Новости что такое сатирическое произведение

Сатирическое произведение – небольшое по объему сочинение, высмеивающее, обличающее пороки людей, общества, государственного строя. Сатира – жанр поэтического либо прозаического произведения, в котором автор изобличает пороки и слабости. Сатира – жанр поэтического либо прозаического произведения, в котором автор изобличает пороки и слабости. Таким образом, можно сказать, что актуальность сатирическим произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина придает поднятие «вечных» проблем, которые присутствуют в обществе на протяжении многих лет.

Сатирические произведения - что такое?

Таким образом, можно сказать, что актуальность сатирическим произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина придает поднятие «вечных» проблем, которые присутствуют в обществе на протяжении многих лет. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе – полемической проповеди-развенчанию. Сатирическое произведение — это литературный жанр, который использует сатирические приемы и стили для исмеивания негативных явлений в обществе. Сатира — острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя.

Сатирические произведения - что такое?

Зачастую сатира становится очень субъективна, потому часто писатели-сатирики сами подвергаются острой критике. В самом деле, достаточно припомнить и сравнить известные нам сатирические произведения, чтобы убедиться, что «свой» предмет у сатиры есть: это отрицательное в жизни, омертвевшее, косное; это людские пороки и недостатки; это существующее в мире зло. Сатирическое произведение – это особый жанр литературы, основной целью которого является искажение или критика реальных явлений и проблем общества.

Сатира в произведениях русских классиков

Сатира была способом менять мир к лучшему и применялась в основном к тупорылым политикам, религиозным фанатикам и прочим классовым врагам рабочего класса. читайте в нашей статье на обличающее, бичующее осмеяние сатира художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Сатирическое стихотворение – это стихотворение, которое высмеивает какой-либо пример порока, глупости, несправедливости или морального падения.

Что значит сатирическое произведение

Вся история борьбы в XVII в. Именно в XVII в. Достаточно вспомнить, какой отпор встретили произведения этой новой литературы в консервативных, а иногда и открыто реакционных кругах общества. В 40-х годах XVII в. Послание Ивана Бегичева о видимом образе божием. ЧОИДР, 1898, кн. В конце XVII в.

Самая форма изложения, придающая особую остроту этому памфлету на кабак — доходную статью царской казны, — расценивалась некоторыми читателями как кощунство. Поэтому защитник этого произведения стремится разъяснить, что «увеселительный», «смехотворный» способ осуждения кабака и увещания его посетителей приносит «ползу добрую» так же, как яд «в мерном разстворении» «при враческом художестве» бывает потребен «ко здравию». Посоветовав не читать это произведение тем, чья «совесть, немощна сущи, смущается» такой непривычной формой, этот ценитель сатиры заключает: «И по сему не есть порочно сие изложение кабацкого праздника, но и полезно» См. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII века. Борьба с новыми явлениями художественной литературы, стремившейся оторваться от открыто дидактических задач, со «смехотворными», «баснословными», т. С резким осуждением интереса к этим «мирским забавам» даже в среде господствующего класса выступил еще и середине XVI в.

Бегичев, тоже укорил своих слушателей, предпочитавших «душеполезным притчам и повестям» «притчи смехотворные», «диаволская позорища». По словам Даниила, москвичи уже не только слушают «сквернословцев и глумотворцев», но и сами повторяют их репертуар: «баснословиши», «притчи смехотворные приводиши», — гневно укоряет проповедник этих любителей острого народного слова В. Митрополит Даниил и его сочинения. На почве, основательно подготовленной всем предшествующим ходом развития народной и литературной сатиры, особенно периода крестьянских войн и городских восстаний XVII в. Выражающая в лучших своих образцах антифеодальные настроения, литературная сатира XVII в. И все же собранные воедино разрозненные остатки этой сатирической литературы позволяют оценить ее как явление большого общественного и историко-литературного значения.

Эта связь выражалась не только в прямом цитировании иронических народных пословиц и поговорок, прибауток, сатирических эпизодов сказки, былины, но и в использовании приемов народного юмора и сатиры. Большая тема о художественном методе народной сатиры разных периодов еще совершенно не разработана специалистами. Для феодального времени можно восстановить основные свойства этой сатиры через древнерусскую литературу , в которой она получила отражение. В отличие от религиозно-дидактической литературы русского средневековья, которая обличала «пороки» с точки зрения норм христианской морали, подкреплявших идеологию господствующего класса, уводила от классовых противоречий в сторону якобы «общечеловеческого», стремясь замазать классовый смысл явлений, приглушить классовый протест эксплуатируемых масс, — народная сатира никогда не была отвлеченно морализирующей, она была открыто связана с классовой борьбой, била прежде всего по классовому врагу и по отрицательным явлениям в быту. Сатирическая пословица и поговорка, шутливый рассказ, сатирический портрет «врага» в народном эпосе, сказка и прибаутка, шуточная песня, «позорище», т. Разнообразные оттенки иронии как самого существа сатирической стихии в народной поэзии отмечал Н.

Гоголь, который считал наклонность к иронии одной из черт национального русского характера: «У нас у всех много иронии. Она видна в наших пословицах и песнях и, что всего изумительнее, часто там, где видимо страждет душа и не расположена вовсе к веселости» И. В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность. Это страдание души вызывается несправедливостями жизни, и ирония предстает как форма протеста против них. В обстановке все усиливавшегося гнета феодально-крепостнического строя ирония бедняка над своей судьбой становится одним из способов представить тяжесть положения закрепощаемого народа. Горькая ирония превращается в гневную, в сарказм, когда речь идет об иноземном враге-насильнике или классовом враге.

Многообразие тем сатирической народной поэзии привело и к богатству ее стилистических средств. Гротеск в изображении иноземного и классового врага, ироническая насмешка над собственной неудачей, меткое сравнение, подчеркивающее высмеиваемое свойство, удачно найденный для этого же эпитет, пародирование образца с целью вызвать противоположный эффект, причем пародируемый объект выбирается смело из любой области героические образы былины церковный обряд и сопровождающий его текст и т. В соответствии с общим серьезным тоном древнерусской литературы, с ее открыто учительными тенденциями смех для древнерусского писателя — не средство позабавить, вышутить, а один из способов от чего-либо предостеречь, чему-то научить, осудить то или иное явление, поступок человека. Уже древнерусские писатели признавали силу смеха и потому делали его своеобразным оружием борьбы, направление которой определялось их классовой полицией. Классики русской сатиры XIX в. Салтыков-Щедрин определял силу смеха так: «Это оружие очень сильное, ибо ничего так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех» М.

Салтыков - Щедрин. Все оттенки иронии применялись древнерусскими писателями, когда они делали насмешку своим оружием. Это оружие в литературе до XVII в. Но немногие примеры такого его использования обнаруживают более или менее отчетливую связь с приемами народной сатиры, а иногда и с определенными ее образцами. Так, под внешней маской княжеского «милостника», шуткой выпрашивающего у своего «господина» «милости», в «Молении» Даниила Заточника скрываются сатирические выпады и против богатых, противопоставленных беднякам, и против богатой «жены злообразной», и против друзей, которые «в напасти аки врази обретаются». Иронически изображается «богат»: когда он «возглаголет — вси возмолчат, слово его вознесут до облак», потому что, продолжает иронизировать автор, «их же ризы светлы, тех и речь честна»; «боярин скуп — аки кладязь слан», «богат красен и не смыслить то аки паволочито изголовие, соломы наткано».

Здесь ирония подчеркивается даже формой глаголов: богатый не просто «глаголет», а «возглаголет», а присутствующие при этом «возмолчат». Аще от огня устрежещися, но от искры не можешь устрещися и жжения порт». Даже «князь скуп» насмешливо изображается, «аки река в брезех, а брези камены — нелзе пити, ни коня напоити». Так с помощью неожиданных, но метких, уничижительных сравнений, построенных на сугубо обыденных образах, Даниил Заточник осуждает «немилостивых» представителей господствующего класса, делая их смешными в глазах читателя. Это — его способ самозащиты. Мастерски использованы псковичем народные сатирические сказки о «правде и кривде» и их отголоски в стихе о «Голубиной книге» для сатирического изображения «московской правды» — деятельности в Пскове после его присоединения к Москве первых Московских наместников, дьяков и тиунов.

Автор рассказа 1510 г. С явным осуждением вспоминая о московских властях, летописец с горькой иронией заключает: «И у намесников, и у их тиунов, и у дьяков великого князя правда их, крестное целование, взлетело на небо, и кривда начата в них ходити, и быша немилостивы до пскович; а псковичи бедныя не ведаша правды московский» Псковские летописи, вып. Приготовил к печати А. В народной поэзии на небо улетает правда-справедливость, а по земле ходить остается кривда; например, в народном стихе о «Голубиной книге» говорится: «Правда кривду переспорила, пошла правда на небеса, к самому Христу, царю небесному, оставалась кривда на сырой земле». Представить противника в смешном виде стремились писатели самых разнообразных направлений. Даже воинствующий церковник митрополит Даниил, вооружась против «мирского веселья», против роскоши, «празднословия», «плясания, играния», против всего образа жизни господствующего класса, не только разражался гневными морализирующими обличениями, но и создал уродливо комический образ нарядного юноши, заглядывающегося на «жены красны блудницы».

У этого героя «сапоги велми червлены и малы зело, якоже и ногам... Укоризненно, но и высмеивая, Даниил говорит такому юноше: «Лице же твое много умываеши и натрываеши, ланиты червлены, красны, светлы твориши, якоже некая брашна, дивно сътворено, на снедь готовишися». Этот разряженный, «благоуханиями помазанный» герой в присутствии женщин изображен в виде «жеребца сластнояростивого», «рзаа и сластию распалаася» В. Митрополит Даниил... Отдел приложений, стр. Гнев преобладает в этих обличительных эпизодах, ирония с трудом пробивается у автора, по убеждению которого все эти пороки ведут человека прямо в «сети диавольския», к «сатане», служат «бесовской славе».

И все же трудно думать, что читатель воспринял этот гротескный образ только как «греховный», а не и как смешной. Наиболее характерные приметы использования смеха как оружия против врага во внутриклассовой феодальной борьбе наблюдаются в сочинениях Ивана Грозного. Его сатирические выпады всегда вполне конкретны, имеют определенного адресата, напоминают определенные факты. В темпераментном, остром, ярком и образном стиле Ивана IV ироническая нота чрезвычайно сильна. Иван использует иронию, чтобы уязвить противника, вскрыть эгоистические мотивы его поведения, противопоставить это поведение тем нормам, которые он сам защищает, обличить лицемерие, фальшь, иногда прямую измену. Иронический стиль в изложении Грозного выполняет чрезвычайно важную функцию: он служит ему оружием борьбы с политическими врагами; насмешка разбивает доводы противной стороны, сбивает маску «благородного негодования» с врага, пытающегося скрыть под ней свою антигосударственную деятельность.

В ироническом стиле созданы в произведениях Ивана IV выразительные сатирические портреты его противников. Не только справедливым гневом, но и язвительной насмешкой бичует он врага. Он доводит до бессмыслицы упреки Курбского, делая из них выводы в виде целого ряда «кусательных» вопросов: «Ино се ли совесть прокаженна, яко свое царьство во своей руце держати, а работным своим владети не давати? И се ли сопротивен разумом, еже не хотети быти работными своими обладанному и овладенному? И се ли православие пресветлое, еже рабы обладанну и повеленну быти? Далее ссылки на то же издание, страницы указываются в тексте в скобках и т.

Тем же приемом язвительных вопросов Иван IV разоблачает мнимые заслуги Курбского и его сообщников: «И се ли убо доброхотные есте и душу за мя полагаете, еже, подобно Ироду, ссущаго млеко младенца, меня смертию пагубною хотеств света сего лиштати, чюжаго же царьствия царя во царство ввести» стр. Иронией пронизан рассказ о поведении Курбского в Казани, под Тулой , о жалобах воеводы на то, что он «жены своея мало познал» из-за постоянных военных походов стр. Суровой насмешкой бичует Иван IV постриженных в Кирилло-Белозерский монастырь бояр и их пособников — монастырское начальство: «... Да Шереметьева устав добр — держите его, а Кириллов устав не добр — оставь его! Упрекая монахов за то, что над могилой Воротынского поставили церковь, Грозный снова иронизирует: «Ино над Воротыньским церковь, а над чудотворцем нет! Воротыньской в церкви, а чудотворец за церковию!

И на Страшном спасове судищи Воротыньской да Шереметев выше станут: потому Воротыньской церковито, а Шереметев законом, что их Кирилова крепче» стр. С насмешкой спрашивает Иван IV Хабарова, который просит перевести его в другой монастырь: «Али уже больно надокучило? Иноческое житие не игрушка. Три дни в черньцех, а семой манастырь. Да коли был в миру — ино образы окладывати да книги оболочи бархаты, да застешки и жюки серебряны, да налои избирати, да жити затворяся, да кельи ставити, да четки в руках. А ныне з братею вместе ести лихо?

Так Иван рядом с обширными наставлениями, подкрепленными ссылками на авторитет церковных писателей, рядом с гневными упреками и боярам, и их монастырским покровителям использует язвительную насмешку, краткую, но действенную, раскрывающую истинные причины поведения тех и других. Блестящий стиль Иван IV, использующего общенародный язык, с широким заимствованием интонации живой разговорной речи, народных пословиц, достигает большой выразительности в этих иронически-сатирических эпизодах. Иронией колет Грозный и своего любимого слугу Василия Грязного, который просит выкупить его за дорогую цену из плена. Царь высмеивает пленника: «... Али ты чаял, что таково ж в Крыму, как у меня стоячи за кушаньем шутити? Крымцы так не спят, как вы, да вас, дрочон, умеют ловити, да так не говорят, дошедши до чюжей земли, да пора домов!

Толко б таковы крымцы были, как вы, жонки, — ино было и за реку не бывать, не токмо что к Москве» стр. Среди серьезных исторических и дидактических рассуждений в посланиях, направленных князю Александру Полубенскому, Иван вставляет колкую насмешку над ним, каламбур, сопоставляя «Палемона» с «полоумным»: «А пишешься Паломонова роду, ино ты палаумова роду, потому что пришел на государство, да не умел его под собою держать, сам в холопи попал иному роду» стр. Всево у тебя ничего» стр. Так высмеивает Иван IV все титулы своего корреспондента. Гневное послание шведскому королю Иоганну III 1573 г. Иван IV высмеивает неумеренные претензии Стефана Батория.

На жалобы последнего, что поход под Псков приносит ему большие убытки, Иван насмешливо отвечает: «А коли тебе убыток, и ты б Заволочья не имал, хто тебе о том бил челом? Хто тебя заставливает так убычитца? С таким же, как у Грозного, широким использованием иронии как способа унижения своего врага мы встретимся позднее в писаниях протопопа Аввакума. Недаром Иван IV представлялся ему не только идейным союзником, но и образцом писателя-оратора. Как видно из приведенных примеров, сатирические эпизоды древнерусской литературы до XVI в. В тех случаях, когда отрицательные стороны феодально-крепостнического быта раскрываются через изображение горестной судьбы героя, древнерусский автор прибегает к той горькой иронии, которая так характерна и для народной сатиры.

Заострение осуждаемых явлений, поступков, даже внешних черт, способствующее лучшему показу отрицательных сторон действительности, намечается вполне отчетливо, также сближая литературную сатиру с народной. Однако народная сатира и периода первой крестьянской войны, и времени городских восстаний середины XVII в. Это преследование не случайно усилилось именно в конце 1640-х годов, не случайно было направлено с особой силой против народных скоморохов. Именно они по преимуществу были хранителями и распространителями народных сатирических произведений, поэтому царские указы требовали принятия против них самых решительных мер. Изгнанные из «городов и уездов», скоморохи унесли свой репертуар в крестьянскую среду, но и здесь преследования настигали «бесовские песни» и «смехотворение», — несомненно потому, что они больно задевали господствующий класс в целом, смело говорили об угнетении закрепощенного народа. То немногое, что сохранилось от устной поэзии трудового народа в записях XVII в.

Антикрепостническая народная поэзия XVII в. Сатирическая «Комаринская», по убедительному предположению исследователя Г. Исторические очерки города Севска и его уезда.

Сатира в литературе примеры. Что такое сатира в литератера. Сатирическая литература. Что такое сатирическое произведение в литературе. Сатирические литературные произведения. Сатирический рассказ. Примеры сатиры. Сатирические произведения примеры. Смысл слова сатира. Сатир в литературе определение. Сатира и юмор примеры в литературе. Юмор это в литературе. Юмор это в литературе определение. Что такое юмор в литературе кратко. Комическое и сатирическое в литературе. Виды комического. Понятие юмор и сатира. Сатирический и юмористический. Юмор определение. Сатиричный это. Сатира определение. Определение юмора и сатиры. Юмор в литературе примеры. Что такое юмор в литературе 5 класс. Примеры сатиры в литературе. Понятие юмор и сатира в литературе. Сатира сочинение. Сатирические приемы. Приемы сатиры в литературе. Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина. Сатирические приемы в произведении Салтыкова Щедрина. Юмористические рассказы. Сатирическая сказка. Авторская сатирическая сказка это. Сатирические сказки короткие. Комическое виды комического.

Авторы сатиры зачастую формируют культурные и политические тенденции. Что такое сатира? Сатира — это литературный жанр, который использует юмор и иронию для высмеивания недостатков общества, политических и социальных явлений, а также отдельных людей. Она нацелена на возмущение и вызов изменений путём осмеяния тех аспектов жизни, которые считаются несправедливыми, негативными или аморальными. Сатирические произведения часто содержат яркие образы и смешные ситуации, которые используются для заострения внимания на проблемах и ошибкам общества. Они могут быть написаны в любом жанре, включая поэзию, прозу и театральные пьесы. Сатира способна вызывать различные эмоции у читателей — от улыбки до возмущения — и может быть остроумной, интеллектуальной или даже жестокой в своём выражении. Она помогает людям осознать проблемы общества и может стать мощным инструментом, который побуждает изменять мир к лучшему. Задача сатиры — выявить и описать проблему; Сатира привлекает внимание к проблеме с помощью юмора и иронии; Цель сатиры — изменить то, что не нравится автору; Часто сатира — это критика поведения или убеждений конкретных людей. История возникновения сатиры Сатира — это литературный жанр, описывающий реальность с иронией и юмором, и раскрывающий в ней все её недостатки. Этот жанр возник в Древней Греции, где на театральных постановках раскрывались не только политические и социальные проблемы общества, но и личные недостатки лидеров страны. Кроме Греции сатира была популярна и в Римской империи, где наибольшую популярность получил поэт Ювенал, который писал о коррупции и тирании в Риме. В средние века сатирический жанр имел свою область — это были духовные поэты, которые использовали иронию и сарказм для показа недостатков церковной власти. Она используется для политической критики и критики общества в целом. Сатиры часто используются для обличения коррупции, жестокости и невежества. Особенности сатиры Сарказм и ирония Сатира — это жанр литературы, который использует сарказм и иронию для критики общественных недостатков и проблем. Сарказм — это особый вид юмора, который используется для высмеивания нежелательных явлений. Ирония — это воспроизведение слов или мыслей в обратном, противоположном смысле. Оба стиля используются с желанием унизить, высмеять, критиковать тех, кто заслуживает этого. Необходимость баланса Важным аспектом сатиры является баланс между критикой и юмором. Сатира, которая подразумевает только критические замечания, может выглядеть агрессивной и неуместной. Также, юмор, который не выражает критических взглядов на общественные проблемы, может показаться бессмысленным и бездейственным. Многозначность Еще одной особенностью сатиры является многозначность высказываний, что дает возможность для интерпретации читателем. Автор, используя сатиру, может оставить у читателя два варианта — или раскрыть конкретный символизм, или просто оставить все за внимательностью и размышлениями читателя. Это вызывает у него интерес и стимулирует к анализу, ведь в сатире всегда находят отсылки к реальным явлениям и событиям в обществе. Виды сатиры Сатира — один из жанров литературы, который основан на искажении реальности и раскрытии негативных сторон жизни. Существует несколько видов сатиры: Юмористическая сатира — главная задача данного вида сатиры заключается в отражении смешных и неожиданных сторон жизни, заставляя читателей улыбаться и смеяться. Критическая сатира — цель данного вида сатиры заключается в раскрытии недостатков общества или отдельных людей. Часто критическая сатира полна иронии и сарказма, но всегда направлена на улучшение ситуации. Политическая сатира — этот вид сатиры касается политических событий и лиц. Он часто используется для раскрытия коррупции и власти, и как правило, направлен на изменение ситуации в обществе. Каждый вид сатиры имеет свои особенности и направлен на достижение определенной цели.

Произведение «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена направлено на изобличение убеждений жителей довоенных регионов южной части Северной Америки, противоречивших моральным ценностям самого писателя. К числу первых сатирических произведений, направленных против политики, относится повесть «Скотный двор» Дж. Оруэлла, где автор описывает разговаривающих животных, задумавших управлять миром. Ярослав Гашек посмеялся над событиями Первой мировой войны в «Похождениях бравого солдата Швейка», продемонстрировав читателям недостатки немецкого милитаризма. Если говорить об отдельных сатирических отрывках в произведениях, то хорошим примером выступают сцены во дворе гетмана во втором действии пьесы Булгакова «Дни Турбиных», где автор через героев показал свое отношение к правлению Скоропадского. Краткое резюме Сатира жила и будет жить вечно, пока писателей тревожат несовершенства нашего мира. В ней отразилась тоска по идеалу и понимание, что до конца исправить человеческую природу вряд ли возможно. Удачи вам! До скорых встреч на страницах litfest. В основном мы смеемся над шутками, причем все они очень разные и отличаются не только своим содержанием или смысловой нагрузкой, но и направленностью. Часто они призваны развеселить человека, поднять настроение, но иногда используются для изобличения, критики, злобного осмеяния чего-либо. Шутки подобного рода относятся к такому проявлению комического, как сатира. Что означает слово «сатира»? Что такое сатира в литературе? Против кого направлена сатира? Чем отличается сатира от юмора? Примеры сатиры в литературе Что означает слово «сатира»? Термин «сатира» происходит от латинского слова satura, которое означает «полное блюдо различных фруктов».

Писатели-сатирики и их роль в обществе

Сатира XX века Новое столетие принесло новые, необычные художественные и моральные идеалы. В нашей стране ломалась сначала политическая структура, потом общественная и литературная. Писатели-сатирики страны советов творили в жестких условиях цензуры и страха за свою жизнь. В первой половине века еще действовали свободные юмористические журналы, но постепенно и они становились предсказуемыми в тематики и обличали преимущественно буржуазные идеалы жизни. Этот период связан с появлением сатирических произведений И. Ильфа и Е.

Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Новый и старый мир ярко отразился в образах мошенника Остапа Бендера и бывшего дворянина Ипполита Воробьянинова. Будь эти романы написаны чуть позже, они бы уже вряд ли увидели свет, настолько сильным стало давление на свободное творчество. Яркий пример тому — М. Булгаков, цензура преследовала его всю жизнь, а одно из главных его творений - «Собачье сердце» - увидело свет только после смерти автора.

Новое время Современная действительность устанавливает абсолютно иные законы формирования юмора. В первую очередь изменился способ подачи информации, бумага теперь не лучший способ рассказать о своем видение мира. Теперь общение с людьми происходит по телевизору или непосредственно на концертах. Да и формат самого произволения стал более емким, конкретным и адресным. А вот роль писателя-сатирика в обществе осталась прежней — поднимать на смех пороки общества и провозглашать истинные идеалы.

Сегодня существует другая проблема — объем информации и текстов в этом направление просто огромен, пишут и выступают кто попало и не всегда на высоком уровне. Потому не так просто среди этого мусора отыскать действительно ценное наблюдение, достойное называться сатирой.

Разберемся также в том, что такое сатира в литературе. Определение, краткое и лаконичное, можно дать следующее: это вид комического, который отличается от других иронии, юмора резкостью обличения. При зарождении своем она являлась лирическим жанром, представлявшим собой стихотворение, обычно довольно большое по объему. Его содержание составляла насмешка над определенными событиями или лицами. Сатира как жанр Сатира как жанр впервые появилась в римской литературе.

Само это слово происходит от названия мифических существ на латыни, сатиров - полубогов-полуживотных с насмешливым нравом. Филологически данное понятие связано и с другим словом, satura, в простонародье означавшим блюдо мешанины, что говорило о смешении разных размеров греческие, а также сатурнический стих и на присутствие разнообразных описаний явлений и фактов в сатире, в отличие от других жанров лирики, которые имели определенную, строго ограниченную область изображения. Вот что такое сатира. Определение ее как жанра можно лучше понять, обратившись к произведениям Персия, Горация и особенно Ювенала, в которых римская сатира дала самые высокие образцы. Сатира как прием С течением времени она утратила значение конкретного жанра, как произошло это и с другими жанрами, считавшимися классическими идиллией, элегией и пр. Основным признаком сатиры стала изобличающая насмешка, которая определяла сущность ее. Это назначение она выполняла с помощью различных жанров и форм.

Однако всякий раз, когда в литературе возрождались формы античности, старинная жанровая сатира вновь возникала вместе с ними. Например, так было во второй половине 18 века в русской литературе, когда она была использована в качестве классической формы Сумароковым, Кантемиром и др. Одновременно существовали и сатирические журналы с карикатурами, рассказами, фельетонами, а также сатирическая комедия. Что лежит в основе сатиры?

Сатирического эффекта добиваются с помощью разных выразительных средств: иронии , гротеска, сарказма, метафоры, гиперболы и так далее. Существует целый ряд литературных жанров, для которых сатира является основным признаком: басня, фельетон, эпиграмма, бурлеск, сатирический роман, пародия, комедия этот драматический жанр в наши дни существует не только на страницах книг и театральной сцене, но и в кино. В изобразительном искусстве сатирическими средствами пользуются при создании карикатур и жанровых сцен. Увлекались этим способом осмеяния и некоторые композиторы. А в 1965 году положил на музыку курьезные письма и заметки, присланные в советский сатирический журнал. Так родились «Пять романсов на слова из журнала «Крокодил».

Слуцкий умудряется быть «талантом в юморе» и «талантом с юмором» одновременно, затрагивая в своих рассказах самые актуальные и тонкие темы. Во-первых, интересно. Во-вторых, иронические рассказы являются идеальным средством от осенней депрессии. Только принимать их надо не более двух раз в день. Уже через минуту после прочтения вы почувствуете, что настроение резко улучшилось. В общем, читайте на здоровье! Можно сравнить эти произведения с книгами Чехова, Зощенко, Жванецкого и Довлатова. Несмотря на то, что стилистика разная, все же повествование легкое и искрометное, как и у признанных классиков мира литературы.

Что значит сатира в литературе?

Тегиирония что это в литературе, что такое сатирические произведения, почему сатириконцы пишут об истории иронически, как правильно назвать рассказы юмористическими или сатирическими, рассказ история юмористический или сатирический. небольшое сатирическое произведение назидательного характера, содержащее злободневную острую критику. Вывод: Сатирические произведения существуют в разных формах и жанрах, но общим для них является насмешка над происходящим в обществе, критика религии, политики, чиновников и других явлений. Хорошее сатирическое произведение легко отличить от скандальных воплей безграмотных бездарей, плохо владеющих литературным языком, поскольку сатира не использует слова ненормативной лексики и не унижает человеческое достоинство субъекта.

Что такое сатира вообще и в литературе в частности

По мнению писателя, само по себе образование не превращает ребенка в человека. Комедия вскрывает условия воспитания, которые с детства уродуют, убивают душу. Матушка довольна. Писатель попытался показать, под влиянием каких обстоятельств формируется характер. Сначала мы видим, как Митрофан бегает за отцом, меряя кафтан.

Эта сцена вводит нас в обстановку крепостной усадьбы. Отношение к крепостным превращает образ хозяйки из смешного в страшный. Сцены обучения Митрофана комичны. Бравый солдат Цыфиркин и недоучившийся семинарист Кутейкин, учителя недоросля, невежественны и нелепы.

Под историей Митрофан понимает те истории, которые рассказывает скотница Хавронья. По закону 1767 года крестьяне за жалобу на помещика ссылались на каторгу. Бесконтрольная власть помещиков стала основной причиной народных бедствий. Труслив, расчетлив дядя Митрофанушки.

Судопроизводство же находится на таком уровне, что обберет и правого и виноватого. Вопроса об отмене крепостного права Фонвизин не ставит, а требует человеческого отношения к крепостным. В конце комедии Правдин берет имение Простаковой в опеку. Фонвизин подсказывает правительству выход: помещики, жестоко обращающиеся с крестьянами, должны быть лишены права владеть крепостными.

Вспомним, как лебезит Простакова перед Стародумом, узнав о его десяти тысячах. Она с гордостью вспоминает отца, нажившего состояние взятками. Фонвизин не побоялся опалы. Он произнес суровый приговор екатерининской России.

Писатель-революционер А. В конце 80-х годов Д. Однако он был запрещен. Писателю дали понять, что места в литературе ему нет.

В 1792 году сломленный этим ударом Фонвизин умер. Сочинение по литературе на тему: Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Д.

Матюрэна Ренье — преувеличение, оправдываемое лишь до некоторой степени его эпическими реальными созданиями "Facheux", "Repas ridicule" и "Macette". Скорее это название подходило бы к самому Буало, если бы его С. В XIX в. Теперь редко кто назовет свое лирическое произведение С. В Германии уже дидактика шпильманов см. Австриец был и Штрикер, который, кроме своего продувного "Попа Амиса", создал ряд язвительных изображений придворного быта. В конце XIII в.

В XIV в. Реформационная литература проникнута духом С. В ответ на "Похвалу глупости" см. Эразм и "Письма темных людей" появляются "Сетования темных людей" и другие произведения противников Реформации, среди которых особенно выдается Мурнер. Самым выдающимся сатириком протестантства был Фишарт 1550—1589 , "если можно назвать С. После Оница вновь наступает расцвет С. В дальнейшем движении С. Гагедорн подражал Горацию, Рост писал личные С. Более поэтичны сатирические произведения Лихтенберга, Штольберга, Виланда, А.

Есть С. В Англии С. В русской литературе С. Но русская действительность всегда давала слишком богатый материал для сатирического воспроизведения, русские писатели были слишком полны общественными и моральными интересами, чтобы дух С. Уже в эпоху брожения, предшествовавшего Петровской реформе, русская повесть под влиянием едкой С. Особенно были распространены С. ХVIII в. Кантемира уже намечает те противоположные течения общественной жизни, которые будут покрыты градом насмешек в С.

Сатира в книгах Салтыков-Щедрин приобретала особенно жестокое, карающее значение. Образы двух глупых генералов или губернатора с пустой головой стали частью русской культуры, актуальны даже сейчас, спустя 200 лет. Сатира XX века Новое столетие принесло новые, необычные художественные и моральные идеалы. В нашей стране ломалась сначала политическая структура, потом общественная и литературная. Писатели-сатирики страны советов творили в жестких условиях цензуры и страха за свою жизнь. В первой половине века еще действовали свободные юмористические журналы, но постепенно и они становились предсказуемыми в тематики и обличали преимущественно буржуазные идеалы жизни. Этот период связан с появлением сатирических произведений И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Новый и старый мир ярко отразился в образах мошенника Остапа Бендера и бывшего дворянина Ипполита Воробьянинова. Будь эти романы написаны чуть позже, они бы уже вряд ли увидели свет, настолько сильным стало давление на свободное творчество. Яркий пример тому — М. Булгаков, цензура преследовала его всю жизнь, а одно из главных его творений - «Собачье сердце» - увидело свет только после смерти автора. Новое время Современная действительность устанавливает абсолютно иные законы формирования юмора. В первую очередь изменился способ подачи информации, бумага теперь не лучший способ рассказать о своем видение мира. Теперь общение с людьми происходит по телевизору или непосредственно на концертах. Да и формат самого произволения стал более емким, конкретным и адресным. А вот роль писателя-сатирика в обществе осталась прежней — поднимать на смех пороки общества и провозглашать истинные идеалы.

Он часто сопровождается саркастическим тоном или устами, который демонстрирует явное преувеличение или преуменьшение ситуации. Примером использования иронии и сарказма в сатирических произведениях может служить роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом произведении автор умело применяет иронию и сарказм для критики советского общества и социальных норм. Критика общества и его недостатков Сатирическое произведение часто служит средством для выражения критики общества и его недостатков. Сатира, как литературный жанр, позволяет авторам насмешкой, иронией и гротеском указывать на проблемы и недостатки, с которыми сталкивается общество. Сатира может насмехаться над жизнью, политикой, моралью, обычаями, религией и другими аспектами общества. Через преувеличение и карикатуру жанр сатиры выявляет противоречия и абсурдности существующей системы. Один из ярких примеров сатирического произведения, в котором осуществляется критика общества, — «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. В этом романе Булгаков насмешливо изображает советское общество с его бюрократией, цензурой и двойными стандартами. Автор использует различные сатирические приемы, чтобы раскрыть недостатки и противоречия современной ему действительности. Другим примером критики общества является пьеса «Белая гвардия» Михаила Булгакова. В этой пьесе автор изображает жизнь врасплох подимпериалистического Киева в начале 1918 года. Путем высмеивания политических, социальных и нравственных явлений Булгаков открывает абсурдность и разрушительность происходящих событий. Сатирическое произведение, основываясь на критике общества, не только развлекает и смешит читателей, но и побуждает их задуматься над происходящими процессами и вызывает к изменениям в обществе. Примеры сатирических произведений 1. Главный герой — Молчалин — изображает своих современников как неграмотных и глупых. Произведение смешно, но, одновременно, вызывает раздумья о состоянии общества того времени. Автор сквозь символические персонажи и необычные сюжетные повороты высмеивает бюрократию, сверхестественное вмешательство в повседневную жизнь и другие идеологические аспекты советской системы. Главный герой — простой психиатр — решает пересадить собачье сердце в тело человека. Произведение подчеркивает абсурдность научных теорий и приводит к забавной и пугающей цепочке событий. Авторы умело смешивают иронию, сарказм и абсурдные ситуации, рассматривая жизнь обывателей и бюрократии советского общества. Эти примеры демонстрируют основные черты сатирического жанра и его роль в обществе. Они позволяют читателям увидеть реальность с другой, нестандартной стороны и задуматься над проблемами, которые обычно остаются незамеченными. Чичиков планирует использовать их для своей выгоды, но вскоре раскрывается его мошенническая схема и он становится объектом насмешек и осуждения. Основными чертами сатирического произведения «Мертвые души» являются остроумие, сарказм и ирония. Гоголь высмеивает жадность, коррупцию, мелочность и нравственный упадок российской общины, а также ставит под сомнение ценности идеалов и положений общества. Впервые выходя на свет, «Мертвые души» вызвали шквал критики и были категорически осуждены цензурой, но в дальнейшем получили признание и успех. Они стали шедевром русской литературы, влияние которого простирается и на современные писатели.

Что такое сатирическое произведение основные черты жанра и примеры

Одна из главных ролей сатирического произведения — «срывание всех и всяческих масок» и обнажение сути явлений, которые можно увидеть если вы решили купить картину на холсте передающую всю тонкость идеи. Сатирическое произведение в литературе это произведение, которое использует сатиру, особый стиль или жанр, чтобы иронично или смешно высмеять недостатки, отрицательные черты или глупости людей, персонажей, общественных явлений или событий. «Московские новости» начинают серию материалов об истории российского юмора: в первом выпуске рассказываем о сатирической прессе — от сатирических журналов конца XVIII века и первых листков с антибуржуазными шутками до журналов с острой критикой перестройки. Сатирическое произведение – небольшое по объему сочинение, высмеивающее, обличающее пороки людей, общества, государственного строя.

Что означает сатирическое произведение

Другая разновидность — это сатира в виде басни, в которой животные или другие неодушевленные предметы выступают в роли персонажей. Федр, Лафонтен и Иван Крылов являются известными представителями этого вида сатиры. В современной литературе и эпоху Интернета сатира также широко используется. Сатирические статьи и рассказы часто публикуются на сайтах и блогах, а видео- и аудиоматериалы посвящены критике и пародии на различные явления и личности.

Сатира в литературе является важным инструментом критики и выражения негативного отношения к действительности. Она способна воздействовать на публичное мнение и вызывать у читателей или зрителей эмоциональную реакцию. Страсть к сатире продолжает сохраняться и в современном мире, где это жанр активно используется в разных формах и сферах искусства.

Сатира в журналистике Журналистика и сатира — два разных жанра, но они могут сосуществовать вместе, создавая особое своеобразное сочетание. Сатирические произведения в журналистике отличаются от классической сатиры своей целью и формой представления. В отличие от художественной сатиры, сатира в журналистике чаще всего преследует цель информировать читателя о каких-то проблематичных явлениях в обществе и критиковать их.

Журналистская сатира акцентирует внимание на реальных событиях и проблемах современности, при этом используя сатирические приемы и методы. Она позволяет автору не только описать ситуацию, но и донести до читателя свое отношение к происходящему. Сатира в журналистике может быть представлена в различных формах.

Наиболее распространены сатирические статьи, в которых автор с помощью иронической или саркастической манеры излагает свою точку зрения на тот или иной вопрос. Также сатирическую форму могут иметь комментарии, опубликованные в разделе «Отзывы читателей», или колонки, рассказывающие о повседневных событиях сатирическим образом. Одной из особенностей сатиры в журналистике является использование юмора и иронии.

При этом целью сатиры в журналистике является не только развлечение читателей, но и передача определенной информации и критика событий и лиц. Журналистическая сатира способна выявить и подчеркнуть недостатки и противоречия в обществе, вызвать обсуждение и изменить мнение людей. Сатирическая журналистика является важной составляющей нашей современной информационной среды.

Она позволяет способствовать взращиванию критического мышления, помогает осознать и принять реальные проблемы общества. Кроме того, сатирические произведения обладают высокой коммуникативной ценностью, их часто делят в социальных сетях, обсуждают и превращают в мемы. Влияние сатирических произведений Сатирические произведения играют значительную роль в обществе и оказывают влияние на различные сферы жизни.

Ниже представлен список основных областей, на которые оказывается влияние сатирических произведений: Политика: Сатира позволяет высмеивать и критиковать политические деятели и систему в целом. Она помогает обнажить коррупцию, несправедливость и недостатки в политической сфере. Общество: Сатира раскрывает социальные проблемы, несправедливость и глупость общества.

Она способствует возникновению дискуссий и осознанию проблем общества, влияет на его развитие и трансформацию. Культура: Сатирические произведения критикуют различные аспекты культуры, включая искусство, литературу, кино и музыку.

Первые произведения, где жёстко высмеивались пороки общества и человека, появились задолго до нашей эры. В них авторы использовали различные сатирические приёмы. Содержание: Сатирические приемы и их особенности Что такое сатира? Сатира считается острой формой комического. Слово латинского происхождения называло «блюдо, полное разных фруктов».

Философы Древнего Рима именовали им стихи. Со временем значение слова изменилось. Оно соединилось со смыслом греческого глагола satyros — «высмеивать». А в эпоху Средневековья было заимствовано французским языком, в котором приобрело значение «всякая всячина», «поэтическая смесь». Сейчас данным словом называют несколько понятий: жёсткая критика общественных и человеческих пороков; литературный жанр, в котором используются приёмы комического; «злой» смех, направленный на высмеивание недостатков действительности. Литературоведческие справочники формулируют определение сатиры как острое проявление комического, которое служит обличению пороков людей, общества, государства. Сатирические приемы и их особенности У истоков литературного жанра стояли древнеримский писатель Апулей, древнегреческие творцы Аристофан, Эзоп.

Они начали использовать особые языковые средства, которые сейчас называют приёмами сатиры. Сарказм Это язвительная насмешка, вид сатирического изобличения.

Работы этого цикла имеют сходства с русскими народными сказками, но с помощью некоторых деталей можно сделать вывод о том, что они совершенно на них не похожи.

Например, Салтыков-Щедрин затрагивает жизненную философию, а время в его произведениях исторично. Разберём одну из сказок. Авторская оценка жизненной философии героя в тексте «Премудрого пискаря» проявляется благодаря элементам сатиры.

Писатель показывает негативное отношение к персонажу, пользуясь иронией «пискарь просвещенный, умеренно — либеральный», «дрожа, победы и одоления одерживал» [2]. Также нельзя не упомянуть, что ключевую, главную роль в произведении сыграли гротеск и гипербола, которые преувеличивают отрицательные черты героя, чтобы показать всё убожество его философии: «Кажется, что я жив? Автор саркастичен по отношению к премудрому пискарю, который ведёт затворническое существование.

Главная идея состоит в том, что невозможно прожить настоящую жизнь, дрожа в вырытой норе, боясь высунуться. Таким образом, с помощью элементов сатиры, которые использует Салтыков-Щедрин, прослеживается осуждение им обывательского образа жизни героя, являющегося аллегорией[1] человека. Нельзя не сказать, что «Сказки для детей изрядного возраста» не единственное произведение отечественной классики, где изображаются социальные пороки.

Например, персонажи поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» также стали символами негативных явлений общества, а смерть щедринского пискаря, свидетельствующая о бесцельно прожитой жизни соотносится с судьбой главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Салтыков-Щедрин воплотил разные пороки в одной мелкой рыбёшке, а Н. Гоголь зашёл дальше.

Это страдание души вызывается несправедливостями жизни, и ирония предстает как форма протеста против них. В обстановке все усиливавшегося гнета феодально-крепостнического строя ирония бедняка над своей судьбой становится одним из способов представить тяжесть положения закрепощаемого народа. Горькая ирония превращается в гневную, в сарказм, когда речь идет об иноземном враге-насильнике или классовом враге. Многообразие тем сатирической народной поэзии привело и к богатству ее стилистических средств. Гротеск в изображении иноземного и классового врага, ироническая насмешка над собственной неудачей, меткое сравнение, подчеркивающее высмеиваемое свойство, удачно найденный для этого же эпитет, пародирование образца с целью вызвать противоположный эффект, причем пародируемый объект выбирается смело из любой области героические образы былины церковный обряд и сопровождающий его текст и т. В соответствии с общим серьезным тоном древнерусской литературы, с ее открыто учительными тенденциями смех для древнерусского писателя — не средство позабавить, вышутить, а один из способов от чего-либо предостеречь, чему-то научить, осудить то или иное явление, поступок человека. Уже древнерусские писатели признавали силу смеха и потому делали его своеобразным оружием борьбы, направление которой определялось их классовой полицией. Классики русской сатиры XIX в.

Салтыков-Щедрин определял силу смеха так: «Это оружие очень сильное, ибо ничего так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех» М. Салтыков - Щедрин. Все оттенки иронии применялись древнерусскими писателями, когда они делали насмешку своим оружием. Это оружие в литературе до XVII в. Но немногие примеры такого его использования обнаруживают более или менее отчетливую связь с приемами народной сатиры, а иногда и с определенными ее образцами. Так, под внешней маской княжеского «милостника», шуткой выпрашивающего у своего «господина» «милости», в «Молении» Даниила Заточника скрываются сатирические выпады и против богатых, противопоставленных беднякам, и против богатой «жены злообразной», и против друзей, которые «в напасти аки врази обретаются». Иронически изображается «богат»: когда он «возглаголет — вси возмолчат, слово его вознесут до облак», потому что, продолжает иронизировать автор, «их же ризы светлы, тех и речь честна»; «боярин скуп — аки кладязь слан», «богат красен и не смыслить то аки паволочито изголовие, соломы наткано». Здесь ирония подчеркивается даже формой глаголов: богатый не просто «глаголет», а «возглаголет», а присутствующие при этом «возмолчат». Аще от огня устрежещися, но от искры не можешь устрещися и жжения порт». Даже «князь скуп» насмешливо изображается, «аки река в брезех, а брези камены — нелзе пити, ни коня напоити».

Так с помощью неожиданных, но метких, уничижительных сравнений, построенных на сугубо обыденных образах, Даниил Заточник осуждает «немилостивых» представителей господствующего класса, делая их смешными в глазах читателя. Это — его способ самозащиты. Мастерски использованы псковичем народные сатирические сказки о «правде и кривде» и их отголоски в стихе о «Голубиной книге» для сатирического изображения «московской правды» — деятельности в Пскове после его присоединения к Москве первых Московских наместников, дьяков и тиунов. Автор рассказа 1510 г. С явным осуждением вспоминая о московских властях, летописец с горькой иронией заключает: «И у намесников, и у их тиунов, и у дьяков великого князя правда их, крестное целование, взлетело на небо, и кривда начата в них ходити, и быша немилостивы до пскович; а псковичи бедныя не ведаша правды московский» Псковские летописи, вып. Приготовил к печати А. В народной поэзии на небо улетает правда-справедливость, а по земле ходить остается кривда; например, в народном стихе о «Голубиной книге» говорится: «Правда кривду переспорила, пошла правда на небеса, к самому Христу, царю небесному, оставалась кривда на сырой земле». Представить противника в смешном виде стремились писатели самых разнообразных направлений. Даже воинствующий церковник митрополит Даниил, вооружась против «мирского веселья», против роскоши, «празднословия», «плясания, играния», против всего образа жизни господствующего класса, не только разражался гневными морализирующими обличениями, но и создал уродливо комический образ нарядного юноши, заглядывающегося на «жены красны блудницы». У этого героя «сапоги велми червлены и малы зело, якоже и ногам...

Укоризненно, но и высмеивая, Даниил говорит такому юноше: «Лице же твое много умываеши и натрываеши, ланиты червлены, красны, светлы твориши, якоже некая брашна, дивно сътворено, на снедь готовишися». Этот разряженный, «благоуханиями помазанный» герой в присутствии женщин изображен в виде «жеребца сластнояростивого», «рзаа и сластию распалаася» В. Митрополит Даниил... Отдел приложений, стр. Гнев преобладает в этих обличительных эпизодах, ирония с трудом пробивается у автора, по убеждению которого все эти пороки ведут человека прямо в «сети диавольския», к «сатане», служат «бесовской славе». И все же трудно думать, что читатель воспринял этот гротескный образ только как «греховный», а не и как смешной. Наиболее характерные приметы использования смеха как оружия против врага во внутриклассовой феодальной борьбе наблюдаются в сочинениях Ивана Грозного. Его сатирические выпады всегда вполне конкретны, имеют определенного адресата, напоминают определенные факты. В темпераментном, остром, ярком и образном стиле Ивана IV ироническая нота чрезвычайно сильна. Иван использует иронию, чтобы уязвить противника, вскрыть эгоистические мотивы его поведения, противопоставить это поведение тем нормам, которые он сам защищает, обличить лицемерие, фальшь, иногда прямую измену.

Иронический стиль в изложении Грозного выполняет чрезвычайно важную функцию: он служит ему оружием борьбы с политическими врагами; насмешка разбивает доводы противной стороны, сбивает маску «благородного негодования» с врага, пытающегося скрыть под ней свою антигосударственную деятельность. В ироническом стиле созданы в произведениях Ивана IV выразительные сатирические портреты его противников. Не только справедливым гневом, но и язвительной насмешкой бичует он врага. Он доводит до бессмыслицы упреки Курбского, делая из них выводы в виде целого ряда «кусательных» вопросов: «Ино се ли совесть прокаженна, яко свое царьство во своей руце держати, а работным своим владети не давати? И се ли сопротивен разумом, еже не хотети быти работными своими обладанному и овладенному? И се ли православие пресветлое, еже рабы обладанну и повеленну быти? Далее ссылки на то же издание, страницы указываются в тексте в скобках и т. Тем же приемом язвительных вопросов Иван IV разоблачает мнимые заслуги Курбского и его сообщников: «И се ли убо доброхотные есте и душу за мя полагаете, еже, подобно Ироду, ссущаго млеко младенца, меня смертию пагубною хотеств света сего лиштати, чюжаго же царьствия царя во царство ввести» стр. Иронией пронизан рассказ о поведении Курбского в Казани, под Тулой , о жалобах воеводы на то, что он «жены своея мало познал» из-за постоянных военных походов стр. Суровой насмешкой бичует Иван IV постриженных в Кирилло-Белозерский монастырь бояр и их пособников — монастырское начальство: «...

Да Шереметьева устав добр — держите его, а Кириллов устав не добр — оставь его! Упрекая монахов за то, что над могилой Воротынского поставили церковь, Грозный снова иронизирует: «Ино над Воротыньским церковь, а над чудотворцем нет! Воротыньской в церкви, а чудотворец за церковию! И на Страшном спасове судищи Воротыньской да Шереметев выше станут: потому Воротыньской церковито, а Шереметев законом, что их Кирилова крепче» стр. С насмешкой спрашивает Иван IV Хабарова, который просит перевести его в другой монастырь: «Али уже больно надокучило? Иноческое житие не игрушка. Три дни в черньцех, а семой манастырь. Да коли был в миру — ино образы окладывати да книги оболочи бархаты, да застешки и жюки серебряны, да налои избирати, да жити затворяся, да кельи ставити, да четки в руках. А ныне з братею вместе ести лихо? Так Иван рядом с обширными наставлениями, подкрепленными ссылками на авторитет церковных писателей, рядом с гневными упреками и боярам, и их монастырским покровителям использует язвительную насмешку, краткую, но действенную, раскрывающую истинные причины поведения тех и других.

Блестящий стиль Иван IV, использующего общенародный язык, с широким заимствованием интонации живой разговорной речи, народных пословиц, достигает большой выразительности в этих иронически-сатирических эпизодах. Иронией колет Грозный и своего любимого слугу Василия Грязного, который просит выкупить его за дорогую цену из плена. Царь высмеивает пленника: «... Али ты чаял, что таково ж в Крыму, как у меня стоячи за кушаньем шутити? Крымцы так не спят, как вы, да вас, дрочон, умеют ловити, да так не говорят, дошедши до чюжей земли, да пора домов! Толко б таковы крымцы были, как вы, жонки, — ино было и за реку не бывать, не токмо что к Москве» стр. Среди серьезных исторических и дидактических рассуждений в посланиях, направленных князю Александру Полубенскому, Иван вставляет колкую насмешку над ним, каламбур, сопоставляя «Палемона» с «полоумным»: «А пишешься Паломонова роду, ино ты палаумова роду, потому что пришел на государство, да не умел его под собою держать, сам в холопи попал иному роду» стр. Всево у тебя ничего» стр. Так высмеивает Иван IV все титулы своего корреспондента. Гневное послание шведскому королю Иоганну III 1573 г.

Иван IV высмеивает неумеренные претензии Стефана Батория. На жалобы последнего, что поход под Псков приносит ему большие убытки, Иван насмешливо отвечает: «А коли тебе убыток, и ты б Заволочья не имал, хто тебе о том бил челом? Хто тебя заставливает так убычитца? С таким же, как у Грозного, широким использованием иронии как способа унижения своего врага мы встретимся позднее в писаниях протопопа Аввакума. Недаром Иван IV представлялся ему не только идейным союзником, но и образцом писателя-оратора. Как видно из приведенных примеров, сатирические эпизоды древнерусской литературы до XVI в. В тех случаях, когда отрицательные стороны феодально-крепостнического быта раскрываются через изображение горестной судьбы героя, древнерусский автор прибегает к той горькой иронии, которая так характерна и для народной сатиры. Заострение осуждаемых явлений, поступков, даже внешних черт, способствующее лучшему показу отрицательных сторон действительности, намечается вполне отчетливо, также сближая литературную сатиру с народной. Однако народная сатира и периода первой крестьянской войны, и времени городских восстаний середины XVII в. Это преследование не случайно усилилось именно в конце 1640-х годов, не случайно было направлено с особой силой против народных скоморохов.

Именно они по преимуществу были хранителями и распространителями народных сатирических произведений, поэтому царские указы требовали принятия против них самых решительных мер. Изгнанные из «городов и уездов», скоморохи унесли свой репертуар в крестьянскую среду, но и здесь преследования настигали «бесовские песни» и «смехотворение», — несомненно потому, что они больно задевали господствующий класс в целом, смело говорили об угнетении закрепощенного народа. То немногое, что сохранилось от устной поэзии трудового народа в записях XVII в. Антикрепостническая народная поэзия XVII в. Сатирическая «Комаринская», по убедительному предположению исследователя Г. Исторические очерки города Севска и его уезда. Сборник Орловского церковно-историко-археологического общества, т. II, 1906, стр. Современник записал острую пословицу, заклеймившую «боярского царя» Василия Шуйского: «Хотя бы нам чорт, только бы нам не тот». Запретительные указы правительства с осуждением вспоминают «позорища» — разные виды народного театра, в том числе и кукольного, привлекавшие зрителей, между прочим, и сатирическими выпадами по адресу властей, господствующего класса.

Другой способ сатирического изображения безудержной эксплуатации феодалами трудового парода — показ ее через ироническую характеристику, которую даст своему положению сам обездоленный труженик. Примеры подобной сатиры XVII в. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и проч. Меткие и острые, такого рода пословицы и поговорки были одним из способов выразить протест против все усиливавшейся феодальной эксплуатации. Сатирическая пословица не только прямо обличает, но она и высмеивает: тунеядцев, живущих чужим трудом, — «Мяхки руки чужие труды поедают». Сатирическая пословица не щадит и отрицательные явления семейного быта: «Мачеха пасынку надвое волю дала: наг ходи либо без рубашки», «Горе мачехино, что пасынок сметаны не ест, а временем и сыворотке рад», «Свекровь снохе говорила: невестушка, полно молоть, отдохни — потолки», и т. В богатом сказочном репертуаре XVII в. Адрианова - Перетц. Социально-бытовая народная поэзия XVII и. Эти художественные средства служат выявлению смешных сторон жизненных фактов, осуждаемых сатирой.

В былинном героическом эпосе выработался в XVII в. Сказание о киевских богатырях по списку XVII в. Богатырское слово в списке начала XVII века. ГИМ, собр. Повести о Мамаевом побоище. Именно эта особенность народной поэзии XVII в. Эти указы имели целью искоренить «бесчинства», мирские забавы», т. Социальная острота, антикрепостническая направленпость народной сатиры XVII в. В начале XVII в. Самый дух «подметных писем» и патриотических воззваний этого времени с наибольшей ясностью усвоен литературной «Новой повестью о преславном Российском царстве и великом государстве Московском», а сатирическая направленность обличений господствующего класса в народной публицистике отражена в осудительных характеристиках феодалов, которым уделил много места неизвестный автор «Сказания кних ради грех попусти господь бог праведное свое наказание и от конец до конец всея Росия, и како весь словенский язык возмутися и вся места по Росии огнем и мечем поядены быша».

Автор «Новой повести» не случайно тщательно скрыл свое имя, как скрывали его и составители «подметных писем», не случайно придал своему памфлету против правительства «семибоярщины» форму этого вида подпольной народной литературы. Сатирическая острота этого памфлета сосредоточена в едких характеристиках предателей и изменников из господствующего класса, в язвительных насмешках по адресу короля Сигизмунда и польской шляхты, хозяйничавшей в Москве. Каламбур — одно из излюбленных средств автора, когда он выражает свое презрение, негодование, описывая поведение пособников оккупантов. В его изображении московские власти «славою мира сего прелстилися, просто рещи подавилися и к тем врагом приклонилися и творят их волю.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий