Смотреть видео про Гусарский мундир расшитый шнурами. ДОЛОМАН Нашатырь - АММИАК Надоедливый болтун - ДОЛДОН В таблице Менделеева он под 11 - НАТРИЙ. лучший источник, который предоставляет вам WOW Guru Гусарский мундир, расшитый шнурами ответы и некоторую дополнительную информацию, такую как пошаговые руководства и советы. Среди воинских облачений особо выделялся гусарский мундир, расшитый шнурами.
Доломан и ментик
Мундир гусара Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. 12+. С чем сочетает Анна эти прекрасные мундиры с эполетами, расшитые золотыми шнурами, с роскошными вышивками и пуговицами? мундир русского бравого гусара. гусарская одежда (см. одежда 6 букв). мундир к лосинам.
Как шили гусарские доломаны и ментики
К девяти часам утра картина меняется, и вместо черных венгерок генералов, голубых доломанов гусар и красных штанов пехотинцев видишь на дорожках влюбленные пары, чьи костюмы имеют уже совсем не воинственный вид. Пожони этот трюк переделали на венгерский лад: из паштета выскочил цыганенок в доломане , в красных штанах и со скрипкой и прямо на столе начал играть гостям. Его ужасал своей солдатской грубостью его собственный помощник капитан де ла Сэрра, не менявший за всю войну грязного светло-голубого гусарского доломана и не расстававшийся с громадной саблей, похожей на сабли наполеоновских гусар. Офицер зловеще улыбнулся, расстегнул свой доломан , вынул из внутреннего кармана небольшой бумажник и достал оттуда сложенную вдвое визитную карточку.
Надеть на себя яркий красный мундир, расшитый золочёными шнурами, в то время мечтали многие. Да и сегодня этот наряд прочно ассоциируется с щегольством и стилем настоящего мужчины. На полках магазинов и торговых сетей можно найти фонари ТРОФИ и в уже знакомых праздничных упаковках - в стиле приключений Индианы Джонса, а также созданных по мотивам образов военной шинели и армейского ящика.
Коричневые доломаны и ментики носили гусары Ахтырского полка. Обшлаг и воротник у их доломанов имели жёлтый цвет. У Белорусского полка цвет ментика и доломана не совпадал. Первому был предписан красный цвет, а второму — синий.
При этом красным цветом на доломане выделялись воротник и обшлаг рукавов. Красными были ментик и доломан Лейб-Гусарского полка. А воротник и обшлаг рукавов имел синий цвет. В первую очередь, вспомним кинокартину «Эскадрон гусар летучих». Известно, что главный герой её сюжета Денис Давыдов служил в Ахтырском полку. И мы уже знаем, что и ментик, и доломан гусары этого полка носили коричневого цвета. На кадре и Давыдов, и его друзья в обмундировании именно этого цвета. Так что здесь ошибки, подобной случившемуся в «Гусарской балладе», нет. Речь пойдёт о картине «О бедном гусаре замолвите слово», где режиссёром выступил Эльдар Рязанов, в своё время снявший «Гусарскую балладу». По сюжету в город прибывает гусарский полк, но название полка ни разу так и не прозвучало.
Цвет полкового обмундирования тёмно-зелёный с оттенком синевы. Кто из гусар носил такие цвета? Оказывается, сражаясь с Наполеоном, Киевский полк относился к драгунским, а гусарским стал Повелением императора Николая I 14 декабря 1826 года. По сюжету действие картины происходит примерно через три десятилетия после Отечественной войны, когда Киевский полк уже стал гусарским. Верх одежды, включая доломан и ментик, у этого полка был оливковым. Но вот кивер и ташка имели ярко-красный цвет. Если же ориентироваться на номер киверного герба, то число «6» с конца декабря 1829 года носили гусары Павлоградского полка, но в марте 1833 года его передали Белорусскому полку, в то время носившему имя принца Оранского. Однако ментик у этих гусар был красный, а доломан — синий. Полковая расцветка гусарской униформы Выше мы приводим фрагмент таблицы, которая позволяет ориентироваться по цветам доломана включая расцветку воротника и обшлагов и ментика для гусарских полков, участвовавших в военной кампании 1812 года. Дальнейшая судьба ментика Очередная реформа обмундирования с 27 сентября 1866 года отменила ментик для штаб- и обер-офицеров армейских гусарских полков.
Ментик оставили лишь в составе генеральской формы. А доломан стали именовать «венгерка». Офицеры надевали венгерки с шнурами из золотых или серебряных нитей лишь на праздник или парад. Остальные виды венгерок упростили, заменив серебряную нить — белой, а золотую — оранжевой. Высочайшим приказом императора Александра III от 18 августа 1882 года гусарские полки начали преобразовывать в драгунские. Всеобщей участи избежали только гвардейские полки лейб-гвардии Его Величества и лейб-гвардии Гродненский. Ментик Павлоградского полка ХХ век Возрождение гусарских частей началось в конце 1907 года, так как проигранная русско-японская война и охватившее страну революционное движение сильно подкосили дух российской армии. Для его подъёма решили вернуть гусар в строй. Но если доломан входил в парадную, обыкновенную и повседневную форму мирного времени, то к ментику судьба оказалась не так благосклонна. Носить его было положено лишь гусарам трёх полков: Изюмского, Елизаветградского и Павлоградского.
Выше приведён тёмно-зелёный ментик с бирюзовым подбоем, пошитый для Павлоградского полка. Елизаветградские гусары носили белый ментик со светло-синим подбоем.
Щелкунчик Щелкунчик Щелкунчик - герой волшебной повести Эрнста Гофмана. Это яркая игрушка, вырезанная из дерева - неуклюжий коротышка в военной форме. Если потянуть его за плащ, он откроет рот и расколет вложенный орешек.
Ночью персонаж оживает и обретает дар речи. За неказистой наружностью скрывается заколдованный принц Кукольного королевства. У Щелкунчика добрая душа и храброе сердце. Он мечтает одолеть Мышиного короля и надеется, что когда-нибудь встретит любовь и освободится от действия злых чар. Внешность и характер Главный герой гофмановской сказки - механическая карикатурная игрушка, предназначенная для раскалывания орехов.
Её вместе с другими подарками кладут под ёлку на Рождество. Щелкунчик выглядит забавно, поскольку обладает непропорциональной фигурой. Его тело чересчур длинное и плотное, а руки и ноги - наоборот, короткие и тонкие. Нескладный и смешной человечек одет в щегольской наряд - гусарский мундир, расшитый золочёными шнурами, и черные блестящие сапоги. На его плечах висит узкий плащ.
Щелкунчик носит светлый парик с косичкой. У него приветливые зелёные глаза и добродушное выражение лица. Когда игрушечный герой оживает, он демонстрирует благородный и отважный характер - поднимает солдат на битву с Мышиным королём. В бою Щелкунчик проявляет мужество и решительность. Несмотря на плохое самочувствие, он возглавляет войско и даёт отпор врагу, превосходящему по силе и численности.
Наряду с лидерскими качествами, персонаж владеет безупречными манерами.
Как шили гусарские доломаны и ментики
Быстрый поиск на сайте поможет вам в этом. Все ответы на вопросы прошли тщательную проверку на истинность. Случай ошибки крайне маловероятен, но всё же, если вы обнаружили неправильный ответ или повторяющийся вопрос, нажмите кнопку "пожаловаться" рядом с неверным ответом.
Каждый гусарский регимент имеет свои уникальные пуговицы, которые отличаются по дизайну, материалу и символике. Например, пуговицы могут быть изготовлены из серебра, украшены гербами или эмблемами регимента и иметь определенное количество и расположение. Гусарский мундир, расшитый шнурами, не только является символом мужества и героизма, но и представляет настоящий шедевр дизайна и ремесла. Каждая вышивка, каждая деталь имеет свое место и имеет глубокий смысл. Такой мундир не просто одежда, он — история и традиция. Элементы гусарского мундира Описание Шнуры Украшения из золотых или серебряных нитей, которые плетутся в различные узоры и украшения.
Зависит от звания и регимента гусара. Эполеты Украшения, которые крепятся на плечи и имеют своеобразный дизайн и символику. Пуговицы Уникальные пуговицы, которые украшают мундир и имеют свой дизайн, материал и символику. Могут быть изготовлены из серебра и украшены гербами регимента. Шнуры на гусарском мундире: традиции и символика Традиции расшивки шнуров Расшивка шнуров на гусарском мундире является сложным и трудоемким процессом, требующим мастерства и опыта. Каждый гусарский полк имел свой уникальный дизайн и раскладку шнуров, что отражало его историю, достижения и солдатскую доблесть. Таким образом, расшивка шнуров стала важной частью идентичности гусарского полка и его членов. Кроме того, расшивка шнуров также имела практическое значение.
Шнуры на гусарском мундире помогали укрепить и зафиксировать различные элементы мундира, такие как погоны, эполеты и погонаж. Они также служили для украшения и придавали мундиру яркость и красоту. Символика расшивки шнуров Расшивка шнуров на гусарском мундире имеет свою символику, которая может варьироваться в зависимости от полка и времени. Каждый цвет и узор на шнурах может нести определенное значение и символизировать какие-либо особенности или достижения полка или его членов. Например, красный цвет шнуров может олицетворять смелость и отвагу, а золотистые шнуры могут символизировать богатство и благородство. Некоторые узоры и орнаменты на шнурах могут указывать на важные события или победы, которые достигли гусары. В итоге, расшивка шнуров на гусарском мундире является не только декоративным элементом, но и важной частью традиций и символики гусарского полка. Она отражает его историю, доблесть и отличительные особенности, а также придает мундиру яркость и красоту.
Гусарский мундир: воплощение роскоши и престижа Шнуровка на мундире подчеркивает престижность его владельца и придает ему индивидуальность. Каждый узор и деталь шнуровки имеет свое значение и символизирует определенную историю или достижение. Роскошь гусарского мундира проявляется в использовании драгоценных материалов, таких как золотая и серебряная нить, бисер, стеклярус и драгоценные камни. Гусарский мундир также отличается своей уникальной кройкой и дизайном. Его фасон подчеркивает силу и грацию владельца, а также добавляет элегантности и взысканности. На мундире могут присутствовать различные фрагменты декора, такие как нашивки, аксессуары, эполеты и галуны. Эти элементы являются неотъемлемой частью образа гусара и создают неповторимый стиль. Уникальность стиля Гусарский мундир выделяется своим неповторимым стилем и является одним из самых завершенных и изысканных военных костюмов.
Его элегантная фасонировка и уникальный дизайн делают его неповторимым и узнаваемым. Различные элементы декора и узоры шнуровки позволяют создавать разнообразные комбинации и варианты мундиров, что позволяет каждому гусару быть неповторимым и привлекательным. Ремесло и мастерство Изготовление гусарского мундира требует высокого мастерства и умения. Каждая деталь мундира, начиная с обрезин, заканчивая лацканами, вышивается вручную и требует тщательной проработки. Мастера, специализирующиеся на создании гусарского мундира, являются настоящими художниками, владеющими древними техниками и секретами ремесла. Гусарский мундир — это уникальное сочетание роскоши, престижа и мастерства. Он не только служит защитой и формой, но и является источником гордости и символом принадлежности к элитным войскам.
Всех их поставляют ей её большие друзья Доменико Дольче и Стефано Габбана. В их коллекциях таких вещей предостаточно. Но, разумеется, эта игрушка не для всех.
И носить его можно только женщинам стройным. Это солнцезащитные очки. Они и рождают тот неповторимый вкус у этого волшебного коктейля из разных эпох.
Эта простая страница содержит для вас CodyCross Гусарский мундир, расшитый шнурами ответы, решения, пошаговые руководства на все слова. Эта игра была создана командой Fanatee Games, которая придумала много отличных игр для Android и iOS. Эта простая игра доступна практически любому, но когда вы ее заходите дальше, уровни становятся все более и более сложными, поэтому многим нужна помощь.
Ответы на кроссворды и сканворды
- Гусарский ментик
- Гусарский мундир, расшитый шнурами
- Ответы на кроссворды и сканворды
- Шнур на мундире 10
- Решения для Гусарский мундир, расшитый шнурами
Смотрите также
- Гусарский романс (Анатолий Бешенцев) / Проза.ру
- Cловарь кроссвордов
- Другие значения этого слова:
- Гусарский мундир — символ исторической эпохи
- Появление гусаров в России
- Шнур на мундире 10
Доломаны - это венгерские куртки русских гусаров
Поэтому уже в июне 1803 года среднему и старшему командному составу гусарских полков разрешили заменять золото и серебро на мундирах шелковыми шнурами, галунами и бахромой. Гусарский мундир, расшитый шнурами, является одним из самых изысканных и роскошных элементов военной формы. (от венг. dolmany), гусарский мундир, расшитый шнурами. Эволюция гусарского мундира Гусарский мундир претерпевал изменения на протяжении XVIII-XIX веков. В фильме «Гусарская баллада» поручик Ржевский одет в мундир Мариупольского гусарского полка. Эта простая страница содержит для вас CodyCross Гусарский мундир, расшитый шнурами ответы, решения, пошаговые руководства на все слова.
Гусарский мундир, расшитый шнурами
Юм, Давид 1711 — 1776 — английский философ, психолог, историк и экономист; автор «Истории Великобритании», одна из частей которой вышла в 17S4 г. Анна Австрийская 1601 — 1666 — см. Принимала участие в заговорах придворной аристократии против первого министра кардинала Ришелье и, следовательно, против политики своего мужа; героиня романов «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон» и «Женская война». Мария Луиза 1791-1847 — австрийская принцесса эрцгерцогиня , в 1810-1814 гг. Дети Франции — старинное наименование детей французского короля. Апелляционный суд — суд второй инстанции, который либо утверждает обжалованное решение низшего суда, либо отменяет его и выносит новое. Ла Вогийон, Антуан Поль Жак де Келен, герцог де 1706 — 1772 — французский генерал; воспитатель дофина Людовика и его братьев. Дидро, Дени 1713 — 1784 — французский писатель и философ-материалист; один из основателей и редакторов знаменитого издания «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»; автор многих философских трудов, критических очерков о французском искусстве; ему принадлежат также многочисленные художественные произведения романы, повести, новеллы, драмы и философская повесть «Племянник Рамо». Семирамида Шаммурамат; кон.
Отличались бесстрашием и знанием боевых тактик - что-то вроде "спецназа" прошлых веков. Гусары славились многочисленными подвигами и жизнью, полной приключений. Эти мужчины были всеобщими любимцами - о них мечтали дамы, с них брали пример юноши, их делали героями своих произведений писатели.
Шуазёлъ — см. С королевской семьей она ехала под именем русской подданной баронессы Корф. Он занимал этот пост в 1787 — 1789 и 1789 — 1791 гг. После падения монархии 10 августа 1792 г. Закрыть … прочитал в «Мемуарах» Вебера… — См. Бурбоны — королевская династия, правившая во Франции в 1589 — 1792, 1814-1815 и 1815-1830 гг. Карл I 1600 — 1649 — король Англии с 1625 г. Ван-Дейк, Антонис 1599-1641 — фламандский художник; с 1632 г. Стюарты — королевская династия в 1371-1714 гг. Уайтхолл — старинный королевский дворец в Лондоне на одноименной улице; ныне сохранился в одной своей части, Банкетной палате, в которой был заключен Карл I и перед которой был обезглавлен.
Тесты онлайн разработаны специально для повышения своего уровня знаний, и подходят для людей различных профессий, а также учащихся различных учебных заведений, как средних так и высших. Многие учащиеся школ, СПТУ, колледжей, институтов, академий воспользовались нашими тестами онлайн, для подготовки к успешной сдачи экзаменов. Грамотно и удобно разработанный интерфейс тестов позволяет отлично подготовится и успешно сдать экзамены.
Расшитый разноцветными шнурами мундир гусара
На этой странице находится ответ для кроссворда или сканворда с заданием «Гусарский мундир, расшитый шнурами». Смотреть видео про Гусарский мундир расшитый шнурами. (венгр.) — гусарский мундир, у которого грудь, спинные швы рукава и горловина расшиты шнуром. Ответ на вопрос Гусарский мундир особого покроя, расшитый шнурами., в слове 7 букв: Доломан.
Ответы на кроссворд дня № 22039 из "Одноклассников"
С мая 1817 года на рукавах ментиков и доломанов трубачей появились крыльца по цвету воротника доломана и нашивки по цвету отделочного шнура. Художник Пётр Заболотский «Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» 1837 г. Самой внушительной расшивкой формы могли похвастать те, кто служил в лейб-гвардии Гусарском полку, им отделка обходилась куда дороже остальных. В качестве примера приведём Михаила Юрьевича Лермонтова, запечатлённого в обмундировании именно этого полка. На основе данного портрета создана и памятная серебряная монета 3 рубля 2014 года в честь 200-летия со дня рождения поэта. Это опознание представлено в кинокартине «Гусарская баллада», когда Шурочка Азарова, переодевшаяся для бала в мундир корнета, у входа сталкивается с поручиком Ржевским.
Тот оставливает Шурочку со словами: «Вы-с корнет? Мундир на вас, конечно, павлоградский». Зритель, не сведущий в цветах, закреплённых за гусарскими полками, не замечает ошибки Ржевского. А ведь на девушке светло-песочно-серые ментик и доломан, а также красные шаровары, предписанные Сумскому гусарскому полку, вместо бирюзового ментика и тёмно-зеленого доломана, в которых ходили гусары Павлоградского полка. Сам же Ржевский носит мундир уже знакомого нам Мариупольского гусарского полка.
Гусарское обмундирование Для сравнения познакомимся с цветовой гаммой трёх других полков. У Александрийского полка ментик и доломан чёрного цвета, а обшлаг рукавов и воротник последнего — красные. Коричневые доломаны и ментики носили гусары Ахтырского полка. Обшлаг и воротник у их доломанов имели жёлтый цвет. У Белорусского полка цвет ментика и доломана не совпадал.
Первому был предписан красный цвет, а второму — синий. При этом красным цветом на доломане выделялись воротник и обшлаг рукавов. Красными были ментик и доломан Лейб-Гусарского полка. А воротник и обшлаг рукавов имел синий цвет. В первую очередь, вспомним кинокартину «Эскадрон гусар летучих».
Известно, что главный герой её сюжета Денис Давыдов служил в Ахтырском полку. И мы уже знаем, что и ментик, и доломан гусары этого полка носили коричневого цвета. На кадре и Давыдов, и его друзья в обмундировании именно этого цвета. Так что здесь ошибки, подобной случившемуся в «Гусарской балладе», нет. Речь пойдёт о картине «О бедном гусаре замолвите слово», где режиссёром выступил Эльдар Рязанов, в своё время снявший «Гусарскую балладу».
По сюжету в город прибывает гусарский полк, но название полка ни разу так и не прозвучало. Цвет полкового обмундирования тёмно-зелёный с оттенком синевы. Кто из гусар носил такие цвета? Оказывается, сражаясь с Наполеоном, Киевский полк относился к драгунским, а гусарским стал Повелением императора Николая I 14 декабря 1826 года. По сюжету действие картины происходит примерно через три десятилетия после Отечественной войны, когда Киевский полк уже стал гусарским.
Верх одежды, включая доломан и ментик, у этого полка был оливковым. Но вот кивер и ташка имели ярко-красный цвет. Если же ориентироваться на номер киверного герба, то число «6» с конца декабря 1829 года носили гусары Павлоградского полка, но в марте 1833 года его передали Белорусскому полку, в то время носившему имя принца Оранского. Однако ментик у этих гусар был красный, а доломан — синий. Полковая расцветка гусарской униформы Выше мы приводим фрагмент таблицы, которая позволяет ориентироваться по цветам доломана включая расцветку воротника и обшлагов и ментика для гусарских полков, участвовавших в военной кампании 1812 года.
Дополнял образ гусарский головной убор — сначала остроконечная ташка с султаном, затем кивер. Таким образом, главными отличительными чертами гусарского мундира были короткий доломан с шнуровкой и обильное использование различных элементов национального венгерского костюма. Это придавало гусарам неповторимый колоритный вид.
Изначально он был основан на традиционной венгерской одежде - коротком плаще-доломане с шнуровкой. В русской армии доломан появился в XVII веке благодаря венгерским наемникам-гусарам. К началу XIX доломан трансформировался в мундир, который носили гусары русской армии.
Он отличался цветом в зависимости от полка и имел характерную расшивку шнурами спереди и на рукавах. Также в комплект мундира входили меховой ментик, рейтузы и сапоги. В 1845 году старый гусарский доломан был заменен на новый пятирядный мундир.
В Венгрии аналогичный мундир получил название "аттила". К концу XIX века гусарский мундир приобрел классические формы - короткий сюртук с многочисленными рядами шнуровки, позволявшими подчеркнуть стройность фигуры кавалериста.
Офицеры получили холодное оружие — сабли нового образца. А для зимней формы предусмотрели очень удобный башлык — наверное, самая лучшая форма зимней шапки, удобнее даже, чем современные папахи и шапки-треухи. В целом реформа обмундирования при Александре II преследовала несколько целей: упростить форму, сделав ее более удобной, сохранить военные традиции русской армии; сделать форму красивой, вызывающей желание служить в армии, повышающей престиж военной службы. Мундиры эпохи Александра II считались в России одними из наиболее удачных, неслучайно именно они были взяты за образец, когда после Русско-японской войны было решено отменить не пользовавшуюся популярностью в армии униформу времен Александра III. Время испытаний Уже в ходе реформ русской армии представилась возможность доказать свою боеспособность. В 1863-м начался польский мятеж.
Поляки не имели собственной армии, как в 1830-1831 годах, поэтому с января 1863-го они формировали партизанские отряды, которые рассыпались по Польше и Литве, творя террор против русских войск и мирного населения. В Польшу были введены регулярные войска, и они действовали столь успешно, что уже к концу года почти все партизаны были ликвидированы. Изображение: картина Василия Верещагина «У крепостной стены. Пусть войдут» 1860-е и 1870-е годы принесли русскому оружию большие успехи в Средней Азии. В 1864-м с взятия Чимкента началось активное продвижение границы на юг. В 1865-м генерал Черняев захватил Ташкент. В 1868-м генерал фон Кауфман взял Самарканд, в 1869-м русскими протекторатами стали Бухара и Коканд, в 1873-м был установлен протекторат над Хивой, а через 3 года у Коканда отобрали независимость, присоединив ханство к империи. Константин Кауфман Фото: wdl.
Герои среднеазиатских завоеваний стали любимцами прессы и общества, из числа «ташкентцев» сложилась даже некоторая фронда по отношению к военному руководству в Санкт-Петербурге. Впрочем, не все военные оценивали среднеазиатскую школу положительно. Генерал М. Драгомиров полагал, что войны на окраинах империи поставляют в армию выскочек, карьеристов, чей боевой опыт испорчен мелкими операциями против заведомо слабого противника. Следующим испытанием для армии стала Русско-турецкая война, в которую войска вступили уже полностью реформированными и полные желания сражаться, так как поддержка славянского сопротивления турецкому гнету была очень сильна в русском обществе. Война воспринималась как справедливая и была очень популярна. В 1875 году на Балканах началось сербское восстание. Турки стремились подавить его самыми жестокими мерами, это привело в следующем году к вступлению в войну с Турцией Сербии и Черногории.
Стало ясно, что Россия не сможет оставаться в стороне, поэтому в 1876-м была проведена частичная мобилизация, которая заодно проверила, насколько эффективно может быть развернута новая армия военного времени. Изображение: картина Василия Верещагина «После неудачи» 24 апреля 1877 года был объявлен манифест о войне с Турцией. На войну отправились около 530 тысяч человек, армия Турции насчитывала 450 тысяч. Военные действия России в этой войне считаются весьма удачными, хотя воевать пришлось в тяжелых географических и погодных условиях, на театре военных действий, отдаленном от русских границ.
Затребованная информация была отправлена в столицу, что позволило 27 февраля 1816 года составить "Описание обмундирования всех гусарских полков". Из этого документа ясно, что кое-какие отступления от установленной в 1809 году схемы цветовых соотношений в гусарских мундирах все же были допущены. Так, в Павлоградском и Елисаветградском полках отделка на доломанах и ментиках была не желтой, а красной шнуры и галуны при желтых пуговицах. Также красного цвета у рядовых этих полков были этишкеты и репейки на киверах. Александр Павлович не стал изменять существовавшие полковые мундиры. Он просто узаконил ношение этих отличий в постановлении от 1820 года. Кроме того, император обратил внимание на расцветку гусарских кушаков и украшение киверов этишкеты, репейки, подбородная чешуя. Если раньше цвет кушаков совпадал с цветом ментика, а перехваты гомбы на них - с цветом шнуров, то теперь в каждом полку эта принадлежность униформы должна была иметь свою особую цветовую гамму. Сумский гусарский полк Ментики серые, доломаны серые, воротники и обшлага на них красные, чакчиры красные, шнуры, галуны, пуговицы белые. Кушаки белые, гомбы на них красные, на киверах этишкеты и репейки белые. Ольвиопольский гусарский полк Ментики и доломаны темно-зеленые, воротники и обшлага на них темно-зеленые, чакчиры красные, шнуры, галуны и пуговицы белые Кушаки красные, гомбы на них белые, на киверах этишкеты и репейки белые. Гродненский гусарский полк Ментики, доломаны и чакчиры темно-синие, воротники и обшлага голубые, шнуры, галуны и пуговицы белые. Кушаки темно-синие, гомбы на них белые, на киверах этишкеты и репейки белые Лубенский гусарский полк - Ментики, доломаны и чакчиры темно-синие, воротники и обшлага желтые, шнуры, галуны и пуговицы белые. Кушаки темно-синие, гомбы на них белые, на киверах этишкеты и репейки белые. Изюмский гусарский полк Ментики темно-синие, доломаны красные, чакчиры темно-синие, воротники и обшлага темно-синие, шнуры, галуны и пуговицы белые. Кушаки темно-синие, гомбы на них белые, на киверах этишкеты и репейки белые, подбородная чешуя, бляхи и знаки отличия - из желтого металла по цвету офицерских пуговиц. Павлоградский гусарский полк Ментики бирюзовые, доломаны и чакчиры темно-зеленые, воротники и обшлага голубые, шнуры и галуны у рядовых красные, пуговицы желтые. Кушаки красные, гомбы на них бирюзовые, на киверах этишкеты и репейки красные. Елисаветградский гусарский полк Ментики и доломаны серые, чакчиры темно-зеленые, воротники и обшлага серые, шнуры и галуны красные, пуговицы желтые. Кушаки красные, гомбы на них серые, на киверах этишкеты и репейки красные. Иркутский гусарский полк Ментики и доломаны черные, чакчиры малиновые, воротники и обшлага малиновые, шнуры, галуны и пуговицы желтые. Кушаки желтые, гомбы на них черные, на киверах этишкеты и репейки желтые. Ахтырский гусарский полк Ментики и доломаны коричневые, чакчиры темно-синие, воротники и обшлага желтые, шнуры, галуны и пуговицы желтые. Кушаки голубые, гомбы на них желтые, на киверах этишкеты и репейки желтые. Александрийский гусарский полк Ментики, доломаны и чакчиры черные, воротники и обшлага красные, шнуры, галуны и пуговицы белые. Кушаки белые, гомбы на них черные, на киверах этишкеты и репейки белые. Мариупольский гусарский полк Ментики, доломаны и чакчиры темно-синие, воротники и обшлага желтые, шнуры, галуны и пуговицы желтые. Кушаки темно-синие, гомбы на них желтые, на киверах этишкеты и репейки желтые. Гусарский Принца Оранского полк бывший Белорусский Ментики красные, доломаны и чакчиры темно-синие, воротники и обшлага красные, шнуры, галуны и пуговицы белые. Кушаки красные, гомбы на них белые, на киверах этишкеты и репейки белые... В отличие от армейских гусар лейб-гвардии Гусарский полк получил новое обмундирование уже в мае 1801 года через два месяца после дворцового переворота. Гвардейцы сменили павловские малиновые доломаны с палевыми воротниками и обшлагами и малиновые ментики на синие доломаны и красные ментики при оставшихся у них от эпохи Павла I белых чакчирах из лосины. Шнуры, галуны и пуговицы на обеих куртках были желтыми. Хотя в академическом издании под редакцией А. Висковатова "Историческое описание одежды и вооружения Российских войск", предпринятом по решению императора Николая I, и говорится о том, что в 1802 году лейб-гусарам "все обмундирование, вооружение и конный убор положены против армейских гусарских полков"9, на самом деле все предметы гвардейской униформы имели детали, весьма заметно отличавшие их от армейской форменной одежды. Например, на ментиках и доломанах у них было по 17 рядов шнура, а у армейцев - по 15 рядов, пуговицы лейб-гусарам полагались литые, а армейцам - дутые. На синих суконных чакчирах, введенных в 1809 году взамен белых лосин, они имели расшивку из галуна и плоского плетеного шнура шейтаж совершенно особого рисунка. На киверах с 1809 года вместо армейских петлицы, розетки и пуговицы они носили герб из красной меди в виде двуглавого орла, репеек у рядовых с красной серединой и желтым окружием и этишкет до 1810 года, у рядовых из шнура и кистей также желто-красных. Особенно много отличий в униформе имели офицеры лейб-гвардии Гусарского полка. Прежде всего к ним относилась такая принадлежность форменной парадной одежды, как "барс", введенный еще Павлом I. Надевали "барс" вместо ментика на левое плечо и носили головой вниз, закидывая правую переднюю лапу за левое плечо, а правую заднюю лапу - под правую руку, и зацепляли лапы на груди за большой круглый литой из серебра медальон с золотым накладным вензелем императора. Две другие лапы "барса" свободно свисали вниз, хвост закидывали за правую заднюю лапу. Ношение "барса" - эффектного, но очень дорогого предмета униформы - было отменено лишь в 1814 году. К Отечественной войне 1812 года лейб-гусары подошли, имея униформу следующего вида. Кивера черные, высотой около 18 см, с развалом наверху и выгнутым дном, с медным гербом в виде двуглавого орла; доломаны красные с синими воротниками и обшлагами, ментики красные, обе куртки с желтыми шнурами, галунами и пуговицами; чакчиры синие с расшивкой из желтого шнура и галуна; сапоги черные с кисточками и прибивными шпорами. Эту форменную одежду, вернее, парадный ее вариант, когда все шнуры, галуны и пуговицы у офицеров должны были быть золотыми, надевал и император Александр I. Историк лейб-гвардии гусарского полка Константин Манзей сообщает: "Нельзя не упомянуть, что в конце 1814 года Государь Император Александр Павлович во время поездки своей с Императором Австрийским и Королем Прусским из Вены в Венгрию, принимал в Офене венгерское духовенство, военных, дворян, чиновников и дам, и явился тут в первый раз в парадном мундире лейб-гвардии Гусарского полка, что возбудило живейший восторг в присутствовавших при этом венгерцах... Александр I был рослым, стройным, красивым блондином с голубыми глазами, и его красоту больше подчеркивали не яркие костюмы вроде лейб-гусарского красное с золотом , а темные. Он это знал и потому обычно носил темно-зеленый мундир либо лейб-гвардии Преображенского, либо лейб-гвардии Семеновского полка. При историческом вступлении союзных войск в Париж 19 марта 1814 года русский император ехал за лейб-гвардии Казачьим полком в виц-мундире Кавалергардского полка - темно-зеленом, с черным бархатным воротником, отделанным серебром серебряные пуговицы, эполеты. Впоследствии, когда в 1818 году государь стал шефом лейб-гвардии Гусарского полка, полковой мундир ему приходилось надевать гораздо чаще, чем прежде. Известен его поясной портрет, приписываемый художнику Дж. Доу, где Александр Павлович изображен в красном доломане и ментике с богатой золотой расшивкой шнурами и галунами... Творческие поиски наилучших цветовых сочетаний, перемены в обмундировании, введение новых предметов униформы, более красивых и, как правило, более дорогих - все это стимулировало развитие российской легкой промышленности. Суконные фабрики должны были регулярно поставлять для войск тысячи аршин разноцветного сукна, так как новые мундиры в армейских гусарских полках шили раз в два года, а в лейб-гвардии гусарском - раз в год, к началу мая. В 1808 году, в связи с численным ростом русской армии и активной подготовкой к будущей войне с Наполеоном, была составлена сводная ведомость, отражавшая потребность наших вооруженных сил в сукне и тканях разного вида, коже, металлических изделиях, вооружении и амуниции11. Кроме того, нужно было еще 11 444 аршина и 8 вершков сурового каламенка - на кителя "конюшенные мундиры" для строевых чинов полка и панталоны для нестроевых чинов, 3580 аршин каразеи ткань, напоминающая современную байку для подкладки, 23 031 аршин рубашечного холста на рубашки по две в год каждому строевому и нестроевому , а также более 12 тысяч аршин равендука ткань, похожая на парусину для шитья палаток и фуражных сакв. Расклад по полкам получался такой: например, Александрийскому полку, имевшему черные ментики, чакчиры и доломаны с красными воротниками и обшлагами, вальтрапы и ташки черные, раз в два года надо было получить 9816 аршин и 4 вершка черного сукна и 850 аршин и 15 вершков красного; Елисаветградскому полку, имевшему ментики и доломаны, воротники и обшлага на них серые, чакчиры темно-зеленые, вальтрапы и ташки темно-зеленые, - 5341 аршин и 1 вершок серого сукна и 4782 аршина 7 вершков темно-зеленого сукна; в Павлоградском полку, имевшем ментики бирюзовые, доломаны и чакчиры темно-зеленые, воротники и обшлага бирюзовые, вальтрапы и ташки темно-зеленые, - 7224 аршина и 6 вершков темно-зеленого сукна и 2848 аршин и 14 вершков бирюзового сукна. Над выполнением армейских заказов работали казенные и частные суконные фабрики. Казенных фабрик было две: Павловская в Москве и Екатеринославская в Екатеринославе. Частных фабрик имелось гораздо больше. Одним из самых крупных фабрикантов был московский купец Демид Мещанинов. В начале XIX века ему принадлежало три больших фабрики в Московской губернии, одна в Москве в Кадашевской слободе и две маленькие там работало 69 крепостных "мужска пола" в Рязанской и Костромской губерниях. Всего же у Мещанинова было 608 мужчин и 624 женщины из купленных им крепостных и приписанных к его предприятиям казенных крестьян. В год они вырабатывали от 30 до 40 тысяч аршин сукна. Казенные фабрики были довольно крупными предприятиями. Так, на Екатеринославской фабрике до 1810 года трудилось 245 крестьян - 115 мужчин и 130 женщин, не считая престарелых и малолеток. Затем было решено расширить производство и набрать из казенных крестьян еще 270 человек, годных к работе валяльщики, прессовщики, красильщики, ворсильщики, белильщики сукна и другие 13. Фабрики выпускали сукно трех сортов: армейское, гвардейское, офицерское, а также каразею. Армейское сукно было толстым, рыхлым и ворсистым, его изготавливали из простой российской шерсти. Оно было очень похоже на шинельное сукно для рядовых Советской Армии. Цены на него в зависимости от качества обработки колебались от 65 до 84 копеек за аршин. Сукно по 65 копеек шло на шинели, плащи для гусар и походные рейтузы, сукно по 72 копейки - на чакчиры, сукно по 84 копейки - на ментики, доломаны для строевых чинов и на сюртуки для нестроевых14. Гвардейское сукно изготавливали из шпанской и полушпанской шерсти. Оно было более тонким и не таким ворсистым. В соответствии с этим изменялись и цены: от 2 до 3 рублей за аршин. Из двухрублевого сукна в лейб-гвардии Гусарском полку шили ментики, из трехрублевого - доломаны и чакчиры15. Офицерское сукно делали из привозной шленской польской шерсти. Оно было тонким, плотным и неворсистым, приближаясь по своим качествам к английскому сукну, но стоило дешевле: аршин английского сукна - 9-10 рублей, аршин офицерского сукна - 4-6 рублей. На фабриках ткали сукно шириной в 1 аршин и 14 вершков 132,6 см. Заказчикам оно поступало немоченым и перед раскроем его надо было вымочить. В армии существовала подробная инструкция по проведению этой операции: "... Раскрой производился по шаблонам и строго установленной схеме, регламентировавшей соотношение различных частей мундира в зависимости от роста солдата. Для лучшего вида военного строя униформу и амуницию иногда уравнивали по шнурку: "поставя эскадрон на ровном месте или на досках об одну шеренгу так, чтоб от головного до хвостового человека протянутым шнурком, натертым мелом или углем, отбить вышину лифа, потом длину фалд, высоту сапогов, расстояние пуговиц и вышину портупей... Зато сукно, слегка увлажнив, можно было вытягивать под усиленной утюжкой, а потом уже "сажать" на солдата, скалывая детали булавками прямо по фигуре. Один из современников оставил интересное описание этой портновской работы: "Когда я вдел ноги в рейтузы, то портные, ставши по обеим сторонам меня, взялись за бока рейтуз и начали потряхивать меня вверх. Когда они натянули рейтузы, то на сукне не осталось ни малейшей морщинки. Закройщик стал затягивать ремень в кольцо на талии и тянул сколь было сил. Я до того был стянут, что едва мог дышать. Начали примерять мундир. Один портной стал спереди и начал оттягивать его вниз, а другой, став сзади, начал застегивать мне ворот на три крючка. Задний портной принялся обтягивать мундир и потом, что было сил, начал сдавливать его вперед, к пуговицам... Я чувствовал себя закупоренным в тиски, у меня не оставалось ни одного мускула, чтобы он был свободен. Я чувствовал онемение во всем теле... Скроенный точно по фигуре, имевший подкладку из жесткого и плотного холста, он напоминал скафандр, сковывавший все тело. Но, имея некоторую сноровку, сшить такой мундир было совсем нетрудно, так как его выкройка довольна примитивна и нужно всего пять швов, чтобы собрать куртку с воротником и рукавами. Образцы, сохранившиеся в музеях Государственном историческом музее в Москве, Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, музее А. Суворова в Санкт-Петербурге , позволяют раскрыть маленькие тайны военных портных и подробно описать изготовление гусарского обмундирования в царствование Александра I. Изготовить доломан было труднее всего, и потому пошив форменной одежды для гусара начинали с него. Доломан должен был "сидеть" на человеке, как перчатка. Потом к нему подгоняли чакчиры и ментик, который по покрою являлся копией доломана, только немного увеличенной. Потому на доломан казна отпускала 1 аршин 9 вершков сукна по 84 копейки, а на ментик такого же сукна - 1 аршин и 10 вершков17. Крой доломана и ментика состоял из следующих частей см. Никаких вытачек на доломане не делали, и тем не менее он должен был без малейших складок или провисания ткани облегать плечи, грудь и спину гусара. Чтобы добиться этого, сукно, как уже говорилось выше, растягивали по фигуре, применяя увлажнение и утюжку. Кроме того, особую роль играли два спинных шва. Только правильно определив их соотношение и кривизну, можно было "посадить" мундир на человека. На полковых швальнях начала XIX века это делали просто: солдат надевал вчерне сметанную куртку на себя, а его товарищи, скалывая детали булавками, прибавляли или убирали ткань. Впоследствии для построения выкройки гусарского доломана стали применять сложные вычисления объемов требовалось снять 12 мерок с верхней части фигуры и методы пропорциональной кройки. Так шили эти мундиры уже в начале XX века, когда в русской армии в 1907 году вновь были введены гусарские полки. Тогда в воинские части поступила книга "Полный академический курс кройки мужского платья Первого Вспомогательного Общества Санкт-Петербургских закройщиков" СПб. Доломан же эпохи Александра I имел несколько особенностей. Во-первых, его длина определялась по росту человека. Гусар приставлял ладонь к пупку снизу, и эта линия и являлась нижней границей кроя. Во-вторых, на спине куртка имела два выступа, похожих на крылышки. Их высота достигала 2 вершков около 9 см , а ширина - 5-6 см, смотря по толщине фигуры. В-третьих, проймы рукавов делали довольно высоко, и сами рукава как бы заходили на плечи. Из-за этого подмышками набегали одна-две небольшие складки, но зато когда гусар поднимал руки вверх, полы доломана в отличие от современных курток не сдвигались, он оставался на своем месте. Рукава доломана, согласно моде того времени, делали узкими и длинными. Слегка расширяясь книзу, они закрывали почти половину ладони. Сбоку шел разрез длиной около 12 см и потому рукав, расстегнув на нем крючки, можно было легко закатать наверх. Рукава нижних чинов имели красные кожаные накладки на локтях, которые способствовали лучшей сохранности одежды.