Свадебные традиции и обычаи в россии. Некоторые обычаи и традиции проведения русских свадеб до сих пор используются в современных тематических торжествах. Красивые и модные свадебные традиции, завоевавшие популярность у молодоженов.
Иванова С.
- В чем особенность современных свадеб?
- Белое платье
- Современные традиции на свадьбе
- Современные свадебные традиции и обряды в России
- Свадебные традиции, обычаи, обряды, приметы: ТОП для свадьбы
- Как выходили замуж на Руси: 10 традиций, которые вызовут у вас улыбку
Русская свадьба
- Суть обрядов
- Много народностей — много традиций
- Комментарии
- Свадебные традиции в России🥗 современные обычаи на Руси
Свадебные традиции и обычаи
что следует знать молодоженам: какие свадебные обычаи были на Руси и что они символизируют в России; свадебные приметы для родителей жениха и невесты; чем можно заменить классические традиции оригинально и стильно! Традиции, обряды, сценарии» пишут, что в старину в России последний день перед венчанием называли вечерухой или надвечерьем брака. В русской традиции считалось нормальным шить самой себе свадебное платье. Эти традиции могут напугать кого угодно: как на Руси проходили свадебные гуляния и какие ритуалы предстояло пройти новобрачным.
Свадебные традиции
Свадебные обычаи в России 5. Такие ритуалы, как прощание с печкой и плач на могиле родни безвозвратно утеряны вместе с печками. Современные свадебные традиции в России Современная свадьба в России вобрала в себя гремучую смесь из исторических традиций, которые были перемешаны с обычаями советской эпохи и разбавлены новизной перестройки и «лихих 90-х». В этой статье мы попробуем разобраться, какие свадебные традиции пришли из глубокой древности, а какие зародились чуть позже, но при этом отлично вплелись в славянскую культуру. Русская свадебная традиция. русские свадебные традиции. История свадебных традиций в России и других странах: интересные факты, старинные, народные, национальные обычаи, обряды и приметы, связанные со свадьбами, женихом и невестой.
«Если нет одежды в сундуке, девок замуж не берут». К открытию готовится выставка «Русская свадьба»
На традициях и обычаях построено немало конкурсов и развлечений для гостей свадебного торжества. Однако многие гости даже не догадываются, почему некоторые конкурсы и шутки звучат на всех свадьбах. Обычаи России на свадьбу включены в специальный раздел, они позволяют построить программу мероприятия таким образом, чтобы в него были включены обязательные элементы и оригинальные решения. Почему важны традиции и обычаи Соблюдение свадебных традиций и обычаев повелось еще давно, многие из них придумывались и широко использовались при проведении любого свадебного торжества. А в основе большинства традиций и обычаев лежит ценный опыт семейной жизни. Придерживаться традиций следует из уважения к старшему поколению, их советы и напутствия как никогда нужны молодой паре, вступающей в брак.
Возможность выбирать, где именно стать мужем и женой, привлекает очень многих, ведь это позволяет свадебному торжеству стать по-настоящему индивидуальным для каждой пары.
Кто-то выбирает регистрацию в стенах роскошного дворца, кто-то предпочитает природные ландшафты, а некоторые решают отпраздновать свадьбу за границей. И благодаря специалистам агентства IMarry любая фантазия влюбленных превращается в реальность без лишних хлопот. Также обряд практиковался у народов, живших небольшими закрытыми общинами, где к потенциальным женихам-чужакам относились с недоверием. Сегодня этот обряд, исключительно в качестве игрового элемента, любят многие, ведь он вносит разнообразие и веселье в свадебное торжество. Друзья жениха «похищают» новобрачную во время свадьбы, а жених должен пройти конкурсы-испытания, чтобы вернуть возлюбленную. После регистрации брака, гости осыпают молодоженов цветочными лепестками, рисом, монетами.
Эти дары — символическое пожелание плодородия, материального изобилия и достатка. А открывал этот бал вальс, который танцевали новобрачные.
Остается многочисленная родня.
Собирать средства на такую свадьбу дагестанцы начинают с рождения дочери и сына. Обязателен калым, который в современных реалиях теперь равен целому состоянию. Ну и, конечно, особый колорит мусульманской свадьбы в музыке и танцах — лезгинку учат и мастерски танцуют с детства.
Чеченская Особенностью чеченского сговора является то, что это полностью обязанность женской половины клана — о будущей свадьбе договариваются матери будущих молодоженов, а когда согласие получено, это сообщается патриархам. Старейшины берут на себя ответственность за судьбу невестки, входящей в семью и очень строги с женихом на протяжении всей жизни. Еще одна традиция — собирать чемоданы с приданым.
Тут участвует вся родня невесты. Каждая семья из клана считает своим долгом подарить молодой дорогой подарок — одежду, драгоценности, утварь. Штамп в паспорте для чеченской пары необязателен.
Главное — пройти Никах с имамом. Современный обряд теперь требует обязательной справки о здоровье — нация и лидер уделяют огромное внимание к здоровью граждан и будущим детям. Якутская Суровый северный народ перенес черты своего характера и в семейную жизнь.
Например, тюркская культура настаивает выбирать спутника жизни для дочери с момента ее рождения из сверстников детей. Оценивается семья будущего мужа — удачливость отца, его умение обеспечить семью, навыки в хозяйстве, охоте, рыбалке, даже в кулачных боях. Считается, что мальчик обязательно переймет эти качества.
Сговор также осуществляется между семьями без участия детей. Якутскую свадьбу благословляет шаман. Выглядит это колоритно, и современная свадьба действительно получится нетривиальной.
В качестве калыма семье невесты ведут оленей, дарят натуральные шкуры и меха. Сама нареченная должна выглядеть богато — свадебный наряд расшивается драгоценными пуговицами и стразами узорами в этнических мотивах. Край холодный даже весной, поэтому натуральная шуба и шапка — традиционный аксессуар для выхода.
Цыганская Яркие наряды, песни и многочисленность гостей никак не вяжется с суровостью свадебных традиций у цыган. Глава — Барон. Без его ведома и согласия на проведение венчания и торжества ничего не случится.
Главным критерием одобрения главы клана будущего брака является меркантильный интерес — жениху отказывают, если его община недостаточно богата, равно как и сватам от невесты. Если во время сговора Барон позволяет поставить каравай и бутылку шампанского на стол, это считается согласием. Свадебное платье передается по женской линии, пока «не истлеет».
Это означает, что в определенном отношении жених и невеста становятся «царь и царица» своего собственного «царства», семьи, которая является неотъемлемой частью Царства Божьего. Обмен общей чаши вина, что означает, что в браке все делится поровну. Крестный ход вокруг сакраментальной стола, во время которого священник ведет Супруги три раза, так они делают свои первые шаги вместе, как муж и жена. Удаление корон, наставление священника, благословение, и поздравления молодоженов участниками венчания. Всё таинство венчания не превышает часа, как правило в самом храме, исключая время ожидания, ритуал продлиться 40-45 минут. Обряд благословления родителей жениха После венчания молодожёны направляется к родителям жениха, где из встречают с хлебом и солью, поздравляют и благословляют мама жениха и крестная мама жениха.
Совершается обряд вхождения в дом невесты, под радостные возгласы и пожелания, под ноги молодожёнов народ сыпет монеты и зерна. На этом, обряд благословления родителей жениха завершается. Каждый населенный пункт России имеет свои отличительные традиции и обряды этого действия. Прогулка молодожёнов До начала застолья есть время у молодожёнов, чтобы успокоить своё волнение на прогулке. По окончанию всех обрядов, как правило совершается прогулка молодожёнов, маршрут которой обговаривается заранее, она может проходить на природе, на месте отдыха, возле культурных достопримечательностей. Все зависит от местных условий и желаний жениха и невесты.
Кто-то оправляется на конную прогулку, кто-то катается на катере и теплоходе, возможны варианты самые различные.
О женитьбах и свадьбах в старину на Руси
Друзья жениха, бояре, женихи — неженатые приятели новобрачного. Они могли украшать себя красными деталями одежды все как один были в красных рубахах вместе с остальными поезжанами, либо просто дополняли костюмы красными лентами. В некоторых областях России частью костюмов друзей жениха были топорцы декоративно-ритуальные топорики, состоявшие из основы и бартки в виде секиры. Подруга невесты, боярка большая — была главной помощницей и магическим заместителем невесты. Эта девушка всюду сопровождала новобрачную во время предсвадебной недели и на самом торжестве держалась рядом. Обычно её просили расплести косу невесте перед свадьбой. В её обязанности часто входило проведение торга на выкупе.
Отличительным знаком боярки большой был венок из восковых цветов с красными лентами, приколотый к левой груди в западнорусских регионах. На русской свадьбе, кроме главной подруги, были и другие подружки невесты боярки , которые должны были помогать исполнять её роль. До обряда сочетания невесту прятали среди её подруг, чтобы обмануть нечистую силу, поэтому цвет нарядов подружек часто был таким же, как у неё самой белым, как правило. Свашки, свахи — в старину тётки и крёстные матери обоих новобрачных, реже — дочери крёстных, замужние сёстры новобрачных. Свашки со стороны невесты всегда были при ней, поддерживали её за руку, сидели рядом за столом. Посаженные родители обязательно присутствовали на свадьбе, если настоящие уже умерли или не могли посетить торжество, и выполняли все их функции.
Даже если с родными отцом и матерью было всё в порядке, на некоторые домашние обряды первую часть «княжьего» стола и венчание, присутствовать на котором родителям запрещалось всё равно приглашали посаженных родителей. Часто на эту роль звали крёстных. Посаженная чета — это ритуальная пара, магический заместитель новобрачных. На эту должность обычно назначали настоящую супружескую пару. Часто «по совместительству» эту роль выполняли: тысяцкий и его жена, либо дружко и его жена, либо посаженные родители. В обязанности посаженной четы входило «показывать дорожку» первыми целоваться при возгласе «горько» , выполнять некоторые обряды перед и после брачной ночи этому будет посвящён отдельный раздел , устраивать послесвадебную баню для новобрачных.
Так же, как жених и невеста, они воздерживались от пищи на свадьбе, и для них устраивалась их собственная «брачная ночь». Как двойники новобрачных, они должны были запутать злые силы, а также по принципу подобия зародить у новобрачных такие же благополучные супружеские отношения, что и у посаженной четы. Ритуальные муж и жена не проводили весь свадебный день рука об руку. Этот свадебный чин известен с XII века и до наших дней. Сторож — часто это была женщина, которая сидела возле невесты в начале выкупа, а далее разметала дорогу молодым наряженным веником или метлой листовой, а не голой. Глядельщики, зрители — лица, которые не были приглашены на свадьбу, но приходили «поглядеть».
По неписаному закону, они никогда не присоединялись к песням, пляскам, не переступали порог, а наблюдали, стоя за дверьми, глядя в окна. В прошлом такие зрители обязательно должны были присутствовать на свадьбе — таким образом достигалась «всенародность» и санкционированность обществом брачного торжества. Музыканты, певцы, певцехорки — приглашённые за вознаграждение исполнители. Обычно не должны были являться родственниками новобрачных. В старину они пели, стоя рядом с порогом т. Глава 2.
От сватовства до помолвки Как в старину договаривались о будущем бракосочетании жениха и невесты и породнении двух родов? С помощью досвадебных обычаев, главные из которых мы сейчас рассмотрим. Пойди за меня — я тебя хочу [в жёны], а ты меня [в мужья]; а на то свидетель Игнат Моисеев». Значит, ещё 800 лет назад было допустимо сделать предложение девушке напрямую, в простой письменной форме, заручившись лишь поддержкой свидетеля, не обставляя это действо никакими обрядами. Спрашивать согласие на брак у самой девушки, а не у родителей, могло быть частым делом и у древних славян. По сведениям «Повести временных лет» и другим летописям, парень нередко делал предложение девушке на народном празднике, во время массовых молодёжных игр и гуляний.
В чём заключался обряд, летописи подробно не рассказывают. Однако самым распространённым вариантом на Руси было сватовство, которое инициировали родители. Из новгородских берестяных грамот следует, что родители часто вели переговоры и принимали решение о свадьбе, не прибегая к обрядам. Однако потом всё равно играли сватовство. Зачем это было нужно? Так приносили дань уважения не только родителям невесты, но и уже ушедшим предкам, которые незримо приглядывали за жизнью потомков и могли либо помогать живущим, либо расстраивать их планы.
Отец и мать невесты, озвучивая решение о переходе дочери в другую семью, говорили от лица всего рода, надеясь на покровительство умерших предков. Уважение к ним выказывали и сваты: входя в дом, грели руки у печи — ведь именно очаг связан с духами предков. Когда смысл этого обряда стал забываться, свахи не утратили этот обычай, но придумали ему другое объяснение: якобы, от этого «дело выгорит», и сватовство будет удачным. Его называли сватом. Обычно это был дядя жениха который нередко потом становился «тысяцким» , реже назначали родственницу. Этот человек и вёл переговоры.
Он брал с собой 1—2 сватов. Все они должны были быть хорошими, счастливыми семьянинами. Никогда на должность сватов не выбирали бездетных и вдовых. В большинстве случаев ни жених, ни его родители не приходили в дом невесты, пока сватами не была получена предварительная договоренность о браке. Неблагоприятными днями для сватовства считались среда и пятница есть мнение, что в эти дни запрещалась львиная доля всех дел, которым покровительствовало женское божество, например, ткачество, прядение. А также понедельник — так же, как и в нынешнее время, он звался тяжёлым днём.
Сватать обычно приходили после захода солнца. Приносили с собой круглый хлеб, по желанию — горячительный напиток. Сваты заходили в дом, не дожидаясь приглашения, переступали порог правой ногой, грели руки у печи и сразу садились под матицу или возле неё — потолочную балку, отделяющую в гостиной зону «для гостей» от личного пространства семьи, входить в которое было не принято. Таким образом, сваты устраивались как раз на границе. Во многих регионах хозяева не угощали сватов, а если эти особенные гости попадали в дом во время семейной трапезы, всю еду спешно убирали. Разговор сваты вели иносказательно, вроде того что «у вас в саду цветочек, можно ли его пересадить в наш садочек?
А вот как об этом рассказывает народная песня: «Так уж мы летали, летали Да на сине море плавали». Пимоненко, 1896 г. Невеста либо не присутствовала на сватовстве, либо её усаживали возле печки которая оберегала её , откуда она молча наблюдала за происходящим, одетая в так называемое «печальное» платье. Когда согласие было достигнуто, родители впервые отламывали принесённый сватами хлеб.
И это не удивительно, учитывая тот факт, что большинство до регистрации уже живёт вместе. Но мы, раз уж взялись рассказывать о традициях своего, не можем обойти вниманием интересную традицию. Чаще всего, невесту выкупают у её подруг, матери или брата.
Делать это может как дружки жениха, та и он сам — приезжая за будущей женой, он обнаруживает двери запертыми и предлагает плату. Если она мала, жениху выводят совсем другую девушку. Или женщину — какую-нибудь немолодую тётушку, например. Свадьба от этого бывает только веселей. Кстати, различного рода препятствия на пути к венцу могут чинить и совершенно посторонние люди, например, перекрывая дорогу свадебному кортежу. В качестве выкупа в этом случае взрослые требуют выпивку, а дети — конфеты и другие угощения. Кстати, в деревнях, вдали от мегаполисов, эта традиция всё ещё жива.
Выкуп дороги», худ. Львов, 1912 год Благословение родителей Родители должны благословить молодых иконой ещё до того, как они поедут регистрировать брак. Но в жизни так происходит редко. Если семья нерелигиозная, благословение принимает форму обычного напутствия. Благословение дают родители невесты в своём доме, когда сторона жениха уже уладила все вопросы с выкупом. А свёкр и свекровь благословляют молодых, встречая пару уже на пороге своего дома. Конечно, в наше время они чаще всего приезжают куда-нибудь в ресторан, но традиция преподносить молодоженам «хлеб-соль» от этого не отменяется.
Она существует только у славянских народов и очень прочно в наши традиции вросла. Смысл — определить по размеру укуса, кто в семье будет главный. Кусок непременно круто солится, им жених и невеста угощают друг друга.
Рушник Самостоятельно вышитый невестой рушник считался одним из главных атрибутов свадебного торжества, он навсегда оставался с супругами после свадьбы, являлся частью приданого девушки. При венчании супруги становятся на один рушник, а вторым обвязывают руки новоиспеченных супругов, навсегда скрепляя их вместе. Этот атрибут по сей день используют и при благословении и подношении праздничного каравая в России. По русскому обычаю считалось, что сорочка жениха также должна была быть вышита невестой. Раньше он подразумевал своего рода гадание — какого пола будет младенец, куда направятся расходы семьи.
Однако современные молодожены гадают, кто будет «ведущим» в семье, а кто «ведомым» в зависимости от того, чей кусок больше. На Руси такое гадание было немыслимым, ведь единственным возможным главой семьи, по традиции, являлся мужчина. Это важное событие для невинной девушки. Супруг вносит невесту через порог на руках, чтобы злые демоны думали, что это младенец, а не чужой человек. Нередко молодожены выбирали для первой брачной ночи необычное место, чтобы «духи их не нашли» — сеновал, сарай, опочивальня знакомой пары. Даже современные люди стремятся провести ее не дома — в шикарном номере отеля, съемной квартире. В последние годы, когда внимание к традициям снова сделало их популярным, свадьба в деревенском стиле подразумевает первую брачную ночь в стогу ароматного сена, и от этого не отказываются любители романтики. После этого события может происходить второй день празднования свадьбы, однако это зависит от финансовой состоятельности организаторов свадебного торжества.
Обычно, по традиции, оно заканчивается медовым месяцем — путешествием супругов. А вот раньше медовый месяц подразумевал легкий алкогольный напиток, который готовили к свадьбе и пили не только в процессе торжества, но и целый месяц после него. Интересно, что вес бочонка составлял никак не меньше 10 килограмм, а пить что-либо кроме этого бодрящего сладкого напитка воспрещалось. Свадебные обряды и традиции на Руси смотрите в интересном видео: Традиции, обычаи и люди изменились, неизменным осталось только одно — торжественность свадебной церемонии, которая навсегда запомнится любящей паре. Чтобы этот день прошел идеально, традиционная русская свадьба требует серьезной, ответственной подготовки.
Корнями фата уходит в далекое прошлое. Раньше ее необходимо было носить, чтобы защитить юную невесту от дурного глаза. В Древнем Риме невесту полностью закутывали в фату, оставляя лишь лицо. Этот обычай защищал девушку от злых духов. На Руси вместо легкой фаты использовали тяжелые ткани с вышивкой. Это символическое покрывало снималось только в доме жениха. Таким образом показывали, что невеста теперь жена, она отдана в другой дом. Тяжелая ткань символизировала смерть невесты для своего рода. Сегодня нет никаких четких правил в ношении фаты. Все зависит только от желания невесты. Она может выбрать многослойную длинную или невесомую фату, заменить ее шляпкой, венком из живых цветов, вуалеткой. Выкуп невесты Для жениха, гостей и невесты это развлечение, своеобразная игра, которая позволит немного расслабиться в такой волнительный день. Но истоки у подобной традиции совсем нешуточные. Выкуп подтверждал, что жених достаточно обеспечен, что он может содержать семью. В восточных странах калым, заплаченный женихом, являлся своеобразной гарантией для молодой жены. Право использовать эти деньги имела только женщина. В случае развода она их получала. Сегодня же выкуп представляет собой череду конкурсов и загадок. Все она направлены на то, чтобы понять, насколько жених хорошо знает невесту и насколько сильна его любовь. Собранные при этом деньги, как правило, отдают молодым. Чем и для чего осыпают молодоженов на свадьбе? Многие слышали, что уже после проведения церемонии молодые проходят по коридору из гостей, а они тем временем осыпают их зерном или монетами. Эта традиция привлекает богатство. Зерно ассоциируется еще и с плодородием. Крупа подойдет любая: рис, пшено, гречка. Заменить зерно и монетки можно мелкими конфетками, чтобы пожелать жениху и невесте сладкой жизни. Это выглядит красиво и очень радует маленьких гостей. Если гости бросают монетки, то они должны быть максимально маленькими. Несмотря на желание привлечь к молодой семье большой достаток, крупные монеты использовать нельзя. Обилие кусочков металла может травмировать и причинить боль молодоженам. В последнее время пользуется популярностью традиция осыпать молодых лепестками цветов. Легкие лепестки не бьют по коже, смотрятся очень изысканно, создают приятный аромат. Можно выбрать лепестки роз в одной гамме или подобрать несколько цветов. Традиционный свадебный каравай На Руси на свадьбу подавали вкусный каравай, который являлся символом достатка. Он делался круглым и золотистым, как солнце.
Русская свадьба - традиции и современность
И поговорим сейчас, конечно же, о свадьбе, а точнее – о необычных русских свадебных традициях, некоторые живы до сих пор. Мы составили список свадебных традиций, рассмотрели, какие свадебные обряды можно забыть, а какие стоит использовать на бракосочетании в текущем 2024 году. Русская свадебная традиция. русские свадебные традиции.
Несколько идей для свадьбы в традициях славянской культуры
Все чаще можно услышать о выездной регистрации, без классических караваев, Свадебные обычаи и традиции в России, сватовство, свадебное платье, фата невесты, венчание, свадебная прогулка, выкуп невесты. Они вели свадьбу «по обычаю», занимали и развлекали гостей, следили за порядком. В современном прочтении в свадебном обычае перемешались православные традиции, светские обряды и даже отголоски язычества. Интересные факты, обычаю и традиции о цыганской свадьбе мы собрали в отдельном материале. Современные свадебные традиции и обряды в России.
Свадебные традиции в России🥗 современные обычаи на Руси
С этой традицией я столкнулась на цыганской свадьбе в конце 90-х, на которой работала в качестве певицы. Они вели свадьбу «по обычаю», занимали и развлекали гостей, следили за порядком. Русская свадьба – это интересный симбиоз старинных свадебных традиций в России, веяний советского времени и элементов западного стиля.
Русская свадьба
Она умывалась с мылом, надевала чистую рубашку, китайник — женскую горничную одежду типа сарафана из синего холста, на плечи накидывала шаль, а на голову повязывала ленту, на которую надевала фату. На ноги невеста надевала чулки и коты — особые женские ботинки. Во время процедуры одевания совершался еще один обряд — голое тело опоясывалось лыком, что символизировало защиту от колдунов, под правую руку ложилось немного льна, шерсти и мыла, что символизировало желание невесты одеваться чисто и богато, на грудь ложилось три кренделя для того, чтобы у мужа никогда не переводился хлеб, и три пряника, символизирующих сытую жизнь. Помогали невесте одеваться ее подруги. После процедуры одевания, они выходили к родителям невесты с песней пожелания здоровья невесте с женихом, ее родителям, а также будущим детям. После песни молились у всех икон, а затем садились на лавки и пели. Пока подруги пели песни, невеста плакала. После песни подруги расплетали невесте косу, что также сопровождалось пением специальной песни - «кому оставить свою руссу косу и девью красоту? Выкуп невесты. Когда жених подъезжал к дому невесты, то первым в дом входил дружка — главный персонаж в свите жениха. Он обращался к подругам невесты, чтобы они вышли из-за стола, но те не обращали на него внимания, продолжая петь.
Затем, они говорили, что не уступят даром свое место и хотят, чтобы дружка прислал кого-то помоложе себя и с выкупом. После этого входил жених, а за ним вносили пряники. Жених, подойдя к столу, говорил: «ну, красные девицы, нельзя ли уступить нам это место», потом перед каждой клал по прянику или по два. Подруги невесты продолжали петь, не обращая на него внимания. Затем к девушкам подходил крестный отец жениха со словами: «Красные девицы послушайтесь хоть того, кто постарше вас, а я вам за место заплачу». После этого он клал перед любимой подругой невесты деньги. Если подругам дар нравился, то они прощались с невестой, выходили из-за стола, а на столе оставляли елку. Елка символизировала красоту. Невеста брала эту елку и выходила из-за стола, елку относила матери, а мать ставила елку в угол. Крестный отец невесты брал ее за руку и сажал на шубу за стол рядом с женихом, рядом садилась сваха, после чего невеста начинала плакать в последний раз.
Во время песни сваха расплетала невесте косу, подруги пели свите жениха песни и давали деньги, гости получали угощение. Маковский К. Под венец. Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов Затем все вместе отправлялись на венчание. Выводил невесту брат или дядя после молитвы и благословения родителей. Выводящий получал благословение, брал от иконы свечку и шел в куть — задний женский угол в избе, где девушки от лица невесты пели каждому члену семейства песню о том, что она отказывается выйти без отца или матери без благословения. Невесту выводили за конец платка, который она держала в руках. Выводящий подводил ее к столу, вместе с ней молился, обводил вокруг стола, ставил возле жениха и предавал ему конец платка, приговаривая: «У меня невеста была послушна и почетна, держи ее так, чтобы она и тебя слушала и у тебя была честна». В это время женихова сваха заходила в куть куть — угол в избе против устья русской печки и с поднятыми руками вверх говорила три раза: «Обманули — провели! Девушки просили у дружки рыбный пирог, который он отдавал с головы, вставши на стул так, что девушки вынуждены подпрыгивать.
Затем они пел песню. Когда жених получал невесту, крестный жениха угощал всех вином и первую рюмку подносил выводящему невесту, потом подносил по рюмке отцу и матери, затем всем остальным подносилось вино. После этого угощения гости садились за стол, и подавалась закуска, состоящие из трех блюд: рыбного пирога, похлебки и челпана — каравая хлеба. Угощение подавалось под деревянными блюдами, что также было обусловлено обрядовым действом — крестный отец жениха снимал блюдо с каждого угощения, после чего мать невесты приносила челпан в знак того, что пора заканчивать закуску. Жених со свитой привозили с собой пиво, которым угощали родственников невесты и ее подруг. После закуски подруги пели песни для жениха, свахи и гостей, затем целовали гостей, а те дарили им деньги. После этого гости становились посередине избы, а на места невесты с женихом садились родители невесты. Посидев немного, они выходили из-за стола. Жениха и невесту благословляли хлебом и иконой, которые затем передавались свахе невесты. С собой в церковь брали пиво, чтобы угостить гостей после венчания.
Но на этом действо не заканчивалось. Подруги невесты садились на подушку или шубу, на которой за столом сидела невеста, и требовали выкуп. Выкуп уплачивал крестный отец жениха. Только после этого все выходили из избы. Выход жениха и невесты из избы обставлялся как театрализованное действо. В разных регионах России существовали разные традиции выхода жениха и невесты. Например, в Пермской губернии происходил отъезд к венцу молодых следующим образом: на дворе жених брал в охапку невесту и сам усаживал ее в сани вместе со свахой, а сам верхом ехал вместе с тысяцким тысяцкий - должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси, первоначально военный руководитель городского ополчения. Гости выходили во двор и усаживались. Их нужно было угостить; в это время девушки пели трогательные песни, окружив жениха и невесту. Между тем колдун или знахарь обходил кругом все сани, телеги, верховых лошадей, экипажи и все остальное, чтобы удостовериться, что нигде нет колдовства.
Наконец брат или дядя невесты отворяли ворота, и свадебный поезд отправлялся в церковь. При выезде из двора, дружки крестообразно хлестали нагайкой ворота невесты и ближайший угол дома. После этого девушки в сопровождении вытницы — женщины, причитавшей на свадьбе — возвращались в избу и усевшись на то место, где только что сидела невеста, закусывали пирогом и расходились по домам. Когда свадебный поезд останавливался у церкви, свахи ставили жениха и невесту рядом и давали им держаться руками за концы ширинки и в этом положении вели их в церковь. Кузин С. К свету Божьему. После венчания молодые в сопровождении гостей отправлялись в дом жениха. Свадебный поезд встречали родители жениха и его родственники. Отец выносил икону, а мать — хлеб-соль. Братья и сестры жениха, если таковые имелись, выходили навстречу поезду с брагой и пивом.
Иногда, в северных регионах России, мать жениха выходила навстречу молодоженам грязной, одетой в лохмотья. Таким образом, она хотела показаться страшной молодой жене и внушить ей боязнь к себе. После того, как гостям подавалось вино, все заходили в избу. Отец и мать жениха вставали у стола лицом к дверям. Молодые молились на икону, которая была в руках у отца, а затем трижды кланялись и подходили за благословением. После благословения свахи уводили молодых за печь или на женскую половину, где новобрачной заплетали две косы вместо одной и надевали головной убор. Затем молодоженов выводили к столу. Молодые усаживались лицом к дверям. Дружка произносил молитву и начинался свадебный пир. В южных регионах России было принято, чтобы после венчания молодожены разъезжались по своим домам.
Вечером молодой муж приезжал к жене и оставался ночевать в ее доме, а утром увозил ее к себе. Свадебный пир имел огромное значение, если говорить о свадебных обрядах. Молодоженов за столом называли «князь» и «княгиня», им отводилось почетное место под иконами обязательно лицом к двери. Соблюдалась степень родства при рассадке гостей, а также мужские и женские места. Жених и невеста не ели и не пили, перед ними ставили пустую миску, а столовые приборы перевязывали красной лентой. Этот обряд связан с представлениями о том, что жених и невеста не имеют права принимать участие в трапезе вместе с женатыми родственниками, поскольку еще к ним не относятся. Правда, такой запрет распространялся не на все регионы России. Так, например, в Пермской губернии молодые ели одной вилкой и одной ложкой, пили из одного стакана, что символизировало их единство. Существовала круговая подача вина, ее частота определялась возможностями устроителей пира, так у богатых вино подавали после каждого блюда, а у бедных — через три блюда. Во время подачи вина молодой наливал рюмку, а молодая подносила ее на тарелке.
Гости выпивали только тогда, когда выпьют молодые. Было принято при каждой подаче высказывать пожелания молодым и дарить им деньги. Свадебный ужин состоял, как правило, из рыбного пирога, щей, холодца, жареной баранины, утки, индейки и челпана. Если свадьба выпадала на постный день, то предлагались судак с уксусом, рыбный пирог, уха, мед и кисель. Одним из основных свадебных обрядов была брачная ночь. Именно брачная ночь, а не венчание в церкви делала жениха и невесту мужем и женой. В некоторых северных регионах России брачная ночь проводилась следующим образом: спустя час после начала свадебного пира молодых вели спать в сопровождении отца, матери, свахи и всех поезжан, включая знахаря колдуна и дружек. Дружки приносили пирог, пиво, брагу. Отец и мать называли молодую хозяйкой и предоставляли ей право угощать всех, знахарь доставал свой пирог и подавал молодым. Они его ели вместе, в знак того, что они муж и жена и теперь неразлучны.
Поезжане пили и закусывали, целовали молодых по три раза, дарили деньги. Молодая произносила молитву, разувала мужа. Верхнее платье молодой снимал сам. Затем гости уходили, оставались только знахарь и сваха. Раздетую до рубашки невесту сваха и знахарь просили обнять и поцеловать мужа, уложить его в постель, потом молодая ложилась сама. Когда они ложились, сваха от радости плясала. Знахарь поправлял постель, обходил вокруг и нашептывал заговор. Затем молодых оставляли до утра. Утром к молодым приходил знахарь и будил их. Молодая одевалась и одевала молодого в чистое белье.
Второй день свадьбы начинался с того, что гостей приглашали позавтракать.
Молодая произносила молитву, разувала мужа. Верхнее платье молодой снимал сам. Затем гости уходили, оставались только знахарь и сваха. Раздетую до рубашки невесту сваха и знахарь просили обнять и поцеловать мужа, уложить его в постель, потом молодая ложилась сама. Когда они ложились, сваха от радости плясала. Знахарь поправлял постель, обходил вокруг и нашептывал заговор.
Затем молодых оставляли до утра. Утром к молодым приходил знахарь и будил их. Молодая одевалась и одевала молодого в чистое белье. Второй день свадьбы начинался с того, что гостей приглашали позавтракать. После завтрака продолжался свадебный пир. Тесть и теща очень редко приглашались на второй день свадьбы. Молодая жена приглашала всех родственников вымыть руки перед тем, как садиться на стол, этим она выражала свою покорность и смирение перед новой родней.
После умывания всем дарились подарки. Молодые кланялись отцу с матерью, а затем передавали им подарки — вино, сыр, каравай и медную монету. Этой медной монетой отец тер усы и бороду, а затем сам одаривал их деньгами, которые клал на блюдо. Подаренные деньги молодая жена брала себе. Праздничный пир начинался примерно в три часа, потому что процедура одаривания была достаточно продолжительной. В конце обеда дружка спрашивал родителей: «Не пора ли молодых спать уложить? Отец говорил: «Не пора».
Только после третьего вопроса дружки, отец соглашался и стол заканчивался. Молодые, кланялись трижды по пояс, трижды в землю, потом опять трижды в пояс, падали отцу и матери в ноги и просили благословения. Знахарь вел молодых спать, приносил рюмку вина или стакан пива, нашептав в напиток и отплюнув в сторону, давал выпить молодым и уходил. Все разъезжались по домам, кроме знахаря и дружки. Через полчаса дружка, по поручению родителей, отправлялся за молодой. Молодая, по приказанию свекрови заводила хлеб или брагу к завтрашнему дню и опять отправлялась спать. Собирали гостей и на третий день.
В этот день собирали так называемый пирожный стол, молодые угощали всех пирогами. Это символизировало желание водить хлеб-соль с новой родней. Молодые сами не садились за стол на третий день, они только подавали угощение и напитки гостям. Свадьбы на Руси были двух типов — драма или праздник. Свадьба-драма праздновалась, как правило, на севере, особенно в Сибири. Ее отличительной особенностью являлось большое количество причитаний, сопровождавших действо с момента сговора и до венчания. Для южных регионов была характерна свадьба-праздник.
Причитания на южной свадьбе были возможны только в том случае, если невеста была сиротой. Невеста-сирота причитала на могилах своих родителей о том, что они не дожили до этого счастливого дня и не могу выдать ее замуж. Подруги невесты пели грустные песни, поэтому же поводу. Убор невесты. Муромский историко-художественный музей, г. Муром Фольклорно-историческая трактовка традиционных свадебных обрядов В древности свадебный обряд был неразрывно связан с магией. Именно поэтому многие свадебные обряды имеют конкретное «магическое» содержание.
Например, можно говорить о таком обряде, как необходимость обвести молодых вокруг дерева или печного столба. Переход молодой жены из отцовского рода в род мужа являлся одновременно и переходом под покровительство духов другого рода. Такой переход требовал защиты молодых специальными оберегами. Эти обереги не только защищали молодую жену, но и способствовали здоровью молодых и возможности иметь много детей. Во многих словесных выражениях сохранилась символика обвода молодых вокруг дерева: окручаться выходить замуж, жениться , крученка любовная связь , крутить, повивать менять невесте прическу и девичий головной убор на женский , округа, повойник, завивало головной убор замужней женщины. Разумеется, с течением времени, изменением религиозных представлений русского народа этот обряд утратил свое первоначальное значение и стал представлять собой эстетическое действие, обязательную свадебную игру, не имеющую под собой той особой магической базы — принятие из чужого рода в свой род. Это положение верно для огромного количества свадебных обрядов, которые с течением времени утратили свое значение и либо стали восприниматься просто как обязательная, но ничем не подкрепленная часть свадебного действа, либо получили новое значение в соответствии с веяниями времени.
Например, обычай, согласно которому жених не видит невесту с момента сговора до свадьбы, объясняемый тем, что жених не участвовал в ее выборе и порой был не знаком с ней до дня свадьбы, сохранился и в настоящее время. Современные молодые люди, которые зачастую живут вместе до свадьбы, предпочитают разъезжаться по разным квартирам в ночь перед свадьбой, при этом объяснение этому многие не могут найти. Что касается традиций, получивших новую трактовку в соответствии с веяниями времени, то здесь можно сказать об уже упомянутой традиции преломления свадебного каравая. Она возникла в XIX веке в Англии. Каждый гость на английской свадьбе приносил с собой маленький пирог, эти пироги складывались перед женихом и невестой, которые должны были целоваться над ними. В настоящее время традиция преломления пирога получила новую трактовку — тот, кто отломит или откусит от пирога больший кусок, будет главой семьи. Интересна традиция кражи и покупки невесты.
Так, покупка невесты в выражается в обряде выкупа невесты, в символической продаже ее косы и даже в словах, с которых начинается сватовство — «У вас — товар, у нас — купец». Обряд кражи невесты сохранился до сих пор, он уходит корнями в те времена, когда древние славяне воровали понравившихся им девушек, которые затем жили с ними в качестве жен. На форму проведения свадебных обрядов ощутимо повлияло представление об умирании и возрождении молодых в качестве супругов. Именно поэтому во всех свадебных обрядах тесно переплетаются слезы и смех, радость и грусть. Традиция заключения брака путем сговора сторон, когда семья жениха отправляет сватов к невесте диктовала строгое соблюдение всех примет, обещающих благополучный исход дела. Так из дома выгонялись собаки и кошки, поскольку считались нечистыми, все присаживались «на дорожку», на стол мать жениха выставляла каравай и соль, которые являются древнейшими мифическими воплощениями благополучия, счастья, постоянства и верности. Шибанов М.
Празднество свадебного договора. Государственная Третьяковская галерея. Москва Боязнь отпугнуть удачу приводила к тому, что приход сватов в дом невесты сопровождался соблюдением целого ряда условностей. При входе в избу свату полагалось перенести через порог сначала правую ногу, да еще пристукнуть о порог пяткой, чтобы невеста не попятилась, то есть свадьба не сорвалась. Войдя в дом, сваты останавливались под поперечной балкой, которая служила опорой потолку. Она называлась матицей. Выражение «стать под матицу» приобрело значение «прийти посвататься», так как стояние сватов под ней уже означало начало посредничества между домами жениха и невесты.
Одним из наиболее распространенных мотивов русского фольклора является мотив испытания жениха путем выполнения различных русских заданий. Этот мотив исследует известный ученый фольклорист, В. Пропп на материале русской волшебной сказки. Невеста в ответ на сватовство предлагает жениху трудное задание, от выполнения которого зависит ее ответ: «Раньше, чем вступить в брак, она испытывает жениха, задавая ему различные трудные задачи. Мотив «трудных задач» - один из самых распространенных в сказке… Иногда задача может задаваться в самом начале сказки. Сказка начинается с того, что царь желает выдать свою дочь и кличет всенародный клич, сообщая условия выдачи. В таких случаях сватовство вызвано задачей.
Здесь мы имеем сперва задачу, а потом сватовство, состоящее в попытке решить эту задачу… Что, собственно, заставляет царя задавать задачу, об этом ничего не говорится. Другими словами, задачи не мотивированы. Неясно пока и другое. Задачи настолько трудны, что они должны быть признаны невыполнимыми. Герой их выполняет, потому что у него есть волшебный помощник. Пока совершенно неясно, должны ли эти задачи привлечь или отпугнуть женихов, или помочь найти единственного достойного жениха… Герой сватается, но ему ставят условие сперва решить задачи невесты. Первый случай, как мы видели, не содержит мотивировки.
В этом же случае мотивировка есть. Сам ли царь, будущий тесть, задает задачу или это делает царевна-невеста, это роли не играет. Иногда это задаванье задач исходит от отца, иногда — от царевны. Но это не всегда бывает так. Можно проследить некоторую дифференциацию: враждебен к жениху только отец царевны, будущий тесть, а царевна, наоборот, помогает герою, обманывая своего отца». Множество свадебных обрядов связано с кругом, который является, по своей сути, древним символом брака. Именно исходя из этого формируются предметные воплощения круга — кольца, венки, круглый каравай, свадебные калачи.
Со времен покупки невест идет и другая традиция — скрепление брачного договора после сговора рукобитием и залогом. После рукобитья во многих деревнях невесту покрывали платком от сглаза и жгли куделю на ее прялке, отмечая тем самым ее переход от девичества к замужеству. Девушку называли «сговоренной», и ей полагалось ходить в темном платке, с распущенной лентой в косе и реже показываться на людях. Обряд предсвадебного мытья в бани символизировал собой очищение невесты, причем как физическое, так и духовное. Множество примет сопровождало и отправление свадебного поезда. Так, число подвод должно было быть нечетным. Четные числа символизировали неудачу, смерть, зло и тьму.
Отправлялся поезд к дому невесты не по прямой, а по объездной дороге, чтобы обмануть злые силы и не дать им расстроить свадьбу. Кстати, до сих пор в деревнях принято отправляться к дому невесты вокруг деревни, но дело уже идет не о боязни злых сил, а о желании показать всем в деревне, что в этой семье свадьба. С необходимостью отпугивать злых сил связано и приглашение колдуна на свадьбу. Причем, если колдуна не приглашали, то считалось, что он может расстроить свадьбу, например, превратить в стаю волков свадебный поезд. От древнего обычая похищать невесты сохранились обряды, согласно которым родные невесты оказывают притворное сопротивление жениху, не желая якобы отдавать ему невесту.
Конечно, и от этих традиций бывают отступления, но все же часто можно встретить именно такой расклад событий. В других случаях обычаи применяются для свадьбы, если она организуется в конкретном стиле. Пары стали серьезней подходить к сценарию своего бракосочетания, поэтому нередко устраивается тематическое торжество. Если оно проводится, например, в английском, французском, мексиканском, индийском или итальянском стиле, то можно перенять и некоторые традиции этих народов, чтобы создать яркий антураж. Читайте также, как можно отпраздновать свадьбу в русском народном стиле и выполнить тематические пригласительные открытки. В большинстве же своем каждая современная свадьба оказывается сотканной из обычаев разных стран. Какие-то этапы бракосочетания, например, обмен обручальными кольцами, существуют еще с древних времен, другие появились всего несколько столетий назад. Если раньше свадьба проходила в замкнутом мирке конкретного народа, то теперь границы праздника расширяются. Какие есть обычаи На Руси свадьба праздновалась не меньше недели, а в подготовке к ней участвовала вся деревня. Каждый человек знал, какая роль ему отведена, и в итоге получалась слаженная работа без заминок и суеты. Сейчас такое уже не встречается, поскольку каждое торжество проходит на свой манер, а раньше сценарий был одним для всех. Самый главный свадебный обряд в русских традициях — сватовство. Жених вместе со своими друзьями и семьей приходил в дом к невесте и спрашивал благословения на свадьбу у родителей девушки. Ее саму о желании выйти замуж никто не спрашивал — ей надлежало только продемонстрировать свои хозяйские способности и принять волю матери и отца. Сватовство На сватовство жених приходил не с пустыми руками — он приносил помолвочное кольцо. Считалось, что если невеста примет его, то свадьбе быть, но на самом деле все уже заранее было решено главами семейств. Если жених приходил без кольца, это заставляло семью девушки задуматься по поводу того, что он сможет обеспечить их дочь. Когда вопрос о свадьбе был решен, родители благословляли своих детей на этот шаг. Происходило это в храме, для обряда использовались иконы, хлеб с солью и рушник. Читайте подробнее о встрече молодоженов с караваем и словах, которые стоит произнести. Если брак планировался с предварительной договоренности семей, то это был лишь символический этап события. Если же девушка и юноша сами принимали решение о женитьбе, то могли получить и отказ в благословении. В этом случае у них было два варианта — либо повиноваться воле родителей, либо ослушаться их, за чем обычно следовал полный разрыв отношений с семьей. Наряд невесты Подвенечный наряд невесты был особенным. Сейчас принято видеть виновницу торжества в белоснежном платье, но это европейская традиция, на Руси облачались в красное. Свадебный распорядитель Раньше на Руси все невесты облачались в сарафан красного цвета, который символизировал счастье и плодородие. А вот белый цвет считался символом траура и печали.
Заключение Много народностей — много традиций Для тех, кто желает реконструировать обычаи своей национальности, здесь собраны факты, без которых сходство с прошлыми временами будет неполным. Их можно включить в собственное торжество или полностью повторить свадебные традиции предков. Это всегда красиво, и вызывает восторг у собравшихся гостей. Итак: Русская свадьба Праздновалась с размахом, несмотря на то, что каноны, соблюдаемые молодыми, были очень строгими. Молодежь на Руси впитывала богобоязненность от предков и истово верила в будущую кару, если не соблюдать правил, завещанных отцом и матерью. Конечно, случались непослушания, но в массе своей они были редки. Торжеству предшествовали многочисленные этапы: сговор — семьи жениха и невесты через сватов договаривались о связи судеб детей; рукобитье — официальная встреча двух семей для оглашения решения при свидетелях, после которого отказаться друг от друга считалось грехом и страшным оскорблением; подготовка к венчанию — решались бытовые вопросы, проводились девичники и мальчишники; выкуп — с утра жених должен был прибыть к дому невесты с дарами для нее и тещи; само венчание в строго отведенный день — по некоторым датам Церковь запрещает проводить свадьбы; пиршество с многочисленными гостями — бывало, на свадьбе присутствовали несколько деревень, а у знатных пар было не принято не оповестить царственных особ, вдруг да почтят своим приездом. Особенностью русских свадеб всегда была хлебосольность и внимание к нищим — в этот день они одаривались и приглашались к столу. Считалось, что так молодые обеспечивают себе беззаботную жизнь и любовь Бога. Мордовская Интересный факт — в этой национальности считался вполне обычным брак с женихом младше себя в два раза! Более того, невесты в 25—30 лет очень ценились и не считались засидевшимися в «девках». Объяснялось это просто — многодетные мордовские семьи требовали рабочих рук и здорового потомства. Конечно, сейчас все по-другому, но красивые моменты все-таки остались: погоня — сватовством занимался отец жениха, привозя к дому невесты сладкий хлеб, стуча в окна и убегая. Если его догоняли, давали тумаков и в свадьбе отказывали, наоборот — сговор проходил на следующий день в доме жениха; плетение кос — до замужества невеста носила одну, перед свадьбой, после омовений в бане подружки плели уже две, что означало переход во взрослую, женскую жизнь; представление невесты духам — будущая родня после свадьбы вела молодую к могилам предков, на которых она и родственники мужа молились принять ее в семью, помогать и не препятствовать счастью. В остальном свадьба шла традиционно — много еды, напитков, увеселений. У мордовских невест очень яркие наряды, сразу выделяющиеся из всех известных свадебных платьев. Татарская Красивый и самобытный народ сохранил свадебные традиции, обычаи по сей день. В исламском мире очень тверды понятия семьи и верности — разводы там крайне редки. К торжественному дню начинают готовиться чуть не с рождения детей — будущего жениха и невесты. Но, конечно, теперь уже нет той строгости, с которой сваты сговаривались без их участия. Что примечательного: калым — требовался как выкуп только от жениха, а приданного у невесты могло не быть вовсе, если не считать расшитой национальной одежды. При этом дама «капризничала», если размер калыма ее не устраивал; Никах — обряд венчания до подачи официального заявления в ЗАГС. Проводится имамом или муллой в доме невесты — в тишине звучат Суры из Корана, молодые скромно внимают; Туй — праздничное веселье с народными танцами и песнями. Свадьба длится несколько дней, чтобы почтить всех приглашенных гостей в национальном ключе. Особенностью татарской свадьбы стал наряд невесты. Выдержанный в мусульманских традициях, с платком, он, тем не менее, совсем не бледный. Напротив, разрешено надевать шикарные платья любых цветов, подчеркивающих красоту девушки. Калмыцкая Пожалуй, самая быстрая свадьба у народа России.