Новости восстание черниговского полка дата

Подавив восстание черниговского полка и бунт в Санкт-Петербурге, Николай I обрушил свой гнев на взятых под арест декабристов. Карта восстания Черниговского полка с указанием занятых им населённых пунктов. Выступление Черниговского полка произошло в неблагоприятных условиях для декабристов. Восстание Черниговского полка было возглавлено членами "Южного общества" и "Общества соединённых славян", персонально это были ёв-Апостол и впоследствии,после поражен.

Восстание Черниговского полка

  • Восстание Черниговского полка
  • Восстание Черниговского полка: предпосылки, ход событий, итоги
  • Строка навигации
  • Черниговского полка восстание — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
  • 15 (3) января 1826 года подавлен мятеж Черниговского полка, поддержавший "восстание Декабристов"
  • Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами — Студопедия

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА НА ЮГЕ РОССИИ

  • Создание Северного и Южного общества
  • Энциклопедический словарь
  • Глава I. «Человек, опасный для России»
  • Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами — Студопедия

Без плана и цели. Восстание южных декабристов и малороссийский сепаратизм

Сильно поредевшие ввиду массового дезертирства предшествующих дней роты Черниговского полка наступают на позиции артиллерийских батарей Гейсмара. При этом командующий тем, что осталось от полка, Сергей Муравьёв-Апостол отдаёт странный приказ: «Не стрелять! Муравьёв-Апостол получает ранение в голову. Умелая стрельба картечью рассеивает колонну восставших. Гибель, бегство, плен. Создаётся впечатление какой-то необязательности или даже полной бессмысленности этого выступления.

Прежде всего это касается формального руководителя восставших, подполковника Сергея Муравьёва-Апостола. Редкие проблески инициативы со стороны Сергея Ивановича выглядят нелепо и даже смешно, что только усугубляет его положение. Сергей Муравьёв-Апостол. С того, что Сергея Муравьёва-Апостола и его старшего брата Матвея берут под арест. В принципе, на этом история восстания могла бы закончиться.

И должна была закончиться, если бы не два фактора. Фактор номер один. Запредельная решительность других офицеров Черниговского полка, вовлечённых в заговор. Так, известно, что поручик Анастасий Кузьмин ещё летом 1825 года заявлял Муравьёву в личной беседе: «Черниговский полк не ваш и не вам принадлежит! Я завтра взбунтую не только полк, но и целую дивизию… Не думайте же, господин подполковник, что я и мои товарищи пришли просить у вас позволения быть патриотами!

Фактор номер два. Личность того, кто произвёл арест. Его звали Густав Гебель.

В итоге Пестель попал под арест 13 декабря 1825 года — за день до восстания на Сенатской площади. С этого момента судьба восстания на юге России целиком оказалась в руках Муравьева-Апостола. Ситуация полностью отвечала его давним желаниям: подполковнику предстояло не только возглавить восстание, но и действовать без оглядки на указания руководителей Южного общества и столичных единомышленников. Бунт вместо восстания 25 декабря 1825 года, приехав в штаб 3-го пехотного корпуса в Житомире, Сергей Муравьев-Апостол узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге. Именно тогда он принял окончательное решение о самостоятельном выступлении. Однако подполковник моментально столкнулся с проблемами, о которых ранее или не задумывался, или полагал их второстепенными. Прежде всего ему пришлось подсчитывать собственные силы и искать тех? Он решил, что может для начала опереться на два пехотных Черниговский и Полтавский и один гусарский Ахтырский полки. Как показали дальнейшие события, его расчеты оказались ошибочными. Не менее важной стала проблема связи между мятежными ротами, батальонами и полками. Например, Полтавский пехотный полк, на поддержку которого очень рассчитывал Муравьев-Апостол, неожиданно был отправлен на строительные работы в Бобруйск, и связь с ним оказалась затруднена. Связываться же мятежникам предстояло не только с Бобруйском, но и с Киевом здесь квартировал Курский пехотный полк и с Любаром где размещался полк ахтырских гусар. Абсолютно неразрешимой представлялась проблема финансов, а ведь во время похода, тем более далекого — до Москвы или Петербурга, людей и лошадей надо было чем-то кормить, платить за ионий и г. Муравьев-Апостол надеялся захватить казну Черниговского полка, а когда этого сделать не удалось о чем речь впереди;, обложил данью полковых поставщиков и других богатых торговцев. Этим он обидел их и насторожил многих окрестных жителей. Наконец, чем ближе становился момент начала восстания, тем было яснее, что подполковник не определился с направлением первого удара. И Киев, и Белая Церковь, и Житомир — все эти направления выглядели по-своему логичными. Тем временем 25 декабря Черниговский полк благополучно присягнул Николаю I, но вечером, в разгар бала, даваемого командиром полка Густавом Гебелем, прибыли два жандармских офицера с приказом о немедленном аресте Сергея и Матвея Муравьевых-Апостолов. Услышав об этом, их друг и соратник подпоручик Михаил Бестужев-Рюмин бросился разыскивать отсутствующих в Василькове ничего не подозревающих братьев. А они 27 декабря заехали в Любар, в штаб-квартиру полка ахтырских гусар, которым командовал их кузен и, как они надеялись, соратник Артамон Муравьев. Именно здесь их догнал Бестужев-Рюмин, известивший братьев о приезде жандармов. Матвей Муравьев-Апостол, заявив, что все кончено, предложил поужинать с шампанским и «весело застрелиться ».

За какие-то три дня похода полк из сплочённой воинской единицы превратился в вооружённую буйную толпу, все помыслы которой были пожрать, напиться, подраться, пограбить и снасильничать. На всём протяжении своего «боевого пути» непросыхающая солдатня обошла и ограбила все питейные дома, вымогала у деревенских жителей деньги и водку, награбив у них же несметное количество сапог, шапок, исподнего, юбок, чулок, не обошлось без изнасилований. Документально зафиксировано, как «революционные» солдаты не погнушались даже раздевать новопреставленных покойников! А лишь в одном трактире в Мотовиловке «водки и прочих питий» употребили аж 360 вёдер! Чему поначалу не поверили, но следствие установило: так и было, правда «солдаты не столько оных выпили, сколько разлили на пол», да ещё обильно поливали водкой друг друга. Всё закончилось 3 15 января 1826 года у села Устимовка, где поход мятежников, превратившийся фактически в пьяный рейд по кабакам, был остановлен картечным огнём артиллерии. Вусмерть упившиеся черниговцы побросали оружие, не сделав ни выстрела. Впрочем, как выяснилось, сражаться бунтовщики и не могли: осмотр ружей показал, что большая часть их «были не заряжены и имели деревянные кремни»! Иные же были заряжены весьма оригинально: «один был заряжен наоборот пулей внизу, а порохом сверху, а другой вместо заряда имел кусок сальной свечки». Восстание наглядно показало, что могло бы ожидать Россию, если бы 14 декабря 1825 года успех, пусть и временно, сопутствовал декабристам — неизбежная кровавая каша бунтов и мятежей.

Крестьянство, которое собирались освобождать мятежники, не было готово к переменам и не желало их. Военные, которые мечтали о конституции только на собраниях, не смогли поступиться семьями, должностями и идти до конца. Надежда на то, что сразу после восстания по принципу цепной реакции начнутся возмущения в других частях, была утопией. Не было никаких революционных предпосылок. Романтическая наивность, политическая недальновидность, привели к необоснованным жертвам, репрессиям, сломанным судьбам. Но тем не менее чистые, честные, благородные романтики-идеалисты, цвет и совесть нации, кем на самом деле были декабристы, изменили сознание просвещённых людей, зажгли искорки того пламени, которое почти через 50 лет привело к отмене крепостного права, а через 90 лет снесло самодержавие вместе с его чиновничье-бюрократическим аппаратом. В Петербурге. В историю оно вошло как восстание декабристов. Но значительно меньшее освещение получило восстание Черниговского полка, произошедшее непосредственно после него и явившееся его продолжением. Командование получило известие о событиях, происшедших в столице, и о причастности к ним их офицера, подполковника С. В связи с этим он был заключён под арест в селе Трилесы. Узнав об этом, 29 декабря по старому стилю четверо офицеров, также членов тайной организации, силой освободили его, при этом совершив нападение на командира полка, полковника Густава Гебеля. Из последующих материалов дела становится известно, что С. Муравьёв-Апостол нанёс полковнику тяжёлое ранение в живот. Другие участники схватки также набросились на командира полка, нанеся ему множественные раны солдатскими штыками. Лишь чудом полковому командиру удалось спастись. При этом любопытной подробностью является тот факт, что присутствовавшие при этом солдаты и нижние чины оставались абсолютно пассивными наблюдателями, не оказав помощи ни одной, ни другой стороне. Исключение составил лишь единственный солдат Максим Иванов, оставшийся верным присяге и спасший жизнь злополучному полковнику. Первое выступление восставших После случившегося восстание Черниговского полка нужно было начинать немедленно, так как заговорщики уже вышли за рамки закона и подлежали военному суду и неизбежному наказанию. В связи с этим на следующий день, 30 декабря, мятежные офицеры вывели полк из казарм и направили его в город Васильков. Здесь находились многочисленные оружейные склады и хранилища боеприпасов. Протоколы, составленные во время следствия, свидетельствуют о том, что в их руки попали десять тысяч рублей ассигнациями и семнадцать тысяч серебром. По тем временам это была огромная сумма. В следственных материалах отразилось во всех подробностях восстание Черниговского полка 1825 года. Так, уже на следующий день декабристы занимают село Мотовиловка. Здесь руководители восстания, построив полк, зачитали перед строем прокламацию, носящую название «Православный катехизис». Его авторы, Муравьёв-Апостол и Бестужев-Рюмин, создавая документ, делали расчёт на то, что интеллект тех, к кому он был обращён, окажется достаточным для его восприятия и правильного понимания. Однако солдатская масса осталась равнодушна к услышанному, и данная акция не возымела действия. Разложение личного состава полка Произошло как раз обратное тому, что ожидали народные освободители. Вместо того чтобы воспылать в едином революционном порыве, солдаты и нижние чины предались безудержному пьянству и начали грабить местное население. Показания свидетелей этих бесчинств сохранились в следственных протоколах. Не исключено, что это явилось одной из причин, по которой восстание Черниговского полка не имело широкого освещения в советский период. Однако возникшая угроза встречи с правительственными войсками заставила их повернуть на Белую церковь. Разгром полка правительственными войсками Следует заметить, что до сих пор декабристы нигде не встречали сопротивления и двигались вперёд совершенно беспрепятственно. Однако за эти дни их ряды значительно поредели в результате массового дезертирства. Очень многие понимали всю авантюрность происходящего и не желали жертвовать свободой, а может быть, и жизнью за чужое безрассудство. В первом же сражении с правительственными войсками у деревни Устимовки повстанцы были разбиты. Этим и закончилось восстание Черниговского полка. Дата его разгрома отстаёт от даты начала всего на пять дней. Имеем ли мы сейчас право давать оценку этим пяти дням безрассудства? Говорят, что победителей не судят, но восставшие не стали победителями, и их судили. Да, намерения у них были высокие и благородные. Да, ради идеала можно рисковать жизнью, но своей, а не жизнями сотен простых солдат, не понимающих даже, куда и зачем их ведут умирать. Как известно, благими намерениями устлана дорога в ад, а особенно в тех случаях, когда они не подкреплены ничем, кроме фантазий. Печальной страницей нашей истории стал Черниговский полк. Восстание его может послужить наглядным уроком для будущих поколений.

Восстание черниговского полка в 1825 году

Восстание Черниговского полка — одно из двух заговорщических восстаний декабристов, произошедшее после выступления декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1825 года. Точная дата начала восстания Черниговского полка неизвестна, однако это событие произошло в середине XVIII века. Восстание Черниговского полка. О неудачном восстании в Петербурге членам Южного общества стало известно 6 января 1826 г. В это время аресты на юге продолжались, угрожая полным разгромом и этой организации. В Черниговском пехотном полку, квартирующем Киевской губернии в г. Василькове, служит подполковник Муравьев-Апостол. В Черниговском пехотном полку, квартирующем Киевской губернии в г. Василькове, служит подполковник Муравьев-Апостол. Выступление Черниговского полка на юге России.

Кололи ли декабристы штыком командира Черниговского полка

  • Полковой праздник 29-го Черниговского генерал-фельдмаршала графа Дибича-Забалканского полка
  • Восстание Черниговского полка: предпосылки, ход событий, итоги ::
  • Без плана и цели. Восстание южных декабристов и малороссийский сепаратизм - 09.01.2024 Украина.ру
  • Восстание Черниговского полка - История России

Восстание Черниговского полка — события, даты и последствия

Вестей не было. Тогда было принято решение о восстании. Понятное дело — их уже искали, чтобы арестовать. Но тут, в этой деревне, несказанно повезло полковнику Гебелю, который случайно вошел в избу, где были братья, и их арестовал.

Ход восстания 29 декабря 1825 года вышеозначенные граждане прибыли в деревню Трилесы и пытались убедить полковника Гебеля отпустить братьев Муравьевых-Апостолов. Полковник отказался. Тогда ему нанесли легендарные 14 штыковых ударов, однако — несмертельных.

Братья были освобождены и возглавили восстание. Удалось поднять Черниговский полк в количестве 970 военнослужащих. Все восставшие вскоре встретились в Василькове.

Тут разгорелись жаркие споры, что делать дальше? Они надеялись, что по пути к ним присоединяться крестьяне и другие полки.

В итоге, во время боя с располагавшими артиллерией правительственными войсками, восставшие потерпели поражение. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин и Пестель были в числе пяти декабристов, повешенных 25 июля 1826 г.

Однако почти два столетия спустя можно констатировать: император ошибся, декабристы не только не истерлись из активной исторической памяти, но сделались образцом и идеалом для нескольких поколений российских вольнодумцев, даже и не склонных к мятежам. О декабристах написаны сотни книг и тысячи статей, сняты документальные и художественные фильмы. За более чем 180 лет они стали нашими «друзьями четырнадцатого», «nos amis de quatorze».

История тайных обществ, казалось бы, хорошо изучена, но остается не разрешенным главный вопрос: зачем декабристам была нужна революция? Хорошо осознанные истины о «чистоте намерений» членов тайных обществ, о революционном «духе времени», об экономической и социальной отсталости России, о «производительных силах» и «производственных отношениях», об ужасах крепостного права еще не способны объяснить, почему молодые офицеры, отпрыски лучших фамилий Империи, в 1816 году вдруг решили составить антиправительственный заговор. Зачем они избрали для себя скользкую дорогу политических заговорщиков, через 10 лет окончившуюся для некоторых — виселицей, а для большинства — сибирской каторгой? Узнав о 14 декабря, престарелый Федор Ростопчин произнес знаменитую фразу: «Во Франции повара хотели попасть в князья, а здесь князья — попасть в повара».

Так же оценивал цели движения и ровесник декабристов князь Петр Вяземский: «В эпоху французской революции сапожники и тряпичники хотели сделаться графами и князьями, у нас графы и князья хотели сделаться тряпичниками и сапожниками» [2]. Подобные формулировки, конечно, никак не объясняют смысл движения.

Наступало утро. Черниговские офицеры, твердо и без колебаний решившие начать восстание, предполагали, что оно не ограничится только Черниговским полком; они немедленно решили поднять и окрестные полки, которыми командовали члены Южного общества. С этой целью они послали из Василькова гонца для извещения этих полков о начале восстания; гонцом был избран член Общества соединенных славян Андреевич 2-й. Узнав о восстании в Петербурге, он сам приехал 26 декабря в Васильков из Киева, где состоял при арсенале, и отправился сразу в Радомысль — к члену тайного общества полковнику Повало-Швейковскому—поднимать на восстание Алексопольский полк. Тем временем, получив записку С.

Они быстро заручились согласием стоявших в карауле солдат освободить арестованных Сергея и Матвея Муравьевых-Апостолов. Нет сомнения, что «караул» был распропагандирован ими раньше. С помощью караульных солдат они с оружием в руках освободили из-под ареста Муравьевых, ранили Гебеля. В этих условиях Сергей Муравьев, освобожденный из-под ареста, принял решение начать восстание. Дата его начала—утро 29 декабря 1825 г. Маршрут восстания сложился следующим образом: первой восстала 5-я рота Черниговского полка, стоявшая в Трилесах. Вечером того же 29 декабря она пришла в деревню Ковалевку, где соединилась с другой ротой того же полка — 2-й гренадерской.

Ранним утром 30 декабря С. Муравьев-Апостол во главе двух рот вступил в Васильков, где к нему присоединились другие -роты Черниговского полка. Полк оказался, таким образом, почти весь в сборе. Из Василькова 31 декабря после полудня восставшие войска двинулись в деревню Мотовиловку, куда пришли к вечеру. Это вызвало недовольство солдат, требовавших быстрых действий. Из Мотовиловки восставшие двинулись на Белую Церковь, но, не доходя до нее, остановились в селении Пологи, откуда, еще раз, резко переменив маршрут, стали дви- [ 124 ] гаться к Трилесам и, пройдя деревню Ковалевку, не дойдя до Трилес, встретили отряд генерала Гейсмара, который их разбил. Таков маршрут восстания.

Если взглянуть на карту местности, видно, что этот маршрут имеет приблизительную форму восьмерки. Этот зигзаг становится понятен, если с помощью документов вникнуть в мотивы изменения маршрутов. Все движение восстания состоит из осколков начатых и брошенных маршрутов, изучение которых раскрывает надежду на присоединение новых полков что было характерно и для 14 декабря и борьбу противоречий во внутренней жизни восстания. Движение из Трилес в Васильков было целесообразным и неизбежным: там стояла основная масса полка. Днем 30 декабря 1825 г. Оставшийся на стороне правительства майор Трухин старший в Черниговском полку после Муравьева бросился навстречу авангарду и «начал еще издалека приводить его в повиновение угрозами и обещаниями», пишет мемуарист Общества соединенных славян, но, «когда он подошел поближе, его схватили Бестужев и Сухинов, которые, смеясь над его витийством, толкнули его в середину колонны. Мгровенно изчезло миролюбие солдат.

Они бросились на ненавистного для них майора, сорвали с него эполеты, ра- [ 125 ] зорвали на нем в клочья мундир, осыпали его ругательствами, насмешками и, наконец, побоями». Подоспевший С. Муравьев приказал арестовать майора Трухина. Восставшие захватили город Васильков. Приехавший из Белой Церкви подпоручик Вадковский из 17-го егерского полка обещал С. Муравьеву поднять на восстание если не весь полк, то, по крайней мере, батальон и с этим намерением отправился в Белую Церковь, но был арестован ври въезде на заставу. Полк собрался на площади.

Полковые знамена, полковая казна — все было в руках восставших. Восторг был всеобщий; офицеры и солдаты изъявили готовность следовать всюду, куда поведет их любимый и уважаемый начальник». Подъем духа достиг в Василькове особенно высокой точки. Муравьев позвал полкового священника Даниила Кейзера, и тот по его поручению прочел перед полком сочиненный С. Муравьевым революционный политический катехизис, который, по словам «славян», «состоял из чистых республиканских правил, приноровленных к понятиям каждого». В революционном движении того времени например, испанском была распространена подобная «катехизисная» форма прокламаций, составленная из вопросов и ответов. Вот некоторые его вопросы и ответы: «Вопрос: Какое правление сходно с законом божиим?

Ответ: Такое, где нет царей. Бог создал нас всех равными и, сошедши на землю, избрал апостолов из простого народа, а не из знатных и царей. Вопрос: Стало быть, бог не любит царей? Ответ: Нет! Они прокляты суть от него, яко притеснители народа. Вопрос: Отчего же упоминают о царях в церквах? Ответ: От нечестивого приказания их самих, для обмана народа» 6 [ 126 ] Но уже в Василькове проявилась борьба двух направлений в руководстве восстанием: штаб восстания состоял из четырех офицеров-«славян» Сухинова, Щепило, Кузьмина и Соловьева , с одной стороны, и Сергея Муравьева-Апостола, его брата Матвея и Бестужева-Рюмина — с другой.

Муравьев-Апостол и его сторонники придерживались выжидательной тактики. Муравьев медлил, потому что ждал присоединения других восставших полков под командованием членов Южного общества. В Василькове славяне умоляли Муравьева немедленно идти на Киев: там были сочувствующие офицеры и распропагандированные «славянами» части например, пропаганду среди рабочих арсенала вел Андреевич 2-й ; этот план имел некоторые реальные основания. Муравьев не решился принять этот план и предпочел выжидать. Осколок замысла «славян»—идти на Киев—видев в небольшой уступке Муравьева: он послал в Киев офицера Мозалевского с записками к «верным людям» и с экземплярами цитированного выше революционного «катехизиса» для распространения в народе. Позже в 1861 г. Движение из Василькова на Мотовиловку имело своей целью Брусилов, место, которое С.

Восстание черниговского полка. Следствие и суд над декабристами Восстание черниговского полка 1825

Отказ ехать в Тульчин был бы открытым вызовом штабу, был бы равносилен даче сигнала. Но было еще рано. Во-первых, предположения об аресте могли [ 119 ] оказаться неосновательными. Во-вторых, вестей из Петербурга еще не приходило.

Пестель предупредил Лорера, что, может быть, пришлет ему с дороги записку, и попрощался с ним. Мы обнялись, я проводил его до коляски и, встревоженный, возвратился в комнату... Свечи еще горели...

Кругом была -мертвая тишина. Только гул колес отъехавшего экипажа дрожал в воздухе» 4. Пестель повиновался.

Байков объявил его арестованным и поместил у себя на квартире, приставив караул. По случаю болезни к нему допустили доктора Шлегеля — члена тайного, общества. На квартире Байкова виделся с ним и Волконский.

Пестеля не сразу отвезли в Петербург, он оставался на юге под арестом до 26 декабря —14 дней. Все это время на вопросы следствия он отвечал полным отрицанием, утверждая свою непричастность к какому бы то ни было тайному обществу. Почему Пестель не отдал приказа о начале выступления?

Он мог это сделать. На этот вопрос ответить трудно. Правдоподобнее всего такой ответ: сначала он не отдал приказа о восстании, потому что ждал вести о начале восстания в Петербурге.

Лишь 23 декабря Пестель, уже будучи под арестом, узнал о восстании 14 декабря. Но это была весть не о. Пестель всегда считал, что восстание на юге не имеет самостоятельного значения.

Оно было нужно только для поддержки восстания в столице. Брать в руки власть можно только в Петербурге. Восстания на местах имели, по его мнению, значение лишь как поддержка восстания в центре.

Но поддерживать было уже нечего. Восстание было разгромлено. Планы рухнули.

Видимо, [ 120 ] именно поэтому Пестель так и не отдал приказа о выступлении. Конечно, ему нужна была весть не просто о победившем восстании, а хотя бы о начавшемся и продолжающемся, еще не побежденном восстании. Но крах восстания был для него ясен.

Самыми деятельными членами Южного общества, в руках которых после ареста Пестеля оставалось большое число организационных нитей, были руководители Васильковской управы — Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин. Членам тайного общества было необходимо послать в столицу своего гонца для связи в столь ответственный момент. Сергей Муравьев-Апостол со своим братом Матвеем выехали 24 декабря из Василькова в Житомир к корпусному командиру генералу Роту под предлогом поздравления его с праздником; настоящей же причиной была необходимость выхлопотать у корпусного командира отпуск другу Муравьева-Апостола — Бестужеву-Рюмину, поручику Полтавского полка, стоявшего в тот момент в Бобруйске.

Бестужев-Рюмин приехал для этого к Муравьеву-Апостолу в Васильков. Именно он намечался связным в столицу. Бывшим семеновским офицерам в армии отпусков не давали, и получить его для Бестужева Сергей Муравьев-Апостол надеялся только в порядке исключения был и предлог: у Бестужева-Рюмина в Москве только что умерла мать, и ему нужно было повидаться с отцом.

При въезде в Житомир Муравьевы-Апостолы узнали важнейшую для них весть: 14 декабря в Петербурге произошло восстание. Им сообщил об этом сенатский курьер, развозивший присяжные листы. Это известие было бы бесспорным сигналом к южному восстанию, если бы речь шла о восстании, еще не подавленном.

Но курьер сообщал не вообще о восстании, а о разгроме восстания правительством Николая I. Правда, Сергей Муравьев-Апостол и ранее всегда расходился с Постелем в оценке места восстания. Он полагал, что начинать можно и не в столице, а в любом месте.

Тем не менее в создавшейся обстановке сразу принять решение было трудно. Сергей Муравьев-Апостол колебался. Из Житомира оба брата поехали в Троянов, оттуда— в Любар к Артамону Муравьеву, члену Южного общества, командиру гусарского Ахтырского [ 121 ] полка, который давно обещая поднять свой полк первым в начале восстания.

Кавалерийские войска были особенно нужны для восстания. Артиллерией Южное общество располагало: большинство «славян» были артиллеристами. Черниговский же полк был пехотным; кавалерийским прикрытием артиллерии должен был командовать Артамон Муравьев.

Но разгром столичного восстания спутал все карты: большинство членов Южного общества стало отказываться от выступления. Предложение Муравьева-Апостола не встретило поддержки. Тем временем в Василькове события приняли новый оборот.

Среди многочисленных военных, чиновников и членов их семей на балу присутствовали и командиры 2-й и 3-й мушкетерских рот Черниговского полка — Соловьев и Щепило, решительные и жаждавшие действия члены Общества соединенных славян. Внезапно на балу появились два прискакавших во весь опор жандарма; они привезли Гебелю приказ об аресте и опечатании бумаг подполковника Сергея Муравьева-Апостола и его брата Матвея.

Вскоре, сопровождая Витгенштейна, поручик самого привилегированного в России Кавалергардского полка Павел Пестель, награжденный пятью боевыми орденами и золотой шпагой двадцатилетний ветеран войны, вновь появляется в Петербурге. Несмотря на грозное звучание своего названия, отсылающего к знаменитому якобинскому Комитету, при всей резкости речей, звучащих на его заседаниях, Союз вряд ли был опасен устоям самодержавной России. Понимая, что положение дел в России надо менять, заговорщики совершенно не представляли себе, что конкретно нужно для этого сделать.

Их программой, согласно позднейшим мемуарам Якушкина, было «в обширном смысле благо России»[15]. О том же, что понимать под «благом России», в обществе шли споры. Некоторые предполагали, что оно — в «представительном устройстве» государства. Другим казалось, что необходимо «даровать свободу крепостным крестьянам и для того пригласить большую часть дворянства к поданию о том просьбы государю императору». Третьи считали, что дворянство не согласится на подачу такого проекта, что император Александр — тиран, презирающий интересы страны, и потому его необходимо уничтожить.

Осознанием этой идеи стал «московский заговор» сентября 1817 года Возбужденные письмом одного из основателей Союза, князя Сергея Трубецкого о том, что «государь намерен возвратить Польше все завоеванные нами области и… удалиться в Варшаву со всем двором», юные конспираторы едва не убили царя в Москве. После этого «цареубийственный кинжал» еще много раз «обнажался» заговорщиками, но в действие, как известно, приведен не был. Пестель в число основателей Союза не входил. Но очевидно, что он вполне разделял вольнолюбивые искания гвардейских офицеров. Впоследствии на допросе он дал подробные показания о том, каким образом формировались его «вольнодумческие и либеральные мысли».

Желание добра своему Отечеству, увлечение политическими науками в годы учебы в Пажеском корпусе, анализ политической ситуации в России и в мире привели его к мысли, что «революция, видно, не так дурна, как говорят, и что может даже быть весьма полезна». Вскоре он решил для себя, что наилучшей формой государственного устройства является республика[16]. Среди членов Союза Пестель резко выделялся уже на этом, первом этапе существования заговора. Плохо представляя, какой должна стать Россия в будущем, уже тогда он понимал, что одними разговорами о «благе России» добиться ничего нельзя. Практически сразу же Пестель составил для себя четкие представления о том, как должен быть построен заговор — если целью его действительно является изменение государственного строя России.

И стал претендовать на безусловное лидерство в тайных обществах. Именно Пестелю, как известно, принадлежала решающая роль в написании устава, «статута» Союза спасения. Впоследствии он был уничтожен заговорщиками, и судить о его содержании можно лишь по дошедшим до нас косвенным свидетельствам. Согласно им, составляя «статут», Пестель учитывал опыт деятельности двух современных ему организаций: масонства и тайной полиции. Не буду здесь вдаваться в сложный, но на сегодняшний день достаточно хорошо изученный вопрос об идеологии и истории русского масонства в начале XIX века.

Отмечу только, что масонские цели — образно говоря, нравственное усовершенствование отдельного человека, государства и, в итоге, всего человечества — реализовались в ту эпоху в двух противоположных формах, «демократической» и «аристократической». Шведская система, считавшая своим покровителем Святого Андрея Первозванного, а «великим магистром» — шведского короля, была основана на строгих принципах иерархии в управлении и беспрекословного послушания. Соколовская, — называли себя великими каменщиками чаще, чем свободными каменщиками». По ее мнению, это не случайно: «Для достижения масонских целей, для соделания людей счастливыми и благородными употреблялось порабощение духа и даже тела; от низших братьев и низших лож отнималась всякая самодеятельность, всякая самостоятельность; от них требовалась только слепая вера, а общемасонская цель о соединении всех людей в одну всемирную семью была известна только самым высшим степеням». Руководил шведскими ложами в России могущественный и таинственный Капитул Феникса.

Состав этого Капитула не был известен рядовым масонам, от которых требовалось лишь слепое повиновение. Не в полной мере известен он и современным исследователям: члены Капитула проходили в масонских документах под вымышленными, символическими именами. Иоанновское масонство, находившееся под покровительством Святого Иоанна Иерусалимского, изначально считало себя частью масонства андреевского. Иоанновскими назывались масоны низших степеней, не посвященные в «великие тайны» Капитула Феникса и не знавшие истинных, сокровенных масонских целей. И постепенно в иоанновских ложах возник стихийный демократический протест против Капитула.

В 1815 году русское масонство раскололось на две системы. Если шведскими масонами по-прежнему управлял Капитул, то для управления масонами иоанновскими была создана «великая ложа Астреи». Принятое тогда же уложение Астреи «устанавливало выборное начало в управлении масонского сообщества и клало в основу этого управления ответственность всех без исключения должностных лиц, их выборность, терпимость ко всем религиям и ко всем принятым масонским системам и равноправность всех представителей лож в великой ложе»[17]. Члены Союза спасения, большинство из которых были масонами, определялись в выборе системы. Это — важнейший выбор: именно в нем следует искать истоки разности взглядов заговорщиков на природу тайной организации, на принципы деятельности заговора.

Именно здесь — зерна позднейших программных разногласий декабристов, их разных представлений о характере власти в постреволюционной России. Историк Н. Дружинин, автор классической работы «К истории идейных исканий П. Пестеля», подробно описал процесс вхождения заговорщиков в иоанновскую ложу Трех добродетелей 1816 год. Участниками ложи стали «корифеи» движения декабристов — в частности, братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы и князь Сергей Трубецкой.

В январе 1816 года, еще до знакомства с Союзом спасения, в ложу вступает и Пестель. Однако став членом иоанновской ложи, Пестель не порвал со шведским масонством, в которое был принят еще на корпусной скамье. К 1816 году он был обладателем высокой степени шведского «мастера», и патенты на свое имя, выданные в подчинявшейся Капитулу Феникса ложе Сфинкса, хранил всю жизнь. Судя по тому, что он не принимал активного участия в деятельности ложи Трех добродетелей, иоанновское масонство интересовало его гораздо меньше, чем шведское. Формы масонской деятельности шведского образца — «разделение» членов общества на «разряды», безоговорочное подчинение «низших» «высшим», сложные «обряды» при принятии в организацию нового участника, клятвы, угрозу смерти за предательство — Пестель положил в основу устава Союза спасения[19].

Обращаясь к истории Союза спасения, историки не могут пройти мимо знаменитого эпизода из мемуаров Сергея Трубецкого — о том, как заговорщики принимали написанный Пестелем «статут». Восстание против этого было всеобщее, и оно оставило невыгодное для него впечатление, которое никогда не могло истребиться и которое навсегда поселило к нему недоверчивость», — вспоминал Трубецкой[21]. Традиционно эти воспоминания Трубецкого комментируют в том смысле, что Пестель уже в Союзе спасения «признавал целесообразность» якобинской диктатуры[22]. При этом исследователи — по традиции, идущей от Б. Сыроечковского, — «поправляют» Трубецкого: по их мнению, «речь у Пестеля шла не о Комитете общей безопасности, охранительном органе, а о Комитете общественного спасения, том самом органе революционной диктатуры, который в 1793—1794 годах исполнял функции революционного правительства.

Возглавляемый Дантоном, а потом Робеспьером, он олицетворял, особенно на своем последнем этапе, якобинскую диктатуру во всем ее кровавом безумстве»[23]. Между тем, М. Нечкина справедливо отмечала: «Беря это чрезвычайно любопытное свидетельство по существу, нельзя не отметить, что в 1817 году, когда Пестель читал свой вводный доклад, он еще не был республиканцем, а придерживался идеи конституционной монархии; не был он также еще сторонником диктатуры Временного правительства. Этих идей — республики и диктатуры — он, по его собственному признанию, стал придерживаться позднее». Отвергая мысль о том, что Трубецкой в мемуарах «перепутал» комитеты, Нечкина была убеждена, что Пестель действительно «восхвалял Комитет общественной безопасности».

Однако почему именно этот комитет удостоился похвалы Пестеля, «установить», по ее мнению, «не удается»[24]. Правда, еще в 1920-х годах Н. Дружинин «установил», в чем состоял смысл этого «восхваления». Пестель говорил именно о Комитете общественной безопасности — тайной полиции якобинцев. Смысл его фразы состоял в том, что благоденствие государства во многом базируется на способности тайной полиции исполнять свои обязанности.

Кроме того, тайная полиция была интересна заговорщику именно как структура, близкая по своему устройству масонским ложам шведского образца, построенная «на началах строгой иерархии, суровой дисциплины и планомерной конспирации»[25]. От шведских лож мысль Пестеля перешла к тайной полиции — ближайшему к ним по форме учреждению. О том же, в чем, по мнению Пестеля, заключалась суть деятельности этой организации, можно судить по любопытному документу — написанной им чуть позже «битвы за устав» «Записки о государственном правлении». Формам деятельности политической полиции — «приказа благочиния», по терминологии Пестеля, — в «Записке» посвящена особая глава. Эта тайная «канцелярия» действует посредством шпионов — «тайных вестников», как называет их Пестель.

Уместно предположить — имея в виду свидетельство Трубецкого, — что именно «канцелярией непроницаемой тьмы», подчиняющейся единому лидеру, имеющей разветвленную сеть «тайных вестников» и занимающейся тайными розысками в отношении государственных органов и частных граждан, Пестель представлял тайное общество. Кропотов в исследовании, написанном в 1870-х годах по мемуарам и личным впечатлениям участников «битвы за устав»[28]. Следует признать, что несмотря на эмоциональность этой оценки, она во многом верна. Именно «заговором в заговоре» видел Пестель тайное общество; скорее всего, уже тогда он предложил себя и в руководители подобной структуры. И именно против такого взгляда поднялось «всеобщее восстание» его товарищей, сторонников «демократического» иоанновского масонства, которые, по словам Трубецкого, «хотели действия явного и открытого, хотя и положено было не разглашать намерения, в котором они соединились, чтобы не вооружить против себя неблагонамеренных»[29].

Это была борьба мечтательных увлечений с действительною жизнию, истинного просвещения с ложным, национальных идей с чужеземными и, если угодно, здравого смысла с горячечным бредом»[30]. Естественно, что под «мечтательными увлечениями», «ложным просвещением», «чужеземными идеями» и «горячечным бредом» историк понимает идеи Пестеля. Под нажимом Пестеля и при содействии одного из основателей союза Александра Муравьева устав все же был принят. Однако просуществовал он недолго. Новые кандидаты в заговорщики — Михаил Муравьев, Иван Бурцов и Петр Колошин — «не иначе согласились войти, как с тем, чтобы сей устав, проповедующий насилие и основанный на клятвах, был отменен»[31].

Против идей Пестеля «негодовал» и основатель союза Иван Якушкин. Вообще вся деятельность Пестеля в тайном обществе протекала в двух сферах. С одной стороны — программа реформ, всевозможные планы вооруженных выступлений, наконец, идея цареубийства. Все это хорошо известно из документов следствия, в том числе и из собственноручных показаний самого Пестеля, а также из многочисленных мемуаров. С другой стороны — он реально занимался подготовкой военного переворота: добывал деньги для «общего дела», пытался добиться лояльности к себе своих непосредственных начальников.

И об этой его деятельности, о людях, которые помогали ему, нам известно крайне мало. Можно твердо сказать лишь одно: все годы существования тайных организаций «образ действий» Пестеля вызвал недоверие к нему со стороны его товарищей. Пестеля боялись. Впоследствии именно с ним было связано большинство самых серьезных споров в среде декабристов, приводивших чаще всего к расколу и реформированию структуры тайных обществ.

Всего же к следствию было привлечено 579 человек, подавляющее большинство из них военные. Остальные участники восстания были отправлены на каторгу и вечное поселение в Сибирь или разжалованы в солдаты и отправлены на Кавказ. Причины поражения декабристов Основными причинами неудачи восстания стали: Несогласованность действий заговорщиков, пассивность восставших в действиях; Узкая социальная база дворянство — малочисленное сословие ; Плохая конспирация, из-за которой императору стали известны планы бунтовщиков; Неготовность дворян к изменениям в политической структуре; Слабая пропаганда и агитация. Последствия восстания 1825 года Основным последствием декабристского восстания стало закрепление идей о свободе в народных массах. А также бунт усилил расхождение между дворянством и официальной властью. Отдалённым последствием восстания декабристов можно назвать свержение царской власти в 1917 году.

К последствиям бунта относится и то, что это событие нашло отражение во многих произведениях литературы. Стоит отметить, что тайное следствие скрыло от народа все результаты расследования. Доподлинно не удалось установить, существовал ли план убийства Николая I, имела ли место связь с другими тайными обществами, был ли причастен к этим событиям Сперанский. Жертвы Число жертв — примерно 200-300 человек. Николай Павлович распорядился как можно скорее скрыть следы случившегося, поэтому умерших и раненых, которые не могли передвигаться сбрасывали в проруби в Неве. Раненые, которые смогли бежать, скрывали свои раны от врачей и умирали без медицинской помощи. Историческое значение движения декабристов Восстание декабристов сильно повлияло на дальнейшее развитие страны. Прежде всего, это выступление показало, что в России есть социальные проблемы и что их необходимо решать. Крестьянство, как бесправное сословие, никаким образом не могли повлиять на свою жизнь. А пусть и недостаточно хорошо организованный бунт смог показать наличие «застарелых» проблем.

Движение декабристов стало первой открытой попыткой дворянских революционеров изменить политический строй страны и отменить крепостное право. Восстание Черниговского полка О неудачном восстании в Петербурге членам Южного общества стало известно 6 января 1826 г. В это время аресты на юге продолжались, угрожая полным разгромом и этой организации. Ближайшие единомышленники Пестеля, руководители Васильковской управы подполковник Черниговского полка С. Муравьев-Апостол и его друг подпоручик М. Бестужев-Рюмин приняли решение о немедленном восстании в соответствии с ранее разработанным планом одновременного выступления в столице и на Украине. При активном участии членов Васильковской управы и группы «соединенных славян» 10 января восстала 5-я рота Черниговского полка. На следующий день к ней присоединился весь Черниговский полк, стоявший в городе Василькове. Возглавивший восстание С. Муравьев-Апостол через особых гонцов попытался установить связь с членами тайного общества в других полках второй армии.

Из Василькова восставший полк в походном порядке двинулся на Житомир, навстречу ожидавшемуся подкреплению. Но в последующие дни маршрут Черниговского полка неоднократно менялся, так как командование армии, осведомленное через шпионов о деятельности тайного общества, заранее изменило местопребывание связанных с ним полков. Укрепить силы восставшего полка С. Муравьеву-Апостолу так и не удалось. Против Черниговского полка были высланы конные части генерала Гейсмара с артиллерией. Столкновение произошло 15 января 1826 г. Гейсмар рассеял восставший полк залпами картечи. Многие участники восстания погибли. Раненного в голову С. Муравьева-Апостола захватили с оружием в руках.

Восстание Южного общества было разгромлено. Настало утро 14 декабря. Приложение Л. Декабристы уже находились в своих воинских частях и вели агитацию против присяги Николаю I. К 11 часам утра первым на Сенатскую площадь прибыл лейб-гвардии Московский полк, предводительствуемый Александром и Михаилом Бестужевыми Приложение Н и Д. Полк построился в боевой четырехугольник каре около памятника Петру I. К часу дня к Московскому полку присоединились матросы Гвардейского московского экипажа под командой Николая Бестужева, а вслед за ними - лейб-гвардии Гренадерский полк, который привели поручики Н. Панов и А. Всего на площади собралось 3 тыс. Ждали подхода других воинских частей, а главное - диктатора восстания - С.

Трубецкого, без распоряжений которого восставшие не могли самостоятельно действовать. Однако «диктатор» не явился на площадь, и восстание фактически осталось без руководства. Трубецкой еще накануне проявлял колебания и нерешительность. Его сомнения в успехе усилились в самый день восстания, когда он убедился, что не удалось поднять большинство гвардейских полков, на которые рассчитывали декабристы. Поведение Трубецкого, несомненно, в числе других причин сыграло роковую роль в день 14 декабря. Весть о начале восстания быстро облетела весь город. Толпы народа ринулись к месту событий. Народные массы набрасывались на полицию и разоружали ее, кидали в Николая I и его свиту камни и поленья. В это время на площадь подъехал петербургский генерал-губернатор Милорадович. Он уговаривал солдат разойтись, убеждал их в том, что присяга Николаю является законной.

Это был напряженный момент восстания, события могли пойти по непредвиденному сценарию, потому что полк был в одиночестве, другие еще не подошли, а Милорадович, герой 1812 года, был популярен среди солдат и умел с ними говорить. Выход был только в том, чтобы удалить Милорадовича с площади. Декабристы требовали, чтобы он покинул площадь, но Милорадович продолжал уговаривать солдат. Тогда Оболенский штыком повернул его лошадь, при этом ранив генерал-губернатора, а Каховский выстрелил и нанес ему смертельную рану. Пока шли «уговоры», Николай стянул к Сенатской площади 9 тыс. Дважды конная гвардия атаковала каре восставших, но обе атаки были отбиты оружейным огнем. Впрочем, восставшие стреляли вверх, да и конногвардейцы действовали нерешительно. Здесь проявлялась солдатская солидарность с обеих сторон. Остальные правительственные войска также проявляли колебания. От них к восставшим приходили парламентеры и просили «продержаться до вечера», обещая к ним присоединиться.

Николай I, боясь, что с наступлением темноты «бунт мог сообщиться черни», отдал приказ применить артиллерию. Залпы картечи в упор с близкого расстояния произвели сильное опустошение в рядах восставших и обратили их в бегство. К 6 часам вечера восстание было разгромлено. Всю ночь при свете костров убирали раненых и убитых и смывали с площади пролитую кровь 29 декабря 1825г.

В фильме "Союз спасения" нет ни одного кадра, который бы запечатлел и судьбу солдат, неправдой втянутых в водоворот русской Смуты. В советские времена, когда декабристы трактовались исключительно как подвижники и рыцари без страха и упрека, о трагической участи рядовых солдат, обманом вовлеченных в бунт, говорить не было принято. Их судьба на долгие годы стала фигурой умолчания. Фельдфебели, унтер-офицеры и рядовые были подвергнуты жестоким телесным наказаниям - от 12 тысяч ударов шпицрутенами до двухсот ударов палками. Сотни нижних чинов были отправлены служить на Кавказ и в Сибирь.

Среди них были ветераны победоносных войн, отмеченные наградами и нашивками за безупречную службу. Всех этих знаков отличия они были по суду лишены. Фото: Первый канал. Дирекция кино. Один из главных участников восстания Черниговского полка подпоручик Михаил Павлович Бестужев-Рюмин Иван Янковский был арестован на поле восстания с оружием в руках и закованным доставлен в Петербург. При первом же допросе он заявил: "Я ревностно содействовал к скорейшему достижению желаемой цели - не видя, что самый успех нам был бы пагубен для нас и для России. Но мне определено было раскрыть глаза уже в оковах". Стоит ли удивляться, что и этой ключевой фразы нет в сериале?! Именно с декабристов началось свойственное русской интеллигенции нетерпение, выражавшееся в стремлении ускорить ход Истории радикальными средствами.

Желая пришпорить Историю, интеллигенция фактически добивалась диаметрально противоположного: пугала своим радикализмом власть, усиливала ее охранительные тенденции, и в итоге - на десятилетия откладывала проведение реформ, которые должны были модернизировать страну. Именно с декабристов нетерпение и нетерпимость к инакомыслящим стали неотъемлемой частью культурного кода образованного общества.

Восстание черниговского полка кратко

Восстание Черниговского полка — одно из двух заговорщических восстаний декабристов, произошедшее после выступления декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1825 года. Тем не менее, его соратники Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин подняли на восстание Черниговский полк, расквартированный недалеко от Киева. восстание черниговского полка дата. Причины поражения. Дата восстания Черниговского полка была предварительно назначена на лето 1826 года. Восстание Черниговского полка — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 года.

Вы точно человек?

11 ноября 1909 г. утвержден полковой знак Черниговского полка (на серебряном щите чёрный одноглавый орёл под золотой короной, держащий в левой лапе золотой крест), окружённый полувенком из лавровых и дубовых ветвей, завязанным внизу лентой с датами: "1700-1900". 3 января 1826 г.) - M.: Российск. восстание черниговского полка дата. Причины поражения. Дата восстания Черниговского полка была предварительно назначена на лето 1826 года. Восстание Черниговского полка — одно из двух заговорщических восстаний декабристов, произошедшее после выступления декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1825 года. Восстание Черниговского пехотного полка», автора О. И. Киянской. Данная книга имеет возрастное ограничение 18+, относится к жанру «Военное дело, спецслужбы».

Восстание Черниговского полка 1825 года

Список персонажей: la_garde_1826 — LiveJournal Восстание Черниговского полка, разгоревшееся на территории тогдашней Киевской губернии и продолжавшееся с 29 декабря 1825 года по 3 января 1826 года, отчётливо продемонстрировало ряд отличительных особенностей, свойственных декабризму как таковому.
Восстание Черниговского полка — "Энциклопедия. Что такое Восстание Черниговского полка Восстание Черниговского полка — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 г. Происходило 29 декабря 1825 — 3 января 1826 года (10-15 января 1826 г н. ст.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий