Церкви, потому что задача Церкви — умиротворение, а не разжигание ненависти. Такого нельзя было допускать. Было очевидно, что если уйду, какие-то батюшки всё равно здесь окажутся, и как они поведут себя — никому не известно.
Возможно, это будет только дискредитацией Церкви и искажением ее позиции. Действовать самочинно я не могу — это я прекрасно понимал. Поэтому я позвонил в Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата священнику Всеволоду Чаплину и спросил, есть ли у него связь с его председателем. Отец Всеволод сказал, что связь с митрополитом есть. Отец Всеволод обещал всё это передать владыке. У прессы тогда были первые мобильные телефоны — что-то вроде коробочек с трубкой сверху.
Иеромонах Никон (Левачев-Белавенец): «Я испытываю личную боль и утрату»
Потом перед ней и молился. Попытка штурма телецентра провалилась. Но самое страшное было впереди. В это время в разных комнатах парламента, холлах и на лестницах спали тысячи человек. Потом несколько БМП, сминая баррикады, въехали на площадь перед Белым домом. Когда из бронетехники открыли прицельный огонь по окнам здания, все стали переходить в глубину Белого дома, в помещения, окна которых выходили во внутренний двор. Депутаты собрались в зале заседаний Совета Национальностей, который располагался в полуподвальном помещении. Там, в темном помещении без окон, было около 600—700 человек.
Мой рабочий кабинет находился на третьем этаже. Окно в нем было изрешечено пулями от крупнокалиберного пулемета. Оставаться там было нельзя. Мы с другими членами нашего комитета перешли и заняли комнату рядом с медпунктом. Я перенес туда крестильный ящик, сосуды и запасные Дары, которые у меня хранились в сейфе. В десять часов по Дому Советов начали стрелять танки. Били прямой наводкой до 11-го этажа.
Те защитники Белого дома, кто поднялся выше, оказались отрезанными от остальных. Все ждали, что вот-вот начнется штурм. Говорили, что было распоряжение — никого в плен не брать. На пороге смерти к отцу Алексею в обустроенную им «малую церковь» потянулись депутаты, работники аппарата, обслуживающий персонал, казаки, офицеры, добровольцы — простые люди, приехавшие из разных городов. Одни хотели исповедаться и причаститься, многие — впервые в жизни, другие — креститься. Я делал общую исповедь и причащал. В тот день под обстрелами я причастил около 90 человек, — говорит отец Алексей.
Набрал их полный ковчежец. Потом этими запасными Дарами и причащал людей. Помню, очень удивился, когда увидел писателя Лощица, редактора серии «Жизнь замечательных людей», который пришел причаститься. Спросил: «Юра, а ты какими судьбами здесь? Потом он не раз бывал в нашем древнем храме. В 1993-м Лошиц был редактором газеты «Литературная Россия» и по зову души пришел защищать Белый дом. Обстрел межу тем все усиливался.
К отцу Алексею то и дело приходили с просьбой исповедовать раненых. Их в Доме Советов было около сотни, держались они особняком. Сказал, что их командира ранили в живот. Надо было подняться на 6-й этаж. Лестница проходила около окон, так что пришлось ползти. Как только в проеме показывался силуэт, раздавались выстрелы. Так по-пластунски и передвигался со своими запасными Дарами.
Командир казаков был в сознании. Я его исповедовал, причастил. Потом казаки его как-то спустили на первый этаж. В то время уже разрешили вывозить раненых, прислали за ними машины. Позже стало известно, что все они попали в Институт Склифосовского. Казаки, размахивая нагайками, потом забрали оттуда своего командира. Операцию ему делали уже в другой больнице.
А обстановка вокруг Белого дома между тем все накалялась. К площади были стянуты мотострелковые и воздушно-десантные дивизии, бригады спецназа. В любую минуту могло начаться наступление. В это время к батюшке пришли креститься депутаты Светлана Горячева и Тамара Пономарева. Обе считали, что перед смертью. Нашли и купель, в Белом доме чего только не было. Люди понимали, что их могли ранить или убить.
Стали задумываться о вечном, куда они потом попадут? И что там будет? Я хорошо запомнил двух женщин-депутатов, которых крестил и причащал. Сказал тогда Светлане Горячевой: «Если суждено тебе сегодня умереть, умрешь безгрешной». Всего крестил в тот день около 20 человек. В промежутках между крещением и исповедью отец Алексей под разрывы снарядов, стоя на коленях, читал вслух акафист святителю Николаю. В то время в комнате со мной было примерно человек сто, кто-то молился вместе со мной о спасении, кто-то читал, кто-то просто сидел.
Одни приходили, другие выходили. Среди депутатов было много научной и творческой интеллигенции, деятелей литературы и искусства, кооператоров, сельских арендаторов. Отцу Алексею депутаты несколько раз предлагали покинуть простреливаемое здание, но он неизменно отвечал: «Моя жизнь в руках Господа Бога».
И очень часто люди приходят со своими представлениями, как им надо строить свою духовную жизнь. И часто, особенно женщины, остаются глухи ко всем рекомендациям. Обычно у них есть духовник в отдаленном монастыре и на все советы скорректировать свою духовную жизнь, они говорят, что батюшка благословлял ее по-другому.
И это очень тяжелый случай. Ты чувствуешь ответственность, потому что люди приходят в твой храм. И очень опасно, когда женщины начинают в таком насильственном духе воспитывать своих детей. Боева: - Женщины больше к этому склонны? Белавенец: - Мой опыт свидетельствует, что да. Хотя и мужчины бывают… Натаскивания, а не приучение к вере, и я смотрю на детей, которые устали, которые не понимают, что происходит в храме, они стоят и механически крестятся, очень часто, вырастая, эти дети уходят из храма.
Потому что у них не привито живое чувство любви к Богу. Боева: - Дмитрий Витальевич, на самом ли деле женщины больше подвержены такому вот фанатизму? Сейнов: - Я хочу немного не согласиться с отцом Никоном. Вы сами обратились к нему, как к опытному духовнику. Я готов поспорить на что угодно, что к этой женщине священник того прихода, в котором она проводила большую часть времени, даже ни разу не подошел и не спросил, что с ней случилось. И что с ней происходит.
Если бы он просто с ней поговорил, вполне возможно, этой ситуации бы не возникло. Эта женщина не имела своего духовника. Боева: - Имела. Но то, что он с ней не поговорил… Сейнов: - Она не имела духовника. Духовник, я могу ошибаться, на мой взгляд, это священник… Белавенец: - Совершенно верно. Но там было сказано, что она ездила по храмам.
Такие женщины очень часто кочуют из храма в храм. И выбирают себе наставника… У одного батюшки спросила один совет, у другого — другой… И обычно постоянных духовников такие люди не имеют. Сейнов: - Вопрос не в том, какие советы дает духовник. Священник, на мой взгляд, прежде всего, должен уметь выслушать. Перед тем, как давать совет. Я понимаю, что эта женщина такого слушателя в лице представителя церкви не имела.
А теперь отвечаю на ваш вопрос. Кто более подвержен фанатизму? Полностью согласен, что это именно женщины. В российской культуре мальчики воспитываются с позиции, что мужчина со всем должен справляться сам. Я по примеру своих посетителей знаю, что подавляющее большинство посетителей — это женщины. Они изначально воспитываются таким образом, что она вправе принимать помощь.
И когда у женщины случаются какие-то проблемы на начальном уровне, они идут ко мне.
Когда совершается это священнодействие, благодать Божия через молитвы священнослужителей и прихожан присутствует явным, видимым образом. И эта благодать нисходит не только на тот храм, который был построен, но и на каждого человека, который переступает его порог. Мы молимся, чтобы Господь услышал молитвы всех, кто зайдет в этот храм и будет возносить в нем свои молитвы в радости и в скорби», — приводятся в сообщении слова епископа Парамона.
Итогом жизни является не постройка дома, не рождение ребенка, итогом человеческой жизни является отпевание в храме Божием, там, где человек становится верным Христу. Итог земной жизни отца Александра — те люди, которые сейчас в многочасовой молитве пребывают здесь ради него. Батюшка заслужил благодарность в наших сердцах». Протоиерей Валентин Васечко, обращаясь к собравшимся, сказал:«Помимо того, что отец Александр был добрым пастырем, строителем, созидателем церковной жизни, он выполнял и общецерковные послушания — Отдел внешних церковных связей, издательский совет и многие другие. От лица тех, кто с ним был связан по этому служению, я хотел бы передать слова благодарности и ему, и вам, поскольку здесь он находил душевное успокоение и отдохновение. Он был великим тружеником, незаметным, но неутомимым.
И всякое служение, доверенное ему, исполнял с кротостью.
Иеромонах Никон (в миру Сергей Владимирович Бела́венец)
И ещё: наблюдая иеромонаха Никона в самых разных ситуациях, в больших и малых аудиториях, я всегда поражался одному его качеству. ↑ Иеромонах Никон (Белавенец): «Было ощущение полного абсурда происходящего». Иеромонах Никон (Белавенец), клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста, в течение 10 лет был иподиаконом митрополита Питирима (Нечаева).
В МИНСКИЙ ХРАМ-ПАМЯТНИК ТОРЖЕСТВЕННО ПЕРЕДАНА СВЯТЫНЯ
В этот день советник Патриарха Московского и всея Руси, настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов и эконом Смоленской Зосимовой пустыни иеромонах Никон (Белавенец). настоятель храма игумен Георгий (Хлебников), настоятель Михайло-Архангельского монастыря г. Юрьев-Польский игумен Афанасий (Селичев), насельник Свято-Смоленской Зосимовой пустыни иеромонах Никон (Белавенец). Иеромонах Никон (Белавенец) - позиция. 07:14 - Протоиерей Алексий Уминский - позиция. Освящение совершил иеромонах Никон (Белавенец), советник директора канцелярии Российского Императорского Дома. Иеромонах Никон (Белавенец) о последних 30 годах в жизни Русской Церкви.
Иеромонах Никон (в миру Сергей Владимирович Бела́венец)
Оригинал взят у nikolaevec в Трудно представить церковную панораму столицы без этого энергичного деятельного священноинока К 20-летию служения в священном сане иеромонаха Никона (Белавенца) Вообще-то, когда я слышу имя Никон, то у меня сразу возникает. Иеромонах НИКОН (БЕЛАВЕНЕЦ), заместитель декана факультета религиоведения Российского Православного Университета свят. духовник Дмитрия Рогозина (слова Рогозина: " отец Никон еще венчал меня с моей супругой, так что я знаю батюшку очень давно, еще с 1992 года. Духовник общероссийского общественного монархического движения "За веру и Отечество" иеромонах Никон (Белавенец) выступает за восстановление в России монархии и считает, что власти безболезненно воспримут переход к такой форме правления. Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах. Иеромонах Никон (Белавенец), клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста.
Расшифровка нашей беседы на Радио КП
По благословению епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Фомы Божественную литургию совершил благочинный Дубненско-Талдомского церковного округа протоиерей Павел Мурзич. Богослужебные песнопения исполнил церковный хор под управлением регента Владимира Козлова. Протоиерей Павел Мурзич зачитал соболезнование управляющего Сергиево-Посадской и Дмитриевской епархией епископа Фомы сослужителям отца Александра, его семье, всем домочадцам, прихожанам и его духовным чадам. За богослужением молились клирик Московской епархии иеромонах Никон Белавенец , заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Валентин Васечко. Погребение отца Александра было совершено за алтарем Преображенского храма, где он прослужил 26 лет. Много добрых слов прозвучало при прощании с отцом Александром. Он участвовал в жизни каждого жителя поселка, был любимым наставником и в школах поселка, и посещая больных, и крестя детей, и отпевая жителей — все это труды отца Александра.
А костюм, подобранный случайно, будь он хотя бы от самых «передовых брендов», будет висеть на тебе как «на корове седло». Так и церковность: это, прежде всего, гармоничное соединение молитвы с жизнью. Церковный человек и молится по-настоящему, и старается, чтобы его жизнь соответствовала христианским заповедям. Не всегда это получается, он спотыкается, но он по-настоящему старается! И у церковного человека в центре его жизни обязательно находится Христос. Не национальная идея, не культурная традиция... Глубоко церковный человек не занимается мелочной суетой, у него нет задачи «всех загнать в счастье пинками» или плетками, или дубиной. Просто он своей жизнью свидетельствует, что он — знает Христа. Такие люди, во-первых, сами к себе притягивают, а во-вторых, они притягиваются к себе подобным и с большим уважением и тактом относятся к другим людям. Протопресвитер Александр Киселев Сейчас мне вспомнилось, как владыка Питирим однажды отметил одну черту Святейшего Патриарха Алексия Симанского , своего учителя: «Святейший Алексий говорил не против своего собеседника, а выше собеседника. Как бы предлагая тому подняться выше, над собственным уровнем». Помню свою первую встречу с отцом Александром Киселевым, священником из эмиграции которому будущий Патриарх Алексий II подавал кадило в Таллине. Так вот, отец Александр Киселев это был 1990-й год молился у нас в храме Воскресения Словущего за всенощной по служебнику читал молитвы светильничные — не помню, на вечерне или на утрене. Владыка Питирим меня подозвал и, показывая на батюшку, сказал: «Смотри, как стоит настоящий русский священник! Кстати, 20 лет уже будет со дня кончины протопресвитера Александра Киселева... Мне довелось, слава Богу, с ним много общаться. Могу даже взять смелость на себя сказать, что мы с ним были друзьями, несмотря не огромную разницу в возрасте. Протоиерей Димитрий Смирнов Конечно, меня всегда поражало, что передо мной стоит человек, который вот уже 60 лет совершает Божественную литургию перед Престолом Божиим... Так вот, отец Александр обладал большим чувством юмора. В последние годы жизни уже после кончины его супруги он плохо ходил, его в колясочке возили по Донскому монастырю. И не потому, что я его не уважаю и не почитаю, а просто потому, что в первый раз я его увидел примерно в 1983-м году в Издательском отделе. К отцу Михаилу Дронову, в отдел проповеди, зашел странный субъект — в хромовых сапогах и в синем галифе, в рубашке — высокий, рыжий, худощавый. Немножко поговорили, я спросил, где он служит; Оказалось, в крошечном храмике в Алтуфьево... А когда он ушел, я спросил: «А кто это? Он, брат ты мой, слегка юродствующий!.. Протоиерей Всеволод Чаплин — Да. Поэтому, хотя я понимаю, что он дожил до семидесяти, что это популярнейший проповедник и для многих маститый старец, — для меня он навсегда остался «слегка юродствующим». Я считаю, что его гомилетические приемы имели свое оправдание. Его и, например, отца Всеволода Чаплина некоторые обвиняли в том, что они эпатируют. Ну, а я скажу: как еще общаться с нашим ленивым и ничем не интересующимся внешним миром? Во всяком случае, эти люди заставляли этот самый мир обсуждать серьезные темы. Потому что раньше, когда те же самые проблемы поднимались достаточно обтекаемо и достаточно дозированно, мир их просто не замечал. А озвученные — где-то на грани фола — они привлекали внимание, люди начинали их тиражировать и говорить: «Ну, посмотрите, что эти мракобесы говорят! Они цитировали их и запрашивали мнение других, в том числе и представителей Церкви. А те отвечали: «Ну, может быть, не стоило так резко! Но вообще, проблема существует же... И сами говорили на эту тему — по сути, те же вещи, но более утонченным языком, чем отец Димитрий Смирнов и отец Всеволод Чаплин. Когда скончался отец Всеволод, то встал вопрос, какой памятник поставить ему на могиле. Я предложил, и со мной согласились, начертать со стороны Голгофы на кресте слова апостола Павла: «Мы проповедуем Христа Распята — иудеям соблазн, эллинам же безумие... И эти слова практически за 2000 лет не потеряли своей актуальности. Потому что подлинное христианство — это соблазн для людей, для которых Бог — это какая-то, например, национальная идея. Да, они считают себя христианами, но Христос для них — это средство, средство построить сильное, мощное Российское государство... Подлинное христианство — это соблазн для людей, для которых Бог — это, например, национальная идея — Добавлю: ещё страшнее, что государство хотят построить немножко «красноватое», почти «советское», — ностальгия у многих сегодня зашкаливает... Но не будем забывать, что самым большим «государственником» был сатана, потому что он предложил Христу Спасителю мировую гармонию! Все царства земные, всемирную империю! С одним лишь условием: поклониться ему. И ведь не где-то публично, а в пустыне. Но Христос Спаситель почему-то отверг это предложение и ответил: «Отойди от меня, сатана! Им нужно что-то комфортненькое. Они не против Христа, но разве это будет христианство?.. Возвращусь к началу нашей беседы. Скажу, что когда я был молодым, я был лучше. Это юношеское горение, эта радость от каждого богослужения — это всё не зависит от внешних факторов, а от настроя человека, прежде всего. Самым большим «государственником» был сатана, потому что он предложил Христу Спасителю всемирную империю — Можете привести примеры? Заканчивается литургия, духовенство причащается в алтаре, на клиросе в это время обычно читают молитвы ко Святому Причащению. И тут открывается завеса, открываются царские врата, и чтец на полуслове обрывает молитвы и говорит «аминь». Начинается причащение мирян. Митрополит Питирим не терпел такого отношения к богослужению. Он говорил: «Молитва — это беседа с Богом. И мы можем сами в себе заметить, что очень часто у нас внешнее не является выражением внутреннего. И если мы будем внутренне всё-таки стараться не читать молитвы, а молиться, если будем стараться не говорить о проблемах церковной жизни, но иногда и жить подлинной церковной жизнью, — у нас, я уверен, и в душе станет комфортно, и комфортно станет вокруг нас. Я хочу, чтобы слова Христа: «Аз есмь с вами и никтоже на вы!
Он говорил Божью правду, содержание его слов передавалось из уст в уста. А последнее обращение Жириновского, записанное в январе этого года, было особым… «Жириновский в этом обращении сдержан, он серьезен, он говорит пронзительные вещи, о том, что не рой другому яму, сам в нее попадешь. Желать материального — это глупо. Он мыслил о России. Желал мира. При этом предвидел военное развитие ситуации на Украине.
Это люди социально не адаптированные. Простите, с низким интеллектом. Потому что мало прочитать Библию, надо понять, что там написано. Боева: - Такие люди более внушаемы. Сейнов: - Они не внушаемы. Нужно просто правильную трактовку иметь. Если бы у нее был религиозный фанатизм, как это мы обсуждаем, она бы никогда в жизни не покончила с собой. Это самый большой грех, по-моему. Белавенец: - Да. Сейнов: - Она ходила и молилась в надежде на помощь Бога. И не получала ее. В нашей стране это еще усугубляется и тем, что коммунистическая идея, которая у нас процветала 70 лет, она с точки зрения теории, постулатов, весьма привлекательна. Всеобщее равенство и братство. И так далее. И когда у нас после перестройки эту идеологию вышибли, а религиозной подпорки у нас нет… Вот почему в западном мире так развита именно церковь? Потому что западный образ жизни — это, если хотите, поклонение золотому тельцу. И церковь уравновешивает своими морально-этическими посылами и постулатами этот дисбаланс. У нас перекос. У нас нет морально-этической платформы. Не создана она еще. И не знаю, когда будет. Судя по тому, как ведет себя церковь, она не очень стремится свою паству привлечь и продемонстрировать себя, как опору, место, где можно получить даже психологическую помощь. Я считаю, что хороший священник должен быть психологом. Боева: - Отец Никон, разве церковь не старается привлечь паству? Мне кажется, настолько старается, что даже рады, что такие гиперфанаты появляются. Белавенец: - Нет. Фанатам церковь не рада. Боева: - А вы способны определить просто верующего человека от человека, который с болезненным фанатизмом относится к вере? Человек, который одержим псевдорелигиозным фанатизмом, он вещает. Он не в состоянии тебя слушать. Он не нуждается в твоих советах. Он с тобой беседует с желанием получить подтверждение уже сформировавшейся у себя внутри позиции. И с этими людьми говорить очень сложно. И когда эти люди встречают некое несогласие пастыря, они практически уходят от разговора.