«Умирающий лебедь» впоследствии стал коронным номером и для Майи Плисецкой. Артистка балета, хореограф, народная артистка СССР Майя Плисецкая исполняет сделавшую ее всемирно известной балетную миниатюру «Умирающий лебедь» (фото: Умнов/РИА "Новости").
Тот самый легендарный «Умирающий лебедь» в исполнении Майи Плисецкой
После того, как балерина покинула Большой театр, она работала в Европе - и художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, и художественным руководителем "Театро лирико насьональ" в Мадриде. С середины 90-ых Плисецкая была главой труппы "Имперский Русский Балет". Кроме того, великая балерина продолжала выходить на сцену - исполняла балетный номер, поставленный для нее Бежаром - "Аvе Майя",- рассказывают мировые информагентства. Майя Плисецкая была награждена Ленинской премией, статусом народной артистки, являлась полным кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" всех степеней, имея гигантское количество наград различных стран.
Лагунов: Да, она была первая, и, если бы не ее энергия, они бы здесь не появились. Плисецкая сама говорила: "Талант пробьет дорогу себе всегда. Правда, если он имеет термоядерный заряд".
Вот она этим зарядом обладала. Это она показала, что нужно работать с западными балетмейстерами. Первой была "Кармен-сюита", которая давалась с очень большим трудом. Помогло только одно: то, что Альберто Алонсо был балетмейстером с братской Кубы. Иначе ей не дали бы, настолько хореография казалась чуждой, революционной. А нам это очень нравилось, потому что было новое.
Я не один раз спрашивал, как ей давался Бежар, потому что "Леда и Лебедь", например, это трудная работа по стилистике, гораздо сложнее "Гибели розы" Ролана Пети, а ей было за 50 уже. А она отвечала: "Ой, когда я с Бежаром работаю, я наслаждаюсь - у меня все получается". Она обладает настолько крупной индивидуальностью, что, видимо, подчиняла себе и Бежара, и движение, которое исполняла. Это, конечно, дар от Бога - настолько чувствовать движение. У меня до сих пор перед глазами они с Хорхе Донном в "Леде и Лебеде" - царственные, совершенно необычные. Труппой Большого театра это принималось замечательно.
Конечно, пробивала это она, мешали все, но не труппа. Плисецкую все же очень любили. Она по таланту стояла над всеми, и тут вопросов не возникало. Другое дело, что Юрий Николаевич Григорович, женившись, стал ради жены оттеснять эту великую балерину. Но Майя Михайловна умела это преодолеть. У нее взрывной характер, но она умела выдержать удар.
РГ: Взорваться в правильном месте? Лагунов: Совершенно верно. Однажды она ругалась с руководством, а я проходил мимо кабинета по коридору и вижу - стоит Алексей Ермолаев и наблюдает. Он меня подозвал и говорит: "Посмотри, как Плисецкая ругается с руководством. Это истинная Зарема" - он через художественный образ увидел актрису. РГ: Успех других артистов не вызывал в ней ревности?
Лагунов: Однажды во Франции перед ней танцевали па-де-де из "Дон Кихота" Максимова с Васильевым - изумительно, действительно эталонно. Успех фантастический! Я стою рядом с Плисецкой, которая готовится к "Умирающему лебедю". Спрашиваю: "Майя Михайловна, вас не пугает такой ошеломляющий прием Максимовой и Васильева? Во-первых, я хочу станцевать еще лучше, а во-вторых, у меня другая фамилия". РГ: Вероятно, танцевать рядом с балериной такого масштаба было счастьем.
А ежедневно работать?
Незадолго до кончины она составила завещание, в котором дала особые указания о своих похоронах. Звезда не хотела пышных поминок, она попросила не выносить гроб с ее телом к публике. Кроме того, балерина приказала кремировать ее, но не торопиться с захоронением. Майя Плисецкая хотела, чтобы ее прах, когда-нибудь соединился с прахом ее мужа, композитора Родиона Щедрина.
Могилы у звезды балета нет и спустя 8 лет после смерти.
Гертеля «Тщетная предосторожность», поставленный в свое время балетмейстером Александром Горским, ввела в репертуар «Кармен-сюиту». А еще подружилась и стала тесно сотрудничать с известной оперной певицей Монсеррат Кабалье, по инициативе которой приняла участие в постановке оперы-балета Джакомо Пуччини «Виллиса», показанной на фестивале искусств в Переладе Каталония. Благодаря Кабалье Плисецкой довелось впервые исполнить «Умирающего лебедя» под звуки человеческого голоса. Работать в Испании было непросто — в театре так же процветали интриги. Различные неприятные ситуации усугублялись незнанием Майей Михайловной испанского языка. В конце концов и с Испанией пришлось расстаться, хотя балерина очень любила эту страну, родину своей Кармен. И здесь напоследок она была удостоена высоких испанских наград — ордена Изабеллы Католической и Золотой медали «За заслуги перед искусством» 1991. А что же Большой театр? В последнем своем спектакле там, «Даме с собачкой» или «Чайке»?
Плисецкая танцевала 4 января 1990 года. В тот год, в возрасте шестидесяти четырех лет, балерина вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами была уволена из Большого театра решением главного балетмейстера театра Юрия Григоровича, что вызвало большой общественный резонанс. Разногласия с ним многих артистов достигли своего апогея, да и кто ответит: что было делать руководителю труппы с «возрастными» танцовщиками и балеринами? Он стремился к омоложению труппы настолько, что в число уволенных попала и жена балетмейстера, Наталия Бессмертнова. Другое дело, что в такой ситуации очень важна деликатность, которой, видимо, как раз и не хватило. Но то, что ей исполнилось уже 63 года в тот момент, это никого не интересовало. Васильеву и Максимовой было по 48 лет, Тимофеевой — 53. Из балета уходят на пенсию в 38 лет. В Америке — в 32. А теперь понимаю, что Юра был абсолютно прав!
Сам факт, что их, прославленных и народных, просто выкинули из родного театра, явился для артистов шоком на долгие годы. Но… — Это не было увольнение! Молодые артисты должны были занять, естественно, ведущее положение в труппе, их места. Понимаете, балет — искусство молодое. Долго танцевать можно, смотреть нельзя. Никто не станет выставлять на беговую дорожку пожилого спортсмена. В балете же пытаются всеми правдами и неправдами продлить свой век… Можно, конечно, с ноги на ногу переминаться, руками размахивать… Сказано, конечно, не в бровь, а в глаз. Впрочем, в 1995-м и сам Григорович оказался вынужден покинуть Большой театр. Вместе с Плисецкой со сцены Большого театра ушли поставленные ею балеты. Без ее участия в судьбах отечественного балета эта акция никогда бы не состоялась так поспешно и так беспардонно».
Сказанное подтверждается и Майей Михайловной в ее второй книге. Майя Плисецкая и Ив Сен Лоран. Фотограф — Алан Дижон «Одежда диктует поведение». Майя Плисецкая «Вмешательство президента и Раисы Максимовны в наши балетные дела было вредным и губительным. Лучше бы вам, Михаил Сергеевич, в ответственнейший момент истории не в балет нос совать, а решительнее и попристальнее экономикой, а на худой конец охраной складов оружия заняться. Может, меньше крови по окраинам бывшего Союза пролилось бы тогда. Москва отдаляется от меня более и более. Танцевать туда не зовут.
За пределами Большого
2 мая 2015 г. в Германии на девяностом году жизни от сердечного приступа скончалась знаменитая балерина Майя Плисецкая. "Умирающего лебедя" Плисецкая станцевала в 14 лет, он стал ее визитной карточкой. Новости Русской Испании 12 октября 2016. Жизнь легендарной русской балерины Майи Плисецкой тесно переплетается с Испанией. Известный артист балета, заслуженный артист РСФСР Михаил Барышников считает Плисецкую одной из величайших танцовщиц современности и особо отмечает партию "Умирающего лебедя", которую она исполнила в 61 год. Майя Плисецкая — одна из самых знаменитых и титулованных балерин за всю историю танца.
112 лет назад публика увидела «Умирающего лебедя»
Одной из величайших исполнительниц "Лебедя" стала Майя Плисецкая, танцуя спиной к залу вопреки первоначальной хореографии. Умирающий Лебедь Плисецкой потрясает всех. Этот балетный номер, а вернее сольный балет был поставлен специально для Майи Суламифью Михайловной Мессерер. Балерина Майя Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Германии от сердечного приступа,сообщил гендиректор Большого театра Владимир Урин. Через год после дебюта с «Умирающим лебедем» Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда[13]. Лебедь принимает умирание, смерть входит в её тело в конце, и эта красота становится как памятник прекрасному.
Майя Плисецкая. Умирающий лебедь ❤. Встречайте👏🏻
Ей пришлось исполнить"Умирающего лебедя" в необычной обстановке. В этом году легенде отечественного балета, великой Майе Плисецкой исполнилось бы. Собственно, вдохновившись особой пластичностью этих рук, Суламифь Мессерер и поставила для своей 14-летней племянницы Майи знаменитую миниатюру Сен-Санса «Умирающий лебедь». В сороковых годах Майя Плисецкая стала танцевать "Умирающего лебедя" в открытых концертах. Умерла Майя Плисецкая. Легенда русского балета скончалась на 90-м году жизни в Германии от сердечного приступа. Хотя в Свердловске Плисецкой приходилось тяжело, в этом городе юная артистка впервые станцевала знаменитую партию умирающего лебедя.
Тот самый легендарный «Умирающий лебедь» в исполнении Майи Плисецкой
Лебедь принимает умирание, смерть входит в её тело в конце, и эта красота становится как памятник прекрасному. Майя Плисецкая. "Умирающий лебедь" под аккордеон. В 1939 году 14-летняя Плисецкая в первый раз исполнила партию умирающего лебедя — в казахстанском Чимкенте, куда была сослана мать. Майя Плисецкая В Большом театре Плисецкая встретилась с Агриппиной Яковлевной Вагановой, которую считает своей лучшей наставницей.
Хореографической миниатюре "Умирающий лебедь" - 114 лет!
Напомним, что в течение двух предыдущих месяцев обсуждали идею назвать одну из улиц города именем Бориса Немцова, которого в марте убили в центре Москвы. Сразу после этого Дмитрий Головин предложил увековечить имя политика, однако депутаты Гордумы сначала не смогли обсудить вопрос, так как не вернулись с обеда , а на следующем заседании и вовсе отклонили эту идею. Вообще же тема переименования улиц всегда вызывает обширные дискуссии. К примеру, некоторые активисты предлагают вернуть улицам дореволюционные названия. Однако пока реальных движений в этом направлении нет.
Так она, как режиссер, поставила в Большом театре балеты "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой" - исполняя в них главные партии, а в середине 80-ых поставила в Риме "Раймонду". После того, как балерина покинула Большой театр, она работала в Европе - и художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, и художественным руководителем "Театро лирико насьональ" в Мадриде. С середины 90-ых Плисецкая была главой труппы "Имперский Русский Балет". Кроме того, великая балерина продолжала выходить на сцену - исполняла балетный номер, поставленный для нее Бежаром - "Аvе Майя",- рассказывают мировые информагентства.
Майя Плисецкая была награждена Ленинской премией, статусом народной артистки, являлась полным кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" всех степеней, имея гигантское количество наград различных стран.
Так она, как режиссер, поставила в Большом театре балеты "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой" - исполняя в них главные партии, а в середине 80-ых поставила в Риме "Раймонду". После того, как балерина покинула Большой театр, она работала в Европе - и художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, и художественным руководителем "Театро лирико насьональ" в Мадриде. С середины 90-ых Плисецкая была главой труппы "Имперский Русский Балет". Кроме того, великая балерина продолжала выходить на сцену - исполняла балетный номер, поставленный для нее Бежаром - "Аvе Майя",- рассказывают мировые информагентства.
Майя Плисецкая была награждена Ленинской премией, статусом народной артистки, являлась полным кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" всех степеней, имея гигантское количество наград различных стран.
Танцевать или детей нянчить — выбрала первое. Щедрин без восторга, но согласился». Плисецкая не жалела о своем решении, потому что «детей с семьями много, а Майя Плисецкая одна».
Родион Щедрин всегда сопровождал Майю Плисецкую во время гастролей. Балерина хранила свою помаду в кармане пиджака супруга, так как сама все теряла, а муж постоянно находился рядом. Щедрин посвятил жене много балетов, в числе которых «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой». Сама Плисецкая, покинувшая сцену в 65!
Балет «Болеро» легендарного хореографа Мориса Бежара Плисецкая выучила за неделю и в возрасте 50 лет станцевала одну из своих лучших партий. Я должна была сдаться. Но премьера уже завтра», — вспоминала позже Плисецкая. Майя Плисецкая всегда могла похвастаться точеной фигурой — она со всеми делилась своим рецептом стройности: «Меньше жрать.
Другой способ хорошо выглядеть человечество еще не придумало». А не могла устоять балерина перед… селедкой, которую любя называла «селедой». Плисецкая, в детстве мечтавшая стать актрисой, сыграла в советской киноверсии «Анны Карениной» княгиню Тверскую. Балерина всю жизнь страдала от бессонницы: «Моя беда — это моя бессонница.
В Москве открыли памятник Майе Плисецкой в день ее 91-летия
Монтсеррат спела партию «Умирающего лебедя», а балерина впервые в жизни станцевала под звук живого голоса. После спектакля «Дама с собачкой» худрук Юрий Григорович уволил шестидесятипятилетнюю прима-балерину, а также ее более молодых коллег Владимира Васильева и Екатерину Максимову. С 1991 года, после распада Советского Союза, Майя Михайловна обосновалась в Мюнхене, выезжая на спектакли в лучшие театры мира. В 1995 году Плисецкая стала организатором международного конкурса балета «Майя», первый из которых состоялся на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. Майя Михайловна сыграла в десятках телеспектаклей и кинокартинах. В 2000 году балерина полетела в Токио с премьерой спектакля «Крылья кимоно», в котором она исполнила главную партию Небесной Феи, а через три года поставила там же танец в мюзикле «Аида».
Личная жизнь Плисецкая, по ее признанию, была весьма влюбчивой с юности. У нее были красивые романы с партнером по «Лебединому озеру» Вячеславом Голубиным, с артистом кордебалета иранского происхождения Эсфендьяром Кашани. Майя Плисецкая в роли Кармен в сцене из одноименного балета в Королевском оперном театре в Лондоне, 22 июля 1969 г. В 1956 году Плисецкая влюбилась в латвийского танцовщика Мариса Лиепу. Она поспособствовала тому, чтобы его приняли в Большой, сделала партнером в «Лебедином озере», что подняло его статус, помогла ему выехать на заграничные гастроли, а вскоре она вышла замуж за Мариса, младше ее на одиннадцать лет.
Через три месяца брак распался. С Монсератт Кабалье Знакомство со знаменитым в те времена композитором Родионом Щедриным в гостях у главной музы Владимира Маяковского Лилии Брик стало началом долгого и счастливого брака. Щедрин вскоре после знакомства сделал предложение очаровательной балерине, старше его на семь лет, и в 1958 году они поженились. Муж стал ее опорой и поддержкой, писал для нее музыку и отстаивал перед правительством. Они прожили вместе более пятидесяти лет и изменили мировой балет навсегда.
Как умерла Майя Плисецкая В последние годы Майя Михайловна не выходила на сцену, посвятив себя мемуарам. В 2015 году Большой театр готовился к концерту, посвященному девяностолетию легенды.
После каждого выступления она дарила балерине цветы с записками: «Майинька! Догадайтесь, от кого эти цветы… Обнимаем, целуем до хруста костей». Брик часто приглашала Плисецкую в гости. Именно на одном из вечеров у нее дома балерина встретилась со своим будущим мужем — композитором Родионом Щедриным. Я очень любил, просто боготворил первый том стихов Маяковского — и писал на них музыку. И один мой приятель, литератор, как-то говорит: «Слушай, ты лабаешь так здорово! Пойдем к Лиле? Она кормит вкусно, выпьем как следует, на такси деньги дает».
Я говорю: «А что, она жива?! Она здесь, на Арбате — идем! Я с ней созвонюсь, слабаешь ей? Я у нее рояль видел». Родион Щедрин. Фотография: В. В 1983 году она стала художественным руководителем Римского театра оперы и балета. Там балерина поставила балеты «Раймонда» и «Щелкунчик». За них Плисецкая получила итальянскую премию в области искусств «Виа Кондотти». В конце 1980-х годов артистка сотрудничала с Королевским театром Мадрида.
В то же время она руководила труппой Национального балета Испании. А в Японии в 2003 году она поставила танец для мюзикла «Аида» по опере итальянского композитора Джузеппе Верди.
Хотя и танцевала в некоторых балетах Юрия Григоровича , постепенно встала в оппозицию главному балетмейстеру Большого театра, с годами деление на «партию Григоровича» и «партию Плисецкой» только усиливалось. Спустя несколько лет она выбрала «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама вышла на сцену уже в главной роли. Плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром , поставившим для неё балеты « Айседора » 1976, театр де ла Монне [21] , «Леда» 1978, партнёр — Хорхе Донн , там же и « Болеро » начиная с 1978 года , « Курозука » 1995, новая версия балета 1988 года, партнёр — Патрик Дюпон , Дворец Шайо [22] и номер «Ave Maya» 1995 [23]. Пробовала себя в жанре фламенко , участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро «Астурия» 1991 и «Мария Стюарт». Выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина как « Анна Каренина » 1972, совместно с Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым , « Чайка » 1980 и « Дама с собачкой » 1985 , исполнив в них главные женские партии. По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, «на почве необходимости».
Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном и другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у неё не было. Хореографом себя не считала: «Я импровизатор. Я могла, может быть, придумывать режиссёрские ходы, но не лексику». Майя Плисецкая на площади Киевского вокзала после гастролей, 2000 год.
Генеральный директор Большого театра Владимир Урин рассказал, что с этой трагической новостью ему позвонил муж балерины Родион Щедрин, рассказав "она умерла от тяжелого сердечного приступа, врачи боролись за жизнь Плисецкой, но ничего не смогли сделать". Напомним, что балетная карьера Майи Плисецкой продолжалась почти 60 лет - из которых 50 прошли на сцене Большого театра, в который Плисецкая была принята сразу после окончания Московского хореографического училища в 1943 году. После того, как балерина покинула Большой театр, она работала в Европе - и художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, и художественным руководителем "Театро лирико насьональ" в Мадриде. С середины 90-ых Плисецкая была главой труппы "Имперский Русский Балет".
Умирающий лебедь Майя Плисецкая...
Смерть лебедя Плисецкой – это как бы трепетный взлёт пёрышка с крыла лебедя, подхваченного ветром. Вечер памяти Майи Плисецкой состоится в Большом театре в день ее рождения. Майя Плисецкая «Умирающий Лебедь». Официальной причиной смерти Майи Плисецкой называют обширный инфаркт.